Морфологические нормы русского языка егэ 2020

Подготовка к ЕГЭ
2020 Задание №7. Морфологические  нормы

(образование форм слова)

Чаще всего допускаются ошибки в
образовании формы:

1.     сравнительной
и превосходной степени прилагательных;

2.     числительных;

3.     именительного
и родительного падежа множественного числа существительных;

4.     косвенных
падежей личных местоимений 3-го лица после предлога и т.д.

СТЕПЕНИ
СРАВНЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

СРАВНИТЕЛЬНАЯ

ПРЕВОСХОДНАЯ

(проявление
признака в большей степени, чем в другом)

(предмет
превосходит остальные предметы по какому – либо признаку)

I.                 
ПРОСТАЯ

1.       нач. ф.-ее (-ей)

   
спокойный +  -ее – спокойнее;

2.       нач. ф. (чередование согласных)

   
громкий + – громче;

3.       нач. ф. 
-к- (-ок, -ёк)
+ -е, -ше

   
тонкий -к-
+ -ше – тоньше

II.              
СОСТАВНАЯ

более + нач. ф.

более широкий

I.                 
ПРОСТАЯ

1.       нач. ф.  +  -ейш-  (-айш-)

спокойный 
+ -ейш— 
спокойнейший

II.              
СОСТАВНАЯ

самый (наиболее)  + нач. ф.

самый широкий

·       
нельзя
смешивать простую и составную формы степеней сравнения!

Неправильно говорить: наиболее умнейший,
 менее красивее, самый талантливейший.

Правильно сказать: менее
красиво, наиболее умный, самый талантливый.

Образование форм
числительных

Числительное

Пример ошибок

Правило и
правильные варианты

1)сложные

Нет шестьсот рублей, о четырехсот
книгах и т.п.

При склонении у сложных числительных
изменяются обе части(четырехсот (р.п.), четыремстам (д.п.), четырьмястами
(ТВ.п.), о четырехстах (п.п.).

Правильный вариант: нет шестисот
рублей, о четырехстах книгах.

2) составные

Тремя тысячами пятистами
восьмидесятью семью

При склонении составных числительных
изменяется каждое слов (трем тысячам семистам пятидесяти двум (д.п.), пятью
тысячами восьмьюстами пятьюдесятью шестью (ТВ.п).

Правильный вариант:

Тремя тысячами пятьюстами
восьмьюдесятью семью

3) дробные

При склонении дробных числительных
изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее целое
число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе (трех (каких?)
седьмых; пяти (каким?) девятым)

4) полтора и

полтораста

Полторами стаканами, полуторастам
друзьям

Числительные
полтора (ж.р. – полторы) и полтораста
в им. и вин.п.
имеют указанную форму, а во всех остальных падежах – форму полутора и
полутораста (полторы чашки, полутора чашек, полтораста центнеров, полутораста
центнерами.

Правильный вариант:

Полутора стаканами

Полтораста друзьям.

5) сорок, девяносто, сто

Девяностам тетрадям, о сороках
событиях,  к стам книгам

Эти числительные при
склонении имеют лишь две формы: им. и вин.п. – сорок, девяносто, сто; все
остальные падежи – сорока, девяноста, ста.

Правильный вариант:

Девяноста тетрадям, о сорока
событиях, к ста книгам.

6) собирательные двое,
трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро.

Двое девчонок, трое кошек, семеро
женщин

Эти числительные
употребляются только:

А) с сущ. , обозначающими лиц
мужского и общего рода: трое братьев, двое сирот.

Б) с существительными, имеющими
форму толко множественного числа: трое суток, двое ножниц.

В) с существительными ребята,
люди, дети: пятеро подозрительных лиц, двое ребят.

Г) с личными местоимениями: мы,
вы, они (их трое, вас пятеро).

Д) с названиями парных предметов
(двое носков, варежек, лыж.

Е) с названиями детенышей
животных: двое зайчат, четверо ежат.

!!! собирательные числительные не
могут сочетаться с существительными обозначающими лиц женского пола и
взрослых особей животных!

Правильный вариант

Две девочки, семь женщин, три
кошки.

7) собирательные оба – обе

К обоим старушкам, у обеих
мальчиков

Оба, обоих,
обоим, обоими
употребляется только с существительными мужского
рода, а обе, обеих, обеими, обеим – только с существ. женского рода

Правильный вариант:

К обеим старушкам, у обоих
мальчиков

            
Образование форм глагола

Пример
ошибок

Правило и правильный вариант

Поклади в сумку, ехай быстрее, я
победю его

Запомнить:

1) формы повелительного
наклонения глаголов:

Ехать – поезжай(-те); лечь – ляг
(-те).

2) глагол КЛАСТЬ употребляется
только без приставки;

3) глаголы с корнем –лож- —
только с приставкой (положить, выложить).

4) не употребляются формы 1-го
лица единственного числа настоящего (будущего простого) времени глаголов
ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ЧУДИТЬ. В необходимых случаях используется
выражения: могу очутиться, сумею победить.

Правильный вариант:

Положи в сумку, поезжай быстрее,
я смогу победить его

          Образование
форм местоимений

Пример ошибок

Правило и правильный вариант

Посреди его, внутри них, ближе
нее, ихняя судьба

1) к личным местоимениям 3-го
лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если они стоят после
простых  предлогов без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.: без него, с
ней или после наречных предлогов вокруг, впереди, возле, мимо, напротив,
около, посреди, после, сзади, управляющих родительных падежом: вокруг Них,
сзади Него.

2) после наречных предлогов вопреки,
согласно, наперекор, навстречу, соответственно, подобно, внутри и др.
начальное Н не прибавляется: вопреки ему, навстречу ей.

3) после формы сравнительной
степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются без
начального Н: старше его, лучше её.

!!! Притяжательное местоимение ИХ
имеет только эту форму! ИХНИЙ – ошибка.

Правильный вариант:

Посреди него, внутри их, ближе
ее, их судьба.

Варианты падежных
окончаний имен существительных

Пример
ошибок

Правило и правильный вариант

Двое сапогов, несколько румынов,
взвод солдатов, пять амперов, красивых полотенцев.

Сущ. м.р. 2-го скл. с основой на
твердый согласный в род.п. мн.ч. имеют нулевое окончание, если обозначают:

1)парные предметы: варежки –
варежек (но: носки – носков);

2) национальность (если основа
оканчивается на Н или Р): армяне – армян, болгары – болгар (но: якутов,
таджиков).

3) воинские подразделения: отряд
(партизан, гусар, солдат.

4) некоторые единицы измерения:
(несколько) ампер, ватт, вольт, гран (но: граммов, килограммов).

5) а также существительные ж.р.
на _ня  и на –це: башня – башен, басня – басен, блюдец, зеркалец,
одеялец, полотенец (но: болотцев, копытцев, кружевцев, поленцев).

Правильный вариант:

Двое сапог, несколько румын,
взвод солдат, пять ампер, красивых полотенец.

Молодые инженерА

Окончание на И(Ы) употребляется:

1) у заимствованных
существительных на –ер: шоферы.

2) у заимствованных одуш. и
неодуш. существительных, оканчивающихся на –тор, -сор: редукторы,
конструкторы, инспекторы (но: директора, профессора).

Правильный вариант:

Молодые инженеры.

Кусок сырА

Окончание –У(Ю) употребляется:

А) у вещественных существительных
при указании на количество: стакан чаЮ, ложка сахарУ (но:плантации чаЯ,
запасы сахарА).

Правильный вариант:

Кусок сырУ

Пять апельсин, вкусных яблоков

Существительные, обозначающие
название овощей и фруктов, в основном в форме род.п., мн.ч. имеют окончание
–ов: лимонов, баклажанов (но: яблок).

Правильный вариант:

Пять апельсинов, вкусных яблок.

Существительные ср.р. на –ье в
форме р.п., мн.ч. имеют окончание –ий: снадобье – снадобий, захолустье –
захолустий (но: платьев, устьев, низовьев, верховьев).

Готовимся к ЕГЭ- 2020 Морфологические нормы. Задание № 8 . Теория и практика.  Холоденко Е.В., учитель русского языка и литературы

Готовимся к ЕГЭ- 2020

Морфологические нормы.

Задание № 8 .

Теория и практика.

Холоденко Е.В., учитель русского языка и литературы

Алгоритм выполнения задания 7 ЕГЭ по русскому языку: 1.  Внимательно прочтите предложенные словосочетания. 2.  Определите части речи выделенных слов. 3.  Вспомните правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть. 4.  Действуйте методом исключения. Лучше всего начать с прилагательных, числительных, глаголов, а на

Алгоритм выполнения задания 7 ЕГЭ по русскому языку:

1. Внимательно прочтите предложенные словосочетания.

2. Определите части речи выделенных слов.

3. Вспомните правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть.

4. Действуйте методом исключения. Лучше всего начать с прилагательных, числительных, глаголов, а на «десерт» оставить существительные, так как там большее количество информации.

5. Выпишите правильное слово.

Что нужно знать: •  Падежные формы имен числительных •  Употребление собирательных числительных •  Употребление ОБА, ОБЕ •  Употребление числительных полтора, полтораста •  Образование и употребление степеней сравнения имен прилагательных •  Образование и употребление форм повелительного наклонения некоторых глаголов •  Образование и употребление именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных

Что нужно знать:

Падежные формы имен числительных

Употребление собирательных числительных

Употребление ОБА, ОБЕ

Употребление числительных полтора, полтораста

Образование и употребление степеней сравнения имен прилагательных

Образование и употребление форм повелительного наклонения некоторых глаголов

Образование и употребление именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных

РЕЧЕВЫЕ НОРМЫ Задание

I.Нормативное образование ФОРМ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1.ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ падеж МНОЖЕСТВЕННОГО числа

окончание -А

окончание -И (-Ы)

борт – бортá

вексель – векселя’

вензель – вензеля’

ворох – ворохá

директор – директорá

доктор — докторá

инспектор – инспекторá

катер – катерá

китель – кителя’

кузов – кузовá

купол – куполá

окорок – окорокá

округ – округá

ордер – ордерá

погреб – погребá

профессор – профессорá

сорт — сортá

сторож – сторожá

тенор – тенорá

фельдшер – фельдшерá

флюгер – флюгерá

хутор – хуторá

штабель – штабеля’

штемпель – штемпеля’

шулер – шулерá

якорь — якоря’

бухгалтер – бухгáлтеры 

брелок – брелоки

возраст – вóзрасты

грифель – грúфели

грунт – грỳнты

диспетчер – диспéтчеры

договор – договóры

драйвер – дрáйверы

инженер – инженéры

конструктор – констрỳкторы

лектор – лéкторы

лифт – лúфты

плейер – плéйеры

порт – пóрты

приговор – приговóры

принтер – прúнтеры

прожектор – прожéкторы

редактор – редáкторы

ректор – рéкторы

свитер – свúтеры

сектор – сéкторы

слесарь – слéсари

снайпер – снáйперы

торт – тóрты

тренер – трéнеры

флот – флóты

фронт – фронты’

шофёр – шофёры

штаб – штабы’

штурман – штỳрманы

2. РОДИТЕЛЬНЫЙ падеж МНОЖЕСТВЕННОГО числа

Имена существительные, обозначающие названия парных предметов,

в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание

бахилы – бахил

туфли – туфель сапоги – сапог

ботинки – ботинок чулки – чулок

бутсы — бутс шаровары – шаровар

гетры – гетр шорты – шорт

валенки – валенок шпроты – шпрот

жабры – жабр эполеты – эполет

кастаньеты — кастаньет

манжеты – манжет

панталоны – панталон

погоны – погон

рейтузы – рейтуз

Но! окончание -ОВ

бронхи – бронхОВ

гольфы – гольфОВ

джинсы – джинсОВ

кеды — кедОВ

клипсы – клипсОВ

носки – носкОВ

рельсы – рельсОВ

лампасы — лампасОВ

Имена существительные, обозначающие название национальностей, народностей,

в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:

армяне – армян

башкиры – башкир

болгары — болгар

буряты – бурят

грузины – грузин

лезгины — лезгин

осетины – осетин

румыны – румын

татары – татар

турки – турок

туркмены – туркмен

цыгане – цыган

Но! окончание -ОВ

казахи – казахОВ

калмыки – калмыкОВ

киргизы – киргизОВ

монголы – монголОВ

таджики – таджикОВ

тунгусы – тунгусОВ

узбеки – узбекОВ

хорваты – харватОВ

якуты – якутОВ

Имена существительные, обозначающие название овощей и фруктов,

в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание -ОВ:

абрикосы – абрикосОВ

ананасы – ананасОВ

апельсины – апельсинОВ

баклажаны – баклажанОВ

бананы – бананОВ

гранаты – гранатОВ

лимоны — лимонОВ

мандарины – мандаринОВ

помидоры – помидорОВ

томаты – томатОВ

Но! окончание нулевое:

дыни – дынь

сливы — слив

яблоки – яблок

Имена существительные, обозначающие единицы измерения:

окончание -ОВ

нулевое окончание

байты – байтОВ

гектары – гектарОВ

граммы – граммОВ

децибелы – децибелОВ

караты – каратОВ

килограммы – килограммОВ

километры – километрОВ

амперы – ампер

аршины – аршин

биты – бит

ватты – ватт

вольты – вольт

радианы – радиан

рентгены – рентген

Имена существительные, обозначающие название группы людей по роду деятельности, чаще всего имеют нулевое окончание:

гренадеры – гренадер

гусары – гусар

драгуны – драгун

кадеты – кадет

партизаны – партизан

солдаты – солдат

уланы — улан

Но! окончание -ОВ

гардемарины — гардемаринОВ

саперы — саперОВ

Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в И.п., ед. ч. на -ЦЕ, с.3

в родительном падеже множественного числа, как правило, окан­чиваются на -ЕЦ:

блюдце – блюдЕЦ

зеркальце – зеркалЕЦ

копытце – копытЕЦ

одеяльце – одеялЕЦ

полотенце – полотенЕЦ

сердце – сердЕЦ

щупальце — щупалЕЦ

Но! окончание -ЕВ

болотце – болотцЕВ

деревце – деревцЕВ

кружевце – кружевцЕВ

оконце – оконцЕВ

Имена существительные

среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже един­ственного числа на ЬЕ — без ударения, чаще всего в Р.п. мн.ч. оканчиваются на ИЙ.

гнездовье — гнездовИЙ

гулянье – гулянИЙ

застолье – застолИЙ

кочевье – кочевИЙ

кушанье – кушанИЙ

надгробье – надгробИЙ

новоселье – новоселИЙ

ожерелье – ожерелИЙ

отродье – отродИЙ

печенье — печенИЙ

побережье – побережиИЙ

поверье – поверИЙ

сиденье — сиденИЙ

снадобье – снадобИЙ

соленье – соленИЙ

увечье — увечИЙ

угодье – угодИЙ

ущелье – ущелИЙ

Но! окончаниеЕВ:

верховье – верховьЕВ

низовье – низовьЕВ

платье – платьЕВ

подмастерье – подмастерьЕВ

устье – устьЕВ

запомните ударные случаи:

копьё – копИЙ

питьё – питЕЙ

ружье — ружЕЙ

Имена существительные женского рода на -ЬЯ

без ударения

в Р. падеже мн. числа оканчиваются на -ИЙ:

под ударением

в Р. падеже мн. числа оканчиваются на -ЕЙ:

бегунья – бегунИЙ

гостья – гостИЙ

колдунья – колдунИЙ

оладья – оладИЙ

певунья – певунИЙ

плясунья – плясунИЙ

попрыгунья – попрыгунИЙ

хохотунья – хохотунИЙ

шалунья – шалунИЙ

эскадрилья – эскадрилИЙ

бадья – бадЕЙ

ладья – ладЕЙ

полынья – полынЕЙ

статья – статЕЙ

судья – судЕЙ

Запомните:

окончание -ЕЙ

нулевое окончание

окончание -ЕВ

окончание -ОВ

ведомость – ведомостéй

дядя — дядей

кегля – кеглей

лопасть – лопастéй

мощность – мóщностей

отрасль – óтраслей

пеня – пеней

пригоршня – пригоршней

простыня – простыней

распря – рáспрей

сакля – саклей

скатерть – скáтертей

скорость – скоростéй

тетя — тетей

четверть — четвертéй

свеча – свечей

будни – будней

бредни – бредней

гантели – гантелей

дровни – дровней

козни – козней

ясли – я’слей

басня – басен

баржа – барж

барышня – барышень

башня – башен

бойня – боен

боярышня – боярышень

вафля – вафель

вишня – вишен

двойня – двоен

домна – домен

копна – копён

кочерга – кочерёг

кровля – кровель 

няня – нянь

оглобля – оглобель

пашня – пашен

пелена – пелён  

пéтля – пéтель

погоня – погонь

сотня – сотен

спальня – спален

сплетня – сплетен

таможня – таможен

черешня – черешен

серьга – серёг

сплетня – сплетен

тýфля – тýфель

тихоня – тихонь

яблоня – яблонь

брызги- брызг

зразы – зраз

макароны – макарон

оковы – оков

розги – розог

узы – уз

лохмотья – лохмотьЕВ

коренья – кореньЕВ

хлопья – хлопьЕВ

выборы – выборОВ

георгины – георгинОВ

дебаты – дебатОВ

заморозки – заморозкОВ

кулуары – кулуарОВ

манёвры – манёврОВ

нарды – нардОВ

очистки – очисткОВ

соты – сотОВ

чипсы – чипсОВ

Запомните следующие формы множественного числа:

1) зуб: зубы (у человека, животных) — зубья (у пилы)

корпус: корпусы (часов) – корпуса (здания)

лагерь: лагери (политические группировки) – лагеря (туристические)

муж: мужи (государственные) — мужья (в семьях)

образ: образы (художественные) — образа(иконы)

орден: ордены (рыцарские, монашеские) — ордена (награды)

пропуск: пропуски (недосмотры) — пропуска (документы)

соболь: соболи (животные) – соболя (меха)
тоны (музыкальные звуки) – тона (переливы цвета)

2) дно – донья, курица – куры, человек – люди, ребенок – дети, полено – поленья, судно – суда.

 3.ТВОРИТЕЛЬНЫЙ падеж множественного числа.

дверь – дверьми

дочь – дочерьми

лошадь – лошадьми

кость – костями

плеть – плетями 

с.4

II.Нормативное образование и употребление ФОРМ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.

1.Склонение имен числительных, обозначающих целые числа. с.5

а) 40, 90, 100 СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО в винительном падеже имеют такие же окон­чания, что и в

именительном падеже; в остальных падежах — окончание –А

И.п., В.п.

СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО (домов)

Р.п., Д.п., Т.п., П.п.

СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА (домов, домам, о домах)

При склонении сложных числительных

б) 50-80 ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВО­СЕМЬДЕСЯТ

изменяются ОБЕ ЧАСТИ по образцу существительных третьего склонения, хотя сами числительные пишутся в одно слово:

И.п.

ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ (домов)

Р.п.

ПЯТИДЕСЯТИ, ШЕСТИДЕСЯТИ, СЕМИДЕСЯТИ, ВОСЬМИДЕСЯТИ (домов)

Д.п.

ПЯТИДЕСЯТИ, ШЕСТИДЕСЯТИ, СЕМИДЕСЯТИ, ВОСЬМИДЕСЯТИ (домам)

В.п.

ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ (домов)

Т.п.

ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ, ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ, СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ, ВОСЕМЬЮ­ДЕСЯТЬЮ

домами)

П.п.

О ПЯТИДЕСЯТИ, ШЕСТИДЕСЯТИ, СЕМИДЕСЯТИ, ВОСЬМИДЕСЯТИ (домах)

в) 200, 300, 400 ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА

изменяются обе части, вторая – как слово НОТА

И.п.

ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА (домов)

Р.п.

ДВУХСОТ, ТРЕХСОТ, ЧЕТЫРЕХСОТ (домов)

Д.п.

ДВУМСТАМ, ТРЕМСТАМ, ЧЕТЫРЕМСТАМ (домам)

В.п.

ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА (домов) .

Т.п.

ДВУМЯСТАМИ, ТРЕМЯСТАМИ, ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ (домами)

П.п.

о ДВУХСТАХ, ТРЕХСТАХ, ЧЕТЫРЕХСТАХ (домах)

В случае затруднения вме­сто слова СОТ можно подставить слово НОТА Р.п. — нет двухсот (двух нот), Д.п. – пятистам (пяти нотам) Т.п. тремястами (тремя нотами), П.п. – о четырехстах (о четырех нотах).

г) 500 – 900 ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ

склоняются обе части: первая изменяется как имена существительные третьего склонения, вторая — как слово НОТА

И.п.

ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ (домов)

Р.п.

ПЯТИСОТ, ШЕСТИСОТ, СЕМИСОТ, ВОСЬМИСОТ, ДЕВЯТИСОТ (домов)

Д.п.

ПЯТИСТАМ, ШЕСТИСТАМ, СЕМИСТАМ, ВОСЬМИСТАМ, ДЕВЯТИСТАМ (до­мам)

В.п.

ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ (домов)

Т.п.

ПЯТЬЮСТАМИ, ШЕСТЬЮСТАМИ, СЕМЬЮСТАМИ, ВОСЕМЬЮСТАМИ, ДЕВЯТЬЮСТАМИ (домами)

П.п.

о ПЯТИСТАХ, ШЕСТИСТАХ, СЕМИСТАХ, ВОСЬМИСТАХ, ДЕВЯТИСТАХ (домах)

В случае затруднения при склонении таких числительных вме­сто слова СОТ можно подставить слово НОТА:

И.п. пять нот — пятьсот; Р.п. — пяти нот — пяти­сот; Д.п. — пяти нотам — пятистам; Т.п. — пятью нотами — пятьюстами; П.п. — о пяти нотах — о пятистах.

д) Склонение составных числительных. Изменяется каждое слово! с.6

И.п.

ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТЬСОТ СЕМЬДЕСЯТ ТРИ (книги) ‘

Р.п.

(нет) ДВУХ ТЫСЯЧ ПЯТИСОТ СЕМИДЕСЯТИ ТРЕХ (книг)

Д.п.

ДВУМ ТЫСЯЧАМ ПЯТИСТАМ СЕМИДЕСЯТИ ТРЕМ (книгам)

В.п.

ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТЬСОТ СЕМЬДЕСЯТ ТРИ (книги)

Т.п.

ДВУМЯ ТЫСЯЧАМИ ПЯТЬЮСТАМИ СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ ТРЕМЯ (книгами)

П.п.

О ДВУХ ТЫСЯЧАХ ПЯТИСТАХ СЕМИДЕСЯТИ ТРЕХ (книгах)

2.Склонение имен числительных ПОЛТОРА, ПОЛТОРЫ, ПОЛТОРАСТА

ПОЛТОРА сочетается с сущ. м. и ср. рода (полтора дня, полтора полотенца), ПОЛТОРЫ – с сущ. ж. рода (полторы недели)

При склонении имеются всего ДВЕ ФОРМЫ!

И.п., В.п.

ПОЛТОРА (дня), ПОЛТОРЫ (недели), ПОЛТОРАСТА (рублей)

Р.п.,

Д.п.

Т.п.,

П.п.

ПОЛУТОРА (дней, дням, днями, о днях)

ПОЛУТОРА (недель, неделям, неделями, о неделях)

ПОЛУТОРАСТА (рублей, рублям, рублями, о рублях)

3. Склонение дробных числительных. Изменяются все слова,

числитель изменяется как слово, обозначающее целое число, а знаменатель – как прилагательное во мн.ч.:

две третьи, двух (каких?) третьих, двум (каким?) третьим, двумя (какими?)третьими, о двух (каких?) третьих.

4. Склонение составных ПОРЯДКОВЫХ числительных

отвечают на вопрос КОТОРЫЙ?) При склонении изменяется только последнее слово (как прилагательное):

И.п.

ТРИСТА ЧЕТВЕРТАЯ страница, ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТЫЙ год

Р.п.

(нет) ТРИСТА ЧЕТВЕРТОЙ страницы, ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТОГО года

Д.п.

к ТРИСТА ЧЕТВЕРТОЙ странице, к ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТОМУ году

В.п.

ТРИСТА ЧЕТВЕРТАЯ страница, ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТЫЙ год

Т.п.

ТРИСТА ЧЕТВЕРТОЙ страницей, ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТЫМ годом

П.п.

О ТРИСТА ЧЕТВЕРТОЙ странице, о ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТОМ годе

5. Нормативное употребление СОБИРАТЕЛЬНЫХ числительных

а) ДВОЕ. ТРОЕ, ЧЕТВЕРО, ПЯТЕРО и т.д.

Сочетаются ТОЛЬКО С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ

1.обозначающими лиц мужского пола

двое друзей, трое братьев,

но! две подруги,

три сестры

2. дети, люди

четверо людей, трое детей.

3. обозначающими названия детёнышей животных

четверо котят,

семеро козлят

но! четыре кошки

семь коз

4. имеющими форму только мн.ч.:

семеро суток, двое саней

б) Нормативное употребление числительных ОБА, ОБЕ

ОБА сочетается с сущ. мужского и среднего рода (оба брата, оба крыла)

ОБЕ сочетается с сущ. женского рода (обе сестры)

При склонении постоянно сохраняется

ОБА

ОБО…

Обоих (братьев), к обоим (братьям),

обоими (братьями), об обоих (братьях)

ОБЕ

ОБЕ…

Обеих (сестер), к обеим (сестрам),

обеими (сестрами), об обеих (сестрах)

III. Нормативное употребление сравнительной и превосходной степени с.7

ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ

СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ

ПРЕВОСХОДНАЯ

простая

составная

простая

составная

К основе исходного имени прилагательного прибавляются суффиксы:

ЕЕ, ЕЙ, Е, ШЕ

Красивый – красивее тяжелый – тяжелей громкий — громче тонкий — тоньше

К основе исходного имени прила­гательного прибавляются суффиксы:

ЕЙШ, АЙШ

Красивый – красивейший, тонкий — тончайший

Состоит из двух слов:

БОЛЕЕ, МЕНЕЕ

+ начальная форма прилагательного

Красивая –

более красивая,

тонкий –

менее тонкий

Состоит из двух слов:

САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ,

НАИМЕНИЕ + начальная форма прилагательного

красивая — самая красивая умный – наиболее умный

Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения.

НЕЛЬЗЯ!

В чем ошибка?

Как правильно?

Она более умнее, чем он.

к уже образованной простой форме сравнительной степени (умнее) присоединяется частица более, которая используется при образова­нии составных форм. Эта частица дублирует значение «сравнения», пере­даваемое суффиксом ЕЕ. Употребление частицы БОЛЕЕ явля­ется избыточным.

Она более умная, чем он.

Она умнее, чем он.

Это самая высочайшая в городе башня.

к уже образованной простой форме превосходной степени (высочайшая) присоединяется частица САМАЯ, которая используется при образовании составных форм степеней сравнения. Эта частица дублирует значение «сравне­ния», передаваемое суффиксом АЙШ. Употребление частицы САМАЯ с такой формой прила­гательного является избыточным.

Это самая высокая в городе башня.

Это высочайшая в городе башня.

IV. Нормативное употребление ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ с.8

1. Не имеют формы 1 лица единственного числа, так как они затруднительны для произношения, то есть из-за их неблагозвучности:

ПОБЕ­ДИТЬ, УБЕДИТЬ, ПЕРЕУБЕДИТЬ, РАЗУБЕДИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ОЩУТИТЬ, ЗАТМИТЬ, ДЕРЗИТЬ, ПЫЛЕСОСИТЬ и др.

Прибегают к описательному способу выражения — образуют словосочетание, в котором глагол стоит в неопределенной форме, а личную форму образует другой, вспомогательный глагол:

ХОЧУ (СМОГУ, НАДЕЮСЬ) УБЕДИТЬ, ПОПЫТАЮСЬ ОЩУТИТЬ, ДОЛЖЕН ПОБЕДИТЬ,

МОГУ ОЧУТИТЬСЯ.

2. Нормативное образование форм повелительного наклонения ряда глаголов:

Начальная форма глагола

Форма повелительного

наклонения (единственное число)

ТЫ

Форма повелительного

наклонения (множественное число)

ВЫ

ЛЕЧЬ

ЛЯГ

ЛЯГТЕ

ЕХАТЬ

ПОЕЗЖАЙ

ПОЕЗЖАЙТЕ

ЕЗДИТЬ

ЕЗДИ

ЕЗДИТЕ

ПОЛОЖИТЬ

ПОЛОЖИ

ПОЛОЖИТЕ

КЛАСТЬ

КЛАДИ

КЛАДИТЕ

БЕЖАТЬ

БЕГИ

БЕГИТЕ

ЛАЗАТЬ

ЛАЗАЙ

ЛАЗАЙТЕ

3. Нормативное образование форм глаголов настоящего, будущего времени:

Начальная форма глагола

ЕЗДИТЬ

я ЕЗЖУ, он ЕЗДИТ

ЛАЗИТЬ

я ЛАЖУ, он ЛАЗИТ

ЖЕЧЬ

(ЗАЖЕЧЬ, ПОДЖЕЧЬ, РАЗЖЕЧЬ)

я ЖГУ, ты ЖЖЕШЬ, он ЖЖЕТ, мы ЖЖЕМ, вы ЖЖЕТЕ, они ЖГУТ,

ПЕЧЬ

(ИСПЕЧЬ, ЗАПЕЧЬ, ПРОПЕЧЬ)

я ПЕКУ, ты ПЕЧЕШЬ, он ПЕЧЕТ, мы ПЕЧЕМ,

вы ПЕЧЕТЕ, они ПЕКУТ

БЕРЕЧЬ (СБЕРЕЧЬ)

я БЕРЕГУ, ты БЕРЕЖЕШЬ, он БЕРЕЖЕТ,

мы БЕРЕЖЕМ, вы БЕРЕЖЕТЕ, они БЕРЕГУТ

СТЕРЕЧЬ

я СТЕРЕГУ, ты СТЕРЕЖЕШЬ, он СТЕРЕЖЕТ,

мы СТЕРЕЖЕМ, вы СТЕРЕЖЕТЕ, они СТЕРЕГУТ

4. Нормативное образование форм прошедшего времени глаголов:

Начальная форма глагола

Форма прошедшего времени этого глагола

ОКРЕПНУТЬ

он ОКРЕП (неправильно ОКРЕПНУЛ)

СОХНУТЬ

он СОХ (неправильно СОХНУЛ)

ПРОМОКНУТЬ

он ПРОМОК (неправильно ПРОМОКНУЛ)

5.Ошибочно используются формы с суффиксом –СЯ, образованные от глаголов играть, стирать, полоскать: Дети *играются в саду (нужно играют); Буду *стираться (нужно стирать) и т.п.

Ср. правильное употребление: Пьеса играется впервые; Эта ткань легко стирается.

V. Нормативное употребление МЕСТОИМЕНИЙ с.9

1. Употребляйте правильные формы местоимений: их (не ихний), у нее (не у ней).

  1. Местоимения себя, свой относятся к лицу, производящему действие, поэтому неправильно использовать их в следующих конструкциях (в их действие выполняется одним лицом, а местоимение относится к другому): Учитель предложил мне прочитать вслух свое сочинение; Я попросил маму отнести тетрадь к себе.

  2. К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если они стоят после непроизводных предлогов (без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.) и некоторых предлогов, образованных от наречий и управляющих род.п. (вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после и др.): без него, вокруг них. Ср.: вопреки ему (Д.п.), наподобие его (предлог образован от существительного).

  3. После форм сравнительной степени местоимение употребляется без н: старше ее.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ.

Алгоритм выполнения задания:

1. Определите, к какой части речи относится данное слово.

2. Если это имя числительное, помните о том, что

• у сложных количественных имен числительных склоняются обе части;

• при склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово;

собирательные числительные двое, трое, четверо и т.д.

Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими лиц женского

пола (двое подруг, трое сестер) !!!

Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими взрослых особей животных (двое волков, трое медведей) !!!

•собирательные числительные ОБА употребляется с именами существительными мужского и средне­го рода, ОБЕ — женского рода;

3. Если это имя прилагательное, проследите, правильно ли образованы формы степеней:

НЕЛЬЗЯ ни в коем случае смешивать простую и составную формы степеней сравнения

4. Если это глагол, обратите внимание на правильность образования

• форм повелительного наклонения;

• форм прошедшего времени, употребляемых без суффикса -НУ-.

5. Если это имя существительное, убедитесь в правильности образования

• форм именительного падежа множественного числа;

• форм родительного падежа множественного числа.

6. Проверив правильность соблюдения морфологических норм при образовании имен числительных, прилагательных, существительных и глаголов, выберите правильный ответ.

19 мая 2018

В закладки

Обсудить

Жалоба

Морфологические нормы русского языка

Таблица удобна для распечатки и использования в качестве краткого справочника при подготовке к заданию №6 ЕГЭ. Ведь это задание ориентировано на знание правил употребления слов многих частей речи.

tab6-ru.docx

Автор: Белякова Наталья Фёдоровна, учитель русского языка и литературы.

Морфологические нормы – это правила образования грамматических форм слов разных частей речи.

Морфологические нормы имен существительных

1. Несклоняемые имена существительные, которые обозначает неодушевленные предметы, относится к среднему роду: купе, попурри, бикини.
Исключения: бигуди, галифе (мн.ч.), жалюзи, киви, виски, бренди, кофе (м. и ср.р.), мокко, пенальти, евро (м.р.).

2. Род имен существительных, обозначающих лиц, определяют исходя из пола, к которому они относятся: прекрасная мадам, серьезный месье, хитрая фрау и т.п.

3. Род географических названий, названий органов печати определяется по родовому слову: Капри – остров (м.р.), Юнгфрау – гора (ж.р.), Монако – княжество (ср.р.), Боржоми – город (м.р.); «Таймс» — газета (ж.р.).

4. Аббревиатуры обычно относят к тому роду, которому принадлежит опорное слово в них: НАТО – альянс (м.р.), СНГ – содружество (ср.р.); МГУ – университет (м.р.).

Однако надо иметь в виду следующие правила:

  • Если аббревиатура оканчивается на согласный, то она может согласовываться по мужскому роду, несмотря на принадлежность опорного слова к женскому или среднему роду. Причем в некоторых случаях согласование по мужскому роду является единственно возможным. Например, только мужского рода слова вуз (хотя заведение), МИД (хотя министерство), загс (хотя запись). В некоторых случаях наблюдаются колебания: например, МКАД – мужского рода в разговорной речи, женского рода в стилистически нейтральных контекстах. В некоторых случаях согласование по мужскому роду невозможно: ГЭС, ТЭЦ – существительные только женского рода. О родовой принадлежности таких аббревиатур следует справляться в словарях. 
  • Род иноязычной аббревиатуры определяется по опорному слову в русской расшифровке:  ФИФА (федерация) приняла решение; ЦЕРН (центр) провел исследования. Однако в некоторых случаях на родовую принадлежность может оказывать влияние внешний фонетический облик слова. Например, аббревиатура НАТО используется как существительное мужского рода (в результате влияния сочетания со словами альянс, блок, договор), женского рода (по опорному слову организация) и среднего рода (по фонетическому облику, ср. с другими словами на -О: пальто, метро, кино). Испытывает колебания в роде аббревиатура ЮНЕСКО (фонетический облик подсказывает средний род, а опорное слово организация – женский).

5. Некоторые имена существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа вместо окончания -ы(-и) могут иметь ударное окончание -а (-я):
1) односложные имена существительные: бок – бока, лес – леса, глаз — глаза, дом – дома, глаз – глаза, век – века, шелк – шелка, корм – корма, борт – борта и т.д.;
2) двусложные имена существительные, у которых в форме единственного числа именительного падежа ударение на первом слоге: буфер – буфера, берег – берега, жемчуг – жемчуга и т. д.

6. Род сложносоставных существительных определяется по слову, которое выражает более широкое значение существительного: бабочка-адмирал, телефон-автомат,диван-кровать.
А если оба понятия равноценны, род определяется по первому слову: кресло-кровать, кафе-ресторан.

7. Для правильного образования формы родительного падежа множественного числа существительных следует знать следующие тенденции:
Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок), характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа: апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков и т. д. Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений, имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание:

  • Названия людей по национальности (в словах с основой на –р, – н) и по принадлежности к воинским соединениям, преимущественно употребляющиеся в формах множественного числа в собирательном значении: жить среди туркмен, румын, турок, осетин, армян, грузин, цыган, татар болгар; видеть партизан, солдат, гусар; сюда же относится форма р. п. мн. ч. человек.
  • Названия парных предметов: много ботинок, для глаз, без погон, у чулок, ради эполет, из сапог.
  • Названия мер и единиц измерения: 220 вольт, 1000 ватт, 5 ампер, 500 гигабайт. Если же такие названия употребляются вне «измерительного» контекста (иначе говоря, форма родительного падежа не является счетной), то используется окончание -ов: жить без лишних килограммов, не хватает гигабайтов.

Названия плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающиеся на твердый согласный (апельсин, баклажан, помидор, мандарин), в форме родительного падежа мн. ч. имеют окончание -ов: пять апельсинов, килограмм баклажанов, без мандаринов, салат из помидоров.
Для некоторых существительных образование форм мн. ч. род. п. затруднено; это слова мечта, мольба, башка. С другой стороны, слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы мн. ч. род. падежа.

8.Существительные на неударяемые -ья и -ье имеют в форме родительного падежа множественного числа окончание -ий: шалу́нья — шалуний, запя́стье — запястий, а на ударяемые -ья и -ьё — окончание -ей: скамья́ — скамей, ружьё — ружей. Но: копьё — копий.

9. В форме родительного падежа множественного числа существительных на -ня с предшествующей согласной или буквой й буква ь на конце не пишется: вишня — вишен, спальня — спален, бойня — боен. Исключения: барышень, боярышень, деревень, кухонь.

10. Русские фамилии на -ов(ёв)/-ев, -ын/-ин имеют в форме творительного падежа единственного числа окончание -ым: Некрасовым, Птицыным, Никитиным. Иностранные фамилии на -ов и -ин имеют окончание -ом: Дарвином, Чаплином.

11. Названия населенных пунктов на -ов/-ев, -ын/-ин, -ово/-ево, -ыно/-ино имеют в форме творительного падежа окончание -ом: за Льговом, под Киевом, над Пушкином, за Уклеевом, под Бородином, за Голицыном.

Морфологические нормы имен прилагательных

1. Нельзя соединять в одну конструкцию простую и сложную формы сравнительной степени имени прилагательного: более хорошее сочинение/ это сочинение лучше (не это сочинение более лучше)
2. Нельзя смешивать простую и сложную форму превосходной степени имени прилагательного: самый мудрый старец/мудрейший старец (не самый мудрейший старец)

Морфологические нормы местоимений

1. Ошибкой является образование формы притяжательного местоимения ихний вместо их: их сын.

2. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н: к нему, от нее.

Морфологические нормы имен числительных

1. При склонении составных порядковых числительных изменяется их последняя часть, которая при склонении получает формы, совпадающие с формой полных прилагательных: первый, первого, первому и т.д. Остальная часть составного порядкового существительного остается неизменной при всех типах склонений, и какие-либо её изменения считаются морфологической ошибкой: в две тысячи втором году.

2. Каждая часть и каждое слово, из которого состоит составное и сложное количественное числительное, склоняется по отдельности: увиделся с двадцатью четырьмя одноклассниками.

3. Случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные:

  • с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.
  • с существительными дети, люди: двое детей, четверо людей.
  • с существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.
  • с существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.
  • с существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.
  • с местоимениями: нас двоих, их пятерых.

4. Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе книги.
С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба слона.

Морфологические нормы глаголов

1. У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
2. Образование возвратных форм: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных употребляется -сь), извините (нет возвратной формы).

3. Образование форм повелительного наклонения: поезжай, помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.

4. Образование форм прошедшего времени: окреп, просох, намок (не окрепнул, просохнул, намокнул).

Морфологические нормы причастий

1. Образование причастий: полощущий, машущий, хотящий (не полоскающий, махаюший, хочущий);

2. Причастия настоящего времени не образуются от глаголов совершенного вида.

Морфологические нормы деепричастий

1. Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффикса –в: разливать – разлив, сохранить – сохранив, поредеть – поредев.
Есть глаголы совершенного вида, от которых деепричастия могут образовываться с помощью суффикса –а/-я или –ши,-вши: зайти – зайдя, глядеть – глядя, прислонять – прислонившись.

2. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффиксов –а/-я: думать – думая, гулять — гуляя, летать — летая.

Морфологические нормы наречий

1. Образование наречий: оттуда, отрываться, внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.

2. Образование сравнительной степени наречий: плохо — хуже, красиво — красивее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее.

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Теория и практика к заданию №7 .

ТЕОРИЯ

 Формы имен существительных. Именительный падеж множественного числа

Ы, И

А, Я

Слова на -тор, -сор,-вор, -ер

инструкторы
редакторы
лекторы
ректоры
конструкторы
прожекторы
секторы
инженеры
шофёры
бухгалтеры
диспетчеры
договоры
приговоры
плейеры
драйверы
принтеры

директора
профессора
инспектора
доктора
катера
ордера
тенора
фельдшера
флюгера
хутора
шулера
буфера
веера
буера
повара

Слова на –лЯ

грифели
госпитали

векселя
вензеля
кителя
штабеля
штемпеля
тополя
шомпола
колокола
купола

Остальные слова

слесари
токари
конюхи
возрасты
кремы
супы
грунты
лифты
порты
склады
торты
флоты
фронты
штабы
штурманы

адреса
бока
борта
века
желоба
жемчуга
жернова
края
кузова
окорока
округа
острова
отпуска
паруса
паспорта
погреба
потроха
снега
стога
сорта
сторожа
тетерева
черепа

Форма зависит от значения

адреса (новоселов)
века (Средние)
года (мои года)
колена (выделывать)
корпуса (танковые)
кренделя (выделывать)
меха (одеваться в меха)
мужья (прочить в мужья)
образа (святых)
ордена (на груди)
пропуска (временные)
рода (войск)
счета (оплатить) 
сыновья (и дочери)
тона (светлые)
учителя (профессия, в школе)
хлеба (яровые)

адресы (поздравительные)
веки (на веки вечные)
годы (войны, девяностые)
колени (больные)
корпусы (часов)
крендели (вкусные)
мехи (кузнечные)
мужи (Отечества, ученые)
образы (литературные)
ордены (Тевтонский) 
пропуски (занятий)
роды (и виды, древние)
счеты (свести)
сыны (Отечества)
тоны (сердца)
учители (не профессия,
великие учители человечества,
хлебы (печь формовые)

 Формы имен существительных. Родительный падеж множественного числа.

ОВ, ЕВ

Нулевое окончание

Растительный мир

Всё на –ов

Исключения

апельсинов
бананов
огурцов
бананов
томатов
помидоров
гранатов
абрикосов
ананасов
лимонов
мандаринов
баклажанов

яблок
груш
слив
дынь

Названия национальностей

Остальные окончания

Слова на –н,-р

казахов
калмыков
киргизов
монголов
семитов
таджиков
тунгусов
узбеков
хорватов
якутов
Исключение: 
турок 
бурят 

армян
башкир
болгар
грузин
лезгин
осетин
румын
татар
туркмен
цыган
Исключение: 
бедуинов 

Единицы измерения

Наиболее употребляемые
в повседневной жизни

Редко употребляются
в повседневной жизни(термины)

байтов
гектаров
граммов
децибелов
каратов
килограммов
километров

ампер
аршин
бит
ватт
вольт
радиан
рентген

Парные предметы

носков
гольфов
рельсов
бронхов
джинсов
лампасов
БРИДЖЕЙ

ботинок
чулок
шаровар
шорт
туфель
сапог
тапок
тапочек
галош
бахил
бутс
валенок
манжет
серёг
клипс

Военная тематика (все на -ов)

Солдат

Гусар
Драгун
Гренадер
Кадет
Улан
Партизан

Существительные на -ня

Ь

Н

Если перед -ня стоит гласная

Если перед -ня согласная

богинь
погонь
тихонь
яблонь
нянь

басен
башен
боен
вишен
двоен
пашен
сотен
спален
сплетен
таможен
черешен
Исключение:
барышень 
боярышень 
кухонь 
деревень 

Существительные на -це

-ЕВ

-ЕЦ

болотцев
кружевцев 
деревцев
оконцев

блюдец
зеркалец
копытец(копытцев)
одеялец
полотенец
сердец
солнц

Существительные на –ье, -ья

Без ударения в И.п.

С ударением в И.п.

-ИЙ

-ЕЙ

(гулянье) гуляний
застолий
кушаний
надгробий
новоселий
ожерелий
раздумий
сидений
колдуний

снадобий
солений
ущелий

армий
аудиторий
бегуний
гостий
оладий
пародий
плясуний
эскадрилий
печений
побережий
подземелий

Исключения: 
платьев 
верховьев 
кореньев 
лохмотьев 
низовьев 
подмастерьев 
хлопьев 
устьев 

ружьё) ружей
питей
полыней
статей
судей
и т.д.

Некоторые существительные на -ей, с нулевым окончанием и -ов

-ЕЙ

Нулевое

-ОВ

распрей
ведомостей
лопастей
мощностей
отраслей
скатертей
скоростей
четвертей
бомжей
векселей вензелей
госпиталей
кабелей
медведей
будней

дровней
козней
пельменей
яслей

много раздумий, оладий, сидений, солений, ущелий, печений, кушаний, побережий, ожерелий, подземелий

вафель
петель
полотенец

барж

басен

башен

блюдец
брызг

копён
кочерёг
обойм
пелён

петель

каникул
лосин
макарон
манжет

невзгод
оков
сардин
уз
шпрот
брызг

нянь

серёг

сирот
сплетен

зраз
жабр

выборов
дебатов
заморозков
кулуаров
мускулов
нардов
очистков
сотов
чипсов
нервов


Употребление существительных разного рода: 

хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду, гну; 

страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь);

старый Тбилиси, Сухуми, красивый евро;

широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ;

новое метро, кашне, пальто

Употребление несклоняемых имён собственных:

издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко

 Формы имени прилагательных. Сравнительная и превосходная степень.

Степени сравнения прилагательных

Сравнительная   степень 

Превосходная степень

простая

Начальная форма + -ее, -ей, -е, -ше 
Пр: умнЕЕ 

Начальная форма + -айш-, -ейш-
Пр: умнейший 

составная

Более/менее + 
начальная форма 
Пр: более умный 

Самый/ наиболее/ наименее + начальная форма 
Пр: самый умный 


Внимание! Нельзя смешивать простую и составную степени сравнения

Например:  Более интереснее, самый интереснейший – НЕПРАВИЛЬНО. 
Интереснее или более интересный, интереснейший или самый интересный – ПРАВИЛЬНО.

Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней:

Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, более страшнее; самый красивейший

просторечие).
Правильно: 
более поздний — позднее; выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший.

Образование сравнительной степени:

Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие).
Правильно: 
красивее, лучше, хуже.

 Формы числительных (склонение количественных, порядковых, сложных, составных, дробных, собирательных числительных)

1) Склонение колич. числит. (отвечают на вопрос Сколько?) 

Как склоняются 

Примеры 

5-20, 
30 

Склоняются как существительное степь 

Р.п. чего? Пяти 
Д.п чему? десяти 
В.п. что? двадцать 
Т.п. чем? Одиннадцатью 
П.п. о чем? Тридцати 

40, 90, 
100 

Имеют только две падежные формы: 
И.п. = В.п 
Р.п, Д.п., Т.п., П.п. окончание А 

И. сорок, девяносто, сто 
Р. Сорока, девяноста, ста 
Д. Сорока, девяноста, ста 
В. сорок, девяносто, сто 
Т. Сорока, девяноста, ста 
П. Сорока, девяноста, ста 

50, 60, 
70, 
80 

Меняются обе части, 
как существительное 3 склонения (как существительное степь) 

И. пятьдесят 
Р. пятидесяти 
Д. пятидесяти 
В. пятьдесят 
Т. пятьюдесятью 
П. пятидесяти 

200, 
300, 
400 

Меняются обе части. 
Первая часть как два, три, четыре. 
Вторая часть как слово «ноты» во мн.ч. 

И. двести 
Р. Двухсот (нот) 
Д. двумстам (нотам) 
В. двести 
Т. Двумястами (нотами) 
П. двухстах (нотах) 

500-900 

Меняются обе части. 
Первая часть — как степь. 
Вторая часть — как ноты во мн.ч 

И. пятьсот 
Р. пятисот 
Д. пятистам 
В. пятьсот 
Т. пятьюстами 
П. пятистах 


2) Склонение числительных полтора, полторы, полтораста
Полтора, полторы и полтораста в И.п и В.п. имеют одинаковые формы, а в остальных падежах имеют формы полутора и полутораста. 
И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Р.п. полутора (часов, минут), полутораста (рублей)
Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям)
В.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями)
П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)


3) Большой интерес представляют числительные, имеющие не только формы падежей, но и рода или рода и числа.

Это числительные: один, два, полтора, тысяча, миллион, миллиард и другие подобные.

Один

Слово один изменяется по родам и числам: один мальчик – м.р., одна девочка – ж.р., одно государство – ср. р., одни  – мн.ч. У этого числительного не один набор форм, как у большинства целых количественных числительных, а четыре: для каждого рода в единственном числе и для множественного числа.

Два

Числительное два  изменяется не только по падежам, как все числительные, но и по родам: два мальчика, две девочки, два окна (формы ср.р. и м.р. совпадают). 

Один, два в составе дробных по родам не изменяются, а употребляются в форме ж.р., например:

 одна восьмая, две третьих.

Числительные тысяча и миллион
Числительное тысяча склоняется, как существительное 1-го склонения (тысяча, тысячи, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче)
Числительное миллион склоняется, как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе) 4) Склонение дробных числительных
В дробных числительных числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как порядковое числительное 
Пять четвертых – И.п. 
Пяти четвертых – Р.п. 
Пяти четвертым – Д.п.

5) Склонение составных количественных числительных: в них изменяется каждое слово:
И.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Р.п. двух тысяч четырнадцати (рублей)
Д.п. двум тысячам четырнадцати (рублям)
В.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Т.п. двумя тысячами четырнадцатью (рублями)
П.п. (о) двух тысячах четырнадцати (рублях)

Склонение порядковых числительных
При изменении порядковых числительных (отвечают на вопрос какой по порядку?) меняется только окончание последнего слова
И.п. две тысячи семнадцатый 
Р.п две тысячи семнадцатого 
Д.п. две тысячи семнадцатому 
В.п. две тысячи семнадцатый 
Т.п две тысячи семнадцатым 
П.п. две тысячи семнадцатом

6) Употребление собирательных числительных (двое, трое, пятеро)
Собирательные числительные изменяются по падежам. Особенным является только слово оба, у которого есть формы рода: оба брата, обе сестры, оба государства (Формы м. и ср.р. совпадают)

Сложность в употреблении собирательных числительных заключается в том, что они сочетаются только с некоторыми группами существительных:

А) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (с лицами женского пола употребляем количественные числительные). 

Двое мужчин, четверо мальчиков, но две девушки, четыре женщины

Б) с детенышами животных (со взрослыми животными употребляем количественные числ.)

Семеро козлят, трое тигрят, но трое тигров

В) с существительными, употребляющимися только во множественном числе: Трое саней, двое ножниц

Г) с парными предметами  Двое сапог, четверо ботинок

Д) с личными местоимениями  Их было трое, нас четверо

7) Числительные оба обе
Числительное оба употребляется только с существительными мужского и среднего рода. Оба человека, оба друга

Числительное обе употребляется с существительными женского рода.  По обеим сторонам, обе девушки 

Синтаксическая сочетаемость числительных с существительными

У количественных числительных есть особенности в синтаксической сочетаемости с существительными, к которым они относятся.

В И.п. и В.п. они требуют после себя существительных в форме Р.п., например:

 восемь книг, пятнадцать роз, двадцать человек.

При этом числительные полтора, два, три, четыре требуют существительного в ед. ч., а остальные – во мн. ч. 

Примеры:

 Два окна – пять окон, три розы – тридцать роз, четыре мальчика – сорок мальчиков.

Такой вид синтаксической сочетаемости называется управлением, т.к. падеж существительного управляется числительным.

Во всех остальных формах вид связи другой, а именно: согласование, т.е.числительные согласуются с существительными в падеже.

Примеры:

Р.п. пяти окон, трёх роз
Д.п. пяти окнам, трём розам
Т.п. пятью окнами, тремя розами
П.п. (о) пяти окнах, трёх розах

Исключение составляет числительное один. Оно во всех падежах согласуется с существительным.

У дробных числительных простые полтора, полтораста сочетаются с существительными, как целые.
Остальные дробные управляют Р.п. Возможно употребление существительных как в единственном, так и во множественном числе, например: 
две третьих яблока (часть предмета) и две третьих яблок (часть общего количества предметов).

Собирательные числительные сочетаются с существительными так же, как и целые количественные числительные. В И.п. и В.п. они управляют Р.п. существительного, а во всех остальных падежах согласуются с существительным в падеже. Со всеми собирательными числительными, кроме оба, существительное употребляется в форме мн.ч., например, семеро козлят. И только с оба существительные употребляются в ед.ч.: оба брата, обе сестры.

Порядковые числительные согласуются с существительными, т.е. ведут себя как прилагательные. Например:

первый день, седьмая неделя, восьмые сутки.

Вспомни: в составных числительных изменяется только конечное слово:

сто двадцать третьим параграфом (Т.п., ед.ч., м.р.), второй рукой (Т.п., ед.ч., ж.р.),
четвёртым окном (Т.п., ед.ч., ср.р.). 

 Местоимение 

Образование форм:

Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их;  скольких книг, сколько  учеников.
Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников

* Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них. После  предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н.  

Формы глагола. Образование личных форм:

У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.

Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.

Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч. 

Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю,

 хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).

Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят.

2. Образование возвратных форм:

Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).

Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся, а -сь), извините

употребление возвратной формы с этим глаголом – грубая ошибка).

3. Образование форм повелительного наклонения:

Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь,

ложь, ложи, бежи, лазь, покупи,  ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.

Совет:

Обрати внимание на образование форм повелительного наклонения ошибкоопасных глаголов, которые часто встречаются в КИМах:

Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте
Ехать — (ты) поезжай, (вы) поезжайте
Ездить — (ты) езди, (вы) ездите
Положить — (ты) положи, (вы) положите
Класть — (ты) клади, (вы) кладите
Лазать —(ты) лазай, (вы) лазайте
Бежать — (ты) беги, (вы) бегите

4. Образование форм прошедшего времени:

Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.
Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

Повелительное наклонение, форма прошедшего, настоящего, будущего времени.

1) Образование повелительного наклонения

Неопределенная   форма

Повелительное наклонение

Лечь 
Ехать 
Ездить 
Положить 
Класть 
Бежать 
Лазать 
Выйти 
Выложить 

Выверить 
Вывесить 
Выдвинуть 
Клянчить 
Махать 
Нянчить 
Погодить 
Портить 
Тронуть 
Чистить 

Ляг(те) 
Поезжай(те) 
Езди(те) 
Положи(те) 
Клади(те) 
Беги(те) 
Лазай(те) 
Выйди(те) 
Выложи(те)

 Вывери(те) 

Вывеси(те) 
Выдвини(те) 
Клянчи(те) 
Маши(те) 
Нянчи(те) 
Погоди(те) 
Порти(те) 
Тронь(те) 
Чисти(те) 

3) Одеть – надеть
Одеть кого-то (одеть ребенка в школу) 
Надеть что-нибудь на себя (надеть пальто)

3) Образование формы прошедшего времени

Неопределенная форма

Прошедшее время

Сохнуть 
Просохнуть 
Замерзнуть 
Окрепнуть 
Промокнуть 
Намокнуть и пр. 

Сох 
Просох 
Замерз 
Окреп 
Промок 
Намок 


4) Образование формы будущего времени
Глаголы победить, переубедить, убедить, разубедить, затмить дерзить, очутиться, ощутить, пылесосить не имеют простой формы будущего времени, т.е. нельзя сказать: победю, убедю и т.д. Для образования будущего времени таким словами необходимы дополнительные слова или синонимы.

5)Образование формы настоящего времени

ездить
лазить
попробовать
печь
беречь
хотеть
полоскать
махать

ездим
лазим
попробуем
печем
бережем
хотим
полощем
машем

Причастие

Образование  причастий:

Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения);

сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).

Правильно: полощущий, машущий, хотящий;  не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.

Деепричастие

Образование деепричастий:

Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).
Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание 
сложа руки), поехав.

Наречие

1. Образование наречий:

Ошибочно: оттудова, открываться вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам (просторечие).
Правильно:оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.

2. Образование сравнительной степени наречий:

Ошибочно: плохо — плоше, красиво — красивше и красившее, хорошо — лучшее и хорошее, тяжело — тяжельше (просторечие).

Правильно:плохо — хуже, красиво — краси´вее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее

Формулировка задания 7 в ЕГЭ по русскому 2020:

«В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте

ошибку и запишите слово правильно.

опытные ТРЕНЕРЫ 
по ОБОИМ сторонам 
звучит не менее ГРОМКО 
ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд 
нет ТУФЕЛЬ «
Правильный ответ: ОБЕИМ

 Алгоритм выполнения:

1) Внимательно прочитайте задание. Важно именно исправить ошибку, а не только найти.
2) Определите части речи выделенных слов. От части речи зависит правило. 
3) Вспомните правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть. 
3) Действуйте методом исключения. Лучше всего начать с прилагательных, числительных, глаголов, а на «десерт» оставить существительные, так как там бОльшее количество информации. 
4) После того как ошибка будет найдена, не забудьте: вписать в окно ответа необходимо уже ИСПРАВЛЕННЫЙ вариант.  

ПРАКТИКА

К заданию 7  Морфологические нормы

1. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

А) в две тысячи восьмом году              

Б) в двух тысяч восьмом году    

 В) с восьмьюдесятью одной розой

 Г) более семисот участников

2. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

А) около семиста человек                  

Б) профессора                                      

 В) редакторы

 Г) инженеры

3 Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

А) две пары чулок                              

Б) наикрасивейший                            

 В) две пары носок

Г) очень смелый

4. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

А) пять абрикосов                             

Б) мало отметок                                  

 В) десять амперов

Г) согласно расписанию

5. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

А) более глубочайший                            

Б) лягте на пол                                        

 В) шофёры

Г) в трёхстах метрах

6. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

А) больше шестиста рублей                    

Б) шесть апельсинов                                  

 В) красивый тюль

Г) много ботинок

7. С каким падежом употребляется предлог БЛАГОДАРЯ?

А) родительный              

Б) творительный            

 В) предложный                

Г) дательный

8. В каком предложении выделенное слово – наречие?

А) Сестре нужно ЛУЧШЕ учиться

Б) Курсовая работа ВАЖНЕЕ реферата.

В) В Карпатах маршрут СЛОЖНЕЕ, чем на Урале.

Г) Роман в книге ИНТЕРЕСНЕЕ экранизации.

9. В каком предложении выделенное слово – краткое прилагательное?

А) КРАСИВО ты вошла в мою жизнь.

Б) И хозяйка танцевала по-прежнему КРАСИВО.

В) В долине всё было КРАСИВО.

Г) КРАСИВО жить не запретишь.

10. Какие местоимения используются в сложноподчинённых предложениях в качестве союзных слов?

А) притяжательные                            

Б) относительные                                

В) определительные

Г) указательные

11. В каком предложении КАК — частица?

А) Как воспитанный человек, брат обязан был объясниться.

Б) Как только вернётся дедушка, пойдёшь гулять.

В) Как вихрь, налетела монгольская конница.

Г) Как хороши, как свежи были розы в моём саду!

12. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова. Исправьте ошибки

А) тремястами пятидесятью рублями.                    

Б) две тысячи тринадцатого года                        

В) к обоим ученицам

Г) в полуторастах километрах

13. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

А) несколько яблок                    

Б) лежит на шкафе                    

 В) до тысяча восемьсот двенадцатого года

Г) богатейший выбор

14. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

А) кожаные пояса                            

Б) гарантия успеха                            

В) возле поместьев

 Г) первые два месяца

15. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

А) коллективные договоры                               

Б) более пятисот человек                                  

 В) возле селений

Г) два больших портрета

16. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

А) белые воротнички платий                            

Б) опытные доктора                                          

В) новые сорта помидоров

Г) пропуски занятий

17. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

А) за исключением них                              

Б)) предстоящие выборы                            

В) пренебречь опасностью

 Г) в военные годы

18. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова. Исправьте ошибки

А) пара туфлей                                            

Б) несколько полотенец                            

 В) ихние письма

Г) в обоих руках

19. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

А) дешевле                                                  

Б) вопреки прогнозу                                  

В) по их указанию

 Г) ехай быстрее

20. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

А) лажу по крышам                                      

Б) разожгёт костёр                                        

В) часовые пояса

Г) с семьюстами метрами

21. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

А) их тетради                                                  

Б) самый молодой                                          

В) из полтора метров материи

Г) несколько полотенец

22. В каком варианте ответа выделенное слово – предлог?

А) не сможет В СИЛУ обстоятельств                            

Б) не было ВБЛИЗИ никого                                            

В) посмотрел ВОКРУГ

 Г) в доме НАПРОТИВ их нет

23. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова. Исправьте ошибки

А) двое подружек                                                                  

Б) в полутора часах                                                                

В) положьте на полку

Г) одень тёплые носки

24. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

А) выздоравливай скорее                                                      

Б) много носок                                                                        

В) у новых туфлей

Г) у обоих подруг

25. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова.

А) очень прекрасно                                                                      

Б) солдатские ордены                                                                    

В) пирожки с повидлой

Г) строгие директора

26. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова. Исправьте ошибки

А) памятник поэта

Б) с обеих сторон

В) скучать за вами

 Г) несколько зеркальцев

27. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова. Исправьте ошибки

А) вопреки желанию              

Б) золотые куполы

В) согласно предсказания

Г) у обоих сестёр

28. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова. Исправьте ошибки

А) четыре пары чулков

Б) старше него

В) меткие снайперы

 Г) неоплаченные счёты

29. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

А) опытные бухгалтеры

Б) более интереснее

В) трое в сером пальто

 Г) из трёхсот восьмидесяти страниц

30. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

А) он метается по комнате

Б) вкусные торты

 В) четверо суток

 Г) ответственные редакторы

Ответы

зад.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

отв.

Б

А

В

В

А

А

Г

А

В

Б

зад.

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

отв.

Г

Б

Б

В

Г

А

А

Б

Г

Б

зад.

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

отв.

В

А

Б

А

Г

Б

А

В

Б

А

План урока:

Теоретические основы морфологических норм

Образование форм числительных

Образование форм местоимений

Образование форм глагола

Падежные окончания имен существительных

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Морфологические нормы»

Теоретические основы морфологических норм

Сначала необходимо познакомиться с самим определением морфологической нормы. Она бывает разных видов и выполняет уникальные функции в русском языке, которые отвечают за грамотность речи.

Морфологические нормы. Определение

Такие нормы в русском языке являются решающими. Они позволяют сохранять речь в чистоте и не совершать распространенных грамматических ошибок. Морфологические нормы необходимо соблюдать при склонении слов или образовании их различных форм.

Если не соблюдать предписанные правила, то можно очень сильно исковеркать слова, что приведет к загрязнению русского языка и фактической гибели грамматики. Великие лингвисты дают различное определение данному понятию. В толковом словаре Ожегова приводится следующее объяснение:

«Морфологическая норма – это правило русского языка, в котором заложены основы верного написания и произношения форм слова».

А в словаре Ушакова дается несколько иное толкование:

«Морфологической нормой называется правильное употребление форм слова в речи на письме, верное склонение и преобразование в краткие формы единиц речи».

Эти определения отличаются по содержанию, но по смыслу они совершенно одинаковые. Иными словами, морфологическими нормами признаются общепринятые правила русского языка, которые регламентируют верное написание и произношение форм слова при словообразовании. То есть они, словно охранники, следят за чистотой и правильностью речи.

Очень часто люди допускают ошибки именно при столкновении с формами единиц речи:неправильно склоняют или ставят во множественное число с неверным окончанием. Всего этого помогает избежать знание морфологических норм.

Виды морфологических норм. Стилистические особенности

Данные правила делятся на несколько категорий и подвидов, которые охватывают разные области русского языка. Они распространяются на все формы и части речи, что позволяет следить за верным произношением и написанием постоянно.

Различают следующие типы морфологических норм:

  • употребление форм имени существительного;

  • употребление форм имени прилагательного;

  • употребление местоимений;

  • употребление форм глаголов;

  • употребление имен числительных.

На вышеперечисленные отрасли и распространяются правила морфологических норм. Они подробно закрепляют все возможные варианты употребления тех или иных слов, которые необходимо просто запомнить. Лишь некоторые категории поддаются общим правилам.

Функции морфологических норм. Причины трудностей

Самой главной ролью, которую выполняют данные нормы, является установление закона и порядка среди слов и их форм. Но помимо этой очень важной работы, перед этими регуляторами стоит еще несколько важных задач:

  • установление чистоты языка, недопущения его дальнейшего загрязнения и опустошения;

  • сохранение сложенных несколькими десятилетиями языковых норм, которые могут быть разрушены ошибками и недочетами;

  • тренировка грамотности речи на письме и в жизни, проведение работы над ошибками и формирование единого морфологического мышления.

Несмотря на существование морфологических норм, люди часто допускают в словах ошибки, которые могут быть губительными для языка. Этого можно избежать, если проанализировать все категории часто встречающихся случаев. К причинам ошибок относят следующие факторы:

  • постоянное противоречие между формой и содержанием языковой единицы;

  • влияние территории и региона из-за особых диалектов, которые преобладают вних;

  • смешивание между собой нескольких склонений и старых типов словообразования, которые мешают употреблять слова правильно.

Чаще всего недочеты совершают в сравнительной и превосходной степенях прилагательных, собирательных, целых и дробных числительных, а также в именительных и родительных падежах множественного числа имен существительных.

Эти ошибки важно замечать и ликвидировать путем постоянного заучивания правил, иначе в дальнейшем это может обернуться большими грамматическими проблемами. Морфологические нормы не только сохраняют русский язык в чистоте и порядке, но и стараются исправить «вредные» привычки людей, которые приучились говорить неправильно.

Образование форм числительных

Числительные являются одним из самых уязвимых мест словообразования в русском языке. Постоянно совершают ошибки в целых, собирательных и дробных числительных, а также при их постановке в родительный падеж.

Числительные. Определение

Числительными называются такие части речи, которые указывают на количество и характеризуют рядом стоящее слово. Так же, как и многие другие части речи, числительные делятся на разряды и бывают следующих видов:

  • сложные: пятьсот, семьсот;

  • составные: четырьмя тысячами пятьюстами;

  • дробные: семь девятых, восемь сотых;

  • с частицей «сто»: полтора, полутораста;

  • собирательные: две, обе и т.д.

Для каждой категории существует свое индивидуальное правило. Нельзя забывать и про исключения, которые важно запомнить, чтобы не допустить ошибку.

Правила образования числительных. Распространенные ошибки

Рассмотрим на примере теории и распространенных ошибок, как верно склонять числительное и образовывать его новые формы. Все формы числительных указаны в таблице:

1 normy morfologii

2 normy morfologii

Собирательные числительные также учитывают еще один важный критерий – род. Числительные «двое, трое» могут употребляться только со словами мужского рода, «обе» — только с женским, а «оба» — во множественном числе. Все это необходимо запомнить.

Образование форм местоимений

Такое словообразование встречается реже, но тоже включает свои нюансы. Важно запомнить несколько правил, чтобы потом не допускать ошибки в речи и в заданиях.

Формы местоимений. Основные ошибки

Местоимением называется такая часть речи, которая называет живой объект и способствует внесению новых средств в русский язык. Однако при словообразовании могут встречаться трудности и недочеты. Их возможно избежать только при заучивании морфологических правил.

Таблица употребления местоимений:

3 normy morfologii

Важно запомнить притяжательное местоимение «их». Оно никак не склоняется и не перефразируется, об этом стоит знать всегда. Если употребить в речи или на письме слово «ихний», то это будет одной из грубейших ошибок в морфологии.

Образование форм глагола

Несложная часть речи, которая запоминается легче всего. Главное разобрать все трудные случаи, чтобы при встрече с ними уже не было ошибок.

Как образовать форму глагола. Ошибочные преобразования

Глагол выражает действие предмета и помогает описать происходящую вокруг ситуацию. Он может оценить интенсивность действия, скорость происходящего и другие важные в тексте факторы. Чтобы смысл предложения не исказился, глаголы нужно употреблять морфологически верно. Рассмотрим самые трудные случаи:

4 normy morfologii

Падежные окончания имен существительных

Часто мы употребляем существительные во множественном числе, но делаем это неправильно. Именно в данном разделе много слов-исключений и трудных случаев для запоминания.

Правила склонения существительных. Трудные случаи

5 normy morfologii

Эта категория считается одной из самых сложных, так как требует запоминания большого объема информации. Именно исключения и составляют основную часть этого правила. Поэтому к изучению существительных стоит подойти со всей ответственностью.

Типовые задание ЕГЭ по русскому языку по теме «Морфологические нормы»

На Едином государственном экзамене по русскому языку в 2020 году ученикам придется столкнуться с понятием морфологических норм. Все те ошибки, которые часто совершают люди, размещены там. Рассмотрим подробнее структуру 7 задания ЕГЭ по русскому языку.

Суть задания 7. ЕГЭ 2020

В данном номере проверяется умение учеников проводить анализ представленной ситуации и выявлять морфологические ошибки. Для этого важно знать все нормы и исключения, потому что порой могут попасться очень трудные случаи. Среди пяти словосочетаний с выделенными словами нужно найти одно, в котором допущена ошибка и исправить его. С заданием можно легко справиться, если учить правила русского языка.

Пример:

6 normy morfologii

Ответ: восьмьюстами

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Морфологические нормы причастий егэ
  • Морфологические нормы образование форм слова егэ теория таблица
  • Морфологические нормы наречий егэ
  • Морфологические нормы имен существительных егэ задания
  • Морфологические нормы задания егэ 2020

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии