Морфологические нормы – это правила образования грамматических форм слов разных частей речи.
Морфологические нормы имен существительных
1. Несклоняемые имена существительные, которые обозначает неодушевленные предметы, относится к среднему роду: купе, попурри, бикини.
Исключения: бигуди, галифе (мн.ч.), жалюзи, киви, виски, бренди, кофе (м. и ср.р.), мокко, пенальти, евро (м.р.).
2. Род имен существительных, обозначающих лиц, определяют исходя из пола, к которому они относятся: прекрасная мадам, серьезный месье, хитрая фрау и т.п.
3. Род географических названий, названий органов печати определяется по родовому слову: Капри – остров (м.р.), Юнгфрау – гора (ж.р.), Монако – княжество (ср.р.), Боржоми – город (м.р.); «Таймс» — газета (ж.р.).
4. Аббревиатуры обычно относят к тому роду, которому принадлежит опорное слово в них: НАТО – альянс (м.р.), СНГ – содружество (ср.р.); МГУ – университет (м.р.).
Однако надо иметь в виду следующие правила:
- Если аббревиатура оканчивается на согласный, то она может согласовываться по мужскому роду, несмотря на принадлежность опорного слова к женскому или среднему роду. Причем в некоторых случаях согласование по мужскому роду является единственно возможным. Например, только мужского рода слова вуз (хотя заведение), МИД (хотя министерство), загс (хотя запись). В некоторых случаях наблюдаются колебания: например, МКАД – мужского рода в разговорной речи, женского рода в стилистически нейтральных контекстах. В некоторых случаях согласование по мужскому роду невозможно: ГЭС, ТЭЦ – существительные только женского рода. О родовой принадлежности таких аббревиатур следует справляться в словарях.
- Род иноязычной аббревиатуры определяется по опорному слову в русской расшифровке: ФИФА (федерация) приняла решение; ЦЕРН (центр) провел исследования. Однако в некоторых случаях на родовую принадлежность может оказывать влияние внешний фонетический облик слова. Например, аббревиатура НАТО используется как существительное мужского рода (в результате влияния сочетания со словами альянс, блок, договор), женского рода (по опорному слову организация) и среднего рода (по фонетическому облику, ср. с другими словами на -О: пальто, метро, кино). Испытывает колебания в роде аббревиатура ЮНЕСКО (фонетический облик подсказывает средний род, а опорное слово организация – женский).
5. Некоторые имена существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа вместо окончания -ы(-и) могут иметь ударное окончание -а (-я):
1) односложные имена существительные: бок – бока, лес – леса, глаз — глаза, дом – дома, глаз – глаза, век – века, шелк – шелка, корм – корма, борт – борта и т.д.;
2) двусложные имена существительные, у которых в форме единственного числа именительного падежа ударение на первом слоге: буфер – буфера, берег – берега, жемчуг – жемчуга и т. д.
6. Род сложносоставных существительных определяется по слову, которое выражает более широкое значение существительного: бабочка-адмирал, телефон-автомат,диван-кровать.
А если оба понятия равноценны, род определяется по первому слову: кресло-кровать, кафе-ресторан.
7. Для правильного образования формы родительного падежа множественного числа существительных следует знать следующие тенденции:
Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок), характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа: апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков и т. д. Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений, имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание:
- Названия людей по национальности (в словах с основой на –р, – н) и по принадлежности к воинским соединениям, преимущественно употребляющиеся в формах множественного числа в собирательном значении: жить среди туркмен, румын, турок, осетин, армян, грузин, цыган, татар болгар; видеть партизан, солдат, гусар; сюда же относится форма р. п. мн. ч. человек.
- Названия парных предметов: много ботинок, для глаз, без погон, у чулок, ради эполет, из сапог.
- Названия мер и единиц измерения: 220 вольт, 1000 ватт, 5 ампер, 500 гигабайт. Если же такие названия употребляются вне «измерительного» контекста (иначе говоря, форма родительного падежа не является счетной), то используется окончание -ов: жить без лишних килограммов, не хватает гигабайтов.
Названия плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающиеся на твердый согласный (апельсин, баклажан, помидор, мандарин), в форме родительного падежа мн. ч. имеют окончание -ов: пять апельсинов, килограмм баклажанов, без мандаринов, салат из помидоров.
Для некоторых существительных образование форм мн. ч. род. п. затруднено; это слова мечта, мольба, башка. С другой стороны, слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы мн. ч. род. падежа.
8.Существительные на неударяемые -ья и -ье имеют в форме родительного падежа множественного числа окончание -ий: шалу́нья — шалуний, запя́стье — запястий, а на ударяемые -ья и -ьё — окончание -ей: скамья́ — скамей, ружьё — ружей. Но: копьё — копий.
9. В форме родительного падежа множественного числа существительных на -ня с предшествующей согласной или буквой й буква ь на конце не пишется: вишня — вишен, спальня — спален, бойня — боен. Исключения: барышень, боярышень, деревень, кухонь.
10. Русские фамилии на -ов(ёв)/-ев, -ын/-ин имеют в форме творительного падежа единственного числа окончание -ым: Некрасовым, Птицыным, Никитиным. Иностранные фамилии на -ов и -ин имеют окончание -ом: Дарвином, Чаплином.
11. Названия населенных пунктов на -ов/-ев, -ын/-ин, -ово/-ево, -ыно/-ино имеют в форме творительного падежа окончание -ом: за Льговом, под Киевом, над Пушкином, за Уклеевом, под Бородином, за Голицыном.
Морфологические нормы имен прилагательных
1. Нельзя соединять в одну конструкцию простую и сложную формы сравнительной степени имени прилагательного: более хорошее сочинение/ это сочинение лучше (не это сочинение более лучше)
2. Нельзя смешивать простую и сложную форму превосходной степени имени прилагательного: самый мудрый старец/мудрейший старец (не самый мудрейший старец)
Морфологические нормы местоимений
1. Ошибкой является образование формы притяжательного местоимения ихний вместо их: их сын.
2. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н: к нему, от нее.
Морфологические нормы имен числительных
1. При склонении составных порядковых числительных изменяется их последняя часть, которая при склонении получает формы, совпадающие с формой полных прилагательных: первый, первого, первому и т.д. Остальная часть составного порядкового существительного остается неизменной при всех типах склонений, и какие-либо её изменения считаются морфологической ошибкой: в две тысячи втором году.
2. Каждая часть и каждое слово, из которого состоит составное и сложное количественное числительное, склоняется по отдельности: увиделся с двадцатью четырьмя одноклассниками.
3. Случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные:
- с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.
- с существительными дети, люди: двое детей, четверо людей.
- с существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.
- с существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.
- с существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.
- с местоимениями: нас двоих, их пятерых.
4. Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе книги.
С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба слона.
Морфологические нормы глаголов
1. У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
2. Образование возвратных форм: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных употребляется -сь), извините (нет возвратной формы).
3. Образование форм повелительного наклонения: поезжай, помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.
4. Образование форм прошедшего времени: окреп, просох, намок (не окрепнул, просохнул, намокнул).
Морфологические нормы причастий
1. Образование причастий: полощущий, машущий, хотящий (не полоскающий, махаюший, хочущий);
2. Причастия настоящего времени не образуются от глаголов совершенного вида.
Морфологические нормы деепричастий
1. Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффикса –в: разливать – разлив, сохранить – сохранив, поредеть – поредев.
Есть глаголы совершенного вида, от которых деепричастия могут образовываться с помощью суффикса –а/-я или –ши,-вши: зайти – зайдя, глядеть – глядя, прислонять – прислонившись.
2. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффиксов –а/-я: думать – думая, гулять — гуляя, летать — летая.
Морфологические нормы наречий
1. Образование наречий: оттуда, отрываться, внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.
2. Образование сравнительной степени наречий: плохо — хуже, красиво — красивее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее.
Задание 7 ЕГЭ
Морфологические нормы (образование форм слова)
Морфологические нормы – это
правила образования грамматических форм слов разных частей речи.
Морфологические нормы имен существительных
1.
Несклоняемые имена существительные, которые обозначает
неодушевленные предметы, относится к среднему роду: купе, попурри,
бикини.
2.
Исключения: бигуди, галифе (мн.ч.), жалюзи, киви, виски,
бренди, кофе (м. и ср.р: киви — дерево и фрукт), мокко, пенальти, евро (м.р.).
3.
Род имен существительных, обозначающих лиц, определяют исходя из
пола, к которому они относятся: прекрасная мадам, серьезный месье,
хитрая фрау и т.п.
4.
Род географических названий, названий органов печати определяется
по родовому слову:Капри – остров (м.р.), Юнгфрау – гора (ж.р.), Монако –
княжество (ср.р.), Боржоми – город (м.р.); «Таймс» — газета (ж.р.).
5.
Аббревиатуры обычно относят к тому роду, которому принадлежит
опорное слово в них: СНГ – содружество (ср.р.); МГУ – университет (м.р.).
6.
Некоторые имена существительные мужского рода в именительном
падеже множественного числа вместо окончания -ы(-и) могут
иметь ударное окончание -а (-я):
o односложные
имена существительные: бок – бока, лес – леса, глаз — глаза, дом –
дома, глаз – глаза, век – века, шелк – шелка, корм – корма, борт – борта и
т.д.;
o двусложные
имена существительные, у которых в форме единственного числа именительного
падежа ударение на первом слоге: буфер – буфера, берег – берега и
т. д.
7.
Род сложносоставных существительных определяется по слову, которое
выражает более широкое значение существительного: бабочка-адмирал, телефон-автомат,диван-кровать.
А если оба понятия равноценны, род определяется по первому слову: кресло-кровать,
кафе-ресторан.
Морфологические нормы имен прилагательных
1.
Нельзя соединенять в одну конструкцию простую и сложную формы
сравнительной степени имени прилагательного: более красивый (не более
красивее)/ это сочинение лучше (не это сочинение более лучше)
2.
Нельзя смешивать простую и сложную форму превосходной степени
имени прилагательного: самый мудрый старец (не самый мудрейший старец)
Морфологические нормы местоимений
1.
Ошибкой является образование формы притяжательного местоимения ихний вместо их: ихсын.
2.
После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных
падежах появляется букван: к нему, от нее.
Морфологические нормы имен числительных
1.
При склонении составных порядковых числительных изменяется их
последняя часть, которая при склонении получает формы, совпадающие с формой
полных прилагательных: первый, первого, первому и т.д.
Остальная часть составного порядкового существительного остается неизменной при
всех типах склонений, и какие-либо её изменения считаются морфологической
ошибкой: в две тысячи втором году.
2.
Каждая часть и каждое слово, из которого состоит составное и
сложное количественное числительное, склоняется по отдельности: увиделся
с двадцатью четырьмя одноклассниками.
3.
Случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные:
o с
существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое
мужчин, четверо парней.
o с
существительными дети, люди: двое детей, четверо людей.
o с
существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро
козлят.
o с
существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.
o с
существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое
очков, двое лыж.
o с
местоимениями: нас двоих, их пятерых.
4.
Числительное обе употребляется только с
существительными ж.р.: обе девушки, обе книги. С существительными
м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба слона.
Морфологические нормы глаголов
1.
У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить,
очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других
нет формы 1 лица ед. ч.
2. Образование
возвратных форм: встретились, хотелось, поздоровалась (после
гласных употребляется -сь), извините (нет возвратной формы). Форма извиняюсь считается разговорной, а литературной – только форма извините
3.
Образование форм повелительного наклонения: поезжай,
помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.
4.
Образование форм прошедшего времени: окреп, просох, намок (не окрепнул,
просохнул, намокнул).
Морфологические нормы причастий
1.
Образование причастий: полощущий, машущий, хотящий (не полоскающий,
махаюший, хочущий);
2.
Причастия настоящего времени не образуются от глаголов
совершенного вида.
Морфологические нормы деепричастий
1.
Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива при
помощи суффикса–в: разливать – разлив, сохранить – сохранив,
поредеть – поредев.Есть глаголы совершенного вида, от которых деепричастия
могут образовываться с помощью суффикса –а/-я или –ши,-вши: зайти
– зайдя, глядеть – глядя, прислонять – прислонившись.
2.
Деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитива
при помощи суффиксов –а/-я: думать – думая, гулять — гуляя,
летать — летая.
Морфологические нормы наречий
1.
Образование наречий: оттуда, отрываться, внутрь, вряд ли
смогу, разделим пополам.
2.
Образование сравнительной степени наречий: плохо — хуже,
красиво — красивее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее.
Задание 7 ЕГЭ
Морфологические нормы (образование форм слова)
Морфологические нормы – это
правила образования грамматических форм слов разных частей речи.
Морфологические нормы имен существительных
8.
Несклоняемые имена существительные, которые обозначает
неодушевленные предметы, относится к среднему роду: купе, попурри,
бикини.
9.
Исключения: бигуди, галифе (мн.ч.), жалюзи, киви, виски,
бренди, кофе (м. и ср.р: киви — дерево и фрукт), мокко, пенальти, евро (м.р.).
10. Род
имен существительных, обозначающих лиц, определяют исходя из пола, к которому
они относятся: прекрасная мадам, серьезный месье, хитрая фрау и
т.п.
11. Род
географических названий, названий органов печати определяется по родовому
слову:Капри – остров (м.р.), Юнгфрау – гора (ж.р.), Монако – княжество
(ср.р.), Боржоми – город (м.р.); «Таймс» — газета (ж.р.).
12. Аббревиатуры
обычно относят к тому роду, которому принадлежит опорное слово в них: СНГ –
содружество (ср.р.); МГУ – университет (м.р.).
13. Некоторые
имена существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа
вместо окончания -ы(-и) могут иметь ударное окончание -а
(-я):
o односложные
имена существительные: бок – бока, лес – леса, глаз — глаза, дом –
дома, глаз – глаза, век – века, шелк – шелка, корм – корма, борт – борта и
т.д.;
o двусложные
имена существительные, у которых в форме единственного числа именительного
падежа ударение на первом слоге: буфер – буфера, берег – берега и
т. д.
14. Род
сложносоставных существительных определяется по слову, которое выражает более
широкое значение существительного: бабочка-адмирал, телефон-автомат,диван-кровать.
А если оба понятия равноценны, род определяется по первому слову: кресло-кровать,
кафе-ресторан.
Морфологические нормы имен прилагательных
3.
Нельзя соединенять в одну конструкцию простую и сложную формы
сравнительной степени имени прилагательного: более красивый (не более
красивее)/ это сочинение лучше (не это сочинение более лучше)
4.
Нельзя смешивать простую и сложную форму превосходной степени
имени прилагательного: самый мудрый старец (не самый мудрейший старец)
Морфологические нормы местоимений
3.
Ошибкой является образование формы притяжательного местоимения ихний вместо их: ихсын.
4.
После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных
падежах появляется букван: к нему, от нее.
Морфологические нормы имен числительных
5.
При склонении составных порядковых числительных изменяется их
последняя часть, которая при склонении получает формы, совпадающие с формой
полных прилагательных: первый, первого, первому и т.д.
Остальная часть составного порядкового существительного остается неизменной при
всех типах склонений, и какие-либо её изменения считаются морфологической
ошибкой: в две тысячи втором году.
6.
Каждая часть и каждое слово, из которого состоит составное и
сложное количественное числительное, склоняется по отдельности: увиделся
с двадцатью четырьмя одноклассниками.
7.
Случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные:
o с
существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое
мужчин, четверо парней.
o с
существительными дети, люди: двое детей, четверо людей.
o с
существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро
козлят.
o с
существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.
o с
существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое
очков, двое лыж.
o с
местоимениями: нас двоих, их пятерых.
8.
Числительное обе употребляется только с
существительными ж.р.: обе девушки, обе книги. С существительными
м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба слона.
Морфологические нормы глаголов
5.
У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить,
очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других
нет формы 1 лица ед. ч.
6. Образование
возвратных форм: встретились, хотелось, поздоровалась (после
гласных употребляется -сь), извините (нет возвратной формы). Форма извиняюсь считается разговорной, а литературной – только форма извините
7.
Образование форм повелительного наклонения: поезжай,
помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.
8.
Образование форм прошедшего времени: окреп, просох, намок (не окрепнул,
просохнул, намокнул).
Морфологические нормы причастий
3.
Образование причастий: полощущий, машущий, хотящий (не полоскающий,
махаюший, хочущий);
4.
Причастия настоящего времени не образуются от глаголов
совершенного вида.
Морфологические нормы деепричастий
3.
Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива при
помощи суффикса–в: разливать – разлив, сохранить – сохранив,
поредеть – поредев.Есть глаголы совершенного вида, от которых деепричастия
могут образовываться с помощью суффикса –а/-я или –ши,-вши: зайти
– зайдя, глядеть – глядя, прислонять – прислонившись.
4.
Деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитива
при помощи суффиксов –а/-я: думать – думая, гулять — гуляя,
летать — летая.
Морфологические нормы наречий
3.
Образование наречий: оттуда, отрываться, внутрь, вряд ли
смогу, разделим пополам.
4.
Образование сравнительной степени наречий: плохо — хуже,
красиво — красивее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее.
Грамматические нормы: теория, практика
ПРИЧАСТИЕ:
КАКОЙ? (= тот, который (-ого)+глагол)
временный признак предмета по действию
Постоянные признаки:
1.
действительные предмет САМ действует |
настоящее |
1 спр. +суффиксы –ущ, -ющ |
бор-ющ-ийся (тот, который борется) |
2 спр. + суффиксы -ащ,(-ящ) |
стро-ящ-ий (тот, который строит) |
||
прошедшее |
суффикс –вш- |
реша-вш-ий (тот, который решал) |
|
суффикс –ш- |
унес-ш-ий (тот, который унес) |
||
страдательные предмет испытывает действие со стороны ДРУГОГО предмета |
настоящее |
1 спр. + суффикс –ом, (-ем) |
одева-ем-ый (тот, которого одевают) |
2 спр. + суффикс –им- |
вид-им-ый (тот, которого видят) |
||
прошедшее |
суффиксы –а(ть), -я(ть) + суффикс –нн- |
нарисова-нн-ый (тот, который нарисовали) |
|
остальные + -енн- |
потревож-енн-ый (тот, которого потревожили) |
||
суффикс –т- |
поня –т- ый (тот, которого поняли) |
Примечание:
— От ряда глаголов образуются не все виды причастий:
у сов. в. (открыть) – нет наст.вр. Ср.: открывать (несов.в) – открываемый
у непереходных (бежать) – нет страдат. форм. Ср.: гнать (перех.) – гонимый
— Причастия могут переходить в прилагательные:
опустившийся на дно водолаз (= то, который опустился) – причастие
опустившийся человек (= неряшливый –прилаг. –синоним) – отглагольное прилагательное
Непостоянные признаки:
1.
полное – КАКОЙ? |
у страдательных |
выслушанная просьба |
краткое – КАКОВ? |
просьба выслушана |
2., 3, 4
падеж (у полных) |
те же, что и у определяемого слова (существительного, местоимения). У причастий – окончания прилагательных |
число |
|
род |
ПРАКТИКА
Употребление причастий
Смешение возвратных и невозвратных причастий ведет к ошибке:
Федеральные войска, сражающие (вм. Правильной формы: сражающиеся) на улицах, отбили здание комендатуры.
Смешение действительных и страдательных причастий ведет к ошибке:
Девочка, воспитывающаяся (вм. Правильной формы: воспитываемая) бабушкой, учится хорошо.
Запомните:
— отсутствуют формы причастий на –щий от глаголов совершенного вида, а также причастий с частицей бы (нельзя употреблять: сделающий, вздумающий; вызвавшее бы возражение);
— литературными являются формы причастий: забредший, приобретший, приплётший, вышибленный, заклеймённый, изрешечённый, обезопасенный, пронзённый, спелёнатый и спелёнутый;
— бесприставочные глаголы с суффиксом – ну- сохраняют его и в причастиях (глохнуший, липнувший), а приставочные – теряют (оглохший, прилипший).
Тест 1. Определите, какие ошибки (а) использование неправильных форм причастий; б) смешение возвратных и невозвратных причастий) допущены при использовании причастий в следующих предложениях:
- Трудно найти студента, согласившегося бы писать курсовую на эту тему.
- Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку.
- В деле не было материалов, засвидетельствовавших бы его причастность к случившемуся.
- В следующем туре соревнований будут участвовать спортсмены, сумеющие пробежать стометровку менее чем за десять секунд.
- Пленники, попытающиеся убежать, будут жестоко наказаны.
- Фрукты нового урожая, отправляющиеся с юга, поступают в промышленные центры страны.
- Колыхающее пламя отражается в воде.
- Коровы, отправляющиеся на убой, громко мычали.
- В центре повести представитель нарождающего класса буржуазии.
- Задание, выполняющееся нами, не вызывает затруднений.
Ответы: 1а2а3а4а5а6б7аб8б9б10б
Общее понятие о морфологических нормах.
Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).
Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы, а с другой стороны — литературные, письменные. Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.
В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.
Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.
Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
МЕСТОИМЕНИЙ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ГЛАГОЛОВ ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
7 задание ЕГЭ по русскому языку проверяет знание морфологических норм и умение находить ошибки в образовании слова. Разбираем сложные случаи грамматических ошибок в нашем видео:
7 задание ЕГЭ по русскому языку — теория
- Формы существительных (И.п. множественного числа и Р.п. множественного числа, а также род некоторых существительных).
- Степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная степень).
- Склонение всех разрядов числительных (сложных, составных, дробных, собирательных, порядковых) по падежам.
- Склонение местоимений по падежам.
- Формы глаголов (повелительное наклонение, форма будущего времени, прошедшего времени и настоящего времени).
- Формы образования причастий.
- Формы образования деепричастий.
Морфологические нормы в ЕГЭ кажутся очень сложными для запоминания – но это лишь малая часть того, что нужно знать, чтобы сдать ЕГЭ по русскому языку на высокий балл. Если ты понимаешь, что не в состоянии самостоятельно одолеть массив теории, то лучше обратиться за помощью к профессиональному педагогу. Запишись на бесплатный пробный урок в “Годограф”! Преподаватели-эксперты помогут тебе не только натренироваться решать типовые задания, но и разобраться в материале.
Задание 7 ЕГЭ русский язык — практика
Формы имен существительных. Именительный падеж множественного числа.
Слова на -тор, -сор,-вор, -ер
-Ы/-И
- инструкторы
- редакторы
- лекторы
- ректоры
- конструкторы
- прожекторы
- секторы
- инженеры
- шофёры
- бухгалтеры
- диспетчеры
- договоры
- приговоры
- плейеры
- драйверы
- принтеры
-А/-Я
- директора
- профессора
- инспектора
- доктора
- катера
- ордера
- тенора
- фельдшера
- флюгера
- хутора
- шулера
- буфера
- веера
- буера
- повара
Слова на -ль
-ЛИ
- грифели
- госпитали
-ЛЯ
- адреса
- бока
- борта
- века
- желоба
- жемчуга
- жернова
- края
- кузова
- окорока
- округа
- острова
- отпуска
- паруса
- паспорта
- погреба
- потроха
- снега
- стога
- сорта
- сторожа
- тетерева
- черепа
Форма зависит от контекста
- адреса (новоселов) — адресы (поздравительные)
- века (Средние) — веки (на веки вечные)
- года (мои года) — годы (войны, девяностые)
- колена (выделывать) — колени (больные)
- корпуса (танковые) — корпусы (часов)
- кренделя (выделывать) — крендели (вкусные)
- меха (одеваться в меха) — мехи (кузнечные)
- мужья (прочить в мужья) — мужи (Отечества, ученые)
- образа (святых) — образы (литературные)
- ордена (на груди) — ордены (Тевтонский)
- пропуска (временные) — пропуски (занятий)
- рода (войск) — роды (и виды, древние)
- счета (оплатить) — счеты (свести)
- сыновья (и дочери) — сыны (Отечества)
- тона (светлые) — тоны (сердца)
- учителя (профессия, в школе) — учители (не профессия, великие учители человечества)
- хлеба (яровые) — хлебы (печь формовые)
Фрукты и овощи
- апельсинов
- бананов
- огурцов
- бананов
- томатов
- помидоров
- гранатов
- абрикосов
- ананасов
- лимонов
- мандаринов
- баклажанов
Исключения
- яблок
- груш
- слив
- дынь
Национальности
- казахов
- калмыков
- киргизов
- монголов
- семитов
- таджиков
- тунгусов
- узбеков
- хорватов
- якутов
- армян
- башкир
- болгар
- грузин
- лезгин
- осетин
- румын
- татар
- туркмен
- цыган
Исключение:
- турок
- бурят
Склонение числительных полтора, полторы, полтораста
Полтора, полторы и полтораста в И.п и В.п. имеют одинаковые формы, а в остальных падежах имеют формы полутора и полутораста.
Числительные тысяча и миллион
Числительное тысяча склоняется как существительное 1-го склонения (тысяча, тысячи, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче)
Числительное миллион склоняется как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе)
Склонение дробных числительных
В дробных числительных числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как порядковое числительное:
- Пять четвертых – И.п.
- Пяти четвертых – Р.п.
- Пяти четвертым – Д.п.
Склонение порядковых числительных
При изменении порядковых числительных (отвечают на вопрос какой по порядку?) меняется только окончание последнего слова.
- И.п. две тысячи семнадцатый
- Р.п две тысячи семнадцатого
- Д.п. две тысячи семнадцатому
- В.п. две тысячи семнадцатый
- Т.п две тысячи семнадцатым
- П.п. две тысячи семнадцатом
Употребление собирательных числительных (двое, трое, пятеро)
Сложность в употреблении собирательных числительных заключается в том, что они сочетаются только с некоторыми группами существительных:
- с существительными, обозначающими лиц мужского пола (с лицами женского пола употребляем количественные числительные). Двое мужчин, четверо мальчиков, но две девушки, четыре женщины;
- с детенышами животных (со взрослыми животными употребляем количественные числительные). Семеро козлят, трое тигрят, но три тигра;
- с существительными, употребляющимися только во множественном числе Трое саней, двое ножниц;
- с парными предметами. Двое сапог, четверо ботинок;
- с личными местоимениями. Их было трое, нас четверо.
Числительные оба обе
Числительное оба употребляется только с существительными мужского и среднего рода.
Оба человека, оба друга.
Числительное обе употребляется с существительными женского рода.
По обеим сторонам, обе девушки.
Рассылка с лучшими статьями. Раз в неделю для самых занятных
Для тех, кто ценит свое время. Выбирайте интересную вам тему и подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить. Это бесплатно!
Сегодня
мы…
· Закончим разговор о
морфологических нормах.
· Поговорим об ошибках,
связанных с глаголами, причастиями, деепричастиями.
· Обобщим информацию и поговорим
о том, как выполнить седьмое задание на ЕГЭ.
Итак, мы
всё ещё повторяем правила, которые необходимы нам, чтобы выполнить задание №7.
То есть найти ошибку в образовании формы слова. И исправить ее.
И у нас
есть список морфологических норм, с которыми нам предстоит столкнуться. Нам
осталось только повторить всё, что касается глаголов и образованных от них
частей речи – причастий и деепричастий.
Давайте
рассмотрим несколько тренировочных заданий и посмотрим, с какими правилами мы
можем столкнуться:
Поезжай
вперёд – здесь речь об образовании форм повелительного наклонения глаголов
Обгрызанное яблоко – вопрос стоит об
образовании причастий.
Смотря
вдаль – правильно ли здесь образуется деепричастие?
Натерев
солью – то же самое, но деепричастие совершенного вида.
Лягте
на диван – опять повелительное наклонение глагола.
Зажгёшь свечу – нужно выяснить, правильно ли
образована форма второго лица единственного числа будущего времени.
Движет
чувство долга – настоящее время, третье лицо, единственное число
Испекёт булочки – тоже третье лицо,
единственное число, но форма будущего времени.
Закутавшись
в одеяло – верно ли образовано деепричастие?
Окрепший
организм – а здесь нужно выяснить, правильно ли образовано причастие.
И вот мы
выделили несколько норм, о которых стоит поговорить, чтобы выяснить, есть ли в
этих примерах ошибки.
Начнём с
ошибок, с которыми мы можем встретиться при образовании глагольных форм.
Есть
глаголы, которые вообще не имеют некоторых форм настоящего и будущего времени.
Например,
нет формы первого лица единственного числа у таких глаголов:
Победить,
убедить, стонать, затмить, родиться.
То есть,
нельзя сказать: я побежу или я победю. А также – я убежу,
я стонаю и так далее. Это всё ошибки. Я смогу победить. Я вскоре сумею
затмить – возможны только такие формы.
Нужно
уделить пристальное внимание и чередованиям согласных в разных формах глагола. Например:
Лечь –
лягу – ляжет – лягут
Течь –
теку – течёт – текут
Жечь –
жгу – жжёт – жгут
То есть,
сказать вы жгёте – это ошибка. Жжёте.
Исключение
здесь составляет разве что глагол ткать.
Тку,
ткёшь, ткёт, ткут. В нём нет никаких чередований.
Нужно
помнить и о чередованиях, в которых проявляется щ, ж или ш:
Возить
– вожу, блестеть – блещу, весить – вешу, висеть – вишу, махать – машут.
Сказать блестю или висю –
это очень грубая ошибка.
Нужно
пристально посмотреть на глаголы бежать и хотеть – в них часто делаются
ошибки.
Бежать
– бегу, бегут. Но при этом бежим, бежишь, бежите. Формы наподобие бегишь – это ошибки.
А у
глагола хотеть чередование происходит только в формах единственного
числа: хочу, хочешь, хочет. В остальных формах чередования нет: хотим,
хотите, хотят. А формы наподобие хочут –
это серьезные ошибки.
При
образовании форм первого лица единственного числа в глаголах часто появляется дополнительная
буква л – еще один вид чередования.
Ловить
– ловлю, любить – люблю, купить – куплю, сыпать – сыплю.
В
некоторых глаголах возможны варианты:
Капать
– капаю и каплю, внимать – внимаю и внемлю. Тут варианты различаются ещё и
по стилистике или в соответствии со значением.
А вот в
глаголе выздоровею чередование не появляется. Выздоровлю
– это ошибочная форма.
Иногда
при образовании форм несовершенного вида в основе глаголов происходит
чередование гласных о и а.
Утроить
– утраивать, одолжить – одалживать, подточить – подтачивать, устроить –
устраивать.
Но
часто такого чередования не возникает.
Озаботить
– озабочивать
Отсрочить
– отсрочивать
Подытожить
– подытоживать
Приурочить
– приурочивать.
Обусловить
– обусловливать
Сосредоточить
– сосредоточивать
Нужно
особенное внимание проявить к двум последним глаголам, потому что ошибки
наподобие сосредотачивать встречаются очень часто.
А иногда
при образовании форм прошедшего времени у глаголов может пропадать суффикс -ну.
Высохнуть
– высох, гаснуть – гас, мёрзнуть – мёрз, сохнуть – сох, проникнуть – проник,
погибнуть – погиб, проникнуть – проник.
Ошибкой
будет использовать такие глаголы с суффиксом: – возникнул, а не
возник, исчезнул, а не исчез.
Наконец,
нужно запомнить, что глагола ложить не
существует в природе. Корень –лож- используется только с приставками, то есть в
глаголах совершенного вида: положить, отложить, выложить.
А в форме
несовершенного вида употребляется глагол класть: я кладу, вы кладёте и
так далее.
Посмотрим
теперь на образование глаголов повелительного наклонения – с этой формой тоже
связано много проблем.
Для
начала, у многих глаголов вообще нет формы повелительного наклонения. Например,
у глаголов видеть, ненавидеть, мочь, слышать, созреть, устареть, хотеть
и так далее.
Нужно
обратить внимания на чередования при образовании этой формы: лечь – ляг
(лягте), мазать – мажь (мажьте), резать – режь (режьте).
Очень
интересно дело обстоит с глаголом пойти. Формы повелительного наклонения
у него – пойдём и пойдёмте. А вот форма пошлите, которую
мы можем встретить в речи – это ошибка.
Трудности
вызывает и повелительное наклонение глагола ехать – поезжай, поезжайте. Иногда
можно использовать форму езжай. А при отрицании допускаются формы не езди,
не ездите.
Зато все
слова наподобие едь, ехай,
едьте – это ошибки.
Поговорим
теперь о причастиях. Как мы помним, эта часть речи образуется от
глаголов. И основные ошибки связаны именно с процессом образования причастий.
Для
начала нужно помнить о том, что причастий будущего времени не существует.
И употреблять причастия по отношению к будущему – это уже ошибка.
Кроме
того, мы не можем образовать страдательные причастия настоящего времени от
многих глаголов – таких, как арестовать, беречь, брать, бить, вертеть,
мыть, солить, сушить и так далее.
Все формы
наподобие клеимый, пилимый, портимый –
это ошибки.
Точно так
же мы не можем образовать страдательные причастия прошедшего времени от
некоторых переходных глаголов: вернуть, миновать, подождать, застать,
облететь, проехать, пробежать и так далее.
Нужно
помнить, что многие действительные причастия прошедшего времени образуются при
помощи суффикса -ша- – так бывает, если основа
глагола заканчивается на согласный.
Нёсший,
вёзший, пёкший, вытерший, ушибший и так далее.
Часто
встречаются ошибки наподобие вытеревший,
ушибивший. Нужно следить за этим.
При
образовании страдательных причастий мы иногда неверно выбираем суффиксы.
Например, вместо суффикса -эн-, или -енн-, -анн- мы
можем применить суффикс –тэ: убрато, застелето. Такое, конечно, недопустимо в литературном
языке.
Точно так
же недопустимо забывать о постфиксе при образовании причастий.
Например: Купающие дети смеялись. Здесь явно потерян
постфикс –ся, а при образовании причастий он
сохраняется. Купающиеся дети.
Ещё одна
распространённая ошибка – это использование действительных причастий вместо
страдательных.
Например,
неверно будет сказать: у меня в кармане лежит выигранный билет. Если
только мы не хотим сообщить, что выиграли где-то билет. Но если билет что-то
выиграл, то он выигравший.
Что же
нужно запомнить о деепричастиях?
Для
начала – не от всех глаголов они могут быть образованы. Деепричастия не
образуются от таких глаголов, как жать, врать, есть, гнуть, пить, шить,
тереть и так далее.
Сюда же
можно добавить глаголы несовершенного вида с финалью –чь,
-нуть: сохнуть, вянуть, глохнуть, крепнуть, жечь,
печь и так далее.
Если
говорить о деепричастиях несовершенного вида, то они обычно образуются при
помощи суффиксов -а, -я. Нужно обратить внимание на такие формы, как щипля,
сыпля, махая, страдая.
А также
на деепричастия с суффиксами -учи, -ючи: будучи,
играючи, жалеючи, крадучись и так далее.
Если речь
идет о деепричастиях совершенного вида, то они
образуются при помощи суффиксов -в.
Но
бывает, что они образуются и при помощи других суффиксов: вычтя, войдя,
решившись, засмеявшись, огорчившись, выросши, спасши.
Нужно
отметить, что формы на -ши считаются скорее устаревшими.
Конечно,
нужно не смешивать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Я
отошёл, положа ручку на стол – неправильно. Положив ручку на стол.
Нужно
следить и за использованием деепричастий в фразеологизмах. Нельзя
сказать: он бежал очертив голову. Только
очертя. Как и нельзя сказать: сидеть
сложив руки – только сложа. Или ответить
скрепив сердце – скрепя.
Итак, мы
поговорили об особенностях образования форм глаголов, причастий и деепричастий.
Теперь мы можем вернуться к нашим тренировочным упражнениям и отыскать в них
ошибки!
Поезжай
вперёд – повелительная форма от глагола ехать образована правильно.
Обгрызанное яблоко – здесь причастие
образовано от глагола совершенного вида обгрызть. Значит, мы используем
суффикс -енн. В ответ мы запишем – обгрызенное.
Смотря
вдаль – да, от глагола смотреть образуется деепричастие
несовершенного вида смотря.
Натерев
солью – от глагола совершенного вида натереть
мы можем и правда образовать деепричастие натерев.
Лягте
на диван – повелительное наклонение глагола лечь – ляг, лягте, всё
верно.
Зажгёшь свечу – мы должны помнить о
чередованиях. Правильно – зажжёшь. Именно это слово будет стоять в
ответе.
Движет
чувство долга – в этом значении действительно будет употребляться глагол движет,
а не двигает.
Испекёт булочки – опять вспоминаем о
чередованиях. Правильно – испечёт, и именно это слово мы внесём в ответ.
Закутавшись
в одеяло – да, от глагола закутаться образуется деепричастие
совершенного вида закутавшись.
Окрепший
организм – от глагола окрепнуть причастие образуется с потерей суффикса
–ну, всё правильно.
Итак, за
несколько уроков мы успели разобрать основные правила, связанные с
морфологическими нормами.
Как же мы
поступаем, когда встречаемся в седьмом задании вот с такими пятью фразами?
· Сначала мы читаем
варианты и определяем, к какой части речи относятся выделенные слова.
· Потом выясняем, о какой
морфологической норме идёт речь – то есть, какая именно форма слова тут
задействована.
· Вспоминаем правило,
которое регулирует образование таких форм.
· Выясняем, соответствует
ли наш пример норме.
· И если не соответствует,
то подбираем правильный вариант.
Попробуем
отыскать ошибку.
СТРАШНАЯ цеце – здесь род прилагательного
зависит от рода несклоняемого существительного. Цеце – муха, поэтому
прилагательное действительно должно стоять в форме женского рода.
ЯРЧАЙШИЙ представитель – мы видим
превосходную форму прилагательного, образованную при помощи суффикса -айш. Всё правильно.
НАПОИВ чаем – деепричастие совершенного
вида напоив образовано от глагола совершенного вида напоить при помощи суффикса
–вэ-.
спелых ВИШЕН – образование формы
множественного числа родительного падежа. Вишня – женского рода. Для
существительных женского рода присуще в такой форме нулевое окончание.
ДВУХСТАМ килограммам – здесь нужно верно
образовать форму количественного числительного. Кому? Чему? – килограммам. Это
дательный падеж. Разделим числительное на две части – двух и стам. Сразу видно, что окончания не совпадают, как
должны. Правильно двумстам. Именно это слово мы запишем в ответ.