Подготовка
к ЕГЭ по русскому языку.
Задание
6. Морфологические нормы (образование форм слова).
Имя
существительное.
Тест 3
1. В одном из
выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
уборка ЯСЛЕЙ
бамбуковые ВЕЕРЫ
опытные КОНЮХИ
лучшие СНАЙПЕРЫ
2. В одном из
выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
нет БЛАГОРОДСТВА
воздержаться от КОММЕНТАРИЕВ
несколько ЯБЛОК
с днём РОЖДЕНИЕМ
3.
В
одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
копчёные ОКОРОКИ
порция ПЕЛЬМЕНЕЙ
богатые земные НЕДРА
оздоровительные ЛАГЕРЯ
4. В одном из
выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
тепло наших СЕРДЕЦ
уважаемые ПРОФЕССОРА
знающие БУХГАЛТЕРЫ
китайские ТЕРМОСА
5. В одном из
выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
пять АПЕЛЬСИН
пара ТУФЕЛЬ
все ДИРЕКТОРА школ
килограмм ЯБЛОК
6.
В
одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
известных ГРУЗИН
несколько ЯБЛОНЬ
домики ДЕРЕВНЕЙ
заключить ДОГОВОРЫ
7. В одном из
выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
посадили десять ЯБЛОНЕЙ
отряд ПАРТИЗАН
вопреки ПРОГНОЗАМ
несколько ГРАММОВ
8. В одном из
выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
подписать ДОГОВОРА
опытные ШОФЁРЫ
горячие СУПЫ
две пары БОТИНОК
9. В одном из
выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
новых ШОРТ
вдоль ОБЕРЕЖЬЕВ
все ВОЗРАСТЫ
лучшие ПРОФЕССОРА
10. В одном из
выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
воск СВЕЧЕЙ
новых ПОЛОТЕНЦЕВ
в меню нет ОЛАДИЙ
квалифицированные ЛЕКТОРЫ
Ответы:
1.
Веера
2.
рождения
3.
окорока
4.
термосы
5.
апельсинов
6.
деревень
7.
яблонь
8.
договоры
9.
побережий
10.
полотенец
Литература
1.
Гольцова
Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10–11 классы. М.,
2013.
2.
Краткая
русская грамматика / под ред. Н.Ю. Шведовой, В.В. Лопатина. М., 1989.
3.
Симакова
Е.С. Русский язык: 300 практических заданий для подготовки к ЕГЭ. М., 2015.
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Тип 7 № 41
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
любимые ПРОФЕССОРА
НАИБОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНО поступил
в ДВУХСТАХ метрах
на ИХ территории
ОБГРЫЗАННОЕ яблоко
Правило: Задание 7. Морфологические нормы
2
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
несколько НОЖНИЦ
умелые ПОВАРА
быстро ВЫЗДОРОВИТ
в ПОЛУТОРА часах
ПЯТЬ барышень
Правило: Задание 7. Морфологические нормы
3
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
несколько ЯБЛОК
лежит на ШКАФЕ
до тысяча восемьсот ДВЕНАДЦАТОГО года
БОГАТЕЙШИЙ выбор
пять КОЧЕРЁГ
Правило: Задание 7. Морфологические нормы
4
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара ТУФЛЕЙ
ВЫПРАВЬ текст
несколько ПОЛОТЕНЕЦ
старые ПРОФЕССОРА
новые ВЫБОРЫ
Правило: Задание 7. Морфологические нормы
5
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
МОКЛА под дождём
косвенных ПАДЕЖОВ
ЧУДЕСНЕЙШИМ образом
здоровые ДЁСНЫ
ПОЕЗЖАЙТЕ в магазин
Актуальность: Текущий учебный год
Сложность: обычная
Правило: Задание 7. Морфологические нормы
Пройти тестирование по этим заданиям
РЕЧЕВЫЕ НОРМЫ Задание
I.Нормативное образование ФОРМ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
1.ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ падеж МНОЖЕСТВЕННОГО числа
окончание -А |
окончание -И (-Ы) |
борт – бортá вексель – векселя’ вензель – вензеля’ ворох – ворохá директор – директорá доктор — докторá инспектор – инспекторá катер – катерá китель – кителя’ кузов – кузовá купол – куполá окорок – окорокá округ – округá ордер – ордерá погреб – погребá профессор – профессорá сорт — сортá сторож – сторожá тенор – тенорá фельдшер – фельдшерá флюгер – флюгерá хутор – хуторá штабель – штабеля’ штемпель – штемпеля’ шулер – шулерá якорь — якоря’ |
бухгалтер – бухгáлтеры брелок – брелоки возраст – вóзрасты грифель – грúфели грунт – грỳнты диспетчер – диспéтчеры договор – договóры драйвер – дрáйверы инженер – инженéры конструктор – констрỳкторы лектор – лéкторы лифт – лúфты плейер – плéйеры порт – пóрты приговор – приговóры принтер – прúнтеры прожектор – прожéкторы редактор – редáкторы ректор – рéкторы свитер – свúтеры сектор – сéкторы слесарь – слéсари снайпер – снáйперы торт – тóрты тренер – трéнеры флот – флóты фронт – фронты’ шофёр – шофёры штаб – штабы’ штурман – штỳрманы |
2. РОДИТЕЛЬНЫЙ падеж МНОЖЕСТВЕННОГО числа
Имена существительные, обозначающие названия парных предметов,
в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание
бахилы – бахил туфли – туфель сапоги – сапог ботинки – ботинок чулки – чулок бутсы — бутс шаровары – шаровар гетры – гетр шорты – шорт валенки – валенок шпроты – шпрот жабры – жабр эполеты – эполет кастаньеты — кастаньет манжеты – манжет панталоны – панталон погоны – погон рейтузы – рейтуз |
Но! окончание -ОВ бронхи – бронхОВ гольфы – гольфОВ джинсы – джинсОВ кеды — кедОВ клипсы – клипсОВ носки – носкОВ рельсы – рельсОВ лампасы — лампасОВ |
Имена существительные, обозначающие название национальностей, народностей,
в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:
армяне – армян башкиры – башкир болгары — болгар буряты – бурят грузины – грузин лезгины — лезгин осетины – осетин румыны – румын татары – татар турки – турок туркмены – туркмен цыгане – цыган |
Но! окончание -ОВ казахи – казахОВ калмыки – калмыкОВ киргизы – киргизОВ монголы – монголОВ таджики – таджикОВ тунгусы – тунгусОВ узбеки – узбекОВ хорваты – харватОВ якуты – якутОВ |
Имена существительные, обозначающие название овощей и фруктов,
в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание -ОВ:
абрикосы – абрикосОВ ананасы – ананасОВ апельсины – апельсинОВ баклажаны – баклажанОВ бананы – бананОВ гранаты – гранатОВ лимоны — лимонОВ мандарины – мандаринОВ помидоры – помидорОВ томаты – томатОВ |
Но! окончание нулевое: дыни – дынь сливы — слив яблоки – яблок |
Имена существительные, обозначающие единицы измерения:
окончание -ОВ |
нулевое окончание |
байты – байтОВ гектары – гектарОВ граммы – граммОВ децибелы – децибелОВ караты – каратОВ килограммы – килограммОВ километры – километрОВ |
амперы – ампер аршины – аршин биты – бит ватты – ватт вольты – вольт радианы – радиан рентгены – рентген |
Имена существительные, обозначающие название группы людей по роду деятельности, чаще всего имеют нулевое окончание:
гренадеры – гренадер гусары – гусар драгуны – драгун кадеты – кадет партизаны – партизан солдаты – солдат уланы — улан |
Но! окончание -ОВ гардемарины — гардемаринОВ саперы — саперОВ |
Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в И.п., ед. ч. на -ЦЕ, с.3
в родительном падеже множественного числа, как правило, оканчиваются на -ЕЦ:
блюдце – блюдЕЦ зеркальце – зеркалЕЦ копытце – копытЕЦ одеяльце – одеялЕЦ полотенце – полотенЕЦ сердце – сердЕЦ щупальце — щупалЕЦ |
Но! окончание -ЕВ болотце – болотцЕВ деревце – деревцЕВ кружевце – кружевцЕВ оконце – оконцЕВ |
Имена существительные
среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на ЬЕ — без ударения, чаще всего в Р.п. мн.ч. оканчиваются на ИЙ.
гнездовье — гнездовИЙ гулянье – гулянИЙ застолье – застолИЙ кочевье – кочевИЙ кушанье – кушанИЙ надгробье – надгробИЙ новоселье – новоселИЙ ожерелье – ожерелИЙ отродье – отродИЙ печенье — печенИЙ побережье – побережиИЙ поверье – поверИЙ сиденье — сиденИЙ снадобье – снадобИЙ соленье – соленИЙ увечье — увечИЙ угодье – угодИЙ ущелье – ущелИЙ |
Но! окончание –ЕВ: верховье – верховьЕВ низовье – низовьЕВ платье – платьЕВ подмастерье – подмастерьЕВ устье – устьЕВ запомните ударные случаи: копьё – копИЙ питьё – питЕЙ ружье — ружЕЙ |
Имена существительные женского рода на -ЬЯ
без ударения в Р. падеже мн. числа оканчиваются на -ИЙ: |
под ударением в Р. падеже мн. числа оканчиваются на -ЕЙ: |
бегунья – бегунИЙ гостья – гостИЙ колдунья – колдунИЙ оладья – оладИЙ певунья – певунИЙ плясунья – плясунИЙ попрыгунья – попрыгунИЙ хохотунья – хохотунИЙ шалунья – шалунИЙ эскадрилья – эскадрилИЙ |
бадья – бадЕЙ ладья – ладЕЙ полынья – полынЕЙ статья – статЕЙ судья – судЕЙ |
Запомните:
окончание -ЕЙ |
нулевое окончание |
окончание -ЕВ |
окончание -ОВ |
ведомость – ведомостéй дядя — дядей кегля – кеглей лопасть – лопастéй мощность – мóщностей отрасль – óтраслей пеня – пеней пригоршня – пригоршней простыня – простыней распря – рáспрей сакля – саклей скатерть – скáтертей скорость – скоростéй тетя — тетей четверть — четвертéй свеча – свечей будни – будней бредни – бредней гантели – гантелей дровни – дровней козни – козней ясли – я’слей |
басня – басен баржа – барж барышня – барышень башня – башен бойня – боен боярышня – боярышень вафля – вафель вишня – вишен двойня – двоен домна – домен копна – копён кочерга – кочерёг кровля – кровель няня – нянь оглобля – оглобель пашня – пашен пелена – пелён пéтля – пéтель погоня – погонь сотня – сотен спальня – спален сплетня – сплетен таможня – таможен черешня – черешен серьга – серёг сплетня – сплетен тýфля – тýфель тихоня – тихонь яблоня – яблонь брызги- брызг зразы – зраз макароны – макарон оковы – оков розги – розог узы – уз |
лохмотья – лохмотьЕВ коренья – кореньЕВ хлопья – хлопьЕВ |
выборы – выборОВ георгины – георгинОВ дебаты – дебатОВ заморозки – заморозкОВ кулуары – кулуарОВ манёвры – манёврОВ нарды – нардОВ очистки – очисткОВ соты – сотОВ чипсы – чипсОВ |
Запомните следующие формы множественного числа:
1) зуб: зубы (у человека, животных) — зубья (у пилы)
корпус: корпусы (часов) – корпуса (здания)
лагерь: лагери (политические группировки) – лагеря (туристические)
муж: мужи (государственные) — мужья (в семьях)
образ: образы (художественные) — образа(иконы)
орден: ордены (рыцарские, монашеские) — ордена (награды)
пропуск: пропуски (недосмотры) — пропуска (документы)
соболь: соболи (животные) – соболя (меха)
тоны (музыкальные звуки) – тона (переливы цвета)
2) дно – донья, курица – куры, человек – люди, ребенок – дети, полено – поленья, судно – суда.
3.ТВОРИТЕЛЬНЫЙ падеж множественного числа.
дверь – дверьми дочь – дочерьми лошадь – лошадьми |
кость – костями плеть – плетями |
с.4
II.Нормативное образование и употребление ФОРМ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.
1.Склонение имен числительных, обозначающих целые числа. с.5
а) 40, 90, 100 СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО в винительном падеже имеют такие же окончания, что и в
именительном падеже; в остальных падежах — окончание –А
И.п., В.п. |
СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО (домов) |
Р.п., Д.п., Т.п., П.п. |
СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА (домов, домам, о домах) |
При склонении сложных числительных
б) 50-80 ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ
изменяются ОБЕ ЧАСТИ по образцу существительных третьего склонения, хотя сами числительные пишутся в одно слово:
И.п. |
ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ (домов) |
Р.п. |
ПЯТИДЕСЯТИ, ШЕСТИДЕСЯТИ, СЕМИДЕСЯТИ, ВОСЬМИДЕСЯТИ (домов) |
Д.п. |
ПЯТИДЕСЯТИ, ШЕСТИДЕСЯТИ, СЕМИДЕСЯТИ, ВОСЬМИДЕСЯТИ (домам) |
В.п. |
ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ (домов) |
Т.п. |
ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ, ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ, СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ, ВОСЕМЬЮДЕСЯТЬЮ домами) |
П.п. |
О ПЯТИДЕСЯТИ, ШЕСТИДЕСЯТИ, СЕМИДЕСЯТИ, ВОСЬМИДЕСЯТИ (домах) |
в) 200, 300, 400 ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА
изменяются обе части, вторая – как слово НОТА
И.п. |
ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА (домов) |
Р.п. |
ДВУХСОТ, ТРЕХСОТ, ЧЕТЫРЕХСОТ (домов) |
Д.п. |
ДВУМСТАМ, ТРЕМСТАМ, ЧЕТЫРЕМСТАМ (домам) |
В.п. |
ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА (домов) . |
Т.п. |
ДВУМЯСТАМИ, ТРЕМЯСТАМИ, ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ (домами) |
П.п. |
о ДВУХСТАХ, ТРЕХСТАХ, ЧЕТЫРЕХСТАХ (домах) |
В случае затруднения вместо слова СОТ можно подставить слово НОТА Р.п. — нет двухсот (двух нот), Д.п. – пятистам (пяти нотам) Т.п. тремястами (тремя нотами), П.п. – о четырехстах (о четырех нотах).
г) 500 – 900 ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ
склоняются обе части: первая изменяется как имена существительные третьего склонения, вторая — как слово НОТА
И.п. |
ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ (домов) |
Р.п. |
ПЯТИСОТ, ШЕСТИСОТ, СЕМИСОТ, ВОСЬМИСОТ, ДЕВЯТИСОТ (домов) |
Д.п. |
ПЯТИСТАМ, ШЕСТИСТАМ, СЕМИСТАМ, ВОСЬМИСТАМ, ДЕВЯТИСТАМ (домам) |
В.п. |
ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ (домов) |
Т.п. |
ПЯТЬЮСТАМИ, ШЕСТЬЮСТАМИ, СЕМЬЮСТАМИ, ВОСЕМЬЮСТАМИ, ДЕВЯТЬЮСТАМИ (домами) |
П.п. |
о ПЯТИСТАХ, ШЕСТИСТАХ, СЕМИСТАХ, ВОСЬМИСТАХ, ДЕВЯТИСТАХ (домах) |
В случае затруднения при склонении таких числительных вместо слова СОТ можно подставить слово НОТА:
И.п. пять нот — пятьсот; Р.п. — пяти нот — пятисот; Д.п. — пяти нотам — пятистам; Т.п. — пятью нотами — пятьюстами; П.п. — о пяти нотах — о пятистах.
д) Склонение составных числительных. Изменяется каждое слово! с.6
И.п. |
ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТЬСОТ СЕМЬДЕСЯТ ТРИ (книги) ‘ |
Р.п. |
(нет) ДВУХ ТЫСЯЧ ПЯТИСОТ СЕМИДЕСЯТИ ТРЕХ (книг) |
Д.п. |
ДВУМ ТЫСЯЧАМ ПЯТИСТАМ СЕМИДЕСЯТИ ТРЕМ (книгам) |
В.п. |
ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТЬСОТ СЕМЬДЕСЯТ ТРИ (книги) |
Т.п. |
ДВУМЯ ТЫСЯЧАМИ ПЯТЬЮСТАМИ СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ ТРЕМЯ (книгами) |
П.п. |
О ДВУХ ТЫСЯЧАХ ПЯТИСТАХ СЕМИДЕСЯТИ ТРЕХ (книгах) |
2.Склонение имен числительных ПОЛТОРА, ПОЛТОРЫ, ПОЛТОРАСТА ПОЛТОРА сочетается с сущ. м. и ср. рода (полтора дня, полтора полотенца), ПОЛТОРЫ – с сущ. ж. рода (полторы недели) При склонении имеются всего ДВЕ ФОРМЫ! |
|
И.п., В.п. |
ПОЛТОРА (дня), ПОЛТОРЫ (недели), ПОЛТОРАСТА (рублей) |
Р.п., Д.п. Т.п., П.п. |
ПОЛУТОРА (дней, дням, днями, о днях) ПОЛУТОРА (недель, неделям, неделями, о неделях) ПОЛУТОРАСТА (рублей, рублям, рублями, о рублях) |
3. Склонение дробных числительных. Изменяются все слова,
числитель изменяется как слово, обозначающее целое число, а знаменатель – как прилагательное во мн.ч.:
две третьи, двух (каких?) третьих, двум (каким?) третьим, двумя (какими?)третьими, о двух (каких?) третьих.
4. Склонение составных ПОРЯДКОВЫХ числительных
отвечают на вопрос КОТОРЫЙ?) При склонении изменяется только последнее слово (как прилагательное):
И.п. |
ТРИСТА ЧЕТВЕРТАЯ страница, ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТЫЙ год |
Р.п. |
(нет) ТРИСТА ЧЕТВЕРТОЙ страницы, ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТОГО года |
Д.п. |
к ТРИСТА ЧЕТВЕРТОЙ странице, к ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТОМУ году |
В.п. |
ТРИСТА ЧЕТВЕРТАЯ страница, ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТЫЙ год |
Т.п. |
ТРИСТА ЧЕТВЕРТОЙ страницей, ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТЫМ годом |
П.п. |
О ТРИСТА ЧЕТВЕРТОЙ странице, о ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТОМ годе |
5. Нормативное употребление СОБИРАТЕЛЬНЫХ числительных
а) ДВОЕ. ТРОЕ, ЧЕТВЕРО, ПЯТЕРО и т.д.
Сочетаются ТОЛЬКО С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ |
||
1.обозначающими лиц мужского пола |
двое друзей, трое братьев, |
но! две подруги, три сестры |
2. дети, люди |
четверо людей, трое детей. |
|
3. обозначающими названия детёнышей животных |
четверо котят, семеро козлят |
но! четыре кошки семь коз |
4. имеющими форму только мн.ч.: |
семеро суток, двое саней |
б) Нормативное употребление числительных ОБА, ОБЕ
ОБА сочетается с сущ. мужского и среднего рода (оба брата, оба крыла)
ОБЕ сочетается с сущ. женского рода (обе сестры)
При склонении постоянно сохраняется |
||
ОБА |
ОБО… |
Обоих (братьев), к обоим (братьям), обоими (братьями), об обоих (братьях) |
ОБЕ |
ОБЕ… |
Обеих (сестер), к обеим (сестрам), обеими (сестрами), об обеих (сестрах) |
III. Нормативное употребление сравнительной и превосходной степени с.7
ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ |
|||
СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ |
ПРЕВОСХОДНАЯ |
||
простая |
составная |
простая |
составная |
К основе исходного имени прилагательного прибавляются суффиксы: ЕЕ, ЕЙ, Е, ШЕ Красивый – красивее тяжелый – тяжелей громкий — громче тонкий — тоньше |
К основе исходного имени прилагательного прибавляются суффиксы: ЕЙШ, АЙШ Красивый – красивейший, тонкий — тончайший |
Состоит из двух слов: БОЛЕЕ, МЕНЕЕ + начальная форма прилагательного Красивая – более красивая, тонкий – менее тонкий |
Состоит из двух слов: САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНИЕ + начальная форма прилагательного красивая — самая красивая умный – наиболее умный |
Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения.
НЕЛЬЗЯ! |
В чем ошибка? |
Как правильно? |
Она более умнее, чем он. |
к уже образованной простой форме сравнительной степени (умнее) присоединяется частица более, которая используется при образовании составных форм. Эта частица дублирует значение «сравнения», передаваемое суффиксом ЕЕ. Употребление частицы БОЛЕЕ является избыточным. |
Она более умная, чем он. Она умнее, чем он. |
Это самая высочайшая в городе башня. |
к уже образованной простой форме превосходной степени (высочайшая) присоединяется частица САМАЯ, которая используется при образовании составных форм степеней сравнения. Эта частица дублирует значение «сравнения», передаваемое суффиксом АЙШ. Употребление частицы САМАЯ с такой формой прилагательного является избыточным. |
Это самая высокая в городе башня. Это высочайшая в городе башня. |
IV. Нормативное употребление ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ с.8
1. Не имеют формы 1 лица единственного числа, так как они затруднительны для произношения, то есть из-за их неблагозвучности:
ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ, ПЕРЕУБЕДИТЬ, РАЗУБЕДИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ОЩУТИТЬ, ЗАТМИТЬ, ДЕРЗИТЬ, ПЫЛЕСОСИТЬ и др.
Прибегают к описательному способу выражения — образуют словосочетание, в котором глагол стоит в неопределенной форме, а личную форму образует другой, вспомогательный глагол:
ХОЧУ (СМОГУ, НАДЕЮСЬ) УБЕДИТЬ, ПОПЫТАЮСЬ ОЩУТИТЬ, ДОЛЖЕН ПОБЕДИТЬ,
МОГУ ОЧУТИТЬСЯ.
2. Нормативное образование форм повелительного наклонения ряда глаголов:
Начальная форма глагола |
Форма повелительного наклонения (единственное число) ТЫ |
Форма повелительного наклонения (множественное число) ВЫ |
ЛЕЧЬ |
ЛЯГ |
ЛЯГТЕ |
ЕХАТЬ |
ПОЕЗЖАЙ |
ПОЕЗЖАЙТЕ |
ЕЗДИТЬ |
ЕЗДИ |
ЕЗДИТЕ |
ПОЛОЖИТЬ |
ПОЛОЖИ |
ПОЛОЖИТЕ |
КЛАСТЬ |
КЛАДИ |
КЛАДИТЕ |
БЕЖАТЬ |
БЕГИ |
БЕГИТЕ |
ЛАЗАТЬ |
ЛАЗАЙ |
ЛАЗАЙТЕ |
3. Нормативное образование форм глаголов настоящего, будущего времени:
Начальная форма глагола |
|
ЕЗДИТЬ |
я ЕЗЖУ, он ЕЗДИТ |
ЛАЗИТЬ |
я ЛАЖУ, он ЛАЗИТ |
ЖЕЧЬ (ЗАЖЕЧЬ, ПОДЖЕЧЬ, РАЗЖЕЧЬ) |
я ЖГУ, ты ЖЖЕШЬ, он ЖЖЕТ, мы ЖЖЕМ, вы ЖЖЕТЕ, они ЖГУТ, |
ПЕЧЬ (ИСПЕЧЬ, ЗАПЕЧЬ, ПРОПЕЧЬ) |
я ПЕКУ, ты ПЕЧЕШЬ, он ПЕЧЕТ, мы ПЕЧЕМ, вы ПЕЧЕТЕ, они ПЕКУТ |
БЕРЕЧЬ (СБЕРЕЧЬ) |
я БЕРЕГУ, ты БЕРЕЖЕШЬ, он БЕРЕЖЕТ, мы БЕРЕЖЕМ, вы БЕРЕЖЕТЕ, они БЕРЕГУТ |
СТЕРЕЧЬ |
я СТЕРЕГУ, ты СТЕРЕЖЕШЬ, он СТЕРЕЖЕТ, мы СТЕРЕЖЕМ, вы СТЕРЕЖЕТЕ, они СТЕРЕГУТ |
4. Нормативное образование форм прошедшего времени глаголов:
Начальная форма глагола |
Форма прошедшего времени этого глагола |
ОКРЕПНУТЬ |
он ОКРЕП (неправильно ОКРЕПНУЛ) |
СОХНУТЬ |
он СОХ (неправильно СОХНУЛ) |
ПРОМОКНУТЬ |
он ПРОМОК (неправильно ПРОМОКНУЛ) |
5.Ошибочно используются формы с суффиксом –СЯ, образованные от глаголов играть, стирать, полоскать: Дети *играются в саду (нужно играют); Буду *стираться (нужно стирать) и т.п.
Ср. правильное употребление: Пьеса играется впервые; Эта ткань легко стирается.
V. Нормативное употребление МЕСТОИМЕНИЙ с.9
1. Употребляйте правильные формы местоимений: их (не ихний), у нее (не у ней).
-
Местоимения себя, свой относятся к лицу, производящему действие, поэтому неправильно использовать их в следующих конструкциях (в их действие выполняется одним лицом, а местоимение относится к другому): Учитель предложил мне прочитать вслух свое сочинение; Я попросил маму отнести тетрадь к себе.
-
К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если они стоят после непроизводных предлогов (без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.) и некоторых предлогов, образованных от наречий и управляющих род.п. (вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после и др.): без него, вокруг них. Ср.: вопреки ему (Д.п.), наподобие его (предлог образован от существительного).
-
После форм сравнительной степени местоимение употребляется без н: старше ее.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ.
Алгоритм выполнения задания:
1. Определите, к какой части речи относится данное слово.
2. Если это имя числительное, помните о том, что
• у сложных количественных имен числительных склоняются обе части;
• при склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово;
• собирательные числительные двое, трое, четверо и т.д.
Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими лиц женского
пола (двое подруг, трое сестер) !!!
Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими взрослых особей животных (двое волков, трое медведей) !!!
•собирательные числительные ОБА употребляется с именами существительными мужского и среднего рода, ОБЕ — женского рода;
3. Если это имя прилагательное, проследите, правильно ли образованы формы степеней:
НЕЛЬЗЯ ни в коем случае смешивать простую и составную формы степеней сравнения
4. Если это глагол, обратите внимание на правильность образования
• форм повелительного наклонения;
• форм прошедшего времени, употребляемых без суффикса -НУ-.
5. Если это имя существительное, убедитесь в правильности образования
• форм именительного падежа множественного числа;
• форм родительного падежа множественного числа.
6. Проверив правильность соблюдения морфологических норм при образовании имен числительных, прилагательных, существительных и глаголов, выберите правильный ответ.
Материал для отработки задания №7 ЕГЭ 2023 по русскому языку.
Формы слова. Теория и практика.
Контрольная работа по русскому языку в формате ЕГЭ 2023 + консультация. Грамматические (морфологические) нормы. 2 варианта заданий с ответами
Автор: Соловых В. В.
→ вариант 1
→ вариант 2
→ ответы
На консультации рассматриваются морфологические нормы (образование форм разных частей речи). Изменяемые части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.
Примеры заданий:
Вариант 1
1.Отметьте пример с ошибкой в образовании слова
а) Вкусные торты в) Пятьюстами деревьями
б) Палец с мозолем г) В две тысячи четвёртом году
2.Отметьте пример с ошибкой в образовании слова
а) Более пятисот человек в) Жалел о пятьсот рублях
б) Клади портфель г) тонна яблок
3. Отметьте пример с ошибкой в образовании слова
а) Пара чулок в) Более пятидесяти человек
б) Поезжай сегодня г) Рисунок более красивее
4. Отметьте пример с ошибкой в образовании слова
а) Более красивый пейзаж в) Более восемьдесят пяти килограмм
б) Обоих учеников г) Новые договоры
5. Укажите пример с ошибкой в образовании слова
а) Старые тренера в) Положите сумки
б) Пять апельсинов г) Чёрная вуаль
6. Укажите пример с ошибкой в образовании слова
а) Отдыхали у побережий в) Приезжай быстрее
б) Пять банок шпрот г) Этот пример более интересен
7. Отметьте пример с ошибкой в образовании слова
а) Ляжьте на пол в) Наиболее интересно
б) Двумястами рублями г) Пять гектаров
8. Укажите пример с ошибкой в образовании слова
а) Беги дальше в) тремястами книгами
б) известные профессора г) молодые шофера
9. Отметьте пример с ошибкой в образовании слова
а) До двух тысяч шестого года в) опытные шофёры
б) пять килограммов г) охапка георгинов
10. Отметьте пример с ошибкой в образовании слова
а) килограмм апельсин в) петь звонче
б) несколько брелоков г) ягода слаще
Связанные страницы:
Ирина Кривенкова, кандидат филологических наук, репетитор по русскому языку.
Всем привет! Меня зовут Ирина Александровна, я преподаватель русского языка, готовлю детей к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку.
Это видео я посвящаю тренингу 7-го задания теста ЕГЭ.
Как же звучит седьмое задание теста ЕГЭ?
«В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.»
Обращаю внимание, что вам нужно не только найти ошибку, но и выписать правильную форму. Это задание относится к категории «Нормы», то есть вам нужно будет выучить достаточно большой объем материала. Что я предлагаю?
Я предлагаю не учить сразу весь материал наизусть, а тренироваться, например, по самостоятельно составленным карточкам, читать таблицы, составлять самостоятельно списки слов и, конечно же, делать тесты.
Давайте вспомним, что такое морфологические нормы. Морфологические нормы — это нормы употребления форм слова различных частей речи. Нам с вами необходимо запомнить образование форм следующих частей речи: имени существительного, имени прилагательного, местоимения, числительного, глагола, деепричастия.
Сегодня мы будет запоминать некоторые формы имен существительных. Вам необходимо знать, как образуется форма множественного числа именительного и родительного падежей.
Начнем с именительного падежа. Какое затруднение может возникнуть? Вам надо просто будет знать, когда мы прибавляем окончание -А(-Я) или когда мы прибавляем окончание -И(-Ы).
Сейчас я вам предложу список из 10 имен существительных, во множественном числе которых появляется окончание -А или -Я.
Адрес — адреса
Директор — директора
Доктор — доктора
Дно — донья
Парус — паруса
Повар — повара
Профессор — профессора
Паспорт — паспорта
Сторож — сторожа
Шило — шилья
В следующем списке вы встретите 10 существительных, во множественном числе именительном падеже которых появляется окончание -И или -Ы.
Аэропорт — аэропорты
Бухгалтер — бухгалтеры
Договор — договоры
Инструктор — инструкторы
Месяц — месяцы
Редактор — редакторы
Торт — торты
Трактор — тракторы
Тренер — тренеры
Шофер — шоферы
Итак, мы с вами повторили 20 имен существительных. Вернее, образование двадцати форм определенных имен существительных. А сейчас давайте проверим, все ли вы запомнили хорошо. Я сейчас буду называть форму в единственном числе, выбирая совершенно случайным способом существительные. Называю форму в единственном числе и через 3 секунды на экране появится правильный ответ, ну и я его, соответственно, озвучу. За эти 3 секунды вы должны проговорить форму во множественном числе вслух. Итак, поехали.
Трактор — тракторы
Дно — донья
Директор — директора
Договор — договоры
Парус — паруса
Паспорт — паспорта
Торт — торты
Бухгалтер — бухгалтеры
Сторож — сторожа
Тренер — тренеры
Шило — шилья
Редактор — редакторы
Следующая часть нашего с вами тренинга составит повторение образования форм родительного падежа множественного числа некоторых имен существительных.
Так вы можете запутаться: «нет помидор» или «нет помидоров». То есть затруднение состоит в том, оставляете ли вы нулевое окончание или добавляете окончание -ОВ или -ЕВ. Конечно же, будет правильно «помидоров».
Давайте повторим группу имен существительных, в которых при образовании формы родительного падежа во множественном числе встречается нулевое окончание. Для удобства образования родительного падежа всегда добавляйте отрицательное слово «нет».
Гетры — нет гетр
Шорты — нет шорт
Сапоги — нет сапог
Яблоки — нет яблок
Макароны — нет макарон
Солдаты — нет солдат
Брызги — нет брызг
Кухни — нет кухонь
Свадьбы — нет свадеб
Плечи — нет плеч
А теперь настала очередь имен существительных, которые в родительном падеже добавляют окончание -ОВ или -ЕВ.
Джинсы — нет джинсов
Носки — нет носков
Помидоры — нет помидоров
Гектары — нет гектаров
Граммы — нет граммов
Килограммы — нет килограммов
Рельсы — нет рельсов
Бронхи — нет бронхов
Георгины — нет георгинов
Комментарии — нет комментариев
А теперь давайте проверим наши с вами знания. Я сейчас буду проговаривать форму именительного падежа множественного числа, а вы, соответственно, вслух проговариваете форму родительного падежа множественного числа. И через 3 секунды на экране появится правильный ответ.
Граммы — граммов
Макароны — макарон
Рельсы — рельсов
Шорты — шорт
Бронхи — бронхов
Гектары — гектаров
Кухни — кухонь
Комментарии — комментариев
Сапоги — сапог
Брызги — брызг
Мы сегодня с вами повторили, а может даже и выучили, целых 40 форм имен существительных. Но обращаю ваше внимание, что это далеко не весь список слов, которые вы должны знать для того, чтобы выполнить 7-ое задание теста ЕГЭ. Полный список слов, которые могут встретиться в вашем экзаменационном тесте, содержится в моем электронном учебнике. Он является частью моего онлайн-курса, на который я вас всех и приглашаю.
Все видео по русскому языку
Спасибо за то, что пользуйтесь нашими материалами.
Информация на странице «Задание №7. Тренинг по морфологическим нормам» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в ВУЗ или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из разделов нашего сайта.
Публикация обновлена:
08.03.2023
Подготовка к ЕГЭ. Морфологические нормы. Род имён существительных.
Автор скрыт
20.05.2020.
Тест. Русский язык, 10 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Подготовка к ЕГЭ. Морфологические нормы. Род имён существительных.
Список вопросов теста
Вопрос 1
НАЙДИ ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Варианты ответов
- ДУШИСТАЯ ШАМПУНЬ
- ПРОЗРАЧНАЯ ТЮЛЬ
- КРУЖЕВНОЙ МАНЖЕТ
- СТАРАЯ БАНДЕРОЛЬ
- БОЛЬНАЯ МОЗОЛЬ
Вопрос 2
НАЙДИ ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Варианты ответов
- ЗАБАВНАЯ ПОНИ
- МГУ ОТКРЫЛ ДВЕРИ
- ПОСЛЕДНИЙ ПЕНАЛЬТИ
- ЧЁРНАЯ ТОЛЬ
- СТАРАЯ ШИМПАНЗЕ
Вопрос 3
НАЙДИ ОШИБКИ В ОПРЕДЕЛЕНИИ РОДА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Варианты ответов
- ПРЕЛЕСТНАЯ МИСС
- КОМПЕТЕНТНЫЕ ЖЮРИ
- НОВОГОДНЕЕ ОЛИВЬЕ
- ШЕРСТЯНОЕ КАШНЕ
- БОЛЬНОЙ ЗАУСЕНЕЦ
Вопрос 4
НАЙДИ ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Варианты ответов
- ВАЖНАЯ ФРАУ
- БЕЛЫЙ ГОЛЬФ
- БАРАНЬЕ РАГУ
- МОЁ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
- РЕЗКОЕ «НЕ ХОЧУ»
Вопрос 5
НАЙДИ ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Варианты ответов
- ПРАВЫЙ ТУФЕЛЬ
- КОПЧЁНАЯ САЛЯМИ
- СОЛНЕЧНЫЕ СОЧИ
- БЫСТРОНОГАЯ КЕНГУРУ
- ЧЁРНОЕ КОФЕ
Вопрос 6
НАЙДИ ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Варианты ответов
- СТАРЫЕ ТБИЛИСИ
- ЖЁЛТАЯ САНДАЛЯ
- ЦЕНТРАЛЬНАЯ АВЕНЮ
- ВКУСНОЕ КАКАО
- ЕГЭ СОДЕРЖАЛО
Вопрос 7
НАЙДИ ОШИБКИ В ОПРЕДЕЛЕНИИ РОДА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Варианты ответов
- ВАЖНОЕ ИНТЕРВЬЮ
- ВКУСНАЯ ПОМИДОРА
- ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИВАСИ
- БОГАТЫЙ РАНТЬЕ
- КРАСНЫЙ ГЕОРГИН
Вопрос 8
НАЙДИ ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Варианты ответов
- СТРАШНОЕ ТОРНАДО
- РОЗОВАЯ ФЛАМИНГО
- ВОЕННЫЙ АТТАШЕ
- ДПС СООБЩИЛО
- СВЕЖЕЕ СУЛУГУНИ
Вопрос 9
НАЙДИ ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Варианты ответов
- ЛЕВЫЙ КРОССОВОК
- СИЛЬНЕЙШИЙ ЦУНАМИ
- СВЕЖИЙ КОЛЬРАБИ
- КОМИЧЕСКОЕ АМПЛУА
- ЗНАКОМЫЙ КОНФЕРАНСЬЕ
Вопрос 10
НАЙДИ ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Варианты ответов
- ПЕСТРЫЙ КАКАДУ
- НАСТЕННЫЙ БРА
- ЛЕВЫЙ ТАПОК
- ТРУДНОЕ ПА
- БЕЗЛЮДНЫЙ ГОБИ