Морфологические нормы – это правила образования грамматических форм слов разных частей речи.
Морфологические нормы имен существительных
1. Несклоняемые имена существительные, которые обозначает неодушевленные предметы, относится к среднему роду: купе, попурри, бикини.
Исключения: бигуди, галифе (мн.ч.), жалюзи, киви, виски, бренди, кофе (м. и ср.р.), мокко, пенальти, евро (м.р.).
2. Род имен существительных, обозначающих лиц, определяют исходя из пола, к которому они относятся: прекрасная мадам, серьезный месье, хитрая фрау и т.п.
3. Род географических названий, названий органов печати определяется по родовому слову: Капри – остров (м.р.), Юнгфрау – гора (ж.р.), Монако – княжество (ср.р.), Боржоми – город (м.р.); «Таймс» — газета (ж.р.).
4. Аббревиатуры обычно относят к тому роду, которому принадлежит опорное слово в них: НАТО – альянс (м.р.), СНГ – содружество (ср.р.); МГУ – университет (м.р.).
Однако надо иметь в виду следующие правила:
- Если аббревиатура оканчивается на согласный, то она может согласовываться по мужскому роду, несмотря на принадлежность опорного слова к женскому или среднему роду. Причем в некоторых случаях согласование по мужскому роду является единственно возможным. Например, только мужского рода слова вуз (хотя заведение), МИД (хотя министерство), загс (хотя запись). В некоторых случаях наблюдаются колебания: например, МКАД – мужского рода в разговорной речи, женского рода в стилистически нейтральных контекстах. В некоторых случаях согласование по мужскому роду невозможно: ГЭС, ТЭЦ – существительные только женского рода. О родовой принадлежности таких аббревиатур следует справляться в словарях.
- Род иноязычной аббревиатуры определяется по опорному слову в русской расшифровке: ФИФА (федерация) приняла решение; ЦЕРН (центр) провел исследования. Однако в некоторых случаях на родовую принадлежность может оказывать влияние внешний фонетический облик слова. Например, аббревиатура НАТО используется как существительное мужского рода (в результате влияния сочетания со словами альянс, блок, договор), женского рода (по опорному слову организация) и среднего рода (по фонетическому облику, ср. с другими словами на -О: пальто, метро, кино). Испытывает колебания в роде аббревиатура ЮНЕСКО (фонетический облик подсказывает средний род, а опорное слово организация – женский).
5. Некоторые имена существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа вместо окончания -ы(-и) могут иметь ударное окончание -а (-я):
1) односложные имена существительные: бок – бока, лес – леса, глаз — глаза, дом – дома, глаз – глаза, век – века, шелк – шелка, корм – корма, борт – борта и т.д.;
2) двусложные имена существительные, у которых в форме единственного числа именительного падежа ударение на первом слоге: буфер – буфера, берег – берега, жемчуг – жемчуга и т. д.
6. Род сложносоставных существительных определяется по слову, которое выражает более широкое значение существительного: бабочка-адмирал, телефон-автомат,диван-кровать.
А если оба понятия равноценны, род определяется по первому слову: кресло-кровать, кафе-ресторан.
7. Для правильного образования формы родительного падежа множественного числа существительных следует знать следующие тенденции:
Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок), характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа: апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков и т. д. Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений, имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание:
- Названия людей по национальности (в словах с основой на –р, – н) и по принадлежности к воинским соединениям, преимущественно употребляющиеся в формах множественного числа в собирательном значении: жить среди туркмен, румын, турок, осетин, армян, грузин, цыган, татар болгар; видеть партизан, солдат, гусар; сюда же относится форма р. п. мн. ч. человек.
- Названия парных предметов: много ботинок, для глаз, без погон, у чулок, ради эполет, из сапог.
- Названия мер и единиц измерения: 220 вольт, 1000 ватт, 5 ампер, 500 гигабайт. Если же такие названия употребляются вне «измерительного» контекста (иначе говоря, форма родительного падежа не является счетной), то используется окончание -ов: жить без лишних килограммов, не хватает гигабайтов.
Названия плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающиеся на твердый согласный (апельсин, баклажан, помидор, мандарин), в форме родительного падежа мн. ч. имеют окончание -ов: пять апельсинов, килограмм баклажанов, без мандаринов, салат из помидоров.
Для некоторых существительных образование форм мн. ч. род. п. затруднено; это слова мечта, мольба, башка. С другой стороны, слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы мн. ч. род. падежа.
8.Существительные на неударяемые -ья и -ье имеют в форме родительного падежа множественного числа окончание -ий: шалу́нья — шалуний, запя́стье — запястий, а на ударяемые -ья и -ьё — окончание -ей: скамья́ — скамей, ружьё — ружей. Но: копьё — копий.
9. В форме родительного падежа множественного числа существительных на -ня с предшествующей согласной или буквой й буква ь на конце не пишется: вишня — вишен, спальня — спален, бойня — боен. Исключения: барышень, боярышень, деревень, кухонь.
10. Русские фамилии на -ов(ёв)/-ев, -ын/-ин имеют в форме творительного падежа единственного числа окончание -ым: Некрасовым, Птицыным, Никитиным. Иностранные фамилии на -ов и -ин имеют окончание -ом: Дарвином, Чаплином.
11. Названия населенных пунктов на -ов/-ев, -ын/-ин, -ово/-ево, -ыно/-ино имеют в форме творительного падежа окончание -ом: за Льговом, под Киевом, над Пушкином, за Уклеевом, под Бородином, за Голицыном.
Морфологические нормы имен прилагательных
1. Нельзя соединять в одну конструкцию простую и сложную формы сравнительной степени имени прилагательного: более хорошее сочинение/ это сочинение лучше (не это сочинение более лучше)
2. Нельзя смешивать простую и сложную форму превосходной степени имени прилагательного: самый мудрый старец/мудрейший старец (не самый мудрейший старец)
Морфологические нормы местоимений
1. Ошибкой является образование формы притяжательного местоимения ихний вместо их: их сын.
2. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н: к нему, от нее.
Морфологические нормы имен числительных
1. При склонении составных порядковых числительных изменяется их последняя часть, которая при склонении получает формы, совпадающие с формой полных прилагательных: первый, первого, первому и т.д. Остальная часть составного порядкового существительного остается неизменной при всех типах склонений, и какие-либо её изменения считаются морфологической ошибкой: в две тысячи втором году.
2. Каждая часть и каждое слово, из которого состоит составное и сложное количественное числительное, склоняется по отдельности: увиделся с двадцатью четырьмя одноклассниками.
3. Случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные:
- с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.
- с существительными дети, люди: двое детей, четверо людей.
- с существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.
- с существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.
- с существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.
- с местоимениями: нас двоих, их пятерых.
4. Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе книги.
С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба слона.
Морфологические нормы глаголов
1. У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
2. Образование возвратных форм: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных употребляется -сь), извините (нет возвратной формы).
3. Образование форм повелительного наклонения: поезжай, помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.
4. Образование форм прошедшего времени: окреп, просох, намок (не окрепнул, просохнул, намокнул).
Морфологические нормы причастий
1. Образование причастий: полощущий, машущий, хотящий (не полоскающий, махаюший, хочущий);
2. Причастия настоящего времени не образуются от глаголов совершенного вида.
Морфологические нормы деепричастий
1. Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффикса –в: разливать – разлив, сохранить – сохранив, поредеть – поредев.
Есть глаголы совершенного вида, от которых деепричастия могут образовываться с помощью суффикса –а/-я или –ши,-вши: зайти – зайдя, глядеть – глядя, прислонять – прислонившись.
2. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффиксов –а/-я: думать – думая, гулять — гуляя, летать — летая.
Морфологические нормы наречий
1. Образование наречий: оттуда, отрываться, внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.
2. Образование сравнительной степени наречий: плохо — хуже, красиво — красивее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее.
РЕЧЕВЫЕ НОРМЫ Задание
I.Нормативное образование ФОРМ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
1.ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ падеж МНОЖЕСТВЕННОГО числа
окончание -А |
окончание -И (-Ы) |
борт – бортá вексель – векселя’ вензель – вензеля’ ворох – ворохá директор – директорá доктор — докторá инспектор – инспекторá катер – катерá китель – кителя’ кузов – кузовá купол – куполá окорок – окорокá округ – округá ордер – ордерá погреб – погребá профессор – профессорá сорт — сортá сторож – сторожá тенор – тенорá фельдшер – фельдшерá флюгер – флюгерá хутор – хуторá штабель – штабеля’ штемпель – штемпеля’ шулер – шулерá якорь — якоря’ |
бухгалтер – бухгáлтеры брелок – брелоки возраст – вóзрасты грифель – грúфели грунт – грỳнты диспетчер – диспéтчеры договор – договóры драйвер – дрáйверы инженер – инженéры конструктор – констрỳкторы лектор – лéкторы лифт – лúфты плейер – плéйеры порт – пóрты приговор – приговóры принтер – прúнтеры прожектор – прожéкторы редактор – редáкторы ректор – рéкторы свитер – свúтеры сектор – сéкторы слесарь – слéсари снайпер – снáйперы торт – тóрты тренер – трéнеры флот – флóты фронт – фронты’ шофёр – шофёры штаб – штабы’ штурман – штỳрманы |
2. РОДИТЕЛЬНЫЙ падеж МНОЖЕСТВЕННОГО числа
Имена существительные, обозначающие названия парных предметов,
в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание
бахилы – бахил туфли – туфель сапоги – сапог ботинки – ботинок чулки – чулок бутсы — бутс шаровары – шаровар гетры – гетр шорты – шорт валенки – валенок шпроты – шпрот жабры – жабр эполеты – эполет кастаньеты — кастаньет манжеты – манжет панталоны – панталон погоны – погон рейтузы – рейтуз |
Но! окончание -ОВ бронхи – бронхОВ гольфы – гольфОВ джинсы – джинсОВ кеды — кедОВ клипсы – клипсОВ носки – носкОВ рельсы – рельсОВ лампасы — лампасОВ |
Имена существительные, обозначающие название национальностей, народностей,
в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:
армяне – армян башкиры – башкир болгары — болгар буряты – бурят грузины – грузин лезгины — лезгин осетины – осетин румыны – румын татары – татар турки – турок туркмены – туркмен цыгане – цыган |
Но! окончание -ОВ казахи – казахОВ калмыки – калмыкОВ киргизы – киргизОВ монголы – монголОВ таджики – таджикОВ тунгусы – тунгусОВ узбеки – узбекОВ хорваты – харватОВ якуты – якутОВ |
Имена существительные, обозначающие название овощей и фруктов,
в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание -ОВ:
абрикосы – абрикосОВ ананасы – ананасОВ апельсины – апельсинОВ баклажаны – баклажанОВ бананы – бананОВ гранаты – гранатОВ лимоны — лимонОВ мандарины – мандаринОВ помидоры – помидорОВ томаты – томатОВ |
Но! окончание нулевое: дыни – дынь сливы — слив яблоки – яблок |
Имена существительные, обозначающие единицы измерения:
окончание -ОВ |
нулевое окончание |
байты – байтОВ гектары – гектарОВ граммы – граммОВ децибелы – децибелОВ караты – каратОВ килограммы – килограммОВ километры – километрОВ |
амперы – ампер аршины – аршин биты – бит ватты – ватт вольты – вольт радианы – радиан рентгены – рентген |
Имена существительные, обозначающие название группы людей по роду деятельности, чаще всего имеют нулевое окончание:
гренадеры – гренадер гусары – гусар драгуны – драгун кадеты – кадет партизаны – партизан солдаты – солдат уланы — улан |
Но! окончание -ОВ гардемарины — гардемаринОВ саперы — саперОВ |
Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в И.п., ед. ч. на -ЦЕ, с.3
в родительном падеже множественного числа, как правило, оканчиваются на -ЕЦ:
блюдце – блюдЕЦ зеркальце – зеркалЕЦ копытце – копытЕЦ одеяльце – одеялЕЦ полотенце – полотенЕЦ сердце – сердЕЦ щупальце — щупалЕЦ |
Но! окончание -ЕВ болотце – болотцЕВ деревце – деревцЕВ кружевце – кружевцЕВ оконце – оконцЕВ |
Имена существительные
среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на ЬЕ — без ударения, чаще всего в Р.п. мн.ч. оканчиваются на ИЙ.
гнездовье — гнездовИЙ гулянье – гулянИЙ застолье – застолИЙ кочевье – кочевИЙ кушанье – кушанИЙ надгробье – надгробИЙ новоселье – новоселИЙ ожерелье – ожерелИЙ отродье – отродИЙ печенье — печенИЙ побережье – побережиИЙ поверье – поверИЙ сиденье — сиденИЙ снадобье – снадобИЙ соленье – соленИЙ увечье — увечИЙ угодье – угодИЙ ущелье – ущелИЙ |
Но! окончание –ЕВ: верховье – верховьЕВ низовье – низовьЕВ платье – платьЕВ подмастерье – подмастерьЕВ устье – устьЕВ запомните ударные случаи: копьё – копИЙ питьё – питЕЙ ружье — ружЕЙ |
Имена существительные женского рода на -ЬЯ
без ударения в Р. падеже мн. числа оканчиваются на -ИЙ: |
под ударением в Р. падеже мн. числа оканчиваются на -ЕЙ: |
бегунья – бегунИЙ гостья – гостИЙ колдунья – колдунИЙ оладья – оладИЙ певунья – певунИЙ плясунья – плясунИЙ попрыгунья – попрыгунИЙ хохотунья – хохотунИЙ шалунья – шалунИЙ эскадрилья – эскадрилИЙ |
бадья – бадЕЙ ладья – ладЕЙ полынья – полынЕЙ статья – статЕЙ судья – судЕЙ |
Запомните:
окончание -ЕЙ |
нулевое окончание |
окончание -ЕВ |
окончание -ОВ |
ведомость – ведомостéй дядя — дядей кегля – кеглей лопасть – лопастéй мощность – мóщностей отрасль – óтраслей пеня – пеней пригоршня – пригоршней простыня – простыней распря – рáспрей сакля – саклей скатерть – скáтертей скорость – скоростéй тетя — тетей четверть — четвертéй свеча – свечей будни – будней бредни – бредней гантели – гантелей дровни – дровней козни – козней ясли – я’слей |
басня – басен баржа – барж барышня – барышень башня – башен бойня – боен боярышня – боярышень вафля – вафель вишня – вишен двойня – двоен домна – домен копна – копён кочерга – кочерёг кровля – кровель няня – нянь оглобля – оглобель пашня – пашен пелена – пелён пéтля – пéтель погоня – погонь сотня – сотен спальня – спален сплетня – сплетен таможня – таможен черешня – черешен серьга – серёг сплетня – сплетен тýфля – тýфель тихоня – тихонь яблоня – яблонь брызги- брызг зразы – зраз макароны – макарон оковы – оков розги – розог узы – уз |
лохмотья – лохмотьЕВ коренья – кореньЕВ хлопья – хлопьЕВ |
выборы – выборОВ георгины – георгинОВ дебаты – дебатОВ заморозки – заморозкОВ кулуары – кулуарОВ манёвры – манёврОВ нарды – нардОВ очистки – очисткОВ соты – сотОВ чипсы – чипсОВ |
Запомните следующие формы множественного числа:
1) зуб: зубы (у человека, животных) — зубья (у пилы)
корпус: корпусы (часов) – корпуса (здания)
лагерь: лагери (политические группировки) – лагеря (туристические)
муж: мужи (государственные) — мужья (в семьях)
образ: образы (художественные) — образа(иконы)
орден: ордены (рыцарские, монашеские) — ордена (награды)
пропуск: пропуски (недосмотры) — пропуска (документы)
соболь: соболи (животные) – соболя (меха)
тоны (музыкальные звуки) – тона (переливы цвета)
2) дно – донья, курица – куры, человек – люди, ребенок – дети, полено – поленья, судно – суда.
3.ТВОРИТЕЛЬНЫЙ падеж множественного числа.
дверь – дверьми дочь – дочерьми лошадь – лошадьми |
кость – костями плеть – плетями |
с.4
II.Нормативное образование и употребление ФОРМ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.
1.Склонение имен числительных, обозначающих целые числа. с.5
а) 40, 90, 100 СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО в винительном падеже имеют такие же окончания, что и в
именительном падеже; в остальных падежах — окончание –А
И.п., В.п. |
СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО (домов) |
Р.п., Д.п., Т.п., П.п. |
СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА (домов, домам, о домах) |
При склонении сложных числительных
б) 50-80 ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ
изменяются ОБЕ ЧАСТИ по образцу существительных третьего склонения, хотя сами числительные пишутся в одно слово:
И.п. |
ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ (домов) |
Р.п. |
ПЯТИДЕСЯТИ, ШЕСТИДЕСЯТИ, СЕМИДЕСЯТИ, ВОСЬМИДЕСЯТИ (домов) |
Д.п. |
ПЯТИДЕСЯТИ, ШЕСТИДЕСЯТИ, СЕМИДЕСЯТИ, ВОСЬМИДЕСЯТИ (домам) |
В.п. |
ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ (домов) |
Т.п. |
ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ, ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ, СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ, ВОСЕМЬЮДЕСЯТЬЮ домами) |
П.п. |
О ПЯТИДЕСЯТИ, ШЕСТИДЕСЯТИ, СЕМИДЕСЯТИ, ВОСЬМИДЕСЯТИ (домах) |
в) 200, 300, 400 ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА
изменяются обе части, вторая – как слово НОТА
И.п. |
ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА (домов) |
Р.п. |
ДВУХСОТ, ТРЕХСОТ, ЧЕТЫРЕХСОТ (домов) |
Д.п. |
ДВУМСТАМ, ТРЕМСТАМ, ЧЕТЫРЕМСТАМ (домам) |
В.п. |
ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА (домов) . |
Т.п. |
ДВУМЯСТАМИ, ТРЕМЯСТАМИ, ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ (домами) |
П.п. |
о ДВУХСТАХ, ТРЕХСТАХ, ЧЕТЫРЕХСТАХ (домах) |
В случае затруднения вместо слова СОТ можно подставить слово НОТА Р.п. — нет двухсот (двух нот), Д.п. – пятистам (пяти нотам) Т.п. тремястами (тремя нотами), П.п. – о четырехстах (о четырех нотах).
г) 500 – 900 ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ
склоняются обе части: первая изменяется как имена существительные третьего склонения, вторая — как слово НОТА
И.п. |
ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ (домов) |
Р.п. |
ПЯТИСОТ, ШЕСТИСОТ, СЕМИСОТ, ВОСЬМИСОТ, ДЕВЯТИСОТ (домов) |
Д.п. |
ПЯТИСТАМ, ШЕСТИСТАМ, СЕМИСТАМ, ВОСЬМИСТАМ, ДЕВЯТИСТАМ (домам) |
В.п. |
ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ (домов) |
Т.п. |
ПЯТЬЮСТАМИ, ШЕСТЬЮСТАМИ, СЕМЬЮСТАМИ, ВОСЕМЬЮСТАМИ, ДЕВЯТЬЮСТАМИ (домами) |
П.п. |
о ПЯТИСТАХ, ШЕСТИСТАХ, СЕМИСТАХ, ВОСЬМИСТАХ, ДЕВЯТИСТАХ (домах) |
В случае затруднения при склонении таких числительных вместо слова СОТ можно подставить слово НОТА:
И.п. пять нот — пятьсот; Р.п. — пяти нот — пятисот; Д.п. — пяти нотам — пятистам; Т.п. — пятью нотами — пятьюстами; П.п. — о пяти нотах — о пятистах.
д) Склонение составных числительных. Изменяется каждое слово! с.6
И.п. |
ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТЬСОТ СЕМЬДЕСЯТ ТРИ (книги) ‘ |
Р.п. |
(нет) ДВУХ ТЫСЯЧ ПЯТИСОТ СЕМИДЕСЯТИ ТРЕХ (книг) |
Д.п. |
ДВУМ ТЫСЯЧАМ ПЯТИСТАМ СЕМИДЕСЯТИ ТРЕМ (книгам) |
В.п. |
ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТЬСОТ СЕМЬДЕСЯТ ТРИ (книги) |
Т.п. |
ДВУМЯ ТЫСЯЧАМИ ПЯТЬЮСТАМИ СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ ТРЕМЯ (книгами) |
П.п. |
О ДВУХ ТЫСЯЧАХ ПЯТИСТАХ СЕМИДЕСЯТИ ТРЕХ (книгах) |
2.Склонение имен числительных ПОЛТОРА, ПОЛТОРЫ, ПОЛТОРАСТА ПОЛТОРА сочетается с сущ. м. и ср. рода (полтора дня, полтора полотенца), ПОЛТОРЫ – с сущ. ж. рода (полторы недели) При склонении имеются всего ДВЕ ФОРМЫ! |
|
И.п., В.п. |
ПОЛТОРА (дня), ПОЛТОРЫ (недели), ПОЛТОРАСТА (рублей) |
Р.п., Д.п. Т.п., П.п. |
ПОЛУТОРА (дней, дням, днями, о днях) ПОЛУТОРА (недель, неделям, неделями, о неделях) ПОЛУТОРАСТА (рублей, рублям, рублями, о рублях) |
3. Склонение дробных числительных. Изменяются все слова,
числитель изменяется как слово, обозначающее целое число, а знаменатель – как прилагательное во мн.ч.:
две третьи, двух (каких?) третьих, двум (каким?) третьим, двумя (какими?)третьими, о двух (каких?) третьих.
4. Склонение составных ПОРЯДКОВЫХ числительных
отвечают на вопрос КОТОРЫЙ?) При склонении изменяется только последнее слово (как прилагательное):
И.п. |
ТРИСТА ЧЕТВЕРТАЯ страница, ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТЫЙ год |
Р.п. |
(нет) ТРИСТА ЧЕТВЕРТОЙ страницы, ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТОГО года |
Д.п. |
к ТРИСТА ЧЕТВЕРТОЙ странице, к ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТОМУ году |
В.п. |
ТРИСТА ЧЕТВЕРТАЯ страница, ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТЫЙ год |
Т.п. |
ТРИСТА ЧЕТВЕРТОЙ страницей, ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТЫМ годом |
П.п. |
О ТРИСТА ЧЕТВЕРТОЙ странице, о ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТОМ годе |
5. Нормативное употребление СОБИРАТЕЛЬНЫХ числительных
а) ДВОЕ. ТРОЕ, ЧЕТВЕРО, ПЯТЕРО и т.д.
Сочетаются ТОЛЬКО С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ |
||
1.обозначающими лиц мужского пола |
двое друзей, трое братьев, |
но! две подруги, три сестры |
2. дети, люди |
четверо людей, трое детей. |
|
3. обозначающими названия детёнышей животных |
четверо котят, семеро козлят |
но! четыре кошки семь коз |
4. имеющими форму только мн.ч.: |
семеро суток, двое саней |
б) Нормативное употребление числительных ОБА, ОБЕ
ОБА сочетается с сущ. мужского и среднего рода (оба брата, оба крыла)
ОБЕ сочетается с сущ. женского рода (обе сестры)
При склонении постоянно сохраняется |
||
ОБА |
ОБО… |
Обоих (братьев), к обоим (братьям), обоими (братьями), об обоих (братьях) |
ОБЕ |
ОБЕ… |
Обеих (сестер), к обеим (сестрам), обеими (сестрами), об обеих (сестрах) |
III. Нормативное употребление сравнительной и превосходной степени с.7
ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ |
|||
СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ |
ПРЕВОСХОДНАЯ |
||
простая |
составная |
простая |
составная |
К основе исходного имени прилагательного прибавляются суффиксы: ЕЕ, ЕЙ, Е, ШЕ Красивый – красивее тяжелый – тяжелей громкий — громче тонкий — тоньше |
К основе исходного имени прилагательного прибавляются суффиксы: ЕЙШ, АЙШ Красивый – красивейший, тонкий — тончайший |
Состоит из двух слов: БОЛЕЕ, МЕНЕЕ + начальная форма прилагательного Красивая – более красивая, тонкий – менее тонкий |
Состоит из двух слов: САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНИЕ + начальная форма прилагательного красивая — самая красивая умный – наиболее умный |
Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения.
НЕЛЬЗЯ! |
В чем ошибка? |
Как правильно? |
Она более умнее, чем он. |
к уже образованной простой форме сравнительной степени (умнее) присоединяется частица более, которая используется при образовании составных форм. Эта частица дублирует значение «сравнения», передаваемое суффиксом ЕЕ. Употребление частицы БОЛЕЕ является избыточным. |
Она более умная, чем он. Она умнее, чем он. |
Это самая высочайшая в городе башня. |
к уже образованной простой форме превосходной степени (высочайшая) присоединяется частица САМАЯ, которая используется при образовании составных форм степеней сравнения. Эта частица дублирует значение «сравнения», передаваемое суффиксом АЙШ. Употребление частицы САМАЯ с такой формой прилагательного является избыточным. |
Это самая высокая в городе башня. Это высочайшая в городе башня. |
IV. Нормативное употребление ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ с.8
1. Не имеют формы 1 лица единственного числа, так как они затруднительны для произношения, то есть из-за их неблагозвучности:
ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ, ПЕРЕУБЕДИТЬ, РАЗУБЕДИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ОЩУТИТЬ, ЗАТМИТЬ, ДЕРЗИТЬ, ПЫЛЕСОСИТЬ и др.
Прибегают к описательному способу выражения — образуют словосочетание, в котором глагол стоит в неопределенной форме, а личную форму образует другой, вспомогательный глагол:
ХОЧУ (СМОГУ, НАДЕЮСЬ) УБЕДИТЬ, ПОПЫТАЮСЬ ОЩУТИТЬ, ДОЛЖЕН ПОБЕДИТЬ,
МОГУ ОЧУТИТЬСЯ.
2. Нормативное образование форм повелительного наклонения ряда глаголов:
Начальная форма глагола |
Форма повелительного наклонения (единственное число) ТЫ |
Форма повелительного наклонения (множественное число) ВЫ |
ЛЕЧЬ |
ЛЯГ |
ЛЯГТЕ |
ЕХАТЬ |
ПОЕЗЖАЙ |
ПОЕЗЖАЙТЕ |
ЕЗДИТЬ |
ЕЗДИ |
ЕЗДИТЕ |
ПОЛОЖИТЬ |
ПОЛОЖИ |
ПОЛОЖИТЕ |
КЛАСТЬ |
КЛАДИ |
КЛАДИТЕ |
БЕЖАТЬ |
БЕГИ |
БЕГИТЕ |
ЛАЗАТЬ |
ЛАЗАЙ |
ЛАЗАЙТЕ |
3. Нормативное образование форм глаголов настоящего, будущего времени:
Начальная форма глагола |
|
ЕЗДИТЬ |
я ЕЗЖУ, он ЕЗДИТ |
ЛАЗИТЬ |
я ЛАЖУ, он ЛАЗИТ |
ЖЕЧЬ (ЗАЖЕЧЬ, ПОДЖЕЧЬ, РАЗЖЕЧЬ) |
я ЖГУ, ты ЖЖЕШЬ, он ЖЖЕТ, мы ЖЖЕМ, вы ЖЖЕТЕ, они ЖГУТ, |
ПЕЧЬ (ИСПЕЧЬ, ЗАПЕЧЬ, ПРОПЕЧЬ) |
я ПЕКУ, ты ПЕЧЕШЬ, он ПЕЧЕТ, мы ПЕЧЕМ, вы ПЕЧЕТЕ, они ПЕКУТ |
БЕРЕЧЬ (СБЕРЕЧЬ) |
я БЕРЕГУ, ты БЕРЕЖЕШЬ, он БЕРЕЖЕТ, мы БЕРЕЖЕМ, вы БЕРЕЖЕТЕ, они БЕРЕГУТ |
СТЕРЕЧЬ |
я СТЕРЕГУ, ты СТЕРЕЖЕШЬ, он СТЕРЕЖЕТ, мы СТЕРЕЖЕМ, вы СТЕРЕЖЕТЕ, они СТЕРЕГУТ |
4. Нормативное образование форм прошедшего времени глаголов:
Начальная форма глагола |
Форма прошедшего времени этого глагола |
ОКРЕПНУТЬ |
он ОКРЕП (неправильно ОКРЕПНУЛ) |
СОХНУТЬ |
он СОХ (неправильно СОХНУЛ) |
ПРОМОКНУТЬ |
он ПРОМОК (неправильно ПРОМОКНУЛ) |
5.Ошибочно используются формы с суффиксом –СЯ, образованные от глаголов играть, стирать, полоскать: Дети *играются в саду (нужно играют); Буду *стираться (нужно стирать) и т.п.
Ср. правильное употребление: Пьеса играется впервые; Эта ткань легко стирается.
V. Нормативное употребление МЕСТОИМЕНИЙ с.9
1. Употребляйте правильные формы местоимений: их (не ихний), у нее (не у ней).
-
Местоимения себя, свой относятся к лицу, производящему действие, поэтому неправильно использовать их в следующих конструкциях (в их действие выполняется одним лицом, а местоимение относится к другому): Учитель предложил мне прочитать вслух свое сочинение; Я попросил маму отнести тетрадь к себе.
-
К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если они стоят после непроизводных предлогов (без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.) и некоторых предлогов, образованных от наречий и управляющих род.п. (вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после и др.): без него, вокруг них. Ср.: вопреки ему (Д.п.), наподобие его (предлог образован от существительного).
-
После форм сравнительной степени местоимение употребляется без н: старше ее.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ.
Алгоритм выполнения задания:
1. Определите, к какой части речи относится данное слово.
2. Если это имя числительное, помните о том, что
• у сложных количественных имен числительных склоняются обе части;
• при склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово;
• собирательные числительные двое, трое, четверо и т.д.
Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими лиц женского
пола (двое подруг, трое сестер) !!!
Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими взрослых особей животных (двое волков, трое медведей) !!!
•собирательные числительные ОБА употребляется с именами существительными мужского и среднего рода, ОБЕ — женского рода;
3. Если это имя прилагательное, проследите, правильно ли образованы формы степеней:
НЕЛЬЗЯ ни в коем случае смешивать простую и составную формы степеней сравнения
4. Если это глагол, обратите внимание на правильность образования
• форм повелительного наклонения;
• форм прошедшего времени, употребляемых без суффикса -НУ-.
5. Если это имя существительное, убедитесь в правильности образования
• форм именительного падежа множественного числа;
• форм родительного падежа множественного числа.
6. Проверив правильность соблюдения морфологических норм при образовании имен числительных, прилагательных, существительных и глаголов, выберите правильный ответ.
Общее понятие о морфологических нормах.
Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).
Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы, а с другой стороны — литературные, письменные. Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.
В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.
Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.
Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
МЕСТОИМЕНИЙ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ГЛАГОЛОВ ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
Тема № 3. Грамматические
нормы. Морфологические нормы русского языка
План занятия.
1.
Понятие о морфологических нормах.
2.
Морфологические нормы имен существительных.
3.
Морфологические нормы имен
прилагательных.
4.
Морфологические нормы имен
числительных.
5.
Морфологические нормы местоимений.
6.
Морфологические нормы глаголов.
1.
Понятие о морфологических нормах
На
предыдущих лекциях мы познакомились с тремя видами норм: нормами ударения,
нормами произношения и лексическими нормами. Следующий вид норм русского
литературного языка – грамматические нормы.
Грамматические нормы обычно делят на два вида: морфологические нормы и синтаксические нормы. На
сегодняшней лекции мы будем говорить о морфологических нормах.
Морфологические нормы – это правила
использования грамматических форм разных частей речи. Морфологические нормы
регулирует морфология – раздел языкознания, включающий в себя
учение о формах слова и способах выражения грамматических
значений, а также учение о частях речи и их признаках.
2.
Морфологические нормы имен существительных
Основная
трудность изучения морфологических норм состоит в наличии вариантов, которые
появляются из-за постоянного взаимодействия старых и новых способов образования грамматических
форм.
В морфологических
нормах имен существительных мы обратимся к категориям рода и падежа.
Категория рода
существительных.
Несмотря
на то что мы достаточно легко определяем род во многих существительных,
руководствуясь окончанием («нулевое»/ь, а/я, о/е), есть группа слов, у которых
определение рода может вызвать затруднение. Чаще всего колебания наблюдаются в
отнесении существительных к мужскому или женскому роду.
Как и в
случае с ударением, эти колебания распределяются по разным видам, то есть
образуют вариантные
формы родовой принадлежности слова:
1)
Равноправные варианты: унт – унта, ставень – ставня, скирд – скирда.
2)
Стилистические варианты (характеризуются разной стилистической
принадлежностью): туфля(общеупотреб.) – туфель (простореч.), клавиша (общеупотреб.)
– клавиш (проф.).
3)
Литературный и устарелый варианты: зал – зала, ботинок – ботинка, рельс
– рельса.
4)
Смысловые варианты (слова, в которых родовое окончание помогает различать
лексическое значение):округ (подразделение государственной территории) – округа (окружающая
местность), карьер (1) место
открытой выработки полезных
ископаемых или 2) ускоренный ход лошади) – карьера (видное
положение в обществе).
Различаются формы слов, обозначающие лиц мужского
и женского пола по профессии, должности, званию. Не всегда такие
существительные имеют полноценный аналог для обозначения лица женского пола.
Различают
варианты:
1)
Двуродовые
существительные – существительные мужского рода, но могут
применяться и для обозначения лиц женского пола: доктор, юрист, депутат, профессор,
капитан.
2)
Параллельные,
стилистически нейтральные существительные: учитель – учительница, артист –
артистка, студент – студентка.
3)
Стилистические
существительные, в которых форма женского рода является
стилистически сниженной, имеет разговорный или просторечный характер: врач – врачиха, кондуктор –
кондукторша, директор – директриса.
Особого
внимания требует присвоение рода несклоняемым именам существительным, так как во многих
из них мы не можем руководствоваться окончанием, а перевод этих слов на русский язык бывает разным.
Например: какого рода слово бра? Если мы попытаемся его перевести, будут разные варианты:
светильник / ночник – мужской род, лампа – женский род. Пользоваться переводом,
для того чтобы определить род у заимствованного существительного – нельзя!
Есть
правила:
1)Неодушевленные
иноязычные существительные принадлежат к среднему роду: кафе, метро, такси, интервью, алоэ. Есть в этой группе
и свои исключения: мужской род: кофе, сирокко (суховей),
названия напитков (бренди) и языков (хинди, дари). К женскому
роду: салями, кольраби, авеню. Но постепенно
начинают развиваться параллельные формы: виски, кофе, авто, пенальти (и м. р и с.
р.), цунами, медресе (м. р. и ж.
р.).
2)
Одушевленные иноязычные существительные могут принадлежать и к мужскому и к
женскому роду: мой
/ моя визави, этот / эта атташе. В названиях животных (какаду, кенгуру, шимпанзе, пони) мужской род
выступает как основной, а женский как дополнительный и зависит от контекста.
3)
В словах – географических названиях род
определяется по роду обозначаемой ими реалии: полноводная Миссисипи (река → ж. р.), многомиллионный / праздничная Токио (город → м. р.,
столица → ж. р.).
4)
В аббревиатурах и
сложносокращенных словах норма неустойчива. Но в целом, род определяется по
главному слову: ИГХТУ (университет → м. р.), ООН (организация → ж. р.). Но и здесь
есть свои исключения: вуз(с. р. → м. р.), МИД (с. р. → м. р.) и т. д. стали
восприниматься как самостоятельные слова и «поменяли» род.
Категория падежа
существительных.
Различные
варианты мы можем встретить и в падежной системе русского языка.
Именительный падеж
Могут
наблюдаться вариантные окончания Ы/И и А/Я в формах множественного
числа у существительных
мужского рода: договоры –
договора, слесари – слесаря. Основной является
норма окончания Ы/И, тогда как вариант А/Я чаще всего выступает
как разговорный.
Родительный падеж
1).
Например, у некоторых существительных мужского рода в родительном
падеже единственном
числеварьируются
основной вариант окончания А/Я (чая, сахара) с
дополнительным вариантов У/Ю (чаю, сахару). Обычно окончания У/Ю могут быть
использованы в следующих случаях:
·
у существительных с вещественным значением при указании на их количество – то
есть для обозначения части целого (стакан чаю, килограмм сахару, кусочек сыру). Однако если
существительное сопровождается определением, нужно выбирать форму с
окончанием А/Я (чашка горячего чая, пачка
высушенного табака);
·
у собирательных и отвлечённых существительных со значением количества (мало народу, много шуму);
·
во фразеологизмах (без
году неделя, с глазу на глаз, с миру по
нитке);
·
в отрицательных предложениях (покою нет, отказу не было).
2) В
Родительном падеже множественном числе у существительных мужского рода четыре
варианта падежных окончаний: ОВ/ЕВ (много столов, музеев), ЕЙ (много карандашей) и нулевое окончание (много сапог). Редкое нулевое
окончания имеют следующие группы существительных мужского рода:
·
названия парных предметов (ботинок, сапог, чулок /но носков/, погон);
·
названия некоторых национальностей, главным образом в существительных с основой
на буквы –н и –р(англичан, армян, болгар);
·
названия единиц
измерения (ампер, ватт, вольт, но кулонов, граммов, килограммов).
Предложный падеж В Предложном падеже
к основному варианту – окончанию Е в некоторых
случаях добавляется окончания У: в цехе – в цеху (в этом случае
вариант У –
разговорный): расти
в лесу – знать о лесе (окончание различает
оттенок в значении: обстоятельство и объект), на расчётном счёте – быть
на хорошем счету (в выражениях фразеологического характера).
Обычно при выборе
варианта окончания следует учитывать контекст, то есть обращать внимание на то,
какое значение реализуется в слове.
3.
Морфологические нормы
имен прилагательных.
В
нормативном аспекте морфологии имен прилагательных двумя сложными вопросами
являются: образование форм степеней сравнений и различие между полными и
краткими формами прилагательных.
Образование степеней
сравнения прилагательных. Различают простую и составную степени сравнения
прилагательных. Простая сравнительная форма образуется с помощью суффиксов –ее и –ей (разг.):
быстрее – быстрей, некоторые прилагательные образуют сравнительную степени с
помощью суффикса –е: бойче, звонче, ловчее, слаще. Простая форма
прилагательных в превосходной степени образуется с помощью суффиксов –айш(ий) (высочайший), –ейш(ий) (красивейший).
Составная
сравнительная форма образуется с помощью слова более, а превосходная с
помощью слова самый (Этот дом высокий, но соседний – более высокий. Этот дом самый
высокий в городе).
Традиционные
речевые ошибки при образовании форм степеней сравнения прилагательных связаны:
1) смешение простой и составной форм степеней сравнения (более выше, самая красивейшая) и 2) отсутствие
объекта сравнения (Эта комната более светлая. Надо + чем та).
Полная и краткая формы
прилагательного
Между
полной и краткой формами прилагательного есть свои различия, поэтому эти формы
не всегда могут заменять друг друга.
1)Стилистическое
различие: краткие формы свойственны книжной речи, полные – нейтральны по своей
стилистической окраске.
2)Смысловое
различие: краткие формы обозначают временный признак предмета, полные –
постоянный.
3)
Синтаксическое различие: краткие формы могут иметь зависимые слова, полные не
могут.
4.
Морфологические нормы
имен числительных.
Существуют
свои нормы при употреблении имён числительных:
1) В
сложных и составных количественных числительных склоняются все части (книга
со ста пятьюдесятьюшестью страницами).
2) При
склонении сложных и составных порядковых числительных изменяется только
последнее слово в числительном (родиться в тысяча девятьсот девяносто втором году).
3)Количественные
числительные (кроме числительного одни) не соединяются со
словами, обозначающими парные предметы, как: сани, ножницы, сутки, брюки, очки и т. д.
(нельзя: двадцать две сутки,
тридцать три ножницы) – следует использовать правку выражения: Прошли двадцать вторые сутки /
двадцать два дня. Куплены ножницы в количестве тридцати трёх штук.
4)Собирательные
числительные сочетаются только с одушевленными существительными мужского рода
(двое юношей, трое мужчин) и не сочетаются с
существительными женского рода (нельзя сказать: трое девушек, только: три девушки).
5)При
сочетании существительного с числительным, обозначающим дробь, существительное
должно стоять в родительном падеже единственного числа (нельзя: 12,6 километров, только: 12,6 километра).
6)
Числительные полтора и полтораста имеют только
две падежные формы: в Именительном и Винительном падежах: полтора – полторы и полтораста, во всех остальных
падежах полýтора и полýтораста. Эти числительные
соединяются с существительными в Родительном падеже единственном числе (Им. и
Вин. падеж):полторы ложки, и во множественном
числе (все остальные падежи): около полтораста страниц.
5.
Морфологические нормы местоимений.
Свои
морфологические нормы действуют при употреблении местоимений:
1)Местоимение они не соотносится
с собирательными существительными (народ, молодежь, купечество). Нельзя: Народ дружно шёл на выборы, потому
что они понимали как это важно. Следует они → он или народ→ люди.
2)Личные
местоимения не могут употребляться в роли второго подлежащего или дополнения.
Нельзя: Плюшкин, он –
отрицательный герой романа.
3)При
наличии двух субъектов действия личные и притяжательные местоимения требуют
дополнительного пояснения или перефразирования предложения в целом, чтобы не
возникало двусмысленности. Нельзя:
Профессор предложил
аспиранту прочитать его доклад (чей? Профессора или аспиранта?).
4) В
неопределенных местоимениях с суффиксами —то, -либо, — нибудь суффикс –то формирует
значение «неизвестный» суффикс -либо формирует значение «любой», а суффикс –нибудь –
значение «неважный» (Нельзя: Кто-либо или кто-нибудь стучит в дверь. Только: Кто-то стучит).
5) Определительные
местоимения всякий, любой и каждый не могут
заменять друг друга (Нельзя: Любой человек сам отвечает за свою жизнь. Только: Каждый человек…).
6.
Морфологические нормы глаголов.
Кратко
обратимся к основным морфологическим нормам, регулирующим употребление
глаголов:
1)Стилистически
различаются глагольные пары: видеть – видать, слышать – слыхать, поднимать – подымать, лазить –
лазать и
т. п. Первый вариант книжный – литературный, второй –
разговорный.
2)Глаголы
с чередованием О//А в основе: обусловливать – обуславливать,
сосредоточивать – сосредотачивать и т. п. также
различаются как книжный (форма на О) и разговорный (форма на А).
3)У так
называемых недостаточных глаголов (победить, убедить, очутиться, дерзить, ощутить) форма 1-ого лица
единственного числа будущего времени имеет составной характер (смогу / сумею / должен победить).
4)У так
называемых изобилующих глаголов есть две формы настоящего времени со
стилистическим или смысловым различием. Например: машет –махает (книжный и
разговорный вариант), двигает (перемещает) –движет (руководит,
побуждает).
5)У
глаголов в прошедшем времени основной выступает форма без суффикса –ну (мокнуть – мок, привыкнуть – привык).
6)Единство
видо-временных форм глаголов – правило, согласно которому все глаголы в рамках
одного предложения должны употребляться в одной и той же грамматической
форме. Нельзя: В отпуске он отдохнул и снова занимался любимым
делом.
Только: занялся!
7) В
особой форме глагола – деепричастии –
суффикс –в – нормативный,
суффикс –вши – просторечный.
Нельзя: Прочитавши книгу. Только: Прочитав книгу.
Таким образом, мы познакомились с
понятием «морфологическая норма» и выяснили, как следует образовывать формы
слов, принадлежащих к разным частям речи. В случае
затруднения рекомендуется обращаться к грамматическим словарям.
7 задание ЕГЭ по русскому языку проверяет знание морфологических норм и умение находить ошибки в образовании слова. Разбираем сложные случаи грамматических ошибок в нашем видео:
7 задание ЕГЭ по русскому языку — теория
- Формы существительных (И.п. множественного числа и Р.п. множественного числа, а также род некоторых существительных).
- Степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная степень).
- Склонение всех разрядов числительных (сложных, составных, дробных, собирательных, порядковых) по падежам.
- Склонение местоимений по падежам.
- Формы глаголов (повелительное наклонение, форма будущего времени, прошедшего времени и настоящего времени).
- Формы образования причастий.
- Формы образования деепричастий.
Морфологические нормы в ЕГЭ кажутся очень сложными для запоминания – но это лишь малая часть того, что нужно знать, чтобы сдать ЕГЭ по русскому языку на высокий балл. Если ты понимаешь, что не в состоянии самостоятельно одолеть массив теории, то лучше обратиться за помощью к профессиональному педагогу. Запишись на бесплатный пробный урок в “Годограф”! Преподаватели-эксперты помогут тебе не только натренироваться решать типовые задания, но и разобраться в материале.
Задание 7 ЕГЭ русский язык — практика
Формы имен существительных. Именительный падеж множественного числа.
Слова на -тор, -сор,-вор, -ер
-Ы/-И
- инструкторы
- редакторы
- лекторы
- ректоры
- конструкторы
- прожекторы
- секторы
- инженеры
- шофёры
- бухгалтеры
- диспетчеры
- договоры
- приговоры
- плейеры
- драйверы
- принтеры
-А/-Я
- директора
- профессора
- инспектора
- доктора
- катера
- ордера
- тенора
- фельдшера
- флюгера
- хутора
- шулера
- буфера
- веера
- буера
- повара
Слова на -ль
-ЛИ
- грифели
- госпитали
-ЛЯ
- адреса
- бока
- борта
- века
- желоба
- жемчуга
- жернова
- края
- кузова
- окорока
- округа
- острова
- отпуска
- паруса
- паспорта
- погреба
- потроха
- снега
- стога
- сорта
- сторожа
- тетерева
- черепа
Форма зависит от контекста
- адреса (новоселов) — адресы (поздравительные)
- века (Средние) — веки (на веки вечные)
- года (мои года) — годы (войны, девяностые)
- колена (выделывать) — колени (больные)
- корпуса (танковые) — корпусы (часов)
- кренделя (выделывать) — крендели (вкусные)
- меха (одеваться в меха) — мехи (кузнечные)
- мужья (прочить в мужья) — мужи (Отечества, ученые)
- образа (святых) — образы (литературные)
- ордена (на груди) — ордены (Тевтонский)
- пропуска (временные) — пропуски (занятий)
- рода (войск) — роды (и виды, древние)
- счета (оплатить) — счеты (свести)
- сыновья (и дочери) — сыны (Отечества)
- тона (светлые) — тоны (сердца)
- учителя (профессия, в школе) — учители (не профессия, великие учители человечества)
- хлеба (яровые) — хлебы (печь формовые)
Фрукты и овощи
- апельсинов
- бананов
- огурцов
- бананов
- томатов
- помидоров
- гранатов
- абрикосов
- ананасов
- лимонов
- мандаринов
- баклажанов
Исключения
- яблок
- груш
- слив
- дынь
Национальности
- казахов
- калмыков
- киргизов
- монголов
- семитов
- таджиков
- тунгусов
- узбеков
- хорватов
- якутов
- армян
- башкир
- болгар
- грузин
- лезгин
- осетин
- румын
- татар
- туркмен
- цыган
Исключение:
- турок
- бурят
Склонение числительных полтора, полторы, полтораста
Полтора, полторы и полтораста в И.п и В.п. имеют одинаковые формы, а в остальных падежах имеют формы полутора и полутораста.
Числительные тысяча и миллион
Числительное тысяча склоняется как существительное 1-го склонения (тысяча, тысячи, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче)
Числительное миллион склоняется как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе)
Склонение дробных числительных
В дробных числительных числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как порядковое числительное:
- Пять четвертых – И.п.
- Пяти четвертых – Р.п.
- Пяти четвертым – Д.п.
Склонение порядковых числительных
При изменении порядковых числительных (отвечают на вопрос какой по порядку?) меняется только окончание последнего слова.
- И.п. две тысячи семнадцатый
- Р.п две тысячи семнадцатого
- Д.п. две тысячи семнадцатому
- В.п. две тысячи семнадцатый
- Т.п две тысячи семнадцатым
- П.п. две тысячи семнадцатом
Употребление собирательных числительных (двое, трое, пятеро)
Сложность в употреблении собирательных числительных заключается в том, что они сочетаются только с некоторыми группами существительных:
- с существительными, обозначающими лиц мужского пола (с лицами женского пола употребляем количественные числительные). Двое мужчин, четверо мальчиков, но две девушки, четыре женщины;
- с детенышами животных (со взрослыми животными употребляем количественные числительные). Семеро козлят, трое тигрят, но три тигра;
- с существительными, употребляющимися только во множественном числе Трое саней, двое ножниц;
- с парными предметами. Двое сапог, четверо ботинок;
- с личными местоимениями. Их было трое, нас четверо.
Числительные оба обе
Числительное оба употребляется только с существительными мужского и среднего рода.
Оба человека, оба друга.
Числительное обе употребляется с существительными женского рода.
По обеим сторонам, обе девушки.
Рассылка с лучшими статьями. Раз в неделю для самых занятных
Для тех, кто ценит свое время. Выбирайте интересную вам тему и подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить. Это бесплатно!
Каждая часть речи имеет свои слабые стороны при образовании форм слов. В КИМах широко представлены примеры с ошибками в образовании форм имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов.
Образование форм имен существительных является одним из самых сложных. Это связано с тем, что нет каких-либо определенных правил для запоминания написаний окончаний существительных в именительном падеже множественного числа.
>Трудные случаи образован>ия форм имён существительных
Именительный падеж множественного числа — а, — я — ы, -и
борт — борта
вексель — векселя
вензель – вензеля
директор – директора
катер – катера
кузов – кузова
купол – купола
окорок – окорока
округ – округа
паспорт – паспорта
погреб – погреба
профессор – профессора
сторож –сторожа
тенор – тенора
фельдшер – фельдшера
хутор – хутора
бухгалтер –бухгАлтеры
возраст — вОзрасты
грифель – грИфели
грунт – грУнты
диспетчер – диспЕтчеры
договор – договОры
инженер – инженЕры
конструктор – констрУкторы
лектор – лЕкторы
лифт – лИфты
порт– пОрты
принтер – прИнтеры
прожектор – прожЕкторы
редактор – редАкторы
свитер – свИтеры
сектор – секторы
склад – склАды
слесарь – слЕсари
торт – тОрты
тренер – тренеры
>
>Родительный падеж множественного числа —>ов>, -ев нулевое
Названия национальностей:
бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, монголов, семитов,
таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов, якутов армян,
башкир, болгар, бурят, грузин
Растительный мир:
абрикосов, ананасов, апельсинов, баклажанов
бананов, георгинов, гранатов, мандаринов, помидоров, томатов, яблок
Единицы измерения:
байтов, гектаров, граммов, каратов, килограммов,
километров, вольт
Парные предметы:
боков, бронхов, джинсов, гольфов, клипсов, носков,
рельсов ботинок, валенок, плеч, погон, сапог, чулок, шорт
Названия предметов и явлений:
браслетов, брелоков, габаритов, купонов,
нервов, рельсов погонь, мест, окон, стёкол
Сущ. ж.р. и общ. р. :
ведомостЕй (обратите внимание на ударение),
лопастЕй,
скоростЕй,
четвертЕй,
мОщностей,
Отраслей,
рАспрей,
скАтертей
вАфель,
пЕтель,
потЕрь,
тУфель,
барж,
кочерЁг,
манжЕт,
серЁг,
сирОт
Сущ. ж.р. на –ня:
богинь,
погонь,
тихонь,
яблонь;
басен,
башен,
вишен,
пашен,
сотен,
спален,
сплетен,
тамОжен,
черешен;
барышень,
боярышень,
деревень,
кухонь
Следует запомнить: солнце – солнц.
>
> >Образование степеней сравнения
-
-ее (-ей): сильнее
-
—ше : раньше
-
—е : реже
-
более…: более сильный
-
менее…: менее сильный
-
айш (ий): строжайший
-
—ейш (ий): сильнейший
-
сравнит. степень + всего (всех): глубже всех
-
наиболее (наименее) …: наиболее качественный
-
самый глубокий
Очень часто в задании ЕГЭ встречаются примеры, в которых допущены ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных. Чтобы научиться их видеть, необходимо помнить следующее: НЕЛЬЗЯ смешивать простую и составную формы степеней сравнения.
>
>Склонение имён числительных
-
Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро) употребляются только в следующих случаях:
-
с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев);
-
с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат);
-
с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток).
-
Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба брата, на обоих столах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода (обе сестры, по обеим сторонам).
>
>Трудные случ>аи образования форм глаголов
-
Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов
-
В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс – сь: умываться – умывайся, умывайтесь..
-
Глагол класть (всегда без приставки)
-
Глаголы положить, выложить, уложить, сложить (всегда с приставкой)
-
У глаголов победить, убедить, очутиться, чудить, подтвердить, пылесосить нет формы 1л. ед.ч.