Грамматические нормы: теория, практика
Имя числительное:
СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? (число, порядок при счете)
Постоянные признаки:
1.
количественные (сколько?) |
дробные целые собирательные |
три пятых два, сорок один двое, пятеро |
порядковые (который?) |
сотый, двадцатый, двадцать пятый |
2.
простое |
одно слово |
шесть, восьмидесятый |
составное |
несколько слов |
двадцать три, сто двадцатый, три четвертых |
Непостоянные признаки:
падеж |
||
число |
если есть |
один – одни; пятый – пятые |
род |
если есть |
один – одна – одно; два – две; двадцать шестой – двадцать шестая |
Примечание:
— Не путай части речи: три, третий, трое — числительные
тройка — существительное
тройной — прилагательное
утроить — глагол
втроем, трижды, втрое — наречие
Урок — лекция 3. Употребление имен числительных в речи.
Варианты собирательных и количественных числительных
Для обозначения количества иногда используют на только количественные числительные, но и собирательные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро). Два последних мы практически не используем. Собирательные числительные используются ограниченно:
- С существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот;
- С существительными, имеющими формы только множественного числа: двое ножниц, двое джинсов;
- С существительными дети, ребята, люди, лицо (в значении «человек»): шестеро детей, трое незнакомых лиц;
- С личными местоимениям мы, вы, они: нас двое; их пятеро;
- С субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: вошли двое, трое дежурных.
• В косвенных падежах при неодушевленных существительных употребляются количественные числительные: более трех суток. Собирательные числительные с существительными, обозначающими лиц мужского пола, иногда вносят сниженный оттенок (нежелательно: двое генералов, трое профессоров)
• Собирательные числительные не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола (нельзя сказать: трое студенток, четверо подруг). Не сочетаются они также с существительными мужского рода, обозначающими названия животных (нельзя сказать: трое волков).
• Если необходимо указать количество предметов, обозначаемых существительными, у которых нет формы единственного числа (ножницы, сутки), с помощью составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре (двадцать пять, тридцать четыре и т. п.), следует пользоваться синонимическими выражениями с заменой существительного или вставкой другого слова (сутки – день, двадцать четыре часа) или падежа (в течение двадцати двух суток).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:
Мужской род два ученика – двое учеников три студента – трое студентов четыре брата – четверо братьев |
Женский род две ученицы три студентки четыре сестры |
ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО:
двое трое четверо пятеро |
детей, ребят, людей суток, очков, ножниц нас, вас, их |
ПРАКТИКА
Употребление имен числительных
Формы склонения
При склонении составных количественных (сколько?) числительных должны изменяться все компоненты, входящие в их состав;
при склонении составных порядковых (который?) числительных – только последнее слово.
Ср.: (сколькими?) шестьюстами пятьюдесятью тремя
в (которой?) двести четырнадцатой комнате.
запомните формы косвенных падежей некоторых числительных
50-80 200-400 500-900 |
||||||
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. |
два двух двум два (-ух) двумя двух |
четыре четырех четырем четыре (-ех) четырьмя четырех |
восемьдесят восьмидесяти восьмидесяти восемьдесят восьмьюдесятью восьмидесяти |
двести триста двухсот трехсот двумстам тремстам двести триста двумястами тремястами двухстах трехстах |
пятьсот пятисот пятистам пятьсот пятьюстами пятистах |
тысяча тысячи тысяче тысячу тысячью тысяче |
И. –В. Р.Д.Т.П. |
сорок сорока |
девяносто девяноста |
сто ста |
полтора (-ы) полутора |
полтораста полутораста |
Тест 1. Отметьте нарушения норм склонения числительных.
И.-В. 1. восемьдесят 2. сорок девять 3. триста двенадцать
Р. восьмидесяти сорока девяти триста двенадцати
Д. восьмидесяти сорока девяти триста двенадцати
Т. восьмидесятью сорока девятью триста двенадцатью
П. о восьмидесяти сорока девяти трехстах двенадцати
И.-В. 4. восемьсот шестьдесят семь 5. сто сорок девятый
Р. восьмисот шестидесяти семи ста сорока девятого
Д. восьмистам шестидесяти семи ста сорока девятому
Т. восьмьюстами шестьюдесятью семью ста сорока девятым
П. о восьмистах шестидесяти семи о ста сорока девятом
И.-В. 6. две тысячи шестьсот двадцать 7. двести восемнадцатая
Р. двух тысяч шестисот двадцати двести восемнадцатой
Д. двум тысячам шестистам двадцати двести восемнадцатой
Т. двумя тысячами шестьюстами двадцатью двести восемнадцатой
П. двух тысячах шестистах двадцати двести восемнадцатой
Ответы: 1357
Тест 8. Отметьте нарушения норм склонения числительных.
1. в ста сорока девятой аудитории 5. на шестьсот тысячах гектарах
2. в двести восемнадцатой комнате 6. с восьмистами школьниками
3. на четыреста первой странице 7. в восьмидесяти пяти метрах
4. в триста пятидесятом номере 8. к ста семидесяти миллионам
Ответы: 156
Употребление собирательных числительных
Собирательные числительные (двое, трое и т.д.) могут употребляться:
— со словами, обозначающими лиц мужского пола (двое братьев);
— с прилагательными, перешедшими в существительные (трое военных);
— со словами, не имеющими форм ед. числа (трое ножниц, двое суток, но: пять, шесть ….суток);
— со словами «дети, ребята, люди» (двое ребят);
— со словами, обозначающими детенышей животных (семеро козлят);
— с личными местоимениями (их было пятеро).
Собирательные числительные не употребляются:
— со словами, обозначающими лиц женского пола (ошибочно двое сестер);
— со словами, обозначающими взрослых животных (ошибочно трое быков).
Тест 9. Отметьте правильный вариант.
- (а. Шесть, б. шестеро) суток движение поездов было нарушено.
- 2. Въезд автомашин был разрешен лишь в одни из (а. четверых, б. из четырех) ворот стадиона.
- (а. Семеро, б. семь) девушек поступили на курсы водителей.
- Нас было (а. три, б. трое).
- Среди членов кафедры было (а. два профессора, б. двое профессоров).
- По (а. три человека, б. трое человек) из группы должны принять участие в соревновании.
- Их возвратилось (а. семь, б. семеро).
- (а. Две шахматистки, б. двое шахматисток) уже провели игры.
- Главные герои фильма – (а. два, б. двое) пленных.
- (а. Пять, б. пятеро) волков смотрели на него голодными глазами.
Ответы: 1а2б3б4б5аб6аб7б8а9б10а
Тест 10. Отметьте нарушения норм употребления числительных.
- Анна – мать пятерых детей.
- Вчера в это же время здесь находилось трое мужчин.
- Расследуется дело о хищении пяти миллионов шестиста девяноста тысяч рублей.
- Изъято более трехста граммов золота.
- Трое из них признаны виновными.
- Семеро суток понадобилось, чтобы раскрыть преступление.
- На автобусной остановке стояло четверо мужчин и двое женщин.
- Трое юношей и три девушки исполняли красивый танец.
Ответы: 3467
Числительные оба имеет две формы:
м.р. и ср.р. ж.р.
у обоих братьев у обеих сестер
у обоих окон
Тест 11. Отметьте словосочетания, в которых должна использоваться форма ж.р. числительного оба.
1. в об_их случаях 6. в об_их журналах
2. об_ страницы 7. с об_ими подругами
3. с об_ими чемоданами 8. об_ими руками
4. в об_их газетах 9. у об_их домов
5. в об_их комнатах 10. у об_их студентов
Ответы: 24578
Употребление сочетаний числительных с существительными
Числительные полтора и полтораста согласуются с существительными в косвенных падежах:
В полутора (не полуторах) часах (не часов),
в полутораста (не полуторастах) километрах (не километров).
При смешанном арифметическом числе существительное управляется дробью, а не целым числом: 10,2 процента (не процентов).
При составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, существительное употребляется в форме единственного числа: двадцать три юноши (не юношей).
Тест 12. Отметьте нарушения речевых норм.
- В первенстве по прыжкам в воду с трамплина на первое место вышла спортсменка с результатом 125,55 баллов.
- Зимовщики пробыли на льдине около двух тысяч семидесяти четырех суток.
- Город находится в полутора тысячах миль отсюда.
- В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать трех учащихся.
- Влажность воздуха составляет 76,5 процентов.
- В соревнованиях участвовало 243 юноши и девушки.
- Поезд прошел более полуторосот километров.
- Прибыл поезд с двумястами семидесятью пятью участниками соревнований.
Ответы: 14578
Различайте!
С праздником 8 Марта! (не Мартом) С праздником Восьмого марта!
С праздником 1 Мая! (не Маем) С праздником Первого мая!
Обобщающий тест
Отметьте нарушения норм употребления числительных.
- Мы готовились к Восьмому марту.
- До полтора раза перекупщики превысили первоначальную цену.
- Двум тысячам тринадцати выпускникам были выданы аттестаты.
- У голубя оказались кольца на обоих лапах.
- В финал вышли пятеро претенденток на медаль.
- Нами выполнено три четверти всего задания.
- Спортсменка пробежала 200 метров за 11,489 секунд.
- Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восьмьдесятью книгами.
Ответы: 124578
Подготовка к ЕГЭ — 2017 Задание 6
Морфологические нормы употребления имени
числительного
1. Найдите пример, в котором нарушены
нормы формообразования.
1) пятьюдесятью тремя
2) шестидесяти четырёх
3) тридцати восьми
4) семидесятью двумя
2. Найдите пример, в котором нарушены
нормы формообразования.
1) четырьмястами
2) девятисот
3) двухстам
4) о шестистах
3. Найдите пример, в котором нарушены
нормы формообразования.
1) ста двадцати
2) девяносто девяти
3) восемьюдесятью
4) сорока четырёх
4. Укажите словосочетание, в котором форма
имени числительного образована с нарушением норм литературного языка
1) в тысяча девятьсот сорок пятом году
2) в двух тысячи двенадцатом году
3) в две тысячи восьмом
4) в тысяча девятьсот шестьдесят первом году
5. Какой пример содержит неправильно
образованную форму имени числительного?
1) полтораста книгами
2) полторы недели
3) о полутора годах
4) полтора литра
6. Выберите пример, в котором нарушены
нормы сочетаемости числительного с существительным
1) просмотреть четыре слайда
2) поймать тридцать три бабочки
3) вызвать двадцать двух учеников
4) посетить три концерта
7.Выберите пример, в котором не нарушены
нормы сочетаемости числительного с существительным.
1) три с четвертью стакана
2) пять целых три десятых секунд
3) двадцать пять с половиной гектара
4) семь целых три пятых килограммов
8. Выберите пример, в котором нарушены
нормы сочетаемости числительного с существительным
1) составить за полторы недели
2) не хватило полутора дней
3) закончить за полтора месяца
4) ждать около полутора года
9. В каком случае существительное, которое
сочетается с именем числительным, употреблено правильно?
1) поздравить с Девятым маем
2) задуматься о восьмом апреля
3) выучить к первому сентябрю
4) готовиться к Двадцать третьему февралю
10. Найдите пример, в котором нарушены
правила сочетаемости имени числительного с существительным.
1) трое друзей
2) двое малюток
3) четверо подруг
4) их пятеро
11. Укажите пример с ошибкой.
1) обеих девушек
2) оба пляжа
3) обоими ножницами
4) обоим друзьям
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Ответ |
4 |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
1 |
4 |
2 |
3 |
3 |
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Задание 6 (Морфологические нормы. Занятие 2. Имя числительное. Имя прилагательное. Местоимение. Наречие)
- Морфологических форм у русских слов много.
- Большинство из них усваивается в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает.
- Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки.
Пример формулировки задания:
- В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- двухстами предметами
- серьёзнейшее замечание
- килограмм помидоров
- поезжайте в город
Правильный ответ
- двумястами предметами
Для правильного выполнения задания необходимо знать…
- Правила образования и употребления морфологических форм слов разных частей речи
- На втором занятии рассмотрим трудные случаи употребления имен прилагательных, имен числительных, местоимений
Трудные случаи образования форм имен прилагательных
Обратите внимание на образование
степени сравнения:
1) простая сравнительная:
н.ф. + -ее (-ей): сильнее: красив(ый)+ -ее = красивее
2) составная сравнительная:
более (менее) +н.ф.: более сильный:
более + быстрый = более быстрый
Нельзя: более сильнее
Обратите внимание на образование степени сравнения:
3) простая превосходная степень:
н.ф. + -ейш (-айш): умный + -ейш- = умнейший
4) составная превосходная степень:
самый+н.ф.: самый + умный = самый умный
НЕЛЬЗЯ смешивать простую и составную формы!
Запомни:
звонче, слаще, мягче, легче, здоровее, хлестче
Проверьте себя:
- В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- положи на полку
- более лучший ответ
- несколько яблок
- семьюдесятью процентами
Ответ: лучший ответ
Трудные случаи образования форм имен числительных
- 1) Числительные СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО (В.п. = И.п.) , в остальных падежах — окончание -а.
И.п. сорок, девяносто, сто
Р.п. сорока, девяноста, ста
Д.п. сорока, девяноста, ста
В.п. сорок, девяносто, сто
Т.п. сорока, девяноста, ста
П.п. сорока, девяноста, ста
- 2) СЛОЖНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
(состоящие из двух или нескольких корней)
- склоняются обе части:
пятьсот — пять ю ст ами ,
семьсот — о сем и ст ах
- 3) СОСТАВНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
(состоящие из нескольких слов)
- склоняются все части:
две тысячи пятьсот пять — дв ум тысяч ам пят и ст ам пят и
- 4) ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
(обозначающие порядок при счете)
- изменяется только последнее слово:
тридцать третий — в тридцать треть ем ,
две тысячи шестнадцатый — в две тысячи шестнадцат ом
- 5) ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ПОЛТОРА, ПОЛТОРАСТА
Полтора — пол у тора, полтораста – пол у тораста
- 6) СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
- употребляются с сущ. м.р. ,
- с существительными дети, люди,
- с существительными, обозначающими детенышей животных,
- имеющими только форму мн.ч.,
- обозначающими парные предметы,
- с местоимениями:
двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро (мальчиков, детей, щенков, брюк, их)
- Не путать: оба – обоих (м.р.), обе – обеих (ж.р.)
Проверьте себя:
- В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- повеселее
- не проронив слов
- ряд критериев
- обоих студенток
Ответ: обеих студенток
Трудные случаи образования форм местоимений
- Нельзя:
- был увлечён ей , у н ей ; их ний ; посреди его ( её ), среди их ; скольк их книг, скольк о учеников.
- Правильно:
- был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их ; посреди* н его ( н её), среди* н их; скольк о книг, скольк их учеников
- * Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них . После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н .
Проверьте себя:
- В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- по ихнему желанию
- красивейший пейзаж
- в две тысячи пятом году
- прополощи бельё
Ответ: по их желанию
Трудные случаи образования форм наречий
Обратите внимание на образование
степени сравнения:
1) простая сравнительная:
н.ф. + -ее (-ей): сильнее: красиво + -ее = красивее
2) составная сравнительная:
более (менее) +н.ф.: более сильный:
более + быстро = более быстро
Нельзя: более сильнее
3) превосходная степень:
всего + сравн.степень: чище + всего
НЕЛЬЗЯ смешивать формы сравнительной и превосходной степени!
Нельзя:
Плохо — плоше, красиво — красивше и красившее, хорошо — лучшее и хорошее, тяжело — тяжельше (просторечие)
Запомни:
плохо — хуже, красиво — краси´вее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее
Нельзя:
оттуд ова , открываться во внутрь, на вряд ли смогу, разделим на пополам (просторечие)
Запомни:
оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам
Проверьте себя:
- В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- о полутора часах
- более позднее
- четырьмястами студентами
- две пары ботинок
Ответ: более поздно
Использованная литература, информационная поддержка ЕГЭ:
- Сенина Н.А., Глянцева Т.Н., Гурдаева Н.А. Русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтоб я тебя увидел»: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10-11 классы/ Н. А. Сенина, Т.Н.Глянцева, Н.А.Гурдаева; под.ред.Н.А.Сениной.- Ростов н/Д, 2014
- Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ): http://www.fipi.ru/
- http://www.ctege
Удачи!
«Имя числительное» — одна из основных тем, которую необходимо повторить учащимся старших классов при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Как показывает опыт предыдущих лет, выпускники часто допускают ошибки, выполняя типовые задания в экзаменационных тестах.
Понимать значение имени числительного и знать его основные признаки должны все старшеклассники, независимо от уровня базовой подготовки. Это позволит им успешно пройти аттестационное тестирование и получить по его итогам достойные баллы.
Теоретическая информация для повторного изучения
Имя числительное представляет собой самостоятельную часть речи, которая выражает количество и порядок предметов при счете. Она отвечает на вопросы: сколько? который? какой?
Разновидности числительных
- По значению и грамматическим признакам эта часть речи делится на следующие виды:
Количественные
- числительные, которые выражают целые числа. Например: два, пять;
- числительные, которые выражают дробные числа. Например: две четвертых;
- собирательные числительные, которые выражают количество предметов как целое. Например: шестеро, семеро.
Порядковые
Такие числительные выражают порядок при счете. Например: третий, пятый.
- По структуре эти части речи могут быть:
Простыми. Числительные такого типа имеют одну основу. Например: два, четыре.
Сложными. В составе таких числительных две основы. Например: восемьсот, пятьдесят. Основы сложного числительного всегда пишутся слитно.
Составными. В составе таких числительных несколько слов. Например: двести пятнадцать.
Синтаксическая функция
Количественные числительные могут выступать в роли любого члена предложения. При этом порядковые наиболее часто являются определением, а также подлежащим и сказуемым.
Например:
- десять делится на два;
- мы приедем в четвертом купе.
Если количественное числительное сочетается с существительным, как правило, они выступают в качестве одного члена предложения.
Например: семь специалистов нашего предприятия отправились на конференцию.
Систематические занятия на нашем сайте помогут качественно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку!
Чтобы грамотно выполнять задания по теме «Числительные» при прохождении итогового аттестационного испытания, выбирайте образовательный онлайн-портал «Школково». Здесь представлена вся информация, которая требуется учащимся старших классов для качественной подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Все данные систематизированы и изложены нашими педагогами в понятной форме. Мы убеждены, что, начиная с более простых тем и упражнений и постепенно переходя к сложным, выпускники смогут определить наиболее трудные для себя разделы и улучшить свои знания.
На начальном этапе мы рекомендуем вспомнить теоретический материал (какие бывают морфологические ошибки, как правильно пишутся разные части речи и проч.). Затем учащиеся могут ознакомиться с онлайн-примерами и потренироваться в выполнении упражнений. На сайте «Школково» представлен банк заданий ЕГЭ по русскому языку. Подборка упражнений регулярно обновляется.
Не откладывайте подготовку на потом, начните заниматься заблаговременно! Вначале выберите несложное задание и попробуйте его сделать. Если никаких проблем при этом не возникло, то вы можете переходить к упражнениям экспертного уровня. Если вы все же столкнулись с некоторыми трудностями, тогда мы рекомендуем вам включить в свое расписание занятия на образовательном портале «Школково».
На нашем сайте учащиеся готовятся в режиме онлайн, поэтому выполнять задания могут не только школьники из Москвы, но и старшеклассники, проживающие в других
Учимся формулировать
проблему, комментарий, авторскую позицию, обоснование
NEW
Сочинение ЕГЭ 2022 на 25 баллов
Интерактивные чек-листы ЕГЭ 2022
NEW
ЗАДАНИЕ 1 ЕГЭ 2022
Пособие «Анализ текста. Задание 1-3, 22-26 ЕГЭ»
ИСКЛЮЧИТЬ/ЗАМЕНИТЬ
300+ заданий 6 ЕГЭ
ЕГЭ-навигатор 2022
Чек-лист подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2022
СКИДКА
Исключения и трудности ЕГЭ 2022
ОГЭ-навигатор 2022
Чек-лист подготовки к ОГЭ по русскому языку 2022
СКИДКА
1000 НАРЕЧИЙ
Слитно, раздельно, через дефис
200+ аргументов для сочинения ОГЭ
Проверка сочинения и изложения ОГЭ 2022
NEW
Проверка сочинения ЕГЭ 2022
NEW
Задание 7 проверяет:
1) Формы существительных ( И.п. множественного числа и Р.п. множественного числа, а также род некоторых существительных.
2) Степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная степень).
3) Склонение всех разрядов числительных (сложных, составных, дробных, собирательных, порядковых) по падежам.
4) Склонение местоимений по падежам.
5) Формы глаголов (повелительное наклонение, форма будущего времени, прошедшего времени и настоящего времени).
6) Формы образования причастий.
7) Формы образования деепричастий.
Материалы для подготовки к ЕГЭ:
- Теория ЕГЭ по русскому языку 2022
- Решать тесты ЕГЭ по русскому языку
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
урожай ПОМИДОРОВ
БЛИЖАЙШАЯ станция
у наших ВОРОТ
нет ПОЛТОРАСТА рублей
детские ДОКТОРА
Ответ: полутораста
1) Внимательно прочитайте задание. Важно именно исправить ошибку, а не только найти.
2) Определите части речи выделенных слов. От части речи зависит правило.
3) Вспомните правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть.
3) Действуйте методом исключения. Лучше всего начать с прилагательных, числительных, глаголов, а на «десерт» оставить существительные, так как там бОльшее количество информации.
4) После того как ошибка будет найдена, не забудьте: вписать в окно ответа необходимо уже ИСПРАВЛЕННЫЙ вариант.
Ы, И |
А, Я |
Слова на -тор, -сор,-вор, -ер |
|
инструкторы редакторы лекторы ректоры конструкторы прожекторы секторы инженеры шофёры бухгалтеры диспетчеры договоры приговоры плейеры драйверы принтеры и т.д. |
директора профессора инспектора доктора катера ордера тенора фельдшера флюгера хутора шулера буфера веера буера повара |
Слова на –ЛЯ | |
грифели |
векселя вензеля кителя штабеля штемпеля тополя шомпола колокола купола |
Остальные слова |
|
слесари токари конюхи возрасты кремы супы грунты лифты порты склады торты флоты фронты штабы штурманы |
адреса бока борта века желоба жемчуга жернова края кузова окорока округа острова отпуска паруса паспорта погреба потроха снега стога сорта сторожа тетерева черепа |
Форма зависит от значения | |
адреса (новоселов) века (Средние) года (мои года) колена (выделывать) корпуса (танковые) кренделя (выделывать) меха (одеваться в меха) мужья (прочить в мужья) образа (святых) ордена (на груди) пропуска (временные) рода (войск) счета (оплатить) сыновья (и дочери) тона (светлые) учителя (профессия, в школе) хлеба (яровые) |
адресы (поздравительные) веки (на веки вечные) годы (войны, девяностые) колени (больные) корпусы (часов) крендели (вкусные) мехи (кузнечные) мужи (Отечества, ученые) образы (литературные) ордены (Тевтонский) пропуски (занятий) роды (и виды, древние) счеты (свести) сыны (Отечества) тоны (сердца) учители (не профессия, великие учители человечества, хлебы (печь формовые) |
ОВ, ЕВ |
Нулевое окончание |
Растительный мир |
|
Всё на –ов |
Исключения |
апельсинов бананов огурцов бананов томатов помидоров гранатов абрикосов ананасов лимонов мандаринов баклажанов |
яблок груш слив дынь |
Названия национальностей |
|
Остальные окончания |
Слова на –н,-р |
казахов калмыков киргизов монголов семитов таджиков тунгусов узбеков хорватов якутов Исключение: турок бурят |
армян башкир болгар грузин лезгин осетин румын татар туркмен цыган Исключение: бедуинов |
Единицы измерения |
|
Наиболее употребляемые в повседневной жизни |
Редко употребляются в повседневной жизни(термины) |
байтов гектаров граммов децибелов каратов килограммов километров |
ампер аршин бит ватт вольт радиан рентген |
Парные предметы |
|
носков гольфов рельсов бронхов джинсов лампасов бриджей |
ботинок чулок шаровар шорт туфель сапог тапок тапочек галош бахил бутс валенок манжет серёг клипс |
Военная тематика (все на -ов) |
|
Солдат Гусар Драгун Гренадер Кадет Улан Партизан |
Существительные на -ня |
|
Ь |
Н |
Если перед -ня стоит гласная |
Если перед -ня согласная |
богинь погонь тихонь яблонь нянь |
басен башен боен вишен двоен пашен сотен спален сплетен таможен черешен Исключение: барышень боярышень кухонь деревень |
Существительные на -це |
|
-ЕВ |
-ЕЦ |
болотцев кружевцев деревцев оконцев |
блюдец зеркалец копытец(копытцев) одеялец полотенец сердец солнц |
Существительные на –ье, -ья |
|
Без ударения в И.п. | С ударением в И.п. |
-ИЙ |
-ЕЙ |
(гулянье) гуляний застолий кушаний надгробий новоселий ожерелий раздумий сидений снадобий солений ущелий армий аудиторий бегуний гостий колдуний оладий пародий плясуний эскадрилий печений побережий подземелий Исключения: платьев верховьев кореньев лохмотьев низовьев подмастерьев хлопьев устьев |
ружьё) ружей питей полыней статей судей и т.д. |
Некоторые существительные на -ей, с нулевым окончанием и -ов |
||
-ЕЙ |
Нулевое |
-ОВ |
распрей ведомостей лопастей мощностей отраслей скатертей скоростей четвертей бомжей векселей вензелей госпиталей кабелей медведей будней дровней козней пельменей яслей |
вафель петель барж копён кочерёг обойм пелён сирот зраз жабр каникул лосин макарон невзгод оков сардин уз шпрот брызг |
выборов дебатов заморозков кулуаров мускулов нардов очистков сотов чипсов нервов |
Степени сравнения прилагательных | ||
Сравнительная степень |
||
простая | Начальная форма + -ее, -ей, -е, -ше Пр: умнЕЕ |
Начальная форма + -айш-, -ейш- Пр: умнейший |
составная | Более/менее + начальная форма Пр: более умный |
Самый/ наиболее/ наименее/ всех + начальная форма Пр: самый умный, наиболее умный, умнее всех |
Превосходная степень
Внимание! Нельзя смешивать простую и составную степени сравнения.
Например:
Более интереснее, самый интереснейший – НЕПРАВИЛЬНО.
Интереснее или более интересный, интереснейший или самый интересный – ПРАВИЛЬНО.
1) Склонение количественных числительных (отвечают на вопрос Сколько?)
Как склоняются |
Примеры |
|
5-20, |
Склоняются как существительное степь | Р.п. чего? Пяти Д.п чему? десяти В.п. что? двадцать Т.п. чем? Одиннадцатью П.п. о чем? Тридцати |
40, 90, 100 |
Имеют только две падежные формы: И.п. = В.п Р.п, Д.п., Т.п., П.п. окончание А |
И. сорок, девяносто, сто Р. Сорока, девяноста, ста Д. Сорока, девяноста, ста В. сорок, девяносто, сто Т. Сорока, девяноста, ста П. Сорока, девяноста, ста |
50, 60, 70, 80 |
Меняются обе части, как существительное 3 склонения (как существительное степь) |
И. пятьдесят Р. пятидесяти Д. пятидесяти В. пятьдесят Т. пятьюдесятью П. пятидесяти |
200, 300, 400 |
Меняются обе части. Первая часть как два, три, четыре. Вторая часть как слово «ноты» во мн.ч. |
И. двести Р. Двухсот (нот) Д. двумстам (нотам) В. двести Т. Двумястами (нотами) П. двухстах (нотах) |
500-900 | Меняются обе части. Первая часть — как степь. Вторая часть — как ноты во мн.ч |
И. пятьсот Р. пятисот Д. пятистам В. пятьсот Т. пятьюстами П. пятистах |
2) Склонение числительных полтора, полторы, полтораста
Полтора, полторы и полтораста в И.п и В.п. имеют одинаковые формы, а в остальных падежах имеют формы полутора и полутораста.
3) Числительные тысяча и миллион
Числительное тысяча склоняется как существительное 1-го склонения (тысяча, тысячи, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче)
Числительное миллион склоняется как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе)
4) Склонение дробных числительных
В дробных числительных числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как порядковое числительное
Пять четвертых – И.п.
Пяти четвертых – Р.п.
Пяти четвертым – Д.п.
5) Склонение порядковых числительных
При изменении порядковых числительных (отвечают на вопрос какой по порядку?) меняется только окончание последнего слова.
И.п. две тысячи семнадцатый
Р.п две тысячи семнадцатого
Д.п. две тысячи семнадцатому
В.п. две тысячи семнадцатый
Т.п две тысячи семнадцатым
П.п. две тысячи семнадцатом
6) Употребление собирательных числительных (двое, трое, пятеро)
Сложность в употреблении собирательных числительных заключается в том, что они сочетаются только с некоторыми группами существительных:
А) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (с лицами женского пола употребляем количественные числительные).
Двое мужчин, четверо мальчиков, но две девушки, четыре женщины
Б) с детенышами животных (со взрослыми животными употребляем количественные числительные).
Семеро козлят, трое тигрят, но три тигра
В) с существительными, употребляющимися только во множественном числе
Трое саней, двое ножниц
Г) с парными предметами
Двое сапог, четверо ботинок
Д) с личными местоимениями
Их было трое, нас четверо
7) Числительные оба обе
Числительное оба употребляется только с существительными мужского и среднего рода.
Оба человека, оба друга
Числительное обе употребляется с существительными женского рода.
По обеим сторонам, обе девушки
1) Образование повелительного наклонения
Неопределенная форма | Повелительное наклонение |
Лечь Ехать Ездить Положить Класть Бежать Лазать Выйти Выложить Выверить Вывесить Выдвинуть Клянчить Махать Нянчить Погодить Портить Тронуть Чистить |
Ляг(те) Поезжай(те) Езди(те) Положи(те) Клади(те) Беги(те) Лазай(те) Выйди(те) Выложи(те) Вывери(те) Вывеси(те) Выдвини(те) Клянчи(те) Маши(те) Нянчи(те) Погоди(те) Порти(те) Тронь(те) Чисти(те) |
2) Одеть – надеть
Одеть кого-то (одеть ребенка в школу)
Надеть что-нибудь на себя (надеть пальто)
3) Образование формы прошедшего времени
Неопределенная форма |
Прошедшее время |
Сохнуть Просохнуть Замерзнуть Окрепнуть Промокнуть Намокнуть и пр. |
Сох Просох Замерз Окреп Промок Намок |
4) Образование формы будущего времени
Глаголы победить, переубедить, убедить, разубедить, затмить дерзить, очутиться, ощутить, пылесосить не имеют простой формы будущего времени, т.е. нельзя сказать: победю, убедю и т.д. Для образования будущего времени таким словами необходимы дополнительные слова или синонимы.
5) Образование формы настоящего времени
ездить лазить попробовать печь беречь хотеть полоскать махать |
ездим лазим попробуем печем бережем хотим полощем машем |
- Решать задание 7
- Решать варианты ЕГЭ
Задание 7. Морфологические нормы (образование форм слова).
Теория для Задания №7 ЕГЭ 2019 по русскому языку
«Исправить ошибку в форме слова»
Задание 7 проверяет:
1) Формы существительных (И.п. множественного числа и Р.п. множественного числа, а также род некоторых существительных)
2) Степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная степень)
3) Склонение всех разрядов числительных (сложных, составных, дробных,собирательных, порядковых) по падежам
4) Склонение местоимений по падежам
5) Формы глаголов (повелительное наклонение, форма будущего времени, прошедшего времени и настоящего времени)
6) Формы образования причастий
7) Формы образования деепричастий
Формулировка задания №7 в ЕГЭ 2019 по русскому языку:
«В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
— опытные ТРЕНЕРЫ
— по ОБОИМ сторонам
— звучит не менее ГРОМКО
— ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд
— нет ТУФЕЛЬ»
Правильный ответ: ОБЕИМ
Алгоритм выполнения:
1) Внимательно прочитайте задание. Важно именно исправить ошибку, а не только найти.
2) Определите части речи выделенных слов. От части речи зависит правило.
3) Вспомните правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть.
3) Действуйте методом исключения. Лучше всего начать с прилагательных, числительных, глаголов, а на «десерт» оставить существительные, так как там большее количество информации.
4) После того как ошибка будет найдена, не забудьте: вписать в окно ответа необходимо уже ИСПРАВЛЕННЫЙ вариант.
Ы, И | А, Я |
Слова на -тор, -сор,-вор, -ер |
|
инструкторы редакторылекторы ректоры конструкторы прожекторы секторы инженеры шофёры бухгалтеры диспетчеры договоры приговоры плейеры драйверы принтеры и т.д. |
директора профессора инспектора доктора катера ордера тенора фельдшера флюгера хутора шулера буфера веера буера повара |
Слова на –лЯ | |
грифели госпитали |
векселя вензеля кителя штабеля штемпеля тополя шомпола колокола купола |
Остальные слова |
|
слесари токари конюхи возрасты кремы супы грунты лифты порты склады торты флоты фронты штабы штурманы |
адреса бока борта века желоба жемчуга жернова края кузова окорока округа острова отпуска паруса паспорта погреба потроха снега стога сорта сторожа тетерева черепа |
Форма зависит от значения | |
адреса (новоселов) века (Средние) года (мои года) колена (выделывать) корпуса (танковые) кренделя (выделывать) меха (одеваться в меха) мужья (прочить в мужья) образа (святых) ордена (на груди) пропуска (временные) рода (войск) счета (оплатить) сыновья (и дочери) тона (светлые) учителя (профессия, в школе) хлеба (яровые) |
адресы (поздравительные) веки (на веки вечные) годы (войны, девяностые) колени (больные) корпусы (часов) крендели (вкусные) мехи (кузнечные) мужи (Отечества, ученые) образы (литературные) ордены (Тевтонский) пропуски (занятий) роды (и виды, древние) счеты (свести) сыны (Отечества) тоны (сердца) учители (не профессия, великие учители человечества, хлебы (печь формовые) |
Формы прилагательных
ОВ, ЕВ | Нулевое окончание |
Растительный мир |
|
Всё на –ов |
Исключения |
апельсинов бананов огурцов бананов томатов помидоров гранатов абрикосов ананасов лимонов мандаринов баклажанов |
яблок груш слив дынь |
Названия национальностей |
|
Остальные окончания | Слова на –н,-р |
казахов калмыков киргизов монголов семитов таджиков тунгусов узбеков хорватов якутов Исключение: турок бурят |
армян башкир болгар грузин лезгин осетин румын татар туркмен цыган Исключение: бедуинов |
Единицы измерения |
|
Наиболее употребляемые в повседневной жизни |
Редко употребляются в повседневной жизни(термины) |
байтов гектаров граммов децибелов каратов килограммов километров |
ампер аршин бит ватт вольт радиан рентген |
Парные предметы |
|
носков гольфов рельсов бронхов джинсов кедов |
ботинок чулок шаровар шорт туфель сапог тапок тапочек галош бахил бутс валенок манжет серёг клипс |
Военная тематика (все на -ов) |
Солдат Гусар Драгун Гренадер Кадет Улан Партизан |
Существительные на -ня |
|
Ь | Н |
Если перед -ня стоит гласная | Если перед -ня согласная |
богинь погонь тихонь яблонь нянь |
басен башен боен вишен двоен пашен сотен спален сплетен таможен черешен Исключение: барышень боярышень кухонь деревень |
Существительные на -це |
|
-ЕВ |
-ЕЦ |
болотцев кружевцев деревцев оконцев |
блюдец зеркалец копытец(копытцев) одеялец полотенец сердец солнц |
Существительные на -ье, -ья |
|
Без ударения в И.п. | С ударением в И.п. |
-ИЙ | -ЕЙ |
(гулянье) гуляний застолий кушаний надгробий новоселий ожерелий раздумий сидений снадобий солений ущелий армий аудиторий бегуний гостий колдуний оладий пародий плясуний эскадрилий печений побережий подземелий Исключения: платьев верховьев кореньев лохмотьев низовьев подмастерьев хлопьев устьев |
(ружьё) ружей питей полыней статей судей и т.д. |
Некоторые существительные на -ей, с нулевым окончанием и -ов |
||
-ЕЙ |
Нулевое |
-ОВ |
распрей ведомостей лопастей мощностей отраслей скатертей скоростей четвертей бомжей векселей вензелей госпиталей кабелей медведей будней дровней козней пельменей яслей |
вафель петель барж копён кочерёг обойм пелён сирот зраз жабр каникул лосин макарон невзгод оков сардин уз шпрот брызг |
выборов дебатов заморозков кулуаров мускулов нардов очистков сотов чипсов нервов |
Формы прилагательных
Степени сравнения прилагательных | ||
Сравнительная степень |
Превосходная степень | |
простая | Начальная форма + -ее, -ей, -е, -ше Пример: умнЕЕ |
Начальная форма + -айш-, -ейш- Пример: умнейший |
составная |
Более/менее + начальная форма Пример: более умный |
Самый/ наиболее/ наименее + начальная форма Пример: самый умный |
Внимание! Нельзя смешивать простую и составную степени сравнения
Например:
Более интереснее, самый интереснейший – НЕПРАВИЛЬНО.
Интереснее или более интересный, интереснейший или самый интересный – ПРАВИЛЬНО.
Числительные
1) Склонение количественных числительных (отвечают на вопрос Сколько?)
Как склоняются |
Примеры |
|
5-20, 30 |
Склоняются как существительное степь |
Р.п. чего? ПятиД.п чему? десятиВ.п. что? двадцатьТ.п. чем? ОдиннадцатьюП.п. о чем? Тридцати |
40, 90, 100 |
Имеют только две падежные формы: И.п. = В.п Р.п, Д.п., Т.п., П.п. окончание А |
И. сорок, девяносто, стоР. Сорока, девяноста, стаД. Сорока, девяноста, стаВ. сорок, девяносто, стоТ. Сорока, девяноста, стаП. Сорока, девяноста, ста |
50, 60, 70, 80 |
Меняются обе части, как существительное 3 склонения (как существительное степь) |
И. пятьдесятР. пятидесятиД. пятидесятиВ. пятьдесятТ. пятьюдесятьюП. пятидесяти |
200, 300, 400 |
Меняются обе части. Первая часть как два, три, четыре. Вторая часть как слово «ноты» во мн.ч. |
И. двестиР. Двухсот (нот)Д. двумстам (нотам)В. двестиТ. Двумястами (нотами)П. двухстах (нотах) |
500-900 |
Меняются обе части. Первая часть — как степь. Вторая часть — как ноты во мн.ч |
И. пятьсотР. пятисотД. пятистамВ. пятьсотТ. пятьюстамиП. пятистах |
2) Склонение числительных полтора, полторы, полтораста
Полтора, полторы и полтораста в И.п и В.п. имеют одинаковые формы, а в остальных падежах имеют формы полутора и полутораста.
3) Числительные тысяча и миллион
Числительное тысяча склоняется, как существительное 1-го склонения (тысяча, тысячи, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче)
Числительное миллион склоняется, как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе)
4) Склонение дробных числительных
В дробных числительных числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как порядковое числительное
Пять четвертых – И.п.
Пяти четвертых – Р.п.
Пяти четвертым – Д.п.
5) Склонение порядковых числительных
При изменении порядковых числительных (отвечают на вопрос какой по порядку?) меняется только окончание последнего слова
И.п. две тысячи семнадцатый
Р.п две тысячи семнадцатого
Д.п. две тысячи семнадцатому
В.п. две тысячи семнадцатый
Т.п две тысячи семнадцатым
П.п. две тысячи семнадцатом
6) Употребление собирательных числительных (двое, трое, пятеро)
Сложность в употреблении собирательных числительных заключается в том, что они сочетаются только с некоторыми группами существительных:
А) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (с лицами женского пола употребляем количественные числительные).
Двое мужчин, четверо мальчиков, но две девушки, четыре женщины
Б) с детенышами животных (со взрослыми животными употребляем количественные числительные).
Семеро козлят, трое тигрят, но трое тигров
В) с существительными, употребляющимися только во множественном числе
Трое саней, двое ножниц
Г) с парными предметами
Двое сапог, четверо ботинок
Д) с личными местоимениями
Их было трое, нас четверо
7) Числительные оба обе
Числительное оба употребляется только с существительными мужского и среднего рода.
Оба человека, оба друга
Числительное обе употребляется с существительными женского рода.
По обеим сторонам, обе девушки
Глаголы
1) Образование повелительного наклонения
Неопределенная форма |
Повелительное наклонение |
Лечь Ехать Ездить Положить Класть Бежать Лазать Выйти Выложить Выверить Вывесить Выдвинуть Клянчить Махать Нянчить Погодить Портить Тронуть Чистить |
Ляг(те) Поезжай(те) Езди(те) Положи(те) Клади(те) Беги(те) Лазай(те) Выйди(те) Выложи(те) Вывери(те) Вывеси(те) Выдвини(те) Клянчи(те) Маши(те) Нянчи(те) Погоди(те) Порти(те) Тронь(те) Чисти(те) |
3) Образование формы прошедшего времени
Неопределенная форма |
Прошедшее время |
Сохнуть Просохнуть Замерзнуть Окрепнуть Промокнуть Намокнуть и пр. |
Сох Просох Замерз Окреп Промок Намок |
4) Образование формы будущего времени
Глаголы победить, переубедить, убедить, разубедить, затмить дерзить, очутиться, ощутить, пылесосить не имеют простой формы будущего времени, т.е. нельзя сказать: победю, убедю и т.д. Для образования будущего времени таким словами необходимы дополнительные слова или синонимы.
5) Образование формы настоящего времени
ездить лазить попробовать печь беречь хотеть полоскать махать |
ездим лазим попробуем печем бережем хотим полощем машем |
Пример задания в формате ЕГЭ
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
опытные ТРЕНЕРЫ
по ОБОИМ сторонам
звучит не менее громко
ПОЕЗЖАЙТЕ вперед
Нет ТУФЕЛЬ
Ответ: _____________
Комментарий к заданию
Задание проверяет уровень владения морфологическими нормами русского языка. Выполняя КИМ, необходимо распознавать грамматические и орфографические ошибки, а также знать виды грамматических ошибок.
Перечислим несколько таких распространенных ошибок:
1. Неправильное образование формы множественного числа существительных.
Талантливые профессоры профессора; заграничные паспорты паспорта; морские порта
порты; доблестные офицера офицеры; золотые куполы купола.
В приведённых примерах нарушено употребление формы существительного во множественном числе. Правильно: профессора, паспорта, порты, офицеры, купола.
2. Неправильное образование формы родительного падежа существительных.
Много яблоков
яблок; нет башкиров башкир; несколько вафлей вафель; две пары туфлей
туфель; пара сапогов сапог; три пары чулков чулок; много шортов
шорт.
В этих сочетаниях слов нарушено употребление существительных в родительном падеже. Правильно: яблок, башкир, вафель, туфель, сапог, чулок, шорт.
3. Неправильное образование степеней сравнения прилагательных.
Пел звончее звонче; был более старее; наиболее красивейший дворец; самый
умнейший профессор.
Правильно: пел звонче, был старее, красивейший дворец, умнейший профессор.
4. Неправильное образование форм местоимений.
Ихние их друзья; около их них, сделано для их них. Недопустимо использовать форму «ихние». Правильно: их друзья, около них, сделано для них.
5. Неправильное склонение числительных. Пожалуй, одна из самых распространенных ошибок на ЕГЭ.
Менее девяносто семи рублей — правильно менее девяноста
семи рублей; к сороку пяти годам – правильно: к сорока
пяти годам; в двух тысяч двадцать втором году – правильно в две тысячи двадцать втором году.
6. Неправильное образование форм глаголов.
Ляжьте на кровать – правильно: лягте на кровать; положьте на стол – правильно: положите на стол; пробежи
вокруг стадиона – правильно: пробеги вокруг стадиона; зажгёт костер – правильно: зажжёт костёр; сильно замёрзнул – правильно сильно замёрз
Произношение и правописание сложных случаев образования форм слов в русском языке надо заучивать. Ниже приведены правильные формы образования различных частей речи.
Употребление форм существительных
1. Именительный падеж множественное число
• Окончания –а(-я), находится под ударением
Адреса, борта, веера, векселя вензеля, директора, доктора, егеря, инспектора, кителя (и кители), короба, кучера, мастера, прожектора (и прожекторы), паспорта, повара, профессора, сорта, сторожа, фельдшера, флигеля, шелка, якоря.
• Окончания –ы/-и
Бухгалтеры, выборы, возрасты, гербы, грифели, диспетчеры, договоры, драйверы, инженеры, клапаны, контейнеры, конструкторы, лекари, офицеры, маляры, месяцы, порты, почерки, принтеры, редакторы, секторы, снайперы, торты, тренеры, флоты, фронты, шофёры, штабы, штурманы.
• В некоторых существительных окончание именительного падежа множественного числа связано со значением слова.
Мои года – годы труда; почтовые адреса – поздравительные адресы; фабричные корпуса – корпусы часов; выводить на танцах кренделя – вкусные крендели; песцовые меха – кузнечные мехи; пропуска на предприятие – пропуски уроков; электрические провода – долгие проводы; школьные учителя – учители человечества; спелые хлеба – испечённые хлебы.
2. Нулевое окончание в существительных множественного числа родительного падежа
• Названия предметов:
Баржи – барж, башни – башен, басни – басен, вафли – вафель, когерги – кочерёг, манжеты – манжет, места-мест, окна – окон, стёкла – стёкол, оглобли – оглобель, петли – петель, потери – петель, серьги – серёг, сироты – сирот, туфли – туфель, ботинки – ботинок, валенки – валенок, жабры – жабр, каникулы – каникул, макароны – макарон, ножницы – ножниц, оковы – оков, плечи – плеч, погоны – погон, сапоги – сапог, сардины – сардин, шорты – шорт, шпроты – шпрот.
ЧУЛКИ – ЧУЛОК, но: НОСКИ – НОСКОВ.
Сразу запоминается! Чулки длинные – слово короткое, носки короткие – слово длинное.
• Плоды деревьев:
Яблоки – яблок, яблони – яблонь.
• Названия национальностей
Армяне – армян, башкиры – башкир, болгары – болгар, буряты – бурят, грузины – грузин, румыны – румын, туркмены – туркмен, цыгане – цыган.
• Названия единиц измерения
Амперы – ампер, аршины – аршин, биты – бит, ватты – ватт, вольты – вольт, рентгены – рентген.
Употребление форм прилагательных
Основные ошибки возникают при образовании сравнительной и превосходной формы прилагательных.
• Прилагательные, имеющие основу на г, к, х, д, т, ст
образуют простую форму сравнительной степени с помощью суффиксов Е, ШЕ. При этом в корне происходит чередование согласных.
Громкий – громче, глубокий – глубже, жаркий – жарче, дорогой – дороже, молодой – моложе, тихий – тише, звонкий – звонче, бойкий – бойче, толстый – толще, чистый – чище, богатый – богаче, долгий – дольше, строгий — строже, низкий – ниже, узкий – уже, близкий – ближе, далёкий – дальше, тонкий – тоньше, долгий – дольше.
Нельзя употреблять формы: «моложее», «звончее», «богатее», «жарчее», «тоньшее» и т. п.
• Недопустимо смешивать простую и составную степени сравнения.
Неправильно: «более сильнее» – правильно: сильнее или более сильный;
неправильно: «более красивее» – правильно: красивее или более красивый;
неправильно: «более умнее» – правильно: умнее или более умный.
• Недопустимо использовать слова НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ, САМЫЙ с прилагательными в простой превосходной степени.
Неправильно: «самая красивейшая» — правильно: красивейшая
или самая красивая;
неправильно: «самый умнейший» — правильно: умнейший или самый умный;
неправильно: «самый сильнейший» — правильно: сильнейший или самый сильный;
неправильно: «наиболее добрейший» — правильно: добрейший или наиболее добрый.
Употребление форм местоимений
• После простых предлогов к личным местоимениям ОН, ОНА, ОНО, ОНИ в косвенных падежах добавляется буква Н.
Без него, в неё, возле неё, для них, до него, к ней, с ними, у них, мимо него, вокруг неё, близ них.
• После производных предлогов к личным местоимениям ОН, ОНА, ОНО, ОНИ в косвенных падежах буква Н не добавляется.
Благодаря ему, вопреки ей, наперекор им, навстречу им, согласно ему, подобно ей.
• Не употребляется буква Н перед личными местоимениями ОН, ОНА, ОНО, ОНИ, стоящими после слов в форме сравнительной степени прилагательных.
Умнее его, быстрее её, дольше их, красивее её, скромнее его.
• Местоимение КТО употребляется только с глаголами единственного числа. Примеры на это правило часто встречаются в ЕГЭ.
Неправильно:
Те, кто пропустили тренировку, будут отстранены от соревнований. – Правильно: Те, кто пропустил тренировку, будут отстранены от соревнований.
Склонение числительных
Склонение числительных является ахиллесовой пятой большинства выпускников. Поэтому советуем выделить на изучение этого материала больше времени.
• Склонение числительных 40, 90, 100. При склонении эти числительные имеют только две формы.
Им, Вин. п. сорок девяносто сто
Род., Дат., Тв., Пр. п сорока девяноста ста
• Склонение сложных числительных. У числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 изменяются обе части.
Падеж от 50 до 80 200, 300, 400 500 – 900
Им. семьдесят четыреста восемьсот
Род. семидесяти четырёхсот восьмисот
Дат. семидесяти четырёмстам восьмистам
Вин. семьдесят четыреста восемьсот
Тв. семьюдесятью четырьмястами восемьюстами
Пр. семидесяти четырёхстах восьмистах
• Склонение составных числительных. У составных числительных склоняются все слова, из которых состоит числительное.
Им. п. тысяча девятьсот шестьдесят один
Род. п. тысячи девятисот шестидесяти одного
Дат. п. тысяче девятистам шестидесяти одному
Вин. п. тысяча девятьсот шестьдесят один
Тв. п. тысячей девятьюстами шестьюдесятью одним
Пр. п. тысяче девятистах шестидесяти одном
• Склонение дробных числительных. Обе части изменяются, при этом числитель изменяется как количественное числительное, а знаменатель как прилагательное во множественном числе.
Им. п. пять восьмых
Род. п. пяти восьмых
Дат. п. пяти восьмым
Вин. п. пять восьмых
Тв. п. пятью восьмыми
Пр. п. пяти восьмых
• Склонение дробного числительного полтора. Это числительное имеет только две формы.
Падежи Муж. и сред. Род Женский род
Им, Вин. п. полтора (литра) полторы
(бутылки)
Род., Дат., Тв., Пр. п полутора полутора
• Склонение и сочетаемость собирательных числительных
К собирательным числительным относятся двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Они могут сочетаться:
а) С существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных.
Пятеро спортсменов, двое водителей, трое инженеров, семеро мальчиков, двое щенков, пятеро гусят.
б) с существительными, которые употребляются только во множественном числе.
Двое валенок, пятеро саней, трое ножниц, двое ворот.
в) с личными местоимениями.
Их было четверо, нас было семеро.
Внимание! Собирательные числительные двое, трое, четверо НЕ употребляются с существительными женского рода.
Неправильно: трое гимнасток – правильно: три гимнастки;
неправильно: двое школьниц – правильно: две школьницы;
неправильно: четверо студенток – правильно: четыре студентки.
Склонение собирательных числительных
Им. п. двое четверо
Род. п. двоих четверых
Дат. п. двоим четверым
Вин. п. двое (двоих) четверо (четверых)
Тв. п. двоими четверыми
Пр. п. двоих четверых
• Склонение числительных оба, обе
Падеж Муж. и сред. Род Женский род
Им. оба (дома) обе (девушки)
Род. обоих (домов) обеих (девушек)
Дат. обоим (домам) обеим (девушкам)
Вин. оба (дома)/обоих (домов) обе (девушки)/обеих (девушек)
Тв. обоими (домами) обеими (девушками)
Пр. обоих (домах) обеих (девушках)
Ошибки в употреблении глаголов
• Необходимо знать формы глаголов прошедшего времени.
Правильно:
сох – неправильно: сохнул;
правильно: промок
– неправильно: промокнул;
правильно: замёрз
– неправильно: замёрзнул;
правильно: окреп
– неправильно: окрепнул.
• Необходимо знать изменения глагола ЖЕЧЬ
Правильно: жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут – неправильно: жгёт, жгём, жгёте.
• Несколько глаголов не употребляются в 1 лице единственного числа настоящего и будущего времени. Все встречались с этими глаголами и иногда попадали в неловкую ситуацию, пытаясь подобрать правильную форму: победить, убедить, очутиться, чудить, затмить, стонать, родиться.
Победить, смогу победить – нельзя победю; убедить, постараюсь убедить — нельзя убедю.
• Необходимо правильно употреблять повелительную форму от следующих глаголов:
Ехать – поезжай – поезжайте, неправильно: ехай, ехайте;
лечь – ляг, приляг, лягте, прилягте, неправильно: ляжь, ляжьте;
выйти – выйди, выйдите, неправильно: выдь, выдьте;
• Глаголы бежать, вбежать имеют следующие форму в 3 лице:
бегут, вбегут (неправильно: бежат, вбежат).
• Необходимо правильно употреблять глаголы с чередованием СТ/Щ, Т/Ч
Блестеть – блещу, неправильно: блестю;
свистеть – свищу, неправильно: свистю;
крутить – кручу, неправильно: крутю.
• Глагол ХОТЕТЬ в 3 лице мн. числа имеет форму ХОТЯТ.
Недопустимо писать и говорить: хочут.
Алгоритм выполнения задания
1. Внимательно прочитайте сочетания слов в задании.
2. Определите слово, в котором допущена ошибка. Назовите часть речи, к которой относится найденное слово.
3. Исправьте ошибку.
4. Запишите слово правильно.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
опытные ТРЕНЕРЫ
по ОБОИМ сторонам
звучит не менее громко
ПОЕЗЖАЙТЕ вперед
Нет ТУФЕЛЬ
Ответ: обеим (не забудьте записать ответ в бланк №1)
— Во втором ряду ошибка допущена в сочетании слов «ПО ОБОИМ СТОРОНАМ». В неправильной форме употреблено собирательное числительное женского рода. Правильно: ПО ОБЕИМ СТОРОНАМ.
Морфологические нормы – это правила образования грамматических форм слов разных частей речи.
1. Склонение количественных числительных
(отвечают на вопрос Сколько?)
Как склоняются | Примеры | |
5-20, 30 | Склоняются как существительное «степь» | Р.п. чего? Пяти Д.п чему? Шести В.п. что? Тридцать Т.п. чем? Десятью П.п. о чем? Двадцати |
40, 90, 100 | Имеют только две падежные формы: И.п. = В.п Р.п, Д.п., Т.п., П.п. окончание А |
И.п. Сорок, девяносто, сто Р.п. Сорока, девяноста, ста Д.п. Сорока, девяноста, ста В.п. Сорок, девяносто, сто Т.п. Сорока, девяноста, ста П.п. Сорока, девяноста, ста |
50, 60, 70, 80 | Меняются обе части, как существительное 3 склонения (как существительное степь) |
И.п. Шестьдесят Р.п. Шестидесяти Д.п. Шестидесяти В.п. Шестьдесят Т.п. Шестьюдесятью П.п. Шестидесяти |
200, 300, 400 |
Меняются обе части. Первая часть как два, три, четыре. Вторая часть как слово «ноты» во мн.ч. |
И.п. Двести (нот) Р.п. Двухсот (нот) Д.п. Двумстам (нотам) В.п. Двести (нот) Т.п. Двумястами (нотами) П.п. Двухстах (нотах) |
500-900 | Меняются обе части. Первая часть — как степь. Вторая часть — как ноты во мн.ч |
И.п. Шестьсот Р.п. Шестисот Д.п. Шестистам В.п. Шестьсот Т.п. Шестьюстами П.п. Шестистах |
2. Склонение числительных полтора, полторы, полтораста
Полтора, полторы и полтораста в И.п и В.п. имеют одинаковые формы, а в остальных падежах имеют формы полутора и полутораста.
3. Числительные тысяча и миллион
Числительное тысяча склоняется, как существительное 1-го склонения (тысяча, тысячи, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче)
Числительное миллион склоняется, как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе)
4. Склонение дробных числительных
В дробных числительных числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как порядковое числительное
И.п. Пять четвертых
Р.п. Пяти четвертых
Д.п. Пяти четвертым
5. Склонение порядковых числительных (отвечают на вопрос какой по порядку?)
При изменении порядковых числительных меняется только окончание последнего слова
И.п. две тысячи девятнадцатый
Р.п. две тысячи девятнадцатого
Д.п. две тысячи девятнадцатому
В.п. две тысячи девятнадцатый
Т.п. две тысячи девятнадцатым
П.п. две тысячи девятнадцатом
6. Употребление собирательных числительных (двое, трое, пятеро)
Сложность в употреблении собирательных числительных заключается в том, что они сочетаются только с некоторыми группами существительных:
- с существительными, обозначающими лиц мужского пола (с лицами женского пола употребляем количественные числительные):
двое мужчин, четверо мальчиков, но две девушки, четыре женщины; - с детенышами животных (со взрослыми животными употребляем количественные числительные):
семеро козлят, трое тигрят, но трое тигров; - с существительными, употребляющимися только во множественном числе:
трое саней, двое ножниц; - с парными предметами:
двое сапог, четверо ботинок; - с личными местоимениями:
их было трое, нас четверо.
7. Числительные оба / обе
- Числительное оба употребляется только с существительными мужского и среднего рода:
оба друга, оба окна; - Числительное обе употребляется с существительными женского рода:
по обеим сторонам, обе реки.
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Тип 7 № 41
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
любимые ПРОФЕССОРА
НАИБОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНО поступил
в ДВУХСТАХ метрах
на ИХ территории
ОБГРЫЗАННОЕ яблоко
Правило: Задание 7. Морфологические нормы
2
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
несколько НОЖНИЦ
умелые ПОВАРА
быстро ВЫЗДОРОВИТ
в ПОЛУТОРА часах
ПЯТЬ барышень
Правило: Задание 7. Морфологические нормы
3
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
несколько ЯБЛОК
лежит на ШКАФЕ
до тысяча восемьсот ДВЕНАДЦАТОГО года
БОГАТЕЙШИЙ выбор
пять КОЧЕРЁГ
Правило: Задание 7. Морфологические нормы
4
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара ТУФЛЕЙ
ВЫПРАВЬ текст
несколько ПОЛОТЕНЕЦ
старые ПРОФЕССОРА
новые ВЫБОРЫ
Правило: Задание 7. Морфологические нормы
5
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
МОКЛА под дождём
косвенных ПАДЕЖОВ
ЧУДЕСНЕЙШИМ образом
здоровые ДЁСНЫ
ПОЕЗЖАЙТЕ в магазин
Актуальность: Текущий учебный год
Сложность: обычная
Правило: Задание 7. Морфологические нормы
Пройти тестирование по этим заданиям