Морфий итоговое сочинение

Как-то после изучения школьной программы булгаковских произведений (естественно, речь идет о «Мастере и Маргарите» и о «Собачьем сердце»), мне захотелось открыть автора с другой стороны. На глаза попался рассказ «Морфий».

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Булгаков употреблял морфий?
  • 3 О чем книга?
  • 4 Проблемы
  • 5 Девиантное поведение героя Булгакова
  • 6 Как Булгаков бросил морфий?
  • 7 Нужно ли молодёжи читать эту повесть?

История создания

По содержанию он похож на сборник «Записки юного врача», но в этот цикл не входит. Впервые произведение было опубликовано в 1927 году. Вообще Булгаков учился на врача, поэтому во многих его произведениях затронута тема медицины. «Морфий» – не исключение. В конце 19 — в начале 20 века в аптеках абсолютно открыто продавались такие препараты как: героин в порошке как средство для лечения бронхита, астмы, настойка опия и, собственно, кристалл морфия.

Морфий-сильное обезболивающие и снотворное, являющиеся наркотическим веществом. Я ещё подумала, нужно ли вообще читать это молодым людям, тем более, наше поколение и так уже не «пепси», а поколение «спайса». Оказалось, стоит…

А уже в 20-ых годах 20-ого столетия, по статистике 40% европейских медиков и 10% их жен были морфинистами, на широкое применение кристалликов был наложен запрет. Тогда в 1926 году молодой Михаил Булгаков прибыл по распределению в село Никольское. Да-да, именно как доктор Бомгард. Ведь повесть на самом деле автобиографическая.

Булгаков употреблял морфий?

Да, именно поэтому ему удалость так детально описать необыкновенное прояснение мыслей и взрыв работоспособности.

Михаил Булгаков попробовал впервые морфий не из-за жажды кайфа. Он помогал мальчику, больному дифтеритом, ему показалось, что он заразился: его лицо распухло, тело покрылось сыпью и начался зуд. Михаил, само собой, не смог этого терпеть и попросил вколоть ему морфий. Тут и понеслось, как говорится…

Причиной было ещё и то, что привыкший к городским развлечениям Булгаков совершенно заскучал в глухом Никольском, его угнетала сельская бытовуха, он впадал в депрессию. И вот, кажется, то самое спасение. Наркотик давал ту самую эйфорию и те самые чувства, которых ему не хватало, тот творческий подъем, который так был нужен. Уколы делала жена Михаила, она говорила, что после дозы он был достаточно спокоен и даже пробовал писать под кайфом. Вот и биографы говорят о том, что начало автобиографической повести «Морфий» было положено в дни этого спокойствия, так сказать. Морфий не хотел отпускать Булгакова, ещё бы, такая личность… Жене становилось страшно на него смотреть, она не знала, что делать, ведь муж регулярно требовал наркотик, изо дня в день убивающий его.

На борьбу с наркотиками (он употреблял и опиум, тогда он без рецепта продавался), ему потребовалось около трёх лет, и вылечится ему помог другой наркотик — творчество, но это можно считать чудом, которого не случилось с героем.

О чем книга?

Рассказ ведётся от лица доктора Бомгард, вторым главным героем является Сергей Поляков, его бывший сокурсник. Начинается все с того, что рассказчик делится с читателем своей радостью: его переводят из сельской местности в небольшой город работать, он доволен, если бы ни одно НО. Герою часто снится его старый участок, больные и, в конце концов, мысли начинают есть доктора изнутри. Он думает о судьбе глухой больницы, а сюжет закручивается, когда герой получает письмо из старого участка.

В этот момент я начала додумывать, причём здесь морфий, вроде бы, начало обыкновенного Чеховского рассказа с грустью и печалью… Так вот, что там с морфием, Михаил Афанасьевич?

Дело в том, что бывший сокурсник нашего доктора прислал письмо с просьбой помочь ему, так как он тяжело болен, а на следующее утро привозят тело Сергея Полякова. Вместе с ним дневник. Дальше повествование ведётся от лица самого морфиниста, что лучше всего позволяет проникнуть в его внутренний мир. Да, Поляков употреблял морфий из-за сильной боли и спазмов в желудке, а потом подсел на него и употреблял по любому поводу. Именно в этом дневнике мы поэтапно узнаем, что происходит с человеком, который зависит от наркотиков. У него и агрессивные припадки, и ломка. Это интересно читать, потому что сама тема наркотической зависимости покрыта мраком, а в рассказе открывается занавес тайны, ведь описывается каждый день героя с детальным изложением его чувств. Например, изображение блаженства после дозы настолько красочное, что я боюсь, детям до 18 эту повесть лучше не читать. Как и все обычные наркоманы, Поляков думает, что сможет отказаться в любой момент, но не тут-то было. Он боится разоблачения коллегами, потому что его выдают постоянно трясущиеся руки и расширенные зрачки. Булгаков описывает и галлюцинации, и растерянность Полякова, который в конце дневника все же написал, что ему стыдно было бы продолжать жить.

В финале доктор Бомгард публикует этот дневник спустя десять лет после смерти Сергея Полякова.

Проблемы

В первую очередь, здесь поднимается проблема наркотической зависимости. Дисгармония с самим собой во взаимодействии с каким-нибудь морфием порождает сложного и интересного героя в литературе, но обреченного на смерть человека в реальности. Какого это — ежедневно зависеть не от воды и еды, а умирать от недостатка химии в организме? Каково это — загибаться и мучиться от укола до укола, а в промежутке быть в каком-то своём раю?

Довольно глубокие психологические проблемы поднимаются в повести, которые актуальны и сегодня. Например, боязнь боли и ее последствий, явно преувеличенная пациентом. Человек ломается, не выдерживает натиска телесного недуга и обрекает себя на недуг нравственный – зависимость от морфия. Он загоняет себя в угол от недостатка мужества, от него же не может бросить пагубное лечение. Его обуревает страх осуждения и потери должности, поэтому он выстраивает баррикады, отгораживаясь от общества, которое могло бы помочь ему. Так жертва сама убивает себя, сжигая мосты, ведущие к спасению. Абсурдно, но герой погибает из-за малодушия, даже наркотик здесь второстепенен: он лишь подточил и без того никчемную волю.

Девиантное поведение героя Булгакова

Как и сам Булгаков, Сергей Поляков продолжил принимать морфий не столько по необходимости, сколько от скуки, от душевных мук. А оправдать герой себя пытается тем, что врачи должны пробовать препараты на себе, чтобы понимать, что чувствуют пациенты. Все мы понимаем, что это чушь, и что без надобности принимать что-либо — непростительная глупость. Все заходит слишком далеко, когда организм снова и снова, больше и больше требует дозы. Поляков сам замечает за собой неоправданную агрессию. Достаточно показательна сцена борьбы Сергея и фельдшерицы за ключи от аптеки, где хранится заветный наркотик. Герой деградирует на наших глазах: он грубит девушке, он озлоблен, только лишь не хватает звериного оскала. Наркотики превращают людей в животных. Но есть и достаточное количество сцен, где Полякову стыдно покупать кристаллы в аптеке, значит, в нем происходит борьба, он не безнадежен. Однако внутренний конфликт угасает под влиянием распада личности доктора: она теряет человеческие черты.

Распад личности происходит тогда, когда наш герой отказывается от лечения. Чаще и чаще героя посещает безумие: бледные люди, старушка и т.д. Доктору становится неважно, в каких условиях вколоть морфий, главное, это необходимо сделать. Конечно, внешний вид доктора Полякова выдаёт сегодняшнего наркомана: худ, бледен, достаточно много потерял в весе. Тем не менее, никто вовремя не помог ему, герой оказался в безвыходной ситуации. Необратимый процесс сделал своё дело, он не может больше ни о чем думать, Поляков становится рабом Морфия.

Хотя повесть и автобиографическая, но, тем не менее, доктор Поляков умирает, не справившись от зависимости, а сам Булгаков сумел побороть ее своей силой и желанием жить и творить.

Как Булгаков бросил морфий?

Пробовал перейти на папиросы с опиумом и сократить дозу, но все тщетно. Существует несколько версий, как писатель на самом деде бросил морфий.

Согласно одной из них, помогла ему жена Татьяна, которая вводила в вену дистиллированную воду, якобы Булгаков это принял и стал отвыкать от наркотиков, но наркологи отвергают эту версию. Согласно другой версии, Татьяна просто уменьшала процент морфия и усилено добавляла дистиллированную воду, что вероятнее. И, конечно, сыграло свою роль творчество. Когда человек живет чем-то, когда есть цель, идеи, вдохновение, тогда все возможно. Даже невозможное.

Нужно ли молодёжи читать эту повесть?

Спровоцирует ли описание блаженства от употребления наркотиков желание попробовать или же напротив оттолкнёт от него  из-за смерти героя? И в этом ли вообще суть произведения? Да, доктор Поляков оставляет предупреждение всем людям о том, как постепенно человек гибнет, употребляя наркотические вещества, но есть и обратная сторона медали. Описывается эйфория героя. Это важно. Люди, которые разочаровываются в жизни, готовы пойти на все ради минутной радости.

Что это? Пропаганда наркотиков или попытка уберечь людей от этого зла — решать только вам, хотя я склоняюсь больше ко второму.

Автор: Виктория Чудакова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Булгаков
  4. Анализ произведения Морфий

Анализ рассказа Булгакова Морфий

Рассказ под названием «Морфий» написан Михаилом Афанасьевичем Булгаковым. Анализ данного творения представлен в этой статье.

Произведение относится к жанру рассказа. Первая публикация состоялась в 1927 году. Вообще, произведение имеет не мало пересекающихся по стилю с «Записками юного врача» деталей, но они не помещены в один цикл. Рассказ можно считать автобиографическим, так как сам Михаил Афанасьевич, как и его главный герой, имел проблемы с зависимостью от морфина.

Михаил Афанасьевич Булгаков являлся по образованию, как и многие члены его семьи, врачом. Это послужило источником многих интересных сюжетов для произведений.

Главным героем рассказа является Сергей Поляков. Он учился на одном курсе вместе с рассказчиком. Этот молодой человек имеет зависимость от морфина.

Сам Булгаков в некоторый период своей жизни тоже был наркозависимым. Морфин представляет собой вещество в виде кристалликов, которое используется для уменьшения боли. Они применяется при тяжелых случаях болезни (когда невозможно терпеть) как обезболивающее средство. В начале двадцатого века из-за того, что этот препарат не был до конца изучен учеными, по России прошлась волна зависимостей от морфия не только у пациентов, но и у врачей, которые их лечили. Но вот Михаил Афанасьевич смог справиться со своим «недугом» в отличие от главного героя произведения. Он скончался.

В данном рассказе поднято немало важных и актуальных даже для нынешнего читателя проблем. Центральной проблемой является наркозависимость. Конечно, человек, который потерял внутреннюю гармонию и принимает морфий, весьма отличный и интригующий литературный персонаж, но… Он обречен на погибель в реальном мире.  Булгаков, прочувствовав многое на себе, описывает, как же тяжело человеку зависеть от питания и жидкости из-за того, что не хватает организму какого-то вещества. Каково быть в постоянной депрессии, а при получении укола расцветать душевно, но умирать физически?

Этот рассказ предостерегает читателей от совершения огромной ошибки ради сиюминутного блаженства.

Анализ произведения Морфий

Анализ произведения Морфий

Несколько интересных сочинений

  • Чем опасна зависть сочинение

    Зависть была во все времена, с самого Сотворения мира: одни завидовали другим, потому что они выше по статусу, другие завидовали третьим, потому что они богаче, третьи завидовали четвертым

  • Сочинение на тему Воспитание человека эссе ЕГЭ 11 класс

    Какой смысл люди вкладывают в слово воспитание? Вероятно, речь идет об умении держаться в обществе и соблюдать определенные традиции, но может ли воспитание иметь однозначный смысл?

  • Образ и характеристика Спицына в повести Дубровский Пушкина

    Антон Пафнутьич Спицын — персонаж второго плана известнейшего произведения Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский»

  • Философская лирика Тютчева 9 класс сочинение

    Творения поэта Тютчева – постоянное присутствие идеи глубокой философии. При помощи философии своих строк он передает читателю скрытый от его глаз, но лежащий на поверхности смысл бытия

  • Поступок Лидии Михайловны в рассказе Уроки французского

    В рассказе «Уроки французского» автор поднимает очень важную тему – помощь педагога своему ученику. Лидия Михайловна, учительница французского, замечает, что её ученик Володя голодает

  • Сочинения
  • По литературе
  • Булгаков
  • Анализ рассказа Морфий

Анализ рассказа Морфий Булгакова

История создания

Рассказ «Морфий» входил в сборник «Записки юного врача» и был опубликован в 1927 г. Рассказ автобиографичен, в нем отражен один из наиболее тяжелых периодов в жизни писателя. По образованию М.А. Булгаков был врачом, выпускником медицинского факультета Киевского университета. Черты его биографии отражены в образах двух главных героев – врачей-однокурсников Сергея Полякова и Владимира Бомгарда.

В 2008 г. рассказ был экранизирован режиссером А. Балабановым.

Булгаков употреблял морфий?

Как и его герои, М.А. Булгаков некоторое время работал врачом в сельской глуши. Затем, по его просьбе, его перевели в районный центр Вязьму. Как и В. Бомгарду, Вязьма была для Булгакова оплотом цивилизации после жизни в селе, где даже не было электричества.

В 1917 г. М.А. Булгаков начал употреблять морфий. Первый раз это произошло, когда у него началась сильная аллергическая реакция на лекарство от дифтерии. Наркоманию писателя в своих воспоминаниях подробно описала его первая жена Т.Н. Лаппа. Она стала прообразом акушерки Анны Кирилловны в рассказе.

Следует учитывать, что в 20-х годах 19-го в. даже врачи не понимали реальный вред наркотиков. Они свободно продавались в аптеке, а в кругах интеллигенции употребление морфия и кокаина было даже модным.

О чем книга?

Книга является предупреждением против наркомании.

Один из главных героев, врач С. Поляков, застрелился, поскольку не смог победить болезненную тягу к наркотику. Первый раз морфий ему ввела Анна Кирилловна, чтобы снять мучительную боль в желудке. Морфий также помог врачу забыть о тяжелом жизненном разочаровании: его бросила жена, известная оперная певица.

Но справиться с наркозависимостью оказалось невозможно.

Проблемы

Основной проблемой произведения является распад личности вследствие употребления наркотиков. Рассказ предостерегает от попытки решить какие-либо жизненные проблемы с помощью наркотиков. Конечным результатом будет распад человеческой личности.

Девиантное поведение героя Булгакова

Вскоре после начала употребления морфина поведение С. Полякова стало противоречить всем нормам человеческой морали.

После укола он занимается лечением людей, полагая, что не может нанести им вред. У него начинаются галлюцинации, но он отказывается от лечения.

Какое-то время герой хочет излечиться от зависимости в московской клинике, но у него не хватает силы воли. Он не только сбегает из клиники, но и ворует морфий, чтобы сделать себе укол в общественном туалете.

Герой также попытался перейти с морфина на кокаин, но понял, что этим он только ускоряет деградацию.

В конце концов, понимая, что надежды на излечение нет, он кончает жизнь самоубийством.

Как Булгаков бросил морфий?

В отличие от своего героя, М. Булгакову удалось прекратить потребление наркотика. В борьбе с зависимостью его всячески поддерживала первая жена, Т.Н. Лаппа. Несколько раз она порывалась его бросить, но как и Анна Кирилловна из рассказа, не смогла оставить его один на один с болезнью.

Нужно ли молодежи читать эту повесть?

Молодым людям обязательно нужно читать эту книгу. Сейчас распространители наркотиков ищут своих клиентов в первую очередь в молодежной среде. Наркотик могут предложить в клубе, на концерте и даже в школе. Поэтому важно понимать, что даже однократная доза, принятая из любопытства, может стать началом пути к смерти и деградации.

2 вариант

Михаил Булгаков учился на врача и некоторое время работал по профессии. Полученный им опыт и его переживания изложены в его сборнике рассказов «Записки юного врача». Главный герой, доктор Бомгард, имеет схожие с  писателем черты.

Рассказ «Морфий» примыкает к данному сборнику, но не входит в него. Тема произведения несколько шире тематики сборника. Главный герой все тот же.

Однажды доктор Бомгард получает записку от своего старого товарища по университету, Сергея Полякова. Он тоже работает доктором в соседней деревушке. Друг попросил его приехать и оценить его состояние. Бомгард хотел было ехать, но не успел… В фельдшерский пункт прибыла повозка с трупом Сергея Полякова, который перед самоубийством попросил передать свой дневник товарищу.

Дальнейшее повествование представляет собой чтение дневника Сергея Полякова. Этот прием добавляет произведению что-то личное. Создается имитация интимной беседы с близким другом. Все это располагает читателей к автору.

Однажды у Сергея Полякова заболел живот. Тогда он принял небольшую дозу морфия и заметил благотворный эффект от инъекции. Пропало чувство тоски и угнетения маленького города. Пропало чувство потери любви любимой женщины. Тогда доктор Поляков стал регулярно принимать дозы морфия.

Когда их было четыре, Сергей Поляков, как и всякий наркоман, убеждал себя, что это ничего не значит. Он не мог признать своей зависимости. Постепенно он стал рабом морфия, рассорился с помощницей, Анной Кирилловной, общался только с пациентами.

Конечно, в его душе еще была жива надежда на выздоровление. Даже тогда, когда он покрылся язвами, сильно похудел, он не терял надежды до конца. Сергей Поляков написал другу с просьбой о помощи. Однако, через некоторое время он все-таки не сдержался. Сергей Поляков полностью разочаровался в жизни, поэтому совершил самоубийство.

Это произведение не лишено биографического подтекста. Морфинисты (так называли себя люди, принимающие морфий) с середины девятнадцатого века создавали целую субкультуру, а к началу двадцатого она достигла пика. Морфинистами были в основном врачи. Многие из них хотели проверить действие препарата на себе.

Некоторые критики считают, что Михаил Булгаков также был морфинистом, а в повести «Морфий» поделился своими впечатлениями и опытом. Это был своего рода один из возможных жизненных сценариев Булгакова, если бы он не стал писателем.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Морфий

Анализ рассказа Морфий

Популярные сегодня темы

  • «Вся Россия наш сад!» — сочинение по пьесе Чехова «Вишневый сад»

    Антон Павлович Чехов издал своё последнее произведение пьесу «Вишневый сад» в 1903 году, а уже в середине января следующего года в Московском художественном театре состоялась ее премьера. Антон Павлович

  • Замысел комедии Ревизор сочинение

    Еще в 1835 году Н.В.Гоголь начал работу над своим произведением, ставшим теперь литературной классикой, комедией «Ревизор». Сколько бы времени не прошло, суть проблем нашего общества остается

  • Сочинение на тему Любовь и уважение к родителям

    Многие люди считают, что к родителям можно относиться так, как они считают нужным, ссылаясь на то, что есть родители, которые не заслуживают хорошего отношения, однако, данное утверждение в корне не правильно.

  • Сочинение Сказки Салтыкова-Щедрина 7, 10 класс

    Сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, наполнены глубоким смыслом и рассудком. Но творчество этого писателя является очень тонким и личным для него самого.

  • Сочинение Образ Вареньки в рассказе Человек в футляре Чехова

    Варенька Саввишна Коваленко – героиня рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре». Ей тридцать лет, не замужем. Она приезжает с братом Михаилом в город, где живут Беликов и Буркин.

Повесть М. Булгакова Морфий - ни что иное, как мир, показанный нам через восприятие врача.
Главный герои повести - Бомгард, врач, от лица которого ведется повествование, и еще один враг, коллега, Сергей Поляков.
Действие происходит в 1917 году, время смуты, революции, надежд и потерь. Повесть начинается с рассказа доктора Бомгарда, неожиданно переведенного с глухого участка без электричества в маленький городок с более оснащенной больницей. Радости Бомгарда нет предела: я больше не нес на себе роковой ответственности за все, что не случилось, за грыжи, воспаления, неправильные положения при родах. Однако ему снится его прежний участок, стоны больных, и он задумывается о том, кто же сейчас на его месте, в злополучном, захолустном участке?!


 




Однажды во время дежурства сиделка приносит Бомгарду письмо. Судя по штемпелю, письмо оказывается из прежнего участка Бомгарда. Автор письма – коллега и бывший сокурсник Бомгарда - Поляков, просит срочно приехать Я тяжело и нехорошо заболел. Помочь мне некому, да и я не хочу не у кого искать помощи, кроме Вас. Бомгард решает ехать, даже отпрашивается у главного врача, ложась спать, мучается сомнениями, чем же болен Петров: рак? Сифилис? Всю ночь Бомгард не спит, а на утро… привозят тело застрелившегося доктора Полякова. В предсмертной записке, которую находят, Поляков пишет, что не будет дожидаться Бомгарда, он раздумал лечиться. В письме – записке он предостерегает прочих: Будьте осторожны с белыми, растворимыми в воде кристаллами. Рядом с письмом находят общую тетрадь, которая оказывается дневником. Бомгард читает дневник Полякова, о чем М. Булгаков повествует далее. Из дневника Полякова читатель узнает, что Поляков поехал в глухой участок оттого, что ему опротивели все люди, а больше других – его жена Амнерис, оперная певица, бросившая его после года совместной жизни. Люди, окружающие доктора Полякова и в участке, тоже, абсолютно не вызывают его симпатий, он постоянно хмур и молчалив. Более других ему нравится фельдшерица Анна Кирилловна, он ее называет очень милой. Как-то ночью у него случается невыносимый приступ желудочной боли, хотя он здоров он зеленеет и Анна Кирилловна впрыскивает Кириллу морфий. Боль проходит, а доктор мысленно называет благодетель того, кто первый извлек из маковых головок морфий. На следующий день боль повторяется, и Поляков решается вновь впрыснуть себе остаток морфия. Потом, как только его начинает мучить досада по поводу поступка его жены, он вновь обращается к морфию. Вскоре Анна Константиновна становится тайной женой Полякова. Поляков начинает привыкать к морфию, а Анну успокаивает тем, что говорит, будто у него очень сильная воля. Но Анна отказывается разводить доктору морфий – он же сам этого делать не умеет; она прячет от него ключи от кладовой, где хранятся наркотические вещества, но Поляков выманивает ключи. Доза морфия увеличивается с каждым днем. Количество инъекций тоже. Причем сам Поляков убежден, что способен бросить это в любую минуту. Вес его падает, он становится бледным, а в периоды между дозами Поляков невыносимо зол, ненавидит всех и все. Стоит только принять морфий, как наступает блаженство и покой. Поляков боится одного: узнают остальные врачи по трясущимся рукам и расширенным зрачкам. Но это неизбежно происходит. Его отправляют в лечебницу, из которой он сбегает, предварительно украв из незапертого шкафа несколько склянок с морфием, возвращается в участок, продолжает колоть морфий. К этому времени доктора начинают посещать галлюцинации: слышатся голоса, мерещатся тени, а однажды он видит летающую старушку в желтой юбке. В тоже время он все больше осознает, как врач, что излечиться не в силах. Предпоследняя запись в дневнике гласит: Люди! Кто-нибудь поможет мне? А в последней записи Поляков сам себе признается: Позорно было бы хоть минуту длить свою жизнь.
В пятой и заключительной части повести Морфий М.Е.Булгаков пишет, что записки доктора были опубликованы Бомгардом через десять лет после его смерти, но свое значение и силу сохранили.









Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Морфий. Поищите еще с сайта похожие.

III муниципальная научно-практическая конференция

«Интеллектуалы XXI века»

Человек и морфинизм. Трагедия врача наркомана. (По рассказу М.А.Булгакова «Морфий»)

Исследовательская работа

Автор работы:

Кожитеева Юлия,

ученица 10 «А» класса

МОУ «Гимназия №2»

Руководитель:

Маврина Наталья Александровна

Балаково 2011

План

  1. Рассказ М.А.Булгакова «Морфий» — рассказ-предупреждение.
  2. Трагедия врача наркомана.

1. История создания рассказа «Морфий».

2. Духовное падение личности в рассказе М.А.Булгакова.

  1.  Опрос учащихся гимназии.
  2. Рассказ «Морфий» как духовный ориентир для молодого поколения.
  3.  Список используемой литературы
  1. Рассказ М.А.Булгакова «Морфий» — рассказ-предупреждение.

Почему именно рассказ «Морфий» привлек мое внимание? На мой взгляд, именно этот рассказ М.А.Булгакова особенно актуален сегодня, когда нам угрожает беда. Эта беда – наркомания. Она распространяется по законам эпидемии: один наркоман заражает за год шестерых. Наркомания – непреодолимое пристрастие к наркотическим средствам. Сейчас возраст наркоманов становится все ниже и ниже, и 20% от всего числа наркозависящих- это школьники. Поэтому, я считаю, что рассказ «Морфий» мог бы стать духовным ориентиром для молодого поколения. Рассказ М.А. Булгакова – это рассказ-предупреждение тем молодым людям, которые могут неразумно увлечься наркотиками и окончательно погубить себя. По существу, этот рассказ о смерти, которая, как главное действующее лицо и как тень человеческая, присутствует уже на первых страницах рассказа, сопровождает человека до конца его недолгой жизни, борется с ним и одерживает полную скорбную победу.

Итак, объект исследования: рассказ М.А.Булгакова «Морфий».

 Цель исследования: рассмотреть духовное падение личности врача-наркомана Полякова в рассказе М.А.Булгакова. Понять, что толкает его, врача, на такой путь, почему он начинает принимать наркотики и к чему они приводят его.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. познакомиться с историей создания рассказа «Морфий»;
  2. проанализировать сюжет и композицию рассказа, чтобы понять, как писатель описывает распад личности доктора Полякова;
  3. провести опрос среди сверстников об их отношении к наркотикам и наркоманам.

Гипотеза: в рассказе М.А. Булгакова поставлен вопрос о смысле и целях человеческой жизни. Этот вопрос в большей или меньшей степени волнует каждого человека. Также можно предположить, что писатель не только затрагивает эту проблему, но и подсказывает читателям ее решение, и это делает рассказ притягательным.

  1. Трагедия врача наркомана
  1. История создания рассказа «Морфий»

Рассказ «Морфий» написан М.А.Булгаковым в 1927 г. Он входит в сборник рассказов «Записки юного врача». Впервые был напечатан в журнале «Медицинский работник», 1927, № 45-47. 9, 17 и 23 декабря. В 1978 г., в урезанном виде, «Морфий» появился в «Литературной России» (№ 19).

Рассказ имеет определенный нравственный стержень, который выделяет его из всего цикла, возможно, это объясняется тем, что этот рассказ отчасти автобиографичен, ведь сам Михаил Афанасьевич столкнулся с этим недугом (употребление наркотиков). Но Булгаков не по собственной прихоти стал морфинистом, а лишь по страшному стечению обстоятельств, когда спасал жизнь умирающему ребенку. Первая жена Булгакова, Т.Н.Лаппа, потом писала об этом: «Как-то, когда мы жили в Никольском, привезли мальчика, больного дифтеритом. Михаил осмотрел его и решил отсосать пленки трубкой. Ему показалось, что при этом кое-что попало и ему. Тогда он решил ввести себе противодифтеритную сыворотку. Начался у него страшный зуд, который долго не прекращался, и Михаил попросил ввести ему морфий. После принятия морфия ему стало легче, и он, боясь повторения зуда, попросил повторить инъекцию. Так постепенно он стал привыкать к морфию…»[1].  Потом он стал регулярно принимать морфий, и поначалу, как казалось, тот оказывал на него благотворное влияние, у него появлялись силы и большая работоспособность, но потом началось привыкание и постепенное разрушение организма. Именно все это Булгаков и описал в одном из своих особенно точных психологических рассказов — в «Морфии». Стоит отметить, что в данной ситуации нет ничего особенного, когда врач становится наркоманом. Наркозависимость медицинского персонала легко объяснялась, тем более в то время, когда не было особого учета наркотических средств, и доступ к наркотикам был открыт. Хотя врачи и понимают всю тяжесть последствий, которые могут их ожидать, но они полагаются на себя, считая, что контролируют ситуацию и что в любое время смогут  бросить. Эта же мысль находит отражение в рассказе. Доктор Поляков пишет: «Действительно, morphium hidrochloricum грозная штука. Привычка к нему создается очень быстро. Но маленькая привычка ведь не есть морфинизм?..»[2]

Булгаков страдал морфинизмом и после перевода в Вяземскую городскую земскую больницу в сентябре 1917г. Как вспоминала Т.Н.Лаппа, одной из причин отъезда в Вязьму стало то, что окружающие уже заметили болезнь: «Потом он сам уже начал доставать (морфий) ездить куда-то. И остальные уже заметили. Он видит, здесь, (в Никольском) уже больше оставаться нельзя. Надо сматываться отсюда. Он пошел – его не отпускают. Он говорит: «Я не могу там больше, я болен», — и все такое. А тут как раз в Вязьме врач требовался, и его перевели туда»[3]. Очевидно, морфинизм Булгакова не был только следствием несчастного случая с трахеотомией, но и проистекал из общей унылой атмосферы жизни в Никольском. Молодой врач, привыкший к городским развлечениям и удобствам, тяжело и болезненно переносил вынужденный сельский быт. Наркотик давал забвение и даже ощущение творческого подъема, рождал сладкие грезы, создавал иллюзию отключени от действительности. С Вязьмой связывались надежды на перемену образа жизни, однако это оказался, по определению Т.Н.Лаппа, «такой захолустный город».

Но Михаил Афанасьевич, пристрастившись к морфию, чуть было не склонил свою первую жену к этому же. Но, к счастью, ее организм не воспринял морфий. Булгаков впрыснул ей морфий после того как у нее начались страшные боли под ложечкой. Интересно, что эта же причина и описывается в рассказе. «Вчера ночью интересная вещь произошла. Я собирался ложиться спать, как вдруг у меня сделались боли в области желудка. Но какие! Холодный пот выступил у меня на лбу. Все-таки наша медицина — сомнительная наука, должен заметить. Отчего у человека, у которого нет абсолютно никакого заболевания желудка или кишечника, у которого прекрасная печень и почки, у которого кишечник функционирует совершенно нормально, могут ночью сделаться такие боли, что он станет кататься по постели?

Со стоном добрался до кухни, где ночует кухарка с мужем своим, Власом. Власа отправил к Анне Кирилловне. Та ночью пришла ко мне и вынуждена была впрыснуть мне морфий»[4].

В 1917 году Булгаков перевелся в Вязьму. По сравнению с Никольским, Вязьма показалась ему раем, что собственно тоже отразилось в его рассказе: «Начавшаяся вьюга подхватила меня, как клочок изорванной газеты, и перенесла с глухого участка в уездный город. Велика штука, подумаешь, уездный город? Но если кто-нибудь подобно мне просидел в снегу зимой, в строгих и бедных лесах летом полтора года, не отлучаясь ни на один день, если кто-нибудь разрывал бандероль на газете от прошлой недели с таким сердечным биением, точно счастливый любовник голубой конверт, ежели кто-нибудь ездил на роды за восемнадцать верст в санях, запряженных гуськом, тот, надо полагать, поймет меня.

Уютнейшая вещь керосиновая лампа, но я за электричество!

И вот я увидел их вновь, наконец, обольстительные электрические лампочки! Главная улица городка, хорошо укатанная крестьянскими санями, улица, на которой, чаруя взор, висели — вывеска с сапогами, золотой крендель, красные флаги, изображение молодого человека со свиными и наглыми глазками и с абсолютно неестественной прической, означавшей, что за стеклянными дверями помещается местный Базиль, за тридцать копеек бравшийся вас брить во всякое время, за исключением дней праздничных коими изобилует отечество мое».[5]

Таким образом, он описывает перемены в жизни еще одного героя рассказа «Морфий» Владимира Михайловича Бомгарда, которому Поляков и оставит свой дневник.

В Вязьме оказалось проще доставать морфий, чем в Никольском. Вожделенное средство ему доставала жена, которую он заставлял ходить по аптекам. Восторг Булгакова в связи с переездом в Вязьму (20 сентября 1917 г.) не разделяла Т. Н. Лаппа, ибо все ее мысли были направлены к одному — болезни мужа. Вот позднейшие воспоминания, записанные Л. Паршиным незадолго перед ее смертью: «Вязьма — такой захолустный город. Дали нам там комнату. Как только проснулись — «иди, ищи аптеку». Я пошла, нашла аптеку, приношу ему. Кончилось это — опять надо. Очень быстро он его использовал. Ну, печать у него есть — «иди в другую аптеку, ищи». И вот я в Вязьме так искала, где-то на краю города еще аптека какая-то. Чуть ли не три часа ходила. А он прямо на улице стоит, меня ждет. Он тогда такой страшный был… Вот, помните, его снимок перед смертью? Вот такое у него лицо было. Такой он был жалкий, такой несчастный. И одно меня просил: «Ты только не отдавай меня в больницу»[6]. Михаил Афанасьевич умолял об одном: чтобы жена не отдавала его в больницу, потому что больница бы не смогла ему помочь. Помочь может только близкий человек, которым оказалась его первая жена. Именно она смогла спасти его и вытащить из этой пропасти. Она была с мужем все самые тяжелые минуты его болезни, она терпела все перепады его настроения, раздражительность и т.д… Нужно отметить, что прототипом Татьяны Николаевны в рассказе является фельдшерица Анна Кирилловна, которая стала тайной женой самого Полякова. «Анна К. стала моей тайной женой. Иначе быть не могло никак. Мы заключены на необитаемый остров»[7]

В итоге Булгакову все-таки удается справиться с этой болезнью, он вылечивается не без помощи своих близких и в первую очередь жены. По воспоминания первой жены Булгакова: « Господи, сколько я его уговаривала, увещевала, развлекала… Хотела все бросить и уехать. Но как посмотрю на него, какой он – как же я его оставлю? Кому он нужен? Да, это ужасная полоса была»[8].

Некоторые критики и исследователи творчества Булгакова отмечают, что морфий помог раскрыться таланту Булгакова, он дал необходимый опыт, образность мышления и чуткость души. Другими словами, морфий убил Булгакова как врача, но подарил нам замечательного писателя. И этим словам  есть косвенное подтверждение в самом рассказе: «Если б я не был испорчен медицинским образованием, я бы сказал, что нормально человек может работать только после укола морфием»[9],- это признание доктора Полякова, но оно свидетельствует о прямо противоположной позиции самого автора, потому что жизненный опыт Булгакову давал не столько морфий, сколько каждодневная, изнуряющая работа.

  1. Духовное падение личности в рассказе М.А.Булгакова

Рассказ М.А.Булгакова «Морфий» написан в форме дневниковых записей доктора Полякова. Своим рассказом М.А.Булгаков утверждает, что наркомания – прямая дорога к смерти. Как же автор достигает полного раскрытия своего идейного замысла?

Булгаков использовал особую композицию: рассказ в рассказе. Центральный эпизод нам передается через дневниковые записи, которые представляют собой бессвязные записки, что является показателем болезненного состояния человека.

Завязкой рассказа является первое письмо Сережи Полякова, в котором он пишет, что с ним случилась беда, просит помощи и надеется на спасение. Это письмо – исповедь доктора, прочитав которую мы начинаем понимать трагедию отдельной и единственной человеческой жизни, которая так бессмысленно и бесполезно загублена. Но, выполняя долг врача, каясь в содеянном, доктор Поляков предостерегает других («будьте осторожны..»).  Образ Полякова является ключевым в рассказе. Именно на его примере и рассматривается вопрос о духовном падении личности врача-наркомана.

Повествование происходит от имени доктора Владимира Михайловича Бомгарда, который раньше работал на отдаленном фельдшерском участке в Горелове, а затем волею судьбы перебрался на должность педиатра в больницу уездного города. Его очень радовало новое место, общение с коллективом и город, но когда доктор почти стал забывать свой участок, оттуда неожиданно приходит письмо, написанное рукой его старого знакомого Сергея Полякова. Этот несчастный, занявший место Бомгарда в Горелове, сам тяжело заболел. Он просил помощи у коллеги, и в его мольбе звучало отчаяние. Владимир Михайлович чрезвычайно озадачился этим письмом, он не мог понять, отчего Поляков не пишет о самой болезни, ее симптомах, однако же решил прийти на помощь больному. Но не успел выехать в Горелов, так как среди ночи пришла весть о том, что врач застрелился. Полякова доставили из Горелова в хирургическое отделение больницы, в который выполнял свои обязанности Бомгард. Но все оказалось напрасно: от полученный раны он скончался. В руки Бомгарда попал завещанный ему дневник самоубийцы, и доктор с жалостью и страхом стал читать его, осознавая, что Поляков стал жертвой наркомании.

Обычно причины для принятия наркотиков могут быть самыми разнообразными, начиная от простого желания выделиться до глубоких психологических травм. В случае, описанном в рассказе, причиной заболевания оказалось сочетание личных и социальных причин.

Первой причиной можно обозначить то, что от Полякова ушла горячо любимая им жена. «…конечно, недостойно, доктор Поляков. Да и гимназически — глупо с площадной бранью обрушиваться на женщину за то, что она ушла! Не хочет жить — ушла. И конец. Как все просто, в сущности. Оперная певица сошлась с молодым врачом, пожила год и ушла. Убить ее? Убить? Ах, как все глупо, пусто. Безнадежно! Не хочу думать. Не хочу…»[10]. Как видим, доктор не может справиться с этой утратой. Он хочет спрятаться и не думать об этом, и в связи с этим появляется вторая причина. Пытаясь сбежать от самого себя, Сергей Поляков уезжает в глухую провинцию и там замыкается в себе, не хочет никого видеть и полностью отрезает себя от внешнего мира. «И слава богу: чем глуше, тем лучше. Видеть людей не могу, а здесь я никаких людей не увижу, кроме больных и крестьян».[11] Такие перемены в жизни врача не могли не отразиться на его психическом состоянии. А нервные расстройства в свою очередь вызвали физические недомогания, что и привело к первой инъекции морфия. Из-за нестерпимых болей в желудке фельдшерица, Анна Кирилловна, была вынуждена впрыснуть ему морфий  для обезболивания. Таким образом, и был сделан шаг в пропасть, из которой доктору Полякову уже не суждено было выбраться.

 За первым уколом последовал второй, который Поляков уже сам сделал себе. После инъекции Сергей ощутил то обманчивое облегчение, уверенность в себе, своих силах, и спокойный сон пришел к нему после многих бессонных ночей. После еще нескольких инъекций он стал забывать жену, которая разбила ему сердце. «Но вот уже полмесяца, как я ни разу не возвращался мыслью к обманувшей меня женщине. Я очень горжусь этим. Я — мужчина».[12]

Можно сказать, что морфий помог Сергею забыться, отвлечься от своих проблем, он стал забывать обо всех своих неурядицах и печалях. После приема морфия у него «начиналось необыкновенное прояснение мыслей и взрыв работоспособности», он пытается оправдать свою уже тягу к морфию и тем, что врач должен на себе проверить действие некоторых лекарств. Но это самообман. Процесс самоуничтожения уже начался, болезнь прогрессирует, она, как водный поток, увлекает и несет человека все дальше и дальше к окончательной гибели, так как у него поражены воля и ум, способность бороться за свою жизнь. И заверения доктора в том, что он – мужчина сильный, волевой, способный в любой момент распроститься с морфием, — пустой звук!

Неудивительно и то, что с этих пор самым близким для него человеком становится та самая фельдшерица, Анна Кирилловна. Она была одинокой женщиной, муж ее пропал без вести на войне. «…По правде говоря, эта женщина —  единственно верный, настоящий мой человек. И, в сущности, она и должна быть моей женой. Ту я забыл. Забыл. И все-таки спасибо за это морфию…».[13] Анна продолжает делать ему инъекции морфия, хотя сама прекрасно понимает, чем это грозит. Но Сергей убеждает ее, что ему хватит силы воли справиться с собой и бросить, и она не может ему не подчиниться.

Но дальше состояние Полякова становится все хуже и хуже, у него наступает стадия более глубокого привыкания. Он становится все более раздражительным, и все время находится в наркотическом опьянении. Как пишет сам Поляков, на его работе это никак не отражается. Но если подумать, на что способен человек, находящийся в наркотическом опьянении? Поляков все чаще и чаще срывается на крик. В одной из сцен М.А.Булгаков описывает ссору Анны Кирилловны и Полякова:

«Ночью у меня была ссора с Анной К.

— Я не буду больше приготовлять раствор.

Я стал ее уговаривать.

— Глупости, Аннуся. Что я, маленький, что ли?

— Не буду. Вы погибнете.

— Ну, как хотите. Поймите, что у меня боли в груди!

— Лечитесь.

— Где?

— Уезжайте в отпуск. Морфием не лечатся. (Потом думала и добавила). Я простить себе не могу, что приготовила вам тогда вторую склянку.

— Да что я, морфинист, что ли?

— Да, вы становитесь морфинистом.

— Так вы не пойдете?

— Нет.

Тут я впервые обнаружил в себе неприятную способность злиться и, главное, кричать на людей, когда я не прав».[14]

Как видно из отрывка, Поляков продолжает отрицать свою болезнь, он не принимает ее всерьез и даже злится на слова Анны Кирилловны. Хотя возможно, он и начинает признавать свою болезнь, но не может собраться с силами, чтобы начать лечиться. Именно в этом случае поддержка близких и родственников особенно важна, но Анне Кирилловне не хватает решительности на принятие серьезных мер, она так и не может пойти против Сергея. Она понимает, что спасти его уже практически невозможно, поэтому ее слова звучат как приговор: «- Я не сержусь на вас. Нет. Я теперь уже знаю, что вы пропали. Уж знаю. И я себя проклинаю за то, что я тогда сделала вам впрыскивание».[15]

Спустя некоторое время доктору не хватает одного морфия, и он переходит на более тяжелый наркотик кокаин, как он сам называет его «черт в склянке». Поляков начинает понимать всю тяжесть совершенного им поступка, но он уже не может вернуться к нормальной жизни. Он пытается бросить, но начинается ломка, и он не выдерживает. «Не тоскливое состояние, а смерть медленная овладевает морфинистом, лишь только вы на час или два лишите его морфия. Воздух не сытный, его глотать нельзя… в теле нет клеточки, которая бы не жаждала… Чего? Этого нельзя ни определить, ни объяснить. Словом, человека нет. Он выключен. Движется, тоскует, страдает труп. Он ничего не хочет, ни о чем не мыслит, кроме морфия. Морфия!»

  И тут Полякова начинают одолевать страхи, он боится, что кто-то еще узнает о его зависимости, он испытывает глубокий стыд. Эти чувства еще больше разрушают психику. Он предпринимает попытку лечения в психиатрической больнице, но не выдерживает и в итоге сбегает. После позорного побега из психиатрической лечебницы в Москве (это его сознательный и свободный выбор («не лечиться!») недолечившийся доктор Поляков окончательно обрекает себя на медленную и мучительную смерть, и этот процесс становится уже необратимым.

Симптомы распада человеческой личности страшны и убедительны:

  1. все чаще и чаще посещает его безумие – грозный признак болезни наркоманов. Галлюцинации, нежизненные явления (старушонка с желтыми волосами и вилами в руках летит прямо на него; бледные люди в черных больничных окнах; монотонные, угрожающие голоса…) становятся его постоянными спутниками;
  2. неудержимая и постоянная рвота с икотой, длительные ее приступы, после которых он долго лежит слабый и больной;
  3. доктор крадет морфий даже в клинике профессора и пытается впрыскивать себе в грязной уборной под крики и ругань мужчин;
  4. внешний вид доктора ужасен: он худ, бледен восковой бледностью, много потерял в весе, у него на предплечьях непрекращающиеся нарывы; фурункулы на бедрах беспощадно мучают его.

Ситуация, в которой оказался доктор Поляков, безвыходная. Он обречен, он погибает, сломленный злым наркотиком. Он дошел до умопомрачительной дозы и стал рабом морфия.

Острота физических страданий и нравственных мук достигли огромных размеров. Потеряна естественная радость жизни: разрушена врачебная карьера («он лежит дома, в больницу не ходит»), произошел полнейший распад его личности (сила воли, разум отсутствуют, профессиональные знания исчезают, теплые связи со всеми людьми, даже которые его любят, стараются спасти, уничтожены, здоровье потеряно). Это действительно труп, и сам он приходит к трагическому выводу: это мученье, а не жизнь!

К доктору приходит запоздалое сожаление, отчаяние, раскаяние (он плачет по ночам, но он бессилен вернуть прошлое и понимает, что возврата к прежней жизни нет, потому к нему приходит решение – умереть («позорно было бы хоть минуту длить свою жизнь, такую – нет! Нельзя!»).

На этом заканчивается повествование, страшное, трагическое, о гибели прекрасного человека и врача.

  1. Исследовательская часть

Самое пагубное влияние наркотики оказывают на неокрепшие души молодых, подростков, которые, порой из любопытства, для «кайфа» пробуют «травку», а то и другие нарковещества. Работа над рассказом М.Булгакова «Морфий» привела меня к мысли исследовать отношение моих сверстников к наркотикам и к людям, употребляющим их. В связи с этим мной был проведен опрос учеников 10-11классов. Всего в опросе приняло участие 40 человек. Результаты показали, что:

  1. наиболее известные молодежи наркотические средства: героин, кокаин, конопля (их вспомнило 23 человека – 58%), морфий является одним из наименее известных наркотических средств;
  2. среди всех опрошенных двое признались (5%), что все-таки пробовали наркотические средства;
  3. желание попробовать наркотики возникало у пяти человек (12,5%);
  4. у каждого пятого есть знакомые, употребляющие наркотики;
  5. по мнению большинства опрошенных (33 человека —  82,5%), наркоманы – это слабые и больные люди, нуждающиеся в помощи;
  6. отношение к людям, употребляющим наркотики, весьма неоднозначное: 25 опрошенных (62%) отрицательно относится к наркозависимым и не желает иметь с ними ничего общего, но 15 человек (37,5%) готовы помочь этим людям всем чем возможно.

В ходе исследования выяснено, что отношение учащихся к данному вопросу неоднозначно. Мои сверстники считают, что главными причинами обращения человека к наркотику являются проблемы личного характера, желание получить удовольствие, слабохарактерность и плохая компания.

  1. Заключение

В жизни каждого человека есть все: взлеты, падения, успехи и неудачи — без них невозможно представить свою жизнь. Начиная работу, я выдвинула гипотезу, что в рассказе М.Булгакова поставлен вопрос о смысле и целях человеческой жизни. Этот вопрос в большей или меньшей степени волнует каждого человека. Мы живём во время роста наркомании, токсикомании, алкоголизма и курения. В большинстве случаев жертвой этих социальных бед являются молодые люди. Психологические травмы, ущерб здоровью и даже смерть – вот последствия безответственного образа жизни.

Булгаков утверждает, что наркомания – прямая дорога к смерти.

Причина, по которой человек встает на этот путь саморазрушения, в нем самом. Никто его не заставляет, не принуждает.  Герой рассказа «Морфий» быстро поддавался унынию, скуке. Поляков не старался каким-то образом разнообразить свою жизнь. Не боролся. Забыл, для чего он это место занимает. Потерял смысл жизни. Не подумал, что он нужен больным.

Нужны ли такие произведения о таких людях? Может не стоит рассказывать о таких мрачных страницах человеческого бытия?

 В рассказе М.Булгаков пишет: «По-моему, нужны. Теперь, когда прошло десять лет,— жалость и страх, вызванные записями, ушли. Это естественно, но, перечитав эти записки теперь, когда тело Полякова давно истлело, а память о нем совершенно исчезла, я сохранил к ним интерес. Может быть, они нужны? Беру на себя смелость решить это утвердительно». 

Выбирая свой жизненный путь, каждый должен помнить, что цели, которые он перед собой ставит,  должны быть благородными.  Человек сам решает, как прожить свою жизнь, что оставить после себя: дом, дерево, книгу, детей, добрую память или пустыню, неприязнь, зло. Ведь после смерти жизнь продолжается в его творениях, делах, поступках.

Наркомания – это страшная беда. Человек, употребляющий наркотики, словно «сам стреляет в себя». И пусть печальная история доктора Полякова послужит нам всем уроком, как и судьба самого Булгакова, который одержал величайшую победу над собой, над тяжелым недугом, и уже тем самым может быть поставлен в ряд выдающихся личностей, способных преодолеть непреодолимое. Публикуя «Морфий», писатель проявил высочайший гуманизм, так как с точки зрения житейской ему бы лучше смолчать. Но М.Булгаков думал не о себе, а о тех, кто мог вступить на гибельный путь нравственного вырождения. И голос Булгакова должен быть услышан нами, молодыми, за кем будущее России.      

  1. Список используемой литературы
  1. Булгаков М.А. Записки юного врача. Морфий/ собрание сочинений в пяти томах. М.: «Худ. лит.», 1989. Т. 1
  2. Б.Соколов «Булгаковская энциклопедия»  М.: Лонид:  Миф, 1998г  
  3. Варламов А.Н. «Михаил Булгаков»/ («Жизнь замечательных людей»: сер. биогр.; вып.1150)
  4. http//www.library.ru

[1] Комментарии В.И.Лосева/ Булгаков М.А. Записки юного врача. Морфий/ собрание сочинений в пяти томах. М.: «Худ. лит.», 1989. Т. 1. с 41

[2] Булгаков М.А. Записки юного врача. Морфий/ собрание сочинений в пяти томах. М.: «Худ. лит.», 1989. Т. 1. с23

[3] Б.Соколов «Булгаковская энциклопедия»  М.: Лонид:  Миф, 1998г  с. 358

[4] Булгаков М.А. Записки юного врача. Морфий/ собрание сочинений в пяти томах. М.: «Худ. лит.», 1989. Т. 1.с16

[5] Булгаков М.А. Записки юного врача. Морфий/ собрание сочинений в пяти томах. М.: «Худ. лит.», 1989. Т. 1.с3

[6] Варламов А.Н. «Михаил Булгаков»/ («Жизнь замечательных людей»: сер. биогр.; вып.1150) с.73

[7] Булгаков М.А. Записки юного врача. Морфий/ собрание сочинений в пяти томах. М.: «Худ. лит.», 1989. Т. 1.с18

[8]  Б.Соколов «Булгаковская энциклопедия»  М.: Лонид:  Миф, 1998г  с. 358

[9] Булгаков М.А. Записки юного врача. Морфий/ собрание сочинений в пяти томах. М.: «Худ. лит.», 1989. Т. 1.с19

[10] Булгаков М.А. Записки юного врача. Морфий/ собрание сочинений в пяти томах. М.: «Худ. лит.», 1989. Т. 1.с15

[11] Булгаков М.А. Записки юного врача. Морфий/ собрание сочинений в пяти томах. М.: «Худ. лит.», 1989. Т. 1.с14

[12] Булгаков М.А. Записки юного врача. Морфий/ собрание сочинений в пяти томах. М.: «Худ. лит.», 1989. Т. 1.с18

[13] Булгаков М.А. Записки юного врача. Морфий/ собрание сочинений в пяти томах. М.: «Худ. лит.», 1989. Т. 1.с24

[14] Булгаков М.А. Записки юного врача. Морфий/ собрание сочинений в пяти томах. М.: «Худ. лит.», 1989. Т. 1.с22

[15] Булгаков М.А. Записки юного врача. Морфий/ собрание сочинений в пяти томах. М.: «Худ. лит.», 1989. Т. 1.с23

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Морфемный разбор слова сочинение
  • Монолог устный экзамен клише
  • Монолог рассказчика молодого преподавателя высшего егэ
  • Монолог про экзамены английский
  • Монолог подготовка к устному экзамену

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии