1) Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Мореплаватели эпохи великих географических открытий могли отважиться на далёкие экспедиции, только имея в своём распоряжении ходкие, прочные и вместительные корабли.
2) Технические достижения Средневековья в мореходном деле, важнейшим из которых является каравелла, наряду с различными политическими, социальными и экономическими причинами вызвали эпоху великих географических открытий.
3) Выдающимися техническими достижениями Средневековья стали ходкие, прочные и вместительные корабли, на которых можно было смело отправляться в далёкие экспедиции.
4) Великие географические открытия были вызваны не только разнообразными политическими, социальными и экономическими причинами, но и выдающимися техническими достижениями Средневековья, важнейшим из которых стала каравелла.
5) Мореплаватели могли отважиться на далёкие экспедиции, только если имели в своём распоряжении ходкие, прочные и вместительные корабли, такие как каравелла.
2) Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
3) Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВАЖНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ВАЖНЫЙ, -ая, -ое; важен, важна, важно, важны.
1) Гордый и значительный. В. вид. Важно (нареч.) держать себя.
2) Высокий по должности, положению (разг.). В. начальник. Важная персона.
3) Имеющий особое значение, значительный. Важное сообщение.
4) полн. ф. Очень хороший, отличный (прост.). Рукавицы важные!
4) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
пОручни
крАлась
шАрфы
прожИвший
зАвидно
5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребёнка и уважительное отношение к этим исканиям.
Приятель моего соседа изобретательный и ДЕЛОВИТЫЙ, он никогда не бывает без дела сам и не позволяет скучать окружающим.
Новый вожатый был КОРЕНАСТЫМ юношей лет восемнадцати.
Вследствие большого разлива реки несколько деревень оказалось в БЕДНОМ положении.
Сегодня люди широко пользуются современными ИНФОРМАЦИОННЫМИ носителями.
6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Особые слова благодарности за тяжёлый труд хочется адресовать медицинским медсёстрам, спасшим во время Великой Отечественной войны миллионы раненых солдат.
7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара САПОГ
мало ВРЕМЕНИ
килограмм ПОМИДОРОВ
за ТЫСЯЧУ вёрст
карманы ДЖИНС
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. К каждой ошибке подберите соответствующее предложение.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное употребление имени числительного
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Серия картин «Тополя», написанная Моне в течение двух месяцев, состояла из пятнадцати полотен: деревья изображались в зависимости от освещённости и погоды в различное время суток в разное время года.
2) На картине И. К. Айвазовского «Девятом вале», признанной шедевром в первый же день выставки в далёком 1850 году, изображено море после сильного ночного шторма.
3) Среди сподвижников молодого царя, прежде хранившим верность своему повелителю, послышался Возмущённый ропот.
4) Все, кто любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого.
5) Сейчас композитор почти не даёт концертов и мало гастролирует, а смысл своей жизни находит, что заботится о внуках.
6) Пятерым медицинским сёстрам для работы в новых условиях необходимо было пройти курсы повышения квалификации.
7) А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» затронул ту же тему, которую потом стали разрабатывать другие писатели-классики.
Можно согласиться с теми, кто считает, что уже на самом раннем этапе творчества психолингвист А. Р. Лурия предпринял первые шаги в разработке проблемы социальной обусловленности речевого развития.
9) Между пятьюдесятью участниками форума молодых предпринимателей вскоре установились непринуждённые, почти дружеские отношения.
А | Б | В | Г | Д |
9) Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
соч..тание
абон..мент
отт..ргать
т..лант
нац..ональный
10) Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пре..писание, о..бой
ра..мешал, и..правный
о..бросил, на..пилить
з..вязал, пр..бабушка
без..дейный, по..скал
11) Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
обид..ться
надоедл..во
изворотл..вый
усидч..вый
перекле..вать
12) Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
перекол..шь
подкле..нный
(токарь) точ..т
колыш..тся (тростник)
лепеч..шь
13) Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
В 1726 году издатель получил от (НЕ)ИЗВЕСТНОГО лица рукопись «Путешествий Гулливера» и опубликовал её без имени автора.
Кате вдруг стало обидно за тех людей, которые (НЕ)СЛЫШАТ этой прекрасной музыки.
Не надо сейчас думать о (НЕ)ВЫПОЛНЕННОМ вчера обещании.
Усадьбу окружал вовсе (НЕ)ЧАСТЫЙ высокий забор.
В русском языке есть слова, грамматически (НЕ)СВЯЗАННЫЕ с предложением.
14) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
ТАК(ЖЕ) как и её родители, Варя всегда стремилась говорить только правду, (ПО)ЭТОМУ ей нечего было стыдиться.
(B) ТЕЧЕНИЕ всего года спортсмены серьёзно готовились к отборочному туру, ЧТО(БЫ) завоевать право представлять свою страну на чемпионате мира.
(ПО)ТОМУ туристы с улыбкой и вспоминали своё первое восхождение к вершине, что (C)НАЧАЛА она казалась им недосягаемой.
(ИЗ)ЗА сильных дождей ТАК(ЖЕ) нарушилось движение городского транспорта, и многим пришлось добираться до работы пешком.
(КАК)ТОЛЬКО берега скрываются за горизонтом, корабль ТУТ(ЖЕ) оказывается во власти океана.
15) Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.
На праздничном вечере было сказа(1)о немало тёплых слов, адресова(2)ых юбиляру, который растрога(3)о благодарил пришедших поздравить его гостей.
16) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите эти предложения.
1) Огонь костра то разгорается то угасает.
2) На новогодних гирляндах сияли и искрились синие и красные розовые и голубые жёлтые и зелёные фонарики.
3) Задумайте любое число и увеличьте его на три.
4) Про воду ветер туманы и мели можно многое рассказать.
5) Однажды вечером сидел я на своей любимой скамье и глядел на реку на холмы да на виноградники.
17) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Выпускники (1) всё чаще задумываясь о предстоящем расставании со школой (2) по-новому смотрят на незаметно повзрослевших (3) одноклассников (4) стремясь видеть в них только хорошее.
18) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
тешат душу ею.
Александр Сергеич (1)
да не слушайте ж (2) вы (3) их!
Может (4) я один
(5) действительно (6) жалею,
что сегодня
нету вас в живых.
(В. В. Маяковский)
19) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Однажды я ловил рыбу на небольшом озере (1) крутые берега (2) которого (3) густо заросли цепкой ежевикой.
20) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Зрители замерли в ожидании (1) и (2) когда занавес медленно поднялся (3) и показались великолепные декорации (4) в зале послышались восхищённые возгласы.
21) Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Ненецкий заповедник — один из самых молодых заповедников в России. (2)Он был основан в 1997 году. (3)Цель деятельности заповедника — охрана и изучение природных экосистем восточноевропейских тундр, дельты реки Печоры, островов и прибрежных акваторий Баренцева моря. (4)Морские острова являются местами гнездования птиц, в том числе редких и исчезающих. (5)Преобладающий тип ландшафта — арктическая тундра, граничащая с зоной вечной мерзлоты. (6)Самое красивое, по общему мнению, место заповедника — это дельта Печоры. (7)Но и тундра, и приморская часть по-своему прекрасны и неповторимы. (8)Летом заповедник становится надёжным пристанищем для огромного числа птиц самых разных видов, для которых этот суровый край является родиной. (9)Появляются в заповеднике из ледяных пустынь океана белые медведи, а из морских млекопитающих — морж, усатый кит и даже нарвал.
22) Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Вопреки международной конвенции о Красном Кресте, запрещающей военным врачам принимать вооружённое участие в боевых действиях, доктор однажды взял в руки оружие.
2) Юрий Андреевич имел при себе именное оружие.
3) На груди убитых красногвардейца и белогвардейца доктор нашёл бумажки с одним и тем же псалмом.
4) Белогвардейские солдаты — вчерашние гимназисты и студенты — на поле боя проявляли безрассудную храбрость.
5) Во время боя доктор сохранял беспристрастное отношение ко всему происходящему.
23) Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 3 объясняет, раскрывает содержание предложения 2.
2) Предложение 8 содержит элемент описания.
3) В предложении 17 указана причина того, о чём говорится в предложении 18.
4) Предложения 22-24 содержат рассуждение.
5) В предложениях 25, 26 представлено описание.
24) Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
Из предложений 8-10 выпишите один фразеологизм.
25) Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
Среди предложений 4-11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26) Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.
«Изображая события гражданской войны, уносящей огромное количество молодых жизней, Б. Л. Пастернак подчёркивает её бессмысленность и беспощадность. Для этого он использует различные средства выразительности, среди которых тропы: (А)_________ („выразительные, привлекательные физиономии» в предложении 8, „восторженным молодечеством» в предложении 9) и (Б)_________ (предложение 11). Лексическое средство — (В)_________ („не на жизнь, а на смерть» в предложении 16, „глазам своим не поверил» в предложении 45) и синтаксическое средство — (Г)_________ (предложение 40) придают тексту дополнительную эмоциональность».
Список терминов:
1) вопросительное предложение
2) метафора
3) риторическое обращение
4) ряды однородных членов предложения
5) фразеологизм
6) эпитеты
7) литота
разговорная лексика
9) синтаксический параллелизм
Задание 1
Укажите варианты ответов, в которых верно переданаГЛАВНАЯинформация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
-
1) Мореплаватели эпохи великих географических открытий могли отважиться на далёкие экспедиции, только имея в своём распоряжении ходкие, прочные и вместительные корабли.
-
2) Технические достижения Средневековья в мореходном деле, важнейшим из которых является каравелла, наряду с различными политическими, социальными и экономическими причинами вызвали эпоху великих географических открытий.
-
3) Выдающимися техническими достижениями Средневековья стали ходкие, прочные и вместительные корабли, на которых можно было смело отправляться в далёкие экспедиции.
-
4) Великие географические открытия были вызваны не только разнообразными политическими, социальными и экономическими причинами, но и выдающимися техническими достижениями Средневековья, важнейшим из которых стала каравелла.
-
5) Мореплаватели могли отважиться на далёкие экспедиции, только если имели в своём распоряжении ходкие, прочные и вместительные корабли, такие как каравелла.
(1 )Великие географические открытия были вызваны самыми разнообразными политическими, социальными и экономическими причинами. (2)Но не последнюю роль сыграли здесь и выдающиеся технические достижения Средневековья в мореходном деле. (3)<…> мореплаватели могли отважиться на далёкие экспедиции, они должны были иметь в своём распоряжении ходкие, прочные и вместительные корабли, и таким судном стало самое важное техническое достижение того времени — каравелла, само название которой сделалось синонимом эпохи географических открытий.
Ответ: 24 <или> 42
Задание 1
Укажите варианты ответов, в которых верно переданаГЛАВНАЯинформация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
-
1) Мореплаватели эпохи великих географических открытий могли отважиться на далёкие экспедиции, только имея в своём распоряжении ходкие, прочные и вместительные корабли.
-
2) Технические достижения Средневековья в мореходном деле, важнейшим из которых является каравелла, наряду с различными политическими, социальными и экономическими причинами вызвали эпоху великих географических открытий.
-
3) Выдающимися техническими достижениями Средневековья стали ходкие, прочные и вместительные корабли, на которых можно было смело отправляться в далёкие экспедиции.
-
4) Великие географические открытия были вызваны не только разнообразными политическими, социальными и экономическими причинами, но и выдающимися техническими достижениями Средневековья, важнейшим из которых стала каравелла.
-
5) Мореплаватели могли отважиться на далёкие экспедиции, только если имели в своём распоряжении ходкие, прочные и вместительные корабли, такие как каравелла.
(1 )Великие географические открытия были вызваны самыми разнообразными политическими, социальными и экономическими причинами. (2)Но не последнюю роль сыграли здесь и выдающиеся технические достижения Средневековья в мореходном деле. (3)<…> мореплаватели могли отважиться на далёкие экспедиции, они должны были иметь в своём распоряжении ходкие, прочные и вместительные корабли, и таким судном стало самое важное техническое достижение того времени — каравелла, само название которой сделалось синонимом эпохи географических открытий.
Ответ: 24 <или> 42
Вариант 20 русский язык егэ великие географические открытия
(1)Великие географические открытия были вызваны самыми разнообразными политическими, социальными и экономическими причинами. (2)Но не последнюю роль сыграли здесь и выдающиеся технические достижения Средневековья в мореходном деле. (3) мореплаватели могли отважиться на далёкие экспедиции, они должны были иметь в своём распоряжении ходкие, прочные и вместительные корабли, и таким судном стало самое важное техническое достижение того времени — каравелла, само название которой сделалось синонимом эпохи географических открытий.
Задание 1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Мореплаватели эпохи великих географических открытий могли отважиться на далёкие экспедиции, только имея в своём распоряжении ходкие, прочные и вместительные корабли.
2) Технические достижения Средневековья в мореходном деле, важнейшим из которых является каравелла, наряду с различными политическими, социальными и экономическими причинами вызвали эпоху великих географических открытий.
3) Выдающимися техническими достижениями Средневековья стали ходкие, прочные и вместительные корабли, на которых можно было смело отправляться в далёкие экспедиции.
4) Великие географические открытия были вызваны не только разнообразными политическими, социальными и экономическими причинами, но и выдающимися техническими достижениями Средневековья, важнейшим из которых стала каравелла.
5) Мореплаватели могли отважиться на далёкие экспедиции, только если имели в своём распоряжении ходкие, прочные и вместительные корабли, такие как каравеллы.
В этом задании выбираем предложения, которые верно передают самое важное содержание текста. Скорее всего, эти предложения будут содержать одинаковую информацию.
1. Выделяем главную информацию текста.
(1)Великие Географические открытия были вызваны самыми разнообразными политическими, социальными и экономическими Причинами. (2)Но не последнюю роль сыграли здесь и Выдающиеся технические достижения Средневековья в мореходном деле. (3) <. >Мореплаватели могли отважиться на далёкие экспедиции, они должны были иметь в своём распоряжении ходкие, прочные и вместительные корабли, и таким судном стало Самое важное техническое достижение того времени — каравелла, само название которой сделалось синонимом эпохи географических открытий.
2. Находим предложения, в которых эта информация передана без
Искажений и ошибок.
1) Передана не вся информация, важная для понимания текста.
2) Передана вся информация, важная для понимания текста.
3) Передана не вся информация, важная для понимания текста.
4) Передана вся информация, важная для понимания текста.
5) Передана не вся информация, важная для понимания текста.
Проверка. Выбранные варианты должны содержать одну и ту же информацию.
2) Эпоху великих географических открытий вызвали политические, социальные, экономические и технические причины, одним из которых стало создание каравеллы.
4) Географические открытия были вызваны не только разнообразными политическими, социальными и экономическими причинами, но и выдающимися техническими достижениями Средневековья, важнейшим из которых стала каравелла.
1 Великие географические открытия были вызваны самыми разнообразными политическими, социальными и экономическими причинами.
Self-edu. ru
15.03.2019 0:13:53
2019-03-15 00:13:53
Источники:
Https://self-edu. ru/ege2019_rus_36.php? id=20_1
ЕГЭ по русскому языку 2022 задание 2: номер 50 | (1)Географические открытия, l… » /> » /> .keyword { color: red; } Вариант 20 русский язык егэ великие географические открытия
1)Географические открытия, заслуживают определения «великие», совершались на …
(1)Географические открытия, заслуживают определения «великие», совершались на …
(1)Географические открытия, заслуживают определения «великие», совершались на нашей планете во все исторические эпохи, с древности и до ХХ века. (2)Но эпохой Великих географических открытий принято называть строго определённый исторический период: с середины ХV века до середины ХVII века. (3)Ни одна другая эпоха не была столь насыщена географическими открытиями, никогда они не имели такого исключительного значения для судеб Европы и всего мира.
Самостоятельно подберите относительное местоимение (союзное слово), которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите это относительное местоимение (союзное слово).
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
(1)Рубенс был прекрасно образован, а по происхождению ему были открыты юридическая и дипломатическая карьеры. (2)Знание языков, проницательный ум, счастливое умение располагать соб…
(1)Принятое судом по конкретному делу решение должно быть исполнено, например, решение о выселении из квартиры людей, занявших её самовольно, решение о конфискации имущества и т. п…
(1)Яркий пример, доказывающий существование естественного отбора в природе, — так называемый индустриальный меланизм. (2)Развитие промышленности и связанное с этим загрязнение ство…
(1)Стремление использовать лес только как сырьё — это потребительство, привычка жить не задумываясь ни о смысле своего существования, ни о жизни своих потомков. (2)Человек не может…
1 Географические открытия, заслуживают определения великие, совершались на нашей планете во все исторические эпохи, с древности и до ХХ века.
Examer. ru
09.06.2017 20:42:33
2017-06-09 20:42:33
Источники:
Https://examer. ru/ege_po_russkomu_yaziku/2022/zadanie_2/task/c4f5s
Период с середины ХV века до середины ХVII века был настолько насыщен » /> » /> .keyword { color: red; } Вариант 20 русский язык егэ великие географические открытия
Период с середины ХV века до середины ХVII века был настолько насыщен исключительными по своей значимости географическими открытиями, что его принято называть эпохой Великих географических открытий
Период с середины ХV века до середины ХVII века был настолько насыщен исключительными по своей значимости географическими открытиями, что его принято называть эпохой Великих географических открытий
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Период с середины ХV века до середины ХVII века был настолько насыщен исключительными по своей значимости географическими открытиями, что его принято называть эпохой Великих географических открытий. Географические открытия, заслуживающие определения «великие», совершались на нашей планете во все исторические эпохи, но больше всего их было в период с середины ХV века до середины ХVII века. Эпоха Великих географических открытий — это строго определённый исторический период, в который были совершены исключительные по своей значимости географические открытия. Ни одна эпоха не была столь насыщена географическими открытиями, никогда они не имели такого исключительного значения для судеб Европы и всего мира, как эпоха Великих географических открытий. Эпохой Великих географических открытий называют период с середины ХV века до середины ХVII века, поскольку он насыщен исключительными по своей значимости географическими открытиями.
Главная информация текста верно передана в предложениях 1 и 5, поскольку данный текст посвящён эпохе Великих географических открытий – сколько эта эпоха продлилась и почему она так называется. В предл. 2 допущена ошибка: Великие географические открытия “великие” не количеством открытий, а их значимостью. В 3 предл. не говорится о конкретных временных границах этого периода, а 4 предл. дает только общую информацию.
Период с середины ХV века до середины ХVII века был настолько насыщен исключительными по своей значимости географическими открытиями, что его принято называть эпохой Великих географических открытий.
Ege-today. ru
27.09.2020 22:08:18
2020-09-27 22:08:18
Источники:
Https://ege-today. ru/ege/russkij-yazyk/372/
Великие географические открытия
Даже сейчас, когда, казалось бы, на Google Maps не осталось места для terra incognita, географы совершают все новые открытия. Так в 2012 году в Антарктиде было найдено подледное озеро, которое скрывалось от мира в течение 14 миллионов лет. На протяжении всей истории человечества люди открывали и осваивали новые территории. Но эпохой Великих географических открытий по праву считается период с XV по XVII век. Именно в это время были сделаны территориальные и экваториальные открытия, повлиявшие на историю Европы и всего мира.
В этой статье мы расскажем о самых ярких событиях эпохи Великих географических открытий:
-
Открытие Америки
-
Путь в Индию Васко да Гама
-
Первое кругосветное плавание Магеллана
-
Исследование Вильяма Баренца
-
Открытие Австралии и Новой Зеландии
-
Покорение Сибири Ермаком
Больше географических сведений вы найдете в учебнике География. Базовый уровень. 10-11 классы.
Предпосылки Великих географических открытий
Мореплаватели того времени отправлялись в путешествия не столько из любопытства, сколько руководствуясь практическими целями. В середине XV века в странах Европы стремительно росло производство товаров и активно развивались рыночные отношения. Но Константинополь находился под властью турков-османов, которые полностью контролировали торговлю европейских стран с Индией и Китаем. К тому же, европейские рудники были истощены, и возникла острая нехватка драгоценных металлов. Ставшая тогда популярной гипотеза о шарообразности Земли давала надежду на открытие морского пути в Индию. Недостаток драгоценных металлов и желание заключать торговые сделки с азиатскими странами без посредников стали катализаторами Великих географических открытий.
Столь далекие морские путешествия были возможны благодаря научным и техническим открытиям тех времен. В XV веке появились каравеллы — быстроходные парусные судна, пригодные для длительных плаваний и способные двигаться даже при встречном ветре. Были усовершенствованы компас и астролябия (инструмент для определения географических координат), доработаны навигационные карты.
Астролябия.
Источник
Первой поиском новых морских путей занялась Португалия. В 1488 году, обогнув Африку, португальцы вышли в Индийский океан. Вскоре соперником Португалии в поиске новых торговых путей стала Испания.
В 1492 году испанец Христофор Колумб отправился в поисках Индии на запад через Атлантический океан. В результате этого путешествия он сделал открытие, изменившее представление о мире и его историю.
Открытие Америки
К концу XV века Испания укрепила королевскую власть и вышла на мировую арену как сильнейшее государство «Объединенная Испания». В 1492 году пал Гранадский Эмират, и прекратилась беспрерывная война, терзавшая Испанию. Теперь страна наполнилась безработными солдатами, превратившимися в разбойников. Идея заокеанской экспансии решила бы многие проблемы государства — разбойники снова станут воинами и будут защищать интересы Испании, а опустевшая казна пополнится за счет драгоценных металлов и специй Индии и Китая. Современник Колумба, епископ Бартоломе Лас Касас охарактеризовал конкистадоров так: «Они шли с крестом в руке и с ненасытной жаждой золота в сердце».
Открытие Христофора Колумба вполне могло принести славу и богатство вовсе не Испании, а ее главной конкурентке на торговой арене — Португалии. Именно Португальскому монарху предложил Колумб свой план. Однако же в Португалии его идею отвергли, и Колумб решил попытать удачи в соседнем государстве.
Христофор Колумб.
Источник
Христофор Колумб родился в Италии в небогатой католической семье. Он владел четырьмя языками и обладал неутолимой жаждой знаний. Еще задолго до своего великого плавания он зарекомендовал себя как талантливый капитан, штурман и астроном.
По традиционной версии, в 1474 году Колумб обратился к астроному и географу Паоло Тосканелли за советом, как проложить кратчайший морской путь в Индию. С помощью карт Тосканелли Колумб составил план путешествия, который и был отвергнут Португалией, но — после долгих раздумий — принят испанскими монархами.
Во время первой экспедиции Колумб получил в свое распоряжение 3 корабля и 90 моряков. В официальных документах нет указания конкретной цели экспедиции, но считается, что она заключалась в обнаружении именно Индии и налаживании с ней торговых отношений. Подтверждает это сохранившийся перечень товаров, которые короли надеялись найти за океаном: «Жемчуг или драгоценные камни, золото или серебро, пряности…». Традиционно эти товары приписывались азиатским странам, в частности, Индии. Об этой экзотической стране на тот момент было мало что известно. Предполагалось, что Индия страна не католическая, а, возможно, мусульманская. Поэтому в составе экипажа был человек, владеющий арабским языком.
12 августа 1492 года Колумб обнаружил остров и назвал его Сан-Сальвадор. Он был уверен, что достиг берегов Индии. На самом же деле он высадился на берегах Америки. Так и была совершена «величайшая ошибка, которая привела к величайшему открытию», по словам французского географа Жана Анвиля. Аборигены встретили Колумба и его моряков как божеств, так как никогда ранее не видели светлокожих европейцев. Увы, миролюбивость не спасла коренных жителей Америки от жестокой участи, которую уготовили им испанцы.
Из путешествия Колумб привез с собой несколько «индийцев», которые на деле были американскими индейцами. Но никто этого не знал, поэтому экспедицию посчитали успешной и тут же организовали вторую.
Путешествие Христофора Колумба
Источник: Климанова. География. 5-6 классы
Вторая флотилия Колумба была куда более многочисленной. Одним из ее участников стал будущий губернатор Кубы Диего Веласкес де Куэльяр. Эта экспедиция имела уже завоевательские цели. Началось массовое истребление местного населения, был заложен первый испанский город и проложен кратчайший путь в «Вест-Индию», как называли тогда Америку.
География. 10–11 классы. Рабочая тетрадь. Базовый уровень. Вертикаль. ФГОС
Тетрадь содержит задания для практических работ, предусмотренных программой, а также задания в формате ЕГЭ для итогового контроля. Специальными знаками отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки, сравнивать, классифицировать и др.) и личностных качеств учеников.
Купить
Тордесильясский договор
Вскоре после открытия Колумбом «Вест-Индии» стал назревать конфликт между Испанией и Португалией из-за стремления стран к первенству в освоении новых территорий.
Во избежание войны решено было заключить договор между этими странами. И в 1492 году был подписан Тордесильясский договор, по которому Португалии отходили земли Африки, Азии и Бразилии. Испанцам досталась другая «часть мира», земли которой в большинстве своем еще не были исследованы. На деле это оказалась западная часть Америки и тихоокеанские острова.
Путь в Индию Васко да Гама
Португалия не хотела отставать от Испании в покорении новых территорий. И в 1497 году снарядила разведывательную экспедицию для поиска пути в Индию вокруг Африки. Предводителем флотилии назначили молодого и неизвестного ранее придворного Васко да Гама. Король Португалии Манул I выделил для экспедиции два больших корабля. Обер-штурманом был назначен выдающийся мореплаватель Перу Аленкер. В распоряжении путешественников были передовые на тот момент карты и навигационные приборы.
Экспедиция несколько раз вступала в вооруженные противостояния с жителями Африки. В отличие от американских индейцев, они слышали о европейцах от арабов, с которыми вели торговлю. И считали, что от светлокожих моряков не стоит ожидать ничего хорошего.
Путешествие Васко да Гамы. Источник: Климанова. География. 5-6 классы.
Только в кенийском порту Малинди португальцы впервые встретили индийских купцов. Там они наняли местного лоцмана, который смог довести их корабли до Индии. Индусы встретили моряков довольно приветливо. Однако наладить торговые отношения мешали мусульманские купцы, которые давно сотрудничали с Индией. Возникали вооруженные конфликты, дела шли плохо.
Не смотря на неудачу в налаживании торговых связей, экспедиция Васко да Гама считалась успешной, ведь морской путь в Индию был проложен. А стоимость товаров, привезенных из Индии, превысила затраты на экспедицию в 60 раз.
Первое кругосветное плавание Магеллана
К 1519 году португальские колонии в Индии приносили огромную прибыль в казну. А вот Испания от колонизации Америки на тот момент мало что получала. Тогда и была организована экспедиция испанца Фернана Магеллана с целью достичь берегов Индии. Магеллан хотел найти безопасный торговый маршрут, но из-за угрозы нападения португальцев, его корабль продолжал двигаться на запад. В результате было совершено первое кругосветное плавание.
Плавание Фернана Магеллана. Источник: Климанова. География. 5-6 классы
В экспедицию отправились 5 кораблей, но из-за частых мятежей и тяжелых условий плавания через год вернулось только одно судно — «Виктория». Из пары сотен человек выжили 18 (еще 18 позже вернулись домой из плена португальцев). Сам Магеллан погиб во время битвы при Мактане. Продажа товаров, которые привезли на «Виктории» окупила стоимость экспедиции и принесла хорошую прибыль. Благодаря этому путешествию, Испания открыла западный путь к Азии, и было получено убедительное доказательство того, что Земля имеет форму шара.
Исследования Виллема Баренца
5 июня 1594 года Виллем Баренц, голландский картограф, со своим флотом отправился к Карскому морю. Голландцы рассчитывали найти Северный проход вокруг Сибири в Восточную Азию. Во время экспедиции моряки впервые увидели белого медведя. Они хотели взять его на борт, но медведю их идея не понравилась, он сопротивлялся и был убит.
Борьба с белым медведем. Источник
Корабли Баренца достигли западного побережья Новой Земли, но из-за страха перед айсбергами вынуждены были вернуться.
В 1596 году была объявлена высокая награда тому, кто успешно пройдет Северный путь. Муниципалитет Амстердама собрал экспедицию и снова назначил руководителем Баренца. Через месяц плавания были открыты острова Медвежий и Западный Шпицберген, а также залив Раудфьорден. Баренц достиг берегов Новой Земли. Но его корабль был зажат айсбергами. Корабль сел на мель, и весь экипаж был вынужден провести зиму во льдах. Чтобы согреться, моряки использовали ткани, предназначенные для продажи, и шили из них одеяла и одежду. Только с наступлением июня несколько моряков смогли выйти в море на шлюпках. Их подобрало русское торговое судно. Баренц скончался во время экспедиции. И только 12 членов экипажа выжили. В честь Вильяма Баренца было названо Баренцево море, город на архипелаге Шпицберген и Баренцевы острова у берегов Новой Земли.
Открытие Австралии и Новой Зеландии
Существование Австралии долгое время было гипотезой. Сведения об этом континенте восходили еще к Аристотелю, но многие картографы его мнению не доверяли.
Первым европейцем, увидевшим Австралию, стал мореплаватель и губернатор Виллем Янсзон. Он совершал плавание из Нидерландов к Ост-Индии 18 декабря 1603 года. В Ост-Индии ему отдали приказ найти новые торговые пути. 26 февраля 1606 года Янсзон сошел на берег полуострова Кейп-Йорк. Это была первая официально задокументированная высадка европейцев на землю Австралии. Виллем Янсзон считал, что это не отдельный материк, а продолжение Новой Гвинеи.
Позже другой голландский исследователь и купец Абель Тасман обошел вокруг Новой Зеландии и доказал, что Австралия является отдельным материком. Он первым достиг Новой Зеландии и увидел острова Фиджи.
Неоценимый вклад в изучение южных морей внес английский исследователь Джеймс Кук. Он составил подробную карту Новой Зеландии, доказав, что это архипелаг, состоящий из двух островов. А также он первым прошел вдоль восточного берега Австралии.
Покорение Сибири Ермаком
Не только Европа стремилась к покорению новых территорий. Россия тоже не отставала. История покорения Сибири берет начало в 1552 году. Тогда русское войско завоевало Казанское ханство, и соседом России на востоке сделалось Сибирское ханство. В 1555 году сибирский хан Качум стал подданным Ивана Грозного и отправлял в казну пушной налог — ясак (одна соболиная и одна беличья шкурка в год с человека). Однако так продолжалось недолго, и хан перестал платить ясак и начал совершать набеги на племена, подчинявшиеся русскому царю.
Сибирь была богата мехами, и многие купцы стремились этими богатствами завладеть. Среди них были Строгановы, получившие от царя разрешение строить крепости на Урале, на которые часто нападали отряды сибирских князей. И Строгановы решили нанять казаков с целью обороны и захвата новых территорий в Сибири. В это же время Иван Грозный планировал отправить казаков на войну. Все понимали, что казачьи войска оттуда не вернутся. Поэтому главный атаман Ермак Тимофеевич, чтобы сберечь казаков, откликнулся на предложение Строгановых и повел свое войско в Сибирь.
Экспедиция Ермака отправилась в путь 1 сентября 1581 года. Через год небольшое войско Ермака одолело войско хана Качума и заняло крепость на реке Тобол. Но отряд Ермака был слишком мал, чтобы отстоять крепость и свергнуть хана. И Иван Грозный отправил на подмогу казакам стрелецкое войско. Однако теперь многочисленное войско покорителей Сибири испытывало голод. Этим и воспользовались воины хана, осаждавшие крепость.
Ермак Тимофеевич. Источник
Только весной завершилась осада. Казаки покинули крепость на своих стругах и разбили отряд неприятеля.
После этой победы покорение Сибири пошло стремительнее. Но хан Кучум не сдавался. Он прибегнул к хитрости: послал к крепости двух воинов, которые представились бухарскими купцами. Они сказали, что Кучум не дает им торговать с Россией и держит их караван в плену. Ермак отправился им на помощь. Но на его отряд напало войско Кучума. В этой битве и погиб Ермак, пытаясь спасти своих казаков.
И все же покорение Ермаком Сибири состоялось. После его гибели подкрепление окончательно разбило войско хана Кучума. И в скором времени в Сибири начали появляться русские города, первым из которых была Тюмень.
География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь с тестовыми заданиями ЕГЭ. Вертикаль. ФГОС
Рабочая тетрадь является частью УМК по географии и предназначена для использования при работе с учебником под редакцией О.А. Климановой «География. Землеведение. 5—6 классы». Рабочая тетрадь содержит разнообразные задания, направленные на закрепление основных знаний и умений по курсу, а также задания для подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Купить
Итоги и историческое значение Великих географических открытий
Век географических открытий имел крупнейшие социально-экономические последствия. Торговые пути соединяли теперь все континенты. Это способствовало ускорению падения феодализма и возникновению империализма в Западной Европе. Колонии стали источниками сырья и рынками сбыта для европейских товаров. Европейцы везли в Новый Свет коров, овец и лошадей, познакомили аборигенов с новыми сельскохозяйственными культурами — пшеницей, горохом, сахарным тростником и хлопком. Европейцы же узнали вкус картофеля, кукурузы, томатов, ананасов и фасоли.
В то же время ввоз драгоценных камней и металлов из Америки способствовал резкому росту цен на предметы первой необходимости в Европе. Стремительно обогащались одни слои населения и разорялись другие.
Возникшая колониальная система, с одной стороны, объединила мир. Но с другой, разделила его на быстро богатеющие метрополии и порабощенные колонии, в которых уничтожалась культура (в частности, религия) и истреблялся народ. Между аборигенами колонизированных земель и европейцами возникали вооруженные конфликты. Европейцы имели больше преимуществ, к тому же, они привезли из Европы множество опасных заболеваний, к которым местное население не имело иммунитета.
Благодаря использованию новых сельскохозяйственных культур, в Азии значительно выросло население. Батат, кукуруза и арахис хорошо прижились на азиатских землях и успешно боролись с голодом.
Методические советы учителям
Тема Великих географических открытий — одна из самых увлекательных для школьников. Чтобы заинтересовать учащихся, достаточно рассказать подробнее о личностях первооткрывателей. Стоит предложить ученикам создать презентации или доклады о персонах, которые им наиболее интересны. Можно организовать на уроке дискуссию о плюсах и минусах колонизации.
#ADVERTISING_INSERT#