Выберите верные суждения о формах (областях) духовной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Моралью называют форму сферу ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь людей с позиций гуманизма, добра и справедливости.
2) Идеологией называют проявление эмоциональных переживаний и действий, основанных на вере в сверхъестественное, священное.
3) Компонентом научного знания являются этические оценки природных и социальных явлений.
4) Целью образования является передача социального опыта и накопление знаний новым поколениям.
5) Искусство предполагает отражение действительности в художественных образах
4. Выбор верных суждений (Человек и общество)
1. Вспоминай формулы по каждой теме
2. Решай новые задачи каждый день
3. Вдумчиво разбирай решения
Культура, религия, искусство
Выберите верные суждения о формах (областях) духовной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Моралью называют сферу ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь людей с позиций гуманизма, добра и справедливости.
2) Идеологией называют проявление эмоциональных переживаний и действий, основанных на вере в сверхъестественное, священное.
3) Компонентом научного знания являются этические оценки природных и социальных явлений.
4) Целью образования является передача социального опыта и накопленных знаний новым поколениям.
5) Искусство предполагает отражение действительности в художественных образах.
Для выполнения данного задания повторите тему “Культура. Искусство. Религия”.
1) верно
2) нет, “проявление эмоциональных переживаний и действий, основанных на вере в сверхъестественное, священное” относится к понятию “религия”.
3) нет, этические оценки — то есть оценки с позиций хорошего и плохого, добра и зла относятся к сфере морали, а не науки.
4) верно
5) верно
Ответ: 145
Выберите верные суждения о культуре и её разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Достижения культуры представляют собой продукт духовной деятельности людей определённой эпохи.
2) Содержание элитарной культуры обусловлено стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения.
3) В достижениях культуры воплощены результаты материальной деятельности людей.
4) Произведения народной культуры, как правило, анонимны.
5) Коммерческая выгода является целью создания произведений элитарного искусства.
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Культура”.
1) верно. Культура в широком смысле слова — это все результаты преобразовательной деятельности человека и человечества. Выделяют две основные сферы существования и развития культуры (виды культуры): материальная культура (необходима для удовлетворения первичных потребностей, опирается на экономическую деятельность; к материальной культуре относятся техническое оснащение хозяйственной деятельности человека, предметы быта, одежда — любые предметы, не несущие дополнительной смысловой или ценностной нагрузки, а выполняющие определенную функцию) и духовная культура (результат творческой деятельности, удовлетворяет вторичные потребности человека; элементы духовной культуры: мораль, искусство, религия, образование, наука (МИРОН)).
2) неверно, элитарная культура создается для узкого круга ценителей.
3) верно (смотри пояснение к пункту 2)
4) верно, это характеристика народной культуры.
5) неверно, это характеризует массовую культуру; коммерческая выгода является целью создания произведений массовой культуры.
Основные формы культуры:
1. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (сказки, былины, народные песни, пословицы, поговорки), передается в устной форме. В народной культуре отражается уникальный опыт и характер того или иного народа (этноса).
2. Массовая культура ориентируется прежде всего на коммерческий успех и массовый спрос. Она удовлетворяет вкусы широких масс населения, проста для восприятия, носит развлекательный характер; для ее восприятия не требуется специальной подготовки (сериалы, ток-шоу, выступления сатириков, эстрадные концерты, поп-музыка, цирк)
3. Элитарная культура создается профессиональными творцами и рассчитана на узкий круг ценителей, людей, разбирающихся в искусстве; включает классические произведения, а также новейшие веяния, известные лишь немногим (классическая музыка, опера, балет, арт-хаус в кинематографе).
Ответ: 134
Выберите верные суждения о культуре и её разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Получение коммерческой выгоды является целью создания произведений массового искусства.
2) Элитарная культура отражает насущные духовные потребности широких масс.
3) Элитарное искусство рассчитано на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений.
4) Произведения массовой культуры, как правило, анонимны.
5) Произведения народной культуры нередко передаются в устной традиции.
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Культура”.
1) верно
2) неверно, элитарная культура создается для узкого круга ценителей; насущные духовные потребности широких масс отражает массовая культура.
3) верно
4) неверно, это характеристика народной культуры.
5) верно
Культура в широком смысле слова — все результаты преобразовательной деятельности человека и человечества; в узком смысле слова — творческая деятельность и ее результаты, производство и потребление духовных ценностей.
Основные формы культуры:
1. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (сказки, былины, народные песни, пословицы, поговорки), передается в устной форме. В народной культуре отражается уникальный опыт и характер того или иного народа (этноса).
2. Массовая культура ориентируется прежде всего на коммерческий успех и массовый спрос. Она удовлетворяет вкусы широких масс населения, проста для восприятия, носит развлекательный характер; для ее восприятия не требуется специальной подготовки (сериалы, ток-шоу, выступления сатириков, эстрадные концерты, поп-музыка, цирк)
3. Элитарная культура создается профессиональными творцами и рассчитана на узкий круг ценителей, людей, разбирающихся в искусстве; включает классические произведения, а также новейшие веяния, известные лишь немногим (классическая музыка, опера, балет, арт-хаус в кинематографе).
Ответ: 135
Выберите верные суждения о формах (областях) культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Искусству, как и другим формам (областям) духовной культуры, свойственны рациональность и системность.
2) Мораль требует от человека определённого поведения.
3) Религия оказывает эмоциональное воздействие на верующих.
4) Наука направлена на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления.
5) Наука, как и другие формы духовной культуры, отражает действительность в художественных образах.
Для выполнения данного задания необходимо повторить темы “Искусство”, “Мораль”, “Религия”, “Наука”.
1) неверно, это характеристика науки.
2) верно. Мораль — совокупность норм (правил поведений в обществе), основанных на представлении людей о добре и зле, хорошем и плохом.
3) верно
4) верно
5) неверно, это характеристика искусства.
Искусство — это деятельность человека, направленная на создание и освоение эстетических ценностей.
Особенности искусства, как формы духовной культуры: 1. Выражает эстетическое отношение к миру 2. Является образным и наглядным 3. Большая роль воображения и фантазии 4. Создает особенную реальность — художественную.
Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, человеке и обществе, на постижение истины и открытия объективных законов.
Особенности научного познания:
рациональность
объективность
использование специальных способов и методов , специального языка
доказательность
проверяемость
системность
универсальность.
Религия — совокупность взглядов и представлений, а также система верований и обрядов, объединяющих людей на основе веры в сверхъестественное (бога или богов).
Ответ: 234
Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Искусство нацелено на открытие объективных закономерностей, действующих в природе и обществе.
2) Искусство отражает действительность в образно-символической форме.
3) Искусство оказывает эмоциональное воздействие на человека.
4) Только искусство объясняет события, явления окружающего мира.
5) В искусстве огромную роль играет воображение художника и зрителя.
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Искусство”.
1) неверно, это характеристика науки.
2) верно
3) верно
4) неверно, наука, религия также объясняют явления окружающего мира (выделяют художественное, научное, религиозное и другие виды познания).
5) верно
Искусство — это деятельность человека, направленная на создание и освоение эстетических ценностей.
Особенности искусства, как формы духовной культуры:
– Выражает эстетическое отношение к миру
– Является образным и наглядным
– Большая роль воображения и фантазии
– Создает особенную реальность — художественную.
Функции искусства:
1. Познавательная — расширяет познания человека о действительности, отражает те стороны жизни, которые труднодоступны науке)
2. Эстетическая — искусство формирует представления человека о прекрасном, эстетический вкус
3. Гедонистическая — доставляет удовольствие
4. Компенсаторная (терапевтическая) — компенсирует нехватку совершенства в окружающем мире, способствует восстановлению душевного равновесия.
Ответ: 235
Курс Глицин. Любовь, друзья, спорт и подготовка к ЕГЭ
Курс Глицин. Любовь, друзья, спорт и подготовка к ЕГЭ
1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют государственное (территориальное) устройство. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. республика2. автономия3. федерация4. унитарное государство5. монархия6. конфедерация
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 17124.
2. Выберите верные суждения о формах (областях) духовной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Искусство предполагает отражение действительности в художественных образах.2. Целью образования является передача социального опыта и накопленных знаний новым поколениям.3. Идеологией называют проявление эмоциональных переживаний и действий, основанных на вере в сверхъестественное, священное.4. Моралью называют сферу ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь людей с позиций гуманизма, добра и справедливости.5. Компонентом научного знания являются этические оценки природных и социальных явлений.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16750.
3. Установите соответствие между способами решения и видами (типами) глобальных проблем (в зависимости от сферы общественной жизни): к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ
А) развитие энергетического потенциала
Б) рациональное использование природных ресурсов
В) борьба с международным терроризмом
Г) обеспечение ненасильственного безъядерного мира
Д) борьба с наиболее опасными заболеваниями
ВИДЫ (ТИПЫ) ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ (в зависимости от сферы общественной жизни)
1) социальные
2) экономические
3) политические
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 17151.
4. Виталий готовится к путешествию по Греции. Он изучает греческий язык, читает книги об истории и культуре Греции, на интернет-форумах общается с ценителями греческой кухни. Он уже спланировал маршрут своего путешествия и приобрёл путёвку.
Найдите в приведённом ниже списке примеры средств, используемых Виталием для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. ценители греческой кухни2. путешествие по Греции3. изучение греческого языка4. чтение книг о Греции5. потребность в общении в интернете6. покупка туристической путёвки
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16852.
5. Выберите верные суждения о факторных доходах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Факторными доходами называют ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ.2. Факторный доход от капитала называется процент.3. К факторным доходам в условиях рыночной экономики относят конкуренцию и цены.4. Рента является факторным доходом от использования предпринимательских способностей.5. Факторный доход от труда называется заработной платой.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16603.
6. Установите. соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) оплата процентов по банковским кредитам
Б) сдельная оплата труда наёмных работников
В) страховые выплаты
Г) арендная плата за помещение
Д) приобретение сырья
ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК
1) постоянные
2) переменные
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 17004.
7. Фирма по оказанию бытовых услуг несёт постоянные и переменные издержки. Что из перечисленного относится к постоянным издержкам фирмы в краткосрочном периоде? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. оклады администрации2. сдельная заработная плата работников3. приобретение чистящих средств4. арендная плата за помещение5. оплата потреблённой электроэнергии6. проценты банку по ранее взятому кредиту
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16780.
8. Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Отклоняющееся поведение влечёт определённые социальные санкции.2. Отклоняющееся поведение проявляется только у индивидов и не свойственно социальным группам.3. Отклоняющееся поведение индивида всегда связано с нарушением нравственных норм.4. Отклоняющееся поведение индивида может быть вызвано его социальным окружением.5. Отклоняющееся поведение индивида может иметь как негативный, так и позитивный характер.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16806.
9. В ходе социологических опросов совершеннолетним жителям страны Z задавали вопрос: «Почему некоторые молодые люди в возрасте 18-25 лет, не состоящие в браке, предпочитают жить вместе с родителями?» (Можно было выбрать несколько ответов.)
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в графическом виде.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. В 2019 г. равные доли опрошенных отметили, что молодые люди боятся совершать необдуманные поступки и что они не хотят, чтобы возникло отчуждение с родителями.2. В 2009 г. равные доли опрошенных затруднились ответить и выбрали другое мнение.3. Доля тех, кто затруднились ответить, в 2009 г. была больше, чем в 2019 г.4. В 2009 г. среди опрошенных тех, кто считали, что молодые люди не готовы к самостоятельной жизни, было больше, чем тех, кто считали, что молодые люди боятся совершать необдуманные поступки.5. Доля тех, кто отметили, что молодые люди считают необходимым оказывать родителям материальную помощь, осталась неизменной на протяжении 10 лет.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 17032.
10. Выберите верные суждения о государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. К основным признакам любого государства относится наличие политических партий и территория, на которую распространяется власть.2. Государство как политический институт ориентировано на реализацию общезначимых целей и интересов.3. Государство обладает суверенитетом и правом законного принуждения граждан к выполнению его воли.4. Государство отличается от политической партии тем, что оно является политическим институтом.5. Государство создаёт правовые нормы.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 17083.
11. Государство Z — федеративная демократическая республика. Что из перечисленного ниже относится к внутренним функциям государства? Запишите цифры, под которыми указаны внутренние функции государства.
1. участие в решении глобальных проблем2. создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан3. обеспечение получения гражданами обязательного среднего образования (в соответствии с законодательством страны)4. создание рациональных условий природопользования и охраны природы5. развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами6. обеспечение обороны и безопасности государства
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 17109.
12. Согласно Конституции Российской Федерации наша страна является светским государством. Выберите в приведённом ниже списке характеристики светского государства и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. отсутствие государственной обязательной религии2. отделение религиозных объединений от государства3. обеспечение государственной поддержки семьи4. право судебной защиты чести и достоинства5. гарантия свободы совести и вероисповедания
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16585.
13. Установите соответствие между вопросами и субъектами власти Российской Федерации, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВОПРОСЫ
А) разграничение государственной собственности
Б) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй
В) обеспечение обороны и безопасности государства, развитие оборонного производства
Г) присвоение государственных наград и почётных званий Российской Федерации
Д) внешнеэкономические отношения Российской Федерации
СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1) только федеральный центр
2) федеральный центр и субъекты Российской Федерации
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16811.
14. Выберите верные суждения об объектах гражданских прав в Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Законодательство Российской Федерации допускает возможность принудительного изъятия имущества у собственника.2. Право пользования означает возможность иметь вещь в своём доме или хозяйстве.3. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя относятся к нематериальным благам.4. Вещь как объект гражданских прав имеет материальную сущность и способность непосредственно удовлетворять материальные потребности человека.5. Деловая репутация — это оценка профессиональных качеств субъекта права.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16687.
15. В соответствии с Семейным кодексом РФ супруги вправе заключить брачный договор. Установите соответствие между конкретными положениями и содержанием брачного договора: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛОЖЕНИЯ
А) порядок несения каждым из супругов семейных расходов
Б) правоспособность супругов
В) способы участия в доходах друг друга
Г) право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности
Д) права и обязанности по взаимному содержанию
СОДЕРЖАНИЕ БРАЧНОГО ДОГОВОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1) супруги вправе определить
2) брачный договор не может ограничивать
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16738.
16. Районный суд города Z рассматривал дело о краже. Леонид был вызван в суд для дачи показаний в качестве свидетеля со стороны защиты. Найдите в приведённом ниже списке участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. подсудимый2. прокурор3. потерпевший4. защитник5. следователь6. судья
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16689.
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 17-20.
Политическая, государственная власть как бы по самой своей природе предназначена для того, чтобы давать жизнь позитивному праву и через систему правоохранительных учреждений, институтов юрисдикции обеспечивать строгую и своевременную реализацию юридических норм и принципов. В рассматриваемой плоскости связь политической, государственной власти с правом — связь органичная, создающая сам феномен права и придающая ему значение реального фактора в жизни общества. Её глубокое значение для права проявляется в двух основных плоскостях: во-первых, в том, что именно государственная власть через свои акты (нормативные, судебные) в условиях цивилизации придаёт нормам и принципам качества права — прежде всего всеобщую нормативность, возможность строгой юридической определённости содержания регулирования, с более широких позиций — качество институционности, а в этой связи — публичного признания и общеобязательности; во-вторых, в том, что именно государственная власть оснащает необходимыми полномочиями и надлежащими средствами воздействия правоохранительные учреждения, органы правосудия, что и даёт значительные гарантии реализации правовых установлений…
..Право, со своей стороны, выступает в отношении власти в виде противоборствующего фактора, направленного на решение «своих», правовых задач и плюс к тому на то, чтобы при достаточно высоком уровне демократического и правового развития общества умирить, обуздать власть…
С этой целью вырабатываются политико-правовые институты (разделения властей, федерализма, разъединения государственной и муниципальной власти и др.), которые препятствуют концентрации власти и превращению её в самодовлеющий фактор. Подобное самоусмирение власти приобретает реальный характер в развитом демократическом обществе, где по существенным содержательным элементам государственная политика и функционирование более или менее развитой юридической системы совпадают. И именно тогда, подчеркну, в развитом демократическом обществе при устойчивом правовом прогрессе, вырабатываются и приобретают реальное значение положения и формулы 0 «правовом государстве», «верховенстве права», «правлении права». При таком нормальном, «деловом» взаимодействии власти и права, вполне естественном при демократическом общественном и государственном строе, происходит их взаимная притирка и — более того — взаимное обогащение. Политическая государственная власть, её носители получают твёрдый настрой на то, чтобы умирять и даже обуздывать «себя», свои властные претензии. Со своей стороны, и право, его представители и агенты преодолевают «правовой экстремизм», крайности формализма, другие теневые стороны юридической регламентации человеческих взаимоотношений.
По-иному эта ситуация находит своё разрешение в обществах, где власть перешагнула социально оправданный порог своей концентрации и в содержании власти доминирующее значение приобретают авторитарные стороны и тенденции или, хуже того, власть попадает под эгиду групповых, узкоклассовых или этнических интересов… Здесь происходит деформация права, нередко весьма значительная, которая при неблагоприятных политических условиях вообще превращает право в ущербную юридическую систему, а то и в один лишь фетиш, «маску права», «видимость права», или, по иной терминологии, в «имитационное право»…
(С.С. Алексеев)
17. Для чего, по мнению автора, по своей природе предназначена государственная власть? Какие качества права связаны, по мнению автора, с деятельностью государственной власти? (Укажите три любых качества.) Какие две теневые стороны юридической регламентации человеческих взаимоотношений упомянуты в тексте?
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: чтобы давать жизнь позитивному праву и через систему правоохранительных учреждений, институтов юрисдикции обеспечивать строгую и своевременную реализацию юридических норм и принципов
2) ответ на второй вопрос, например:
— всеобщая нормативность
— строгая юридическая определённость
— институционность
— гарантия реализации правовых установлений
(Ответ на второй вопрос засчитывается только при указании трёх качеств из перечисленных. Переписанные дословно фразы текста, в которых требуемые качества содержатся, но не выделены чётко, не засчитываются при оценивании.)
3) ответ на третий вопрос, например:
— правовой экстремизм
— крайность формализма
Ответ на третий вопрос засчитывается только при указании двух сторон
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16690.
18. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «власть». (Объяснение смысла / определение понятия может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
В правильном ответе должно быть приведено объяснение, например: власть — это приоритет воли властвующего субъекта над волями подчинённых, даже вопреки их желанию
Может быть дано другое объяснение смысла понятия
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16691.
19. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три подтверждения мысли автора о том, что для развития правового государства необходима демократия.
Могут быть приведены такие подтверждения:
1) только в условиях демократии граждане могут полноценно реализовать свои права и свободы
2) только в условиях демократии возможен эффективный контроль гражданского общества над деятельностью государства
3) только в условиях демократии граждане могут участвовать в разработке и принятии необходимых правовых норм
4) только в условиях демократии действуют свободные СМИ, которые, с одной стороны, обеспечивают реализацию ряда прав и свобод граждан, а с другой — являются инструментом контроля над деятельностью властей
Могут быть приведены другие подтверждения
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16692.
20. Объясните мысль автора о том, что в недемократических обществах право становится ущербным, превращается в «видимость права». Приведите один аргумент в поддержку и один аргумент в опровержение этого мнения. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение, например: в недемократических обществах правовые нормы и институты действуют в интересах конкретных политических сил, а не всего общества (Может быть дано другое объяснение.)
2) аргумент в поддержку, например: в недемократических обществах ценности прав и свобод человека и гражданина могут быть декларированы в конституции и конституционных законах, но реально не соблюдаться (т. е. имеется «видимость права»)
3) аргумент в опровержение, например: даже в условиях недемократического общества реально «работают» нормы и институты гражданского; административного, уголовного, семейного, трудового права.
Могут быть приведены другие аргументы в поддержку и/или в опровержение
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16693.
21. На графике изображено изменение ситуации на рынке бытовых посудомоечных машин в стране Z. Спрос переместился из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике P — цена товара; Q — количество товара.)
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение предложения? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если при прочих равных условиях продавцы ожидают падения цен на бытовые посудомоечные машины?
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: равновесная цена увеличилась
2) ответ на второй вопрос: (одно обстоятельство / фактор с объяснением влияния): увеличение числа потребителей (например: в стране увеличилось количество домохозяйств, что привело к росту спроса на бытовые посудомоечные машины)
Засчитывается только объяснение, данное применительно к рынку, указанному в тексте задания.
Ответ на второй вопрос засчитывается только при указании обстоятельства/фактора и объяснении)
3) ответ на третий вопрос: ожидание продавцами падения цен на бытовые посудомоечные машины приведёт к увеличению их предложения и уменьшению равновесной цены
Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном указании изменения предложения и равновесной цены.
Элементы ответа могут быть представлены в других формулировка
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16769.
22. Анна и Матвей Лебедевы, родители двух пятилетних близнецов, решили расторгнуть брак. Одновременно с решением о расторжении брака суд будет принимать решение о месте проживания детей.
Почему расторжение брака будет производиться в судебном порядке? В рамках какого судопроизводства будет рассмотрено данное дело? Что даёт определение места жительства детей? Какие основные факторы учитывает суд при определении места жительства детей? (Укажите любые три фактора.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: потому что у супругов есть общие несовершеннолетние дети
2) ответ на второй вопрос: в рамках гражданского судопроизводства
3) ответ на третий вопрос: соблюдение интересов детей; возможность того из родителей, кто не проживает с детьми, реализовывать свои родительские права
4) ответ на четвёртый вопрос, например:
— привязанность детей и родителей
— моральные качества отца и матери
— условия для развития детей привычки
— мнение органа опеки и попечительства
Могут быть названы другие факторы.
Ответ на четвёртый вопрос засчитывается только при указании трёх или более факторов.
Ответы на вопросы могут быть даны в других, близких по смыслу формулировках.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 17095.
23. Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя нашего государства, права и свободы человека и гражданина.
Какие положения Конституции Российской Федерации подтверждают следующие характеристики нашего государства: 1) социальное государство; 2) светское государство; 3) наличие условий для реализации хозяйственной инициативы?
На основе положений Конституции сформулируйте по одному подтверждению каждой характеристики.
(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Обращаем внимание, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)
Могут быть приведены такие подтверждения:
1) социальное государство, например: в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты
2) светское государство, например: в Российской Федерации никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной / религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом
3) наличие условий для реализации хозяйственной инициативы, например: в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности / в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности
Засчитываются только подтверждения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве подтверждений) с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Не требуется указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания!
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 17171.
Представьте, что Вам необходимо подготовить доклад по определённой теме. Выполните задания 24 и 25.
Вам необходимо подготовить доклад по теме «Субъекты политического процесса»
24. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Субъекты политического процесса». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
При анализе ответа учитываются:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу
— количество подпунктов каждого пункта
— корректность формулировок пунктов плана
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие субъектов политического процесса.
2. Государство:
а) признаки государства
б) форма государства
в) внутренние и внешние функции государства
г) ресурсы власти, используемые государством
3. Социальные, этнические, конфессиональные группы.
4. Политические партии и общественные движения:
а) состав политической элиты
б) признаки политической партии
в) отличие общественных движений от политических партий
5. Роль СМИ в политическом процессе.
6. Политическая элита:
а) рекрутирование и обновление политической элиты
б) функции политической элиты
(При такой или близкой по смыслу формулировке п. 6 достаточно двух подпунктов.)
7. Граждане. Политические права граждан:
а) право на участие в управлении делами государства
б) право избирать и быть избранными в органы государственной власти
в) равный доступ к государственной службе и др.
8. Граждане. Формы политического участия граждан:
а) участие граждан в выборах
б) прямые действия граждан (митинги, демонстрации и др.)
в) участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений и др.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16922.
25. Обоснуйте значение демократического политического процесса для развития современного общества. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие политические процессы типичны для демократического общества? (Назовите любые три политических процесса.) Проиллюстрируйте каждый из них на примере Российской Федерации. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто и содержать указание на результат политического процесса.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) обоснование
2) ответ на вопрос
(Ответ на вопрос засчитывается только при корректном трёх политических процессов.)
3) три примера, иллюстрирующих любые три политических процесса в Российской Федерации
Засчитываются только обоснование, сформулированное как распространённое предложение, и примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются.)
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 16923.
Презентация-тренажёр для подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию в 11 классе в 2019-2020 учебном году. Вариант 9.
Презентацию подготовил учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» имени Героя Советского Союза Киреева В.И. Ермаков И.А.
№ 1.
Формы волеизъявления граждан
характеристики
…
Участие граждан в формировании органов государственной власти, местного самоуправления или наделении полномочиями должностного лица.
Референдум
Голосование в целях принятия решений по наиболее важным вопросам государственного и местного значения.
Запишите слово, пропущенное в таблице «Политическое участие граждан».
№ 1.
Формы волеизъявления граждан
характеристики
Выборы
Участие граждан в формировании органов государственной власти, местного самоуправления или наделении полномочиями должностного лица.
Референдум
Голосование в целях принятия решений по наиболее важным вопросам государственного и местного значения.
Запишите слово, пропущенное в таблице «Политическое участие граждан».
№ 2.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия.
Религиозное объединение; вера; культ; обряды; религия.
№ 2.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия.
Религиозное объединение; вера; культ; обряды; религия.
№ 3.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «рыночная экономика».
- Конкуренция производителей; 2) многообразие форм собственности; 3) централизованное распределение произведённой продукции; 4) спрос; 5) предложение; 6) директивное ценообразование.
№ 3.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «рыночная экономика».
- Конкуренция производителей; 2) многообразие форм собственности; 3) централизованное распределение произведённой продукции; 4) спрос; 5) предложение; 6) директивное ценообразование.
№ 4.
Выберите верные суждения о формах (областях) духовной культуры.
- Моралью называют сферу ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь людей с позиций гуманизма, добра и справедливости.
- Идеологией называют проявление эмоциональных переживаний и действий, основанных на вере в сверхъестественное, священное.
- Компонентом научного знания являются этические оценки природных и социальных явлений.
- Целью образования является передача социального опыта и накопленных знаний новым поколениям.
- Искусство предполагает отражение действительности в художественных образах.
№ 4.
Выберите верные суждения о формах (областях) духовной культуры.
- Моралью называют сферу ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь людей с позиций гуманизма, добра и справедливости.
- Идеологией называют проявление эмоциональных переживаний и действий, основанных на вере в сверхъестественное, священное.
- Компонентом научного знания являются этические оценки природных и социальных явлений.
- Целью образования является передача социального опыта и накопленных знаний новым поколениям.
- Искусство предполагает отражение действительности в художественных образах.
№ 5.
Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
Характерные черты
А) формулирование научных законов
Б) сбор опытных данных
В) выдвижение и обоснование гипотезы
Г) экспериментальная проверка полученных данных
Д) наблюдение изучаемых явлений
Уровни научного познания
1) эмпирический
2) теоретический
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
№ 5.
Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
Характерные черты
А) формулирование научных законов
Б) сбор опытных данных
В) выдвижение и обоснование гипотезы
Г) экспериментальная проверка полученных данных
Д) наблюдение изучаемых явлений
Уровни научного познания
1) эмпирический
2) теоретический
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
2 1 2 1 1
№ 6.
Экономика страны Z основана на сельском хозяйстве. Какие признаки свидетельствуют о том, что эта страна развивается как традиционное (аграрное) общество?
- преобладание семей партнёрского типа
- низкий уровень социальной мобильности
- массовое промышленное производство
- активное участие церкви в жизни общества
- широкое распространение наукоёмких технологий
- сословная стратификация общества
№ 6.
Экономика страны Z основана на сельском хозяйстве. Какие признаки свидетельствуют о том, что эта страна развивается как традиционное (аграрное) общество?
- преобладание семей партнёрского типа
- низкий уровень социальной мобильности
- массовое промышленное производство
- активное участие церкви в жизни общества
- широкое распространение наукоёмких технологий
- сословная стратификация общества
№ 7.
Выберите верные суждения о мировой экономике.
- Мировой экономикой называют совокупность всех национальных экономик мира.
- Открытие страной внутренних рынков для иностранных производителей может усилить зависимость национальной экономики от импортных товаров, создать угрозу безопасности страны.
- Открытие страной внутренних рынков для иностранных производителей способствует усилению конкуренции между участниками рынка.
- Мировые цены на многие сырьевые товары устанавливаются на межправительственных международных конференциях.
- Доля конкретных стран в мировой экономике различна.
№ 7.
Выберите верные суждения о мировой экономике.
- Мировой экономикой называют совокупность всех национальных экономик мира.
- Открытие страной внутренних рынков для иностранных производителей может усилить зависимость национальной экономики от импортных товаров, создать угрозу безопасности страны.
- Открытие страной внутренних рынков для иностранных производителей способствует усилению конкуренции между участниками рынка .
- Мировые цены на многие сырьевые товары устанавливаются на межправительственных международных конференциях.
- Доля конкретных стран в мировой экономике различна.
№ 8.
Установите соответствие между действиями и уровнями банковской системы: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Действия
А) выдача потребительских кредитов
Б) аккумуляция сбережений домохозяйств
В) эмиссия денег
Г) хранение государственных золотовалютных резервов
Д) ведение счетов правительства
Уровни банковской системы
- центральный банк
- коммерческий банк
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
№ 8.
Установите соответствие между действиями и уровнями банковской системы: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Действия
А) выдача потребительских кредитов
Б) аккумуляция сбережений домохозяйств
В) эмиссия денег
Г) хранение государственных золотовалютных резервов
Д) ведение счетов правительства
Уровни банковской системы
- центральный банк
- коммерческий банк
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
2 2 1 1 1
№ 9.
Экономика страны Z основана на крупном машинном производстве, в ней доминирует тяжёлая промышленность. Какие из перечисленных признаков позволяют сделать вывод о том, что в стране Z рыночная экономика?
- стабильность доходов населения
- гарантия свободы частной хозяйственной жизни
- свободное ценообразование
- конкуренция производителей
- необходимость соблюдать трудовое законодательство
- плановое развитие экономики
№ 9.
Экономика страны Z основана на крупном машинном производстве, в ней доминирует тяжёлая промышленность. Какие из перечисленных признаков позволяют сделать вывод о том, что в стране Z рыночная экономика?
- стабильность доходов населения
- гарантия свободы частной хозяйственной жизни
- свободное ценообразование
- конкуренция производителей
- необходимость соблюдать трудовое законодательство
- плановое развитие экономики
№ 10.
На графике отражено изменение предложения бананов на соответствующем рынке страны, не выращивающей бананы: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1. (На графике Р- цена товара,Q- количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такие изменения?
- увеличение таможенных пошлин на импорт бананов
- предоставление льготных кредитов продавцам бананов
- уменьшение цен на энергоносители
- увеличение доходов потребителей
- низкий урожай бананов
№ 10.
На графике отражено изменение предложения бананов на соответствующем рынке страны, не выращивающей бананы: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1. (На графике Р- цена товара,Q- количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такие изменения?
- увеличение таможенных пошлин на импорт бананов
- предоставление льготных кредитов продавцам бананов
- уменьшение цен на энергоносители
- увеличение доходов потребителей
- низкий урожай бананов
№ 11.
Выберите верные суждения о социальных нормах.
- Социальные нормы отражают модели, стандарты должного поведения.
- Этические нормы всегда отражаются в политических принципах.
- Обычаи, как правило, фиксируются в нормативных документах.
- Корпоративные нормы обеспечиваются предусмотренными организацией санкциями.
- Порядок применения правовых норм устанавливается государством.
№ 11.
Выберите верные суждения о социальных нормах.
- Социальные нормы отражают модели, стандарты должного поведения.
- Этические нормы всегда отражаются в политических принципах.
- Обычаи, как правило, фиксируются в нормативных документах.
- Корпоративные нормы обеспечиваются предусмотренными организацией санкциями.
- Порядок применения правовых норм устанавливается государством.
№ 12.
Учёные опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Какую роль семья играет в жизни человека?» Найдите в списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы.
- Среди опрошенных наиболее популярно мнение, что семья- самая большая ценность.
- Равные доли опрошенных считают, что семья мешает карьере и что в современном обществе ценность семьи уменьшилась.
- Больше тех, кто считает, что семья помогает во многих вопросах, чем тех, кто видит лишь материальную поддержку семьи.
- Больше тех, кто считает, что семья оказывает материальную поддержку, чем тех, кто считает, что семья мешает карьере.
- Каждый четвёртый отмечает, что семья помогает во многих вопросах.
№ 12.
Учёные опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Какую роль семья играет в жизни человека?» Найдите в списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы.
- Среди опрошенных наиболее популярно мнение, что семья- самая большая ценность.
- Равные доли опрошенных считают, что семья мешает карьере и что в современном обществе ценность семьи уменьшилась.
- Больше тех, кто считает, что семья помогает во многих вопросах, чем тех, кто видит лишь материальную поддержку семьи.
- Больше тех, кто считает, что семья оказывает материальную поддержку, чем тех, кто считает, что семья мешает карьере.
- Каждый четвёртый отмечает, что семья помогает во многих вопросах.
№ 13.
Выберите верные суждения о демократии.
- В условиях демократии гражданское общество имеет реальную возможность влиять а выработку политических решений.
- При демократическом режиме существует общеобязательная государственная идеология.
- В демократическом государстве гарантировано соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
- Реализация разделения властей обеспечивает систему сдержек и противовесов в демократическом государстве.
- Только при демократии государство обладает исключительным правом установления общеобязательных правовых норм.
№ 13.
Выберите верные суждения о демократии.
- В условиях демократии гражданское общество имеет реальную возможность влиять а выработку политических решений.
- При демократическом режиме существует общеобязательная государственная идеология.
- В демократическом государстве гарантировано соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
- Реализация разделения властей обеспечивает систему сдержек и противовесов в демократическом государстве .
- Только при демократии государство обладает исключительным правом установления общеобязательных правовых норм.
№ 14.
Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ, которые их исполняют: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Функции
А) объявление амнистии
Б) решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил РФ за пределами территории РФ
В) назначение высшего командования Вооружённых Сил РФ
Г) обеспечение проведения в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики
Д) назначение Председателя Центрального банка РФ
Субъекты государственной власти РФ
- Президент РФ
- Совет Федерации
- Государственная Дума
- Правительство РФ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
№ 14.
Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ, которые их исполняют: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Функции
А) объявление амнистии
Б) решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил РФ за пределами территории РФ
В) назначение высшего командования Вооружённых Сил РФ
Г) обеспечение проведения в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики
Д) назначение Председателя Центрального банка РФ
Субъекты государственной власти РФ
- Президент РФ
- Совет Федерации
- Государственная Дума
- Правительство РФ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
3 2 1 4 3
№ 15.
Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Избирательная кампания в Российской Федерации». Один из слайдов называется «Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Что из перечисленного Вы включили бы в этот слайд?
- Гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, может быть избран депутатом Государственной Думы.
- В соответствии с Конституцией РФ в Государственную Думу федерального Собрания РФ избирается 450 депутатов.
- Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин РФ, осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление.
- Все депутаты Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам.
- Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы осуществляются открыто и гласно.
- Выборы всех депутатов Государственной Думы осуществляются по мажоритарной системе.
№ 15.
Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Избирательная кампания в Российской Федерации». Один из слайдов называется «Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Что из перечисленного Вы включили бы в этот слайд?
- Гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, может быть избран депутатом Государственной Думы.
- В соответствии с Конституцией РФ в Государственную Думу федерального Собрания РФ избирается 450 депутатов.
- Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин РФ, осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление.
- Все депутаты Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам.
- Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы осуществляются открыто и гласно.
- Выборы всех депутатов Государственной Думы осуществляются по мажоритарной системе.
№ 16.
Найдите в приведённом списке положения, характеризующие основы конституционного строя РФ.
- Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную
- Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
- Гражданин РФ не может быть лишён своего гражданства или права изменить его.
- Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ.
- Ребёнок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сёстрами и другими родственниками.
№ 16.
Найдите в приведённом списке положения, характеризующие основы конституционного строя РФ.
- Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную
- Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
- Гражданин РФ не может быть лишён своего гражданства или права изменить его.
- Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ.
- Ребёнок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сёстрами и другими родственниками.
№ 17.
Выберите верны суждения о субъектах гражданского права в РФ.
- Субъектами гражданских правоотношений называют их участников.
- Гражданская правоспособность возникает в полном объёме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении индивидом 18 лет.
- Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их называется гражданской правоспособностью.
- Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно распоряжаться своими заработками, стипендией или иными доходами.
- Юридическими лицами являются только организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
№ 17.
Выберите верны суждения о субъектах гражданского права в РФ.
- Субъектами гражданских правоотношений называют их участников .
- Гражданская правоспособность возникает в полном объёме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении индивидом 18 лет.
- Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их называется гражданской правоспособностью.
- Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно распоряжаться своими заработками, стипендией или иными доходами.
- Юридическими лицами являются только организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
№ 18.
Установите соответствие между проступками и их идами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Проступки
А) переход дороги в неположенном месте
Б) неисполнение обязательств
В) прогул работы
Г) нарушение условий договора займа
Д) нарушение правил пожарной безопасности
Виды проступков
- административный
- дисциплинарный
- гражданский
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
№ 18.
Установите соответствие между проступками и их идами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Проступки
А) переход дороги в неположенном месте
Б) неисполнение обязательств
В) прогул работы
Г) нарушение условий договора займа
Д) нарушение правил пожарной безопасности
Виды проступков
- административный
- дисциплинарный
- гражданский
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
1 3 2 3 1
№ 19.
16-летняя Кристина заключила трудовой договор с работодателем. Что (в соответствии с Трудовым кодексом РФ) отличает её правовой статус от правового статуса совершеннолетнего работника?
- обязанность соблюдать дисциплину труда
- обязательное прохождение предварительного медицинского осмотра
- выполнение работы в соответствии с трудовым договором
- запрет на привлечение к сверхурочной работе
- ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для работника время
- необходимость получения согласия родителей (опекунов) на заключение трудового договора
№ 19.
16-летняя Кристина заключила трудовой договор с работодателем. Что (в соответствии с Трудовым кодексом РФ) отличает её правовой статус от правового статуса совершеннолетнего работника?
- обязанность соблюдать дисциплину труда
- обязательное прохождение предварительного медицинского осмотра
- выполнение работы в соответствии с трудовым договором
- запрет на привлечение к сверхурочной работе
- ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для работника время
- необходимость получения согласия родителей (опекунов) на заключение трудового договора
№ 20.
Заполните пропуски из списка.
«Человек посредством познания и на его основе преобразует____(А), самого себя, формирует свой____(Б), свою культуру. Познание- сложное явление. Оно представляет собой активное_____(В) человеком внешнего мира посредством особого вида______(Г). Различают две основные ступени познания: чувственное и ____(Д). Эти две ступени познания внутри себя разграничиваются на ряд форм, из последовательного восхождения которых от простого к сложному формируется познавательный______(Е)».
Список: 1) окружающий мир; 2) суждение; 3) деятельность; 4) теоретическое; 5) представление; 6) духовный мир; 7) восприятие; рациональное; 9) процесс.
Ответ: А Б В Г Д Е
№ 20.
Заполните пропуски из списка.
«Человек посредством познания и на его основе преобразует____(А), самого себя, формирует свой____(Б), свою культуру. Познание- сложное явление. Оно представляет собой активное_____(В) человеком внешнего мира посредством особого вида______(Г). Различают две основные ступени познания: чувственное и ____(Д). Эти две ступени познания внутри себя разграничиваются на ряд форм, из последовательного восхождения которых от простого к сложному формируется познавательный______(Е)».
Список: 1) окружающий мир; 2) суждение; 3) деятельность; 4) теоретическое; 5) представление; 6) духовный мир; 7) восприятие; рациональное; 9) процесс.
Ответ: А Б В Г Д Е
1 6 7 3 8 9
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Правопорядок- это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписания правовых норм всеми субъектами права. Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет «общее здоровье» всего общественного организма и его индивидов…
Часть 2.
В формировании общественного порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечно счёте к установлению правового порядка.
Нормы права- это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее «идеальный» правопорядок.
Часть 2.
Правоотношения- элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.
Часть 2.
Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок…
Часть 2.
Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права…
Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе.
Часть 2.
Определённая часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.
Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм.
(В.Н. Хропанюк)
№ 21.
Что такое общественный порядок? Как автор определил правопорядок? Какая особенность правопорядка приведена в тексте?
Ответ:
№ 21.
Что такое общественный порядок? Как автор определил правопорядок? Какая особенность правопорядка приведена в тексте?
Ответ:
- совокупная система общественных отношений, которая складывается в реализации социальных норм;
- система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права;
- правопорядок складывается только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством.
№ 22.
Какова, по мнению автора, связь правопорядка с системой права? Какие два элемента системы права названы в тексте? Используя обществоведческие знания, объясните смысл любого из них.
Ответ:
№ 22.
Какова, по мнению автора, связь правопорядка с системой права? Какие два элемента системы права названы в тексте? Используя обществоведческие знания, объясните смысл любого из них.
Ответ:
- правопорядок есть реализованная система права;
- правовые нормы и отрасли права;
- норма права- формальное определение, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством.
№ 23.
Какие три предпосылки правопорядка названы в тексте? Проиллюстрируйте каждую из них примером имущественных отношений. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Ответ:
№ 23.
Какие три предпосылки правопорядка названы в тексте? Проиллюстрируйте каждую из них примером имущественных отношений. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Ответ:
- нормы права (например, Гражданский кодекс РФ содержит нормы, регулирующие имущественные отношения;
- правоотношения (например, покупатель товара вправе получить достоверную информацию о его потребительских свойствах, в его обязанности входит полная и своевременная оплата товара; продавец обязан представить безопасный качественный товар, он вправе рассчитывать на своевременную оплату);
- акты реализации юридических прав и обязанностей (например, покупатель оплатил товар, продавец передал ему товар и кассовый чек).
№ 24.
Используя тест и обществоведческие знания, дайте три объяснения мнения автора: «Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее «здоровье» всего общественного организма и его индивидов». (Объяснения должны быть сформулированы как распространённые предложения.)
Ответ:
№ 24.
Используя тест и обществоведческие знания, дайте три объяснения мнения автора: «Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее «здоровье» всего общественного организма и его индивидов». (Объяснения должны быть сформулированы как распространённые предложения.)
Ответ:
- уровень правопорядка отражает эффективность деятельности правоохранительных органов;
- высокий уровень правопорядка поддерживается сознательным правомерным поведением граждан, соответственно, низкий уровень правопорядка отражает социальные и духовные проблемы личности и общества в целом;
- соблюдение правопорядка обеспечивает эффективное функционирование экономики, возможность полноценной реализации прав и свобод граждан, равностороннего развития личности.
№ 25.
Используя обществоведческие знания:
- раскройте смысл понятия «экономический рост»;
- составьте два предложения:
-одно предложение, содержащее информацию о трёх любых факторах интенсивного экономического роста;
- одно предложение, раскрывающее сущность экстенсивного экономического роста.
Ответ:
№ 25.
Используя обществоведческие знания:
- раскройте смысл понятия «экономический рост»;
- составьте два предложения:
-одно предложение, содержащее информацию о трёх любых факторах интенсивного экономического роста;
- одно предложение, раскрывающее сущность экстенсивного экономического роста.
Ответ:
- это долгосрочная тенденция увеличения реального ВВП;
- к факторам интенсивного роста относят: повышение производительности труда, совершенствование техники и технологий, повышение квалификации работников, научную организацию труда; совершенствование управления производством;
- экстенсивный экономический рост может осуществляться за счёт увеличения количества используемых ресурсов.
№ 26.
Назовите любые три вида социальных норм и проиллюстрируйте каждый из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Ответ:
№ 26.
Назовите любые три вида социальных норм и проиллюстрируйте каждый из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Ответ:
1) обычаи и традиции (например, в семье Фёдоровых существует традиция наряжать ёлку на Новый год);
2) правовые нормы (например, переходить улицу по пешеходному переходу);
3) моральные нормы (например, «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой»).
№ 27.
Андрей К. любит свою работу, постоянно повышает свою квалификацию, ему важно признание ценности его труда. В свободное время он в качестве волонтёра занимается проблемами беженцев. Какой вид потребностей человека иллюстрирует деятельность Андрея К.? Назовите любые два других вида потребностей и охарактеризуйте сущность каждого из них.
- социальные;
- — духовные (идеальные) социальные потребности, например, связаны с внутренним миром человека, порождены его стремлениями к истине, добру и красоте;
-биологические потребности, например, всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, связанные с необходимостью полноценного осуществления функций, являющихся жизненно важными.
№ 28.
Составьте план по теме «Политические режимы».
Ответ:
№ 28.
Составьте план по теме «Политические режимы».
Ответ:
- Понятие политического режима.
- Типология политических режимов:
а) демократические и недемократические режимы;
б) демократические, авторитарные и тоталитарные режимы.
3. Признаки демократического режима:
а) соблюдение прав человека;
б) выборность органов власти;
в) подчинённость меньшинства большинству.
4. Признаки недемократических режимов:
а) формирование власти невыборным путём или путём псевдовыборов;
б) отсутствие разделения властей;
в) преобладание государства над правом;гГ) господство единой идеологии.
Литература.
ЕГЭ. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Москва. Издательство «Национальное образование», 2020. 464 стр.
Задания
по разделу «Духовная сфера жизни общества»
1. Установите соответствие между характерными чертами и формами
(разновидностями) культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Характерные черты |
Формы (разновидности) культуры |
А) приоритетное развитие развлекательных жанров Б) сложность содержания В) коммерциализация духовной деятельности Г) необходимость специальной подготовки зрителей к восприятию произведений Д) ориентация на запросы широкого круга потребителей |
1) массовая 2) элитарная |
2. Установите соответствие между характеристиками и видами социальных
норм: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую
позицию из второго столбца.
Характеристики |
Виды социальных норм |
А) наличие социальных санкций за нарушение Б) опора, как правило, на представления людей о добре и зле В) регулирование общественных отношений Г) формальная определенность Установление государством в официальных юридических актах |
1. 2. 3. |
3.Выберите верные суждения о гуманизации
образования и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Гуманизация образования предполагает ориентацию образовательной организации
на интересы и склонности ученика.
2) Гуманизация образования предполагает применение в обучении технологий,
сберегающих здоровье учеников.
3) Гуманизация образования предполагает особое внимание к нравственному
воспитанию учеников.
4) Гуманизация образования предполагает обязательную компьютеризацию
образовательного процесса.
5) Гуманизация образования проявляется в увеличении количества учебных
предметов, изучаемых школьниками.
4. В приведенном ниже ряду найдите понятие,
которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите
это слово (словосочетание).
Религиозные
объединения, вера, культ, обряды, религия.
5. Выберите верные суждения о формах (областях)
духовной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
Моралью называют сферу ценностей (оценок) и
норм (правил), регулирующих жизнь людей с позиций гуманизма, добра и
справедливости.
2)
Идеологией называют проявление эмоциональных
переживаний и действий, основанных на вере в сверхъестественное, священное.
3)
Компонентом научного знания являются
этические оценки природных и социальных явлений.
4)
Целью образования является передача
социального опыта и накопленных знаний новым поколениям.
5) Искусство предполагает отражение действительности в художественных
образах.
6. Николай Поликарпович учил своих сыновей,
чтобы они всегда поступали по совести, не причиняли вреда другим. Какие
признаки отличают сферу (область), к которой относятся эти советы (правила), от
сферы (области) права? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
Регулирование общественных отношений
2)
Усвоение в процессе социализации
3)
Оценка поступков с позиций «добра» и «зла»
4)
Неформальный характер санкций
5)
Опора прежде всего на общественное мнение и
совесть каждого человека
6) Установление государством
26 декабря 2022 23:40
104
Сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости.
Посмотреть ответы
Мораль — это сфера ценностей и норм правил, которые регулируют жизнь с позиции гуманизма, добра и справедливости.
Мораль — сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости.
Еще вопросы по категории Обществознание
Привет!У меня есть вот такой вариант,если нужно бери в пользование:
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Характеристика форм духовной культуры
ФОРМА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКА
Религия- Взгляды и представления людей, основан-
ные на вере в сверхъестественное
…-Сфера ценностей (оценок) и норм
(правил), регулирующих жизнь с позиций
гуманизма, добра и справедливости
Ответ: Мораль
2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим
для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Прибыль, доход, зарплата, процент, рента.
Ответ:доход
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух,обозначают формы политического участия граждан.
1) выборы; 2) регистрация юридического лица; 3) уплата налогов;
4) обращение в органы государственной власти; 5) референдум; 6) членство в политической партии.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:23
4. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные нормы.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам
деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.
Ответ:125
5. Установите соответствие между отличительными признаками и типами общества, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ТИПЫ ОБЩЕСТВА
А) развитие высоких технологий
Б) механизация промышленного
производства
В) выдвижение на первый план сферы услуг
Г) натуральный характер хозяйства
Д) общинный уклад, коллективизм
1) традиционное (аграрное)
2) индустриальное
3) информационное
(постиндустриальное)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
32311
6. В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют
о том, что реформа направлена на гуманизацию образовании? Запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение количества учебных предметов
2) сокращение времени изучения естественных наук
3) ориентация на интересы и склонности ученика
4) применение технологий, сберегающих здоровье
5) уделение особого внимания нравственному воспитанию
6) компьютеризация образовательного процесса
Ответ: 345
7. Выберите верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики
и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государство осуществляет централизованное распределение ресурсов.
2) Цены на товары и услуги определяются соотношением спроса
и предложения.
3) Предприятиям приходится решать проблему ограниченности ресурсов.
4) Производители товаров и услуг конкурируют за спрос потребителей.
5) Каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями
и имуществом для предпринимательской и иной не запрещённой законом
экономической деятельности.
Ответ: 245
8. Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце,подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК
А) оклады администрации
Б) сдельная оплата труда наёмных работников
В) арендная плата за помещение
Г) приобретение сырья
Д) проценты по кредитам
1) постоянные
2) переменные
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ :А Б В Г Д
12121
9. Владельцы фирмы «Солнышко» планируют расширение своего предприятия.
Что из приведённого в списке они могут использовать как источники
финансирования бизнеса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) привлечение кредитов
2) налоговые отчисления
3) повышение производительности труда
4) прибыль от реализации продукции предприятия
5) совершенствование производственных технологий
6) выпуск
Отв:146