4. полагать, палисадник, очертания
5. костер, ресницы, ветеран
5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда
пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера
ответов.
1. патриотический, выкосить, обмакнуть
2. вандализм, гористый, сожаление
3. реализм, осложнять, бахрома
4. примириться, обогащаться, измерять
5. очаровать, утварь, протереть
6 .Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда
пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера
ответов.
1. отмирающий, скачок, озарение
2. помириться, загорелый, водоросли
3. единение, абажур, смотритель
4. скакуны, блестящий, поплавок
5. поравняться, равнина, творение
7.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда
пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера
ответов.
1. полагать, эгоист, пловец
2. зачинатель, подровнять, вычитать
3. пригорел, гористый, приложение
4. наклонился, опирался, скакуны
5. зарница, вымочить, касательная
8.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда
пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера
ответов.
1. реализм, поплавок, фанатизм
2. соловей, веранда, карьерист
3. догоравший, расстелить, очаровать
4. реликвия, багряный, коварный
5. академия, комплимент, контраст
9 .Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
---|---|
A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
1) Корабль «Арктика» считалась долгое время самым крупным атомным ледоколом. |
Правильный ответ: 79812|7 9 8 1 2
Пояснение
A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
7) Сформулировав в сочинении собственное мнение, у меня возникла неожиданная идея.
Подлежащее «идея» не выполняет действие, выраженное деепричастным оборотом «Сформулировав в сочинении собственное мнение».
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
9) Паспорт гражданина Российской Федерации выдаётся юноше или девушке по достижению ими четырнадцатилетнего возраста.
Паспорт гражданина Российской Федерации выдаётся юноше или девушке по достижении ими четырнадцатилетнего возраста.
B) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
На минуту дождь утихает и застучит вновь.
На минуту дождь утихает и стучит вновь.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1) Корабль «Арктика» считалась долгое время самым крупным атомным ледоколом.
Корабль «Арктика» считался долгое время самым крупным атомным ледоколом.
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью
2) Л.Н. Толстой писал, что «в романе «Анна Каренина» меня волновала мысль семейная».
Л.Н. Толстой писал, что в романе «Анна Каренина» его волновала мысль семейная.
Источник:
Русский язык. И.П. Цыбулько. Вариант 17.
Связи с вариантами
ЕГЭ. Задание №9
Правописание гласной в корне слова
08.10.2020
Автор материала И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева
В материал внесены изменения согласно демоверсии 2021 года. Работу выполнила Морозова Н. Т.
1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
-
стремиться, растениеводство, коренной
-
отвлекающий, загореть, распространить
-
замереть, перескочить, предположение
-
озаряемый, разбираться, прикосновение
-
подстегнуть, примирение, разжимать Ответ:–––––––––––
2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
-
озарённый, колыхаться, перебороть
-
зашивать, собирательный, передвигать
-
примирительный, окостенеть, гористый
-
исстари, безземельный, потанцевать
-
побеседовать, изложение, постелить Ответ:––––––––––
3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
-
располагаться, тренировать, винегрет
-
коридор, респектабельный, миндалевидный
-
перетирать, обогащение, таинственный
-
преодоление, багровый, сострадание
6) зарница, маршрутный, коричневатый Ответ:–––––––––––
4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
-
роскошный, разгораться, перебирать
-
осветительный, росточек, касание
-
приложение, блистательный, скачок
-
сдержаться, вычитание, понимать
-
устилать, водоросли, плавучий Ответ:–––––––––––
5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
-
велосипед, парадоксальный, замереть
-
подскочить, запирающий, заревой
-
прикоснуться, подрастающий, блестящий
-
измельчить, очерстветь, избирательный
-
мировой, заниматься, обмакнуть Ответ:–––––––––––
6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена непроверяемая безударная гласная корня. Запишите номера ответов.
-
натереть, отраслевой, разработанный
-
примирительный, контролировать, дополнять
-
экспериментальный, результативный, решать
-
периодизация, педагогический, оранжерея
-
основательный, анализировать, парадоксальный Ответ:–––––––––––
7. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
-
привязаться, размышлять, старожил (села)
-
косичка, максимальный, коллекционер
-
натирать, каллиграфия, риторический
-
редчайший, гористый, централизованный
-
коллективный, критиковать, поросль Ответ:–––––––––––
8. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
-
тернистый (путь), озарённый, разбираться
-
пирожное, жук-плавунец, расстилаемый
-
директор, заниматься, вычитание
-
выскочить, отраслевой, блистательный
-
растительность, касательная (к окружности), выжигать Ответ:–––––––––––
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
-
блистательный, излагать, мировой
-
касаться, обмакнуть, (искусные) ложкари
-
поклониться, прикоснуться, замереть
-
упираться, распределиться, изложение
-
обжигаться, водоросли, несгораемый Ответ:–––––––––––
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
-
замирать (от восторга), апелляция, развивать (голос)
-
экспрессивный, частота (пульса), восхвалять
-
транспарант, референдум, отпечаток
-
срежиссировать, горизонт, металлический
-
метафорический, непредсказуемый, аппарат Ответ:–––––––––––
11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
-
росинка, подбирать (рифму), предлагать
-
растирание, пирожное, касаться (волос)
-
водоросли, застелить, скакалка
-
предположительный, зажигать, обмирать (от страха)
-
зарянка, росток, продираться (сквозь кусты) Ответ:–––––––––––
12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
-
симпатичный, победоносный, разберут
-
задержать, помрачнеть, редколесье
-
потеплевший, косичка, прочищать
-
обменять, аттестация, прикоснуться
-
непроходимый, обнародовать, перемолоть Ответ:–––––––––––
13. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
-
потерпеть, подберёт, озарение
-
тире, вырастать, расстилаемый
-
горизонт, замирающий (от восторга), излагать
-
загорелый, блестеть, касаться (волос)
-
отрастать, зажигалка, предположение Ответ:–––––––––––
14. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
-
перьевая (ручка), выросший, стихотворение
-
обмереть (от страха), подпирать, разрастаться
-
территория, расположение, измерять
-
перебирать, склониться, озарённый
-
постелить, позагорать, мировой Ответ:–––––––––––
15. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
-
плавать (в бассейне), отклонение, подбираться
-
берлога, прикоснуться, предлагать
-
сберегать, подрастающее (поколение), горение
-
заберёте, территория, директор
-
возлагать (ответственность), растирание, вырос Ответ:–––––––––––
16. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
-
растительность, загипнотизировать, обожествление
-
приоритет, ворсистый, постановка
-
посвящение, исторический, эмоциональный
-
опреснёние (водоёмов), медлительный, замаскировать
-
создавать, честолюбивый, преподавательский (состав) Ответ:–––––––––––
17. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
-
университет, кампания (предвыборная), прогрессивный
-
проберусь, блистательный, коммуникационный
-
рекламный (ролик), грамматический, аттракцион
-
министерство, пританцовывать, обособление
-
традиция, проблема, понедельник Ответ:–––––––––––
18. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
-
росточек, маршировать, государственный
-
тренироваться, интеллектуал, математический
-
привилегия, апелляция, агитация
-
костлявый, бессердечный, обобществление
-
командирский, встряхнуть, втихомолку Ответ:–––––––––––
19. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
-
полагаю, горнист, обмакнуть
-
перегоревший, сложение, персональный
-
отрасль, сочетание, равнинный
-
зоревать, приращение, отпирать
-
пирамида, запоминать, позаниматься Ответ:–––––––––––
20. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
-
объединение, забираясь, подрастающий
-
дирижировать, полагаться (на опыт), благотворительность
-
растеряться (от неожиданности), упоминать, разгореться
-
блистающий, касательная (к окружности), вычитаемое
-
располагающая (внешность), озаряющий, разбираться Ответ:–––––––––––
21. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
-
устремиться, разложить, детальный
-
посидеть (на скамье), покосившийся (дом), посмотреть
-
идеологический, соболиный, тирания
-
простейший, мягчайший (хлеб), запотевшие (окна)
-
проскочить, укрощать (тигра), подстригать (ветки)
Ответ:–––––––––––
22. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
-
растение, загораться, отпереть
-
горизонт, персональный, кассета
-
РОСКОШНЫЙ, КОСУЛЯ, ИНВЕСТИЦИЯ
-
стирать (ластиком), прибираться, взимать
-
примерять (одежду), непромокаемый, подровнять (чёлку)
Ответ:–––––––––––
23. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
-
пригорать, инерционный, облачный
-
омоложение, разжигать, бифштекс
-
задержаться, придавить, доверяющий
-
неоперившийся, роскошество, непогрешимый
-
неординарный, колониальный, отправлять Ответ:–––––––––––
24. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
-
пировать, замереть, подгорать
-
блестеть, гордиться, перетирать
-
заревой, положиться (на друга), коснуться
-
поклонение, погорелец, поросль
-
выжигание, обнимать, сочетание Ответ:–––––––––––
25. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
-
мандариновый, интеллектуальный, индивидуальный
-
голосистый, обнажённый, ответвление
-
директор, муравейник, фаворит
-
проявление, украшать (ёлку), роскошествовать
-
танцевальный, гвардеец, идеализировать Ответ:–––––––––––
26. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) водорослевый, предположение, подскочить
2) собирательный, гористый, демократичный
3) приминать, ростовщик, жук-плавунец
-
ложкарный (промысел), прорастать, горение
-
миролюбивый, прикосновение, прожигать Ответ:–––––––––––
27. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
-
запирающийся, дирижабль, растительный
-
блестящий, начинать, расстилающийся
-
располагаться, обнимать, вычесть
-
читатель, подскочить, поравняться
-
обдирать, вытирающий, пирожное Ответ:–––––––––––
28. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
-
нарастающий, сотворение, горизонтальный
-
обмакнуть (перо в чернила), поравняться, надерзить
-
прикосновение, склониться, расстилаться
-
поплавок, поскакать, предпринимать (действия)
-
замирающий (от счастья), блеснуть, возгорание Ответ:–––––––––––
29. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
-
обогащение, филармонический, горизонтальный
-
стирать (бельё), отпочковаться, непримиримый
-
горнист, опровержение, представление
-
подмастерье, прогрессивный, демократический
-
расстановка, разъяснение, неисчислимый Ответ:–––––––––––
30. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
-
парадоксальный, счастливый, преподаватель
-
блистать, ростовщик, выскочить
-
аттестационный, очарование, динамичный
-
пловец, равнина, возгорание
-
обнажённый, наслаждение, заинтересовать Ответ:–––––––––––
Ответы к заданию № 9
1 |
34 |
9 |
35 |
17 |
135 |
25 |
24 |
2 |
34 |
10 |
34 |
18 |
23 |
26 |
13 |
3 |
24 |
11 |
345 |
19 |
34 |
27 |
23 |
4 |
35 |
12 |
23 |
20 |
45 |
28 |
34 |
5 |
23 |
13 |
45 |
21 |
24 |
29 |
25 |
6 |
45 |
14 |
24 |
22 |
14 |
30 |
24 |
7 |
14 |
15 |
15 |
23 |
34 |
||
8 |
45 |
16 |
45 |
24 |
345 |
1. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) ошибка в построении сложного (сложноподчиненного) предложения
В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) нарушение управления
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Прочитав статью, я стал еще больше гордиться за свою школу.
2) В журнале “Литературный мир” недавно появилась статья о творчестве великого поэта С. Есенина.
3) Он спросил, что знаю ли я, где можно купить роман “Война и мир”.
4) Прочитав книгу, мне стало грустно.
5) Если бы не чувство привязанности к этой капризной особе, то я бы давно уже отправился в кругосветное путешествие.
6) Жители Курильских островов до сих пор не могут оправиться после цунами, обрушевшейся в прошлом месяце.
7) На праздник пришли все учащиеся, преподаватели, родители и дети.
Вопреки несбывшимся желаниям он твердо верил в то, что на его улице когда-нибудь будет праздник.
9) Пересмотрев огромное количество шедевров кинематографа, Ежевикин решил, что его призвание – режиссура.
2. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное построение предложения с косвенной речью
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) ошибка в построении сложного (сложноподчиненного) предложения
Г) нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Немногие из моих знакомых, кто прогуливали школу, стали успешными людьми.
2) Профессор отметил, что до чего ленивы его студенты, но вопреки своему недовольству решил дать им еще один шанс исправить оценки.
3) Только узнав все тонкости гончарного дела, Михаил решил взяться за серьезную работу.
4) Автор романа с уверенностью утверждает, что “я никогда бы не стал писать это произведение, если бы не был уверен в его важности для поколения”.
5) Пораженный этой новостью, он стал быстро ходить по комнате, не понимая, что предпринять.
6) Внезапно распахнулся занавес, включился свет, и люди в зале встали и аплодировали.
7) В “Аргументах и фактах” вышла обличительная статья о министре образования.
Фрукты, овощи и яблоки давно известны благодаря своим полезным свойствам.
9) В романе “Мертвых душах” Гоголь отразил своеобразие человеческих характеров.
3. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении сложного предложения
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Когда Печорин видит Бэлу, он захотел её украсть.
2) Продавец разъяснил о том, что покупатель не прочитал инструкцию и испортил телефон.
3) Музыка к драме «Маскарад» была заказана Хачатуряну, который успел проявить себя как яркий театральный композитор, прекрасно чувствующий сцену.
4) В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов обличил и высмеял чиновную Москву — фамусовых, скалозубов, молчалиных.
5) Сведений о первом показе зрителям сцен из «Маскарада» в 1852 году до нас дошло мало.
6) Слушая музыку к драме «Маскарад», вальс звучал в моей душе.
7) Драма «Маскарад» написан М.Ю. Лермонтовым в 1835 году.
Женившись на Нине, Арбенин сознательно порывает с прошлым.
9) Об успехе не только пьесы, а также и спектакля писали петербургские газеты спустя полтора года после премьеры.
4. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
B) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Тема «маленького человека» поднимается в произведениях русских классиков: Пушкин, Гоголь, Достоевский, Чехов.
2) Прочитав «Преступление и наказание», судьба Сони Мармеладовой поразила меня.
3) Клин журавлей печально летели по хмурому осеннему небу.
4) В «Капитанской дочке» важное значение имеет образ повествователя, для которого важны понятия чести, достоинства, долга.
5) Гринёв вспоминал, что я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.
6) Дом Пушкиных поражал дорогим убранством одних комнат и заброшенностью других.
7) Роте было поручено уничтожить спрятавшихся фашистов в окопах.
В двенадцать лет Пушкина, благодаря дружеским связям отца, отдали в только что открывшееся, новое для России учебное заведение — лицей, располагавшийся в Царском Селе под Петербургом.
9) Петруша Гринев сокрушался о том, что вместо веселой петербургской жизни ожидала его скука в стороне глухой и отдаленной.
5. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
B) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Сюжет поэмы «Руслана и Людмилы» типично сказочный.
2) М.А. Шолохов в «Тихом Доне» старался показать не победу красных над белыми, а трагедию братоубийственной Гражданской войны, когда оказались разорванными даже родственные связи.
3) Описывая драматическую судьбу народа во время Гражданской войны, М. Шолохов умело сочетает документальную основу и художественный вымысел.
4) Вопреки вашего предсказания моя поездка прошла замечательно.
5) Многие из тех, кто любят посещать Третьяковскую галерею, прекрасно знают историю ее создания.
6) Важную художественную и композиционную роль в романе играет пейзаж.
7) Необходимо то, чтобы ты прочитал поэму Лермонтова «Демон».
После похорон Аксиньи Григорию кажется, что для него всё кончено.
9) Окончив весной Петербургскую консерваторию, Чайковского пригласили в число ее профессоров.
6. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
B) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Надо побыстрее сдавать экзамены и поступить в институт.
2) В исторических картинах 1890-х годов Суриков вновь обращается к национальной истории, останавливаясь на событиях, в которых проявлялись исторический дух, единство и мощь русского народа.
3) И дерзкая непокорность стрельцов во время их казни, и старообрядческий фанатизм опальной боярыни Морозовой, и стоическая отрешенность ссыльного Меншикова в Березове Сурикову была близка и понятна.
4) Соблюдая правила этикета, моя вежливость не знала границ.
5) В начале лютой зимы 1868 года Суриков с двумя попутчиками тронулись в возке по ямскому тракту.
6) Учитель рисования Васю быстро заприметил и стал осторожно развивать явные способности мальчика.
7) Мы помним и заботимся о своих ветеранах.
Уже в годы своего учения, обратившись к жанру исторической живописи, Суриков открыто стремился преодолеть условности академического искусства с его пустотой и холодностью, смело вводя в свои картины бытовые мотивы.
9) Гринёв вспоминал, что мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть.
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) нарушение в построении сложноподчинённого предложения
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
B) ошибка в построении предложения с несогласованным приложением
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) неправильное построение предложения с причастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Бунин путешествовал на пароходе «Чайке» по Днепру и посетил могилу Тараса Шевченко.
2) Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет» является одним из наиболее поэтичных художественных произведений русской литературы XX века.
3) Благодаря усилиям матери уже с детства Карл и его братья и сестры приобщился к театру и участвовал в любительских спектаклях.
4) Изображенный лесной пейзаж на картине не отвлекает зрителя от центральной фигуры Аленушки.
5) Большинство учеников, которые добросовестно готовились к экзаменам, которые оказались непростыми, вскоре стали студентами престижных вузов.
6) Николай Семенович Лесков — один из удивительнейших и своеобразных русских писателей, чью судьбу в литературе нельзя назвать простой.
7) Через десять часов после задержки рейса некоторые пассажиры сказали, что мы готовы сдать билеты.
Лесков сразу же заявляет о себе как публицист и печатается в «Отечественных записках», «Северной пчеле», «Русской речи».
9) Обессиленная тщетными поисками своего брата, Аленушка печально сидит на большом валуне у лесного пруда.
8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
B) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) В 1925 году Шолохов приезжает на Дон, чтобы, полностью погрузившись в атмосферу казачьего быта, начать писать новую книгу.
2) Благодаря таланта Шолохова читатель становится участником грозных событий.
3) В «Тихом Доне» подробно и ярко изображается такие значительные события истории, как февральский переворот, корниловский мятеж, Октябрьская революция и Гражданская война.
4) Работая над «Донскими рассказами», Шолохов решил написать о том, как сложно складывалась судьба донского казачества перед революцией 1917 года.
5) Писатель говорил, что мне пришлось сделать сотни записей, выслушать сотни очевидцев событий.
6) По прибытии в Мелихово Чехов активно занялся созданием библиотеки.
7) Чехов помогал нуждающимся больным и деньгами, и советом.
Говоря об А.П. Чехове, мне нравятся его рассказы
9) Роман не только имеет познавательную ценность, но и большое историческое значение.
9. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью
B) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Мать с отцом не всегда понимали своего сына.
2) Немало гениев вошли в мировую историю.
3) Благодаря советов Безухова Андрей Болконский начал возрождаться к жизни.
4) Прочитав текст о гениях, мои мысли обратились к Пушкину.
5) Любой текст представляет собой систему знаков и обладает такими важнейшими свойствами, как связность и цельность.
6) Замечательная экскурсия в Ясную Поляну понравилась как взрослым, а также и детям.
7) Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком.
Пушкин писал, что «не дай мне Бог сойти с ума».
9) Простота, добро и правда в сочетании с подлинным героизмом — эти замечательные качества русского национального характера проявляются и в боях за родину, и в солдатских буднях, и в отношениях русских солдат друг к другу и к врагу.
10. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
B) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Хочется поздравить всех, кто победили на олимпиаде по литературе.
2) Сначала приговорив Достоевского к смертной казни, решение заменилось каторгой и поселением в Сибири.
3) В романе Толстой противопоставляет народную Россию миру придворных вельмож и военных карьеристов, глубоко равнодушных к судьбе родины.
4) Скрытая теплота патриотизма, разгоравшаяся в душе каждого воина, и общий дух войска обусловили победу русских.
5) По приезду на Байкал писатель услышал от местных жителей немало увлекательных легенд.
6) Писателя глубоко трогает и восхищает проявление патриотизма.
7) Надо помогать талантливым ученикам развиваться и проявить свои способности.
Проводимые часы в семье были для Николая Ростова бесценными.
9) Изображая войну, Толстой показывает не парад и не блеск побед, а военные будни рядовых солдат, их повседневный тяжелый труд.
Ответы
1. 43671
2. 49261
3. 17926
4. 73152
5. 19457
6. 74139
7. 53174
8. 23958
9. 68234
10. 58127
Виды ошибок
СИНТАКСИЧЕСКИЕ
НОРМЫ. НОРМЫ СОГЛАСОВАНИЯ. НОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ.
1.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в
которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические |
Предложения |
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
1) Ходил он всегда весёлой и лёгкой |
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
2) Вспоминая своё детство, порой становится |
В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
3) Перед нами открывалась поражавшая своим необычным |
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с пред-логом |
4) Можно было по целым часам ходить по этим улицам, |
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным прило-жением |
5) Местами на море появляются |
6) На выставке-продаже были также представлены ткани |
|
7) Многие зрители «Чайки» |
|
|
|
9) Актриса |
Запишите в
таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
2 |
9 |
7 |
8 |
6 |
2.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в
которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические |
Предложения |
А) нарушение связи между подлежащим и |
1) В первых числах июня, в праздник, Даша встала |
Б) неправильное употребление падежной формы |
2) Те, кто в XVIII веке предсказывал, что |
В) ошибка в построении предложения с |
3) Нередко колонии в дальнейшем по |
Г) нарушение в построении предложения с |
4) В кинотеатре «Нептуне» состоялась премьера |
Д) ошибка в построении предложения с косвенной |
5) Он стал |
6) Переселенцы столкнулись и приспособились к |
|
7) Не |
|
|
|
9) Историк |
Запишите в
таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
2 |
5 |
6 |
4 |
9 |
3.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в
которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) нарушение в построении предложения с |
1) Все |
Б) нарушение в построении предложения с |
2) Везде по усадьбе, словно в муравейнике, |
В) ошибка в построении предложения с косвенной |
3) Учитель предложил, что давайте позанимаемся |
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
4) |
Д) нарушение связи между подлежащим и |
5) Изданный закон Владимиром Мономахом ограничил |
6) Отводя земли казачьей общины под плотины и горные |
|
7) На |
|
|
|
9) Я |
Запишите в
таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
5 |
6 |
3 |
8 |
1 |
4.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в
которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические |
Предложения |
А) нарушение в построении предложения с |
1) Князя Владимира Красного Солнышка канонизировали при Иване Грозном. |
Б) неправильное употребление падежной |
2) Финал |
В) ошибка в построении предложения с |
3) Путешествуя по дальним странам, появляется |
Г) нарушение в построении предложения с |
4) окружающей среды на здоровье. |
Д) ошибка в построении сложного предложения |
5) Автор не |
6) Когда |
|
7) Тема |
|
|
|
9) |
Запишите в
таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
4 |
8 |
3 |
1 |
6 |
Проверка
1. Установите
соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они
допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) неправильное постро-ение предложения с деепричастным оборотом |
1) Ходил он всегда весёлой и лёгкой |
Б) нарушение в постро-ении предложения с причастным оборотом |
2) Вспоминая |
В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
3) Перед |
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с пред-логом |
4) Можно было по целым часам |
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным прило-жением |
5) Местами |
6) На |
|
7) Многие |
|
|
|
9) Актриса Александринского театра Мария Читау, |
Запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
2 |
9 |
7 |
8 |
6 |
2. Установите
соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они
допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) нарушение связи между подлежащим и |
1) В первых числах июня, в праздник, Даша встала рано и, чтобы |
Б) неправильное употребление падежной формы |
2) Те, |
В) ошибка в построении предложения с |
3) Нередко колонии в |
Г) нарушение в построении предложения с |
4) В |
Д) ошибка в построении предложения с косвенной |
5) Он стал актёром наперекор воли отца. |
6) |
|
7) Не |
|
|
|
9) Историк |
Запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
2 |
5 |
6 |
4 |
9 |
3. Установите
соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они
допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
Грамматические |
Предложения |
А) нарушение в построении
предложения с |
1) Все двадцать одна страница переписана заново. |
Б) нарушение в построении
предложения с |
2) Везде по усадьбе, словно в муравейнике, копошились люди. |
В) ошибка в построении
предложения с косвенной |
3) Учитель предложил, что давайте позанимаемся русским языком |
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
4) |
Д) нарушение связи между
подлежащим и |
5) Изданный закон Владимиром Мономахом |
6) Отводя земли казачьей общины |
|
7) |
|
|
|
9) Я |
Запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
5 |
6 |
3 |
8 |
1 |
4. Установите
соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они
допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) нарушение в построении предложения с |
1) Князя |
Б) неправильное употребление падежной |
2) Финал прекрасен, но вселяет тревогу. |
В) ошибка в построении предложения с |
3) Путешествуя |
Г) нарушение в построении предложения с |
4) |
Д) ошибка в построении сложного предложения |
5) Автор не учит, не настаивает, он |
6) Когда Машенька пошла |
|
7) Тема |
|
|
|
9) |
Запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
4 |
8 |
3 |
1 |
6 |
5. Установите
соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они
допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) нарушение в построении предложения с |
1) Илья |
Б) неправильное употребление падежной формы |
2) Друзья побывали в театре и в один голос заявили, что нам очень понравился |
В) нарушение связи между подлежащим и |
3) Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к |
Г) неправильное построение предложения с |
4) Сочи являются столицей |
Д) ошибка в построении предложения с |
5) Заслуживают внимания |
6) Само |
|
7) |
|
|
|
9) Я пошёл наперерез друга. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
5 |
9 |
4 |
2 |
1 |
6. Установите
соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они
допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) ошибка в построении предложения с |
1) Студенты |
Б) нарушение связи между подлежащим и |
2) Надо было быть Менделеевым, чтобы заметить |
В) неправильное построение предложения с |
3) Текст на упаковке адресован как покупателю, так и |
Г) нарушение видовременной соотнесённости |
4) |
Д) ошибка в употреблении имени числительного |
5) Языковая агрессия включает |
6) Те, кто мечтает |
|
7) Выдающийся |
|
|
|
9) Ипполит |
Запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
5 |
6 |
9 |
4 |
1 |
7. Установите
соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они
допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) нарушение в построении предложения с |
1) Благодаря национальному проекту «Культура», при |
Б) нарушение в построении предложения с |
2) Кульминацией |
В) нарушение связи между подлежащим и |
3) |
Г) ошибка в построении сложного предложения |
4) |
Д) нарушение видовременной соотнесённости |
5) Волею случая герой повести знакомится с режиссёром |
6) |
|
7) Все, кто изучал |
|
|
|
9) |
Запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
8. Установите
соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они
допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) ошибка в построении предложения с |
1) Автор |
Б) неправильное употребление падежной формы |
2)Уходя |
В) ошибка в построении предложения с |
3) |
Г) неправильное построение предложения с |
4) |
Д) ошибка |
5) И |
6) |
|
7) |
|
придерживаясь правила: в конце каждого занятия сохранять презентации. |
|
9) Изготовление деревянных фигур в полный человеческий |
Запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
4 |
3 |
2 |
1 |
7 |
9. Установите
соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они
допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) ошибка в построении предложения с |
1) Человек, закончивший |
Б) ошибка в построении предложения с |
2) К |
В) нарушение в построении предложения с |
3) По |
Г) нарушение в построении предложения с |
4) Заведующий типографией сказал мне, что это стихотворение принесено одним |
Д) неправильное употребление падежной формы |
5) Никто |
6) Провожая взглядом осенний |
|
7) |
|
|
|
9) Глобализация современного мира, вопреки ожиданий и прогнозов, не |
Запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
6 |
2 |
8 |
7 |
9 |
10. Установите
соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они
допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) ошибка в построении предложения с |
1) Все, кто хоть раз столкнулся с |
Б) нарушение связи между подлежащим и |
2) Сарацинами |
В) неправильное построение предложения с |
3) Приезжий |
Г) нарушение видовременной соотнесённости |
4) Только духовно развитый человек может видеть и наслаждаться |
Д) ошибка в употреблении имени числительного |
5) Экспедиция растянулась на целых двадцать двое суток. |
6) Это |
|
7) Автор |
|
|
|
9) Взошло солнце, позолотило перила веранды и открывает вокруг необыкновенную чистоту и свежесть. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
4 |
1 |
3 |
9 |
5 |
Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мораль появляется позже религии и права.
2) Нормы морали являются разновидностью социальных норм.
3) Нормы морали могут различаться в различные исторические эпохи.
4) Мораль является предметом изучения эстетики.
5) Моральные ценности могут быть как положительными, так и отрицательными.
Спрятать пояснение
Пояснение.
Мораль (лат) — нравственный, относящийся к характеру.
Мораль — совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей.
Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле.
Этика — наука о морали.
Признаки морали:
1. всеобщность
2. добровольность
Функции морали:
1. познавательная
2. регулятивная
3. воспитательная
4. мотивационная
5. прогностическая
6. аксиологическая ( формирует ценности)
Моральная система включает в себя:
− моральные нормы- должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества
− моральные ценности
Ценность- положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.
Существует 7 фундаментальных ценностей:
1. польза — экономика
2. господство-политика
3. справедливость — социальная сфера
4. истина
5. красота
6. добро- духовная сфера
7. свобода — все сферы
Основные категории морали:
1. Добро — положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним — зло.
Добродетель — совокупность положительных качеств и поступков. Антоним — порок.
1. Долг — осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами.
2. Стыд — осознание личностью своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.
3. Совесть — способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному.
4. Милосердие — сострадательное, доброжелательное отношение.
5. Честь — внутреннее достоинство человека, благородство души.
6. Счастье — эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовлетворённость условиями своего существования.
Золотое правило морали Канта (категорический императив) — поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой.
Ответ: 2, 3, 5.