Мораль егэ обществознание теория

ЕГЭ. Обществознание. Духовная сфера. Мораль

м7

м1

м2

м3

м5

м8

м6

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.

Происхождение морали
Натуралистический подход Мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития
Теологический подход Мораль дарована человеку Богом
Социологический подход Мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей
Культурологический подход Мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей

Мораль — правила поведения, основанные на представлениях человека о добре и зле, о том, что плохо и что хорошо.

Мораль наряду с правом являются основными способами регулирования поведения человека и общества в целом. Мораль — это форма общественного сознания, так как опирается на общественное мнение, и основополагающий вид человеческих взаимоотношений.

Категории морали:

  • добро
  • зло;
  • справедливость;
  • долг;
  • честь;
  • совесть;
  • достоинство.

В основе взаимоотношений человека с другими людьми полагается золотое правило морали:

«Не поступай с другими так, как не хочешь, чтоб поступали с тобой».

Тот, кто нарушает это правило, не может рассчитывать на доброе отношение к себе.

Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.

Наименование нормы Её сущность Характер нормы Чем поддерживается Когда возникает

Табу 

Жёсткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.) Распространяется на членов данной общины Мистическая боязнь определённых актов или существ

Родовой строй

Обычай

Исторически сложившаяся и распространённая в обществе форма действий, повторяющаяся в определённых обстоятельствах Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора Авторитет общественного мнения
Традиция Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора Авторитет общественного мнения

Моральные правила

Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения Разложение Родового строя

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.

Мораль выполняет в обществе ряд важнейших функций

  • Регулятивная 

Мораль регулирует отношения между людьми, поведение человека во всех сферах общественной жизни.

  • Воспитательная 

Мораль участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания.

  • Ценностно-ориентационная 

Мораль является жизненным ориентиром, указывая и воспитывая уважительное отношение к общечеловеческим ценностям).

  • Оценочная 

Мораль оценивает с позиций добра и зла поступки и деятельность людей.

  • Коммуникативная 

Мораль способствует взаимопониманию, взаимосвязи и общению людей в обществе.

  • Координационная

Мораль объединяет людей в разных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.

  • Мотивационная

Моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.

Нравственная культура личности — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, включает в себя: культуру этического мышления, культуру чувств, культуру поведения, этикет. 

Близким по смыслу понятием к морали является «нравственность», многие мыслители отождествляют эти понятия, т.е. рассматривают их как синонимы. Однако следует понимать, что если мораль — это общественные устои и обычаи, то нравственность — это внутренние (духовные) индивидуальные убеждения и принципы поведения (совесть, честь, достоинство).

Понятие «мораль» Понятие «нравственность»
Специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни (что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного)) Принципы реального практического поведения людей, в котором строгость высокоморальных норм значительно смягчена, т. е. в данное понятие вкладывается более «житейское», «приземлённое» значение.
Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (мир сущего).

Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой (от гр.— обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные её системы.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определённой ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.

Мораль и право: общее и различия

Нормы морали Нормы права
Общее
  • Являются в системе социальных норм самыми универсальными, распространяющимися на всё общество
  • Имеют один объект регулирования — общественные отношения
  • Выступают мерой свободы в обществе
  • Связаны с категорией «социальная справедливость»
  • Имеют сходную структуру
Различия
Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении Установлены или санкционированы государством, официально зафиксированы в юридических актах
Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений Обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся
Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения
Дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы Для них характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определённость формулировок
Регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т. д.) Регулируют отношения, подконтрольные государству
Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого Регулируют общественные отношения с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного

Видеоурок: Мораль

                                                     «Крошка сын к отцу пришел,

                                                         и спросила кроха:

                                              — Что такое хорошо

                                                      и что такое плохо?».

                                                                                     (Маяковский В.В.)

Лекция: Мораль

Понятие морали

Человеку свойственно всегда задумываться о смысле своих и чужих поступков, оценивая их как правильные и неправильные. Одним из наиболее важных социальных институтов, регулирующих поведение людей является мораль.  Она формирует представление человека о хорошем и плохом, добром и злом. Изучением морали занимается наука этика.

Мораль – это исторически сложившиеся в обществе общечеловеческие нравственные ценности и идеалы, принципы и нормы. 

Мораль формировалась по мере выделение человека из животного мира. Первобытное общество регулировало поведения через табу, устные сказания, которые с течением времени становились обычаями и традициями. Далее закрепились моральные правила: не лги для собственной выгоды, будь благодарен за помощь, выполняй обещания и др., имеющие общечеловеческую ценность. 

Функции морали

  • Познавательная — мораль является одним из способов познания окружающего мира. Например, через мораль, человек получает представление о добре и зле, чести и достоинстве.
  • Воспитательная — мораль ориентирует человека на общечеловеческие ценности (добро, долг, совесть, честь, милосердие). Например, мама объяснила маленькому Саше, что нужно делиться игрушками. 
  • Регулятивная — моральные нормы помогают человеку действовать в разных жизненных ситуациях правильно, поступать так, чтобы вызвать одобрение окружающих людей и избежать порицаний. Например, люди ориентируясь на мораль, помогают старшим, не обижают младших.
  • Оценочная — мораль устремляет нас к идеалу, оценивая действительность. Например, мальчик, увидев пожилую женщину с тяжелыми сумками, захотел помочь донести их до дома.
  • Коммуникативная — любое действие человека приобретает моральный смысл в межличностных отношениях, через общение.

Рассмотрим, как мораль взаимодействует с другими сферами общественной жизни.

Мораль и право

Право также, как и мораль является основным регулятором общественных отношений. Человеческие поступки можно оценить и с точки зрения морали, и с точки зрения права. Моральная оценка держится на силе общественного мнения. Правовая же устанавливается государством и закреплена в законах. Любому правовому поступку можно дать моральную оценку.  Например, человека, совершившего кражу, лишают свободы, сажая в тюрьму (правовая оценка), а знакомые и родные люди стали осуждать, перестали уважать (моральная оценка). Но не каждый моральный поступок может быть оценен правом. Ведь нельзя, оштрафовать мужчину за то, что он не уступил место даме. 

Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государственного принуждения: полицией, прокуратурой, судом и другими правоохранительными органами. Но в обществе нет специальных учреждений, следящих за соблюдением норм морали. Она зиждется на чувствах долга и совести самого человека. Мы свободны в выборе пути добродетели или порока, но при этом несём ответственность за свой выбор. 

Таким образом, право устанавливает внешние границы поведения человека, а мораль и внешние границы, и внутреннее самоопределение человека.

Мораль и религия

Мораль для верующего обычно сливается с религией. Оба института формируют представление о добре и зле. Золотое правило нравственности «Не делай другому того, чего не желаешь себе», тем или иным образом сформулировано во всех мировых религиях. 

Роль морали в жизни общества и человека велика. 

От усвоения норм морали зависят не только сам склад личности и поведение человека, но и то, как к нему будут относится другие люди.

Автор: Абулова Б.Т.

Занятие
с выпускниками 11 класса, сдающих ЕГЭ по обществознанию.

Тема: Мораль

Мораль (от
лат. mores – нрав) – одна из форм общественного сознания, включающая систему
представлений о добре и зле, регулирующих поведение людей.

Мораль играет огромную роль в регулировании жизни общества и
поведения людей. Значение морали обусловлено тем, что она, по большей части,
основана на внутренних механизмах, а значит, и руководит людьми даже тогда,
когда внешние регуляторы не действуют. Например, даже если никто не видел, что
человек нашел чужой телефон, он вернет его хозяину.

Эволюция
морали

В своем формировании мораль прошла долгий путь. По мере развития
общества внешние механизмы обеспечения морали (те, что вне человека) все больше
уступали место внутренним механизмам. Это хорошо видно по историческим формам
морали:

1.    Табу
– жесткий запрет на то, что объявлено «неприкасаемым». Существует в
родоплеменных общинах, поддерживается верой и не оставляет выбора.

2.    Обычай
– исторически сложившаяся повторяющаяся форма действий. Поддерживается
общественным мнением и не оставляет выбора.

3.    Традиция
– разновидность обычая, особо устойчивая и сознательно сохраняемая неизменной.
Поддерживается общественным мнением и не оставляет выбора.

4.    Моральная
норма – форма сознания, вбирающая идеалы и нормы, считающиеся образцовыми.
Поддерживается не только общественным мнением, но и внутренним убеждением
человека о добре и зле. То есть мораль впервые в истории стала такой нормой,
которая дает человеку возможность выбора своего поведения.

Происхождение
морали:

1.    Натуралистический
подход: мораль биологична, присуща человеку от природы;

2.    Теологический
подход: мораль дарована Богом;

3.    Социологический
подход: мораль появляется в ходе исторического развития и отражает интересы
людей. Например, мораль феодального общества (щедрость, бескорыстие, доблесть,
честь, неуважение к производительному труду) не соответствует интересам
буржуазного общества, поэтому буржуазное общество заменяет ее на буржуазную
мораль (скупость, трудолюбие, расчетливость, хитрость).

4.    Культурологический
подход: мораль появилась как элемент культуры данного общества, независимо от
интересов людей. Например, родоплеменная мораль, бытующая на Кавказе, уже
неактуальна в современных рыночных условиях, но сохраняется, т.к.
рассматривается своими защитниками как часть своей национальной культуры.

Моральные
нормы и требования

Моральные требования и представления могут обретать самые разные
формы:

1.    «не
лги»; «не укради»; «не убий»; «почитай старших» (это нормы поведения);

2.    доброжелательность;
справедливость; мудрость (это моральные качества);

3.    коллективизм
или индивидуализм, эгоизм или альтруизм (это нравственные принципы);

4.    долг,
совесть (это моральные механизмы);

5.    смысл
жизни; свобода; счастье (это моральные ценности).

Сравнение
морали и права

И мораль, и право являются важнейшими регуляторами общественного
поведения. Между ними есть черты сходства и различия:

Нормы морали

Нормы права

Общие черты

1) И те, и другие универсальны, включают в себя самые общие
нормы поведения

2) И те, и другие регулируют общественные отношения

3) И те, и другие определяют меру свободы в обществе (степень
допустимого поведения индивидов)

4) И те, и другие связаны с представлениями о социальной
справедливости

Черты различия

Они формируются в сознании

Они устанавливаются государством

Они существуют в общественном сознании

Они закреплены в нормативно-правовых актах

Они исполняются по внутреннему убеждению или привычке

Они обязательны к исполнению

Они гарантируются совестью

Они гарантируются государственным принуждением

Они могут толковаться расширительно (т.е. каждый понимает их по-своему.
Например, понятие лжи для одного – это прямо сказать неправду, а для другого
– также и умолчать о чем-то).

Они конкретны и буквальны (соблюдаются так, как написано в
законе)

Они регулируют любые общественные отношения, в том числе самые
интимные, личные сферы жизни индивида. Например, сферу дружбы, любви,
честности

Они регулируют четко определенную сферу самых важных
общественных отношений(рынок, собственность и имущество, выборы власти, права
и свободы, жизнь и здоровье и т.д.)

Они устанавливают представления о добре и зле, хорошем и плохом.
Моральным может быть и незаконный поступок. Например, пощечина парня хаму,
оскорбившему девушку в его присутствии.

Они устанавливают представления о законном и незаконном.
Законным может быть и аморальный поступок. Например, квартиру в наследство
получит сын умершего, долгие годы не проявлявший к отцу интереса, а не
дальняя родственница, которая проявляла заботу о старике

Функции
морали

1.    Регулятивная
– она регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни;

2.    Ценностно-ориентационная
– она определяет для человека, что считать добром и злом, достойным и
недостойным, человечным и бесчеловечным;

3.    Мотивационная
– она побуждает делать или не делать что-то. Например, пожертвовать собой ради
друзей или не взять деньги за предательство своей страны.

4.    Конститутивная
(от лат. constitu – устанавливаю) – она устанавливает высшие принципы
нравственности, главенствующие над всеми остальными принципами общества.

5.    Координационная
– она обеспечивает единство взаимодействия и мнения людей во всех сферах жизни
общества.

Понятие
нравственной культуры

Поскольку в моральной регуляции поведения большую роль играет
внутреннее убеждение человека, то одним из важнейших элементов морали является
нравственность личности.

Нравственность
личности, или нравственная культура личности
 
это степень усвоения индивидом нравственного сознания и культуры общества. То
есть ее можно считать степенью проникновения в сознание личности тех норм
морали, которые существуют вокруг нее, в окружающем ее обществе.

Виды
нравственной культуры

1.    Элементарная
нравственность
. Основана на послушании, боязни наказания
и подражании. Свойственна детям и инфантильным взрослым. Например, ребенок не
притрагивается к чужому не потому, что считает это плохим, а потому, что ему
сказали, что так делать нельзя.

2.    Конвенциональная
нравственность
. Основана на общественном мнении и стыде.
Свойственна большинству взрослых людей. Например, человек вежлив, потому что
невежливым быть плохо и грубиянов не уважают в обществе.

3.    Автономная
нравственность.
 Основана
на саморегуляции и совести. Свойственна зрелым личностям. Например, человек
решает заботиться о больных туберкулезом, потому что считает это правильным,
несмотря на то, что друзья потом избегают его, боясь заразы.

Некоторые
принципы нравственной культуры

·        
«золотое правило нравственности»: «Не
делай другому того, чего не желаешь себе», или «Поступай с другими так, как
хочешь, чтобы поступали с тобой»;

·        
моральная автономия личности:
личность должна быть свободна в выборе своих поступков и сама должна быть
ответственна за свои действия;

·        
гуманизм: забота о человеке, внимание к
человеку в любых его формах.

Мораль — форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. 1

Выделяют светскую и религиозную мораль.

  • Светская мораль — отражает потребности человека и общества на основе исторического опыта многих поколений, это отражение традиций и нравов общества в целом.
  • Религиозная мораль — совокупность нравственных понятий и принципов, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Религиозная мораль утверждает, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, и тем самым провозглашается вечность и неизменность религиозных моральных установлений, их вневременной, надклассовый характер. 2

Функции морали:

  • Оценочная функция разделяет поступки на хорошие и плохие по шкале добро/зло.
  • Регулятивная функция разрабатывает правила и нормы морали.
  • Воспитательная функция занимаетсяформированием системы моральных ценностей.
  • Контролирующая функция следит за выполнением норм и правил.
  • Интегрирующая функция поддерживает состояние гармонии внутри самого человека при совершении тех или иных поступков. 3

Мораль и право

Мораль тесно взаимосвязана с правом. Общими признаками норм морали и права является то, что они универсальны, распространяют своё действие на всех людей, имеют общий объект регулирования — общественные отношения, опираются на понятия справедливости, выступают мерой свободы в социуме. Мораль и право имеют сходную структуру — включают правила поведения и санкции за их неисполнение. Только санкции эти разные. 

Однако, можно выделить и различия норм морали и права:

  • мораль сформировалась за счёт длительности развития общества и стала формой общественного сознания, право же санкционировано (принято) государством;
  • нормы морали исполняются в силу привычки, в результате убеждения, воспитания, нормы права же обязательны для исполнения и поддерживаются силой государства;
  • за неисполнение норм морали следуют угрызения совести, общественное порицание, другие неформальные санкции, нарушение норм права влечёт юридическую ответственность, накладываемую государством;
  • нормы морали регулируют более широкую область общественных отношений, в отличие от правовых норм, регулирующих только отношения, подконтрольные государству. Например, отношения дружбы и любви прямо не подконтрольны праву, мораль же их регулирует;
  • моральные нормы нигде официально не оформлены, правовые нормы же чаще всего представлены в нормативных актах, изданных официально. 4

Нравственная культура личности

Нравственная культура личности — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Нравственная культура личности является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.

Можно выделить несколько этических принципов, которые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.

Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности:

  • «Золотое правило» нравственности — в религиозно-философских изысканиях у разных народов (в Китае, Индии, Греции) с середины I тыс. до н. э. на смену принципу «Жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб» стало выдвигаться «золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, и тем самым устанавливает равенство между людьми.
  • Моральная автономия личности — этот принцип — завоевание Нового времени. Он означает, что личность самостоятельно осуществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому несет ответственность за свой выбор перед самой собой и перед человечеством. Автономия личности предполагает, что о человеке следует судить по его личным качествам и поступкам, а не по происхождению, цвету кожи, религиозным убеждениям, принадлежности к социальной группе и т. д. Этот принцип предполагает не только уважение к человеку, но и наличие у него самоуважения, чувства собственного достоинства.
  • Гуманизм — человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека. Этот принцип требует отказа от всех форм насилия над личностью. Он утверждает социальное равенство людей, а также «естественные права» каждого человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и др.

Таким образом, нравственная культура личности — это знание общих моральных принципов, способность «переплавить» их в глубокие прочувственные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка. 5

1.15. Мораль

Мораль – 1) форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей; 2) принятая в обществе система норм, идеалов, принципов, и ее выражение в реальной жизни людей. Нравственность – принципы реального практического поведения людей. Этика – философская наука, предметом которой являются мораль, нравственность.

Подходы к происхождению морали

– Натуралистический: рассматривает мораль как простое продолжение, усложнение групповых чувств животных, обеспечивающих выживание вида в борьбе за существование. Представители натурализма в этике сводят социальное к биологическому, стирают качественную грань, отличающую человеческую психику от животной.

– Религиозно-идеалистический: рассматривает мораль как дар божий.

– Социологический: рассматривает мораль как феномен, возникший вместе с общением и коллективными трудовыми действиями и обеспечивающий их регулирование. Главные причины, вызвавшие необходимость моральной регуляции, состоят в развитии и усложнении социальных отношений: появлении прибавочного продукта и необходимости его распределения; половозрастном разделении труда; вычленении родов внутри племени; упорядочении половых отношений и т. д.

Мораль держится на трех важнейших основаниях:

* Традиции, обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Человек усваивает эти нравы, традиционные нормы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности. Они реализуются в его поведении, мотивы которого при этом формулируются следующим образом: «так принято» или «так не принято», «так все делают», «как люди, так и я», «так исстари велось» и др.

* Опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются, с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

* Основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть.

В отношении к личности человека мораль является внутренней формой саморегуляции индивидом своего поведения. Мораль бескорыстна, личностна, представляет особого рода познание, является сущностной характеристикой духовного познания.

Моральное сознание носит ценностный характер. Оно ориентируется на некий абсолютный моральный идеал, который возникает в обществе, но выносится за его пределы, выступая в виде критерия и оценки, как общественных явлений, так и индивидуального поведения человека и его мотивов.

Моральная норма направлена на формирование в человеке определенных моральных качеств: стремления к добру и самосовершенствованию, помощи окружающим людям, мужества, быть готовым терпеть лишения и бороться за истину. Под нормой понимается такое предписание (решение, указание, инструкция, директива, приказ, программа и др.), с которым должно (можно или нельзя) быть выполнено определенное действие для достижения заданных целей.

Нравственная норма определяет общественно необходимые типичные варианты нравственного поведения; средство, которое дает ориентацию человеческой личности, указывает, какие проступки являются допустимыми и предпочтительными и каких следует избегать.

Основным свойством моральных норм является их повелительность (императивность). В них выражены нравственные требования. Одна и та же норма, скажем, требование справедливости, может быть выражена одновременно и в форме запрета, и как позитивное предписание: «не лги», «говори только правду». Нормы адресованы к человеку, к его деятельности и поведению. Осознанная совокупность норм определяется как моральный кодекс. Основными элементами морального кодекса являются следующие: социально значимые предписания, установка-ориентация, готовность личности к должным требованиям и объективные условия, позволяющие реализовать соответствующее должное поведение.

Другим компонентом морального кодекса являются ценностные ориентации: 1) нравственное значение, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов; 2) ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, – идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья.

Мотивация, оценка и самооценка. Мотивация, оценка и самооценка – важные способы моральной регуляции поведения людей. Мотив – это нравственно осознанное побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивация – система определенным образом взаимосвязанных мотивов, означающих предпочтение тех или иных ценностей, целей в моральном выборе индивида, сознательное определение линии своего поведения.

Моральная оценка позволяет определить ценностное значение поступка, поведения личности, их соответствие определенным нормам, принципам, идеалам; это самостоятельное определение ценности своего поведения, своих мотивов и поступков. Она тесно связана с чувством совести и долга и выступает как важный инструмент самоконтроля.

Совесть – способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; является выражением нравственного самосознания и самочувствия личности; позволяет человеку осознать свою нравственную ответственность перед самим собой как субъектом морального выбора и перед другими людьми, обществом в целом.

Долг – это отношение личности к обществу. Личность выступает здесь как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом.

Функции морали

* Мировоззренческая. Мораль вырабатывает систему ценностных ориентаций: норм, запретов, оценок, идеалов, которые становятся необходимым компонентом общественного сознания, ориентируют индивида, выражают предпочтение тем или иным нормам и повеление действовать в соответствии с ними.

* Познавательная. Она не тождественна научному познанию, ориентирует человека в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтение тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.

* Регулятивная. Мораль выступает как способ регулирования поведения людей в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, внутригрупповых и других отношениях. Она санкционирует и поддерживает определенные общественные устои, строй жизни либо требует их изменения. Мораль опирается на силу общественного мнения. Моральные санкции более гибки, разнообразны, выступают в виде не только принуждения, убеждения, но и одобрения общественным мнением.

* Оценочная. Мораль рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, а также в других сопредельных с ними или производных от них понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т. д.). При этом конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения.

* Воспитательная. Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей. Нравственность пронизывает все виды воспитания постольку, поскольку она придает им правильную социальную ориентацию через нравственные идеалы и цели, что обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов.

* Мотивационная. Нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то делать или не делать.

* Контролирующая. Контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека.

* Координационная. Мораль обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах.

* Интегрирующая. Поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека.

Моральные требования и представления

– нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и др.);

– моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.);

– нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и др.);

– морально-психологические механизмы (долг, совесть);

– высшие моральные ценности (добро, смысл жизни, свобода, счастье).

Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет.

Мораль проявляет себя в осмыслении противоположности добра и зла. Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и к достижению нравственного совершенства. Если добро – созидательно, то зло – это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.

Свобода человека, его способность выбирать между добром и злом, называется моральным выбором. За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью).

Отличия моральных норм от обычаев и правовых норм: 1) следование обычаю предполагает беспрекословное и буквальное подчинение его требованиям, моральные нормы предполагают осмысленный и свободный выбор человека; 2) обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп, мораль универсальна, она задает общие нормы для всего человечества; 3) исполнение обычаев нередко основано на привычке и страхе перед неодобрением окружающих, мораль основывается на чувстве долга и поддерживается чувством стыда и угрызениями совести.

В отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) мораль не является сферой организованной деятельности: в обществе не существует учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали. Моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности.

Универсальные моральные принципы

1. Принцип талиона. В Ветхом Завете формула талиона выражена так: «око за око, зуб за зуб». В первобытном обществе талион осуществлялся в виде кровной мести, при этом наказание должно было строго соответствовать причиненному вреду.

2. Принцип нравственности. Золотое правило нравственности можно встретить среди изречений древних мудрецов: Будды, Конфуция, Фалеса, Мухаммеда, Христа. В наиболее общем виде это правило выглядит так: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Заповедь любви становится основным универсальным принципом в христианстве.

3. Принцип золотой середины представлен в работах Аристотеля: избегай крайностей и соблюдай меру. Все нравственные добродетели являются серединой между двумя пороками (например, мужество располагается между трусостью и безрассудством) и восходят к добродетели умеренности, которая позволяет человеку обуздать свои страсти при помощи разума.

4. Принцип наибольшего счастья (И. Бентам, Дж. Милль): каждый должен вести себя так, чтобы обеспечить наибольшее счастье для наибольшего числа людей. Поступок морален, если выгода от него перевешивает вред.

5. Принцип справедливости (Дж. Ролз): каждый человек должен иметь равные права в отношении основных свобод; социальные и экономические неравенства должны быть устроены к выгоде неимущих.

Каждый универсальный принцип выражает некий моральный идеал, который в основном понимается как человеколюбие.

Аморализм

В современном обществе в массовой культуре и через СМИ зачастую внедряется убеждение, что есть разная мораль, что то, что ранее считалось аморальным, сейчас может быть вполне приемлемо и допустимо. Это свидетельствует о размывании строгости морального критерия, четкости и ясности в различении добра и зла. Утрата морали ведет к разрушению самой основы социальности, связей между людьми, законов и норм. В итоге рушится вся социальная система, незаметно и постепенно подточенная изнутри.

Аморальность связана с понятиями эгоизма, страсти и греха. Страсти (душевные, телесные) – это то, что ведет по пути, противоположному добродетели и самопознанию.

Чтобы общество прогрессировало в своем развитии, необходимы сплочение гражданского общества и его борьба с аморализмом во всех его проявлениях. Она должна вестись через воспитание, образование, духовное развитие, убеждение и просвещение. Насилие невозможно в сфере морали, как невозможно добро с кулаками, хотя оно должно быть активным.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Мораль в пикапе (Дмитрий Новиков)

Мораль в пикапе (Дмитрий Новиков)
Пикап — это занятие, которое критикуется миллионами. Многие говорят, что пикап аморален. Я согласен, пикап аморален. Но что такое мораль? Мораль — это вид религии, установленный в обществе и принимаемый различными людьми с различных

1.15. Мораль

1.15. Мораль
Мораль – 1) форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей; 2) принятая в обществе система норм, идеалов, принципов, и ее выражение в реальной жизни людей. Нравственность – принципы реального

39. ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ

39. ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ
Мораль как совокупность норм, правил поведения и отношения людей друг к другу, порожденных изначально существовавшими обычаями и традициями имеет первенствующее к политике отношение Прежде всего это первенство функциональное, так как отсутствие

25. ПРАВО И МОРАЛЬ

25. ПРАВО И МОРАЛЬ
Мораль – это система господствующих в обществе этических представлений и чувств (т. е. идей о справедливости, добре и зле, чувство морального удовлетворения или стыда), а также основанных на них норм. Мораль – синоним нравственности. Есть и другая точка

48. МОРАЛЬ И ПРАВО

48. МОРАЛЬ И ПРАВО
Мораль – правила поведения, которые отражают представления людей о добре и зле, справедливости, чести, долге, нравственных идеалах. Мораль – это закрепившиеся в общественном сознании нравственные требования к человеку.Мораль отличается от

Мораль сей басни такова

Мораль сей басни такова
Первоисточник — басня «Лев и ярлык» поэта Сергея Владимировича Михалкова (р. 1913), которая завершается так:

Мораль у басни такова:
Иной ярлык сильнее

МОРАЛЬ (нравственность)

МОРАЛЬ (нравственность)
(лат. Moralis — нравственный, mores — нравы) специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений. В любом человеческом

Как бы мораль

Как бы мораль
Не люблю заниматься морализаторством, посему и поставил в заголовок этого раздела статьи слова «как бы». Знаю, что большинство новичков, лишь недавно переступивших порог тренажерного зала, весьма падки на посулы, которые щедро раздают производители

Нравственность. Этика. Мораль

Нравственность. Этика. Мораль
См. также «Десять заповедей», «Добро и зло», «Цель и средства», «Человек человеку»
Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо

Любовь, приличия и мораль

Любовь, приличия и мораль
…Любовь – началоКак всякого похвального плода,Так и всего, за что карать пристало.? Данте Алигьери, итальянский поэт (XIV в.)Любовь может быть и худшей из душевных страстей, и благороднейшим деянием.? Франческо Петрарка, итальянский поэт (XIV

Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, отно­сящийся к нраву, характер) — совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде.

Этика — философская наука, объектом изучения, которой, является мораль, а центральной проблемой – добро и зло.

Функции морали

1. Основной функцией морали является регулирование взаимоотношений всех членов общества и социальных групп.

2. Мировоззренческая функция – мораль является одним из способов познания окружающего мира, помогающая человеку объяснять и оценивать, происходящие вокруг события с позиций добра и зла, совести и бессовестности, долга и безответственности. Например, через мораль, человек формирует представление о добре и зле, чести и достоинстве. Пример функции: глубокое чувства патриотизма и любви к Отечеству помогло русскому народу победить армию Наполеона и очистить родную землю от захватчиков.

3. Воспитательная функция – мораль служит средством воспитания человека. Мораль ориентирует человека на нужные (идеальные) нормы поведения. Пример функции: родители объяснили маленькому Никите, что нельзя обижать слабых и беззащитных, им нужно помогать.

4. Оценочная – мораль устремляет нас к идеалу, оценивая действительность. Пример функции: Сергей, увидев  входящего в автобус пожилого человека, уступил ему свое место.

5. Коммуникативная – мораль обеспечивает комфортное общение между людьми. Пример функции: Елена всегда внимательно до конца выслушивает своего собеседника, давая возможность высказаться, а затем высказывает своё мнение.

6. Познавательная функция — мораль помогает человеку постигать мир путем различия понятий добра и зла.

7. Мотивационная. Нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то делать или не делать.

8. Контролирующая. Контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека.

9. Координационная. Мораль обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах.

10. Интегрирующая. Обеспечивает единство общественных общественных и личных интересов, ориентирована на поддержание целостности и стабильности в обществе

Содержание морали:

  1. Принципы морали (от лат. principium — основа) — исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека (гуман­ность, справедливость, ми­лосердие, терпимость и др.)
  2. Нормы морали (заповеди) — правила поведения, строго и конкретно предписываю­щие человеку, какие по­ступки он должен (или не должен) совершать (ува­жай старших, не убивай, не лги, не воруй, не зави­дуй, не клевещи и др.)
  3. Моральный идеал (от гр. idea — понятие, справедливость) — всё самое лучшее, что вы­работано моралью, чело­веколюбие.
  4. Моральные (всеобщие, об­щечеловеческие, абсолют­ные) ценности — нечто важное, необходи­мое, полезное для жизни (смысл жизни, свобода, счастье и др.).

Роль морали в современном мире:

  • регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни;
  • является жизненным ориентиром для человека, стремящегося к самосовершен­ствованию;
  • формирует нравственный облик личности;
  • обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнооб­разных обстоятельствах, поскольку со­блюдение людьми всеобщих моральных принципов делает их поведение предска­зуемым.

Категории морали

добро — намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к совершению блага по отношению к себе, другим людям и обществу в целом
зло — намеренное, умышленное и сознательное причинение вреда, ущерба и страданий
долг — обязанность индивида действовать в соответствии с требованиями общества
совесть — форма морального самоконтроля личности, при котором она самостоятельно регулирует своё поведение в соответствии с общепринятыми нормами
честь — осознание индивидом своего общественного значения и требование признания этого значения со стороны общества

Моральные ценности

гуманизм — мировоззрение, которое утверждает ценность человека как личности, его свободы и права
гражданственность — моральная ценность, которая связана с выполнением гражданских обязанностей, преданностью Родине
патриотизм — моральная ценность, в которой выражено чувство любви к Родине, защита её интересов

— носят универсальный характер и имеют сходную структуру — регулируют общественные отношения, являются мерой свободы в обществе — связаны с понятием «социальная справедливость»

Моральные требования

  1. Правила поведения (уступать место старшим, не лгать и др.)
  2. Моральные качества (честность, сострадание, справедливость)
  3. Нравственные принципы (альтруизм)
  4. Психологические механизмы (совесть)
  5. Моральные ценности (доброта, счастье и др.)
  6. Нравственная культура – насколько индивид воспринимает нормы и ценности общества в котором живёт.

Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, отно­сящийся к нраву, характер) — совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде.

Этика — философская наука, объектом изучения, которой, является мораль, а центральной проблемой – добро и зло.

Функции морали

  1. Основной функцией морали является регулирование взаимоотношений всех членов общества и социальных групп.
  2. Мировоззренческая функция– мораль является одним из способов познания окружающего мира, помогающая человеку объяснять и оценивать, происходящие вокруг события с позиций добра и зла, совести и бессовестности, долга и безответственности. Например, через мораль, человек формирует представление о добре и зле, чести и достоинстве. Пример функции: глубокое чувства патриотизма и любви к Отечеству помогло русскому народу победить армию Наполеона и очистить родную землю от захватчиков.
  3. Воспитательная функция – мораль служит средством воспитания человека. Мораль ориентирует человека на нужные (идеальные) нормы поведения. Пример функции: родители объяснили маленькому Никите, что нельзя обижать слабых и беззащитных, им нужно помогать.
  4. Оценочная – мораль устремляет нас к идеалу, оценивая действительность. Пример функции: Сергей, увидев входящего в автобус пожилого человека, уступил ему свое место.
  5. Коммуникативная – мораль обеспечивает комфортное общение между людьми. Пример функции: Елена всегда внимательно до конца выслушивает своего собеседника, давая возможность высказаться, а затем высказывает своё мнение.
  6. Познавательная функция — мораль помогает человеку постигать мир путем различия понятий добра и зла.
  7. Мотивационная. Нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то делать или не делать.
  8. Контролирующая. Контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека.
  9. Координационная. Мораль обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах.
  10. Интегрирующая. Обеспечивает единство общественных общественных и личных интересов, ориентирована на поддержание целостности и стабильности в обществе

 Содержание морали:

  1. Принципы морали (от лат. principium — основа) — исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека (гуман­ность, справедливость, ми­лосердие, терпимость и др.)
  2. Нормы морали (заповеди) — правила поведения, строго и конкретно предписываю­щие человеку, какие по­ступки он должен (или не должен) совершать (ува­жай старших, не убивай, не лги, не воруй, не зави­дуй, не клевещи и др.)
  3. Моральный идеал (от гр. idea — понятие, справедливость) — всё самое лучшее, что вы­работано моралью, чело­веколюбие.
  4. Моральные (всеобщие, об­щечеловеческие, абсолют­ные) ценности — нечто важное, необходи­мое, полезное для жизни (смысл жизни, свобода, счастье и др.).

Роль морали в современном мире:

  • регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни;
  • является жизненным ориентиром для человека, стремящегося к самосовершен­ствованию;
  • формирует нравственный облик личности;
  • обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнооб­разных обстоятельствах, поскольку со­блюдение людьми всеобщих моральных принципов делает их поведение предска­зуемым.

Категории морали

добро

— намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к совершению блага по отношению к себе, другим людям и обществу в целом

зло

— намеренное, умышленное и сознательное причинение вреда, ущерба и страданий

долг

— обязанность индивида действовать в соответствии с требованиями общества

совесть

— форма морального самоконтроля личности, при котором она самостоятельно регулирует своё поведение в соответствии с общепринятыми нормами

честь

— осознание индивидом своего общественного значения и требование признания этого значения со стороны общества

Моральные ценности

гуманизм

— мировоззрение, которое утверждает ценность человека как личности, его свободы и права

гражданственность

— моральная ценность, которая связана с выполнением гражданских обязанностей, преданностью Родине

патриотизм

— моральная ценность, в которой выражено чувство любви к Родине, защита её интересов

Мораль и право: общее

— носят универсальный характер и имеют сходную структуру

— регулируют общественные отношения, являются мерой свободы в обществе

— связаны с понятием «социальная справедливость»

Мораль и право: различия

Моральные нормы

Правовые нормы

— формируются в процессе развития моральных взглядов и идеалов

— содержатся в общественном сознании

— отражают общественные потребности

— исполняются в результате привычки, внутренних побуждений

— гарант соблюдения – совесть индивида, общественное мнение

— дают большой простор для их толкования, чем нормы права

— более широкая сфера регулирования, чем у права

— оценивают поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого

— устанавливаются или санкционируются государством

— зафиксированы в нормативных правовых актах

Выражают государственную волю

— обязательны для исполнения

— их реализация обеспечивается силой государственного принуждения

— характерна конкретность содержания, определённость формулировок

— регулируют отношения, подконтрольные государству

— оценивают поведение людей с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного

Моральные требования

  1. Правила поведения (уступать место старшим, не лгать и др.)
  2. Моральные качества (честность, сострадание, справедливость)
  3. Нравственные принципы (альтруизм)
  4. Психологические механизмы (совесть)
  5. Моральные ценности (доброта, счастье и др.)
  6. Нравственная культура – насколько индивид воспринимает нормы и ценности общества в котором живёт.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Мораль егэ обществознание презентация
  • Накс нгдо экзамен
  • Мораль егэ обществознание конспект
  • Найдите фонозаписи музыкальных сочинений композиторов вашего края составьте музыкально литературную
  • Мораль егэ обществознание 2022

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии