Мораль егэ обществознание презентация



Скачать материал

МОРАЛЬ



Скачать материал

  • Курс добавлен 20.12.2022
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

  • Сейчас обучается 93 человека из 45 регионов

  • Сейчас обучается 37 человек из 23 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • МОРАЛЬ

  • План Понятие морали 
Золотое правило морали
Происхождение морали
ЭТИКА
Мораль...

    2 слайд

    План
    Понятие морали
    Золотое правило морали
    Происхождение морали
    ЭТИКА
    Мораль и нравственность
    Структура морали
    Особенности норм морали
    Функции морали

  • Что такое «мораль»?Мораль– принятые в обществе нормы поведения с точки зрения...

    3 слайд

    Что такое «мораль»?
    Мораль– принятые в обществе нормы поведения с точки зрения представления о ДОБРЕ и ЗЛЕ
    ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ
    НЕ ДЕЛАЙ ДРУГИМ ТОГО, ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ

  • Социальные нормы: правила поведения людей в обществе, являющиеся результатом...

    4 слайд

    Социальные нормы: правила поведения людей в обществе, являющиеся результатом их сознательной деятельности
    НОРМЫ ОБЫЧАЕВ
    РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ
    НОРМЫ ЭТИКЕТА
    НОРМЫ МОРАЛИ – самые первые в истории человечества!
    ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

  • Происхождение моралиМораль – это первая форма общественного сознания, благода...

    5 слайд

    Происхождение морали
    Мораль – это первая форма общественного сознания, благодаря которой первобытное человеческое общество стало принципиально отличаться от животного стада

    Альтруизм – самопожертвование ради выживания семьи, рода
    МОРАЛЬ – ЭТО ПРИНЦИПЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА ЗА ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО!
    моральное сознание  является наиболее древней формой сознания и первой формой социальной регуляции деятельности людей
    ОБЩЕСТВО:
    Возникновение морали на стадии разложения первобытного общества в виде нравственных норм и идеалов
    Табу
    ( запрет)
    обычай
    Моральное правило (норма)

  • Структура морали Нормы – правила поведения  Категории: базовые понятия  принц...

    6 слайд

    Структура морали
    Нормы – правила поведения
    Категории: базовые понятия
    принципы
    Делай добро
    Не делай зла
    Благодари за добро
    Компенсируй нанесенный тобой ущерб
    Будь справедлив
    Будь верен
    Совершенствуйся
    Совесть
    ДОБРО И ЗЛО
    СПРАВЕДЛИВОСТЬ
    ДОЛГ
    ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО
    1. Гуманизм (лат. humanus — человечный), или челове­колюбие — принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье. – представление о человеке, как высшей ценности
    2. Альтруизм

  • Содержание морали:Принципы морали (от лат. principium — основа) — исходные п...

    7 слайд

    Содержание морали:

    Принципы морали (от лат. principium — основа) — исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека (гуман­ность, справедливость, ми­лосердие, терпимость и др.)
    Нормы морали (заповеди) — правила поведения, строго и конкретно предписываю­щие человеку, какие по­ступки он должен (или не должен) совершать (ува­жай старших, не убивай, не лги, не воруй, не зави­дуй, не клевещи и др.)
    Моральный идеал (от гр. idea — понятие, справедливость) — всё самое лучшее, что вы­работано моралью, чело­веколюбие.
    Моральные (всеобщие, об­щечеловеческие, абсолют­ные) ценности — нечто важное, необходи­мое, полезное для жизни (смысл жизни, свобода, счастье и др.).

  • Нормы морали или нравственности отличаются от других социальных норм, в частн...

    8 слайд

    Нормы морали или нравственности отличаются от других социальных норм, в частности, от норм права. Если нарушается право, то государство с помощью аппарата принуждения может заставить человека подчиниться требованиям закона. За моралью, где наиболее четко выражены элементы общественной психологии, стоит сила убеждения, примера, традиций, общественного мнения, культуры. Требования права и морали не во всем совпадают. В праве на первом плане — наказание, в морали — воспитание.
    Нравственные отношения, как правило, имеют эмоциональную окраску, в то время как в категориях правосознания преобладает логический, рассудочный элемент. Например, закон не предусматривает наказания за недостаток вежливости или неряшливость, тогда как нравственность это осуждает (эмоционально). Именно эмоциональность, как специфическая черта нравственного сознания, придает принципам и нормам морали большую жизненность и гибкость. Через воздействие на сознание индивида (общества), его психологию мораль осуществляет свою роль регулятора поведения, способствует созданию определенных нравственных отношений между людьми.
    Также как и право, мораль исторична, конкретна. В ней присутствует целый ряд общечеловеческих элементов, типа: «Не укради!», «Не убий!». Наряду с ними есть немало элементов, которые у различных социальных сил в разные исторические эпохи имеют разные ценностные оценки.

    НОРМЫ МОРАЛИ
    ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

  • 
Сходства и отличия права и морали

    9 слайд

    Сходства и отличия права и морали

  • Тесная связь морали и религииТЕСНАЯ СВЯЗЬ  РЕЛИГИЕЙ

    10 слайд

    Тесная связь морали и религии
    ТЕСНАЯ СВЯЗЬ РЕЛИГИЕЙ

  • Заповеди – это христианские моральные нормы Заповеди Моисея 
(Ветхий Завет)...

    11 слайд

    Заповеди –
    это христианские моральные нормы
    Заповеди Моисея
    (Ветхий Завет)
    Я Бог твой и не будет у тебя других богов кроме Меня
    Не сотвори себе кумира (не делай изображений других богов)
    Не произноси имя Господа понапрасну
    Чти день субботний, чтобы святить его
    Почитай отца и мать
    Не убий
    Не прелюбодействуй
    Не кради
    Не лги
    Не завидуй

    НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ Иисуса Христа
    (Новый Завет, Евангелие)
    «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»
    Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, молитесь за обижающих вас.
    Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец Ваш Небесный.
    И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними

  • Этика – наука о морали Мораль изучает особая философская дисциплина — этика.К...

    12 слайд

    Этика – наука о морали
    Мораль изучает особая философская дисциплина — этика.
    КАК НАЗЫВАЕТСЯ НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ МОРАЛЬ?

  • НРАВСТВЕННОСТЬ- степень усвоения личностью и обществом моральных норм и практ...

    13 слайд

    НРАВСТВЕННОСТЬ- степень усвоения личностью и обществом моральных норм и практическое следование им в повседневной жизни
    Мораль эффективна тогда, когда ее нормы внедрены в индивидуальное сознание (воспитание, СМИ и т.д.) и находят в нем живой отклик
    Нравственность чаще применяется для описания внутренних принципов человека а мораль — для общественных.
    Мораль = = нравственность?

  • СОВЕСТЬ Совесть – это внутренний моральный самоконтроль. 
Совесть  - это глав...

    14 слайд

    СОВЕСТЬ
    Совесть – это внутренний моральный самоконтроль.
    Совесть — это главный судья в нравственных отношениях.
    Совесть – это голос Бога в человеке.
    Н. Ге Совесть (Иуда)

  • Категории морали – это ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ МОРАЛИ ДОБРО ЗЛО СЛЕДОВАНИЕ НО...

    15 слайд

    Категории морали – это ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ МОРАЛИ
    ДОБРО
    ЗЛО
    СЛЕДОВАНИЕ НОРМАМ МОРАЛИ
    НАРУШЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ
    Добро — всё то, что спо­собствует улуч­шению жизни, нравственному возвышению лич­ности, совершен­ствованию обще­ства и природы.

  • Долг – это обязанности человека перед обществом и самим собой Долг — превращ...

    16 слайд

    Долг – это обязанности человека перед обществом и самим собой

    Долг — превращение требования мо­рали в личную задачу данного конкретного че­ловека.
    ДОЛГ – ЭТО ВАЖНЕЙШАЯ МОРАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ. Этику называют еще наукой о должном. Долг – это пересечение морального сознания с добровольным нравственным выбором и поступком. Моральное сознание без нравтсвенного поступка ничего не стоит

  • Моральный долг – подвиг Януша Корчака

    17 слайд

    Моральный долг – подвиг Януша Корчака

  • Конституция РФ. Статья 591. Защита Отечества является долгом и обязанностью г...

    18 слайд

    Конституция РФ. Статья 59
    1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

  • Добро — всё то, что спо­собствует улуч­шению жизни, нравственному возвышению...

    19 слайд

    Добро — всё то, что спо­собствует улуч­шению жизни, нравственному возвышению лич­ности, совершен­ствованию обще­ства и природы.
    Долг — превращение требования мо­рали в личную задачу данного конкретного че­ловека.
    Совесть — способность лич­ности осуществ­лять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравст­венные обязаннос­ти, требовать от себя их выпол­нения и произво­дить самооценку совершаемых по­ступков.

  • Категорический императив Канта «Поступай так, как если бы максима твоей воли...

    20 слайд

    Категорический императив Канта «Поступай так, как если бы максима твоей воли была всеобщим законом мироздания»
    » Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»
    Иммануил Кант

  • ВНЕШНИЙ МОРАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ СИЛА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ: ОДОБРЕНИЕ ИЛИ НЕОДОБРЕН...

    21 слайд

    ВНЕШНИЙ МОРАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
    СИЛА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ: ОДОБРЕНИЕ ИЛИ НЕОДОБРЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ СО СТОРОНЫ ГРУППЫ ИЛИ ВСЕГО ОБЩЕСТВА
    На НРАВСТВЕННУЮ ПРИРОДУ общественного мнения обращал внимание немецкий философ Георг Гегель
    Прогресс морали связан с постепенной реализацией гуманистических установок в обществе: совершать добро и воздерживаться от зла, заботится не только о личном, но и об общем благе и т.д.

  • Функции моралиЦенностно-ориентационная (формирует мировоззрение) .
Мотивацион...

    22 слайд

    Функции морали
    Ценностно-ориентационная (формирует мировоззрение) .
    Мотивационная.
    Регулятивная.

  • Роль морали в обществе регулирует поведение человека во всех сферах обществен...

    23 слайд

    Роль морали в обществе
    регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни;
    является жизненным ориентиром для человека, стремящегося к самосовершен­ствованию;
    формирует нравственный облик личности;
    обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнооб­разных обстоятельствах, поскольку со­блюдение людьми всеобщих моральных принципов делает их поведение предска­зуемым.

  • Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскр...

    24 слайд

    Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

  • Мораль в системе социальных норм 1. Виды социальных норм:
а) моральные;
б) пр...

    25 слайд

    Мораль в системе социальных норм
     1. Виды социальных норм:
    а) моральные;
    б) правовые;
    в) религиозные;
    г) этикет и др.
    2. Особенности норм морали:
    а) ориентированы на ценности, образцы поведения;
    б) имеют неформальный характер;
    в) регулируются общественным мнением, совестью человека;
    г) имеют исторический характер.
    3. Структура морали:
    а) нравственные категории;
    б) принципы;
    в) нормы.
    4. Функции морали:
    а) регулятивная;
    б) оценочная и т.д.
    5. Мораль и нравственность.
    6. Этика — наука о морали.
    7. Взаимосвязь морали и других регуляторов.

  • ВопросыЧто такое мораль?
Что возникло раньше – право или мораль и почему?
В ч...

    26 слайд

    Вопросы
    Что такое мораль?
    Что возникло раньше – право или мораль и почему?
    В чем сходство и отличия права и морали?
    В чем смысл выражения «Лучшие законы рождаются из обычаев»
    Какие основные элементы входят в структуру морали? Приведите примеры.
    Какая наука изучает мораль и почему ее называют наукой о должном?
    В чем проявляется прогресс морали?
    Какую роль в обществе играет мораль?

  • Термины Мораль
Золотое правило морали 
Этика
Нравственность
Моральные нормы...

    27 слайд

    Термины
    Мораль
    Золотое правило морали
    Этика
    Нравственность
    Моральные нормы
    Гуманизм
    Добро
    Зло

  • «Мораль не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоватьс...

    28 слайд

    «Мораль не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами»
    Д. Дьюи

  • Мораль = = нравственность? Мораль и нравственность — тесно связанные понятия,...

    29 слайд

    Мораль = = нравственность?
    Мораль и нравственность — тесно связанные понятия, которые многие считают синонимичными, хотя термин нравственность чаще применяется для описания внутренних принципов человека а мораль — для общественных.

  • Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом культуры общест...

    30 слайд

    Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом культуры общества
    Этапы формирования нравственной культуры:
    Элементарная нравственность (дети, страх наказания)
    Конвенциональная нравственность (взрослые, общественное мнение, стыд)
    Автономная (взрослые люди, саморегуляция, совесть)
    Структура нравственной культуры
    Культура этического мышления (умение различать добро и зло, применять нравственные нормы к конкретной ситуации)
    Культура чувств (степень развитости чувств, способности к сочувствию)
    Культура поведения
    Конвенциональный – привычный, обыденный)

  • Структура морали Нормы – правила поведения  Категории: базовые понятия  принц...

    31 слайд

    Структура морали
    Нормы – правила поведения
    Категории: базовые понятия
    принципы
    Делай добро
    Не делай зла
    Благодари за добро
    Компенсируй нанесенный тобой ущерб
    Будь справедлив
    Будь верен
    Совершенствуйся
    Совесть
    ДОБРО И ЗЛО
    СПРАВЕДЛИВОСТЬ
    ДОЛГ
    ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО
    Гуманизм (лат. humanus — человечный), или челове­колюбие — принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье. – представление о человеке, как высшей ценности

    принцип ГУМАНИЗМА сложился на базе идейного течения, возникшего в эпоху Возрождения. Гуманисты (Ф. Пет­рарка, Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Ф. Бэкон, У. Шекспир и др.) провозглашали человека венцом при­роды, центром мироздания. В человеке, с их точки зре­ния, должны гармонично сочетаться естественное и ду­ховное начала, он имеет право на счастье в земной жизни, и его стремление к счастью должно стать основой нравст­венности.

  • Мораль. ТезисыПрофессиональные обязанности людей регулируются специальными ин...

    32 слайд

    Мораль. Тезисы
    Профессиональные обязанности людей регулируются специальными инструкциями
    Соблюдение правил и норм профессиональной этики – необходимое условие профессионального успеха
    Духовные регуляторы повседневной жизни человека ( жизнь человека не сводится только к профессиональной деятельности)
    Мораль – особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определенным нормам
    Этика – наука о морали и философская дисциплина
    Возникновение морали на стадии разложения первобытного общества в виде нравственных норм и идеалов
    Образцы нравственного поведения внушаются через систему воспитания
    Историческая природа морали, укорененность моральных норм в общественном сознании (пример с полицейскими в Афинах)
    Групповой и общечеловеческий характер моральных норм (свои и чужие; общечеловеческие ценности)
    Золотое правило морали – как пример общечеловеческой ценности
    Особенностью нравственных отношений является их автономная регуляция (уровень этих отношений зависит от самого человека, а не от социальных институтов; свобода воли)
    Всеохватность морали: мораль регулирует все сферы жизни общества
    Структура морали: нравственные взгляды, традиции и идеалы, принципы, нормы и категории.
    НРАВСТВЕННЫЕ КАТЕГОРИИ – понятия морали, которые носят всеобщий характер (Добро и зло, справедливость, Долг, Совесть, Честь, Достоинство, счастье и т.д.)
    ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ – это базовые моральные ценности общества (альтруизм, гуманизм, справедливость), которые носят основополагающий характер
    НОРМЫ МОРАЛИ – формы нравственного требования, определяющие поведение людей
    Нравственный долг – точка пересечения морального сознания (мышления) с добровольный нравственным выбором и поступком.
    Нравственный выбор – это выбор между я хочу и я должен определяет уровень самосознания личности и ее нравственную зрелость.
    Прогресс морали – это постепенная реализация гуманистических установок в человеческом общежитии
    Самосознание – это постижение содержания и направленности собственного внутреннего мира, своего «Я», которое связано с таким понятием, как смысл жизни (система внутренних ценностей, ради которых живет человек, которые побуждают его к действию)
    Общество подддерживает моральные нормы силой общественного мнения
    Человек, нарушающий нормы морали ищет поддержки в группах с перевернутыми моральными ценностями
    Мораль, в отличие от закона, обеспечивается силой общественного мнения
    Огромное значение положительного примера исторических деятелей в поддержании общественной морали.

  • Виды моральных норм в их историческом развитииТабу – жесткий запрет
Обычай –...

    33 слайд

    Виды моральных норм в их историческом развитии
    Табу – жесткий запрет
    Обычай – исторически сложившаяся форма действий, повторяющаяся в определенных обстоятельствах
    Традиция – разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и передающаяся из поколения в поколение
    Моральные правила — нормы, воплощающие высокие идеалы и регулирующие поведение и сознание человека в различных областях жизни

  • Интересный случай: в чем отличие моральных правил от обычаев? У Геродота есть...

    34 слайд

    Интересный случай: в чем отличие моральных правил от обычаев?
    У Геродота есть рассказ о том, как персидский царь Дарий однажды спросил греков, в обычае которых было сжигать умерших, за какую цену они согласились съесть своих покойных родителей. Те возмущенно ответили, что ни за что этого не сделают. Тогда Дарий призвал людей из племени каллатиев, которые едят тела ушедших из жизни родителей, и спросил их, за какую цену они согласятся сжечь на костре тела своих умерших предков. Каллатии громко вскричали и просили царя не кощунствовать.
    И греки и каллатии считали безнравственным нарушение своих обычаев. Однако это не означает, что у греков и каллатиев совершенно разные принципы нравственности. И в том, и в другом обычае проявляется одно и то же моральное правило:

    ушедшим из жизни должны быть оказаны особые знаки внимания.

  • В чем сходство норм морали и норм права? Являются универсальными регуляторами...

    35 слайд

    В чем сходство норм морали и норм права?
    Являются универсальными регуляторами общественных отношений
    Выступают мерой свободы в обществе (определяют границы дозволенного)

  • ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ Мораль 
Религия
Искусство
Наука Формы общественн...

    36 слайд

    ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
    Мораль
    Религия
    Искусство
    Наука
    Формы общественного сознания
    Элементы духовной культуры (духовной сферы) общества
    =
    Моральное сознание
    Религиозное сознание
    Эстетическое сознание
    Политическое сознание
    Правовое сознание (правосознание)
    Философское
    Научное
    Экологическое

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 157 368 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

    «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

    Тема

    § 12. Мораль

    Больше материалов по этой теме

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Право: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания гражданского права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»

  • Курс повышения квалификации «История и теория этики в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экономика и право: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курса права в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в сфере национальных и религиозных отношений»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и проведение научно-исследовательской работы в области общественных и гуманитарных наук»

1.

МОРАЛЬ

2.

МОРАЛЬ
Мораль – специфический способ регулирования общественной
жизни с позиций гуманизма, добра и справедливости, включающий
в себя одобренные общественным мнением нормы
КАТЕГОРИИ МОРАЛИ
Добро
намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к
совершению блага
намеренное, умышленное и сознательное причинение
Зло
вреда, ущерба, страданий
обязанность индивида действовать в соответствии с
Долг
требованиями общества
Совесть форма морального самоконтроля личности
осознание индивидом своего общественного значения
Честь
и требование признание его со стороны общества
самооценка личности, осознание ею своих качеств,
Достоинство
способностей, мировоззрения, выполненного долга

3.

МОРАЛЬ
ФУНКЦИИ МОРАЛИ
регулирует все сферы деятельности людей и общественных
Регулирующая
отношений на основе норм, принципов
отражает действительность, определенные общественные
Познавательная потребности; через мораль человек познает себя, окружающих
его людей, общество в целом
Воспитательная способствует развитию личности
задает критерии оценки поведения людей, самооценки человека
Оценочная
Нравственность – ценности и нормы определенной эпохи,
социальной группы в повседневной жизни, практические поступки
людей
МОРАЛЬ
общие ценности, идеалы
и нормы, основанные на
представлениях о добре и
зле
мысли и идеи о том, как
правильно поступать
НРАВСТВЕННОСТЬ
ценности и нормы
определенной эпохи,
социальной группы в
повседневной жизни
практические поступки
людей

4.

МОРАЛЬ
СТРУКТУРА МОРАЛИ
Нравственная
деятельность
Нравственные
отношения
Моральное
сознание
• Поступок (социально-значимое действие, результат
сознательного выбора человека
• Поведение (последовательная цепь поступков
• Совокупность отношений, возникающих в процессе
нравственной деятельности
• Моральные нормы
• Моральные принципы
• Моральные ценности и ценностные ориентации
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МОРАЛИ:
отсутствие четко очерченных границ (мораль
регулирует общественные отношения во всех сферах
жизни общества и деятельности людей
основой является внутренняя мотивация поведения
человека и механизмы самоконтроля
моральные нормы возникают стихийно, как
отражение потребностей общества
мораль не имеет специальных организаций, которые
создавали бы моральные нормы и контролировали
их исполнение

5.

МОРАЛЬ
МОРАЛЬ
универсальный характер
регулятор общественных отношений
мера свободы в обществе
формируется в процессе развития
моральных взглядов и идеалов
содержатся в общественном сознании
отражают общественные потребности
исполняются в результате привычки,
внутренних убеждений
гарант соблюдения – совесть
индивида, общественное мнение
дают больший простор для их
толкования, чем нормы права
более широкая сфера регулирования,
чем у права
оценивают поведение людей с
позиций добра и зла, справедливого и
несправедливого
ПРАВО
ОБЩЕЕ
ОТЛИЧИЯ
схожая структура
связь с понятием «социальная
справедливость»
устанавливаются или
санкционируются государством
зафиксированы в нормативных
правовых актах
выражают государственную волю
обязательны для исполнения
их реализация обеспечивается силой
государственного принуждения
характерна конкретность содержания,
определенность формулировок
регулируют отношения,
подконтрольные государству
оценивают поведение людей с
позиции законного и незаконного,
правомерного и неправомерного

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО МОРАЛЬ

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

МОРАЛЬ

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ   МОРАЛЬ МОРАЛЬ  А) ПОНЯТИЕ  Б) СТРУКТУРА МОРАЛИ  В) ЗАДАЧИ МОРАЛИ  Г) ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРАЛИ  Д) ИСТОРИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛИ  Е) РАЗВИТИЕ НОРМ МОРАЛИ  Ж) МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ  З) МОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА  А) ПОНЯТИЕ  Б) СТРУКТУРА МОРАЛИ  В) ЗАДАЧИ МОРАЛИ  Г) ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРАЛИ  Д) ИСТОРИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛИ  Е) РАЗВИТИЕ НОРМ МОРАЛИ  Ж) МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ  З) МОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА  МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ.  А) ПОНЯТИЯ  Б) ЭТАПЫ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ  В) СТРУКТУРА НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ  Г) ПРИНЦИПЫ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ  Д) ОБРАЗЦЫ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ  МОРАЛЬ И ПРАВО  ФУНКЦИИ МОРАЛИ  5. ЭТИКА

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

  • МОРАЛЬ
  • МОРАЛЬ

А) ПОНЯТИЕ

Б) СТРУКТУРА МОРАЛИ

В) ЗАДАЧИ МОРАЛИ

Г) ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРАЛИ

Д) ИСТОРИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛИ

Е) РАЗВИТИЕ НОРМ МОРАЛИ

Ж) МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

З) МОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

  • А) ПОНЯТИЕ Б) СТРУКТУРА МОРАЛИ В) ЗАДАЧИ МОРАЛИ Г) ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРАЛИ Д) ИСТОРИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛИ Е) РАЗВИТИЕ НОРМ МОРАЛИ Ж) МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ З) МОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
  • МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ.

А) ПОНЯТИЯ

Б) ЭТАПЫ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

В) СТРУКТУРА НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Г) ПРИНЦИПЫ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Д) ОБРАЗЦЫ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

  • МОРАЛЬ И ПРАВО
  • ФУНКЦИИ МОРАЛИ

5. ЭТИКА

МОРАЛЬ (ОТЛАТ. MORALIS,MORES— НРАВСТВЕННЫЙ, ОТНОСЯЩИЙСЯ К НРАВУ, ХАРАКТЕРУ)— ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ , СОСТОЯЩАЯ ИЗ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ И ТРЕБОВАНИЙ , РЕГУЛИРУЮЩИХ ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ . СООТНОШЕНИЕ НОРМ И ОБЫЧАЕВ СООТНОШЕНИЕ ПОСТУПКОВ И ИХ МОТИВОВ  МЕРИЛО СТЕПЕНИ  ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ

МОРАЛЬ (ОТЛАТ. MORALIS,MORES— НРАВСТВЕННЫЙ, ОТНОСЯЩИЙСЯ К НРАВУ, ХАРАКТЕРУ)— ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ , СОСТОЯЩАЯ ИЗ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ И ТРЕБОВАНИЙ , РЕГУЛИРУЮЩИХ ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ .

СООТНОШЕНИЕ

НОРМ И ОБЫЧАЕВ

СООТНОШЕНИЕ

ПОСТУПКОВ И ИХ МОТИВОВ

МЕРИЛО СТЕПЕНИ

ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ

 ИСТОРИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛИ  ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО  РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО  КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ФЕОДАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО  ТАБУ РАБ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИЧНОСТЬЮ РЕЛИГИОЗНАЯ МОРАЛЬ  МОРАЛЬ ГОСПОДСТВУЮЩЕГО КЛАССА

ИСТОРИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛИ

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

ФЕОДАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

ТАБУ

РАБ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИЧНОСТЬЮ

РЕЛИГИОЗНАЯ МОРАЛЬ

МОРАЛЬ

ГОСПОДСТВУЮЩЕГО КЛАССА

РАЗВИТИЕ НОРМ МОРАЛИ

  • РАЗВИТИЕ НОРМ МОРАЛИ

НАИМЕНОВАНИЕ НОРМЫ

ТАБУ

СУЩНОСТЬ

ХАРАКТЕР НОРМЫ

ОБЫЧАЙ

ЖЕСТКИЙ ЗАПРЕТ

ЧЕМ ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ

ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШАЯСЯ И РАСПРОСТРАНЁННАЯ В ОБЩЕСТВЕ ФОРМА ДЕЙСТВИЙ, ПОВТОРЯЮЩАЯСЯ В ОПРЕДЕЛЁННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

ТРАДИЦИЯ

РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ЧЛЕНОВ ДАННОЙ ОБЩИНЫ

МИСТИЧЕСКАЯ БОЯЗНЬ ОПРЕДЕЛЁННЫХ АКТОВ, СУЩЕСТВ

РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ТОЛЬКО НА ЧЛЕНОВ ДАННОЙ ОБЩИНЫ ИЛИ НЕКОТОРОЙ ГРУППЫ. РЕГЛАМЕНТИРУЕТ

ИХ ЖИЗНЬ, НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЯ ВЫБОРА

КОГДА ВОЗНИКАЕТ

РАЗНОВИДНОСТЬ ОБЫЧАЯ, ОТЛИЧАЮЩАЯСЯ УСТОЙЧИВОСТЬЮ И НАПРАВЛЕННЫМИ УСИЛИЯМИ ЛЮДЕЙ СОХРАНИТЬ НЕИЗМЕННЫМИ УНАСЛЕДОВАННЫЕ ОТ ПРЕДЫДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ

МОРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА

РОДОВОЙ СТРОЙ

ПРАВО

АВТОРИТЕТ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

КОНЦЕНТРИРУЮТ И ОБОБЩАЮТ ВЫСОКИЕ ИДЕАЛЫ И СТРОГИЕ НОРМЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ И СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

СОВОКУПНОСТЬ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫХ НОРМ, УСТАНОВЛЕННЫХ И САНКЦИОНИРОВАННЫХ ГОСУДАРСТВОМ

РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОДНОЙ ОБЩИНЫ. ОРИЕНТИРУЮТ ЧЕЛОВЕКА НА ПОСТОЯННЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР, ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

ИДЕИ ДОБРА И ЗЛА, АВТОРИТЕТ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ВСЕХ ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВА В РАМКАХ ГОСУДАРСТВА

РАЗЛОЖЕНИЕ РОДОВОГО СТРОЯ

ГОСУДАРСТВОМ

ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ПЕРВЫХ ГОСУДАРСТВ (ЗАКОНЫ)

 МОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – СТОРОНА, АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ В ЦЕЛОМ, ПОНИМАЕМАЯ КАК СОЗДАННЫЙ ЛЮДЬМИ МИР ПРЕДМЕТНЫХ И ДУХОВНЫХ ЯВЛЕНИЙ, В КОТОРЫХ ВОПЛОЩЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СУЩНОСТНЫЕ СИЛЫ, РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РОДОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ОСВОЕНИИ МИРА, В САМООПРЕДЕЛЕНИИ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ, ПРОИЗВОДСТВЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ЖИВОГО СУЩЕСТВА И СОЦИАЛЬНОГО СУБЪЕКТА  УРОВНИ МОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРИЕНТАЦИЯ ИНДИВИДА НА ВОСПРИЯТИЕ МОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ПОДРАЖАНИЕ И ВНУШЕНИЕ, ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ОБЩЕПРИНЯТОГО СОДЕРЖАНИЯ ПОСТУПКОВ ПО ПРИВЫЧКЕ  НИЗШИЙ (ПЕРВЫЙ) РЕАЛИЗАЦИЯ МОРАЛЬНЫХ ПРЕДПИСАНИЙ И ЦЕННОСТЕЙ, ДЕТЕРМИНИРОВАННАЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ, СОРЕВНОВАНИЕМ, ЧУВСТВАМИ ГОРДОСТИ И СТЫДА, СТРАХОМ ПЕРЕД ОСУЖДЕНИЕМ СРЕДНИЙ (ВТОРОЙ) УРОВЕНЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ, ОПОРЫ НА СОВЕСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ПОКАЗАТЕЛЕМ МОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ  ВЫСШИЙ (ТРЕТИЙ)

МОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – СТОРОНА, АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ В ЦЕЛОМ, ПОНИМАЕМАЯ КАК СОЗДАННЫЙ ЛЮДЬМИ МИР ПРЕДМЕТНЫХ И ДУХОВНЫХ ЯВЛЕНИЙ, В КОТОРЫХ ВОПЛОЩЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СУЩНОСТНЫЕ СИЛЫ, РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РОДОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ОСВОЕНИИ МИРА, В САМООПРЕДЕЛЕНИИ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ, ПРОИЗВОДСТВЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ЖИВОГО СУЩЕСТВА И СОЦИАЛЬНОГО СУБЪЕКТА

УРОВНИ МОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

ОРИЕНТАЦИЯ ИНДИВИДА НА ВОСПРИЯТИЕ МОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ПОДРАЖАНИЕ И ВНУШЕНИЕ, ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ОБЩЕПРИНЯТОГО СОДЕРЖАНИЯ ПОСТУПКОВ ПО ПРИВЫЧКЕ

НИЗШИЙ

(ПЕРВЫЙ)

РЕАЛИЗАЦИЯ МОРАЛЬНЫХ ПРЕДПИСАНИЙ И ЦЕННОСТЕЙ, ДЕТЕРМИНИРОВАННАЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ, СОРЕВНОВАНИЕМ, ЧУВСТВАМИ ГОРДОСТИ И СТЫДА, СТРАХОМ ПЕРЕД ОСУЖДЕНИЕМ

СРЕДНИЙ

(ВТОРОЙ)

УРОВЕНЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ, ОПОРЫ НА СОВЕСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ПОКАЗАТЕЛЕМ МОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

ВЫСШИЙ

(ТРЕТИЙ)

ВЫСШИЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРНЫЕ  МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ, ЭТНИЧЕСКИЕ

ВЫСШИЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

КУЛЬТУРНЫЕ

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ,

ЭТНИЧЕСКИЕ

МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ ПОНЯТИЕ «МОРАЛЬ» ПОНЯТИЕ «НРАВСТВЕННОСТЬ» СПЕЦИФИЧЕСКАЯ СФЕРА КУЛЬТУРЫ, В КОТОРОЙ КОНЦЕНТРИРУЮТСЯ И ОБОБЩАЮТСЯ ВЫСОКИЕ ИДЕАЛЫ И СТРОГИЕ НОРМЫ , РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ И СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ПРИНЦИПЫ РЕАЛЬНОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ , В КОТОРОМ СТРОГОСТЬ ВЫСОКОМОРАЛЬНЫХ НОРМ ЗНАЧИТЕЛЬНО СМЯГЧЕНА, Т.Е. В ДАННОЕ ПОНЯТИЕ ВКЛАДЫВАЕТСЯ «ЖИТЕЙСКОЕ», «ПРИЗЕМЛЁННОЕ ЗНАЧЕНИЕ» ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ, К ЧЕМУ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ (МИР ДОЛЖНОГО) РЕАЛЬНО ПРАКТИКУЕМЫЕ НОРМЫ, С КОТОРЫМИ ЧЕЛОВЕК СТАЛКИВАЕТСЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (МИР СУЩЕСТВУЮЩЕГО) НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ —СТЕПЕНЬ ВОСПРИЯТИЯ ИНДИВИДОМ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА.

МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ

ПОНЯТИЕ «МОРАЛЬ»

ПОНЯТИЕ «НРАВСТВЕННОСТЬ»

СПЕЦИФИЧЕСКАЯ СФЕРА КУЛЬТУРЫ, В КОТОРОЙ КОНЦЕНТРИРУЮТСЯ И ОБОБЩАЮТСЯ ВЫСОКИЕ ИДЕАЛЫ И СТРОГИЕ НОРМЫ , РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ И СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

ПРИНЦИПЫ РЕАЛЬНОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ , В КОТОРОМ СТРОГОСТЬ ВЫСОКОМОРАЛЬНЫХ НОРМ ЗНАЧИТЕЛЬНО СМЯГЧЕНА, Т.Е. В ДАННОЕ ПОНЯТИЕ ВКЛАДЫВАЕТСЯ «ЖИТЕЙСКОЕ», «ПРИЗЕМЛЁННОЕ ЗНАЧЕНИЕ»

ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ, К ЧЕМУ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ (МИР ДОЛЖНОГО)

РЕАЛЬНО ПРАКТИКУЕМЫЕ НОРМЫ, С КОТОРЫМИ ЧЕЛОВЕК СТАЛКИВАЕТСЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (МИР СУЩЕСТВУЮЩЕГО)

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ —СТЕПЕНЬ ВОСПРИЯТИЯ ИНДИВИДОМ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА.

МОРАЛЬ И ПРАВО

НОРМЫ МОРАЛИ

НОРМЫ ПРАВА

ОБЩЕЕ

1.ЯВЛЯЮТСЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ САМЫМИ УНИВЕРСАЛЬНЫМИ, РАСПРОСТРАНЯЮЩИМИСЯ НА ВСЕ ОБЩЕСТВО

2. ИМЕЮТ ОДИН ОБЪЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ—ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

3. ВЫСТУПАЮТ МЕРОЙ СВОБОДЫ В ОБЩЕСТВЕ

4. СВЯЗАНЫ С КАТЕГОРИЕЙ «СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ»

5. ИМЕЮТ СХОДНУЮ СТРУКТУРУ

РАЗЛИЧНОЕ

ФОРМИРУЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ УТВЕРЖДЕНИЯ, РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНЫХ ВЗГЛЯДОВ И ИДЕАЛОВ, СОДЕРЖАТСЯ В СОЗНАНИИ ЛЮДЕЙ И ВЫРАЖАЮТСЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ

УСТАНОВЛЕНЫ ИЛИ САНКЦИОНИРОВАНЫ ГОСУДАРСТВОМ, ОФИЦИАЛЬНО ЗАФИКСИРОВАНЫ В ЮРИДИЧЕСКИХ АКТАХ

ИСПОЛНЯЮТСЯ В СИЛУ ПРИВЫЧКИ, ВНУТРЕННИХ ПОБУЖДЕНИЙ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ С МОМЕНТА ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ЮРИДИЧЕСКОГО АКТА, В КОТОРОМ ОНИ СОДЕРЖАТСЯ

ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ НЕ НУЖДАЕТСЯ В ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРИНУДИ-ТЕЛЬНОЙ СИЛЕ. ГАРАНТ: СОВЕСТЬ ИНДИВИДА, ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, ОБЩЕСТВЕННАЯ

ОЦЕНКА ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ

ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ В НЕОБХОДИМЫХ СЛУЧАЯХ СПЕЦИАЛЬНЫМ АППАРАТОМ,СИЛОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

ДАЮТ БОЛЬШИЙ ПРОСТОР ДЛЯ

ИХ ТОЛКОВАНИЯ, ЧЕМ ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

ДЛЯ НИХ ХАРАКТЕРНА БОЛЬШАЯ, ЧЕМ ДЛЯ НОРМ МОРАЛИ, КОНКРЕТНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ, ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ФОРМУЛИРОВОК

РЕГУЛИРУЮТ ОТНОШЕНИЯ, ПОДКОНТРОЛЬНЫЕ И НЕ ПОДКОНТРОЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВУ (ОТНОШЕНИЯ ДРУЖБЫ, ЛЮБВИ И Т.Д.)

РЕГУЛИРУЮТ ОТНОШЕНИЯ, ПОДКОНТРОЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВУ

РЕГУЛИРУЮТ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ ДОБРА И ЗЛА, СПРАВЕДЛИВОГО ИЛИ НЕСПРАВЕДЛИВОГО

РЕГУЛИРУЮТ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ ЗАКОННОГО ИЛИ НЕЗАКОННОГО, ПРАВОМЕРНОГО ИЛИ НЕПРАВОМЕРНОГО

ФУНКЦИИ МОРАЛИ В ОБЩЕСТВЕ РЕГУЛЯТИВНАЯ —РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ВО ВСЕХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ —УТВЕРЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО В ЧЕЛОВЕКЕ, ПОСКОЛЬКУ МОРАЛЬ ЯВЛЯЕТСЯ ЖИЗНЕННЫМ ОРИЕНТИРОМ, В КОТОРОМ ВЫРАЖАЕТСЯ СТРЕМЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОТИВАЦИОННАЯ —МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОТИВИРУЮТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ, Т. Е. ВЫСТУПАЮТ КАК ПРИЧИНЫ И ПОБУЖДЕНИЯ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ У ЛИЧНОСТИ ЖЕЛАНИЕ ЧТО-ТО СДЕЛАТЬ (ИЛИ, НАОБОРОТ, НЕ СДЕЛАТЬ).ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ОБЛИКА ЛИЧНОСТИ КОНСТИТУТИВНАЯ (ОТ ЛАТ. CONSTITUS— УТВЕРДИВШИЙСЯ, УСТАНОВЛЕННЫЙ)—ПРИНЦИПЫ НРАВСТВЕННОСТИ—ВЫСШИЕ, ГЛАВЕНСТВУЮЩИЕ НАД ВСЕМИ ДРУГИМИ ФОРМАМИ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ. БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ НЕДОПУСТИМА НИГДЕ. КООРДИНАЦИОННАЯ —ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВА И СОГЛАСОВАННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ В САМЫХ РАЗНООБРАЗНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ. СОБЛЮДЕНИЕ ЛЮДЬМИ ЕДИНЫХ И ВСЕОБЩИХ НРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПОВ ДЕЛАЕТ ИХ ПОВЕДЕНИЕ ПРЕДСКАЗУЕМЫМ, ЧТО ИМЕЕТ ОГРОМНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ.

ФУНКЦИИ МОРАЛИ В ОБЩЕСТВЕ

РЕГУЛЯТИВНАЯ —РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ВО ВСЕХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ —УТВЕРЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО В ЧЕЛОВЕКЕ, ПОСКОЛЬКУ МОРАЛЬ ЯВЛЯЕТСЯ ЖИЗНЕННЫМ ОРИЕНТИРОМ, В КОТОРОМ ВЫРАЖАЕТСЯ СТРЕМЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

МОТИВАЦИОННАЯ —МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОТИВИРУЮТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ, Т. Е. ВЫСТУПАЮТ КАК ПРИЧИНЫ И ПОБУЖДЕНИЯ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ У ЛИЧНОСТИ ЖЕЛАНИЕ ЧТО-ТО СДЕЛАТЬ (ИЛИ, НАОБОРОТ, НЕ СДЕЛАТЬ).ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ОБЛИКА ЛИЧНОСТИ

КОНСТИТУТИВНАЯ (ОТ ЛАТ. CONSTITUS— УТВЕРДИВШИЙСЯ, УСТАНОВЛЕННЫЙ)—ПРИНЦИПЫ НРАВСТВЕННОСТИ—ВЫСШИЕ, ГЛАВЕНСТВУЮЩИЕ НАД ВСЕМИ ДРУГИМИ ФОРМАМИ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ. БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ НЕДОПУСТИМА НИГДЕ.

КООРДИНАЦИОННАЯ —ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВА И СОГЛАСОВАННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ В САМЫХ РАЗНООБРАЗНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ. СОБЛЮДЕНИЕ ЛЮДЬМИ ЕДИНЫХ И ВСЕОБЩИХ НРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПОВ ДЕЛАЕТ ИХ ПОВЕДЕНИЕ ПРЕДСКАЗУЕМЫМ, ЧТО ИМЕЕТ ОГРОМНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ.

 ЭТИКА – ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ КОТОРОЙ ЯВЛЯЮТСЯ МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ.  ВЫЯСНЯЕТ МЕСТО И РОЛЬ МОРАЛИ В СИСТЕМЕ ДРУГИХ КОМПОНЕНТОВ КУЛЬТУРЫ (ТАКИХ КАК НАУКА, ПРАВО, РЕЛИГИЯ, ИСКУССТВО И Д.Р.),  АНАЛИЗИРУЕТ ЕЕ ПРИРОДУ И ВНУТРЕННЮЮ СТРУКТУРУ,  ИЗУЧАЕТ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ,  ОБОСНОВЫВАЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ЕЁ СИСТЕМЫ .

ЭТИКА ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ КОТОРОЙ ЯВЛЯЮТСЯ МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ.

ВЫЯСНЯЕТ МЕСТО И РОЛЬ МОРАЛИ В СИСТЕМЕ ДРУГИХ КОМПОНЕНТОВ КУЛЬТУРЫ (ТАКИХ КАК НАУКА, ПРАВО, РЕЛИГИЯ, ИСКУССТВО И Д.Р.),

АНАЛИЗИРУЕТ ЕЕ ПРИРОДУ И ВНУТРЕННЮЮ СТРУКТУРУ,

ИЗУЧАЕТ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ,

ОБОСНОВЫВАЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ЕЁ СИСТЕМЫ .

§ 12. Мораль

§ 12. Мораль

Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, относящийся к нраву, характер) — совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде. Смысл морали воплощен в ее «золотом правиле»: «Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе» (или: «Не делай другому того, чего себе не желаешь»).

Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, относящийся к нраву, характер) — совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде.

Смысл морали воплощен в ее «золотом правиле»: «Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе» (или: «Не делай другому того, чего себе не желаешь»).

Содержание морали Моральный идеал Моральные ценности (от гр. idea — понятие, справедливость) — всё самое лучшее, что выработано моралью, человеколюбие.  нечто важное, необходимое, полезное для жизни (смысл жизни, свобода, счастье и др.). Принципы морали Нормы морали (заповеди) правила поведения, строго и конкретно предписывающие человеку, какие поступки он должен (или не должен) совершать (уважай старших, не убивай, не лги, не воруй, не завидуй, не клевещи и др.)  (от лат. principium — основа) — исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека (гуманность, справедливость, милосердие, терпимость и др.)

Содержание морали

Моральный идеал

Моральные ценности

(от гр. idea — понятие, справедливость) — всё самое лучшее, что выработано моралью, человеколюбие.

нечто важное, необходимое, полезное для жизни (смысл жизни, свобода, счастье и др.).

Принципы морали

Нормы морали (заповеди) правила поведения, строго и конкретно предписывающие человеку, какие поступки он должен (или не должен) совершать (уважай старших, не убивай, не лги, не воруй, не завидуй, не клевещи и др.)

(от лат. principium — основа) — исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека (гуманность, справедливость, милосердие, терпимость и др.)

Этика — философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль . Основные понятия, с помощью которых наука о морали объясняет смысл и роль морали: Добро — всё то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества и природы. Долг — превращение требования морали в личную задачу данного конкретного человека. Совесть — способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Этика — философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль .

Основные понятия, с помощью которых наука о морали объясняет смысл и роль морали:

Добро — всё то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества и природы.

Долг — превращение требования морали в личную задачу данного конкретного человека.

Совесть — способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Задание 4 Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания. 1) Моральные нормы отражают потребности общества. 2) Моральные нормы всегда закреплены в письменной форме. 3) Мораль изучает специальная философская дисциплина — этика. 4) Способность человека выбирать между добром и злом называется моральным выбором. 5) Регулятивная функция морали обеспечивает рассмотрение поступков в координатах добра и зла. Задание 4 Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Мораль изучает одна из философских дисциплин — эстетика. 2) Способность человека выбирать между добром и злом называется моральным выбором. 3) Нормы морали являются разновидностью социальных норм. 4) Мотивационная функция морали означает, что мораль является побудительным условием к совершению поступков. 5) Воспитательная функция морали обеспечивает регуляцию общественных отношений.

Задание 4 Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Моральные нормы отражают потребности общества.

2) Моральные нормы всегда закреплены в письменной форме.

3) Мораль изучает специальная философская дисциплина — этика.

4) Способность человека выбирать между добром и злом называется моральным выбором.

5) Регулятивная функция морали обеспечивает рассмотрение поступков в координатах добра и зла.

Задание 4 Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Мораль изучает одна из философских дисциплин — эстетика.

2) Способность человека выбирать между добром и злом называется моральным выбором.

3) Нормы морали являются разновидностью социальных норм.

4) Мотивационная функция морали означает, что мораль является побудительным условием к совершению поступков.

5) Воспитательная функция морали обеспечивает регуляцию общественных отношений.

Роль морали в современном мире: регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни; формирует нравственный облик личности; обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах, поскольку соблюдение людьми всеобщих моральных принципов делает их поведение предсказуемым. является жизненным ориентиром для человека, стремящегося к самосовершенствованию;

Роль морали в современном мире:

регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни;

формирует нравственный облик личности;

обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах, поскольку соблюдение людьми всеобщих моральных принципов делает их поведение предсказуемым.

является жизненным ориентиром для человека, стремящегося к самосовершенствованию;

Функции морали

Регулятивная

Моральные нормы способны регулировать поведение отдельного человека, а также взаимодействия между собой групп людей.

Оценочная

Поступки и ситуации, происходящие в социальном обществе, мораль, оценивает в аспекте доброго и злого, честного и бесчестного, выражается в похвале, критике, осуждении и т.д.

Воспитательная

Моральные принципы формируют сознание людей, способствует понимание нравственных идеалов другого индивида, способствует лучшему пониманию друг друга.

Контролирующая

Интегрирующая

Определяет контроль использования моральных норм, а также осуждение их последствий на уровне общества и индивидуальном.

Следование нормам морали объединяет человечество. Мораль позволяет людям жить в одной системе ценностей, понимать друг друга, быт готовыми прийти на помощь и оказать поддержку.

Познавательная

Моральные принципы – информация, которую получает человек о характере взаимодействия общественных и личных интересов, о необходимом поведении в обществе. Эти знания ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяют предпочтение тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам

Мотивационная

Коммуникативная

Эта функция выражается в мотивации, направлении, по которому человек идёт, совершая поступки, у человека появляется желание жить по законам добра и справедливости.

Моральные принципы, законы способствуют налаживанию добрых отношений между людьми, построенных на взаимопонимании и уважении.

Прогностическая

Мораль позволяет с помощью идеальных «моделей» справедливого устройства общества, путем нравственного предвосхищения угадывать, какими должны быть отношения в обществе.

Закрепление

Задание 2 (ЕГЭ) Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Вера, догматы, заповеди, религия, обряды, храмы.

Задание 3 (ЕГЭ) Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют религию.

1) Сверхъестественное 2) культ 3) технология 4) конфессия 5) эксперимент 6) монотеизм

Задание 4 (ЕГЭ) Выберите верные суждения о религии и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) К мировым религиям относятся христианство и иудаизм.

2) Древнейшей мировой религией является буддизм.

3) Компенсаторная функция религии проявляется в том, что религия даёт верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций.

4) Одним из признаков национальных религий является эгалитарность.

5) Воспитательная функция религии заключается в том, что она способствует социализации индивида, прививая определённые правила и навыки поведения в обществе.

Задание 4 (ЕГЭ) Выберите верные суждения о религии и запишите цифры, под которыми они указаны.Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Религиозная вера включает в себя нормы морали, нарушение которых считается грехом.

2) К мировым религиям относится иудаизм.

3) Одним из признаков мировой религии является эгалитарность.

4) Регулятивная функция религии обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры.

5) К ранним формам религии относятся тотемизм и анимизм.

1.15. Мораль

Изображение слайда

2

Слайд 2: Мораль — особая форма общественного сознания, система ценностей, социальных норм, принципов и правил, регулирующих поведение людей с позиции добра и отрицания зла
(Котова, Лискова — базовый уровень за 10 класс, 2019 год)

Добро, зло и справедливость — основные категории морали!

Мораль — особая форма общественного сознания, система ценностей, социальных норм, принципов и правил, регулирующих поведение людей с позиции добра и отрицания

Изображение слайда

3

Слайд 3: Структура морали:

Нравственная деятельность:
поступок
поведение
Нравственные отношения
Моральное сознание
моральные нормы
моральные принципы
моральные ценности

Структура морали:

Изображение слайда

Возникает стихийно, как отражение потребностей общества
Не формализованна, позволяет оценить поведение человека в любой жизненной ситуации
Суъективна
Моральная оценка может расходиться, например, с правовой оценкой тех же поступков
Основа морали = внутренняя мотивация поведения человека + механизм его самоконтроля

Мораль...

Изображение слайда

5

Слайд 5: Методы нравственного воспитания

у беждение
положительный пример
организация нравственно положительной деятельности
одобрение
осуждение
самовоспитание

Методы нравственного воспитания

Изображение слайда

6

Слайд 6: Этика – философская наука, предметом изучения которой является мораль, нравственность

Она объясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и другие)

Этика – философская наука, предметом изучения которой является мораль, нравственность

Изображение слайда

7

Слайд 7: Функции морали

Регулирующая — регулирование поведения человека во всех сферах жизни
Оценочная – задает критерии оценки поведения людей, самооценки человека
Воспитательная – способствует развитию личности
Познавательная — отражает действительность, определенные общественные потребности; через мораль человек познает себя, окружающих его людей, общество в целом

Функции морали

Изображение слайда

8

Слайд 8: Золотое правило морали: поступай с людьми так, как хочется чтобы люди поступали с тобой

Золотое правило морали: поступай с людьми так, как хочется чтобы люди поступали с тобой

Изображение слайда

9

Слайд 9: Мораль и право: общее

Являются в системе социальных норм самыми универсальными, распространяющимися на все общество
Имеют один объект регулирования – общественные отношения
Выступают мерой свободы в обществе
Связаны с категорией «социальная справедливость»
Имеют исходную структуру

Мораль и право: общее

Изображение слайда

10

Слайд 10: Мораль и право: различия

Мораль
Право
Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений
Обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта
Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов, содержатся в сознании людей
Установлены или санкционированы государством, официально зафиксированы в юридических актах
Реализация не нуждается в организованной принудительной силе
Реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой гос принуждения

Мораль и право: различия

Изображение слайда

11

Слайд 11: Мораль и право: различия

Мораль
Право
Регулирует отношения, подконтрольные и неподконтрольная государства (отношения дружбы, любви и так далее)
Регулируют отношения, подконтрольные государству
Регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливо
Регулирует общественные отношения с позиции законного и незаконного, правомерного и неправомерного

Мораль и право: различия

Изображение слайда

Практика

Изображение слайда

13

Слайд 13: Запишите слово, пропущенное в таблице

ФУНКЦИЯ МОРАЛИ
ХАРАКТЕРИСТИКА

Обеспечивает взаимопонимание и общение людей в социуме
Ценностно-ориентировочная
Формирует способность самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях
ФИПИ

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Изображение слайда

коммуникативная

1.15. Мораль

Изображение слайда

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано
1) добро, 2) мораль, 3) гуманизм, 4) совесть, 5) честь
ФИПИ

1.15. Мораль

Изображение слайда

2

1.15. Мораль

Изображение слайда

17

Слайд 17: Выберите верные суждения о моральных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны

В основе моральных норм лежат общественные представления о добре и зле.
Нормы морали складываются постепенно в процессе развития общества.
Нормы морали формализуются в нормативно-правовых актах.
Нормы морали различаются в разных социальных группах.
Соблюдение моральных норм обеспечивается силой государственного принуждения.
Решу ЕГЭ

Выберите верные суждения о моральных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.

Изображение слайда

124

1.15. Мораль

Изображение слайда

19

Слайд 19: Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны

Моральные нормы возникают стихийно, как отражение потребностей общества
Нормы права распространяют своё влияние на более широкую сферу отношений, чем нормы морали
Мораль помогает самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях
Основой морали является внутренняя мотивация поведения человека и механизмы самоконтроля
Для норм морали характерна большая, чем для норм права, конкретность содержания, определенность формулировок
Триактив Котовой и Лисковой, 2020 г.

Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.

Изображение слайда

134

1.15. Мораль

Изображение слайда

«Моральные оценки поступков позволяют оценивать их как хорошие или дурные, приносящие добро или причиняющие зло и заслуживающие _________(А). К основным _________(Б) и ценностям относятся: добро, чувство долга, _________(В), справедливость и т.п. Ориентируясь на них, мы даём оценку своих и чужих поступков с моральной точки зрения.
Мораль наряду с _________(Г) является основным регулятором поведения людей в обществе. Мораль
– это, прежде всего, _________(Д) поведения человека, основанный на его воле, долге, совести. Она присуща не только отдельным личностям, формируется также _________(Е), которое также оперирует категориями морали, даёт моральные оценки».
моральные категории
4) активность
7) польза
2) производство
5) совесть
8) общественное мнение
3) порицание
6) внутренний регулятор
9) право
ФИПИ

1.15. Мораль

Изображение слайда

315968

1.15. Мораль

Изображение слайда

В «Поучении детям» великий князь Киевский Владимир Мономах писал: «Куда пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего и странника. И более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его дарами, — то пищей и питьём: ибо они, по пути, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного проведайте, покойника проводите, ибо все мы смертны. Ни единого человека не пропустите, не поприветствовав его и не подарив его добрым словом».
Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в данном документе?
К какому типу социальных норм относятся положения документа?
Используя обществоведческие знания, укажите три любых других типа социальных норм.
Решу ЕГЭ

1.15. Мораль

Изображение слайда

1) сфера общественной жизни — социальная;
2) тип социальных норм — нормы морали;
3) три (приведено четыре) других типа социальных норм:
— обычаи;
— правовые нормы;
— политические нормы;
— корпоративные нормы.

1.15. Мораль

Изображение слайда

Составьте сложный план на тему “Мораль как регулятор общественных отношений”.
Триактив Котовой и Лисковой, 2020 г.

1.15. Мораль

Изображение слайда

Понятие морали
Основные категории морали:
добро
зло
справедливость
Характерные черты морали:
всеобщать
добровольный характер
всеохватывающий характер
Структура морали:
моральное сознание
нравственные отношения
нравственная деятельность
Функции морали:
регулирующая
познавательная
воспитательная
оценочная и др.
Триактив Котовой и Лисковой, 2020 г.

1.15. Мораль

Изображение слайда

27

Последний слайд презентации: 1.15. Мораль

“Моральные ценности не бессмысленное изобретение дряхлых моралистов. Они потому и называются ценностями,
что без них невозможны ни дальнейшее развитие общества,
ни счастливая жизнь” Андре Моруа
Триактив Котовой и Лисковой, 2020 г.

1.15. Мораль

Изображение слайда

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Описание слайда:

1.15. Мораль



Слайд 2

Описание слайда:

Мораль — особая форма общественного сознания, система ценностей, социальных норм, принципов и правил, регулирующих поведение людей с позиции добра и отрицания зла

(Котова, Лискова — базовый уровень за 10 класс, 2019 год)


Слайд 3

Описание слайда:

Мораль…
Возникает стихийно, как отражение потребностей общества
Не формализованна, позволяет оценить поведение человека в любой жизненной ситуации
Суъективна
Моральная оценка может расходиться, например, с правовой оценкой тех же поступков
Основа морали = внутренняя мотивация поведения человека + механизм его самоконтроля


Слайд 4

Описание слайда:

Методы нравственного воспитания
убеждение
положительный пример
организация нравственно положительной деятельности
одобрение
осуждение
самовоспитание


Слайд 5

Описание слайда:

Этика – философская наука, предметом изучения которой является мораль, нравственность
Она объясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и другие)


Слайд 6

Описание слайда:

Функции морали
Регулятивная — регулирование поведения человека во всех сферах жизни
Ценностно-ориентационная – утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию
Мотивационная – моральные принципы мотивируют человеческое поведение, то есть выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать, или же не сделать
Коммуникативная
Координационная– обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разных обстоятельствах


Слайд 7

Описание слайда:

Золотое правило морали: поступай с людьми так, как хочется чтобы люди поступали с тобой


Слайд 8

Описание слайда:

Мораль и право: общее
Являются в системе социальных норм самыми универсальными, распространяющимися на все общество
Имеют один объект регулирования – общественные отношения
Выступают мерой свободы в обществе
Связаны с категорией «социальная справедливость»
Имеют исходную структуру


Слайд 9

Описание слайда:

Мораль и право: различия


Слайд 10

Описание слайда:

Мораль и право: различия


Слайд 11

Описание слайда:

Практика


Слайд 12

Описание слайда:

Запишите слово, пропущенное в таблице.


Слайд 13

Описание слайда:

коммуникативная


Слайд 14

Описание слайда:

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано
1) добро, 2) мораль, 3) гуманизм, 4) совесть, 5) честь


Слайд 15


Слайд 16

Описание слайда:

Выберите верные суждения о моральных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
В основе моральных норм лежат общественные представления о добре и зле.
Нормы морали складываются постепенно в процессе развития общества.
Нормы морали формализуются в нормативно-правовых актах.
Нормы морали различаются в разных социальных группах.
Соблюдение моральных норм обеспечивается силой государственного принуждения.


Слайд 17


Слайд 18

Описание слайда:

«Моральные оценки поступков позволяют оценивать их как хорошие или дурные, приносящие добро или причиняющие зло и заслуживающие _________(А). К основным _________(Б) и ценностям относятся: добро, чувство долга, _________(В), справедливость и т.п. Ориентируясь на них, мы даём оценку своих и чужих поступков с моральной точки зрения.
«Моральные оценки поступков позволяют оценивать их как хорошие или дурные, приносящие добро или причиняющие зло и заслуживающие _________(А). К основным _________(Б) и ценностям относятся: добро, чувство долга, _________(В), справедливость и т.п. Ориентируясь на них, мы даём оценку своих и чужих поступков с моральной точки зрения.
Мораль наряду с _________(Г) является основным регулятором поведения людей в обществе. Мораль
– это, прежде всего, _________(Д) поведения человека, основанный на его воле, долге, совести. Она присуща не только отдельным личностям, формируется также _________(Е), которое также оперирует категориями морали, даёт моральные оценки».


Слайд 19


Слайд 20

Описание слайда:

В «Поучении детям» великий князь Киевский Владимир Мономах писал: «Куда пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего и странника. И более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его дарами, — то пищей и питьём: ибо они, по пути, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного проведайте, покойника проводите, ибо все мы смертны. Ни единого человека не пропустите, не поприветствовав его и не подарив его добрым словом».
В «Поучении детям» великий князь Киевский Владимир Мономах писал: «Куда пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего и странника. И более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его дарами, — то пищей и питьём: ибо они, по пути, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного проведайте, покойника проводите, ибо все мы смертны. Ни единого человека не пропустите, не поприветствовав его и не подарив его добрым словом».
Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в данном документе?
К какому типу социальных норм относятся положения документа?
Используя обществоведческие знания, укажите три любых других типа социальных норм.


Слайд 21

Описание слайда:

1) сфера общественной жизни — социальная;
2) тип социальных норм — нормы морали;
3) три (приведено четыре) других типа социальных норм:
— обычаи;
— правовые нормы;
— политические нормы;
— корпоративные нормы.


Слайд 1

М ораль

Слайд 2

Форма обществен- ного сознания Явление культурно- историчес -кое, классовое Сформирова-лась вместе с в озникнове-нием человеческого общества Предмет изучения этики Связана со всеми сферами обществен-ной жизни Мораль

Слайд 3

Мораль – совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него силы общественного мнения.

Слайд 4

Функции морали Раскрывает духовный потенциал личности как достойного члена общества, «очеловечивает человека» Общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения Формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля Воспитание высоко нравственной личности как члена гуманного общества Выбор морали раскрывает свободу личности

Слайд 5

Совесть – этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтрол ю Честь – этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества Чувство собственного достоинства – самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззре-ния , выполненного долга и общественного значения

Слайд 6

Задачи морали Оценивать Регулировать Воспитывать Определять хорошее и плохое, добро и зло, а также идеалы и ценности; уметь правильно оценивать общественное мнение Направлять деятельность человека, общества на гуманные цели, на достижение добра, а также изменять человека или общество Воздействовать на человека с целью развития его способностей, формирования знаний, умений, человеческих качеств, а также придания воспитанию правильной ориентации

Слайд 7

Категории (общие понятия) морали Добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость, добродетель, достоинство, стыд, правда, ответственность и др. Я освобождаю человека от унижающей химеры, которая называется совестью… А. Гитлер Совесть есть память общества, усвояемая отдельным лицом. Л.Н. Толстой

Слайд 8

Мораль, нравственность, этика Соотношение морали и нравственности мораль = нравственность Мораль мораль ≠ нравственность Нравственность Это область практических поступков, практического поведения, реальных дел и действий Это форма сознания, результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей

Слайд 9

Соотношение морали и этики Этика М ораль Этика – это все моральные нормы (ценности), систематически изложенные. Мораль – признанные нормы (ценности), реализуемые в жизни. Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними. Библейская заповедь («золотое правило» морали) Мораль, или нравственность, — правила поведения людей и принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость.

Слайд 10

Отличия морали от права Мораль (нормы морали) Право (нормы права) Появилась раньше политики, права и государства Появилась позже морали Выражает волю государства, государственный подход к оценке общественных явлений Устанавливаются и фиксируются государством Регулирует определенную область общественных отношени й Пронизывает все стороны человеческой жизни, все общественные отношения (в том числе и те, которые не подлежат правовому регулированию) Формулируется обществом (людьми) Выражает мнение общества

Слайд 11

Более широки по содержанию, дают большой простор для толкования и применения Формулируются в письменном виде в юридических актах Право (нормы права) Существуют и действуют как свод неписанных правил в виде поучений и притч В необходимых случаях реализация обеспечивается принудительными мерами государством либо потерпевшим Обеспечивается силой привычки, убежденностью, совестью, давлением общественного мнения Мораль (нормы морали) Более конкретны по содержанию, характеризуются определенностью формулировок Исполнять или нет, решает сам человек Обязательны для исполнения всеми Формулирует требования в абстрактной, абстрактно-всеобщей форме Дает четкую формулировку, что можно и чего нельзя

Слайд 12

Мораль (нормы морали) Право (нормы права) Основывается на реальных условиях жизни Не признает формального равенства («Кому больше дано, с того больший спрос») Показывает идеал поведения, к которому необходимо стремиться человеку Существует единая и единственная система права в каждом государстве, каждом обществе Регулирует только поступки, действия людей Исходит из формального равенства людей: равные требования к разным людям Существуют различные моральные принципы и моральные установки людей, социальных групп, народов Предъявляет требования к поступкам, мыслям и чувствам Для оценки поведения людей используют критерии: «честно – нечестно», «нравственно – безнравственно», «справедливо – несправедливо» и др. Для оценки поведения использует критерии: «правомерно – неправомерно», «законно – незаконно» и др.

Слайд 13

Общее у морали и права Регулируют общественные отношения (поведение людей) Ориентируются на справедливость Чтобы правовые нормы работали, они по крайней мере не должны противоречить правилам морали Чтобы моральные нормы работали, они должны превратиться в привычку

Слайд 14

Десять заповедей человечности (раздумья академика Д.С. Лихачева) Не убий и не начинай войны. Не помысли народ свой врагом других народов. Не укради и не присваивай труда брата своего. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло ради корысти. Уважай мысли и чувства братьев своих. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай. Чти природу как матерь свою и помощницу. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Мораль егэ обществознание конспект
  • Найдите фонозаписи музыкальных сочинений композиторов вашего края составьте музыкально литературную
  • Мораль егэ обществознание 2022
  • Найдите точку минимума функции егэ
  • Мораль для егэ по обществознанию

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии