Монолог
Монолог — это развернутое высказывание персонажа, одна из форм организации речи. Монолог может быть обращен к адресату, уединенным (герой в одиночестве произносит его вслух) и внутренним ( произносимый «про себя», внутренняя речь).
Задание ЕГЭ с использованием монолога:
Встречается и в заданиях на соответствие (№4), и в одиночных вопросах.
- Установите соответствие:
- Явление 13 начинается с развернутого высказывания Чацкого. Как называется эта форма организации сценической речи?
Примеры использования автором монолога:
А судьи кто? – За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времён Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже… (Монолог Чацкого из комедии Грибоедова «Горе от ума»)
Диалог
Диалог — это обмен репликами персонажей, одна из форм организации речи. Характеризует говорящих героев и способствует развитию сюжета.
Задание ЕГЭ с использованием диалога:
Задания, с использованием термина «диалог» встречаются в №4 и в одиночных вопросах (№5 или №6 или № 7).
- №4 (задание на соответствие)
- №5 или №6 или № 7, задания без вариантов ответа
Примеры использования автором диалога:
-
— Заверни его на воду! Держи, а то пилой рубанёт!
— Небось!
Большой изжелта-красный сазан поднялся на поверхность, вспенил воду и, угнув тупую лобастую голову, опять шарахнулся вглубь.
— Давит, аж рука занемела… Нет, погоди!
— Держи, Гришка!
— Держу-у-у!
— Гляди под баркас не пущай!.. Гляди! (М. А. Шолохов «Тихий Дон»)
- Лука (выходя из кухни). Ну, обыграли татарина? Водочку пить пойдёте? Барон. Идём с нами!Сатин. Посмотреть бы, каков ты есть пьяный!Лука. Не лучше трезвого-то…
Актёр. Идем, старик… я тебе продекламирую куплеты…
Лука. Чего это?
Актёр. Стихи, — понимаешь?
Лука. Стихи-и! А на что они мне, стихи-то?..
Актёр. Это — смешно… А иногда — грустно… (М. Горький «На дне»)
-
Бобчинский выглядывает в дверь и с испугом прячется. Нет, благодарю покорно, не хочу.
Городничий (дрожа). По неопытности, ей-богу по неопытности. Недостаточность состояния… Сами извольте посудить: казённого жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это клевета, ей-богу клевета. Это выдумали злодеи мои: это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься.
Хлестаков. Да что? Мне нет никакого дела до них. (В размышлении.) Я не знаю, однако ж, зачем вы говорите о злодеях и о какой-то унтер-офицерской вдове… Унтер-офицерская жена совсем другое, а меня вы не смеете высечь, до этого вам далеко… Вот ещё! смотри ты какой!.. Я заплачу, заплачу деньги, но у меня теперь нет. Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни копейки. (Н. В. Гоголь «Ревизор»)
Работаем
с 15 и 16 заданиями ЕГЭ по литературе:
«Монолог»
М. Ю. Лермонтова.
15.
Чем обусловлена грустная тональность лермонтосвского «Монолога»
Всё творчество М. Ю. Лермонтова пронизывает
мотив одиночества. Этот писатель жил в трудную эпоху николаевской реакции,
когда по-настоящему умные люди, понимающие, что наступила пора перемен, ничего
не могли предпринять — любой протест был бы сразу заглушён неприятием властей и
суровым наказанием. Талантливые, мыслящие люди, к которым и относился М. Ю Лермонтов,
не могли найти возможность для самореализации, они «задыхались» от тоски по
нужному и важному делу в душном воздухе застоявшейся атмосферы эпохи.
Безусловно, грустная тональность стихотворения «Монолог» в первую очередь
обусловлена чувством одиночества и ненужности, сложившемся у поэта в
трудное историческое время России.
Само
название «Монолог» неслучайно. С его помощью подчёркивается, что лирический
герой даже не может найти собеседника, с которым можно было бы поделиться
своими мыслями и эмоциями. Есть только один человек, которому он может доверить
самое сокровенное – он сам. По сути же, этот разговор с самим собой обращён
прежде всего к обществу и эпохе, это скрытый призыв к действию, без которого жизнь
теряет смысл и не приносит радости.
Лирическим героем овладевает грусть
от понимания того, что «ничтожество есть благо в здешнем свете». Стихотворение
начинается с риторического вопроса. Автор понимает, что не сможет получить на
него ответа, но молчать дальше о бездуховности общества, в котором не нужны ни
«глубокие познанья», ни «талант и пылкая любовь свободы», он не может. Развёрнутые
образные сравнения «Мы, дети севера, как здешние растенья, цветём недолго
быстро увядаем» и «Как солнце зимнее на сером небосклоне, так пасмурна жизнь
наша» помогают поэту выразить ощущение бессмысленности существования, чувство
безысходности. Неслучайно и употребление многоточий: ими подчёркивается обрыв
мысли, грустное настроение поэта. Особенно печально и тоскливо звучит последнее
предложение стихотворения. Насыщенное эпитетами («дружбы сладкой», «бурь пустых»,
«остылой жизни») и метафорами («средь бурь пустых томится юность наша», «нам
горька остылой жизни чаша»), оно показывает, насколько трудно жить мыслящему
человеку в нравственно разлагающемся обществе.
16. Кто из русских поэтов
обращался к теме личности и эпохи и в чём их произведения сопоставимы с
приведённым стихотворением М. Ю. Лермонтова?
Многие писатели в своих произведениях
обращались к теме личности и эпохи. В стихотворении М. Ю. Лермонтова она звучит
печально и надрывно: в деградирующем обществе «ничтожество есть благо»,
а настоящим моральным ценностям места не осталось. Мыслящая личность и «серый
небосклон» общества находятся в абсолютном разладе. Эпоха николаевской
реакции губит личность.
Несколько иначе звучит тема личности
и эпохи в стихотворении Фёдора Ивановича Тютчева «Наш век».
Поэт, как и М. Ю. Лермонтов, огорчён и возмущён падением нравственности. «Не
плоть, а дух растлился в наши дни,
и человек отчаянно тоскует…» —
эти патетические строчки пропитаны болью и грустью за человека. Но, сопоставив
содержание обоих стихотворений, можно сделать вывод о том, что, по мнению
Тютчева, причина одиночества, тоски и нравственного падения людей кроется в
кризисе веры:
Безверием
палим и иссушён,
Невыносимое
он днесь выносит…
И
сознает свою погибель он,
И
жаждет веры — но о ней не просит…
В стихотворении «Наш век» личность
губит эпоха революций и бунтов, лишившая человечество веры. Безверие
разрушает личность.
С болью и горечью раскрывает тему
личности и эпохи и Сергей Александрович Есенин в стихотворении «Русь
Советская». Лирическим героем овладевают противоречивые чувства – он
пытается принять перемены, произошедшие в обществе, понимая, что «это только
новый свет горит другого поколения у хижин», но не может, чувствуя себя
одиноким и никому не нужным. Он восклицает:
Ах,
родина, какой я стал смешной!
На
щеки впалые летит сухой румянец.
Язык
сограждан стал мне как чужой,
В
своей стране я словно иностранец.
Эти
строчки, пожалуй, наиболее полно передают грусть и тоску лирического героя
стихотворения. Трагизм взаимоотношений личности и эпохи заключается в том, что
человек не всегда готов принять произошедшие в обществе перемены.
Итак, обращаясь к теме личности и
эпохи и М.Ю Лермонтов, и Ф.И. Тютчев, и С. А. Есенин подчёркивают губительное
влияние эпохи на человека, но причину и суть этого влияния каждый из них видит
по-своему.
Монолог это егэ литература
Монолог, диалог
Монолог — это развернутое высказывание персонажа, одна из форм организации речи. Монолог может быть обращен к адресату, уединенным (герой в одиночестве произносит его вслух) и внутренним ( произносимый «про себя», внутренняя речь).
Задание ЕГЭ с использованием монолога:
Встречается и в заданиях на соответствие (№4), и в одиночных вопросах.
- Установите соответствие:
- Явление 13 начинается с развернутого высказывания Чацкого. Как называется эта форма организации сценической речи?
ПРимеРы использования автором монолога:
А судьи кто? – За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времён Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже… (Монолог Чацкого из комедии Грибоедова «Горе от ума»)
Диалог
Диалог — это Обмен репликами персонажей, одна из форм организации речи. Характеризует говорящих героев и способствует развитию сюжета.
Задание ЕГЭ с использованием диалога:
Задания, с использованием термина «диалог» встречаются в №4 и в одиночных вопросах (№5 или №6 или № 7).
- №4 (задание на соответствие)
- №5 или №6 или № 7, задания без вариантов ответа
ПРимеРы использования автором диалога:
— Заверни его на воду! Держи, а то пилой рубанёт!
Большой изжелта-красный сазан поднялся на поверхность, вспенил воду и, угнув тупую лобастую голову, опять шарахнулся вглубь.
— Давит, аж рука занемела… Нет, погоди!
— Гляди под баркас не пущай. Гляди! (М. А. Шолохов «Тихий Дон»)
Актёр. Идем, старик… я тебе продекламирую куплеты…
Актёр. Стихи, — понимаешь?
Лука. Стихи-и! А на что они мне, стихи-то.
Бобчинский выглядывает в дверь и с испугом прячется. Нет, благодарю покорно, не хочу.
Городничий (дрожа). По неопытности, ей-богу по неопытности. Недостаточность состояния… Сами извольте посудить: казённого жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это клевета, ей-богу клевета. Это выдумали злодеи мои: это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься.
ПРимеРы использования автором монолога:
А судьи кто? – За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времён Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже… (Монолог Чацкого из комедии Грибоедова «Горе от ума»)
Диалог — это Обмен репликами персонажей, одна из форм организации речи. Характеризует говорящих героев и способствует развитию сюжета.
Примеры использования автором монолога:
Установите соответствие.
Lit-ege. ru
16.09.2017 18:39:54
2017-09-16 18:39:54
Источники:
Https://lit-ege. ru/monolog-dialog/
Монолог определение 📕 | Экзаменационные сочинения по ЕГЭ » /> » /> .keyword { color: red; } Монолог это егэ литература
Монолог определение
Монолог определение
Монолог (от греч. monos — один, logos — слово, речь) — развернутое высказывание одного персонажа или автора в художественном произведении. Монолог — важнейшее средство характеристики героя в художественном произведении, наряду с диалогом, портретом, пейзажем, интерьером и т. д. Но монолог имеет большое значение для всей структуры произведения. Нередко в монологах заключаются важнейшие для произведения идеи, авторские мысли и т. д. Монологи, наряду с диалогами, призваны раскрыть сложные процессы душевной жизни героя, «диалектику души».
Различают монологи обращенные (адресованные определенному лицу или большому количеству людей — народу, толпе и т. д.) и уединенные (произносимые героем в одиночестве). Кроме того, существуют внутренние монологи, особенно важные в раскрытии сложного процесса внутренней жизни героя. Таковы внутренние монологи князя Андрея в романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого. Обращенные монологи имеют четкую структуру, они могут воспроизводиться неоднократно в различных ситуациях; могут существовать в форме как устной, так и письменной речи [79]. Кроме того, по форме речи различают монолог-рассказ, мо — нолог-рассуждение, монолог-исповедь.
И уединенные произ носимые героем в одиночестве.
Ege-essay. ru
24.11.2019 15:08:34
2019-11-24 15:08:34
Источники:
Https://ege-essay. ru/monolog-opredelenie/
АНАЛИЗ МОНОЛОГА ПЕРСОНАЖА 📕 | Экзаменационные сочинения по ЕГЭ » /> » /> .keyword { color: red; } Монолог это егэ литература
АНАЛИЗ МОНОЛОГА ПЕРСОНАЖА
АНАЛИЗ МОНОЛОГА ПЕРСОНАЖА
1. В какой момент развития действия произносится монолог?
2. Чем вызван данный монолог, как мотивируется его введение?
3. Каков тип монолога?
4. Какие темы затронуты в монологе?
5. Какие взгляды, убеждения героя выявляются в этом эпизоде?
6. Каково психологическое состояние персонажа, каким способом оно выражается? Как изменяется психологическое состояние персонажа на протяжении на протяжении монолога, каковы причины этого?
7. Кто свидетели этого монолога, каковы психологическое состояние и реакция слушателей во время монолога и по окончании его? Какой герой появится после окончания монолога?
8. Как проявляется мастерство автора в построении монолога, какие приемы и художественные средства используются?
9. С какой целью драматург вводит этот монолог в художественную ткань произведения, каковы функции этого эпизода?
Как проявляется мастерство автора в построении монолога, какие приемы и художественные средства используются.
Ege-essay. ru
01.09.2020 2:05:47
2020-09-01 02:05:47
Источники:
Https://ege-essay. ru/analiz-monologa-personazha/
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Тип 8 № 59
Стихотворение начинается с вопроса, не требующего ответа и содержащего утверждение. Как называются подобные вопросы?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
Мы, дети севера, как здешние растенья,
Цветём недолго, быстро увядаем…
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
Её однообразное теченье…
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует…
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд её мрачит,
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит.
М. Ю. Лермонтов, 1829
1
______ герой стихотворения М. Ю. Лермонтова находится во власти переживаний. Переживания и чувства — предмет изображения произведения, относящегося к лирическому _____.
2
Тип 8 № 60
Назовите средство художественной изобразительности, представляющее собой образное определение («пылкая любовь свободы», «дружбы сладкой»)?
3
Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) эпифора
2) инверсия
3) гротеск
4) сравнение
5) литота
4
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»?
10.2. Какую роль в стихотворении М. Ю. Лермонтова играют сравнения?
5
Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором затронута тема личности и эпохи. В чём сходно (или различно) звучание темы личности и эпохи в этом произведении и в приведённом стихотворении М. Ю. Лермонтова?
6
Задания Д8 № 63
Укажите размер, которым написано стихотворение М. Ю. Лермонтова «Монолог».
7
Задания Д10 C3 № 66
Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»?
2
Тип 8 № 60
Назовите средство художественной изобразительности, представляющее собой образное определение («пылкая любовь свободы», «дружбы сладкой»)?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
Мы, дети севера, как здешние растенья,
Цветём недолго, быстро увядаем…
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
Её однообразное теченье…
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует…
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд её мрачит,
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит.
М. Ю. Лермонтов, 1829
1
______ герой стихотворения М. Ю. Лермонтова находится во власти переживаний. Переживания и чувства — предмет изображения произведения, относящегося к лирическому _____.
2
Тип 8 № 59
Стихотворение начинается с вопроса, не требующего ответа и содержащего утверждение. Как называются подобные вопросы?
3
Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) эпифора
2) инверсия
3) гротеск
4) сравнение
5) литота
4
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»?
10.2. Какую роль в стихотворении М. Ю. Лермонтова играют сравнения?
5
Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором затронута тема личности и эпохи. В чём сходно (или различно) звучание темы личности и эпохи в этом произведении и в приведённом стихотворении М. Ю. Лермонтова?
6
Задания Д8 № 63
Укажите размер, которым написано стихотворение М. Ю. Лермонтова «Монолог».
7
Задания Д10 C3 № 66
Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»?
3
Тип 8 № 62
Какой приём использует автор, характеризуя своё поколение: «Мы, дети севера, как здешние растенья, / Цветём недолго, быстро увядаем…»?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
Мы, дети севера, как здешние растенья,
Цветём недолго, быстро увядаем…
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
Её однообразное теченье…
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует…
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд её мрачит,
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит.
М. Ю. Лермонтов, 1829
1
______ герой стихотворения М. Ю. Лермонтова находится во власти переживаний. Переживания и чувства — предмет изображения произведения, относящегося к лирическому _____.
2
Тип 8 № 59
Стихотворение начинается с вопроса, не требующего ответа и содержащего утверждение. Как называются подобные вопросы?
3
Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) эпифора
2) инверсия
3) гротеск
4) сравнение
5) литота
4
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»?
10.2. Какую роль в стихотворении М. Ю. Лермонтова играют сравнения?
5
Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором затронута тема личности и эпохи. В чём сходно (или различно) звучание темы личности и эпохи в этом произведении и в приведённом стихотворении М. Ю. Лермонтова?
6
Задания Д8 № 63
Укажите размер, которым написано стихотворение М. Ю. Лермонтова «Монолог».
7
Задания Д10 C3 № 66
Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»?
4
Тип 8 № 76
Укажите классический лирический жанр, к которому относится стихотворение А. С. Пушкина «Поэту».
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдёт минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечёт тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
А. С. Пушкин, 1830
1
Тип 8 № 77
Как называется троп, в основе которого — перенос свойств одних предметов или явлений на другие («похвал… минутный шум»)?
2
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Что имеет в виду лирический герой стихотворения, призывая поэта «не дорожить любовию народной»?
10.2. Какую роль в стихотворении А. С. Пушкина играют эпитеты?
3
Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором затронута тема высокого назначения поэта. В чём сходно (или различно) звучание темы поэта и поэзии в этом произведении и в приведённом стихотворении Пушкина?
4
Задания Д8 № 80
Каким размером написано пушкинское стихотворение «Поэту»?
5
Задания Д10 C3 № 83
Что имеет в виду лирический герой стихотворения, призывая поэта «не дорожить любовию народной»?
5
Назовите лирический жанр, к которому относится приведённое стихотворение А. С. Пушкина.
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Мой первый друг,
Мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
А С. Пушкин, 1826
1
Назовите средство художественной выразительности, к которому неоднократно прибегает автор стихотворения («друг бесценный», «ясных дней»).
2
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Как в стихотворении А. С. Пушкина передана мысль о «бесценности» подлинной дружбы?
10.2. Какую роль в раскрытии темы играет композиция стихотворения?
3
Кто из русских писателей обращался в своём творчестве к теме дружбы и что сближает его произведения со стихотворением А. С. Пушкина?
4
Задания Д8 № 115
Каким размером написано стихотворение А. С. Пушкина «И. И. Пущину»?
5
Задания Д10 C3 № 118
Как в стихотворении А. С. Пушкина передана мысль о «бесценности» подлинной дружбы?
Пройти тестирование по этим заданиям
Типичные вопросы по эпическим произведениям
(// — такими двумя вертикальными косыми линиями отмечены варианты формулировки одного и того же задания)
-
Как в литературном произведении называется монолог, который произносит герой «про себя»? Внутренний монолог
-
Как в литературоведении называют средство, помогающее описать героя («слабый», «тщедушный»)? // Как называются образные определения, являющиеся традиционным средством художественной изобразительности? Эпитет
-
События в произведении излагаются от лица вымышленного персонажа. Как называется персонаж произведения, которому доверяется повествование о событиях и других персонажах? Рассказчик
-
Какую фамилию носит герой данного произведения?
-
Как называется род литературы, которому принадлежит произведение? Эпос
-
Как называется намеренное употребление в тексте одинаковых слов, усиливающее значимость высказывания? Повтор
-
Каким термином обозначается способ отображения внутреннего состояния героев, мыслей и чувств? // Как называется способность автора передавать чувства и мысли, владеющие героями, их внутреннюю жизнь? Психологизм
-
Как называется выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку?// Как называется значимая подробность, являющаяся средством характеристики героя? Деталь
-
Фрагмент начинается и заканчивается описанием пожара в Смоленске т.п. Укажите термин, которым обозначается расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении.// Каким термином обозначают организацию частей произведения, образов и их связей? Композиция
-
Укажите вид тропа, в основе которого перенос свойств одних предметов и явлений на другие («пламя таланта»). Метафора
-
Укажите жанр, к которому относится произведение. Роман, рассказ, повесть, сказка…
-
В начале фрагмента даётся описание внешности персонажа. Как называется это средство характеристики персонажа? Портрет
-
В начале эпизода даётся описание ночной станицы. Каким термином обозначается подобное описание?// Каким термином принято обозначать описание природы? Пейзаж
-
К какой жанровой разновидности относится роман? Социально-философский, психологический, социально-бытовой…
-
Автор создал обобщенный образ «маленького человека». Каким термином принято называть подобные образы? Тип
-
Укажите троп, представляющий собой замену имени собственного описательным оборотом. Перифраз /Например, Страна Восходящего Солнца – Япония/
-
Знаковый образ, смысл которого выходит за пределы предметного значения. Символ
-
Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета? Экспозиция
-
Каким термином обозначают совокупность событий, повороты и перипетии действия в произведении? Сюжет
-
Каким термином обозначается заключительный компонент произведения? Эпилог
-
Художественное время и пространство – важнейшие характеристики авторской модели мира. Какой традиционный пространственный ориентир использует Гончаров для создания образа символически насыщенного замкнутого пространства? Дом
-
Какая художественная категория позволяет предать сопряженность прошлого, настоящего и будущего? Время
-
Как называют форму иносказания, характерную для басен, притчей? Аллегория
-
Укажите название приёма художественного преувеличения, при котором правдоподобие уступает место фантастике, карикатуре. Гротеск
-
Как в литературных произведениях называется разновидность описания, позволившая автору воссоздать обстановку жилищ а? Интерьер
-
Как называются слова и выражения, отступающие от норм литературного языка («запеснячивают», «могём») Просторечные/Диалектные
-
Как называются новые слова, созданные автором в произведении (например, у Маяковского) Неологизмы.
-
Фамилия какого русского критика, революционера-демократа созвучна фамилии Добросклонова? (это у Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо Доборолюбов.
-
Фамилии героев произведения, заключающие в себе скрытый смысл (Кабанова, Дикой, Правдин, Скотинин, Раскольников). // Следуя традиции, автор наделяет героев своего произведения именами и фамилиями, несущими в себе некие характеристики. Как называются такие имена и фамилии? Говорящие.
Типичные вопросы по драматическим произведениям
-
В рамках какого литературного направления создавалось данное произведение? Классицизм, реализм
-
Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами? Диалог
-
Определите жанр произведения.
Фонвизин «Недоросль» — комедия
Грибоедов «Горе от ума» — комедия
Гоголь «Ревизор» — комедия
Островский «Гроза» — драма
Чехов «Вишневый сад» — комедия
Горький «На дне» — драма
-
Одним из характерных приёмов классицизма является раскрытие характера героя посредством его фамилии. Как называются такие фамилии? Говорящие
-
Как в литературоведении называют персонажей, которые не появляются на сцене? Внесценические
-
Как называется герой, который выражает авторскую позицию? Резонёр
-
Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение, противоборство персонажей, лежащее в основе развития действия литературного произведения? Конфликт
-
Тип конфликта? Общественный, любовный, социальный
-
К какому этапу в развитии действия относится данный фрагмент? Завязка, кульминация, развязка
-
Укажите название рода литературы, к которому принадлежит пьеса…? Драма
-
Каким термином обозначают авторские пояснения, комментарии в тексте пьесы? Ремарка
-
Как называется развернутое высказывание одного героя? Монолог
-
Назовите термин, которым обозначается высказывание героев в пьесе. // Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге? Реплика
-
Как называется часть акта (действия) драматического произведения, в которой состав действующих лиц остаётся неизменным? Сцена
-
Назовите термин, который используется в литературоведении для обозначения выражения, ставшего крылатым? // Актер произносит емкую, лаконичную фразу: «Без имени – нет человека». Как называется такой вид изречений?// Как называются изречения героев, отличающиеся краткостью, емкостью мысли и выразительностью? Афоризм
-
В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки.// Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета? Экспозиция
-
Что является главным средством характеристики в данном фрагменте пьесы? Речь
-
Назовите средство художественной изобразительности
Типичные вопросы по лирическим произведениям
-
Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической разновидности поэзии относится данное стихотворение?
Пейзажная, гражданская, любовная, дружеская, медитативная (Тютчев «Певучесть есть в морских волнах…»), философская…
-
Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов?// Какую стилистическую фигуру, состоящую в нарушении общепринятого порядка слов, использует поэт для создания …? Инверсия
-
Термин, которым в литературоведении называют изобразительно-выразительное средство, позволяющее переносить значение по сходству с одного предмета на другой? (Средство иносказательной выразительности). Метафора
-
Укажите название стилистического приёма, который использует поэт, начиная строки с одного и того же слова. Анафора
-
Как называется характер рифмовки? Кольцевая, перекрёстная, смежная
-
К какому поэтическому жанру относится данное стихотворение?
Ола, элегия, посвящение , эпиграмма…
-
Как называется поэтический приём, основанный на повторении гласных звуков? Ассонанс
-
Как называется поэтический приём повтора одинаковых согласных звуков?
-
Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.
Ямб (2 4 6 хорей (1 3 5 7), дактиль (1 4 7 10), амфибрахий (2 5 8 11), анапест (3 6 9 12)
КАК ЭТО СДЕЛАТЬ ГРАМОТНО?
— записываем строки из стихотворения, разбивая их на слоги;
— ставим ударения в словах;
— записываем цифры под ударными слогами;
— смотрим на предыдущие схемы и выбираем размер.
В `э-той де-ре`в-не ог-ни` не по-га`-ше-ны
1 4 7 10
Т`ы мне тос-ку` не про-ро`чь…
1 4 7
1 4 7 10 это дактиль.
1 4 7
Еще один пример!
Нет, т`ы не П`уш-кин. Но по-ку´-да
2 4 8
Не ви´д-но со´лн-ца ни-от-ку´-да 2 4 8
2 4 8 это ямб
2 4 8
-
Впишите термин, которым называют художественное определение. Эпитет
-
Как называется приём, позволяющий наделить окружающий мир человеческими чувствами и переживаниями? Олицетворение
-
Как называется система стихосложения, в которой написано данное стихотворение?
Тоническая, силлабо-тоническая
-
Как в литературоведении называется сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией? Строфа
-
Назовите термин, которым обозначают созвучие концов стихотворных строк? Рифма
Бывает:
СМЕЖНАЯ(ААББ),
ПЕРЕКРЁСТНАЯ(АБАБ),
КОЛЬЦЕВАЯ(АББА)
-
Как называется приём, основанный на сочетании несочетаемых понятий? Оксюморон
-
Назовите вид тропа, основанный на сопоставлении предметов или явлений. Сравнение
-
Как называется простейшая единица сюжетного развития? Мотив
-
Каким термином называется комплекс строк, состоящий из четверостиший, каждое из которых представляет собой организованное объединение стихотворных строк. Катрен
-
Как называется способ иносказания, заключающийся в изображении абстрактной идеи через конкретные образы? Аллегория
-
Как называется обобщенный образ, включающий множество ассоциативных признаков. Символ
-
Какая художественная категория позволяет создать эффект «сопряжения» прошлого и настоящего? Время
-
Как называется приём, состоящий в замене слова описательным выражением, указывающим на важные свойства, качества, признаки предмета или явления? Перифраз
-
Для усиления эмоциональной значимости высказывания автор использует форму вопроса, не требующего ответа. Как называется это средство выразительности? Риторический вопрос
-
Назовите вид композиции, характеризующийся повторением в начале и конце произведения одного и того же мотива, строки и т.д. Кольцевая
-
К какому литературному направлению относится творчество…?
Классицизм, романтизм, реализм, символизм, футуризм, акмеизм, имажинизм
-
Как называется художественный прием, основанный на резком противопоставлении? Антитеза//контраст
-
Вторая и третья строфа построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот приём?
-
Вторая и четвёртая строфы почти совпадают по содержанию. Как называется этот прием? Повтор
-
Какая художественная категория позволяет создать иллюзию взаимопроницаемости двух миров? Пространство
-
Как называется поэтическая концепция, утверждающая самоценность художественного творчества? Искусство для искусства (свобода искусства от политики).
-
Укажите классический лирический жанр (грустное размышление о бренности бытия, ушедшей любви и т.п.), черты которого присутствуют в стихотворении… Элегия.
-
Какое название получила строфа, использованная автором в произведении? (речь идет о романе в стихах «Евгений Онегин») Онегинскаястрофа/Онегинская
-
Стихотворение «Гамлет» Б.Л. Пастернак «приписал» герою своего известного романа. Укажите название этого произведения. ДокторЖиваго.
-
К какому средству выражения собственной позиции прибегает поэт, подвергая своих персонажей не скрытому, а явному осмеянию, обличению? Сарказм/ Инвектива
Общие рекомендации к заданиям 9 и 16:
1. Проверьте, адекватно ли вы поняли задание. Проанализируйте вопрос, выделив в нем ключевые слова. Разберитесь в значениях терминов, использованных в формулировке вопроса.
2. Проделайте аналитическую работу с текстом задания, которое по сути служит планом ответа: сначала назовите авторов и произведения (не менее двух позиций сопоставления), а затем обоснуйте свой выбор, прокомментировав эти произведения в соответствии с заданием.
3. Включайте в работу только тот текстовый материал, который служит точным комментарием ваших тезисов.
4. Отредактируйте ответ, уберите избыточные рассуждения и примеры, внесите необходимые дополнения в ответ на главную (сопоставительную) часть вопроса.
5. Избегайте общих рассуждений.
6. Проанализируйте логику ответа, проверьте речевое оформление, устраните речевые недочеты.
Примеры анализа стихотворений.
Тютчев Ф.И.
С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Всё выше, дале вьется он —
И вот ушел за небосклон!
Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла —
А я здесь в поте и в пыли.
Я, царь земли, прирос к земли!..
1835
1.Тема стихотворения — коршун в небе, человек, наблюдающий за полетом коршуна. Человек и природа.
2.Стихотворение делится на две части, два четверостишия
3.Первая часть — характерна повествовательная интонация. Поэт рисует начало полёта коршуна, который устремился к небу. Эти стихи звучат свободно, спокойно, размеренно, передавая картину полета.
В 1-м стихе слово коршун— предмет описания, во 2-м стихе — словосочетание к небу,которое указывает на движение коршуна в пространстве.
В 3–4-м стихах пространство расширяется, в котором летит коршун, на это указывают слова выше, дале.
В первом четверостишии рисуется реальная картина природы, которую читатель видит вместе с автором.
Первая строфа читается плавно, спокойно. Чувствуется неторопливость и спокойствие в природе.
4. Грамматические основы ясно выделяются в 1-3 строчках стихотворения. Глаголы «поднялся, взвился, вьется» передают динамику движения. Взгляд лирического героя движется снизу вверх, коршун постепенно уменьшается, но человек наоборот чувствует себя обделенным, «приросшим к земли», то есть несмотря на то, что по размеру человек, конечно, больше коршуна, но из-за невозможности взмыть в небо как птица, он уступает птице. Представим взгляд коршуна с неба на землю — он видит маленькую точку, которая есть « царь природы», Коршун «убежден», что царь природы — он, коршун, парящий в небе.
С интонацией грусти звучат финальные 7–8-й стихи, образующие вторую часть тихотворения. В ней звучит сожаление лирического героя о человеке, который лишён крыльев, лишён полёта и вынужден жить на земле “в поте и в пыли”.
5-6. Языковые средства – поэт использует архаические формы слов:
“к земли” — делает рассуждения поэта подчёркивает извечную и неизменную слабость человека по отношению к могуществу природы.
Архаическая форма дале придаёт тексту приподнятость, торжественность и приближает речь к высокому стилю.
Глаголы «поднялся, взвился, вьется» передают движение, таким образом, картина стихотворения живая, динамичная.
Природа-мать — приложение показывает на связь природы и коршуна, её «сына».
7. Художественная картина стихотворения— человек , наблюдает за полетом птицы, видит парящего коршуна в небе и думает о том, что он , «царь земли» не может подняться в небо.
8. Глядя на летящих птиц, невольно задумываешься о невозможности подняться в небо. А ведь это давняя мечта человека ( вспомним Икара и Дедала). Полет- это свобода. Герой очерка Короленко «Парадокс», человек, лишенный рук ( — крыльев?) говорит : « Человек рожден для счастья, как птица для полета». Катерина в «Грозе» Н.А.Островского говорит: « Почему люди не летают, как птицы?». Для каждого из героев произведений- стихотворения Тютчева, Яна Залуского, Катерины- понятие свободы, счастья- это возможность « летать», причем не в прямом смысле слова.
9-10-11. Стихотворение Тютчева- размышление о возможностях человека. Он, «царь земли»- но почему же не может подняться в небо? Мы находим ответ- человек- « царь на земле», а коршун- царь неба. Но человек так хочет покорить и небо!.. Об этом — последняя строчка стихотворения, она звучит и как отчаянное восклицание, и как горечь, осознание невозможности преодолеть земное притяжение и взмыть в небо «выше, далее». Коршун с высоты полета может «оглядеть» свои владения как настоящий царь, а человек не может окинуть землю взглядом, несмотря на то, что он «царь земли». Что же мешает?- а то, что «царь земли» прирос к земле. Человек в поте и пыли вынужден постоянно трудиться на земле, чтобы прокормить себя. Как не вспомнить Библию и изгнание человека из Рая за то, что вкусил запретный плод! Поэтому человек наказан тем, что он «прирос к земле», трудится в поте и пыли и жадно наблюдает за птицами в небе!
Свободный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева
«С поляны коршун поднялся»
Стихотворение написано в 1835 году. Человек для Ф. И. Тютчева такая же тайна, как природа. Перед поэтом встает вопрос о соотношении природы и человека. Человек — существо мыслящее. Благодаря тому что он наделен разумом, он выделен из природы. В стихотворении «С поляны коршун поднялся» человеческая мысль неудержимо стремится постичь неизведанное, однако ей никак невозможно выйти за пределы «земного круга». Для разума человека есть граница, предопределенная и неизбежная. Вид коршуна, поднявшегося с поля и исчезнувшего в небе, наводит поэта на такие думы: «Природа-мать ему дала / Два мощных, два живых крыла — / А я здесь в поте и в пыли, / Я, царь земли, прирос к земли!..»
С этим стихотворением Ф. И. Тютчева созвучен переведенный им монолог Фауста из сцены «У ворот», в котором говорится о присущем природе человека стремлении «ввысь и вдаль». И характерно, что пробуждение этого врожденного в нем чувства герой трагедии Гете связывает с образами птиц: звенящего в небе жаворонка, парящего над вершинами деревьев орла или спешащего на родину журавля.
Клише для анализа
Определение жанра (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская) |
Стихотворение «…» принадлежит к …лирике Стихотворение представляет собой яркий пример .. лирики Стихотворение может быть отнесено к … лирике |
Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя |
В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя … Можно сказать, что лирический герой… |
Тема — вопрос, которого касается автор |
Автор «…» развивает традиционную тему…Это стихотворение посвящено…Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о… |
Идейный уровень(идея, эмоция) |
Автор хотел донести до читателя мысль о том… Этим стихотворением автор хотел сказать, что…Здесь высказано мнение автора… В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда) … звучит мотив грусти… |
Выделение композиционных частей(если есть) – кульминационная часть, отступления, противопоставления частей, кольцевая композиция |
Стихотворение состоит из … строф… Произведение построено… Оно имеет четкую структуру.. Кульминация стихотворения приходится на… |
Истолкование названия |
Стихотворение названо так потому, что… |
Характеристика образов(существительные-образы)- |
В первой строфе возникают образы (существительные)… Во второй строфе автор говорит… |
Художественно-выразительные средства |
Сквозь строфы тянется цепь тропов…Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… Здесь автору помогает использование… Немаловажную роль играют… |
Действия и состояния(глаголы-проблемы) |
Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы … отмечает (что?) …описывает (что?) …касается (чего?) … обращает внимание (на что?) … напоминает (о чем?) |
Пространство, время |
Пространство представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…) Автор в произведении затрагивает временные рамки (прошлое ,настоящее, будущее) |
Стилистический уровень (лексика, рифма, синтаксис) |
Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма… Стихотворение написано с использованием…рифмовки… Строфы имеют…рифмовку… В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как…(повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания) Используемые предложения построены … |
Фонический уровень (размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс) |
…В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей… В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…Размер стихотворения — … Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление… |
8
Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Литература. Как выполнить задание 5.2? РЕКОМЕНДАЦИИ.
Задание № 51.2 – это развёрнутый ответ на вопрос по прозе или драматургии, а также по «Слову о полку Игореве» и стихотворным поэмам и романам.
Выполнение любого задания нужно начинать с изучения критериев его оценивания.
Что оценивается при проверке задания 5.2?
- Понимание сути вопроса. Ответ должен быть именно на заданный вопрос, а не вообще по произведению.
- Построение ответа на основе приведённого эпизода, а не по всему произведению. Это очень важно!
- Приведение примеры из данного отрывка, которые подтвердят ваши мысли.
- Отсутствие простого пересказа текста, наличие его анализа.
- Правильное понимание авторской позиции, не «додумывание» того, чего нет в данном эпизоде.
- Объём ответа – примерно 5-10 предложений. Он может быть меньшим или большим. Главное – полный ответ на вопрос.
- Отсутствие лексических и речевых ошибок. За их отсутствие можно получить целых 2 балла из 6, а это много, согласитесь.
- Всего за задание можно получить 6 баллов.
Полностью критерии оценивания задания 5.2. ЗДЕСЬ.
Итак, выяснили, что требуется по критериям. Обязательно помните о них, когда пишите ответ на вопрос 5.2.
Как выполнить задание № 5.2. РЕКОМЕНДАЦИИ.
Суть задания 5.2:
Дано высказывание по произведению. Необходимо высказать своё отношение к нему, свою точку зрения (согласие /несогласие) и доказать на примере того эпизода из теста, который предложен.
- Внимательно прочитайте задание. Поймите, что именно вы должны доказывать.
- Прочитайте отрывок, обращайте внимание на ключевые слова, детали, которые вы можете использовать в ответе.
- Ответ на задание 5.2. – это мини-сочинение, сочинение -рассуждение. Необходимо соблюдать в нём ТРИ части: вступление (тезис, который вы будете доказывать), основную часть (заключение) и вывод.
- В основной части сначала напишите ОБЩЕЕ, а затем приведите конкретные доказательства этого. Достаточно ДВУХ конкретных аргументов.
- Обязательно приводите цитаты из текста. Это не должны быть целые предложения. Достаточно слов, словосочетаний, которые вы берёте в кавычки.
- Обязательно проверьте ответ. Помните, что за отсутствие лексических и речевых ошибок вы получаете 2 балла – то есть третью часть баллов.
Разберём сказанное на конкретном примере.
ТЕКСТ.
— Надеюсь увидеть вас еще, но надеюсь тоже, что вы перемените свои мнения, мой милый мсье Пьер, — сказала она.
Когда она сказала ему это, он ничего не ответил, только наклонился и показал всем еще раз свою улыбку, которая ничего не говорила, разве только вот что: «Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый». И все и Анна Павловна невольно почувствовали это.
Князь Андрей вышел в переднюю и, подставив плечи лакею, накидывавшему ему плащ, равнодушно прислушивался к болтовне своей жены с князем Ипполитом, вышедшим тоже в переднюю. Князь Ипполит стоял возле хорошенькой беременной княгини и упорно смотрел прямо на нее в лорнет.
— Идите, Annette, вы простудитесь, — говорила маленькая княгиня, прощаясь с Анной Павловной. — C’est arrete, — прибавила она тихо.
Анна Павловна уже успела переговорить с Лизой о сватовстве, которое она затевала между Анатолем и золовкой маленькой княгини.
— Я надеюсь на вас, милый друг, — сказала Анна Павловна тоже тихо, — вы напишете к ней и скажете мне, comment 1е рёге envisagera la chose. Au revoir, — и она ушла из передней.
Князь Ипполит подошел к маленькой княгине и, близко наклоняя к ней свое лицо, стал полушепотом что-то говорить ей.
Два лакея, один княгинин, другой его, дожидаясь, когда они кончат говорить, стояли с шалью и рединготом и слушали их, непонятный им французский говор с такими лицами, как будто они понимали, что говорится, но не хотели показывать этого. Княгиня, как всегда, говорила улыбаясь и слушала смеясь.
Л. H. Толстой «Война и мир»
Задание 5.2.
Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Обязательная для Толстого нравственная оценка всех персонажей исходит в «Войне и мире» прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила жизни…»
АЛГОРИТМ ОТВЕТА.
Шаг 1.
Прочитайте задание. Поймите его мысль. В данном случае задание имеет два вопроса. Нужно определить тему фрагмента и высказать своё понимание слов исследователя, доказав его на пример данного фрагмента.
Шаг 2.
Вдумайтесь в смысл высказывания. Поймите КАЖДОЕ слово в нём, чётко определите для себя, о чём вы будете писать:
- нужно сформулировать тему фрагмента (то есть написать, о чём он);
- доказать, что нравственную оценку КАЖДОМУ из персонажей автор даёт, исходя из того, как в нём проявляется их «естественная сила жизни».
- Поймите, а что такое ««естественная сила жизни»; это естественность человека, когда он не играет навязанную ему обществом роль, а прост, без маски, такой, какой он есть на самом деле.
Вывод: только после такой тщательной подготовки начинайте писать ответ.
Шаг 3.
Внимательно прочитайте текст фрагмента, выделения в нём ключевые фразы и слова. Именно на них вы будете опираться при написании ответа.
Вступление.
- Во вступлении необходимо показать понимание сути вопроса и поставить цель ответа – записать тезис, который вы будете доказывать.
Пример вступления.
Тема приведённого фрагмента из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» — окончание вечера в салоне Анны Шерер, поведение самой хозяйки и Пьера, а также некоторых остальных персонажей.В высказывании исследователя содержится мысль о том, что автор нравственно оценивает всех персонажей, исходя из того, насколько в них проявляется «естественная сила жизни…», то есть насколько они ведут себя в обществе открыто, просто, «естественно», не играя роли, не скрывая за «масками» истинное своё лицо. Да, это действительно так, окажу это примерами из текста.
Основная часть.
- В данной части должен содержаться основной ответ на вопрос. Обратите внимание на слово «каждый», то есть вам необходимо дать оценку не только главным героям этого фрагмента – Анны Шерер и Пьера, но и остальным, которые хоть вскользь, но показаны автором.
- По возможности используйте средства, которые помогают автору ярче охарактеризовать поколение.
Пример основной части.
Никому из остальных персонажей автор не даёт свою оценку, так как нет в этих людях тех нравственных качеств, которыми можно было бы восхититься, как нет в них естественности, всё показное, нет той «силы жизни», которая исходит из их настоящей сути.
Заключение (вывод).
- Далее подведите общий итог по теме вопроса.
Примерный вывод.
Таким образом, прав был исследователь, отмечая, что нравственные качества героев тесно связаны с тем, насколько естественно в них проявляется «сила жизни».
Примечание.
Данный ответ – это лишь один из примерных ответов. Я не претендую на образец написания. Ответы по литературе – это творческая работа. Каждый сам определяет форму изложения.
Главное – соответствовать критериям оценивания, чтобы получить заветные 6 баллов.
Материал подготовила Мельникова Вера Александровна.
С точки зрения участия в речи одного, двух и более людей выделяют монолог, диалог и полилог.
Монологической является научная, деловая, частично публицистическая речь.
Однако чаще термин монолог применяют, говоря о художественной речи, потому монолог рассматривается чаще всего как компонент художественного произведения, представляющий собой речь, обращенную к себе или другим.
Монолог — это обычно речь от 1-го лица, не рассчитанная (в отличие от диалога) на ответную реакцию другого лица (или лиц), обладающая определенной композиционной организованностью и смысловой завершенностью.
Классический пример монолога — монолог Чацкого из комедии Грибоедова «Горе от ума».
Не образумлюсь… виноват,
И слушаю, не понимаю,
Как будто все еще мне объяснить хотят.
Растерян мыслями … чего-то ожидаю.
(С жаром)
Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давеча так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
А вы! о Боже мой! кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!
Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?!
Что память даже вам постыла
Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,
Которые во мне ни даль не охладила,
Ни развлечения, ни перемена мест.
Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!
Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,
Мой вид, мои слова, поступки — все противно, —
Я с вами тотчас бы сношения пресек,
И перед тем, как навсегда расстаться,
Не стал бы очень добираться,
Кто этот вам любезный человек?..
(Насмешливо)
Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом.
Себя крушить, и для чего!
Подумайте, всегда вы можете его
Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей —
Высокий идеал московских всех мужей. —
Довольно!.. с вами я горжусь моим разрывом.
А вы, сударь отец, вы, страстные к чипам:
Желаю вам дремать в неведеньи счастливом,
Я сватаньем моим не угрожаю вам.
Другой найдется, благонравный,
Низкопоклонник и делец,
Достоинствами, наконец,
Он будущему тестю равный.
Так! отрезвился я сполна,
Мечтанья с глаз долой — и спала пелена;
Теперь не худо б было сряду
На дочь и на отца
И на любовника-глупца,
И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простаков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором.
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок! —
Карету мне, карету!
(Уезжает).
Этот пример показывает важную композиционно-эстетическую роль монологов в составе художественного произведения. В монологе героя не только передаются его собственные размышления, переживания, но и нередко в нем заключены важные, ключевые для произведения идеи.
По сравнению с диалогом как общей формой коллективного общения, монолог — это особая, по словам акад. В.В. Виноградова, «форма стилистического построения речи, тяготеющая к выходу за пределы социально-нивелированных форм семантики и синтагматики». Иначе говоря, монолог— продукт индивидуального творчества, он требует тщательной литературной отделки.
С точки зрения языка монолог характеризуется такими признаками, как наличие в нем обращений, местоимений и глаголов 2-го лица, например: А вы! о Боже мой! Кого себе избрали?; Довольно!.. с вами я горжусь моим разрывом; Подумайте, всегда вы можете его беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
Речевые типы монологов выделяются в зависимости от присущих им функций: рассказ о событии, рассуждение, исповедь, самохарактеристика и др.
Для монолога повествовательного характерна последовательность действий, движение событий. Ярким примером может служить отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.
Тот занемог. Не перенес
Трудов далекого пути.
Он был, казалось, лет шести;
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов. Без жалоб он
Томился — даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
Из жалости один монах
Больного призрел, и в стенах
Хранительных остался он,
Искусством дружеским спасен.
<…>
Характерные особенности:
- синтаксические построения, содержащие умозаключения
- вопросительные предложения
- констатация фактов
- причинно-следственные, условные, уступительные, изъяснительные связи между предложениями.
Примером может служить монолог Гамлета из одноименной трагедии В. Шекспира (в переводе Мих. Лозинского).
Быть или не быть — таков вопрос;
Что благородней духом — покоряться
Пращам и стрелам яростной судьбы
Иль, ополчась па море смут, сразить их
Противоборством? Умереть, уснуть —
И только; и сказать, что сном кончаешь
Тоску и тысячу природных мук,
Наследье плоти, — как такой развязки
Не жаждать? Умереть, уснуть. — Уснуть!
И видеть сны, быть может? Вот в чем трудность;
Какие сны приснятся в смертном сне,
Когда мы сбросим этот бренный шум, —
Вот что сбивает нас, вот где причина
Того, что бедствия так долговечны;
Кто снес бы плети и глумленье века,
Гнет сильного, насмешку гордеца,
Боль презренной любви, судей медливость,
Заносчивость властей и оскорбленья,
Чинимые безропотной заслуге,
Когда б он сам мог дать себе расчет
Простым кинжалом? Кто бы плелся с ношей,
Чтоб охать и потеть под нудной жизнью,
Когда бы страх чего-то после смерти —
Безвестный край, откуда нет возврата
Земным скитальцам, — волю не смущал,
Внушая нам терпеть невзгоды наши
И не спешить к другим, от нас сокрытым?
Так трусами нас делает раздумье,
И так решимости природный цвет
Хиреет под налетом мысли бледным,
И начинанья, взнесшиеся мощно,
Сворачивая в сторону свой ход,
Теряют имя действия. Но тише!
Офелия? — В твоих молитвах, нимфа,
Все, чем я грешен, помяни.
Монолог-исповедь объединяет, как правило, повествовательные формы речи с формами рассуждений. Яркий пример — монолог главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
«Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
Все лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь;
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Не много пользы вам узнать;
А душу можно ль рассказать?
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю».
Элементы исповеди есть и в монологах Чацкого, Гамлета, чем и объясняется эмоциональность, взволнованность, приподнятость речи. Вообще следует сказать, что в художественном произведении редко строго соблюдается чистота «жанра». Обычно, выполняя многообразные функции, монолог совмещает в себе черты и повествования, и рассуждения, и исповеди, с преобладанием одной из них.
В монологах разных типов широко и свободно используются разговорная, экспрессивно окрашенная лексика, междометия, разговорные и разговорно-экспрессивные синтаксические построения, в том числе конструкции диалогической речи.
Особая разновидность монолога — внутренний монолог, цель которого — выразить, имитировать процесс эмоционально-мыслительной деятельности человека, «поток сознания».
Характерные особенности:
- прерывистость речи
- незаконченные фразы
- несвязность
Монологи подобного типа могут показать работу не только сознания, но и подсознания. Ярким примером служит монолог Анны Карениной из одноименного романа Л.Н. Толстого.
«Туда! — говорила она себе, глядя в тень вагона, на смешанный с углем песок, которым были засыпаны шпалы, — туда, на самую середину, и я накажу его и избавлюсь от всех и от себя».
Она хотела упасть под поравнявшийся с ней серединою первый вагон. Но красный мешочек, который она стала снимать с руки, задержал ее, и было уже поздно: середина миновала ее. Надо было ждать следующего вагона. Чувство, подобное тому, которое она испытывала, когда купаясь готовилась войти в воду, охватило ее, и она перекрестилась. Привычный жест крестного знамения вызвал в душе ее целый ряд девичьих и детских воспоминаний, и вдруг мрак, покрывавший для нее все, разорвался, и жизнь предстала ей на мгновение со всеми ее светлыми прошедшими радостями. Но она не спускала глаз с колес подходящего второго вагона. И ровно в ту минуту, как середина между колесами поравнялась с нею, она откинула красный мешочек и, вжав в плечи голову, упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на колена. И в то же мгновение она ужаснулась тому, что делала. «Где я? Что я делаю? Зачем?» Она хотела подняться, откинуться, но что-то огромное, неумолимое толкнуло ее в голову и потащило за спину. «Господи! Прости мне все!» — проговорила она, чувствуя невозможность борьбы. Мужичок, приговаривая что-то, работал над железом. И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла…
Помимо вышеперечисленных, существует особый тип монолога — СКАЗ.
По определению акад. В.В. Виноградова, «Сказ — это своеобразная литературно-художественная ориентация на устный монолог повествующего типа, это художественная имитация монологической речи, которая, воплощая в себе повествовательную фабулу, как будто строится в порядке ее непосредственного говорения». Авторская речь сказа поглощает диалог, речь героев сливается с ней в единую стилизованную речь, диалогические черты которой имитируют живую речь.
Характерные особенности:
просторечия
диалектизмы
профессиональная речь
Обращение к сказу часто связано со стремлением писателей вывести на сцену нового героя (обычно далекого от книжной культуры — Н.С. Лесков, В.И. Даль, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя) и новый жизненный материал. Сказ дает этому герою возможность наиболее полного самовыражения, свободного от авторского «контроля». И читатель в результате остро переживает новизну и двуплановость построения рассказа, сочетание двух, нередко противоположных оценок — автора и рассказчика, как, например, в рассказах М.М. Зощенко.
«Любитель»
«Лично я, братцы мои, к врачам хожу очень редко. То есть в самых крайних, необходимых случаях. Ну, скажем, возвратный тиф или с лестницы ссыпался.
Тогда, действительно, обращаюсь за медицинской помощью. А так я не любитель лечиться. Природа, по-моему, сама органы регулирует. Ей видней.
Конечно, я иду не против медицины. Эта профессия, я бы сказал, тоже необходимая в общем механизме государственного строительства. Но особенно увлекаться медициной, я скажу, нехорошо.
А таких любителей медицины как раз сейчас много.
Тоже вот мой приятель Сашка Егоров. Форменно залечился. А хороший был человек. Развитой, полуинтеллигентный, не дурак выпить. И вот пятый год лечится.
Совершенно ясно, что используемые в рассказе речевые обороты не свойственны автору, который как бы надевает на себя языковую маску персонажа, чтобы острее, непосредственнее и рельефнее обрисовать его.
За пределами художественных произведений к монологической речи можно отнести такие жанры устной речи, как
- речь оратора, лектора
- выступление по радио, телевидению.
Диалог — форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух говорящих. Каждое высказывание, называемое репликой, обращено к собеседнику.
Диалогическая речь — первичная, естественная форма языкового общения. Если иметь в виду бытовые диалоги, то это, как правило, речь спонтанная, неподготовленная, в наименьшей степени литературно обработанная.
Для диалогической речи характерна тесная содержательная связь реплик, выражающаяся чаще всего в вопросе и ответе:
— Где ты был?
— На работе задержался.
Реплики могут также выражать добавление, пояснение, распространение, согласие, возражение, побуждение и т. д.
Обычно обмен репликами опирается на известную собеседникам ситуацию и общие знания. Поэтому диалогическая речь часто неполна, эллиптична, например:
— Сюда!
— Сырку ?
Ситуация (говорящие идут мимо магазина) позволяет максимально уплотнить речь.
— Математика когда?
— Последняя пара.
Это из разговора студентов о расписании лекций.
Информативная неполнота диалогической речи восполняется также интонацией, жестами, мимикой.
Диалоги могут иметь и более сложный характер. Информация, содержащаяся в репликах, нередко не исчерпывается значениями языковых единиц. Например:
А. Мы поедем в воскресенье за город?
Б. Нет, у меня сел аккумулятор.
Вот как комментирует этот пример К.А. Долинин. Помимо той информации, которая явно присутствует в диалоге, мы можем извлечь еще и следующую информацию:
— что у Б есть машина;
— что Б считает, что А имеет в виду поездку на машине;
— что совместные поездки А и Б за город, по всей вероятности, дело обычное и (или) что вопрос о такой поездке уже ставился;
— что отношения между А и Б таковы, что А считает себя вправе рассчитывать на совместную поездку за город.
Если же А и Б муж и жена и до этого времени они были в ссоре, то вопрос А— завуалированное предложение помириться, а ответ Б — отказ, но не окончательный. Получается, что самое важное в сообщении прямо не выражено, но каким-то образом извлекается из сказанного. Смысл реплик, как показывает пример, часто не покрывается их языковыми значениями и свидетельствует не только о структурной, но и смысловой сложности диалога. Полное его понимание определяется знанием условий, ситуации разговора, речевых навыков говорящих и другими факторами.
В художественной литературе, публицистике диалоги выступают как яркий стилистический прием, средство оживления рассказа. Например:
Через несколько дней чистильщик обуви, усаживая своего постоянного клиента, рассказал ему о том, что в пожаре сгорел их «районный» сумасшедший, псих Гижи-Кола.
— Как же он сгорел?.. — рассеянно спросил клиент.
— Да кто его знает? Сделал пожар и сгорел.
— В дурдом его надо было посадить. Хорошо еще, что не убил никого.
— Да нет, он добрый был. Такого доброго человека я еще не видел, — покачал головой чистильщик, и ему стало стыдно за то, что много раз он брал у юродивого деньги и ни разу не вычистил ему его старые, разбитые башмаки.
— А Христос таким ноги мыл, — словно отвечая на его мысли, неожиданно произнес клиент, и чистильщик вдруг почувствовал от этих слов жуткий страх, словно Кола мог пожаловаться на него Христу.
Но Кола был добрым человеком и этого не сделал.
Это концовка повести Михаила Гиголашвили «Похлебка для человечества». Цитированный диалог выполняет несколько функций. Во-первых, он разнообразит речь, сменяя авторский монолог диалогом, во-вторых, воспроизводит живую речь, характеризующую персонажей, в-третьих, мягко, ненавязчиво выражает главную мысль, «мораль» повести, которая в изложении от автора могла бы показаться излишне нравоучительной. Большую роль играют в диалоге и авторские ремарки, комментарии, направляющие читательское восприятие.
В диалоге обычно раскрываются характеры. Он — средство создания образа, причем этот образ воплощает в себе подробное описание внешнего и внутреннего облика персонажа.
Художественно-эстетические функции диалогов многообразны, они зависят от индивидуального стиля писателя, от особенностей и норм того или иного жанра и от других факторов.
В публицистике, в газете используются два вида диалогов.
1) Информационный.
Он относительно прост в структурном отношении, нейтрален — в стилистическом. Диалогическое развитие линейно, реплики либо прямо дополняют друг друга содержательно, либо образуют замкнутое вопросно-ответное единство, например:
— Ведь это вроде как восточная легенда получается?
— Да, войди в любой дом, и везде свои предания.
«Газетный диалог, — пишет В.В. Одинцов, имея в виду первый тип диалога, — в принципе враждебен стихии разговорной речи, что вполне понятно и оправданно, поэтому «отклонение от нормы» (а нормативным, «нулевым» можно считать диалог информационного типа) связано со структурно-семантическим усложнением отношений между репликами и — что еще более характерно — между репликами и окружающим их текстом».
2) Сюжетный
Информационный диалог по сути дела формален, структурно независим, не связан с «сюжетом» газетного материала (содержание его легко можно было бы передать и без помощи диалога), это чисто внешняя диалогизация текста. Сюжетный же диалог оказывается конструктивно значимым. Автор в этом случае стремится к созданию «драматизма» изображаемого, к созданию «диалогического напряжения», в основе которого лежит некоторое противоречие в отношениях реплик (или реплик и текста), например, мы ждем утверждение, а получаем отрицание, как в статье об очередном создателе всемирного языка («Язык для всей планеты»):
— Что послужило фундаментом для создания вашего языка?
— Создавать ничего не пришлось, — прозвучало неожиданно. — Речь идет только об оформлении всеобщего языка, понятного различным народам…
Здесь действует эффект «нарушения ожидания». Вместо ожидаемого «нормального» ответа: Фундаментом послужило то-то и то-то, следует неожиданная отрицательная реплика.
Стилистические ресурсы диалога весьма значительны. Далеко не случайно, что форма диалогической речи (чередование реплик) издавна использовалась в философско-публицистическом жанре, например диалоги Платона, Галилея и других. Современные дискуссии, интервью, «беседы за круглым столом» и другие жанры также используют форму диалогов, правда не всегда удачно: часто в них не звучит подлинно живая диалогическая речь.
Полилог — разговор между несколькими лицами. Полилог в принципе не противопоставляется диалогу. Общее и главное для обоих понятий — чередование говорящих и слушающих. Количество же говорящих (больше двух) не изменяет этого принципа.
Полилог — форма естественной разговорной речи, в которой участвуют несколько говорящих, например семейная беседа, застолье, групповое обсуждение какой-либо темы (политическое событие, спектакль, литературные произведение, спорт и т. д.). Общие черты диалога — связанность реплик, содержательная и конструктивная, спонтанность и др. — ярко проявляются и в полилоге. Однако формальная и смысловая связь реплик в полилоге более сложна и свободна: она колеблется от активного участия говорящих в общей беседе до безучастности (например, красноречивого молчания) некоторых из них.
Современная лингвистика (точнее, одна из ее отраслей — социолингвистика) исследует закономерности, этикетные правила ведения полилогов в тех или иных группах, коллективах (социумах). Так, у некоторых народов в разговор родственников по крови не имеют права вступать свойственники.
Широко используется полилог в художественной литературе, театре, кино. Это прежде всего массовые сцены, позволяющие представить масштабные события, показать народ не как безликую массу, толпу, а как собрание характеров, типов. Многоголосие полилога позволяет решать эти сложные художественные задачи.
В качестве яркой иллюстрации можно привести заключительную сцену из «Бориса Годунова» Пушкина:
Народ
Расступитесь, расступитесь Бояре идут.
(Они входят в дом.)
Один из народа
Зачем они пришли?
Другой
А верно приводить к присяге Феодора Годунова.
Третий
В самом деле? — слышишь, какой в доме шум! Тревога, дерутся…
Народ
Слышишь? визг! — это женский голос — взойдем! — Двери заперты — крики замолкли.
(Отворяются двери. Мосалъский является на крыльце.)
Мосальский
Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.)
Что же вы молчите? кричите: да здравствует царь Дмитрий Иванович!
Народ безмолвствует.