МОНИТОРИНГ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Г.Я. Лукин, учитель истории и обществознания, МБОУ «Покровская СОШ № 2 с УИОП», Хангаласский район, Республика Саха (Якутия)
Важным этапом в ходе подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ является мониторинг уровня подготовки учащихся. Правильно построенная система мониторинга позволяет выявить учителю ряд проблемных вопросов, наметить план действий по устранению пробелов, отработать с учащимися задания, которые вызывают наибольшие затруднения, тем самым это может повлиять на повышение качества сдачи экзамена.
Для мониторинга уровня подготовки выпускников к итоговой аттестации рекомендуется организовать работу по следующему плану: провести актуализацию знаний по кодификатору элементов содержания, отметив в нем вопросы по принципу «знаю», «необходимо повторить», «не знаю»; провести входной контроль (выполнение заданий первой части демонстрационного варианта ЕГЭ в начале учебного года, сентябрь-октябрь); в течение учебного года в ходе повторения материала и систематизации знаний организовать текущий контроль (тематический контроль по разделам курса); провести диагностические контрольные работы (по четвертям или полугодиям).
Рассмотрим особенности организации работы по мониторингу на каждом этапе подготовки. Работа с кодификатором дает возможность как учащимся, так и учителю выявить какие темы требуют более детального рассмотрения и повторения, определить сроки повторения, составить индивидуальный план подготовки. Например, по обществознанию чаще всего наиболее трудными для одиннадцатиклассников бывают разделы «экономика», «политика», «право», именно поэтому рекомендуется начать повторение с этих разделов курса обществознания. По мере повторения, учащиеся отмечают в кодификаторе пройденные темы.
Вторым этапом является проведение входного контроля на основе демонстрационного варианта ЕГЭ, данный вариант можно скачать на сайте ФИПИ, он содержит ключи к варианту. Учителю необходимо после проверки работ составить сводную таблицу выполнения заданий и сделать анализ ошибок (см. таблица 1).
Таблица 1
Анализ выполнения входного контроля по обществознанию
№ |
Ф.И. |
Часть 1 |
Кол-во баллов |
|||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|||
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
1 |
2 |
0 |
1 |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
0 |
2 |
1 |
19 |
|
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
0 |
2 |
1 |
1 |
0 |
2 |
1 |
27 |
|
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
18 |
|
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
0 |
2 |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
24 |
|
Итого: |
3 |
3 |
3 |
5 |
7 |
6 |
7 |
1 |
6 |
1 |
7 |
4 |
6 |
2 |
6 |
4 |
6 |
2 |
7 |
4 |
При анализе выполнения заданий следует обратить внимание на те задания, которые выполнены участниками входного контроля менее чем 50%, именно эти задания требуют основательного разбора, а также следует выявленные «западающие темы» соотнести с кодификатором каждого учащегося, при необходимости внести коррективы в индивидуальный план подготовки (см. таблица 2).
Таблица 2
Индивидуальный план подготовки
Ф.И. ___________________________________
Раздел |
№ |
Тема |
Отметка |
Экономика |
8 |
Постоянные и переменные затраты |
|
10 |
Спрос и предложение |
||
Политика |
14 |
Конституция РФ |
|
Право |
18 |
Права и обязанности налогоплательщика |
Например, у выпускников 2018 г. вызвали затруднения задания № 8 (экономика: постоянные и переменные затраты), № 10 (экономика: спрос и предложение), № 14 (политика: полномочия высших органов государственной власти, Конституция РФ), № 18 (право: права и обязанности налогоплательщика). При организации повторения учителю следуют обратить особое внимание на эти темы и задания. Кроме выявленных пробелов, входной контроль позволяет разделить учащихся на группы по уровням, это позволяет организовать эффективную работу (см. таблица 3).
Таблица 3
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 3 |
Учащиеся с результатами до 20 первичных баллов |
Учащиеся с результатами от 20 до 30 первичных баллов |
Учащиеся с результатами более 30 первичных баллов |
Не менее важным этапом в ходе мониторинга является организация текущего контроля. После повторения теоретической части по разделам курса проводятся тематические тестовые практикумы (человек и общество, экономика, социальные отношения, политика, право). Учитель может использовать задания из сборников типовых экзаменационных вариантов, открытого банка заданий ФИПИ, портала «решу ЕГЭ» и др. ресурсов. Следует отметить, что наиболее эффективным является выполнение заданий в печатном варианте для того, чтобы отработать правильность написания ответов.
По окончании четверти или полугодия необходимо провести диагностическую контрольную работу, которая включает в себя все задания контрольно-измерительного материала. Проведение диагностической контрольной работы завершается анализом выполнения заданий (по подобию анализа входного контроля).
Итоги ДКР доводятся до сведения родителей (законных представителей) на родительских собраниях. Важным условием является соблюдение конфиденциальности результатов, каждому родителю выдается распечатка с результатами его ребенка. Рекомендации для учащихся по итогам ДКР должны носить строго индивидуальный характер, без сравнения результатов других учащихся. Анализ результатов должен даваться в динамике и содержать практические советы: на какие темы и вопросы следует обратить внимание, какие задания требуют отработки, а также способы устранения недочетов (методические рекомендации по выполнению заданий, памятки, алгоритмы).
В конце учебного года подводятся итоги по всем проведенным диагностическим контрольным работам и определяется средний балл выполнения (см. таблица 4).
Таблица 4
Мониторинг подготовки к ЕГЭ по обществознанию
№ |
Ф.И. |
ДКР № 1 |
ДКР № 2 |
ДКР № 3 |
ДКР № 4 |
Средний балл |
Экзамен |
Средний балл |
Таким образом, разработанная система мониторинга позволяет сделать следующие выводы:
- Анализ выполнения заданий по итогам входного и текущего контроля, диагностических контрольных работ позволяет своевременно выявлять недостатки и пробелы в знаниях учащихся, устранять их, организовывать учителю дифференцированный подход.
- Периодический системный контроль повышает мотивацию учащихся к подготовке к единому государственному экзамену, создает атмосферу честной конкуренции, способствует к стремлению улучшить свои результаты.
- Использование данной системы мониторинга показало свою эффективность, за период с 2015 по 2018 г. наблюдается улучшение результатов сдачи единого государственного экзамена по обществознанию (средние баллы: 2015 г. – 48, 2016 г. – 55, 2018 г. – 59; максимальные баллы: 2015 г. – 65, 2016 г. – 68, 2018 г. – 78).
Литература:
- Боголюбов Л.Н. Общая методика преподавания обществознания в школе. М., Дрофа, 2008. – С. 455.
- Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Волгоград, Учитель, 2015. – С. 135.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания,
берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта
готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием
сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом
администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта
и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы
принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без
письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой
зрения авторов.
Мониторинг
подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ
по обществознанию
Качественная подготовка учащихся к сдаче государственных экзаменов является завершающим этапом, итогом обучения на протяжении многих лет. Мониторинг качества знаний учащихся ведется в учебном заведении систематически, различными способами и на разных уровнях. Но высшей точкой в этом процессе нужно, все-таки, признать мониторинг качества знаний на завершающем этапе, который должен сочетать качественные и количественные показатели. Для этого необходима некая графическая или другая система, показывающая динамику процесса и позволяющая анализировать и своевременно реагировать на конечный результат. В этой связи я предлагаю свою разработку, которая мне представляется относительно универсальной т.к. может быть использована в различных областях знаний. Как и всякая система, данная нуждается в неуклонном соблюдении определенных условий (правил):
-
Единый источник контроля;
-
Периодичность контроля;
-
Итоговый контроль;
-
Рекомендации.
1.
Единым источником должны быть КИМы, идентичные для всех участников
мониторинга. В качестве таковых могут выступать тренировочные тесты, повторяющие экзаменационные, специальные, тематические и т.д. В данном случае это относится к контролю группы учащихся.Индивидуальные КИМы допустимы только тогда, когда осуществляется индивидуальный, а не групповой мониторинг.
2.
Периодичность контроля устанавливается учителем или по просьбе участников и должна иметь не менее 3-х циклов: входной, промежуточный, итоговый. Лучший результат дает более частый, т.к. анализ итогов позволяет оперативно и своевременно выявлять недостатки, пробелы в знаниях и устранять их. Важным условием является минимальный временной диапазон между контрольными измерениями, т.к. это побуждает учащихся концентрироваться на теме «Подготовка к экзамену» и в стремлении к повышению результатов работы.
3.
Итоговый контроль содержит подведение итогов. По форме он не отличается от предыдущих, но является завершающим за которым следуют обобщающие рекомендации.
4.
Рекомендации должны носить строго индивидуальный характер, без сравнений результатов участников. Анализ результатов должен быть дан в динамике и в заключении должен содержать советы практического характера: 1) на какой раздел, темы, вопросы обратить внимание; 2) способы устранения недочетов (работа с тематическими тестами, дополнительными источниками и т.д.)
Рассмотрим организацию, ходы и проведение итогов мониторинга.
-
Состав участников ( список учащихся) Таблица № 1.
№ п/п |
Ф.И. учащихся |
Класс |
Уровень оценки за четверть |
Первое тестирование балл/оценка |
Второе тестирование балл/ оценка |
Итоговое тестирование балл/ оценка |
1. |
Иванов А. |
9 А |
||||
2. |
Петров И. |
9 А |
||||
3. |
Сидоров В. |
9 Б |
||||
4. |
||||||
5. |
-
Образец теста. Таблица № Примечание. КИМ – тренировочный тест. ОГЭ 9 класс Тестирование 1 части. Тест № 1.
Часть 1
Ответом к заданиям 1-20 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы. |
-
Что из перечисленного характеризует человеческое общество?
-
находится в неизменном состоянии
-
полностью зависит от процессов развития природы
-
не обладает системой собственного управления
-
постоянно изменяется
Ответ:
2.Какой из приведенных примеров иллюстрирует проявление социальной сущности человека?
-
добыча пищи
-
способность к труду
-
наличие нервной системы
-
адаптация к природным условиям
Ответ:
3.Алексей в группе сверстников выделяется высокой активностью и обладает способностью оказывать влияние на других членов группы. Алексей является
-
рядовым членом группы 3) «душой компании»
-
соотечественником 4) лидером
Ответ:
4.Верны ли следующие суждения о социальной сфере общественной жизни?
А. Социальная сфера общественной жизни включает в себя науку, культуру, образование, религию.
Б. Социальная сфера общественной жизни охватывает социальные слои, классы, нации, взятые во взаимосвязи.
1)верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ответ:
5.Целью науки является
-
укрепление государственной власти
-
повышение экономического уровня жизни общества
-
исследование объективных законов развития природы
-
приобщение к достижениям культуры
Ответ:
6.Верны ли следующие суждения о духовной культуре?
А. Духовная культура – это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их созданию, освоению и применению.
Б. Основой духовной культуры является её польза.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ответ:
7. Экономика – это наука, которая изучает
1) методы научного познания
2) способы рационального ведения хозяйства
3) последствия воздействия производства на природу
4) проектирование зданий для предприятий
Ответ:
8. Что из перечисленного связано с понятием «предпринимательство»?
1) выращивание овощей на дачном участке
2) участие в политическом движении
3) работа в праздничные и выходные дни
4) получение прибыли
Ответ:
Тест № 1.
Номер вопроса
№ п/п |
Ф.И. учащихся |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
Итоги |
|
1. |
Иванов А. |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
+17 |
— 8 |
2. |
Петров И. |
+ |
— |
— |
+ |
+ |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
— |
— |
+ |
— |
— |
+ |
+13 |
-12 |
3. |
Сидоров В. |
— |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
— |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
+17 |
— 8 |
4. |
||||||||||||||||||||||||||||
5. |
-
Работа над ошибками.
Таблица 3.
№ п/п |
Ф.И учащихся |
О б л а с т ь |
|||||||
Общество |
Человек |
Познание |
Духовная жизнь об- щества |
Экономическая сфера деятельности |
Социальные отношения |
Политика |
Право |
||
1. |
Иванов А. |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
— |
2. |
Петров И. |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
— |
3. |
Сидоров В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4. |
Каждое из содержательных линий отражает интегрированный характер предмета «Обществознание» и в данном случае является рекомендательной т. к. при изучении школьного программного материала весь курс состоит из 6 разделов.
Практика показывает, что каждый из разделов требует детализации , которая позволяет более точно выявить «пробелы» знаний учащихся.
-
Детализация разделов. Таблица № 4
Область |
Т е м а |
Ф.И. учащегося |
Общество |
1.Общество как динамическая система. 2. Общество и природа. 3. Общество и культура. 4.Взаимосвязь экономической, социальной, политической, и духовной сфер общества 5.Важнейшие институты общества. 6. Многообразие путей и форм общественного развития 7. Проблема общественного прогресса. 8.Целостность современного мира, его противоречия. 9.Глобальные проблемы человечества. |
Иванов Иванов, Сидоров 4,5, 6,7,8,9. Сидоров 8,9,11 Иванов 4,8,10 |
Духовная жизнь общества |
1.Культура и духовная жизнь. 2. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура. 3. Средство массовой информации. 4. Искусство, его формы, основные направления. 5. Наука. 6. Образование и самообразование. 7. Религия как феномен культуры. 8. Мораль, её категории. 9.Тенденции духовной жизни современной России. |
Иванов Иванов, Петров 3, 4 |
Устранение выявленных «пробелов», способы и формы определяются учителем.
Примечание:
-
Представленная модель мониторинга была мной разработана и адаптирована в 2007 году на выпускниках 11 классов школы № 65 г. Иркутска
-
Варианты моделей мониторинга 2-й части КИМ находятся в стадии проверки их эффективности.
Литература, использованная при подготовке доклада:
-
А.И.Николаев, Л.И.Николаев «Обществознание», 9 класс. Подготовка к ОГЭ «Народное образование», М., 2017 г.
-
Е.В.Киприянова, Т.В.Дробинина, Т.В.Якубовская. Подготовка к единому государственному экзамену по обществознанию. «Владос», М.,2007 г.
Доклад
«Мониторинг подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию»
Подготовлен учителем
обществознания
МБОУ СОШ № 65
Редько А.И.
— г. Иркутск, 2017 г.-
11 ноября 2020
В закладки
Обсудить
Жалоба
2 варианта по 24 заданий. Ответов нет.
ob10v.docx
Спецификация входного тестирования (перечень тем, выносимых на контроль)
1. Взаимосвязь природы и общества
2. Общественные отношения
3. Основные сферы жизни общества
4. Глобальные проблемы человечества
5. Человек, личность
6. Деятельность человека, ее основные виды
7. Потребности и способности человека
8. Познание мира и самого себя
9. Духовная жизнь человека и общества
10. Наука в современном обществе
11. Мировые религии
12. Экономика и ее роль в жизни общества
13. Экономические системы
14. Рыночная экономика, обмен
15. Роль государства в экономике
16. Структура общества и социальные отношения
17. Социальные роли
18 Социальные нормы, особенности морали
19. Правовое государство
20. Политические режимы
21. Конституция РФ. Основные положения
Автор: Аладинская Марина Федоровна.