Монеси не сдал итоговое сочинение

Не сдал итоговое сочинение: что делать

08.12.2022
15307

Темы декабрьского сочинения были непростые… Уверены, что справились? Мы — да. Но на всякий случай все же рассказываем, что будет, если не сдал итоговое сочинение, и что делать в такой ситуации.

не сдал итоговое сочинение

Когда будут известны результаты сочинения

Согласно сайту Регионального центра обработки информации города Москвы, сочинения, написанные выпускниками в основной срок — 7 декабря, будут проверяться с 7-го по 14-е число. До 21 декабря учащихся ознакомят с их результатами, можно будет посмотреть опубликованные бланки работ. Примерно на эти же сроки могут ориентироваться и школьники из регионов.

Даты проверки и публикации результатов сочинений, написанных в даты пересдач, можно также изучить на сайте РЦОИ.

Почему я не сдал итоговое сочинение: 5 причин

Процент не сдающих итоговое сочинение очень низкий. В 2020/21 учебном году 98% одиннадцатиклассников получили зачет — и только 2% пошли на пересдачу. Поэтому даже статистически ваши шансы не сдать итоговое сочинение очень низки.

Если это все же произошло, то вот 5 возможных причин:

  1. Вы не смогли подобрать литературный аргумент или допустили ошибку в нем ошибку.
  2. Не поняли тему и не ответили на вопрос.
  3. Набрали меньше минимального количества слов — 250.
  4. Списали работу из интернета.
  5. Вам стало плохо на экзамене, вы болели или были на карантине, то есть ушли с сочинения или не пришли на него.

Если вы не сдали итоговое сочинение, о конкретных причинах вам расскажут в школе. То же самое будет указано и на сайте, где вы посмотрите результаты: mos.ru, если вы москвич, или официальный информационный портал ЕГЭ. Преподаватель русского языка также объяснит, по каким критериям поставлен зачет, а по каким — незачет. Лучше всегда просить учителя разобрать работу как можно подробнее, чтобы лучше понять свои ошибки.

Если вы не сдали итоговое сочинение, причина может быть в подготовке: возможно, вы не изучили критерии оценивания или правила написания работы, не прочли достаточно книг, не сумели правильно сформулировать аргумент из-за недостатка практики.

Поэтому к пересдаче итогового сочинения стоит подойти серьезнее. Вам нужно научиться вдумчиво и ясно излагать свои мысли, анализировать тему сочинения, подбирать правильные аргументы и писать быстро и без ошибок. Всему этому можно научиться на нашем курсе по подготовке к итоговому сочинению.

Что будет, если получить незачет

Вы просто пойдете на пересдачу в 2023 году. Даты пересдач уже известны:

  • 1 февраля 2023 года;
  • 3 мая 2023 года.

В эти же даты вы напишете итоговое сочинение, если пропустили основную дату по уважительной причине — например, болели.

Статистики школьников, которые получили незачет в дополнительные даты, просто не существует. Поэтому вы точно все сдадите. Но теоретически, если вы все же не напишете итоговое сочинение в период пересдач, вас не допустят к ЕГЭ. То есть вы не окончите школу: вам придется остаться на второй год и заново писать сочинение для допуска к государственной итоговой аттестации.

Как подготовиться к пересдаче

1. Не расстраивайтесь и не паникуйте

Помните: если ученик не сдал итоговое сочинение, ни у кого нет задачи его завалить или не допустить — это будет проблемой не только для выпускника, но и для школы. Поэтому настраивайтесь на победу и начинайте готовиться по моему плану!

2. Прочтите универсальные произведения

Так у вас будут готовы аргументы, которые подойдут ко многим разделам и подразделам. Если нет возможности прочитать произведение в оригинале, предлагаю комбинацию «экранизация + краткое содержание».

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»

Темы

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека (путь Тараса и сыновей в Сечь).
  • Преступление и наказание — вечная тема (предательство Андрия, убийство Андрия).
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина (Тарас, Остап как пример истинного патриота).

Л. Н. Толстой. «Война и мир»

Темы 

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека (жизненный путь Болконского, Безухова, дорога в Отрадное).
  • Преступление и наказание — вечная тема (война – преступление, Наполеон, предательство Наташи).
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина (защитники родины, патриотизм, Кутузов).

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»

Темы

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека (жизненный путь Раскольникова).
  • Преступление и наказание — вечная тема.
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

М. Булгаков. «Собачье сердце»

Темы

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека (жизненный путь героев).
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? (эксперимент профессора).
  • Преступление и наказание — вечная тема (преступления Шарикова).
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина (пример достойного/недостойного гражданина).

3. Изучите темы, которые были в декабре

Советую вам изучить темы, которые вызвали у многих сложности. Подумайте над структурой и аргументами, и вы будете готовы к любой неожиданности. Все темы по часовым поясам можно узнать в этом материале.

  • Как вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
  • Какие события в истории нашей страны вызывают у вас гордость?
  • В чем могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
  • Может ли природа помочь человеку понять себя?
  • Какие средства не могут быть оправданы никакой целью?
  • Как бороться со злом?
  • От чего предостерегают человечество антиутопии?
  • Почему нельзя «убивать время»?
  • Можно ли прожить без мечты?
  • Что делает человека подлинно счастливым?
  • Понимать человека или управлять им?

А готовые аргументы с опорой на литературный материал для новых разделов и подразделов итогового сочинения 2022/23 смотрите здесь: 

4. Тренируйтесь

Пишите сочинение по плану:

  1. Вопрос, ответ на вопрос (своё мнение + рассуждение).
  2. Доказательство своего мнения (аргумент из литературы), микровывод.
  3. Доказательство своего мнения (второй аргумент из литературы), микровывод.
  4. Общий итог рассуждения.

5. Помните о требованиях к сочинению

Формула зачёта: соответствие теме + аргументы + ещё один любой критерий (логика, речь или грамотность).

Чтобы получить зачет, вы должны выполнить все эти требования:

  1. В сочинении должно быть больше 250 слов.
  2. Оно не должно быть списано из интернета, иначе незачет.
  3. Текст сочинения должен соответствовать теме: если есть вопрос, должен быть дан ответ на него.
  4. Сочинение должно содержать минимум один литературный аргумент: подробный, не менее 100 слов.
  5. Итоговое сочинение должно быть написано по шаблону, поделено на абзацы.

Итоговое сочинение проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что для хорошего результата необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом. Сделать это вы сможете на курсе подготовки к ЕГЭ по русскому языку. При его покупке вы получите курс по итоговому сочинению всего за 1 ₽. Не допускайте ошибок большинства выпускников — готовьтесь к экзаменам комплексно!

Лайфхаки экзамена

К рубрике

С Итоговым сочинением справились 98% выпускников

Узнали первые результаты

Просмотры

979

В школы уже стали приходить результаты Итогового сочинения — правда, пока известно только о двух регионах страны. Удалось ли школьникам получить «зачет», учитывая те изменения, которые произошли в этому году? 

1671712188.jpg

Оказывается — да. И даже несмотря на то, что все боялись новых тем и правил, цифры оказались даже выше чем в прошлом году. По крайней мере в первых двух регионах. 

Если в прошлом году с итоговым сочинением справились 97,2% выпускников, то в этом показатели вышли более, чем воодушевляющие — 98%. Например, в Челябинской области — 99%, а в Карелии с работу не смогли написать всего лишь 70 ребят.  

А что насчет тем? 

В Карелии у ребят была возможность порассуждать на духовно-нравственные вопросы, вроде «Какую жизненную цель можно назвать благородной?» или «Что такое взаимопонимание?», «Что делает человека подлинно счастливым?».

В Челябинской области большинство школьников выбрали тему: «Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны?». Что, в общем-то, не удивляет: к ней не трудно подобрать произведения. Да и поразмышлять над этим, защитить свою позицию не столько сложно, сколько увлекательно. Другой по популярности темой стала «Память о каких людях не меркнет с годами?». А вот здесь немного посложнее: можно, конечно, написать о выдающихся личностях и даже близких, но какие аргументы тут подобрать? Вероятно, пришлось немного поразмыслить, прежде чем писать. 

Но что интересно — самой непопулярной стала тема «Когда, по-вашему, молодежь нуждается в опыте старшего поколения?». Так сказать, есть над чем подумать — старшему поколению.

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

Самое читаемое

за неделю

за месяц

за все время

3683

На всех учениках 11-х классов лежит обязанность написания итогового сочинения. К сожалению, не все школьники справляются с этой задачей с первого раза. Но это не означает, что на зарабатывании оценок для аттестата и на подготовке к ЕГЭ надо ставить крест. Итоговое сочинение можно пересдать в этом же учебном году. Рассказываем, в каких случаях будут выставляться «незачеты» в 2022/2023 году, что делать для успешной пересдачи.

Содержание

Какова вероятность получить «незачет»?

Рассказывая 11-м классам о предстоящем итоговом сочинении, учителя в школе любят сгущать краски – запугивать сложностью получения допуска к ЕГЭ, трудностью предоставляемых тем. Обратившись к статистике 2021/2022 года, можно увидеть, что всем экзаменуемым выставляется «зачет», только 2% получают допуск не с первого раза. Вероятность оказаться в числе тех людей, которые отправятся на пересдачу, крайне мала. Но это не отменяет того факта, что нужно готовиться к сдаче и не забывать о критериях оценивания итогового сочинения.

3689

Выставление «незачета» на итоговом сочинении: причины

«Незачет» ставится по нескольким причинам, возникновение которых школьнику можно предотвратить, если соблюдать все нормы, установленные в требованиях к итоговому сочинению.

Маленький объем итогового сочинения

Допускаются итоговые сочинения, объем которых составляет 250+ слов. Тексты <250 не оцениваются по остальным критериям. Все слова действительно считаются, поэтому писать размашистым почерком – не вариант. Крупными буквами можно создать иллюзию наполненности текста, но несоответствие объему будет выявлено при тщательной проверке и послужит причиной «незачета».

Что делать, чтобы набрать больше слов? Развернуто писать инициалы авторов и героев, указывать числа и даты словами, использовать причастные и деепричастные обороты.

Написание сочинения без конкретных литературных аргументов

Задача итогового сочинения – проверить знание содержания литературных произведений, а также грамотность выпускников 11-х классов. Нельзя ссылаться только на личный опыт или рассказы знакомых. Аргументация для раскрытия темы должна быть развернутой, выстраиваться именно на основе литературы. Искажение вопросов, отраженных в произведении, приведет к «незачету» за всю работу.

Не стоит забывать, что эксперты тратят время и на проверку речевого развития школьников: во всех текстах отслеживают наличие композиции и логики рассуждения, грамотности, анализируют качество письменной речи.

Плагиат

Итоговые сочинения проверяются на оригинальность. Если при анализе фрагментов сочинения выявляется, что аргументы списаны из интернета, а не сформулированы самостоятельно, людям сразу ставятся «незачеты».

Регулярные курсы по подготовке к олимпиадам и ЕГЭ

Поступаем в вуз мечты без проблем!

Несоответствие теме

Итоговое сочинение, написанное школьником, должно четко раскрывать выбранную тему. Будущему выпускнику 11-го класса, ушедшему в своих рассуждениях в противоположное направление, нельзя претендовать на выставление «зачета».

Непосещение итогового сочинения по уважительным причинам

Непредвиденные обстоятельства могут воспрепятствовать написанию итогового сочинения. Если человек документально подтвердит свое отсутствие, например, предоставит справку о болезни, он получит право на выполнение работы в иной установленный срок.

Пересдача доступна, если человек не завершил работу в основную дату

Резкое ухудшение самочувствие может стать причиной пересдачи. Волноваться не о чем: участнику можно будет успешно выполнить итоговое сочинение в другой день и получить допуск к ЕГЭ.

Выявленный факт списывания

Шпаргалки, обнаруженные у человека при написании итогового сочинения, лишают его права получения «зачета». Чтобы быть допущенным к ЕГЭ, придется пройти процедуру итогового сочинения еще раз, но уже честным путем, не списывая фрагменты, ранее представленные в чужих сочинениях, без телефонов, наушников и т.п.

3688

Как повторно сдать итоговое сочинение: правила и даты пересдачи

Людям, которые не справились с работой с первого раза, предоставляются еще 2 попытки достичь «зачета». Сочинение, написанное в декабре 2022 года, можно будет сдать 2 февраля и 4 мая 2023.

Найти случай третьего «незачета» подряд – весьма сложная задача. В теории, такие школьники не могут сдать ЕГЭ в текущем учебном сезоне – при трехкратном невыполнении сочинения на пороговые баллы закрывается доступ к ЕГЭ. В следующем году придется заново отправиться в школу, получить допуск, а затем написать экзамены.

3687

Как повторно сдать итоговое сочинение и получить «зачет»?

Каждая неудача – повод задуматься об ошибках, допущенных в прошлом. Если учитель в школе доложит информацию о том, что вы не сдали итоговое сочинение, попросите разобрать причины выставления «незачета». Не впадайте в уныние – лучше от этого не станет. Делайте выводы, чтобы предотвратить допущение неточностей при пересдаче в другую дату.

Измените структуру подготовки – ответственно подойдите к устранению пробелов в знаниях. В этом вам поможет читательский дневник, в который нужно будет вносить образы героев, ключевые моменты из сюжета. Находите в произведениях важные детали, термины, тезисы, которые могут послужить доказательством при раскрытии темы сочинения. Читательский дневник поспособствует структурированию и закреплению материала.

Устраивайте пробные итоговые сочинения в домашних условиях. Выбирайте комплекты тем, которые были в текущем учебном году на реальном экзамене. У каждого часового пояса свои темы, так что вы точно сможете «добыть» несколько заданий и на их основе потренироваться. Не избегайте сложных вопросов: представляйте, что вы действительно находитесь на итоговом сочинении, что вам нужно как-то раскрыть попавшуюся тему, подкрепив ее аргументами из литературы. 

Не корите себя за мелкие неточности: даже по критериям оценивания допускаются негрубые ошибки, которые не затрудняют восприятие текста. Позаботьтесь о заготовлении типовых речевых конструкций для вступления, заключения, связок между абзацами. Всегда следите за грамотностью.

Не полагайтесь только на экранизации произведений. Фильмы нередко искажают события, происходящие в книгах, не делают акцент на деталях и вопросах, которым авторы придают особое значение.

Всегда оставляйте время на вычитку текста и исправление допущенных ошибок.  

Обращайтесь к готовым аргументам, но не заучивайте их. Используйте тексты из интернета для понимания того, как должны выглядеть аргументы, соответствующие критериям итогового сочинения, по которым эксперты проверяют тексты и решают вопрос о выставлении «зачетов» и «незачетов».

Аргументы для итогового сочинения

Подборка аргументов, которые помогут школьникам получить «зачеты»

Апелляция результатов итогового сочинения

Если ученик школы не согласен с выставленными баллами, он вправе написать заявление на анализ его работы другой комиссией по проверке итоговых сочинений. Важно уложиться в отведенные сроки. На подачу заявления на пересмотр итогового сочинения или итогового изложения (итоговое изложение пишут люди с ОВЗ) дают 3 дня после публикации результатов. Все вопросы по поводу апелляции нужно уточнять у учителей и администрации школы.  

2bc099fc-945a-4540-a15f-5274bdb091e8

Выводы

Всего можно предпринять 3 попытки написания итогового сочинения в учебном году. В получении допуска к ЕГЭ нет ничего сложного. Высокие результаты не заставят себя ждать, стоит лишь ответственно подойти к подготовке по всем темам и разделам, составить аргументы и написать несколько пробных вариантов.

Поделиться в социальных сетях

Итоговое сочинение уже совсем скоро. Оцените свой уровень подготовки от 1 до 5

Межтекстовые Отзывы

Посмотреть все комментарии

Читайте также

Завал итогового сочинения

Мудрость форума:
Детские сады и школы

7 ответов

Последний —

08 декабря 2022, 01:41
Перейти

07 декабря 2022, 19:51

#1

07 декабря 2022, 19:54

#2

07 декабря 2022, 20:09

#3

07 декабря 2022, 20:17

#4

07 декабря 2022, 20:49

#5

Гость

Спасибо всем! Я, конечно, понимаю, что это формальность и все можно пересдать, но мне все равно не по себе. Стоит себя на пересдачи представить, так сразу стыдно становится. Не могу я так! Такую лёгкостей ведь пойти пересдавать. Самое позорное будет, если я одна на весь класс такая окажусь. Жуть вообще…

07 декабря 2022, 22:26

#6

Гость

Да это формальность) Не переживайте)

08 декабря 2022, 01:41

#7


На сегодня эта публикация уже заработала 532,85 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Краткое содержание:

  1. На какие темы школьники писали итоговое сочинение — 2022
  2. Какого числа станут известны результаты итогового сочинения
  3. Как узнать результаты итогового сочинения по паспорту
  4. Как оценивается итоговое сочинение
  5. Что делать, если по итоговому сочинению «незачет»
  6. Срок действия результатов итогового сочинения
  7. Обсуждение

Узнать результаты итогового сочинения (изложения) 2021-2022: когда станут известны оценки "зачет"/"незачет", где проверить?

1 декабря порядка 650 тысяч одиннадцатиклассников написали итоговое сочинение — допуск к государственной итоговой аттестации для выпускников.

На какие темы школьники писали итоговое сочинение — 2022

Темы итогового сочинения были выбраны с учетом часового пояса в городе проживания школьников, а их 11.

Узнать результаты итогового сочинения (изложения) 2021-2022: когда станут известны оценки "зачет"/"незачет", где проверить?

Узнать результаты итогового сочинения (изложения) 2021-2022: когда станут известны оценки "зачет"/"незачет", где проверить?

Узнать результаты итогового сочинения (изложения) 2021-2022: когда станут известны оценки "зачет"/"незачет", где проверить?

Узнать результаты итогового сочинения (изложения) 2021-2022: когда станут известны оценки "зачет"/"незачет", где проверить?

Узнать результаты итогового сочинения (изложения) 2021-2022: когда станут известны оценки "зачет"/"незачет", где проверить?

Узнать результаты итогового сочинения (изложения) 2021-2022: когда станут известны оценки "зачет"/"незачет", где проверить?

Узнать результаты итогового сочинения (изложения) 2021-2022: когда станут известны оценки "зачет"/"незачет", где проверить?

Какого числа станут известны результаты итогового сочинения

Школьники узнают свои результаты по итоговому сочинению 2022 года примерно 13 – 14 декабря, то есть, до начала новогодних каникул. Ознакомиться с ними можно будет на официальных сайтах ЕГЭ в регионах, введя паспортные данные. Также узнать результаты можно непосредственно в школах, где писали сочинение.

Как узнать результаты итогового сочинения по паспорту

Обычно сочинения проверяют учителя уже в день проведения экзамена. Максимальный срок проверки составляет 7 дней. Бланки итогового сочинения будут загружать на специальные порталы. В Москве уже несколько лет их публикуют на сайте mos.ru. Для других регионов бланки будут доступны на сайте просмотра результатов ЕГЭ check.ege.edu.ru. Для проверки необходимо ввести ФИО, Код регистрации или Номер документа (без серии), а также выбрать регион.

Еще один способ: проверить на сайте регионального центра обработки информации (список по регионам).

Приказ:

Проверка итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) осуществляется лицами, входящими в состав комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в образовательной организации и (или) членами комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в месте, определенном ОИВ, и завершается не позднее чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).

Приказ Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 от 07.11.2018 (с изм. от 16.03.2021) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».

Как оценивается итоговое сочинение

Сочинение оценивается по системе «зачет»/»незачет». Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат «незачет», не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам, смогут написать сочинение в дополнительные сроки: 2 февраля 2022 года и 4 мая 2022 года.

Итоговое сочинение, в случае представления его при приеме на обучение в вузы, действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания. Выпускники прошлых лет, ранее писавшие итоговое сочинение, могут написать его повторно. При этом в вузы они смогут представить итоговое сочинение только текущего года, а сочинение прошлого года аннулируется.

Что делать, если по итоговому сочинению «незачет»

Оценка итогового сочинения 2022 года – «зачет» или «незачет». Положительный результат – допуск к ГИА. К написанию сочинения допускают:

— детей с ограниченными возможностями;

— учеников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

— обучающихся, отбывающих наказание в местах лишения свободы;

— тех, кто обучается на дому, в санаторно-курортных учреждениях.

Для написания итогового сочинения отводят много времени – 3 ч. 55 мин. Работу оценивают по определенным критериям:

1 – соответствует ли она заданной теме;

2 – приведены ли аргументы;

3 – использован ли литературный материал;

4 – грамотно ли составлена композиция;

5 – качественная ли речь;

6 – грамотность.

Если по работе получен «незачет», или же обучающийся не явился на сочинение, по уважительной причине его не дописал, то можно пересдать работу в дополнительные сроки – 2 февраля или 4 мая в 2022 году. Результаты итогового сочинения действуют 4 года.

Срок действия результатов итогового сочинения

Срок действия результатов, полученных на итоговом сочинении: как допуск к ГИА — бессрочно, при подаче документов в образовательные организация высшего образования — 4 года. Если участник прошлых лет принимает решение переписать итоговое сочинение, то результат предыдущей работы аннулируется.

Читать еще…

источник

Высшая школа экономики – кажется, последним из всех вузов – отказалась перепроверять в 2021 году так называемое итоговое сочинение (ИС) и давать за него дополнительные баллы. Заканчивается шестилетний роман вузов страны с этой некогда внушавшей им смутные надежды, а теперь окончательно разочаровавшей формой, введенной в 2014 году в качестве формы допуска старшеклассников к сдаче ЕГЭ, и вузы стали искать ей альтернативу (о чем чуть ниже). За это время итоговое сочинение пережило трех министров образования/просвещения, при каждом наполняясь своим собственным смыслом, что тоже, видимо, послужило его постепенной девальвации. Но все по порядку.

С чего все началось

Введено ИС было на основании поручения президента РФ Федеральному собранию от 27 декабря 2013 года по инициативе группы общественных деятелей, озабоченных, что в школе «перестали писать сочинения» и «читать книги». Упало поручение не плечи тогдашнего министра образования Дмитрия Ливанова, чья реформаторская команда, по-видимому, и нашла способ, как адаптировать довольно архаичную для XXI века форму к потребностям сегодняшнего дня: вузам было предложено перепроверять сочинения и ставить за них дополнительные баллы, чтобы участвовать в отборе абитуриентов. (Напомним: право было отобрано у большинства вузов с введением ЕГЭ.)

На призыв министерства откликнулось порядка 200 вузов. Не все из них перепроверяли сочинения – некоторые просто засчитывали их наличие, так как перепроверка потребовала бы от них довольно серьезных бюджетов и соответствующих кадров.

НИУ ВШЭ тогда давало за самые лучшие сочинения 10 баллов, МГУ им. М.В. Ломоносова ограничивалось тремя.

Как обходили закон и почему итоговое сочинение называли «сочинением по “Капитанской дочке”»

Рабочая группа при Минобре придумала, как обойти довольно тонкий момент: Закон об образовании запрещал вводить два экзамена по одному предмету, и ИС было объявлено «метапредметным», однако предложения некоторых членов рабочей группы разрешить писать ИС на темы, по-настоящему интересные абитуриентам и связанные с выбором направления их будущей подготовки в вузе, услышаны не были.

Сочинение утвердили как «литературоцентричное» и повесили его проведение и проверку в школе (как правило, бесплатные) на самых бессловесных и двухжильных из учителей – учителей-словесников, которые и так тащили на себе подготовку к ОГЭ/ЕГЭ по двум предметам – русскому языку и литературе.

«Литературоцентричность» означала, что рассуждать школьники должны на какую-то морально-этическую тему, интересную больше не им, а тем, кто и придумал это ИС (например, «Почему важно беречь честь смолоду»).

А раскрывать тему – на материале художественной литературы, из-за чего сочинение сразу же окрестили «сочинением по “Капитанской дочке”», так как практически все темы (кроме темы лермонтовского юбилея в первый год) можно было раскрыть на материале бессмертной повести Пушкина.

Чтобы ребята заранее не обзаводились шпаргалками, темы не оглашались – только «пять тематических направлений», в рамках которых конкретные темы затем и формулировались. Сильные учителя тут же начали составлять рекомендательные списки по этим направлениям, но и здесь нередко случался казус: прочитанное заранее произведение могло никак не подходить к той конкретной формулировке темы, которая объявлялась в день экзамена, и не всякий школьник это понимал – многие подменяли сочинение на тему сочинением на тематическое направление в целом!

Число вузов, желающих учитывать такие сочинения, резко поубавилось, зато заработала в полную мощь индустрия «готовых работ», а также разного рода пособий, курсов и индивидуальной подготовки к написанию ИС.

Если в первый год содержание перепроверяемых вузами сочинений еще иногда радовало разнообразием, то с каждым годом они все словно бы переодевались в одинаковую униформу.

Как спасали души школьников и приобщали к чтению и написанию текстов

Но тут министра Дмитрия Ливанова красиво сменила министр Ольга Васильева, и общий контрреформаторский тренд продвигаемой ею образовательной политики затронул и сочинение. Интересы вузов учитывать никто уже не стремился, ИС теперь понималось исключительно как способ приобщить школьников к чтению литературы и написанию текстов хотя бы в 300–350 слов, и вообще – как деятельность душеспасительная.

Педагогическая аксиома же, что угроза недопуска к ЕГЭ – плохой мотиватор заинтересованного чтения, упускалась из виду.

«При чем тут вузы! – пафосно на одном из совещаний воскликнула высокопоставленная чиновница. – У вас есть олимпиады, вот пусть они интересы вузов и учитывают!»

А вузы тем временем сталкивались с тем, что скачиваемые на перепроверку из единой базы сканы ИС могли быть нечитаемыми, неполными, нести на себе очевидные следы правки чужой рукой. Проверять на плагиат такие рукописные копии тоже было тяжело – ведь для этого их сначала надо набрать на компьютере!

Энтузиазм вузов продолжал таять, желающих иметь дело с ИС становилось все меньше, и та же Вышка предусмотрительно снизила в 2019 году максимальные 10 баллов до 5.

Проколы и ошибки итогового сочинения

Изучать результативность введенной формы ИС отпочковавшийся от Минобрнауки Минпрос не спешил (по крайней мере объявлять об этих результатах публично), а неофициальные замеры, проводимые самими учителями, показывали, что, скажем, в школах Самарской области в 2017 году 2/3 всех сочинений писалось всего по 12 произведениям, и все эти произведения – из школьной программы 7–10-х классов, то есть ничего принципиально нового во время подготовки к ИС школьниками не читалось.

Учителя стали жаловаться, что после ИС дети и вовсе бросали хоть что-нибудь читать, переключаясь полностью на подготовку к ЕГЭ по другим предметам.

Была и еще одна принципиальная ошибка в требованиях, предъявляемых к ИС. Аргументировать тезисы работы предлагалось примерами из художественных произведений, но это невозможно, так как художественное произведение суть вымысел, и к любому тезису можно подобрать примеры, как его «подтверждающие», так и «опровергающие»! Скажем, тезис, что человеку труднообойтись без общества, можно легко опровергнуть обращением к судьбе Робинзона Крузо, 28 лет прожившего в одиночестве на своем необитаемом острове; а можно подтвердить примерами судьбы «Дикого помещика» Салтыкова-Щедрина или гордого Ларры из «Старухи Изергиль» Горького – если вас, конечно, не смущает, что и то и другое – сказки. Надо ли говорить, что само по себе умение аргументировать свои тезисы вымыслом и не различать факт и фантазию – привычка вредная, противоречащая сути того, что называют «критическим мышлением», без которого современный человек легко становится добычей разного рода экстремистских организаций и деструктивной пропаганды.

Когда министерству указали на прокол в критериях, в некоторых нормативных документах (но не везде!) заменили требование «аргументировать» примерами из литературы – требованием «подкреплять» ими свою аргументацию.

Да вот беда – не пояснили, что же в таком случае может служить такого рода аргументацией! По крайней мере нигде в документах я определения «аргумента» не нашел, и разного рода пособия в основном сосредоточены на анализе произведений литературы. А ведь для вышеупомянутой темы таким аргументом мог бы быть анализ «синдрома Маугли»; разъяснение, почему Аристотель называл человека «животным социальным» – или упоминание опыта пребывания узников долгие годы в одиночной камере… Но кто из рядовых учителей знает, что так и можно, и нужно? В результате в ИС школьники по-прежнему ищут аргументы в вымышленных мирах художественной литературы.

Эстафету с ИС подхватил очередной министр просвещения, пересевший в министерское кресло из кресла руководителя Рособрнадзора, – Сергей Кравцов. Судя по всему, он исходит из других оснований: чем больше контрольных замеров – тем больше деятельности на занятиях, а соответственно, ИС должно остаться – наряду с другими формами итогового контроля (теми же самыми ВКР). По крайней мере сама идея в 2020 году «заморозить» ИС в связи с тяжелой эпидемиологической обстановкой министром, судя по репортажу на сайте Ассоциации учителей русского языка и литературы, поддержана не была.

Учителя до сих пор в тревоге и недоумении: неужели 2 декабря карантин будет снят и сочинение будет писаться? Или ребятам разрешат его скачать с соответствующих сайтов прямо из дома?

Значит, смысл ИС – лишь в том, чтобы оно было проведено?..

Тем более что с ним год из года с первого раза справляются 97–98% старшеклассников, а после трех пересдач в прошлом году не было допущено к ЕГЭ всего 500 человек.

Сочинения по физкультуре?

Видимо, это стало последней каплей для вузов, и 14 из них собрались в пул и объявили о том, что они будут проводить свой собственный Чемпионат сочинений «Своими словами», на котором школьники смогут писать сочинения так, как это безрезультатно обсуждалось еще 6 лет назад.

Это могут быть сочинения по физике, по экономике, по физкультуре – даже по литературе, но только в том случае, если литература – выбор самого школьника, связанный с выбором им будущего направления его подготовки в вузе.

Такие сочинения готовы проверять сами вузы – причем доверять перепроверку специалистам в соответствующей области, а не изнуренным бесконечными работами словесникам.

За названием «Своими словами» стоит убежденность в важности умения создавать развернутые письменные высказывания о том, что выпускника действительно волнует или интересует (например, собственный научной или творческий проект), причем умения рассказывать о сложном – просто и доступно, видя адресата своего рассказа.

Поэтому отборочный тур Чемпионата будет проходить в формате онлайн-тестирования, но проверять у участников будут их функциональную грамотность, умение видеть логические ошибки и когнитивные искажения, способность критически осмысливать прочитанное. А те, кто пройдет это испытание, получит доступ на региональном этапе к написанию сочинения – на базе одного из 14 вузов-организаторов. Первые дополнительные баллы эти вузы готовы давать уже на втором этапе, а за максимальным числом баллов победители должны будут отправиться в Москву на финал Чемпионата.

Впрочем, детали этого мероприятия можно узнать на сайте (регистрация участников будет продолжаться до 15 ноября включительно, еще можно успеть).

Я же со своей стороны замечу, что, когда профессионалы берут в свои руки процесс организации того, в чем действительно нуждаются наши школьники и что действительно будет востребовано в дальнейшем, происходит самое важное в нашем образовании. Одни открывают частные школы или школы домашнего образования. Другие – создают Свободный университет для всех желающих. Третьи – думают о том, как, предлагая новые правила поступления, мотивировать выпускника быть самим собой, демонстрировать свои лучшие качества и не бояться своими словами говорить.

Ну а для профессионального сообщества всё это определенный «месседж» – какие формы развернутого письменного высказывания востребованы сегодня и высшим образованием, и самой действительностью. А значит, это еще и вызов школе: сможет ли она его услышать и ему соответствовать?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Монгольское нашествие на русь тест в формате егэ
  • Монгольское нашествие на русь презентация егэ
  • Монгольское нашествие на русь егэ задания
  • Монгольское нашествие егэ теория
  • Монгольское завоевание тест егэ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии