В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
молЯщий
дефИс
осведомИшься
заселенА
бралАсь
Правильный ответ: осведомишься
Пояснение:
Правильное ударение в слове осведомишься → «освЕдомишься».
В инфинитиве «осве́домиться» ударение падает на гласную «е», в форме «осве́домишься» оно сохраняется. При запоминании следует руководствоваться рассуждением, что глагол этимологически восходит к словам «све́дения» и «ве́дать».
Источник:
Русский язык. И.П. Цыбулько. Вариант 26
Связи с вариантами
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
понЯв
прирУченный
заселенА
отозвалА
наделЁнный
Спрятать пояснение
Пояснение (см. также Правило ниже).
Ошибка допущена в слове «прирученный». Верно: приручЁнный. На вопрос почему, есть ответ, и он достаточно прост на первый взгляд. Если у глагола 2-го спряжения на -ить в неопределенной форме ударение падает на последний слог (-ить), а в личных формах будущего времени — на окончание, то страдательное причастие прошедшего времени от этого глагола, как правило, образуется с помощью суффикса -Ённ-. Проверяем: я приручУ, ты прирУчишь или приручИшь-непонятно…И здесь без словаря не обойтись. Верно: приручИшь. Поэтому верно и приручЁнный. Проверяем слово наделЁнный. НаделИть, я наделЮ, ты наделИшь. Окончание ударное, значит, Ённ.
Вывод. Ударение в причастиях зависят от окончаний глаголов. Но их тоже непросто верно определить. Поэтому заучиваем слова из «Словника».
Выписываем — как в задании.
Ответ: прирученный.
Источник: ЕГЭ 27.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 5.
Актуальность: с 2016 года
Сложность: обычная
Правило: Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)
Вариант 26. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3
(1)Биологическая эволюция — общая форма существования живой материи. (2)При детальном рассмотрении оказывается, что виды почти никогда не эволюционируют поодиночке: как водится, в этом принимают участие их экологические партнёры. (3)Эволюционное изменение одного вида неизбежно приводит к изменению другого; взаимную эволюцию, когда один вид совершенствует систему нападения, а другой вслед за ним — систему защиты, часто можно проследить на молекулярном уровне.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Одной из форм существования живой материи является биологическая эволюция, которая в равной мере может происходить как внутри одного вида, так и во взаимной эволюции видов.
2) Биологическая эволюция почти никогда не происходит внутри одного вида, поскольку эволюционное изменение одного вида неизбежно приводит к изменению другого, что часто можно проследить на молекулярном уровне.
3) Все виды почти никогда не эволюционируют поодиночке: даже невооружённым глазом видно, что в биологической эволюции одновременно принимают участие экологические партнёры того или иного вида.
4) Часто на молекулярном уровне видно, как на самом деле происходит биологическая эволюция, заключающаяся в том, что эволюционное изменение одного вида неизбежно приводит к изменению другого.
5) При детальном рассмотрении мы наблюдаем, как один биологический вид совершенствует систему нападения, а другой вслед за ним — систему защиты.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
вопреки этому
напротив,
во избежание этого
более того,
во-первых,
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖИВОЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.ЖИВОЙ, -ая, -ое; жив, жива, живо.
1) Такой, который живёт, обладает жизнью. Живое существо. Старик ещё жив. Живые цветы (не искусственные). Живая природа. Живая изгородь (из растений ).
2) полн. ф. Подлинный, самый настоящий. Ж. пример героизма.
3) Деятельный, полный жизненной энергии. Ж. темперамент. Ж. и подвижный ребёнок. Ж. ум. Живое участие в чём-н.
4) Лёгкий и занимательный, выразительный. Живое изложение. Живо (нареч.) описать что-н.
5) полн. ф. Отвечающий реальным потребностям, жизненный. Живое дело. Живое начинание.
6) Остро переживаемый. Живая обида. Живое воспоминание.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
молЯщий
дефИс
осведомИшься
заселенА
бралАсь
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Главный редактор газеты обладал независимым характером и не выносил никакого ДИКТАТА.
Анатолий пообещал себе, что за доброту наставника ЗАПЛАТИТ добром.
Трагедия произошла в результате БЕЗОТВЕТНЫХ действий сотрудников фирмы.
Новая фирма была зарегистрирована под красивым, ЗВУЧНЫМ именем.
Экологи препятствуют ХИЩНИЧЕСКОЙ вырубке лесов.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ДЕВЯТЬЮСТАМИ строчками
новые ПАСПОРТА
СБЕРЕЖЁТ здоровье
все ДИРЕКТОРА гимназий
прыгнуть наиболее ДАЛЬШЕ
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) неправильное построение предложения с косвенной речью |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Весной этого года, побывав на Белом море и познакомившись с природой русского Севера, испанский натуралист Устин Санчес наконец-то осуществил свою давнюю мечту. 2) Ядро Земли — самая горячая и плотная её часть, состоящая в основном из железа и никеля. 3) В городе создана специальная комиссия по градостроительству, координирующему работу всех строительных фирм. 4) У хорошего оратора, тщательно подготовившись к выступлению, речь образная, эмоциональная и в то же время логичная. 5) На мысе Флора восемнадцать лет спустя участники экспедиции встретили штурмана с корабля «Святой Анны». 6) Кирила Петрович спросил Машу, где ты была весь вечер. 7) Надо помогать детям развивать и проявить свои таланты. 9) Предисловие к «Герою нашего времени» было написано в Петербурге весной 1841 года и впервые появилось во втором издании романа. |
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
зАр..сли
прил..жить
к..мбинация
зак..ренелый
подг..ревший
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..возмог, пр..метил
бе..голосый, и..гиб
по..пирал, о..городил
пр..способил, пр..сёк
под..слал, н..дломить
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
влюбч..вый
надоедл..вый
присва..вать
намер..ваться
поворач..вать
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
обожа..мый
засмотр..шься
добыва..мый
накол..шь
законч..нный
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Наш спутник тоже (НЕ)СИДЕЛ сложа руки.
Вокруг тянулись (НЕ)СКОНЧАЕМЫЕ виноградники.
Путники вышли к ещё (НЕ)ОБРОСШЕМУ кромкой льда берегу.
(НЕ)МЕШКАЯ ни минуты, ребята собрали чемоданы.
Дом, выросший на глазах всего за полгода, (НЕ)СРАЗУ был принят комиссией.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
ЧТО(БЫ) не видеть происходящего, я закрыл глаза, однако в ТО(ЖЕ) мгновение удары грома оглушили меня.
ЧТО(БЫ) ни говорили дилетанты, к пониманию классической музыки надо быть подготовленным, (ПО)ТОМУ что не так просто воспринимать сложное искусство.
Отец не смел спросить, в чём дело, и в ТО(ЖЕ) время не понимал, (ОТ)ЧЕГО дом стал таким пустынным.
Великий шёлковый путь начинался в Китае, (ЗА)ТЕМ шёл через Среднюю Азию, Персию, Ближний Восток, а (ОТ)ТУДА в Европу.
Всё творчество писателя Евгения Носова (В)ЦЕЛОМ и есть та самая большая мудрая книга, которая помогает людям быть добрее, а ТАК(ЖЕ) щедрее.
14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
В героях своих картин Пабло Пикассо хотел видеть носителей скрытой от обычных людей исти(1)ы, доступной только внутре(2)ему взору человека, его возвыше(3)ой природе.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Скрипичная мелодия звенела в сумраке ночи и постепенно растворялись в шуме прибоя её нежные отзвуки.
2) На островах Большого барьерного рифа гнездятся сотни видов птиц и выводят своё потомство черепахи.
3) Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина.
4) Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.
5) Рудольф Нуреев виртуозно владел техникой как классического так и современного танца.
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Дорога (1) поворачивавшая вправо (2) шла через огромное поле (3) засеянное яровыми (4) и углублялась в лес.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Прощай (1) немытая (2) Россия (3)
Страна рабов, страна господ,
И (4) вы (5) мундиры голубые,
И (6) ты (7) им преданный народ.
(М. Ю. Лермонтов)
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Роман Гончарова «Обломов» (1) выгодно отличался от нравоописательных повестей натуральной школы обстоятельностью и «монографичностью» картины (2) естественным началом (3) которой (4) было изображение обычного дня героя.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Встречающие поминутно смотрели на часы (1) и (2) когда вдали появился поезд (3) толпа подалась ему навстречу (4) хотя это никак не могло ускорить свидание с близкими людьми.
20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В этом странном городке с нашим героем вышел неожиданный каламбур, о котором он вспоминал с неохотой.
Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26
(1)Брестская крепость. (2)Совсем недалеко она от Москвы: меньше суток идёт поезд. (3)Все, кто бывает в тех краях, обязательно приходят в крепость.
(4)3десь громко не говорят: слишком оглушающими были дни сорок первого года и слишком многое помнят эти камни. (5)Сдерясанные экскурсоводы сопровождают группы по местам боёв, и вы можете спуститься в подвалы 333-го полка, прикоснуться к оплавленным огнемётами кирпичам, пройти к Тереспольским и Холмским воротам или молча постоять под сводами бывшего костёла.
(6)Не спешите. (7)Вспомните. (8)И поклонитесь.
(9)В музее вам покажут оружие, которое когда-то стреляло, и солдатские башмаки, которые кто-то торопливо зашнуровывал ранним утром 22 июня. (10)Вам покажут личные вещи защитников и расскажут, как сходили с ума от жажды, отдавая воду детям… (11)И вы непременно остановитесь возле знамени — единственного знамени, которое пока нашли в крепости. (12)Но знамёна ищут. (13)Ищут, потому что крепость не сдалась и немцы не захватили здесь ни одного боевого стяга.
(14)Крепость не пала. (15)Крепость истекла кровью.
(16)Историки не любят легенд, но вам непременно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны. (17)На десятом, в апреле 1942 года. (18)Почти год сражался этот человек. (19)Год боёв в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и тылов, без смены и писем из дома. (20)Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был советский солдат.
(21)Каждый год 22 июня Брестская крепость торжественно и печально отмечает начало войны. (22)Приезжают уцелевшие защитники, возлагаются венки, замирает почётный караул.
(23)Каждый год 22 июня самым ранним поездом приезжает в Брест старая женщина. (24)Она не спешит уходить с шумного вокзала и ни разу не была в крепости. (25)Она выходит на площадь, где у входа в вокзал висит мраморная плита:
С 22 ИЮНЯ ПО 2 ИЮЛЯ 1941 ГОДА ПОД РУКОВОДСТВОМ ЛЕЙТЕНАНТА НИКОЛАЯ (фамилия неизвестна) И СТАРШИНЫ ПАВЛА БАСНЕВА ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ ГЕРОИЧЕСКИ ОБОРОНЯЛИ ВОКЗАЛ.
(26)Целый день старая женщина читает эту надпись. (27)Стоит возле неё, точно в почётном карауле. (28)Уходит. (29)Приносит цветы. (30)И снова стоит, и снова читает. (31)Читает одно имя. (32)Семь букв: «НИКОЛАЙ».
(33)Шумный вокзал живёт привычной жизнью. (34)Приходят и уходят поезда, дикторы объявляют, что люди не должны забывать билеты, гремит музыка, громко смеются люди. (35)И возле мраморной доски тихо стоит старая женщина.
(36)Не надо ей ничего объяснять: не так уж важно, где лежат наши сыновья. (37)Важно только то, за что они сражались.
(По Б. Л. Васильеву)
21. Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Вторая мировая война началась со взятия Брестской крепости.
2) В Брестской крепости нет музея, где были бы представлены реликвии времён Великой Отечественной войны: личные вещи защитников крепости сохранить не удалось.
3) Неизвестный советский солдат в одиночку защищал Брестскую крепость, и только на десятом месяце войны немцы смогли его взять: это произошло в апреле 1942 года.
4) Старая женщина ежегодно приезжает в Брест, но никогда не посещает крепости.
5) Точных данных о защите Брестской крепости не осталось: всё обросло легендами.
22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 13 называет следствие того, о чём говорится в предложении 12.
2) Предложение 22 раскрывает содержание предложения 21.
3) В предложениях 26-30 перечисляются действия героини.
4) Предложения 33 и 34 противопоставлены по содержанию.
5) В предложениях 36, 37 представлено рассуждение.
23. Из предложений 9-13 выпишите синонимы (синонимическую пару).
24. Среди предложений 26-36 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
25. «Брестскую крепость автор описывает при помощи такого тропа, как (А)___ («помнят эти камни» в предложении 4, предложение 15). Обращаясь к каждому из нас, Б. Л. Васильев использует синтаксическое средство — (Б)___(предложения 6—8). Сердце щемит, когда читаешь об утратившей на войне сына женщине, переживания которой автор передаёт с помощью таких приёмов, как (В)___(предложения 21 и 23, 24 и 25) и (Г)___(предложения 34 и 35)».
Список терминов:
1) синонимы
2) противопоставление
3) эпитет
4) олицетворение
5) книжная лексика
6) анафора
7) односоставные предложения
риторическое восклицание
9) разговорная лексика
26. Напишите сочинение.
Вариант 26 |
|||
Номер задания |
Ответ |
Номер задания |
Ответ |
1 |
24 или 42 |
13 |
затемоттуда |
2 |
болеетого |
14 |
23 или 32 |
3 |
1 |
15 |
15 или 51 |
4 |
осведомишься |
16 |
1234 или любая комбинация этих цифр |
5 |
безответственных |
17 |
1357 или любая комбинация этих цифр |
6 |
далеко |
18 |
2 |
7 |
37546 |
19 |
1234 или любая комбинация этих цифр |
8 |
закоренелый |
20 |
казус |
9 |
безголосыйизгиб |
21 |
125 или любая комбинация этих цифр |
10 |
намереваться |
22 |
235 или любая комбинация этих цифр |
11 |
засмотришься |
23 |
знаменистяга |
12 |
нескончаемые |
24 |
2736 или 3627 |
25 |
4762 |
Примерный круг проблем |
Авторская позиция |
1. Проблема памяти о Великой Отечественной войне. (Почему люди хранят память о событиях 1941-1945 годов?) |
1. Люди до сих пор помнят события Великой Отечественной войны, ведь в те годы погибло множество солдат, героически сражавшихся за свою Родину. Помнят создатели и посетители музеев, помнят участники почётного караула, помнят родители, потерявшие детей. |
2. Проблема мужества солдат на войне. (В чём проявлялось мужество солдат в годы войны?) |
2.0 мужестве солдат можно судить по тем подвигам, которые они совершали в годы войны: жертвуя своими жизнями, преодолевая голод и жажду, самоотверженно защищая Брестскую крепость, обороняя вокзал Бреста. |
3. Проблема силы родительской любви. (Насколько сильна родительская любовь?) |
3. Родители способны настолько сильно любить своих детей, что даже после смерти сыновей ежегодно приезжают к месту их гибели, чтобы почтить память о них. |
6
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
(у) нОгтя пОнявший начАвшись
снятА
стАтуя
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
некролОг позвалА понЯв
прибЫл
ободралА
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
откупОрить намЕрение начАвший
углубИть
нажИвший
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
навралА кровотОчащий отзЫв (дела из суда)
прибЫв
ОСВЕДОМИТЬСЯ
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
низведЁн крАны прИнятый
заперлАсь
дозировАть
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
воспринялА загодЯ партЕр повторЁнный созЫв
Ахматова и Маяковский столь же…
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
заселЁнный мЕстностей начАв
цепОчка
щЕмит
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
звОнит добелА досУг
слИвовый
опломбировАть
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
бОроду создАв включЁнный иксЫ киломЕтр
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
кормЯщий балОванный катАлог
надОлго
ободрИться
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
молЯщий дефИс осведомИшься
заселенА
бралАсь
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
вручИт добрАлась убыстрИть
балУясь
шофЁр
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
дождалАсь недУг низвЕденный
ободрИшься
отдалА
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
донЕльзя перелилА накренИтся
тортОв
зАнятый
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
занялА поделЁнный обнялАсь
сОрит
еретИк
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
цемЕнт облЕгчить определЁнный
занятА
отозвалАсь
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
пОручни крАлась шАрфы
прожИвший
зАвидно
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
балОванный свеклА сОгнутый
лгалА
экспЕрт
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
лЕкторов налилА зАгнутый
обострить
избАлованный
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
послАла навЕрх включЁн
запертА
(различные) средствА
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
корЫсть
(из) кремнЯ обострЁнный
позвОнит
ненадОлго
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
создалА поднЯв цЕнтнер
насорИт
диспАнсер
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
кремЕнь
Оптовый
окружИт
отбылА
дОнизу
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
зАпертый прозорлИва убралА
довезЁнный
квАртал
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
ворвалАсь
дОверху
(несчастные) сирОты
Отрочество
принудИть
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
бухгАлтеров надорвалАсь плодонОсить
заперлА
одолжИт
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
бАнты дозвонЯтся лыжнЯ
жАлюзи
взялАсь
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
снялА повтОрит нЕдруг
сверлИшь зАсветло
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
налитА новостЕй опОшлить
пОртфель наделИт
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
докумЕнт стОляр жилОсь
отозвалА кУхонный
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
дешевИзна мусоропрОвод назвалАсь
закУпорив
укрепИт
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
озлОбить подЕленный красивейший
влилАсь ободрЁнный
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
вОвремя граждАнство воссоздалА
щЁлкать свЕрлит
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
клАла
облилАсь
договОренность
кОнусов вероисповЕдание
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
отозвалАсь
красИвее
начАвший
(многие) сИроты
слИвовый
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
осведомИшься
жалюзИ
накренИтся
новостЕй
нОгтя
Молящий дефис осведомишься заселена бралась ударение
Задание 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
В задании предлагается пять слов, в одном из которых неверно обозначено ударение. Рассмотрим каждое из этих слов.
молЯщий – это причастие настоящего времени от глагола «молИть», Ударение ставится не по современному правилу (Причастия настоящего времени с суффиксами –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- обычно сохраняют ударение на том же слоге, что и глаголы в настоящем времени), поэтому слово нужно запомнить. Верно.
дефИс – запоминаем слово, верно.
осведомИшься – слово-исключение, неверно. Правильно: освЕдомишься.
заселенА – в причастиях женского рода ударение, как правило, падает на окончание А, верно.
бралАсь – в глаголах прошедшего времени женского рода ударение, как правило, падает на окончание А, верно.
В ответ выписываем слово заглавными буквами, ударение отмечать не нужно.
Молящий дефис осведомишься заселена бралась ударение
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Ошибка допущена в слове «заселенный». Пользуясь правилом из задания 4196, проверяем: заселИть, заселЮ, заселИшь. Следовательно, суффикс Ённ.
Выписываем слово БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ, ведь в задании выписать.
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ (постановка ударения) проверяются в задании 4.
От учащихся требуется выписать одно из четырёх слов, в котором неверно выделено ударение — ударная гласная обозначена большой буквой. В ответ вписывается слово без изменений, без выделений большими буквами. Обратите внимание на букву Ё: если слово с ошибкой содержало эту букву, её нужно писать и в ответе. Например, из четырёх слов:
первое имеет неверно выделенное ударение. Выписываем это слово в ответ без изменения, с буквой Ё. Обращаем внимание на то, что вопрос о возможном написании Е вместо Ё решается просто: перед каждым экзаменуемым на экзамене будет бланк, в котором указаны ВСЕ разрешённые буквы и знаки. На данный момент времени в образцах бланках буква Ё есть.
Для тренировки в отработке навыка постановки ударения РЕШУЕГЭ предлагает как слова из Орфоэпического минимума ФИПИ (2019 год), так и слова, не вошедшие или вышедшие из него.
В задания с повышенным уровнем сложности наряду со словами с явно ошибочным ударением включены слова, имеющие два варианта ударения.
Орфоэпический словник ФИПИ 2019
Важной стороной орфоэпии является ударение, то есть звуковое выделение одного из слогов слова. Ударение на письме обычно не обозначается, хотя в отдельных случаях (при обучении русскому языку нерусских) его принято ставить.
Отличительные особенности русского ударения — его разноместность и подвижность.Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись — на первом слоге; фонарь, подполье — на втором; ураган, орфоэпия — на третьем и т. д.). В одних словах ударение фиксировано на определённом слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других — меняет своё место (сравните: тОнна — тОнны и стенА — стЕну — стЕнам и стенАм). Последний пример демонстрирует подвижность русского ударения. В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. «Однако, — как справедливо отмечает К.С. Горбачевич, — если разноместность и подвижность русского ударения и создают некоторые трудности при его усвоении, то зато эти неудобства полностью искупаются возможностью различать с помощью места ударения смысл слов (мУка — мукА, трУсит — трусИт, погрУженный на платформу — погружЁнный в воду) и даже функционально-стилистическую закреплённость акцентных вариантов (лаврОвый лист, но в ботанике: семейство лАвровых).
Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоления омонимии словоформ». Как установлено учёными, большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка.
Приведём некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки.
Имена существительные
бАнты, неподвижн. ударение на 1-ом слоге.
бОроду, вин.п., только в этой форме ед. ч. ударение на 1-ом слоге
бухгАлтеров, род. п. мн. ч., неподвижное ударение на 2-ом слоге
вероисповЕдание, от веру исповЕдать
диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз., где удар. всегда на последнем слоге
жалюзИ, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге
знАчимость, от прил. знАчимый
Иксы, им. п. мн. ч., неподвижн. ударение
квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге
киломЕтр, в одном ряду со словами
сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр…
кОнусы, кОнусов, неподвиж. ударение на 1-м слоге во всех падежах в ед. и мн. ч.
крАны, неподвижн. ударение на 1-ом слоге
кремЕнь, кремнЯ, удар. во всех формах на последнем слоге, как и в слове огОнь
лЕкторы, лЕкторов, см. слово бант(ы)
мЕстностей, род. п. мн. ч., в одном ряду со словоформой пОчестей, чЕлюстей…, но новостЕй
мусоропровОд, в одном ряду со словами газопровОд, нефтепровОд, водопровОд
некролОг, см. каталОг
нОвости, новостЕй, но: см. мЕстностей
нОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех формах ед. ч. Отрочество, от Отрок — подросток
партЕр, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге
призЫв, в одном ряду со словами позЫв, отзЫв (посла), созЫв, но: Отзыв (на публикацию)
сирОты, им. п. мн. ч., ударение во всех формах мн. ч. только на 2-ом слоге
срЕдства, им. п. мн. ч.
созЫв, см. призЫв
столЯр, в одном ряду со словами малЯр, доЯр, школЯр…
шофЁр, в одном ряду со словами киоскЁр, контролЁр…
экспЕрт, из франц. яз., где ударение всегда на последнем слоге
Имена прилагательные
У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании. Вариативность этих двух типов у одних и тех же словоформ объясняется, как правило, прагматическим фактором, связанным с разграничением малоупотребительных или книжных прилагательных и прилагательных частотных, стилистически нейтральных или даже сниженных. В самом деле, малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные — на окончании.
Степень освоенности слова проявляется в вариантах места ударения: кружкОвый и кружковОй, запАсный и запаснОй, околозЕмный и околоземнОй, мИнусовый и минусовОй, очИстный и очистнОй. Подобные слова не включаются в задания ЕГЭ, так как оба варианта считаются правильными.
И всё же выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных. Между тем есть довольно последовательная норма, согласно которой ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый — красИв — красИва — красИво — красИвы; немЫслимый — немЫслим — немЫслима — немЫслимо — немЫслимы и т. п.
Количество прилагательных с подвижным ударением в русском языке невелико, но они часто используются в речи, и поэтому нормы ударения в них нуждаются в комментариях.
Ударение нередко падает на основу в форме множественного числа, а также в единственном числе в мужском и среднем роде и на окончание в форме женского рода: прАвый — прав —прАво — прАвы — правА; сЕрый — сер — сЕро — сЕры — серА; стрОйный — стрОен — стрОйно — стрОйны — стройнА.
Подобные прилагательные, как правило, имеют односложные основы без суффиксов либо с простейшими суффиксами (-к-, -н-). Однако так или иначе возникает необходимость обращения к орфоэпическому словарю, так как ряд слов «выбивается» из указанной нормы. Можно, например, говорить: длИнны и длиннЫ, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ и т. д.
Следует также сказать и о произношении прилагательных в сравнительной степени. Существует такая норма: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе ее: сильнА — сильнЕе, больнА — больнЕе, живА — живЕе, стройнА — стройнЕе, правА — правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва — красИвее, печАльна — печАльнее, протИвна — протИвнее. То же касается и формы превосходной степени.
Список слов с ударениями для ЕГЭ + комментарии
Перед вами список слов с ударениями для ЕГЭ 2022, который поможет в подготовке к экзамену. В словник ударений включены только те слова, которые встретятся в 4 задании ЕГЭ по русскому языку. Словник основан на материалах ФИПИ, но слова в нём разбиты на группы, имеющие закономерности в постановке ударения, даны пояснения, как лучше запоминать ударения в словах для успешной сдачи ЕГЭ.
После изучения списка рекомендуем пройти тест по ударениям на нашем сайте.
Список слов с ударениями для ЕГЭ: существительные
Чтобы запомнить произношение существительных, рифмуем их с другими словами или фиксируем неподвижное ударение.
- тОрты, тОртов (=шОрты, тОрт)
- бАнты (=фАнты, бАнт)
- бОроду (=смОлоду)
- свекла (= свекла)
- знАчимость (=знАчить)
- Иксы (=фИксы, Икс)
- кОнусов (=бОнусов, кОнус)
- крАны (=рАны, крАн)
- пОручни (=сбОрочный)
- срЕдства (=дЕтство)
- стАтуя (=хвостАтая)
- цЕнтнер (=цЕнт)
- шАрфы (=у МАрфы, шАрф)
экспЕрт (=десЕрт)
сирОты (= в рОте)
Фиксируем неподвижное ударение в следующих существительных:
- аэропОрты (=пОрт)
- бухгАлтеров (=бухгАлтер)
- киломЕтр (=мЕтр)
- лекторы (= лектор)
- мЕстностей (=мЕстность)
- намЕрение (=мЕра)
- нОгтя (=нОготь)
- Подростковый возраст (= Подростковый возраст)
- придАное (=дАть)
Запомните, что в существительных французского происхождения ударение падает на последний слог:
- диспансЕр
- партер
- жалюзИ
В неодушевлённых существительных, оканчивающихся на -лог , ударение падает на последний слог (кроме анАлог ).
- каталОг
- диалОг
- монолОг
- некрология
В существительных, оканчивающихся на -зыв , ударение падает на последний слог . Ударение в существительном ОтзЫв зависит от контекста.
- призЫв
- созЫв
- отзЫв (жалобы) НООтзыв (на публикацию)
В сложных существительных, имеющих второй корень -вод , ударение падает на последний слог (на корень -вОд) . Кроме электропрОвод.
- мусоропровОд
- газопровОд
- нефтепровОд
- водопровОд
- столЯр
- доЯр
- школьник
ЕГЭ: ударение в прилагательных
В двусложных кратких прилагательных ж. р. ударение падает на окончание. Остальные рифмуем или фиксируем неподвижное ударение.
- вернА
- ловкА
- прожОрлива (= жОр)
- ясновидящий (= игривый, милый, суетливый)
- красИвее, красИвейший (=красИвый)
- знАчимый (=знАчит)
- кУхонный (=кУхня)
- слИвовый (=слИва)
- мозаИчный (=прозаИчный)
- оптОвый (=готОвый)
Список слов с ударениями для ЕГЭ: глаголы
В двусложных глаголах прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание -А. Место ударения сохраняется и при добавлении приставки и/или постфикса -СЬ.
- бралА – бралАсь — добралА – убралА — добралАсь
- былА – отбылА — прибылА
- взялА — взялАсь
- врала — наврала
- гналА – гналАсь — обогналА
- далА – отдалА
- драла — ободралА
- ждалА – дождалАсь
- звалА — позвалА — отозвалА – отозвалАсь — назвалАсь
- заперлА — заперлАсь
- lilA — polilA — nalilA — perelilA — lilAs — vlilAs ‘- облилаС’
- lgalA — слева
- началА
- рвалА – сорвалА — нарвалА — рвалАсь — ворвалАсь — надорвалАсь
- создалА — воссоздалА
- снялА — занялА — понялА — принялА —воспринялА – обнялАсь
НО
- клАла
- крАла – укрАла
- крАлась — подкрАлась
- слАла — послАла
- стлАла — застлАла
В глаголах будущего времени 2 и 3 лица ударение падает на последний слог, как в инфинитиве.
- включИшь – включИт — включИть
- вручИшь – вручИт — вручИть
- наделИшь – наделИт — наделИть
- накренИшь – накренИт — накренИть
- насорИшь – насорИт — насорИть
- облегчИшь – облегчИт — облегчИть
- ободрИшь – ободрИт — ободрИть
- обострИшь – обострИт — обострИть
- одолжИшь – одолжИт — одолжИть
- окружИшь – окружИт — окружИть
- повторИшь – повторИт – повторИть сверлИшь – сверлИт – сверлИть
- сорИшь – сорИт — сорИть
- щемИшь – щемИт — щемИть
- убыстрИшь – убыстрИт — убыстрИть
- углубИшь – углубИт — углубИть
- укрепИшь – укрепИт — укрепИть
В глаголах на -ировАть ударение падает на последний слог, кроме дозИровать.
- опломбировАть
- нормировАть
- сортировАть
- наградить
В глаголах с корнем -звон- ударение падает на окончание: звон Им, звон Ишь, звон Ит, об звон Ит, пере звон Ит, до звон Ится, до звон Ятся, позвонИте.
Ударение неподвижное (не меняет место в разных формах) в следующих глаголах:
- закУпорить (=кУпор, т.е. штопор)
- исчЕрпать (=чЕрпать)
- принУдить (=нУдный)
- опОшлить (=пОшлый)
- озлОбить (=злОба)
- оклЕить (=клЕй)
- освЕдомишься (= вЕдать, в т. ч. вероисповЕдание)
- щЁлкать (=защЁлка)
- плодоносИть (=носИть)
источники:
http://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=4313
http://testru.info/pravilnoe-udarenie-spisok-slov-dlya-e/
1 января 2022
В закладки
Обсудить
Жалоба
Правильные ударения
Список из 500 слов.
А
агЕнт
агронОмия
акрОполь
алкогОль
алфавИт
Амфора
анАлог
анАтом
анонИм
апокАлипсис
апострОф
арАхис
арЕст
аргумЕнт
асимметрИя
астрОлог
астронОм
атмосфЕра
афЕра
Б
бАнты, им.п.мн.ч
бАржА
бОроду, вин.п.ед.ч.
бУнгало
балОванный, прич.
балУясь
баловАть
блАговест
блуднИца
бралА
бралАсь
бухгАлтеров, род.п. мн.н
В
вЕрба
вЕчеря
вОвремя
вОгнутый
валовОй
вандАлы
вдовствО
вернА
вероисповЕдание
вероисповЕдание
ветеринАрия
взАпуски
взапертИ
взялА
взялАсь
включЁн
включЁнный
включИм
включИт
включИшь
влилАсь
водопровОд
воздухопровОд
ворвалАсь
воспринялА
воспроизведЕние
воссоздалА
вручИт
втрИдорога
Г
газирОванный
гЕнезис
гЕрбовый
газопровОд
гастронОмия
гегемОния
гипОтеза
гналА
гналАсь
гомеопАтия
гофрировАть
граждАнство
граждАнство
Д
дОверху
дОгмат
дОнизу
дОсуха
дОсыта
давнИшний
дефИс
дефИс
диалОг
диспансЕр
диспансЕр
добелА
добралА
добралАсь
довезЁнный
договОр
договорЁнность
дождалАсь
дозИровать
дозвонИтся
дозвонЯтся
докраснА
докумЕнт
докумЕнт
донЕльзя
долбИт
досУг
досУг
дотрОнуться
дремОта
Е
евАнгелие
еретИк
Ж
жалюзИ
жалюзИ, ср.р.и мн.ч.
ждалА
З
зАгнутый
зАгодя
зАгодя
зАнял
зАняло
зАнятый
зАсветло
зАтемно
завИдно
завИдно
завсегдАтай
задОлго
закУпорив
закУпорить
закУпорить
занялА
занятА
запАдина
запертА
запломбировАть
заселЁн
звалА
звонИм
звонИт
звонИшь
зимОвщик
злОба
знАмение
знАчимость
знАчимый
И
Издавна
Иконопись
Иксы
Искоса
Искра знания и искрА зажигания
Исстари
Исстари
игУмен
идеОлог
иерОглиф
изОгнутый
избалОванный
избаловАть
издрЕвле
изобретЕние
импЕрский
инАче
инсУльт
инстИнкт
исключИт
искривИться
исчЕрпать
К
кАмбала
кАшлянуть
кОнусы,кОнусов
кУхонный
кУхонный
каталОг
каталОг
каучУк
квартАл
квартАл
кедрОвый
киломЕтр
киломЕтр
кладовАя
клАла
клЕить
клЕить
коклЮш
корЫсть
корЫсть
кормЯщий
крАлась
крАны
красИвее
красИвейший
кремЕнь
кремЕнь
кренИтся
крепИтся
кровоточАщий
Л
лЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч.
лгалА
лилА
лилАсь
ловкА
ломОта
ломОть
лубОчный
М
мАркЕтинг (допустимы оба ударения)
мЕльком
мЕстностей род.п. мн.ч
магазИн
мастерскИ
медикамЕнты
метонИмия
мозаИчный
молОх
молЯщий
монолОг
мусоропровОд
мусоропровОд
Н
нАвзничь
нАискось
нАчал
нАчали
нАчатые-убрать
нАчатый
нЕдруг
нЕнависть
нЕнецкий
нОвости,новостЕй
нОгтя, род.п ед.ч.
наОтмашь
навЕрх
навралА
наговОр
надОлго
наделИт
надорвалАсь
нажИвший
нажИлся-убрать
нажитА
назвалАсь
назлО
накренИт
налИвший
налилА
налитА
намЕрение
намЕрение
нанЯвшийся
нарОст
нарОст
нарвалА
насорИт
начАв
начАвший
начАвшись
начАть
начАть
началА
недУг
незадОлго
некролОг
некролОг
ненадОлго
ненадОлго
несказАнно
нефтепровОд
низИна
низведЁн
новоприбЫвший
О
обеспЕчение
обеспЕчение
обетовАнный
обзвонИт
облегчИт
облегчИть
облегчИть
облилАсь
обнаружЕние
обнялАсь
обогналА
ободрЁн
ободрЁнный
ободрИть
ободрИть
ободрИшься
ободралА
ободренА
обострЁнный
обострИть
объезднОй
одОбренный
одолжИт
ожилА
озвУчение
озлОбить
озлОбленный
ознакОмленный
оклЕить
окружИт
опОшлят
оперИться
опломбировАть
определЁн
оптОвый
оптОвый
освЕдомить
освЕдомиться, освЕдомишься
осведомлЁнный
остриЁ
осужденА
отбылА
отдАв
отдалА
откУпорил
откУпорить
отключЁнный
отозвалА
отозвалАсь
оторвалА
Отрочество
П
пАсквиль
пЕтля
пОнял,
пОручни
пОстриг
пУстошь
пУстынь
партЕр
патриАрхия
перезвонИт
перекрОенный
перелилА
переслАла
петлЯ
пиццерИя
плЕсневеть
платО
плодоносИть
пломбировАть
поИмка
повторЁнный
повторИт
пОгнутый
поделЁнный
подзаголОвок
подОшва
поднЯв
подрОстковый
подчистУю
позвалА
позвонИт, позвонИшь
поискОвый
полилА
положИл
положИть
полтергЕйст
понЯв
понЯвший
понялА
портфЕль
послАла
прИбыл
прИбыло
прИкус
прИнял
прИняли
прИнятый
приручЁнный
предвосхИтить
премировАть
прибЫв
прибылА
приговОр
придАное
призЫв
принУдить
принУдить
принЯть
приручЁнный
прогИб
прожИвший
прозорлИва
проторЁнный
процЕнт
процЕнт
псевдонИм
пулОвер
пургА
Р
рАджа
рАпорт
рОвненько
рОзги
развитОй
ракУшка
рвалА
С
сЕтчатый
сОгнутый
сОгнутый
сОздало
сабО
свЁкла
свЁкла
сверлИт
сверлИшь
сегмЕнт
сирОты
слИвовый
снялА
снятА
созЫв
созЫв
создАвший
создАл
создалА
создалА
созданА
сорИт
сосредотОчение
срЕдства,им.п.мн.ч.
срЕдствами
стАтуя
стенА. Во множественном – стЕны. В творительном падеже – со стенОй и со стЕнами.
столЯр
Т
тАинство
тОртов
тОрты
тОтчас
тУфля
табУ
тамОжня
танцОвщица
твОрОг (двойное ударение)
тигрОвый
толИка
тошнотА
трУбчатый
У
убралА
убыстрИть
углубИть
углубИть
уговОр
узаконЕние
украИнский
укрепИт
умЕрший
Ф
факсИмиле
фенОмен (необычное явление)
феномЕн (выдающийся человек)
фетИш
Х
Ц
цЕнтнер
цемЕнт
Ч
чЕрпать
Ш
шАрфы
Щ
щЁлкать
щИколотка
щавЕль
щемИт
Э
экспЕрт
Экскурс
электропрОвод (провод=проволока – прОвод, а то, что провод=проводит какое-либо вещество – провОд)
Я
языкОвая колбаса, языковАя система
Задание 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:НЕВЕРНОвыделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
молЯщий дефИс осведомИшься
заселенА
бралАсь
Ответ: осведомишься
Класс:
11
Категория:
ЕГЭ по Русскому языку
Страниц:
366
Формат:
html
Автор:
И.П. Цыбулько
Год:
2021
Язык учебника:
Русский