Мини сочинение на тему заседание генеральных штатов

Содержание:

Генера́льные шта́ты во Франции (фр. États Généraux) — во Франции, высшее сословно-представительское учреждение в 1302—1789 гг., имевшее характер совещательного органа. Генеральные штаты созывались королем в критические моменты французской истории и должны были обеспечить королевской воле поддержку общества. В своем классическом виде французские Генеральные штаты состояли из трех палат: представителей дворянства, духовенства и третьего, податного сословия. Каждое сословие заседало в Генеральных штатах отдельно и выносило особое мнение по обсуждаемому вопросу. Чаще всего Генеральные штаты утверждали решения о сборе налогов.

Заседание Генеральных штатов

Только король мог дать звание дворянина, и делал он это не столько за деньги, сколько награждая за службу. Дворянство и горожане были очень далеки друг от друга, и не случайно горожане чаще предпочитали договариваться с королем.

Отсутствие союза между дворянами и горожанами отразилось на устройстве Генеральных штатов. В отличие от парламента они делились на три палаты (по количеству сословий). В первой заседали высшие церковники — архиепископы, епископы, аббаты. Во второй — представители дворянства. Третью палату составляли посланцы городов.

Рознь сословий в Генеральных штатах лишала их того влияния, какое приобрел английский парламент. Генеральные штаты созывались нерегулярно, они не могли утверждать законы.

Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Каждое сословие заседало в Генеральных штатах отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителей).

Период Столетней войны

Предшественниками французских Генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета с привлечением городских верхов, а также ассамблеи представителей от различных сословий в провинциях, положившие начало провинциальным штатам. Появление института Генеральных штатов было обусловлено ситуацией, сложившейся после создания Французского централизованного государства. В состав государства помимо королевского домена вошли обширные земли светских и духовных феодалов, а также города, обладавшие многочисленными и традиционными вольностями и правами. При всей своей власти король еще не имел достаточно прав и авторитета для единоличного принятия решений, затрагивающих эти традиционные вольности. Кроме того, еще неокрепшая королевская власть по целому ряду вопросов, в том числе и внешнеполитических, нуждалась в зримой поддержке всего французского общества.

Первые Генеральные штаты общенационального масштаба были созваны в апреле 1302, во время конфликта Филиппа IV Красивого с папой Бонифацием VIII. Это собрание отвергло претензии римского папы на роль верховного арбитра, заявив, что король в светских делах зависит только от Бога. В 1308, готовя расправу над тамплиерами, король вновь счел нужным опереться на поддержку Генеральных штатов. 1 августа 1314 Филипп IV Красивый созвал Генеральные штаты для утверждения решения о сборе налогов для финансирования военного похода во Фландрию. Тогда дворянство сделало попытку объединения с горожанами для отпора чрезмерным денежным запросам короля.

Вражда горожан с дворянами, разобщенность городов не позволили Генеральным штатам добиться расширения своих прав, подобно английскому парламенту. Более того, к середине 15 века большая часть французского общества была согласна с тем, что король имеет право вводить новые налоги и сборы не спрашивая разрешения Генеральных штатов. Повсеместное введение тальи (постоянного прямого налога) обеспечило казну твердым источником доходов и избавило королей от необходимости согласовывать финансовую политику с представителями сословий. Карл VII не преминул этим воспользоваться. Укрепившись на троне, он, с 1439 до самого конца своего царствования в 1461, ни разу не собирал Генеральные штаты.

В годы Гугенотских войн

Потеряв право вотировать налоги, Генеральные штаты теряют реальное политическое значение, и вступают в пору упадка. За годы своего правления король Людовик XI Валуа собрал Генеральный штаты единственный раз в 1467 и то лишь затем, чтобы получить формальные полномочия принимать любые решения во благо Франции без созыва Генеральных штатов. В 1484 штаты были созваны по причине малолетства короля Карла VIII Валуа. Они интересны тем, что впервые в составе депутатов третьего сословия было представлено не только городское, но и сельское податное население. Эти Генеральные штаты приняли ряд решений о контроле королевской власти, но все они остались благими пожеланиями. В дальнейшем Карл VIII до конца своего правления ни разу не созывал Генеральных штатов.

С конца 15 века во Франции окончательно складывается строй абсолютной монархии, и сама мысль об ограничении прерогатив королевской власти становится кощунственной. Соответственно институт Генеральных штатов пришел в полный упадок. Людовик XII Валуа собирал их единственный раз в 1506, Франциск I Валуа — вообще ни разу, Генрих II Валуа — тоже один раз в 1548, и то многих депутатов назначал своей волей.

Значение Генеральных штатов вновь возрастает в годы Гугенотских войн. И ослабшая королевская власть, и оба враждебных религиозных лагеря, и сами сословия были заинтересованы использовать авторитет штатов в своих интересах. Но раскол в стране был настолько глубок, что не позволял собрать состав депутатов, решения которых были бы легитимны для враждующих сторон. Тем не менее, канцлер Лопиталь в 1560 собирает Генеральные штаты в Орлеане. В следующем году они продолжили свою работу в Понтуазе, но без депутатов от духовенства, которые заседали отдельно в Пуасси на религиозном диспуте католиков с гугенотами. В результате работы депутатов был выработан «орлеанский ордонанс», опираясь на который Лопиталь пытался начать реформы во Франции. В целом депутаты высказались за превращение Генеральных штатов в постоянный орган государственной власти, надзирающий за деятельностью короля.

Господство абсолютизма

Приход к власти Генриха IV был во многом результатом компромисса между враждующими слоями французского общества. Занимавшие в годы Гугенотских войн откровенно прокатолическую позицию, Генеральные штаты в новой политической ситуации оказались не у дел. Генрих IV правил как абсолютный монарх. Лишь в начале своего царствования он созвал собрание нотаблей, депутатов которых назначил сам. Нотабли утвердили налоги на три года вперед и позднее просили короля править самостоятельно.

В период малолетства короля Людовика XIII Бурбона, в 1614 состоялись предпоследние в истории Франции Генеральные штаты. Они выявили серьезные противоречия между интересами третьего сословия и высшими классами. Представители духовенства и дворянства настаивали на освобождении от налогов, предоставлении новых и закрепления старых привилегий, то есть отстаивали не общегосударственные, а узкосословные интересы. Они отказывались видеть в депутатах третьего сословия равных партнеров, относясь к ним как к слугам. Униженное положение третьего сословия поддерживалось и двором. Если дворяне и духовенство могли в присутствии короля сидеть в шляпах, то представители третьего сословия обязаны были стоять перед монархом на коленях и с непокрытой головой. Жалобы третьего сословия на тяжесть податей, правовую незащищенность не находили понимания. В результате штаты не приняли ни одного весомого решения. Единственное о чем могли договориться сословия — пожелание королю собирать Генеральные штаты раз в десять лет. В начале 1615 штаты были распущены

В 1617 и в 1626 созывались собрания нотаблей, а в дальнейшем вплоть до Великой французской революции государство обходилось без общенационального представительского учреждения. Тем не менее на местах продолжали действовать представительские институты — провинциальные штаты и парламенты, хотя и не во всех провинциях. Да и сама идея Генеральных штатов не была забыта и была реанимирована в условиях глубокого кризиса королевской власти в конце 18 века.

Лишь острейший политический кризис заставил короля Людовика XVI Бурбона пойти на созыв новых Генеральных штатов. Они начали свою работу 5 мая 1789. А уже 17 июня депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, ответственным за формирование законодательной власти в стране. По просьбе короля Людовика XVI Бурбона к Национальному собранию присоединились и депутаты от дворянства и духовенства. 9 июля 1789 Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием с целью выработки новых законодательных основ французского государства. С деятельностью Генеральных штатов 1789 года тесно связаны события первого этапа Великой Французской революции.

В последующей истории Франции название Генеральных штатов принимали некоторые представительские собрания, которые рассматривали актуальные проблемы и выражали широкое общественное мнение (например, ассамблея Генеральных штатов за всеобщее разоружение в мае 1963).

СПИСОК ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ССЫЛОК

  • Введение в юридическую профессию
  • Юридическая профессия, юридическое образование и юридическое сообщество.
  • Правовое положение населения в период республики в Древнем Риме
  • История становления и развития профессии юриста и юридического образования (Юридическое образование)
  • Россия в 90-е годы XX в
  • Введение в юридическую профессию. Профессиональная этика юриста
  • Международные правовые акты, регулирующие отношения в сфере труда
  • Виды дисциплинарной ответственности работника (Факультет: юриспруденция)
  • Функции и задачи Федеральной инспекции труда
  • Программа социальной защиты и правовая база.
  • Программа социальной защиты и правовая база
  • Введение в юридическую профессию (Справочные правовые системы в Российской Федерации)

Обновлено: 10.03.2023

Королевский двор Франции, несмотря на недовольство жителей страны своими правами, а также, невзирая на хозяйственный и экономический кризис, продолжал тратить деньги на роскош­ные пиры и балы. Поскольку казна уже давно была пуста, король на­брал у банкиров в долг 4,5 миллиарда ливров (золотых монет). Отдавать долги было нечем, так как в условиях упадка хозяйства страны нало­гов было собрано очень мало. Перед угрозой банкротства король был вынужден созвать Генеральные штаты. В выборах участвовали все мужчины с 25 лет, имеющие какую-либо собственность (землю, дом, мастерскую).

Людовик XVI надеялся получить от Генеральных штатов новые налоги. Однако его подданные, избирая весной 1789 года своих представителей, давали им совсем иные наказы. Крестьяне просили избранных ими людей добиться отмены феодальных повинностей и снижения налогов. Буржуазия требовала отменить сословное деление, снять ограничения на предпринимательство, допустить подданных к выработке законов и принятию правительственных решений.

Генеральные штаты приступили к работе 5 мая 1789 года в Версаль­ском дворце под Парижем, в зале для игры в мяч. Справа и слева от ко­ролевского кресла сверкали золотыми украшениями и дорогими одея­ниями 270 депутатов от дворянства и 291 — от духовенства. В задней части зала разместились 578 представителей от третьего сословия, одетых в строгие черные костюмы. В основном это были юристы, уче­ные, хорошо образованные предприниматели. Среди них выделялся граф Мирабо.

Граф Мирабо

Побывав в Швейцарии, Голландии, Англии и Германии, Мирабо всюду изучал государственное устрой­ство и написал несколько политических исследова­ний. Дворяне не признава­ли его своим из-за того, что он несколько раз попадал в тюрьму. Сам Мирабо яростно обличал сослов­ное неравенство, требуя уравнения сословий. Он обладал умением произно­сить пламенные речи и рас­полагать к себе слушате­лей. Вернувшись во Фран­цию, Мирабо был выбран депутатом от третьего со­словия.

Французские Генеральные штаты — одна из ветвей власти, в которой были представлены три сословия. Это духовенство, дворяне и так называемое третье сословие, которое было единственным, кто платил налоги. Собирались они весьма нерегулярно, по необходимости, в связи с определенными событиями в стране и за рубежом. Подробнее об этом учреждении, его целях, связанных с ним интересных фактах, о том, когда произошел созыв первых Генеральных штатов во Франции, будет рассказано в сегодняшнем обзоре.

Условия появления

Революционные события

Рассмотрим события, которые предшествовали созыву первых Генеральных штатов и в большой мере явились предпосылками создания этого властного института. У штатов были предшественники в виде расширенных заседаний королевского совета, куда привлекались городские верхи, и собраний представителей сословий в провинциях, которые положили начало провинциальным органам.

Появление первых Генеральных штатов во Франции было связано с ситуацией, которая сложилась после образования во Франции централизованного государства, которое нуждалось в укреплении. В это время наблюдался рост городов, обострение социальных противоречий и борьбы классов, окончательно пока не были отвоеваны права феодалов-сеньоров, городских корпораций, католической церкви.

Королевской власти приходилось постепенно ломать существующую политическую структуру, в процессе чего ей были необходимы дополнительные средства для борьбы с мощной оппозицией, которую составляла феодальная олигархия. Поэтому именно в конце XIII – начале XIV века оформляется союз короля и участников различных общественных групп, среди которых было и третье сословие. Хотя и далеко не прочный, построенный на компромиссе.

Причины созыва

Филипп Красивый

Выражением этого политического компромисса, где у каждой из сторон были свои специфические интересы, явились Генеральные штаты, а также и штаты провинций. Формирование этих институтов явилось началом трансформации французского государства из феодальной в сословно-представительную монархию.

  1. Неудачи в войне с Фландрией.
  2. Большие трудности в экономическом развитии страны.
  3. Конфликт короля с Бонифацием VIII, римским папой.

Если быть до конца точными, то указанные события были, скорее, поводами, а истинная причина – это описанные выше предпосылки к созданию сословно-представительного учреждения общенационального масштаба, объясняющиеся объективными закономерностями развития французского монархического государства.

На первом съезде Генеральных штатов претензии папы римского на роль высшего арбитра в светских делах были отвергнуты. Здесь было заявлено, что в этой области король может зависеть только от самого Бога. Каковы же были функции и структура этого органа?

Структура и функции

Налоговое бремя. Карикатура

По своей сути Генеральные штаты были органом совещательным, который созывался по инициативе короля в те моменты, которые были критическими для правительства, с целью оказания ему помощи. При этом главной их функцией являлось вотирование налогообложения, то есть в них проводилось голосование по вопросам о том, какие налоги могут вводиться в государстве.

Генеральные штаты – это орган, в котором заседали представители имущих слоев французского королевства. В его состав входили три сословия:

  1. Представители духовенства.
  2. Делегаты от дворян.
  3. Посланники от населения городов.

Под духовенством во вновь созданном парламенте подразумевались высшие его чины, такие как:

  • Архиепископство.
  • Епископство.
  • Аббатство.

Что касается дворян, то на первом этапе в штатах были представители крупных и средних феодалов, а делегаты от мелкого дворянства появились несколько позже.

Третье сословие в парламенте состояло из депутатов:

  • церквей;
  • монастырей;
  • верхушки горожан – от двух до трех депутатов от каждого города.

В него входили юристы, состав которых был приблизительно равен 1/7 части от всех Генеральных штатов.

Дальше перейдем к вопросу о том, каким образом проходили заседания.

Порядок проведения заседаний

Генеральные штаты в Версале 05.05.1789

Каждое из сословий заседало совершенно отдельно от двух других. Совместные заседания проводились всего лишь в двух случаях – в 1468 и 1484 годах. Если в позиции сословий были разногласия, то голосование проводили по сословиям. У каждого имелся только один голос, вне зависимости от того, сколько в нем присутствовало представителей. В таких случаях два первых сословия, как правило, имели перевес над третьим.

Депутаты в парламент выбирались в бальяжах и сенешальствах. Бальяжами во Франции назывались административные округа, которые были введены при короле Филиппе II Августе, правившем в период с 1180 по 1223 годы. Тогда все владения короля были разделены на 20 бальяжей. Сенешальствами назывались округа на юге Франции.

Периодичность созыва Генеральных штатов во Франции не устанавливалась. Этот вопрос решал король, руководствуясь политическими соображениями и другими обстоятельствами. Также он определял продолжительность проведения заседаний и вопросы для обсуждения. Далее рассмотрим, какими они были.

Вопросы для рассмотрения

Споры на заседании

Как уже говорилось выше, король приступал к созыву Генеральных штатов, когда ему была нужна поддержка сословий по различным поводам. В качестве примеров можно привести обсуждение таких вопросов, как:

Однако самой частой из причин являлась нужда короля в денежных средствах. При этом он апеллировал к сословиям, выражая либо просьбу об оказании финансовой помощи, либо санкцию на взимание налога, которая действовала в рамках одного года.

Усиление роли

Усиление значения Генеральных штатов произошло в период Столетней войны, длившейся с 1337 по 1453 год. В тот момент королевская власть испытывала особую нужду в финансах.

Вскоре они стали претендовать на активную роль в управлении государством в период, когда в XIV веке вспыхивали восстания – Парижское 1357–1358 годов и Жакерия в 1358 году.

Причиной того, что у Генеральных штатов не получилось добиться прав, которые смог завоевать парламент Англии, явилось отсутствие договоренности как между городами, так и между сословиями, иногда перераставшее во вражду.

Конфликт с королевской властью

Карикатура на третье сословие

Один из самых острых конфликтов с властью случился в 1357 году, когда в Париже вспыхнуло восстание горожан, а французский король Иоанн оказался в плену у англичан.

Тогда в работе Генеральных штатов в основном принимали участие делегаты от третьего сословия. Ими была выдвинута программа реформ, которой дали название Великого мартовского ордонанса. Взамен того, чтобы предоставлять субсидии королевской власти, они выдвинули требование о том, чтобы денежные средства собирались и расходовались непосредственно представителями штатов. А для этого им нужно было собираться три раза в год и без указания короля.

В связи с этим произошло избрание генеральных реформаторов, которым были даны полномочия по контролю работы королевской администрации, отстранению провинившихся чиновников и их наказанию, вплоть до лишения жизни. Но попытка Генеральных штатов присвоить себе финансовые, контрольные, законодательные полномочия потерпела фиаско. После того как восстания были подавлены, выдвинутые требования, обозначенные в указанном ордонансе, были отвергнуты королевской властью.

Дальнейшая судьба

Карикатура на сословия

Начиная с 1614 и до 1789 года не было ни одного собрания штатов. Его заседание состоялось лишь в экстраординарных условиях – когда произошел острый политический кризис, вылившийся в Великую французскую революцию. Именно в такой момент король вновь созвал Генеральные штаты — 5 мая 1789 года. А уже 17 июня 1789 года делегаты третьего сословия провозгласили себя Национальным собранием. Затем 9 июля 1789 года оно объявило себя Учредительным – высшим законодательным и представительным органом новой революционной Франции.

В политической истории западноевропейских стран в науке выделяется период сословно-представительной монархии. Его суть состоит в правлении государей с опорой на выборные представительные сословные органы власти. Генеральные штаты во Франции были таким собранием.

Предыстория образования

первые генеральные штаты

Французские короли при решении разных вопросов периодически собирали совет из представителей знати, духовенства и других приближенных и людей, по своему положению и знаниям полезных при обсуждении дел. В науке традиционно считается, что первые генеральные штаты во Франции были созваны в 1302 году в связи с противостоянием короля Филиппа IV (1285–1314) и римского папы Бонифация VIII.

Название генеральных штатов по-французски означает все сословия. В конце XIII века Филипп IV издал указ об обложении налогом представителей духовенства. Бонифаций VIII издал буллу против этого постановления. Тогда Филипп IV по совету легистов (законоведов) принял закон о запрете вывоза из Франции драгоценных металлов, в том числе и представителям духовенства. Римский папа решил собрать собор для обсуждения поведения Филиппа IV. Обычно предполагается, что его хотели отлучить от римской церкви. Тогда в 1302 году король созвал генеральные штаты. Это было собрание, похожее на прежние совещания при королях. На нем были представители знати, духовенства, на этот раз здесь были и представители городов (третьего сословия). Знать и города поддержали Филиппа IV.

Зачем понадобились генеральные штаты?

Период сословно-представительной монархии следует за временем политической феодальной раздробленности. В борьбе с ней центральная власть опиралась на заинтересованные в преодолении раздробленности силы. Не очень богатые представители знати хотели укрепления власти государей. Это обычно приводило к увеличению новых мест для их службы. Духовенство всегда выступало за внутренний порядок и тишину. Города были заинтересованы в соблюдении нужных для ремесленного и мануфактурного производства и для внутренней и внешней торговли законов и порядка. В сохранении феодальной раздробленности могли быть заинтересованы только крупные богатые феодалы, располагавшие значительными земельными владениями.

После первых генеральных штатов 1302 года до середины XV века генеральные штаты часто собирались королями для проведения нужных решений. В случае борьбы с крупными феодалами они помогали государям. В науке считается, что сословные представительные органы способствовали преодолению феодальной раздробленности и политической централизации государства.

При этом генеральные штаты в определенных ситуациях расширяли свое влияние. Это было заметно в течение Столетней войны между Францией и Англией 1337–1453 годов. В ходе парижского восстания 1357–1358 годов генеральные штаты приняли великий мартовский ордонанс, по которому расширялось их влияние. После восстания ордонанс не получил применения. С этого времени генеральные штаты созывались все реже.

Структура и функции органа

первый созыв генеральных штатов

Сначала на первые генеральные штаты посылались приглашения определенным представителям знати и духовенства, а иногда и представителям городов (часто это были чиновники). Однако уже в первое время их созыва города выбирали своих представителей (часто ими оказывались работники администрации или богатые горожане). В первое время часто их назначал городской совет. Впоследствии выборы были и у других сословий. Принцип выборности утверждался постепенно и в целом оформился к концу XV века.

Генеральные штаты имели совещательные функции. Их решения не имели обязательной законодательной силы. В науке указывается, что во Франции существовали противоречия между сословиями, в частности, между городами и знатью. В результате они не объединялись для расширения своего влияния и получения генеральными штатами более прочных политических позиций.

Иногда генеральные штаты собирались отдельно в южных провинциях и отдельно в северных. Также существовали собрания представителей сословий на местном уровне в определенных землях. При этом не было строгого соподчинения сословных собраний между собой на местах, в более крупных провинциях и генеральных штатов. Считается, что эти обстоятельства препятствовали усилению этих органов власти.

Порядок проведения заседаний и рассматриваемые вопросы

На собраниях королем предлагались вопросы для обсуждения. Представители каждого сословия совещались между собой. Они формировали три палаты. Они имели наказы от своих избирателей, которым должны были следовать. Потом через выбранного оратора каждое сословие излагало свое мнение и подавало свой голос. Каждое сословие имело один голос независимо от числа представителей.

Генеральные штаты не стали регулярно действующим органом. Король имел прерогативу созыва генеральных штатов во Франции, определения места и времени их работы.

созыв генеральных штатов во франции

Одним из часто обсуждаемых был финансовый вопрос. В таких случаях обычно речь шла о повышении уже существующих налогов, либо о введении новых. Поскольку города обычно были достаточно состоятельны, их представители часто нужны были для согласия на выдачу денежных сумм в казну. Горожане обычно стремились добиться, чтобы знать тоже выплачивала казне налоги и иные денежные суммы.

На генеральных штатах обсуждались проекты новых законов. Особенно это относилось к постановлениям, которые вели к укреплению центральной власти и стеснению крупных феодалов. Такие законы обычно вызывали противодействие со стороны последних, поэтому их проведение подкреплялось поддержкой выборного сословного совещания.

Генеральные штаты также созывались к экстренных ситуациях внутренних кризисов, как это было в годы Столетней войны (особенно при поражениях от Англии), в годы внутренних гугенотских войн, которыми некоторые представители знати воспользовались для усиления своего влияния.

Почему генштаты были распущены?

средневековые генеральные штаты

В 1468 году генеральные штаты были последний раз созваны королем. В науке считается, что с середины XV века во Франции все сильнее начинает утверждаться новый политический строй, получивший название абсолютизм. При нем короли сосредоточили у себя практически всю власть. К этому времени центральная власть достаточно укрепилась, феодальная раздробленность была в значительной степени преодолена. Поэтому прежние причины, по которым созывались генеральные штаты, ослабили свое влияние. События парижского восстания показали, что это собрание в определенных условиях стремилось к расширению своего влияния.

Генеральные штаты стали опять созываться с середины XVI до начала XVII века. Теперь они созывались представителями знати в условиях так называемых в науке гугенотских войн, которые шли из-за реформации. С начала XVII века до 1789 года генеральные штаты не созывались. В 1789 году для решения многих внутренних вопросов они были собраны. Представители третьего сословия объявили себя самостоятельным органом власти национальным собранием. Это уже события великой французской революции.

В целом в науке считается, что период сословно-представительной монархии во Франции, когда средневековые генеральные штаты собирались королем для проведения нужных решений, преодоления феодальной раздробленности, укрепления центральной власти, завершился во второй половине XV века в связи с решением указанных политических задач.

5 мая 1789 г. в Версале открылись заседания Генеральных штатов. Король и депутаты от дворянства и духовенства стремились ограничить Генеральные штаты функциями совещательного органа, призванного, по их мнению, разрешить лишь частный вопрос — финансовые затруднения казны. Напротив, депутаты третьего сословия настаивали на расширении прав Генеральных; штатов, добивались превращения их в высший законодательный орган страны.

Открытие Генеральных штатов. Гравюра И. С. Гельмана по рисунку Ш. Монне.

Открытие Генеральных штатов. Гравюра И. С. Гельмана по рисунку Ш. Монне.

В течение месяца с лишним длились бесплодные пререкания о порядке ведения заседаний — посословно (что дало бы перевес дворянству и духовенству) или совместно (что обеспечило бы руководящую роль депутатам третьего сословия, располагавшим половиной всех мандатов).

17 июня собрание депутатов третьего сословия решилось на смелый акт: оно провозгласило себя Национальным собрaнием, пригласив остальных депутатов присоединиться к ним. 20 июня в ответ на попытку правительства сорвать очередное заседание Национального собрания депутаты третьего сословия, собравшись в здании манежа (в зале для игры в мяч), дали клятву не расходиться, пока не будет выработана конституция.

Клятва в зале для игры в мяч. Гравюра П. Н. Герена по рисунку Ж. М. Моро.

Клятва в зале для игры в мяч. Гравюра П. Н. Герена по рисунку Ж. М. Моро.

Три дня спустя по распоряжению короля было созвано заседание Генеральных штатов, на котором король предложил депутатам разделиться по сословиям и заседать порознь. Но депутаты третьего сословия не подчинились этому приказу, продолжали свои заседания и привлекли на свою сторону часть депутатов других сословий, в том числе группу влиятельных представителей либерального дворянства. 9 июля Национальное собрание объявило себя Учредительным собранием — высшим представительным и законодательным органом французского народа, призванным выработать для него основные законы.

Король и поддерживавшие его приверженцы феодально-абсолютистского строя не хотели мириться с решениями Национального собрания. В Париж и Версаль стягивались верные королю войска. Королевский двор подготовлял разгон Собрания. 11 июля Людовик XVI дал отставку Неккеру и предписал ему покинуть столицу.

Читайте также:

      

  • Сочинение моя родина осетия
  •   

  • Сочинение а счастье всюду бунин
  •   

  • Составьте с ними предложения так чтобы потом их можно было использовать в сочинение по картине
  •   

  • Сочинение на тему чему учит сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
  •   

  • Сочинение о стивене хокинге

Реферат: Генеральные штаты Франция

Генера́льные шта́ты во Франции (фр. États Généraux ) — высшее сословно-представительское учреждение в 1302—1789 годах.

Возникновение Генеральных штатов было связано с ростом городов, обострением социальных противоречий и классовой борьбы, что вызывало необходимость укрепления феодального государства.

Предшественниками Генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий (положившие начало провинциальным штатам). Первые Генеральные штаты были созваны в 1302 году, в период конфликта Филиппа IV с папой Бонифацием VIII.

Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Основной их функцией было квотирование налогов. Каждое сословие — дворянство, духовенство, третье сословие — заседало в Генеральных штатах отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителей). Третье сословие было представлено верхушкой горожан.

Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны 1337—1453, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. В период народных восстаний XIV века (Парижское восстание 1357—1358, Жакерия 1358) Генеральные штаты претендовали на активное участие в управлении страной (подобные требования выразили Генеральные штаты 1357 года в «Великом мартовском ордонансе»). Однако отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки французскими Генеральными штатами добиться прав, которые сумел завоевать английский парламент.

В конце XIV века Генеральные штаты созывались всё реже и часто заменялись собраниями нотаблей. С конца XV века институт Генеральных штатов пришёл в упадок в связи с начавшимся развитием абсолютизма, в течение 1484—1560 годов они вообще не созывались (известное оживление их деятельности наблюдалось в период Религиозных войн — Генеральные штаты созывались в 1560, 1576, 1588, и 1593 годах).

С 1614 до 1789 годы Генеральные штаты снова ни разу не собирались. Лишь 5 мая 1789 года в условиях острого политического кризиса накануне Великой французской революции король созвал Генеральные штаты. 17 июня 1789 года депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, 9 июля Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием, ставшим высшим представительным и законодательным органом революционной Франции.

В XX веке название Генеральные штаты принимали некоторые представительские собрания, рассматривающие актуальные политические вопросы и выражающие широкое общественное мнение (например, ассамблея Генеральных штатов за разоружение, май 1963 года).

Литература

· Хачатурян Н.А. Возникновение Генеральных Штатов во Франции. — М.: 1976.

Источник: ru.wikipedia.org/wiki/Генеральные_штаты_(Франция)


    Реферат по истории

    Поэр, Ален

    19 Июня 2015

    Реферат по истории

    Мукденский конгресс

    18 Июня 2015

    Реферат по истории

    Галактионов, Алексей Петрович

    18 Июня 2015

    Реферат по истории

    Союз африканского народа Зимбабве

    18 Июня 2015



Первый созыв Генеральных штатов во Франции


Первый созыв Генеральных штатов во Франции

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 80.

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 80.

Первый созыв Генеральных Штатов во Франции относится к правлению короля Филиппа IV Красивого, который занимал трон с 1285 по 1314 год. Таким необычным термином тогда называли высшее сословно-представительной учреждение. Его появление связано с усилением городов.

Созыв 1302 года

Французское королевство в 1302 году было феодальном, в нем происходил ряд важных процессов, например, рост городского населения и одновременно обострение социальных противоречий.

Филипп IV Красивый

Рис. 1. Филипп IV Красивый.

До 1302 года своеобразным аналогом Генеральных Штатов являлись расширенные заседания королевского совета, на которые привлекали представителей городской верхушки, а также ассамблеи сословий провинциального уровня. 1302 года произошел конфликт между Филиппом IV Красивым и папой римским Бонифацием VIII. В конце XIII века французский король остро нуждался в деньгах, поэтому отверг папскую буллу (указ) о запрете выплати податей мирянам со стороны духовенства. Король в ответ на нее запретил вывоз из Франции золота и серебра.

Папа потерял часть своих доходов и обвинил короля в посягательстве на духовную власть. Дело в том, что в Западной Европе власть папства в тот период была по статусу выше светской власти королей. Со своей стороны король в апреле 1302 года созвал Генеральные штаты. В них пошли представители трех сословий – горожане, духовенство, дворянство.

Поддержку Филиппу IV выразили дворяне и городское сословие. Они в большей степени были лояльны королю, а не папству. Французское духовенство отказалось посещать папский собор в Риме.

В ходе противостояния внезапно скончался папа Бонифаций VIII, а вскоре и следующий понтифик – Бенедикт XI. В 1304 году папский престол занял француз Климент V. Спустя 5 лет он перенес свою резиденцию в город Авиньон на юге Франции и период до 1378 года вошел в историю под названием “Авиньонское пленение пап”.

Франции в XIV веке

Рис. 2. Франции в XIV веке.

Генеральные штаты в XIV веке

Они не были постоянным органом. Короли созывали их в сложные для себя моменты. Каждое сословие заседало отдельно от других и имело один голос. Так называемое “третье сословие” представляла верхушка горожан. Основной их функцией следует считать вотирование налогов.

Они не смогли добиться себе прав аналогичных парламенту в Англии. Этому мешали противоречия между представителями разных городов с одной стороны и дворянством с другой.

Во время Жакерии, то есть восстания 1357 года, Генеральные Штаты даже составили план реформ французского королевства – Великий мартовский ордонанс. Однако, после подавления восстания, роль сословно-представительного органа в управлении стала снижаться.

Генеральные штаты 1789

Рис. 3. Генеральные штаты 1789.

Заключение

Что мы узнали?

Дата созыва Генеральных Штатов во Франции – 1302 год. Это событие связано с конфликтом королевской власти и папства. Создание Генеральных Штатов стало началом сословно-представительной монархии.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 80.


А какая ваша оценка?

Генеральные штаты во Франции: оценка исторического значения

Введение

XIV—XV вв. в европейской истории ознаменовались началом перехода от феодальной раздробленности к крупным, преимущественно однонациональным государствам. Одновременно происходило становление сословного строя, складывалась система сословного представительства. Историческая прогрессивность возникновения крупных национальных государств была отнюдь не очевидна современникам. Тем не менее их формирование оказало огромное влияние на все сферы общественной жизни, заложило условия последующего прогресса в развитие торговли, производства, науки и техники.

Первые крупные национальные государства, объединенные властью единого монарха, сложились во Франции, Англии и Испании. Пути преодоления феодальной раздробленности в них различались. В то же время в каждой из этих стран проявились и некоторые сходные черты социально-экономического и общественно-политического развития.

В конце13- нач.14 вв.в политической истории Франции был ознаменован оформлением сословной монархии, или феодальной монархии с сословным представительством. Основанием становления сильного государства служил процесс централизации страны и дальнейшего усиления королевской власти. Остановимся на этом подробнее.

Целью данной работы является проследить  процесс оформления феодальной монархии наряду с образованием  сословно-представительного органа  — Генеральных штатов и дать оценку его роли в истории Франции.

При подготовке работы были поставлены следующие задачи:

1.     Выделить предпосылки усиления королевской власти и централизации земель во Франции.

2.     Рассмотреть конфликт Филиппа 4 Красивого с папством.

3.     Охарактеризовать процесс  создания первых Генеральных штатов и описать их структуру.

4.     Отметить историческое значение созыва Генеральных штатов.

Глава 1. Усиление королевской власти и централизация земель во Франции

Важнейшей предпосылкой усиления центральной власти было расширение доменов — земельных владений, принадлежащих лично королю. Это позволяло ему получать значительные доходы и содержать большую армию, что уменьшало степень зависимости королевского двора от крупнейших феодалов, обеспечивало возможность принуждения их к выполнению вассальных обязательств и повиновению.

Рост королевских владений происходил за счет династических браков, конфискации земель по обвинению их владельцев в ереси или нарушении вассальной присяги.

После борьбы с так называемой альбигойской ересью, по лучившей распространение на юге Франции, Людовик VIII присоединил в 1229 г. к своим владениям графство Тулуза. В 1312 I г. по настоянию короля Франции Филиппа IV был распущен орден тамплиеров, обвиненный в ереси. Его земли и имущество также перешли к короне.

 Определенную роль в централизации земель сыграла «черная смерть» — эпидемия чумы, обрушившаяся на Европу в XIII — XIV вв. Численность ее населения сократилась на треть (в отдельных районах — даже наполовину). Многие земли лишились хозяев, опустели и  перестали обрабатываться. Это также содействовало их перераспределению в пользу центральной власти. Во Франции королевский домен в начале XIV века составлял уже 3/4 территории страны.

Постепенно сложилась новая система управления расширявшимися королевскими землями. Прекратилась практика их передачи подданным королей «за службу». Был принят принцип неотчуждаемости домена, т. е. королевские владения не могли быть разделены между несколькими наследниками монарха. Началось формирование прослойки администраторов, чиновников, судей, состоящих на службе у короля (далеко не все они были выходцами из среды аристократии), получающих за выполнение своих обязанностей оплату. Впоследствии они составили костяк аппарата государственного управления, не связанного с феодальной знатью и преданного лично монарху.

Значительно усложнились социальные отношения в обществе. С ростом городов, ремесленного производства и торговли возникли купеческие гильдии и цеха, объединяющие ремесленников по профессиональному признаку. С развитием мастерства увеличивалось число цехов. В Париже с XIII по XIV в. их количество возросло со 100 до 350.

Основной целью создания цехов были взаимная поддержка, защита общих интересов, производственных секретов, борьба с конкурентами. Уставы цехов, например, разрешали заниматься соответствующими видами ремесла только их членам. Они определяли размеры оплаты труда подмастерьев, количество выпускаемой продукции, время работы. Порядок торговли также жестко регламентировался гильдиями. Внутри цехов и купеческих гильдий одного города конкуренция исключалась, они действовали согласованно. Верхушка купцов и цеховые мастера стали оказывать решающее влияние на управление городами.

Рост богатства городов, организованности горожан привели к обострению противостояния между ними и феодалами, которые пытались сохранить свою власть и, главное, возможность облагать горожан повышенными налогами. Короли в данной ситуации выступали арбитрами в возникавших конфликтах, увеличивая свое влияние. Однако нередко интересы горожан толкали их на противостояние  королевской власти.

В 1302 г. жители города Брюгге (Фландрия) разгромили французский гарнизон. Городское ополчение в битве при Курт-ре нанесло поражение королевской армии. В 1306 г. восстали жители Парижа, возмущенные выпуском монет с пониженным содержанием драгоценных металлов. Королю Филиппу IV пришлось искать защиты у рыцарей ордена тамплиеров, впоследствии им разгромленного.

Налоговый гнет, губительная монетная политика, дающая лишь временные облегчения для казны, в обстановке продовольственных трудностей и военные неудачи во Фландрии серьезно ухудшили положение в стране. Но было бы глубоко неверным полагать, что все сословия в этой ситуации находились в одинаковом положении. Процесс государственной централизации, будучи в целом прогрессивным, сохранял свой феодальный классовый характер. Сопровождаемый неизбежными потерями части привилегий и доходов феодалов, он тем не менее вел к укреплению государства, как орудия их классового господства, осуществлялся главным образом за счет народных масс города и деревни.

Одной из многочисленных причин обострения классовой борьбы крестьян в это время был неуклонный рост государственных налогов, которым сопровождался процесс централизации страны. Ярко выраженный классовый характер носили акции королевской власти по освобождению крепостных крестьян своего домена. Стимуляция в известной мере процесс личного освобождения в общегосударственном масштабе, эти акции тем не менее являлись финансовой операцией, выгодной для короля и дорогостоящей для крепостных крестьян.1

Что касается обстановки в городах, то именно налоговая политика государства отчетливо выявила ту роль подчиненного, какую играли города в их союзе с королевской властью. Союз короля с городами никогда не был бескорыстным; ибо служил задачам усиления центральной власти. Кроме того, города служили для короля и источником финансовой помощи. Ухудшив налоговой политикой состояние финансовой и социальной обстановки в городах, королевская власть использовало эту обстановку для того, чтобы подчинить коммунальное управление своей власти и даже ликвидировать коммунальные вольности.

Волнения и недовольства крестьян и городского населения создавали тревожную обстановку в стране. Не случайно во всех ордонансах настойчиво повторялась мысль о том, что правительство стремится обеспечить мир и спокойствие в государстве, благо для всех подданных.

Недовольство сословий правительственной политикой приобрело общегосударственный масштаб в период борьбы с папством. Противоречия между королевской властью и духовенством Франции неизбежно перерастали рамки отношений чисто внутренних, поскольку церковь страны имело верховную «интернациональную» власть в лице Римского первосвященника. В течение трех веков Капетинги избегали борьбы с папством. Подобное поведение объяснялось слабостью королевской власти, которая в своем стремлении к усилению нуждалось в поддержке церкви, освящавшей ее авторитет.

Резкое усиление королевской власти и вызванное этим обострение противоречий ее сословиями, стали отчетливо прослеживаемые во внутренней жизни страны конца XIII — начала XIV в. красноречиво свидетельствует об исторической закономерности и неизбежности появления Генеральных штатов именно на данной стадии развития французского общества. Степень централизации страны характеризуемая определенной самостоятельностью сословий при феодализме, порождала препятствия королевской власти в ее стремлениях к высшему суверенитету. Беря на себя решения общегосударственных задач, связанных к тому же с нарушением привычных, феодальных норм взаимоотношений, королевская власть могла преодолеть эти барьеры только с согласия сословий, ибо она не располагала еще собственными силами, достаточными для реализации своей политики.

Политическая активность сословий убедительно проявилась в работе местных и провинциальных собраний, появившихся задолго до генеральных штатов, на этапе «провинциальной» централизации. Ассамблеи баронов, рыцарей и консулов в графствах Агкенэ, Керси, сеншенельствах Тулузы, Каркассона и Бонера уже известны с средины XIII в.

К концу XIII в. сформировались штаты Прованса и Фландрии. Нормальное функционирование ассамблей в таких областях как Дофине, Бигор, Бургундия, Бретань, Беарн, Аквитания, Арманьян, как и региональных штатов Лангедона, исследователи относят только к XIV–XV вв.1

Анализ социально-политического развития Франции в конце XIII–начале XIV в. не только обнаруживает закономерность появления общегосударственного органа сословного представительства, но и объясняет инициативу королевской власти в его созыве. Активность сословий в этом плане помешал сепаратизм провинций, нашедший яркое воплощение в провинциальных хартиях 1314-1315 г.

Не менее важной причиной являлось расстановка социальных сил в стране. Социальная рознь двух привилегированных сословий с горожанами, имевшая глубокие корни в особенностях социально-экономического развития французского феодального общества и усугубленная коммунальным движением, делала возможным лишь кратковременным союз между ними. Эту рознь уравновешивал традиционный, взаимовыгодный союз городов с королевской властью, не раз испытанный. В конечном счете именно этот союз восторжествовал в движении 1314-1315 гг., несмотря на чрезвычайно жестокую налоговую политику короля, союз победил именно потому, что отвечал объективным потребностям прогрессивного процесса централизации страны, мог обеспечить развитие городов и сословий горожан.

Все эти важные особенности социально-экономического и политического развития Франции во многом определяли и дальнейшую судьбу Генеральных штатов.1

Концентрация земли, богатства и власти в руках монархов нередко обеспечивалась методами насилия и принуждения. Однако все же они не были преобладающими. Центральная власть нуждалась в поддержке крупных землевладельцев, горожан и духовенства. Это способствовало возникновению органов сословного представительства (кортесов в Испании, парламента в Англии, Генеральных штатов во Франции), влияющих на политику монархов.

Возникновение сословно-представительной монархии и постепенная концентрация политической власти в руках короля не повлекли за собой сразу же создания нового аппарата государственного управления.

Центральные органы управления не подверглись существенной реорганизации. В это же время утверждается важный принцип, что король не связан мнением своих советников, а, напротив, все административные и иные властные полномочия государственных чиновников проистекают от короля. Из прежних должностей, которые превратились теперь в придворные титулы, сохранила свое значение только должность канцлера, ставшего ближайшим помощником короля. Канцлер, как и раньше, являлся главой королевской канцелярии, он составлял теперь многочисленные королевские акты, назначал на судебные должности, председательствовал в королевской курии и в совете в отсутствие короля.

Дальнейшее развитие централизации проявилось в том, что важное место в системе центрального управления занял созданный на базе королевской курии Большой совет (с 1314 по 1497 г.). В этот совет входили легисты, а также 24 представителя высшей светской и духовной знати (принцы, пэры Франции, архиепископы и т.д.). Совет собирался один раз в месяц, но его полномочия носили исключительно совещательный характер. По мере укрепления королевской власти его значение уменьшается, король чаще прибегает к созыву узкого, тайного совета, состоящего из лиц, приглашенных по его усмотрению.

Появляются и новые должности в центральном королевском аппарате, подбираемые из легистов и преданных королю незнатных дворян, — клерки, секретари, нотариусы и т.п. Эти должности не всегда имели четко обозначенные функции, не были организационно сведены в единый аппарат управления.

Прево и бальи, которые ранее были основными органами местной администрации, в XIV в. теряют ряд своих функций, в частности военную. Это связано с падением значения феодального ополчения. Многие судебные дела, которые ранее рассматривали бальи, переходят к назначаемым ими лейтенантам. С конца XV в. короли непосредственно назначают в бальяжи лейтенантов, а бальи превращаются в промежуточное и слабое административное звено.

Стремясь к централизации местного управления, короли вводят новые должности губернаторов. В некоторых случаях губернаторы, получавшие звание королевского лейтенанта, имели чисто военные функции. В других случаях они назначались в бальяж, заменяя бальи и получая более широкие полномочия: запрещать строить новые замки, не допускать частные войны и т.д.

В XIV в. появляются такие должностные лица, как генерал-лейтенанты, назначаемые обычно из принцев крови и знатного дворянства. Сначала эта должность учреждалась на короткий срок и с узкими полномочиями: освобождение от уплаты некоторых налогов, помилование и т.п. В XV в. число генерал-лейтенантов увеличилось и сроки их деятельности возросли. Обычно они управляли группой бальяжей или административным округом, который в конце XV в. стал называться провинцией.

Централизация на местах затронула и городскую жизнь. Короли часто лишали города статуса коммун, изменяли ранее изданные хартии, ограничивали права горожан. Королевская администрация начинает контролировать выборы городской администрации, подбирая угодных кандидатов. Над городами была установлена система административной опеки. Хотя в XV в. коммуны в некоторых городах были восстановлены, они полностью интегрировались в королевскую администрацию. Городская аристократия по-прежнему пользовалась ограниченным самоуправлением, но на всех важных заседаниях городских советов, как правило, председательствовал королевский чиновник.

Глава 2. Конфликт Филиппа 4 Красивого с папством

Усиление королевской власти при Филиппе IV Красивом (1285-1314 гг,) привело к конфликту с папством. Король существенно ограничил имуще твенные и судебные права церкви, потребовал уплаты налогов с церковные владений в королевскую казну.

В начале XIV века королевство Франция стало самым богатым и могущественным в средневековом мире, а его правитель Филипп IV пользовался огромным авторитетом: его покровительства искали европейские монархи, его призывали в третейские судьи в самых сложных политических ситуациях. Щупальцами своей дипломатии французский король опутал всю Западную Европу.

Филипп IV получил прозвище Красивый (современники сравнивали его с прекрасной статуей), но также и прозвища Железный и Фальшивомонетчик. Ибо он железной рукой сплотил французские земли в единое государство, создал новую королевскую администрацию, укрепил правосудие. Для этого ему пришлось увеличить налоги, начать продавать должности, уменьшить вес драгоценных металлов в монетах, что привело  к их обесцениванию и резкому скачку цен ужесточить государственную дисциплину. Филипп IV жестоко расправлялся с сеньорами, проявлявшими своеволие, и привлекал на свою сторону города. Он опирался на все сословия французского общества, но особенно отличал  третье , включавшее горожан, — нарождавшееся бюргерство. При нем’ был создан орган сословного представительства- Генеральные штаты,

Железный король одержал победу и в борьбе с папством.

 Папа Бонифаций VIII запретил светской власти взимать поборы с духовенства, а духовенству платить их без  разрешения Рима. Филипп IV расценил это как вмешательство во внутренние пни Франции. Папа готовил торжественное отлучение монарха от церкви, но на кануне назначенного для анафемы дня в папский дворец на севере Италии ворвались люди французского короля. Они грубо заявили потрясенному Бонифацию VIII, что он арестован и во Франции предстанет перед судом. Легенда утверждает, что дело дошло до рукоприкладства — один из французскских рыцарей нанес папе пощечину. Местные крестьяне, благочестивые набожные, освободили Бонифация VIII. Но униженный римский первосвященник не перенес потрясения, он утратил рассудок и вскоре умер. После этой победы по настоянию Филиппа IV папой был избран француз, и он поселился не в Риме, а на юге Франции, в городе Авиньоне.

Желая закрепить победу, Филипп IV с помощью верных ему знатоков права организовал судебный процесс против Ордена тамплиеров с обвинением его в ереси. Духовно-рыцарский Орден тамплиеров, основанный в XII для поддержки крестоносного движения, находился под особым покровительством пап. В XIII в. он перенес центр своей деятельности в Европу, где 5ладал значительной земельной собственностью, занимался ростовщический операциями. Французский король, желая ликвидировать орден, преследовал политические и экономические цели. Он хотел избавиться от независимого противника внутри страны, к тому же действующего в тесном контакте с римским папой, а также прибрать к рукам землю и казну ордена. По Франции пошли слухи, что от долгого соседства с неверными на Востоке орден заразился ересями, что жадные тамплиеры бесчестным путем скопили неслыханные богатства и что Палестина пала только из-за нерадения погрязших в грехах и роскоши рыцарей-священников.

Всем этим слухам неожиданно «поверил» Филипп IV Красивый, холодный и рассудочный политик. Недаром про короля говорили, что его коварствo и жестокость не знают пределов, но их превосходит его жадность. Очевидно, слухи о сокровищах братьев-монахов послужили главной причиной щ ареста по всей Франции в одну из ночей 1307 г. В заключении оказался и глава Ордена — великий магистр. Отвергший все обвинения, он и около полусотни тамплиеров из его ближайшего окружения погибли на костре.

Через месяц после гибели великого магистра скончался папа, через десять — неожиданно умер во цвете лет Филипп IV. По стране поползли мрачные слухи о том, что перед смертью глава разгромленного ордена успел произнести страшное проклятие, которое свело в могилу папу-француза и что еще более тяжкие бедствия ждут преемников Филиппа IV и все королевство.

Глава 3.  Возникновение и деятельность Генеральных штатов во Франции.

Еще при жизни Филипп IV Красивый, стремясь заручиться общественной поддержкой в борьбе с папством, созвал в 1302 г. Генеральные Штаты, когда папа Бонифаций 8 отлучил короля Филиппа от церкви за отказ отменить налогообложение духовенства.  Генеральные штаты  состояли из трех палат, представлявших духовенство, дворянство и горожан.

Таким образом, Генеральные штаты всегда были органом, представляющим имущие слои французского общества. В Генеральных штатах каждое сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно. Только в 1468 и 1484 гг. все три сословия проводили свои заседания совместно. Голосование обычно организовывалось по бальяжам и сенешальствам, где и избирались депутаты. Если обнаруживались различия в позиции сословий, голосование проводилось по сословиям. В этом случае каждое сословие имело один голос и в целом феодалы всегда имели перевес над третьим сословием.

Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность их заседаний также определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов для того, чтобы получить поддержку сословий по разным поводам: борьба с орденом тамплиеров (1308 год), заключение договора с Англией (1359 год), религиозные войны (1560, 1576, 1588 гг.) и т.д. Но чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года.

Генеральные штаты обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами. Они имели право вносить предложения, критиковать деятельность королевской администрации. Но поскольку существовала определенная связь между просьбами сословий и их голосованием по запрашиваемым королем субсидиям, последний в ряде случаев уступал Генеральным штатам и издавал по их просьбе соответствующий ордонанс.

Ослабляя влияние крупных феодалов, усиливая власть государства, Генеральные штаты в то же время несколько ограничивали и власть короля. Но было бы ошибкой думать, будто органы сословного представительства выражали волю всего народа. Кто же в действительности заправлял этими учреждениями? В какой мере и в чьих интересах ограничивали они власть короля?

Посмотрим, кто же заседал в парламенте и Генеральных штатах, представляя «все общество». Там собирались главным образом церковные и светские феодалы, а небольшие группы горожан состояли из богатых купцов и мастеров, владельцев домов, земель и лавок, членов городского совета, адвокатов и юристов. Городскими депутатами в течение многих лет были одни и те же богачи. Например, в XVI в. в парламенте 14 раз заседал представитель Йорка Уильям Грасс и 12 раз его сын Томас. А бедный городской люд не участвовал даже в выборах. Кроме того, в органах сословного представительства горожане занимали худшее положение, чем привилегированные сословия. Ведь дворяне и духовенство налогов не платили. И когда они соглашались ввести новый налог, их заботило лишь то, чтобы это не нанесло заметного ущерба их собственным доходам.

Горожане были податным сословием, и их депутаты должны были подтверждать свои же тяжкие обязательства! Собранные с крестьян и горожан деньги частично переходили к тем же феодалам в виде огромных пенсий, платы за службу на высших должностях в армии или государственном аппарате.

Из числа тех, с кем советовались короли, было исключено и зависимое крестьянство — наиболее угнетенная часть населения страны. Об отношении к крестьянству красноречиво рассказывает дневник, который вел депутат Генеральных штатов Жан Масслёй. Вот как он описывает одно из заседаний, где речь шла о новом налоге, которого требовал король: «Многие депутаты были за то, чтобы хоть немного уменьшить гигантскую сумму нового налога. Тем более, что проверка счетов показала: королевские чиновники их беззастенчиво подделали. Тогда взял сло: во канцлер Гильом де Рошфор: «Я вижу,— заявил он,— что многим депутатам успех вскружил голову и они легкомысленно забыли, что являются только подданными короля. Ради кого вы стараетесь, стремясь уменьшить налог? Ради народа? Но если сейчас мы облегчим его участь, то очень скоро он пожелает отказаться от подчинения!»

Его поддержал герцог Бурбонский, уже глубокий старик, боявшийся, по словам Жана Масслена, потерять свою пенсию и поэтому забывающий о приличиях: «Я хорошо знаю нравы крестьян!— кричал он.— Если их не перегружать работой, они становятся наглыми. Налоги — вот лучшее ярмо для того, чтобы сдержать их! Крестьяне не должны знать свободы, им нужна только зависимость!»

В этих речах отразились презрение и страх. Но не только это: речи депутатов еще раз демонстрируют феодальную сущность средневековых сословно-представительных учреждений.

Документы 1302-1308 гг. отражают организационную неоформленность органа сословного представительства, непрерывные изменения в политике королевской власти по отношению к представительным собраниям, свидетельствуя о том, что правительство не выбрало еще определенных принципов организации ассамблей.

За короткий промежуток времени, с 1302-1308 г. только по церковным вопросам было созвано несколько собраний, которые не являлись однородными. Так, в апреле 1302 г. король пригласил представителей трех сословий.

В марте 1303 г. собрание было менее многочисленным, причем на нем присутствовали представители только первого и второго сословий. В июле 1303 г. король вновь пытался созвать ассамблею в Париже, затем отказался от этой мысли и прибегнул к иной тактике – посылает комиссаров на провинциальные собрания в ряде провинций. На собраниях в Монпелье, Каркас Соне опять представлены три сословия. Наконец, в 1308 г. (г. Тур) были созваны Генеральные штаты.

Помимо собраний на которых обсуждались вопросы взаимоотношений королевской власти и папы, в указанное время да и несколько позже, происходили совещания, созываемые по причинам другого рода. Оснований назвать их Генеральными штатами нет, поскольку некоторые из них не являлись общесословными собраниями; отсутствуют данные и о наличии выборного представительства. На этих совещаниях скорее напоминающих поздние собрания нотаблей, король все «сепаратные» переговоры с отдельными сословиям, вызывая для этого угодных ему людей, руководствуясь соображениями государственной необходимости.1

В 1308-1309 гг. король ведет переговоры с представителями сословий (в том числе и горожанами) некоторых провинций (Кейси, Сентонж, Нормандии) по вопросу о взимании налога эд в связи с браком ее дочери Изабеллы.

Ассамблеи представителей отдельных сословий по налоговым и монетным делам подготовили генеральную ассамблею 1314 г, на которой Генеральные штаты обрели свое основное назначение вотирование налогов.

Таким образом возникновение общесословного общегосударственного представительного учреждения не означало прекращение практики «расширенных» собраний Королевского совета, характерных для предшествующего периода. Документы ассамблей антипапской компании (1302-1308) свидетельствует также об отсутствии определенной формы созыва и четких условий представительства депутатов.

Как правило все три сословия созывались побальяжем. Высшее духовенство (архиепископы, епископы, аббаты, приоры) и крупные светские феодалы должны были лично присутствовать на ассамблеях. Капитулы церквей и конвенты монастырей, как и общины городов посылали по 2-3 депутата обладавших всей полнотой власти. Правительство не располагало точным списком лиц, аббатов, городов и местерях, вызываемых на ассамблею, а в известной мере полагалось на инициативу местных чиновников.

Организация выборов в духовенство была относительно четкой, очевидно, по причине организованности самого сословия, порожденное церковной иерархией. Анализ грамот, исходящих от капитулов церквей и конвентов монастырей показывает, что в ряде случаев депутаты прямо назначались аббатом или приором монастыря. Часты однако случаи выборов депутатов на общем собрании монастыря, которое созывалось по звуку колокола. Очевидно, и в этом случае при выборах решающим бывало мнение настоятеля монастыря. Согласно форме созыва, на ассамблеях аббаты и приоры монастырей должны были присутствовать лично, аббатисы посылали депутатов. Однако аббаты и приоры, как правило ограничивались тем, что посылали депутата избранного на собрании монастыря в их присутствии.

Выборы и условия представительства депутатов от дворянства оставляют впечатления особой неопределенности. В письмах – вызовах направленных от имени короля, условия представительства дворянства вообще не оговариваются. Можно полагать, что второе сословие было представлено главным образом крупными феодалами, присутствующими на заседании Генеральных штатов  по личному вызову. Не исключено, однако, что какая-то часть средних и мелких феодалов, с которыми король имел прямую связь, могла присутствовать на генеральных ассамблеях, но опять  — таки по личному праву, а не на условиях выборности.

У горожан также отсутствовали четкие нормы представительства. Правительственные выборы ничего не говорят о том, как должны были проводится выборы в городах. В большой группе грамот выбор депутатов осуществляется должностными лицами города: мэром, эшевенами, консулами. Значительная группа источников отразила реальные выборы депутатов. Среди них прежде всего следует выделить те документы, где речь идет о выборе всей общины: сообщается, что в определенный день по звуку колоколу или призыву глашатая по городскому обычаю, в определенном месте собиралась вся община или большая ее часть которая и «устанавливала» депутатов. Однако процедура избрания при этом остается не ясной. В грамотах иногда подчеркивается, что выборы проходили единодушно или что в выборах принимало участие не только население города но и округи. Однако присутствие «всех» жителей города еще не означало всеобщего участия, во всяком случае равного для каждого из жителей. Более того, в некоторых грамотах прямо говорится об ограничениях избирательного права в пользу какой-то части населения. В документах можно найти разъяснения, что подразумевается под выражением «вся община или большая ее часть», — это лучшая и наиболее здравая часть общины.

Анализ грамот городов свидетельствует, во первых, об отсутствии правительственных норм по определению способов избрания депутатов от горожан и о полной самодеятельности городов в этом вопросе; во вторых, — о наличии в Генеральных штатах исследуемого периода определенной прослойки городских депутатов, уполномоченных на представительство не в результате выборов а только решением городских властей.

Особое место в организационной истории любого представительного учреждения занимает вопрос о характере полномочий депутатов, по сколько именно последний является ярким показателем степени самостоятельности этого учреждения и его влияние на государственные дела.

Грамоты называют депутатов различно: заместитель, поверенный, исполняющий обязанности. Если выдвигалось несколько кандидатур то выдвигалось условие представительства согласно которым каждый из них был полноправен, но обязан действовать за одно с другими представителями. В некоторых доверенностях подчеркивается идея «равноправности» депутатов или их личной ответственности. Действительность мандата подтверждало поручительство отдельного лица или группы делегировавшей представителя, своим имуществом.

Стандартная формула мандата представляет обладателю право действовать так как действовали бы сами избиратели, если бы присутствовали при этом лично. Эта формула, однако, не должна восприниматься как свидетельства предоставления депутату свободы действий, ибо ограничивается что он не должен делать того, на что его не уполномочивали. «Программа» его действий порой в связи с этим могла быть довольно четко определена уже в самом мандате. Иногда указывалось, что следует согласиться с тем, что скажет король – формулировка, наиболее желательная для правительств.1

Вернувшись, депутат должен был дать отчет о своей деятельности уполномочившим его. Примечательно, что в практике последующих ассамблей нередко применялись и санкции по отношению к депутатам, превысившим свои полномочия.

Духовенство, дворянство и города посылали депутатов, чтобы они предстали перед королем и его советом. Таким образом, сословия четко осознавали, что инициатива в созыве представительных ассамблей, которые становились нормой их политической жизни и деятельности, принадлежит королевской власти.

Рассмотренные особенности общефранцузского представительного учреждения дают основания говорить об отсутствии официозной стабильности и влиянии на него в исследуемый период практики ассамблей XIII в. Этими особенностями являлись не периодичность ассамблей и их не определенный характер, так как Генеральные штаты сменялись собранием одного и двух сословий или провинциальными штатами, отсутствии четких норм и слабое развитие принципов выборности.

Еще в начале XIV в. Генеральные штаты были всего лишь одним из звеньев системы сословного представительства во Франции, многозначность и многоступенчатость которой для королевской власти имела не только отрицательные, но и положительные последствия, так как позволяло, в частности, применять и варьировать тактику совета с сословиями.

С момента возникновения Генеральные штаты только сосуществовали с остальными звеньями сословно-представительной системы, но так и не составили с ним соподчиненное или единое целое.

Уже в этот период сложилась такая отличительная черта структуры социально-представительного органа, отразившая специфическую расстановку социальных сил во французском обществе, как делении их на три палаты, соответственно сословиям, каждое из которых решало дела самостоятельно. Орган объединяя в своем составе представителей духовенства, дворянства и верхушку горожан.

Причины организационной аморфности ранних Генеральных штатов, прослеживаемой к тому же и позднее было бы не правильно объяснить только не завершенностью процесса становления этого учреждения. Длительность данного процесса – общий момент в истории английского парламента, испанских кортесов, штатов Нидерландов.

Однако для Франции следует особо подчеркнуть влияние конкретно исторических условий возникновения представительного органа на его судьбу и роль королевской власти при этом. Последняя, из-за расстановки социальных сил и недостаточной консолидации сословий, сумела выступить инициатором их созыва и, поставив учреждения в довольно значительную зависимость от себя, стимулировать его неоформленность.1

Король использовал орган представительства в качестве орудия своей политики, прибегая к его созыву лишь тогда, когда была необходима военная, финансовая или моральная помощь. Он менял формы представительных собраний, руководствуясь соображениями политических выгод: созывал все сословия вместе или отдельно, только представители первого и второго сословий или только представителей городов, обращаясь за помощью к провинциальным штатам, менял условия представительства и т. д.

Организационные особенности изучаемого института стали, в свою очередь, подобно социальным, факторами ослабляющими политическое влияние и значимость Генеральных штатов.

Вызванные к жизни потребностями незавершенного еще процесса централизации, Генеральные штаты с момента своего возникновения в конечном итоге способствовали укреплению королевской власти и государственности, в чем оказалось прогрессивное значение этого учреждения.

Не располагая законодательной властью, Генеральные штаты тем не менее оказывали сильное, хотя и эпизодическое, влияние на законодательную деятельность сословной монархии, на работу судебных и финансовых органов страны. Не смотря на длительные периоды бездействия, и на то, что созыв Генеральных штатов был вызван особой, так называемой кризисной политической ситуацией (а может быть именно поэтому), история Генеральных штатов, подобно провинциальным штатам, свидетельствует о жизнеспособности сословного жительства во Франции.

Генеральные штаты в целом не были простым инструментом королевской знати, хотя объективно они помогли ей усилиться и укрепить свои позиции в государстве. Они в ряде случаев противостояли королю, уклоняясь от вынесения угодных ему решений.

Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны 1337—1453, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. В период народных восстаний XIV века (Парижское восстание 1357—1358, Жакерия 1358) Генеральные штаты претендовали на активное участие в управлении страной (подобные требования выразили Генеральные штаты 1357 года в «Великом мартовском ордонансе»). Однако отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки французскими Генеральными штатами добиться прав, которые сумел завоевать английский парламент.

В конце XIV века Генеральные штаты созывались всё реже и часто заменялись собраниями нотаблей. С конца XV века институт Генеральных штатов пришёл в упадок в связи с начавшимся развитием абсолютизма, в течение 1484—1560 годов они вообще не созывались (известное оживление их деятельности наблюдалось в период Религиозных войн — Генеральные штаты созывались в 1560, 1576, 1588, и 1593 годах).

С 1614 до 1789 годы Генеральные штаты снова ни разу не собирались. Лишь 5 мая 1789 года в условиях острого политического кризиса накануне Великой французской революции король созвал Генеральные штаты. 17 июня 1789 года депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, 9 июля Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием, ставшим высшим представительным и законодательным органом революционной Франции.

Заключение

Итак,   нами была предпринята попытка системного исследования политической и социальной организации французского общества на этапе феодальной монархии с сословным представительством.

Стремление короны к централизации и резкому усилению королевских полномочий вызывали оппозицию среди правящих сословий, особенно знати. В кризисные политические моменты общественное согласие – деланное или реальное – для короны стало острой необходимостью. Вследствие этого и во Франции возникло учреждение с чертами сословного представительства, характерное для сословной монархии, – Генеральные штаты. Хотя оно изначально не смело столь самостоятельного статуса, как парламент в Англии.

Генеральные штаты исторически выросли из феодальных советов эпохи ленной монархии. Согласно феодальному обычаю, участие в совете вассалов было неотъемлемой обязанностью вассалитета. С середины XII в. в таких советах участвовали и представители привилегированных городов. Ассамблеи созывались королем, как правило, чтобы заручиться поддержкой трех сословий страны: светских и духовных вассалов, горожан – в политике против знати. Иногда сословия собирались по отдельности, иногда – вместе. Нередко собрания различались по географическому принципу: Лангедок (север-центр), Лангедойль (юг). В конце XII – первой половине XIII в. таких собраний было свыше 20. Во второй половине XIII в. эти ассамблеи спонтанно перерастают во Всеобщий совет, который время от времени созывает король.

В XIV – XV вв. созыв Генеральных штатов определялся индивидуальными приглашениями короля к духовным и светским магнатам, городам, привилегированным корпорациям, университетам и т. д. Дворянство приглашалось выбрать представителя от бальяжа. Депутат должен был исполнять строго то, на что его уполномочивали избравшие и данный ими мандат. В 1484 г. порядок созыва изменился: кроме знати, получавшей индивидуальные приглашения, все остальные должны были избрать депутатов; в XVI в. утвердился и порядок избрания по бальяжам и сенешалствам.

Единой организации работы Штатов долгое время не было. Каждое собрание носило свой характер: то сословия заседали вместе, то – по отдельности. Программа сессии определялась королем, и депутаты лишь могли выразить свое мнение по королевским предложениям. Со временем голосование по бальяжам сменилось голосованием по сословиям в целом.

Компетенция Генеральных штатов была неопределенной. В основном они высказывались по троякого.рода делам: а) вотированию налогов, ежегодных и новых субсидий; б) мирным соглашениям или переговорам, изредка – по политическим решениям внутренних конфликтов; в) предложениям и просьбам от сословий королю. Первое из полномочий практически отпало после 1439 г., когда Штаты утвердили постоянный государственный налог.

В конце XV и в XVI вв. нередки были случаи, когда сословия отказывались утвердить королевские предложения. Следствием этого бывали значительные перерывы в созыве представительства – по 20 или даже 70 лет. Созывать или не созывать сословия – это оставалось полностью на усмотрении короля. Совершенно не влияли Штаты и на законодательство. В силу таких особенностей своего положения Генеральные штаты лишь эпизодически противостояли королю, а в целом действовали с ним заодно и стали даже весомым орудием в политике государственной централизации страны.

В отличие от английского парламента, Генеральные Штаты не превратились в регулярно действующий орган , назначение места и сроков оставалось за королем. Король не был подотчете н Генеральным Штатам. Их основной функцией было решение вопроса о субсидиях. Они обсуждали и политические дела, но без формального права утверждать законы.

Литература.

Большая советская энциклопедия, под. редакцией Б. А. Введенского, т. 40, М. АНСССР, 1956

Всемирная история, т.4. М. АНСССР, 1964

Всемирная история, т.9. Минск, «Литература», 1997

История Европы. От средневековья к Новому времени (конец XV- первая половина XVII в.), М. «Наука», 1993

История средних веков, М. «Наука», 1970

История Франции в 3т., М. «Наука», 1972

Сказкин С.Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. Материалы научного наследия, М., 1981

Хачатурян Н.А. Возникновение Генеральных Штатов во Франции, М., 1976

Хачатурян Н.А. Сословная монархия во Франции XIII-XV вв., М. «Высшая школа», 1989

Хрестоматия по истории средних веков, М. 1961

Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права, М., 1973

Швонин Ю.Е. Имперская идея и проблема государственности в Западной Европы, М. 1993

Французские Генеральные штаты — одна из ветвей власти, в которой были представлены три сословия. Это духовенство, дворяне и так называемое третье сословие, которое было единственным, кто платил налоги. Собирались они весьма нерегулярно, по необходимости, в связи с определенными событиями в стране и за рубежом. Подробнее об этом учреждении, его целях, связанных с ним интересных фактах, о том, когда произошел созыв первых Генеральных штатов во Франции, будет рассказано в сегодняшнем обзоре.

Условия появления

Революционные события

Рассмотрим события, которые предшествовали созыву первых Генеральных штатов и в большой мере явились предпосылками создания этого властного института. У штатов были предшественники в виде расширенных заседаний королевского совета, куда привлекались городские верхи, и собраний представителей сословий в провинциях, которые положили начало провинциальным органам.

Появление первых Генеральных штатов во Франции было связано с ситуацией, которая сложилась после образования во Франции централизованного государства, которое нуждалось в укреплении. В это время наблюдался рост городов, обострение социальных противоречий и борьбы классов, окончательно пока не были отвоеваны права феодалов-сеньоров, городских корпораций, католической церкви.

Королевской власти приходилось постепенно ломать существующую политическую структуру, в процессе чего ей были необходимы дополнительные средства для борьбы с мощной оппозицией, которую составляла феодальная олигархия. Поэтому именно в конце XIII – начале XIV века оформляется союз короля и участников различных общественных групп, среди которых было и третье сословие. Хотя и далеко не прочный, построенный на компромиссе.

Причины созыва

Филипп Красивый

Выражением этого политического компромисса, где у каждой из сторон были свои специфические интересы, явились Генеральные штаты, а также и штаты провинций. Формирование этих институтов явилось началом трансформации французского государства из феодальной в сословно-представительную монархию.

К основным причинам созыва первых Генеральных штатов в 1302 году Филиппом IV по прозвищу «Красивый» относятся следующие:

  1. Неудачи в войне с Фландрией.
  2. Большие трудности в экономическом развитии страны.
  3. Конфликт короля с Бонифацием VIII, римским папой.

Если быть до конца точными, то указанные события были, скорее, поводами, а истинная причина – это описанные выше предпосылки к созданию сословно-представительного учреждения общенационального масштаба, объясняющиеся объективными закономерностями развития французского монархического государства.

На первом съезде Генеральных штатов претензии папы римского на роль высшего арбитра в светских делах были отвергнуты. Здесь было заявлено, что в этой области король может зависеть только от самого Бога. Каковы же были функции и структура этого органа?

Структура и функции

Налоговое бремя. Карикатура

По своей сути Генеральные штаты были органом совещательным, который созывался по инициативе короля в те моменты, которые были критическими для правительства, с целью оказания ему помощи. При этом главной их функцией являлось вотирование налогообложения, то есть в них проводилось голосование по вопросам о том, какие налоги могут вводиться в государстве.

Генеральные штаты – это орган, в котором заседали представители имущих слоев французского королевства. В его состав входили три сословия:

  1. Представители духовенства.
  2. Делегаты от дворян.
  3. Посланники от населения городов.

Под духовенством во вновь созданном парламенте подразумевались высшие его чины, такие как:

  • Архиепископство.
  • Епископство.
  • Аббатство.

Что касается дворян, то на первом этапе в штатах были представители крупных и средних феодалов, а делегаты от мелкого дворянства появились несколько позже.

Третье сословие в парламенте состояло из депутатов:

  • церквей;
  • монастырей;
  • верхушки горожан – от двух до трех депутатов от каждого города.

В него входили юристы, состав которых был приблизительно равен 1/7 части от всех Генеральных штатов.

Дальше перейдем к вопросу о том, каким образом проходили заседания.

Порядок проведения заседаний

Генеральные штаты в Версале 05.05.1789

Каждое из сословий заседало совершенно отдельно от двух других. Совместные заседания проводились всего лишь в двух случаях – в 1468 и 1484 годах. Если в позиции сословий были разногласия, то голосование проводили по сословиям. У каждого имелся только один голос, вне зависимости от того, сколько в нем присутствовало представителей. В таких случаях два первых сословия, как правило, имели перевес над третьим.

Депутаты в парламент выбирались в бальяжах и сенешальствах. Бальяжами во Франции назывались административные округа, которые были введены при короле Филиппе II Августе, правившем в период с 1180 по 1223 годы. Тогда все владения короля были разделены на 20 бальяжей. Сенешальствами назывались округа на юге Франции.

Периодичность созыва Генеральных штатов во Франции не устанавливалась. Этот вопрос решал король, руководствуясь политическими соображениями и другими обстоятельствами. Также он определял продолжительность проведения заседаний и вопросы для обсуждения. Далее рассмотрим, какими они были.

Вопросы для рассмотрения

Споры на заседании

Как уже говорилось выше, король приступал к созыву Генеральных штатов, когда ему была нужна поддержка сословий по различным поводам. В качестве примеров можно привести обсуждение таких вопросов, как:

  • 1038 год – конфликты с орденом тамплиеров.
  • 1359-й – заключение соглашения с Английской короной.
  • 1560, 1576,1588-й годы – ведение войн религиозного характера.

Однако самой частой из причин являлась нужда короля в денежных средствах. При этом он апеллировал к сословиям, выражая либо просьбу об оказании финансовой помощи, либо санкцию на взимание налога, которая действовала в рамках одного года.

Усиление роли

Усиление значения Генеральных штатов произошло в период Столетней войны, длившейся с 1337 по 1453 год. В тот момент королевская власть испытывала особую нужду в финансах.

Вскоре они стали претендовать на активную роль в управлении государством в период, когда в XIV веке вспыхивали восстания – Парижское 1357–1358 годов и Жакерия в 1358 году.

Причиной того, что у Генеральных штатов не получилось добиться прав, которые смог завоевать парламент Англии, явилось отсутствие договоренности как между городами, так и между сословиями, иногда перераставшее во вражду.

Конфликт с королевской властью

Карикатура на третье сословие

Один из самых острых конфликтов с властью случился в 1357 году, когда в Париже вспыхнуло восстание горожан, а французский король Иоанн оказался в плену у англичан.

Тогда в работе Генеральных штатов в основном принимали участие делегаты от третьего сословия. Ими была выдвинута программа реформ, которой дали название Великого мартовского ордонанса. Взамен того, чтобы предоставлять субсидии королевской власти, они выдвинули требование о том, чтобы денежные средства собирались и расходовались непосредственно представителями штатов. А для этого им нужно было собираться три раза в год и без указания короля.

В связи с этим произошло избрание генеральных реформаторов, которым были даны полномочия по контролю работы королевской администрации, отстранению провинившихся чиновников и их наказанию, вплоть до лишения жизни. Но попытка Генеральных штатов присвоить себе финансовые, контрольные, законодательные полномочия потерпела фиаско. После того как восстания были подавлены, выдвинутые требования, обозначенные в указанном ордонансе, были отвергнуты королевской властью.

Дальнейшая судьба

Карикатура на сословия

Начиная с 1614 и до 1789 года не было ни одного собрания штатов. Его заседание состоялось лишь в экстраординарных условиях – когда произошел острый политический кризис, вылившийся в Великую французскую революцию. Именно в такой момент король вновь созвал Генеральные штаты — 5 мая 1789 года. А уже 17 июня 1789 года делегаты третьего сословия провозгласили себя Национальным собранием. Затем 9 июля 1789 года оно объявило себя Учредительным – высшим законодательным и представительным органом новой революционной Франции.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Мини сочинение на тему заморские гости 4 класс
  • Мини сочинение на тему загрязнение окружающей среды
  • Мини сочинение на тему за что я люблю зиму
  • Мини сочинение на тему за окном дождь
  • Мини сочинение на тему жизнь среди людей 4 класс светская этика

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии