Ответ:
На девяти площадках в городе ставились палатки или шалаши, в каждом из которых помещалось по 9 человек, обедавших вместе и совершавших все действия по команде; на каждой площади помещались палатки трех фратрий. Из других свидетельств известно, что жрец совершал праздничные обряды, а для заведования ими избиралось по жребию на 4 года по пять холостых мужчин от каждой филы. Во время праздника устраивалось состязание в беге, при котором один участник убегал вперед, а остальные, старались его догнать, и если это им удавалось, то поимка принималась за хорошее предзнаменование, так как убегавший олицетворял собой хороший урожай
Раннее утро. Солнце еще не в стало над горизонтом, но уже трубит горн, извещающий о том, что пора вставать, и двигаться в путь. Суровый окрик поднял целый отряд спартанцев с места, и приказал надевать атрибуты военного снаряжения. Впереди тяжелый, долгий путь. Шагая по нагпетом от жаркого солнца, спартанец вопреки усталости, думал о предстоящей победе, и еще сильнее поднимал ногу, и громче издавал воинственные крики, которые придавали уверенности в победе другим спартанцам. Он был уверен, что победа будет за ними. Потому что спартанцы — великий народ! Они — не им знеженные солнцем греки, которые только и могут думать о еде и философии. А они, должны защищать своих женщин, детей, родителей, и землю. Свою драгоценную землю, которую они защищают кровью и потом, мертвыми телами своих друзей и военононачальников.
Да, эта битва была победоносная. Однако, этот спартанец с пылким темпераментом будет убит.
Теория
Номер | Название | Описание |
---|---|---|
1. | Спартанцы и илоты | В материале описываются взаимоотношения спартанцев и илотов. |
2. | Жизнь в Древней Спарте | В материале описываются основные правила жизни в Спарте. |
3. | Спартанское воспитание | В материале рассказывается о воспитании детей в Спарте, объясняются выражения «спартанское воспитание» и «лаконичная речь». |
4. | Взаимоотношения Спарты с другими полисами | В материале описываются отношения между спартанцами и жителями других греческих полисов. |
Задания
Номер | Название | Вид | Сложность | Баллы | Описание |
---|---|---|---|---|---|
1. | Работаем с картой | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | В упражнении закрепляется умение работать с исторической картой. |
2. | Вся правда о Спарте и спартанцах | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Упражнение направлено на закрепление основных знаний о жизни в Спарте. |
3. | Верно или нет? | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | В упражнении проверяется умение различать объекты и явления, относящиеся либо не относящиеся к Спарте и спартанским порядкам. |
4. | Где и как учились дети? | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | В упражнении проверяется умение различать систему образования в Афинах и Спарте. |
5. | Распредели правильно | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | В упражнении проверяется умение различать объекты, явления, деятельность, относящиеся к Афинам и Спарте. Закрепляется умение выстраивать ассоциативные ряды. Также проверяется усвоение основных понятий из ранее пройденных тем. |
6. | Слухи о Спарте | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | В упражнении проверяется общее знание теории по теме, отрабатываются навыки критического мышления, выстраивания ассоциативных рядов. |
7. | Заполни таблицу | 3 вид — анализ | сложное | 3 Б. | В упражнении отрабатывается умение работать с разными видами информации — текстовой, табличной — и умение структурировать информацию. |
8. | Армия спартанцев | 3 вид — анализ | сложное | 4 Б. | В упражнении отрабатываются навыки смыслового чтения, умение составлять план текста. Дополнительно расширяется общий кругозор. |
9. | Проводим историческое расследование | 3 вид — анализ | сложное | 4 Б. | В упражнении отрабатывается умение работать с текстом, закрепляется теоретический материал о жизни и воспитании в Спарте. |
Дополнительные задания (скрыты от учеников)
Номер | Название | Вид | Сложность | Баллы | Описание |
---|---|---|---|---|---|
1. | Праздник в Спарте | Другой | сложное | 4 Б. | В упражнении развиваются умения подбирать аргументы, письменно выражать свои мысли, составлять текст на заданную тему. |
2. | Мини-сочинение | Другой | сложное | 5 Б. | В упражнении развиваются умения подбирать аргументы, письменно выражать свои мысли, составлять текст на заданную тему. |
Тесты
Номер | Название | Рекомендованное время: | Сложность | Баллы | Описание |
---|---|---|---|---|---|
1. | Тренировка по теме Спарта | 00:12:00 | среднее | 7 Б. | В работе проверяются общее знание теории, умения работать с картой, с различными видами информации — графической, текстовой, табличной. |
Проверочные тесты (скрыты от учеников)
Номер | Название | Рекомендованное время: | Сложность | Баллы | Описание |
---|---|---|---|---|---|
1. | Домашняя работа по теме Спарта | 00:15:00 | среднее | 11 Б. | В работе проверяются общее знание теории, умения сравнивать и структурировать информацию, навыки работы с учебным текстом и составления собственного текста на заданную тему. |
2. | Проверочная работа по теме Спарта | 00:15:00 | сложное | 12 Б. | В работе проверяются умения работать с различными видами информации, анализировать текст, составлять собственный текст, подбирать аргументы. |
Как всем известно, спартанские воины славились смелостью и самоотверженностью, а в бою им не было равных. И даже сражаясь с превосходившим числом врагов, они одерживали победы и внушали страх у неприятеля. Но, не все знают, каким трудом им это удавалось, насколько тяжелая и суровая жизнь была в Спарте.
Слабым детям не место
Жизнь спартанцев полностью принадлежала государству. Сразу после рождения отец младенца обязан был предоставить его на осмотр старейшинам. В случае обнаружения какого-то изъяна ребенка жестоко убивали. Причем это поручалось сделать отцу, он должен был сбросить малыша со скалы. Это делалось для того, чтобы обеспечить государство только сильным воинами. Если же ребенок был здоров, то его возвращали родителям.
Шесть лет ребенок проживал с родителями. Но даже в эти годы его не сильно холили и лелеяли. Для того чтобы у спартанца не было страхов, уже с младенчества его приучали к одиночеству, голоду и темноте.
Детство – время выживать и учиться
В возрасте семи лет ребенок полностью принадлежал государству. Детей забирали от родителей и делили на разряды и классы. Жили мальчики в специальных бараках все вместе, с ними же были надзиратели и главный начальник – педоном. Эта должность принадлежала одному из знатнейших граждан.
Дети жили очень скромно и были лишены всяких радостей жизнь. Все время они проводили в занятиях. Их обучали грамматике, пению, игрой на флейте и, конечно же, боевому искусству. Пища была скудная и невкусная. Это делалось специально, чтобы дети старались сами себя прокормить. Для этого им приходилось воровать. И если же кто-то попадался, то его жестоко наказывали, но не за саму кражу, а за то, что попался. Так у детей вырабатывали смекалку и ловкость. Одежда также была простой, круглый год они ходили босиком и в плаще. В бараках дети спали на соломе и тростнике, который сами себе собирали на реке.
Каждый год на праздник Артемиды мальчиков били палками. При этом они не должны были произносить ни звука. Многие от таких побоев погибали. Таким образом, будущих воинов приучали не боятся крови и ран, а также терпеть боль.
В 15 лет выжившие мальчики попадали в группу эйренов. Основу обучения здесь составляли строевые занятия и овладение оружием. Также большое внимание уделялось рукопашному бою.
Что касается риторики и философии того времени, то в Спарте, в отличии например от Афин, этим практически не занимались. Так как в бою от этого нет толка, поэтому мальчиков учили отвечать коротко и ясно.
В двадцать лет спартанец заканчивал свое обучение и поступал в войско. Он мог жениться, но навещать жену не разрешалось.
И только в 30 лет мужчина становился полноправным гражданином. Мог свободно жениться и участвовать в политической жизни. Браки происходили по любви. Но в Спарте считалось обычным иметь несколько женщин или даже проводить время с чужими женами. Причем детей рожденных от другого мужчины отец семейства обязан был принять как своего. Считалось, что таким образом дети будут рождаться более крепкими и сильными.
Женщины славили Спарту
Женщинам в Спарте уделялось особое внимание. С ранних лет девочки, также как и юноши проходили атлетическую подготовку. Они должны были уметь метать копье и диск, хорошо бегать и прыгать, а также заниматься борьбой. По мнению спартанцев это нужно было для рождения крепких воинов. По всей Греции шла молва о красивых и здоровых спартанках. И даже богачи из других городов старались заполучить для своих детей кормилицу из Спарты.
Ликург – изменил жизнь спартанцев
Однако до 6 века до н.э. Спарта мало чем отличалась от других городов Греции. Археологи находят обломки скульптур, керамики, различные предметы из бронзы и слоновой кости. Это свидетельствует о высоком уровне культуры и образованности спартанцев. Так же известны поэты и писатели 7 века до н.э. Но после прихода к власти царя Ликурга жизнь спартанцев кардинально меняется.
Ликурга считают основоположником «спартанского образа жизни». Практически полностью были обесценены деньги. Все жители вели одинаковый образ жизни, носили простую одежду, питались скромной пищей.
Общественный строй
Политическое устройство Спарты также имело свои особенности. Во главе государство стояло два наследственных царя. Они проводили заседания вместе с советом старейшин. В этот совет входило 28 человек в возрасте после 60 лет, которые избирались на пожизненный срок. В народном же собрании участвовали все спартанцы от 30 лет, которые в состоянии были вносить определенную плату.
В Спарте существовало три класса: спартанцы (спартиаты), периэки (выходцы из союзных городов) и илоты (рабы спартанцев).
Илоты предоставлялись спартанцам в аренду, их нельзя было освобождать или продавать, так как рабы считались собственностью государства. Илоты имели и свои права. Так они должны были выплачивать фиксированную долю урожая хозяину, а излишек могли забрать себе. У спартанцев были хорошие доходы, на которые они могли купить военное обмундирование и оружие.
Торговлей и производством спартанцам было запрещено заниматься, это делали периэки. Так у мужчин оставалось много свободного времени, и они могли спокойно упражняться в боевом искусстве.
Строгость и скромность придерживалась во всем
Жизнь в Спарте была тяжелой. Все жители подчинялись строгим правилам. Мужчинам запрещалось обедать дома. Они собирались группами за общественными столами. Каждый должен был принести определенное количество пищи и денег. Основной рацион составляла черная похлебка. Ее готовили из крови, уксуса и соли. Но были и исключения. Так, например, если мужчина пришел уставший с охоты, он мог пропустить эту трапезу, но взамен передать часть от убитого животного.
Дома спартанцев также были лишены роскоши. А при постройке жилищ разрешалось использовать только примитивные орудия.
На войну, как на праздник!
Лучшим временем в жизни спартанца можно считать сражение. Воины облачались в багряные плащи и украшали длинные волосы венками. А в бой шли под звуки флейт и песен. Все это придавало войне торжественный характер, и создавалось ощущение праздника.
Погибших воинов в бою почитали. Хоронили с лавровыми венками на голове и в багряной одежде. Бежавший же воин считался трусом и всеми презирался. Так перед битвой женщины говорили мужьям: «Со щитом или на щите». «Со щитом» значит вернуться с победой, а «на щите» значит лучше погибнуть, чем вернуться с позором.
Спарта считается одним из самых странных государств Древней Греции. Ее обычаи и образ жизни вызывали у греков страх и непонимание. А многие исследователи приходят даже к выводу о том, что спартанский образ жизни послужил прототипом для создания фашистской идеологии.