Междисциплинарный экзамен по психологии магистратура

В мире нет вечных двигателей, зато полно вечных тормозов!

  • Каталог тестов
  • Отправить отзыв
  • Вход в систему
  • Главная
  • /
  • Каталог тестов
  • /
  • Общеобразовательные
  • /
  • Психология

Вступительный тест для поступления в магистратуру по направлению `Психология`

Предлагаемый Вашему вниманию тест «Вступительный тест для поступления в магистратуру по направлению `Психология`» создан на основе одноименной базы знаний, состоящей из 250 вопросов.

В данном тесте будет задано 30 вопросов. Для успешного прохождения теста необходимо правильно ответить на 27 вопросов.

После ответа на каждый вопрос сразу будет отображаться правильный ответ, поэтому в этом режиме сделанный ответ исправить будет нельзя.

идет загрузка вопросов теста, пожалуйста подождите…

Просьба от разработчиков поделиться ссылкой. Спасибо!

Хотите встроить тест «Вступительный тест для поступления в магистратуру по направлению `Психология`» в свой сайт?

Или провести тестирование?

Индекс

Список вопросов базы знаний

Copyright testserver.pro 2013-2021

Вопросы к государственному экзамену для магистров по направлению «Педагогика», маг. Программа «Психологическое консультирование в образовании».

  1. Методология и
    методы психологического исследования.
    Основные принципы психологического
    исследования.

  2. История
    возникновения консультативной психологии
    и психологического консультирования
    как вида психологической практики.

  3. Психология как
    наука. Предмет и задачи психологии, ее
    место в системе наук. Основные принципы
    психологии.

  4. Роль практической
    психологии в современном обществе.
    Виды профессиональной деятельности
    психолога. Требования к личности и
    профессиональной компетентности
    психолога.

  5. Понятие девиантного
    поведения, его критерии и виды.
    Психологическое обеспечение профилактики
    и коррекции девиантного поведения.

  6. Основные направления
    современной психотерапии.

  7. Консультативный
    контакт. Современные представления о
    консультативном контакте.

  8. Процесс
    психологического консультирования.
    Основные этапы. Обобщенная пятишаговая
    модель консультативного процесса.

  9. Физические и
    эмоциональные компоненты терапевтического
    климата. Основные приемы поддержания
    консультативного контакта.

  10. Современные
    тенденции в развитии психологической
    науки.

  11. Общие и частные
    цели психологического консультирования.

  12. Психологическое
    консультирование как форма психологической
    практики.

  13. Методологические
    основы психологического консультирования.

  14. Основные модели
    семейного консультирования.

  15. Организация и
    структура консультативной беседы.

16. Профессиональные
деформации личности психолога-консультанта.
Проблема эмоционального выгорания.

17. Виды психологического
консультирования.

18. Психотерапевические
отношения (перенос-контрперенос).

19. Проблема эффективности психологического консультирования. Факторы, влияющие на эффективность психологической помощи.

20. Теории личности
и практика психологического
консультирования.

21.Основные
теоретические положения и техники
психоаналитического
консультирования.

22. Поведенческий
подход в консультировании: основные
теоретические конструкты, техники.

23. Клиент-центрированная
терапия К. Роджерса.

24. Гештальт-подход
к консультированию и психотерапии.

25. Психологическая
защита и совладание — механизмы овладения
поведением.

26.
Тревога
и психологические механизмы защиты
личности.

27.
Динамика
представлений о внутриличностном
конфликте в психодинамическом подходе.

28. Экзистенциальный
подход в консультировании (И. Ялом, Р.
Кочюнас, В. Франкл).

29.
Жизненный
путь личности. Представления об уровнях
проживания жизни А.Ф. Лазурского, Ф.Е.
Василюка.

30.
Психологическая
характеристика невротической личности
в концепции К. Хорни.

31.
Периодизация
психического развития. Психологический
возраст личности.

32. Особенности
и основные принципы психологического
консультирования семьи.

33.
Использование
продуктов творчества (метафоры, рисунка
и др.) в психологическом консультировании.

34. Глубинные
основы мужской психологии и их учет в
практике психологического консультирования.

35. Глубинные
основы женской психологии и их учет в
практике психологического консультирования.

36. Особенности
возрастно-психологического консультирования.

37. Основные
психотерапевтические технологии работы
с тревогой и страхом в психологическом
консультировании.

Министерство образования
и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Ярославский государственный

педагогический университет им.
К.Д.Ушинского»

Направление Педагогика,

магистерская программа Психологическое
консультирование в образовании

Междисциплинарный экзамен по психологии

2013 г.

Билет
№ 1

1. Методология и методы психологического
исследования. Основные принципы

психологического исследования.

2.Динамика представлений о внутриличностном
конфликте в психодинамическом подходе.

Ректор
университета

профессор
______________________
В.В.Афанасьев

Зав.выпускающей
кафедрой ______________________ В.А.Мазилов

Министерство образования
и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Ярославский государственный

педагогический университет им.
К.Д.Ушинского»

Направление Педагогика,

магистерская программа Психологическое
консультирование в образовании

Междисциплинарный экзамен по психологии

Соседние файлы в папке ГОС психология

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Общие требования к вступительному экзамену в магистратуру

Программа вступительного испытания по предмету «Психология» сформирована на основе государственного стандарта подготовки бакалавра по направлению «Психология».

Результат экзамена оценивается по 100-балльной шкале.

Количество баллов, необходимое для получения положительной оценки, — 50.

Экзамен проводится в устной форме и состоит из двух частей:

Первая часть – ответ на теоретический вопрос.

Вторая часть – решение психологической задачи.

В процессе вступительного экзамена соискатель должен продемонстрировать следующие компетенции:

  • понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации;
  • понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук.
  • владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;
  • использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики;
  • применение знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики;
  • умение ставить профессиональные задачи в области научно-исследовательской и практической деятельности.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

РАЗДЕЛ I  Общая психология и психология личности.

Психология как научная дисциплина. Понятие «внутренний мир». Категория «психическое». Объект и предмет психологической науки. Место психологии в системе наук. Значение психологии как интегратора знаний о человеке и фундамента будущего человекознания. Тенденции развития современной психологии. Структура психологической науки. Классификация отраслей психологии. Прикладная и практическая психология. Понятие «психика». Определение. Функции. Классификация психических явлений. Психические процессы, состояния, свойства, конструкты. Уровни психической организации человека. Понятие об индивиде, личности, субъекте деятельности, индивидуальности. Ведущие направления психологической науки. Становление предмета психологии. Научные школы в психологии. Психология сознания. Бихевиоризм как наука о поведении. Психоанализ как учение о бессознательной психике. Гештальт — психология как учение о целостности психических явлений. Понятие самоактуализации в гуманистической психологии. Человек, познающий в когнитивной психологии. Психология деятельности. Системный подход к описанию психических явлений. Задачи системных исследований. Разновидности системного подхода: комплексный, структурный, целостный. Достоинства и недостатки системного подхода.

Методология и методы психологического исследования. Субъективные и объективные методы исследования в психологии. Классификации методов психологии. Наблюдение. Самонаблюдение. Опрос. Беседа. Интервью. Анкетирование. Эксперимент. Психологическое тестирование. Категория сознания в психологии. Сознание и психика. Множественность подходов к изучению сознания. Структура сознания. Функции сознания. Свойства сознания.  Деятельность как общенаучная и общепсихологическая категория. Проблемы деятельности в психологии. Междисциплинарный подход к деятельности, основные аспекты анализа деятельности. Принцип единства психики и деятельности. Сущность деятельности. Структура деятельности. Психологическое строение индивидуальной деятельности. Категория общения в психологической науке. Определение. Общение как синтез взаимодействия и взаимоотношений между людьми. Функции, виды, структура общения. Сенсорно-перцептивный уровень отражения. Сравнительный анализ процессов ощущения и восприятия. Характеристики сенсорного и перцептивного образа. Виды образных явлений, специфика образов восприятия среди других видов образов. Память как сквозной психический процесс. Виды, уровни, формы, процессы памяти. Память и научение. Нарушения памяти. Феноменальная память.

Речемыслительный уровень отражения. Речь и речевая деятельность. Виды и функции речи. Л.С. Выготский и Ж.Пиаже об эгоцентрической речи. Взаимоотношения мышления и речи в различных психологических теориях.  Логические формы мышления: понятие, суждение, рассуждение (умозаключение и обоснование) Психофизиологические и нейропсихологические исследования мышления и речи. Процессы представления и воображения: сравнительный анализ. Определение, функции, формы проявления, классификация. Роль представления и воображения  в жизни и деятельности человека.  Внимание как сквозной психический процесс: определение, функции, классификация. Внимание: самостоятельный процесс или свойство других психических процессов. Внимание как теоретический конструкт: история и современное состояние. Феномены внимания. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, распределение, объем, переключение. Субъективные и объективные критерии внимания. Основные подходы к исследованию интеллекта и креативности. Подходы к изучению интеллекта. Теории и модели интеллекта: однофакторные и многофакторные модели (А.Бинэ и Т.Симон, Ч.Спирман, Г.Айзенк, Дж.Равен, Д.Векслер, Дж.Гилфорд, Р.Стернберг и др.). Проблема измерения уровня развития интеллекта. Теории креативности. Соотношение интеллекта и креативности, методы их диагностики. Показатели креативности (Дж.Гилфорд, Е. Торренс). Интуиция (Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров). Эвристики. Эмоции и чувства: сравнительный анализ. Общее представление об эмоциях. Феноменология эмоций и чувств. Функции, теории, классификации. Формы эмоциональных явлений. Соотношение эмоций и чувств,  и процессов познания. Мотивация и мотивы. Внутренне и внешне- обусловленная  мотивация. Понятия «потребность», «мотив», «мотивация» в психологии (А.Н. Леонтьев, Х. Хекхаузен, Ж. Нюттен). Психология мотивации: история, современное состояние и тенденции её развития. Экспериментальные и диагностические методы изучения мотивации человека и животных. Основные теории движущих сил поведения человека (З. Фрейд, А. Адлер, А. Маслоу, Г. Мюррей, В. Франкл, Э. Фромм). Произвольная регуляция поведения и деятельности. Отличительные особенности волевой регуляции. Структура волевого процесса. Проблема воли в психологии. Произвольность и воля. Проблема самодетерминации. Специфика психических состояний. Соотношение категорий: процесс — состояние-свойство. Структурный анализ состояний. Классификаций состояний. Характеристики состояний. Темперамент и характер. Сравнительный анализ понятий. Свойства темперамента и характера. Проявления темперамента и характера в деятельности. Свойства и типы. Природная и социальная детерминация, факторы и условия формирования характера. Проблемы исследования способностей: детерминанты развития способностей,  взаимосвязь специальных и общих способностей, разработка методов измерения способностей, способности и деятельность. Общепсихологическая специфика понятия личность Категория личности в философии, социологии и психологии. Основные характеристики личности Генотипическое, фенотипическое, биологическое и социальное  в индивидуальном развитии человека. Свойства личности. Типологии личности. Номотетическое и идеографическое описание личности. Ситуационизм и интеракционизм. Подходы к  описанию структуры личности. Понятие структуры личности. Выявление элементов и взаимосвязей между ними. Представления отечественных и зарубежных авторов о структуре личности. Самосознание как «ядро» сознания. Функции самосознания. Я-концепция и «образ Я». Уровень притязаний и самооценка. Динамика личности. Развитие личности: онтогенез и  жизненный путь. Психологический возраст личности. Возрастная динамика самореализации личности. Самоактуализация и самотрансценденция личности. Статус и социальные роли личности. Взаимовлияние личности и социальной роли. Общая характеристика понятий «социальная роль», «социальная группа», «социальный статус». Положение об общественных функциях-ролях и их месте в структуре личности. Ролевые теории личности и их критика. Самопрезентация личности окружающим и ее психологическая функция. Социализация индивида как интериоризация социальных форм поведения Социогенез личности как предмет исторической психологии и этнопсихологии. Основные подходы к исследованию индивидуальности. Общая характеристика индивидуальности. Теория интегральной индивидуальности. Нормальное и отклоняющееся развитие личности, психическое и личностное здоровье. Личностная зрелость. Продуктивные проявления индивидуальности личности. Самоактуализация, самореализация и персонализация. Выход личности за пределы самой себя (трансценденция). Природа активности личности. Личность и творчество.

РАЗДЕЛ II Возрастная психология.

Объект, предмет возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии. Методы исследования в возрастной психологии. Основные категории, научные понятия и проблемы возрастной психологии: Проблема периодизации психического развития. Закономерности психического развития. Категория возраста в возрастной психологии. Понятия роста и развития в возрастной психологии. Понятие и сущность возрастного кризиса. Проблема соотношения биологического и социального в психике. Общая характеристика развития человека на  разных этапах онтогенеза Психология детства. Психология подросткового и юношеского возраста. Психология взрослости. Геронтология.

РАЗДЕЛ III Практическая психология.

Основные направления деятельности практического психолога: психодиагностическая работа; психологическое консультирование; психотерапевтическое воздействие; коррекционно-развивающая деятельность; психопрофилактическая работа.

Области применения прикладной психологии: психологическая служба в школе; психология управления; психология чрезвычайных ситуаций; индивидуальное и семейное консультирование; профориентация и профотбор.

Клиническая психология как отрасль психологической науки: общая характеристика клинической психологии; краткая характеристика патопсихологических симптомокомплексов: шизофренический, органический, психопатический, олигофренический, психогенной дезорганизации психической деятельности. Особенности и задачи патопсихологического исследования. Основы психосоматики.

ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ.

1. Для решения проблем, каких организаций, на Ваш взгляд, могут применяться материалы следующих отраслей: экстремальная психология, экспериментальная психология, психология труда? Аргументируйте свой ответ.

2.Представьте: Вам предстоит провести исследование психологических особенностей учащихся начальной школы. Какие методы исследования применимы в данной ситуации? Какие будут наиболее эффективны? А какие применить затруднительно? Аргументируйте.

3. Студент, целенаправленно готовящийся к трудному экзамену по нелюбимому предмету, вдруг натыкается в учебнике на заинтересовавший его факт. С этого момента подготовка, ранее требовавшая не­усыпного внимания, вдруг приобретает цель и превращается в увлекательный процесс, не требую­щий специального контроля. О каком виде внимания идет речь?

4. В каком из следующих отношений находятся пары понятий воображение —  опережающее отражение:

  • они тождественны
  • первое шире, чем второе
  • второе шире, чем первое
  • они пересекаются
  • они независимы.

Аргументируйте свой ответ.

5. Какие присущие вам качеств личности Вы можете объяснить с позиций теории научения, какие – на основе психоанализа, какие – в рамках гуманистической теории?

6. Назовите 4-5 способов, которыми можно успокоить плачущего ребёнка: в 6 месяцев, в 2 года в 3 года. Дайте теоретическое обоснование, почему Вам приём должен быть эффективным (какие свойства психики ребёнка обеспечат успех)

7. Ребёнок 3-х лет демонстрирует непослушание и нежелание делать то, что велят взрослые. Является ли такое поведение закономерностью развития и какие условия позволят преодолеть  такое поведение.

8. К клиническому психологу за психологической помощью обратился врач-хирург с 20-летним стажем работы. Сообщает, что в последний год он стал замечать, что утратил интерес к работе, стал раздражительным с пациентами, «не хочет» с ними общаться, стал «не чувствительным» к их проблемам, «заставляет» себя ходить на работу.

Вопросы:

1)        Какой психологический феномен имеет место?

2)        Чем вызван данный психологический феномен?

3)        Какие признаки указывают на наличие этого феномена?

4)        Можно ли решить проблему путём отдыха в отпуске?

5)        Какие варианты помощи можно предложить?

9. Пятьдесят лет назад Карл Роджерс охарактеризовал «осторожную» эмпатию как одну из наиболее значимых черт профессионального психотерапевта (вместе с «безоговорочным позитивным расположением» и «искренностью») и положил начало области психотерапевтического исследования, которое, в конечном счете, привело к четкому доказательству практической эффективности сочувствия».

Вопросы:

  1. Какое психологическое направление представлено?
  2. Какие психологические приемы используются?
  3. В чём отличие эмпатии от пустых комплиментов? 

ВОПРОСЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ

  1. Психология как научная дисциплина.
  2. Место психологии в системе наук.
  3. Отрасли психологии. Классификация отраслей психологии.
  4. Человек как объект психологического исследования. Уровни психической организации человека.
  5. Понятие психики. Виды психических явлений: процессы, состояния, свойства.
  6. Происхождение и развитие психики в филогенезе.
  7. Общее представление о сознании. Сознание и психика.
  8. Классификация методов психологического исследования.
  9. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».
  10. Деятельность как общенаучная и общепсихологическая категория.
  11. Категория общения в психологической науке.
  12. Психология ощущения. Анализаторы и виды ощущений.
  13. Характеристика восприятия как психического процесса
  14. Внимание как психический процесс: определение, классификации
  15. Мышление как психический процесс: виды, формы.
  16. Воображение: определение, функции, классификации.
  17. Речь и язык. Виды речи.
  18. Эмоции и чувства в психологии.
  19. Формы эмоциональных явлений.
  20. Характеристика воли. Структура волевого процесса.
  21. Характер, общее представление. Типологии характера.
  22. Понятие темперамента.
  23. Мотивация и мотивы: определение, виды.
  24. Понятие «способности». Уровни развития способностей.
  25. Бессознательное и фантазии.
  26. Общее представление о психоанализе.
  27. Наблюдение и эксперимент как методы психологического исследования.
  28. Тесты в психологическом исследовании.
  29. Основные виды деятельности психолога.
  30. Возрастные периодизации в психологии.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 

1.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу «Психология человека». — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 276 с.

2.Головин С.Ю. Словарь практического психолога (около 2000 терминов, 1998 г.)

3.Никандров В.В. Психология: учебник / В.В.Никандров – М. Волтерс Клувер, 2009. – 1008 с.; ил., табл.

4.Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)

5.Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001. — 752 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

6.Ребер А. Большой толковый психологический словарь. В 2-х томах. М.: Вече, АСТ, 2000.

7.Первушина О.Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.

8.Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии; Москва, «Смысл» // 2003.

9.Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. // Ростов-на-Дону. Издательский центр «МарТ», 2001

10.Болотова А. К., Макарова И. В.Прикладная психология: Учебник для вузов. — М.:Аспект Пресс, 2001.

11.Б. Д. Карвасарский. Клиническая психология: Учебник, Изд. Питер, 2004.

12.Лапланш Ж. Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2010.

13.Энциклопедия глубинной психологии Том 1. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. Пер. с нем. / Общ. Ред. А.М. Боковикова. – М.: ЗАО МГ Менеджмент, 2011

14.Зигмунд Фрейд: «Психопатология обыденной жизни»; «Остроумие и его отношение к бессознательному»; «Бессознательное»; «По ту сторону принципа удовольствия»; «Я и Оно»

«Отрицание»; «Массовая психология и анализ Я»; «Тотем и табу»; «Неудобства культуры»

«Будущее одной иллюзии»; «Проблема дилетантского анализа» («К вопросу о дилетантском анализе»)

Перечень иных информационных источников:

http://koob.ru,

http://ihtik.lib.ru,

http://elibrary.ru,

http://flogiston.ru (неофициальный сайт факультета психологии МГУ),

http://voppsy.ru (журнал «Вопросы психологии»),

http://psychol.ras.ru/08.shtml («Психологический журнал»)

http://imaton.ru (Институт практической психологии ИМАТОН), http://www.psychology.ru/whoswho/ (Выдающиеся психологи XX столетия. Галерея психологов).

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»
Факультет психологии

Утверждена

Ученым Советом факультета

«___» ____________ 2012 г.
и.о. декана факультета

_____________ В.А. Штроо

«___»____________ 2012 г.

ПРОГРАММА

ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

ПО НАПРАВЛЕНИЮ 030300.68 ПСИХОЛОГИЯ

подготовки магистра
Магистерская программа «Прикладная социальная психология »

Москва 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Государственный междисциплинарный экзамен входит в состав итоговой государственной аттестации по направлению 030300.68 — Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному выполнению разнообразных профессиональных задач, установленных Государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре.

Настоящая Программа в своем содержании отражает основные требования к профессиональной подготовке магистров психологии, соответствует циклам «Дисциплины направления» и «Специальные дисциплины» действовавшего в период обучения выпускников учебного плана, полностью согласуется с Государственным образовательным стандартом и обязательным минимумом содержания Профессиональной образовательной программы по направлению 030300.68 Психология. Программа государственного междисциплинарного экзамена имеет обобщающий характер и ориентирует выпускников на закрепление в их профессиональном сознании комплексного и целостного знания. Это позволяет использовать при подготовке к экзамену те литературные источники, которые уже изучены студентами и на которые они опирались при подготовке к сдаче зачетов и экзаменов в процессе обучения. Структура программы включает в себя: содержание и перечни литературы к каждому разделу.
На государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области изученных дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов (или индивидуально) и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующего обучения в аспирантуре. Он должен иметь сформированное научное мировоззрение и продемонстрировать при выполнении первой и второй части экзамена знание и владение:

  • системой научных понятий;
  • фактами психологических теорий;
  • методами и процедурами профессиональной деятельности.

При выполнении второй части экзамена студент так же должен продемонстрировать:

  • ясную логику изложения материала;
  • умение анализировать, синтезировать, систематизировать, сравнивать и обобщать изученный им материал;
  • видение возможностей использования полученных знаний и навыков на практике.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЧАСТЬ I. Дисциплины направления
Теория и методология современной психологии. Определения термина «наука» и их обсуждение. Проблемы и критерии истины, знания, демаркации. Метод вообще как путь к цели. Понятие о методах науки. Термин «метод» в широком и узком смысле слова.

Соотнесение понятия «методология» с понятиями «наука», «науковедение», «философия», «мировоззрение». Понятие о рефлексии, виды рефлексии. Методология как рефлексия науки. Функции методологического знания.

Структура и уровни методологического знания: философско-мировоззренческий уровень, уровень общенаучной методологии, уровень конкретно-научной методологии, уровень процедуры и техники исследования. Дескриптивные и нормативные функции методологического знания. Виды методологического знания.

Познавательная ситуация, объект и предмет науки. Субъект познания. История развития методологических знаний. Основные подходы и методы. Парадигмы и «научные революции». Позитивизм и постпозитивизм. Принцип верифицируемости, принцип фальсифицируемости, «защищаемость» теории. Онтологизм, гносеологизм, методологизм. Моделирование «реальности». Ранние виды науки. Классическая наука, «кризис науки», неклассическая, постнеклассическая стадии развития науки. Семантика научного знания.

Специфика и виды психологического знания. Проблема предельной сложности психологического знания. Значение методологии для психологии. Эмпиризм и рационализм, современные эмпирические и теоретические методы. Виды объяснений (причинное, структурное, функциональное, генетическое, комплексное, системное).

Моделирование в психологии. Виды моделей, требования к моделированию психического. Семантика психологического языка. Математика и психология. Ограничения математического моделирования. Проблемы применения математических методов моделирования, обработки результатов. Дискурсивная и иллюстративная функции математического языка.

Психологические школы, «предметы психологии», феноменализм, структурализм, функционализм, проблема единиц анализа, кризис психологии (гносеологическая, деятельностная, социальная и субъектная парадигмы), современные проявления кризиса.

Явная и неявная аксиоматика теорий. Формальная логика, диалектическая логика, системные подходы в психологических исследованиях. Система анализа системных подходов.

Законы психологии, виды и уровни законов. Нормативные и естественные законы. Теории психологии. Параметры оценки теории. Виды теоретического знания. Классификации теорий. Эмпирические и теоретические обобщения. Виды объяснений. Культурно-историческая теория, теория деятельности. Психологические теории и практика. Сетевая парадигма (метафора сети) в психологии.

Понятие «принципы науки». Система принципов. Принцип детерминизма, причинность, телеологизм, редукционизм. Вероятностность и детерминизм. Изменения представлений о детерминированности в связи с принципом опосредствования. Виды детерминизма: причинный, целевой, множественный, синхронный, «вероятностный», опосредствованный.

Принцип развития, принцип взаимодействия. Критерии развития. Кризисы развития. Условия. Источники и движущие силы развития. Каузальность и законы психологии, принцип неопределенности, принцип дополнительности.

Принцип активности. Параметры проявления активности, пассивность – реактивность – активность, избыточная неадаптивная активность.

Принцип системности. Структура системы, единицы анализа системы, системообразующий фактор, системные качества, функциональный анализ, системный анализ, избыточные неадаптивные элементы. Синергетика, автопоэзис, диссипативные структуры.

Принцип реконструкции. Модели реконструкции и аккумуляции в психологии (психоанализ, теория интериоризации, универсалии).

Понятие «категории науки». Значение слова и его функции. Понятия и категории. Система категорий (категориальный строй). Категориальные тезаурусы, категориальные сети. Проблема поиска единиц анализа психического вне системы категорий (понятий).

Отражение и взаимодействие, тезаурус понятий. Проблема субъективности, тезаурус понятий. Психика, онтологический статус, свойства, функции, уровни развития, проблема построения образа, тезаурус понятий.

Деятельность, деятельностный подход, теория деятельности как теория общепсихологическая парадигма, характеристики деятельности, критика теории деятельности, тезаурус понятий. Культурно-историческая теория: предпосылки, эвристичные понятия, критика. Культурно-историческая психология.

Образ, образ мира и образ жизни, модели образа мира и образа жизни, тезаурус понятий. Сознание, онтологический статус, свойства сознания, функции, структура, функции, тезаурус понятий. Теории сознания, модели сознания. Измененные состояния сознания.

Личность, тезаурус понятий. Личность как система. Структуры и функции личности. Общение, тезаурус понятий. Категориальный анализ. Категории, концепты и дискурс.

Понятие «актуальная методологическая проблема». Понятие «актуальная теоретическая проблема». Понятие «теоретическая психология». Проблема «объективного метода» в психологии. Психофизическая проблема. Психофизиологическая проблема. Психогенетическая проблема. Психопраксическая проблема. Психогностическая проблема. Психосоциальная проблема. Психоэнергетическая проблема. Проблема социального и биологического в психическом развитии. Проблема единиц анализа психического как особый вид моделирования в психологии, требования к единицам анализа психического.

Психотерапевтические мифы. Психология и парапсихология. Психология и религия. Психологическая наука и психологические практики. Учения о душе. «Универсальные» схемы описания и анализа, диалектическая и полилектические схемы, временные, генетические, функциональные и структурные схемы, материальные и идеальные системы, описания и проектирования явлений, проблема прогнозирования, проблема языка описания.
Основная литература

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.
  2. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. М.: Юрайт, 2011. 483 с.
  3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
  4. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. 224 с. – Доступна электронная версия.
  5. Шабельников В.К. История психологии. М.: Академический проект, 2011. 391 с.
  6. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М: Университетская книга; Логос, 2006.

Дополнительная литература

        1. Берулава Г.А. Методология современной психологии. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. 216 с.
        2. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1982. , Т.3. С. 414-419.
        3. Зинченко В.П. От потока к структуре сознания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009, Т.6., № 2. С. 3 – 36.
        4. Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии. М.: Академический проект; Трикста, 2011. 521 с.
        5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: Инфра-М, 1998.
        6. Серкин В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики. М.: Пчела, 2008. 378 с.
        7. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1976 (или более поздние издания).

метки: Психологический, Психология, Рекомендовать, Теория, Феномен, Избранный, Социально, Учеба

ПРОГРАММА

ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО

ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301 ПСИХОЛОГИЯ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ

030300 ПСИХОЛОГИЯ (БАКАЛАВРИАТ)

Красноярск, 2005

Составители:

доктор психологических наук, профессор В.С.Нургалеев

доктор психологических наук, профессор Ю.Г.Панюкова

кандидат педагогических наук, доцент З.В.Хохрина

доцент О.И.Титова

Программа итогового междисциплинарного экзамена: по специальности 030301 Психология, по направлению 030300 Психология (бакалавриат) / Сост. В.С.Нургалеев, Ю.Г.Панюкова, З.В.Хохрина, О.И.Титова. – Красноярск: СИБУП, 2005. – 32 с.

Методические указания содержат программу итогового междисциплинарного экзамена по специальности 030301 «Психология» для студентов очной и заочной формы обучения, а также программу итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки бакалавров 030300 «Психология». В представленной программе экзамена содержатся материалы дисциплин, содержание которых соответствует государственному образовательному стандарту.

Также программа включает в себя основную литературу, рекомендуемую для подготовки к сдаче квалификационного экзамена.

© Издательство СИБУП, 2005

Введение

Итоговая аттестация выпускников по специальности 020400 «Психология» всех форм обучения, по направлению 521000 «Психология» (бакалавриат) включает в себя итоговый междисциплинарный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы.

Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности (по направлению) позволяет выявить и оценить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач, готовность к основным видам профессиональной деятельности и включает проверку знаний и умений в соответствии:

— с содержанием основных учебных дисциплин по специальности

— с общими требованиями государственного образовательного стандарта по данной специальности.

Общее количество дисциплин, входящих в программу междисциплинарного экзамена по специальности 020400 Психология, определяется решением Совета психологического факультета. Содержание дисциплин соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по специальности 020400 Психология, введенного в действие с 17 марта 2000 года. Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности согласована с председателем государственной аттестационной комиссии.

12 стр., 5770 слов

Программа междисциплинарного государственного экзамена по направлению подготовки

… -17). На подготовку и проведение государственного экзамена отводится 6 кредитов. Содержание государственного междисциплинарного экзамена по направлению подготовки «история» Раздел I ИСТОРИЯ И … интерпретации информации исторических источников. Зависимость достоверности итоговых научно-исторических выводов от выбора правильных направлений интерпретационных действий. Необходимость приобретения навыков …

Общее количество дисциплин, входящих в программу междисциплинарного экзамена по направлению подготовки бакалавров 521000 Психология, определяется решением Совета психологического факультета. Содержание дисциплин соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по направлению 521000 Психология, введенного в действие с 10 марта 2000 года. Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки бакалавров согласована с председателем государственной аттестационной комиссии.

К государственному экзамену по специальности (по направлению) и защите выпускной квалификационной работы допускаются студенты, завершившие полный курс обучения по профессиональной образовательной программе и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом.

Сдача государственных экзаменов и защита выпускных квалификационных работ проводятся на открытых заседаниях экзаменационных комиссий с участием не менее двух третей ее состава.

Итоговый междисциплинарный экзамен проводится по билетам, утвержденным деканом факультета психологии. Каждый билет содержит по три вопроса. Продолжительность устного ответа студента на государственном экзамене, как правило, не должна превышать 30 минут.

При подготовке к устному экзамену студент ведет записи в листе устного ответа. По окончании ответа лист устного ответа, подписанный студентом, сдается председателю государственной аттестационной комиссии.

Основные критерии при оценке ответов студентов

— знание основных терминов, понятий, правил и принципов по рассматриваемому вопросу, краткой истории его изучения;

— понимание актуальности и значения вопроса в современной социально- экономической обстановке;

— знание методов исследования анализируемой проблемы и процедур из проведения;

— показ возможностей применения закономерностей, правил, принципов в практической деятельности психолога;

— знание основных исследователей рассматриваемого вопроса, авторов научных работ;

— умение иллюстрировать психологические положения конкретными фактами и математико — статистическими данными;

— умение интерпретировать схемы, графики, диаграммы, касающиеся рассматриваемого вопроса;

— логичность, аргументированность, последовательность изложения материала;

— формулирование обоснованных выводов по рассмотренному вопросу.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Раздел 1. Предмет психологии Характеристика общей психологии как науки. Этапы становления предмета психологии в истории науки: душа, рефлекс, поведение, сознание и т.д. Представление о человеке в основных психологических школах: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая психология, культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, деятельностный подход в отечественной психологии.
Раздел 2. Методы психологического познания человека Общая характеристика методов психологического познания человека. Проблема субъекта и объекта в психологическом познании.
Раздел 3. Психические процессы Психические процессы как феномен жизнедеятельности человека. Структура психических процессов по Л.Веккеру. Память как психологический феномен. Виды памяти. Процессы памяти. Подходы к развитию памяти. Внимание как психологический феномен. Основные виды и свойства внимания. Мышление как психологический феномен. Виды, формы мышления и операции мышления. Психологическая характеристика процесса решения задачи. Эмоционально-волевые процессы в жизнедеятельности человека. Механизмы возникновения, виды и функции эмоций. Психологические механизмы волевой регуляции: непроизвольное, произвольное и волевое действие. Язык и речь. Функции и виды речи. Развитие речи. Категория деятельности в психологической науке. Психологическая теория деятельности (по А.Н.Леонтьеву).

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2002. 496 с.

2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров: Избранные психологические труды в 70-ти томах / Гл. ред. Д.И. Фельдштейн.-М.: «Институт практической психологии», 1996.-768с.

3. Бреслав, Г.М. Психология эмоций [Текст]: учебное пособие/Г.М. Бреслав.- М.: Смысл; «Академия», 2004.-544с.

4. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды в 70-ти томах / Гл. ред. Д.И. Фельдштейн. — М.: «Институт практической психологии», 1996.

5. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998. 685 с.

6. Весна Е.Б. Практические аспекты психологии познавательных процессов: Учебное пособие.- М.: Московский психолого-социальный институт,2001.- 120с.

7. Выготский Л.С. Мышление и речь.

8. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: Изд-во УРАО, 1998. 144 с.

9. Изард К.Э. Психология эмоций / пер. с англ. СПб.: Изд-во Питер, 2000. 464 с.

10. Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие – М.: АСТ, 2002 – Гриф.

11. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды в 70-ти томах/Гл.ред. Д.И. Фельдштейн .-М.: Московский психолого- социальный институт, 2001. -448 с.

12. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст]: учебное пособие/А.Н. Леонтьев. — М.: «Смысл», «Академия», 2004.

13. Ломов А.А. Системность в психологии: Избранные психологические труды в 70-ти томах/Под ред. В.А. Барабанщикова, Д.Н. Завалишиной и В.А. Пономаренко. — М.: «Институт практической психологии», 1996.- 384 с.

14. Лурия А.Р. Язык и сознание. Р-н/Д, 1999.

15. Психология внимания: Учеб. пособие/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я.Романова. — М.: ЧеРо,2001.-858с

16. Рубенштейн С. Л. Основы общей психологии СПб.: Питер, 1999 (2000)

17. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.

18. Современная психология: справочное руководство / Под ред. В.Н.Дружинина. – М.: ИНФРА-М., 1999. 688 с.

19. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2002 .

20. Узнадзе Д.Н. Психология установки.- Спб.: Питер, 2001.- 416 с.

21. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. -2-е изд.- СПб.: Питер,2002.-272с.

22. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. – М.: Логос, 1996. 320 с.

23. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. — М.: «Логос», 2003. – 210 с.

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Раздел 1. Подходы к периодизации развития человека Критерии периодизации развития человека на разных этапах формирования психологического знания (З.Фрейд, Э.Эриксон, Д. Эльконин и другие).

Кризисы психического развития.

Раздел 2. Психологическая характеристика возрастных периодов в развитии человека Психологическая характеристика периода младенчества. Основные психологические новообразования этого возраста. Психологическая характеристика периода раннего детства. Основные психологические новообразования этого возраста. Психологическая характеристика периода дошкольного возраста. Основные психологические новообразования этого возраста. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Основные психологические новообразования этого возраста. Психологическая характеристика подросткового возраста. Основные психологические новообразования этого возраста. Психологическая характеристика юношеского возраста. Основные психологические новообразования этого возраста.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — 4-е изд.- М.: Академический Проект, 2003.

2. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2000. 350 с.

3. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры: Избранные психологические труды в 70-ти томах / Под ред. М.Г.Ярошевского. — М.: «Институт практической психологии», 1996.- 512с.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Академия, 1997. 432 с.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. М.: Педагог. Общество России, 2001. 442 с.

6. Психология развития: Учебник для студентов высших психологических и педагогических учебных заведений / Т.М.Марютина, Т.Г.Стефаненко, К.Н.Поливанова и др. Под ред. Т.Д.Марцинковской.- М.: Академия, 2001. 352 с.

7. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2001 .

8. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды в 70-ти томах/ Под ред. Д.И. Фельдштейна/ Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. — М.: «Институт практической психологии», 1995 .- 416с.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Раздел 1. Подходы к психологическому анализу личности Индивид, личность, индивидуальность. Соотношение понятий «темперамент», «характер», «личность». Экспрессивно-инструментальный уровень анализа личности. Содержательно-смысловой уровень анализа личности. Экзистенциальный уровень анализа личности.
Раздел 2. Теории личности в современной психологии Психоаналитические теории личности (З.Фрейд, К.Юнг, К.Хорни и др.) Социально-когнитивные теории личности (А.Бандура, Д.Роттер) Представление о личности в гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс) Представления о личности в отечественной психологии.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2002. 416 с.

2. Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды в 70-ти томах/Под ред. Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. — М.: «Институт практической психологии», 1995.- 352с.

4. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. Учебное пособие. – М.: Смысл, 1997. 67 с.

5. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. Пер. с англ. М.С. Жамкочьян: Учебник/Под ред. В.С. Магуна. — М.: Аспект Пресс, 2001.- 607с.

6. Психология индивидуальных различий: Учебное пособие/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. — 2-е изд . — М.: «ЧеРо», 2002.

7. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В.Куликова. – СПб.: Питер, 2001. 480 с.

8. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения: Учебник.- 5-е международное изд.- СПб, М.: «Прайм-Еврознак», «Олма-Пресс», 2002. – 864 с.

9. Холл К.С., Линдсей Г. Теория личности: Учебное пособие / пер. с англ. И.Б.Гриншпун. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 592 с.

10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2001. 608 с.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Раздел 1. Психология групп Понятие группы. Группы и страты в структуре общества. Особенности механизмов влияния больших групп на личности: заражение, внушение, подражание, убеждение. Взгляд на малые группы в отечественной и зарубежной и зарубежной психологии. Основные параметры малых групп. Процессы, происходящие в малых группах: лидерство, формирование групповых норм, общественного мнения. Конформизм как социально-психологический феномен. Классические подходы к исследованию конформизма.
Раздел 2. Личность в социальной психологии Проблема личности в социальной психологии. Основные параметры социально-психологической модели личности. Процесс социализации личности. Некоторые особенности структурных компонентов личности в социальной психологии: а) система социальных установок (аттитюдов); б) социальные роли личности; в) самооценка и самоуважение, уровень притязаний.
Раздел 3. Психология общения Понятие общения. Общение, его виды (функции) и стороны: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Средства общения. Общение и социально- психологические механизмы взаимодействия людей: заражение, внушение, убеждение, подражание. Эффекты межличностного восприятия.
Раздел 4. Конфликты и способы их преодоления Сущность конфликтов и их типология. Социально-психологические потенциалы конфликтности. Преодоление конфликта: сущность, этапы, стратегия и тактика.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений.– М.: Изд–во МГУ, 1983.–147 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология.– М., 2003.–376 с.

3. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2001.

4. Кричевский Р., Дубовская Е.М. Психология малой группы.

5. Майерс Д. Социальная психология.– СПб., 1997.–608 с.

6. Парыгин Б.Д. Социальная психология.– СПб: СПбГУ, 1999.–560 с.

7. Парыгин Б.Д. Основы социально–психологической теории.– М.: Мысль, 1971.–348 с.

8. Прикладная социальная психология /Под ред. А.И. Сухова, А.А. Деркача. – М: Воронеж, 1998.–688 с.

9. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления.– Л.: Изд–во ЛГУ, 1986.–176 с.

10. Современная зарубежная социальная психология: Тексты.– М.: МГУ, 1984.–255 с.

11. Современная психология: справочное руководство / Отв. ред. В.Н.Дружинин. – М.: ИНФРА-М, 1999.

12. Социальная психология: учебное пособие / Отв. ред. А.Л.Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. – 351 с.

13. Шибутани Т. Социальная психология: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1969.–535 с. (также Ростов н/Д: ФЕНИКС, 1998.–544 с.)

14. Шихирев П.Н. Современная социальная психология.– М.: Центр психологии и психотерапии, 1999.–386 с.

ПСИХОДИАГНОСТИКА Классификация методов психологической диагностики. Валидность психодиагностических методик. Надежность тестов. Стандартизированные методы психологической диагностики. Проективные методики психологической диагностики.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., Питер, 2001. 688 с.

2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2000. 440 с.

3. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев, 1997.

4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2002. 352 с.

5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 1999. 528 с.

6. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт.- СПб.: Речь, 2002.- 480с.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА Труд как психологический феномен. Подходы к анализу трудовой мотивации: содержательные и процессуальные теории. Подходы к периодизации профессионального развития человека. Профессиография, профессиограмма, психограмма. Психологические кризисы профессионального становления. Профессиональное самоопределение как социально-психологическое явление.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998, 350 с.

2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2001.

3. Психология труда: учебник для студентов высших учебных заведений /Под ред. проф. А.В.Карпова. – М.: Владос-Пресс, 2003.

4. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2001. 360 с.

5. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М., 1995.

6. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – М., 1987.

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Клиническая психология, ее предмет и задачи, разделы клинической психологии. Патопсихология. Ее отличия от психопатологии. Предмет, задачи, методы патопсихологического исследования. Психосоматические расстройства.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вольф М. Патопсихология и ее методы/Научный ред. проф. С.Л. Соловьева. — СПб.:Питер, 2004. — 192с.

2. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2003.- 208с.

3. Клиническая психология/Под ред. М. Перре. У.Бауманна. — 2-е международное издание. — СПб.: Питер, 2002 .-.

4. Клиническая психология: Учебник / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2002, 960 с.

5. Мягков И.Ф. и др. Медицинская психология: пропедевтический курс: Учебник для вузов. — Изд.второе, перераб. и доп. — М.: «Логос», 2002.- 320с.

6. Репина Н.В. и др. Основы клинической психологии: Учебник. — Ростов н/Д: «Феникс». — («Учебники, учебные пособия»).

Ч.1:Теоретические основы клинической психологии .- 2003. — 480с.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ Специфика преподавания психологии в школе. Подготовка и проведение урока. Дидактические возможности дискуссии при преподавании психологии. Подготовка и проведение дискуссии. Дидактические возможности игры при преподавании психологии. Деятельность педагога при проведении игры. Подготовка и проведение лекций и семинарских занятий при преподавании психологии.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учебное пособие. М.: Владос, 2001.

2. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005. — 250с.

3. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М.: УРАО, 2000.

4. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащегося / Под ред. А.А. Бодалева, В.Я.Ляудис. М., 1980.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ Структура процесса консультирования. Личностные особенности консультанта и их роль в процессе консультирования. Этические принципы консультирования. Консультирование по принятию решений, пятишаговая модель.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е.-М.:Независимая фирма «Класс», 2000.

2. Глэддинг С. Психологическое консультирование . — 4-е изд. — СПб.: Питер, 2002.- 736 с.

3. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2001. 208 с.

4. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. — М.: Ось- 89, 2003. – 272 с.

ПСИХОДИАГНОСТИКА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦЕЙ. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ Методы изучения профессиональной сферы: тесты, интервью, анализ документов, наблюдение, экспертная оценка, центры оценки (assessment-center).

Кадровые процессы в организации и планирование психодиагностики в зависимости от задачи: отбор, аттестация и оценка работы персонала, отбор в резерв, оценка адаптации сотрудников, формирование команд. Психодиагностические процедуры кадровой работы. Формирование группы резерва на руководящие должности. Диагностика социально-психологических факторов состояния организации. Диагностика мотивационной системы управления. Анализ управленческой ситуации.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бурлачук Л. Ф., Морозов С.М.. Словарь-справочник по психологической диагностике. – СПб. «Питер». 1999.

2. Дж. М. Иванцевич. А. А. Лобанов. Человеческие ресурсы управления. М. 1993.

3. Купер Д., Робертсон А. Психология в отборе персонала/Д. Купер, А. Робертсон.-СПб.: Питер, 2003. — 240 с.

4. Купер Д., Робертсон А. Психология в отборе персонала/Д. Купер, А. Робертсон.-СПб.: Питер,2003.-240 с.

5. Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. — СПб.: «Речь», 2002. – 72 с. А. К. Маркова. Психология профессионализма. М. 1996.

6. Тараненко В. Управление персоналом, корпоративный мониторинг, психодиагностика: Тесты для отбора персонала. — Киев: «Ника — Центр», 2002. — 240с.

ПРОГРАММА ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 030300 ПСИХОЛОГИЯ

(бакалавриат)

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Раздел 1. Предмет психологии Характеристика общей психологии как науки. Этапы становления предмета психологии в истории науки: душа, рефлекс, поведение, сознание и т.д. Представление о человеке в основных психологических школах: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая психология, культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, деятельностный подход в отечественной психологии.
Раздел 2. Методы психологического познания человека Общая характеристика методов психологического познания человека. Проблема субъекта и объекта в психологическом познании.
Раздел 3. Психические процессы Психические процессы как феномен жизнедеятельности человека. Структура психических процессов по Л.Веккеру. Память как психологический феномен. Виды памяти. Процессы памяти. Подходы к развитию памяти. Внимание как психологический феномен. Основные виды и свойства внимания. Мышление как психологический феномен. Виды, формы мышления и операции мышления. Психологическая характеристика процесса решения задачи. Эмоционально-волевые процессы в жизнедеятельности человека. Механизмы возникновения, виды и функции эмоций. Психологические механизмы волевой регуляции: непроизвольное, произвольное и волевое действие. Язык и речь. Функции и виды речи. Развитие речи. Категория деятельности в психологической науке. Психологическая теория деятельности (по А.Н.Леонтьеву).

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2002. 496 с.

2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров: Избранные психологические труды в 70-ти томах / Гл. ред. Д.И. Фельдштейн.-М.: «Институт практической психологии», 1996.-768с.

3. Бреслав, Г.М. Психология эмоций [Текст]: учебное пособие/Г.М. Бреслав.- М.: Смысл; «Академия», 2004.-544с.

4. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды в 70-ти томах / Гл. ред. Д.И. Фельдштейн. — М.: «Институт практической психологии», 1996.

5. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998. 685 с.

6. Весна Е.Б. Практические аспекты психологии познавательных процессов: Учебное пособие.- М.: Московский психолого-социальный институт,2001.- 120с.

7. Выготский Л.С. Мышление и речь.

8. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: Изд-во УРАО, 1998. 144 с.

9. Изард К.Э. Психология эмоций / пер. с англ. СПб.: Изд-во Питер, 2000. 464 с.

10. Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие – М.: АСТ, 2002 – Гриф.

11. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды в 70-ти томах/Гл.ред. Д.И. Фельдштейн .-М.: Московский психолого- социальный институт, 2001. -448 с.

12. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст]: учебное пособие/А.Н. Леонтьев. — М.: «Смысл», «Академия», 2004.

13. Ломов А.А. Системность в психологии: Избранные психологические труды в 70-ти томах/Под ред. В.А. Барабанщикова, Д.Н. Завалишиной и В.А. Пономаренко. — М.: «Институт практической психологии», 1996.- 384 с.

14. Лурия А.Р. Язык и сознание. Р-н/Д, 1999.

15. Психология внимания: Учеб. пособие/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я.Романова. — М.: ЧеРо,2001.-858с

16. Рубенштейн С. Л. Основы общей психологии СПб.: Питер, 1999 (2000)

17. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.

18. Современная психология: справочное руководство / Под ред. В.Н.Дружинина. – М.: ИНФРА-М., 1999. 688 с.

19. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2002 .

20. Узнадзе Д.Н. Психология установки.- Спб.: Питер, 2001.- 416 с.

21. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. -2-е изд.- СПб.: Питер,2002.-272с.

22. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. – М.: Логос, 1996. 320 с.

23. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. — М.: «Логос», 2003. – 210 с.

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Раздел 1. Подходы к периодизации развития человека Критерии периодизации развития человека на разных этапах формирования психологического знания (З.Фрейд, Э.Эриксон, Д. Эльконин и другие).

Кризисы психического развития.

Раздел 2. Психологическая характеристика возрастных периодов в развитии человека Психологическая характеристика периода младенчества. Основные психологические новообразования этого возраста. Психологическая характеристика периода раннего детства. Основные психологические новообразования этого возраста. Психологическая характеристика периода дошкольного возраста. Основные психологические новообразования этого возраста. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Основные психологические новообразования этого возраста. Психологическая характеристика подросткового возраста. Основные психологические новообразования этого возраста. Психологическая характеристика юношеского возраста. Основные психологические новообразования этого возраста.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — 4-е изд.- М.: Академический Проект, 2003.- 704 с.

2. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2000. 350 с.

3. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры: Избранные психологические труды в 70-ти томах / Под ред. М.Г.Ярошевского. — М.: «Институт практической психологии», 1996.- 512с.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Академия, 1997. 432 с.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. М.: Педагог. Общество России, 2001. 442 с.

6. Психология развития: Учебник для студентов высших психологических и педагогических учебных заведений / Т.М.Марютина, Т.Г.Стефаненко, К.Н.Поливанова и др. Под ред. Т.Д.Марцинковской.- М.: Академия, 2001. 352 с.

7. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2001 .

8. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды в 70-ти томах/ Под ред. Д.И. Фельдштейна/ Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. — М.: «Институт практической психологии», 1995 .- 416с.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Раздел 1. Подходы к психологическому анализу личности Индивид, личность, индивидуальность. Соотношение понятий «темперамент», «характер», «личность». Экспрессивно-инструментальный уровень анализа личности. Содержательно-смысловой уровень анализа личности. Экзистенциальный уровень анализа личности.
Раздел 2. Теории личности в современной психологии Психоаналитические теории личности (З.Фрейд, К.Юнг, К.Хорни и др.) Социально-когнитивные теории личности (А.Бандура, Д.Роттер) Представление о личности в гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс) Представления о личности в отечественной психологии.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2002. 416 с.

2. Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды в 70-ти томах/Под ред. Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. — М.: «Институт практической психологии», 1995.- 352с.

4. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. Учебное пособие. – М.: Смысл, 1997. 67 с.

5. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. Пер. с англ. М.С. Жамкочьян: Учебник/Под ред. В.С. Магуна. — М.: Аспект Пресс, 2001.- 607с.

6. Психология индивидуальных различий: Учебное пособие/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. — 2-е изд . — М.: «ЧеРо», 2002.

7. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В.Куликова. – СПб.: Питер, 2001. 480 с.

8. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения: Учебник.- 5-е международное изд.- СПб, М.: «Прайм-Еврознак», «Олма-Пресс», 2002. – 864 с.

9. Холл К.С., Линдсей Г. Теория личности: Учебное пособие / пер. с англ. И.Б.Гриншпун. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 592 с.

10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2001. 608 с.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Раздел 1. Психология групп Понятие группы. Группы и страты в структуре общества. Особенности механизмов влияния больших групп на личности: заражение, внушение, подражание, убеждение. Взгляд на малые группы в отечественной и зарубежной и зарубежной психологии. Основные параметры малых групп. Процессы, происходящие в малых группах: лидерство, формирование групповых норм, общественного мнения. Конформизм как социально-психологический феномен. Классические подходы к исследованию конформизма.
Раздел 2. Личность в социальной психологии Проблема личности в социальной психологии. Основные параметры социально-психологической модели личности. Процесс социализации личности. Некоторые особенности структурных компонентов личности в социальной психологии: а) система социальных установок (аттитюдов); б) социальные роли личности; в) самооценка и самоуважение, уровень притязаний.
Раздел 3. Психология общения Понятие общения. Общение, его виды (функции) и стороны: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Средства общения. Общение и социально- психологические механизмы взаимодействия людей: заражение, внушение, убеждение, подражание. Эффекты межличностного восприятия.
Раздел 4. Конфликты и способы их преодоления Сущность конфликтов и их типология. Социально-психологические потенциалы конфликтности. Преодоление конфликта: сущность, этапы, стратегия и тактика.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений.– М.: Изд–во МГУ, 1983.–147 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология.– М., 2003.–376 с.

3. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2001.

4. Кричевский Р., Дубовская Е.М. Психология малой группы.

5. Майерс Д. Социальная психология.– СПб., 1997.–608 с.

6. Парыгин Б.Д. Социальная психология.– СПб: СПбГУ, 1999.–560 с.

7. Парыгин Б.Д. Основы социально–психологической теории.– М.: Мысль, 1971.–348 с.

8. Прикладная социальная психология /Под ред. А.И. Сухова, А.А. Деркача. – М: Воронеж, 1998.–688 с.

9. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления.– Л.: Изд–во ЛГУ, 1986.–176 с.

10. Современная зарубежная социальная психология: Тексты.– М.: МГУ, 1984.–255 с.

11. Современная психология: справочное руководство / Отв. ред. В.Н.Дружинин. – М.: ИНФРА-М, 1999.

12. Социальная психология: учебное пособие / Отв. ред. А.Л.Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. – 351 с.

13. Шибутани Т. Социальная психология: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1969.–535 с. (также Ростов н/Д: ФЕНИКС, 1998.–544 с.)

14. Шихирев П.Н. Современная социальная психология.– М.: Центр психологии и психотерапии, 1999.–386 с.

ПСИХОДИАГНОСТИКА Классификация методов психологической диагностики. Валидность психодиагностических методик. Надежность тестов. Стандартизированные методы психологической диагностики. Проективные методики психологической диагностики.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., Питер, 2001. 688 с.

2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2000. 440 с.

3. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев, 1997.

4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2002. 352 с.

5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 1999. 528 с.

6. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт.- СПб.: Речь, 2002.- 480с.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА Труд как психологический феномен. Подходы к анализу трудовой мотивации: содержательные и процессуальные теории. Подходы к периодизации профессионального развития человека. Профессиография, профессиограмма, психограмма. Психологические кризисы профессионального становления. Профессиональное самоопределение как социально-психологическое явление.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998, 350 с.

2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2001.

3. Психология труда: учебник для студентов высших учебных заведений /Под ред. проф. А.В.Карпова. – М.: Владос-Пресс, 2003.

4. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2001. 360 с.

5. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М., 1995.

6. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – М., 1987.

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Клиническая психология, ее предмет и задачи, разделы клинической психологии. Патопсихология. Ее отличия от психопатологии. Предмет, задачи, методы патопсихологического исследования. Психосоматические расстройства.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вольф М. Патопсихология и ее методы/Научный ред. проф. С.Л. Соловьева. — СПб.:Питер, 2004. — 192с.

2. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2003.- 208с.

3. Клиническая психология/Под ред. М. Перре. У.Бауманна. — 2-е международное издание. — СПб.: Питер, 2002 .-.

4. Клиническая психология: Учебник / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2002, 960 с.

5. Мягков И.Ф. и др. Медицинская психология: пропедевтический курс: Учебник для вузов. — Изд.второе, перераб. и доп. — М.: «Логос», 2002.- 320с.

6. Репина Н.В. и др. Основы клинической психологии: Учебник. — Ростов н/Д: «Феникс». — («Учебники, учебные пособия»).

Ч.1:Теоретические основы клинической психологии .- 2003. — 480с.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ Специфика преподавания психологии в школе. Подготовка и проведение урока. Дидактические возможности дискуссии при преподавании психологии. Подготовка и проведение дискуссии. Дидактические возможности игры при преподавании психологии. Деятельность педагога при проведении игры. Подготовка и проведение лекций и семинарских занятий при преподавании психологии.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учебное пособие. М.: Владос, 2001.

2. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005. — 250с.

3. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М.: УРАО, 2000.

4. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащегося / Под ред. А.А. Бодалева, В.Я.Ляудис. М., 1980.

Ответственный редактор: Титова Ольга Ивановна, доцент кафедры психологии

Подписано в печать Сдано в производство

Формат 60х84 1/16 Бумага типографская.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,9

Изд. № Тираж 100 экз.

______________________________________________________ Редакционно-издательский отдел СИБУП.

660037, Красноярск, ул. Московская. 7а

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Медный всадник в скульптурном изображении фальконе представил егэ ответы
  • Междисциплинарный экзамен по программе соответствующего бакалавриата
  • Медицинская справка для сдачи экзамена на судью
  • Медный всадник в ленинграде сочинение рассуждение
  • Междисциплинарный экзамен по праву тест

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии