При организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2022/23 учебном году просим использовать Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2022/23 учебном году в редакции от 30.11.2022 № 04-444.
252,6 КБ
30.11.2022
№04-444
Письмо Рособрнадзора в дополнение к ранее направленному письму от 28 октября 2022 г. № 04-411 «Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2022/23 учебном году» в новой редакции
1,4 МБ
30.11.2022
Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2022/23 учебном году (новая редакция от 30.11.2022)
28 октября 2022
В закладки
Обсудить
Жалоба
Рособрнадзор опубликовал методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2022/23 учебном году.
→ Методические рекомендации: mr-its22-23.pdf
→ Правила заполнения бланков: pravila-blank.pdf
С 2022/23 учебного года расширяются возможности выбора темы сочинения: каждый комплект будет включать не пять, а шесть тем – по две темы из каждого раздела банка:
Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
Как и в прошлые годы, комплекты тем формируются отдельно для каждого часового пояса в режиме конфиденциальности и становятся общедоступными за 15 минут до начала итогового сочинения.
При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования. Темы для итогового сочинения должны:
→ соответствовать разделам закрытого банка тем итогового сочинения;
→ соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
→ соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который участник будет опираться в своих рассуждениях);
→ нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
→ соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
→ быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.
Темы позволяют участнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.
В качестве примера ниже приведен образец комплекта тем.
→ Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?
→ Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?
→ Семейные ценности и их место в жизни человека.
→ В чём может проявляться любовь к Отечеству?
→ Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
→ Чему человек может научиться у природы?
Темы привязаны к определенным разделам и подразделам банка, но сочинение участника может быть написано так, что по содержанию оно окажется ближе другому разделу. Участник вправе выбирать свой ракурс раскрытия темы, который может совпасть или не совпасть с комментариями к разделу, в рамках которого сформулирована тема. Например, рассуждая на тему «Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?» (тема прикреплена к разделу 1) участник может выйти на проблематику раздела 2 и рассмотреть связь указанных понятий в ракурсе семейных или общественных ценностей. Рассуждая о чести и совести, участник вправе писать об ответственности человека науки, о научной совести.
Образцы бланков
Муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа с.
Габдюково филиал муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
средняя общеобразовательная школа с. Зуяково Белорецкого района Республики
Башкортостан
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2022/2023 УЧЕБНОМ ГОДУ ДЛЯ
УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
Зуяково,
2022г.
Методические
рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения в 2022/2023 учебном
году для учителей русского языка и литературы –Зуяково
Автор-составитель:
Баязитова
Гульфия Шарифулловна , учитель первой квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………….3
стр.
Общая
структура итогового сочинения…………………………………………….4-6стр.
Каким
же будет итоговое сочинение 2022/23……………………………………7-8стр
1. Направление «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
2. Направление «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
3. Направление «Природа и культура в жизни человека »
Основные
правила написания и критерии………………………………………….9-12стр
Что
изменилось в этом году…………………………………………………………….13-16стр
Памятка
выпускнику по написанию итогового сочинения……………….17-18стр
ВВЕДЕНИЕ
Итоговое сочинение
2022-2023учебного года
Методические рекомендации
Открытые тематические направления
итоговых сочинений 2022-2023 учебного года, разработанные Советом по
вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и
науки Российской Федерации под председательством Натальи Солженицыной,
президента Русского общественного фонда Александра Солженицына,
размещены на официальном сайте Федерального института
педагогических измерений (http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie).
В том же источнике
приведены Комментарии к пяти направлениям, разработанные специалистами
ФГБНУ «ФИПИ» и согласованные с председателем Совета Н.Д. Солженицыной.
Традиционно экзаменационный комплект
будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной
теме от каждого открытого тематического направления), причем темы
будут составлены в соответствии с принципами посильности,
ясности и точности постановки проблемы. Отмечается
«литературоцентричность итогового сочинения, обусловленная традициями
российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда
отводилось важное место». Особый акцент сделан на том, что простой ссылки на
тот или иной художественный текст в итоговом сочинении не достаточно,
выпускник должен использовать примеры, связанные с
проблематикой и тематикой произведений, системой образов, композицией
и т.п., причем допускается разный уровень осмысления материала
художественного произведения: от элементов смыслового анализа
(например, сюжет, характеры) до комплексного анализа в единстве формы и
содержания.
Совет по вопросам проведения
итогового сочинения при Министерстве образования и науки Российской
Федерации под председательством Натальи Солженицыной, президента
Русского общественного фонда Александра Солженицына, неоднократно
указывал на то, что сочинение носит метапредметный характер, то есть
позволяет судить о гражданской, морально-нравственной зрелости ученика,
что является итогом обучения и воспитания в школе.
Общая структура итогового сочинения
I. Вступление (60-70
слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая
несколько подпунктов) — 200-250 слов.
Тeзис 1 (20-30 слов)
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или
нeскoлькo) - Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
- Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис 2
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы
- Микpoвывoд
- Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
III. Заключение (60-70
слов)
Теперь
рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения
I.
Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Вступление
состоит из 3 элементов:
1.
объяснение ключевых слов темы или цитаты;
2.
общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий
в жизни
человека;
3.
ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все
эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
- Подробнее о вступлении (спец.
материал)
Темы,
предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
1.
тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем
отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите
от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что…
», «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно
ли… » и т. д.,
2.
тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся
утверждение,
3.
тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать
свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
II.
Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы,
представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Основная
часть = Тезис + Аргумент(ы)
Тезис
— это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать.
Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Помни!
- По
oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe,
вмeстe взятыe. - Тeзис,
пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин. - Оптимaльнoe
кoличeствo литературных аргументов – 2. - Кaждoму
тeзису – свoй apгумeнт! - Связка
— это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к
аргументации.
Аргумент
нужно:
- привести
из литературных источников. - выделить
в отдельный абзац. - в
конце каждого аргумента написать микровывод. - к
одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы
аргументов было два. - если
тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Аргумент
состоит из 3 элементов:
1.
Обращение к литературному произведению — называем автора и
произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем —
произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
2.
Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или
конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз
упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор
описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п.
Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому
что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
3.
Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё
сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы,
как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или
авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель
приходит к выводу… » и т. п.
III.
Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
- Подробнее о заключении (спец.
материал)
4
способа закончить сочинение:
1.
Вывод. Принято завершать сочинение выводом
из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже
делались в сочинении после аргументов.
2.
Заключение-призыв. Не используй пафосные
лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица:
«берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно»,
«давайте» и т. д. .
3.
Заключение — выражение надежды,
позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать
надежду нужно на что-нибудь позитивное.
4.
Цитата, подходящая по смыслу и высказана
уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим
направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.
Помни:
смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.
Каким же будет
итоговое сочинение 2022/23
Эксперты
взяли огромный банк заданий, который скопился за все эти годы и разбили его на
следующие разделы и подразделы:
1.
Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и
выбор между добром и злом
1.3. Познание человеком самого себя
1.4. Свобода человека и ее ограничения
2. Семья,
общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
2.2. Человек и общество
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека
3.
Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек
3.2. Наука и человек
3.3. Искусство и человек
По
факту те же самые направления, только более крупные. На экзамене в каждый
комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела
банка.
Пример тем для
итогового сочинения 2022/23, ФИПИ
В
остальном требования, критерии оценки и правила написания итогового сочинения
не поменялись.
Основные правила
написания и критерии
Итоговое
сочинение в 2022 году пройдёт 7 декабря. Вам
предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное
и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.
·
Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе
незачёт!).
·
Сочинение должно быть написано самостоятельно.
По
структуре итоговое сочинение 2022 сильно отличается от сочинения ЕГЭ. Комплект
из шести тем вы получите только за 15 минут до экзамена, заранее известны
только разделы и подразделы.
Итоговое сочинение
2022/23: критерии
Сочинение
оценивается по пяти критериям, по каждому можно получить или «зачет», или
незачет. Первые два критерия самые важные: если не получить по ним «зачет»,
экзамен провален. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно
получить «зачет» за два первых критерия + за ещё хотя бы один из остальных.
1.
Соответствие теме
Самое
важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не
подменять понятия.
2.
Привлечение литературного материала
Чтобы
получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской
классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже
«Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент,
который подтвердит ваше мнение.
3.
Композиция и логика рассуждения
Чтобы
получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую
структуру сочинения.
5
абзацев:
·
вступление (тезис)
·
собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
·
аргумент 1 (доказательство и микровывод)
·
аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод)
·
вывод (итог рассуждений)
Если
сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, то данный критерий
засчитают.
4.
Качество письменной речи
Если
всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят
«незачёт», если мысль ясна — «зачёт».
5.
Грамотность
«Незачёт»
поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок:
грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении
можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести
орфографические ошибки к минимуму.
Аргументы для
итогового сочинения 2022/23
Несмотря
на то, что темы заранее не известны, мы подготовили для вас банк аргументов по
подразделам, который поможет вам аргументировать свою позицию по любой теме.
Раздел
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы
этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам в
ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, о
добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к
самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся
понять себя.
Возможные
темы:
·
Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное
наказание?
·
Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?
·
Можно ли оправдать плохой поступок?
·
Может ли любовь спасти заблудшую душу?
Литературные
аргументы:
·
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
·
«Евгений Онегин» А. С. Пушкин
·
«Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
·
«Голодные игры» С. Коллинз
·
«Повелитель мух» У. Голдинг
·
«Старуха Изергиль» М. Горький
·
«451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
·
«Евгений Онегин» А. С. Пушкин
·
«Зеленая лампа» А. Грин
·
«Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
·
«Граф Монте-Кристо» А. Дюма
·
«Черный человек» С. Есенин
·
«Гранатовый браслет» А. И. Куприн
Раздел
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы
этого раздела нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях,
традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.
Возможные
темы:
·
Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?
·
Как окружение влияет на ребёнка?
·
На что готов пойти человек ради своей семьи?
·
Человек должен жить для себя или на благо общества?
Литературные
аргументы:
·
«Война и мир» Л. Н. Толстой
·
«Анна Каренина» Л. Н. Толстой
·
«Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
·
«Герой нашего времени» М. Лермонтов
·
«Горе от ума» А. С. Грибоедов
·
«Гарри Поттер» Дж. Роулинг
·
«Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
·
«Капитанская дочка» А.Пушкин
Раздел
3. Природа и культура в жизни человека
Темы
этого раздела нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о таланте,
ценности творчества и научного поиска, о собственных интересах в области
искусства и науки; также темы могут быть связаны с вопросами экологии и рои
природы в жизни человека.
Возможные
темы:
·
Как произведения искусства могут повлиять на личность и
воспитание?
·
Почему важно сохранять историческую память и традиционные
ценности?
·
Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без
человека, а человек без природы — нет?
·
Как достижения науки и технологий повлияли на человека и
природу?
·
Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?
Литературные
аргументы:
·
«451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
·
«О дивный новый мир» О. Хаксли
·
«Отцы и дети» И. С. Тургенев
·
«1984» Дж. Оруэлл
·
«Мы» Е. И. Замятин
·
«Голодные игры» С. Коллинз
·
«Повелитель мух» У. Голдинг
·
«Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
·
«Цветы для Элджернона» Дэниел Киз
Что
изменилось в этом году
Нововведением в 2022/23 учебном году
стала отмена пяти тематических направлений итогового сочинения, которые больше
не будут публиковаться в начале учебного года. Вместо этого появится
закрытый банк тем.
В этом учебном году в основу закрытого банка положены темы, которые
использовались в прошлые годы (сейчас их более 1500).
В дальнейшем этот банк будет пополняться. Перед началом учебного года
теперь можно будет узнать названия разделов и подразделов закрытого банка,
а также прочитать комментарии к ним.
На сайте ФИПИ размещена структура закрытого банка, с которой учащимся
непременно надо познакомиться. Структура банка имеет три раздела:
«Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество,
Отечество в жизни человека», «Природа и культура в жизни человека».
Они охватывают практически все основные области жизни человека: внутренний мир,
общество (социальные связи разного уровня) и внешний мир (природа,
культура, наука, Вселенная), то есть все то, о чем необходимо
задумываться зрелой личности и иметь собственное суждение.
Разделы
закрытого банка тем
Согласно комментариям ФИПИ, темы раздела «Духовно-нравственные ориентиры
в жизни человека» могут быть связаны с вопросами нравственного
выбора — нацеливать на рассуждение о нравственных идеалах
и моральных нормах, инициировать философское осмысление сиюминутного
и вечного, добра и зла, свободы и ответственности человека. Они
могут касаться размышлений о смысле жизни, внутренних конфликтах
и выборе жизненного пути, значимой цели и средствах
ее достижения, любви и дружбе.
Первый раздел «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» побуждает
обучающихся к самоанализу и рефлексии, осмыслению и критической
оценке жизненного опыта или поступков литературных героев. Что касается подбора
литературного материала, то духовно-нравственным идеалам посвящена вся
отечественная и мировая литература. Поэтому учитель-словесник может помочь
выпускникам создать методическую копилку художественных произведений,
в которых герои отвечают высоким нравственным идеалам, проходят внешние
испытания, совершают поступки и остаются верными себе.
Второй раздел «Семья, общество, Отечество в жизни человека» подразумевает
многоаспектное рассмотрение человека как представителя семьи, социума, народа,
поколения, эпохи. Темы сочинения могут нацеливать на размышление
о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях,
межличностных отношениях и влиянии среды на человека. Они также могут
касаться вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности
сохранения исторической памяти, роли личности в истории. Самоанализ
и критическая оценка позволят обучающимся задуматься о философских
вопросах славы и бесславия, роли личного и общественного,
о своем вкладе в общественный прогресс, а также побудить
к осмыслению роли образования и воспитания в жизни человека
и развития общества.
На наш взгляд, подбор литературы также
не вызовет затруднений
Тема семьи, взаимоотношения человека и общества, патриотическая тема
поднимается во многих художественных произведениях начиная
с древнерусской литературы, русской классической литературы XIX–XX вв.
Не стоит забывать и о классике советской литературы, например
о произведении Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» (1980),
в котором ярко воплощена не только идея исторической памяти
и ее значения в жизни человека, но и идея семейных
ценностей, родного места, роли образования и воспитания. Я привела
только один пример, но список можно продолжить.
Третий раздел «Природа и культура в жизни человека» связан
с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами,
вопросами экологии. Его тематика нацеливает обучающихся на рассуждение
об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности
художественного творчества и научного поиска, о собственных
предпочтениях или интересах в области искусства и науки.
Темы могут быть посвящены философскому осмыслению миссии художника
и ответственности человека науки, значения великих творений искусства
и научных открытий. Вместе с тем тематика данного раздела может
побудить выпускников к размышлению о ценности природы как
естественного первоначала, задуматься не только о взаимодействии
человека и природы, но и ответственности человека перед
природой. Наверное, именно в этом разделе могут особенно пригодиться
поэтические произведения. Философскому осмыслению красоты и ценности
природы посвящена вся пейзажная лирика. Мироощущение поэта как избранного
творца является универсальной «сквозной» темой многих лирических произведений.
Но, конечно, поэзией не исчерпывается перечень литературных произведений,
которые смогут помочь обучающемуся грамотно выстроить тезисно-доказательную
базу итогового сочинения.
Нововведения коснулись и количества тем: в этом учебном году
школьники смогут выбирать уже не из пяти,
а из шести тем. В каждом комплекте будет по две темы
из каждого раздела банка. Ниже приведен пример комплекта тем итогового
сочинения, опубликованный на сайте ФИПИ:
Тема
1223: «Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?»
Тема
1434: «Что вы вкладываете в понятие „ счастье“?»
Тема
2345: «Семейные ценности и их место в жизни человека»
Тема
2456: «В чем может проявляться любовь к Отечеству?»
Тема
3167: «Чему человек может научиться у природы?»
Тема
3367: «Способно ли, с вашей точки зрения, явление культуры (книга,
музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека
на жизнь?»
Без изменений в новом учебном году остались требования и критерии оценивания
итогового сочинения.
Выбор темы итогового сочинения
Выпускнику необходимо внимательно осмыслить тему сочинения и выбрать то,
что ему максимально понятно и не вызывает затруднений с подбором
примера (примеров) из художественных произведений.
Остановимся подробнее на типологии формулировок тем. Например,
формулировка темы может быть в виде прямого вопроса: «Что
вы вкладываете в понятие „счастье“?», «В чем может проявляться
любовь к Отечеству?», «Чему человек может научиться у природы?»
В вопросной формулировке выпускнику важно ответить на прямой вопрос,
раскрыть поступки: в чем, например, может проявляться любовь
к Отечеству? Чему человек может научиться у природы? Как можно
раскрыть понятие «счастье», каковы его составляющие?
Следующий шаг — подбор литературного материала, который сможет стать доказательной
базой и ярко проиллюстрировать выдвигаемый тезис. Например, в чем
проявилась любовь к Отечеству у князя Святослава или Ярославны
в «Слове о полку Игореве»? Какой эпизод произведения наиболее ярко
выражает любовь каждого из них к Отечеству? Как проявляется любовь
к Отечеству у героев романа-эпопеи «Война и мир» Толстого:
Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи и Пети Ростовых?
Формулировка темы также возможна в виде дискуссионного вопроса, например:
«Способно ли, с вашей точки зрения, явление культуры (книга,
музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека
на жизнь?» Дискуссионный вопрос предполагает выбор одного из двух
мнений. Выпускнику сначала предстоит ответить на вопрос «Способно или
не способно?». Очевидно, что данная формулировка предполагает, что
выпускник может поделиться своим личным опытом от встречи
с прекрасным.
Вместе с тем есть и художественные произведения, где писатели
воплощают в своих героях катарсическое (от греч. слова
«катарсис» — «очищение») переживание, вызванное книгой, музыкальным
произведением, спектаклем. Например, в романе «Преступление
и наказание» евангельская история о «Воскрешении Лазаря» инициирует
переворот в душе Раскольникова. В рассказе «Гранатовый браслет»
Куприна музыкальное произведение «L. van Beethoven. 2 Son. (ор. 2, No 2)»
выбрано в качестве эпиграфа, то есть задает лейтмотив
в развертывании сюжета. Именно эта музыка в финале рассказа передает
эмоциональный накал чувств и переживаний главной героини Веры Николаевны
Шеиной. Не менее интересно силу впечатлений от прочтения книг
передает лирический сюжет в стихотворениях Цветаевой «Книги в красном
переплете», Гумилева «Мои читатели», Высоцкого «Баллада о борьбе».
Тема может быть сформулирована в утвердительной форме: «Семейные ценности
и их место в жизни человека». Данная формулировка уже содержит
выдвигаемый тезис, задача обучающегося — раскрыть, что такое семейные
ценности, и показать, какую роль они играют в жизни человека. Тема
семейных взаимоотношений также является универсальной в литературе.
В качестве литературного аргумента могут быть привлечены роман
«Капитанская дочка» Пушкина и упомянутые выше «Война и мир»,
«Преступление и наказание» и др. В литературе XX века также
звучит тема семьи: например, в «Белой гвардии» Булгакова
с поэтизацией образа дома или в «Тихом Доне» Шолохова, где именно
с разрушения семейных устоев начинается хаос и трагедия войны.
Как готовиться к итоговому сочинению:
Вспомните тексты произведений, которые могут быть использованы для раскрытия
конкретных тем сочинений. Важно знать автора, название произведения, имена
главных героев, ключевые эпизоды.
1.
Не забывайте
про рассказы и стихотворения, которые могут быть убедительными аргументами
для раскрытия темы.
2.
Не бойтесь
размышлять и выражать свое мнение.
3.
Следуйте
за формулировкой темы.
4.
Комментируйте
поступки героев, эпизоды, сюжетные линии.
5.
Не забывайте
про объем — не менее 250 слов
6.
Соблюдайте
правило композиции: вступление — основная часть — заключение.
7.
Старайтесь
грамотно выражать свои мысли.
Помните,
что цитирование в сочинении необязательно, важно передать образ, мысль,
поступок героя.
Полезные
ресурсы:
·
«На все
100» — онлайн-консультация по подготовке к итоговому сочинению.
·
Учебные
материалы для подготовки к итоговому сочинению (изложению).
·
Видеоматериалы
по подготовке к ЕГЭ от экспертов Московского центра качества
образования.
·
Библиотека
«Московской электронной школы».
ПАМЯТКА
ВЫПУСКНИКУ ПО НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
1.К
сочинению желательно подобрать эпиграф, в котором заключается главная мысль
работы. (Можно обойтись и без эпиграфа.)
2.
В сочинении необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему,
аргументировав позицию на основе одного-двух произведений отечественной или
мировой литературы.
3.
Необходимо выполнить требования критерия №1 «Соответствие теме».
По
данному критерию происходит оценка содержания сочинения. Выпускник рассуждает
на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос,
поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит
высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет»
ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме (во всех
остальных случаях выставляется «зачет»).
4.
Необходимо выполнить требования критерия №2 «Аргументация. Привлечение
литературного материала».
Выпускник
показывает свое умение использовать литературный материал для построения
рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
«Незачет»
ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного
материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или
литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для
рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
5.Структура
сочинения:
-во
вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и
рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов)
-первый
аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и
раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника
анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно 120
слов).
-второй
аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и
раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника
анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно 120
слов).
P.S. Аргументацию можно строить и на одном произведении. (Приблизительно 260
слов). Помните, что текстов художественных произведений на экзамене не будет!
Все по памяти.
-вывод
должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно
50 слов).
6.
При написании сочинения важно помнить об умении логично рассуждать и
аргументировать свои мысли.
7.
При написании и правке работы необходимо помнить о речевом оформлении текста,
то есть использовании разнообразной лексики и грамматических конструкций,
исключать из текста сочинения речевые штампы и неуместные термины. Если вы
называете имена писателей и поэтов, то будьте последовательны: всех называете,
указывая имя или имя и отчество. Например, Л.Толстой, А.Чехов или Л.Н.Толстой и
А.П.Чехов. Не допускайте в работе панибратства, называя великого писателя
только по имени и отчеству: Лев Николаевич говорил… (это этическая ошибка).
8.
После завершения работы необходимо ее тщательно проверить. Помните, что в вашем
распоряжении будет орфографический словарь.
9.Переписывайте
работу аккуратно, разборчиво, избегайте помарок и исправлений.
10.
Согласно тексту инструкции, объем сочинения должен быть не менее 250 слов.
Рекомендуемое количество слов – 350.
Материалы и статьи
Методические рекомендации от ФИПИ по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2022-2023 учебном году.
Рекомендации ФИПИ итоговое сочинение 2022-2023
Рекомендации ФИПИ итоговое сочинение 2022-2023
Структура закрытого банка тем итогового сочинения
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательным привлечением примера (-ов) из литературного материала.
Начиная с 2022/23 учебного года изменился подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Формируется закрытый банк тем итогового сочинения на основе тех тем, которые использовались в прошлые годы . Ниже представлена структура (названия разделов и подразделов) и комментарии к разделам указанного банка.
Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы раздела:
- связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
- нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
- касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
- позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
- побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы раздела:
- связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
- нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
- касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
- позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своем вкладе в общественный прогресс;
- побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы раздела:
- связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
- нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;
- касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
- позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;
- побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
С 2022-2023 учебного года расширяются возможности выбора темы сочинения: каждый комплект будет включать не пять, а шесть тем – по две темы из каждого раздела банка: Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека». Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека». Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
Темы привязаны к определенным разделам и подразделам банка, но сочинение участника может быть написано так, что по содержанию оно окажется ближе другому разделу. Участник вправе выбирать свой ракурс раскрытия темы, который может совпасть или не совпасть с комментариями к разделу, в рамках которого сформулирована тема.
Например, рассуждая на тему «Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?» (тема прикреплена к разделу 1) участник может выйти на проблематику раздела 2 и рассмотреть связь указанных понятий в ракурсе семейных или общественных ценностей.
Рассуждая о чести и совести, участник вправе писать об ответственности человека науки, о научной совести (см. комментарий к разделу 3). Чтобы обеспечить прозрачность и ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки) каждый комплект сопровождается инструкцией для участников итогового сочинения (см. Приложение 1).
Вам будет интересно:
Обновлённые программы ФГОС НОО и ООО 2022-2023
Метки: 2022-2023 учебный год Методические рекомендации ФИПИ
- 19.09.2021
Дата обновления: 15.11.2022
Официальные критерии от ФИПИ по которым проверяется итоговое сочинение в 2022-2023 учебном году. Собственно, критерии проверки и НЕ МЕНЯЮТСЯ из года в год.
Прежде чем проверять сочинение по критериям, эксперт смотрит чтобы оно соответствовало двум важным требованиям.
Требование № 1. «Объем итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
- Всё об итоговом сочинении 2022-2023
- Темы для итогового сочинения 2022-2023
- Литература — что необходимо прочитать по каждому направлению 2022-2023
Итоговое сочинение, соответствующее установленным выше требованиям, оценивается по 5 критериям:
- «Соответствие теме»;
- «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
- «Композиция и логика рассуждения»;
- «Качество письменной речи»;
- «Грамотность».
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).
«Незачет» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
- Выберите направление и материалы для подготовки 2021-2022
- Готовые примеры итоговых сочинений 2021-2022
Детально о подготовке к итоговому сочинению 2022-2023 по всем направлениям
Детальный разбор направлений 2022-2023
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.