Методические рекомендации по подготовке к егэ по русскому языку 2022

Окружное методическое объединение

учителей русского языка и литературы

Изобильненского городского округа Ставропольского края

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для учителей, подготовленные на основе
анализа типичных ошибок участников
репетиционного ЕГЭ по русскому языку
(13.10.2021 года)

Составитель:

Малинина А.А., руководитель РМО, учитель МБОУ «СОШ №11» ИГОСК

Изобильный, 2021

Экзаменационная работа отражает важнейшие направления по изучению русского языка в школе: овладение нормами современного русского литературного языка, совершенствование всех видов речевой деятельности, овладение функциональной грамотностью во всех ее проявлениях, развитие духовно-нравственных и эстетических качеств личности и т.д.

Репетиционный экзамен по русскому языку, проведенный 23.10.21 года, показал, что наиболее трудными для выполнения оказались задания 1, 9, 10, 11, 12, 17, 21, 22.

ЗАДАНИЕ 1.

Задание 1 – новое задание, внесенное в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 2021-2022 учебном
году. По этой причине трудности при выполнении данного задания вполне объяснимы. Чтобы успешно справиться с данным заданием, нужны глубокие теоретические знания, которых, к сожалению, многим выпускникам не хватает. Для подготовки предлагаем следующие материалы.

Пример формулировки задания 1.

1

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1)

Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап,

литературный язык, нация, память, духовный мир и др.).

2)

Использование метафор (…между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.

3)

Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.).

4)

Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых

есть ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова.

5)

Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.

Ответ: .

Чтобы справиться с заданием 1 экзаменационной работы, участнику экзамена необходимо овладеть следующими понятиями: текст, основные признаки текста, тема, главная мысль, позиция автора, аргументы, связность текста, цельность текста, композиция текста, средства связи предложений в тексте, язык художественной литературы, разговорная речь; публицистический, научный, официально-деловой стили речи; функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Для успешного выполнения задания у экзаменуемого должны быть сформированы следующие умения:

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы в тексте, проводить различные виды их анализа;

  • адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

Особое внимание следует обратить на то, что весь объем теоретического и практического материала, который востребован при выполнении этого задания, будущие участники экзамена изучали в основной и старшей школе. Так, если обратиться к учебникам Федерального перечня Минпросвещения России, созданным для старшей школы, то можно увидеть, что материал для выполнения задания 1 представлен в полном объеме. Например:

Русский язык. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций (базовый уровень) / С.И. Львова, В.В. Львов. – 4-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2020. – 215 с.

§ 2. Функциональные разновидности русского языка

§ 3. Разговорная речь

§ 4. Официально-деловой стиль речи

§ 5. Научный стиль речи

§ 6. Публицистический стиль речи

§ 7. Язык художественной литературы

Русский язык. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / [Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2019. – 271 с.

11 класс

§ 10. Понятие о тексте

§ 27. Понятие о функциональной стилистике

§ 28. Разговорная речь

§ 29. Научная речь

§ 30. Официально-деловой стиль
§ 31. Публицистический стиль

§ 32. Культура публичной речи

Русский язык. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – М.: Русское слово, 2017. — 448 с.

11 класс

§ 108. Язык и речь

§ 112. Научный стиль

§ 113. Официально-деловой стиль

§ 114. Публицистический стиль

§ 115. Разговорный стиль

§ 117. Типы речи

Учебники также содержат основные направления анализа текста. Так, например, в учебнике

«Русский язык. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций (базовый уровень)
С.И. Львова, В.В. Львов. – 4-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2020. – 215 с.» анализ текста
включает в себя следующие пункты:

«1) композиционно-содержательный анализ текста: сформулируйте и запишите тему текста, основную мысль; озаглавьте текст; напишите, как связаны предложения первого абзаца текста, указывая: смысловые отношения между предложениями (пояснительные, причинно-следственные, противительные, соединительные и т. п.); вид связи (последовательная, параллельная, сочетание последовательной и параллельной); средство связи предложений (местоимения, повтор одного и того же слова, синонимы, однокоренные слова, описательные обороты, наречия и др.);

  1. типологический анализ текста: напишите, к какому типу речи относится текст (описание, повествование, рассуждение; сочетание различных типов речи);

  2. стилистический анализ текста: напишите, к какой функциональной разновидности языка относится текст; перечислите основные стилевые признаки текста (сфера применения, задачи речи, основные стилевые черты, а также характерные для стиля языковые средства и стилистические приемы); перечислите изобразительно- выразительные языковые особенности ».

Эти направления анализа текста будут основными при составлении задания 1, ориентированного не только на проверку усвоения знаний о системе языка, но и на речевую деятельность во всем многообразии ее проявлений.

На уроках русского языка предполагается изучение разных видов текстов, относящихся ко всем функциональным стилям литературного языка: официально- деловому, научному, научному, публицистическому. Предусматривается анализ разных типов художественных текстов. Рассматриваются научные и научно-популярные тексты различного профиля: исторические, биологические, географические и др.

Однако зачастую в школьной практике доминирует дидактический материал, основанный на работе с художественными текстами описательного и повествовательного характера. Поэтому для успешного выполнения участниками экзамена этого задания понадобится привлечение в качестве дидактического материала текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи. Апробирование показало, что ошибки при выполнении этого задания вызваны недостаточной практикой выпускников в анализе текстов прежде всего публицистического и научного стилей. Чтобы избежать ошибки в определении стиля текста, рекомендуем определять стиль текста не по его отдельным словам и выражениям (например, по наличию разговорной лексики или профессиональных слов), а по ведущим стилевым чертам и по речевой ситуации.

Ведущие, то есть определяющие для стиля, черты всегда преобладают в тексте и влекут за собой отбор наиболее характерных языковых средств. Так, для публицистических текстов характерно соединение экспрессивности и документальности,

достоверности информации, а значит, соединение книжных и разговорных языковых средств. Художественная речь отличается прежде всего образностью и эмоциональностью; научная – точностью, логичностью и наличием терминологии.

Речевые ситуации — это сферы возможного использования текста, который обучающийся должен мысленно представить себе, например: газета, журнал, публичное выступление (публицистический стиль); художественное произведение (художественный стиль); научная статья, учебник, справочник (научный стиль).

Для работы предлагаем следующие материалы:

  1. СТИЛИ РЕЧИ.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА СТИЛЕЙ1

Стиль текста

Описание стиля

Функции

Где используется

1. Научный стиль

Логичен, направлен на описание законов, закономерностей, взаимодействий явлений и предметов. В лексике преобладают специальные термины, общенаучные слова, существительные, в основном, абстрактные.

Информационная, обучающая, доказательная:

Сообщение,

научное объяснение

Учебная литература, методический материал, научные работы, справочники, научная статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция

2. Публицистический стиль

Призван влиять на разум и чувства читателей. Предназначен для донесения информации до широкой публики в СМИ. Лексика общественно-политическая, эмоционально окрашенная.

Информационная, мотивационная:

Воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции;

побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу

Статьи, очерки, репортажи, фельетоны, интервью.

3. Официально-деловой стиль

Служит для информирования в официальной обстановке. Используется в законодательстве, делопроизводстве, административно-правовой деятельности. Содержит штампы, информация передана в сжатом виде.

Информационная:

сообщение, информирование

Официальные документы: нормативно-правовые акты, справки, заявления, доверенности, расписки, информационные письма, жалобы, приказы.

4. Художественный стиль

Воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей. Характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи.

Информационная, эстетическая:

Изображение и воздействие на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя

Стихи, поэмы, романы, рассказы, пьесы, сценарии.

5. Разговорный стиль

Передаёт речь людей в неформальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.

Информационная:

непосредственное бытовое общение;

обмен информацией по бытовым вопросам

Диалоги, личный блог

Как определить стиль?

Найти ответы на каждый из вопросов:

Зачем говорится? О чём говорится? Где говорится? С кем говорится?

(функция) (тема) (сфера применения)

Отличие публицистического стиля от научно-популярного

Научный стиль доносит научные идеи научному сообществу,

научно — популярный стиль – понимание задач науки в массах,

публицистический стиль доносит различные социально- политико-идейные аспекты до любого читателя.

  1. ТИПЫ РЕЧИ

Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).

В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия). Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания — и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы — определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.

Виды описаний: портрет, пейзаж, предмет, интерьер.

План описания: общее представление (назначение предмета, принцип действия, внешний вид), отдельные признаки, впечатление, авторская оценка, вывод.

Описание — это мир в покое (одна фотография)

Типичная композиция текстов-описаний включает:

1) общее представление о предмете;

2) отдельные признаки предмета;

3) авторскую оценку, вывод, заключение

Разновидности описания:

1) описание предмета, человека (его характеристика)

Какой он?

2) описание места

Где что находится? (Слева, около, недалеко, стоит, располагается)

3) описание состояния окружающей среды

Каково здесь? (Вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т. д.)

4) описание состояния лица (человека)

Каково ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо, радостно, грустно, не по себе и т. д.)

Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).

В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.). Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

План: предыстория событий (м. б., описание места действия, сообщение о времени и действующих лицах), завязка, развитие событий, кульминация, развязка, заключение (эпилог). В конце делается вывод.

Повествование может включать элементы описания и рассуждения.

Повествование —

это мир в движении (один кадр сменяет другой)

Типичная композиция повествовательных текстов включает:
1) завязку (начало событий);
2) развитие действия;
3) кульминацию;
4) развязку (итог событий)

Разновидности повествования:
1) изобразительное;
2) информативное

Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).

Рассуждение —

это мысли о мире, а не сам мир

Типичная композиция текстов-рассуждений включает:

1) тезис (мысль, требующую доказательства или опровержения);
2) обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры);
3) вывод

Разновидности рассуждения:

1) рассуждение- доказательство

Почему так, а не иначе? Что из этого следует?

2) рассуждение- объяснение

Что это такое? (Толкование понятия, объяснение сути явления)

3) рассуждение- размышление

Как быть? Что делать? (Раздумья над различными жизненными ситуациями)

В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.).

Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.

Внимание! Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА РЕЧИ

Чтобы правильно определить тип речи, ответьте на вопросы:

  1. автор ставит перед собой задачу статистически (зафиксированный момент) изобразить действительность? (КАКОЙ ПРЕДМЕТ?)

Описание: перечислены признаки увиденной персонажем картины;

  1. Автор ставит перед собой задачу динамически (в движении) отразить действительность? (ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ?)

Повествование: последовательно описаны действия и состояния персонажей;

  1. Автор ставит перед собой задачу отразить причинно-следственные связи явлений действительности (ПОЧЕМУ это происходит?)

Рассуждение: даны размышления персонажа

ЗАДАНИЕ 6.

Данное задание предполагает следующие две формулировки.

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

  2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Следует отметить, что задание с формулировкой № 1 выполняется успешнее.Замена слова, безусловно, сложнее: это учебное действие основано на знании норм лексической сочетаемости слов, правил употребления фразеологизмов и др., что предполагает выделение пары слов, которые не могут быть связаны друг с другом по смыслу. Причины ошибок в задании 6 с формулировкой № 2 объясняются в основном отсутствием у экзаменуемых навыков определения лексического значения слова и способов проверки правильности его употребления в предложении (подбор синонимов, антонимов; анализ морфемного строения слова и т.п.). Как показал анализ содержания неверных ответов, проблемы участников экзамена возникают в случае непонимания лексического значения слова и возможной сочетаемости слов. Значительное количество ошибок связано с неумением определить неверное использование устойчивых оборотов и словосочетаний и заменить один из компонентов (например: играть роль, иметь значение).

ЗАДАНИЕ 9.
В прошлом учебном году были внесены следующие изменения, которые сохранились в КИМ
ЕГЭ-2022

2020 г. 2021 г.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

Помимо знаний орфографических правил, касающихся правописания гласных в корне слова, задание требует от выпускника умения производить морфемный разбор. Следовательно, нужно больше внимания уделить темам «Морфемика» и «Словобразование».

ЗАДАНИЕ 10.

Пример задания:

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)

без..нициативный, вз..скать, роз..грыш

2)

обе..доленный, чере..чур, не..держанный

3)

пр..бить (гвоздь), пр..клеить (на бумагу), пр..брежный

4)

арх..важный, ант..художественный, д..сквалификация

5)

поз..прошлый (год), с..путствовать, р..зослать (письма)

Правильный ответ: 134. Типичные ошибки:

  • при выборе ответа не указывают ряд № 1 (незнание правила «Правописание гласных Ы и И после приставок»);

  • в качестве правильного ответа указывают ошибочный ряд № 2, что говорит либо о незнании звонких и глухих согласных, либо о несформированности умения проводить орфографический анализ слова, либо о неумении правильно членить слово на морфемы для последующей квалификации орфографического написания.

ЗАДАНИЕ 11.

Для успешного выполнения данного задания (правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)) в первую очередь требуются знания по морфологии, а уже потом применение определённого орфографического правила. Именно с неумением определять часть речи слова, данного для анализа, связаны ошибки в выполнении этого задания.

Формулировка задания (из демонстрационной версии ЕГЭ по русскому языку ФИПИ)

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1) магни..вый, овлад..вать
2) (повернуть) направ.., завед..вать
3) застра..вающий, чист..нький
4) танц..вать, син..ватый
5) причудл..вый, цел..вой

Алгоритм выполнения

1. Внимательно читаем задание;
2. Определяем часть речи;
3. Сначала работаем с существительными и прилагательными, т.к. они вызывают меньше всего вопросов; сверяемся с теорией и ставим гласную;
4. Глаголы и другие части речи оставляем на «десерт». Сверяемся с таблицей спряжения, не забываем проверять вид глагола. Самую большую трудность представляет различение суффиксов глаголов -ева-, -ива, -ва;
5. Не забываем об исключениях.
6. Выписываем номера ответов.

ЗАДАНИЕ 12.

Как показывает статистика, самой сложной орфограммой является орфограмма «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий». Причиной ошибок при выполнении этого задания зачастую является неумение восстановить неопредёленную форму производящего глагола, что является результатом недостаточной тренировки в трансформировании инфинитива в личные формы глагола и наоборот (Например: тащАщий – экзаменуемые определяют спряжение по глаголу таскать, а не тащить, то есть смешивают виды глагола, а значит, и спряжение).

ЗАДАНИЯ 13,14,15.

Ошибки в заданиях 13 на проверку навыков слитного и раздельного написания слов с частицей НЕ (НИ), 14 – на слитное, дефисное, раздельное написание слов, 15 – на правописание -Н- и -НН- в различных частях речи повторяются из года в год, поэтому стоит на них обратить внимание. Они связаны с тем, что в центре внимания на уроках по орфографии традиционно оказывается только письмо, причем организованное не на осознанном оперировании правилами, а на уровне заучивания формулировок.

Анализируя орфографические умения экзаменуемых, следует отметить тот факт, что в течение многих лет сохраняется одна и та же тенденция: экзаменуемые более успешно справляются со многими заданиями части 1, требующими проведения орфографического и пунктуационного анализа заданных языковых единиц, чем с правильным орфографическим и пунктуационным оформлением собственного текста. Так, наблюдается невысокий уровень грамотности выпускников в письменных работах (критерий К7 задания 27).

Невысокий уровень культуры письменной речи, вероятно, объясняется тем, что обучение орфографии ведется в отрыве от развития речи и поглощает максимум учебного времени, отведенного в учебном плане на изучение русского языка. Как показывает практика, сегодня в старших классах в качестве упражнений доминирует выполнение тестовых заданий, крайне мала доля диктантов и различных орфографических упражнений, предполагающих не просто нахождение орфограмм и их квалификацию, а отработку навыков употребления изученных орфографических правил в практической деятельности, что приводит к неумению контролировать написанное в творческих работах с позиции орфографической грамотности.

Школьный курс орфографии – курс практический, назначение его состоит в том, чтобы сформировать навыки грамотного письма за определенный срок. Это значит, что правила и теории имеют значение не сами по себе, а постольку, поскольку они помогают выработать те важнейшие умения, которые составляют рациональную основу орфографического навыка. Правило само по себе еще не приводит к правильному письму, оно лишь помогает определить тот объем знаний и умений, обладание которым с помощью упражнений обеспечивает успешное формирование необходимых навыков. Написание слова должно стать для ученика задачей, которую он сам должен уметь поставить, потом решить. А для этого при обучении орфографии в системном курсе русского языка (5–9 классы) необходимо уделять постоянное внимание смысловой стороне рассматриваемых языковых явлений (лексических, грамматических, словообразовательных и др.), использовать разнообразные виды деятельности, нацеленные на применение знаний и умений в различных ситуациях, а не на простое их воспроизведение.

Таким образом, можно сделать вывод, что экзаменационные задания выявили существующие проблемы овладения орфографическими и пунктуационными нормами, а также отразили невысокий уровень знаний выпускников в этой области. Успешность формирования орфографических и пунктуационных умений обучающихся зависит также от уровня осознания ими языковой сущности каждой орфографической и пунктуационной ситуации, от умения проводить языковой анализ в процессе письма: на этапе обнаружения орфограммы или пунктограммы, на этапе языковой квалификации явления и на этапе применения правила.

Безусловно, хорошей орфографической и пунктуационной грамотности не может быть без прочного, глубокого знания основ грамматики. Усвоение орфографических правил невозможно без определенного уровня грамматической теории, которая является фундаментом орфографического правила. Тесная связь орфографии и грамматики обусловливает необходимость систематического сопровождения орфографического анализа грамматическим анализом, а именно анализом грамматических категорий, морфемным анализом слова, выявлением его синтаксической функции.

ЗАДАНИЕ 21

В вариантах ЕГЭ для были даны тексты, пунктуационный анализ которых предполагает поиск конструкций с запятой, двоеточием, тире. Количество верных ответов в задании ограничивается только количеством предложений в тексте. В предложенном тексте необходимо осуществить определенную аналитико- синтетическую работу, связанную с пунктуационным анализом каждого предложения, где есть запятая(-ые)/тире/двоеточие:

    1. выделить эти предложения;

    2. проанализировать структуру и смысловое содержание выделенных предложений;

    3. классифицировать расстановку запятой(-ых)/тире/двоеточия по пунктуационному правилу в каждом предложении;

    4. указать только те предложения, в которых запятая(-ые)/тире/двоеточие расставлена(-ы) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

Таким образом, осознание структуры синтаксической конструкции осуществляется с опорой на синтаксические знания и отражает способность экзаменуемых соотносить конкретный языковой материал с отвлеченной схемой.

Реализация данного аспекта в обучении требует повышенного внимания к семантической стороне языка и выяснению внутренней сути языкового явления, знакомства с разными типами языковых значений и формирования способности опираться на него при решении разнообразных языковых задач.

ЗАДАНИЕ 22.

Экзаменуемые, как правило, безошибочно отличают повествование, в котором действие динамично, от описания, в котором действие статично, однако нередко испытывают затруднения в различении повествования и рассуждения в публицистических текстах. Чаще всего выпускники ошибаются в определении рассуждения в тех случаях, когда в нем нет ярко выраженного тезиса и его доказательств, а речь идет об объяснении чего-либо. Такой текст экзаменуемые обычно склонны относить к повествованию, отталкиваясь, вероятно, не от терминологического, а бытового значения слова: повествовать – значит, рассказывать о чем-либо, вообще что-то говорить.

Наиболее распространены ошибки (более 20%) при анализе художественных текстов, для которых характерны все три типа речи: описание – при характеристике предмета, портрета, пейзажа, окружающей обстановки; повествование – при перечислении активных действий, их смене во времени; рассуждение – при отступлениях автора, объясняющих поведение персонажей, при выражении позиций морально-нравственного, психологического порядка. Кроме того, предложенный фрагмент текста часто бывает неоднородным по типу речи: художественное повествование может включать в себя описание людей и места действия и содержать некоторые рассуждения по этому поводу. Данный факт не учитывается экзаменуемыми при ответах.

Также вызывает затруднения и формулировка задания, когда необходимо провести параллели между несколькими предложениями, выявить причинно-следственные и другие связи, то есть провести анализ смысловых фрагментов с точки зрения соотносимости частей, например: Предложения … противопоставлены друг другу. В предложениях … перечислены последовательно происходящие события. Предложение … опровергает суждение, высказанное в предложении …

Таким образом, знания о функционально-смысловых типах речи, структуре текстов разных типов (описание, повествование, рассуждение), языковых средствах, оформляющих значение одновременности, синхронности признаков предмета (описание), последовательных, развивающихся действиях (повествование), причинно-следственных

отношениях суждений (рассуждение) являются ориентировочной основой деятельности школьника на разных этапах речевой деятельности. Тем не менее специфика функциональных разновидностей языка обусловливает вариативность проявления в различных текстах одних и тех же функционально-смысловых типов речи – вплоть до их функционально-смысловой трансформации, что должно быть учтено учителем на уроках русского языка.

ЗАДАНИЕ 24.

Данное задание контролирует уровень сформированности следующих умений:

  1. находить в тексте и квалифицировать с точки зрения происхождения и сферы употребления различные лексические единицы (слова, фразеологизмы);

  2. проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов;

  3. проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

  4. соотносить слово с тем значением, которое оно имеет в тексте.

Пример задания 24

Из предложений 29–31 выпишите один фразеологизм.

Фрагмент текста:

(29)За оврагом, за соломенными крышами овинов вился струйками к серенькому, застенчивому небу дым из печей. (30)Тоска была в глазах у мальчика – тоска по такой вот косой избе, которой у него нет, по широким лавкам вдоль стен, по треснувшему и склеенному бумагой окошку, по запаху горячего ржаного хлеба с пригоревшими к донцу угольками.

(31)Я подумал: как мало в конце концов нужно человеку для счастья, когда счастья нет, и как много нужно, как только оно появляется.

Правильный ответ: в конце концов.

Типичные ошибки при выполнении задания 24:

  • выделение вместо фразеологического оборота олицетворения дорога сбегала

(более 10% экзаменуемых);

  • выделение вместо фразеологического оборота эпитетов застенчивому небу, косой избе (около 6% экзаменуемых);

  • выделение вместо фразеологического оборота метафорического сочетания тоска была в глазах / тоска в глазах (около 17% экзаменуемых).

Именно нахождение фразеологических оборотов (фразеологизмов) является трудным при выполнении задания. Гораздо успешнее экзаменуемые справляются с заданием 24, если предлагается найти синонимы (контекстные синонимы), антонимы (контекстные антонимы). Чаще всего выпускники испытывают трудности при определении фразеологизмов в тех случаях, когда фразеологический оборот является привычным для повседневной разговорной речи и не воспринимается ими как устойчивое сочетание (в конце концов, будут делать свое дело, на вашу долю, за что вы ухватитесь, какая вера вам даст силы) или в предложении присутствуют метафорические выражения, воспринимаемые выпускниками как фразеологические, но таковыми не являющиеся.

Для успешного выполнения заданий по лексике необходимо на уроках русского языка формировать навыки работы со словарями, а также привычку внимательно вчитываться в любой текст, стараясь понять в нем не только общий смысл, но и смысл каждого слова. Очень важно выйти на определение значения слова, на формирование умения определять значение неизвестных или малоизвестных лексем по антиципации (догадке), исходя из контекста, на поиск контекстных (контекстуальных) синонимов и антонимов.

Фрагментарное обращение к анализу текстового материала с позиций употребления лексики и средств выразительности, в том числе фразеологизмов, также обусловливает низкий уровень сформированности соответствующих умений и навыков. Наиболее эффективным в этом случае будет проведение элективного курса, предусматривающего рассмотрение возникновений фразеологических оборотов, их типологии, анализ использования фразеологизмов в текстах малой формы, в речи персонажей и автора.

На уроках русского языка следует уделять достаточное внимание употреблению многозначного слова в контексте: это раскрывает все богатство значений слова, что также способствует развитию речевых умений и навыков выпускников. Данный подход предполагает активизацию обучения на текстовой основе: текст, рассматриваемый на уроках, с одной стороны, дает необходимый языковой материал для различного рода анализа, с другой – содержит речевые образцы, предоставляет необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.

ЗАДАНИЕ 27 (сочинение)

При выполнении данного задания в первую очередь следует обратить внимание на то, что выпускники достаточно успешно формулируют проблему текста и позицию автора. Также составляют комментарий на основе предложенного для анализа текста. Одной из частых ошибок при написании сочинения по прочитанному тексту является ошибка в выявлении смысловой связи между примерами-иллюстрациями. Самая распространённая ошибка – подмена определения связи между примерами самыми общими словами («Развивая свою мысль, автор приводит следующий пример…», «Продолжая повествование, автор текста приводит пример…» и проч.). Часто это делается формально. Следовательно, необходимо проводить работу по выявлению различных видов смысловой связи в тексте.

В зависимости от выполненных условий за комментарий проблемы исходного текста
можно получить от 0 до 6 баллов.

Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):

 документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2022 г.;

 открытый банк заданий ЕГЭ;

 Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ (fipi.ru);

 Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;

 Методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет (2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 гг.);

 Методические рекомендации для учителей школ с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности (fipi.ru);

 журнал «Педагогические измерения»;

 Youtube-канал Рособрнадзора (видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 гг.).

1 Информация взята из: https://moneyscanner.net/stili-teksta/

ЗАДАНИЕ 1

СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ДЛЯ ВЫПОЛЕНИЯ ЗАДАНИЯ

ФОРМУЛИРОВКА
ЗАДАНИЯ И ПРИМЕР

Формулировка задания 1 из
демоверсии ФИПИ 2022

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Экология — это наука о взаимодействии
живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают.
Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и
космология, математика и философия. Они вносят свой вклад в экологию, которая
сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию,
агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.

Активно формируется в наши дни экология
культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией
культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть
большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное
дело — ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим
трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие
книги, рукописи…

Если культура — это совокупность
достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются
эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом
историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня
духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может
мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией
своего языка. Ведь язык — это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного
мира, своего и чужого.

(По Л.И. Скворцову)

Задание 1.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные
характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1)               
Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются
термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая
группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности,
памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир
 и
др.).

2) Использование метафор (…между
экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти;
ключ к пониманию духовного мира
); антонимов (свой-чужой), сравнения
(Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая
нация не может смириться с деградацией своего языка
.) способствует
эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку
описываемым явлениям.

3) Текст содержит грамматические
особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие,
вклад, утраты, различие, достижения
 и др.), конструкции с
существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией
культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию
духовного мира и др.).

4) Выразительность текста обеспечивается
синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения,
инверсия, вводные слова.

5) Текст относится к научному стилю речи,
так как основные цели автора — сообщить информацию, имеющую практическое
значение, дать чёткие инструкции.

Ответ:1234

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ

е задания 1

Общая схема стилистического
анализа текста:

1.                
Определяем стиль и жанр текста;

2.                
Определяем основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема
(предмет сообщения) — это то, о чем говорится в тексте; она может быть
представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце),
ключевых словах; Идея текста (его основная мысль) — то, что говорится о
предмете сообщения (теме).

3.                
Определяем сферу коммуникации (для научного стиля — наука, для
официально-делового стиля — административно-правовые отношения, для
газетно-публицистического стиля — политико-идеологические, общественные
отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля — повседневные,
бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован,
выясняем, кто автор текста и его адресат. 

4.                
Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение,
воздействие и др.);

5.                
Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание,
повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог,
диалог, полилог);

6.                
Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например,
для текстов научного стиля — логичность, последовательность повествования и
др. 

7.                
Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические,
морфологические и синтаксические и др.

8.                
Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности
текста.

Функциональные стили речи

Научный стиль

Научный стиль — стиль, обеспечивающий получение и сохранение научных
знаний.

Основная
сфера использования/употребления научного стиля
— прежде всего сама наука, сфера научной деятельности,
обучения и просвещения.

Цели и
функции:
сообщить новую научную информацию, доказать ее
истинность, закрепить и передать научные знания людям, стремящимся получить
образование, по возможности полно и точно объяснить факты окружающей нас
действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить
закономерности исторического развития и т.д. информировать ученых,
специалистов и неспециалистов о достижениях научных исследований, популяризация
научных знаний

Основные функции:
сообщение информации, доказательство ее истинности.

Адресат: ученые, будущие специалисты, ученики; любой человек,
интересующийся наукой.

Автор: ученые и специалисты в своей области.

Форма речи: научный стиль относится к письменно-книжному типу речи, хотя
может проявляться и в устной форме в виде докладов, лекций и пр. Устная форма
является здесь вторичной, потому что для научной речи характерна
предварительная продуманность, подготовленность и тщательность ее оформления.

Вид речи: преимущественно монологический характер

Тип речи: может быть представлен любым типом речи (повествованием,
рассуждением, описанием)

Стилевые
черты:
отвлеченность, обобщенность, подчеркнутая
логичность, точность, сухость, строгость, логическая последовательность
изложения, сжатость, однозначность выражения, информативность, объективность,
доказательность

Жанры
научного стиля:
диссертация, монография,
научная статья, тезисы, лекция, доклад, учебник, реферат, аннотация,
документация, каталог, справочник, инструкция, рецензия, научный обзор, очерк,
научно-популярная книга и др.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой
стиль
— это стиль официального документального общения
государства с государством, государства с гражданином и граждан между собой.

Основные
сферы использования:
право
(законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность)

Этот стиль обслуживает
сферу отношений, возникающих между государственными органами, между организациями
или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе
производственной, хозяйственной и юридической деятельности. Т.е.
официально-деловой стиль удовлетворяет потребность общества в документальном
оформлении разных актов государственной, общественной, политической,
экономической жизни, деловых отношений между государством и организациями, а
также между членами общества в официальной коммуникации.

Цели и
функции: 
информационная,
предписывающая (предписания государства, органа, уполномоченного лица),
констатирующая (констатация положения дел, состояния), регулирующая (отношения
в обществе, действия и поведения людей, а также функционирование объединений и
государственных органов), регламентирующая.

Адресат: государство, граждане государства, учреждения, служащие и др.

Автор: юрист, правовед, дипломат и просто гражданин.

Форма речи: основная форма — письменная, что связано с необходимостью
документировать информацию, придавая ей правовую значимость с помощью особого
построения служебных документов.

Вид речи: преимущественно монолог

Тип речи: в официально-деловом стиле отсутствует анализ и аргументация
(этот процесс предшествует составлению официально-деловых текстов), поэтому
официально-деловому стилю свойствен особый способ изложения («инструктирование»).

Стилевые
черты:
объективность и безличность выражения; точность,
не допускающая иных толкований; стереотипность; стандартизированность
изложения; долженствующе-предписующий характер (императивность), сжатость и
краткость, обобщенность, официальность, безэмоционльность

Жанры: законы, указы, постановления, нормативные акты, документы,
договоры, уставы, приказы, распоряжения, инструкции, служебные переписки,
деловые бумаги, контракты и др.

Разговорный стиль

Разговорный
стиль
— это неофициальная речь в условиях
непосредственного общения, заранее неподготовленная, диалогическая, устная.

Устная речь — неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного
общения ее участников.

Сфера
использования:
бытовая и деловая сфера
общения.

Цели и
функции:
общение, обмен впечатлениями, информацией.

Форма речи: разговорный стиль находит свое выражение как в письменной
форме (реплики персонажей в пьесах, записи в дневниках, тексты писем на
обиходные темы), так и в устной (чаще в устной).

Вид речи: преимущественно диалог.

Тип речи: может быть представлен любым типом речи (повествованием,
рассуждением, описанием).

Стилевые
черты:
непринужденность, неофициальность;
неподготовленность речи, фамильярность; конкретность; непоследовательность,
адресность речи, прерывистость; эмоционально-оценочная информативность; эффективность;
личностный характер; идиоматичность, использование мимики и жестов, приоритет
содержания над формой, стремление к экономии речевых средств.

Жанры: диалог, личные письма, записки, разговор, телефонный
разговор, беседа, спор, дневник.

Публицистический
стиль

Публицистический
стиль
— один из функциональных стилей, обслуживающий
широкую область общественных отношений: политических, экономических,
культурных, спортивных и др.; он используется в политической литературе, его
представляют средства массовой информации (СМИ) — газеты, журналы, радио,
телевидение, документальное кино.

Сфера: политико-идеологические, общественные и культурные отношения
(политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт,
текущие события и др.)

Стилевые
черты:
 (скрытая и открытая) оценочность;
призывность; рекламность (привлечение внимания); «эффект новизны»
(использование неожиданных средств); собирательность;
документально-фактологическая точность; сдержанность; некоторая официальность,
эмоциональность, образность, субъективность

Автор: конкретная личность, журналист, писатель, общественный
деятель.

Адресат: информация предназначена для широких слоев общества

Цели и
функции:
воздействие на общественное сознание,
информирование (сообщение новостей), оценка фактов и событий.

Взаимодействие этих двух
функций проявляется в том, что публицистические тексты содержат, во-первых,
объективную информацию, во-вторых, эмоционально-экспрессивную интерпретацию
этой информации, позволяющую воздействовать на читателя или слушателя.

Жанры: публичное выступление, речь (доклад), дискуссия, критическая
заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка, фельетон,
памфлет, эссе, хроника и др.

Форма речи: публицистический стиль имеет письменную (газеты и журналы)
и устную форму (радио и телевидение). Основой является письменная речь.

Художественный стиль

Художественный
стиль
— функциональный стиль речи, являющийся
инструментом художественного творчества и сочетающий в себе языковые средства
всех других стилей речи.

Основная
сфера использования/употребления:
литература,
литературное художественное творчество, творческая сфера.

Цели и
функции:
эстетическая функция (эстетическое воздействие и
воспитание и развитие) (форма выражения не менее важна, чем содержание),
функция воздействия, коммуникативная.

Автор: писатель, поэт,

Форма речи: преимущественно письменная.

тилевые
черты:
образность; эстетически направленная
экспрессивность; явная эмоциональность; совмещение средств всех стилей в
художественных целях, особая роль подтекста, индивидуальный авторский стиль,
метафоричность, неповторимость образов; индивидуальность, которую формирует сам
автор путем отбора и организации языковых средств.

Жанры:эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн,
песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание, поэма, баллада, трагедия,
научно-художественный жанр, комедия.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

За верное выполнение заданий 1 экзаменуемый получает 1 балл. За неверный
ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Вариант 1

Задание 1

Надпись: ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 2109061)Раньше всего: ни на какую ногу
описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого.

2)Что касается
зубов, то с левой стороны
у него были платиновые коронки,
а с правой золотые.

3)(…) был в дорогом
сером костюме, в заграничных, в цвет костюма,
туфлях.

4)Серый берет он лихо
заломил на ухо, под мышкой нёс трость с чёрным
набалдашником в виде головы пуделя.

5)По виду — лет сорока с
лишним.

6)Рот какой-то
кривой.

7)Выбрит гладко.

8)Брюнет.

9)Правый глаз черный, левый почему-то зеленый.

10)Брови черные,
но одна выше другой.

11)Словом — иностранец.

12)Пройдя мимо скамьи,
на которой помещались редактор и поэт, иностранец покосился
на них, остановился и вдруг уселся на соседней скамейке, в двух шагах от приятелей.

13)«Немец»,
подумал Берлиоз.

14)«Англичанин, подумал Бездомный, ишь, и не жарко ему в перчатках».

15)А иностранец окинул
взглядом высокие дома, квадратом
окаймлявшие пруд, причём
заметно стало, что видит это место он впервые и что оно его заинтересовало.

16)Он остановил свой взор на верхних этажах, ослепительно отражающих в стеклах изломанное и навсегда уходящее
от Михаила Александровича солнце, затем перевел
его вниз, где стекла начали предвечерне темнеть,
чему-то снисходительно усмехнулся, прищурился, руки положил на набалдашник, а подбородок на руки.

(М.А. Булгаков)

Укажите варианты
ответов, в которых
даны верные характеристики фрагмента текста.
Запишите номера этих ответов.

1) 
В тексте представлены
разные типы речи: описание (с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой — золотые; в дорогом
сером костюме, в заграничных, в цвет костюма,
туфлях
), рассуждение Англичанин, подумал Бездомный, ишь, и не жарко ему в перчатках»), повествование (Пройдя мимо скамьи,
на которой помещались редактор и поэт, иностранец покосился
на них, остановился и вдруг уселся на соседней скамейке,
в двух шагах от приятелей
).

2)               
Текст содержит
специальные термины и изобилует научными
фактами.

3)               
В тексте присутствуют внутренние монологи, размышления героев Немец», подумал Берлиоз) и междометие (ишь).

4)               
Синтаксические средства
выразительности: присутствуют все виды простых
и сложных предложений, ряды однородных членов,
эллипсис (а с правой — золотые), инверсия (видит
это место он впервые; причём заметно
стало
).

5)               
Текст относится к
художественному стилю речи, так как основные цели автора воздействие на воображение и чувства читателя,
создание яркого художественного образа, картины окружающего мира.

Ответ:1345

Вариант 2

Задание 1

 Философским
камнем, а также камнем мудрости,
алхимики Средневековья назвали
вещество, обладающее способностью трансформировать металлы неблагородные в благороднейший из металлов
— золото. Ученые мужи на протяжении столетий были одержимы идеей создания
этого божественного эликсира,
<…> смог бы исцелять от болезней и даровать
людям бессмертие.

Алхимики свято верили, что магическое вещество
можно создать, добавляя
и смешивая компоненты, встречающиеся в природе,
преимущественно использовались сера и
ртуть. Благодаря постоянным усилиям алхимиков, направленным на создание философского камня, родилась современная наука химия. Алхимики верили,
что в золоте присутствует «здоровая» сера красного цвета,
а в серебре белая сера. При соприкосновении
испорченной красной серы с серебром получалась медь, а черная сера могла «зачать» свинец. Таким образом, виды серы
влияли на получаемый в результате
вариант металла. Чтобы помочь металлу достичь
нужной кондиции, проводилась тщательная обработка элемента.
В результате таких экспериментов алхимикам
удавалось делать новые научные
открытия. Иногда их признавали колдунами и преследовали. В те  смутные времена ученых даже сжигали
на кострах.

Обычных людей интересует вопрос,
возможно ли создать
философский камень.
Ни один металл не превращается в другой металл
из-за воздействия на него серой. Можно много времени посвящать
науке и проводить химические
опыты, однако ответ будет один — «нет». При этом можно провести оригинальные эксперименты дома и почувствовать себя настоящим алхимиком.

(По материалам Интернета)

Укажите варианты
ответов, в которых
даны верные характеристики фрагмента текста.
Запишите номера этих ответов.

1)        
В тексте присутствует много терминов и изобилуют
научные факты.

2)               
Использование
эпитетов (божественного эликсира,
магическое вещество, оригинальные эксперименты)
, метафор (Благодаря постоянным усилиям алхимиков, направленным на создание
философского камня, родилась современная наука химия; черная сера могла «зачать» свинец)
способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать
авторскую оценку описываемым явлениям.

3)               
Текст содержит
грамматические особенности, характерные для письменной речи: причастные и деепричастные обороты,
сложные синтаксические конструкции.

4)               
Основной
функционально-смысловой тип речи — рассуждение, которое автор использует для развития и подтверждения мысли, объяснения явлений
(свойств предмета) и выражения
собственного мнения.

5)               
Текст относится к научному
стилю речи, так как основные цели автора —
сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.

Ответ:234

Вариант 3

Задание
1

Рассмотрим свойства
механических волн.

Надпись: ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 210920Каждый из нас наблюдал, как от камня, брошенного на спокойную поверхность пруда или озера,
кругами разбегаются волны.
Многие следили за морскими
волнами, набегающими на берег. Все читали рассказы о морских путешествиях, о чудовищной силе морских волн, легко раскачивающих большие корабли. Однако при наблюдении этих явлений
не всем известно, что звук всплеска
воды доносится до нашего уха волнами в том воздухе,
которым мы дышим, что свет, с помощью
которого мы зрительно
воспринимаем окружающее, (…) представляет собой волновое движение.

Волновые процессы
чрезвычайно широко распространены в природе. Различны
физические причины, вызывающие волновые движения. Но, подобно колебаниям, все виды волн описываются количественно одинаковыми или почти одинаковыми законами.
Многие трудные для понимания
вопросы становятся более ясными, если сравнивать различные волновые
явления.

(Под ред. Г.Я. Мякишева)

Укажите варианты
ответов, в которых
даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1)               
Тексту свойственно сухое и безэмоциональное изложение фактов.

2)               
Многие слова употреблены в переносном значении,
встречаются следующие тропы: метафоры, эпитеты,
аллегория.

3)               
В тексте можно встретить
термины (волновые процессы,
свойства механических волн
),
а также слова с абстрактным значением (явления, наблюдение, процесс, причины).

4)               
Текст относится к научному стилю речи, так как отличается ясностью, логичностью, объективностью и доказательностью изложения информации.

5)               
В тексте нет субъективного мнения автора, цель текста — изложение и объяснение научных
фактов.

Ответ:1345

Вариант 4

Задание 1

Заранее
вытаращив глазёнки и затаив дыхание,
дети чинно, по паре, входили в ярко освещённую залу и тихо
обходили сверкающую ёлку. Она бросала
сильный свет, без теней, на их лица с округлившимися глазами и губками. Минуту царила тишина глубокого
очарования, сразу сменившаяся хором восторженных восклицаний. Одна из девочек не в силах была овладеть
охватившим ее восторгом
и упорно и молча прыгала
на одном месте; маленькая
косичка со вплетённой голубой ленточкой хлопала по ее плечам. Сашка был угрюм и печален, — что-то
нехорошее творилось в его маленьком изъязвленном сердце.
Ёлка ослепляла его своей красотой
и крикливым, наглым блеском бесчисленных свечей, но она
была чуждой ему, враждебной, как и
столпившиеся вокруг неё чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на
эти светлые головки. Казалось, что чьи-то
железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови.
Забившись за рояль, Сашка сел там в углу, бессознательно доламывал в кармане последние папиросы и думал, что
у него есть отец, мать, свой дом, а
выходит так, как будто ничего этого нет и ему некуда идти. Он пытался представить себе перочинный ножичек,
который он недавно
выменял и очень
сильно любил, (…) ножичек стал очень плохой,
с тоненьким сточенным
лезвием и только с половиной желтой костяшки. Завтра он сломает ножичек, и тогда у него уже ничего
не останется.

                                                                                                
              (Л. Андреев)

Укажите
варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста.
Запишите номера этих ответов.

1)               
Текст отличается высокой образностью языка, индивидуальным авторский стилем, встречаются слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами (глазёнки, головки, чистенькие, ножичек), лексический повтор (ножичек).

2)        
В представленном тексте
есть яркие метафоры (чьи-то железные руки
взяли его сердце и выжимают
из него последнюю каплю крови
), красочные эпитеты (крикливым, наглым блеском; чистенькие,
красивые дети; железные руки
), что придаёт тексту эмоциональность.

3)        
Текст относится к
публицистическому стилю, потому что в нём ясно
прослеживается позиция автора.

4)        
Чувства героя текста описаны
ярко и живо с помощью
языковых средств, читатель понимает глубину
одиночества мальчика.

5)        
Текст воздействует на
читателя, находя живой отклик в его душе, это
достигается с помощью
коммуникативной функции, присущей
художественному стилю речи.

Ответ:1245

Вариант 5

Задание 1

Детей еще не пускали в
залу, где находилась елка, и они сидели в детской
и болтали. Сашка с презрительным высокомерием прислушивался к (…) наивным речам и ощупывал
в кармане брюк уже переломавшиеся папиросы, которые удалось ему стащить из кабинета хозяина. Тут
подошел к нему самый маленький
Свечников, Коля, и остановился неподвижно и с видом
изумления, составив ноги носками внутрь и положив палец на угол пухлых губ. Месяцев шесть тому назад он
бросил, по настоянию родственников, скверную привычку класть палец в рот, но
совершенно отказаться от этого жеста еще не мог. У него были белые волосы, подрезанные на лбу и завитками спадавшие на плечи, и голубые удивлённые
глаза, и по всему своему виду он
принадлежал к мальчикам, которых особенно
преследовал Сашка.

Надпись: ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 211004— Ты неблагодарный мальчик? спросил он Сашку. Мне мисс сказала.

А я холосой.

— Уж на что же лучше! ответил
тот, осматривая коротенькие бархатные штанишки и большой откладной воротничок.

— Хочешь
лузье? На! — протянул мальчик ружье с привязанной к нему пробкой.

Волчонок взвел пружину и, прицелившись в нос ничего не подозревавшего Коли, дёрнул собачку.
Пробка ударилась по носу и отскочила, болтаясь на нитке. Голубые
глаза Коли раскрылись еще шире, и в них показались слёзы.

Укажите варианты
ответов, в которых
даны верные характеристики фрагмента текста.
Запишите номера этих ответов.

1)               
Текст принадлежит к публицистическому стилю, потому что воздействует
на эмоции читателей, имеет целью привлечение внимания аудитории к проблеме невоспитанных детей.

2)               
В тексте
присутствуют эпитеты (скверная привычка, удивлённые глаза

и др.).

3)               
В приведённом отрывке представлены слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами (воротничок, собачка, штанишки и др.).

4)               
Цель текста воздействие на воображение и чувства
читателя.

5)               
В тексте представлены многочисленные средства речевой выразительности: вопросительные, восклицательные, сложные,
односоставные предложения, ряды однородных членов,
инверсия.

Ответ:2345

ЕГЭ 2022, Русский язык, Методические рекомендации, Цыбулько И.П., Крайник О.М., Соловьева Т.В.

  Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года по русский язык.

ЕГЭ 2022, Русский язык, Методические рекомендации, Цыбулько И.П., Крайник О.М., Соловьева Т.В.

Методические рекомендации.
Экзаменационная работа отражает важнейшие направления по изучению русского языка в школе: овладение нормами современного русского литературного языка, совершенствование всех видов речевой деятельности, овладение функциональной грамотностью во всех ее проявлениях, развитие духовно-нравственных и эстетических качеств личности и т.д. На основе этого происходит формирование всех предметных компетенций в их единстве и взаимосвязи.

Многоаспектные цели изучения русского языка не могут быть реализованы без общих установок в преподавании предмета, важнейшей из которых является единство знаниевой и деятельностной составляющих. Как известно, соотношение между этими двумя блоками всегда колеблется и зависит от целей школьного образования. Сегодня на первый план выдвигается проблема «функциональной грамотности» — умения выпускников использовать плоды школьной подготовки в решении практических задач. Однако практика показывает, что нельзя сужать теоретико-фундаментальную составляющую обучения, так как именно она позволяет выработать общие ориентиры в решении широкого круга задач. Идея взаимосвязи знаниевой и деятельностной составляющих наглядно проявляется в содержании и структуре ЕГЭ по русскому языку. Этот подход отражен в тех изменениях, которые были внесены в экзаменационную работу в 2021 г.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу ЕГЭ 2022, Русский язык, Методические рекомендации, Цыбулько И.П., Крайник О.М., Соловьева Т.В. — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать
— pdf — Яндекс.Диск.

Дата публикации: 19.09.2021 05:49 UTC

Теги:

ЕГЭ по русскому языку :: русский язык :: Цыбулько :: Крайник :: Соловьева


Следующие учебники и книги:

  • ЕГЭ 2022, Тренажёр, Допуск к ЕГЭ, Итоговое сочинение, Чернова Т.А.
  • ЕГЭ 2022, Русский язык, Тренажёр, Учимся писать сочинение, Егораева Г.Т.
  • ЕГЭ 2022, Русский язык, 12 вариантов, Типовые тестовые задания, Перспективная модель, Дощинский Р.А., Егораева Г.Т., Смирнова М.С.
  • ЕГЭ 2022, Русский язык, 11 класс, Спецификация, Кодификатор, Проект

Предыдущие статьи:

  • ЕГЭ 2022, Русский язык, 11 класс, Демонстрационный вариант, Проект
  • Орфоэпический словник, ЕГЭ, Русский язык, 2022 год
  • Словарик паронимов, ЕГЭ, Русский язык, 2022 год
  • ЕГЭ 2022, Русский язык, 11 класс, Спецификация, Проект

Методические рекомендации обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ 2022 года, Русский язык, Цыбулько И.П., 2022.

Методические рекомендации предназначены для обучающихся 11 классов, планирующих сдавать ЕГЭ 2022 г. по русскому языку. Методические рекомендации содержат советы разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ и полезную информацию для организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ. В рекомендациях указаны темы, на освоение/повторение которых целесообразно обратить особое внимание. Рассмотрены новые типы заданий, включённых в контрольные измерительные материалы ЕГЭ 2022 г., и даны рекомендации по их выполнению. Также приведены тренировочные задания новых типов, ответы на них и критерии оценивания.

Методические рекомендации обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ 2022 года, Русский язык, Цыбулько И.П., 2022

Пример 2.
Автор текста рассказывает о Лосеве, который любил картины, посвящённые историческим темам. Например, как Пётр Первый спасает солдат, или Иван Грозный убивает сына… Также нравились ему и портреты маршалов, полководцев, известных деятелей искусства. Главное для Лосева – чтобы «картинка обогащала знаниями». А ведь действительно, многие из нас любят живопись, потому что мы можем узнать что-то новое, всматриваясь в портреты и пейзажи. Мы можем «считать» историю.

Содержание
1.Краткий анализ типичных ошибок участников ЕГЭ. Рекомендации по организации
подготовки в целях предотвращения ошибок.
2.Разбор каждой линии новых заданий ЕГЭ 2022 года.
3.Тренировочные задания по каждой линии новых заданий.
Задание 1.
Задание 16.
Задание 19.
4.Ответы к тренировочным заданиям.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Методические рекомендации обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ 2022 года, Русский язык, Цыбулько И.П., 2022 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать
— pdf — Яндекс.Диск.

Дата публикации: 25.03.2022 06:17 UTC

Теги:

Цыбулько :: ЕГЭ по русскому языку :: 11 класс :: русский язык :: КИМ :: описание ЕГЭ :: спецификация :: подготовка к ЕГЭ :: ЕГЭ 2022 :: методичка


Следующие учебники и книги:

  • ЕГЭ 2023, Русский язык, 11 класс, Спецификация, Кодификатор, Проект
  • ЕГЭ 2023, Русский язык, 11 класс, Демонстрационный вариант, Проект
  • ЕГЭ 2022, Русский язык, Досрочный вариант
  • ЕГЭ 2022, Русский язык, 11 класс, Открытый вариант

Предыдущие статьи:

  • ЕГЭ 2022, Русский язык, Методические материалы, Цыбулько И.П., Александров В.Н., Арутюнова Е.В., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н.
  • ЕГЭ 2022, Русский язык, Методические материалы, Цыбулько И.П., Александров В.Н., Арутюнова Е.В.
  • ЕГЭ 2022, Русский язык, 11 класс, Тренировочная работа №1
  • ЕГЭ 2022, Русский язык, 11 класс, Диагностическая работа №1

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Мой день без компьютера телевизора мобильного телефона сочинение 9 класс
  • Минимальное количество экзаменов егэ в 2022
  • Методика преподавания английского языка вопросы к экзамену
  • Мой день без интернета сочинение
  • Минимальное количество баллов егэ 2022 2023

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии