Сегодняшние адепты коммунистической мифологии выделаются крайними степенями невежества, агрессивности, ненависти к инакомыслящим, отрицания всех фактов, противоречащих их мифологии.
Такие качества присущи 99% неокоммунистов, поэтому в их основе должны быть какие-то объективные причины. Попробуем разобраться.
Известный сетевой мем — «жертва ЕГЭ». Но по факту это отзеркаливание гораздо более старого мема, когда никаких интернетов ещё не было, — «жертвы советского образования». И в советском случае мы на самом деле можем говорить о жертвах, т.к. индивидах, реально пострадавших от него. Посмотрим, для чего было создано и чем являлось советское образование.
Несмотря на то, что несколько главарей коммунистов первой волны имели образование выше среднего, абсолютное большинство осилили только несколько классов начальной школы. И это было оправданно — для осуществления их главной цели Мировой революции нужны были только фанатичная приверженность делу и готовность достигнуть цели любым путём, не стесняя себя в средствах. Тем более не нужно было образование народным массам, которых коммунисты собирались увлечь за собой. Главный партийный идеолог УльяновЛенин прямо об этом говорил: : «Лозунг «Ликвидировать безграмотность» нужен лишь для того, чтобы каждый крестьянин, каждый рабочий мог самостоятельно, без чужой помощи, читать наши декреты, приказы, воззвания. Цель вполне практическая. Только и всего». Резкое сокращение количества школ и учащихся в первое дестилетие коммунистической оккупации было прямым следствием такого отношения коммунистов к образованию.
Когда с Мировой революцией у коммунистов не получилось, они стали окапываться создавая «социализм в отдельно взятой стране». Внезапно оказалось, что экономика, промышленность, управление развалены, и для их восстановления одной приверженности режиму недостаточно. Но принцип главенства идеологии остался неизменным. На учёбу принимали в первую очередь классово правильных, а классово совсем неправильных от образования отрезали.
Финансирование образования в СССР осуществлялось по остаточному принципу, т.к. основные средства страны шли на поддержку коммунистических режимов по миру, подготовку к войнам, обслуживание огромного аппарата. Дополнительно приходилось удерживать народ от голодных смертей. Поэтому зарплаты школьных учителей и вузовских профессоров были чревычайно низкими, они голодали вместе с остальным народом. На селе в эпоху раскулачивания учителя часто оказывались в категории «кулаков» и репрессировались. В нищих колхозах 100% расходов на образование советское государство повесило на их бюджет.
Всё это безусловно сказалось на качестве образования. Это прекрасно видно в воспоминаниях современников и свидетелей советской реальности.
А.А.Любищев, учёный, создатель знаменитой системы учёта времени и исследователь советской средней школы, герой повести Д.Гранина «Эта странная жизнь» в 1957 году писал: «Вряд ли сейчас найдется кто-либо, кто решился бы утверждать, что образовательный уровень получивших современный аттестат зрелости выше или равен уровню старой дореволюционной средней школы».
Один из крупнейших математиков современности академик Владимир Арнольд: «Царская церковноприходская школа давала значительно большее развитие мозговых извилин, чем нынешняя десятилетка».
Известный хирург, герой Соцтруда, лауреат Ленинской премии Ф.Г.Углов пишет в своих воспоминаниях, что ему очень не хватало знания иностранных языков, для того, чтобы знакомится с заграничной медицинской литературой. При этом упоминает своего учителя Н.Петрова, получившего образование до революции, знавшего пять языков, и прошедшего за границей стажировку.
Академик Раушенбах, один из создателей советского космоса: «Советская школа каждый год менялась. И самое яркое событие — очередная ее реорганизация. Это было нечто ужасное. Из-за этого я совершенно не усвоил, например, химии, потому что появился преподаватель — «левак», уж не знаю, был ли он искренний «левак», то есть приверженец новой системы, или жулик».
«Странные истории приключались у нас в школе того времени, но я бы сказал так: в среднем учителя были хорошие, они старались не реагировать на всякие теоретические новшества. Старые дореволюционные учителя учили нас хорошо, и я им очень благодарен по сей день.»
«Гуманитарных предметов тогда не было, а то, что нам преподавали, можно назвать как угодно, только не гуманитарными дисциплинами.»
Профессор, известный историк В.В. Шелохаев, 1974г.: «Московские абитуриенты — это не деревенские ребята, многие из которых после окончания 8 класса не знали таблицу умножения. Вспоминаю свой первый опрос в СПТУ после вводной лекции по курсу обществоведения. Ни один из них не мог ответить ни на один вопрос. Тогда я решил проверить их грамотность. В результате выяснилось, что они не знают азов русского языка, математики. На мой вопрос о главной движущей силе русской революции отвечали — бурлаки.»
Середина 1960-х: «Советский учитель получает не только во много раз меньше американского учителя, но и минимум в два раза меньше, чем получает пособия по безработице американский рабочий. Речь идет о ставках советских учителей, имеющих высшее образование. Но учителей с высшим образованием в СССР всего 37%. Основная масса учителей — 63% — имеет среднее образование. Это — преимущественно женщины. Их ставки существенно ниже.»
Обязательными к изучению в школах и ВУЗах СССР, независимо от их профессиональной направленности, были идеологические предметы: История КПСС, марксизм-ленинизм («Основы», «философия» и пр.), диалектический материализм и т.п. Количество часов по этим предметам часто превышало большинство остальных. Начальная Военная подготовка в школах и Военные кафедры в ВУЗах; принудительные трудовые повинности — участие в ремонте, вечная борьба за урожай на колхозных полях и овощебазах добавляли «качества» образованию.
В позднесоветском периоде, если брать обычное советское образование (не единицы престижных столичных спецшкол и ВУЗов) ситуаций была следующей: в средних школах всё обучение строилось на зубрёжке. Ученикам нельзя было иметь собственного мнения, они должны были строго следовать линии партии и формулировкам учебных пособий. Многочисленный контингент, который учиться не хотел, усиленно тянули до 8 класса, и потом с облегчением скидывали в ПТУ, которые по большому счёту были чем-то средним между подготовкой для колоний малолеток, и подготовкой к алкогольным заводам и колхозам. ВУЗы же нужны были только для получения диплома. При поступлении в ВУЗы была большая категория блатных, «позвоночников», «лимитчиков», проходивших вне конкурса. Таких тянули до конца обучения. Когда новоиспечённый выпускник приходил в НИИ или на производство, ему говорили: «а теперь забудь всё, чему тебя учили, сейчас будешь учиться по-настоящему».
По переписи 1989 г. в СССР общая неграмотность населения лиц от 16 лет и старше — 6,4%, а среди лиц старше 70 лет – 52%.
Очевидно, и сегодня уже по многочисленным примерам таких жертв советского образования, что ожидать от них интеллектуальных или аналитических способностей, открытости взглядов, уважения к чужому мнению, возможности обсуждения фактов — было бы крайне странно.
Но может быть есть какая-то вероятность эволюции хотя бы их потомства, поэтому продолжать нашу просветительскую работу нужно.
Пролезные ссылки по теме:
Народное образование при Государе Императоре Николае II, статистика
https://nampuom-pycu.livejournal.com/259654.html
https://von-hoffmann.livejournal.com/529260.html
Грамотность в Российской Империи
https://pravoslavie.ru/138537.html#_edn14
https://ic.pics.livejournal.com/blog_10101/84794961/289058/289058_900.jpg
http://elib.shpl.ru/ru/nodes/39211-za-1908-god-1809#mode/inspect/page/73/zoom/6
https://archive.org/details/gramotnost_v_rossii_192
https://oboguev.livejournal.com/6237461.html
http://oboguev.net/misc/trudy-tsu-refs.html
Распределение учащихся по сословиям
https://salery.livejournal.com/75771.html?thread=8619259#t8619259
Статус педагога в Российской Империи
https://scontent-amt2-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-
Студенты и выпускники инженерных ВУЗов Российской Империи
https://ruxpert.ru/Миф_о_вековой_отсталости_России
https://corporatelie.livejournal.com/21825.html
https://corporatelie.livejournal.com/22281.html
Количество крестьян, сравнение расходов РИ и сссра (меньше в 4 раза)
https://blog-10101.livejournal.com/77150.html
Сравнение образования в РИ и ссср
https://fluffyduck2.livejournal.com/945584.html
https://nikital2014.livejournal.com/34027.html?thread=253675#t253675
https://oboguev.livejournal.com/6290435.html
https://von-hoffmann.livejournal.com/198511.html
https://uctopuockon-pyc.livejournal.com/3989604.html
https://zen.yandex.ru/media/id/5ec000bb7f5192548fb26d8f/sravnenie-obrazovaniia-dorevoliucionnoi-rossii-sssr-i-rossiiskoi-federacii-5fcb8522c26ad131b60e6ffe
Разрушение образования в СССР
https://nampuom-pycu.livejournal.com/416144.html
О советском образовании
http://academy.foma.ru/sovetskoe-obrazovanie-bylo-luchshim-v-mire.html
http://afanarizm.livejournal.com/122679.html (ПТУ)
https://afanarizm.livejournal.com/345469.html
http://alyulka.livejournal.com/1146438.html
https://antisovetsky.livejournal.com/72630.html
https://antonbi4.livejournal.com/149153.html (статистика образования)
https://azbyka.ru/fiction/postskriptum-boris-raushenbah/
https://bohemicus.livejournal.com/120792.html
https://glavbuhdudin.livejournal.com/959738.html
https://harmfulgrumpy.livejournal.com/1011183.html Про рабфаки — Лабораторно-бригадный метод обучения и рабфаки в СССР, ч. I
https://harmfulgrumpy.livejournal.com/1010782.html Лабораторно-бригадный метод обучения и рабфаки в СССР, ч. II
https://harmfulgrumpy.livejournal.com/1457384.html Большой сборник
https://jlm-taurus.livejournal.com/63589.html взятки в ВУЗах
https://www.libfox.ru/524320-e-tomas-yuing-uchitelya-epohi-stalinizma-vlast-politika-i-zhizn-shkoly-1930-h-gg.html
https://mirovich.media/669383.html
http://www.orthedu.ru/obraz/18223-aa-lyubischev-o-polozhenii-v-sredney-shkole.html
https://pioneer-lj.livejournal.com/937364.html История образования в СССР в 2-х ч.
https://von-hoffmann.livejournal.com/957148.html
Платное образование в СССР
https://genby.livejournal.com/649231.html?thread=14169615#t14169615
https://historical-fact.livejournal.com/158750.html?replyto=4398878
https://historical-fact.livejournal.com/158386.html
https://melfm.livejournal.com/14350.html
http://politinform.su/nauka-i-obrazovanie/97883-obrazovanie-sssr-platnoe-ili-besplatnoe.html
https://tverdyi-znak.livejournal.com/401493.html
http://ussrlife.blogspot.no/2013/09/blog-post_1.html
https://yablor.ru/blogs/platnoe-obrazovanie-v-sssr/5054560
Грамотность населения
https://abcdefgh.livejournal.com/1072373.html
Неграмотные в ссср
https://harmfulgrumpy.livejournal.com/1520283.html
Учителя как жертвы советского режима
https://history.wikireading.ru/339060
https://harmfulgrumpy.livejournal.com/1611799.html
Автор:
18 октября 2022 10:43
Пробуем решить две детские арифметические задачки позапрошлого века!
Источник:
На этой известной картине изображён реальный человек. Это профессор Московского университета Сергей Александрович Рачинский.
Источник:
Н. Богданов-Бельский. «Устный счёт»
В 70-х годах XIX века Рачинский неожиданно бросил карьеру, жильё в Москве и приличное профессорское жалование – и уехал в село Татево в Тверской области, чтобы преподавать математику крестьянским детям.
Источник:
С. А. Рачинский (1833-1902)
Кстати, автор картины, художник Николай Богданов-Бельский, был одним из учеников Сергея Александровича. А какую же задачу они решают? Давайте присмотримся…
Источник:
Попробуете сделать то же самое, что делали крестьянские дети в конце позапрошлого века – решить эту задачу «в уме»? Подумайте! А пока ещё одна задачка – от писателя Антона Павловича Чехова.
Источник:
В его рассказ «Репетитор» семиклассник Зиберов занимается с Петей Удодовым, готовя его к поступлению во второй класс гимназии. Там есть весьма любопытная задача…
«Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное 3 руб.?»
Попробуем решить её так, как учит современный учебник алгебры. Пусть x – количество купленного синего сукна, а y – количество купленного чёрного сукна. Тогда составляем систему уравнений:
5x + 3y = 540
x + y = 138
Собственно, семиклассник Зиберов об этом догадывается:
– Эта задача, собственно говоря, алгебраическая, — говорит он. — Ее с иксом и игреком решить можно.
Источник:
Однако вот что интересно! В рассказе папа будущего второклассника Пети, купец Удодов, решает эту головоломную задачу без алгебры!
– И без алгебры решить можно, — говорит Удодов, протягивая руку к счетам и вздыхая.
– Вот, извольте видеть…Он щелкает на счетах, и у него получается 75 и 63, что и нужно было.
– Вот-с… по-нашему, по-неученому.
Получается, что задача всё-таки арифметическая? Что её можно решить, обладая знаниями на уровне второго класса? Попробуйте догадаться, как купец Удодов решил задачу, не глядя в дальнейший текст…
Источник:
Решение первой задачи
Итак, сначала разберём задачу профессора Рачинского. Решить эту задачу можно несколькими способами. Нам нравится красивое решение через арифметическую прогрессию: известно, что квадраты чисел 10, 11, 12, 13 и 14 отличаются друг от друга на числа, образующие прогрессию с разностью 2 – то есть 21, 23, 25 и 27. Поэтому
Источник:
Ну а дальше делим 730 на 365 и получаем в ответе 2. Однако самое простое решение – через так называемые «последовательности Рачинского». Это красивое арифметическое открытие Сергей Александрович совершил самостоятельно и широко использовал для составления таких вот хитрых задач. Оказывается, что:
Источник:
И так далее. В частности, сумма во второй строке равна 365. Тогда в задаче на картине на доске сверху в дроби, по сути, записано 365 + 365, а делим мы это всё на 365 – то есть в ответе получаем 2 буквально за считанные секунды!
Решение второй задачи
Предположим, что купец купил только синее сукно, все 138 аршин. Тогда он заплатил бы 138 х 5 = 690 рублей. А он заплатил только 540. Почему?
Потому что он купил не только дорогое синее сукно, но и более дешёвое чёрное. Разница в деньгах составляет 690 – 540 = 150 рублей.
А разница в цене между синим и чёрным сукном составляет 5 – 3 = 2 рубля. Делим 150 на 2 и получаем 75 аршин чёрного сукна.
Ну а оставшегося синего – совсем просто: 138 – 75 = 63.
Источник:
Ссылки по теме:
Категории демотиваторов
Демотиватор Жертва ЕГЭ
Скачать демотиватор Жертва ЕГЭ можно здесь, в коллекции лучших демотиваторов интернета. Этот мем опубликован с тэгами: нелепые, ошибки, русский язык, реклама, пользователем VictoRER. Справа от демотиватора набор кнопок для
публикации его на своей странице в социальной сети. Справа внизу — похожие демотиваторы и новые работы.
Демотиватор был просмотрен 5848 раз.