(568 слов) Н. В. Гоголь в своей знаменитой поэме «Мертвые души» ярко изобразил действительность России первой половины 19 века. В произведении мы можем увидеть быт, характеры и нравы совершенно разных слоев общества: чиновников, помещиков и крепостных крестьян. Особенный акцент автор делал на помещиках, показав в поэме пять представителей данного сословия, которые имеют разные внешние и внутренние черты.
Первым помещиком, которого посетил главный герой произведения -Чичиков, был Манилов. За своим поместьем герой не следит, поэтому оно находится не в самом лучшем состоянии:
«…Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою…».
Манилов живет лишь мечтами о том, как отстроит новые красивые здания, но этим замыслам никогда не удастся сбыться. К своим крестьянам он хорошо относится, не притесняя их. Они такие же ленивые, как и их хозяин. Главный порок Манилова – праздность. Он хоть и является приятным и гостеприимным человеком, но его бездеятельность, слащавость и апатия быстро наскучивают другим.
После Манилова Чичиков случайно встречается с Коробочкой. У нее не очень большое хозяйство, но помещица держит его под полным контролем. Она явно не страдает от безденежья, но очень любит прибедняться. Коробочка весьма зажиточна, она — хорошая и трудолюбивая хозяйка:
«…одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов…».
Она постоянно боится продешевить, даже при покупке мертвых душ. В ее ограниченности, жадности и зацикленности на бытовых аспектах жизни автор видит главные недостатки, присущие почти всем женщинам того времени.
Следующим в очереди помещиков стоит Ноздрев. Он «разбитной малый» «…неугомонной юркости и бойкости характера…». Любитель повеселиться: выпить, посещать балы и праздники, играть в карты. Стоит упомянуть, что герой также скандалист и лгун, очень вспыльчив, несдержан и груб, любитель «нагадить ближнему, причем вовсе без всякой причины». Все его силы уходят на кутеж, времени на занятие поместьем и крестьянами у него не остается. Не сильно интересуется Ноздрев и своими двумя детьми, которые рано остались без матери. По-настоящему заботят героя только его собаки, которых он любит больше, чем кого-либо.
После Чичиков следует к Собакевичу, которого главный герой сравнивает с медведем. Ему за 40, он неуклюжий и неделикатный, груб и слишком прямолинеен. Несмотря на это, Собакевич — добротный хозяин. Усадьба его хоть и безвкусно, но хорошо обустроена и обставлена. С крестьянами герой работает наравне, крепостные живут в хороших условиях. Самой главной его отрицательной чертой является стремление к наживе. Предложение о покупке мертвых душ его нисколько не смущает, для него главное — взять как можно больше от сделки.
Последний помещик – Плюшкин. Пожилой и одинокий мужчина. Невероятно скупой и бережливый: «…Такой скряга, какого вообразить трудно…». Хоть он и очень богат, но выглядит как самый настоящий нищий:
«…восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха!..».
Из-за своего скряжничества Плюшкин запустил поместье, не желая тратить на него деньги. Крестьяне его также находятся в плохом состоянии, ходят в обносках, живут в старых и хилых избах, страдают от голода и холода. Еще очень ярко показывает скупость героя тот факт, что все сделанное крестьянами он не хочет продавать, поэтому все, что производят его крепостные, просто гниет на складе.
Н. В. Гоголь в поэме мастерски изобразил образы помещиков, которых вполне можно было встретить во времена жизни писателя. Он обличил их пороки, показал, как власть и деньги могут испортить людей. Многие из имен этих героев не зря стали нарицательными. «Мертвыми душами» в произведении на самом деле оказались не умершие крестьяне, а их хозяева, которые утратили свои души в праздности, пресыщенности и безответственности дворянского сословия.
Если Вам не подошло это краткое сочинение-рассуждение, воспользуйтесь его аналогом.
Автор: Дарья Ефремчева
О произведении «Мертвые души» знают как в России, так и за рубежом. Гоголь смог не только поставить перед читателем ряд вопросов о добре и зле, сочувствии и безразличии. Он также мастерски создал и детализировал каждый образ.
Разбирать талант Николая Гоголя лучше на двух персонажах. Первый — центральный. Это сам Плюшкин, вокруг которого и разворачиваются события произведения. Герой предстает пред читателем скупым, недоброжелательным человеком. Он думает только о собственной выгоде, выглядит нищим. Несмотря на внешний вид, Плюшкин является достаточно богатым помещиком, которому принадлежит больше нескольких сотен душ крепостных. Гоголь детализирует персонажа, описывая его следующим образом:
«…Мошенник… Такой скряга, какого вообразить трудно. В тюрьме колодники лучше живут, чем он: всех людей переморил голодом…»
Степан Плюшкин не способен позаботиться также и о крестьянах. Помимо этого, имя героя Гоголь не называет напрямую ни разу, а только упоминает о старшей дочери персонажа, которую зовут Александра Степановна. Образ получился достаточно ярким, запоминающимся. Сам помещик как бы собрал все отрицательные черты помещиков. Он — олицетворение скупости, меркантильности и материальной зависимости.
Другой герой — Чичиков Павел Иванович. Ему Николай Васильевич отводит почетное второе место в «Мертвых душах». Персонаж проработан как бы в противовес Плюшкину. Он запоминается читателю как надежный друг с обычной внешностью: « господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». На мой взгляд, Гоголь целенаправленно создает образ «средним». Этот ход позволяет читателю самому причислить Чичикова к числу положительных или отрицательных героев. Он развивается между добром и злом на протяжении всего произведения.
Таким образом, мастерство Николая Васильевича Гоголя в создании персонажей к поэме «Мертвые души» наиболее четко видны на примере Степана Плюшкина и Павла Чичикова. Как и остальные герои, они получились народными, яркими. Каждый из них воссоздал определенный узнаваемый тип из русского общества: Плюшкин скупого помещика, а Чичиков человека по большей степени неопределенного.
Пример сочинения 1
Помещики играют важную роль в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Стоит начать с того, что название произведения имеет несколько значений. Мертвыми душами в поэме являются не только умершие крестьяне, чьи документы собирался выкупить Чичиков, но и сами помещики, давно загубившие свою душу. Автор хотел при помощи их образов обличить все пороки и нравы крепостного дворянства в целом. Н.В. Гоголь не мог оставаться в стороне от произвола помещиков и тяжёлой жизни крестьян. Ему удалось изобразить Россию такой, какая она была на самом деле – величественной, богатой, прекрасной, но в то же время уродливой, жестокой, глупой и злой. Неприглядная её сторона заключалась именно в таких людях, которые использовали данную им власть только в своё благо, ни о ком больше не думая. Каждый помещик в поэме имеет свои особенности, которые выражаются в отношении к их крепостным и ведении хозяйства. Первым дворянином-землевладельцем, повстречавшимся на пути Чичикова, стал Манилов.
Манилов
Образ Манилова появляется во 2 главе. После того, как поэма была опубликована, появился термин «маниловщина», обозначающий крайнюю степень тунеядства, ставшего образом жизни. Н.В. Гоголь наделил всех помещиков говорящими фамилиями. Фамилия Манилова раскрывала всю его истинную сущность, он был мечтателем, которого манили несбыточные идеи.
Точный возраст этого помещика не указывается, говорится только о том, что он был мужчиной средних лет. Внешность его не выделялась ничем примечательным: светлые волосы, голубые глаза, упитанное телосложение. Сразу заметно, что этот человек привык к комфорту. Его приторные, отшлифованные долгим временем, речи вначале располагают к себе новых знакомых, и он даже кажется отличным хозяином. Однако затем становилось понятно, что Манилов занимается лишь построением планов и ничего не делает для их осуществления, а все его дела ведёт приказчик, который тоже не слишком печётся о благополучии крепостных.
За внешней слащавостью, обходительностью и приветливостью Манилова скрывается его бесхарактерность, ограниченность в мышлении и крайнее безразличие. Ему совершенно нет дела до своего хозяйства, в его деревне царит запустение, а в неогороженном доме всегда холодно и неуютно. На фоне всего этого упадка иронично смотрится беседка с названием «Храм уединенного размышления». О чём говорить, если хозяин поместья уже два года читает одну и ту же книгу и никак не может её осилить. Манилов живёт в своём мире, где нет места для быта или проблем. О таких, как он Н.В. Гоголь говорит: «Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».
Коробочка
После Манилова, в 3 главе, Чичиков попадает в дом к Настасье Петровне Коробочке. Это единственная женщина, с которой ему пришлось иметь дело.
Коробочка оказалась истинным предпринимателем, она стала торговаться с Чичиковым за свои «мертвые души» и впоследствии сильно беспокоилась, не продешевила ли. Она умело вела свое хозяйство и обеспечивала себя и своих крестьян собственным производством. Коробочка торговала всем, что имеет. Её фамилия соответствовала своей хозяйке, она всё копила и прятала в свою «коробочку». Деньги стали единственным смыслом в жизни Настасьи Петровны, ко всему остальному она относилась равнодушно. Ей было совершенно безразлично, чем торговать – пенькой, мёдом, крепостными девицами или мёртвыми душами.
Ноздрев
В 4 главе появляется Ноздрев. Это безумный человек, заядлый игрок и пьяница. У него нет никаких моральных принципов, он готов совершить подлость по отношению к любому человеку. Его поместье находится в полнейшем запустении, потому что хозяин совершенно им не занимается. Ноздреву безразлична судьба его крепостных, ему неважно даже то, что они делают, поэтому вся работа выполняется некачественно, зато крестьяне не жалуются на своего барина.
У этого человека нет никаких целей в жизни, он согласен отдать мертвые души, но только, если проиграет их в шашки. Азарт заменил ему все остальные человеческие чувства, он и детей своих не любил, большую привязанность испытывал к собакам и волчонку, поселившемуся в его доме. Н.В. Гоголь говорил, что такие, как Ноздрев еще долго будут встречаться в России.
Собакевич
В 5 главе автор знакомит читателя с Михаилом Семеновичем Собакевичем. Внешне он очень похож на медведя, и нрав у него такой же суровый. Все в его роду были настоящими богатырями и Михаил Семенович не исключение. У него очень высокий рост, чересчур крепкое телосложение и огромные ноги, напоминающие колонны. Даже походка как у медведя, такая же тяжелая и неуклюжая, а черты лица грубые и неприятные. Собакевич выгодно отличается от остальных помещиков: он постоянно работает, его крестьяне живут хорошо и все хозяйство в полном порядке. Он считает себя честным человеком, а всех окружающих – мошенниками и обманщиками, недостойными людьми. Однако со временем становится понятно, что и он уже без души. Он стал чёрствым, жестоким крепостником, который никогда не упустит своей выгоды. Михаил Семенович быстро раскусил намерения Чичикова и сумел выгоднее всех продать свой товар. Им овладела жажда наживы, поэтому суть и беспринципность самой сделки не сильно интересовала.
Плюшкин
Конечным этапом деградации человеческой личности можно назвать помещика Плюшкина. Он является олицетворением невероятной жадности. Несмотря на своё богатство, этот помещик живёт как нищий человек. Его когда-то процветающее хозяйство уже развалилось, раньше амбары ломились от товара и запасов, но из-за чрезмерной скупости всё со временем стало негодным.
Внешне Плюшкин больше напоминает неопрятную старуху, чем зажиточного помещика. А его владения полностью соответствуют своему хозяину: дома полуразрушенные, везде царит запустение, а крестьяне «мрут как мухи» или сбегают в надежде спастись от голода. Когда-то Плюшкин был просто бережливым хозяином, но после смерти жены превратился в настоящего скрягу, прекратившего всяческое взаимодействие с окружающим миром.
При помощи этих образов Н.В. Гоголь хотел изобразить весь ужас и беспорядок современной ему действительности. Во времена крепостного права именно такие Маниловы, Собакевичи и Плюшкины имели право распоряжаться жизнью других людей и делали с ними всё, что хотели. Это действительно страшно, и поэма «Мёртвые души» была создана с целью открыть глаза общественности на происходящее. По задумке автора произведение должно было состоять из трёх томов. В первом он хотел изобразить всё плохое, что было в России, именуя это «адом», второй том должен был стать своеобразным «чистилищем», заставившем главного героя пересмотреть свою жизнь, а заключительная часть должна была показать «рай» на земле. К сожалению, мы увидели только «ад» и нам остаётся только догадываться, какая участь ждала Чичикова и потерявших душу помещиков.
Пример сочинения 2
Чтобы показать нам бесчеловечность крепостников — дворян той России, Гоголь в Мертвых душах и создает образы помещиков. С ними мы знакомимся постепенно, путешествуя с героем Чичиковым, что задумал скупить все мертвые души крепостных. В созданных образах, помещики прошлого времени, которое описывает автор, узнавали себя. Кто-то в себе увидел Манилова, кто-то Коробочку, а кто-то заметил сходство с другими персонажами. Начнем с первого героя — Манилова.
Образ помещика Манилова
Когда Чичиков задумал свой план по скупке мертвых душ, то он направился в уездный город, дабы реализовать задуманное. Вот он наносит визиты местным помещикам. Первым на его пути попадается Манилов. На первый взгляд — это человек добрый, заботливый и правильный. Но это всего лишь первое впечатление, а на деле все по-другому. Только на словах он хороший, на деле у него нет заботы ни к близким, ни к крепостным. Любезность и добропорядочность напускная и делает он это ради того, чтобы найти свое место под солнцем. Вся его приятность не более как маска, за которой прячется пустота. Вся вычурность раскрывается не только в образе героя, но и в повалившейся беседке, которую он называет храмом уединения и размышления. Вся усадьба заброшенная, крестьяне живут в нищете, а их хозяин, лежа на диване, то и дело мечтает, как он построит мост через пруд.
Образ помещицы Коробочки
Дальше Чичиков встречает Коробочку. Уже по ее фамилии мы видим, что это недалекая женщина. Как автор ее назовет дубинноголовая. По характеру — это помещица накопительница, ведь она то и дело копит и копит. Накопительство ее страсть, поэтому в нем она полностью погрязла, как и в мелких жизненных интересах. Ей не интересно, что там за пределами, главное не продешевить и не обмануться. Вот и мертвые души она не соглашается продать, вдруг они ей еще пригодятся или какой-то другой купец цену лучше предложит. Ее ограниченность и узкость интересов налицо.
Образ помещика Ноздрева
Следуя за нашим героем Чичиковым, мы попадаем к следующем помещику. И здесь, в образе бразе Ноздрева мы видим расточительного человека, игрока, который врет без зазрения совести. Это человек, который без проблем надует в карты, поменяется на что попало и все спустит. Человек, который живет бесцельно, проматывая бессмысленно свое состояние. Беспорядочность его натуры читается не только в образе героя, но и в его хозяйстве.
Образ помещика Собакевича
Дальше автор нас знакомит с образом Собакевича в своей работе. Анализируя героя, мы видим в Собакевиче накопителя, у которого и хозяйство обустроено, и в остальном все прочно. Но сам он, что медведь — грубый и неотесанный. Он никому не доверяет, придерживаясь мнения, что в мире мошенник на мошеннике. Продавая души, он еще и нахваливает их, ведь хочет продать подороже товар. Это человек, чьей главной чертой была нажива. И таких было очень много. Эта страсть уродовала душу и топтала нравственность человека. Автор так и написал, человек, у которого не было души, а если и была, но не там, где следует.
Образ помещика Плюшкина
Образ помещика Плюшкина в поэме — это последний завершающий образ, который создает автор. И здесь мы видим полнейшую деградацию человека, которого до крайности довела его скупость. Этот герой все тянет в дом. Живет, как нищий, в то время как полно запасов и сбережений. Как хозяин, да и как отец, он деградировал. Крестьяне мрут, многие в бегах, нет у него человеческих и отцовских чувств, само хозяйство в запущении, а он все копит и копит. Значение образов в работе Мертвые души имеет огромное, ведь с помощью созданных героев автор показал нам картину помещичьей жизни, а описанная крепостная жизнь была подобно вызову царствующей России и ее правительству.
Пример сочинения с планом
План
1. Введение
2. Манилов
3. Коробочка
4. Ноздрев
5. Собакевич
6. Плюшкин
7. Заключение
Публикация поэмы «Мертвые души» стало огромным событием не только в литературной, но и в общественной жизни Российской империи. Образованная часть общества разделилась на два лагеря. Одни называли произведение гениальным, другие — злой насмешкой и карикатурой на Россию. Писатель изобразил в поэме несколько собирательных образов русских помещиков, которые обладают самыми отрицательными чертами своего сословия. К. С. Аксаков писал Гоголю: «Многие помещики… считают вас своим смертельным, личным врагом». По-видимому, писатель был недалек от истины: раскрытая в поэме правда многим колола глаза.
Первый визит Чичиков нанес помещику Манилову. Последний своими любезными речами словно бы «заманил» покупателя мертвых душ к себе. Манилов обладает приятной внешностью и любезным обращением. Однако через некоторое время собеседнику становится не по себе от этой приторной любезности. Кроме нее у Манилова нет ничего: ни характера, ни какой-нибудь значимой отличительной черты. Манилов проводит все свое время в бесполезных мечтах. Его хозяйство постепенно приходит в упадок. Дворовые люди делают все, что хотят. Праздная жизнь превратила Манилова в абсолютно никчемного человека. Такой тип помещиков — свидетельство вырождения дворянства, которое ускорится после отмены крепостного права.
Сбившись с пути, Чичиков случайно попадает к помещице Настасье Петровне Коробочке. Сама фамилия барыни указывает на замкнутость и ограниченность ее мира. Коробочка у
Анализируя героя, мы видим в Собакевиче накопителя, у которого и хозяйство обустроено, и в остальном все прочно. Но сам он, что медведь — грубый и неотесанный. Он никому не доверяет, придерживаясь мнения, что в мире мошенник на мошеннике. Продавая души, он еще и нахваливает их, ведь хочет продать подороже товар. Это человек, чьей главной чертой была нажива. И таких было очень много. Эта страсть уродовала душу и топтала нравственность человека. Автор так и написал, человек, у которого не было души, а если и была, но не там, где следует.
Образ помещика Плюшкина
Образ помещика Плюшкина в поэме — это последний завершающий образ, который создает автор. И здесь мы видим полнейшую деградацию человека, которого до крайности довела его скупость. Этот герой все тянет в дом. Живет, как нищий, в то время как полно запасов и сбережений. Как хозяин, да и как отец, он деградировал. Крестьяне мрут, многие в бегах, нет у него человеческих и отцовских чувств, само хозяйство в запущении, а он все копит и копит. Значение образов в работе Мертвые души имеет огромное, ведь с помощью созданных героев автор показал нам картину помещичьей жизни, а описанная крепостная жизнь была подобно вызову царствующей России и ее правительству.
Пример сочинения с планом
План
1. Введение
2. Манилов
3. Коробочка
4. Ноздрев
5. Собакевич
6. Плюшкин
7. Заключение
Публикация поэмы «Мертвые души» стало огромным событием не только в литературной, но и в общественной жизни Российской империи. Образованная часть общества разделилась на два лагеря. Одни называли произведение гениальным, другие — злой насмешкой и карикатурой на Россию. Писатель изобразил в поэме несколько собирательных образов русских помещиков, которые обладают самыми отрицательными чертами своего сословия. К. С. Аксаков писал Гоголю: «Многие помещики… считают вас своим смертельным, личным врагом». По-видимому, писатель был недалек от истины: раскрытая в поэме правда многим колола глаза.
Первый визит Чичиков нанес помещику Манилову. Последний своими любезными речами словно бы «заманил» покупателя мертвых душ к себе. Манилов обладает приятной внешностью и любезным обращением. Однако через некоторое время собеседнику становится не по себе от этой приторной любезности. Кроме нее у Манилова нет ничего: ни характера, ни какой-нибудь значимой отличительной черты. Манилов проводит все свое время в бесполезных мечтах. Его хозяйство постепенно приходит в упадок. Дворовые люди делают все, что хотят. Праздная жизнь превратила Манилова в абсолютно никчемного человека. Такой тип помещиков — свидетельство вырождения дворянства, которое ускорится после отмены крепостного права.
Сбившись с пути, Чичиков случайно попадает к помещице Настасье Петровне Коробочке. Сама фамилия барыни указывает на замкнутость и ограниченность ее мира. Коробочка уже давно живет затворницей в своем имении. Она не интересуется ничем, кроме продажи своих товаров. Для Настасьи Петровны важна каждая копейка. При этом деньги лежат «мертвым грузом». Новые вещи помещица покупает только тогда, когда они приходят в полную негодность. Предложение Чичикова не на шутку пугает Коробочку. Она видит несомненную выгоду, но подозревает какой-то обман. Только обещание Чичикова купить муку, сало и т. д. заставляет старуху пойти на сделку. Коробочка, как и Манилов, принадлежит к вырождающемуся типу помещиков.
Больше всего разочарования доставило Чичикову посещение Ноздрева. Этот пышущий здоровьем помещик, несмотря на солидный возраст, до сих пор остается в душе мальчишкой-хулиганом. Ноздрев совершенно не думает о завтрашнем дне. Всю свою бешеную энергию он тратит на карточную игру и пьянство. Ноздрев в любую секунду готов побиться с любым человеком об заклад. Причем его даже не интересует выгода. Для Ноздрева важен азарт, он никогда не жалеет о пущенных на ветер деньгах. Ноздрев — невероятный плут и обманщик. Его часто ловят на нечестной игре, после чего поколачивают. Ноздрева это нисколько не смущает. Через непродолжительное время он вновь дружески общается со своими обидчиками. Сделка с Чичиковым не состоялась, потому что Ноздреву была неинтересна простая продажа мертвых душ. В такой операции не было ничего захватывающего. Буйный помещик хотел даже избить незадачливого покупателя, но «потеха» была прервана появлением капитана-исправника.
Михаил Семенович Собакевич — помещик-кулак, внешне напоминающий огромного медведя. Его главное требование к окружающим предметам — прочность и долговечность. Собакевич уверенно ведет свое хозяйство. За внешней неуклюжестью и простотой скрывается изворотливый ум. Собакевич всех без исключения считает мошенниками. Он никому не позволит себя обмануть. Михаила Семеновича нисколько не интересует культурная жизнь. По уровню духовных запросов он также напоминает медведя. Собакевич все больше дичает в своем крепко сколоченном доме.
Плюшкин — самый ничтожный и жалкий помещик, постепенно сходящий с ума. Когда-то он жил нормальной семейной жизнью. Со смертью жены началось его падение. Семья распадалась, а Плюшкин становился все более подозрительным и скупым. Постепенно его скупость достигла небывалых размеров. Плюшкин имеет около 1000 крестьян, что приносит ему огромный доход. Но все деньги он прячет, не тратя ни копейки. Вся сельскохозяйственная продукция гниет в сараях и амбарах. Сам помещик ходит в рванье, питается, чем придется. Чичикова поражает убогое существование Плюшкина. Тем не менее именно у него он приобретает самое большое количество мертвых душ.
Помещики в поэме «Мертвые души» не являются исключениями из правил. В большей или меньшей степени их образы списаны Гоголем с натуры. О достоверности изображенной писателем картины можно судить по высказыванию Пушкина после прослушивания начальных глав: «Боже, как грустна наша Россия!».
- Сочинения
- По литературе
- Гоголь
- Изображение помещиков в поэме Мертвые души
Изображение помещиков в поэме Мертвые души Гоголя сочинение
Образы помещиков в романе «Мёртвые души» изображены Гоголем необычайно ярко. Для этого автор использует портретные характеристики, описание обстановки жилищ героев. Упоминает и об их отношении к странному предложению Чичикова. Обладает индивидуальными особенностями и речь каждого из них.
Сначала главный герой решил посетить Манилова. Этот помещик – мужчина видный. Внешность у него привлекательная, а вот характер – неопределённый. Он хочет, чтобы его считали за человека культурного и образованного. Говорит мало, поскольку большую часть времени погружён в несбыточные мечты. Имеет слащавую речь. Хозяйством совершенно не интересуется. Во всех комнатах его дома чего-нибудь не достаёт. Например, в гостиной стоит шикарная мебель, обтянутая шёлковой тканью. Однако там же находятся и кресла, обитые рогожкой, поскольку красивой материи на них не хватило.
Заблудившись, П. И. Чичиков заезжает к помещице Коробочке. Её крестьяне приучены к порядку. Она бережлива, умеет хозяйничать, готова торговать всем подряд и знает цену деньгам. Но страдает жаждой накопительства. Продавая мёртвые души, Настасья Петровна боится продешевить.
С Ноздрёвым Павел Иванович встречается в трактире. Это – искатель приключений, драчун, игрок и пьяница. Говорит быстро, отрывисто. Часто перескакивает с одной темы на другую. Злоупотребляет бранными выражениями.
Он нагл, лжив, подл и бесчестен. По-хамски относится к людям. О псах заботится сильнее, чем о близких.
Потом Чичиков оказывается у Собакевича. Это тип злобного, жестокого и бездушного помещика-крепостника, стремящегося к наживе и не привыкшего упускать собственную выгоду. В его усадьбе всё добротное, однако несуразное. А самого хозяина писатель сравнивает с медведем.
Особенно хорошо Гоголю удался образ Плюшкина. Знакомству с данным персонажем предшествует описание пейзажа, полуразвалившихся изб и хозяйственных построек. Интерьер дома только подтверждает мысль о деградации этого помещика, о превращении его в «прореху на человечестве». Он, как Кощей, чахнет над своим «златом», сваленным в пыльную кучу в углу комнаты. Его скупость и жадность просто феноменальны. Плюшкин не только не помогает финансово ни дочери, ни внукам, но и себе отказывает во многом. Ходит в таких рваных обносках, что Чичикову даже трудно определить, личностью какого пола он является. Для угощения гостей хранит чёрствый кулич и настойку, в которой плавают дохлые мухи.
2 вариант
Поэма «Мёртвые души» — уникальное произведение Николая Гоголя. В нём автор показал недостатки российского общества. В произведении показана деградация человека, уничтожение его души. Для наглядного примера автор использовал дворянство: помещиков. В произведении каждый представитель этого класса сформировал свой быт, обладает неповторимыми чертами, имеет свою историю. Учитывая внешнее разнообразие, эти представители обладают одной общей чертой: владея душами живых людей, их души являются мертвыми.
Постараемся рассмотреть характер всех помещиков.
Первым делом Чичиков отправляется в поместье Манилова. Про таких людей говорят: «ни рыба ни мясо, ни кафтан ни ряса». Все мысли человека занимают мечты о прекрасной жизни и пустые разговоры, которые не приносят пользы. Он не занимается практическими делами, не знает, что происходит у него дома. Этот человек постоянно заискивает перед высокопоставленными чиновниками, поэтому его душа мертва.
Следующим представителем является Настасья Коробочка. Исходя из говорящей фамилии помещицы, стоит отметить основную черту её характера – ограниченность мышления: помещица находится в «коробочке» своего создания. Настасья Филипповна хорошо ведёт своё хозяйство. Она не обладает значительными деньгами, но в любом деле она боится потерять потенциальную выгоду. Смысл жизни у помещицы заключается в накоплении денег, поэтому душа её мертва.
Ярким представителем среди помещиков Чичиков считал Ноздрёва. Он любит шумные компании, пьяные вечеринки, игры в карты, злачные места. Он проиграл своё имение, поэтому живёт в долгах. Постоянные скандалы и ругательства доставляют крепостным серьёзные неприятности. Он любит себя. Главной целью в жизни этого человека – постоянные гулянки, игра в карты и посещение злачных мест. Душа помещика мертва.
От помещика Ноздрёва, Чичиков прибывает к Собакевичу. Чичиков отмечает: «Чёртов кулак». Корыстный и зацикленный на материальных благах человек. Он замечательный хозяин, а его крестьяне проживают в комфортабельных условиях. Однако, душа этого человека тоже мертва. У неё потребности ограничиваются, съеденным количеством пищи.
Плюшкин – последний представитель в списке помещиков, которых посещал Чичиков. Его фамилия обозначает «сплющенность» его души. Плюшкин – скупой человек, он не поддерживает контакты с семьёй, а пытается накопить мусор в своём доме, носит оборванный халат и употребляет сухари. Автор называет такого представителя помещиков «прорехой на человечество».
Рассмотрев разных помещиков, у которых был Чичиков Павел Иванович, делаем вывод о значении поэмы «Мертвые души». Мертвыми душами считаются не физически умершие люди, которых хотел приобрести Чичиков, а помещики, владеющие этими людьми. В произведении отражены «живые» души, которые представлены простыми людьми. Подобными примерами Николай Васильевич Гоголь показал, что не всё потеряно. Ещё есть время для изменений, поэтому он показывает Русь в качестве «необгоняемой тройкой».
9 класс
Также читают:
Картинка к сочинению Изображение помещиков в поэме Мертвые души
Популярные сегодня темы
- План рассказа Малька провинилась Белова 3 класс
Однажды зимой я пошел к соседке попросить молока. Подойдя к дому, я услышал, как хозяйка ругала кого-то. Я очень удивился, и даже представить не мог, на кого бы это Лидия могла так браниться.
- Анализ повести Пушкина Гробовщик
Основной проблемой произведения является цинизм и зависимость от денег. Эту проблему характеризует гробовщик, который жаждал смерти людей, чтобы получить прибыль от их похорон. Душа такого человека мертва
- Хронологическая таблица жизни и творчества Пушкина
Александр Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года в дворянской семье. Уже в детстве маленький Саша сочинял стихи на французском языке.
- Анализ произведения Тихое утро Казакова
Рассказ Юрия Павловича Казакова «Тихое утро» наполнен духом деревенской жизни и красотой природы, которая прекрасно описана в произведении. Название рассказа говорит само за себя
- Сравнительная таблица Онегин и Ленский
Одними из главных героев данного произведения являются Евгений Онегин и Владимир Ленский. Что же это за герои и почему они обычно противопоставлены как «лёд и пламень», «вода и камень»? Рассмотрим в таблице
(Заглавная иллюстрация: художник Агина А.А. к поэме Н.В, Гоголя «Мертвые души», 1846)
Гоголь в известном произведении “Мертвые души” провел несколько параллельных типажей помещиков, которые проживали в России. Но он сумел высмеять пороки, нравы, быт каждого из них. Из этих типажей была создана некая художественная галерея, изображения сделаны в сатирическом стиле. Главный герой попал в новый город и начал знакомиться с проживающими там людьми. Обычно ему встречались влиятельные чиновники или же зажиточные помещики. Он сделал описания 5-ти семей со всеми красками. Исходя из этих характеристик, мы судим об окружающих героя людях.
Добродушный Манилов
Первый, кто встречается на пути главного героя, — это Манилов. Он сладкий с доброй душой. На первый взгляд он идеальный, умеет представить себя и обладает слащавым тоном. Но на самом деле Манилов является ленивым, скучным типом, который не интересуется хозяйством. Он не знает, кто у него работает, сколько времени. Он читает книгу уже на протяжении 2 лет и все никак не может сдвинуться с одной страницы. Когда Чичиков хотел продать “мертвые души”, так помещик Манилов посчитал подобную сделку недействительной. Однако не может отказать главному герою и предоставляет ему список крестьянов, не взяв за это ни копейки.
Бережливая Коробочка
После этого Чичиков отправился к Коробочке, Настасье Петровне. Эта вдова имеет определенные достоинства. Она отличается организованностью и умом, ее хозяйство процветает, у нее работают крестьяне, которые нацелены на результат и довольно воспитаны. Что касается характера хозяйки, то Коробочка запаслива и бережлива, но можно с точностью также сказать, что Настасья Петровна бестолкова, глупа, скупа одновременно. Она продала Чичикову “мертвые души”, но не хотела продешевить. У нее на хозяйстве было 18 крестьян, которых она быстро отдала. Как будто продавала крупу либо сало.
Безумный Ноздрев
Затем герой пошел к Ноздреву. Вдовец, которому исполнилось 35 лет, является бесшабашным, обожает находиться в шумных, веселых компаниях. Он красиво выглядит, но с хозяйством не справляется. Он не бывает практически дома, крестьяне и дети его мало интересуют. Единственный момент на «отлично» у него – это псарня, поскольку он является охотником. Ноздрев умеет приврать, от него можно услышать бранные слова, но ни одну тему разговора он не довел до конца. Чичиков считал, что с Ноздревым по поводу “мертвых душ” проблем не будет. Но здесь ошибочка. Ноздрев не просто не продал крестьян, он даже хотел избить главного героя.
Прямолинейный Собакевич
Гоголевский делец после Ноздрева направился к Собакевичу. Последнего можно сравнить с медведем, он такой же большой и неуклюжий. Его дом имел несуразный вид, однако Собакевича считали хорошим хозяйственником. Избы, дома он сделал из хорошей древесины. Он был сообразительным в плане торговли и знал всех своих крестьян. Он сразу понял, с какой целью приехал Чичиков. Между ними была совершена сделка в пользу Собакевича. Но если посмотреть на помещика в качестве крепостника, то он жестокий, неотесанный, грубый. Он не умеет выражать душевные переживания.
Прибедняющийся Плюшкин
Но наиболее странным является Плюшкин. Он похож был на старую ключницу, которая все время ворчит. Но Плюшкин был очень богат, в его хозяйстве насчитывалось около тысячи крестьян. Раньше дом процветал, но позже запустел. Это случилось после смерти его жены. Это бережливый помещик ранее, но сейчас он становится скрягой. Он собирал хлам, в его питании были одни сухари, а среди одежды только обноски. Чичиков со своим предложением обрадовал его. Плюшкин нашел в этом возможность подзаработать.
Гоголь описал разные образы помещиков, показывая, как черствеет душа и происходит деградация человека. Все начиналось Маниловым и закончилось Плюшкиным. Читатель четко видит картину, как угасает все человеческое в людях.
1. В поэме «Мертвые души» Гоголь ставил перед собой цель разоблачить пороки общества. Ему удалось сделать это через яркие образы помещиков, к которым приезжает главный герой. В поэме представлено пять типажей, которые различаются, но их можно объединить общими чертами праздности и бессмысленности существования.
2. Манилов — олицетворение инфантилизма и пустой мечтательности. Он строит планы и думает, что живёт напряжённой жизнью ума. Но в доме и в поместье все приходит в упадок, а люди перестают трудиться, как и барин.
Манилов легко дарит Чичикову «мертвые души», ведь главное для него — угодить гостю. Он не думает ни о мертвых, ни о живых душах.
3. Образы помещиков Коробочки и Ноздрева чем-то схожи: оба хотели бы нажиться больше, чем предлагает Чичиков. Они готовы торговаться, продать ещё что угодно, лишь бы Чичиков купил! Но ему нужны только непонятные «мертвые души». Оба помещика демонстрируют абсолютную нечувствительность к нравственной стороне вопроса.
4. Образ Собакевича — воплощение лицемерия. Человек, критикующий всех помещиков и чиновников города, легко забывает о добродетелях, когда речь идёт о выгоде. Он повышает цену на своих мертвых крепостных, расхваливая их как живых. Он хорошо знает своих крестьян, их навыки, характеры, образ жизни, но не видит за этим людей, лишь функционал. А высокая смертность людей говорит о том, как тяжела была их жизнь при таком хозяине.
5. Образ Плюшкина поистине страшен: говорят, что он заморил своих людей голодом. Так Плюшкин обращается со всем, что у него есть. Все ресурсы в его хозяйстве превращаются в прах, в прямом и переносном смысле. Люди гибнут, товары, хранящиеся в огромных амбарах, гниют и портятся, здания разрушаются, все приходит в упадок. Поместье Плюшкина — царство смерти. Единственное, что ещё живо в старике — это желание денег.
6. Образы помещиков, по замыслу автора, должны пугать читателя своей «мертвенностью», нежизнеспособными мелкими интересами. В этих людях нет искренних и чистых стремлений, желания принести пользу обществу, прожить жизнь, наполненную чем-то созидательным. Жизнь этого сословия кажется незначительной, суетливой и жалкой, и никакие богатства не могут придать им веса.
- Сочинения
- По литературе
- Гоголь
- Помещики в поэме Мертвые души Гоголя
Помещики в поэме Мертвые души Гоголя сочинение (образы помещиков)
Так называемую галерею помещиков Николай Васильевич Гоголь начинает с помещика Манилова. Именно к нему главный герой едет в первую очередь. Читатель сразу отмечает вычурность манер и слащавость речи этого человека, хотя внешне он достаточно привлекателен. Смысл всей жизни Манилова – фантастические мечты. Ему нравится лежать на диване или сидеть в покосившейся беседке, мечтая о подземном ходе. Его совершенно не волнуют крестьяне, страдающие от беспечности этого помещика. Манилов льстец, с его слов все в городе «прелюбезнейшие». Как оказалось, образ Манилова настолько типичен для того времени, что возникло понятие маниловщины.
Следующей в галерее перед читателем предстает Коробочка. Ее жизнь – это вечное накопительство. Она скупа и даже тупа, так как Чичикову приходится потратить и время, и нервы, чтобы добиться от нее продажи мертвых крестьян. Этот образ тоже оказался типичным для русских помещиков тех времен.
Ноздрев – заядлый картежник и пьяница, скандалист и кутила – называет себя другом Чичикова. Вспыльчивый, хвастливый, этот помещик беспорядочен по своему характеру, что отображает даже его жилище. В доме творится в каком-то роде хаос, сам хозяин держит у себя настоящего волчонка, а в конюшне еще и козла. Ноздрев поначалу отказывается продать Чичикову крестьян, а после играет с ним в шашки на мертвые души. Конечно, не обходится без жульничества со стороны хозяина. Чичикова, который возмущен этим, спасает от расправы Ноздрева только визит капитана-исправника.
Собакевич предстает перед читателями огромным, неуклюжим помещиком, грубым и неотесанным. В нем тоже виден накопитель, как и в Коробочке. Он крайне нелестно отзывается о горожанах, зато расхваливает своих крестьян. Он на удивление спокойно относится к просьбе Чичикова купить у него крестьян. Сам Собакевич показан этаким властелином над крестьянами.
Последний помещик – Плюшкин. Если в лице Манилова читатель видит процесс праздной жизни, то Плюшкин – ее результат. Этот помещик чрезвычайно богат, у него больше тысячи душ, однако живет он в ветхом жилище, одетый подобно нищему. В душе он тоже накопитель, и эта черта привела его к утрате реального восприятия вещей. Он готов беречь (и тем самым портить) продукты, лишь бы не тратить их. И читатель, изучая описание его грязной комнаты, видит перед собой духовную смерть человека – то, к чему медленно, но верно идут остальные помещики.
Вариант 2
Из названия поэмы «Мёртвые души» ясно, что основная тема касается нравственного разложения. Ведь «мёртвыми» названы не покойные крестьяне, а души помещиков, для которых не осталось ничего святого. Чичиков посещает пятерых из них, и при каждом новом визите видит всё большую степень нравственного разложения.
Первым чиновника принимает в своём доме Манилов, который уверен: он очень образованный и достойный человек. Однако в глаза читателя бросается, казалось бы, незначительная деталь: закладка в его книге уже много лет остаётся на одной и той же странице. В Маниловке процветает беззаконие: барина обворовывают его же крестьяне, но он не обращает на это внимания. Манилов – не злодей, он никому не причиняет вреда, но с ним не о чем разговаривать, он очень ленив и большую часть времени сидит с сигаретой, погрузившись в пустые мечты. Он приятный и обаятельный мужчина, чувствительный и уступчивый, но бездеятельный, медлительный, как и все в его поместье.
Следом за ним Чичиков посещает Коробочку. Это скупая, расчётливая женщина, которую не волнует ничего, кроме цен. Её дом застыл во времени, совершенно не изменившись с войны. Стены украшены портретами военных, всюду порядок. Коробочка неплохо управляется с поместьем и немногочисленными крепостными, однако она её скупость не обоснована. Она бесцельно копит деньги и отличается подозрительностью. Выдающего ума вдова не имеет, но успешно торгует качественными товарами, которые производят крестьяне.
Третий визит Чичиков наносит Ноздреву. Из всех представленных в произведении помещиков он единственный является очень активным, но его энергия ни во что не преобразуется: он сеет разрушения и не обращает внимания на своих крестьян и детей, большую часть времени посвящая собакам, развлечениям и алкоголю.
Предпоследний из описанных помещиков – Собакевич. Он груб, циничен и небрежен. Он обманывает покупателей и настолько нравственно низок, что даже внешне напоминает животное: медведя. Помимо лица и фигуры его роднят с этим зверем сила, здоровье и неуклюжесть. Он любит свою семью и много ест, часто грубит окружающим.
Плюшкин оказывается последним помещиком в романе. Это одинокий и скупой человек, который позволяет своим подопечным умирать от голода, пока в его амбарах сгнивает зерно. Он не тратит деньги даже на себя, носит старые тряпки, ест сухари и копит всё, что может: начиная деньгами и заканчивая мусором.
Из диалогов Чичикова с героями очевидно, что Н.В.Гоголь подразумевал в названии именно мёртвые души ничтожных помещиков, погрязших в различных человеческих грехах и оттого лишившихся всего хорошего и «живого», что есть у подчинённых им крестьян.
Образы помещиков в поэме Мертвые души
Гоголь, этот отличный писатель, очень хорошо описал и показал всю настоящую сущность всех богатых людей, в основном – помещиков. Особенно ярко выражено это в его поэме «Мертвые души». Именно в этом произведении Гоголя, явственно видно, на что только не способны люди, ради легкого богатства. Помещики в то время девятнадцатого столетия в России играли весьма немаловажную роль в жизни крестьян и общества вообще. Сколько людей пострадало из-за неважных прихотей этих, как ни странно, малограмотны людей.
Помещики в поэме Гоголя показаны со всей наготой их нравов – настоящих, а не лицемерных. Помещики – это люди, которые наживались на простых и бедных людях, ради своей выгоды. Для крестьян — это было как рабство, ведь ни денег, ни земли они не получали, только пинки да упреки, если не хуже. Помещики – были главой крепацтва, так что они становятся от этого еще хуже.
В поэме Гоголя «Мертвые души» показано, как один помещик решил сделать свое богатство еще большим, а потому стал использовать даже мертвых людей, а вернее – их имя и возраст, якобы они существуют на самом деле, и находятся у него в крепацтва, то есть на службе у него на поместье. Никто из ревизоров и вообще, не мог бы знать, живы те люди или нет – но зато помещик получал за это неимоверную выгоду.
Гоголь показывает, насколько могут быть ничтожными люди, и не важно – помещики они или нет. В этом произведении помещики решили нажиться даже на мертвых душах людей, которые уже ушли из мира сего. Но даже их не оставили в покое, даже тут решили почерпнуть какую-то для себя выгоду.
Именно потому Гоголь не мог спокойно спать, пока не показал настоящую сущность всех помещиков, которые являются не настоящими богатыми людьми, а такими, которые наживаются на все, чем только можно.
Помещики в поэме Мертвые души Гоголя
Несколько интересных сочинений
- Чудесная жизнь леса зимой сочинение
Зима это пора года, когда лес окутывается белым покрывалом снега и превращается в магическое место. Зимний лес полон тишины и спокойствия, и кажется, что время здесь остановилось.
- Сочинение на тему Зима в деревне
Зима в деревне не такая, как в городе. Куда ни посмотри, кругом белым-бело. Поля укрылись белым пушистым одеялом и спят до весны. Чем больше снега на полях, тем больше будет влаги весной
- Анализ произведения Третий сын Платонова
Тему отношений между поколениями, в частности между родителями и детьми, можно смело назвать вечной. Она актуальна во все времена, во все исторические эпохи. Этот вопрос философский, над которым можно рассуждать и спорить бесконечно.
- Анализ рассказа Чехова Палата № 6 10 класс
Своим потрясающим талантом писать удивительные истории, способные задеть за живое, Антон Павлович Чехов поражает умы читателей. Зачастую бывшего врача волновали мысли, связанные с духовным развитием человека
- Мои планы на будущее — сочинение
Мало кто задумывается о будущем с детства, но только не я. Родители постоянно вкладывают в меня любовь и прививают правильные ценности. Благодаря им, я мечтательна и точно знаю чего хочу