Опираясь на содержание текста, знания курса и личный социальный опыт, укажите три любые черты (особенности) массовой культуры как «индустрии сознания»
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Массовая культура… отвлекает людей от реальной жизни, питает их вымышленными картинами, погружает общество в летаргический сон. Многие социальные критики призывают осознать пагубную роль массовой культуры и внести коррективы в её практику.
Культурфилософы пишут о том, что массовая культура привела к разрушению личности. Любовь изображается стандартными способами: избитые слова, трафаретные сцены… бесконечно много убийств и насилия. Язык многих народов становится всё грубее и примитивнее… Человек стал поживой манипуляции, он целиком опутан клейкими грёзами массовой культуры. Настала пора манипулирования массовым сознанием, когда можно дирижировать модой, досугом и поведением людей.
Однако в осмыслении массовой культуры определилась и другая тенденция… Исследователи также отмечают, что массовая культура выполняет в определённом смысле даже полезную психотерапевтическую функцию в обществе. Огромные психологические нагрузки, которые падают сегодня на каждого человека, вызывают у него потребность отвлечься от реальности, освободиться от стрессов. И здесь массовая культура оказывается незаменимой.
В условиях традиционного общества поведение человека регулировалось в основном действием стихийных экономических сил и традиций, а не прямым давлением со стороны социальных институтов, которые предумышленно стремились бы проникнуть в эмоционально-психологический мир человека… В современном обществе возникает потребность в прямом регулировании поведения людей. Массовое сознание начинает подвергаться всё более мощной и целенаправленной обработке, принимающей «индустриальные формы». Сегодня не обойтись без развёрнутой «индустрии сознания», цель которой заключается в том, чтобы добиться унификации духовной жизни, стандартизации интеллектуальных реакций, дабы удержаться в рамках усложнившейся в современном обществе социальной структуры.
(П. С. Гуревич)
1
В чём, по мнению автора текста, заключается негативное влияние массовой культуры на развитие отдельных личностей и общества в целом? (Назовите любые четыре негативных последствия.)
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
2
Опираясь на содержание текста, определите, какие три объективных фактора способствуют расширению влияния массовой культуры в современном обществе.
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
3
Какие две тенденции в осмыслении массовой культуры указаны автором? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «культура» в самом широком смысле.
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
Спрятать пояснение
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны такие черты (особенности):
1) современная массовая культура и СМИ, её распространяющие, являются, по сути, промышленным производством (воздействие на массовое сознание приобретает индустриальные формы);
2) воздействие массовой культуры на сознание людей становится мощным, целенаправленным, масштабным;
3) массовая культура стремится проникнуть в эмоционально-психологический мир человека, воздействуя на его сознание;
4) образцы и стандарты поведения, формируемые массовой культурой, становятся нередко элементом индивидуального и коллективного сознания;
5) массовая культура способствует манипуляции массовым сознанием.
Могут быть указаны иные черты (особенности).
Спрятать критерии
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Правильно указаны три черты (особенности) | 3 |
Правильно указаны две черты (особенности) | 2 |
Правильно указана только одна черта (особенность) | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл | 3 |
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
Автор пишет о ключевых проявлениях массовой культуры. Назовите два любых проявления. Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из них. (Сначала указывайте проявление, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Массовая культура — это сложный социальный феномен XX века, представляющий собой особый тип производства и потребления культурных ценностей, характерный для массового общества. Стоит выделить ключевой фактор формирования массовой культуры — увеличение времени для отдыха, вследствие сокращения количества рабочего времени под воздействием развития техники. В результате самые широкие слои общества также стали испытывать потребность в досуге. Заполнить этот досуг предстояло массовой культуре, которой удалось поставить практику развлечений на широкий поток.
Начало происходить сращивание культуры с миром развлечений, что предопределило ключевые особенности и предметное поле массовой культуры. Элементы массовой культуры должны были стать интересными по своему содержанию и иметь эффективную для быстрого восприятия зрителем форму, сочетать в себе чёткий сюжет с интригой. Такая специфика позволила предопределить основные черты, характеризующие массовую культуру. Во-первых, для неё характерна серийность предметов её потребления; во-вторых, трансляция примитивных стандартов жизни и отношений между людьми; в-третьих, развлекательность, забавность, сентиментальность; в-четвертых, пропаганда культа сильной личности, которой всегда сопутствует жизненный успех.
Массовая культура выступает также в качестве некоего фундамента мировой культуры, в результате чего происходит стирание и устранение национальных границ, в этом проявляется её роль в глобализации. В числе ключевых проявлений массовой культуры современности можно выделить такие как: индустрия детства, средства массовой информации, индустрия развлекательного досуга, индустрия оздоровительного досуга, реклама и мода и другие.
Критиками долгое время при оценке массовой культуры говорилось только об отрицательных её сторонах. Считалось, что она может быть востребована только невзыскательной и неразвитой публикой. Осуждалась её ориентация на потребление, а не на творчество, ей приписывался преимущественно развлекательный характер. Подчеркивалось, что в очень немногих произведениях рассматриваются вопросы о цели и смысле жизни, ценностях. Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда произведения массовой культуры исполнены на достаточно низком профессиональном уровне, не обладают высокой эстетической ценностью и способны формировать только лишь массовое мировоззрение, которому присущи некритические убеждения и взгляды.
Данные рассуждения нельзя отвергать, как лишённые всякого смысла. Однако нужно сказать о положительных аспектах, которые несёт в себе развитие массовой культуры. Во-первых, появление массовой культуры способствовало достижению всеобщей грамотности населения. Во-вторых, массовой культуре принадлежит значительная роль в становлении современного рекреационного механизма снятия стрессов и напряжений. В-третьих, не следует углубляться в категорическое противопоставление массовой культуры высокой культуре предшествующих эпох. В те времена также существовали и средняя, и низовая культуры, однако с течением времени до нас дошли лишь её шедевры, которые представляют собой единичное явление любой эпохи, выделение которых всегда происходит лишь с течением времени. Также произойдет и с современной культурой, которая с течением времени отсеет большую часть произведений, оставив лишь настоящее искусство.
(по А. Е. Сошникову)
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Индустрия развлекательного досуга, например:
— по всему миру большую популярность имеют голливудские такие кинофраншизы, как «Сумерки», «Форсаж» и другие;
— тиражи развлекательных «бульварных» газет и сайтов значительно превышают тиражи политических, экономических или профессиональных изданий.
2. Реклама, например:
— рекламное агентство Р. создаёт телевизионные ролики для транснациональной корпорации, производящей фастфуд, которые распространяются по всему миру;
— реклама прохладительных газированных напитков создаётся по единому шаблону на протяжении многих лет.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров.
Тест: «Массовая культура». Вариант 1.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Тип культуры |
Особенности |
Народная культура |
Анонимность, безличность, отсутствие именного авторства, настроенность на воспроизведение принятых образцов жизненной активности |
………… культура |
Общедоступность, занимательность, серийность, тиражируемость, коммерческий характер |
2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Искусство, наука, образование, мораль, культура
3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют черты массовой культуры.
1) коммерческий характер 2) доступность 3) использование спецэффектов 4) развлекательный характер 5) сложность формы и содержания 6) узкий круг потребителей
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.
4. Выберите верные суждения о массовой культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Массовая культура зародилась с переходом к постиндустриальному обществу. 2) Одним из признаков массовой культуры является ее коммерческая направленность. 3) Продукты массовой культуры даже по прошествии времени не могут стать частью народной культуры. 4) В массовой культуре могут использоваться идеи, художественные приемы элитарной культуры. 5) В современном обществе массовая культура преобладает.
5. Установите соответствие между характеристиками и видами культуры.
Характеристики |
Виды культуры |
А) анонимность произведений Б) ярко выраженный коммерческий характер В) коллективность творческих процессов Г) стандартизация содержания Д) ориентация на запросы потребителя |
1) массовая культура 2) народная культура |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
6. Установите соответствие между отличительными признаками и основными формами культуры, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Отличительный признак |
Формы культуры |
А) Создается элитой или по ее заказу по заказу профессиональными творцами. |
1) народная культура |
Тест: «Массовая культура». Вариант 2.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Тип культуры |
Особенности |
Народная культура |
Анонимность, безличность, отсутствие именного авторства, настроенность на воспроизведение принятых образцов жизненной активности |
…………. культура |
Её черты — закрытость, аристократизм и ценностно-смысловая самодостаточность. Это «высокая культура»… |
2. Найдите позицию, которая является обобщающей для всех остальных позиций представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой она указана.
Духовная культура, духовные ценности, научные исследования, моральные нормы, религиозные взгляды, нравственные поступки
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к элитарной культуре
1) сложность используемых форм 2) стремление авторов к воплощению собственных идей 3) развлекательный характер 4) ярко выраженная коммерческая направленность 5) духовный аристократизм 6) требование специальной подготовки для понимания
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
4. Каждое утро Анна Петровна включает телевизор и смотрит латиноамериканский сериал. Какие особенности художественного произведения позволяют охарактеризовать его как пример массовой культуры? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) коммерческий характер 2) анонимность авторов 3) общедоступность
4) развлекательный характер 5) глубокие философские идеи 6) элитарность
5. Установите соответствие между характерными чертами и разновидностями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Характерные черты |
Виды культуры |
А) обилие спецэффектов, увлекательные сюжеты |
1) массовая культура 2) элитарная культура |
Б) ориентация на запросы узкого круга потребителей |
|
В) коммерциализация духовной деятельности |
|
Г) приоритетное развитие развлекательных жанров |
|
Д) сложность содержания |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
6. Установите соответствие между отличительными признаками и основными формами культуры, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Отличительный признак |
Формы культуры |
А) анонимность произведений |
1) народная культура |
Б) коммерческий характер |
2) массовая культура |
В) коллективность творческих процессов |
3) элитарная культура |
Г) стандартизация содержания приёмов |
|
Д) высокая интеллектуальная сложность |
7. Художник K. создал образы мирового хаоса и пустоты, воспроизведя их в выставочном пространстве впервые с помощью различных предметов, мебели, бумаги, газет. Какие признаки свидетельствуют о том, что творчество художника К. относится к элитарной культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) удовлетворяет сиюминутные запросы людей 2) трудна для понимания неподготовленного человека 3) имеет широкую аудиторию 4) не обладает художественной ценностью 5) имеет ограниченный круг почитателей 6) обладает меньшей художественной ценностью
8. Прочитайте приведенный текст, вставьте пропущенные слова.
«Массовая культура — особое явление. Ее появление вызвано такими процессами, сопровождающими зарождение индустриального общества, как ……..(А), демократизация и др. К важнейшим источникам формирования массовой культуры можно отнести появление кинематографа, радио, звукозаписи и других средств …….(Б). Зрителю не требуется особое …….(В), чтобы воспринимать произведения этой культуры. Вместе с тем массовая культура вводит в действие механизмы, обеспечивающие людям психологическую …….(Г). Эта культура отвечает ……(Д) человека массы, выполняя в первую очередь компенсаторно-развлекательную функцию. В продукции массовой культуры утверждается этика личного успеха,…….(Е), веры в себя»
Список терминов:
1) индивидуализм
2) разгрузка
3) глобализация
4) образование
5) коммуникация
6) возможность
7) воспитание
потребность
9) урбанизация
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Б) Создается анонимными творцами. |
2) элитарная культура |
||||
В) Адресована узкой группе знатоков и ценителей. |
3) массовая культура |
||||
Г) Преследует основную цель – получение коммерческой выгоды. |
|||||
Д) Технически тиражируется в виде множества копий. |
7. Выберите верные суждения о культуре и её разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Достижения культуры представляют собой продукт духовной деятельности людей определённой эпохи.
2) Содержание элитарной культуры обусловлено стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения.
3) Результаты материальной деятельности людей воплощены в достижениях культуры
4) Произведения народной культуры, как правило, анонимны.
5) Коммерческая выгода является целью создания произведений элитарного искусства.
8. Прочитайте приведенный текст, вставьте пропущенные слова.
«Культура возникла и развивается вместе с человеком. Она представляет собой то, что отличает человека от всех других ….. (А). Ни человек, ни …..(Б) не могут существовать вне культуры. В самом широком смысле можно сказать, что культура – это всё, что создано человеком в процессе ……(В) окружающего мира. Иногда культуру называют «второй природой».
Культура выполняет ряд очень важных ……… (Г) в жизни человека. и общества. Она является той средой, в которой происходит ………(Д) личности. Только через культуру человек может овладеть накопленным социальным опытом и стать полноценным членом общества. Культура регулирует отношения между людьми с помощью системы норм, например норм …..(Е)»
Список терминов:
1) искусство
2) информация
3) преобразование
4) мораль
5) живые существа
6) общество
7) социализация
функция
9) деятельность
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ключ к тесту «Массовая культура»
№ |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Баллы |
1 |
массовая |
элитарная |
1 |
2 |
культура |
духовная культура |
1 |
3 |
56 |
34 |
1 |
4 |
245 |
134 |
2 |
5 |
21211 |
12112 |
2 |
6 |
21233 |
12123 |
2 |
7 |
134 |
25 |
2 |
8 |
563874 |
954281 |
2 |
Критерии оценок:
«5» — 12-13 баллов
«4» — 9-11 баллов
«3» — 6-8 баллов
«2» — 5 и менее баллов
Текст Измайлова П.
(1)«Отправь голову в отпуск!» – такой призыв сплошь и рядом украшает сегодня столичное метро и пригородные электрички, страницы самых популярных газет и журналов и улицы крупнейших городов страны, звучит по радио и на ТВ… (2)Только не подумайте, что эта «беспрецедентная рекламная кампания» направлена на раскрутку высокоградусных напитков. (3)Всё гораздо возвышеннее: «новый формат периодики покоряет Россию»!
(4)Теперь благодаря некоему российскому издательству любой обладатель 15 рублей запросто окунётся в мир чувств, спектр которых достаточно широк. (5)Например, книжная серия «Виражи любви» «вскружит Вам голову изощрёнными сюжетными интригами, причудливым переплетением неожиданных поворотов судьбы, расставаний и встреч, переживаний и настоящих чувств, для которых не бывает непреодолимых преград …». (6)Причём новый «бурный роман» обещан читателям еженедельно, и уже есть первые три выпуска – «Звёздное кружево», «Убиться веником» и «Бриллианты из морозилки ». (7)Лично меня привлекло название No2: есть в нём некая простота – и в то же время тайна … (8)Правда, аннотация разочаровала : «(9)Убиться веником – что это? (10)Любимое выражение героини или коктейль со свекольным соком? (11)Для того чтобы понять, о чём идёт речь, не обязательно иметь большой опыт общения по Интернету. (12)Умные люди считают, что настоящей любви в чате не место. (13)Какая любовь , если ни разу не видел предмет своей страсти? (14)Только голос и буквы на мониторе… (15)Именно в такой ситуации оказались герои этой истории».
(16) Да и к чему эти виртуальные надрывы, если имеется специальная серия «Дыхание страсти», посвящённая вполне земным радостям. (17) Главное – во время чтения «не сбейтесь с ритма!» (18)(Издательство предупреждает !). (19)«У Мэтта Дэвидсона и Джилли Тэйлор много общего: они не просто долго работают в одной рекламной фирме, они оба инициативны, напористы и энергичны. (20)Босс сталкивает их лбами, и они становятся соперниками. (21)Но постепенно враждебность уступает место чему-то иному… (22)И пока Мэтт и Джилли пытаются добиться победы друг над другом в карьерной борьбе, одновременно они воюют сами с собой . (23)Однако в какой-то момент они понимают, что не могут больше думать о работе…» (24)Наверное, воистину гамлетовский выбор «между карьерой и чувствами» персонажей «Соперников» кого-то действительно собьёт с ритма и даже выбьет из привычной жизненной колеи, но у меня возникло стойкое ощущение скуки. (25) И уже не захотелось ни «Дороги домой», ни «Готики», ни «По ту сторону» – так называются другие серии, предлагаемые издательством. (26)Даже по 15 рублей за книгоштуку.
(27)Охотно верю , что еженедельными темпами издатели добьются своей цели и скоро их мини-романы отправят в отпуск сотни, тысячи, десятки тысяч российских головушек. (28)Вот только слово «отпуск» не совсем точное: привыкание к подобному чтиву чревато более длительными последствиями, и головам грозит не отпуск, а пенсия. (29)Причём по инвалидности. (30)Хотя издательство об этом не предупреждает: наверное, безголовая Россия его вполне устроит. (31)А вас, читатель?
*Пётр Андреевич Измайлов – современный писатель-публицист.
Культура.Массовая культура.
Массовая культура.
Массовая культура – культура , приспособленная к вкусам широких масс людей, культура большинства , преобладающая в современном обществе.
Она включает в себя такие явления, как СМИ, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и др.
Особенности.
- Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе
- Создаётся разными людьми, в том числе и непрофессионалами.
- Проста для понимания, не требует специальной подготовки.
- Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков, имеет не всегда высокое качество.
- Имеет самую широкую аудиторию, пользуется большой популярностью.
- Часто имеет развлекательный характер (например, различные шоу).
- Утверждает простые и понятные представления.
- Редко или почти не поднимает вечных проблем
- Демократична, легко воспринимается, не требует специальной подготовки
- Цель — получить коммерческую выгоду.
- Сленговое название- кич, китч(в переводе с нем.)- дешёвка
- Занимательна.
- Серийна. Тиражируема.
- Насыщена стереотипами и шаблонами.
- Пассивное потребление.
Плюсы массовой культуры.
- Общедоступность широкому кругу людей. У каждого есть возможность повысить свой образовательный уровень.
- Удовлетворяет различные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его
- «Демократична», так как она обращена ко всем людям без различия нации, класса, уровня бедности или богатства.
- Компенсирует эмоциональный дефицит, который все больше присутствует в нашей жизни, ведь она (массовая культура) носит развлекательный характер.
- Благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность. Так по телевидению мы имеем возможность посмотреть фильмы, которые были сняты еще в прошлом веке, какой-нибудь спектакль или концерт. В сети Интернет мы можем найти много, действительно, интересного и полезного — книгу или репродукцию картины известного художника
Минусы массовой культуры.
- Усреднённость.
- Стремление извлечь коммерческую выгоду.
- Нацеленность на вкусы масс, часто далёкие от высоких нравственных принципов.
- Уводит людей в мир иллюзий, где все прекрасно и хорошо!
- Предлагает лёгкие способы обогащения, достижения целей без необходимых усилий.
- Массовая культура, и в частности, сериалы, ток-шоу, различные сайты в сети Интернет занимают слишком много свободного времени у современного человека.
- Культ силы, денег, натурализм как один из методов изображения приводит к неправильном формированию молодёжи.
Примеры.
Сериалы, эстрадная музыка, массовое кино, комиксы, бульварные романы, блокбастеры и др.
Задания ЕГЭ. 10-11
классы. Массовая культура.
Задание 1-4. Былины о
русских богатырях дают множество примеров верности, мужества, патриотизма. Они
изучаются в массовой школе. Какая дополнительная информация позволяет сделать
вывод о том, что былины относятся к народной, а не к массовой культуре?
Выберите верные положения.
1) Их изучали в
школе бабушки и дедушки современных учеников.
2) Они
передавались из поколения в поколение, обогащаясь новыми сюжетами.
3) Они легли в
основу художественных фильмов, получивших народное признание.
4) Они записаны на
дисках актёрами, популярными в народе.
5) Они не имеют
персонального авторства.
6) Их действующие
лица стали героями современных анекдотов.
Задание 2-4.Выберите
верные суждения о культуре и её видах и запишите цифры.
1) Произведения
массовой культуры предъявляют высокие требования к общекультурному уровню
потребителя.
2) В развитии
культуры отмечают такие тенденции, как преемственность и новаторство.
3) К материальной
культуре относят нормы морали.
4) Народная
культура, как правило, создаётся коллективной творческой деятельностью народа,
отражает его жизнь и традиции.
5) Культура – это
все виды преобразовательной деятельности людей и её результаты.
Задание 3-4. Телеканал
транслировал телесериал о буднях городской больницы. Что позволяет отнести этот
сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны.
1) СМИ представили
телесериал как удачный коммерческий проект.
2) Авторы
используют народную музыку и эпические сюжеты.
3) Одной из
главных целей создателей телесериала было собственное самовыражение.
4) Телесериал
рассчитан на усреднённый потребительский вкус.
5) Телесериал
интересен кругу знатоков.
6) Понимание
телесериала не требует специальной подготовки.
Задание 4-2. Ниже приведён
ряд терминов.Все, за исключением двух, представляют массовую культуру.
1) коммерческий
характер 2) доступность 3)
использование спецэффектов
4) развлекательный
характер 5) сложность формы и содержания 6)
узкий круг потребителей
Задание 5-2. Найдите
в приведённом списке проявления массовой культуры и запишите цифры..
1) премьера фильма
ужасов 2) фестиваль
рекламных роликов
3) переиздание
детектива-бестселлера 4) выставка художников-авангардистов
5) областной смотр
фольклорных коллективов 6) открытие международного
конкурса пианистов
Задание 6-4. Телевизионный
канал выкупил права на показ фильма режиссера М. Какие из перечисленных фактов
также свидетельствуют о том, что фильм относится к массовой культуре?
1) Фильм был
продан для проката в кинотеатрах многих стран мира.
2) Для понимания
концепции фильма требуется искусствоведческое образование.
3) В прокате в
кинотеатрах страны фильм имел большой коммерческий успех.
4) В основе сюжета
фильма лежит распространённый сюжетный ход.
5) Фильм
предназначен для зрителей узкой возрастной аудитории.
6) Фильм получил
приз на фестивале авторского кино.
Задание 7-4. За
последние годы в крупном региональном центре сложилось несколько
вокально-инструментальных молодежных групп. Какие особенности деятельности этих
групп свидетельствуют об их принадлежности к массовой культуре?
1) развивают
традиции народного вокального творчества
2) исполняют
композиции собственного сочинения
3) деятельность
имеет коммерческую направленность
4) репертуар
составляет несложная танцевальная музыка
5) выполняют
функцию накопления культурного опыта
6) произведения
адресованы наиболее эстетически развитой части публики
Задание 8-3. Установите
соответствие между характерными чертами и разновидностями культуры: к каждой
позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ |
РАЗНОВИДНОСТИ |
|
А) Б) ориентация на В) Г) приоритетное Д) сложность |
1) элитарная 2) массовая |
Задание
9-22.
Назовите
и проиллюстрируйте примерами три признака массовой культуры. (Каждый пример
должен быть сформулирован развёрнуто).
Задание 10-24. Используя
обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по
существу тему «Культура, ее формы». План должен содержать не менее трех
пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Тест:
«Массовая культура». Вариант 1.
1. Запишите
слово, пропущенное в таблице.
Тип |
Особенности |
Народная |
Анонимность, |
………… |
Общедоступность, |
2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для
всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Искусство,
наука, образование, мораль, культура
3. Ниже приведён ряд
терминов. Все они, за исключением двух, представляют черты массовой культуры.
1)
коммерческий характер 2) доступность 3) использование спецэффектов 4)
развлекательный характер 5) сложность формы и содержания 6) узкий круг
потребителей
Найдите
два термина, «выпадающих» из общего ряда.
4. Выберите верные суждения о массовой культуре и запишите цифры, под которыми
они указаны.
1)
Массовая культура зародилась с переходом к постиндустриальному обществу. 2)
Одним из признаков массовой культуры является ее коммерческая направленность. 3)
Продукты массовой культуры даже по прошествии времени не могут стать частью
народной культуры. 4) В массовой культуре могут использоваться идеи,
художественные приемы элитарной культуры. 5) В современном обществе массовая
культура преобладает.
5. Установите
соответствие между характеристиками и видами культуры.
Характеристики |
Виды |
А) Б) В) Г) Д) |
1) 2) |
Запишите
в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
6. Установите
соответствие между отличительными признаками и основными формами
культуры, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом
столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Отличительный |
Формы |
А) Создается |
1) народная культура |
Тест:
«Массовая культура». Вариант 2.
1. Запишите
слово, пропущенное в таблице.
Тип |
Особенности |
Народная культура |
Анонимность, |
…………. культура |
Её черты — |
2. Найдите позицию,
которая является обобщающей для всех остальных позиций представленного ниже
ряда, и запишите цифру, под которой она указана.
Духовная
культура, духовные ценности, научные исследования, моральные нормы, религиозные
взгляды, нравственные поступки
3. Ниже
приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к элитарной
культуре
1)
сложность используемых форм 2) стремление авторов к воплощению собственных идей
3) развлекательный характер 4) ярко выраженная коммерческая направленность 5)
духовный аристократизм 6) требование специальной подготовки для понимания
Найдите
два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры,
под которыми они указаны.
4. Каждое утро Анна Петровна включает телевизор и смотрит латиноамериканский
сериал. Какие особенности художественного произведения позволяют
охарактеризовать его как пример массовой культуры? Запишите цифры, под которыми
они указаны.
1)
коммерческий характер 2) анонимность авторов 3) общедоступность
4)
развлекательный характер 5) глубокие философские идеи 6) элитарность
5. Установите
соответствие между характерными чертами и разновидностями культуры:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую
позицию из второго столбца.
Характерные |
Виды |
А) обилие спецэффектов, |
1) массовая 2) элитарная |
Б) ориентация на |
|
В) коммерциализация |
|
Г) приоритетное |
|
Д) сложность содержания |
Запишите в ответ
цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
6. Установите
соответствие между отличительными признаками и основными формами
культуры, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом
столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Отличительный |
Формы |
А) анонимность |
1) народная культура |
Б) коммерческий |
2) массовая |
В) коллективность |
3) элитарная |
Г) стандартизация |
|
Д) высокая |
7. Художник
K. создал образы мирового хаоса и пустоты, воспроизведя их в выставочном
пространстве впервые с помощью различных предметов, мебели, бумаги,
газет. Какие признаки свидетельствуют о том, что творчество художника
К. относится к элитарной культуре? Запишите цифры, под которыми
они указаны.
1) удовлетворяет
сиюминутные запросы людей 2) трудна для понимания неподготовленного
человека 3) имеет широкую аудиторию 4) не обладает художественной
ценностью 5) имеет ограниченный круг почитателей 6) обладает меньшей
художественной ценностью
8. Прочитайте приведенный текст,
вставьте пропущенные слова.
«Массовая культура — особое явление. Ее появление вызвано такими
процессами, сопровождающими зарождение индустриального общества, как ……..(А),
демократизация и др. К важнейшим источникам формирования массовой культуры
можно отнести появление кинематографа, радио, звукозаписи и других средств
…….(Б). Зрителю не требуется особое …….(В), чтобы воспринимать произведения
этой культуры. Вместе с тем массовая культура вводит в действие механизмы,
обеспечивающие людям психологическую …….(Г). Эта культура отвечает
……(Д) человека массы, выполняя в первую очередь
компенсаторно-развлекательную функцию. В продукции
массовой культуры утверждается этика личного успеха,…….(Е), веры в себя»
Список терминов:
1) индивидуализм
2) разгрузка
3) глобализация
4) образование
5) коммуникация
6) возможность
7) воспитание
потребность
9) урбанизация
Запишите
в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Б) Создается анонимными |
2) элитарная |
В) Адресована |
3) массовая |
Г) Преследует основную |
|
Д) Технически тиражируется |
7. Выберите
верные суждения о культуре и её разновидностях и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) Достижения
культуры представляют собой продукт духовной деятельности людей
определённой эпохи.
2) Содержание элитарной
культуры обусловлено стремлениями и потребностями, составляющими
жизнь большинства населения.
3) Результаты материальной
деятельности людей воплощены в достижениях культуры
4) Произведения
народной культуры, как правило, анонимны.
5) Коммерческая выгода
является целью создания произведений элитарного искусства.
8. Прочитайте приведенный текст,
вставьте пропущенные слова.
«Культура
возникла и развивается вместе с человеком. Она представляет собой то, что
отличает человека от всех других ….. (А). Ни человек, ни …..(Б) не могут
существовать вне культуры. В самом широком смысле можно сказать, что культура –
это всё, что создано человеком в процессе ……(В) окружающего мира. Иногда
культуру называют «второй природой».
Культура выполняет ряд очень важных ……… (Г) в жизни человека. и общества. Она
является той средой, в которой происходит ………(Д) личности. Только через
культуру человек может овладеть накопленным социальным опытом и стать
полноценным членом общества. Культура регулирует отношения между людьми с
помощью системы норм, например норм …..(Е)»
Список
терминов:
1)
искусство
2)
информация
3)
преобразование
4)
мораль
5)
живые существа
6)
общество
7)
социализация
функция
9)
деятельность
Запишите
в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ключ к тесту «Массовая культура»
№ |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Баллы |
1 |
массовая |
элитарная |
1 |
2 |
культура |
духовная культура |
1 |
3 |
56 |
34 |
1 |
4 |
245 |
134 |
2 |
5 |
21211 |
12112 |
2 |
6 |
21233 |
12123 |
2 |
7 |
134 |
25 |
2 |
8 |
563874 |
954281 |
2 |
Критерии оценок:
«5» — 12-13 баллов
«4» — 9-11 баллов
«3» — 6-8 баллов
«2» — 5 и менее баллов