Массовая культура сложный план егэ

Задание №28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Массовая культура». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах (количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта).

  1. Массовая культура — это тип производства и проявления культуры в целом, характерный для явлений массового общества.
  2. Виды культуры
    1. массовая
    2. народная
    3. элитарная
  3. Характеристики массовой культуры:
    1. легкость восприятия
    2. развлекательный характер
    3. яркая коммерческая направленность
    4. тиражируемость
  4. Причины распространения массовой культуры:
    1. глобализация
    2. научно-техническое развитие
    3. появление кинематографа
  5. Массовая культура в различных видах искусства:
    1. популярная музыка
    2. телевизионные сериалы
    3. блоггерство
  6. Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:
    1. позитивное (демократичность, отвечает за расслабление, отсутствие трудностей в коммуникации)
    2. негативное (формирование искусственных потребностей, унификация и стандартизация, пассивность потребления)

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Массовая культура». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие массовой культуры.
2. Условия возникновения массовой культуры:
а) рост населения;
б) рост образованности общества;
в) развитие электронных средств массовой коммуникации;
г) расширение индустриально-коммерческого производства.
3. Характерные черты массовой культуры:
а) коммерческая направленность;
б) ориентация на вкусы и запросы массового потребителя;
в) динамичность;
г) наибольшая распространённость;
д) общедоступность.
4. Массовая культура и средства массовой информации.
5. Тематика произведений массовой культуры.
6. Значение массовой культуры.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Смотрите также: ЕГЭ по обществознанию. Задание 28. Критерии оценивания ответа на задание 28. Примеры готовых планов.

План развернутого ответа на тему «Массовая культура».

1. Понятие массовой культуры.

2. Признаки массовой культуры:

а) коммерческий характер;

б) низкая культурная ценность;

в) легкость восприятия;

г) серийность и тиражируемость.

3. Разновидности массовой культуры:

а ) художественное кино;

б) популярная музыка;

в) модные молодежные движения.

4. Причины распространения массовой культуры:

а) научно-техническая революция;

б) урбанизация;

в) глобализация;

г) секуляризация.

5. Виды СМИ:

а) интернет;

б) радио;

в) телевидение;

г) печать.

6. Связь СМИ и  массовой культуры.

ДРУГИЕ ПЛАНЫ РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА ВЫ МОЖЕТЕ ПОСМОТРЕТЬ В РАЗДЕЛЕ БАНК ПЛАНОВ РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА

Массовая
культура

1.     
Определение.
Массовая культура
– одна из основных форм культуры, характеризующая современное культурное
производство и потребление.

2.     
Признаки
массовой культуры
:

1)     
индустриально-коммерческое
производство;

2)     
распространение
с помощью средств массовой коммуникации стандартизированных духовных ценностей;

3)     
ориентация
на массового потребителя;

4)     
ориентация
не на реалистические образы действительности, а на искусственно создаваемые
образы и стереотипы;

5)     
скрытая
пропаганда господствующей системы ценностей;

6)     
направляющая
сила развития – сиюминутные желания людей.

3.     
Особенности
массовой культуры:

1)     
общедоступность;

2)     
занимательность;

3)     
серийность,
тиражируемость;

4)     
пассивность
восприятия;

5)     
коммерческий
характер.

4.     
Функции
массовой культуры:

1)     
снятие
психологического напряжения и выход из конфликтных ситуаций путем обучения
способам поведения в разных нестандартных ситуациях, моделируя которые она дает
представление, как действовать в тех или иных условиях;

2)     
упрощение
поиска и отбора информации, выбора вариаций поступков, мнений, суждений в этом
неустойчивом, постоянно меняющемся мире;

3)     
 формирование
национальных идеалов, стандартов — ориентиров «высокого» образа жизни,
достойного подражания.

5.     
Влияние
массовой культуры на жизнь общества:

1)     
Негативное:

·     
снижение
общей планки духовной культуры общества;

·     
стандартизация
и унификация не только образа жизни, но и образа мыслей миллионов людей;

·     
пассивное
потребление, отсутствие стимуляции духовных импульсов в духовной сфере;

·     
насаждение
мифов в сознании людей;

·     
формирование
через массированную рекламу искусственных потребностей;

·     
подмена
реальной жизни, навязывание определенных представлений и предпочтений.

2)     
Позитивное:

·     
утверждение
простых и понятных представлений о мире людей, о взаимоотношениях между ними,
об образе жизни, что помогает людям лучше ориентироваться в современном мире;

·     
непосредственное
обращение к потребителю;

·     
демократичность;

·     
удовлетворение
запросов и потребностей многих людей;

·     
наличие
своих «вершин» — произведений, которые по сути могут быть отнесены к «высокому»
искусству.

6.     
Основные
направления современной массовой культуры:

1)     
 индустрия
развлекательного досуга, включая массовую художественную культуру, массовые
постановочно-зрелищные представления, профессиональные учреждения по проведению
организованных развлекательных мероприятий;

2)     
 индустрия
оздоровительного досуга, включая оздоровительный и спортивный туризм;

3)     
индустрия
интеллектуального досуга, включая «культурный», религиозный, экологический
туризм;

4)     
система
учреждений и организаций, стимулирования и управления потребительским спросом
на вещи, идеи, услуги индивидуального и коллективного пользования, формирующая
стандарты социально- престижных образов, стилей жизни, интересов и
потребностей;

5)     
разного
рода игровые комплексы.

       7.  Взаимосвязь массовой и других форм культуры —
народной и элитарной.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Спрятать пояснение

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

– наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

– корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1.  Понятия «культура» и «духовная жизнь».

2.  Формы культуры:

а)  элитарная;

б)  народная;

в)  массовая.

3.  Причины возникновения массовой культуры.

4.  Отличительные черты массовой культуры:

а)  ориентированность на массовую продажу и получение прибыли;

б)  тиражируемость;

в)  занимательная форма;

г)  предназначена для широкого зрителя.

5.  Позитивное влияние на духовную жизнь общества:

а)  утверждает простые и понятные представления об окружающем мире;

б)  непосредственно ориентирована на интересы общества;

в)  отличается демократичностью;

г)  отвечает запросам в отдыхе, психологической разрядке и др.

6.  Негативное влияние на жизнь общества:

а)  ориентирована на массовые вкусы;

б)  ведёт к стандартизации и унификации культуры;

в)  рассчитана на пассивное потребление;

г)  насаждает мифы в сознании людей;

д)  формирует искусственные потребности и др.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 4—6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Спрятать критерии

Критерии проверки:

Критерии оценивания ответа на задание 24 Баллы
24.1 Раскрытие темы по существу 3

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

3

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по

существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

ИЛИ

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта

2

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

1

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

ИЛИ

Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)

0
Указания по оцениванию:

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

2. 1 балл по критерию 24.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 24.1 выставлено 3 балла

24.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана 1

Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей

1

Все иные ситуации

0
Максимальный балл 4

Данный развернутый план предназначен как для учителей обществознания, так и для обучающихся, и ориентирован на подготовку выпускников к единому государственному экзамену и на оптимизацию усвоения и систематизации обществоведческого материала. План содержит определение массовой культуры, ее признаки, функции и особенности, а также вопросы влияния массовой культуры на жизнь современного общества — как позитивные, так и негативные. В плане указаны основные направления в развитии современной массово…

Поделитесь с коллегами:

Массовая культура

  1. Определение. Массовая культура — одна из основных форм культуры, характеризующая современное культурное производство и потребление.

  2. Признаки массовой культуры:

    1. индустриально-коммерческое производство;

    2. распространение с помощью средств массовой коммуникации стандартизированных духовных ценностей;

    3. ориентация на массового потребителя;

    4. ориентация не на реалистические образы действительности, а на искусственно создаваемые образы и стереотипы;

    5. скрытая пропаганда господствующей системы ценностей;

    6. направляющая сила развития — сиюминутные желания людей.

  3. Особенности массовой культуры:

    1. общедоступность;

    2. занимательность;

    3. серийность, тиражируемость;

    4. пассивность восприятия;

    5. коммерческий характер.

  4. Функции массовой культуры:

  1. снятие психологического напряжения и выход из конфликтных ситуаций путем обучения способам поведения в разных нестандартных ситуациях, моделируя которые она дает представление, как действовать в тех или иных условиях;

  2. упрощение поиска и отбора информации, выбора вариаций поступков, мнений, суждений в этом неустойчивом, постоянно меняющемся мире;

  3. формирование национальных идеалов, стандартов — ориентиров «высокого» образа жизни, достойного подражания.

  1. Влияние массовой культуры на жизнь общества:

    1. Негативное:

  • снижение общей планки духовной культуры общества;

  • стандартизация и унификация не только образа жизни, но и образа мыслей миллионов людей;

  • пассивное потребление, отсутствие стимуляции духовных импульсов в духовной сфере;

  • насаждение мифов в сознании людей;

  • формирование через массированную рекламу искусственных потребностей;

  • подмена реальной жизни, навязывание определенных представлений и предпочтений.

    1. Позитивное:

  • утверждение простых и понятных представлений о мире людей, о взаимоотношениях между ними, об образе жизни, что помогает людям лучше ориентироваться в современном мире;

  • непосредственное обращение к потребителю;

  • демократичность;

  • удовлетворение запросов и потребностей многих людей;

  • наличие своих «вершин» — произведений, которые по сути могут быть отнесены к «высокому» искусству.

  1. Основные направления современной массовой культуры:

    1. индустрия развлекательного досуга, включая массовую художественную культуру, массовые постановочно-зрелищные представления, профессиональные учреждения по проведению организованных развлекательных мероприятий;

    2. индустрия оздоровительного досуга, включая оздоровительный и спортивный туризм;

    3. индустрия интеллектуального досуга, включая «культурный», религиозный, экологический туризм;

    4. система учреждений и организаций, стимулирования и управления потребительским спросом на вещи, идеи, услуги индивидуального и коллективного пользования, формирующая стандарты социально- престижных образов, стилей жизни, интересов и потребностей;

    5. разного рода игровые комплексы.

7. Взаимосвязь массовой и других форм культуры — народной и элитарной.

План №67: «Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества»

(возможны другие варианты формулировки темы: «Массовая культура»)

1) Массовая культура как современное социальное явление.

2) Основные характерные особенности массовой культуры:

— общедоступность и популярность;

— ориентированность на широкую аудиторию;

— ярко выраженный коммерческий характер;

— вызывает интерес и понятна большинству;

— не требует специальной подготовки и специальных знаний;

— серийность и тиражируемость.

3) Негативное влияние на духовную жизнь общества:

— формирование ложных стремлений и потребностей;

— стандартизация и унификация культуры;

— навязывание упрощенных образцов и стереотипов поведения.

4) Позитивное влияние на духовную жизнь общества:

— эмоциональная разрядка;

— обращена ко всем людям независимо от положения;

— ориентирована на интересы общества.

Наличие 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Массовая культура план егэ общество
  • Массовая культура особое явление ее появление вызвано такими процессами как решу егэ
  • Маршруты для сдачи экзаменов в гаи
  • Маршруты для сдачи экзамена в гибдд санкт петербург
  • Маршруты для сдачи экзамена в гибдд в ярославле

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии