Культура.Массовая культура.
Массовая культура.
Массовая культура – культура , приспособленная к вкусам широких масс людей, культура большинства , преобладающая в современном обществе.
Она включает в себя такие явления, как СМИ, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и др.
Особенности.
- Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе
- Создаётся разными людьми, в том числе и непрофессионалами.
- Проста для понимания, не требует специальной подготовки.
- Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков, имеет не всегда высокое качество.
- Имеет самую широкую аудиторию, пользуется большой популярностью.
- Часто имеет развлекательный характер (например, различные шоу).
- Утверждает простые и понятные представления.
- Редко или почти не поднимает вечных проблем
- Демократична, легко воспринимается, не требует специальной подготовки
- Цель — получить коммерческую выгоду.
- Сленговое название- кич, китч(в переводе с нем.)- дешёвка
- Занимательна.
- Серийна. Тиражируема.
- Насыщена стереотипами и шаблонами.
- Пассивное потребление.
Плюсы массовой культуры.
- Общедоступность широкому кругу людей. У каждого есть возможность повысить свой образовательный уровень.
- Удовлетворяет различные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его
- «Демократична», так как она обращена ко всем людям без различия нации, класса, уровня бедности или богатства.
- Компенсирует эмоциональный дефицит, который все больше присутствует в нашей жизни, ведь она (массовая культура) носит развлекательный характер.
- Благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность. Так по телевидению мы имеем возможность посмотреть фильмы, которые были сняты еще в прошлом веке, какой-нибудь спектакль или концерт. В сети Интернет мы можем найти много, действительно, интересного и полезного — книгу или репродукцию картины известного художника
Минусы массовой культуры.
- Усреднённость.
- Стремление извлечь коммерческую выгоду.
- Нацеленность на вкусы масс, часто далёкие от высоких нравственных принципов.
- Уводит людей в мир иллюзий, где все прекрасно и хорошо!
- Предлагает лёгкие способы обогащения, достижения целей без необходимых усилий.
- Массовая культура, и в частности, сериалы, ток-шоу, различные сайты в сети Интернет занимают слишком много свободного времени у современного человека.
- Культ силы, денег, натурализм как один из методов изображения приводит к неправильном формированию молодёжи.
Примеры.
Сериалы, эстрадная музыка, массовое кино, комиксы, бульварные романы, блокбастеры и др.
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
- Сейчас обучается 257 человек из 62 регионов
- Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Консультация. «Массовая культура»
Обществознание, 10 «А», «Б», «В», параграф 16, стр. 150,МАОУ СОШ №57 г. Калининграда учитель истории и обществознания Занин М.А -
2 слайд
План консультации:
Характерные черты массовой культуры.
Что привело к появлению массовой культуры?.
СМИ и массовая культура.
-
3 слайд
Продукты массовой культуры,
Литература (беллетристика)
Музыка (поп – музыка)
Изобразительное искусство (комиксы, плакаты)
Кино – и видеофильмы (триллеры, комедии и т.д)
Реклама
Веяния моды и т.д -
4 слайд
Массовая культура – коммерческая форма производства и распространения культурных ценностей, рассчитанная на большую аудиторию.
Характерные черты массовой культуры:
-
5 слайд
Характерные черты массовой культуры:
Общедоступность;
Занимательность;
Серийность, тиражируемость;
Пассивность восприятия;
Коммерческий характер;Приведите примеры?
-
6 слайд
Условия возникновения массовой культуры
Факторы:1) Промышленный подъем в условиях индустриального общества (массовое производство и потребление)
2) Увеличение числа грамотного населения, увеличения доходов, сокращение продолжительности рабочего времени и появление времени на досуг, люди стали больше зарабатывать.
2) Многотиражные газеты.
3) Популярные жанры литературы, танцы, массовые гулянья.
4) Урбанизация, секуляризация культуры.
5) Искусство становиться публичным (ориентация на вкусы и предпочтения публики). -
7 слайд
Что способствует распространению массовой культуры
Виды СМИ:а) интернет;
б) радио;
в) телевидение;
г) печать. -
8 слайд
положительное влияние массовой культуры на общество, во второй — отрицательное
-
9 слайд
Позитивное влияние на духовную жизнь общества:
— утверждает простые и понятные представления об окружающем мире;
— непосредственно ориентирована на интересы общества;
— отличается демократичностью;
— отвечает запросам в отдыхе, психологической разрядке и др. -
10 слайд
Негативное влияние на жизнь общества:
— ориентирована на массовые вкусы;
— ведёт к стандартизации и унификации культуры;
— рассчитана на пассивное потребление;
— насаждает мифы в сознании людей;
— формирует искусственные потребности и др. -
-
12 слайд
Закрепляем новый материал
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) анонимность произведений
Б) ярко выраженный коммерческий характер
B) коллективность творческих процессов
Г) стандартизация содержания
Д) ориентация на запросы потребителя1) массовая культура
2) народная культура -
13 слайд
Закрепляем новый материал
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) анонимность произведений
Б) ярко выраженный коммерческий характер
B) коллективность творческих процессов
Г) стандартизация содержания
Д) ориентация на запросы потребителямассовая культура
Б,Г,Д
2) народная культура
А,В -
14 слайд
Задания
Верны ли следующие суждения о современной культуре?А. В современной культуре представлены многочисленные формы и разновидности культуры: массовая, элитарная, народная, экранная и другие.
Б. Произведения современной культуры доступны только узкому кругу знатоков искусства, высокообразованных интеллектуалов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны -
15 слайд
Задания
Верны ли следующие суждения о современной культуре?А. В современной культуре представлены многочисленные формы и разновидности культуры: массовая, элитарная, народная, экранная и другие.
Б. Произведения современной культуры доступны только узкому кругу знатоков искусства, высокообразованных интеллектуалов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны -
16 слайд
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство».
1) архитектура
2) живопись
3) театр
4) кино
5) мораль
6) религия
7) музыка -
17 слайд
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство».
1) архитектура
2) живопись
3) театр
4) кино
5) мораль
6) религия
7) музыка -
18 слайд
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой характеристики искусства:
1) образность
2) эмоциональность
3) фантазия
4) обоснованность
5) субъективность
6) гипотеза -
19 слайд
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой характеристики искусства:
1) образность
2) эмоциональность
3) фантазия
4) обоснованность
5) субъективность
6) гипотеза -
20 слайд
Выберите верные суждения о формах культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Коммерчески успешной может быть только массовая культура.
2) Элитарная культура прежде всего проявляется в самореализации художника и не ориентируется на широкую аудиторию.
3) Возникновение массовой культуры связано с появлением и распространением таких СМИ, как радио и телевидение.
4) Элементы народной культуры не используются в массовой культуре по причине отсутствия к ним интереса широкой аудитории.
5) Одной из функций массовой культуры является рекреационная функция.
6) В современных произведениях часто синтезируются элементы массовой, элитарной и народной культур -
21 слайд
Выберите верные суждения о формах культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Коммерчески успешной может быть только массовая культура.
2) Элитарная культура прежде всего проявляется в самореализации художника и не ориентируется на широкую аудиторию.
3) Возникновение массовой культуры связано с появлением и распространением таких СМИ, как радио и телевидение.
4) Элементы народной культуры не используются в массовой культуре по причине отсутствия к ним интереса широкой аудитории.
5) Одной из функций массовой культуры является рекреационная функция.
6) В современных произведениях часто синтезируются элементы массовой, элитарной и народной культур -
22 слайд
Известный писатель сочинил философское эссе, где дал весьма субъективную, индивидуально-творческую, совершенно непривычную интерпретацию событий недавнего прошлого. Найдите в приведённом ниже списке характеристики свойственные данному типу культуры, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) отражение в произведении авторской индивидуальности
2) ярко выраженный коммерческий характер
3) необходимость специальной подготовки читателя
4) сложность содержания
5) ориентация на запросы широкого круга потребителей -
23 слайд
Известный писатель сочинил философское эссе, где дал весьма субъективную, индивидуально-творческую, совершенно непривычную интерпретацию событий недавнего прошлого. Найдите в приведённом ниже списке характеристики свойственные данному типу культуры, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) отражение в произведении авторской индивидуальности
2) ярко выраженный коммерческий характер
3) необходимость специальной подготовки читателя
4) сложность содержания
5) ориентация на запросы широкого круга потребителей -
24 слайд
В художественном произведении N присутствует национальный колорит. Какие признаки позволят сделать вывод о том, что произведение N относится к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) у этого произведения неизвестный автор;
2) оно передаётся от поколения к поколению;
3) eгo создатели получили хорошую прибыль;
4) его исполняют по радио профессиональные актёры;
5) оно носит развлекательный характер
6) оно имеет сложное содержание -
25 слайд
В художественном произведении N присутствует национальный колорит. Какие признаки позволят сделать вывод о том, что произведение N относится к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) у этого произведения неизвестный автор;
2) оно передаётся от поколения к поколению;
3) eгo создатели получили хорошую прибыль;
4) его исполняют по радио профессиональные актёры;
5) оно носит развлекательный характер
6) оно имеет сложное содержание -
26 слайд
Задание 20.
По словам одного известного издателя, «газета без сенсаций годится только на то, чтобы в нее заворачивать рыбу». К какой аудитории обращена эта газета? Исходя из этого, назовите категорию средств массовой информации, к которой она относится. Назовите любые две другие особенности средств массовой информации данной категории, не указанные в задании. -
27 слайд
Задание 24 .
Составить план на тему: «Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества».
План должен содержать не менее трех пунктов, 2 или более из которых детализированы в подпунктах. -
28 слайд
1. Понятия «культура» и «духовная жизнь».
2. Формы культуры:
2.1) элитарная;
2.2) народная;
2.3) массовая.
3. Причины возникновения массовой культуры.
4. Отличительные черты массовой культуры:
4.1) ориентированность на массовую продажу и получение прибыли;
4.2) тиражируемость;
4.3) занимательная форма;
4.4) предназначена для широкого зрителя.
5. Позитивное влияние на духовную жизнь общества:
5.1) утверждает простые и понятные представления об окруж. мире;
5.2) непосредственно ориентирована на интересы общества;
5.3) отличается демократичностью;
5.4) отвечает запросам в отдыхе, психологической разрядке и др.
6. Негативное влияние на жизнь общества:
6.1) ориентирована на массовые вкусы;
6.2) ведёт к стандартизации и унификации культуры;
6.3) рассчитана на пассивное потребление;
6.4) насаждает мифы в сознании людей;
6.5) формирует искусственные потребности и др.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 154 161 материал в базе
-
Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 12.02.2022
- 120
- 0
- 12.02.2022
- 89
- 5
Самостоятельная работа по теме:»Человек и закон»
- Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
- Тема: § 27. Политическое поведение
- 12.02.2022
- 232
- 1
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания гражданского права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»
-
Курс повышения квалификации «История и теория этики в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Экономика и право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курса права в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в сфере национальных и религиозных отношений»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и проведение научно-исследовательской работы в области общественных и гуманитарных наук»
в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутах
Категория:
Атрибут:
Всего: 197 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Добавить в вариант
Какое определение даёт автор понятию «массовая культура»? Какие особенности массовой культуры он выделяет? Назовите две любые особенности. Какой ключевой фактор формирования массовой культуры он называет?
Показать
1
Автор пишет о ключевых проявлениях массовой культуры. Назовите два любых проявления. Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из них. (Сначала указывайте проявление, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
2
Автор пишет, что «критиками долгое время при оценке массовой культуры говорилось только об отрицательных её сторонах». Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите три любых отрицательных проявления массовой культуры и поясните их влияние на процесс социализации детей, подростков и молодёжи.
3
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «глобализация». В чём проявляется связь массовой культуры и глобализации, с точки зрения автора? Укажите два любых положительных проявления массовой культуры, на которые указывает автор.
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «глобализация». В чём проявляется связь массовой культуры и глобализации, с точки зрения автора? Укажите два любых положительных проявления массовой культуры, на которые указывает автор.
Показать
1
Какое определение даёт автор понятию «массовая культура»? Какие особенности массовой культуры он выделяет? Назовите две любые особенности. Какой ключевой фактор формирования массовой культуры он называет?
2
Автор пишет о ключевых проявлениях массовой культуры. Назовите два любых проявления. Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из них. (Сначала указывайте проявление, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
3
Автор пишет, что «критиками долгое время при оценке массовой культуры говорилось только об отрицательных её сторонах». Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите три любых отрицательных проявления массовой культуры и поясните их влияние на процесс социализации детей, подростков и молодёжи.
4
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «глобализация».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Автор пишет, что «критиками долгое время при оценке массовой культуры говорилось только об отрицательных её сторонах». Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите три любых отрицательных проявления массовой культуры и поясните их влияние на процесс социализации детей, подростков и молодёжи.
Показать
1
Какое определение даёт автор понятию «массовая культура»? Какие особенности массовой культуры он выделяет? Назовите две любые особенности. Какой ключевой фактор формирования массовой культуры он называет?
2
Автор пишет о ключевых проявлениях массовой культуры. Назовите два любых проявления. Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из них. (Сначала указывайте проявление, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
3
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «глобализация». В чём проявляется связь массовой культуры и глобализации, с точки зрения автора? Укажите два любых положительных проявления массовой культуры, на которые указывает автор.
Опираясь на содержание текста, знания курса и личный социальный опыт, укажите три любые черты (особенности) массовой культуры как «индустрии сознания»
Показать
1
В чём, по мнению автора текста, заключается негативное влияние массовой культуры на развитие отдельных личностей и общества в целом? (Назовите любые четыре негативных последствия.)
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
2
Опираясь на содержание текста, определите, какие три объективных фактора способствуют расширению влияния массовой культуры в современном обществе.
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
3
Какие две тенденции в осмыслении массовой культуры указаны автором? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «культура» в самом широком смысле.
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
Какие две тенденции в осмыслении массовой культуры указаны автором? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «культура» в самом широком смысле.
Показать
1
В чём, по мнению автора текста, заключается негативное влияние массовой культуры на развитие отдельных личностей и общества в целом? (Назовите любые четыре негативных последствия.)
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
2
Опираясь на содержание текста, знания курса и личный социальный опыт, укажите три любые черты (особенности) массовой культуры как «индустрии сознания»
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
3
Опираясь на содержание текста, определите, какие три объективных фактора способствуют расширению влияния массовой культуры в современном обществе.
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
4
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «культура» в самом широком смысле.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
Опираясь на содержание текста, определите, какие три объективных фактора способствуют расширению влияния массовой культуры в современном обществе.
Показать
1
В чём, по мнению автора текста, заключается негативное влияние массовой культуры на развитие отдельных личностей и общества в целом? (Назовите любые четыре негативных последствия.)
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
2
Опираясь на содержание текста, знания курса и личный социальный опыт, укажите три любые черты (особенности) массовой культуры как «индустрии сознания»
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
3
Какие две тенденции в осмыслении массовой культуры указаны автором? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «культура» в самом широком смысле.
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
В чём, по мнению автора текста, заключается негативное влияние массовой культуры на развитие отдельных личностей и общества в целом? (Назовите любые четыре негативных последствия.)
Показать
1
Опираясь на содержание текста, знания курса и личный социальный опыт, укажите три любые черты (особенности) массовой культуры как «индустрии сознания»
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
2
Опираясь на содержание текста, определите, какие три объективных фактора способствуют расширению влияния массовой культуры в современном обществе.
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
3
Какие две тенденции в осмыслении массовой культуры указаны автором? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «культура» в самом широком смысле.
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
Автор пишет о ключевых проявлениях массовой культуры. Назовите два любых проявления. Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из них. (Сначала указывайте проявление, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Показать
1
Какое определение даёт автор понятию «массовая культура»? Какие особенности массовой культуры он выделяет? Назовите две любые особенности. Какой ключевой фактор формирования массовой культуры он называет?
2
Автор пишет, что «критиками долгое время при оценке массовой культуры говорилось только об отрицательных её сторонах». Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите три любых отрицательных проявления массовой культуры и поясните их влияние на процесс социализации детей, подростков и молодёжи.
3
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «глобализация». В чём проявляется связь массовой культуры и глобализации, с точки зрения автора? Укажите два любых положительных проявления массовой культуры, на которые указывает автор.
Выберите верные суждения о культуре и её разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Получение коммерческой выгоды является целью создания произведений массового искусства.
2) Элитарная культура отражает насущные духовные потребности широких масс.
3) Элитарное искусство рассчитано на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений.
4) Произведения массовой культуры, как правило, анонимны.
5) Произведения народной культуры нередко передаются устно.
Выберите верные суждения о формах культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Коммерчески успешной может быть только массовая культура.
2) Элитарная культура прежде всего проявляется в самореализации художника и не ориентируется на широкую аудиторию.
3) Возникновение массовой культуры происходит в постиндустриальном обществе.
4) Элементы народной культуры не используются в массовой культуре по причине отсутствия к ним интереса у широкой аудитории.
5) Одной из функций массовой культуры является рекреационная функция.
6) В современных произведениях искусства часто синтезируются элементы массовой, народной и элитарных культур.
Установите соответствие между характеристиками и видами культур, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) анонимность произведений
Б) ярко выраженный коммерческий характер
B) коллективность творческих процессов
Г) стандартизация содержания
Д) ориентация на запросы потребителя
ВИДЫ КУЛЬТУРЫ
1) массовая культура
2) народная культура
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Выберите верные суждения о формах культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Характерной чертой народной культуры является её ярко выраженный коммерческий характер.
2) Главным средством распространения произведений элитарной культуры является телевидение.
3) Экранная культура является разновидностью массовой культуры.
4) К основным составляющим массовой культуры относят информационную индустрию и индустрию досуга.
5) Как правило, элитарная культура выступает в форме художественного модернизма, новаторства в искусстве.
Один из телевизионных каналов снял многосерийный фильм о жизни нескольких поколений одной семьи. Что из перечисленного позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений массовой культуры. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Ориентация на вкусы и запросы узкого круга знатоков и ценителей.
2) Использование в фильме народной музыки и эпических сюжетов.
3) Расчёт на усреднённый потребительский вкус.
4) Пропаганда традиционных семейных ценностей, понятных большинству зрителей.
5) Реализация создателями фильма в полной мере своей потребности в самовыражении, высказывании взглядов, не разделяемых большинством.
6) Позиционирование фильма как продукта для отдыха и развлечения.
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2020/2021 по обществознанию, Демонстрационная версия ЕГЭ—2022 по обществознанию, Демонстрационная версия ЕГЭ—2023 по обществознанию
Задания Д27 C4 № 405
Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность.
Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Поясните этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите еще один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.
Установите соответствие между признаками и видами (типами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) влияние на социализацию индивида
Б) разнообразие используемых средств
В) отсутствие ярко выраженной коммерческой направленности
Г) сложность содержания
Д) развлекательный характер
ВИДЫ (ТИПЫ) КУЛЬТУРЫ
1) только массовая культура
2) только элитарная культура
3) и массовая, и элитарная культура
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Источник: ЕГЭ по обществознанию 30.03.2016. Досрочная волна
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Выберите верные суждения о духовной культуре и её формах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Произведения массовой культуры, как правило, создаются анонимными творцами.
2) Основной круг потребителей народной культуры — высокообразованная часть общества.
3) Особенностью элитарной культуры является создание нового культурного языка, доступного узкому кругу ценителей, расшифровка которого требует широкого культурного кругозора.
4) К формам духовной культуры относят мораль, религию, искусство, образование и науку.
5) Отличительная черта массовой культуры — её коммерческая направленность.
Установите соответствие между признаками и видами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) серийность, тиражируемость
Б) ярко выраженный развлекательный характер
В) коммерческий характер
Г) создание произведений анонимными авторами
Д) передача традиций предков
ВИДЫ (ТИПЫ) КУЛЬТУРЫ
1) массовая культура
2) народная культура
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Источник: ЕГЭ по обществознанию 14.04.2020. Досрочная волна. Вариант 2
В художественном произведении N присутствует национальный колорит. Какие признаки позволят сделать вывод о том, что произведение N относится к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) у этого произведения неизвестный автор
2) оно передаётся от поколения к поколению
3) eгo создатели имели цель получить хорошую прибыль
4) его исполняют по радио профессиональные актёры
5) оно носит развлекательный характер
6) оно имеет сложное содержание
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Популярное ток-шоу, рекламный плакат, массовая культура, комедийный сериал, музыкальный видеоклип.
Всего: 197 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Культура и духовная жизнь
Изначально словом «культура» (лат. culture) называлось возделывание, обработка земли. В дальнейшем смысл этого слова существенно изменился. Например, о культуре пишут как о том, что не является природой, о том, что создано человечеством за все время его существования. Культура — человеческое творение. По мнению австрийского ученого З. Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами, и чем она отличается от жизни животных. По подсчетам ученых, ныне существует уже более сотни определений культуры. При всем многообразии определений и подходов, всех их объединяет одно — человек. Попробуем и мы сформулировать свое понимание культуры.
Культура — результат созидательной, творческой деятельности человека, накопленный и переданный из поколения в поколение опыт, его оценка и осмысление, это то, что выделяет человека из природы, движет его по пути развития.
Но это научное, теоретическое определение отличается от того, что используется в обыденной жизни. Когда имеются в виду определенные человеческие качества: вежливость, тактичность, уважительность, говорят о культурности. Культура рассматривается как определенный ориентир, норма поведения в обществе, норма отношения к природе. В то же время нельзя отождествлять культуру и образованность, обладание большим объемом знаний. Человек может быть очень образованным, но бескультурным. И наоборот, человек, который не закончил никаких университетов или провел всю свою жизнь где-нибудь в отдаленной от крупных городов местности, может быть очень культурным в общении с другими людьми, много знать и уметь, уважительно и бережно относиться к природе. Но в реальной жизни мы часто сталкиваемся с тем, что бескультурие и необразованность тесно связаны друг с другом.
Стать культурным человек не может только благодаря факту рождения. Каждое поколение воспроизводит культуру и передает ее следующему поколению. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности человека и регулирование его поведения. Приобщение к культурному наследству, собственно, и делает человека человеком. Детей, которые подобно герою книги Р. Киплинга «Маугли» выросли в джунглях среди диких зверей, шведский натуралист XVIII века К. Линней называл не людьми, а представителями особого вида.
Нужно подчеркнуть, что в каждом обществе складываются свои культурные традиции, обусловленные его особенностями, историей развития. Представители разных культур по-разному относятся к деньгам, техническим достижениям и т. д. Изучая историю завоевания европейцами Нового Света, вы, наверное, обратили внимание на то, что у индейцев не было культа золота — вот почему они удивлялись златолюбию и алчности конкистадоров Кортеса и Писарро. А римляне, грабя завоеванные Карфаген или Коринф, безжалостно уничтожали памятники изобразительного искусства, поскольку не видели в них никакой ценности. А уже в начале нашей эры варварские племена разрушали культурные ценности римской цивилизации, уничтожая библиотеки, храмы, колонны, все, что они считали бесполезным.
Ученые-культурологи выделяют четыре важнейшие составляющие элемента культуры. Это прежде всего понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира. Но важно не только дать определение предметам и явлениям окружающего мира, но и выявить их взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности. Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного. Еще одним элементом культуры выступают ценности. Ценности — это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Это то, что наиболее дорого, свято для человека. Они составляют основу нравственных принципов. И, наконец, культуру составляют правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.
Культурная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые воплощены в реальном процессе жизни общества и образуют то, что принято называть духовной культурой. Такими формами общественного сознания являются нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.
Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него силы общественного мнения.
Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его сущностные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.
Искусство — это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Религия — 1) мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественного; 2) совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).
Политика — основные принципы, нормы и направления деятельности по осуществлению государственной и общественной власти. Право — это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.
В рамках каждой из этих форм общественного сознания формируются отдельные элементы, которые, будучи взяты в совокупности, составляют духовную культуру общества: нормы, правила, образцы, модели поведения, законы, обычаи, традиции, символы, мифы, знания, идеи, язык. Все эти элементы являются продуктами духовного производства.
В современном мире в течение жизни одного поколения происходит 2–3 смены социокультурных ценностей. Это приводит к тому, что многие группы не могут быстро реагировать на изменения и «отстают». Поэтому субкультурные и контркультурные ориентации в обществе — это способ рождения новых норм и ценностей, новых мотивов и способов деятельности, альтернатива, без которой невозможно движение вперед, локомотив или двигатель происходящих изменений.
Для здорового общественного и личностного развития необходимо, чтобы была сформирована определенная культурная среда, которая будет включать в себя ряд элементов:
Культура труда — умение человека проявить свои творческие способности с максимальной эффективностью в организации и реализации своей трудовой профессиональной деятельности.
Культура быта — совокупность предметов быта, их эстетика, а также отношения между людьми в сфере бытовых отношений.
Культура общения — гуманное отношение человека к человеку, включающее соблюдение норм вежливости, условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу, форм приветствий, благодарности, извинений, правил поведения в общественных местах и т. п. Важными элементами этой культуры являются тактичность, умение понять чувства и настроения окружающих людей, поставить себя на их место, представить возможные последствия своих поступков, проявление точности и обязательности.
Культура поведения — совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят свое внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.
Культура образования — способность человека организовать процесс образования и самообразования для получения знаний и умений различными способами.
Культура речи и языка — уровень речевого развития, степень владения нормами языка, выразительность речи, умение владеть смысловыми оттенками различных понятий, использование большого словарного запаса, эмоциональность и стройность речи, владение яркими образами, убедительность.
Культура мышления — способность индивидуального мышления к саморазвитию и умение выходить за пределы сложившихся у индивида форм и канонов мышления.
Культура питания — осознание человеком необходимости питания для продолжения жизни, выделение необходимой пищи для жизни и здоровья, понимание необходимости здорового питания и умение организовать свое питание.
Культура чувств — степень эмоциональной одухотворенности человека, его умение чувствовать и улавливать чувства других людей, тактичное отношение к своим и чужим чувствам.
Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культура; молодежная субкультура
На сегодняшний существует целый ряд классификаций видов и форм культуры.
Наиболее широкое понимание культуры подразумевает, что все, созданное руками и интеллектом человечества (в противоположность творениям природы), можно отнести к культуре. Этим обусловлено разделение культуры на материальную и духовную, хотя оно и носит условный характер. К материальной культуре относится техническое оснащение хозяйственной деятельности человека, предметы быта, одежда, любые предметы, не несущие дополнительной смысловой или ценностной нагрузки, а выполняющие определенную функцию. Хотя, например, одежда человека не только защищает его от холода, но и несет множество дополнительных смысловых нагрузок: соответствие веяниям моды, стиль, цветовая гамма позволяют получить много дополнительной информации о пристрастиях и образе его жизни.
Таким образом, материальная культура — это то, что сохраняется в вещах, а духовная — это то, что накапливает, аккумулирует, хранит и передает выработанный прежними поколениями опыт. Это богатство человеческих чувств и достижений разума. Духовное производство — это производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Основное отличие от материального производства состоит во всеобщем характере потребления — духовные ценности не уменьшаются пропорционально количеству людей, а являются достоянием всего человечества.
Иногда ученые выделяют следующие элементы духовной культуры: произведения монументального искусства (скульптуры, архитектуры), театральное искусство, изобразительное искусство (живопись, графику), музыку, различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы), общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, обычаи).
По другой классификации выделяются направления, в которых реализуется нематериальная деятельность человека: искусство, наука, религия, мораль. Здесь также трудно говорить о строгом отделении одного от другого. Так, икона одновременно является святыней для верующих и произведением искусства для нерелигиозных людей. Существует этика научной работы, в основу которой поставлена деятельность во благо человека, основанная на гуманистических началах. Поэтому запрещены медицинские эксперименты на людях, а фашистские опыты на узниках концлагерей до сих пор остаются одной из позорных страниц истории человечества и науки.
Исследователи выделяют несколько форм культуры. Так, в обществе всегда выделялись элитарная, высокая культура, доступная лишь избранным — изящное искусство, классическая музыка и литература, и народная культура, включающая сказки, фольклор, песни и мифы. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция нарушалась редко.
Сегодня и элитарная и народная культуры сохранили своих почитателей. Мы ходим на камерные концерты классической музыки, смотрим малобюджетные фильмы, иногда вместе с друзьями попадаем в небольшие театры на авторские спектакли. Это произведения элитарной культуры, особое качество которых — сложность изобразительных средств, языка, необходимость специальной подготовки слушателя, зрителя к их восприятию. Народная культура сохраняется и развивается в современном мире. Многие деятели искусства используют народные мотивы в своем творчестве. Например, музыканты популярной рок-группы «U–2» в своем творчестве опираются на старинный ирландский фольклор. Российские музыканты и художники также бережно относятся к народным традициям, фольклору.
Рассмотрим основные формы культуры более подробно.
Элитарная (от фр. еlite — лучший, избранный) культура рассчитана на узкий круг людей, разбирающихся в искусстве; включает классические произведения, а также новейшие веяния, известные лишь немногим. В определенном смысле это культура так называемых избранных — людей высоко образованных, наделенных духовным аристократизмом, ценностной самодостаточностью. Критики элитарной культуры говорят, что в ней искусство существует только для искусства, хотя должно ориентироваться на человека; оно замыкается в своем тесном мирке и фактически не приносит пользы человечеству. В начале ХХ века в кругах столичной российской интеллигенции большую популярность приобрел декаданс, направление, провозгласившее полный разрыв с окружающей действительностью, противопоставление искусства реальной жизни. Вместе с тем в рамках элитарной культуры происходит постоянный поиск нового, творческое осмысление идеалов, ценностей и смыслов, предполагается эстетическая свобода и коммерческая независимость творчества, отражается сложность и разнообразие форм художественного освоения мира.
Народная, или национальная, культура предполагает отсутствие персонифицированного авторства, создается всем народом. К ней относятся мифы, легенды, танцы, сказания, эпос, сказки, песни, пословицы, поговорки, символы, ритуалы, обряды и каноны. Элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), коллективными (исполнение песни) и массовыми (карнавальные шествия). В этих произведениях отражается уникальный опыт и специфический характер того или иного народа (этноса), обыденные представления, стереотипы социального поведения, культурные эталоны, нравственные нормы, религиозные и эстетические каноны. Народная культура существует преимущественно в устной форме, характеризуется однородностью и традиционностью, опирается на представления народа о самом себе и окружающем мире. Она может существовать в двух основных видах — популярная (отражает современный быт, нравы, обычаи, песни, танцы) и фольклорная (обращение к прошлому и его ключевым моментам).
Массовая культура ориентируется прежде всего на коммерческий успех и массовый спрос. Она удовлетворяет непритязательные вкусы народных масс, а ее продуктами являются шлягеры, жизнь которых зачастую очень коротка. Они быстро забываются, вытесняемые новым потоком поп-культуры, а сиюминутные потребности и запросы людей становятся направляющей силой развития. Естественно, подобные произведения ориентированы на усредненные стандарты и типового потребителя.
В наш век глобализации с тенденцией к стандартизации культура стремительно утрачивает свою индивидуальность и эксклюзивность. Она все больше нацелена на яркость внешних проявлений и развлекательность, приучает к облегченным трактовкам культурных идеалов, простым решениям, активно использует средства массовой информации, моду и рекламу. Для усвоения продуктов массовой культуры не требуется специальной подготовки и образования — образно говоря, она насыщает желудок, легко и быстро переваривается, но не способствует духовному росту.
Функционирование массовой культуры определяется феноменом потребления, а не потребностью в духовном развитии, самосовершенствовании. Масса вытесняет личность, а стадность и унифицированность становятся ориентирами развития. Современная литература, кино, публицистика зачастую ориентированы на криминальные, экономические, политические, любовные сюжеты, но не поднимают так называемых вечных проблем. Засилье массовой культуры сегодня представляет одну из наибольших опасностей для формирования духовности.
К специфическим признакам массовой культуры относятся следующие: примитивизация отношений между людьми; развлекательность, забавность, сентиментальность; натуралистическое смакование сцен насилия и секса; культ успеха (главным образом финансового, материального), сильной личности и жажда обладания вещами; культ посредственности, условность примитивной символики.
Массовая культура практически не связана с религиозными или классовыми различиями. Средства массовой информации и массовая культура неразрывны между собой. Культура становится «массовой», когда ее продукты стандартизируются и распространяются среди широкой публики. Отличительным признаком произведений массовой культуры является их нацеленность на получение коммерческой прибыли, удовлетворение массового спроса. Сегодня мы практически каждый день сталкиваемся с массовой культурой. Это и многочисленные сериалы, которые идут по телевидению, и ток-шоу, выступления сатириков, эстрадные концерты. Все то, что буквально обрушивают на нас средства массовой информации.
Часто приходится слышать: одновременно во многих странах мира на экраны кинотеатров выходит новый блокбастер — фильм, на производство которого были затрачены огромные суммы, исчисляемые миллионами долларов, фильм, насыщенный компьютерными спецэффектами, все роли в котором играют суперзвезды. Это — типичный продукт современной массовой культуры. В нашу страну сейчас часто приезжают популярные во всем мире артисты, например Мадонна. Ее выступление — шоу — также продукт массовой культуры. Эпитет «массовая» отнюдь не является синонимом «плохая». Может быть очень добротный, качественный продукт массовой культуры, а может быть и бездарный. Как, впрочем, и продукт любой другой культуры.
Важно понимать, что в современном мире все реже можно встретить в чистом виде продукт какой-либо одной формы культуры. Чаще всего это смешение культурных стилей и жанров. Народные произведения могут исполняться на современных музыкальных инструментах и в современной аранжировке. Также трансформируются произведения высокого классического искусства. Важно только, чтобы каждое явление культуры служило целям духовного обогащения людей, развитию человеческой личности.
В современном мире ученые выделяют еще одну форму культуры — экранную (это культура, созданная и передаваемая с помощью компьютера). Примером подобной культуры могут служить столь популярные сегодня у людей разных возрастов компьютерные игры и другие виртуальные развлечения.
Кроме того, в любом обществе существует множество подгрупп, имеющих свои особенные культурные ценности и традиции. Систему норм и ценностей, отличающих группу от остального общества, называют субкультурой. Одной из распространенных в современном мире субкультур является молодежная, отличающаяся своим языком (сленгом) и особенностями поведения. Представитель такой субкультуры, завидев кого-то в модной одежде, непременно скажет: «Какой прикид!» Родителей он называет «предками», а если что-либо происходит не так, он выразится: «Это все не в кассу». Представители разных субкультур хорошо понимают друг друга, а вот их понимают далеко не все. При виде панка с розовыми или зелеными волосами или бритого скина добропорядочный обыватель может только возмутиться и заметить, что мир окончательно сошел с ума и вскоре следует ждать конца света.
Говоря о культуре, мы все время обращались к человеку. Но ограничить культуру отдельным человеком невозможно. Культура обращена к нему как члену определенного сообщества, коллектива. Культура во многом и формирует коллектив, связывает людей с их ушедшими предками, налагает на них определенные обязательства, задает нормативы поведения. Стремясь к абсолютной свободе, люди иногда бунтуют против сложившихся установлений, против культуры. Проникнувшись революционным пафосом, некоторые сбрасывают с себя налет культурности. Что тогда остается от «человека разумного»? Первобытный дикарь, варвар, но не освобожденный, а, напротив, закованный в цепи своей темноты. Бунтуя против культуры, человек тем самым выступает против всего, что накоплено веками, против самого себя, против своей человечности и духовности, утрачивает человеческий облик.
Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного людьми опыта. Осуществляемый в России переход от тоталитарного к демократическому государству сопровождается глубоким кризисом, охватившим практически все сферы общественной жизни. Его проявления можно наблюдать и в области духовной культуры (смена духовных ценностей; снижение общего уровня культуры населения; низкий уровень государственного финансирования культурных и научных центров; слабость правовой базы, которая должна регламентировать культурные процессы).
Национальная культура. Общность нации, народа выражается в особой национальной культуре. Национальная культура — это ценности, нормы и образцы поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. К символам относятся: государственный флаг и герб, одежда, священные предметы и места, общие праздники и ритуалы; к верованиям: Бог или божества, священные книги, мифология, легендарные герои, заповеди и запреты, особые культовые действия и священнослужители; к ценностям: моральные установки, представления о добре и зле, отношение к дружбе и любви; к нормам: законы и традиции; к образцам поведения: мода, правила, устойчивые обороты речи, игры.
В большинстве стран мира взаимодействуют разные национальные культуры. При этом существуют различные модели совместного проживания. В одних государствах приезжие люди отказываются от прежних представлений и взглядов, принимая установки, господствующие в данной стране (ассимиляция); в других — этнические группы смешиваются между собой и создают новый тип общей культуры; в третьих — каждая группа сохраняет собственную культуру, и они соседствуют друг с другом. Тот или иной вариант выбирается с учетом исторических особенностей, и невозможно сказать, какой из них лучше, а какой — хуже.
Важной частью национальной культуры является национальное самосознание — совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов общности о своей истории, современном состоянии, перспективах развития. Кроме того, у каждой нации или народа есть свой фольклор, танцы, художественные промыслы. Сознательно или бессознательно они опираются на народное творчество, выражают национальные ценности и идеалы. Можно говорить и об особом национальном менталитете — складе ума, стереотипах и установках мышления. Национальная культура является важнейшим наследием наших предков, поэтому ее сохранение и развитие — не только долг государства, но и дело каждого члена общества.
Объект авторского права ООО «Литрес»
Когда речь идёт о многообразии культур, то оно понимается по-разному.
Основа классификации |
Типы культуры |
Связь с религией | Культуры религиозные и светские |
Региональная принадлежность | Восточная и западная, средиземноморская, латиноамериканская |
Регионально-этническая особенность | Русская, французская и т. д. |
Принадлежность к историческому типу общества | Культуры традиционного, индустриального и постиндустриального общества |
Хозяйственный уклад | Культура охотников и собирателей, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура |
Сфера жизни общества или вид деятельности | Культура производства, экономическая, политическая, педагогическая, экологическая, художественная и пр. культуры |
Связь с территорией | Сельская и городская культуры |
Специализация | Обыденная и специализированная культуры |
Уровень мастерства и вид аудитории | Высокая, или элитарная, народная, массовая культуры |
Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, выделяют три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две её разновидности: субкультуру (от лат. — под) и контркультуру (от лат. — против).
Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами.
Понятие «элитарная» происходит от слова «элита». Элита («elite» — «лучший») — это высший слой общества, отличающийся высоким уровнем образованности и благосостояния. Продукты элитарной культуры создаются для данного слоя общества или по его заказу мастерами и профессионалами своего дела в единичном экземпляре. Элитарная культура рассчитана на узкий круг ценителей. Ведь, например, высокая мода, искусство авангардистов, классическая музыка и классические литературные произведения, театральные постановки, опера и балет воспринимаются и принимаются не всеми. Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека.
Данный вид культуры не ставит своей целью получение прибыли и коммерческой выгоды, но, не смотря на это, элитарные произведения приносят мастерам и признание, и доход.
Примером элитарной культуры может служить классическая музыка, опера или балет, картины Пабло Пикассо или К.Малевича, книги Франца Кафки, художественные фильмы А. Тарковского
Массовая (популярная) – понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления.
Понятие «массовая» происходит от слова «масса» (в этом контексте понимается как «большое количество народа, толпа»). Массовая культура общедоступна и популярна — это культура масс. Она появилась в середине XX века с распространением и развитием средств массовой информации и стала доступна в большинстве стран мира для разных слоев населения. Результаты массовой культурой ежедневно производятся и потребляются в больших объемах практически во всех странах мира. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди независимо от места рождения и страны проживания. Именно большой (массовый) спрос на продукты массового производства приносят огромный доход их производителям. Поэтому еще одной важной особенностью массовой культуры является направленность на коммерческую выгоду. Продукты массовой культуры общедоступны, понятны, не требуется специальной подготовки и высокого уровня образования.
Примерами проявления массовой культуры могут служить эстрадная музыка, сериалы, ток-шоу, блокбастеры. К материальным продуктам относятся популярные по всему миру джинсы, напитки компании Coca-Cola, сотовые телефоны, автомобили и т п.
В настоящее время появилась еще одна форма массовой культуры — экранная (компьютерная). Например, получившие большое распространение и популярность компьютерные игры и социальные сети.
Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
Народная культура создается народом, а ее разновидность национальная — нацией. К ней относятся мифы и легенды, песни и танцы, сказания и сказки, пословицы и поговорки, а также ритуалы, обряды и традиции народа. В народных произведениях раскрывается специфический, яркий и уникальный народный или национальный опыт, особенности менталитета, моральные, нравственные и религиозные нормы и ценности. Одной из особенностей народной культуры является отсутствие автора, так создается народом. Она существует преимущественно в устной форме (фольклор), поэтому к народной культуре помимо сказок, народных танцев и легенд, можно отнести анекдоты и «городской шансон». Народная культура уникальна — она рождается из особенностей исторического прошлого народа, своеобразия природы, климата и географического положения, менталитета и религиозных воззрений.
Народная культура, в отличие от других форм культуры, проявляется во всех областях жизни народа: в языке, воспитании детей, одежде, устройстве жилища, домашнем хозяйстве.
Важно понимать, что в современном мире все чаще все формы культуры смешиваются, оказывают влияние друг на друга. Так, например, классическую музыку обрабатывают современной аранжировкой и она становится популярной (взаимовлияние элитарной и массовой культур), для постановки современных танцев используют народные песни и мотивы (взаимовлияние народной и массовой культур).
Массовая культура
Одной из форм культуры человека является массовая культура или поп-культура.
Ей присущи определённые черты:
Общедоступность – доступность и узнаваемость для широкой прослойки общества, иногда заменяется термином «примитивность». Эта черта позволяет массовой культуре обеспечивать быстрое психическое восстановление равновесия людей после трудового дня за счёт своей простоты содержания.
Занимательность – обращение к эмоциям человека, понятные большинству, вызывающие неизменный интерес: любовь, секс, семейные проблемы, приключения, ужасы.
Серийность, тиражируемость – выпуск продуктов массовой культуры в больших количествах, рассчитанных на потребление массой людей и обеспечение повторяемости сюжетов, схожести героев.
В разных вариациях используется «сюжет Золушки» – бедной и хорошей девушки, начинающей свой путь в трудных условиях (сирота, обман любимого и т.д.) и добивающейся благодаря трудолюбию, честности, скромности, обаянию перелома в своей судьбе, жизненного успеха (удачное замужество, профессиональный рост, семейное счастье и т.д.)
Пассивность восприятия – отсутствие требования от зрителя или слушателя интеллектуальных или эмоциональных усилий для потребления продуктов массовой культуры.
Коммерческий характер – направленность на массовую продажу, а значит – на высокую прибыль.
Отметим, что простоту произведений массовой культуры нельзя однозначно связывать с их низким уровнем, понятие «массовая культура» не равно «плохая культура».
Примеры массовой культуры:
-
Литература (беллетристика, детективы)
-
Музыка (поп-музыка, хип-хоп)
-
Изобразительное искусство (комиксы, плакаты)
-
Видео и кинофильмы (комедии, триллеры)
Причины появления массовой культуры
Массовая культура сформировалась в условиях индустриального общества под влиянием таких процессов как:
-
технический прогресс (например, технические достижения способствовали появлению и распространению кинематографа и фотографии);
-
механизация труда;
-
секуляризация культуры (отделение от церкви);
-
урбанизация (сосредоточение населения и экономической жизни в городах);
-
распространение рыночных отношений на область культуры;
-
становление системы всеобщего образования.
Таким образом, появление массовой культуры связано с глубокими общественными изменениями, а не резкой «порчей вкуса» огромного числа людей.
Основная задача появления массовой культуры – позволить работающему человеку отдохнуть, морально и эмоционально восстановиться после трудового дня.
СМИ и массовая культура
Постепенно вместе с развитием и усложнением технических изобретений стали появляться различные средства массовой информации – телевидение, радио, газеты, кино и интернет.
Система СМИ складывалась постепенно. Первыми в XVII веке появились газеты и журналы. 2 января 1703 года в России по указу Петра I начала выходить газета «Ведомости». С 1970-х годов начинается утверждение массовой культуры и возрастание её влияния на общественное сознание. Телевидение возникло в первой половине XX века, а затем появился и интернет. Все это способствовало распространению массовой культуры: люди из разных стран смогли слушать одну и ту же музыку, смотреть одни и те же фильмы и сериалы.
Например, выступление The Beatles в 1964 году в Карнеги-Холл посмотрели 73 миллиона человек по телевидению, что стало рекордом для распространение какого-либо информационного продукта. Или, например, самый длинный сериал «Путеводный свет» с 1937 года выходил на радио, а потом переехал в телевизор, он насчитывает 18262 серий.
Постепенно вместе с развитием и усложнением технических изобретений стали появляться различные средства массовой информации: телевидение, радио, газеты, кино и интернет – совокупность органов публичной (и быстрой) передачи информации с помощью технических средств/достижений техники.
Преимущества и недостатки массовой культуры
До сих пор ведутся споры, массовая культура – добро или зло современности.
Среди её недостатков отмечают:
-
Благодаря СМИ низкопробная культура агрессивно проникает во все слои общества, тем самым снижает долю потребителей «высокой культуры» и ведёт к резкому снижению уровня развития всего общества;
-
Нацеленность массовой культуры на постоянное безграничное потребительство и пассивное восприятие продукта;
-
Насаждение ложных жизненных ценностей: приоритет материального благополучия над духовным, оценка человека не по уровню интеллекта или образования, а по уровню достатка и богатства и т.д.;
-
В основе массовой культуры – идеология коммерческого успеха, желание наживы.
Но также выделяют и достоинства массовой культуры:
-
В доступности массовой культуры можно увидеть признаки подлинного демократизма: массы могут сами оценивать произведения искусства и испытывать коллективное наслаждение от знакомства с ними;
-
Массовая культура – закономерный этап развития общества, проявляющий сильные рекреационные свойства: возможность отдохнуть и расслабиться;
-
Наряду с ложными ценностями массовая культура может тиражировать и иные: справедливость, семейное благополучие, стремление к счастью и пр..
Что такое массовая культура?
Массовая культура — культура быта, развлечений и информации, ориентированная на максимально широкую аудиторию. Она направлена на формирование интереса у подавляющего большинства людей, независимо от социального статуса, профессии или достатка. Это культура обыденной и привычной каждому жизни, которая транслируется по телевидению, через интернет и художественные произведения. Ее содержание базируется на желаниях и потребностях, являющихся обязательными и привычными элементами повседневной жизни для подавляющего большинства людей.
Массовая культура подвержена влиянию главного рыночного условия – спрос формирует предложение. Люди получают то, что хотят увидеть, потрогать, почувствовать. Общественность и широко распространенные идеи оказывают взаимное влияние друг на друга. Основной культурный элемент – коммерция. Зрители готовы заплатить за отвлечение своих мыслей от существующих проблем, получения чего-нибудь незаурядного, создания разнообразия в жизни, развлечений.
Термин «массовая культура» впервые использовал немецкий философ и социолог Макс Хоркхаймер в 1941 году, а так же американский писатель Джон Данн Макдональд в 1944 году. У термина довольно противоречивая природа. Под массовой культурой можно понимать «культуру для всех» и «не совсем культуру». В определении данного понятия делается акцент на широком распространении, наличии общего доступа, легкости изучения и понимания.
Примеры массовой культуры
Массовая культура играет эмоциями людей, влияет на их чувства, эксплуатирует такие темы, как дружба и любовь, вызывает страх. Яркая картинка и современные способы транслирования в совокупности с системным воздействием делают подобный эффект еще сильней. Примеров массовой культуры — бесконечное количество. Рассмотрим популярные и знакомые каждому примеры из современной жизни:
- телевизионная передачи — например, «Пусть говорят», «Давай поженимся»;
- сериалы и фильмы, которые снимаются для просмотра подавляющим большинством зрителей, например, сериалы «Улицы разбитых фонарей» или более молодежные «Сумерки». Фильмы — «Американский пирог», «Мстители».
- желтая пресса, например, журнал «Стар-хит», или «Постер. Все звёзды».
- книги, которые не подразумевают серьезных интеллектуальных усилий для их прочтения, например, детективы Дарьи Донцовой, или книги про фантастику — «Звёздные войны».
- шоу развлекательного характера, например, «Форд-Боярд».
- поп-музыка — песни «Верки Сердючки», группы «Блестящие», или более современные и молодёжные исполнители — «Моргенштерн», «Егор Крид».
- коммерческие спортивные передачи, другие представления, ориентированные на массового зрителя. Например, состязание по боксу между звездами «Король ринга» или «Танцы со звёздами».
Признаки массовой культуры
Выделим основные признаки массовой культуры, которые отличают её от других видов культуры (элитарной и народной):
- создатели массовой культуры ориентируются на вкусы и предпочтения основной массы населения, потакают им. Для создания массовой культуры учитываются современные тенденции, во внимание берутся досуги и хобби основной массы населения, условия их общения, темы для обсуждения и т.д;
- цель массовой культуры – получение прибыли. Массовая культура, как правило «пропитана» деньгами и ориентирована на них;
- для поп-культуры характерны простота и легкость. Она касается лишь эмоций, событий, которые люди понимают, вызывают у них интерес.
- массовой культуре характерна недолговечность. Происходит постоянное изменение вкусов и предпочтений людей, а массовая культура «подхватывает» сменяющиеся тенденции, гонится за ними;
- массовой культура доносится до людей через СМИ, интернет, социальные сети, компьютерные игры;
- авторами массовой культуры могут быть и простые люди без соответствующего образования, таланта.
Как возникает массовая культура?
Родиной массовой культуры считается Америка, а непосредственным её месторождением и источником распространения считается Голливуд. Он становится местом для формирования и отправки через определенное количество лет молодежных субкультур в Россию, стандартов красоты, определенных ценностей.
Массовая культура – результат становления индустриального общества. Периодом зарождения массовой культуры считается начало XX века. Ее появление можно объяснить следующими факторами:
- массовизация труда, отдыха;
- возникновение новой современной категории – масса;
- улучшение статуса рабочего класса;
- увеличение границ действия демократических институтов;
- развитие общей грамотности;
- включение рабочих людей в жизнь гражданского общества.
Почему массовая культура так популярна?
Массовая культура пользуется большой популярностью. Это обусловлено использованием усредненного, универсального языка общения, который понятен человеку любого уровня образования и любой профессии. Кроме того, причина популярности массовой культуры связана с устройством самого человека, речь идёт о некоторой пассивности сознания многих участников общественности, отсутствие у них желания принимать активное духовное, умственное участие процессах социального характера. Вместо этого преобладает желания только лишь потреблять «готовый» продукт культуры. Еще одна причина – наличие желания забыть про обыденные проблемы, рутинную жизнь. Третья причина – поиск понимания, сопереживания своим проблемам со стороны других людей.
Причиной известности массовой культуры можно так же назвать массовизацию жизни в период ХIХ-ХХ веков. Для данного времени характерно повышение роли масс людей в разных жизненных областях. К ним можно отнести экономическую и политическую деятельность, управление. Испанский философ и публицист Ортега-и-Гассет сформулировал следующую трактовку категории «масс»: масса – толпа, представляющая собой в количественно, зрительном отношении большое количество, которое в рамках социологии и принято называть массой. Масса — средний человек. Общественность всегда была подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство – определенное количество значимых лиц. В качестве причины появления формирования массы на Ортега назвал как раз низкое качество культуры.
Плюсы и минусы массовой культуры
Массовая культура – противоречивое и самостоятельное явление. Все действующие сегодня в обществе точки зрения можно условно квалифицировать на 2 группы. Представители первой группы положительно высказываются по поводу роли массовой культуры в общественной жизни, считают, что она:
- позволяет зафиксировать представления людей о мире, отношениях друг с другом, жизненном образе. Данная информация помогает большому количеству людей лучше сориентироваться в современном и динамичном мире, получить представление о современных тенденциях;
- произведения массовой культуры не считаются средством для самовыражения людей — они используются для прямого обращения к читателям, зрителям с учетом их запросов;
- соответствует потребностям большого количества людей, включая пожеланием в интенсивном отдыхе, разрядке с психологической точки зрения.
Ученые считают, что для массовой культуры характерно и отрицательное воздействие. В качестве ее основных минусов можно назвать:
- снижение общего уровня духовной общественной культуры;
- стандартизация и унификация жизненного образа, мышления миллионов жителей планеты;
- пассивное потребление;
- формирование стереотипов в сознании человека;
- создание искусственной потребности за счет применения рекламы, СМИ;
- навязывание при помощи СМИ искаженных реалий жизни.
Считается, что противопоставление позитивной и негативной оценок массовой культуры будет неправильным. Разумно предположить, что явление массовой культуры, ее воздействие на общественность не могут быть однозначными, т.к. влияние массовой культуры весьма субъективно. Многое зависит от самого человека — если он способен впитать только лучшее от взаимодействия с массовой культурой, выявив и отбросив негативные аспекты, то влияние будет положительным. Если же человек не стремится к анализу поступающей информации, не обладает критическим мышлением, то вполне возможно, что влияние массовой культуры приведет к деградации личности.
Заключение
Массовая культура – обязательный атрибут общественной жизни. Но ее продукция не является долговечной. С учетом присутствия в ней потребительской культуры она сразу реагирует на возникающий спрос на определенную продукцию. После исчезновения спроса пропадает и продукция, которая была нужна для его удовлетворения.