Машенька набоков сочинение егэ

Роман Владимира Набокова “Машенька” – произведение исключительное и необыкновенное. Он отличается от всех написанных им романов и пьес. Я прочла у Набокова множество произведений, но именно “Машенька” привлекала меня красотой языка, легкостью, философскими рассуждениями о роли любви на земле.

Если кратко говорить о теме романа, то это повествование о необычном человеке, находящемся в эмиграции, в котором уже начинает угасать интерес к жизни.

И только встретив случайно любовь своей юности, он пытается возродиться, вернуть

свое светлое прошлое, вернуть молодость, во времена которой он был так счастлив. Главный герой романа – Лев Глебович Ганин, эмигрировавший в Берлин. На протяжении всего романа Набоков стремится подчеркнуть в нем его “особенность”, несхожесть с окружающими.

Ганин живет в пансионе, где рядом с ним находятся еще шесть человек, оторванных от России, обитающих в атмосфере пошлости, косности, примирившихся со своим мирком. Этот пансион – своеобразный символ, который Набоков называет “убежищем для изгнанных и выброшенных”.

Эти люди действительно выброшены, выломаны из жизни. Их судьбы разбиты,

желания угасли.

Набоков рисует их слабыми и безмолвными, исключая, разумеется, главного героя. Печальна судьба старого российского поэта Подтягина, смертельно больного, стремящегося вырваться из лап эмиграции и вернуться на родину, в Россию. Грустно читать и о Кларе – молодой девушке, безответно любящей главного героя, но не нашедшей в этой любви никакой отрады.

(“…Она думала о том, что в пятницу ей будет двадцать шесть лет, что жизнь проходит и никогда не вернется, что любовь эта ее совсем ненужная, никчемная… “) Другой главный герой романа – Алексей Иванович Алферов, яркое воплощение того, что Набоков наиболее всего презирает в человеке, по злой иронии судьбы оказавшийся нынешним мужем Машеньки, любившей Ганина долгие годы.

Все пошло в Алферове: слова (“бойкий и докучливый голос”), банальности, внешний вид (“было что-то лубочное, слащаво-евангельское в его чертах…”). Алферов – полная противоположность интеллигенту Ганину, не приемлющему пошлость ни в каких ее проявлениях. Отчасти Набоков придал Ганину черты своего собственного характера, вложил в него ту попытку вернуть потерянный рай, терзавшую его самого. Узнав о том, что Машенька, с которой он по воле случая расстался еще в далекой молодости, жива и приезжает на днях к мужу, Ганин буквально просыпается в своей берлинской эмиграции: “Это было не просто воспоминанье, а жизнь, гораздо действительнее, гораздо “интенсивнее”, – как пишут в газетах, – чем жизнь его берлинской тени.

Это был удивительный роман, развивающийся с подлинной, нежной осторожностью”.

Ганин принимает решительную попытку вновь обрести потерянный рай: отказывается от своей псевдоизбранницы Людмилы и собирается похитить Машеньку у Алферова. Он даже не спрашивает себя, любит ли его Машенька до сих пор, он уверен, что молодость вернется, а вместе и счастье. При этом для достижения своей цели он совершает неэтичные поступки (поит Алферова водкой в ночь перед приездом Машеньки и переставляет стрелку будильника, чтобы Алферов не смог ее встретить, а сам бросается на вокзал).

Но лишь на вокзале Ганин осознает, что прошлое не вернуть, что оно утеряно безвозвратно, что нужно просто бежать из этого пансиона, из этой гнетущей, чужой и чуждой, пошлой атмосферы: “Он до конца исчерпал свое прошлое, свое воспоминанье, до конца насытился им, образ Машеньки остался… в доме теней, пансионе, который сам уже стал воспоминаньем “. Переболев своим прошлым, герой отправляется на другой вокзал, уезжает в будущее, навстречу новой жизни. В своем романе Набоков философски размышляет о любви к женщине и к России.

Две эти любви сливаются у него в одно целое, и разлука с Россией причиняет ему не меньшую боль, чем разлука с любимой. “Для меня понятия любовь и Родина равнозначны”, – писал Набоков в эмиграции. Его герои тоскуют по России, не считая Алферова, который называет Россию “проклятой”, говорит, что ей “пришла крышка”. (“Пора нам всем открыто заявить, что России капут, что “богоносец” оказался, как, впрочем, можно было догадаться, серой сволочью, что наша родина, стало быть, погибла”. ) Однако остальные герои горячо любят родину, верят в ее возрождение. (“…Россию надо любить. Без нашей эмигрантской любви России – крышка.

Там ее никто не любит. А вы любите? Я – очень”.

) В целом Набоков сложен для понимания. Я впервые прочла его автобиографический роман “Другие берега”, когда мне было двенадцать лет.

В нем он как бы осмысливает всю свою жизнь, размышляет о детстве, своих поисках собственного “я”, о поистине “земном рае” своего духовного воспитания. “Мое детство было совершенным”, – писал он в “Других берегах”. Находясь в эмиграции, Набоков был вынужден писать свои произведения на английском языке, отчего испытывал почти физическую боль.

Его расставание с прекрасным и родным русским языком было мучительным, но это испытание он выдержал с честью. Читая произведения Набокова сейчас, я вспоминаю рассказ моей сестры, которая побывала в Швейцарии на его могиле.

Он похоронен на берегу Женевского озера, в небольшой деревушке рядом с курортным городом Монтре. По ее словам, более эстетской могилы она не видела: огромный голубой камень, простая надпись, цветущие фиалки вокруг… Именно о такой могиле мечтал его герой Цинциннат Ц. из прекрасного романа “Приглашение на казнь”. Снова в нем “потерянный рай”, снова ностальгия по прошлому, любовь.

Снова герой находится в состоянии одиночества: “Нет в мире ни одного человека, говорящего на моем языке”.

Но герой романа верит в собственное “я”, как, должно быть, не терял веры в себя сам автор. И именно эта вера не дала герою умереть даже после того, как ему отрубили голову. “Зачем я тут? Отчего так лежу? – И, задав себе этот простой вопрос, он отвечал тем, что привстал и осмотрелся…” “Меня у меня не отнимет никто, – сказал Цинциннат Ц.

Сам себе…” Размышляя над прозой Набокова, я поражаюсь тому, как его герои испытывают душевный подъем во время собственных неудач, а когда к ним приходит успех, они словно теряются, становятся косноязыкими, тусклыми, приниженными. Дар описания у Набокова развит до необыкновенных пределов, он обладал каким-то особым, словно отполированным языком, меткостью взгляда, способного при помощи художественных приемов и образов даже мелочам придать особое значение, подчеркнуть их. Читая его романы, я чувствую в них одиночество человека, не понятого многими, оторванного от того, что ему дорого. Боль и горечь едва слышны у него, он не подчеркивает их, а лишь скрывает за будничными картинами и фразами.

В этом я вижу его сходство с Чеховым, который всегда говорил, что “в настоящей жизни люди обедают, только обедают, а в это время слагаются их судьбы и разбиваются их жизни”.

Чехова Набоков всегда очень любил, считая его “нравственный пафос” образцовым для писателя. “Я и Чехов – вот два моралиста”, – говорил он. Особую близость Набоков ощущал и к Достоевскому, описывая ненавистный ему “мирок пошлости и гнили”, прикрытый псевдонравственностью. Сейчас, к моей большой радости, у нас в стране стали проявлять большой интерес к Набокову, многие и многие утверждают, что именно у него нужно учиться прекрасному русскому языку, благородному служению культуре.

На Западе к нему, наоборот, относятся вяло, но ведь Россия, его Россия, набоковская Россия любит и признает его – это главное! Одиночество и ностальгия при жизни, но признание и поклонение после смерти.

Ради этого, я считаю, стоило терпеть и страдания, и боль. И сейчас, читая Набокова, я обогащаюсь не только умственно, но и нравственно, духовно. Это чувство очищения со мной, пока я люблю и ценю прозу Набокова, его потрясающий дар слова.

Loading…

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ произведения Машенька Набокова

Анализ произведения Машенька (романа Набокова)

История создания

В 1926 году в Берлине выходит роман «Машенька», написанный автором под псевдонимом Сирин. Это было первое появление на свет прозаического произведения Владимира Набокова, написанного по биографическим мотивам, связанным, в первую очередь, с глубочайшей тоской по России и пробирающей грустью эмигранта, скучающего по своей отчизне.

Жанр

Как и многие бежавшие с Родины люди, Набоков начинал свое творчество как реалист. Он стал единственным русским писателем, который считал себя американским и сумел зарекомендовать себя таковым. В позднем творчестве Владимир Набоков выступает как модернист, у которого в будущем будут учиться постмодернисты.

Роман «Машенька» основан на воспоминаниях автора о Родине и родном доме, поэтому весь сюжет излагается в потоке сознания главных героев. Произведение является биографическим.

Сюжет и тема

Темой произведения «Машенька» является прощание и разрыв связи эмигранта со своей Родиной, утрата всякой надежды на возвращения в былые времена, в свой родной дом.

Главным героем произведения является Лев Глебович Ганин. Он живёт в берлинском пансионе. Один из его сожителей, Алфёров, рассказывал ему о скором приезде своей жены Машеньки в конце этой недели. Увидев ее фотографии, Ганин узнаёт в Машеньке первую возлюбленную и думает выкрасть её с вокзала. До самого ее приезда он с головой погружается в воспоминания о былых временах. Накануне прибытия Машеньки на вокзал Ганин спаивает Алфёрова и переводит его часы на неправильное время. Однако в последнее мгновение он решает, что прошлого не вернешь, и отправляется на другой вокзал, откуда навсегда уезжает из Берлина.

Главные герои

Лев Глебович Ганин – главный герой произведения. В его образе Набоков отразил свои биографические черты. Черты Ганина довольно резкие: у него острое, надменное лицо с серыми глазами и блестящими стрелками, расходящимися вокруг особенно крупных зрачков, и густые, очень тёмные брови.

Машенька – красивая девушка с огнями в глазах, смуглой кожей и каштановыми волосами. Девушка не появляется в романе лично, автор показывает ее образ читателю через воспоминания Ганина. Образ Машеньки с еще далекой юности ассоциировался у главного героя с родной страной. Он помнит Машеньку всегда смеющейся, полной радости и веселья. Эти светлые воспоминания о первой любви помогают Ганину пережить тягость пребывания в чужой стране, вдали от Родины.

Алексей Иванович Алферов – математик с отсутствием таких личностных качеств, как душевность и интуиция. У него был живой и очень докучливый голос, у него редкие светлые волосы на голове и бородка золотистого цвета. От него всегда исходил вялый запашок нездорового мужчины. Алферов кажется Ганину развязным господином, использующего в своей речи большое количество клише и стереотипов.

Композиция

В произведениях Владимира Набокова невозможен счастливый финал, где герои любят друг друга. Из-за собственных страхов и комплексов герои просто не могут понять, что это такое. Автор играет в своем тексте проявляющимися лейтмотивами и образами. Здесь значимо все: от звуков до света и тени. Набоков пишет о том пространстве эмиграции, в котором приходится жить ему и его героям, забыв о России, которая осталась лишь в светлых воспоминаниях и снах.

2 вариант

Набоков написал огромное количество разных произведений. Но первым его прозаическим произведением является «Машенька». Наверное, нет такого человека, который бы не встретил однажды свою первую любовь. Если у одних людей она счастливая и ответная, то у других она приносит одни несчастья и беды. Вот такие же эмоции переживает и наш главный герой по имени Лев. Он встретил девушку по имени Маша и сразу же влюбился в нее. Вот только эта все продлилось недолго, и вскоре их судьба развела, и им пришлось идти каждому по своему пути. Но он все равно надеялся на то, что однажды они встретятся, и чувства опять вспыхнут. Но немного позже Лев понимает о том, что ничего вернуть уже нельзя и если жизнь развела их, значит так нужно. А вот Маша наоборот старается поскорее приехать на вокзал, где находится тот самый мужчина, в которого она влюблена уже давно.

А теперь давайте все по порядку. Сначала читатели встречаются с главным героем еще в лифте. Вот только они ничего о нем не знают. Они знают только, что он находится в темном лифте, а вот что он здесь делает непонятно. Герою больше не хочется возвращаться домой, ему хочется отправиться дальше и путешествовать до тех пор, пока не отыщет счастье, которое потерял много лет назад. Можно ли поменять судьбу и решить все, так как хочется вам, на этот вопрос можно ответить лишь тогда, когда жизнь начнется сначала, и еще непонятно будете ли вы в ней счастливы или нет. Здесь лифт сравнивается с экспресс поездом, который далеко уносит Машу. Кроме этого ему очень даже хочется вернуться к себе на родину, но революция устанавливает свои правила и законы, и не всем удастся выжить в таких условиях и подчиняться всем правилам и законам.

Если раньше они могли общаться по телефону, а все потому что встречаться не получалось из-за сильных морозов, а также потому что они живут в разных городах.

Спустя некоторое время они опять встретились, но у Льва постоянно была настороженность, что за ними кто-то следит. Хотя на самом деле они здесь находились одни. И могли бы насладиться по полной друг другом.

Неожиданно он встречается со своей бывшей любимой. Оказывается, она живет рядом со Львом. Ее муж работает математиком. И в скором будущем они должны были перебраться жить в Германию.

Именно Маша помогает ему вспомнить про все те эмоции, которые он испытывал раньше. Вместе с этими эмоциями ушла тоска, которая давно сидит у него в сердце по покинутой родине.

Он давно не может избавиться от своих душевных переживаний, а также и от того, что потерял еще в юности свое счастье и спустя много лет никак его не может отыскать. Кроме этого здесь встречаются яркие и интересные моменты, а также повторы и сравнения. У каждого этого момента имеется свой смысл.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Машенька Набокова

Анализ произведения Машенька Набокова

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Где бы я хотел побывать (Петербурге)

    На свете так много стран и городов с невероятной природой, старинной архитектурой, самобытными обычаями и традициями. Для того, чтобы посетить все государства на земном шаре может понадобиться пара десятков лет.

  • Семьи в романе Анна Каренина Толстого сочинение

    «Все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» — именно так начинается знаменитый роман Льва Толстого. Какие же семьи действуют в «Анне Карениной»?

  • Сочинение Проблема смысла жизни человека (итоговое с аргументами и примерами из литературы)

    Иногда людям требуются годы на поиск ответа на вопрос: «В чём смысл его жизни». Однако каждый отвечает на него по-разному, это зависит от личных приоритетов и ценностей. Писатели-классики отечественной литературы

  • Сочинение Я и другие

    Другие и я… Думаю, что так название скромней было бы! Всегда ведь, если подписываешь, к примеру, поздравительное письмо, то своё местоимение нужно в конец ставить. С другой стороны, мы на всё смотрим со своей точки зрения

  • Характеристика и образ Печорина с цитатами

    Главным персонажем повести является Гриша Печорин. Это уникальнейший человек, которого никто не смог изучить досконально. Такие героические личности можно встретить в любом истерическом промежутке.

Творчество Набокова

Владимир Набоков представляет собой неразгаданную тайну и необъяснимую загадку литературы ХХ века. Одни считают его гением, другие совершенно не признают в нем талантливого писателя. Он родился в XIX столетии в Петербурге и умер в конце прошлого века в Швейцарии. Большая часть жизни была им прожита за границей, но не забыто русское детство. Набоков писал как на родном, так и на английском языке, переводил свои романы, читал лекции по филологии.

Многие его тексты упредили эпоху модернизма, а стиль его произведений настолько самобытен, что не имеет аналогов ни в русской, ни в зарубежной литературе. Неоднозначность и разнородность его творений делают невозможным полный анализ Набокова. «Машенька» берется нами для изучения не только потому, что это первый роман Владимира Владимировича, но и потому, что это первое произведение, написанное им в эмиграции.

История создания

Итак, начнем анализ Набокова («Машенька» – в фокусе нашего внимания). Роман был написан в 1926 году в Берлине. Он имеет много биографических мотивов, в первую очередь связанных с тоской по Родине, непереносимой грустью эмигранта по утраченному дому.

В журнале «Нива» сразу после выхода романа была напечатана рецензия на него: «Свою судьбу Набоков вышивает по канве своих произведений… отражена судьба целого человеческого типа – русского интеллигента-эмигранта». Жизнь за границей была, как и для многих покинувших родную страну людей, трудна. Единственное, в чем Набоков мог найти утешение, – воспоминания о прошлом, где были радость, любовь, дом. Именно эти светлые мысли легли в основу романа.

Анализ романа «Машенька» Набокова

3.6

(10)

— Каковы ваши первые впечатления от романа? — В чем особенность сюжета, повествования в романе?

Сюжет можно пересказать в двух словах: русский эмигрант узнает, что жена его соседа по пансиону — его бывшая возлюбленная Машенька, с которой он расстался девять лет назад; мечтая о встрече с ней, он в последний момент отказывается от этой долгожданной встречи.

Главное в романе — воспоминания. Сюжет разворачивается как поток сознания: перемежаются диалоги персонажей, внутренние монологи главного героя, описания места действия. И хотя повествование ведется от третьего лица, переживания героя описаны так, что постепенно они становятся переживаниями самого читателя.

— Что представляет собой главный герой?

Лев Ганин — русский эмигрант, один из многих представителей дворянства, вынужденных покинуть родину после Октября 1917 г. у его имени, по словам Алферова, «сложное, редкое соединение» — Лев Глебович. Кроме того, Лев — значимое имя, а отчество напоминает об одном из первых русских святых. Это выделяет героя из общей массы; к тому же хозяйке пансиона Ганин кажется «вовсе не похожим на всех русских молодых людей, перебывавших у нее в пансионе».

Ганин хорош собой. Его портрет дан в восприятии Клары: «Острое, несколько надменное лицо Ганина, его серые глаза с блестящими стрелками, расходящимися вокруг особенно крупных зрачков, и густые, очень темные брови, составлявшие, когда он хмурился или внимательно слушал, одну сплошную черную черту, но зато распахивавшиеся, как легкие крылья, когда редкая улыбка обнажала на миг его прекрасные, влажно-белые зубы … »

У Ганина есть боевое прошлое: «в начале девятнадцатого года он дрался на севере Крыма», был контужен, а после, отрезанный от своей части, «попал поневоле в безумный и сонный поток гражданской эвакуацию>.

В Берлине Ганин, как и многие соотечественники, перебивается случайными заработками: он уже успел поработать и на фабрике, и официантом, и статистом в кино: «не раз даже продавал свою тень подобно многим из нас».

Этот образ растиражированной собственной тени — того, во что превратился человек, — возникает в романе еще несколько раз. И каждый раз это пугающий, призрачный, потусторонний, унизительный образ: судьба эмигранта — быть «тенью, проданной за десять марок».

В чужом городе его удерживает связь с женщиной, чуждой и даже неприятной ему (чего стоят только «шелковые чулки поросячьего цвета» и «пурпурная резина» губ!). Ганин страдает от скуки и одиночества, но не может признаться Людмиле в том, что не любит ее: «Он был из породы людей, которые умеют добиваться, достигать, настигать, но совершенно неспособны ни к отречению, ни к бегству, — что в конце концов одно и то же».

Ганин, раньше физически сильный, стал замкнут, вял, угрюм, страдает бессонницей, мечтает покинуть Берлин: «Ничто не украшало его бесцветной тоски, мысли ползли без связи, сердце билось тихо». Он словно впал в анабиоз, словно «жили одни только его глаза, а душа притаилась». Когда Ганин узнает на фотографии, которую показывает ему Алферов, Машеньку, он преображается. Ему кажется, что и не было последних девяти лет, не было разлуки с родиной.)

— В чем особенность образа заглавной героини романа?

Машенька — образ России, утраченной родины, мечта, олицетворение утраченного счастья. Само имя очень русское, простое, ласковое, напоминающее добрые русские сказки. Это внесюжетный персонаж. Машенька не появляется в романе как действующее лицо, ее образ возникает только в воспоминаниях Ганина.

Образы Машеньки и России сливаются в сознании героя: «Завтра приезжает вся его юность, его Россия». Вспоминая Машеньку, герой ретроспективно понимает, что расставание было предначертано, и опять образ Машеньки нераздельно связывается с образом родины: «Судьба в этот последний августовский день дала ему наперед отведать будущей разлуки с Машенькой, разлуки с Россией».

— Как вы поняли концовку романа?

Ганин, казалось бы, близок к исполнению своей мечты: сейчас придет поезд, и он встретит Машеньку. Он «давно не чувствовал себя таким здоровым, сильным, готовым на всякую борьбу. И то, что он все замечал с какой-то свежей любовью — и тележки, что катили на базар, и тонкие, еще сморщенные листики, и разноцветные рекламы — это и было тайным поворотом, пробужденьем его».

Ганин воспринимает образ Машеньки как «знак, зов, вопрос, брошенный в небо», и на этот вопрос он вдруг получает «самоцветный, восхитительный ответ». Встреча с Машенькой должна стать чудом, возвращением в тот мир, в котором Ганин только и мог быть счастлив.

Но Набоков обманывает ожидания читателя. Ганин вдруг почувствовал «с беспощадной ясностью, что роман его с Машенькой кончился навсегда. Он длился всего четыре дня, — эти четыре дня были, быть может, счастливейшей порой его жизни. Но теперь он до конца исчерпал свое воспоминанье, до конца насытился им, и образ Машеньки остался вместе с умирающим старым поэтом там, в доме теней, который сам уже стал воспоминаньем. И, кроме этого образа, другой Машеньки нет, и быть не может».

Жизнь воспоминаний, которой жил Ганин, становится тем, чем она вправду была, — далеким прошлым. Герой уезжает не только из Берлина — из своих воспоминаний, уезжает уже другим, с другими мыслями и настроениями: «с приятным волненьем подумал о том, как без всяких виз проберется через границу, — а там Франция, Прованс, а дальше — море. И когда поезд тронулся, он задремал, уткнувшись лицом в складки макинтоша, висевшего с крюка над деревянной лавкой.

— В чем своеобразие конфликта в романе Набокова «Машенька»?

Можно подумать, что это типичный любовный треугольник: конфликт между Ганиным и Алферовым — за обладание Машенькой. Но главный конфликт — внутренний, конфликт в душе самого Ганина. Подлинными, настоящими оказываются мечты, воспоминания о Машеньке, о России, а внешняя жизнь героя оказывается поддельной, нереальной, он становится «тенью» себя самого.

— Как изображается место действия? В чем особенность образа дома в романе?

Действие происходит в пансионе: «Пансион был русский и притом неприятный. Неприятно было главным образом то, что день-деньской и добрую часть ночи слышны были поезда городской железной дороги, и оттого казалось, что весь дом медленно едет куда-то». «Так и жил весь дом на железном сквозняке».

Этими описаниями передается неустроенность, непостоянство эмигрантской жизни, желание сбежать, покинуть холодный и чужой город.

Автор изображает вещи, обстановку пансиона едва ли не более живыми, чем живущих в нем людей: «Столы, стулья, скрипучие шкафы и ухабистые кушетки разбрелись по комнатам … и, разлучившись таким образом друг с другом, сразу поблекли, приняли унылый и нелепый вид, как кости разобранного скелета». Образ дома, настоящего дома, дан только в воспоминаниях. Берлинский пансион — лишь временное пристанище эмигрантов.

— Определите тему и идею романа «Машенька».

В романе две темы, которые совмещаются, сливаются воедино: тема утраченной любви и тема утраченной родины. Главная мысль романа в том, что утраченная любовь, как и утраченная родина, невозвратима.

— Почему роман «Машенька» считается в творчестве Набокова наиболее «русским»?

«Машенька» — роман автобиографичный (но не автобиографический), то есть содержащий некоторые элементы автобиографии автора.

Когда в 1926 г. роман «Машенька» вышел в свет, журнал «Нива» написал: «Себя и свою судьбу в разных вариациях Набоков, развлекаясь, неустанно вышивает по канве своих произведений. Но не только свою, хотя едва ли кто-то интересовал Набокова больше, чем он сам. Это еще и судьба целого человеческого типа — русского интеллигента-эмигранта».

3.6 / 5. 10

.

Краткое содержание: начало

Прежде чем приступить к анализу, обратимся к пересказу сюжета романа «Машенька». Краткое содержание следует начать описывать с весны 1934 года в Берлине. Главный герой, Ганин Лев Глебович, проживает в пансионе для русских, где, кроме него, обитают:

  • Алферов Алексей Иванович (математик);
  • Подтягин Антон Сергеевич (старый поэт),
  • «уютная барышня» Клара, влюбленная в Ганина и работающая машинисткой;
  • влюбленная пара – танцовщики балета Колин и Горноцветов.

Ганин приехал в Берлин год назад, за это время он сменил несколько работ: санитар, рабочий, официант. Он сумел скопить достаточно денег, чтобы уехать, но сначала ему нужно расстаться с Людмилой, с которой они связаны отношениями уже три месяца, что ужасно надоело герою. Но предлога для разрыва найти Ганин никак не может. Окна его комнаты, как назло, выходят на железную дорогу, и желание уехать становится непреодолимым. В порыве захлестнувших его чувств Лев Глебович объявляет хозяйке пансиона, что в субботу уезжает.

Краткое содержание (план)

Произведение состоит из семнадцати глав. Если излагать краткое содержание «Машеньки» Набокова по главам, то придется следовать таком плану:

  1. Встреча Ганина с Алферовым.
  2. Обитатели пансиона.
  3. Машенька.
  4. Разрыв с Людмилой.
  5. Куницын.
  6. Июльский вечер в Воскресенске.
  7. Хлопоты Подтягина.
  8. Первая встреча с Машенькой.
  9. Горноцветов и Колин.
  10. Письмо от Людмилы.
  11. Подготовка к празднованию.
  12. Паспорт.
  13. Сборы Ганина.
  14. Прощальный вечер.
  15. Воспоминания о Севастополе.
  16. Прощание с пансионом.
  17. На вокзале.

Если представить краткое содержание «Машеньки» Набокова по этому плану, изложение получится весьма пространным. Нам же нужен сжатый пересказ с описанием основным событий. Ниже представлено краткое содержание «Машеньки» Набокова в максимально сокращенном варианте.

Первая любовь

Очень много чувств и переживаний самого Набокова отразилось в произведении «Машенька». Краткое содержание романа (особенно воспоминания Ганина о прошлом) тоже это доказывает.

Лев Глебович узнает от Алферова, что в субботу приедет его супруга – Машенька. В фотографии жены математика Ганин узнает девушку, в которую впервые влюбился. Его захватывают воспоминания о прошлом, он даже, по своим ощущениям, молодеет лет на десять. А на следующий день он говорит Людмиле, что влюблен в другую. Ганин чувствует свободу и целиком отдается воспоминаниям.

Ему шестнадцать лет, он находится в летней усадьбе, где восстанавливается после тифа. От скуки юноша создает в мыслях образ идеальной возлюбленной, которую и встречает ровно через месяц. Это была Машенька – девушка с «каштановой косой в черном банте», горящими глазами, смуглым лицом и «подвижным, картавым» голосом. Она была постоянно веселой, очень любила сладкое. Как-то Ганин встретил ее с подружками, и они договорились пойти кататься на лодке, но на следующий день Машенька пришла без подруг. С того времени молодые люди стали встречаться рядом с пустой усадьбой.

Когда накануне отъезда в Санкт-Петербург они свиделись в последний раз, Ганин заметил, что ставни у одного окна приоткрыты и в стекле угадывается лицо. Оказалось, что подглядывал за ними сын сторожа. Ганин так разозлился, что сильно избил его.

На следующее утро главный герой уехал. Машенька же переехала в Петербург лишь в ноябре. Теперь встречаться молодым людям стало труднее – на улице мороз, долго не погуляешь. Единственной отрадой был телефон – по вечерам они могли часами говорить друг с другом. А незадолго до Нового года семья Машеньки переехала в Москву. К своему удивлению, Ганин почувствовал от этого облегчение.

Летом у них появилась возможность встретиться вновь. Единственная проблема – в этом году отец Машеньки снял дачу в пятидесяти верстах от усадьбы Ганиных. Юноша отправился к своей возлюбленной, но добрался уже затемно. Она встретила его словами: «Я твоя, делай со мной все, что хочешь». Но вокруг было слишком много шорохов, Ганину казалось, что кто-то идет, поэтому он быстро ушел.

Последний раз они встретились через год после этого в поезде и с тех пор не виделись. Только обменялись несколькими письмами во время войны.

Сюжет и композиция

Эпиграф к роману – цитата из «Евгения Онегина» Пушкина. В романе чётко прослеживаются пушкинские мотивы. Самый явный из них – повторные отношения с былой возлюбленной, которая выходит замуж не по любви.

Название романа – это имя главной героини, но героиня – не нынешняя Машенька, не Машенька из молодости героя, а нынешние воспоминания о Машеньке из прошлого. То есть образ этот не соответствует никакой личности в реальности, главная героиня в романе просто не появляется. Это очень чёткая параллель с родиной, встречаться с которой в 1924 г. бессмысленно, а в прошлое вернуться невозможно.

Критики единодушно считали образ Машеньки символом не только прошлой идеальной любви, но и утраченной родины, рая, изгнание из которого пережили и герой, и писатель.

Действие настоящего в романе занимает 7 дней. В воскресенье Ганин знакомится с Алферовым, застряв с ним в лифте русского пансиона в Берлине, в котором живет три месяца. За обедом Ганин узнаёт, что жена Алферова Машенька приезжает в субботу. Но только в ночь с понедельника на вторник Ганин в показанной Алферовым на фотографии жене узнаёт свою первую любовь, которая осталась в России, когда он эмигрировал в 1919.

Со вторника по пятницу, четыре дня, которые Ганин назовёт лучшими в своей жизни, длится роман-воспоминание героя с Машенькой, причём отношения с возлюбленной, длившиеся 4 года, переживаются даже более остро, чем в прошлом в реальности. Ганин мечтает увезти Машеньку от мужа. Но в ночь с пятницы на субботу, уже напоив Алферова и отправившись на вокзал встречать Машеньку, Ганин передумывает уезжать: воспоминания стали далёким прошлым. Дом ушёл из жизни, «и в этом была прекрасная таинственность». Роман с Машенькой кончился навсегда, и эти 4 дня романа были, быть может, счастливейшей порой его жизни. Ганин избавляется от груза прошлого, расстаётся с ним, оставляет образ Машеньки «в доме теней вместе с умирающим поэтом».

Ретроспекция – важнейший композиционный приём романа. Ретроспективная часть начинается в 3 главе. Ганин вспоминает себя 16-летним, выздоравливающим после тифа. Точкой отсчёта для хронологии романа становится год свадьбы Алферова и Машеньки. Они поженились в Полтаве в 1919, через год Алферов бежал и прожил в эмиграции 4 года. Следовательно, действие романа происходит в 1924 г., а Ганину столько же, сколько и Набокову в том же году – 25 лет.

Роман Ганина и Маши начался 9 лет назад, в 1915 г. Молодые люди провели вместе лето на даче, урывками встречались зимой, на второе лето в единственную встречу Ганин понял, что Машеньку разлюбил. Зимой 1917 г. они не виделись, а летом по дороге на дачу Ганин случайно встретил Машеньку в вагоне и понял, что никогда не разлюбит её. Больше он с Машенькой не виделся, но их роман продолжался в письмах. Ганин получил от Машеньки 5 писем в 1919 г., когда он был в Ялте, а она – в Полтаве. В её последнем письме появляется ухаживающий господин с жёлтой бородкой, очевидно, Алферов. Так композиционно замыкается прошлое и будущее.

Завершение романа

Как видно, реалистическую и очень жизненную историю рисует в своем романе Набоков.

Краткое содержание подходит к концу. Накануне возвращения Машеньки Ганин поит Алферова на празднике, устроенном Колиным и Горноцветовым. Он планирует сам встретить женщину и ухать вместе с ней.

Утром Ганин прощается с пансионерами и отправляется на вокзал. До момента приезда поезда остается час. Постепенно в голову Ганина начинают лезть мысли о том, что их роман с Машенькой закончился давным-давно. Не дождавшись приезда женщины, он отправляется на другой вокзал и уезжает.

«Мои размышления о романе Набокова «Машенька»»

В. Набоков — один из самых ярких писателей-эмигрантов первой волны. Он был писателем не-обыкновенно трудолюбивым и разносторонним. Он создал девять романов на русском языке, восемь — на английском, приблизительно пятьдесят рассказов, около трехсот стихотворений. Его проза сложна и своеобразна, склад его мышления ироничен и парадоксален. Память об изначальном, идеальном состоянии мира, воспоминание о «потерянном рае» и стремление туда вернуться — одна из сквозных тем романов В. Набокова. Роман «Машенька», написанный в 1926 году, — первая такая попытка. Конфликт романа строится на контрасте исключительного и обыденного, подлинного и поддельного. Главный герой — Ганин — человек действительно незаурядный. В. Набоков показывает, как его «особость» отражается в восприятии других персонажей. Например, хозяйке русского пансиона Ганин кажется вовсе не похожим на всех русских молодых людей, перебывавших у нее. Но герой сам прекрасно знает о своей исключительности, которая выражается прежде всего в том, что он носит в себе воспоминание о прошлом. Это прошлое и есть «потерянный рай», символами которого становятся «дедовские парковые аллеи» и первая любовь.

Герою незаурядному противостоит герой пошлый — Алферов. В нем все пошло: слово («бойкий и докучливый голос, претенциозные банальности), запах («теплый, вялый запашок не совсем здорового, пожилого мужчины»), наконец, внешность («было что-то лубочное, слащаво-евангельское в его чертах»). Узнав о том, что Машенька жива, Ганин буквально просыпается ото сна: « Это было не просто воспоминанье, а жизнь, гораздо действительнее, гораздо «интенсивнее», — как пишут в газетах, — чем жизнь его берлинской тени. Это был удивительный роман, развивающийся с подлинной, нежной осторожностью».

Герой предпринимает решительную попытку обрести «потерянный рай» — он собирается похитить Машеньку у Алферова, ее теперешнего мужа. Для достижения своей цели он совершает неэтичный поступок (напоил соперника в ночь перед приездом Машеньки, переставил стрелку будильника, чтобы Алферов не смог встретить жену, а сам бросается на вокзал). Ганин не испытывает при этом никаких угрызений совести и даже не признает за противником права вызвать его на дуэль, чтобы удовлетворить оскорбленное чувство. В мире берлинской эмиграции, где развертываются события, его совесть спит — это мир теней, мир миражей. Однако в конце концов Ганин оказывается «собакой на сене»: он тоже не встретил Машеньку, поняв в последний момент, что прошлое не вернуть: «Он до конца исчерпал свои воспоминания, до конца насытился ими, образ Машеньки остался… в доме теней (пансионе), который сам уже стал воспоминанием»-. Переболев прошлым, герой отправляется на другой вокзал, уезжает в будущее.

Финал романа должен звучать ошгимистиче-ски, но в этом оптимизме есть натужность. Первая попытка обрести «потерянный рай» свелась к отказу от рая, ощущению исчерпанности воспоминаний о возлюбленной и, кроме этого образа, другой Машеньки нет и быть не может.

Роман «Машенька» — совершенно особый мир, проникнутый болью и ностальгией по родине. «Мы должны помнить, — написал однажды В. Набоков, — что произведение искусства — это непременно сотворение нового мира, и первое, что нам следует сделать, — это изучить сотворенное как можно внимательнее, подходя к нему, как к чему-то совершенно новому, не имеющему никаких связей с мирами, известными нам».

Тема и идея

С определения темы и идеи следует начать анализ романа «Машенька» Набокова. Создается впечатление, что тема любви в произведении стоит на первом месте и является ведущей, однако это не так. На самом деле роман посвящен исключительно утраченной родине – России. Все остальные подтемы и мотивы группируются вокруг этого образа.

В произведении Набоков, а вместе с ним и главный герой, пытаются вернуть себе утраченное счастье, вновь обрести рай. Но исход оказывается неутешительным – потерянного не вернуть, все закончилось, остается только скитание, назад дороги нет.

Сюжет и фабула

Если проводить тщательный анализ романа «Машенька» Набокова, то выясняется, что как таковой фабулы в нем и нет. Содержание произведения больше напоминает поток сознания: постоянные внутренние монологи Ганина, диалоги персонажей, описания мест, где происходит то или иное событие.

Конечно, нельзя назвать роман построенным только на этом. Здесь есть взгляд со стороны – повествование ведется от третьего лица, описанию пространства присуща определенная объективность, читатель слышит не только голос героя, но и речи других персонажей. Однако весь сюжет романа можно свести к нескольким событиям: Ганин собирается уезжать, узнает о приезде давней возлюбленной, вспоминает о пережитых в юности чувствах, собирается возродить их, но в последний момент отказывается от этого и уезжает. Именно в этой скудности действий выражается самобытность и необычность творчества Набокова, то, что делает его непохожим ни на русских, ни на зарубежных писателей.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Пискарева в повести Невский проспект Гоголя сочинение
    Пискарев — один из главных героев повести Николая Васильевича Гоголя «Невский проспект», молодой и скромный художник, проживающий в Петербурге
  • Сочинение по произведению Не стреляйте в белых лебедей
    Главным героем рассказа является Полушкин – простой работящий человек с добрым характером. В деревне, где он живет, люди не воспринимают его всерьез и посмеиваются, а жена называет бесполезным в домашних делах.
  • Анализ романа Астафьева Печальный детектив
    Произведение по жанровой направленности относится к стилю жесткого реализма, включающего в себя элементы философского и социально-психологического содержания, раскрывающего насущную проблематику существования преступлений
  • Сочинение Как характеризует человека забота о живой природе
    Все мы каждый день сталкивается с природой. Неважно, гуляем по своему любимому городу или едем отдыхать в лес, всегда нас окружает прелестная природная живность. Но многие не ценят этого и относятся ко всему халатно и безответственно
  • Гоголь

Образ Ганина

Образ главного героя во многом списал с себя Владимир Набоков. «Машенька» (анализ чувств и переживаний Ганина как эмигранта) лишний раз подтверждает это. В Берлине он никому не нужен, и ему тоже нет ни до кого дела. Лев Глебович одинок и несчастен, угнетен, его душой завладела беспросветная тоска. У него нет никакого желания с чем-то бороться или что-то менять.

Оживляют героя лишь воспоминания о Машеньке. Мысли о былом возрождают его душу и тело, призрачное счастье согревает, толкает на действие, дает надежду на будущее. Но недолго длится эта эйфория. Сидя на вокзале, ожидая Машеньку, он вдруг осознает, что былое вернуть невозможно, о потерянном рае (Родине) можно только мечтать, но обрести вновь уже никогда не получится.

Проблематика романа В. Набокова «Машенька»

Ужасы Первой мировой войны, революция, Граж­данская война, голод, разруха — вот лишь некоторые из причин, заставившие сотни тысяч людей в составе «первой волны» русской эмиграции покинуть преде­лы своей страны. В их числе была и семья Владимира Набокова. Большую часть жизни Набоков провел вда­ли от родины, и это наложило свой отпечаток на его творчество, на те темы и проблемы, которые он осве­щал, на своеобразие их раскрытия.

Своеобразно звучит и тема любви в романе В. Набо­кова «Машенька», который в числе других произве­дений принес писателю подлинную славу.

Весь роман проникнут грустным, ностальгическим настроением. Его главный герой — эмигрант Ганин. Он тоскует по родной земле, и все его мысли и чувства окрашены в печальные тона. В его душе пустота, его мучит осознание бессмысленности существования и бездеятельность, жизнь протекает «в какой-то без­вкусной праздности, лишенной мечтательной надеж­ды, которая делает праздность прелестной». «За по­следнее время,— сообщает о нем автор,— он стал вял и угрюм…. ослабла какая-то гайка, он стал даже гор­биться и сам признавался…. что…. страдает бессонни­цей». Он рад бы покинуть Берлин в поисках утеше­ния, но его связывают отношения с Людмилой, которой он не в силах сказать, что больше ее не любит. Собственно, настоящей любви между ними никогда не было. Она «очень мимолетно скользнула когда-то». И если раньше Ганин умел управлять собственной си­лой воли, то в теперешнем настроении воля изменяет ему, и даже то, что «теперь ему все противно было в Людмиле», не толкает его на решительный шаг.

Остальные герои романа — математик Алферов, поэт Подтягин, танцоры Колин и Горноцветов, Кла­ра — секретарь, хозяйка пансиона Лидия Николаев­на. Их объединяет то, что все они русские и все они, так же как Ганин и Людмила, волею судьбы оторваны от дома.

Отношение их к России неодинаково. Алферов по­стоянно критически отзывается о родине. «Тут вам не российский кавардак»,— восторженно восклицает он в одной из бесед и называет родную страну «прокля­той». Он не верит в ее силы, по его мнению, России «капут», и все речи Алферова о родине проникнуты холодным презрением и насмешкой. А вот Ганин и Подтягин всегда говорят о России с особым трепет­ным чувством, говорят о ней, как о самом дорогом на свете.

Разность отношения к родине обуславливает не­приязнь Ганина к Алферову. Ему неприятен его внешний вид, его манеры, но определяющим факто­ром в их взаимоотношениях становится все же отно­шение к России. Неприязнь к Алферову чувствуется и в авторском описании. Такие детали, как «бородка цвета навозца», «редкие волосы», «тощая шея», «до­кучливый голос», конечно, не могут и у читателя вы­зывать симпатии.

Кульминационным моментом в развитии отноше­ний Ганина и Алферова становится известие о том, что Машенька, бывшая возлюбленная Ганина, явля­ется женой Алферова. Алферов везде и всюду говорил о Машеньке, он не упускал возможности с восторгом сообщить о ее приезде. Но Ганин и представить себе не мог, что женой того, которому «не изменять — грех» окажется его Машенька. Алферов восхищается своей супругой, всем говорит, что она у него «прелесть», но Ганин все равно считает Алферова недостойным Ма­шеньки. Его пафосные воспоминания о жене уже на­чинают вызывать насмешки окружающих. Ганину горько от того, что объектом этих насмешек вместе с Алферовым невольно становится и почти святая для него Машенька. Но в то же время «он ощущал ка­кую-то волнующую гордость при воспоминанье о том, что Машенька отдала ему, а не мужу, свое глубокое, неповторимое благоуханье».

Он решает бежать с ней. Узнав о ее приезде, Ганин снова обретает смысл жизни и оставшиеся несколько дней живет ожиданием приезда своей возлюбленной. В эти дни он по-настоящему счастлив. Он чувствует себя бодрым, помолодевшим и наконец находит силы порвать с Людмилой.

Описание воспоминаний Ганина о Машеньке полно лиризма. Погружаясь в мысли о прошлом, он словно заново переживает ту горячую страсть, самую первую и самую безудержную. Однако в последние минуты Га­нин отказывается от своего намерения, потому что вдруг осознает, что роман с Машенькой давно кончен, что он жил только лишь воспоминанием о ней, о Рос­сии, где цвела их любовь и которая сейчас для него да­лека и недоступна. Любовь к России, а не любовь к Ма­шеньке так взволновала его сердце: «Он всегда вспоми­нал Россию, когда видел быстрые облака, но теперь он вспомнил бы ее и без облаков: с минувшей ночи он только и думал о ней». «То, что случилось в эту ночь», просто опрокинуло на него прошлое, безвозвратно ушедшее прошлое. Ганин вдруг понимает, что «пере­живал воспоминанье как действительность».

Роман «Машенька» — произведение о любви к ро­дине. Автор раскрывает проблемы отношения к род­ной земле, судьбы России, судьбы эмигрантов, про­блему любви.

Образ Машеньки

Невозможно, делая анализ рассказа «Машенька» (Набоков), не уделить внимания образу главной героини, пусть она и появляется только в мечтах Ганина. С Машенькой в произведении связаны только самые светлые и счастливые воспоминания. Образ девушки становится олицетворением навсегда утраченного счастья, России еще до войны и революции.

То, что Машенька, сливающаяся с образом Родины, так и не появляется в романе, говорит о недостижимости рая (России). Она предстает только в воспоминаниях и мечтах, большее для эмигрантов недоступно.

Своеобразие конца романа

Очень часто в этом произведении играет на обмане ожидания читателя Владимир Владимирович Набоков: Машенька (анализ ее образа представлен выше) так и не появляется, предполагаемый любовный треугольник, к которому подталкивает расстановка главных героев, оборачивается пшиком, а финал совершенно не соответствует традиционным литературным приемам.

Конец романа имеет скорее философский, чем психологический характер. Набоков не позволяет героям встретиться не из-за глубоких душевных переживаний, а потому, что в прошлое нет возврата.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Анализ романа Набокова Машенька

Анализ романа Набокова Машенька

Владимир Набоков написал известный роман «Машенька»  в 1926 году, когда ему было всего 27 лет. В Берлине, где жил писатель после окончания учебы в Кембридже, произведение было напечатано. Роман был подписан фамилией Сирин, как и другие ранние творения.

В числе многих бежавших с родины, Набоков  придерживался в своем творчестве реалистического направления. Будучи русским писателем, он зарекомендовал себя как американский, да и был таким на самом деле. Позже он начал писать как модернист. «Машенька» основана на личных чувствах и воспоминаниях о родине и доме, а потому сюжет преподносится читателю на основе переживаний и размышлений героев. Следует отметить, что роман является биографическим.

Разрыв эмигранта с родным домом и потеря надежды на возвращение является темой произведения. Революционные события и гражданская война оборвала тогда прежнюю жизнь многих. Главным героем является Лев Глебович Ганин, проживающий в берлинском пансионе. До эмиграции у него было на родине одно —  любовь к девушке Машеньке, но она осталась там и утрачена навсегда. Однажды герой узнает на фотографии своего соседа свою возлюбленную.

Оказывается она скоро приедет сюда, в Берлин, что заметно оживляет Ганина и  наполняет приятными воспоминаниями из прежней жизни: комната в его родном доме, усадьба, три тополя и амбар с расписными окошками. Он словно погрузился в мир былого и ощутил тепло родственных связей. Образ любимой девушки герой воспринимает как знак или зов. Их встреча должна стать чудом, как возвращение в прошлое, в котором он мог чувствовать себя счастливым. Герой решает встретить свою любимую на вокзале, но когда пришел поезд, Ганин ощутил невозможность вернуть прошлое и решает уехать из города.

Главный герой романа Лев Глебович Ганин – человек одинокий, несчастный, угнетенный с резкими чертами лица. О его двойственности говорят распахнутые брови. Образ имеет автобиографические описания автора. Ганин не имеет желания что-то поменять или с чем-то бороться. Его душой овладела безграничная тоска.

Алексей Иванович Алферов – старый математик с полным отсутствием интуиции и душевности. Чувствуется неприязнь автора к герою при описании его внешности. Это мужчина со светлыми волосами, бородкой рыжего цвета и докучливым голосом, использующий в своей речи много стереотипов и клише.

Машенька олицетворяет в жизни главного героя счастливую полосу, но утерянную безвозвратно. В памяти Ганина она осталась веселой и радостной. Она красива, с каштанового цвета волосами и смуглой бархатной кожей. Эти воспоминания помогают герою переживать все тягости жизни вдали от родного дома.

В романе Набокова нет счастливого финала, так как герои полны комплексов и определенных страхов. Автор невидимо играет лейтмотивами и разными образами, значение имеют и звуки, и свет, и тени. Писатель описывает то пространство в эмиграции, где герои, да и он сам хранят светлые воспоминания о России.

Роман «Машенька» является загадочным и весьма неординарным, но это лишь первое произведение, заявившее о необычайном таланте его автора.

Вариант 2

Произведение относится к периоду раннего творчества писателя и является первым прозаическим творением автора, пробой писательского пера.

Основу романа составляют воспоминания при отсутствии фабулы произведения, а повествовательное содержание разворачивается путем использования диалогов персонажей, внутренних монологов главного героя, а также авторских описаний мест происходящих событий и действий.

Повествование в романе осуществляется от имени третьего лица и выстраивается в форме воспоминаний главного героя Льва Глебовича Ганина о прошлой жизни в стране, которую он вынужден покинуть из-за свершившейся революции.

Главный герой представляется писателем в образе человека, находящегося в состоянии сумеречного наваждения, который, попав в среду эмиграции, утрачивает человеческие качества, присущие личности, ощущая свою ненужность и потерянность. Воспоминания о прошлом, озаряющимся светлыми чувствами, становятся единственным утешением Ганина.

Сюжетная линия романа излагается в форме воспоминаний героя о своей первой любви к девушке Машеньке, фото которой он случайно видит у соседа по пансиону в Берлине. Оказывается, что Машенька является женой математика Алферова и в скором времени должна приехать в Германию.

Приезд бывшей возлюбленной способствует проявлению оживления в душе Ганина, наполняя ее поэтическим миров теплоты, любви, летнего солнца и отгоняя тяжкую тоску по покинутой родине. В предстоящей встрече Ганин ощущает божественное чудо, дарящее надежду возвращения в счастливую и спокойную жизнь. Однако за час до прибытия поезда Ганин понимает, что все чувства остается лишь в прошлом и возврат назад невозможен, поэтому оставляет надежду на счастье и покидает вокзал.

Писатель характеризует главного героя романа путем описания его глубинных психологических переживаний, передавая ощущения потерянного счастья юности, играя особым построением повествовательного текста в виде ускользающих лейтмотивов и образов. В качестве средств художественной выразительности в романе присутствуют прием детализации, насыщающий содержание запахами и красочными оттенками, повторы и сравнения, иллюзии и реминисценции, а также многочисленные метафоры, имеющие каждая в отдельности символический смысл и создающие атмосферу реальности происходящего события.

Отличительной особенностью романа является применение автором необычной цветовой подачи повествования с использованием разнообразных оттенков красок, усиливающих сюжетную кульминацию, в виде желтого, лилового цветов, желто-фиолетового сочетания, а также светлых, золотых тонах.

Смысловая нагрузка произведения объединяется в изображении двух художественных пространств, выражающихся в реальном берлинском существовании Ганина в опостылевшем русском пансионе и его воображаемом мире воспоминаний, который олицетворяется в Машеньке, его потерянном рае и счастье, о бессмысленности собственной судьбы.

Анализ романа Набокова Машенька

Анализ романа Набокова Машенька

Несколько интересных сочинений

  • Анализ трагедии Пушкина Моцарт и Сальери 9 класс

    Произведение по жанровому направлению относится к трагедии, названной автором маленькой и созданной в соответствии с единством места, времени и действия в стиле классицизма.

  • Мой любимый герой Войны и мира (роман Толстого)

    оим любимым героем романа «Война и мир» является Пьер Безухов. Этот выбор обусловлен многими критериями. Несмотря на то, что юноша описан как человек несколько робкий, бесхарактерный, мягкотелый и наивный – его образ имеет множество плюсов.

  • Сочинение на тему Письмо в будущее самому себе 5 класс

    Я же решила написать письмо самой себе, точнее тебе Настя. Тебе будет забавно прочитать это письмо от меня десятилетней девочки.

  • Сочинение на тему Человек и общество

    Человек является частицей всего общества. Еще в раннем возрасте нас учат, как жить в обществе. В обществе существуют свои правила, по которым нам приходится жить. Из общества формируется сам человек

  • Искусство без срока давности — сочинение

    У большинства людей искусство ассоциируется с работами великих художников былых времен. На ум приходят сразу же Микеланджело, Леонардо да Винчи, Пикассо, Сальвадор Дали. Поистине это великие творцы своего дела

Роман Владимира Набокова «Машенька» — произведение исключительное и необыкновенное. Он отличается от всех написанных им романов и пьес. Я прочла у Набокова множество произведений, но именно «Машенька» привлекала меня красотой языка, легкостью, философскими рассуждениями о роли любви на земле. Если кратко говорить о теме романа, то это повествование о необычном человеке, находящемся в эмиграции, в котором уже начинает угасать интерес к жизни.

И только встретив случайно любовь своей юности, он пытается возродиться, вернуть свое светлое прошлое, вернуть молодость, во времена которой он был так счастлив. Главный герой романа — Лев Глебович Ганин, эмигрировавший в Берлин. На протяжении всего романа Набоков стремится подчеркнуть в нем его «особенность», несхожесть с окружающими. Ганин живет в пансионе, где рядом с ним находятся еще шесть человек, оторванных от России, обитающих в атмосфере пошлости, косности, примирившихся со своим мирком. Этот пансион — своеобразный символ, который Набоков называет «убежищем для изгнанных и выброшенных».

Эти люди действительно выброшены, выломаны из жизни. Их судьбы разбиты, желания угасли.

Набоков рисует их слабыми и безмолвными, исключая, разумеется, главного героя. Печальна судьба старого российского поэта Подтягина, смертельно больного, стремящегося вырваться из лап эмиграции и вернуться на родину, в Россию. Грустно читать и о Кларе — молодой девушке, безответно любящей главного героя, но не нашедшей в этой любви никакой отрады.

(«…Она думала о том, что в пятницу ей будет двадцать шесть лет, что жизнь проходит и никогда не вернется, что любовь эта ее совсем ненужная, никчемная… «) Другой главный герой романа — Алексей Иванович Алферов, яркое воплощение того, что Набоков наиболее всего презирает в человеке, по злой иронии судьбы оказавшийся нынешним мужем Машеньки, любившей Ганина долгие годы.

Все пошло в Алферове: слова («бойкий и докучливый голос»), банальности, внешний вид («было что-то лубочное, слащаво-евангельское в его чертах…»). Алферов — полная противоположность интеллигенту Ганину, не приемлющему пошлость ни в каких ее проявлениях. Отчасти Набоков придал Ганину черты своего собственного характера, вложил в него ту попытку вернуть потерянный рай, терзавшую его самого. Узнав о том, что Машенька, с которой он по воле случая расстался еще в далекой молодости, жива и приезжает на днях к мужу, Ганин буквально просыпается в своей берлинской эмиграции: «Это было не просто воспоминанье, а жизнь, гораздо действительнее, гораздо «интенсивнее», — как пишут в газетах, — чем жизнь его берлинской тени. Это был удивительный роман, развивающийся с подлинной, нежной осторожностью».

Ганин принимает решительную попытку вновь обрести потерянный рай: отказывается от своей псевдоизбранницы Людмилы и собирается похитить Машеньку у Алферова. Он даже не спрашивает себя, любит ли его Машенька до сих пор, он уверен, что молодость вернется, а вместе и счастье. При этом для достижения своей цели он совершает неэтичные поступки (поит Алферова водкой в ночь перед приездом Машеньки и переставляет стрелку будильника, чтобы Алферов не смог ее встретить, а сам бросается на вокзал). Но лишь на вокзале Ганин осознает, что прошлое не вернуть, что оно утеряно безвозвратно, что нужно просто бежать из этого пансиона, из этой гнетущей, чужой и чуждой, пошлой атмосферы: «Он до конца исчерпал свое прошлое, свое воспоминанье, до конца насытился им, образ Машеньки остался… в доме теней, пансионе, который сам уже стал воспоминаньем «. Переболев своим прошлым, герой отправляется на другой вокзал, уезжает в будущее, навстречу новой жизни. В своем романе Набоков философски размышляет о любви к женщине и к России.

Две эти любви сливаются у него в одно целое, и разлука с Россией причиняет ему не меньшую боль, чем разлука с любимой. «Для меня понятия любовь и Родина равнозначны», — писал Набоков в эмиграции. Его герои тоскуют по России, не считая Алферова, который называет Россию «проклятой», говорит, что ей «пришла крышка». («Пора нам всем открыто заявить, что России капут, что «богоносец» оказался, как, впрочем, можно было догадаться, серой сволочью, что наша родина, стало быть, погибла». ) Однако остальные герои горячо любят родину, верят в ее возрождение. («…Россию надо любить. Без нашей эмигрантской любви России — крышка.

Там ее никто не любит. А вы любите? Я — очень».

) В целом Набоков сложен для понимания. Я впервые прочла его автобиографический роман «Другие берега», когда мне было двенадцать лет.

В нем он как бы осмысливает всю свою жизнь, размышляет о детстве, своих поисках собственного «я», о поистине «земном рае» своего духовного воспитания. «Мое детство было совершенным», — писал он в «Других берегах». Находясь в эмиграции, Набоков был вынужден писать свои произведения на английском языке, отчего испытывал почти физическую боль.

Его расставание с прекрасным и родным русским языком было мучительным, но это испытание он выдержал с честью. Читая произведения Набокова сейчас, я вспоминаю рассказ моей сестры, которая побывала в Швейцарии на его могиле.

Он похоронен на берегу Женевского озера, в небольшой деревушке рядом с курортным городом Монтре. По ее словам, более эстетской могилы она не видела: огромный голубой камень, простая надпись, цветущие фиалки вокруг… Именно о такой могиле мечтал его герой Цинциннат Ц. из прекрасного романа «Приглашение на казнь». Снова в нем «потерянный рай», снова ностальгия по прошлому, любовь. Снова герой находится в состоянии одиночества: «Нет в мире ни одного человека, говорящего на моем языке».

Но герой романа верит в собственное «я», как, должно быть, не терял веры в себя сам автор. И именно эта вера не дала герою умереть даже после того, как ему отрубили голову. «Зачем я тут? Отчего так лежу? — И, задав себе этот простой вопрос, он отвечал тем, что привстал и осмотрелся…» «Меня у меня не отнимет никто, — сказал Цинциннат Ц.

Сам себе…» Размышляя над прозой Набокова, я поражаюсь тому, как его герои испытывают душевный подъем во время собственных неудач, а когда к ним приходит успех, они словно теряются, становятся косноязыкими, тусклыми, приниженными. Дар описания у Набокова развит до необыкновенных пределов, он обладал каким-то особым, словно отполированным языком, меткостью взгляда, способного при помощи художественных приемов и образов даже мелочам придать особое значение, подчеркнуть их. Читая его романы, я чувствую в них одиночество человека, не понятого многими, оторванного от того, что ему дорого. Боль и горечь едва слышны у него, он не подчеркивает их, а лишь скрывает за будничными картинами и фразами. В этом я вижу его сходство с Чеховым, который всегда говорил, что «в настоящей жизни люди обедают, только обедают, а в это время слагаются их судьбы и разбиваются их жизни».

Чехова Набоков всегда очень любил, считая его «нравственный пафос» образцовым для писателя. «Я и Чехов — вот два моралиста», — говорил он. Особую близость Набоков ощущал и к Достоевскому, описывая ненавистный ему «мирок пошлости и гнили», прикрытый псевдонравственностью. Сейчас, к моей большой радости, у нас в стране стали проявлять большой интерес к Набокову, многие и многие утверждают, что именно у него нужно учиться прекрасному русскому языку, благородному служению культуре. На Западе к нему, наоборот, относятся вяло, но ведь Россия, его Россия, набоковская Россия любит и признает его — это главное! Одиночество и ностальгия при жизни, но признание и поклонение после смерти.

Ради этого, я считаю, стоило терпеть и страдания, и боль. И сейчас, читая Набокова, я обогащаюсь не только умственно, но и нравственно, духовно. Это чувство очищения со мной, пока я люблю и ценю прозу Набокова, его потрясающий дар слова.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Мандельштам полное собрание сочинений
  • Максимальный балл за эссе по английскому егэ 2022
  • Матфак вшэ магистратура вступительные экзамены
  • Максимум баллов за первую часть егэ химия
  • Мама хохотала экзамен по истории видео

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии