Уровень Вашей подготовки к ЕГЭ определяется не только знанием литературных направлений, но и умением их избирать среди множества имеющихся. А если Вы все же затрудняетесь вспомнить направление при написании сочинения или при выполнении теста, вспоминайте наши таблицы — особенности, обозначенные в них, исчерпывающе описывают все необходимые для ЕГЭ литературные направления.
Классицизм
Первым направлением в нашем изучаемом списке стал классицизм. И это не случайно — по продолжительности существования он превосходит многие. Его «образцовые» особенности сформировались под влиянием великих литераторов в новой тогда эпохе.
Классицизм | |
---|---|
Периодизация и место зарождения | XVII — XIX вв. ( 17-19 вв)
Зародился в Италии, большую популярность приобрел во Франции. |
Представители в русской литературе | А. Д. Кантемир; В. К. Тредиаковский; А. П. Сумароков; М. В. Ломоносов; |
Представители в зарубежной литературе | Н. Буало; П. Корнель; Ж. Расин; Ж.-Б. Мольер |
Особенности |
|
Жанры | Высокие: трагедия, ода, поэма.
Низкие: комедия, басня, эпиграмма, сатира. |
Сентиментализм
Сентиментализм привнес в нашу литературу больше изображаемой эмоциональности и внимания к чувствам персонажей. Такие произведения, как «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина и «Несчастная Маргарита» Г. П. Каменева продемонстрировали читателям 18 века о возможности такой трепетности к судьбам героев.
Сентиментализм | |
---|---|
Периодизация и место зарождения | Вторая половина XVIII века. |
Представители в русской литературе | Н. М. Карамзин; А .Н. Радищев. |
Представители в зарубежной литературе | Лоренс Стерн; Ричардсон; Жан-Жак Руссо. |
Особенности |
|
Жанры | Роман, дневник, повесть, элегия, послание, исповедь. |
Романтизм
Произведения романтизма почти всегда изображают трагическую судьбу персонажа. Тяга романтического героя к идеалу порой так сильна, что приводит к конфликту мира настоящего и мира грез.
Романтизм | |
---|---|
Периодизация и место зарождения | конец XVIII — первая половина XIX века.
Зародился в Германии. |
Представители в русской литературе | В. А. Жуковский; М. Ю. Лермонтов (ранние произведения); А. С. Пушкин (ранние произведение); К. Н. Батюшков; Е. А. Баратынский; Н. М. Языков. |
Представители в зарубежной литературе | Ф. Шлегель; Ф. Шеллинг; Ж.Сталь; Ламартин; Виктор Гюго; Альфред де Виньи; Проспер Мериме. |
Особенности |
|
Жанры | роман, поэма, баллада. |
Реализм
Отчасти, реализм проник в Россию с объективным отображением жизненных явлений. И, если учитывать только эту черту, то он появился в нашей литературе уже давно. Принято даже считать, что поздние произведения Пушкина, в которых изображались жизнь и быт героев с предельным чувством отстраненности, относятся к реализму сполна.
Реализм | |
---|---|
Периодизация и место зарождения | XIX век.
Зародился в европейских странах. |
Представители в русской литературе | А. С. Пушкин; Л. Н. Толстой; Ф. М. Достоевский; А. П. Чехов. |
Представители в зарубежной литературе | О. де Бальзак; Ч. Диккенс; Э. Золя |
Особенности |
|
Жанры | роман, роман-эпопея, рассказ, повесть. |
Типы реализма
Типы реализма | ||||
---|---|---|---|---|
Название | Черты | Период | Примеры из русской литературы | Примеры из зарубежной литературы |
Просветительский реализм | Вера в разум человека, развитие творческих черт. | XVII — XVIII век. | А. Н. Радищев; Д. И. Фонвизин; Г. Р. Державин; |
Д. Дефо; Дж. Свифт; Вольтер. |
Критический реализм | произведения направлены на обличение людей, авторская критика пороков и воссоздание жизни до мелочей. | 1840 — 1890 -е гг. | В. Г. Белинский; Н. Г. Чернышевский; Н. А. Добролюбов; А. П. Чехов |
Оноре де Бальзак; Джордж Элиот |
Социалистический реализм | изображался общественно-политический идеал, вера в социализм и коммунизм. | 1920-1980 — е гг. | Н. А. Островский, М. А. Шолохов, А. Н. Толстой, Д. Бедный, позднее творчество В. В. Маяковского |
А. Барбюс; М. Андерсен-Нексе; И.-Р. Бехер; В. Бредель. |
Модернизм
К модернизму относятся многие течения: авангардизм, символизм, акмеизм, футуризм, импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм и сюрреализм. Некоторые из них проявились не только в литературе, но и в живописи. А некоторые, в частности Кубизм, наоборот, почти не нашли свое отражение в литературе.
Модернизм | |
---|---|
Авангардизм | Различные течения, оппозиционные по своему настроению традиционной культуре. |
Символизм | Посвящена отдельная страница |
Акмеизм | Посвящена отдельная страница |
Футуризм | Посвящена отдельная страница |
Импрессионизм Возник в 1860 г. Активно развивался в 1870 — 1920 гг. |
Течение, в основу которого положено изображение мгновенных впечатлений от реальности. |
Экспрессионизм Возник в 1910 г. Развивался на протяжении XX века. |
Ассоциативность, «эстетика морального шока», эмоциональная насыщенность. |
Кубизм Возник в 1907 г. Развивался на протяжении XX века. |
Аналитическое восприятие вещей и явлений, отсутствие органических образов. |
Имажинизм Возник в 1918 гг. Активно развивался в 1910 — 1920 гг. |
Посвящена отдельная страница |
Сюрреализм Возник в 1910-1920 гг. Развивался на протяжении XX века. |
Хаотичное отображение действительности, алогизм. |
Основные признаки
литературного направления
Представители
литературы
Классицизм — XVIII — начало XIX века
1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве.
2) Гармония содержания и формы.
3) Цель искусства — нравственное воздействие на воспитание благородных чувств.
4) Простота, стройность, логичность изложения.
5) Соблюдение в драматическом произведении правила «трех единств»: единство места, времени, действия.
6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами.
7) Строгая иерархия жанров: «высокие» — эпическая поэма, трагедия, ода; «средние» — дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; «низкие» — басня, комедия, фарс.
П. Корнель, Ж. Расин,
Ж. Б. Мольер,
Ж. Лафонтен (Франция); М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков,
Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин (Россия)
Сентиментализм — XVIII — начало XIX века
1) Изображение природы как фона человеческих переживаний.
2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма).
3) Ведущая тема — тема смерти.
4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны.
5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть.
Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия);
Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия)
Романтизм — конец XVIII — XIX век
1) «Космический пессимизм» (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации).
2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея «эскапизма» (бегство романтического героя в идеальный мир)
3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии).
4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души.
5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах.
Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция);
В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия)
Реализм — XIX — XX век
1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности.
2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах).
3) Герои — не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы.
4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы.
5) Живой разговорный язык; разговорная лексика.
Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия);
Стендаль, О. Бальзак (Франция);
А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия)
Натурализм — последняя треть XIX века
1) Стремление к внешне точному изображению действительности.
2) Объективное, точное и бесстрастное изображение реальности и человеческого характера.
3) Предмет интереса — быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности.
4) Идея отсутствия «плохих» сюжетов и недостойных тем для художественного изображения
5) Бессюжетность некоторых художественных произведений.
Э. Золя, А. Хольц (Франция);
Н. А. Некрасов «Петербургские углы»,
В. И. Даль «Уральский казак», нравоописательные очерки
Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия)
Модернизм. Основные направления:
• Символизм
• Акмеизм
• Футуризм
• Имажинизм
Символизм — 1870 — 1910 годы
1) Символ — главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов.
2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм.
3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений).
4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья.
5) Искусство как интуитивное постижение мира.
6) Музыкальная стихия — праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха.
7) Внимание к аналогиям и «соответствиям» в поисках мирового единства
Предпочтение лирических стихотворных жанров.
9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность).
10) Собственное мифотворчество.
Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция);
М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус,
В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт,
А. А. Блок, А. Белый (Россия)
Акмеизм — 1910-е годы (1913 — 1914) в русской поэзии
1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления.
2) Предназначение искусства — в облагораживании человеческой природы.
3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений.
4) Ясность и точность поэтического слова («лирика безупречных слов»), камерность, эстетизм.
5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама).
6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму).
7) Изображение предметного мира, земной красоты.
Н. С. Гумилев,
С. М. Городецкий,
О. Э. Мандельштам,
А. А. Ахматова (раннее тв-во),
М. А. Кузмин (Россия)
Футуризм — 1909 г. (Италия), 1910 — 1912 гг. (Россия)
1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир.
2) Опора на новейшие научные и технологические достижения.
3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж.
4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста.
5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество.
6) Поиск новых ритмов, рифм.
7) Установка на произносимый текст (декламация)
И. Северянин, В. Хлебников
(раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский
(Россия)
Имажинизм — 1920-е годы
1) Победа образа над смыслом и идеей.
2) Насыщенность словесных образов.
3) Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания
Одно время к имажинистам принадлежал С
Вы находитесь здесь: Главная » ЛИТЕРАТУРА.Теория. Литературные направления.
ЛИТЕРАТУРА.Теория. Литературные направления.
Предлагаю таблицу с кратким описанием особенностей литературных направлений.
Таблица поможет при выполнении заданий ЕГЭ, а также при подготовке к урокам литературы.
ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – понятие, характеризующее единство наиболее существенных творческих особенностей писателей в пределах определённого исторического периода.
Литературное направление. |
Особенности. |
Классицизм. |
Классицизм с латинского, classicus означает образцовый или первоклассный.
|
Сентиментализм. |
От французского слова «Sentiment» — чувство, чувствительность.
|
Романтизм. |
|
Реализм. |
Реализм (от позднелатинского realis — вещественный, действительный).
|
Социалистический реализм. |
Народность. Это и понятность литературы для простого народа, и использование народных речевых оборотов и пословиц. Идейность – изображение мирного быта народа, поиска путей к новой, лучшей жизни, героических поступков с целью достижения счастливой жизни для всех людей. Конкретность – изображение изменяющихся условий жизни, в процессе чего люди меняют своё сознание, отношение к окружающей действительности). |
Модернизм. |
Модернизм (от лат. modernus — «современный, недавний») – это направление в литературе, характеризующееся уходом от классических стандартов, поиском новых, радикальных литературных форм и создание абсолютно нового стиля написания произведений.Это первая культурная и литературная эпоха, покончившая с наследием прошлого и давшая новые ответы на «вечные» вопросы.
Модернисты превыше всего ставили ценность индивидуального художнического видения мира; создаваемые ими художественные миры уникально несхожи друг с другом, на каждом лежит печать яркой творческой индивидуальности. Существовало несколько направлений модернизма. |
Акмеизм. |
От греческого «акме» — острие, высшая точка.
|
Имажинизм. |
От лат. imagо — образ .
|
Символизм. |
(Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
|
Футуризм. |
Футуризм – от лат. futurum , будущее.
|
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Инфоурок
›
Литература
›Другие методич. материалы›Таблица «Литературные направления» (подготовка к ЕГЭ по литературе)
Таблица «Литературные направления» (подготовка к ЕГЭ по литературе)
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 36 человек из 24 регионов
- Сейчас обучается 81 человек из 38 регионов
- Сейчас обучается 228 человек из 58 регионов
Краткое описание документа:
Литература, как никакой другой вид творческой деятельности человека, связана с общественной и исторической жизнью людей, являясь ее отражением. Художественная литература развивается вместе с обществом. Каждая историческая эпоха характеризуется определенными настроениями, взглядами, мироощущением и мировоззрением, что неизбежно проявляется в художественных литературных произведениях. Общность мировоззрения, подкрепленная едиными художественными принципами создания литературного произведения у отдельных групп писателей, формирует различные литературные направления. Классификация таких направлений в истории литературы весьма условна, но она определена и является одной из тем, необходимых для изучения при подготовке к ЕГЭ по литературе.
Предлагаемая таблица позволяет обобщить и закрепить знания по данной теме.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 154 088 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
-
«Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.
Тема
Изучение языка художественной литературы (В. В. Виноградов)
Больше материалов по этой теме
Другие материалы
Статья по написанию эссе
- Учебник: «Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.
- Тема: Изучение языка художественной литературы (В. В. Виноградов)
- 07.02.2018
- 2738
- 4
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
-
Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
-
Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
-
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»
-
Скачать материал
-
17.04.2018
7121
-
DOCX
16.9 кбайт -
55
скачиваний -
Рейтинг:
5 из 5 -
Оцените материал:
-
-
Настоящий материал опубликован пользователем Горбунова Елена Викторовна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 7 лет и 5 месяцев
- Подписчики: 2
- Всего просмотров: 263021
-
Всего материалов:
39
Для сдачи ЕГЭ по литературе нужно не только ориентироваться в прозе и поэзии, но и хорошо разбираться в теоретических основах предмета. Классификация произведений, композиция, средства художественной выразительности — все это должен знать выпускник. В статье разберем литературные направления.
Черты основных литературных направлений
Направлениями литературного творчества называют идейные, эстетические и духовные принципы, характерные для многих писателей, принадлежащих примерно одной эпохе. Появление направления всегда связано с историческими и социальными обстоятельствами. Произведения и авторы объединяются в одно течение по следующим признакам:
- принадлежность к одной эпохе;
- общие философские и идеологические положения;
- описание похожих жизненных ценностей;
- отражение в произведениях острых социальных проблем, присущих данному периоду;
- использование одинаковых жанров и форм творчества;
- похожие темы, герои и художественные приемы;
- узнаваемый художественный стиль.
Разберем названия литературных направлений, их особенности:
Название |
Период |
Черты |
Представители |
Классицизм |
XVII — начало XIX века |
— ориентированность на античную культуру; — рационализм; — концентрация на персонажах и их поступках; — четкость и логичность повествования; — каноничность; — единство времени, места, действия; — борьба добра и зла, в которой побеждает всегда благородство и нравственность; — деление героев на «хороших» и «плохих» с использованием «говорящих» фамилий; — отсутствие описаний чувств. |
Г. Державин, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, И. Крылов, Д. Фонвизин |
Сентиментализм |
Вторая половина XVIII — начало XIX века |
— концентрация на чувствах и эмоциях героев; — богатый внутренний мир персонажей вне зависимости от сословия; — описание природы; — ключевая тема — тема смерти; — стремление вызвать сопереживание и сочувствие у читателя; — вечные ценности — любовь, дружба, добро. |
Я.М. Карамзин, молодой В.А. Жуковский |
Романтизм |
Вторая половина XVIII — начало XIX века |
— двоемирие, конфликт героя и его окружения; — темы одиночества, трагичности мира; — мятежность духа героев; — противопоставление личности и общества; — сравнение природы и цивилизации; — изображение богатого духовного мира героя; — обращение к вечным идеалам, например, любви, красоте, дружбе; — бегство персонажа в идеальный мир грез — «эскапизм». |
А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский |
Реализм |
Вторая половина XIX века |
— изображение реальной жизни с помощью образов; — концентрация на нравственных и социальных проблемах; — герои — обычные люди, сталкивающиеся с обычными обстоятельствами; — характеры персонажей актуальны всегда, а не только в указанный период; — развитие героев, их становление как личностей, отражение мотивации; — использование разговорного языка; — позитивная, жизнеутверждающая идея. |
И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский. К критическому реализму относится М.Е. Салтыков-Щедрин |
Модернизм |
Конец XIX — первая половина XX века |
— отрицание классических методов, эксперименты с формой и сюжетом произведений; — альтернативные методы отражения действительности; — отказ от причинно-следственных связей в изображении героев, их поступков. Из русла модернизма вышли многие литературные течения: символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм. |
В. Я. Брюсов, Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб, А. А. Блок, В. И. Иванов, Л. Н. Андреев, Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, В. В. Маяковский |
Постмодернизм |
80-е года XX века — наше время |
— сочетание разных стилей и жанров; — признание искусством любого произведения; — отказ от любых канонов; — отсутствие положительных героев; — подчеркнутая искусственность, парадоксальность; — пародирование и переосмысление литературы прошлого; — сложная, многоуровневая организация текста; — использование иронии и черного юмора, фрагментарности, магического реализма, максимализма и минимализма. |
А. Битов, Д. А. Пригов, Саша Соколов, В. Пелевин, В. Ерофеев |
Где учить литературу?
Направления литературного творчества — лишь малая часть теории, необходимой для ЕГЭ. Самостоятельно изучить предмет и разобраться в смыслах произведений достаточно сложно. Лучшим решением будет записаться на подготовительные курсы. Предлагаем обучение в ЦМДО «Уникум» при Российском университете дружбы народов! Вас ждут очные или дистанционные занятия, огромное количество материала для самоподготовки, а также помощь и поддержка наставников. Уроки проходят под руководством опытных преподавателей РУДН, многие из которых являются экспертами ЕГЭ и даже авторами книг! Например, преподаватель ЦМДО «Уникум» Гаянэ Степанян недавно презентовала свою работу «Достоевский и шесть даров бессмертия».
Хотите подготовиться к ЕГЭ по литературе 2023 и познакомиться с настоящими писателями? Записывайтесь на курсы «Уникума» по телефону +7 (495) 433-30-00.
Материал данной статьи носит ознакомительный характер. При подготовке к сдаче ЕГЭ пользуйтесь дополнительными источниками информации!
Литературные направления в таблицах
Классицизм |
Сентиментализм |
Романтизм |
Реализм |
Модернизм |
|
Периодизация |
литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образцам. |
Литературное направление второй половины XVIII – начала XIX века. От французского слова «Sentiment» — чувство, чувствительность. |
литературное направления конца XVIII – второй половины XIX в. Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону Наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт, В. Гюго, П. Мериме) |
направление в литературе и искусстве XIX века, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах. |
литературное направление, эстетическая концепция, формировавшаяся в 1910-е годы. Основоположники модернизма: М.Пруст «В поисках утраченного времени», Дж.Джойс «Улисс», Ф.Кафка «Процесс». |
Признаки, особенности |
|
Особое внимание – к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого человека, а не великие идеи. Характерные жанры – элегия, послание, роман в письмах, дневник, в которых преобладают исповедальные мотивы |
Герои – яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах. Для романтизма характерен порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. Для романтического произведения характерна идея двоемирия: мир, в котором живет герой, и другой мир, в котором он хочет быть. |
Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира. Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее. Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений. |
Основной задачей модернизма является проникновение в глубины сознания и подсознания человека, передача работы памяти, особенностей восприятия окружающего, в том, как в «мгновениях бытия» преломляется прошлое, настоящее и провидится будущее. Основным приёмом в творчестве модернистов становится «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств. |
Особенности развития в России |
К качестве примера можно привести комедию Фонвизина «Недоросль». В этой комедии Фонвизин пытается осуществить главную идею классицизма – перевоспитать мир разумным словом. |
К качестве примера можно привести повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», которая в противовес рационалному классицизму с его культом разума утверждает культ чувств, чувственности. |
В России романтизм зародился на фоне национального подъема после войны 1812 года. Ему присуща ярко выраженная социальная направленность. Он проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия (К. Ф. Рылеев, В. А. Жуковский). |
В России основы реализма были заложены в 1820 — 30-х гг. творчеством Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов «Капитанская дочка», поздняя лирика). этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Реализм 19 века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое. |
В Российском литературоведении модернистскими принято называть 3 литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления. |
Модернизм представлен следующими литературными течениями:
-
Символизм
(Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
-
Центральное место отводится символу*
-
Преобладает стремление к высшему идеалу
-
Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
-
Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
-
Изысканность и музыкальность стиха
Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
-
Акмеизм
(От греческого «акме» — острие, высшая точка).
Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
-
Ориентация на классическую поэзию XIX века
-
Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
-
Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
-
В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
-
Футуризм
Футуризм – от лат. futurum , будущее.
Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов — прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
-
Бунтарство, анархичность мировоззрения
-
Отрицание культурных традиций
-
Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
-
Активное словотворчество
-
Имажинизм
От лат. imagо — образ
Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин
Литературное направление — это художественный метод, формирующий общие идейно-эстетические принципы в творчестве множества писателей на определённом этапе развития литературы.Основания, необходимые для того, чтобы отнести творчество различных авторов к одному литературному направлению:
К литературным направлениям, наиболее значительным для русской литературы, относятся:
Литературное течение — это одна из разновидностей какого-либо литературного направления. Литературное течение не выходит за рамки художественного метода, являющегося основой литературного направления, однако при этом характеризуется особым отношением ряда писателей к поставленным проблемам. Именно это особое отношение и порождает специфические различия между художественными концепциями писателей, работающих в одном литературном направлении.
Совокупность основных особенностей литературного творчества, повторяющаяся в каком-либо периоде исторического развития литературы; принципы, которыми руководствуется писатель, обобщая в художественных образах явления жизни
Основные признаки литературного направления |
Представители литературы |
Классицизм — XVIII — начало XIX века |
|
1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве.
2) Гармония содержания и формы. 3) Цель искусства — нравственное воздействие на воспитание благородных чувств. 4) Простота, стройность, логичность изложения. 5) Соблюдение в драматическом произведении правила «трех единств»: единство места, времени, действия. 6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами. 7) Строгая иерархия жанров: «высокие» — эпическая поэма, трагедия, ода; «средние» — дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; «низкие» — басня, комедия, фарс. |
П. Корнель, Ж. Расин,
Ж. Б. Мольер, Ж. Лафонтен (Франция); М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин (Россия) |
Сентиментализм — XVIII — начало XIX века |
|
1) Изображение природы как фона человеческих переживаний.
2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма). 3) Ведущая тема — тема смерти. 4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны. 5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть. |
Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия);
Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия) |
Романтизм — конец XVIII — XIX век |
|
1) «Космический пессимизм» (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации).
2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея «эскапизма» (бегство романтического героя в идеальный мир) 3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии). 4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души. 5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах. |
Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция);
В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия) |
Реализм — XIX — XX век |
|
1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности.
2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах). 3) Герои — не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы. 4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы. 5) Живой разговорный язык; разговорная лексика. |
Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия);
Стендаль, О. Бальзак (Франция); А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия) |
Натурализм — последняя треть XIX века |
|
1) Стремление к внешне точному изображению действительности.
2) Объективное, точное и бесстрастное изображение реальности и человеческого характера. 3) Предмет интереса — быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности. 4) Идея отсутствия «плохих» сюжетов и недостойных тем для художественного изображения 5) Бессюжетность некоторых художественных произведений. |
Э. Золя, А. Хольц (Франция);
Н. А. Некрасов «Петербургские углы», В. И. Даль «Уральский казак», нравоописательные очерки Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия) |
Модернизм. Основные направления: • Символизм • Акмеизм • Имажинизм Авангардизм. • Футуризм |
|
Символизм — 1870 — 1910 годы |
|
1) Символ — главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов.
2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм. 3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений). 4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья. 5) Искусство как интуитивное постижение мира. 6) Музыкальная стихия — праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха. 7) Внимание к аналогиям и «соответствиям» в поисках мирового единства 9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность). 10) Собственное мифотворчество. |
Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция);
М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, А. Белый (Россия) |
Акмеизм — 1910-е годы (1913 — 1914) в русской поэзии |
|
1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления.
2) Предназначение искусства — в облагораживании человеческой природы. 3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений. 4) Ясность и точность поэтического слова («лирика безупречных слов»), камерность, эстетизм. 5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама). 6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму). 7) Изображение предметного мира, земной красоты. |
Н. С. Гумилев,
С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова (раннее тв-во), М. А. Кузмин (Россия) |
Футуризм — 1909 г. (Италия), 1910 — 1912 гг. (Россия) |
|
1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир.
2) Опора на новейшие научные и технологические достижения. 3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж. 4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста. 5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество. 6) Поиск новых ритмов, рифм. 7) Установка на произносимый текст (декламация) |
И. Северянин, В. Хлебников
(раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский (Россия) |
Имажинизм — 1920-е годы |
|
1) Победа образа над смыслом и идеей.
2) Насыщенность словесных образов. 3) Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания |
Одно время к имажинистам принадлежал С.А. Есенин |