Литературное направление горе от ума егэ

Вы находитесь здесь: Главная » «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Литературное направление.

«Горе от ума» А.С. Грибоедова. Литературное направление.

ч1

В комедии автор соединил принципы классицизма, реализма и даже романтизма.

Черты классицизма:

  • наличие героев- антиподов;
  • три единства: места (все происходит в доме Фамусова), времени (с момента появления Чацкого до отъезда проходят сутки) и действия (все действие разворачивается вокруг Софьи);
  • острые столкновения, диалоги, монологи;
  • говорящие фамилии;
  • героев можно разделить на положительных и отрицательных;
  • насыщенность афоризмами.

Черты реализма:

  • правдивое изображение действительности, нравов фамусовского общества, взглядов героев;
  • неоднозначность изображения образов: главные герои изображены многосторонне, им присущи разные черты – и положительные, и отрицательные (конечно, ведущих);
  • высокая степень типизации героев, которые, не теряя индивидуальности, превращаются в образы-символы (фамусовщина, молчалинство, репетиловщина, скалозубщина);
  • мастерское использование речевой характеристики.

Черты романтизма:

главный герой – герой-одиночка, бунтарь, отторгнутый обществом, вступающий с ним в конфликт.

Вернуться к странице «Общие сведения».

­Пример сочинения 1

В комедии Грибоедова сочетаются черты трех художественных направлений — классицизма, романтизма и реализма.
Каково соотношение их в произведении.

Классицизм

Формально «Горе от ума» соответствует требованиям классицизма, который выдвинул правило «трех единств» — единства места, времени и действия. Поговорим о единстве места и времени в комедии Грибоедова.

Все действие происходит в одном месте — в Москве, в доме Фамусова. Однако сценическое пространство пьесы расширяется и за счет героев, посещающих дом Фамусова, и за счет внесценических персонажей. Так, упоминание о дядюшке Софьи вводит в пьесу тему Английского клуба, Репетилов имеет дом на Фонтанке, рассказ о Максиме Петровиче порождает ассоциации с екатерининским двором.

Кроме того, персонажи часто упоминают в комедии различные места России. Так, Молчалин «коптел бы в Твери», если бы ему не удалось пристроиться в доме Фамусова.

Сюжет комедии Горе от ума Грибоедова . Композиция пьесы Горе от ума
Чацкий в своем монологе вспоминает «французика из Бордо». Удушьев Ипполит Маркелыч, по рассказам Репетилова, «в Камчатку сослан был». Наконец, уличив Софью в финале, отец собирается отправить ее «к тетке, в глушь, в Саратов».

Художественное пространство пьесы расширяется и за счет философских, афористичных высказываний персонажей.

«Молчалины блаженствуют на свете!» — с горечью замечает Чацкий. «Куда как чуден создан свет!» — восклицает Фамусов. Таким образом, как отмечали исследователи, художественное пространство в пьесе не ограничивается домом Фамусова, Москвой или даже Россией. Оно обретает символические масштабы всего мира.

У Грибоедова сохраняется принцип единства времени. Все действие пьесы происходит в течение суток. За это время Чацкий трижды посещает дом Фамусова. Причем время в комедии максимально концентрированно. В течение одного дня фактически решается судьба героя: он переживает целый спектр чувств и эмоций — надежду и любовь, радость от возвращения домой, тревогу, боль и отчаяние. «Все действие пьесы происходит в течение одних суток, начинаясь на рассвете одного зимнего дня и заканчиваясь под утро следующего.

Лишь один день понадобился возвратившемуся в родной дом, к любимой девушке Чацкому для того, чтобы отрезвиться «сполна от слепоты своей, от смутнейшего сна»», — писал С.А. Фомичев.

Действие происходит в течение одного дня, однако день этот становится «отражением всей эпохи».

Таким образом, выводы относительно сценического пространства комедии справедливы и в отношении сценического времени. Оно также символично, вмещает в себя и «век нынешний», и «век минувший». Те или иные персонажи вводят в комедию мотивы иных времен и эпох. Так, мотив Максима Петровича вводит в пьесу тему екатерининской эпохи.

Критикуя жизнь современной ему Москвы, Чацкий вспоминает о «временах Очаковских и покоренья Крыма». Скалозуб вспоминает о 1809 годе — времени начала его армейской службы.

Грибоедов нарушает лишь принцип единства действия: в комедии четыре действия вместо пяти, мы видим две сюжетные линии — любовную и общественную, соответственно, имеем два конфликта, один из которых не имеет своей развязки.

Однако развязка любовной истории также не укладывается в рамки традиций классицизма: «наказание порока» в комедии относительно. Софья прогоняет Молчалина из дома, он лишается выгодного места.

Относительным является и «торжество добродетели»: Чацкий тяжело переживает измену Софьи, ее ложь, сплетню, распущенную о нем, свой конфликт с обществом. Однако моральная победа остается за этим героем, потому что за ним — «век нынешний», «каждое дело, требующее обновления», «борьба свежего с отжившим, больного со здоровым».

В основе традиционной комедии классицизма лежит любовная интрига. Формально это выполняется в комедии Грибоедова. Однако, как мы уже отмечали ранее, две сюжетные линии существуют у драматурга на равных. Любовная линия способствует развитию общественного, идеологического конфликта, придавая пьесе необходимый психологизм, жизненную достоверность, реалистичность.

Кроме того, исследователи отмечали, что персонажи «Горя от ума» лишь формально и частично соответствуют традиционным амплуа героев комедии классицизма. «Классический канон предписывал строго определенный набор амплуа: «благородного отца», «героини», «первого любовника», «второго любовника», «комической старухи», слуг — помощников своих господ в любовной интриге и т. п.

Это и определяло комедийный ансамбль, редко превышающий 10-12 действующих лиц. Грибоедов в «Горе от ума» резко нарушает канон. В системе «действующих» в пьесе Грибоедова лиц мы можем отмстить прием художественной градации.

Вес персонажи пьесы делятся на группы: 1) главные персонажи, 2) гости Фамусова, 3) упоминаемые по ходу действия, вне сценические персонажи, — замечает С.А. Фомичев. Кроме того, главные герои лишь формально отвечают требованиям классицизма.

Так, Софья — главная героиня, но на руку ее существуем несколько претендентов — Чацкий, Молчалин и Скалозуб. В классицистской комедии мы имеем двоих женихов, первый является положительным героем и одерживает победу.

Второй же претендент — это отрицательный персонаж, он терпит поражение. У Грибоедова эти роли словно перепутаны: «первым любовником», избранником Софьи, является Молчалин, отрицательный герой, совершенно ничтожная личность, — «второй любовник». Чацкий, выразитель авторских взглядов, лицо симпатичное автору и читателям, напротив, терпит фиаско в любви. Кроме того, Чацкий в комедии является еще и выразителем авторских взглядов.

Лиза выступает в традиционной роли ловкой служанки, помощницы главной героини, является при этом еще и героиней-резонером, дающей меткие характеристики всем потенциальным женихам Софьи.

Фамусов — «благородный обманутый отец», однако традиционная роль его снижается авторской иронией, отчетливо звучащей в само характеристике героя, «Монашеским известен поведеньем», сценами флирта его с Лизой.

Кроме того, в финале он так и остается «обманутым», правда не открывается ему в рамках содержания комедии: он ошибочно считает, что у Софьи роман с Чацким.

И это новаторство Грибоедова было отзвуком реалистического искусства, новым словом в драматургии.

Романтизм

Исследователи отмечали присутствие в комедии Грибоедова романтических мотивов. Такова, прежде всего, и пьесе роль Чацкого — одинокого романтического героя, противопоставленного обществу. С образом Чацкого связаны некоторые романтические мотивы — мотив противостояния Героя и толпы, мотив несчастной любви, мотив странника.

Однако автор намеренно снижает эту роль определенными комическими ситуациями и бытовыми деталями. Так, образ Репетилова является пародией на образ главного героя. «В „комедийном пространстве” не может быть абсолютно серьезного отношения к такой роли. Чацкий как бы пришел в комедию из совершенно другого жанра…

Эта жанровостилевая противоречивость текста Чацкого соответствует на содержательном уровне внутреннему конфликту Чацкого („ум с сердцем не в ладу”, где „ум” — роль благородного героя и резонера в комедии, а „сердце” — роль несчастного влюбленного, байронического героя)», — отмечали исследователи.

Романтические мотивы связаны у Грибоедова и с образом Софьи, воспитанной на французских романах. Образы сна героини восходят к сюжету баллады Жуковского «Светлана». Кроме того, роман Софьи с Молчалиным воспроизводит тему «любви неравных», актуальную для сентиментализма.

Реализм

Прежде всего, это новый подход к созданию образа. Драматург нарушает традиционный принцип однозначности, однолинейности характера. Его герои многогранны, они выступают во множестве своих ролей.

Так, Чацкий — это герой-резонер, выразитель авторских взглядов, носитель идеалов декабризма, передовой человек своей эпохи. Одновременно это и комический персонаж, и герой, в чем-то близкий всему московскому миру (светскость Чацкого, дендизм, высокомерие). Он же — пылкий и незадачливый влюбленный. Чацкий резок, бескомпромиссен в своих оценках людей, века, событий, при этом он искренен, в чем-то даже простодушен.

Фамусов — типичный московский барин, оплот «века минувшего», влиятельный государственный чиновник. При этом в сценах с Софьей он проявляет себя как заботливый отец, а в сценах с Лизой — как стареющий волокита.

Фамусов умей, даже остроумен, склонен к философствованию. Он гостеприимен, по-своему отзывчив, взял на воспитание сына покойного друга.

Таким образом, в комедии нет четкого деления персонажей на положительных и отрицательных, как это было принято в комедиях классицизма.

Грибоедов соблюдает в комедии принцип историзма. Драматург обрисовывает определенную историческую эпоху, создает характерные для нее образы, улавливает сам дух времени, тонко передаст атмосферу общественной и духовной жизни России того времени. Он достоверно изображает быт и правы московского дворянства. При этом действительность предстает перед нами в своем активном развитии, в динамике, все события получают реалистические мотивировки.

В центре внимания драматурга — конфликт человека со средой, автор исследует противоречивость самой жизни.

Реализм Грибоедова проявился и в изображении характеров, данных в типических обстоятельствах, характеров, обусловленных социальной средой. Читателю доступен анализ внутреннего мира героя, его душевного состояния.

Грибоедов представляет нам жизненные истории персонажей как фактор, определяющий развитие характера.

Отметим также форму имен действующих лиц, лишенную романтической или комедийной окраски. При этом многие фамилии в комедии являются «говорящими», и в этом драматург следует традициям классицизма.

Так, Софья означает «мудрость», фамилия Фамусов соотносится с лат. fama («молва»), фамилия Репетилов — с франц. repeter («повторять»).

Символическое звучание обретают фамилии Молчалина, Скалозуба, Хлестовой, Тугоуховских.

Таким образом, в комедии Грибоедова органично сливаются черты трех художественных направлений — классицизма, романтизма и реализма. Это сочетание определило художественное своеобразие произведения, успех его у зрителей и читателей.


Пример сочинения 2

Написанная в 1821 году, комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” впитала в себя все особенности литературного процесса того времени. Интересно проанализировать формальные и содержательные особенности комедии с точки зрения художественного метода. Литература, как и все общественные явления, подвержена конкретно-историческому развитию, поэтому на рубеже веков складывается ситуация параллельного существования трех методов: классицизма, романтизма и критического реализма.

Комедия А. С. Грибоедова была своеобразным опытом соединения всех этих методов, отдельные их черты четко вырисовываются и на уровне содержания и на уровне формы.
Из теории литературы известно, что эти два понятия неразрывно связаны между собой, и нередко можно встретить мнение о том, что содержание всегда формально, а форма содержательна. Поэтому при рассмотрении содержания комедии А. С. Грибоедова мы будем обращаться к теме, проблеме и идейно-эмоциональной оценке, а в вопросах формы будем изучать предметную изобразительность, сюжет, композицию и художественную речь.
Суть комедии – горе человека, и горе это проистекает от его ума. Нужно сказать, что сама проблема “ума” в грибоедовское время была весьма злободневной и “ум” понимался широко – как вообще интеллигентность, просвещенность, культурность. С понятиями “умный”, “умник” связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но “вольнодумном”, носителе новых идей.

Пылкость таких “умников” сплошь и рядом оборачивалась в глазах реакционеров и обывателей “безумием”, “горем от ума”.
Именно ум Чацкого в этом широком и особом понимании ставит его вне круга Фамусовых, молчалиных, скалозубов и загорецких, вне привычных для них норм и правил общественного поведения. Именно на этом основано в комедии развитие конфликта героя и среды: лучшие человеческие свойства и склонности героя делают его в представлении окружающих сперва “чудаком”, “странным человеком”, а потом – просто сумасшедшим. “Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел?” – уже с полной уверенностью говорит Фамусов под занавес.

Личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье, естественно, включается в основную тему комедии. Софья, при всех своих душевных задатках, все же целиком пр

При этом многие фамилии в комедии являются «говорящими», и в этом драматург следует традициям классицизма.

Так, Софья означает «мудрость», фамилия Фамусов соотносится с лат. fama («молва»), фамилия Репетилов — с франц. repeter («повторять»).

Символическое звучание обретают фамилии Молчалина, Скалозуба, Хлестовой, Тугоуховских.

Таким образом, в комедии Грибоедова органично сливаются черты трех художественных направлений — классицизма, романтизма и реализма. Это сочетание определило художественное своеобразие произведения, успех его у зрителей и читателей.


Пример сочинения 2

Написанная в 1821 году, комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” впитала в себя все особенности литературного процесса того времени. Интересно проанализировать формальные и содержательные особенности комедии с точки зрения художественного метода. Литература, как и все общественные явления, подвержена конкретно-историческому развитию, поэтому на рубеже веков складывается ситуация параллельного существования трех методов: классицизма, романтизма и критического реализма.

Комедия А. С. Грибоедова была своеобразным опытом соединения всех этих методов, отдельные их черты четко вырисовываются и на уровне содержания и на уровне формы.
Из теории литературы известно, что эти два понятия неразрывно связаны между собой, и нередко можно встретить мнение о том, что содержание всегда формально, а форма содержательна. Поэтому при рассмотрении содержания комедии А. С. Грибоедова мы будем обращаться к теме, проблеме и идейно-эмоциональной оценке, а в вопросах формы будем изучать предметную изобразительность, сюжет, композицию и художественную речь.
Суть комедии – горе человека, и горе это проистекает от его ума. Нужно сказать, что сама проблема “ума” в грибоедовское время была весьма злободневной и “ум” понимался широко – как вообще интеллигентность, просвещенность, культурность. С понятиями “умный”, “умник” связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но “вольнодумном”, носителе новых идей.

Пылкость таких “умников” сплошь и рядом оборачивалась в глазах реакционеров и обывателей “безумием”, “горем от ума”.
Именно ум Чацкого в этом широком и особом понимании ставит его вне круга Фамусовых, молчалиных, скалозубов и загорецких, вне привычных для них норм и правил общественного поведения. Именно на этом основано в комедии развитие конфликта героя и среды: лучшие человеческие свойства и склонности героя делают его в представлении окружающих сперва “чудаком”, “странным человеком”, а потом – просто сумасшедшим. “Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел?” – уже с полной уверенностью говорит Фамусов под занавес.

Личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье, естественно, включается в основную тему комедии. Софья, при всех своих душевных задатках, все же целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Она тоже оказывается в числе “мучителей”, оскорбивших свежий ум Чацкого.

Именно поэтому личная и общественная драмы главного героя не противоречат, но взаимно дополняют одна другую: конфликт героя с окружающей средой распространяется на все его житейские отношения, в том числе и на любовные.
Отсюда можно сделать вывод, что проблематика комедии А. С. Грибоедова не классицистическая, ибо мы не наблюдаем борьбы между долгом и чувством; наоборот, конфликты существуют параллельно, один дополняет другой.

Можно выделить еще одну неклассицистическую черту в этом произведении. Если из закона “трех единств” единство места и времени соблюдено, то единство действия – нет. Действительно, все четыре действия происходят в Москве, в доме Фамусова. В течение одних суток Чацкий открывает обман, и, появившись на рассвете, он на рассвете уезжает.

А вот линия сюжета не однолинейна. В пьесе две завязки: одна – это холодный прием Чацкого Софьей, другая – столкновение между Чацким и Фамусовым и фамусовским обществом; две сюжетные линии, две кульминации и одна общая развязка. Такая форма произведения показала новаторство А, С. Грибоедова.
Но в комедии сохраняются некоторые другие черты классицизма. Так, главный герой Чацкий – дворянин, образованный, начитанный, остроумный молодой человек. Здесь художник верен традиции французских классицистов – ставить в центре героев, царей, военачальников или вельмож.

Интересен образ Лизы. В “Горе от ума” она слишком вольно держится для служанки и похожа на героиню классической комедии, бойкую, находчивую, вмешивающуюся в любовные интриги своих господ.
К тому же комедия написана преимущественно низким стилем и в этом тоже новаторство А. С. Грибоедова.
Весьма интересно проявились черты романтизма в произведении, ибо проблематика “Горя от ума” частично носит романтический характер. В центре не только дворянин, но и человек, разочаровавшийся в силе разума, ищущий себя в сфере иррационального, в сфере чувств, но Чацкий несчастен в любви, он фатально одинок. Отсюда – социальный конфликт с представителями московского барства, трагедия ума. Характерна для романтизма и тема скитаний по свету: Чацкий, не успев приехать в Москву, с рассветом ее покидает.

В комедии А. С. Грибоедова проявляются зачатки нового для того времени метода – критического реализма. В частности, соблюдаются два из трех его правил. Это социальность и эстетический материализм.

Грибоедов верен действительности. Умея выделить в ней самое существенное, он так изобразил своих героев, что мы видим стоящие за ними социальные законы, определяющие их психологию и поведение. В “Горе от ума” создана обширная галерея реалистических художественных типов, то есть в комедии появляются типические герои в типических обстоятельствах.

Имена персонажей великой комедии стали нарицательными. Они до сих пор служат обозначением таких явлений, как чванство (фамусовщина), подлость и подхалимство (молчалинство), дешевое либеральное пустословие (репетиловщина).
Но выходит, что и Чацкий, герой по сути романтический, имеет реалистические черты. Он социален. Он не обусловлен средой, но противостоит ей.

Чацкий эмблематичен. Возникает контраст личности и среды, человек противостоит обществу. Но в любом случае – это жесткая связь.

Человек и общество в реалистических произведениях всегда неразрывно связаны.
Также синкретичен и язык комедии А. С. Грибоедова. Написанная низким стилем, по законам классицизма, она впитала в себя всю прелесть живого великого русского языка. Еще А. С. Пушкин предсказал, что добрая часть фраз комедии станут крылатыми.
Таким образом, комедия Александра Сергеевича Грибоедова – это сложный синтез трех литературных методов, соединение, с одной стороны, отдельных их черт, а с другой – целостная панорама русской жизни начала XIX века.


Пример сочинения 3

«Горе от ума» — одно из самых цитируемых произведений в русской культуре.

С точки зрения истории литературы с классицистическими тенденциями уже произошел разрыв, эпоха романтизма, основанная на неприятии действительности и двоемирии является ведущим литературным направлением. Однако двоемирия в произведении не заметно. Более того, в классицизме действий было обычно пять. Здесь же, при открытии афиши, читатель уже замечает противоречие: «комедия в четырех действиях».

Так к какому же литературному направлению следует относить «Горе от ума»?

Черты классицизма

1. Говорящие фамилии/имена героев. Это прием использовали в классицизме для передачи доминирующей черты героя. Софья, Молчалин, Скалозуб — все эти имена раскрывают особенности их обладателей уже при прочтении афиши.
2. Амплуа. Основное составляющее классицистических комедий – комедии масок. Герои придерживаются одной тактики поведения, свойственной заданному типу.
3. Правило трех единств (места, действия, времени). В комедии действие происходит в доме Фамусова, одна основная сюжетная линия, события укладываются в 24 часа.
Черты романтизма
1. Герой – сильная личность, стремящаяся к идеалу, непонятая обществом.
2. Разрыв с окружающими приводит к отъезду героя.

Черты реализма

1. Наличие характеров. На первый взгляд Софья – однозначно положительный персонаж. Но именно она обвиняет Чацкого в сумасшествии. Более того, Софья обманывает отца, скрывая свой роман с Молчалиным. В развязке комедии девушка, увидев возлюбленного с Лизой, самоотверженно заявляет: «Отстаньте, говорю, сейчас, Я криком разбужу всех в доме, И погублю себя и вас». Типичный классицистический персонаж был не способен на такие чувства.
Такую же неоднозначность производит и Чацкий. В деталях изучив нравы страны, он не видит очевидного: влюбленность Софьи в Молчалина. Именно на этом недоразумении и построен сюжет произведения. И именно в этом и заключается основное отступление от классицистических традиций.
2. Внимание к быту. А.С. Грибоедов показывает, как ведут себя не только главные действующие лица, но и второстепенные персонажи. Быт комедии – политическая система, которая становится решающей в конфликте. Существующий уклад жизни враждебен Чацкому. И это является основной причиной, по которой он вынужден покинуть общество.

Вывод
Таким образом «Горе от ума» — синтез различных методов и направлений литературы. Сводить это произведение к какому-либо конкретному направлению – означает воздвигать рамки и ограничивать семантику многогранного произведения.

         Ведущим литературным направлением в начале XIX века был классицизм. Однако не все так просто с комедией Грибоедова. Уникальность «Горя от ума», в частности, и в том, что в этой комедии проявляются черты нескольких литературных направлений: классицизма, романтизма и реализма.

Признаки классицизма в комедии Грибоедова

В пьесе «Горе от ума» сохраняется единство места, времени и действия – трех категорий, характеризующих классицизм.

Действие происходит в течение одних суток в доме Фамусова.

Формально в пьесе есть одна ведущая сюжетная линия – «Софья – Чацкий — Молчалин». Однако эта линия не единственная.

Любовный конфликт перекрывается конфликтом общественным – Чацкий и фамусовское общество, т.е. появляется вторая сюжетная линия. Любовный конфликт в пьесе разрешен, а общественный нет, он выходит за рамки действия, что не характерно для классицизма.

Грибоедов сохраняет традиционные для классицизма амплуа.

Любовный треугольник: Софья – героиня, Молчалин – удачливый любовник, Чацкий – неудачливый, Фамусов-отец находится в неведении о том, что происходит, Лиза-горничная – наперсница Софьи.

Однако Грибоедов значительно усложняет систему образов.

         Во-первых, Чацкий – не только отвергнутый герой-любовник, он выполняет в комедии и функцию резонера, т.е. именно он высказывает идеи, близкие автору.

Во-вторых, Молчалин не соответствует по своим качествам амплуа героя-любовника, но это и не герой второго плана, потому что Молчалин любим героиней.

Второстепенные персонажи также значительно расширяют классические амплуа. Лиза – не просто субретка, но и персонаж, который дает меткие характеристики героям

(«Кто так чувствителен, и меток, и остер, как Александр Андреич Чацкий»).

Таким образом, амплуа героев значительно шире классицистического канона.

В комедии сохранен и принцип говорящих фамилий:

Фамусов (от лат. «молва») боится сплетен, молвы,

князь Тугоуховский действительно  плохо слышит,

Репетилов (от фр. «повторять») повторяет за другими.

Отношение автора сказывается и в фамилиях Скалозуба, Хрюминой, Хлестовой, Загорецкого и других.  В первом варианте рукописи фамилия главного героя значилась как Чадский. Многие исследователи усматривают близость фамилии Чацкий с Чаадаевым, видным философом этого времени. Тем более, что Чаадаев, как и герой Грибоедова, был объявлен сумасшедшим.

Итак, в том, что в комедии говорящие фамилии не полностью отражают характер героев, проявляется еще одно отступление от канонов классицизма.

Классицистична композиция комедии: четыре действия, в экспозиции Лиза (второстепенный персонаж) дает характеристики основным действующим лицам, дает зрителю представление о происходящем, третье действие – кульминация, четвертое – развязка. Но в пьесе достаточно мало характерных для классицизма длинных монологов, нетипичен финал : порок не наказан, герой не торжествует, а покидает дом Фамусова.

Черты романтизма в пьесе «Горе от ума»

В этой удивительной пьесе можно найти и черты романтизма. Общественный конфликт пьесы характерен как раз для романтизма: Чацкий в одиночку противостоит всему фамусовскому обществу, косному, ханжескому.  Это противостояние во всем: в отношении к богатству, чинам, службе, образованию, крепостному праву, иностранным влияниям. Два лагеря – «целый лагерь Фамусовых и всей братии»  и один боец, «враг исканий» (И.А.Гончаров).

Для романтизма характерен трагический пафос. Своеобразный трагизм есть и в пьесе Грибоедова.

Гончаров говорил о роли Чацкого как о «страдательной»:

«Чацкий сломлен количеством силы старой».

Но в то же время он и победитель, т.к. за ним правда будущего. Как и любой романтический герой, Чацкий одинок

(«… в многолюдстве я потерян, как не свой»).

С романтическими тенденциями связан и мотив изгнанничества героя

(«Все гонят, все клянут! Мучителей толпа»).

Герой появляется в доме Фамусова после длительного путешествия и опять покидает Москву,  испытывая «мильон терзаний»

(«… пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!»).

Финал комедии трагичен, а не смешон.

Реализм в комедии Грибоедова

И.А. Гончаров в статье, посвященной комедии «Горе от ума», писал:

«В  двадцати  лиц отразилась вся  прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний дух», исторический момент и нравы. Эта характеристика, в частности, может быть расценена как характеристика реалистичности пьесы Грибоедова.

В пьесе действительно более двадцати персонажей, а не пять – десять как в классицизме. Персонажи не делятся на четко положительных и отрицательных.

Герои Грибоедова типичны и действуют в типических обстоятельствах. Так, Фамусов – типичный  московский барин. Однако его образ индивидуален: он искренне любит свою дочь и желает ей счастья, он не лишен чувства юмора. Неоднозначен и образ Софьи: она способна на сильное чувство, в то же время именно она пускает убийственную сплетню о сумасшествии Чацкого. Неоднозначны и остальные герои комедии. В этом и проявляются черты реализма.

В тексте пьесы много точных деталей московского быта, нравов московского дворянства.

Наша презентация темы

  А.С.Грибоедов стоял у истоков новых веяний  русской драматургии.  В комедии ярко, точно и мастерски соединяются черты разных литературных направлений – классицизма, романтизма и реализма, основного конфликта эпохи – «века нынешнего и века минувшего».

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Литературные произведения про войну для сочинения
  • Литературное воровство сочинение
  • Литературные произведения для итогового сочинения 2023
  • Литературная теория для егэ
  • Литературные произведения для егэ по русскому

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии