Опубликовано 24.04.2016 — 10:11 — Бакшаева Анна Александровна
Эта презентация может быть использована на уроке литературного чтения в 1 классе для обучения детей отгадыванию загадок, выделения в них опорных, ключевых слов и сочинению собственных загадок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.47 МБ | |
2.65 МБ | |
1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Сочинение загадок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Сочинение загадок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Сочинение загадок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Сочиним загадку
Фрагмент занятия кружка «Занимательная грамматика»….
Разработка урока по русскому языку (развитие речи) «Учимся сочинять загадки»
Урок русского языка направлен на формирование умения составлять загадки. Образовательный процесс ориентирован на расширение кругозора учащихся. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, де…
Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: «Пробуем сочинять загадки»
Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе, тема урока: «Пробуем сочинять загадки». Автор учебника С.В. Иванов «Русский язык» 2 класс, изд. «Вентана-Граф»( УМК «Начальная ш…
Открытый урок по русскому языку «Что такое загадка? Учимся сочинять загадки» ( по учебнику М.С.Соловейчик )
Методическая разработка открытого урока русского языка во 2 классе в форме презентации….
Учимся сочинять загадки
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе (УМК»Гармония»)…
Методическая разработка урока по детской риторике по теме «Загадки-описания. Сочини загадку»
Разработка урока по детской риторике для 2 класса по теме «Загадки-описания. Сочини загадку»…
Учимся сочинять загадки
Урок по русскому языку во 2 классе «Учимся сочинять загадки»…
- Мне нравится
Обновлено: 10.03.2023
№ слайда 1
Урок развития речи Тема: Сочинение загадкиУчитель: Андронова Т.К.
№ слайда 2
Содержание Организационный моментОтгадывание загадокЧто такое загадка?Структура загадкиСочинение загадки
№ слайда 3
Мы листики осенние, На ветках мы сидим.Дунул ветер – полетели.Мы летели, мы летелиИ на землю тихо сели.
№ слайда 4
Что за скрип, что за хруст?Это что еще за куст?Как же быть без хруста,Если я -… капуста
№ слайда 5
Показался желтый бок,Только я не колобок,Не из мягкого я теста,Покати – не тронусь с места.Приросла к земле я крепко.Назови меня. Я-… репка
№ слайда 6
Что такое загадка? Загадка – это задачка, которую надо решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт.
№ слайда 7
Хвост с узорами, сапоги со шпорами Предмет не названНазван другой, похожий на негоПоказаны важные признаки(хвост с узорами, но главное – сапоги со шпорами – нет ни у одной больше птицы)Рифма (узорами- шпорами)
№ слайда 8
Физкультминутка Ветер тихо клен качает,Вправо, влево наклоняет:Раз — наклон,два — наклон Зашумел листвою клен
№ слайда 9
Овощи Картофель репа лук капуста морковьОгурцы помидоры тыква свекла
№ слайда 10
Признаки предметакрасные сладкие вкусныесочные зеленые спелые
№ слайда 11
Сравнение с другими предметами мячик шарикПОМИДОРЫ как яблоко колобок воздушный шарик
№ слайда 12
Действия предмета ПОМИДОРЫрастут зеленеют зреюткраснеют наливаются
№ слайда 13
Подбор рифмы Зеленеют – краснеют – зреют Круглые – крупные На грядке — ребятки
№ слайда 14
Загадка Как мячики круглые, Сочные да крупные,Летом зеленеют,К осени краснеют.
№ слайда 15
МОЛОДЦЫ! Спасибо за урок!
№ слайда 16
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Девиз урока: Любознательная пытливость создала ЗАГАДКУ
Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой, Похлопочет над цветком – Он поделится медком ……
Этот шустренький зверёк Между ёлок скок-поскок! У зверька дупло в стволе. Желудей полно в дупле!
Загадка Уши веером, большие. Ноги толстые, прямые. Длинный хобот носит он. Ну конечно, это ….
Загадка Он на дерево влезает И на ветках отдыхает. Нашей кошке – длинный брат. Он – пятнистый …..
Сумка модная при ней, В сумке носит малышей. С сумкой прыгает, сидит, С сумкой даже ночью спит. Загадка
Загадка Мехом он покрыт густым. Кличут волком луговым. Он в Америке живёт. Хищный зверь. Зовут ….
Загадка Ярко-розовый наряд, Он ему, должно быть, рад, Лапки тонкие, как спицы, ‒ Просто сказка, а не птица!
Загадка Большие рога, высокие ноги. Он ходит по снегу,совсем без дороги. Помочь человеку он может в делах. Катает детишек на быстрых санях.
Может, это пароход В море северном плывёт? Так огромен он на вид! Есть усы и хвост. Он ….
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 605 411 материалов в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 19.11.2017 1279
- PPTX 5.5 мбайт
- 48 скачиваний
- Рейтинг: 5 из 5
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Василенко Татьяна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни
Время чтения: 2 минуты
В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса
Время чтения: 1 минута
Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей
Время чтения: 1 минута
Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы
Время чтения: 0 минут
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Данный ресурс выполнен в программе Microsoft Office PowerPoint 2010 с применением технологического приёма «Инфографика». Работа ведётся по управляющим кнопкам, для перехода на следующий слайд, нужно кликать на горизонтальные плашки-разделы.
Народные загадки способствуют развитию внимания, памяти и сообразительности.
Предмет: Русский язык
Целевая аудитория: для 2 класса
1 Олег_Беникович • 22:15, 08.02.2015
Отличный материал к уроку русского языка в начальной школе. Презентация простая, ничего лишнего,но при этом ярко, интересно, а самое главное, что оформление соответствует всем рекомендациям. Есть конспект урока с навигацией по слайдам.
2 Ольга2126 • 21:39, 30.03.2015
Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
© 2007 — 2022 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены
Читайте также:
- Сочинение акпатыр калык герой на марийском языке
- Сочинение на тему лики страшного мира в поэзии блока
- Сказка про двух медвежат сочинение
- Москва стольный город сочинение
- Огэ кепехь сочинение хьарамло
ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Урок чтения у нас.
СЛОВАРНАЯ РАЗМИНКА
Прочитайте слова: гадать
угадать
разгадать
загадка
загадывать
отгадывать
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ЗАГАДОК
Загадки появились в народе очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека,- они требовали наблюдательности, умения видеть в самых сходных предметах их свойства и различия. У всех первобытных народов существовал обряд посвящение мальчиков в полноправные члены ряда- охотники. Чтобы выдержать свою силу, ловкость, мужество – нужно было убить огромного хищника, и выдержать боль ( это не так, ребята просто убить животного). А чтобы доказать свой ум, знания, сообразительность он должен отгадать загадки. Получается, что в далёкие времена загадка была основной проверка знаний и сведений человека о внешнем мире. Что же такое загадка?
ЧТО ТАКОЕ ЗАГАДКА?
Загадка – это жанр народного творчества, один из древнейших жанров устной поэзии. Загадка была тайным языком у наших предков. С помощью загадки испытывали мудрость человека, находчивость, его знания.
Загадка – это задачка , которую надо решить.
Это поэтическое описание предмета,
главных его черт.
Знание загадок и умение их разгадывать – это жизненная необходимость.
ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ
Не дерево, а с листами,
Не рубашка, а сшита,
Не растение, а с корешком,
Не человек, а с разумом.
ЦЕЛЬ УРОКА
Узнать, какие бывают загадки?
Виды загадок.
- О предметах.
- О растениях.
- О животных.
- О неживой природе.
- О явлениях природы.
- Загадки – путаницы.
- Анаграммы.
- Загадки – шутки.
- Ребусы.
КАК НАУЧИТЬСЯ РАЗГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ?
Чтобы отгадать загадку, нужно:
- внимательно прочитать и понять ее условие.
- После чего нужно представить о чем идет речь.
- Попытаться найти ответ, учитывая условия задачи, скрытый смысл.
- Как правило, в условии загадки всегда достаточно информации о загаданном объекте или явлении.
ЗАГАДКА
Прочитайте всю загадку:
Гнёздышки вили.
Рядом с нами жили.
Холода настали,
Мы прощаться стали.
Кто это?
Перелётные
птицы
ИТОГИ УРОКА
Как называется творчество, которое создал народ?
С каким жанром устного народного творчества вы познакомились?
- Что такое загадка?
Чему вы учились на уроке?
Что понравилось вам больше всего?
- Оцените свою работу и настроение на уроке.
Попробуйте дома сочинить загадку о любом предмете или явлении.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ !
Технологическая карта
Предмет: Литературное чтение
Программа: «ШколаРоссии»
Автор: Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий
Класс: 1—б
Тема: Литературная загадка. Сочинение загадок.
Типурока: урок открытия нового знания
Ф.И.О.: Баркова Н.Б.
Цели деятельности учителя
Деятельностная:формировать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное,
наглядно—образное мышление.
Образовательная:формировать первичное представление об алгоритме составления загадок.
1) создать условия для развития воображения и образного мышления, вербальной креативности с учетом
психологических особенностей и возможностей учащихся, их индивидуальности
2)Приобщать ребенка к чтению и пониманию художественной литературы через собственное литературное
творчество
3)Развивать свойства личности, направленные на формирование гуманитарной культуры.
Урок открытия нового знания
Планируемые
образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): Сформировать способ действия по
сочинению загадок; сформировать навык плавного слогового чтения.Развивать речь учащихся при
выполнении заданий по работе с текстом. Развитие мыслительных операций на основе сопоставительного
анализа загадки как жанра литературы, в ходе содержательного наблюдения над алгоритмом составления
загадок; синтеза при формулировании выводов ;умения применять алгоритм, опорные схемы, работать с
ними, формировать умения осознанного речевого высказывания в устной речи.
Метапредметные (компоненты культурно—компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
познавательные –овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять;
отвечать на вопросы; обобщать собственное представление;соотносить изученные понятия с примерами из
реальной жизни;
коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической
формой речи;
регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной
роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Загадка, алгоритм ,слова—определения, рифма, ритм
Литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство
Объяснительно—иллюстративный; частично—поисковой метод, проблемный;индивидуальная, фронтальная,
групповая, работа в парах.
Интернет— ресурсы: http://zagadochki.ru/zagadka-na-zelenoy-hrupkoy-nozhke.html
http://allforchildren.ru/kidfun/riddles_nature.php
Структура технологической карты
Задания для учащихся,
выполнение которых приведёт к
достижению запланированных
результатов
I. Мотивация к
учебнойдеятельности
Цели:актуализироватьт
ребованиякученикусос
тороныучебнойдеятель
ности;
созданиеусловийдлявоз
никновенияуучениковв
нутреннейпотребности
включениявучебнуюде
ятельность; создание
положительного
эмоционального
настроя.
Проговариваютпра
вилаповедениянаур
оке.
Проверяют
готовность к уроку,
дарят друг другу
улыбки.
Мотивация учащихся к
учебной деятельности,
проверка готовности к
уроку; концентрация
внимания; настрой на
успешную работу.
Правила работы на уроке:
— Какие правила работы на уроке
мы должны выполнять? (Слушать
и слышать, смотреть и видеть,
думать и задумываться).
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет
То куда—то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится,
Грусть – тоска её боится. (Улыбка)
—Подарим друг другу улыбки и
начнем урок.
Личностные:
Уметьвыделятьнравственныеасп
ектыповедения.
Регулятивные:Уметьсоотнестии
звестноеиусвоенноесещенеизвест
ным.
КоммуникативныеУУД:
Уметьоформлятьсвоимысливустн
ойформе;
договариватьсясодноклассникам
исовместносучителемоправилахп
оведенияиобщенияиследоватьим.
ПознавательныеУУД:
Осознанноеипроизвольноепостро
ениеречевоговысказываниявустн
ойформе.
II.
Актуализациязнаний.
Цели:организоватьповт
орениеизученного;
активизировать знания
обучающихся,необход
имые для открытия
новых знаний.
Отвечают на
вопросы учителя.
Высказывают
предположения,
делают выводы
совместно с
учителем.
Объясняют
значение слова
«загадка»
Организует работу по
формированию темы
урока, работу по
формированию умений
делать выводы.Создает
ситуацию
познавательных
противоречий для
формулирования цели
урока.
—Что это? ( Загадка)
— Как вы догадались?
—Русская народная поговорка
гласит: «Загадка — ума зарядка»
— А почему так говорят?
ПознавательныеУУД:
Уметьосуществлятьанализобъект
овсвыделениемсущественныхине
существенныхпризнаков.
логические—осуществляют поиск
необходимой информации из
других источников
КоммуникативныеУУД:Уметьо
формлятьсвоимысливустнойфор
ме.
РегулятивныеУУД:Уметьопред
елятьиформулироватьцельнаурок
еспомощьюучителя.
ЛичностныеУУД:
Уметьустанавливатьсвязьмеждуц
ельюучебнойдеятельностииеемот
ивом.
III.Сообщение темы и
целей урока
Постановкаучебнойзад
ачи
Предполагаюттему
урока..
Ставятцельурока
Нацеливает на то, что
дети должны узнать на
уроке.
— Как вы думаете, чем мы будем
заниматься на уроке?
(Мы будем знакомиться с тем, как
устроена — загадка)
(Будем загадывать загадки.)
—А какую цель вы можете
поставить для урока. (Научиться
отгадывать загадки; находить в
книге загадки…)
Познавательные УУД:
уметь проводить сравнение по
заданным критериям
Коммуникативные УУД:
соблюдать простейшие нормы
речевого этикета,
участвовать в коллективном
обсуждении учебной проблемы.
Личностные УУД:
проявлять уважение к своим
одноклассникам в ходе
дискуссии по теме урока.
IV.Открытие нового
знания
Цели:организоватьизуч
ениеновогоматериала;
формироватьумениедел
атьвыводы;
организоватьпрактичес
куюработу.
Рассматривают
картинки, отвечают
на вопросы.
Составляют
предложения.
Выполняют
упражнения.
Учатсяобобщать,де
лать выводы.
Организует
изучениеновогоматериа
ла. Организуетработуп
о картинке.
Формулирует задание,
наводящими вопросами
подводит учащихся к
выводу о составлении
алгоритма загадки.
На зеленой
ножке
Вырос шарик у
дорожки.
Ветерочек
прошуршал
И растаял этот шар.
— Что это за шар?
— Назван ли в загадке одуванчик?
(нет)
— Название какого предмета его
заменил? Почему? (шарик)
— Какие важные признаки этого
шарика указаны? ( на зеленой
ножке, вырос)
— В чем особенность этого текста?
(стихотворная форма)
— Что есть в загадке? (краткое
описание предмета)
— На что похожа загадка: на стих
или рассказ?
Познавательные УУД:
уметь добыть информацию из
текста, преобразовать
информацию (вывести правило
составления загадки)
Коммуникативные УУД:
Использовать речевые средства в
соответствии с ситуацией
общения.
РегулятивныеУУД:
Работать по плану, находить и
исправлять ошибки с помощью
учителя.
— Чем? (1—ритмом; 2—рифмой)
— Мы знаем, что загадки бывают
разные, но мы рассмотрим те,
которые отвечают на выделенные
признаки.
Составим план составления
загадки.
ПЛАН СОСТАВЛЕНИЯ
ЗАГАДКИ
1. Предмет не назван.
2. Назван другой предмет,
похожий на него.
3. Указаны важные признаки
предмета.
4. Рифма и ритм.
Работа по схеме.
Сочинение загадки (по картинке
или предмету).
САМОВАР.
—На что похож
самовар?
Какой он?
(толстый)
— Подбери к
этому
прилагательно
му однокоренное
существительное. (толстячок)
— Из чего сделан самовар? (из
железа)
— Какой он? (железный)
— Подбери рифму к слову
толстячок. (бочок)
— Для чего предназначен самовар?
(нагревает воду)
— Зачем? (чай пить)
— Подбери рифму.(нагревает –
приглашает)
— Собери загадку.
Стоит толстячок—
Железный бочок
Воду нагревает
Чай пить приглашает.
Давайте отдохнем, а заодно
загадаем загадку нашим гостям.
Инсценирование стихотворения
«Чудовище»
В пещере живет чудовище.
В лапищах держит сокровище.
У чудовища длинный хвостище.
Крепки у него лапищи.
Кривы на лапищах когтищи.
Остры у него зубищи.
Черны у него глазищи.
Блестящи его усищи….
Да ты не бойся, малышка,
Чудовище это – мышка!
Пещера – мышкина норка.
А сокровище – хлебная корка!
Регулятивные
УУД:осуществляют пошаговый
контроль своих
действий,ориентируясь на показ
движений учителя, а затем
самостоятельно оценивают
правильность выполнения
действий на уровне адекватной
ретроспективной оценки.
VI. Первичное
закрепление.
Цель:
—организоватьусвоение
учениками нового;
осознаниекаждымобуч
ающимсястепениовлад
енияполученныхзнаний
.
Составляют
предложение,
работают в
группах.
Выполняют
задание на
закрепление
полученных знаний
.
Показывает картинки с
изображением
карандаша, пенала.
Контролирует написание
словарных слов в тетрадь,
деление слов на слоги,
осуществляет
выборочный
контроль,предлагает
составить предложения
с этими словами.
1— А можно стихотворный текст
превратить в загадку?
Преобразование текста в
загадку.
У петуха
хвост с
узорами
И сапоги со
шпорами.
По утрам
ЛичностныеУУД:Уметь
самостоятельновыполнятьучебны
езадания.
ПознавательныеУУД:
Уметьнаходитьответынавопросы
втексте, иллюстрациях;
преобразовыватьинформациюизо
днойформывдругую:
составлятьответынавопросы.
логические – осуществляют
поиск необходимой информации
песни распевает
Всем время сообщает.
—Это загадка? Почему?
—Попробуем переделать?
—Какое слово лишнее? (петух)
—Какие слова обозначают важные
признаки? (хвост с узорами,
шпоры, время сообщает)
—Какие слова обозначают
неважные признаки? (утро)
(по воспроизведению в памяти).
КоммуникативныеУУД:работа
в парах, группах по изучению
учебного материала,
инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации;
управление поведением
партнёра; умение выражать свои
мысли;
умение обобщать знания,
учащиеся делают вывод о
построении загадок.
РегулятивныеУУД:
Уметьдействоватьсучетомвыделе
нныхучителемориентировдейств
ия.
VII.Закрепление
изученного
материала.
Цели:
—зафиксировать новое
содержание урока;
Работают в парах.
Отвечают на
вопросы учителя.
Делают выводы.
Организует
Закрепление
изученного материала.
Самостоятельная работа.
Преобразуй текст в
загадку.
Дятел в черном
жилете,
На голове шапочка,
Носом, как топором
постукивает,
За дерево держится, на хвосте
сидит.
. — А теперь, используя данную
таблицу, давайте попробуем сами
КоммуникативныеУУД:Уметьо
формлятьсвоимысливустнойфор
ме,
слушатьипониматьречьдругих,ум
еть обобщать знания,
учащиеся делают вывод о
многозначных и однозначных
словах
ЛичностныеУУД:Уметьсамостоя
тельновыполнятьучебныезадания.
ПознавательныеУУД:
Преобразовыватьинформациюизо
днойформывдругую:
составлятьответынавопросы.
РегулятивныеУУД:
Уметьдействоватьсучетомвыделе
сочинить загадку про лягушку.
Фрагмент видеофильма о
лягушке.
— Как называют лягушку ласково?
(толстушка)
— Что делает наша «толстушка»?
—Какого она цвета?
— Так, значит какой у нее живот?
(зеленый)
— Живот, а по — другому? (брюшко)
— А что делает лягушка? (квакает)
— А кого ест лягушка? (комаров,
мошек)
— Вставьте слова в загадку.
Сидит в пруду …,
… брюшко,
Песни …,
… поедает.
—Прочитайте всю загадку.
Сидит в пруду толстушка,
Зеленое брюшко,
Песни распевает,
Комаров поедает.
— Постарайтесь, прочитав эту
загадку, запомнить ее.
нныхучителемориентировдейств
ия,осуществляют пошаговый
контроль своих действий,
ориентируется на показ
движений учителем.
VIII. Итогурока.
Цель:зафиксироватьно
воесодержаниеурока.
Организуетподведение
итогаурока.
—Какуютемуобсуждали?
—Какуюцель ставили?
(Узнатькак сочинить загадку).
— Так какой алгоритм применили?
ЛичностныеУУД:
Развиватьнавыксотрудничествас
осверстниками,
формироватьосознаннуюмотивац
июквыполнениюзадания.
ПознавательныеУУД:Уметьстр
уктурироватьзнания, выбирать
наиболееэффективныеспособыре
шениязадания,
уметьосознанноипроизвольностр
оитьвысказывания.
КоммуникативныеУУД:Уметьу
правлять поведениемпартнера,
контролировать,
корректироватьдействияпартнера
.
РегулятивныеУУД:Уметьопред
елятьпоследовательностьпромеж
уточныхцелейсучетомконечного
результата
IX.Рефлексияучебной
деятельностинауроке.
Цели:организоватьреф
лексиюисамооценкууче
никамисобственнойуче
бнойдеятельности.
Отвечаютнавопрос
ыучителя.
Оцениваютсвоидей
ствиянауроке.
Организуетфиксирован
иесодержания.
Организуетрефлексию.
Организуетсамооценку
учебнойдеятельности.
—Закончите предложения.
Сегодня я узнал, что загадка…
Мне было интересно…..
У меня вызвало трудности
выполнение задания……..
—Понравилось ли вам как вы
работали на уроке?
Покажите.
— Мне понравилось как на уроке
работали…………
Спасибо за урок.
КоммуникативныеУУД:
Уметьоформлятьсвоимысливустн
ойформе.
РегулятивныеУУД:Уметьоцени
ватьправильностьвыполнениядей
ствиянауровнеадекватнойретросп
ективнойоценки.
ЛичностныеУУД:
Способностьксамооценкенаоснов
екритерияуспешностиучебнойдея
тельности
ПознавательныеУУД:Рефлекси
яспособовиусловийдействия,
оценкапроцессаирезультатов
деятельности.
Самоанализ урока литературного чтения в 1—б классе
Предмет: Литературное чтение
Программа: «Школа России»
Автор: Л.Ф.Климанова,В.Г. Горецкий
Класс: 1—б
Тема: Литературная загадка. Сочинение загадок. Тип урока: урок открытия нового знания
Ф.И.О.: Баркова Наталья Борисовна
Мною были поставлены следующие цели урока:
Деятельностная: формировать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно—
образное мышление.
Образовательная: формировать первичное представление об алгоритме составления загадок.
З адачи урока:
1) создать условия для развития воображения и образного мышления, вербальной креативности с учетом
психологических особенностей и возможностей учащихся, их индивидуальности.
2) Приобщать ребенка к чтению и пониманию художественной литературы через собственное литературное творчество.
3)Развивать свойства личности, направленные на формирование гуманитарной культуры.
Планируемые образовательные результаты урока :
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): Сформировать способ действия по сочинению
загадок; сформировать навык плавного слогового чтения.Развивать речь учащихся при выполнении заданий по работе с
текстом. Развитие мыслительных операций на основе сопоставительного анализа загадки как жанра литературы, в ходе
содержательного наблюдения над алгоритмом составления загадок; синтеза при формулировании выводов; умения
применять алгоритм, опорные схемы, работать с ними, формировать умения осознанного речевого высказывания в
устной речи.
Метапредметные (компоненты культурно—компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
познавательные –овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять; отвечать на
вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли
обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Используемые методы обучения: объяснительно—иллюстративный; частично—поисковой метод, проблемный;
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.
I. Мотивация к учебнойдеятельности
Цели:актуализироватьтребованиякученикусостороныучебнойдея
тельности;
созданиеусловийдлявозникновенияуучениковвнутреннейпотреб
ностивключениявучебнуюдеятельность; создание
положительного эмоционального настроя.
Личностные: Уметьвыделятьнравственныеаспектыповедения.
Регулятивные:Уметьсоотнестиизвестноеиусвоенноесещенеизвестным.
КоммуникативныеУУД:
Уметьоформлятьсвоимысливустнойформе;
договариватьсясодноклассникамисовместносучителемоправилахповеденияиоб
щенияиследоватьим.
ПознавательныеУУД:
Осознанноеипроизвольноепостроениеречевоговысказываниявустнойформе.
II. Актуализациязнаний.
Цели:организоватьповторениеизученного; активизировать
знания обучающихся,необходимые для открытия новых знаний.
ПознавательныеУУД:
Уметьосуществлятьанализобъектовсвыделениемсущественныхинесущественны
хпризнаков.
логические—осуществляют поиск необходимой информации из других
источников
КоммуникативныеУУД:Уметьоформлятьсвоимысливустнойформе.
РегулятивныеУУД:Уметь определять и формулировать цель
наурокеспомощьюучителя. ЛичностныеУУД: Уметь устанавливать связь
между целью учебной деятельности и ее мотивом.
III.Сообщение темы и целей урока Постановкаучебнойзадачи
Познавательные УУД:
уметь проводить сравнение по заданным критериям
Коммуникативные УУД:
соблюдать простейшие нормы речевого этикета,
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные УУД:
проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока.
IV.Открытие нового знания
Цели:организоватьизучениеновогоматериала;
формироватьумениеделатьвыводы;
организоватьпрактическуюработу.
Познавательные УУД:
уметь добыть информацию из текста, преобразовать информацию (вывести
правило составления загадки)
Коммуникативные УУД:
Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
РегулятивныеУУД:
Работать по плану, находить и исправлять ошибки с помощью учителя.
Регулятивные УУД:осуществляют пошаговый контроль своих
действий,ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно
оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной
ретроспективной оценки.
VI. Первичное закрепление.
Цель:
—организоватьусвоение учениками нового;
осознаниекаждымобучающимсястепениовладенияполученныхзн
аний.
самостоятельновыполнятьучебныезадания.
ПознавательныеУУД: Уметьнаходитьответынавопросывтексте, иллюстрациях;
преобразовыватьинформациюизоднойформывдругую:
составлятьответынавопросы.
логические – осуществляют поиск необходимой информации (по
воспроизведению в памяти).
КоммуникативныеУУД:работа в парах, группах по изучению учебного
материала, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли;
умение обобщать знания,
учащиеся делают вывод о построении загадок.
РегулятивныеУУД:
Уметьдействоватьсучетомвыделенныхучителемориентировдействия.
VII.Закрепление изученного материала.
Цели:
—зафиксировать новое содержание урока;
КоммуникативныеУУД:Уметьоформлятьсвоимысливустнойформе,
слушатьипониматьречьдругих,уметь обобщать знания,
учащиеся делают вывод о многозначных и однозначных словах
ЛичностныеУУД:Уметьсамостоятельновыполнятьучебныезадания.
ПознавательныеУУД: Преобразовыватьинформациюизоднойформывдругую:
составлятьответынавопросы.
РегулятивныеУУД:
Уметьдействоватьсучетомвыделенныхучителемориентировдействия,осуществл
яют пошаговый контроль своих действий, ориентируется на показ движений
учителем.
VIII. Итогурока.
Цель:зафиксироватьновоесодержаниеурока.
ЛичностныеУУД: Развиватьнавыксотрудничествасосверстниками,
формироватьосознаннуюмотивациюквыполнениюзадания.
ПознавательныеУУД:Уметьструктурироватьзнания, выбирать
наиболееэффективныеспособырешениязадания,
уметьосознанноипроизвольностроитьвысказывания.
КоммуникативныеУУД:Уметьуправлять поведениемпартнера,
контролировать, корректироватьдействияпартнера.
РегулятивныеУУД:Уметьопределятьпоследовательностьпромежуточныхцелей
сучетомконечногорезультата
IX.Рефлексияучебнойдеятельностинауроке.
Цели:организоватьрефлексиюисамооценкуученикамисобственно
йучебнойдеятельности.
Уметьоформлятьсвоимысливустнойформе.
РегулятивныеУУД:Уметьоцениватьправильностьвыполнениядействиянауровн
еадекватнойретроспективнойоценки.
ЛичностныеУУД:
Способностьксамооценкенаосновекритерияуспешностиучебнойдеятельности
ПознавательныеУУД:Рефлексияспособовиусловийдействия,
оценкапроцессаирезультатов деятельности.
Самоанализ урока математики в 1—б классе
Предмет: математика
Программа: «Школа России»
Автор :М.М.Моро
Класс: 1—б
Тема:. : приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток .
Тип урока: урок открытия нового знания
Ф.И.О.: Баркова Наталья Борисовна
Мною были поставлены следующие цели урока:
Деятельностная: Познакомить с приёмом вычитания однозначных чисел с переходом через десяток.
Образовательная: формировать первичное представление об алгоритме вычитания чисел с переходом через десяток.
З адачи урока: 1)Учить детей целеполаганию, направленному на результат, нахождению нового способа деятельности,
моделированию этого способа,
2)оценивать свои достижения;
3)развивать умение анализировать и рассуждать;
Планируемые образовательные результаты урока :
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): Сформировать способ действия по приему
вычислений с переходом через десяток. Развитие мыслительных операций на основе содержательного наблюдения над
составом чисел и алгоритмом вычитания; синтеза при формулировании выводов; умения применять алгоритм, опорные
схемы, работать с ними, формировать умения осознанного вывода по результатам вычислений.
Метапредметные (компоненты культурно— компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять; отвечать на
вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
использовать знаково—символические средства, в том числе модели и схемы; осуществлять синтез, как составление
целого из частей ;
коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и выражать свои мысли для регуляции своего
действия; владеть диалогической формой речи;
регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её
решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; адекватно оценивать свои достижения, осознавать
возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли
обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Используемые методы обучения: объяснительно—иллюстративный; частично—поисковой метод, проблемный;
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели :актуализировать требовании я к ученику со стороны
учебной деятельности; создание условий для возникновения у
учеников внутренней потребности включения в учебную
деятельность; создание положительного эмоционального
настроя.
Личностные: Уметь выделять нравственные аспекты поведения.
Регулятивные: Уметь соотнести известное и усвоенное с еще неизвестным.
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с
одноклассниками о правилах поведения на уроке.
Познавательные УУД:
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
II. Актуализация знаний.
Цели: организовать повторение изученного; активизировать
знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний.
Познавательные УУД:
Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков.
Логические —осуществляют поиск необходимой информации из уже известных
способов вычисления.
Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с
помощью учителя.
Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между целью учебной
деятельности и ее мотивом.
III.Сообщение темы и целей урока
Постановка учебной задачи
Познавательные УУД:
уметь проводить сравнение по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
соблюдать простейшие нормы речевого этикета,
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные УУД:
проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока.
IV.Открытие нового знания
Цели: организовать изучение нового материала; формировать
умение делать выводы; организовать практическую работу.
Познавательные УУД:
уметь добыть информацию из текста, преобразовать информацию (вывести
правило вычитания)
Коммуникативные УУД:
Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Регулятивные УУД:
Работать по алгоритму, находить и исправлять ошибки с помощью учителя.
Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий,
ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают
правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной
оценки.
VI. Первичное закрепление.
Цель:
—организовать усвоение учениками нового; осознание каждым
обучающимся степени овладения полученных знаний.
Личностные УУД: Уметь самостоятельно выполнять учебные задания.
Познавательные УУД: Уметь находить два различных способа вычитания ,;
логические – осуществляют поиск необходимой информации (по
воспроизведению в памяти).
Коммуникативные УУД: работа в парах, группах по изучению учебного
материала, инициативное сотрудничество в поиске информации; управление
поведением партнёра; умение выражать свои мысли;
умение обобщать знания,
учащиеся делают вывод о способах вычитания с переходом через десяток.
Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем
ориентиров действия.
VII.Закрепление изученного материала.
Цели:
—зафиксировать новое содержание урока;
Познавательные УУД (в решении числовых выражений):
Уметь структурировать знания по алгоритму вычисления, выбирать разные
способы решения примеров и задач , уметь осознанно и произвольно строить
высказывания.
Познавательные УУД (решение задач): Преобразовывать информацию из
одной формы в другую: использовать схемы, составлять план решения задачи,
составлять ответ на вопрос.
Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и
письменной форме, слушать и понимать речь других, уметь обобщать знания,
учащиеся делают вывод об изученных вычислениях и их способах .
Личностные УУД: Уметь самостоятельно выполнять учебные задания.
Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем
ориентиров действия, осуществляют пошаговый контроль своих действий.
VIII. Итог урока.
Цель: зафиксировать новое содержание урока.
Личностные УУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками,
формировать осознанную мотивацию к выполнению заданий.
.
Коммуникативные УУД: Уметь управлять поведением партнера,
контролировать, корректировать действия партнера.
Регулятивные УУД: Уметь определять последовательность промежуточных
целей с учетом конечного результата.
IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели: организовать рефлексию и самооценку учениками
собственной учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на
уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности
учебной деятельности.
Познавательные УУД: Рефлексия способов и условий действия, оценка
процесса и результатов деятельности.
Слайд 1«Загадки, песенки»
Автор: Крылова Ольга Аркадьевна,
учитель начальных классов
МБОУ Назарьевской СОШ
Слайд 4– Прочтите на одном выдохе слоги:
ста-сто-сты-сту-стё
сна-сно-сны-сну-снё
ска-ско-скы-ску-скё
разминка
Отработка навыка чтения.
Слайд 5
Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек,
Не ссорясь, строчат.
Сорок строчек
Прострочены в срок –
Сразу
поссорились,
Сразу поссорились,
Сразу поссорились
Сорок сорок! Ю. Н. Кушак
Слайд 6Загадка – это прозаическое или поэтическое выражение или небольшое произведение, в
котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде. Загадки – излюбленный жанр устного народного творчества. Они точны, остроумны. Многие загадки построены в виде вопросов.
Слайд 8• Звонкий, быстрый, веселый –
• Вкусный, алый, сочный –
• Жёлтые, красные,
осенние –
• Холодный, белый, пушистый –
• Бурый, косолапый, неуклюжий –
• Жёлтые, красные, зелёные –
• Старательный, послушный, вежливый –
• Зеленый, продолговатый, сочный –
• Аккуратная, послушная, веселая –
• Ветвистая, зелёная, колючая –
• Новая, интересная, библиотечная –
• Старый, кирпичный, четырёхэтажный –
• Красное, спелое, сладкое –
• Чистое, голубое, горное –
• Белый, пушистый, лесной –
• Пугливая, беленькая, маленькая –
• Белоствольная, высокая, стройная –
• Белое, пушистое, легкое –
Слайд 10Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность
человека.
В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки, подумать над вопросами: кто? какой? на что похож? что делает?.
Слайд 12По лесу летает,
Всегда всё знает,
Длиннохвоста, белобока,
А зовут её
Слайд 15Объясните значение выражений
Отворяй-ка ворота
Солнце в терем приглашай –Белый снег сошел –.
Толковый
словарь
Слайд 16
Отворяй-ка ворота – открывай ворота.
Солнце в терем приглашай – открывай окна.
Белый
снег сошел – снег растаял.
Слайд 18Объясните значения слов и выражений:
Принеси ржаной колосок-
Снопок –
Толковый словарь
Слайд 19
Принеси ржаной колосок – просьба дать богатый урожай.
Снопок – связка стеблей
с колосьями.
Слайд 20Итог урока.
–С какими произведениями мы познакомились?
– Зачем люди придумывают загадки?
–
Как придумывают загадки?
– Для чего придумывают песенки?
– Отгадайте загадки и прочтите ключевое слово.
Слайд 211. Я над речкой лежу,
Оба берега держу.
2. Шагаешь
– впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит.
3. Кто в году четыре раза переодевается?
4.Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват,
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий.
5. Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
6. Рогатый, а не бодается?
7. Деревянные кони
По снегу скачут,
А в снег не проваливаются.
Слайд 23http://mama-rasskazu.ru/uploads/posts/2015-03/1427376748_gribyi_kartinki-dlya-detey.jpg — гриб http://stendy.by/image/cache/data/40000/40932_Stend_Kolobok-250×250.jpg — колобок http://www.trafaret.net/includes/goods/1/im_pub/vectors/trafaret/cat_type/big/dd158_l.png — веточка
http://sap-sh.com.ua/images/slides/slide1.png —
травка
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/4/117/242/117242865_3fb18c6f885c.png — солнышко
Используемые источники:
Презентация на тему «Сочинение загадок»
-
Скачать презентацию (0.39 Мб)
-
34 загрузки -
4.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Посмотреть и скачать презентацию по теме «Сочинение загадок» по литературе, включающую в себя 9 слайдов. Скачать файл презентации 0.39 Мб. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Для учеников 1-3 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по литературе
Содержание
-
Слайд 1
Сочинение загадок
-
Слайд 2
-
Слайд 3
-
Слайд 4
1. Предмет не называется.
2. Даны главные признаки данного предмета.
3. Последние слова строк звучат в рифму. -
Слайд 5
-
Слайд 6
Белые душистые горошки
Висят на зелёной ножке. -
Слайд 7
Белые ароматные шарики
Растут на стебельке, как фонарики. -
Слайд 8
-
Слайд 9
Сочинение загадок
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте
Цели урока:
1. Обучающие:
- Познакомить учащихся с загадкой – разновидностью художественного описания.
- Учить отбору признаков для загадки, сочинению загадок.
- Совершенствовать навык каллиграфического письма.
2. Развивающие:
- Способствовать речевому развитию младших школьников, развитию внимания, наблюдательности, памяти, мышления.
- Расширять кругозор младших школьников.
- Работать над развитием орфографической зоркости.
3. Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к уроку, самостоятельность.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Оборудование:
- Презентация по теме урока;
- Видеофрагмент;
- Картинка с изображением ландыша;
- Листы с заданиями (редактирование текста, составление загадок).
Ход урока
I. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
– Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Чему мы уже учились на уроках развития речи?
Д.: Мы учились составлять из слов предложения, из предложений тексты, писать изложения.
– Ребята, отгадайте загадку:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.
– Кто это?
Д.: Весна.
– Какое сейчас время года? Весной пробуждается природа ото сна, появляются первые весенние цветы.
Чтение стихотворения учителем С. Маршака «Ландыш».
– Ребята, понравилось ли вам это стихотворение? Ландыш – в переводе с греческого – «цветущий в мае».
Картинка ландыша.
– Ребята, давайте сочиним загадку про ландыш. Почему у вас ничего не получается?
Д.: Мы не знаем как это делается.
– А хотите научиться сочинять загадки? Как вы думаете, каковы тема сегодняшнего урока по развитию речи?
Д.: Сочинение загадок.
– Чему бы будем сегодня учиться на уроке?
Д.: Сочинять загадки.
– Правильно, чтобы потом вставлять эти загадки в художественные тексты и сочинения.
Слайд 1, тема урока.
– Загадка – это замысловатый вопрос, требующий разрешения. И у каждой загадки есть разгадка.
– Какие стили речи вы знаете?
Д.: Деловой, разговорный, художественный.
– К какому стилю относится загадка? Почему? Как вы думаете, легко ли сочинять загадки?
II. Знакомство с устройством загадки.
а) – Ребята, отгадайте загадку: «Я шарик пушистый, белею в поле чистом,
А дунул ветерок, остался стебелёк». Что это?
Д.: Одуванчик.
– Как вы догадались? В загадке называется предмет, о котором идет речь? Называется другой, похожий на него. Что еще помогает нам отгадать загадку?
Д.: Признаки данного предмета.
– Как звучат последние слова строк?
Д.: В рифму.
Слайд 2, картинка одуванчика.
б) – Ребята, давайте проверим наш вывод и отгадаем еще одну загадку: «Выросло из зернышка золотое солнышко.
Голова его крупна, черных семечек полна».
– Что это такое?
Д.: Подсолнух (далее проводится та же работа).
Слайд 3, картинка подсолнуха.
в) – Отгадайте эту загадку: «Много цветов в лесу, но этот цветок я люблю. Он песню нам поёт и в лес за собой ведёт».
– Что это за цветок? Почему трудно отгадать эту загадку?
Д.: Нет главных признаков этого растения.
– Ребята, как же устроена загадка?
Слайд 4, «Как устроена загадка».
III. Упражнения в сочинении загадок.
Слайд 5, картинка ландыша.
- Редактирование текста (текст у детей на листках).
Цветёт ландыш майскою порой
Его найдешь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
– Ребята, это загадка?
Д.: Нет.
– Почему? Как сделать из этого стихотворения загадку? Зачеркнем слово ландыш, напишем слово он.
– Ребята, подчеркните основные признаки ландыша.
- Чтение стихотворений детьми о ландыше.
– Слушайте внимательно стихи, запоминайте все детали: с чем сравниваются цветки ландыша, на чем они растут. Это нам пригодится при сочинении своих загадок.
Как горошинки резные
На высокой ножке,
Ландыши цветут лесные
Прямо у дорожки.
Колокольчиками белыми
Усыпан стебелёк.
Среди яркой зелени
Тайны островок.Возле леса, на опушке,
Листья, как у зайца ушки.
Очень гладкие, большие
И блестящие такие.
Стебелёк довольно тонкий,
А на нём бубенчик звонкий,
Как жемчужные горошки –
Белые цветочки-крошки.
Запах нежный, ароматный,
И душистый, и приятный…
Только брать в букет не стоит
Украшение лесное –
Ландыш, – он красив на вид.
Но, представьте, – ядовит!
- Сочинение загадок про ландыш.
– Ребята, давайте назовём главные признаки этого растения. На что похожи цветочки?
Д.: На горошки, шарики, фонарики, чашечки и т.д
– Какие они?
Д.: Белые, душистые, нежные, ароматные.
– Что они делают?
Д.: Висят, растут, сидят, звенят, качаются.
– На чем они растут?
Д.: На ножке, на верёвочке, на ниточке, на стебельке, на палочке, на шнурочке.
Опорная таблица на доске.
Прилагательные | Существительные | Глаголы | Существительные |
Белые | горошки | висят | на ножке |
Душистые | фонарики | растут | на верёвочке |
Ароматные | шарики | сидят | на ниточке |
Нежные | бубенчики | качаются | на стебельке |
чашечки | звенят | на палочке | |
колокольчики | на шнурочке | ||
звоночки | на веточке | ||
бусинки |
– Ребята, давайте поиграем в рифму: горошки – … (на ножке), шарики – … (фонарики), звоночки – … (на шнурочке).
– Ребята, давайте соберем загадки из слов и запишем их в тетрадь.
-
Белые душистые горошки
Висят на зелёной ножке. -
Белые ароматные шарики
Растут на стебельке, как фонарики. -
Белые бубенчики на веточке висят
И от ветерка дрожат. -
Нежные колокольчики на ножке сидят
Тихо радостно звенят.»1
(две загадки ребята записывают в тетрадь)
Слайд 6, загадки.
Физминутка.
- Самостоятельное составление и запись загадки.
– Ребята, составьте загадки из двух частей, а понравившуюся запишите в тетрадь (ребята работают на листах).
На зелёном шнурочке… | Белые бусинки он надевает. | |
Белые звоночки | Сидят белые звоночки. | |
Растут в лесочке… | ||
Этот цветок | На зелёном стебельке прячутся в тенечке. | |
Распускается в мае… |
Чтение трех загадок, объяснение пропущенных орфограмм.
- Итог основной части урока.
– Ребята, чему мы учились сегодня уроке? Как устроена загадка? Кому сегодня было интересно работать на уроке? Почему?
IV Закрепление знаний.
– О ландыше люди сочинили не только стихи, но и написали песни. Послушайте известную песню «Ландыши», которую поёт Нина Дорда, и полюбуйтесь красотой этих маленьких, но гордых цветов.
Видеофрагмент.
– Понравилась ли вам песня?
– В 1974 году в СССР была создана Красная книга. Чем она интересна?
Д.: В неё занесены исчезающие растения и животные.
– Ландыши тоже занесены в Красную книгу. Как вы думаете, почему? Эти растение с корнем вырывают люди для своих букетов, а так же это растение заготавливают в больших количествах для фармакологической промышленности, как лекарственное растение. Из ландыша готовят разные лекарственные препараты, а так же известные всем ландышевые капли или капли Зеленина – нужное лекарство для людей, страдающих сердечными заболеваниями. Это растение нужно беречь и охранять!
Послушайте стихотворение, которое сочинила одна девочка.
Д.:
Тебя я рвать не буду,
Не надо мне букета.
Ведь ты – лесное чудо!
С тобой приходит лето.
Тебя не унесу я,
Расти себе под елью.
Тебя я нарисую
В альбоме акварелью.– Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы <sup>1</sup>
Опустеют все поляны и не будет красоты!
– Ребята, давайте эти строчки сделаем законом нашей жизни. К следующему уроку дома попробуйте сочинить загадку про ромашку. Оценки за работу я поставлю вам, проверив тетради. Спасибо за урок.
1 См.об этом: Программа Речь 1-3 класс, 1980 г. Ладыженская Т.А.