Литература вов егэ

Литература периода Великой Отечественной войны.

С первых дней Великой отечественной войны литература вступила в полосу глубоких перемен. Скоротечность  и драматичность действий на фронтах определили и новые ритмы писательской работы, требовали немедленного отклика. За короткий срок лучшие литературные силы сосредоточились в армии. Массовое участие писателей всех рангов в боевых действиях, их готовность делить с солдатами все опасности и невзгоды создали неповторимый облик своеобразия публицистики военных лет.

На первом этапе войны основным литературным материалом стал очерк, как более мобильный, экономный и публицистичный среди других жанров. Уже на пятый день войны А.Толстой опубликовал статью «Что мы защищаем»», в которой раскрыл чудовищную программу нацистов: » Фашисты хотят завоевать Европу, Азию, весь мир, —  говорит писатель, — провозгласили себя высшей расой. Ради чего льются потоки крови, горят города, истребляются миллионы людей?»

А. Толстой говорит о том, что  на советский народ легла великая миссия — освободить мир от коричневой чумы. Раскрывая особенности характера русского человека, его потенциальные героические свойства. статья в целом была пронизана любовью к России. » Это моя Родина, моя родная семья, моё Отечество! И в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе», обращался он к своей Отчизне.

Советские писатели с самого начала войны обратились к публицистике, так как этот жанр давал возможность оперативно отразить происходящие события. В публицистике передавался пафос борьбы, вера народа в победу. Она была наполнена раздумьями и историческими параллелями, сопоставлявшими события войны с выдающимися этапами борьбы русского народа с иноземными захватчиками. Публицистика стала основной формой творчества крупных мастеров художественного слова:  М. Шолохова, Л. Леонова, А. Фадеева, Н. Тихонова, И. Эринбурга, Б.  Горбатова.

Условия литературного движения 1941-1945гг. требовали оперативности. Почётное место среди других жанров занимал рассказ. Особенностью рассказа было то, что  он многими чертами напоминал очерк. В рассказах Н. Тихонова  встаёт облик измождённого холодом, голодом, непрерывными боями Ленинграда, предстающего сплошным фронтом, ощетинившейся крепостью, незнающей отдыха ни днём, ни ночью.

Важное место среди произведений войны занимает «Наука ненависти»  Шолохова, в которой создан образ непосредственного участника военных событий лейтенанта Герасимова. воплотив в себя русские черты русского народа. Большой известностью пользовались также «Рассказы Ивана Суздарева» А. Толстого, а среди них особенно «Русский характер».

Повести о Великой отечественной войне начали выходить через 2-3 месяца после её начала. К концу 1942 года они исчислялись десятками. а всего за время сражений было опубликовано около полутораста крупных прозаических  произведений, в которых многогранно отразились трагизм и величие народного испытания. К героической повести принадлежат «Записки военного корреспондента»С. Исаченко,  «По тылам войны» Ю. Слезкина,  Значительными произведениями этого времени явились повесть А. Бека «Волоколамское шоссе» о подвиге 28 героев панфиловцев; Ванды Василевской «Радуга», повествующая о жителях  небольшого украинского села, захваченного фашистами. В годы войны были созданы главы романа М. Шолохова «Они сражались за Родину», а также пьесы К. Симонова «Русские люди»,  Л.Леонова «Нашествие», Корнейчука «Фронт».

Наиболее сильно и ярко проявила себя в годы войны поэзия. Литературоведы отмечают, что ни один другой период в истории советского искусства не дал столь бурного, стремительного расцвета разновидности поэмы. В первый же день войны, 22 июня 1941 года была создана «Песня Смелых » Суркова, получившая широкую известность уже на следующий день после публикации. Поэт открыто призывал к стойкости и мужеству:

Славой бессмертной покроем

В битвах свои имена.

Только отважным героям

Радость победы дана.

Поэзия, как и вся литература того времени, выполняла воспитательные и воодушевляющие функции, она учила не только стойкости и героизму, но и верности Родине, преданности родной земле, дружбе и товариществу, ненависти к врагу.

А. Сурков считал, что писать надо сурово, прямо, беспощадно, правдиво и о главном — ненависти к врагу и любви к Родине, которую нельзя никому отдать. Стихи в прямой агитационной форме призывающие к уничтожению фашистских убийц, появились с первых дней войны:

«Бей врага»В. Инбер, «Встань, ненависть, тебя поём» А. Прокофьева, » Убей его» К Симонова. Характерным в этом ряду произведением являлось стихотворение А.    Суркова » Человек склонился над водой»:

Человек склонился над водой

И увидел вдруг, что он седой.

Человеку было двадцать лет.

Над лесным ручьём он дал обет:

Беспощадно, яростно казнить

Тех убийц, что рвутся на восток.

Кто его посмеет обвинить,

Если будет он в бою жесток?

Поэт утверждает, что в сердце воина не должно остаться места благодушию по отношению к врагу.

Но они же воспевали проявление истинного братства и товарищества, даже в самые драматичные и безнадёжные моменты:

Давай-ка, товарищ, вставай, помогу,

Мороз подступает железный.

На голом снегу лежать на боку

Совсем тебе не полезно.

…Ты что? Оставить тебя в лесу?

Да ты, дорогой в уме ли?

Не хочешь идти — на себе донесу,

А нет — дотащу на шинели.(А. Твардовский)

Война оторвала солдата от матери, жены, любимой девушки. Но не думать, не вспоминать и не мечтать о встречи с ними он не мог. И эта тема нашла самое широкое воплощение в лирике тех лет. Наверное ни одно произведение советской эпохи не было переписано от руки столько раз, как стихотворение К. Симонова «Жди меня», которое  в тысячах и тысячах  рукописных экземплярах шло с линии фронта в тыл и обратно. оно посвящено верности девушки, ожиданию ею любимого человека с войны всем смертям на зло. Автор уверен, что сила любви и верности может спасти человека даже среди огня войны:

Жди меня, и я вернусь.

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

 Скажет: —  Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Стихотворение Симонова выразило самые сокровенные чувства и самые тонкие лирические переживания миллионов советских людей. их веру в спасительную силу любви. Эта же тема развивается и в стихотворении В. Агатова «Тёмная ночь»:

Верю в тебя, дорогую подругу мою,

Эта вера от пули меня

Тёмной ночью хранила…

Радостно мне,  я спокоен в смертельном бою.

Знаю,  встретишь с любовью меня,

Чтоб со мной не случилось.

Как и «Тёмная ночь» В. Агатова,  в годы войны популярными песнями стали «В землянке» А. Суркова. «Огонёк», «В лесу прифронтовом», «Ой туманы, вы мои, туманы» М. Исаковского.

Таким образом,  литература периода Великой Отечественной войны стала яркой страницей истории русской литературы XX века.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов А.М. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. Издание второе. Советский писатель.- М., 1975

2. Литература в годы Великой Отечественной войны. Проза военных летПоэзия   военных летwww.otvoyna.ru/proza3.htm 

3. Материал взят[в сокращении] из Википедии, статья «Священная война» (песня) и газеты «Антенна»

4. Материал взят со страницы http://www. a-pesni.golosa.info/popular20/a-3veka.htm

5. «Образование Подмосковья. Открытый урок». Ежеквартальный журнал. №2 (8) апрель, 2009. Материалы из журнала.

6. Пьяных М.Ф. «Ради жизни на земле»: Русская поэзия в Великой Отечественной войне. М., 1985.

7. Чалмаев В.А., Зинин С.А.Литература,11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч.2. – 7-е изд., испр.и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2008.

4 декабря 2020

В закладки

Обсудить

Жалоба

Великая Отечественная война в литературе

Литература всегда была и будет отражением времени, она отражала все события русской истории. Тема Великой Отечественной войны стала на долгие годы одной из главных тем литературы XX века.

Причин тому много. Это и осознание тех,ничем невосполнимых потерь,которые принесла война, и острота нравственных коллизий, которые возможны лишь в экстремальной ситуации (а события войны —это именно такие события), и то, что из советской литературы надолго было изгнано всякое правдивое слово о современности. Тема войны оставалась порой единственным островком подлинности в потоке надуманной, фальшивой прозы, где все конфликты, согласно указаниям “свыше”, должны были отражать борьбу хорошего с лучшим. Но и правда о войне пробивалась нелегко, что-то мешало сказать её до конца.

Великая Отечественная война, безусловно, является центральным историческим событием XX века. Поэтому неудивительно, что про неё написано множество великих литературных произведений, как в прозе, так и в стихах. Разумеется, основную лепту здесь внесли советские писатели, которые не понаслышке были знакомы с ужасами той страшной войны. Многие литераторы той поры сами принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны и в своих произведениях доносят «окопную» правду того эпохального времени, которую должен знать каждый гражданин, чтобы величайшая трагедия 20 века больше никогда не повторилась.

vov.pdf

Автор: Маркина Юлия Геннадьевна.

Литература вов егэ

Подготовка к ЕГЭ по литературе

Урок 1. Великая Отечественная война в прозе. Образ трагедии и образ народа. Герой. Способы создания эпического и эпопейного содержания.

Урок 2. Проза о Великой Отечественной войне. Образ героя. Сюжеты. Стиль. В. Курочкин «На войне как на войне», Б. Васильев «Пятница», К. Воробьев «Крик», Б. Рахманин «Письмо», «Часы без стрелок».

Урок 3 . «Письма в завтра и вчера»: пишем сочинение вместе. Сравнительно-историческое исследование произведения о Великой Отечественной войне. Борис Рахманин «Письмо».

Урок 4. Гражданская и философская поэзия второй половины ХХ века: К. Симонов, Н. Заболоцкий, А. Твардовский, Р. Рождественский, Л. Мартынов, Е. Евтушенко, Н. Рубцов, Ю. Кузнецов, И. Бродский. Жанры. Стиль. Лирический герой.

Урок 5. Гражданская и философская лирика. Анализ поэтического произведения. Имена. Стиль

Урок 6. Песня как маркер стиля эпохи в ХХ веке. Литературный жанр песни

Урок 7. Авторская песня и жанр песни в поэзии второй половины ХХ века

Урок 8. Авторская песня, рок-поэзия. Современные смыслы и современные ритмы

Урок 9. Что дают мне песни, звучавшие в ХХ веке, как отражают день сегодняшний. Работаем вместе

Урок 10. Роль «утаенной литературы» в формирования стиля литературы начала ХХI века

Урок 11. Проза о провинциальной русской жизни. Деревня в прозе писателей второй половины ХХ века: Федор Абрамов, Александр Солженицын.

Урок 12. Конфликт цивилизации и природы, города и деревни. В. Белов, В. Астафьев, В. Распутин, В. Шукшин.

Урок 13. Публикация романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», внимание к прозе М. А. Булгакова в кинематографе в развитии русской литературы конца 1970-х — 1990-х гг.

Урок 14. Как выглядит «современность»? Малые формы и биографичность в прозе 1990-х гг. А. Варламов. Вяч. Дегтев.

Урок 15. Современная проза: споры о герое и времени. Читательские предпочтения: объем, стиль, проблематика.

Лирический герой.

Cpm. dogm. mos. ru

29.11.2018 23:42:44

2018-11-29 23:42:44

Источники:

Https://cpm. dogm. mos. ru/ege/litr/

ЕГЭ–2022, литература: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина. » /> » /> .keyword { color: red; } Литература вов егэ

Литература вов егэ

Литература вов егэ

Задания Д11 C4 № 2513

В каких стихотворениях отечественных авторов звучит военная тема и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Ю. И. Визбора?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10—15.

Доводилось нам сниматься

И на снимках улыбаться

Перед старым аппаратом

Под названьем «фотокор»,

Чтобы наши светотени

Сквозь военные метели

В дом родимый долетели

Под родительский надзор.

Так стояли мы с друзьями

В перерывах меж боями.

Сухопутьем и морями

Шли, куда велел приказ.

Встань, фотограф, в серединку

И сними нас всех в обнимку:

Может быть, на этом снимке

Вместе мы в последний раз.

Кто-нибудь потом вглядится

В наши судьбы, в наши лица,

В ту военную страницу,

Что уходит за кормой.

И остались годы эти

В униброме, в бромпортрете,

В фотографиях на память

Для отчизны дорогой.

Задание 8 № 2505

Укажите род литературы, к которому относится стихотворение Ю. И. Визбора.

Лирика — род литературы, предмет отображения которого — содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма — внутренний монолог, преимущественно в стихах.

Ответ: лирика или лирический.

Задание 9 № 2508

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных поэтом в стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Инверсия — обратный порядок слов. Пример инверсии:

Так стояли мы с друзьями

В перерывах меж боями.

Сухопутьем и морями

Шли, куда велел приказ.

Неологизм − новое слово. Пример:

В униброме, в бромпортрете.

Эпитет образное определение. Примеры: «военную страницу», «дом родимый».

Это фототехнологические названия, которые возникли относительно недавно. Неологизм в чистом виде.

Согласна с Вами. Поправлю ответ.

Задания Д8 № 2509

Определите размер, которым написано стихотворение Ю. И. Визбора (без указания количества стоп).

До-во-|дИ-лось| нАм сни-|мАть-ся|

И на| снИм-ках| у-лы-|бАть-ся|

Хорей — двусложный стихотворный размер с ударением на первом слоге, а в строке на 1, 3, 5, 7 и т. д. слогах.

Задания Д10 C3 № 2512

Каким предстаёт военное поколение в стихотворении Ю. И. Визбора?

В стихотворении Ю. Визбора поколение военных лет предстаёт перед нами как поколение трагической судьбы. Снимаясь для родительского дома, многие понимают, что эта фотография может стать последней, потому что им выпала доля защищать Родину — самое святое, что есть в сердце каждого из них. Поколение военных лет — пример беспримерного мужества и героизма, стойкости и самопожертвования, которому нужно учиться всем последующим поколениям.

Задание 10 № 8542

Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.

10.1. Каким предстаёт военное поколение в стихотворении Ю. И. Визбора?

10.2. Как в стихотворении метафоры помогают передать идею произведения?

10.1. В стихотворении Ю. Визбора поколение военных лет предстаёт перед нами как поколение трагической судьбы. Снимаясь для родительского дома, многие понимают, что эта фотография может стать последней, потому что им выпала доля защищать Родину — самое святое, что есть в сердце каждого из них. Поколение военных лет — пример беспримерного мужества и героизма, стойкости и самопожертвования, которому нужно учиться всем последующим поколениям.

10.2. В стихотворении «Военные фотографии» Ю. Визбор рассказывает о поколении военной поры. Метафор в произведении много. Лихое военное время сравнивается с природной стихией, противостоять которой невозможно — так появляется метафора «военные метели».

Военная фотография заставит задуматься потомков, которые, как надеется лирический герой, смогут рассмотреть не только лица, но и «кто-нибудь потом вглядится| В наши судьбы». Метафоры помогают подчеркнуть трагизм эпохи и поколения, которому выпало на долю её пережить. Таким образом, метафоры работают на раскрытие идеи произведения.

Задание 11 № 8761

Назовите стихотворение отечественного поэта, в котором звучит военная тема. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении Ю. И. Визбора?

Военная тема звучит в произведении Булата Окуджавы «Десятый наш десантный батальон». Главной мыслью, объединяющей его стихи со стихотворением Ю. Визбора «Военные фотографии», становится мысль о необходимости победы над врагом. В этом едином порыве встали все на защиту своей Родины. И десятый батальон из одноимённого стихотворения Окуджавы, и ребята, снимающиеся на фронтовое фото, из стихотворения Визбора будут стоять насмерть.

У Визбора читаем:

Может быть, на этом снимке

Вместе мы в последний раз.

Ему вторит Окуджава:

И, значит, нам нужна одна победа!

Одна на всех, мы за ценой не постоим».

Таким образом, в раскрытии военной темы у Визбора и Окуджавы немало общего.

Задание 7 № 9180

В стихотворении Ю. Визбора поколение военных лет предстаёт перед нами как поколение трагической судьбы. В ______ стихотворения выделяются три части. Первая — размышление автора о военной фотографии. Вторая — рассказ о том, как _____герой снимается на фото с друзьями. Третья — размышления, как отзовётся военная фотография в душах потомков.

В стихотворении Ю. Визбора поколение военных лет предстаёт перед нами как поколение трагической судьбы. В композиции стихотворения выделяются три части. Первая — размышление автора о военной фотографии. Вторая — рассказ о том, как лирический герой снимается на фото с друзьями. Третья — размышления, как отзовётся военная фотография в душах потомков.

Ответ: композиции лирический.

Военная тема звучит в произведении Булата Окуджавы «Десятый наш десантный батальон». Главной мыслью, объединяющей его стихи со стихотворением Ю. Визбора «Военные фотографии», становится мысль о необходимости победы над врагом. В этом едином порыве встали все на защиту своей Родины. И десятый батальон из одноимённого стихотворения Окуджавы, и ребята, снимающиеся на фронтовое фото, из стихотворения Визбора будут стоять насмерть.

У Визбора читаем:

Может быть, на этом снимке

Вместе мы в последний раз.

Ему вторит Окуджава:

И, значит, нам нужна одна победа!

Одна на всех, мы за ценой не постоим».

Таким образом, в раскрытии военной темы у Визбора и Окуджавы немало общего.

1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом

Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа
2

2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации

При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты Двух произведений (исходного и выбранного), Оба текста привлекаются на уровне Анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений Не искажена, фактические ошибки Отсутствуют
4

При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты Двух произведений (исходного и выбранного), но текст Одного произведения привлекается на уровне Анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст Другого — на уровне его Пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений Не искажена

ИЛИ текст Одного произведения привлекается на уровне Анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст Другого произведения Не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений Не искажена

ИЛИ авторская позиция Одного из произведений (исходного или выбранного) Искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов)

И/ИЛИ Искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного)

3. Логичность и соблюдение речевых норм

Отсутствуют логические, речевые ошибки
2

Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок
1

Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)
0

2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.

Задание 7 № 9180

Задание 11 № 8761

Встань, фотограф, в серединку.

Lit-ege. sdamgia. ru

10.09.2018 18:05:49

2018-09-10 18:05:49

Источники:

Https://lit-ege. sdamgia. ru/problem? id=2513

Книга ЕГЭ. История. Великая Отечественная война. Справочник. Практикум Болдырев Роман Юрьевич – купить книгу ISBN 978-5-91724-168-5 с быстрой доставкой в интернет-магазине OZON » /> » /> .keyword { color: red; } Литература вов егэ

ЕГЭ. История. Великая Отечественная война. Справочник. Практикум | Болдырев Роман Юрьевич, Пазин Роман Викторович

ЕГЭ. История. Великая Отечественная война. Справочник. Практикум | Болдырев Роман Юрьевич, Пазин Роман Викторович

егэ. история. великая отечественная война. справочник. практикум | болдырев роман юрьевич, пазин роман #1

Пособие предназначено для подготовки к ЕГЭ по истории. В нём освещены события Великой Отечественной войны, приведены основные факты. Книга содержит:• 17 параграфов, в которых систематизируется справочн

Практикум Болдырев Роман Юрьевич, Пазин Роман Викторович.

Www. ozon. ru

14.09.2017 1:31:42

2017-09-14 01:31:42

Источники:

Https://www. ozon. ru/product/ege-istoriya-velikaya-otechestvennaya-voyna-spravochnik-praktikum-boldyrev-roman-yurevich-pazin-184150014/

Вы находитесь здесь: Главная » Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

я10

СОДЕРЖАНИЕ.

Песни периода Второй мировой и Великой Отечественной войн.

1939 год.

  • «Катюша»
  • «Три танкиста».

1940 год.

  • «Синий платочек».

1941 год.

  •  «22 июня, ровно в 4 часа…»
  • «В землянке».
  • «Давай закурим!»
  • «Священная война».

1942 год.

1943 год.

  • «В лесу прифронтовом».
  • «Марш артиллеристов».
  • «Огонёк».

1944 год.

  • «Смуглянка».

1945 год.

  • «Дорога на Берлин».

Песни о Великой Отечественной войне.

  •  «Алёша».
  • «Бухенвальдский набат».
  • «День Победы».
  • «На Мамаевом кургане тишина…»
  • «Нам нужна одна победа…»
  • «Эх, дороги».

Стихи о Великой Отечественной войне.

Ахматова А.А.

  • «Клятва».
  • «Памяти друга».
  • Победителям.
  • Причитание.

Асадов Э.А.

  • «Грохочет тринадцатый день войны».
  • «Письмо с  фронта».

Берггольц О.Ф.

  • «Я говорю: нас, граждан Ленинграда…»
  • «Я говорю с тобой под свист снарядов… «

Высоцкий В.С.

  • «Братские могилы».
  • «Почему все не так? Вроде все как всегда…»
  • «Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог …»

Гамзатов. Р.Г.

  • «Нас двадцать миллионов».
  • «Журавли».

Дементьев А.

  • «Баллада о матери».
  • «Где-то около Бреста…»
  • «- Ну, что ты плачешь, медсестра?..»

Джалиль М.М.

  • «Варвартво».

Друнина Ю.В.

  • «Запас прочности».
  • » Парад в сорок первом.»
  • «Я столько раз видала рукопашный…»

Исаковский М.

  • «Куда б н  шёл, ни ехал ты…

Карпов И.

  • «Мальчики».

Окуджава Б.Ш.

  • «Ах война, что ж ты сделала подлая…»

Орлов С.С.

  • «Его зарыли в шар земной…»

Пастернак Б.Л.

  • «Страшная сказка».

Рождественский Р.И.

  • «Баллада о красках».
  • «Послевоенная песня».
  • «Реквием».

Светлов М.А.

  • «Неизвестному солдату».

Симонов К.М.

  • «Атака».
  • «Жди меня, и я вернусь».
  • «Майор привез мальчишку на лафете…»
  • «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

Сурков А.А.

  • «Утро Победы».

Твардовский А.Т.

  • «Я знаю, никакой моей вины…»

Тушнова В.М.

  • «Кукла»

Шефнер В.С.

  • «22 июня».
  • «Верим в Победу!»
  • «Военные сны». 

Военная литература: проза и поэзия

Автор: ·
Опубликовано 24.05.2020
· Обновлено 24.05.2020

Литература в годы войны была отдушиной для многих людей. Большинство произведений рождались на фронте, авторы передавали через них свой опыт и опыт из жизни товарищей. Тексты были пронизаны патриотическими чувствами и ненавистью к врагу. Советская литература военного времени имела много ответвлений. Многие стихотворения, очерки, рассказы, поэмы, появились в это тяжелое время. Слово на ряду с оружием помогало в борьбе с противником. Писатели обращались к народу с призывами, со вселяющими надежду обращениями. Военные корреспонденты держали в курсе событий всю страну. В данной подборке Многомудрый Литрекон даст краткую характеристику писателям и поэтам военного времени и приведет примеры книг о войне 1941-1945.

Проза

Военная проза в русской литературе стала особым ответвлением. Многие наши авторы описывали войну, но никогда не смаковали ее и не призывали к ней.

  1. Борис Васильев ушел на фронт семнадцатилетним юношей. В 1943 году писатель получил тяжелое ранение и был вынужден покинуть ряды советской армии. Сразу же после этого Васильев поступил в военную академию, но вскоре ушел из нее из-за желания заниматься литературой. Самые узнаваемые его произведения — это повесть «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился». 
  2. Василий Быков — величайший из писателей фронтовиков. Родился в Белорусии, в крестьянской семье. Воевал на Украине, участвовал в боях за освобождение Румынии. Произведения писателя узнаваемы по немногословным, сдержанным, но очень метким описаниям героев. Книги о войне 1941-1945, принесшие автору славу — «Журавлиный крик», «Альпийская баллада», «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета» и многие другие.
  3. Еще один выдающийся прозаик военного времени — Виктор Астафьев. Воевал, начиная с 1942 года, в следствии чего был тяжело ранен и контужен. Война стала главной темой его произведений, среди которых наиболее известные: роман «Печальный детектив», «Прокляты и убиты», повести «Пастух и пастушка», «Царь-рыба». 
  4. Юрий Бондарев — известный писатель и общественный деятель. Произведения, принесшие славу — «Батальоны просят огня» и «Горячий снег». Автор участвовал в освобождении Украины и Чехословакии, так же воевал под Сталинградом. За свои множественные заслуги он был удостоен наградами. 
  5. Русский советский писатель Григорий Бакланов родился в Воронеже, учился в литературном институте. Во время войны поступил в армию добровольцем, закончил авиационный техникум и артиллерийское училище. Воевал в основном за рубежом СССР, получил тяжелое ранение. Творчество автора опиралось на события, пережитые в тяжелых сражениях. Повести «Девять дней», «Пядь земли», «Мертвые сраму не имут» описывают тяготы людей на фронте. 
  6. Михаил Шолохов — один из самых узнаваемых авторов военных лет. Обладатель Нобелевской премии по литературе, автор произведений «Тихий Дон» и «Поднятая целина». Они и принесли автору мировую известность. В годы войны Шолохов был военным корреспондентом. Все знают его знаменитый рассказ «Судьба человека».
  7. Виктор Некрасов — советский писатель, частник ВОВ. На фронте был полковым инженером, участвовал в битве за Сталинград. В 1946 году его повесть «В окопах Сталинграда» была признана одной из самых первых произведений, которое было написано особенно правдиво. Так же по сценарию писателя были сняты фильмы «Город зажигает огни» и «Неизвестному солдату» 
  8. Евгений Носов — представитель «деревенской» прозы. В 16 лет пережил фашистскую оккупацию, был свидетелем Курского сражения. в 1943 году ушел на фронт, а в 1945 году был ранен под Кённинсбергом. Носов в основном занимался самообразованием, а так же был слушателем литературных курсов при институте Горького. Носов выпустил много сборников рассказов и повестей. Лучшие рассказы — «Шумит луговая овсяница», «И уплывают пароходы, и остаются берега», «Где просыпается солнце», «Дом за триумфальной аркой». 
  9. Кондратьев Вячеслав — советский писатель и журналист. В 1939 году был призван в армию, его служба прошла на Дальнем Востоке. В 1943 году попал на фронт, не единожды получал тяжкие ранения, после чего остался инвалидом. Самые известные произведения —   «Борькины пути-дороги», «Отпуск по ранению», «На сто пятом километре», «На поле овсянниковском», «Привет с фронта», «Житье-бытье», «Встречи на Сретенке», рассказы 1980-х годов. «Знаменательная дата».
  10. 10.Любимец многих поклонников литературы — Даниил Гранин. Писатель прошел войну от начала до конца, воевал в пехотных и танковых войсках. Был удостоен многих наград и получил звание командира танковой роты. Получил широкую известность благодаря роману «Искатели». Гранин стал автором многих романов, очерков, рассказов. В последние годы жизни он стал писать мемуары.

Поэзия

Поэзия военного времени представлена знаменитыми авторами, стихи которых многие из нас знают наизусть. Они стали по-настоящему народными.

  1. Ярчайшим представителем военной лирики является Александр Твардовский. Начал писать стихи в раннем возрасте, писателю было около 14 лет. В 1939 году попал в ряды Красной Армии, а с началом войны стал военным корреспондентом. Самая известная поэма — «Василий Тёркин».
  2. Константин Симонов — русский советский писатель, во время войны служил корреспондентом. События, пережитые писателем во время войны, оставили большой отпечаток на его творчестве. Стихотворение «Жди меня» стало любимым многими людьми и остается таким по сей день. По сценариям писателя снято много известных фильмов.
  3. Алексей Сурков — первые стихи опубликованы в 1918 году. Служил конным разведчиком и пулемётчиком, был участником Гражданской войны. В основном писал патриотические стихи, восхищался силой советского народа. Издал множество стихотворных сборников — «На подступах к песне», «Солдаты октября», «Родина мужественных», «Рано-раненько» и многие другие.
  4. Еще один советский поэт, журналист и военный корреспондет — Семён Гудзенко. С самого раннего детства начал писать стихи. Добровольцем поступил на фронт, был пулемётчиком. Лучшим образом о нем отзывались его сослуживцы: «Семен был первым номером ручного пулемета и командиром отделения. Гудзенко многим спас жизнь, не раз выручал своих товарищей». Первая книга его стихов была выпущена в 1944 году, также он сочинил множество баллад. Выпущенные книги: «Закарпатские стихи», «Дальний гарнизон», «Битва» и другие.
  5. Павел Коган —  молодой поэт, погибший на фронте в 1942 году. Написал множество стихов, но ни одно из них не было опубликовано при жизни. Поэт был автором слов к песне «Бригантина». 
  6. Давид Самойлов — со школьной скамьи был вынужден отправиться на фронт. Служил в моторазведроте, был удостоен звания «старший сержант». В 1941 году опубликованы его первые стихи, а в 1958 году вышел первый сборник стихов — «Ближние страны». После выходили сборники: «Дни», «Перебирая наши даты», «Второй перевал».
  7. Друнина Юлия — советская поэтесса. Её лирика очень личная, наполненная переживаниями, но в то же время стихи переполнены любовью к родине. Когда началась война, поэтесса добровольна стала санитарной служащей. Также принимала участие в боевых действиях, служила в стрелковой дивизии, получала тяжелые ранения. Сборники стихов: «Я родом из детства», «Ветер с фронта», «Бабье лето» «Тревога» и другие.
  8. Ольга Берггольц — её голос стал символом победы. Пережила блокаду. Немного позже её передачи слушали все ленинградцы, веря в скорую победу. Первые стихи проявились в 1925 году, когда Ольге было 14 лет. Через 10 лет ее приняли в Союз писателей. Во времена война поэтесса работала на радио. «Предчувствие», «Бой», «Память» — в эти сборники вошли самые значимые стихи писательницы. 
  9. Знаменитейший поэт Эдуард Асадов — его перу принадлежит 47 книг и большое количество стихотворных сборников. Закончив школу, писатель ушел на фронт, служил в стрелковом подразделении. Получив тяжелое ранение, он остался слепым. Первый сборник стихов выпустил в 1951 году. Выделить из множества его стихов лучшее нельзя, все они подобны шедевру. 
  10. 10.Николай Майоров — еще школьником начал писать первые стихи. О его стихах отзывались: «Его поэтическая лирика, повествующая об искренней мужской любви, органична в этом поэтическом мире». В 1941 году ушел на войну и был политруком пулемётной роты. В 1942 году он был убит в бою на Смоленщине. Строки написанные поэтом:

…Мы были высоки, русоволосы,
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.
Когда б не бой, не вечные исканья
Крутых путей к последней высоте,
Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,
В столбцах газет, в набросках на холсте.
(Фрагмент стихотворения «Мы», дата неизвестна)

Автор: Ася Александрова

Метки: военная литературавоенная поэзиявоенная прозаЕГЭ по литературеподборка

Читайте также:

Введение

Тема Великой Отечественной войны занимает огромное место в литературе. Невиданные прежде по масштабам горе и отчаяние коснулись каждого человека, пришли буквально в каждый дом. Отечественные поэты и писатели, естественно, не могли остаться в стороне от этих событий. Они стремились запечатлеть страшные картины и, что еще более важно, передать память о случившемся будущим поколениям.

Петр Кривоногов. «Защитники Брестской крепости».

Петр Кривоногов. «Защитники Брестской крепости».

Среди прямолинейной агитационной литературы (которая тоже была необходима) изнемогающие на фронте и в тылу люди сразу же выделяли значительные, искренние, затрагивающие душу произведения. Их художественная сила и убедительность была обусловлена тем, что многие авторы сами воевали или были непосредственными свидетелями войны.

В посвященных Великой Отечественной войне произведениях воспевалась беззаветная любовь к Родине, ненависть к врагу, описывалась жестокость боев и невероятные размеры катастрофы, постигшей советский народ и весь земной шар. Сложился собирательный образ простого солдата, который ради Победы способен пойти на подвиг и пожертвовать своей жизнью.

Смертельная опасность, нависшая над страной, сплотила народ, заставила забыть о всех разногласиях. В области литературы это выразилось в том, что не принявшие советскую власть авторы отбросили политические убеждения и горячо поддержали справедливую борьбу СССР с фашистской Германией.

Поэзия военных лет

Военная тема заняла центральное место в творчестве советских поэтов. Самым значительным произведением стала поэма А. Т. Твардовского “Василий Теркин”, создававшаяся автором на всем протяжении войны.

Твардовский писал поэму, используя непосредственные наблюдения, сделанные на фронте. Разговорный язык, узнаваемые типичные ситуации, притягательность образа главного героя сразу же сделали ее очень популярной в рядах солдат. Василий Теркин – обычный парень, в котором можно узнать черты своего боевого товарища. Он никогда не теряет присутствия духа, твердо уверен в победе. Главный герой весел и добродушен, а в трудной ситуации, не раздумывая, пойдет на подвиг. Теркин – собирательный образ простого солдата и образец для поведения.

Каждую новую главу поэмы с нетерпением ждали на фронте. Это произведение действительно воодушевляло бойцов и поддерживало в них веру в самых трудных ситуациях.

Твардовским было написано еще немало стихотворений о войне: “Позарастали стежки-дорожки…”, “Огонь”, “Иван Громак” и др. Среди них можно выделить основанное на реальной истории В. Бросалова произведение “Я убит подо Ржевом”.

В годы войны широкой известностью пользовались стихотворения К. М. Симонова: “Жди меня, и я вернусь”, “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины”, “Сын артиллериста” и др. В 1942 г., потрясенный увиденными на фронте ужасами, Симонов написал одно из самых жестких и бескомпромиссных произведений о войне – “Убей его!” (“Если дорог тебе твой дом”).

А. А. Ахматова, которой советская власть причинила немало страданий и унижений (расстрел мужа, заключение сына, запрет на публикацию), оставалась верна своей любви к Родине. Поэтессой был создан цикл “Ветер войны”, в котором можно выделить знаменитое стихотворение “Мужество”.

Б. Пастернак, который также не испытывал особых симпатий к советской власти, откликнулся на войну в стихотворениях “Страшная сказка”, “Ожившая фреска”, “Весна”.

Проза в годы войны

С самых первых дней Великой Отечественной войны в печати стали появляться документальные рассказы и очерки, созданные военными корреспондентами или писателями, добровольно отправившимися на фронт. Это были живые свидетельства очевидцев, которые поражали читателей своей беспощадной правдой. Широкую известность обрели произведения К. Симонова (“Русские люди”, “Жди меня”, “Дни и ночи”).

С коротких очерков (“На Дону”, “Военнопленные”, “Первые встречи”) начал описывать войну и признанный классик советской литературы, автор “Тихого Дона” и “Поднятой целины” – М. А. Шолохов. В роли военного корреспондента писатель уже в июле 1941 г. прибыл на фронт.

В 1942 г. был опубликован рассказ Шолохова “Наука ненависти”, основанный на реальных событиях. История лейтенанта Герасимова об ужасах фашисткой оккупации и жизни в плену просто шокирует. Чудом выживший фронтовик завершает свой горький рассказ твердыми словами: “Если любовь к Родине хранится у нас в сердцах… то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков”.

В 1943 г. Шолохов начинает работу над романом “Они сражались за Родину”, который, к сожалению, остался незавершенным. Однако даже в неоконченном виде роман стал одним из самых значительных произведений о Великой Отечественной войне. На фоне непрерывных яростных боев показаны образы трех главных героев: Лопахина, Звягинцева и Стрельцова. Это самые обычные люди (шахтер, комбайнер и агроном), которые по первому зову встали на защиту Родины. Писатель хотел показать, что вся тяжесть войны лежала на плечах рядовых солдат. Им же принадлежала главная заслуга в избавлении человечества от фашизма.

Послевоенная литература

После Великой Отечественной войны одним из первых значительных произведений стала “Повесть о настоящем человеке” Б. Полевого (1946 г.). Повесть основана на реальной истории подвига летчика А. П. Маресьева, который смог вернуться в военную авиацию после ампутации обеих ног. Автор познакомился с героем на фронте. Повесть, по сути, является художественным переложением рассказа Маресьева о своей нелегкой судьбе. Полевой изменил лишь одну букву в фамилии главного героя – Мересьев.

С рокового поражения в воздушном бою начинается трудное восхождение летчика к “званию” ” настоящего человека”. Каждый прожитый день Алексея является подвигом: путь по лесу с искалеченными ногами, упорные тренировки на протезах, бесконечные “хождения по инстанциям”.

Возвращение Мересьева в боевой строй, освоение новейшего истребителя и первые победы над врагом символизируют торжество несгибаемой воли и непреклонность характера. Именно эти качества “настоящего человека”, по мнению автора, помогли советскому народу выстоять и одержать победу в войне.

В 1957 г. был опубликован рассказ М. А. Шолохова “Судьба человека”, в котором писатель продолжил тему, начатую в “Науке ненависти”. В основе произведения также лежит история, рассказанная автору фронтовиком.

На этот раз повествование охватывает и подробно освещает большой временной промежуток из жизни главного героя – Андрея Соколова. Переломным моментом в его судьбе стали война и фашистский плен. В нечеловеческих условиях Соколов остается в живых благодаря надежде на встречу с семьей и вере в победу. Он находит в себе силы для побега, но дома его ждет страшная весть о гибели жены и дочерей. Последним ударом судьбы становится смерть сына 9 мая 1945 г. Душа Соколова черствеет от горя. Новая жизнь для Андрея начинается после встречи с бездомным мальчиком Ваней и его “усыновления”.

Главной задачей Шолохова было показать несгибаемый характер русского человека, его настойчивость, решительность и веру в лучшее. Эти качества помогли советскому народу и в мирное время, когда пришлось поднимать лежащую в руинах страну.

Одним из самых популярных произведений о Великой Отечественной войне до сих пор остается дважды экранизированная повесть Б.Л. Васильева “А зори здесь тихие…” (1969 г.). Пять молодых советских зенитчиц во главе со старшиной Васковым вступают в борьбу с отрядом профессиональных немецких диверсантов. Победа достается слишком дорогой ценой: все девушки трагически погибают.

Кульминационная сцена повести – разговор Васкова со смертельно раненой Ритой Осяниной:

 – Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?

 – А мы ее [Родину] защищали.

Военная тема прочно вошла в советскую литературу. Слишком свежи были воспоминания об этих страшных годах. Среди поэтов Великой Отечественной войне посвящали стихотворения К. Симонов, Б. Окуджава, Е. Евтушенко и многие другие.

В СССР постоянно появлялись новые повести и романы о войне: “В окопах Сталинграда” (1946 г.) В. Некрасова, “Убиты под Москвой” (1963 г.) К. Воробьева, “В августе сорок четвертого” (1974 г.) В. Богомолова и др.

Перестройка и гласность дали возможность свободно обсуждать ранее запрещенные темы. К сожалению, это привело к тому, что на книжный рынок хлынул мутный поток “разоблачительной” литературы о Великой Отечественной войне. Писатели такого типа стремились и стремятся до сих пор всячески очернить подвиг народа и затушевать значение Великой Победы.

Продолжаются дискуссии вокруг романов “Жизнь и судьба” В. Гроссмана и “Прокляты и убиты” В. Астафьева. Одни называют эти книги настоящей “солдатской правдой”, другие – грязной клеветой и предательством по отношению ко всем ветеранам Великой Отечественной войны.

Даниил Романович | Просмотров: 11.7k

  • Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
  • 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.

Литература периода Великой Отечественной войны

Хронологически литература Великой Отечественной войны началась задолго до 22 июня 1941 года. В литературе второй половины 1930-х годов появились первые упоминания о надвигающейся войне, она стала главной темой пропаганды, что привело к появлению так называемой «оборонной» литературы.

В литературе этого времени можно выделить два противоположных подхода, которые трансформировались и видоизменялись. В первом случае основным лейтмотивом поэзии и прозы, песен и кино того времени стало восхваление армии Советского союза, которая за считанные часы приведет потенциального противника к сокрушительному поражению. Во втором случае противники первого подхода раскрывали правду о том, что советская армия не так умела и могуча, как о ней говорят с политических трибун.

Отдельную группу молодых писателей в то время составляли студенты Литературного института им. Горького, ИФЛИ, Московского университета. Сами себя они называли поколением сорокового года, а после войны их все чаще упоминают как фронтовое поколение. Основной темой их творчества стал мотив жертвенности, появление этого мотива вызвано приближающейся тяжелой, кровопролитной войной. Для многих из них он стал пророческим, они сложили головы на поле боя за свою родину. Этот мотив стал для многих писателей преградой к печати в журналах и газетах, так как все они были нацелены на прославление легких и быстрых побед.

Проза периода Великой Отечественной войны

Особое место в военной литературе занимают газеты, среди них «Красная звезда», «Правда», газета Южного фронта «Во славу Родины», газета Западного (потом 3-го Белорусского фронта) «Красноармейская правда». Среди писателей, писавших для этих газет, И. Эренбург, А. Платонов, А. Толстой, А. Фадеев, А. Твардовский и другие. Газета стала посредником между писателем и читателем, при этом значительно влияя на литературный процесс. Первые литературные рассказы появились на страницах «Красной звезды» в январе 1942 года, после этого в газетах все чаще стали появляться стихи и поэмы, рассказы и повести.

Одним из писателей, неустанно боровшихся на литературном фронте, был Илья Эренбург. В творчестве того времени у Эренбурга преобладала публицистика – статьи, эссе. В своих произведениях писатель использовал как свои собственные впечатления и наблюдения, так и свидетельства очевидцев, показания пленных, документы и письма. Основной чертой его творчества был лаконизм. В своих произведениях он использовал контрастное сопоставление, резкий переход от частного к обобщению, от жестокой иронии к сердечной нежности, от гневного обвинения к вдохновляющему призыву.

Наравне с Эренбургом во время войны работал и Константин Симонов. В своих очерках Симонов чаще всего повествует о том, чему был свидетелем сам или рассказывает историю человека, с которым ему довелось встретиться на войне. В его очерках, как правило, имеет место психологический портрет героя – чаще всего это обыкновенный солдат или офицер, который служит на первой линии фронта. Симонов отмечает жизненные обстоятельства, повлиявшие на формирование его личности, в подробностях рассказывает о бое, в котором его герой выделился, но основное внимание сконцентрировано на буднях войны.

Среди писателей Великой Отечественной войны также отличился Василий Гроссман, побывавший в Сталинграде и Андрей Платонов. Сталинградские очерки Гроссмана стали вершиной его творчества. Среди героев его произведения особенно выделяются два воина, которых он встретил во время Сталинградской битвы. Двадцатилетний снайпер Чехов и сапер Власов стали настоящим воплощением самых главных черт народного характера. В произведениях Платонова борьба с фашизмом представлена как битва «одухотворенных людей» против «неодушевленного врага», как битва добра и зла, света и мрака.

Поэзия периода Великой Отечественной войны

Поэзия военного периода сделала все, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах донести до каждого человека его ответственность за судьбу народа и страны. Вера в несомненную справедливость войны пронизывала поэзию этого периода, что можно заметить в стихотворениях «Победитель» Б. Пастернака, «Итальянец» М. Светлова. И даже те, кто негативно относился к большевикам и советской власти, после начала войны заняли патриотическую позицию, как, например, Анна Ахматова в своем стихотворении «Мужество».

Необычайной популярностью в годы войны пользовалась поэзия Константина Симонова, что вызвано необычной способность, помочь читателю прочувствовать и осознать сдвиги массового сознания. Ведь перед лицом огромной беды все кажется иным: и жизненные правила, и смерть, и дружба, и любовь.

Большие изменения коснулись образа Родины в поэзии, который стал центральным в произведениях того времени. Например, в «Песне о Родине» В. Лебедева-Кумача, написанной в 1935 году, о Родине говорится торжественно и величаво, звучит восхищение ее просторами, лесами и реками. В то время как в военном стихотворении К. Симонова «Родина», возникает принципиально иной образ Родины. Здесь она предстает маленьким «клочком земли», где родился человек. Все меняется, теперь не человек находится под заступничеством Родины, а она нуждается в человеке и его защите.

По оценкам современных литераторов лучшими поэтическими произведениями военных лет были поэма «Василий Теркин» А. Твардовского, «Землянка» А. Суркова, «Жди меня» К. Симонова. Оба стихотворения были написаны в 1941 году и несут в себе признание, потрясенной трагическими событиями того времени, души. Именно любовная лирика в то время пользовалась необычайной популярностью.

Драматургия периода Великой Отечественной войны

В годы войны театр оказался в самом тяжелом положении, сказалось отсутствие современного репертуара. Однако за годы войны было написано множество пьес, среди которых особенно выделялись «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Дракон» Е. Шварца.

Пьеса К. Симонова «Русские люди» — это попытка осмыслить опыт фронтовой жизни самого писателя. В основе сюжета стандартная ситуация для многих произведений того времени – герои пьесы сражаются в окружении, отрезанные от основных сил армии. Однако в отличие от других произведений, Симонов подчеркивает, что, несмотря на все пережитое, у его героев впереди тяжелая и долгая война. Главные герои пьесы не профессиональные военные, а простые труженики вынужденные взяться за оружие: пожилой фельдшер, столичный журналист, девятнадцатилетняя девушка-шофер, бывший штабс-капитан.

Пьеса Шварца «Дракон» является сказкой. При написании этого произведения он использовал фольклорные и литературные мотивы и сюжеты, переосмысливая сказочных персонажей, он вкладывал в них свой собственный смысл.

  • Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
  • 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Литература в условиях единого государственного экзамена
  • Литература для подготовки к егэ по обществознанию
  • Литература для подготовки к егэ по математике профиль
  • Литература в условиях егэ иоффе
  • Литература для подготовки к егэ по математике 2022

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии