Литература егэ аргументы к 16 заданию

любовь

Название стихотворения Кратко особенности раскрытия темы
А.С.ПушкинПушкин
К***(« Я помню чудное мгновенье…»ТЕКСТ Гимн любви, женской красоте. Любовь как счастье, наслаждение, божество. Любовь даёт силы и радость , вдохновение. Любовь не умирает, она может возродиться снова через много лет, для неё нет временных границ.«Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты»,- именно такой стала для героя любимая. Жизнь без её любви была полна «мрака заточенья», дни «тянулись тихо».Появилась она — и сердце снова «бьётся в упоенье», воскресли всё —  «и жизнь, и слёзы, и любовь».
«На холмах Грузии лежит ночная мгла…»ТЕКСТ Любовь для  поэта -чувство, способное сделать его счастливым. Любовь — это основа жизни, сердце просто не может не любить. Вся душа полна любовью. И пусть иногда бывают  минуты грусти и печали, любовь способна сделать человека счастливым.

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

«Я вас любил…»ТЕКСТ Поэт пишет о силе любовного чувства, которое  ещё не угасло в душе поэта. И хотя любовь оказалась невзаимной, лирический герой желает любимой только счастья и любви. Он хочет уберечь любимую от своих бед и печалей, тревог и сомнений. Пусть другим, но женщина должна быть любима. Бескорыстность, искренность чувств поражают читателей  в данном стихотворении.

Я вас любил так искренно, так нежно,К

ак дай вам Бог любимой быть другим

М.Ю.ЛермонтовЛермонтов

«Нищий»ТЕКСТ Стихотворение о безответной любви. Горе, слёзы и тоску принесло  любовное  чувство лирическому герою Обманутые надежды  сделали его несчастным. Тоска, грусть пронизывают всё стихотворение. Сравнение с нищим, получившим вместо подаянья камень, подчёркивает безразличие и даже бессердечность женщины, которую герой так любит.

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою.

«Из-под таинственной, холодной полумаски…»ТЕКСТАнализ стихотворения Поэт пишет о любви в далёком прошлом, в пору юности, когда он радовался милому голосу любимой, восхищался «пленительными глазками» .Каким же счастливым он был тогда.! Но прошло время, годы разлучили влюблённых. Однако он снова и снова слышит её голос в душе, вспоминает прекрасные минуты, надеется увидеться  с нею хотя бы просто друзьями. Стихотворение о безвозвратно ушедшей любви, но такой прекрасной.

И всё мне кажется: живые эти речи

В года минувшие слыхал когда-то я.

«Нет, не тебя так пылко я люблю…»ТЕКСТ Стихотворение о безвозвратно ушедшей любви. Память о ней лирический герой хранить в своём сердце. Помнит страданье, которое принесло ему это чувство. Прошли годы, и никто уже не может возродить в его душе любовь, потому что герой в чертах женщин ищет те, далёкие , угаснувшие очи, уста, давно уже немые. Горечь , страдание приносит воспоминание о прошедшей любви.

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Ф.И.Тютчевтютчев
«О, как убийственно мы любим…»ТЕКСТ Стихотворение наполнено печали, грусти, раскаяния от того, что лирический герой принёс столько страданий любимой. Быстротечное чувство со стороны героя стало трагедией для женщины. Отчаяние поселилось в её душе. Началась «жизнь отреченья, жизнь страданья». Презренье толпы привело к тому, что «очарование ушло», исчезла «улыбка уст и блеск очей». Любовь , приведшая к несчастью, «убийственная любовь»- вот какими были чувства человека, которому так поверила женщина.

Мы  то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

«К.Б.(Я встретил вас – и всё былое…)»ТЕКСТ 

АНАЛИЗ стихотворения

Любовь не умирает, если она настоящая. Пусть проходят годы, но так же прекрасна любимая, то же в ней «очарованье», та ж в душе любовь. Встретившись после долгой разлуки, любящие когда-то друг друга люди вновь испытали сильное чувство. Такой теплотой повеяло в душе! Снова жизнь заговорила, снова захотелось глядеть на любимую «как бы во сне». Любовь – это жизнь, она способна возрождать снова и снова человека.

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!

«Она сидела на полу…»ТЕКСТ Почему так часто столько обид , горя, страдания мы приноси  самым любимым людям? Лирический герой любит возлюбленную, но не способен ей дать полного счастья. Он видит, как она страдает, как с горечью сжигает его письма — последние ниточки, связывающие её с любимым. В них было столько любви, радости, столько пережитого вместе. И всё осталось в прошлом. Ничего нельзя изменить. Любовь — это страдание, мука. Она способна принести столько горя даже любящим друг друга людям.

О, сколько жизни было тут, 

Невозвратимо пережитой!

О, сколько горестных минут,

 Любви и радости убитой!..

А.А. Фетфет

«Шёпот, робкое дыханье…»ТЕКСТ 

АНАЛИЗ стихотворения

Поэт описывает мгновенье любви, приносящее столько счастья. Хочется, чтобы оно продлилось как можно дольше. Не нужно движение вокруг, всё словно застыло в этой удивительной минуте наслаждения, когда шёпот и робкое дыханье любимой можно слышать без конца, любоваться изменениями «милого лица». Любовь- это слёзы радости и счастья.

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!..

«Сияла ночь. Луной был полон сад. …»ТЕКСТ 

АНАЛИЗ стихотворения

Лирический герой вспоминает прошедшую любовь, чувства, испытанные когда-то, словно вновь охватили его душу. Хотелось жить, любить, обнять. Любовь сохранилась через многие годы. Забылись прежние обиды. Снова хотелось любить, обнять. Любовь как высшее наслаждение, как счастье. Любовь, способная возродится через многие годы — именно о ней писал автор. Годы без любви — «томительные и скучные». Любовь – это жизнь.

И так хотелось жить, чтоб, звуки не роняя,

Тебя любить, обнять, и плакать над тобой.

«Ещё майская ночь».ТЕКСТ 

АНАЛИЗ стихотворения

Весна — возрождение природы. Именно весной так остро чувствуется желание любить и быть любимым. Красота майской ночи словно дарит любовь, которая снова вот-вот поселится в душе лирического героя. Он томится желанием любви, всё вокруг ему кажется таким прекрасным. Ожидание сильного чувства, надежда на его появление — один из  мотивов  стихотворения.

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Н.А.Некрасовнекрасов
«Я не люблю иронии твоей…»ТЕКСТ Любовь, к сожалению, порой бывает быстротечна. Именно о такой пишет автор. Ещё остаток чувств сохранился, но развязка близка.

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска.

Горько и тяжело сознавать, что любовь уходит. В прошлом — нежность, мечты, тревоги ,ревность. Лирический герой просит любимую хоть на немного продлить свидание.

«Мы с тобой бестолковые люди…»ТЕКСТ Ссоры свойственны всегда человеческим отношениям. Часты они и среди любящих людей. Лирический герой просит свою возлюбленную не держать обиды в душе, высказывать всё, что тревожит и мучит её. Ведь и в любви, к сожалению, бывает « проза», так надо сделать так, чтобы и в ней находить долю счастья. Любовь нужно беречь, стремиться сохранять её — это один из мотивов стихотворения.

После ссоры так полно, так нежно

Возвращенье любви и участья.

«Признание…»ТЕКСТ Любовь может прийти к человеку в самые разные периоды его жизни. Прекрасно, когда он молод, полон сил. А что делать, если жизнь уже почти прожита, а огонь любви в груди горит с не меньшей  силой? Если она — молода, красива, да и любит другого? О такой безответной любви, о признании,  горечи об ушедшей молодости это стихотворение. Нельзя вымолить любовь. Герой понимает это, но всё же просит и просит свою любимую ответить ему тем же чувством.

Полюби, не отвергая,
Так, как я тебя люблю!

Примечание

  • В задании № 16 необходимо привести два примера по определённой теме.
  • Ответы должны быть короткими — по 5-7 предложений, не более, Но в них необходимо передать те мысли автора, которые потом помогут вам сравнить или сопоставить данное стихотворение с тем, о  котором идёт речь в заданиях 10-15.
  • Было бы замечательно, если в ответе вы использовали бы цитаты из текста. Я выделила их в таблице, постарайтесь их выучить.
  • Данная подборка материала поможет вам, ребята,  подобрать необходимые аргументы по теме любви.
  • Здесь представлены стихи поэтов 19 века. Готовится статья по поэзии 20 века по этой теме.
  • Если есть какие-то замечания, уточнения, предложения — пишите на почту, буду рада ответить вам.

Вернуться к странице  «Материал к заданиям 10.1 — 10.2,  11″.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Произведения русской литературы 19-го – 20-го вв., где природные явления выступают как знамения грядущих событий.

Произведение

Образ

Что символизирует

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Буран

Начало пугачёвского бунта

А.Н.Островский «Гроза»

Гроза

Небесная кара для Катерины, наказание Господне

А.А.Блок «Двенадцать»

Метель

Революцию

М.А.Булгаков «Белая гвардия»

«Красный дрожащий Марс»

Войну, кровопролитие, страдание, смерть

М.А.Шолохов «Тихий дон»

Чёрное небо и чёрное солнце

Глубину горя героя(Григория), который со смертью Аксиньи утрачивает волю к жизни, предвещают его гибель.

     

Произведения русской литературы, в которых нашли отражение судьбы простых солдат.

Произведение

Герой

Краткая характеристика

«Судьба человека» (М.Шолохов)

Андрей Соколов

Соколову пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена. Он пытался бежать, но неудачно, расправился с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира.

Не уронил Андрей достоинство советского человека в поединке с комендантом концлагеря. Хотя Соколов был измучен, истощён, обессилен, но всё-равно был готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что поразил этим даже фашиста. Андрею все же удается бежать, он снова становится солдатом

«Война и мир» (Л.Н.Толстой)

Платон Каратаев

Это солдат Апшеронского полка, которого Пьер встретил в плену. Каратаев — воплощение «всего русского, доброго и круглого», патриархальности, смирения, непротивления, религиозности. Платон- добрый, мягкий, ласковый, добродушный человек.

Судьба Каратаева заканчивается трагично. Во время переходов его пристреливают конвоиры-французы

«Война и мир» (Л.Н.Толстой)

Капитан Тушин

Капитан Тушин — маленький, внешне невзрачный человек. Но писателю важна его внутренняя красота. Рисуя Шенграбенское сражение, Толстой показывает, как война может способствовать проявлению самых лучших качеств людей. Перед боем Тушин размышляет о смерти, не скрывая, что смерть страшит его прежде всего неизвестностью: «Боишься неизвестности, вот чего. Как там ни говори, что душа на небо пойдет… ведь это мы знаем, что неба нет, а есть атмосфера одна». В это время недалеко от балагана упало ядро, и «маленький Тушин с закушенною набок трубочкой» сразу же бросился к солдатам, уже не думая о смерти. Именно робкий, «домашний» Тушин взял на себя инициативу во время Шенграбенского сражения. Он нарушил диспозицию и выполнил то, что ему казалось единственно правильным: «действие забытой батареи Тушина, успевшего зажечь Шенграбен, останавливало движение французов». Так капитан совершил духовный подвиг, спас людей.

«Сашка» (В.Кондратьев)

Сашка

Этот человек, несмотря на юный возраст, относится к своей службе со всей серьезностью. Для него главным в жизни является защита Родины, он исполняет свой долг, руководствуясь уже сложившимися жизненными ценностями. Сашке присуще чувство жалости, сострадания. Он для других готов сделать то, чего никогда не сделал бы для себя. Уже в начале произведения Кондратьев показывает нам героизм молодого бойца: Сашка, рискуя жизнью, отправляется за валенками для своего товарища. Начинается обстрел. Каждую секунду жизнь главного героя висит на волоске. Но он с честью проходит выпавшее на его долю испытание.

отношения к современной ему эпохе.

Автор

Стихотворение

Цитаты из стихотворения

А.А.Блок

«Рожденные в года глухие…»

«…Мы — дети страшных лет России —

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы —

Кровавый отсвет в лицах есть…»

А.А.Ахматова

«Август 1940»

«Когда погребают эпоху,

Надгробный псалом не звучит,

Крапиве, чертополоху

Украсить ее предстоит….»

Б.Л.Пастернак

«Нобелевская премия»

«Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу ходу нет…»

«…Но и так, почти у гроба,

Верю я, придет пора —

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра…»

Б.Л.Пастернак

«Перемена»

«…И я испортился с тех пор,

Как времени коснулась порча,

И горе возвели в позор,

Мещан и оптимистов корча.

Всем тем, кому я доверял,

Я с давних пор уже не верен.

Я человека потерял

С тех пор, как всеми он потерян…»

произведение

между кем была дуэль

причина дуэли

отрывки

итог

«Евгений Онегин» А.С.Пушкин

Ленский и Онегин

Любовный конфликт (из-за Ольги)

« Еще не целя, два врага

Походкой твердой, тихо, ровно

Четыре перешли шага,

Четыре смертные ступени.

Свой пистолет тогда Евгений,

Не преставая наступать,

Стал первый тихо подымать.

Вот пять шагов еще ступили,

И Ленский, жмуря левый глаз,

Стал также целить — но как раз

Онегин выстрелил…»

(Глава VI — Строфа XXIX, XXX, XXXI)

Ленский убит

«Капитанская дочка» А.С.Пушкин

Швабрин и Гринёв

Любовный конфликт (из-за Маши)

«Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника. Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся, и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке……. В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств.» (Глава IV. Поединок)

Ранение Петра Гринёва

«Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов

Грушницкий и Печорин

Любовный конфликт (из-за Мери)

«Грушницкий стал против меня и по данному знаку начал поднимать пистолет. Колени его дрожали. Он целил мне прямо в лоб…

Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, повернулся к своему секунданту.

Не могу, — сказал он глухим голосом.

Трус! — отвечал капитан.

Выстрел раздался. Пуля оцарапала мне колено. Я невольно сделал несколько шагов вперед, чтоб поскорей удалиться от края.

Стреляйте! — отвечал он(Грушницкий), — я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…

Я выстрелил…

Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва.» («Княжна Мери» , 16-го июня)

Грушницкий убит

«Отцы и дети» И.С.Тургенев

Базаров и П.П.Кирсанов

Идейный конфликт

«Базаров тихонько двинулся вперед, и Павел Петрович пошел на него, заложив левую руку в карман и постепенно поднимая дуло пистолета… «Он мне прямо в нос целит, — подумал Базаров, — и как щурится старательно, разбойник! Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов…» Что-то резко зыкнуло около самого уха Базарова, и в то же мгновенье раздался выстрел. «Слышал, стало быть ничего», — успело мелькнуть в его голове. Он ступил еще раз и, не целясь, подавил пружинку.

Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку. Струйка крови потекла по его белым панталонам.

Базаров бросил пистолет в сторону и приблизился к своему противнику.» (XXIV глава)

П.П.Кирсанов ранен

«Война и мир»

Долохов и Пьер Безухов

Защита чести и достоинства

«При слове три Пьер быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки и шагая по цельному снегу. Пьер держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо, боясь, как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад, потому что ему хотелось поддержать ею правую руку, а он знал, что этого нельзя было. Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро взглянул на Долохова и, потянув пальцем, как его учили, выстрелил. Никак не ожидая такого сильного звука, Пьер вздрогнул от своего выстрела, потом улыбнулся сам своему впечатлению и остановился. Дым, особенно густой от тумана, помешал ему видеть в первое мгновение; но другого выстрела, которого он ждал, не последовало. Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из-за дыма показалась его фигура. Одною рукою он держался за левый бок, другой сжимал опущенный пистолет…» (Том 2. Часть 1. Глава V)

Долохов ранен

Статьи

Среднее общее образование

Литература


Предлагаем вашему вниманию разбор 16 задания по литературе к ЕГЭ 2019 с комментариями

03 октября 2018

Разбор заданий демоверсии ЕГЭ – 2019 по литературе

Помните: указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый можно достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст), укажите названия произведений и фамилии авторов исопоставьте произведения с предложенным текстом в заданномнаправлении анализа.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Задание 16

В каких произведениях русских поэтов звучит тема Родины и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Блока «Россия»?

Ответ на данный вопрос целесообразно начать с небольшого вступления, обобщив имеющие представления о раскрытии данной теме в русской лирике.

Старайтесь оперировать литературоведческими терминами.

Требования к выполнению задания 16
  1. Названо первое произведение, и указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена (2 балла).
  2. Названо второе произведение, и указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена (2 балла).
  3. Для аргументации тексты двух выбранных произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют (4 балла).
  4. Отсутствуют логические, речевые ошибки (2 балла).

Максимальная оценка – 10 баллов.

Примерный образец сочинения

Вступление:

«Тема Родины раскрывается в творчестве многих поэтов: Тютчева, Лермонтова, Пушкина, Есенина. В своих стихотворениях русские лирики выразили самое главное– любовь к России. Этим чувством проникнуто описание морозного зимнего утра у Пушкина. Отчаянную тоску по родине слышим мы в прощальных строчках стихотворения Лермонтова «Прощай, немытая Россия!» Влюбляемся в страну березового ситца, читая стихотворения Есенина о родном крае».

Далее переходим к сопоставлению стихотворений. На примере одного стихотворения можно выявить сходства, на примере другого стихотворения – различия.

Необходимо выбрать направление анализа и проследить проявление сходных и отличительных признаков на разных уровнях: от идейного звучания до языкового оформления.

В стихотворении Тютчева «Умом Россию не понять» также, как и в стихотворении Блока, утверждается вера в Россию, страну загадочную и непонятную. По мнению Тютчева, этому есть объяснение:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить
У ней особенная стать

Совсем иначе тема родной страны раскрывается в творчестве Лермонтова. «Люблю Россию я, но странною любовью», – так он начинает стихотворение «Родина».

В этом произведении поэт пытается понять природу своих патриотических чувств. Он подходит к этому рационалистически, заявляя: «Не победит её рассудок мой». По мнению Лермонтова, «умом любить Россию нельзя». Однако нельзя сказать, как он сам к этому относится.

Интересно, что Тютчев пишем о том же самом, но именно это вызывает его восхищение Россией (умом Россию не понять). А эмоциональное состояние Лермонтова спокойное, даже нейтральное. В стихотворении встречается только одно восклицательное предложение (первое). (Для сравнения: Стихотворение Блока более эмоционально: три строфы заканчиваются восклицательными знаками, в конце оставшихся трёх строф – многоточие, что свидетельствует либо о задумчивости, либо о душевном волнении) Лермонтов занимает позицию стороннего наблюдателя и в результате делает следующее признание: «Но я люблю, за что не знаю сам».

Главное отличие стихотворение «Родина» от стихотворения Блока «Россия» в следующем: Лермонтов пытается спокойно разобраться в своих собственных чувствах к родной стране, а патриотические чувства Блока утверждают в читателе светлое чувство веры в Россию.

Таким образом, тема Родины звучит в русской поэзии по-разному в зависимости от того, что каждый поэт вкладывает в слово «Россия».

ЕГЭ-2020. Литература. Задания, ответы, комментарии

ЕГЭ-2020. Литература. Задания, ответы, комментарии

В книге содержатся материалы для успешной сдачи ЕГЭ: краткие методические комментарии по всем темам, задания разных типов и уровней сложности, тренировочные варианты ЕГЭ, словарь литературоведческих терминов, а также ответы ко всем заданиям. Учащимся не придется искать дополнительную информацию в Интернете и покупать другие пособия. В данной книге они найдут все необходимое для самостоятельной и эффективной подготовки к экзамену.

Купить

Аргументы для выполнения заданий с развернутым ответом по литературе

05.03.2017

В файле представлена подборка аргументов для выполнения заданий с развернутым ответом на ЕГЭ по литературе:

  • 8 задание
  • 9 задание
  • 15 задание
  • 16 задание

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Сохранить ссылку:

Комментарии (0)
Добавить комментарий

Добавить комментарий

Комментарии без регистрации. Несодержательные сообщения удаляются.

Имя (обязательное)

E-Mail

Подписаться на уведомления о новых комментариях

Отправить

27.02.2022 — на форуме сайта закончена работа над сочинениями 9.2 по сборнику текстов ОГЭ 2022 года И.П.Цыбулько. Подробнее >>

23.01.2022 — на форуме сайта закончена работа над сочинениями 9.3 по сборнику текстов ОГЭ 2022 года И.П.Цыбулько. Подробнее >>

16.05.2021 — на Форуме сайта закончена работа по написанию сочинений 9.2  по сборнику С.Ю.Ивановой «ОГЭ-2021» Подробнее >>

08.03.2021 — На форуме сайта завершена работа над сочинениями по сборнику текстов ЕГЭ 2020 года под редакцией С.Ю.Ивановой. Подробнее >>

01.03.2021 — На сайте завершена работа по написанию сочинений по текстам ОГЭ 2020 с сайта ФИПИ. Подровбнее >>

07.02.2021 — На Форуме сайта закончена работа по написанию сочинений по сборнику С.Ю.Ивановой «Сдавай ЕГЭ на все 100!» Ссылка >>

27.12.2020 — Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

31.12.2019 — На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько». Подробнее >>

10.11.2019 — На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 — На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 — На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 — Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

ВСЕ НОВОСТИ (архив новостей сайта) >>


Сравнение и анализ прозы


В ходе выполнения шестнадцатого задания ЕГЭ по литературе ученику предстоит ответить на один вопрос, связанный с русской классической прозой. В отличие от прошлого задания, вопрос основан не только на приведенном стихотворении, а на сравнительном анализе его с другими произведениями отечественных поэтов.  В вопросе чаще всего требуется указать, какие авторы также обращались к теме указанного произведения, обосновать свой выбор и провести небольшое сравнение. Ответ должен состоять из 4-8 предложений; если у вас получается больше, и вы при этом не «льете воду» – можно писать больше. Приветствуется цитирование отрывков стихотворений по памяти, но если его нет – баллы не снимаются.

Система оценок

За данное задание можно получить 4 балла. Критерии его проверки аналогичны с критериями оценивания к заданию 14:

4 балла ставят, если в ответе ученик опирается на позицию автора, упоминает не менее двух литературных произведений, приводя грамотные аргументы в объяснение их выбора и не допуская ни одной фактической ошибки. В случае, если выпускник приводит объяснения выбора не каждого произведения, либо допускает 1 фактическую ошибку, он получает 3 балла. 2 балла можно получить, если указать лишь одно произведение с обоснованием его выбора либо допустить 2 фактические ошибки. Если в ответе нет опоры на авторскую позицию, либо приведены 2 произведения, но без объяснения выбора, либо допущено 3 фактических ошибки – ставят 1 балл. В 0 баллов оценивается ответ, не относящийся к теме вопроса, а также ответ, в котором допущено 4 и больше фактических ошибки.

Произведение, по которому задается вопрос, в экзаменационной работе соответствует произведению из задания №15, поэтому в разборе мы не дублируем тексты стихотворений.


Разбор типовых вариантов заданий №16 ЕГЭ по литературе


Первый вариант задания

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской по­э­зии со­дер­жит­ся фи­ло­соф­ское осмыс­ле­ние по­этом соб­ствен­но­го бытия и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с пуш­кин­ской «Элегией»?

В философской лирике многих поэтов часто затрагиваются вечные проблемы бытия: проблема добра и зла, правды и лжи, смерти, вечности, человеческой жизни и ее смысла. Тема осмысления собственного бытия также является центральной в произведении А. С. Пушкина «Элегия» – в нем говорится, что, несмотря на все тяжелые страдания и постоянные заботы, в жизни есть наслаждения и прекрасные мгновения. Лирический герой стихотворения принимает жизнь, невзирая на все ее сложности. Мотив переосмысления бытия звучит и в лирике С. А. Есенина, например, в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу». Лирический герой, подобно пушкинскому в первой строфе «Элегии», думает о прожитых годах, чувствуя некоторую печаль, однако он все равно счастлив, что прожил эту жизнь: «И на этой на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил».


Второй вариант задания

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит лю­бов­ная тема и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию А. А. Фета?

Тема любви нередко встречается в стихотворениях русских классических поэтов. Особенно часто к ней обращались А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Блок, С. А. Есенин. Любовь в их произведениях предстает как нечто, данное свыше и преобразующее человека. Такую любовь можно встретить, например, в стихотворении А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» или в произведении А. А. Блока «Незнакомка». Лирический герой стихотворения А. Фета благодаря любви может чувствовать во всем прекрасное; так же возвышающе и очищающе любовь действует на героев А. С. Пушкина и А. А. Блока.


Третий вариант задания

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит тема твор­че­ства и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию Д. С. Самойлова?

Тема поэта и поэтического творчества часто затрагивалась русскими поэтами разных времен: А. С. Пушкиным, А. А. Ахматовой, Б. Пастернаком, М. В. Цветаевой. Д. С. Самойлов считает, что стихи рождаются после потрясений и страданий. Также считает и А. А. Ахматова, в одном из своих произведений говоря:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

И А. А. Ахматова, и Д. С. Самойлов радуются своему дару и наслаждаются нелегким поэтическим трудом.

Даниил Романович | Просмотров: 3.2k

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Литература егэ 2022 ответы зинина
  • Литература егэ 2021 яндекс
  • Литература егэ 2020 реальные варианты
  • Литература егэ 2018 ерохина
  • Литература егэ 2016 скачать варианты егэ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии