Литература 11 класс егэ устный экзамен

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для подготовки к устному экзамену по английскому языку

Общие требования к экзаменам…

Учебно-методическое пособие для подготовки к устному экзамену по истории России

Методическое пособие по истории России для проведения устного экзамена в 9 классе. Помогает учащимся систематизировать знания и дать полный ответ на поставленные вопросы в билете. Провожу как подготов…

Диалоги к устному экзамену по английскому языку в 9 классе

В статье представлены примерные тексты тематических диалогов для подготовки к устному экзамену по английскому языку в 9 классе….

Устный экзамен для 11 класса

Экзамен  23.12.13г. в 14.00…

Билеты с ответами к устному экзамену по геометрии 7 класса к УМК Бутузов, Кадомцев, Прасолов.

Всего 19 билетов, в связи с тем, что промежуточная аттестация в нашей школе проводиться в середине апреля и учащиеся не все успели пройти. В каждом билете 3 задания: 1 — определение какого-либо поняти…

Диалоги к устному экзамену по английскому языку в 9 классе

Данный материал включает в себя диалоги к устному экзамену по английскому языку в 9 классе….

Экзаменационные билеты по осетинской литературе (вопросы и ответы)

Предлагаемые экзаменационные комплекты билетов направлены не только на проверку знаний за курс основной школы, но и на выявление способности к практическому их применению, степени сформированности общ…

Экзаменационные билеты по литературе 11 класс.

О
ПРИМЕРНЫХ БИЛЕТАХ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА

ПО ВЫБОРУ
ВЫПУСКНИКАМИ XI(XII) КЛАССОВ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ

РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВИВШИХ

ПЕРЕХОД НА
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Письмо
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

от 10
февраля 2006 г. № 01-66/07-01

Федеральная
служба по надзору в сфере образования и науки информирует о том, что
подготовлены новые комплекты примерных билетов по 20 предметам федерального
базисного учебного плана для сдачи экзамена по выбору выпускниками XI(XII)
классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Новые
комплекты экзаменационных билетов разработаны для образовательных учреждений,
осуществивших переход на профильное обучение
. Они позволяют проводить итоговую
аттестацию выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений с
учетом того уровня (базового или профильного), на котором велось обучение по
предмету.

Образовательным
учреждениям, не перешедшим на профильное обучение,
рекомендуются примерные экзаменационные билеты для проведения устной итоговой
аттестации выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений,
опубликованные в предыдущем году в журнале «Вестник образования» (№
5–6, 2005)
 и размещенные в этом году на сайте
журнала www.vestnik.edu.ru.

Согласно
Закону Российской Федерации «Об образовании» освоение программ среднего
(полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников XI(XII) классов
общеобразовательных учреждений Российской Федерации проводится на основании
Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII)
классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (утверждено
приказом Минобразования России от 3 декабря 1999 г. № 1075 с изменениями от
16 марта 2001 г. № 1022, от 25 июня 2002 г. № 2398, от 21 января 2003 г. №
135).

Итоговая
аттестация выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений
проводится в форме устных и письменных экзаменов. Форма проведения устной
аттестации по всем предметам может быть различной: экзамен по билетам,
собеседование, защита реферата, комплексный анализ текста (по русскому
языку).

Представленные
экзаменационные билеты позволяют проводить итоговую аттестацию выпускников
XI(XII) классов общеобразовательных учреждений с учетом того уровня, на
котором велось обучение по предмету (базового или профильного). Экзаменационные
билеты разработаны по 20 общеобразовательным предметам:

1. Русский язык

2. Литература

3. Иностранный язык

4. Алгебра и начала анализа

5. Геометрия

6. История России

7. Всеобщая история

8. Обществознание

9. Экономика

10. Право

11. География

12. Физика

13. Химия

14. Биология

15. Естествознание

16. Информатика и ИКТ

17. Мировая художественная культура (МХК)

18. Технология

19. Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

20. Физическая культура

Каждый
экзаменационный комплект по предмету содержит не менее 25 билетов, каждый
билет включает три вопроса (за исключением комплекта по естествознанию, где
предложено по два вопроса в билете). К экзаменационным билетам по всем
предметам разработаны краткие пояснительные записки об особенностях проведения
устного экзамена по предмету. В них объяснена принципиальная разница между
комплектами, составленными с учетом базового уровня изучения предмета и
комплектами, составленными с учетом профильного уровня изучения предмета,
дана характеристика структуры экзаменационного билета в целом,
прокомментированы различия первого, второго и третьего вопросов билета. Во
всех пояснительных записках указано примерное время, отводимое на подготовку
выпускника к ответу, описаны подходы к оцениванию ответа выпускника, носящие
рекомендательный характер, даны разъяснения по использованию предложенного
экзаменационного материала при разработке экзаменационных билетов на уровне
общеобразовательного учреждения.

Билеты
всех предложенных комплектов носят примерный характер: общеобразовательное
учреждение имеет право в экзаменационный материал внести изменения,
учитывающие региональный компонент, особенности программы, по которой
строилось обучение; частично заменить вопросы, дополнить другими заданиями, а
также разработать собственные экзаменационные материалы для проведения
экзаменов по выбору в устной форме.

Порядок
экспертизы, утверждения и хранения аттестационного материала для проведения
экзаменов по выбору устанавливается уполномоченным органом местного
самоуправления.

Руководитель В. БОЛОТОВ

Вестник образования № 5–6
     26.Март, 2006

ЛИТЕРАТУРА – XI класс

Итоговая
государственная аттестация по литературе выпускников XI(XII) классов
общеобразовательных учреждений Российской Федерации проводится в форме
обязательного письменного экзамена и устного экзамена по выбору выпускников.

Форма
проведения устного экзамена по литературе может быть различной: экзамен с
использованием билетов, собеседование, защита реферата. В первом случае
выпускник отвечает на вопросы, сформулированные в экзаменационных билетах. В
том случае если выпускник выбирает собеседование, то по предложению
аттестационной комиссии он без предварительной подготовки дает развернутый
ответ по одной из ключевых тем курса или отвечает на вопросы обобщающего
характера по темам, изученным в соответствии с учебной программой.
Собеседование целесообразно проводить с выпускниками, имеющими отличные
знания по предмету. Защита реферата предполагает предварительный выбор
выпускником темы работы с учетом рекомендаций учителя, глубокое изучение
избранной для реферата проблемы и, наконец, написание работы, в которой
излагается суть проблемы и формулируются выводы на основе исследованного
материала. Не позднее чем за неделю до экзамена реферат представляется
выпускником на рецензию учителю. Во время экзамена аттестационная комиссия
знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет итоговую оценку
выпускнику после защиты реферата. Такая форма экзамена рекомендуется
учащимся, проявившим интерес к научным исследованиям в избранной области
знаний. Вопросы экзаменационных билетов, темы рефератов даются выпускнику
заблаговременно (желательно в начале второго полугодия).

Предлагаемые
экзаменационные билеты составлены с учетом обязательных минимумов содержания
основного общего и среднего (полного) общего образования (приказы
Минобразования России от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999 № 56), а также
государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего
образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

Таким
образом, в ситуации переходного периода экзаменационный материал, частично
сохраняя требования старой нормативной базы, в значительной мере отражает
новые подходы, зафиксированные в стандарте литературного образования.
Экзаменационные билеты включают те термины и понятия, которые вошли в раздел
стандарта «Основные теоретико-литературные понятия». Некоторые изменения
коснулись отбора литературных произведений, на материале которых проводится
устный экзамен. В частности, снята альтернатива в выборе произведений А.Н.
Островского, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, М.А. Шолохова,
поскольку «Гроза», «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Вишневый сад»
и «Тихий Дон» представлены в новом стандарте безальтернативно (в соответствии
с новым стандартом выбор допускается при изучении романов М.А. Булгакова
«Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита», что нашло отражение в билетах). В
соответствии с новым стандартом в комплекты билетов включены вопросы по
рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор», по лирике М.И. Цветаевой и О.Э.
Мандельштама (в старых минимумах эти имена отсутствуют, хотя изучение их
творчества давно вошло в школьную практику).

Большая
часть вопросов экзаменационных билетов базируется на литературном материале,
указанном в стандарте среднего (полного) общего образования, однако в
комплекты включен ряд произведений, указанных в обязательном минимуме
содержания основного общего образования (с учетом традиций литературного
образования в итоговый контроль в XI классе включаются «Слово о полку
Игореве»; комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» и А.С. Грибоедова «Горе от ума»;
лирика и баллады В.А. Жуковского; лирика А.С. Пушкина, его поэма «Медный
всадник», а также романы «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка»; лирика,
поэмы и роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова; комедия «Ревизор» и
поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя; сатира М.Е. Салтыкова»Щедрина; поэма
«Василий Теркин» А.Т. Твардовского).

Комплекты
разработаны с учетом двухуровневого образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования, позволяющего реализовать задачи профильного
обучения. В целом разработано четыре комплекта: два комплекта билетов
предназначены для сдачи экзамена по выбору выпускников XI(XII) классов
общеобразовательных учреждений с родным (русским) языком обучения, два других
комплекта отражают специфику программ школ с родным (нерусским) языком
обучения. Все четыре комплекта билетов ориентированы на названные выше
нормативные документы и не нацелены на какую»либо из авторских программ.

В основу
всех комплектов заложены некоторые общие подходы к проверке уровня
обученности выпускников по предмету. Каждый экзаменационный билет включает
три вопроса. Содержание вопросов определяется задачами изучения литературы на
базовом или профильном уровнях, а также спецификой образовательного стандарта
для общеобразовательных учреждений с родным (русским) языком обучения и с
родным (нерусским) языком обучения. Все экзаменационные билеты учитывают
Требования к уровню подготовки выпускников и опираются на основные
произведения, названные в обязательных минимумах содержания образования,
представляя их в экзаменационном материале в определенных пропорциях с учетом
времени, традиционно выделяемого на их изучение. Вопросы экзаменационных
билетов для школ с русским (родным) языком обучения подобраны таким образом,
чтобы были представлены три литературные эпохи. Вопрос может быть отнесен к
литературе первой половины XIX в. (в ряде случаев это произведения
древнерусской литературы или классики XVIII в.) либо к литературе второй
половины XIX в., или связан с художественными произведениями XX в. (право
выбора последовательности ответа на вопросы предоставляется экзаменуемому).
При составлении каждого экзаменационного билета реализована установка на
включение произведений, относящихся к различным литературным родам и жанрам.
Билеты сбалансированы по уровню сложности проверяемого учебного материала.

Помимо
общих подходов, в каждом комплекте билетов имеется своя специфика.
Экзаменационные билеты для выпускников, изучавших предмет на базовом уровне,
включают вопросы, которые выявляют прежде всего знание содержания изученных
литературных произведений, понимание образной природы словесного искусства,
тематики и проблематики изученных произведений, умение анализировать и
интерпретировать художественное произведение. Вопросы, связанные с
лирическими произведениями, предполагают чтение наизусть стихотворения либо
стихотворных фрагментов. Формулировки вопросов достаточно просты, не содержат
избыточного количества терминов и понятий. Третье задание в каждом билете
нацелено на проверку именно базового уровня освоения предмета. Выпускникам предлагается
ответить на проблемный вопрос по одному из произведений школьной программы.
Ответ на него не требует привлечения значительного объема литературного
материала, но позволяет проявить самостоятельность мышления, умение давать
свою интерпретацию тому или иному литературному факту или явлению.

Экзаменационные
билеты для выпускников, изучавших предмет на профильном уровне, имеют ряд
особенностей. Характер вопросов усложняется: они опираются на разнообразные
термины и понятия, включают дополнительные формулировки, предполагающие
углубленный анализ какой-либо из сторон художественного произведения. Третье
задание в каждом билете содержит вопрос обобщенно»аналитического
характера, требующий выхода в литературный контекст с опорой на
внутрипредметные связи.

Комплект
билетов для школ с родным (нерусским) языком обучения отражает специфику
преподавания русской литературы в нерусской языковой и этнокультурной среде.
Литературное образование в школе с родным (нерусским) языком обучения
включает два предмета (русскую и родную литературы) и строится на основе
диалога двух литератур (культур). Поскольку этот принцип заложен в процесс
преподавания русской литературы в школе с родным (нерусским) языком обучения,
он нашел отражение в комплектах билетов по русской литературе для итоговой
аттестации учащихся таких школ как на базовом, так и на профильном уровне.
Первый вопрос билетов содержит материал по русскому фольклору, древнерусской
литературе или литературе XVIII–XIX вв. Второй вопрос – по русской литературе
ХХ в. Третий вопрос большинства билетов базового уровня предлагает учащимся
раскрыть взаимосвязи русской литературы с родной, рассказать о влиянии
творчества русского писателя на развитие родной литературы, показать черты
общности обеих литератур. Такая же постановка проблемы предлагается и в ряде
заданий первого или второго вопросов, где есть возможность выхода на диалог
обеих литератур. В отдельных случаях третье задание билетов для базовой школы
с родным (нерусским) языком обучения, так же как и третье задание билетов для
русской школы, предлагает проблемный вопрос по одному из произведений
школьной программы. Для профильного уровня в качестве третьего вопроса
предлагаются задания разного типа:

• задания,
направленные на раскрытие черт общности в произведениях русского писателя и
писателя – представителя родной литературы, на выявление влияния творчества
русского писателя на развитие родной литературы; на сопоставление русского
текста с его переводом на родной язык учащихся;

• задания,
нацеливающие на самостоятельный анализ фрагмента художественного текста или
лирического стихотворения. Эти задания соотнесены с заданиями первого или
второго вопроса билетов.

В вопросы
билетов для итоговой аттестации выпускников школ с родным (нерусским) языком
обучения включены задания по тем произведениям русской литературы (в ряде
случаев в образовательном стандарте они даны курсивом), в которых наиболее
ярко отображены обычаи, традиции русского народа, факты русской культуры,
особенности русского национального характера (например, русские народные
сказки, былины, жития, рассказы Н.С. Лескова, раскрывающие тип
«героя»праведника»). Предложены также задания по тем произведениям, в
которых нашли отражение этническое многообразие России, контакты разных слоев
русского общества с местным населением, духовные связи русских поселенцев с
коренными жителями, «русский путь» освоения края (например, рассказ А.П.
Платонова «Песчаная учительница», «Фрегат «Паллада» И.А. Гончарова). Эти
вопросы особенно актуальны в настоящее время для воспитания учащихся в духе
взаимоуважения и сопричастности к иным культурам.

Экзаменационные
билеты всех предложенных комплектов носят примерный характер и могут быть
использованы при разработке экзаменационных материалов в соответствии с
особенностями образовательной программы конкретной школы. В предложенный
материал можно внести изменения исходя из особенностей выбранной учителем
программы по литературе: частично заменить вопросы, дополнить другими
заданиями, а также разработать свои варианты. В целях нормализации нагрузки
выпускника в период сдачи экзамена рекомендуется не включать в
экзаменационный комплект более 30 экзаменационных билетов (вместе с тем число
билетов в комплекте не должно быть меньше 20). Порядок экспертизы,
утверждения и хранения аттестационного материала для проведения экзаменов по
выбору выпускников устанавливается уполномоченным органом местного
самоуправления (традиционно экзаменационные билеты рассматриваются на
методическом совете и утверждаются директором школы).

При
проведении устного экзамена по литературе оценивается глубина и прочность
знаний, полученных в рамках конкретной программы литературного образования,
по которой было организовано обучение, поэтому на экзамен выносится
достаточно объемный учебный материал. На подготовку выпускника к ответу
следует отводить не менее 40 минут.

В целях
повышения объективности при выставлении отметки рекомендуется анализировать
ответ выпускника по следующим позициям:


понимание вопросов экзаменационного билета, соответствие содержания ответа
поставленным проблемам;


привлечение необходимого объема литературного материала для ответа на
вопросы, цитирование наизусть, точность в передаче фактического материала;


аргументированность суждений, убедительность приводимых доказательств и
обоснованность выводов;


использование необходимых для ответа терминов и понятий;


композиционная стройность ответа;

• умение
выразительно читать наизусть;

• ясность
и точность изложения мысли, речевая грамотность.

В школе с
родным (нерусским) языком обучения дополнительным критерием является умение
экзаменуемых привлечь материал родной литературы для проведения параллелей с
русской литературой, для выявления фактов типологической общности русской и
родной литературы.

Отметка
«5»
 ставится,
если выпускник ответил на все вопросы билета и его ответ в целом
соответствовал приведенным выше требованиям.

Отметка
«4»
 ставится,
если выпускник полноценно ответил на два из трех предложенных вопросов, лишь
обозначив основные позиции ответа на третий вопрос, либо ответил на все три
вопроса билета, но в каждом случае его ответ не соответствовал тем или иным
приведенным выше требованиям.

Отметка
«3»
 ставится,
если выпускник полноценно ответил на один из трех предложенных вопросов, лишь
обозначив основные позиции ответа на два других вопроса, либо ответил на все
три вопроса билета, но в каждом случае его ответ не соответствовал основным
предъявляемым требованиям.

Следует
отметить, что предложенные рекомендации по оцениванию ответа выпускника не
должны рассматриваться как жесткий шаблон, позволяющий автоматически
оценивать качество ответа: особое внимание должно быть уделено
самостоятельности подходов к раскрытию проблемы, проявлению творческого
начала, поскольку предлагаемый экзаменационный материал направлен не только
на проверку знаний по предмету, но и на выявление способностей к
практическому применению полученных знаний и умений, а также на раскрытие
творческого потенциала учащихся.

Примечание: Ниже
следует не оригинальный текст экзаменационных билетов, напечатанный в
«Вестнике образования» март 2006, а вопросы из экзаменационных
билетов, размещенные автором этого сайта в хронологическом порядке.

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

1. Патриотическое звучание и
нравственная проблематика «Слова о полку Игореве». 
(Билет 1)

2. За что и как наказана г-жа
Простакова в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»? 
(Билет 10)

3. Что сближает балладу В.А.
Жуковского
 «Светлана» с произведениями русского фольклора? 
(Билет 14)

4. Образ Чацкого и проблема ума
в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». 
(Билет 3)

5. Какую роль в комедии А.С.
Грибоедова
 «Горе от ума» играет сцена бала? 
(Билет 19)

6. Как в пьесе А.С.
Грибоедова
 «Горе от ума» совмещаются черты комедии и
драмы? 
(Билет 24)

7. Образ поэта и тема
творчества в лирике А.С. Пушкина (на примере 3–4
стихотворений по выбору экзаменуемого).
(Билет 2)

8. Своеобразие раскрытия
любовной темы в лирике А.С. Пушкина (на примере 3–4
стихотворений по выбору экзаменуемого). 
(Билет 4)

9. Философские мотивы в
лирике А.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по
выбору экзаменуемого). 
(Билет 5)

10. В чем смысл
противопоставления Петра Первого и «бедного» Евгения в поэме А.С.
Пушкина
 «Медный всадник»?
(Билет 22)

11. Каковы черты пушкинского
идеала, воплощенного в образе Татьяны Лариной? 
(Билет 21)

12. Что привело отношения
Онегина и Ленского к трагической развязке? (По роману А.С. Пушкина «Евгений
Онегин».)
(Билет 25)

13. Каковы нравственные уроки
финальной сцены романа А.С. Пушкина «Евгений
Онегин»? 
(Билет 17)

14. Образ Маши Мироновой и смысл
названия романа А.С. Пушкина «Капитанская
дочка». 
(Билет 7)

15. Что сближает Пугачева и
Гринева и в чем они расходятся друг с другом? (По роману А.С.
Пушкина
 «Капитанская дочка».) 
(Билет 16)

16. Лирический герой
поэзии М.Ю. Лермонтова (на примере 3–4 стихотворений
по выбору экзаменуемого). 
(Билет 8)

17. В чем своеобразие
патриотической темы в лирике М.Ю. Лермонтова
(Билет 23)

18. Почему побег лермонтовского
Мцыри завершился у стен монастыря? 
(Билет 18)

19. Образ Печорина и тема
поколения в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего
времени». 
(Билет 6)

20. Почему так трагически одинок
лермонтовский Печорин? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени».)
(Билет 15)

21. Печорин и Максим Максимыч в
романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 
(Билет 9)

22. Сатира на чиновничество в
комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». 
(Билет 11)

23. В чем смысл мистического
финала повести Н.В. Гоголя «Шинель»? 
(Билет 20)

24. Сатира на помещичью Русь в
поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». 
(Билет 12)

25. Почему портрет Чичикова
лишен ярких индивидуальных черт? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые
души».) 
(Билет 13)

26. Философские мотивы в
лирике Ф.И. Тютчева (на примере 2–3 стихотворений по
выбору экзаменуемого). 
(Билет 15)

27. Каковы главные причины
«лежания» Ильи Ильича Обломова? (По роману И.А. Гончарова «Обломов».) 
(Билет 1)

28. Образ Ольги Ильинской и тема
любви в романе И.А. Гончарова «Обломов». 
(Билет 17)

29. Конфликт поколений и его
разрешение в романе И.С. Тургенева «Отцы и
дети». 
(Билет 14)

30. Почему встреча Базарова с
Одинцовой не привела к счастью взаимной любви? (По роману И.С.
Тургенева
 «Отцы и дети».) 
(Билет 3)

31. Изображение судеб народных в
поэзии Н.А. Некрасова (на примере 3–4 стихотворений
по выбору экзаменуемого).
(Билет 16)

32. Чем отличается народное и
барское представление о счастье? (По поэме Н.А. Некрасова «Кому
на Руси жить хорошо».) 
(Билет 6)

33. Какова роль притчи «О двух
великих грешниках» в поэме Н.А. Некрасова «Кому на
Руси жить хорошо»? 
(Билет 9)

34. Судьбы «униженных и оскорбленных»
в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание». 
(Билет 10)

35. Теория Родиона Раскольникова
и ее развенчание в романе Ф.М. Достоевского «Преступление
и наказание». 
(Билет 23)

36. Какова роль евангельского
сюжета о воскрешении Лазаря в понимании идеи романа Ф.М.
Достоевского
«Преступление и наказание»? 
(Билет 2)

37. Образ Петербурга в
романе Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание». 
(Билет 24)

38. Образ Катерины и драма
«горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Гроза». 
(Билет 13)

39. Почему для Катерины
невозможен путь Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».) 
(Билет 5)

40. Что указывает на
недолговечность самодурной власти в пьесе А.Н. Островского «Гроза»? 
(Билет 8)

41. Жизнь человека и мир природы
в лирике А.А. Фета (на примере 2–3 стихотворений по
выбору экзаменуемого). 
(Билет 18)

42. Герои и проблематика
сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одного из
произведений писателя). 
(Билет 22)

43. Как в сатирических
произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина сочетаются
злободневное и вечное? (На примере 1–2 произведений по выбору
экзаменуемого.) 
(Билет 7)

44. В чем секрет обаяния Наташи
Ростовой? (По роману Л.Н. Толстого «Война и
мир».) 
(Билет 11)

45. «Диалектика души» героев
романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (на примере одного
из персонажей по выбору экзаменуемого.) 
(Билет 20)

46. «Мысль семейная» в
романе Л.Н. Толстого «Война и мир». 
(Билет 21)

47. «Мысль народная» в
романе Л.Н. Толстого «Война и мир». 
(Билет 19)

48. Чем объясняется «пассивность»
Кутузова во время Бородинского сражения? (По роману Л.Н. Толстого «Война
и мир».) 
(Билет 4)

49. В чем смысл финала
рассказа А.П. Чехова «Ионыч»? 
(Билет 12)

50. Тема гибели «дворянских
гнезд» в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». 
(Билет 25)

51. Романтический идеал Человека
в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». 
(Билет 3)

52. Спор о человеке в
пьесе М. Горького «На дне». 
(Билет 9)

53. Образ «дна» и проблема
нравственного выбора человека в пьесе М. Горького «На
дне». 
(Билет 4)

54. Своеобразие художественного
мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2–3 стихотворений по
выбору экзаменуемого). 
(Билет 25)

55. Тема России в лирике А.А.
Блока
 (на примере 2–3 стихотворений по выбору
экзаменуемого). 
(Билет 13)

56. Тема «страшного мира» в
лирике А.А. Блока (на примере 2–3 стихотворений по
выбору экзаменуемого). 
(Билет 6)

57. Тема революции и ее
воплощение в поэме А.А. Блока «Двенадцать». 
(Билет 1)

58. Образ Руси в поэзии С.А.
Есенина
 (на примере 2–3 стихотворений по выбору
экзаменуемого). 
(Билет 10)

59. Философские мотивы
лирики С.А. Есенина (на примере 2–3 стихотворений по
выбору экзаменуемого) 
(Билет 22)

60. Тема противостояния героя и
толпы в ранней поэзии В.В. Маяковского (на примере
2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). 
(Билет 7)

61. Своеобразие сатиры В.В.
Маяковского
 (на примере 2–3 произведений по выбору
экзаменуемого). 
(Билет 24)

62. Философские вопросы в
прозе И.А. Бунина (на примере 1–2 произведений по
выбору экзаменуемого). 
(Билет 2)

63. Своеобразие лирического
героя поэзии О.Э. Мандельштама (на примере 2–3
стихотворений по выбору экзаменуемого). 
(Билет 20)

64. Тема борьбы добра и зла в
романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» или «Мастер и
Маргарита» (по выбору экзаменуемого). 
(Билет 5)

65. Мир человеческой души в
лирике М.И. Цветаевой (на примере 2–3 стихотворений
по выбору экзаменуемого). 
(Билет 14)

66. Тема творчества в
лирике Б.Л. Пастернака (на примере 2–3 стихотворений
по выбору экзаменуемого). 
(Билет 17)

67. Интимное и гражданское в
лирике А.А. Ахматовой (на примере 2–3 стихотворений
по выбору экзаменуемого). 
(Билет 12)

68. Образ матери и трагедия
народа в поэме А.А. Ахматовой «Реквием». 
(Билет 11)

69. Трагедия революции и
Гражданской войны в романе М.А. Шолохова «Тихий
Дон». 
(Билет 8)

70. Гражданственность и
исповедальность лирики А.Т. Твардовского (на примере
2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). 
(Билет 19)

71. Образ «русского
труженика-солдата» в поэме А.Т. Твардовского «Василий
Теркин». 
(Билет 15)

72. Изображение народного
характера в рассказе А.И. Солженицына «Матренин
двор». 
(Билет 18)

73. Нравственная проблематика
современной отечественной прозы (на примере произведения по выбору
экзаменуемого).
(Билет 16)

74. Герои и проблематика одного
из произведений современной отечественной драматургии второй половины ХХ в.
(по выбору экзаменуемого). 
(Билет 23)

75. Особенности творчества
одного из современных отечественных поэтов второй половины ХХ в. (по выбору
экзаменуемого). 
(Билет 21)

Авторы и произведения, упоминаемые в
этом комплекте билетов:

«Слово о полку Игореве» конец
XII в.

Д.И. Фонвизин — (1745 – 1792)

«Недоросль»
1782

В.А. Жуковский – (1783 – 1852)

«Светлана»
1812

А.С. Грибоедов – (1795 – 1829)

«Горе от
ума» 1824  

А.С. Пушкин – (1799 – 1837)

«Медный
всадник» 1833

«Евгений
Онегин» 1823-1838

«Капитанская
дочка» 1836

М.Ю. Лермонтов – (1814 – 1841)

«Мцыри» 1839

«Герой нашего
времени»  1840

Н.В. Гоголь – (1809 – 1852)

«Ревизор»
1836

«Шинель»
1839

«Мертвые
души» 1842

Ф.И. Тютчев – (1803 – 1873)

И.А. Гончаров – (1812 – 1891)

«Обломов»
1859

И.С. Тургенев – (1818 – 1883)

«Отцы и
дети» 1862

Н.А. Некрасов – (1821 – 1878)

«Кому на Руси
жить хорошо» 1873-76

Ф.М. Достоевский – (1821 – 1881)

«Преступление и
наказание» 1866

А.Н. Островский – (1823 – 1886)

«Гроза» 1860

А.А. Фет – (1820 – 1892)

М.Е. Салтыков-Щедрин – (1826-1889)

Л.Н. Толстой – (1828 – 1910)

«Война и
мир» 1867-1869

А.П. Чехов – (1860 – 1904)

«Ионыч» 1898

«Вишневый
сад» 1903

М. Горький – (1868 – 1936)

«Старуха
Изергиль» 1895

«На дне»
1902

А.А. Блок – (1880 – 1921)

«Двенадцать»
1918

С.А. Есенин – (1895 – 1925)

В.В. Маяковский (1893 – 1930)

И.А. Бунин – (1879 – 1953)

О.Э. Мандельштам – (1891 – 1938)

М.А. Булгаков – (1891 – 1940)

«Белая
Гвардия» 1922-1924

«Мастер и
Маргарита» 1928-1940

М.И. Цветаева – (1892 – 1941)

Б.Л. Пастернак – (1890-1960)

А.А. Ахматова – (1889 – 1966)

«Реквием»
1935-40

М.А. Шолохов – (1905 – 1984)

«Тихий Дон»
1927-28

А.Т. Твардовский – (1910 – 1971)

«Василий
Теркин» 1941-1945

А.И. Солженицын – (род. 1918)

«Матренин
двор» 1961

Своеобразие
художественного мира одного из поэтов Серебряного века .

Особенности творчества
одного из современных отечественных поэтов второй половины ХХ в.

Герои и проблематика
одного из произведений современной отечественной драматургии второй половины
ХХ в.

Нравственная
проблематика современной отечественной прозы.

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Подборка вопросов из этих билетов в хронологическом порядке пока не
выполнена.

ШКОЛЫ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

Подборка вопросов из этих билетов в хронологическом порядке пока не
выполнена.

Билеты к устному экзамену
по литературе.

11 класс.

Экстернат.

Билет № 1

1.Патриотическое
звучание и нравственная проблематика «Слова о полку
Игореве».

2.Тема
революции и ее воплощение в поэме А. А. Блока «Двенадцать».

3.Каковы
главные причины лежания Ильи Ильича Обломова? (По роману
И. А. Гончарова «Обломов».)

Билет № 2

1.  Образ
поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина (на примере 3-4 стихотворений по
выбору экзаменуемого)*.

2.  Философские
вопросы в прозе И. А. Бунина (на примере 1-2 про­изведений по выбору
экзаменуемого).

3.  Какова
роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в понима­нии идеи романа Ф. М.
Достоевского «Преступление и наказание»?

* В
скобках указывается минимальное количество произведений, необходимых для раскры­тия
темы (экзаменуемый имеет право расширить число рассматриваемых текстов).

Билет № 3

1.Образ Чацкого и проблема ума в
комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

2.Романтический
идеал Человека в рассказе М. Горького «Старуха
Изергиль».

3.Почему
встреча Базарова с Одинцовой не привела к счастью взаим­ной любви? (По роману
И. С. Тургенева «Отцы и дети».)

Билет № 4

1.  Своеобразие
раскрытия любовной темы в лирике А.С. Пушкина (на примере 3-4 стихотворений по
выбору экзаменуемого).

2.  Образ
дна и проблема нравственного выбора Человека в пьесе М. Горького «На дне».

3.  Чем
объясняется пассивность Кутузова во время Бородинского сра­жения? (По роману Л.
Н. Толстого «Война и мир».)

Билет № 5

1.  Философские
мотивы в лирике А. С. Пушкина (на примере 3-4 стихотворений по выбору
экзаменуемого).

2.  Тема
борьбы добра и зла в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» или «Мастер и
Маргарита» (по выбору экзаменуемого).

3.Почему
для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе
А. Н. Островского «Гроза».)

Билет № 6

1.  Образ
Печорина и тема поколения в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2.  Тема
страшного мира в лирике А. А. Блока (на примере 2-3 сти­хотворений по выбору
экзаменуемого).

3.  Чем
отличается народное и барское представление о счастье? (По поэме Н. А.
Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».)

Билет № 7

1. Образ
Маши Мироновой и смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

2. Тема
противостояния героя и толпы в ранней поэзии В. В. Маяков­ского (на примере 2-3
стихотворений по выбору экзаменуемого).

3. Как в
сатирических произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина сочетаются зло­бодневное и
вечное? (На примере 1-2 произведений по выбору экзаменуемого.)

Билет № 8

1.Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова (на примере
3-4 стихотворений по выбору экзаменуемого).

2.Трагедия революции и Гражданской войны в романе М. А.
Шолохова «Тихий Дон».

3.Что указывает на недолговечность самодурной власти в пьесе
А. Н. Островского «Гроза»?

Билет № 9

1.Печорин
и Максим Максимыч в романе М. Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени».

2.Спор о человеке в пьесе М. Горького
«На дне».

3.Какова
роль притчи о двух великих грешниках в поэме Н. А. Некра-
сова «Кому на Руси жить хорошо»?

Билет № 10

1. Судьбы
униженных и оскорбленных в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и
наказание».

2. Образ
Руси в поэзии С. А. Есенина (на примере 2-3 стихотворений по выбо­ру
экзаменуемого).

3. За
что и как наказана г-жа Простакова в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

Билет № 11

1. 
Сатира на чиновничество в комедии Н. В. Гоголя
«Ревизор*.

2. 
Образ матери и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой
«Реквием».

3.В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? (По роману Л. Н. Толстого
«Война и мир».)

Билет № 12

1.Сатира на помещичью Русь в поэме Н.
В. Гоголя «Мертвые души».

2.Интимное и гражданское в лирике А. А. Ахматовой (на примере
2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).

3.В чем смысл финала рассказа А. П.
Чехова «Ионыч»?

Билет № 13

1.  Образ
Катерины и драма горячего сердца в пьесе А. Н. Островского «Гроза».

2.  Тема
России в лирике А. А. Блока (на примере 2-3 стихотворений по выбору
экзаменуемого).

3.  Почему
портрет Чичикова лишен ярких индивидуальных черт? (По поэме Н. В. Гоголя
«Мертвые души».)

Билет
№14

1.Конфликт
поколений и его разрешение в романе И.С.Тургенева
«Отцы и дети».                                                                            

2.Мир
человеческой души в лирике М. И. Цветаевой (на примере
2-3 стихотворений
по выбору экзаменуемого).

3. Что
сближает балладу
В.А.
Жуковского «Светлана» с произведениями
 
русского фольклора?

Билет
№15

1.Философские мотивы в лирике
Ф.И.Тютчева (на примере
2-3 стихотворений
по выбору экзаменуемого).

2.Образ
русского труженика-солдата в поэме
A.Т.Твардовского
«Василий Теркин».

3.Почему
так трагически одинок лермонтовский Печорин? (По роману
М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

Билет
№ 16

1.  
Изображение судеб народных в поэзии Н. А.
Некрасова (на
примере 3-4
стихотворений по выбору экзаменуемого).

2.  
Нравственная проблематика современной отечественной
прозы (на примере произведения по выбору экзаменуемого).

3.  
Что сближает Пугачева и Гринева и в чем они расходятся
друг с другом? (По роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка».)

Билет
№16

1. Образ
Ольги Ильинской и тема любви
в романе
И. А. Гончарова «Обломов».

2.Тема
творчества в лирике
Б.Л.Пастернака
(на примере
2-3 стихотворений
по выбору экзаменуемого).

3. Каковы
нравственные уроки  финальной сцены романа А. С.Пуш­кина «Евгений Онегин»?

Билет
J8

1. 
Жизнь человека и мир природы в лирике А. А.Фета (на
примере
2-3 стихотворений по выбору
экзаменуемого).

2. 
Изображение народного характера в рассказе
А. И. Солженицына «Матренин двор».    

3.Почему
побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря?

Билет
№19

1.Мысль
народная
в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

2.Гражданственность
и исповедальность лирики А.Т.Твардовского (на
примере
2-3 стихотворений по выбору
экзаменуемого).

3.Какую
роль в комедии
А С. Грибоедова «Горе от ума» играет сцена бала?

Билет
№ 20

1.Диалектика души героев
романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (на
примере одного из персонажей по выбору экзаменуемого.)       

2. 
Своеобразие лирического героя поэзии О.Э. Мандельштама
(на примере
2-3 стихотворений
по выбору экзаменуемого).

3.  В чем
смысл мистического финала повести Н. В. Гоголя «Шинель»?

Билет
№ 21

1.      
Мысль семейная в романе
Л. Н. Толстого «Война и мир».

2.  
Особенности творчества одного из современных
отечественных по­этов второй половины XX в. (по выбору экзаменуемого).

3.  
Каковы черты пушкинского идеала, воплощенного в образе
Татьяны Лариной?

Билет
№ 22

1. Герои и проблематика
сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина
(на примере
одного из произведений писателя).

2. 
Философские мотивы лирики С. А. Есенина (на примере 2-3 сти­хотворений
по выбору экзаменуемого).

3. 
В чем смысл противопоставления Петра Первого и бедного
Евгения в поэме А С. Пушкина «Медный всадник»?

Билет
№ 23

1. 
Теория Родиона Раскольникова и ее развенчание в романе
Ф. М. Дос­тоевского «Преступление и наказание».

2. 
Герои и проблематика одного из произведений
современной отече­ственной драматургии второй половины XX в. (по выбору
экзаменуемого).

3. 
В чем своеобразие патриотической темы в лирике М. Ю.
Лермон­това?

Билет
№ 24

1. 
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление
и наказание».

2. 
Своеобразие сатиры В. В. Маяковского (на примере 2-3 произведе­ний
по выбору экзаменуемого).

3.Как в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от
ума» совмещаются черты комедии и драмы?

Билет
№ 25

1.Тема гибели дворянских гнезд в пьесе А. П. Чехова «Вишневый
сад».

2. 
Своеобразие художественного мира одного из поэтов
Серебряного века (на примере
2-3 стихотворений
по выбору экзаменуемого).

3. 
Что привело отношения Онегина и Ленского к трагической
развязке? (По роману А. С. Пушкина «Евгений  Онегин».)

09.09.2022
57771

Литература — предмет, который многие боятся сдавать. Ученики считают, нужно обладать писательским талантом и помнить, какого цвета платье было у Наташи Ростовой на балу. Кто-то убежден, что литературу оценивают субъективно — ведь большую часть экзамена занимают сочинения, которые могут не понравиться эксперту. Все это стереотипы. Чтобы хорошо сдать ЕГЭ по литературе 2023, нужно помнить… нет, вовсе не цвет платья Наташи Ростовой, а структуру экзамена.

егэ по литературе 2023

ЕГЭ по литературе 2023 — структура и особенности

Изменения в ЕГЭ по литературе 2023

За все годы существования ЕГЭ литература практически не менялась, если сравнивать с другими предметами. Лишь 2022 год ознаменовался достаточно серьезной перестройкой экзамена: поменялась структура, стали оценивать грамматику, добавили зарубежную литературу и т. д.

В 2023 году ЕГЭ по литературе вернулся к старым традициям: в нем изменилась только формулировка задания 9 — снято указание точного количества правильных ответов в вопросе (ранее всегда было 3). Теперь ученик должен выбрать ВСЕ правильные ответы, а это значит, что их количество может варьироваться.

егэ по литературе 2023

Обновленное задание 9, ЕГЭ по литературе 2023

Изменений в ЕГЭ по литературе 2023 действительно немного, но они все же важны. Если их не учитывать, вы потеряете несколько баллов, которые могут стоить вам поступления. Поэтому на своих занятиях по подготовке к экзамену я подробно рассказываю, как правильно решать обновленные задания. Ведь когда вопрос меняется, меняются и особенности ответа на него.

Именно это я и объясняю и показываю своим ученикам. Где-то, например, нужно обязательно дать подробное определение термина, чтобы получить максимальный балл. Но как вы узнаете об этом, если в формулировке задания это четко не сказано? Все хитрости по решению ЕГЭ по литературе я могу рассказать и вам — приходите на мои занятия, и мы вместе разберемся во всех сложностях.

Структура ЕГЭ по литературе 2023

Экзамен состоит из двух частей. Максимальный первичный балл, который можно набрать — 58.

Первая часть

Содержит 11 заданий, 7 из которых с кратким ответом и 4 так называемые «мини-сочинения».

Ее условно также можно разделить на 2 блока:

Блок 1 — вопросы по отрывку из эпического, драматического или лироэпического произведения

  • Задания 1-4 с кратким ответом направлены на знание рода, жанра, направления произведения, особенностей композиции, характеристик героев и литературных терминов, полный перечень которых можно найти в Кодификаторе. 

егэ по литературе 2023

ЕГЭ по литературе 2023
  • Задание 5.1 и 5.2 подразумевает выбор одного вопроса из двух, где необходимо написать сочинение в 5-10 предложений на анализ отрывка. Например: «Какую роль играет пейзаж в приведенном фрагменте?». 
  • Задание 6 — это мини-сочинение сопоставление, где нужно вспомнить один пример на заданную тему и сравнить с исходным произведением. 

Блок 2 — вопросы по лирическому произведению. Если стихотворение большое, в КИМ поместят только его часть

  • В заданиях 7-9 с кратким ответом также могут спросить род, жанр, размер и направление стихотворения, средства выразительности, типы рифмовки и т. д. 

егэ по литературе 2023

ЕГЭ по литературе 2023
  • Задания 10.1 и 10.2 аналогичны заданиям 5.1 и 5.2 — они подразумевают выбор только одного вопроса из двух и требуют мини-сочинения в 5-10 предложений, но уже по лирическому произведению.
  • Задание 11 — это снова мини-сочинение на сопоставление, в котором также необходимо вспомнить один пример и сравнить в заданном направлении анализа. Темы в подобных сочинениях достаточно разнообразны. Это может быть мотив дружбы, неразделенной любви, тема маленького человека, осени и т. д.

Наши преподаватели ежегодно ходят на досрочный экзамен в целях «разведки», и одному из них однажды попался «мотив звезд» по стихотворению Маяковского «Послушайте!». Вспомните другие стихотворения, где встречается подобная тема. Получилось? А ведь нужно не просто их вспомнить, но и процитировать и сопоставить. Вдобавок еще время поджимает и нервы шалят… Но даже с этим можно справиться, если знать, как 😉

Например, на занятиях со своими учениками я подробно разбираю самые неожиданные темы из ЕГЭ по литературе. Мы находим и сопоставляем несколько стихотворений, рассказов или романов из русской и зарубежной литературы. А еще учимся формулировать ответ так, чтобы эксперты не придрались ни к одному слову — а они это любят, поверьте… Если хотите тоже научиться всему этому, приходите ко мне на подготовку к ЕГЭ — дойдем до 80+ баллов вместе!

Вторая часть

С этого года имеет 5 вопросов (несколько лет назад их было всего 3), из которых по личным предпочтениям нужно выбрать только один и написать объемное сочинение не менее 200 слов(одно из изменений этого года). Вот примеры тем из демонстрационного варианта ЕГЭ-2023:

егэ по литературе 2023

ЕГЭ по литературе 2023

Как получить высокий балл на ЕГЭ по литературе?

Формула успеха простая: теоретическая база + знание структуры экзамена. Когда-то она помогла набрать мне 98 баллов, а теперь помогает готовить учеников, которые, как и вы, мечтают поступить на бюджет в лучшие вузы страны.

Задания с коротким ответом

Главное — знать как и к чему готовиться. Например, роман-эпопею «Война и мир» из 4 томов боятся все ученики, но на экзамене из него встретятся только 4 темы. Мы это знаем благодаря нашему отделу исследований и разработок. Он проанализировал все варианты по литературе с момента существования ЕГЭ! И мы с удовольствием делимся такими секретами, ведь подобной информацией обладает не каждый репетитор. На онлайн-курсах по подготовке к ЕГЭ мы не только рассказываем необходимую информацию, но и учим применять ее на практике.

Один человек не справится с таким глубоким погружением в аналитику — у нас этим занимаются 200 человек. Благодаря аналитике мы смогли выявить и упрощающие методы решения заданий. Например, в заданиях с кратким ответом достаточно обратить внимание на ключевые слова и тут же записать верный ответ. На экзамене встречается не весь объем литературных терминов, а определенный (и достаточно небольшой) перечень, который необходимо заучить.

Сочинения

За 4 года практики я видела много учеников с хорошим художественным слогом. Но при подготовке их часто обходили не столь талантливые, но разбирающиеся в критериях ребята. Дело в том, что проверяющий эксперт выступает в роли такого же компьютера — и оценивает сочинения по четко установленным требованиям. Если вы эти требования хорошо знаете и выполняете — успех гарантирован.

Правда, если вы попробуете ознакомиться с критериями оценивания, то вряд ли что-то поймете. Формулировки у составителей отвратительные!

Поэтому на своих занятиях по подготовке к ЕГЭ по литературе я всегда объясняю каждый критерий простым языком. Мои ученики четко понимают, какие темы им нужно раскрыть при решении каждого задания. А еще они узнают о типичных ошибках, которые школьники часто совершают, и понимают, как их избежать. Так что после такой подготовки к ЕГЭ мои выпускники обходят даже тех, кто способен перечислить крестьян Коробочки по именам! Присоединяйтесь и вы!

Лайфхаки экзамена

К рубрике

  • Смысл названия пьесы А.Н. Островского «Гроза».

  • Своеобразие конфликта в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

  • «Гроза» как социально-психологическая драма.

  • Образ Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза» и её место в системе персонажей.

  • Образ Калинова и его роль в пьесе «Гроза».

  • Проблема человеческого достоинства и власти денег в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница».

  • Историческая основа романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (гл. 1). Роль детали в раскрытии характеров главных героев в романе.

  • Смысл названия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Характер конфликта, система персонажей, композиция.

  • Образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

  • Образ любви и его смысл в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

  • Столкновение Базарова и общества в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

  • Образы Н.П. Кирсанова и П.П. Кирсанова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»: характеры «отцов» и «детей».

  • Основные темы творчества Н.А. Некрасова. Чтение наизусть стихотворения, посвящённого Панаевой А.Я.

  • Вечные образы в поэзии Ф.И. Тютчева (на примере двух стихотворений по выбору студента).

  • Своеобразие поэзии А.А. Фета. Чтение наизусть стихотворения.

  • Сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина: приёмы иносказания, эзопов язык, авторская позиция (на примере сказки «Премудрый пискарь»).

  • Образ рабства в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга» и «Баран-непомнящий».

  • Образ Петербурга и его смысл в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  • Образ Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  • «Двойники» Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  • Теория Раскольникова и её крушение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  • Правда изображения «маленького человека» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  • Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  • Смысл легенды о воскресении Лазаря в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (ч.4, гл. IV).

  • Смысл эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  • История создания романа-эпопеи «Война и мир»: изначальный замысел и его трансформация.

  • Смысл названия романа-эпопеи «Война и мир». Основной композиционный принцип построения произведения.

  • Образ светского общества и его смысл в романе «Война и мир» на примере эпизода в салоне Анны Павловны Шерер (т.1, ч.1, гл. 1-5). Какова внутренняя закономерность в изображении персонажей данного эпизода?

  • Образы Пьера Безухова и Андрея Болконского в начале романа «Война и мир» (т.1, ч.1).

  • Изображение семейства Ростовых в романе «Война и мир». Сравнительная характеристика образов Веры и Наташи (т.1, ч.1, гл.8-11).

  • Боевое крещение Николая Ростова в Шенграбенском сражении (т.1, ч.2, гл.19).

  • Подвиг капитана Тушина (т.1, ч.2, гл.20). Какова роль глав, в которых Тушин показан до сражения (т.1, ч.2, гл.15-16)?

  • Подлинный и показной героизм: образы Жеркова, Тимохина, Тушина, Болконского во время Шенграбенского сражения и после него (т.1, ч.2, гл.19-21).

  • Противостояние императора Александра и Кутузова накануне Аустерлица (т.1, ч.3, гл.10-12, 14).

  • Каковы итоги Аустерлицкого сражения для князя Андрея (т.1, ч.3, гл.16, 19).

  • Семейство Ростовых в романе «Война и мир» (т.2, ч.1, гл.1).

  • Пьер Безухов во втором томе романа «Война и мир»: Английский клуб (т.2, ч.1, гл.4), сцена дуэли с Долоховым (т.2, ч.1, гл.5), разговор с Элен (т.2, ч.1, гл.6), вступление в масонское общество (т.2, ч.2, гл.1-3), разочарование (т.2, ч.3, гл.7).

  • Сравнительная характеристика образа Андрея Болконского до Аустерлица и после него. Смерть жены (т.2, ч.1, гл.9).

  • Философский смысл диалога Андрея и Пьера в Богучарове (т.2, ч.2, гл.11-12). Князь Андрей в Отрадном: образ Наташи, две встречи с дубом (т.2. ч.3, гл.1-3).

  • Смысл противопоставления образов Наполеона и Кутузова в романе «Война и мир» (эпизоды по выбору студента).

  • Сравнительная характеристика Жюли Карагиной и Марьи Болконской (по письмам в гл.22, ч.1, т.1).

  • Бородинское сражение в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»: роль пейзажей, образы главных героев (т.3, ч.2, гл.31-39).

  • Смысл и место эпилога в романе «Война и мир».

  • Взгляды Л.Н. Толстого на историю.

  • Новаторство А.П. Чехова в драматургии.

  • Своеобразие конфликта в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад».

  • Жанр пьесы «Вишнёвый сад»: комедийное и драматическое.

  • Социально-философский смысл рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

  • Композиция рассказа И.А. Бунина «Лёгкое дыхание». Тема жизни и смерти в рассказе. Смысл названия произведения.

  • Люди цивилизации и люди природы в рассказе А.И. Куприна «Олеся».

  • Идейно-художественное своеобразие рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

  • Проблема идеала в рассказе в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».

  • Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне».

  • Образ «дна» жизни в пьесе М. Горького «На дне».

  • Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне».

  • Серебряный век русской литературы и его основные направления: символизм, акмеизм, футуризм.

  • Своеобразие трёх этапов в творчестве А. Блока.

  • Своеобразие «Стихов о Прекрасной Даме» А. Блока (на примере двух стихотворений по выбору студента).

  • Образ России в творчестве А. Блока (на примере одного из стихотворений по выбору студента).

  • Идейно-художественное своеобразие стихотворения А. Блока «Незнакомка».

  • Трагическое мироощущение лирического героя в поэме А. Блока «Двенадцать».

  • Ранняя лирика В.В. Маяковского: мотивы трагического одиночества и мечта о «вселенской любви» (стихотворения «Ночь», «Адище города», «Нате!», «Послушайте!» и др.).

  • Поэма В.В. Маяковского «Облако в штанах»: поэтическое новаторство. Тема безответной любви и этапы её поиска.

  • Своеобразие ранней лирики С.А. Есенина (на примере двух стихотворений по выбору студента).

  • Тема Родины и матери в лирике С.А. Есенина («Гой ты, Русь моя родная…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Русь советская», «Письмо матери», «Снежная замять дробится и колется…»).

  • Художественные особенности лирики А.А. Ахматовой. Чтение наизусть стихотворения (по выбору студента).

  • Поэма А.А. Ахматовой «Реквием»: история создания и публикации, особенности сюжетостроения, лирическое переживание. Сквозные мотивы.

  • Художественное своеобразие лирики М.И. Цветаевой (стихотворения «Если душа родилась крылатой…», «Кто создан из камня, кто…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Вчера ещё в глаза глядел…», «Рас-стояния, вёрсты, мили…»).

  • «Донские рассказы» М.А. Шолохова. Их исторический контекст, тематика, идейно-художественное своеобразие.

  • Образ главного героя в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».

  • Идейно-художественное своеобразие повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

  • Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: история создания и публикации. Основные мотивы романа.

  • Своеобразие сатиры в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (гл. 5, 12).

  • Всепобеждающая сила любви и творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

  • Философская основа романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

  • Стихотворения Б. Пастернака: философская углублённость и художественная неповторимость (одно из стихотворений по выбору студента наизусть).

  • Поэма А.Т. Твардовского «По праву памяти»: социально-исторический контекст, образ памяти и его смысл.

  • Рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»: человек и тоталитарное государство.

  • Идейно-художественное своеобразие рассказов В. Шукшина (на примере одного из рассказов по выбору студента).

  • Повесть В.П. Распутина «Живи и помни»: своеобразие конфликта, смысл названия.

  • Устная часть егэ литература

    В ЕГЭ по литературе может появиться устная часть

    Министерство образования и науки РФ рассматривает вопрос введения устной части в ЕГЭ по литературе. В ведомстве подчеркнули, что он требует «детального рассмотрения и проработки». «Минобрнауки России совместно с профессиональным сообществом, экспертами обсуждает формы и сроки введения устной части в государственную итоговую аттестацию по литературе», — говорится в сообщении пресс-службы ведомства.

    В этом учебном году устная часть появится в экзамене по русскому языку. Девятиклассникам предстоит пройти беседу с преподавателем, показать, умеют ли они формулировать свои мысли и пересказывать текст. Собеседование станет допуском к итоговой аттестации.

    Устную часть решено было ввести, поскольку, по мнению главы Минобрнауки, дети стали испытывать сложности в устной речи.

    «Наши дети очень плохо говорят и плохо могут донести [свою мысль]. Косноязычие очевидно. Во-первых, мы мало читаем, во-вторых, проблема потери функционального чтения, в-третьих, [дети] погружены в информационные сети, в которых проводят огромное количество времени», — считает Ольга Васильева.

    Минобрнауки России совместно с профессиональным сообществом, экспертами обсуждает формы и сроки введения устной части в государственную итоговую аттестацию по литературе, говорится в сообщении пресс-службы ведомства.

    Www. ucheba. ru

    13.11.2020 3:40:01

    2020-11-13 03:40:01

    Источники:

    Https://www. ucheba. ru/article/5797

    Для предметных комиссий субъектов РФ » /> » /> .keyword { color: red; } Устная часть егэ литература

    Устная часть егэ литература

    Устная часть егэ литература

    В данном разделе представлены документы, определяющие структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена.

    Методические материалы для председателей и членов РПК по проверке выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ

    Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ

    В данном разделе специалистами ФИПИ для вас собраны актуальные материалы, которые помогут подготовиться к единому государственному экзамену.

    В данном разделе опубликованы открытые варианты контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2021 года

    В данном разделе представлены документы, определяющие структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена.

    Fipi. ru

    03.05.2018 13:11:29

    2018-05-03 13:11:29

    Источники:

    Https://fipi. ru/ege/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf

    Комплект. ЕГЭ. Устная часть. Английский язык ( 2 книги) Издательство Титул 11919570 купить в интернет-магазине Wildberries » /> » /> .keyword { color: red; } Устная часть егэ литература

    Издательство Титул / Комплект. ЕГЭ. Устная часть. Английский язык ( 2 книги)

    Издательство Титул / Комплект. ЕГЭ. Устная часть. Английский язык ( 2 книги)

    Wildberries не продаёт и не доставляет алкогольную продукцию. Вы можете забронировать интересующий товар и забрать его в магазинах партнёров.

    О товаре

    Причина уценки

    Состав

    Описание

    В комплект входит Хитрова И. В. и др. Учебное пособие. ЕГЭ. Устная часть. Тематические тренировочные тесты. Practice and Result. Английский язык Хитрова И. В. и др. Учебное пособие. ЕГЭ. Устная часть. Тематический словарный тренажёр. Английский язык.

    Характеристики товара

    Хитрова Ирина Викторовна
    260 г
    23.5 см
    2020
    Изучение иностранных языков
    56 шт.
    Мягкая
    ВПР, итоговое тестирование; Контрольные и проверочные работы; учебное пособие
    11 класс; ЕГЭ
    16.3 см
    Английский; русский
    Россия
    Брошюра

    Автор Вес товара без упаковки (г) Высота предмета Год выпуска Жанры/тематика Количество страниц Обложка Тип учебника Учебный период Ширина предмета Языки Страна производства Комплектация

    Информация о технических характеристиках, комплекте поставки, стране изготовления и внешнем виде товара носит справочный характер и основывается на последних доступных сведениях от продавца

    Причина уценки

    В комплект входит Хитрова И. В. и др. Учебное пособие. ЕГЭ. Устная часть. Тематические тренировочные тесты. Practice and Result. Английский язык Хитрова И. В. и др. Учебное пособие. ЕГЭ. Устная часть. Тематический словарный тренажёр. Английский язык.

    Характеристики товара

    Хитрова Ирина Викторовна
    260 г
    23.5 см
    2020
    Изучение иностранных языков
    56 шт.
    Мягкая
    ВПР, итоговое тестирование; Контрольные и проверочные работы; учебное пособие
    11 класс; ЕГЭ
    16.3 см
    Английский; русский
    Россия
    Брошюра

    Автор Вес товара без упаковки (г) Высота предмета Год выпуска Жанры/тематика Количество страниц Обложка Тип учебника Учебный период Ширина предмета Языки Страна производства Комплектация

    Информация о технических характеристиках, комплекте поставки, стране изготовления и внешнем виде товара носит справочный характер и основывается на последних доступных сведениях от продавца

    Вы можете забронировать интересующий товар и забрать его в магазинах партнёров.

    Www. wildberries. ru

    09.02.2019 0:08:41

    2019-02-09 00:08:41

    Источники:

    Https://www. wildberries. ru/catalog/11919570/detail. aspx

    ГВЭ 2022, Литература, 11 класс, Спецификация, Устная форма.

       Спецификация экзаменационных материалов для проведения в 2022 году государственного выпускного экзамена по образовательным программам среднего общего образования (устная форма) по литература.
    Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) представляет собой форму государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ среднего общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

    ГВЭ 2022, Литература, 11 класс, Спецификация, Устная форма

    Система оценивания ответов участников экзамена.
    При оценке устного ответа учитывается глубина и прочность знаний по учебному предмету «Литература».
    Экзаменационные билеты включают в себя вопросы, которые выявляют прежде всего знание содержания изученных литературных произведений, их тематики и проблематики, понимание образной природы словесного искусства, умение анализировать и интерпретировать художественный текст. Вопросы, связанные с лирическими произведениями, предполагают чтение наизусть стихотворений либо стихотворных фрагментов. Формулировки вопросов достаточно просты, не содержат избыточного количества терминов и понятий. При оценивании ответа следует обращать внимание на самостоятельность мышления участника экзамена, его умение давать свою интерпретацию тому или иному литературному факту или явлению.

    В целях повышения объективности отметки ответ участника экзамена анализируется в соответствии со следующими позициями:
    1) понимание задания экзаменационного билета, соответствие содержания ответа поставленной задаче:
    2) привлечение для ответа необходимого объёма литературного материала, цитирование наизусть, точность в передаче фактического материала;
    3) аргументированность суждений, убедительность приводимых доказательств и обоснованность выводов;
    4) использование необходимых для ответа терминов и понятий;
    5) композиционная стройность ответа;
    6) ясность и точность изложения мысли, речевая грамотность.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

    Скачать книгу ГВЭ 2022, Литература, 11 класс, Спецификация, Устная форма — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Скачать pdf
    Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

    Скачать
    — pdf — Яндекс.Диск.

    Дата публикации: 20.12.2021 05:06 UTC

    Теги:

    ГВЭ по литературе :: литература :: 11 класс


    Следующие учебники и книги:

    • Навигатор самостоятельной подготовки к ОГЭ-2022, Литература, Древнерусская литература и литература XVIII века, 2022
    • Навигатор самостоятельной подготовки к ОГЭ-2022, Литература, Русская литература второй половины XIX века, 2022
    • Методические материалы для предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2022 года, ЛИТЕРАТУРА, Барабанова М.А., Зинина Е.А., Новикова Л.В., 2022
    • ГВЭ 2022, Литература, 9 класс, Спецификация, Устная форма

    Предыдущие статьи:

    • ГВЭ 2022, Литература, 9 класс, Спецификация, Письменная форма
    • Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению, 2020
    • Литературное чтение, 1-4 классы, Универсальный кодификатор, 2021
    • ОГЭ 2021, Литература, Русская литература второй половины XIX века, Навигатор самостоятельной подготовки

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:

    Новое и интересное на сайте:

  • Литература 11 класс егэ 2021 год тесты фипи с ответами
  • Литература 100 эксперт егэ
  • Литера егэ 2022
  • Литер егэ решу егэ
  • Литвиновы собрание сочинений

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии