Листая семейный альбом сочинение

Автор: Джулай Дарья Валерьевна

Место работы/учебы (аффилиация): МБОУ СОШ №1, 9 класс

«Старые фотографии… Черно-белые, пожелтевшие от времени, края которых будто опалены огнем тех страшных событий. Они отличаются от современных — цветных, кричащих, передающих красивую графику, но не весомый смысл. Старых фотографий мало, но они хранят правду о прошлом, которое нельзя забыть. Может, поэтому они дороже и ценнее?

Такие мысли посещают меня, когда я с каким-то душевным волнением листаю семейный альбом. И каждый раз, остановив свой взгляд на какой-нибудь фотографии, хочу узнать историю тех людей, чье изображение было запечатлено в столь давние годы.

Однажды вечером, листая семейный альбом, бережно хранившийся у нас все это время, я обратила внимание на фотографию, с которой на меня смотрели необыкновенно выразительные глаза молодого солдата. На нём фуражка с красноармейской звездой посередине, гимнастёрка. Он крепкого телосложения. В нем чувствовалась огромная сила воли, твёрдость характера и физическая ловкость. Мне очень захотелось узнать об этом человеке…»

Сочинение – повествование на тему: «Листая семейный альбом…»

Как же быстро мчится наше время!
Не угонимся за ним мы никогда!
Непростое нашей жизни бремя
В фотографиях осталось навсегда!

Очень люблю перелистывать семейный альбом. Он отражает историю жизни близких и родных мне людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, прабабушки…

Красочные, яркие фото – это жизнь нашей семьи последних лет, сегодняшнего дня. А вот передо мною старые пожелтевшие фотографии.

Старые фото, как память из прошлого,
Хранятся они на альбомных страницах.
Такие родные, такие хорошие,
Такие любимые, милые лица.

Казалось, что жизнь не такая уж сложная,
Но только с годами сложней оказалась.
Старое фото беру осторожно я,
Так мало на память о прошлом осталось.

Обращаю внимание на одну из них. На обратной стороне дата – май 1941 года. С фотографии на меня смотрят и улыбаются мои ровесницы девчонки. Среди них одна, с косами, собранными веночком. Это моя прабабушка. Никто из девчонок не догадывается, что пройдет совсем немного времени, и на Земле начнется страшная беда – Великая Отечественная война.

В 1942 году немцы с румынскими союзниками заняли наш край. Они выбрасывали голодных детей и женщин на улицу, а сами чувствовали себя хозяевами жизни в чужом доме, чужой стране, а женщины, старики и дети, чтобы выжить, должны были прятаться в подвалах, землянках и сараях.

Каждый день оккупации – это день грабежей, издевательств и насилия, это утраченные годы и искалеченные человеческие судьбы.

От матери к дочери в нашей семье передаются воспоминания прабабушки о том, что ей еще и «повезло» в том страшном сорок втором году. Начинался массовый вывоз молодежи на работы в Германию. А прабабушку, тогда пятнадцатилетнюю девчонку, прятали соседи в темной маленькой комнатушке без окон. Если появлялся кто-либо чужой, незнакомый, или, даже немцы, соседка говорила, что это ее дочь, которая болела тифом. Она тогда выглядела очень плохо, истощена от постоянного недоедания, никто даже не сомневался, что девушка на грани смерти. Всю жизнь моя прабабушка была глубоко признательна этим людям, спасшим ей жизнь. Благодаря таким добрым и милосердным людям были спасены миллионы жизней.

Зимой 1943 года советская армия освободила Донбасс. Но страшные испытания не окончились даже после окончания Великой Отечественной войны. Ведь впереди были еще страшные годы голода 1946-1947 годов.

Вот в семейном альбоме еще одна фотография, датирована 1947 годом. Прабабушка уже учительница начальных классов. Серое уставшее лицо, выглядит гораздо старше своего возраста. Слово «худая» даже не описывает ее состояние. Рядышком дети – маленькие, измученные. Одежда на них истрепанная и ветхая. Но лица их открыты и глаза живые, жаждущие. В этих глазах вера, что настанут, обязательно настанут, лучшие времена!

К большому сожалению, прабабушки давно уже нет с нами. Но в нашей семье живет ее духовное завещание, что в жизни каждый человек должен сделать все, что зависит от него, чтобы война больше никогда не пришла на нашу Землю, что главное – это жить с верой, надеждой и любовью в сердце.

Война — это боль, это смерть, это слёзы,
На братских могилах тюльпаны и розы.
Над миром какое-то время лихое,
Где правит война, никому нет покоя.

Я вас призываю, нам всем это нужно,
Пускай на земле будет мир, будет дружба,
Пусть солнце лучистое всем нам сияет,
А войн — НИКОГДА и НИГДЕ не бывает !!!

 Государственное бюджетное образовательное учреждение                                             города Москвы средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №1392

имени Д.В. Рябинкина

142793, г. Москва, поселение Десёновское,  

п. Ватутинки – 1,

телефон 8-(495)-841-59-19

Номинация

Семейная реликвия

Тема сочинения

Семейный альбом

Учитель:                                                                       Автор:

Моисеенкова                                                               Шевцов

Елена Олеговна,                                                         Дмитрий Александрович

учитель русского языка                                             учащийся 11-а класса

и литературы,                                                              (07.07.1995 года рождения)

телефон 8-(916)-341-40-90

Для каждого человека слово «семья» имеет свой особый смысл. Для кого-то это милые родители, для кого-то долгожданные дети, для кого-то любимая работа…  В толковом словаре Ожегова слово «семья» обозначается как группа живущих вместе близких родственников. А что такое семья для меня? Сегодня я впервые задумался об этом.

Конечно, семья — это мама, папа и младшая сестренка. Ещё это дедушки, бабушки, тети, дяди, двоюродные братья и сёстры и многие поколения тех, кого я даже не знал. Кажется, что со страниц семейного альбома с нами говорит сама история.

Мы с сестрой очень любим листать семейный альбом, разглядывать старые фотографии, вглядываться в такие знакомые и, вместе с тем, очень далекие от нас лица. В нашем доме альбом с фотографиями – настоящая семейная реликвия. Вся история нашей семьи отражена на его страницах.

Вот на фотографии бравый военный с завитыми усами. Это мамин дед Иван Васильевич. В 1903 году он служил на Кавказе, отличился на стрельбах, и о нем написали в газете «Нива». С этой газетой он и сфотографировался на память. Стоит офицер, опершись на тумбу, такой молодой, весёлый, гордый своими успехами, готовый сложить голову за царя и Отечество.

А следующая фотография уже семейная. На ней Иван Васильевич со своей женой Марией Семеновной и старшими детьми. Родители сидят на стульях, а дети толпятся вокруг. Фигуры словно окаменели, ожидая сигнала фотографа. На маминой бабушке длинное платье с высоким воротником и множеством оборок, дед в парадном кителе, мальчики  в матросских костюмчиках, а девочки в пышных платьицах. На лицах спокойствие и торжественность.

Перелистываю страницу и вижу другого маминого деда, Якова Степановича. Когда-то он создавал комсомол на Украине, потом строил первый Кубанский сахарный завод и долгое время был его директором. На фотографии он в тулупе и «кубанке» стоит у ворот родного завода и улыбается. А рядом с ним в смешной шляпке  его жена Людмила Николаевна, директор Усть-Лабинской школы, моя прабабушка. В её честь назвали мою младшую сестру Людмилу, и мне иногда кажется, что у Люды такая же лукавая улыбка, как и у неё.

Следующая страница запечатлела папиных дедушку и бабушку. Алексей Иванович и Валентина Карловна познакомились на строительстве Красноярской ГЭС. Молодые и энергичные, они приехали на эту комсомольскую стройку. Там и поженились. Сфотографировались вскоре после свадьбы, на фоне станции.

А на этих фотографиях другой папин дед, Дмитрий Ефремович, со своими шестью братьями и сестрой. Фото сделано перед самой войной, 1 мая 1941 года. Все  нарядные, весёлые, счастливые… Не знают они, что скоро начнется долгая и кровопролитная война, что все они уйдут на фронт и что трое из них домой уже никогда не вернутся. А Дмитрий Ефремович прошел всю войну и дошел до Берлина без единой царапины. После войны восстанавливал колхоз, сеял хлеб и растил  сыновей. Именно в его честь меня назвали Дмитрием.

Рассматриваю следующую фотографию. На ней маминому отцу, моему деду Александру Ивановичу вручают орден. Дед был участником войны. На фронт попал совсем мальчишкой. Участвовал в боях под Сталинградом, сражался в окружении, был ранен, участвовал в форсировании Днепра. Я очень горжусь своим дедом! У нас хранятся его боевые награды и большая библиотека его жены, Галины Яковлевны, моей бабушки. Она была учителем русского языка и литературы. На многих фотографиях бабушка окружена учениками. Меняются выпуски, одежда, прически…  Только неизменны любовь и доброта, которые излучают её глаза.

Перелистываю страницу семейного альбома и вижу папиных родителей, Николая Дмитриевича и Ольгу Алексеевну. На этих фотографиях они совсем не такие, какими я знаю их сейчас. Там молодой лейтенант нежно обнимает маленькую и очень худенькую девушку в белом платьице. Такими были мои дедушка с бабушкой пятьдесят лет назад.

Обитатели последних страниц альбома мне очень хорошо знакомы. На этой фотографии свадьба родителей. А здесь мы уже втроём на фоне Владикавказской мечети. Потом идут фотографии, сделанные  папой в командировках, наши с Людой детские и школьные снимки…  Каждая фотокарточка хранит частицу нашей жизни, будит  воспоминания. Пройдут годы и, показывая нашу семейную реликвию своим детям, я ещё и ещё раз с величайшим волнением буду вглядываться в лица тех, кого с гордостью называю: «Моя семья»!

Мои оба прадеда воевали на войне. Их судьбы разные, но они соединились в моей судьбе, и где-то глубоко в душе, в каждой моей клеточке, живет память о них.

Война! Война! Война! Война!

Как надоела эта тема!

Но что же нам, скажите, делать,

Когда не наша в том вина?

Когда опять кому-то плохо,

Что по планете мир идет,

Что наша мирная эпоха

Войне прохода не дает.

Была блокада Ленинграда,

Стояли насмерть под Москвой…
И я кричу войне: «Не надо!»

И я кричу войне: «Постой!»

— Остановись! Замри! Исчезни!

Уйди в преданье навсегда!

Пусть будут в мире только песни,

А взрывы чтобы – никогда!

Война! Война! Война! Война!

Такая близкая нам тема!…

Это стихотворение я написал, когда перелистывал вновь наш семейный альбом со старыми фотографиями, где хранятся пожелтевшие снимки времен Великой Отечественной войны. Это самые дорогие фотографии в нашей семье, которую, как и многие другие семьи, не обошла война, жестокая война…

Марков Павел Фадеевич – казацкий сын, тысяча девятьсот восьмого года рождения, воевал в Финскую войну. Очень любил бабушку Марию Васильевну и своих детей: Тасю, Любу, Нину и моего деда – Колю, который родился за месяц до войны. В единственном письме с фронта он написал прабабушке: «Береги детей, особенно Коленьку. Дай им образование обязательно!»

Это письмо – реликвия нашей семьи так же, как и две пожелтевшие от времени фотографии, на одной из которых изображен Павел со своим братом, а на другой – бабушка Маня с четырьмя детьми.

Прадедушка воевал на Западном фронте в двенадцатом отдельном артиллеристском полку сто двенадцатой танковой дивизии в звании старшины батальона. В начале ноября тысяча девятьсот сорок первого года их дивизия была брошена в район города Подольска. В жестоких боях с шестнадцатого по двадцать восьмое ноября были освобождены Каширское и Воронцовско-Троицкое шоссе.

Двадцать седьмого декабря сорок первого года в бою, который длился более суток, погиб мой прадед, а двадцать восьмого утром – противник был потеснен. У бабушки до тысяча девятьсот восемьдесят девятого года не было похоронки – место захоронения долгое время оставалось неизвестным. Дед считался без вести пропавшим.

Благодаря усилиям красных следопытов, его останки были найдены на поле возле села Мамаево и перезахоронены в деревне Константиновка Серпуховского района Калужской области.

По рассказам мамы, я знаю, что прабабушка каждое утро просыпалась, а вечером ложилась спать со словами: «Спокойной ночи, Пашенька!». Она так сильно его любила, что не верила в его смерть до тех пор, пока не принесли похоронку. А умирала прабабушка с улыбкой, ведь она знала, что теперь наконец-то она будет вместе со своим любимым. «Стою под алтарем, а у меня платье розовое, и у Паши рубаха розовая, у меня глаза синие, и у него синие… И только мы…» — так рассказывала прабабушка моей маме про деда…

Второй мой прадедушка, Леванов Дмитрий Иванович, родился в тысяча девятьсот девятом году.  Простой вятский парень, с простой профессией – маляр, был призван на войну в сентябре сорок первого года. Служил в звании сержанта санинструктором. Он спас большое количество жизней, часто рискуя своей. Принимал участие в боях под Курском, за что награждён Орденом Красного знамени. За форсирование Днепра был представлен к высокой награде — Ордену Ленина. А вручал ему награду сам Калинин в Москве, в Кремле. В Литовской столице есть музей, где находится целый стенд, повествующий о подвигах моего прадедушки. Он вернулся домой осенью тысяча девятьсот сорок пятого года, а через два года после окончания войны  умер от воспаления легких…

Пройдут годы, но память о моих прадедах Павле и Дмитрии будет жить в нашей семье. И мы будем по-прежнему с нежностью и теплотой относиться к дорогим нам снимкам, хранить их и передавать из поколения в поколение как семейную реликвию.

Ответ:

Фотоальбом — это настоящая семейная реликвия, поскольку в нем собрана память о нескольких поколениях родных и дорогих друг другу людей. В воспоминаниях этих сокрыта сама жизнь, и потому каждый снимок здесь имеет значение.

Листая страницы этой ценной книги, я каждый раз узнаю что-то новое о своих близких. Глядя на старые, потускневшие от времени карточки, мои родители, бабушки и дедушки делятся со мной рассказами о своем прошлом.

Сегодня я вновь взяла в руки семейный фотоальбом. На этот раз мое внимание привлекла фотография совсем еще молодого дедушки и маленького папы. На снимке они были одеты по-летнему и изображены стоящими рядом с озером. Оба они выглядели очень довольными, и мне захотелось узнать, почему.

Сначала я показала фотографию дедушке. Он долго разглядывал ее, а затем рассказал, что раньше частенько любил брать папу с собой на рыбалку. Рано утром они вместе готовили наживку, затем уплывали на лодке, закидывали снасти и через несколько часов возвращались с хорошим уловом.

Действительно, приглядевшись, я замечаю вдалеке на снимке старенькую дощатую лодку. «Да-да, она самая! — кивает дедушка. — Моя красавица. Сгнила потом, а жаль…» Но он все еще не может вспомнить причину, по которой они с папой так загадочно улыбаются.

Тут на помощь приходит бабушка: «Вы же в тот день поймали огромную щуку! — говорит она. — Потому такие довольные. А уха то какая наваристая потом получилась! Ты еще леской тогда на рыбалке себе руку поранили, разве не помнишь?».

Дедушка вновь смотрит на фотографию и на этот раз замечает там повязку на своей правой руке. Затем он с гордостью демонстрирует мне небольшой шрам на запястье.

Теперь, когда воспоминания восстановлены, тот снимок, что я держу в руках, воспринимается уже совсем по-другому. Скоро из магазина возвращаются родители, они тоже с интересом разглядывают старое фото, а после мы все вместе садимся обедать. На обед у нас сегодня тоже уха, и почему-то именно в этот день она особенно хороша.

Объяснение: как-то так

МБОУ
«Ирхидейская СОШ»

Районный
заочный конкурс творческих работ

«Моя
семья»

Номинация

«Литературное
творчество»

Эссе

«Листая
страницы семейного альбома»

Автор:
Никитина Руфима, учащаяся 10 класса

Руководитель:
Халтанова Лидия Семеновна

                                                                
«
Никто не забыт, ничто не забыто»

  
          Перебирая альбом моего прадеда Архипа Ивановича Балдунникова
известного учителя, ученого-краеведа, этнографа и прабабушки Пастуховой Марии
Павловны (приложение 1) я нашла табель-календарь 1941 года и книгу выпуска 1943
года И.Сталина «О Великой Отечественной войне советского народа». Не в каждой
семье сохранились документы тех военных лет и я решила сделать копии календаря (приложение
2)  и 1 страницы книги,  где Сталин впервые, 3 июля 1941 года по радио,
обратился к своему народу, бойцам и командирам Красной Армии о сложившейся
обстановке на фронте, о серьезной опасности которая нависла над нашей Родиной (приложение
3) .

   
         В нашей семье  немало альбомов, в которых хранятся старинные
фотографии. Вот беру я фотографию моего прадеда, студента Иркутского
университета, сделанного в 1927 году (приложение 4,5). В 1937 году его учителя
образцовой средней  школы г. Черемхово незаконно репрессировали. В 1940 году
полностью реабилитировали.  В апреле 1940 года его направили  завучем и
учителем Осинской семилетней школы, где проработал до августа 1942 года. С августа
1942 года его направляют учителем Бильчирской семилетней школы, учителя с
высшим образованием, требовательного, ответственного работника направляют на
самые трудные участки работы. В те годы, человека не имевшего партбилет, не
назначали на руководящую должность, по воспоминаниям родных, мой прадед
говорил, что в душе всегда считал себя коммунистом. Семья его в Бильчире жила в
доме М.Н.Хангалова, ученого-этнографа, учителя прадеда. До конца своей жизни он
поддерживал связь с его дочерью Софьей Матвеевной. В ноябре 1942 года Архипа
Ивановича призвали в Красную Армию в Забайкальский военный округ, служил в
г.Чите, на станции Дивизионной. В армии его назначали на ответственные
должности, был политруком части. Сохранилась характеристика с военно-строительного
управления. Демобилизовался в январе 1944 года. Это было тяжелое военное время,
вспоминал прадед, они просились на фронт, где насмерть стояли наши бойцы, но
их, прошедших политическую репрессию, держали в тылу по законам того времени.
После армии вернулся в Бильчирскую школу учителем русского языка и литературы.
С утра, с первых уроков, Архип Иванович проверял состояние учеников, кто болен,
кто особенно голоден, нередко брал в школу ломти хлеба, испеченного из курлыча,
хотя в семье было четверо малолетних детей. Добивался у председателей колхозов,
чтобы ученикам в школе давали по стакану молока ежедневно. В те военные
голодные годы, наверное, по велению бога, так говорила моя прабабушка Мария
Павловна, на полях рос курлыч (растение это так называли в народе). Зерна
курлыча мололи, из муки стряпали так называемый хлеб, он получался черный,
пречерный, но съедобный. Этот хлеб спас жизнь многим сельским жителям в годы
войны. После войны это растение перестало расти и до войны его не было.

С 1940 по 1949 год в доме Архипа Ивановича находилась
Орлокская начальная школа, родительский дом он отдавал безвозмездно, сохранился
договор от 1941 года, где только говорится, что в случае поломки стекол, дверей
школа самостоятельно должна ремонтировать. В военные годы он не забывал своих
одноулусников, нередко покупал им керосин, спички, соль, раздавал особо
нуждающимся. Навещал и учеников которые учились в его доме. Позже, в 1947 году,
когда семья переехала из Бильчира в родной улус Орлок, в родительский дом, они
2 года жили в небольшой левой половине дома, а в большой правой- находилась
школа. Ученики заходили и выходили не только со своей половины, но и с их
дверей, об этом часто вспоминают наши труженики тыла, которые учились в его
доме.

С февраля 1945 года Архипа Ивановича назначают
инспектором школ Осинского района. Работая на этой должности много усилий
прилагает по распространению опыта, методов работы лучших учителей района,
руководит методобъединением, пишет статьи на педагогические темы, часть которых
сохранилась в его архиве. Принимает самое деятельное участие в реорганизации
начальных школ в семилетние, семилетних в средние. За доблестный и
самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны в 1946 году награжден
медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»

А вот фотография моей прабабушки  Пастуховой –
Балдунниковой  Марии Павловны учительницы, первой пионерки, комсомолки 20-х
годов, ветерана труда, труженика тыла.      На этой фотографии она со своими
учениками Осинской неполной средней школы в 1942 году (приложение 6).

            С
1939 года по июль 1942 года работала учительницей начальных классов Осинской
семилетней школы. Позже многие ее ученики вспоминали, что в годы войны они были
плохо одеты, голодные, были дети, у которых отцы погибли на фронте, но были
окружены заботой, теплом и любовью Марии Павловны. Она воспитывала в них
патриотические чувства, прививала любовь к Родине, учила дружбе, уважении к
окружающим, передавала сводки с фронта. В одном классе обучались дети разных
национальностей: русские, буряты, татары, украинцы, литовцы, но никогда не было
драк, потасовок. При школе был приусадебный участок, на котором ученики учились
выращивать различные овощи, изучали способы и приемы сельхозпроизводства.
Полученный урожай шел на питание школьников. Мария Павловна с августа 1942 года
по 1947 год работала  учительницей начальных классов Бильчирской неполной
средней школы. На этой фотографии Мария Павловна со своими учениками в 1947
году (приложение 7).

Коллектив школы был дружный, учителя помогали друг
другу в работе, повседневной жизни. Школа помогала колхозу во всех сезонных
работах, заготавливали корм для скота, собирали на полях колоски во время и
после уборки урожая, пасли скот, помогали на ферме доить коров и кормить скот.
Мальчики 5-7 классов помогали ремонтировать трактора и комбайны, многие работали
на поле. Собирали посылки на фронт, ходили по дворам, вязали варежки, носки,
шили одежду, шапки, унты, писали письма на фронт. Не забывали и о праздниках,
Мария Павловна выпускала с детьми стенгазеты, в этом ей помогала учительница
Халтаева Ульяна Александровна, которая прекрасно рисовала, разучивали сценки,
песни, стихи. Мария Павловна давала ученикам глубокие и прочные знания,
отдавала все силы на воспитание детей, своих учеников. За добросовестную и
безупречную работу в 1949 году награждена медалью «За трудовое отличие», в 1962
году Почетной грамотой министерства просвещения РСФСР.

        
    Советский народ победил в этой жестокой битве, внес решающий вклад в
разгром нацизма. Своей стойкостью, беспримерным мужеством показал всему миру, что
нет и никогда не будет такой силы, которая смогла бы поставить на колени наш
народ.

Приложение
1

Приложение
2

Приложение
3

Приложение
4

Приложение
5

Приложение
6

Приложение
7

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Лист экзаменатора по устному экзамену
  • Лист сдачи экзамена в гибдд город
  • Лист самоконтроля по подготовке к егэ
  • Лист с формулами на егэ по математике 2022
  • Лист с формулами на егэ базовый уровень математика

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии