Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кислоканская средняя школа» Красноярского края
Эвенкийского муниципального района
Сценарий
КВН «Самая прекрасная и загадочная!».
(для учащихся 9 классов)
Разработала
учитель химии
Катцына
Любовь
Федоровна
2018 год
Цель: Формирование и развитие познавательного интереса учащихся к химии.
Задачи:
1. Образовательные:
а) Расширение кругозора знаний учащихся.
2.Развивающие:
а) Развитие речи, умения обобщать, анализировать и делать выводы;
б) Развитие творческих способностей и навыков практической деятельности у учащихся;
в) Развитие отношений сотрудничества и коллективизма;
г) Формирование умений выступать перед товарищами, находить с ними контакт .
3.Воспитательные:
а) Создание условий для самореализации, самоутверждения у учеников и уверенности в себе;
б) Воспитание чувства коллективизма.
Формируемые предметные и метапредметные результаты:
Предметные: использование практического опыта при проведении химических экспериментов, использование знаний школьного курса химии 8-9 классов, преобразование теоретических знаний в практические.
Метапредметные: коммуникативные – формирование речевой деятельности и навыков сотрудничества; познавательные – работа по поиску информации при подготовке к мероприятию, освоение способов решения творческого характера; регулятивные — проявление инициативы и самостоятельности , умение составлять план действий и работать по нему,
Место проведения: кабинет химии
Форма проведения: КВН
Оборудование и реактивы:
1.Реактивы : цинк, р-р соляной кислоты, р-р серной кислоты, р-р гидроксида натрия, магний, этанол, перманганат калия кристаллический, перекись водорода, фенолфталеин, серная кислота, р-р шелочи, вода, сахарная пудра, дихромат аммония, нитрат аммония, р-р хлорида кальция, р-р карбоната натрия, р-р радонида калия, раствор хлорида железа (III), фторид натрия.
2.Оборудование: штатив, спиртовка, спички, кирпич, штатив с пробирками, лучина, круглые плоскодонные колбы , пробки с газоотводными трубками( для колб и пробирок), веревка, смоченная в хлориде бария, кристаллизатор с раствором какого-либо сульфата, стеклянная палочка, асбестовая сетка, нож, вата, фарфоровая ступка , предметный столик.
Подготовительный этап:
1.Подготовить оформление: плакаты, кроссворды, высказывания ученых.
2.Подготовка команд: придумать название команды, эмблему, девиз, приветствия жюри, команде соперников, болельщикам.
3.Подготовка командами «домашнего задания» по теме «Самая прекрасная и загадочная»..
КВН проводится по следующему сценарию:
-
Приветствие команд.
-
Разминка команд.
-
Конкурсы команд: Химическая лаборатория, Скорая помощь на дому
-
Домашнее задание.
Ход мероприятия:
ВЕДУЩИЙ. Добрый вечер, дорогие ребята, гости! Мы рады видеть вас на нашем КВН. Сегодня у нас встречаются команды 9 а класса «Чародеи» и 9 б класса «Магистры». Встречу судит жюри. (Представляет членов жюри)
ВЕДУЩИЙ. Химия – серьезная наука, но химики – веселый народ, и иногда они любят пошутить. Сегодня вы убедитесь в этом сами. Итак, наше первое знакомство начинается. На сцену для I конкурса, конкурса «Приветствие команд», приглашается команда 8 класса, команда «Чародеи»
Приветствие команд «Визитная карточка». Выступление должно быть не более 7-10 минут. Обязательно соответствовать выбранной теме. Должна быть защита эмблемы и название команды . Желательно музыкальным и веселым. Выступление оценивается в 10 баллов
Приветствие команда «Чародеи».
Девиз: Химичить всегда, химичить везде,
Химичить на суше, химичить в воде.
Поют:
Где-то на белом свете,
Там, где всегда мороз,
Жил водород в пробирке
А рядом кислород.
Жили они не тужили,
Но вдруг появились мы.
Вместе мы их смешали
И получили взрыв.
Ля-ля-ля-ля-ля,
Разлетелась пробирка вся.
Ля-ля-ля-ля-ля
Вертится быстрей Земля.
Приветствие соперникам
Команде «Магистры» – наш привет!
Пусть бой наш будет самым мирным в мире,
И победившим станет тот,
Кто будет самым остроумным
И без потерь до финиша дойдет.
Поют:
Главное, ребята, с юмором дружить,
Ведь тогда победу вы сможете добыть.
В дальний путь собрались мы,
А в том краю далеком
Только со смекалкой можно победить.
А ты, наш соперник, решенье жюри
В сердце своем сохрани
Лишь за точный ответ,
Лишь за шутки твои
Команда получит очки. 2 раза
Приветствие жюри
Здравствуйте, наше многоуважаемое жюри.
Мы собрались сегодня в этом зале
И говорим с волненьем в этот час:
«Жюри, жюри – оно одно у нас,
Мы любим вас.
Любовь еще, быть может,
В душе у нас угасла не совсем,
Но пусть ничто вас не тревожит,
Прибавьте балл командам всем».
Чтоб вы, жюри, нейтральны были,
Могли по праву рассудить,
Все споры двух команд решить
И приз сильнейшим присудить,
Дарим вам нейтральную среду:
Щелочь и кислоту!
Приветствие болельщикам
А вы, болельщики, крепитесь,
Где нужно, поддержите нас!
И наша в КВН победа
Пусть будет радостью для вас!
Приветствие команды «Магистры».
Девиз: Мы как кремень крепки, не разбить, не разлить нас водой.
Поют на мотив песни «Замечательный сосед»
Долго химию учили,
Долго мы ее зубрили,
Долго голову ломали,
Над задачею сидя.
А теперь на этой сцене
Мы играем в КВНе.
КВН сейчас поможет
Время провести не зря.
Приветствие жюри
Из-за химии сегодня состоится КВН.
Вы, жюри мое родное, оцените нас скорей.
Поют на мотив песни «Если б я был султан…»
Мы пришли к вам сюда, чтоб сразиться здесь.
Но противник силен, надо нам учесть,
Но противник силен, что ни говори
Вся надежда на вас, милое жюри!
Давайте, судьи, болейте за нас,
А то наказанье пошлет Бог на вас.
Если б я был жюри и судить бы мог,
Уверяю, друзья, был бы я не строг.
Но, с другой стороны, что ни говори,
Вся надежда на вас, милое жюри!
Приветствие болельщикам
Дорогой наш болельщик,
Мы попросим тебя –
Поболей хоть немножко
За нас и за себя.
Поболей, поболей, поболей ты за нас!
Не оставь, не оставь, в этот трудный час! (Все вместе)
Приветствие соперникам
А ты, соперник, не грусти, не надо!
И нос вам вешать нынче ни к чему.
На КВНе всем смеяться надо,
Кто не смеется – проигрыш тому! (Хором.)
Жюри оценивает конкурс «Визитная карточка»
ВЕДУЩИЙ. Второй конкурс называется «Разминка». Мы предлагаем посоревноваться в ответах на химические загадки. Каждый правильный ответ – 1 балл.
ВЕДУЩИЙ Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы как без рук:
Нет меня — огонь потух.
(Кислород.)
ВЕДУЩИЙ Я блестящий, светло-серый,
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил!
(Магний.)
ВЕДУЩИЙ Я — металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер — переходный.
(Алюминий.)
ВЕДУЩИЙ Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша!
(Медь)
ВЕДУЩИЙ Хоть составчик мой и сложный,
Без меня жить невозможно.
Я — отличный растворитель,
Жажды лучший утолитель.
А разрушите, так сразу
Два получите вы газа.
(Вода.)
ВЕДУЩИЙ Я парнишка непростой,
Если капнешь кислотой,
Сразу стану ярко-красным —
Поменяю цвет я свой.
Если щелочи добавишь,
Вновь меня ты не узнаешь,
Сразу желтым стану я.
Назовите-ка меня!
(Индикатор метиловый оранжевый.)
ВЕДУЩИЙ Нрав у газа, ох, непрост!
Много жизней он унес,
А сейчас нам помогает,
От микробов защищает.
(Хлор.)
ВЕДУЩИЙ Первый я на белом свете:
Во Вселенной, на планете.
Превращаясь в легкий гелий,
Зажигаю Солнце в небе.
(Водород.)
ВЕДУЩИЙ: « Химия – это наука практическая. И потому третий конкурс покажет нам все ваши умения и знания. При оценке конкурса обязательно будут учитываться:
1 Соблюдение правил техники безопасности
2. Правильность проведения эксперимента
3. Простота в объяснение проводимых опытов
4 .Правильность записанных уравнений соответствующих реакций»
Третий конкурс – « Химическая лаборатория».
Участникам предлагают закрытые конверты, в которых записаны задания.
Конверт 1. Осуществить превращения Цинк – хлорид цинка – гидроксид цинка – сульфат цинка- цинкат натрия.
Конверт 2. Из имеющихся на столе реактивов получите кислород двумя различными способами. Докажите, что полученный газ кислород.
Перед экспериментом команды три минуты обсуждают работу, выбирают участников.
В конкурсе принимают участие по три игрока из команды. Один из них записывает уравнения на доске. Два других проводят и объясняют опыты. Учитывается не только правильность проведенного эксперимента, но и слаженность в работе команды. Конкурс оценивается в 10 баллов.
Пока команды выполняют работу, проводится конкурс болельщиков. Зал делится на две части болельщиков и им по очереди задаются вопросы, каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Баллы суммируются в пользу той или иной команды.
Конкурс болельщиков
-
Сапоги мои того, пропускают … (Н2О)
-
Отличаются ли молекулы воды, водяного пара, льда? (Нет)
-
Реакция, при которой из нескольких веществ образуется одно. (Соединения)
-
Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород, называются… (Оксиды)
-
Формула углекислого газа. (СО2)
-
Каким химическим элементом образован графит? (Углеродом)
-
Жидкий металл. (Ртуть)
-
В огне не горит и в воде не тонет. (Лед)
-
Первый элемент Периодической системы Д.И.Менделеева. (Водород)
-
Наука о веществах и их свойствах. (Химия)
-
Как называется газ, являющийся аллотропным видоизменением кислорода, который образуется в небольшом количестве после грозы? (Озон)
-
Формула серной кислоты. (Н2SО4)
-
Опасна ли ртуть в градуснике, если он разобьется? (Да)
-
Как называются растворимые основания? (Щелочи)
-
Формула воды. (Н2О)
-
Какой легкий металл используется в самолетостроении? (Алюминий)
Жюри оценивает третий конкурс «Химическая лаборатория » и озвучивает общий результат обеих команд.
Четвертый конкурс — « Скорая помощь на дому».
ВЕДУЩИЙ. Некоторые из вас в дальнейшем собираются выбрать профессию врача и поэтому самое время проверить себя. Вызывается по одному человеку из команды. Им предлагается решить две одинаковые задачи. Учитывается правильность решения и время, потраченное на это. Конкурс оценивается в 5 баллов.
Задача 1
Какую массу кристаллического перманганата калия необходимо добавить в 200 г.0,1% раствор получить 0,5% раствор для промывания ран.(0,8 г)
Задача 2
Какой объем приобретенного в аптеке водного раствора этилового спирта 96% с плотностью 0,8г/мл ,необходимо добавить в 50 мл воды для приготовления 50% раствора .для наложения компресса? (65 мл)
Пока участники решают поставленные перед ними задачи, мы проводим Конкурс капитанов.
Ведущий вызывает на бой капитанов команд. Без всякой подготовки капитаны должны отвечать на вопросы ведущего ,если капитан команды не знает ответа ,то капитан команды соперников может дать ответ на вопрос и получить дополнительный балл команде
Вопросы для первого капитана:
1. Процесс распада электролита на ионы (диссоциация)
2. Заряженная частица в которую превращается атом (ион)
3. Аллотропное видоизменение кислорода (озон)
4. Горизонтальный ряд химических элементов (период)
5. Жидкий металл (ртуть)
6. Соли серной кислоты (сульфаты)
7. Родина Фарфора (Китай)
8. Единица количества вещества (моль)
9. Газообразная природная смесь (воздух)
10. Признаки реакции горения (свет и тепло)
Вопросы для второго капитана:
1. Какой газ образуется во время грозы (озон)
2. Самый легкий благородный газ (гелий )
3. Вертикальный ряд элементов Периодической таблице (группа)
4. Кристаллическая решетка воды (молекулярная)
5. Процесс отдачи электронов (окисление)
6. То, из чего состоят все физические тела (вещество)
7. Самый твердый природный минерал (алмаз)
8. В чем растворяется золото? (в царской водке)
9. Условная запись состава вещества ( химическая формула)
10. Жидкий неметалл (бром)
Жюри оценивает четвертый конкурс «Скорая помощь на дому » и озвучивает общий результат обеих команд с учетом конкурса капитанов.
Ведущий: А сейчас конкурс « Домашнее задание» на тему «Самая прекрасная и загадочная». Приглашается команда «Чародеи»! Музыка.
Выступление команды «Чародеи»
1. Химия – супер-супер- суперсовременная наука! В древности о ней знали очень мало. Бедные люди! Не представляю, как можно было жить без химии?
2. Ни тебе капроновых колготок, ни жвачек, ни пластмассовых авторучек…
3. Да, представляете – жили наши предки без пластиковых окон, да и вообще без стекол – слюдяные окошки делали, мутные –премутные. Без цемента, без шифера и кирпичей строили дома, из одних бревен и досок! О, ужас!
4. Это что же, и бензина тогда не было, и резины? А как же машины ездили?
5. Ну ты тупая! Какие машины? На лошадях тогда ездили, овсом их кормили, а не бензином! Зато с экологией тогда было все в порядке! Помнишь, как у Пушкина: не велеть ли в санки кобылку бурую запрячь? Жили люди, не тужили…
6. А что, при Пушкине химии вообще не было? И в школе ее не учили, наверное? Вот здорово!
7. Ну что ты такое говоришь? Химия при Пушкине расцветала вовсю, к тому времени Ломоносов уже и атомно-молекулярное учение придумал, и закон сохранения массы открыл.
8. И стекло, и порох, и многие красители к тому времени получать умели. А самое главное – чернил и бумаги полно было, а то бы Пушкину пришлось царапать угольком на бересте .
9. А почему же тогда великий поэт Александр Сергеевич не воспел в своих стихах химию? Обидно даже.
10. Да, представляю, как зазвучала бы сказочка с химическим уклоном! « У лукоморья стоит растение, в коре которого много дубильных веществ, а в листьях – пигмента хлорофилла. На этом растении мы видим кованое металлическое изделие желтого цвета. Оно не окисляется ни при каких условиях, лишь растворяется в царской водке. И металл этот стоит на предпоследнем месте в электрохимическом ряду напряжений…»
11. Ну что ты все так упрощаешь! Посмотри, как здорово зазвучала знакомая с детства сказка, когда ее чуть-чуть «подхимичили».
12. Итак, представляем вашему вниманию сказку « О попе и работнике его Балде» с химическим уклоном.
Поп:— Поди-ка сюда,
Верный мой работник Балда!
Слушай: платить обязались черти
Мне оброк до самой моей смерти.
Как наешься своей ты полбы,
Собери с чертей оброк мне полный!
Балда: Ну, хозяин! Хитер, подлец!
Да есть хитрее тебя молодец.
Надо химию немного почитать
И чертей до чертиков перепугать!
Чтец: Балда, с попом понапрасну не споря,
Пошел, сел у берега моря,
Там он стал веревку крутить
И конец ее в море мочить
( опыт: веревку, смоченную в хлориде бария, опускает в кристаллизатор с раствором какого-либо сульфата)
Чтец: тут из моря вылез старый бес:
Черт:— Зачем ты, Балда, к нам залез?
Замутил нам всю воду, не видно ни зги!
Балда:— Погодите, сейчас посыплю пеплом вам мозги!
( опыт: «вулкан» из подожженного дихромата аммония )
Чтец: Беса взяла тут унылость:
Черт:— Скажи, за что такая немилость?
Балда: — Как за что? Вы не платите оброка
И не помните положенного срока!
Черт:— Об оброке мы век не слыхали,
Да и не было чертям такой печали!
Ну уж ладно, бери, да с уговору,
С нашего общего приговору:
Кто этот камень сотрет в порошок,
Тот и получит золота мешок.
Балда: — Эка невидаль, стереть в порошок!
А вот я его взял – и поджег!
( опыт: «горение» кирпича, облитого спиртом )
Черт:— Ох, и силен ты, мужичок!
А все же пока не твой мешок!
Балда: — Глупый, глупый ты бес!
И куда ж ты за нами полез?
Да где тебе тягаться со мною,
Со мною, самим Балдою!
Я вот змей сейчас напущу
И беды на вас, чертей, насвищу!( опыт Фараоновы змеи)
Черт:— Ладно, ладно, твоя взяла, Балда!
Бери мешок и не возвращайся больше сюда!
Видно, люди поумнее нас, чертей,
Поучиться бы нам надо у людей!
Балда: — Ну, прощайте! Зла на вас я не держу,
Я ведь с книгами учеными дружу!
Вы бы тоже в школу шли учиться,
Хватит вам, чертям, бездельничать и лениться!
Черт: — Скажи, профессор Балда, какой наукой нам заняться,
Чтобы мы с тобой могли тягаться?
Балда: — Химией зовут эту науку!
Черт: — О, химия! Протяни нам, бесам, руку!!!
Ведущий: — А теперь слово команде «Магистры»! (Музыка)
1. –О, химия! Я всегда ею восхищаюсь! Такая таинственная и загадочная наука!
2. – Такая загадочная, что двойки по контрольным так и сыплются!
3. – Химия – занимательная и увлекательная!
4. – Особенно когда что-нибудь шипит, бурлит и бабахает.
5. – Химия полезна и необходима нам на каждом шагу!
6. – Конечно! Мы химией и вредителей травим, и голову моем…
7. – И одеваемся в химию, и умываемся химией.
8. – И едим, и пьем, и дышим сплошной химией.
9. – Делаем вывод: (хором) Как же нам ее не любить?
Песня на мотив «Огней так много золотых на улицах Саратова…»
Уже погасли фонари, дворы пустынны зимние
Сидят в домах ученики, бедняжки, учат химию.
То кислород, то водород, печальная история,
Зубрят ее который год, а толку – ноль, не более(2 раза)
10. Ну, чего вы носы повесили? Подумаешь, не смогли отличить азота от озона! Да они, может, и сами себя бы не узнали, если бы этикетку вовремя не приклеили!
11. Я вот, например, чем меньше в химии понимаю, тем больше ей восхищаюсь: какая крутая наука!
12. А я больше всего в химии люблю таблицу Менделеева: она такая красивенькая, такая ровненькая, такая разноцветненькая!
13. Да! И для тех, кто еще немного мозгами шевелит, это еще и прекрасная официально разрешенная шпаргалка! И на контрольной ею можно пользоваться, и на экзамене.
14. Не знаю, как вы, а я на всех уроках только о химии и думаю. Вот, думаю, сейчас бы мне белков и жиров — в виде котлеты, или фруктозы с целлюлозой — в виде яблока…
15. Да разве можно на любовь смотреть с точки зрения желудка! Для меня химия – это музыка! Послушай, как красиво звучит: ар-ген-тум, плюм-бум, аш-два-о… Я даже уравнения реакций не читаю, а пою: « Пэ плюс о-два, получилось пэ-о-два»
16. А потом в журнале два… Чтобы двойки избежать, ты пиши « пэ-два-о-пять». Эх, ты, химик великий! Валентность фосфора в оксиде равна пяти!
17. Ой, ребята, мне химия чем-то напоминает шпионскую шифровку. Нет, чтобы сказать нормально, по-людски: мел школьный, — так нет же, надо его обозвать посложнее: кальций-це-о-три. Или вот еще: подайте мне пачку хлорида натрия, я суп посолю. А это яйцо я зря в яичницу разбил, вся кухня теперь пахнет аш-два-эс.
18. А мне всегда нравилось, как пахнет в кабинете химии. Чем-то то ли аптечным, то ли больничным.
19. А теперь представляем вашему вниманию знаменитого мага и волшебника Гасана Хоттабыча! Его фокусы основаны на блестящем знании химических реакций! Встречайте аплодисментами!
Опыты Хоттабыча
1.Превращение «молока» в «воду» и обратно. (В одну колбу наливаем раствор СаСI2, во вторую _ раствор карбоната натрия, слить. Образуется белый осадок , «молоко». Добавить избыток соляной кислоты, образуется «вода»)
2.Превращение «воды» в «вино» и обратно. (Одну колбу ополаскивают предварительно в растворе фенолфталеина, вторую в серной кислоте. В третью колбу наливают разбавленный раствор щелочи, это будет «вода». Ее переливают вначале в первую, а затем во вторую колбу.
3.«Заживление ран».( Руку помощника смачивают предварительно раствором роданида калия или аммония, Хоттабыч макает неострый нож в раствор хлорида железа (III) и « режет вены» помощнику. Затем обмакивает вату в раствор фторида натрия и вытирает «кровь». Показывает вату и «рану» – все абсолютно чистое).
Заключительная песня на мотив «Буратино»
Мы дружно рядом с ней живем
Ее мы пьем, ее жуем,
А если заболеем вдруг,
То здесь она нам первый друг,
Она и там, она и тут,
Скажите, как ее зовут?
Хи – ми – я!
Но мера здесь нужна всегда,
А то и воздух, и вода
Внезапно превратятся в яд,
И птицы к нам не прилетят,
Сады весной не зацветут.
И как же это все зовут?
Хи – ми – я!
Оценивание выступления членами жюри( ( 10 баллов макс. ), ( каждый член жюри скажет по неск. слов); Объявление итогового результата игры.
ВЕДУЩИЙ:
Вот и закончился наш КВН. Команды продемонстрировали свои знания, а если они и были не очень, то команды достойно вышли сухими из воды, призвав на помощь юмор и находчивость. Спасибо всем, кто участвовал в игре, кто активно болел и кто замечательно судил.
Роль химии заметней год от года,
Решить задач ей много предстоит.
Растёт число химических заводов,
И химия упорно входит в быт.
Химию любить и не лениться.
Значит и понятно будет всё:
Почему на газе посуда коптится,
На морозе сушится бельё.
Без химии ты глуп и слеп.
И шагу не шагнешь порой.
Не вырастишь хороший хлеб.
И дом хороший не построишь.
У химии большие перспективы.
Она во всём на помощь к нам идёт.
Чтоб жил народ и лучше и красивей,
Чтобы шагал уверенно вперед.
Химии законы почитайте.
Вливайте! Грейте! Получайте!
Вот вам дружеский совет:
Да будет химия вовек!
Источники информации:
1.Штремплер Д.И. Химия на досуге. – М.: Просвещение, 1996.
2.«Я иду на урок химии». Книга для учителя. М.:ИД «Первое сентября», 1999.
3.http://cosmoport.club/post/faraonovy-zmei-i-charodei
4.https://videouroki.net/razrabotki/khimicheskiy-kvn.html
5.http://fb.ru/article/78609/himicheskiy-opyit—vezuviy-na-stole
Химический
КВН (для учащихся 9-10 классов)
Ведущий
1: Начинаем КВН. Сегодня в нем участвуют команды девятых и десятых классов. Они
покажут свои знания по химии, свою смекалку, быстроту и точность. А вам,
болельщики, желаем быть активными, внимательными, но, в то же время
дисциплинированными. Представляю вам членов жюри. (Представление жюри.)
Ведущий
2: Пожелаем членам жюри успехов и плодотворной работы!
А
теперь – наши команды!
ПРИВЕТСТВИЕ
(визитка)
Ведущий
2: Первой представит себя команда девятого класса.(визитка девятого класса)
Ведущий
1: А теперь предоставим слово для приветствия команде десятого класса.
Ведущий
2: Итак, мы послушали приветствия команд. Жюри оценит приветствия по
пятибалльной системе.
Ведущий
1: Ну а сейчас каждая команда представит нам свое домашнее задание на тему «Там
на химических дорожках…» свое домашнее задание продемонстрирует нам команда
девятого класса.
Ведущий
2: Спасибо команде девятого класса, а теперь приглашаем на сцену команду
десятого класса!!!!!
Ведущий
1:теперь настало время традиционного конкурса любого КВН – разминки, кто первый
займет свободный микрофон, тот и отвечает.
РАЗМИНКА
(За
каждый верный ответ – 1 балл.)
Ведущий
1:.Определенный вид атомов (хим. элемент)
Ведущий
2: Какие элементы утверждают, что «могут другие вещества рождать»?
(Углерод, водород, кислород).
Ведущий
1: Какая среда будет при растворении карбоната натрия в воде? (Щелочная).
Ведущий
2: Как называется положительно заряженная частица, которая образуется при
пропускании тока через раствор электролита? (Катион).
Ведущий
1:. Молярный объем газов (22,4 л/моль)
Ведущий
2: Соль этого металла есть у каждого на кухне?(натрий)
Ведущий
1: Ну, а теперь, друзья, пришло время посоревноваться вам в смекалке и
находчивости. Объявляем 1 конкурс.
Ведущий
2:Растворимые в воде основания (щелочи)
Ведущий
1:Процесс отдачи электронов (окисление)
Ведущий
2:Оксид, реагирующий и с кислотами и с основаниями (амфотерный)
Ведущий
1: Число Авогадро (6 . 1023 частиц)
Ведущий
2: Масса 1 моль вещества (молярная)
Ведущий
: Перходим к конкурсам.
И первый наш конкурс называется «Кто быстрее». Вам дано первое вещество
из соединения, а второе – не известно. Ваша задача заключается в том, что бы
правильно дописать соединение. На это задание вам дается две минуты. После чего
ваши работы проверяет справедливое жюри, и за каждое правильно составленное
соединение вы получаете 1 балл.
Na…,
Al2…, Nа2…,
Li2…,Pb…,Ag…,H2…,Mn3…,Zr…,Zn…
Ведущий
2:
Итак,
первая ступенька преодолена.
Поднимемся
выше, друзья!
Следующий
конкурс – №2.
Уравнения
Здесь начала
уравнений.
Дописать вы их
должны,
Верно отгадав
концы.
Не забуду вам
сказать:
«Нужно также
уравнять! »
(Кто быстрее – 2
балла, 2 место – 0 баллов.)
Уравнения:
a) NH4CI +
NaOH
б)
NH4NO3 + H2SO4
в)
(NH4)2SO4
г)Li2SO3
+ Zn3(PO4)2
Ведущий 1:
Посмотрим, друзья!
Что у вас впереди?
Теперь перед вами
–конкурс № 3
«Шуточные
загадки». В этом конкурсе мы каждой команде по очереди задаем вопрос. Если
команда не справляется с вопросом, то он адресовывается другой команде. За
каждый правильный ответ – 1 балл.
1.
Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической системе химических
элементов? (водород)
2.
Какой элемент всегда рад? (радий)
3.
Какой газ утверждает, что он — это не он? (неон)
4.
Какой неметалл является лесом? (бор)
5.
Какой химический элемент сострит из двух животных? (мышьяк)
6.
Какой элемент вращается вокруг Солнца? (уран)
7.
Какой элемент является настоящим гигантом? (титан)
8.
Какой металл, по древней мифологии, обречен на «вечные муки»?
(тантал)
9.
В состав названия какого металла входит дерево? (никель)
10.
Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (платина)
11.
В состав двух химических элементов входит напиток морских пиратов. Какие это
элементы? (бром, хром)
12.
От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость
скелета животного или человека? (Серебро)
13.
Какие химические элементы состоят из троек?(натрий, тритий)
14.Название какого
металла несет в себе волшебника? (Магний – маг)
Ведущий 2: Впереди
вас ждет увлекательный конкурс под названием «Химия и хореография».
Командам
необходимо при помощи своего тела изобразить понятия, которые вы вытяните в
виде билета. По реакции зала определяется победитель, который получает 3 балла,
а команда, занявшая второе место, получает 1 балл.
А) Три агрегатных
состояния вещества;
Б) Типы химических
реакций
Ведущий 1: Итак
переходим к следующему испытанию нашего КВНа.
В пятом
конкурсе вы должны привести химическую формулу бытовому названию вещества.
За правильный ответ 1 балл.(на листочках)
1.
Веселящий газ? (N2O)
2.
Роса (Н2О)
3.
Поваренная соль (NaСl)
4.
Выдыхаемый воздух (СО2)
5.
Вдыхаемый воздух (О2)
6.
Гипс? (CaSO4*2H2O)
7.
Гашеная известь? (Ca(OH)2)
8.
Негашеная известь? (CaO)
9.
Сода каустическая? (NaOH)
10.
Сода кристаллическая? (Na2СO3)
Ведущий 2:
Наши милые
команды!
Вы соперники хоть
куда!
Ну, а где же капитаны?
Соревноваться им
пора!
Ведущий 1: Но
перед началом вы должны пообещать – не обливать друг друга кислотой, не применять
методов борьбы, бокса и каратэ, не терять чувство юмора. Обещаете?
Ведущий 2: Ну а
теперь переходим к конкурсу под названием
«Домашний
адрес химических элементов».
Капитану команды
требуется дать характеристику элементам. Команде десятого класса достается
технеций, а девятому классу – сиборгий.
Ведущий 2:
Ну, а теперь, наше
жюри,
Итоги нам подведи!
А пока жюри
решает,
С вами, зрители,
играем!
Ведущий 1:
Кто верный ответ
дает,
Любимой команде
очко принесет!
ВОПРОСЫ К
БОЛЕЛЬЩИКАМ. Условия таковы: первый поднявший руку в
зале, выходит на сцену и отвечает.
Ведущий 2:
Итак, 1 вопрос:
Назовите элементы,
названные в честь стран? (Германий, франций, америций.)
Ведущий 1:
Наш вопрос второй
Тоже не простой:
«Назовите нам
сейчас
Самый легкий в мире
газ!» (Водород)
Ведущий 2:
Ну, а третий наш
вопрос
Задаем мы вам
всерьез:
Как называется
сплав, состоящий из соединения меди и олова? (бронза)
Ведущий 1:
Вот четвертый наш
вопрос:
» Я металл,
меня ты знаешь!
Мощь громадная во
мне.
Если «б»
ко мне добавишь,
Небо скрою в
снежной мгле.
Через несколько
минут
Вы скажите, как
меня зовут?»
(Уран – буран)
Ведущий 1:
Пока жюри наше
решает,
Победителя
определяет,
Чем займемся с
вами мы?
Мы посмотрим
опыты!
Химик 1:
Хоть чудес на
свете нет,
Химия дает ответ:
«Чудеса на
свете есть,
И, конечно, их не
счесть!»
Мы вам несколько
покажем
И, конечно, все
расскажем!
Химик 2:
Вот вам первое
развлечение:
Кто дает руку на
отсечение?
Жаль руку на
отсечение,
Тогда нужен
больной для лечения!
Химик 1:
Оперируем без
боли.
Правда, будет
много крови.
Химик 2:
При каждой
операции
Нужна
стерилизация.
Помогите,
ассистент,
Дайте спирт.
Химик 1:
Один момент.
(Дает спирт – NH4CNS.)
Химик 2:
Спиртом смажем мы
обильно,
Чтобы было все стерильно.
Не вертитесь,
пациент,
Дайте скальпель,
ассистент!
(«Скальпель»
– палочка, смоченная в FeCI3,
делает «скальпелем» разрез – течет «кровь».)
Химик 1:
Посмотрите, прямо
струйкой
Кровь течет, а не
вода.
Но сейчас я вытру
руку –
От пореза ни следа!
(Вытирает
«кровь» ваткой, смоченной водой.)
Химик 2:
А виной всему,
ребята,
Здесь реакция у
нас!
Получился цвет
похожий,
Так похожий –
просто класс!
Химик 1:
Вы устали все
шутить,
Рады сок вам
предложить!
(Наливает в стакан
с каплей фенолфталеина щелочь.)
Химик 2:
А может вам
молочко?
Приготовим
быстренько!
(Сливает растворы
BaCI2
и H2SO4.)
Химик 1:
Чудеса вам
показали,
Вы, надеюсь,
угадали,
Что сливали и
зачем?
С этим нет у вас
проблем!
Ведущий 2: Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты!
Надеемся, они вам понравились! Если вы будете знать химию, вам не составит
труда разгадать секреты «чудес». А наше жюри подвело итоги!
Ведущий
1:
А теперь
поприветствуем победителя!
Каждому медаль
вручаем
И с победой поздравляем!
(Вручение
медалей.)
Ведущий
1:
На этом наш вечер
заканчивается.
Отличной вам
учебы, друзья!
И хорошего
настроения!
КВН «Знатоки химии»
Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся как необходимое условие развития интеллектуальных и творческих способностей.
Задачи: расширить и углубить знания учащихся по органической химии; продолжить развитие коммуникативных умений (участие в коллективной деятельности); способствовать повышению творческой активности учащихся; продемонстрировать необходимость химических знаний в повседневной жизни.
Оборудование: бочонок, пластилин, спички, влажные салфетки, листы А4, таблицы Д.И.Менделеева, маркеры, гелевые ручки, оценочные листы для жюри, грамоты, компьютер, мультимедийный проектор.
Ведущий:
-Здравствуйте участники игры и болельщики. Я рада вас приветствовать на КВНе «Знатоки химии». Сегодня соревнуются 2 команды из 10 и 11 классов. Участникам команд предоставляется возможность показать хорошие знания, эрудицию, смекалку. Победит та команда, которая сможет набрать наибольшее количество баллов. И болельщики им смогут помочь набрать дополнительные баллы.
Представляю жюри в составе:
К людям, живущим на планете Земля
Роль химии значительна
Для каждого из нас,
И пусть не все любители,
Взяв жидкость, сделать газ.
И пусть при виде формул
И возникает грусть,
Таблицу Менделеева не знаем наизусть.
Пусть химию ругают все:
«Зачем она нужна?
Всё было натуральное,
Сейчас химия одна!»
Но если впредь не будет
Разумным человек,
Ругать все будут химию –
Ведь двадцать первый век.
Ведь нужно все дары её
Использовать с умом,
И будет мир счастливее,
Мы лучше заживем…
И все богатства химии,
Каких не перечесть,
В таблице Менделеева
Мы можем рассмотреть.
Участники игры: Дайте названия своей команде и выберите капитана команды.
1 конкурс: Занимательная викторина. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
1) Без этого вещества жизнь невозможна. В организме человека его около 65% и более (вода).
2) Химический элемент. Содержится в белках, несправедливо назван «безжизненным». (азот).
3) Биологические катализаторы (ферменты)
4) Кислота, которая вырабатывается в желудке человека (соляная)
5) Какой спирт вызывает гибель зрительного нерва и повреждает сетчатку глаза? (метанол)
6) Как называется природный полимер, содержащийся в рисе, картофеле, кукурузе? (крахмал)
7) Как называется углевод, содержащийся в молоке? (лактоза)
Какой спирт хорошо смягчает кожу рук? (глицерин)
9) Его изобрели как дорогой упаковочный материал, а сегодня он стал чуть ли не главным мусором планеты (целлофан)
10) Перечислите природные источники углеводородов. (нефть, каменный уголь, природный газ)
2 конкурс «Головоломка»
Среди буквенной неразберихи нужно найти (сверху вниз, слева направо и по диагонали) за 5 минут как можно больше слов, относящихся к теме «Органическая химия»
За каждое найденное слово -1 балл.
и |
х |
м |
г |
а |
л |
к |
а |
н |
Ы |
о |
з |
е |
р |
а |
д |
и |
к |
а |
Л |
г |
з |
т |
м |
е |
т |
и |
л |
п |
А |
о |
п |
а |
м |
г |
е |
и |
т |
с |
П |
д |
а |
н |
м |
о |
с |
и |
к |
г |
Р |
и |
р |
о |
б |
р |
м |
з |
ж |
о |
О |
н |
а |
р |
у |
е |
р |
о |
б |
м |
П |
а |
ф |
е |
т |
н |
щ |
м |
ь |
о |
А |
р |
и |
н |
а |
и |
е |
е |
з |
л |
Н |
н |
н |
е |
н |
е |
а |
р |
н |
о |
Н |
а |
ы |
е |
ф |
р |
с |
о |
а |
г |
Ц |
я |
р |
а |
з |
л |
е |
ж |
н |
а |
Е |
3 конкурс «Закончи фразу»
-
В процессе вулканизации происходит превращение каучука и других ингредиентов в …(резину)
-
Углерод в органических соединениях имеет валентность, равную … (4)
-
Углеводороды, в молекулах которых две двойные связи, называются … (алкадиены)
-
Реакция, в результате которой происходит отщепление воды, — … (дегидрирование)
-
Многократно повторяющаяся в структуре полимера группировка атомов называется … (мономер)
-
Реакция отщепления водорода называется … (дегидрированием)
-
Углеводороды, в молекулах которых, кроме одинарных связей, имеется одна тройная связь называются … (алкины)
-
Способность атомов химических элементов смещать к себе общие электронные пары называют … (электроотрицательностью).
-
Глицерин относится к классу … (спиртов)
10)Органические соединения, состоящие их атомов углерода и водорода, называются … (углеводородами)
4 конкурс «Капитанов»
Капитанам выдаются пластилин и спички. Задание: слепить модель органического вещества: пропена -1.
Каждая модель оценивается по 3 бальной системе.
5 конкурс «Химические шарады»
По 1 баллу за каждую разгаданную шараду.
Шарады –это загадки, разгаданные по частям. Например:
Слог мой первый метлой выметают
Слогом вторым информатор считает.
В целом скажу, дорогие друзья,
Для многих больных вместо сахара я. (сор-бит_)
-
Я- газ, простое вещество,
Двучначен номер мой.
А слог мой первый – божество,
Река – вот слог второй. (ра-дон)
-
Первый мог слог означает крушение.
Крохотен слог мой второй.
Рождаюсь лишь только в зеленых растениях.
Ответьте – кто я такой. (крах-мал)
-
Нота плюс женское имя,
В целом напишем (резина)
4) В таблице Менделеева
Вы встретите его,
Из двух слогов коротеньких
Составлено оно.
Слог1 –отрицание, назвать не мудрено,
Второе – местоимение,
А в целом – вещество (не-он)
5)Первый слог обычный воз,
А второй встречаем в сказках,
Он бывает очень зол
И бывает очень ласков. (воз-дух)
6) Мы первым слогом разрушаем
Вторым же слогом восклицаем.
Писатель-последний слог
Читать его ты книги мог,
А все три слова вместе
Ученый, всем известный . (лом-о-носов)
6 конкурс «Химический чайнворд»
На выполнение данного задания командам дается 5 минут. За каждое угаданное слово- 1 балл.
1 э |
т |
а |
н |
о |
2 л |
а |
к |
т |
о |
з |
3 а |
г |
е |
5 д |
4 я |
и |
п |
о |
р |
т |
о |
л |
Л |
и |
д |
р |
и |
р |
о |
в |
а |
н |
и |
6 е |
В |
й |
и |
п |
о |
Р |
-
одноатомный спирт (этанол) 2)молочный сахар (лактоза) 3) существование химического элемента в виде нескольких простых веществ (аллотропия) 4) вещество, опасное для здоровья (яд) 5) отщепление водорода (дегидрирование)6) химический элемент с порядковым номером 63. (европий)
7 конкурс «Заморочки из бочки»
Вопросы записаны на листах. Весь материал ведущий прячет в «бочку». Поочередно капитаны достают по «заморочке», зачитывают вслух.
Даны: деревянная линейка, пластмассовый треугольник, клубок шерсти, бумага. Назовите предмет, который является лишним и почему? (пластмасса –синтетический полимер. В черном ящике – пластмассовый треугольник)
Наполеон III на банкете выдавал особо почетным гостям эту посуду. Гости попроще удостаивались обычными золотыми или серебряными приборами. А сейчас ее называют «посудой бедняков». Что это за посуда? (алюминиевая посуда)
В Древнем Египте красивыми считались жирные волосы, поэтому египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было посыпать голову пеплом. Однажды во время похорон пошел дождь, и в этот момент, как гласит предание, произошло событие, которое сыграло значительную роль в жизни человечества. Оно остается важным для нас и сейчас. Что же произошло? (голова покрылась пеной, произошло открытие мыла)
Август Кекуле задремал у камина. В это время ему приснился странный сон, который не дал ему провести остаток ночи спокойно. Какая формула была открыта им в ту ночь? Изобразите ее на листе бумаги. (Бензол)
Игра со зрителями (Загадки)
-
Элементом мысли являюсь я,
Плохо растениям без меня,
В производстве спичек необходим,
В три аллотропные формы вхожу один. (фосфор)
-
Из меня состоит всё живое.
Я графит, я и мел, и алмаз,
Я на улице, в школе, и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас. (углерод)
-
Металл в солях- опора многих,
А нас без него не носили бы ноги. (кальций)
-
В технике сплавов нашел применение
Как стойкий и легкий металл
И в самолетостроении важное место занял. (алюминий)
-
Он безжизненным зовется,
Но жизнь без него не создается (азот)
-
В Финляндии и на Урале
Цветные карбонаты есть,
И белоснежные кристаллы
Таким – в дворцах большая честь (мрамор)
-
Он всем известен в обиходе,
Возгонкой свойствами он мил
Означает цвет чернил,
При недостатке в пище знаем
Болеет зобом человек (Йод)
Игра со зрителями (Синквейн)
Угадать первую строчку синквейна
-
… (Этанол)
Кислородсодержащий, легковоспламеняющийся.
Горит, растворяется, опьяняет.
Лучше его не употреблять.
Яд!
-
… (Уксус)
Пищевой, ароматный.
Консервирует, одевает, красит.
Необходимая на кухне добавка.
Приправа.
-
… (Глицерин)
Косметический, кондитерский.
Смягчает, лечит, увлажняет.
Может быть взрывоопасен и опасен.
Крем.
Игра со зрителями (вопросы)
-
Название этого металла произошло от латинского словосочетания «утренняя звезда». В природе он встречается в виде самородков. (Золото)
-
В 1854 году стоимость 1 кг. этого металла составляла 1200 рублей, т.е. в 270 раз дороже серебра (алюминий)
-
В название какого элемента входят названия двух животных (мышьяк)
-
Этот элемент назван в честь одного из сыновей Зевса. В наказание за свои преступления он обречен на вечные муки голода, жажды и страха. (тантал)
-
В названии какого химического элемента входит название хвойного дерева? (никель)
-
Нехватка этого элемента в организме вызывает болезнь щитовидной железы (йод)
-
Каким химическим элементом богата морская капуста? (Йод)
-
Элемент назван в честь России (Рутений)
-
Какой металл работал птичкой у фотографа? (магний)
-
Химический элемент, название которого в переводе с греческого означает «светоносный» (фосфор)
-
Во времена Древнего Рима этот металл широко использовали для изготовления кухонной утвари, водопроводных труб, монет, гирь. И он погубил Древний Рим. (свинец).
-
Самый легкий газ (водород)
-
Заряженные частицы? (ионы: катионы и анионы)
-
Назовите фамилию русского химика-органика и по совместительству композитора (А.П.Бородин)
-
Этот элемент назван в честь шведского ученого, изобретателя, промышленника, который завещал около 33 млн. шведских крон на создание Фонда международных премий за работы в области физики, химии, медицины (нобелий)
Оценочные листы
№ |
Название конкурса |
Максим. балл |
10 класс |
11 класс |
1 |
Занимательная викторина |
|||
2 |
Головоломка |
11 баллов |
||
3 |
Закончи фразу |
|||
4 |
Конкурс капитанов «Ваятели» |
3 балла |
||
5 |
Химические шарады |
|||
6 |
Химический чайнворд |
|||
7 |
«Заморочки из бочки» |
Внеклассное мероприятие по химии «Химический КВН»
Подготовила: учитель химии МАОУ «СОШ №35» Дорохова А.Н.
Цели:
- научить ориентироваться в различных ситуациях;
- создать эмоциональные условия для самоутверждения личности;
- развивать познавательные, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
- в игровой форме развить у учащихся интерес к химии, расширить научный кругозор учащихся;
- воспитывать навыки работы в коллективе и чувство ответственности
План игры
Конкурс «Приветствие»
Конкурс «Веселые истории»
Конкурс «Случай на уроке»
Конкурс «Музыкальная шкатулка»
Конкурс «Занимательные опыты»
Игра со зрителями
Подведение итогов
В игре принимает участие две команды из 10-х классов.
В команде 5 человек. Участники самостоятельно выбирают капитана. Придумывают название команд, рисуют эмблему.
Обязательно приглашается жюри, в состав которого входят старшеклассники, хорошо владеющие предметом.
Ведущие: Сафонов Д., Курочкина Д.
Жюри: Зенина К., Зыбина Д., Коваленко Ю., Остражков И., Зубехина А., Савельева К.
Жюри оценивает все конкуры, и объявляет результат.
Ведущий называет команды, представляет членов жюри.
Ведущий:
Здравствуй дорогие гости, участники и жюри химического КВН. Наше сегодняшнее мероприятие проходит в рамках предметной недели естественных наук. Сочетаются ли юмор и химия вместе? Узнаем прямо сейчас.
Соревноваться будут две команды.
(Представление капитанов и членов команд).
Команда «_________» состоит из обучающихся 10 «А» класса технологической группы: Москалик Артем, Прокофьев Владислав, Корастелева Анастасия, Вяткина Дарья, Абдуллаев Фарид. Капитан команды:________________________________.
Вторая команда «________» состоит из обучающихся 10 «А» класса естественнонаучной группы: Бородулина Полина, Лазуткина Антон, Суслина Василина, Степанян Даниель, Мастова Сабрина. Капитан команды:____________________________.
Участники покажут свои знания по химии, юмор и смекалку. А вам, болельщики, желаем быть внимательными, и в то же время дисциплинированными.
Представляю вам членов жюри.
(Представление жюри.)
Ученики 11 «А» класса: Зенина Карина, Зыбина Дарья, Коваленко Юлия, Остражков Илья, Зубехина Алена, Савельева Кристина.
Пожелаем членам жюри успехов и плодотворной работы!
Итак, мы начинаем.
1 конкурс «Приветствие»
Условия конкурса. Участвует вся команда.
Критерии оценки: юмор, артистизм.
Максимальная оценка: 5 баллов.
Капитан 1 команды: Вас приветствует команда «______________».
Наш девиз –
1-й участник.
Мы уравнения реакций научились писать,
Соли, кислоты и щелочи распознавать.
2-й участник.
Атомы, ядра, молекулы – нет им числа,
Химия, честно сказать, нас сводила с ума.
3-й участник.
Химия моя, ты наука века,
Обеспечила нитратами человека.
4-й участник.
Овощи ли ем, фруктами ль питаюсь,
С химией моей я всегда встречаюсь.
Вас приветствует команда «______________».
Капитан 2 команды: Наш девиз –
1-й участник.
Черный дым клубами вьется,
Пламя лижет потолок.
2-й участник.
Кислота рекою льется,
Химии идет урок.
3-й участник.
На пути к великой цели
Не страшны страдания.
4-й участник.
Менделеев бы одобрил
Наши начинания.
Жюри объявляет результат конкурса «Приветствие».
2 конкурс «Веселые истории»
Условия конкурса. Ведущие по очереди зачитывают каждой команде историю, которую нужно закончить с юмором.
Критерии оценки: максимально приближенный вариант ответа к верному.
Максимальная оценка: 2 балла, за каждую историю по 1 баллу.
- «Открытия и эмоции».
При удачном выполнении какого-либо трудного анализа или опыта Ж.Л.Гей-Люсак – маститый 45-летний химик и физик хватал за руки своего юного сотрудника и …Что было дальше?
(плясал с ним вокруг лаб. столов, отбивая такт деревянными башмаками).
- «Рыбак рыбака видит издалека».
Вследствие работ с фенилгидразином руки Э.Фишера были окрашены. Однажды его соседом по купе оказался О.Н.Витт – выходец из России, автор хромотофорной теории цвета, который спросил у Фишера, не химик ли он. Что ему ответил Фишер?
(«Вы тоже не далеко от меня ушли»).
- «Алкалоиды».
Однажды Н.Н.Зинин проводил экзамен по химии в Петербургской медикохиррургической академии. Один студент от волнения при ответе произнёс: «Алкалоиды – это тела, названия которых оканчиваются на «ин». Чем Зинин сразил студента?
(Значит Зинин и Бородин – это тоже алкалоиды?»).
4. «На работе»
Американский химик Р. Вуд начинал свою карьеру служителем в лаборатории. Однажды его шеф зашёл в помещение, наполненное грохотом и лязгом насосов и оборудования, и застал там Вуда, увлечённого чтением уголовного романа. Возмущению шефа не было предела.
-Мистер Вуд! – вскричал он, от гнева. – Вы, Вы… позволяете себе читать детектив?! Что ответил на это Р. Вуд?
(- Ради бога, простите, — смутился Вуд. – Но при таком шуме поэзия просто не воспринимается.)
Жюри объявляет результат конкурса «Веселые истории».
3 конкурс «Случай на уроке»
Условия конкурса. Участники демонстрируют заранее подготовленную сценку, которая отражает ситуацию на уроке химии.
Критерии оценки: юмор, артистизм.
Максимальная оценка: 5 баллов.
Команда 1.
Сабрина: Ситуация, знакомая каждому. Тот момент, когда пропустил всего один урок химии.
Ребята сидят на стульях, заходит их одноклассник.
Василина: О, привет Антон. А почему тебя вчера не было?
Антон: Да, ладно. Один урок всего пропустил, чё будет-то?
Звонок.
Полина: Добрый день, ребята. Тема нашего урока сегодня плавно вытекает из предыдущих двух. Записываем тему: «Теория гомогенных и гетерогенных процессов в гидроксиде бериллия».
Антон: Так, подождите. А где химия – это наука о веществах, таблицу Менделеева придумал Менделеев, сера + водород = сероводород?
Полина: Это мы прошли на прошлом занятии.
Антон: А это третье.
Полина: Так, кто мне назовет формулу гидроксида бериллия?
Все поднимают руки.
Антон: Да как так-то?
Полина: Открываем страницу 257 учебника.
Антон: Сколько длилось предыдущее занятие?
Даниель: А, извините, можно, пожалуйста, выйти?
Даниель уходит.
Антон: Даниель, ты рискуешь.
Полина: Итак, запомните, гомогенные и гетерогенные процессы связаны между собой ковалентной связью.
Антон: Жалко.
Полина: Что жалко?
Антон: Жалко парня, который вышел.
Полина: Так, Антон, встань! Ты понимаешь, что на контрольной работе у тебя списать не получится?
Антон: Вызов принят.
Команда 2.
Влад: Представьте, итоговый зачет по химии.
Ребята сидят на стульях.
Настя: Блин, Фарид, я так боюсь зачета.
Фарид: Настя, не парься. Химия – это как физика, только в другом кабинете.
Даша: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас зачет. Готовы? Пожалуйста, проходите к столу, а остальные пока выполняйте письменные задания.
Фарид и Настя подходят к столу с двумя стаканами с жидкостями.
Даша: В двух стаканах гидроксид натрия и серная кислота. Ваша задача с помощью одного реагента выяснить, что и где находится.
Даша подходит к мальчикам, проверяет, чтобы не списывали.
Настя: Что делать-то будем?
Фарид: Настя, не парься, щас сообразим. Сунь руку в этот стакан.
Настя: Зачем?
Фарид: Просто поверь мне.
Настя опускает руку в стакан.
Фарид: Что-нибудь чувствуешь?
Настя: Нет, а что?
Фарид: Фу, значит кислота в другом.
Даша: Так, стоп. Ребята, какая же вам практика? Вы так еще школу подорвете, а я виновата буду, если вообще буду. Ответьте лучше на вопросы: какие вещества не растворяются в воде?
Настя: Рыбы.
Даша: Ладно, примем за шутку. Как получить серу?
Фарид: Берем сероводород, подогреваем, водород улетучивается, а сера остается.
Даша: Замечательно, ставлю вам пятерку, тройка улетучивается, а двойка остается.
Настя и Фарид вместе: Не надо двойку, пожалуйста.
Даша: Вы что пятерку хотите? Ладно, вопрос на пятерку: в чем измеряется количество вещества?
Настя и Фарид шепчутся, но ответ не дают.
Даша: Вопрос на четверку: количество вещества измеряется: а) в граммах, б) в литрах, в) в молях.
Настя и Фарид шепчутся, но ответ не дают.
Даша: Вопрос на тройку: а не в молях ли измеряется количество вещества?
Настя: Во валит, а?
Фарид: И не говори.
Даша: Так Настя, иди к доске, записывай феррум о аш трижды.
Запись на доске FeO FeO FeO.
Даша: Что это?
Настя: Как что? Вы же сами сказали FeO аж трижды.
Даша: Ну, вот же, смотри как здесь.
Смотрят в учебник.
Настя: Что это?
Даша: Реакция.
Настя: Какая?
Даша: Аллергическая, на химию у тебя. Садитесь.
Жюри объявляет результат конкурса «Случай на уроке».
Ведущие: Всем известно, что химия окружает нас повсюду, даже в песнях. Посмотрим, вспомнят ли наши участники музыкальные произведения, в которых упоминаются химические понятия.
4 конкурс «Музыкальная шкатулка»
Условия конкурса. Каждая команда должна исполнить песню с определенным условием, которое озвучивают ведущие. У каждой команды есть 30 секунд на совещание.
Критерии оценки: правильный ответ.
Максимальная оценка: 3 балла.
Ведущие: Песня, в которой присутствует слово «химия»;
песня, в которой присутствует прилагательное, указывающее на какой-либо химический элемент;
песня, в которой встречается упоминание о химическом веществе.
Жюри объявляет результат конкурса «Музыкальная шкатулка».
Ведущие: какая же химия без экспериментов? Мы объявляем конкурс «Занимательные опыты»
5 конкурс «Занимательные опыты»
Условия конкурса. Каждая команда должна выполнить эксперимент и объяснить происходящие явления.
Критерии оценки: эксперимент, пояснения признаков реакций, техника безопасности.
Максимальная оценка: 3 балла.
1 команда – опыт «Вулкан», 2 команда – опыт «Кровавое рукопожатие».
Жюри объявляет результат конкурса «Занимательные опыты».
Ведущие: Ну что ж, а теперь уважаемое жюри, пришло время подвести итоги по результатам всех конкурсов. А пока жюри подсчитывает баллы, мы объявляем игру со зрителями. Вас ждут химические загадки. За каждый правильный ответ вы получаете по 1 баллу, который можете подарить одной из команд и таким образом, возможно, изменить исход игры.
Я – газ, простое вещество,
Двузначен номер мой,
А слог мой первый – божество,
Река – мой слог второй.
(Родон)
Вещество известное –
Нужное, полезное!
Мы на химии его
Называем «аш два о»
(вода)
В честь него был назван век,
Он в крови у нас у всех,
В космосе метеорит
Его содержит, и летит.
Ржавчина его съедает.
Кто металл этот не знает?
(железо)
Раны смазываем мы
Его раствором спиртовым,
А в условиях обычных
Твёрдый он, что непривычно,
И к возгонке он способен,
Переходит в пар легко
Фиолетового цвета.
Что за галоген же это?
(йод)
С водорода всегда начинаюсь,
С основанием в соль превращаюсь,
Крашу лакмус в красный цвет,
А металла во мне нет.
(кислота)
Из меня не сваришь супа,
Содержу гидроксогруппу,
И активного металла
В моей формуле немало.
Крашу лакмус в синий цвет,
Я опасна, спору нет.
(щелочь)
Подведение итогов и награждение.
Цель: Повышение интереса к химии, развитие
творческих способностей учащихся и создания
условий для самовыражения
Задачи:
Образовательные: Повышение интереса к
химии, создание условий для самовыражения.
Воспитательные: Сплотить классный
коллектив.
Развивающие: Развивать научное
мировоззрение к предмету, способности учащихся в
области химии.
Ход проведения
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОМАНД
Голос из-за кулис: «Менделеев-пикчерс и 10 —
телеелевидение представляют чисто химический
проект «Особенности интернациональных
индикаторов».
На сцену выходят участники команды в белых
халатах с надписями (формулы воды, кислот,
щелочей). Они поют песню о свойствах индикаторов.
По ходу песни на сцене появляются Лакмус,
Фенолфталеин и Метилоранж, которые в нужный
момент иллюстрируют изменение окраски
индикаторов сменой халатов соответствующих
цветов. В заключительный момент участники
команды поворачиваются к зрителям и жюри спиной,
и на их спинах буквы образуют название
«Индикатор»
Презентация команды Химические братья начинается
с выхода забинтованных калек с костылями. Они
ведут диалог о несоблюдении правил безопасности
при выполнении опытов. Эту тему подхватывает
группа репперов. Выступление заканчивается
проходом по сцене «поезда», пассажиры которого
— элементы, названные в честь выдающихся ученых.
Последний пассажир — элемент № 114, на его спине —
табличка с надписью: «Макровий» (из-за
отсутствия названия элемента № 114 ребята дали
ему название по фамилии одного из участников
команды) Пассажиры поют
Не жди меня мама, хорошего сына
Твой сын не такой, как был вчера,
Его засосала научная трясина:…
Макровий нажми на тормоза.
РАЗМИНКА.
Ведущий задает каждой команде по 10 вопросов в
быстром темпе.
Определенный вид атомов. (Химический элемент.)
Химик, который ввел современное обозначение
химических элементов. (Берцелиус.)
Автор атомно-молекулярного учения. (Ломоносов.)
Молярный объем газов при нормальных условиях.
(22,4 л/молы.)
Процесс соединения многих одинаковых молекул в
более крупные. (Полимеризация.)
Сходные по строению вещества, отличающиеся на
одну или несколько групп СН2. (Гомологи.)
Частица с неспаренным электроном, обладающая
химической активностью. (Радикал.)
другое название циклопарафинов. (Нафтены.)
Ученый, впервые предложивший циклическую
формулу бензола. (Кекуле.)
Физический процесс разделения нефи на фракции.
(Перегонка.)
Самая легкая жидкость. (Жидкий водород.)
Растворимые в воде основания. (Щелочи.)
Вращение электрона вокруг собственной оси.
(Спин.)
Процесс отдачи электронов. (Окисление)
Все ли вещества состоят из молекул? (нет)
Оксид, реагирующий и с кислотами, и со щелочами.
(Амфотерный.)
Масса одного моля вещества. (Молярная.)
Природные источники углеводородов. (Нефть, газ,
каменный уголь.)
Процесс разложения органических веществ без
доступа воздуха при высокой температуре.
(Пиролиз.)
Число Авогадро. (6,02. 1023 частиц в одном моле
вещества.)
КОНКУРС КАПИТАНОВ
Сначала каждому капитану предлагается
распознать два вещества по запаху (уксусную
кислоту и бензол; этанол и ацетон)
Затем ассистент демонстрирует в двух цилиндрах
опыт дым без огня. Капитанам необходимо записать
на бумаге названия веществ, взятых для
проведения опыта. Конкурс регламентирован по
времени.
ХИМИЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ
Ты — мне, я — тебе.
Команды задают друг другу по три
подготовленных заранее вопроса.
В ХVII-XVIII. в России это вещество называли
«оленый спирт» «морская кислота». В 1790 г.
русский академик Лаксман ввел для него название,
которым мы пользуемся по сей день. Какое это
вещество? (Соляная кислота.) (11кл 10-му)
Его изобрели как дорогой упаковочный материал
для подарков, цветов, ювелирных изделий. В наши
дни оно стало, чуть ли не главным мусором планеты.
(Целлофан.) (10-й 11-му)
Лао-цзы утверждал, что она самое мягкое и слабое
существо в мире, но в преодолении твердого и
крепкого она непобедима и нет ей на свете равного
в этом. О каком веществе идет речь? (Вода.) (11кл
10-му)
Залежи этого есть в Японии и в Доминиканской
Республике, но 95 % находятся в Калининградской
области России. (Янтарь.) (10-й 11-му)
Его разновидности называют «карбонадо»
«борт», его плотность 3,5 г/см3. Это
полупроводник Твердость этого кристалла равна 10.
(Алмаз.) (11кл 10-му)
По приказу Наполеона для солдат было
разработано дезинфицирующее средство с тройным
эффектом — лечебным, гигиеническим, освежающим.
Ничего лучшего не было придумано и через сто лет,
поэтому в 1913 г. на выставке в Париже это средство
получило «Гран-при». Под каким названием оно
выпускается у нас в стране? (Тройной одеколон)
Конкурс кроссвордов
- Единица количества вещества.
- Русский композитор и химик-органик.
- Темно-бурая жидкость, галоген.
- Химический элемент, самый легкий газ.
- Инертный газ.
- Лабораторный сосуд.
- Диметилзамещенное бензола.
- Радикал пропана.
- Сложные вещества, состоящие из атомов металла и
одной или нескольких гидроксогрупп.
Написав правильные ответы, в выделенном
столбце вы сможете прочитать фамилию великого
русского ученого-энциклопедиста.
- Вид ковалентной связи в молекулах органических
веществ. - Химический элемент, входящий в состав головок
спичек. - Радикал этилена.
- Углеводороды с двумя двойными связями.
- Тип химических реакций, характерных для
алканов. - Гомолог бензола.
- Смесь углеводородов, маслянистая жидкость.
- Основной продукт пиролиза нефти.
- То, из чего состоит тело.
Написав правильные ответы, в выделенном
столбце вы сможете прочитать фамилию великого
русского ученого, автора периодического закона
химических элементов.
Экспериментальная заморочка:
В результате жеребьевки каждая команда
получает конверт с заданием.
Получите кислород, соберите его в пробирку и
докажите наличие этого газа.
Получите углекислый газ, соберите его в
пробирку и докажите наличие этого газа.
При представлении результатов опытов
учитываются выполнение правил безопасности,
грамотность проведения эксперимента и
содержание сопроводительного рассказа.
В заключение по традиции члены жюри делятся
своими впечатлениями о конкурсе, оценивают
выступления команд.
Цель: подготовка учащихся к ЕГЭ по химии посредством игровой деятельности (КВН).
Задачи:
- Повторение и обобщение знаний по пройденному материалу;
- Формирование личностных качеств: мышления (умения анализа, сравнения, мобильности), самостоятельности, ответственности, умения работать в группе;
- Развитие логического мышления (анализ, синтез, сравнение, умозаключение);
- Совершенствование коммуникативной компетенции через умение работать в группе;
- Воспитание стойкого познавательного интереса к химии, всесторонне развитой личности.
Технологии: игровая технология, технология сотрудничества, проблемного обучения, технология критического мышления.
Формы работы: групповая, индивидуальная
Методы работы: игровой метод, наглядный метод, метод дифференцированного подхода;
Ход вечера
На сцену выходят ведущие – юноша и девушка.
1й ведущий:
Мы открываем КВН,
Веселый клуб друзей.
Отложим горе всех проблем,
С друзьями веселей.
2й ведущий:
Наш КВН расскажет всем
Про радость, смех и шутки,
Пускай коснуться трудных тем
Веселые минутки.
1й ведущий:
Перед началом соревнования познакомимся с членами жюри «Клуба Веселых и Находчивых».
2й ведущий объявляет состав членов жюри: завуч школы, по одному ученику от 9,10,11 классов. На столе перед каждым членом жюри находится табло для оценки конкурсов с цифрами от 1 до 5
1й ведущий:
Начинаем конкурс «Визитная карточка». Каждая команда представит нашему вниманию свою «визитку» – это эмблемы и название команды, а так же приветствие жюри, соперникам, болельщикам.
Конкурсы оценивают по 5-ти бальной системе. Пожалуйста, Команды на сцену.
На сцене появляются команды. «Моль», что означает: «Молодой Отряд Лаборантов», «Ь» и буква «М», «О», «Л» прикреплены на спинах членов команды.
Приветствие жюри
Здравствуйте зрители,
Здравствуйте соперники,
Здравствуйте, наше многоуважаемое жюри.
Мы собрались сегодня в этом зале
И говорим с волненьем в этот час:
«Жюри, жюри – оно одно у нас,
Мы любим вас.
Любовь еще быть может,
В душе угасла не совсем.
Но пусть ничто вас не тревожит,
Прибавьте балл командам всем.»
Приветствие соперника:
Любви, надежды, тихой славы
Не долго нежил нас обман…
Исчезли радости, забавы,
И вот пришла удача к намb bас горит еще желанье,
Чтоб нас догнать и перегнать.
И ты, соперник, постой,
Ведь ты уже не за горами,
Не соревнуйся вместе с нами.
Приветствие болельщикам:
Болельщики, болельщики!
Везде и всюду:
И на футбольном матче вы,
И на турнире шахматном,
Ну и конечно, везде вы,
Где весело, где радостно,
Где бой пока что не кипит,
есть жюри –
Вы в зале КВН
Команда уходит со сцены под песню
Ни математик, ни физики,
Но сожалений горьких нет.
Мы начинающие химики, да!
И знаем химию на 5!
1й ведущий:
Спасибо!
2й ведущий:
Приглашаем на сцену команду «Медь»
На сцену выходит команда «Медь», название которой означает «Мы едины!».
Участница:
Наш девиз: « Купрум лежит глубоко, его откопать не легко. Чтобы про медь вы получше узнали, для этого мы выступаем.» ( Уходит за кулисы).
На сцене – остальные члены команды, они поют:
Что такое Купрум – это тело,
Тело светло розового цвета,
Купрум растворяется в H2SO4
Купрум применяется в проводке.
Про купрум в школе учили на 5,
Чтобы в дальнейшем экзамен наш сдать,
Если про купрум не будешь учить,
Сложно в дальнейшем прожить.
Приветствие жюри
Из-за химии сегодня состоится КВН.
Вы, жюри мое родное, оцените нас
скорей.
Я не хотел играть, я не хотел играть,
Но почему-то пошел.
А ты не знал тогда и полагать
не мог,
О, как это хорошо.
Приветствие соперникам
11 по школе пробегает,
Соперники они, но все-таки друзья,
Они не лучше нас, но и не хуже
тоже,
И вы поймите нас, ведь это же
игра.
Приветствие болельщикам
Там возле сцены много кресел,
Там КВН сейчас идет.
Болеть за нас сюда пришли вы,
И кто не знает, пусть поймет,
Мы ждем аплодисментов,
Мы верим в вас,
Мы верим вам,
Так не жалейте вы ладоней
И хлопайте скорей нам.
На сцену выносятся таблицы: растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов и периодическая таблица
2-Й ВЕДУЩИЙ. Сейчас приведем разминку. Командам было дано задание подготовить для своих соперников по пять вопросов. Начинает команда «МОЛЬ». Жюри оценивается правильность ответов так и время за которое будет дан ответ. Затем задает вопросы команда «МЕДЬ».
Задания команды «МОЛЬ»:
1. В каком ряду химические элементы расположены в порядке возрастания их атомного радиуса?
1) K → Na→ Li 2) Na → Mg → Li 3) O → S → Se 4) C → N → O
2. Какую электронную конфигурацию атома имеет химический элемент, формула высшего оксида которого R2O7?
1) 1s22s22p63s1 2) 1s22s22p63s23p5 3) 1s22s22p63s23p64s1 4) 1s22s1
3. Усиление металлических свойств простых веществ происходит в ряду:
1) Ba – Ca – Be 2) Ca – Ba – Be 3) Ba – Be – Ca 4) Be – Ca – Ba
4. Наиболее активным металлом четвертого периода является:
1) калий 2) кальций 3) железо 4) германий
5. Электроотрицательность элементов уменьшается в ряду:
1) N, P, As 2) N, O, F 3) Li, Be, B 4) Se, S, O
Задания команды «МЕДЬ»:
1. У элементов подгруппы углерода с увеличением атомного номера уменьшается:
1) атомный радиус 2) заряд ядра атома 3) число валентных электронов в атомах 4) электроотрицательность
2. В ряду химических элементов Na → Mg → Al → Si
1) увеличивается число энергетических уровней в атомах 2) усиливаются металлические свойства элементов 3) уменьшается высшая степень окисления элементов 4) ослабевают металлические свойства элементов.
3. Кислотные свойства гидроксидов усиливаются в ряду:
1) H2SeO4 – HBrO4 – HClO4 2) HBrO4 – H2SeO4 – HClO4 3) H2SeO4 – HClO4– HBrO4
4) HClO4– HBrO4 – H2SeO4
4. Химический элемент расположен в третьем периоде и IIIА подгруппе ПСХЭ. Его гидроксид:
1) основный 2) амфотерный 3) несолеобразующий 4) кислотный
5. Среди всех элементов главной подгруппы IV группы элемент свинец обладает:
1) самым большим радиусом атома 3) наименее выраженными металлическими свойствами
2) самой высокой валентностью 4) самой высокой электроотрицательностью
Жюри оценивает конкурс.
1-й ВЕДУЩИЙ. Следующий этап нашего вечера – домашнее задание.
Каждая предварительно получила задание изобразить сценку. «Школьная жизнь на уроках химии».
Предоставим командам время подготовиться, а пока экспериментальная пауза.
Демонстрация опытов, например окрашивание пламени:
Na+ — желтый цвет;
K+ — фиолетовый цвет;
Rb+ — темно-красный.
2-й ВЕДУЩИЙ. Спасибо за интересный опыт. Я думаю, команды успели подготовиться к нашему театральному конкурсу. Жюри будет оценивать юмор, остроты, находчивость, а также артистизм.
1-й ВЕДУЩИЙ. На сцену приглашаются команды «МЕДЬ», «МОЛЬ».
Оценка жюри домашнего задания.
2-й ВЕДУЩИЙ. Сейчас от каждой команды по одному знатоку химии. Нужно выполнить задания. Кто это сделает быстрее и правильнее? Знатоки, пожалуйста, на сцену …
Задания
Формулы веществ Классы (группы) соединений
А) Mn2O7, HNO3; 1) Основание, средняя соль;
Б) Cr2O3, H2SO4; 2) амфотерный оксид, кислота;
В) NaHCO3, KOH; 3) кислотный оксид, кислота;
Г) CuOH, KCl. 4) кислая соль, основание;
5) амфотерный оксид, основание.
Название вещества Общая формула
гомологического ряда
А) Бутадиен-1,3; 1) CnH2n;
Б) циклопентан; 2) CnH2n–2;
В) 2-метилбутан; 3) CnH2n–6;
Г) метилбензол. 4) CnH2n+2;
5) CnH2n–4.
Схема реакции Изменение степени
окисления восстановителя
A)I2 + KОH = KI + H2O + KIO3; 1)N+5 N+4
Б) NH4NO3 → N2O + H2O; 2)I20 2I+5
B) I2 + KОH → KI + H2O + KIO3; 3)N-3 N+1
Г) NO2 + H2O → HNO3 + HNO2 4)N+4 N+5
5)I20 2I+5
6)N+4 N+3
Название оксида Группа оксидов
А) Оксид азота(V); 1) Несолеобразующий;
Б) оксид азота(I); 2) основный;
В) оксид кальция; 3) амфотерный;
Г) оксид хрома(III). 4) кислотный;
5) смешанный;
6) двойной.
Название вещества Функциональная группа
А) Анилин; 1) Гидроксильная;
Б) пальмитиновая кислота; 2) карбонильная;
В) этаналь; 3) аминогруппа;
Г) глицерин. 4) карбоксильная;
5) альдегидная.
1-й ВЕДУЩИЙ. Спасибо знатокам.
Предоставим жюри посовещаться, а пока экспериментальная пауза.
Демонстрация опытов: «Дым без огня», «Извержение вулкана».
Оценка жюри итогов конкурса.
1-й ВЕДУЩИЙ. Пока художники рисуют, мы проведем традиционный конкурс капитанов. Капитаны, на сцену! Задание первое. Перед вами шахматные часы. Нужно по очереди называть металлы периодической таблицы Д. Менделеева. Правило такое: назвал металл – нажал кнопку. Продолжительность – 1 минута. Итак, дорогие капитаны, вам слово.
2-й ВЕДУЩИЙ. Второй конкурс для капитанов: правильно написать химическое уравнение, расставить коэффициенты. Задание на время.
Задание для капитанов:
KMnO4 + Na2SO3 + … → Na2SO4 + MnSO4 + K2SO4 + … .
Оценка жюри результатов конкурса.
Конкурс лаборантов.
На сцену приглашаются по одному лаборанту от команды. Лаборанты должны за короткое время провести два опыта.
Опыт 1 . Зажечь спиртовку стеклянной палочкой (необходимое оборудование находится на столах).
Опыт 2. Превращение воды в вишневый сок.
Оценка жюри результатов конкурса лаборантов.
После подведение итогов проводится конкурс болельщиков.
Вопросы болельщикам команды «МОЛЬ»
- Что такое бордоская жидкость? Для каких целей ее применяют? (Бордоскую жидкость получают, смешивая медный купорос и известковое молоко, и применяют для опрыскивание зеленых растений с целью борьбы с болезнями деревьев и кустарников.)
- Какая вода хорошо смывает пятна от фруктов? (Хлорная вода)
- Какая мука увеличивает количество хлеба, хотя для выпечки не применяется? (Фосфористая мука – фосфорное удобрение – при внесении в почву повышает урожай зерновых культур)
Вопросы болельщикам команды «МЕДЬ»
1. Как можно на некоторое время предохранить молоко от прокисания летом? (Сосуд с молоком поставить в таз с водой и накрыть салфеткой, чтобы ее края находились в воде)
2 Почему на хлебе во время выпечки образуется корочка? (Во время выпечки крахмал содержащиеся в муке частично переходит в декстрины которые склеивают крахмальные зерна в румяную корочку)
3 Почему у большинства народов соль издавна служила символом постоянства и нерушимой дружбы?(в древности соль была ценным подарком)
1-ый ведущий. Наш КВН подходит к концу, жюри объявляют результаты.