Квалификационный экзамен – это способ оценки профессиональных навыков работников конкретной производственной области. Согласно законодательству его сдают определенные категории госслужащих, студенты заведений среднего профессионального образования (СПО) и вузов. По итогам экзамена кандидату присваивается соответствующий уровень квалификации.
Содержание
- Порядок проведения квалификационного экзамена госслужащих
- Формы
- Тестирование
- Собеседование
- Формы
- Квалификационный экзамен СПО
- Особенности проведения
- Виды квалификационного экзамена в СПО
- Практические задания
- Защита курсового проекта или работы
- Защита портфолио
- Время и место проведения квалификационного экзамена
- Когда назначается
- Где проходит квалификационный экзамен
- Квалификационный экзамен в вузах
- Видео по теме
- Комментарии
Порядок проведения квалификационного экзамена госслужащих
Сотрудники государственных органов обязаны периодически сдавать квалификационные экзамены. С их помощью проводится оценка профпригодности и возможности присвоения очередного классного чина.
- Экзамен сдается всеми служащими с нелимитированным сроком полномочий. Работники, нанятые на ограниченный период, квалификационные испытания не проходят.
- Аттестация госслужащих назначается по просьбе сотрудника не позже чем через девяносто дней после подачи прошения о присвоении классного чина и проводится специальной комиссией.
- Форма проведения установлена федеральными законами. Главная цель испытаний – оценка профессиональных качеств госслужащего.
- Результаты могут быть обжалованы в соответствии с существующими законодательными нормами.
В каком случае проводится аттестация госслужащих и порядок квалификационного экзамена определяет указ президента РФ.
Формы
Формат проведения может быть различным:
- собеседование;
- тестирование;
- ответы на экзаменационные билеты.
Для проверки профессиональных качеств используется только одна из форм проведения квалификационного экзамена.
Тестирование
Может проводиться двумя способами:
- на компьютере – наиболее популярный сегодня вариант, для него задействуются специальные программы;
- заполнение бумажного бланка – ответы на вопросы по типу ЕГЭ.
Тесты должны включать вопросы из области права (по госуправлению, административной деятельности, способам противостояния коррупции), сферы законодательства и различных нормативных актов, необходимых для работы в конкретной области, а также задания, с помощью которых можно проверить умения экзаменуемых использовать знания на практике.
Собеседование
Собеседование – распространенный способ проведения экзамена. Несмотря на кажущуюся простоту, процедура требует тщательной подготовки и состоит из двух этапов:
- Комиссия зачитывает отзыв о госслужащем, составленный его начальством.
- Диалог в формате «вопрос-ответ».
Члены комиссии имеют право задавать только вопросы, касающиеся профессиональной деятельности госслужащего.
Квалификационный экзамен СПО
Квалификационный экзамен – одна из форм промежуточной аттестации, позволяющая проверить готовность выпускника к самостоятельному выполнению профессиональных обязанностей и оценить уровень сформированности необходимых компетенций.
Под компетенцией понимают умение использовать полученные знания на практике для успешного выполнения профессиональных задач в различных сферах трудовой деятельности.
Особенности проведения
Промежуточная аттестация СПО обычно проводится в виде экзамена на завершающем этапе производственной практики. Знания и умения выпускников, приобретенные в ходе различных программ подготовки, на соответствие госстандартам оценивает специальная комиссия, в состав которой обязательно входят независимые эксперты – представители работодателей.
Педагоги колледжа, которые обучали студентов в рамках профессионального модуля, вынесенного на аттестацию, могут принимать участие в квалификационном экзамене в качестве наблюдателей без права решающего голоса при оценивании.
Экзаменаторы определяют не только уровень теоретической подготовленности, но и степень готовности студентов к профессиональной деятельности по конкретной специальности.
Виды квалификационного экзамена в СПО
В зависимости от специальности квалификационное испытание в СПО может включать проверку теоретических знаний в форме устного опроса или письменного (как вариант – электронного) тестирования. Практическая часть обязательна для всех направлений профессиональной деятельности и проводится в одном из трех форматов:
Практические задания
Результаты, представленные студентом экспертной комиссии, сопоставляются с эталонными стандартами, прописанными ФГОС. Практическое задание может быть объемным комплексным или состоящим из серии нескольких последовательных задач.
Защита курсового проекта или работы
При оценке учитывается актуальность темы и практическая значимость результатов для решения приоритетных отраслевых профессиональных задач, стоящих перед заказчиком подготовки кадров и организациями, в которых проходит производственная практика.
Защита портфолио
Если прикладная часть квалификационного экзамена СПО проходит в виде защиты портфолио, испытание может включать несколько этапов, а итоговое оценивание проводится на основе суммирования результатов каждого из них.
Некоторые этапы могут осуществляться дистанционно, без участия комиссии. Полученные результаты необходимо отобразить в портфолио на электронном носителе.
Оценивание проводится на основе соответствия данных портфолио установленным государственным стандартом требованиям.
Время и место проведения квалификационного экзамена
Условия допуска и сроки сдачи экзамена определяются администрацией ссузов с учетом норм законодательства об образовании. Место проведения зависит от вида квалификационного модуля.
Когда назначается
Квалификационный экзамен СПО проводится сразу после окончания профильного профессионального модуля. Если он длится несколько полугодий, то испытание будет проводиться в последнем из них.
Для допуска к экзамену необходимо успешно освоить основные курсы, пройти учебную и производственную практику, сдать проекты и прочие работы согласно образовательному плану.
Допуск предоставляется заведующим отделением после проверки результатов всех этапов промежуточного контроля.
Где проходит квалификационный экзамен
Место проведения зависит от тематики профессионального экзамена и может быть выбрано колледжем:
- на соответствующих профилю обучения предприятиях (например, в организациях, на базе которых проходила практика);
- в структурных подразделениях подготовки кадров при компаниях;
- в базовых центрах профобразования;
- в учебном заведении.
В месте проведения должны быть созданы условия, максимально приближенные к обстановке, характерной для будущей профессии выпускника. Также для оптимальной оценки следует обеспечить соответствующую материально-техническую базу.
Где и когда будет проведено квалификационное испытание, регламентирует приказ директора учебного заведения.
В случае неудовлетворительного результата пересдача квалификационного экзамена возможна не раньше чем через месяц.
Квалификационный экзамен в вузах
В последние годы активно обсуждается вопрос введения квалификационного экзамена для выпускников вузов. Пока оценка профпригодности бакалавров и магистров проводится в тестовом режиме в педвузах или на добровольных началах и в качестве вспомогательного мероприятия анализа востребованности молодых специалистов с дипломами университетов и институтов на российском рынке труда.
В июне 2017 года экспериментальный квалификационный экзамен в Москве провели Рособрнадзор и столичное правительство. Свои умения демонстрировали дизайнеры одежды, материаловеды, технологи производства композитов, проектировщики САПР, инженеры – химики и экологи, специалисты по информационной безопасности. Экспертами-экзаменаторами были представители «Лаборатории Касперского», «Объединенной авиастроительной корпорации», Faberlic, Acronis, «Препрег-СКМ».
С 2017 года госэкзамены уже не финальная точка обучения в мединституте. Минздрав вводит новый порядок допуска медиков к практике – аккредитацию специалиста, которая представляет собой трехуровневый квалификационный экзамен:
- На первом этапе сдается тест, похожий на школьный ЕГЭ. Каждый выпускник получает индивидуальный вариант заданий, составленный компьютером.
- Практический экзамен в симуляционно-тренинговом центре.
- Собеседование, в ходе которого надо продемонстрировать способность к клиническому мышлению, решая ситуационные задачи.
Квалификационный экзамен медиков принимают главврачи, завотделениями больниц, опытные практикующие доктора и другие независимые эксперты, но не вузовские преподаватели-теоретики. Без свидетельства о государственной аккредитации выпускник не сможет устроиться на работу и продолжить узкоспециальное обучение. Повторно сдать проваленные испытания можно не раньше чем через месяц.
В 2018 году госаккредитацию также будут проходить выпускники медицинских колледжей, а с 2019 года – и врачи, заканчивающие учебу в ординатуре. С 2020 года квалификационный экзамен обяжут сдавать раз в пять лет всех работающих докторов – для них сделали исключение: без первого ЕГЭ-этапа.
В сентябре 2017 года столичный департамент здравоохранения запустил проект «Московский врач», в рамках которого практикующие медики добровольно проходили оценочное тестирование. Успешно справившиеся с профильными испытаниями получили ежемесячную надбавку к зарплате в 15000 рублей.
В целом, квалификационный экзамен госслужащих, выпускников колледжей или вузов – это эффективный инструмент проверки и подтверждения знаний, навыков и умений молодых и опытных специалистов.
Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
1. Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.
2. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих (при наличии таких разрядов, классов, категорий).
(в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 158-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.
Автор: Плешкова Лариса Анатольевна
Бердский филиал ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж», г. Бердск, Новосибирская область, Россия.
e-mail: a-myakisheva@bk.ru
Pleshkova Larisa Anatolyevna
Novosibirsk medical College, city of Berdsk, Novosibirsk region, Russia.
e-mail: a-myakisheva@bk.ru
Аннотация: В статье обобщён опыт проведения промежуточной аттестации в медицинском колледже по специальности 34.02.01. Сестринское дело по профессиональному модулю (ПМ 01.) «Проведение профилактических мероприятий в виде защиты портфолио».
Abstract: in this article the experience of generalized intermediate certification in Medical College on a specialty 34.02.01. Nursing vocational module (PM 01.) «Preventive measures in the form of the protection portfolio».
Ключевые слова: портфолио, экзамен, квалификационная комиссия.
Keywords: portfolio, exam, the qualifying commission.
Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.
С 2016 года в нашем филиале экзамен квалификационный по профессиональному модулю (ПМ.01.) «Проведение профилактических мероприятий» проводится в форме защиты портфолио студента, поскольку это является эффективным средством мониторинга образовательных достижений студента и позволяет провести оценку освоения общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК).
Кроме этого портфолио позволяет оценивать различные направления деятельности будущего специалиста, реализуемые в рамках образовательного процесса, а также результаты, достигнутые студентом в освоении определенного вида деятельности, в данном случае Проведение профилактических мероприятий.
Допуском к экзамену квалификационному является успешная сдача экзаменов по междисциплинарному комплексу (далее МДК) МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение, и комплексного экзамена по МДК 01.02. Основы профилактики и МДК 01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи, а также дифференцированного зачета после прохождения производственной практики.
Нами разработана таблица для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций в форме защиты портфолио (Приложение).
Тип портфолио: портфолио документов.
Проверяемые результаты обучения:
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) «Проведение профилактических мероприятий» в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ПК 1.1. |
Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. |
ПК 1.2. |
Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения. |
ПК 1.3. |
Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. |
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 11. |
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. |
ОК 12. |
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
ОК 13. |
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
К каждой профессиональной и общей компетенции разработаны показатели оценки результата (ОПОР) и критерии подтверждения результата с последующим переводом в 5-ти бальную систему (Приложение)
Требования к структуре и оформлению портфолио соответствуют положению нашего филиала колледжа «О портфолио студента». В соответствии с ним студент формирует свои достижения по дисциплинам и профессиональным модулям. На первом занятии по дисциплине или разделу преподаватель перечисляет требования к содержанию портфолио по данной дисциплине или разделу профессионального модуля.
Требования к презентации и защите портфолио:
Студент готовит презентацию собственной работы по освоению каждого раздела или междисциплинарного комплекса (МДК) профессионального модуля (ПМ 01).
Экзамен проводится в кабинете, оснащенном мультимедийной аппаратурой.
Порядок защиты портфолио:
Студент входит в кабинет, представляется (Ф.И.О., номер группы, специальность);
Показывает с комментариями подготовленную презентацию своего портфолио.
Самопрезентация происходит в свободной творческой форме и направлена на демонстрацию достижений в учебной деятельности, учебно-исследовательской работе по ПМ 01.Проведение профилактических мероприятий.
Время для самопрезентации — до 5 минут.
В квалификационную комиссию входят:
- Представитель практического здравоохранения (главный врач центра здоровья),
- Преподаватели разделов и междисциплинарных комплексов (МДК),
- Представитель администрации колледжа.
Квалификационная комиссия просматривает портфолио студента, проверяет:
- подготовленные документы (дневники учебных и производственных практик; аттестационные листы, листы подтверждения);
- материалы, подготовленные студентом (буклеты, доклады, рефераты, тексты бесед и т.п.).
Комиссия может задавать устные вопросы по ПМ для уточнения степени освоения профессиональных и общих компетенций данного модуля.
Преподаватель каждого раздела профессионального модуля даёт краткую характеристику данному студенту по степени освоения модуля.
Методический руководитель производственной практики даёт характеристику по освоению программы.
Время на вопросы — до 5 минут.
Обсуждение результатов защиты портфолио в отношении каждого студента проводится на закрытом заседании. Комиссия оценивает каждую профессиональную компетенцию с соотнесенными общими по дихотомический системе с переводом в «5»-бальную систему и дает заключение: «ПМ освоен не освоен». Результаты освоения профессионального модуля заносятся в оценочную ведомость.
В результате использования такой формы экзамена квалификационного значительно повысилась мотивация студентов к обучению: они более активно принимают участие в мероприятиях, проходящих в рамках профессионального модуля и не только, участвуют в конференциях и творческих конкурсах, а также стали более активны на практических и теоретических занятиях.
Одной из разновидностей промежуточной аттестации является квалификационный экзамен.
С его помощью преподаватель может оценить уровень подготовки выпускника, его умение применять полученные знания на практике, профессиональные качества.
Чаще всего подобные мероприятия организуют в конце производственной практики, когда студент увидел все своими глазами, попробовал свои силы на «производстве».
Багаж знаний и умение применять его в жизни оценивает специальная комиссия. В ее составе обязательно должны присутствовать «эксперты со стороны» — работодатели.
Преподаватели, которые вели выпускника по профмодулю, могут присутствовать как наблюдатели, не имея при этом весомого голоса при выставлении отметки.
В ходе квалификационного экзамена особое внимание уделяется практическим навыкам студента, а только потом теоретической подготовке.
Разновидности квалификационного экзамена
Промежуточная аттестация предполагает оценивание знаний и умений выпускника. Для этого организуют различные собеседования, устные экзамены или тестирования, чтобы уточнить теоретическую подготовку.
Для оценки практических и профессиональных навыков студента используют одну из следующих форм квалификационного экзамена
Практические задания. Данный вариант оценки профессиональных качеств выпускника предполагает прохождение практики с решением поставленной задачи, цели (исследования конкретного объекта, части, предложение мероприятий и пр.).
Обычно это реализуется в ходе прохождения производственной практики и отражается в отчете и дипломе.
Результаты практического задания сопоставляются с общепринятыми стандартами, ФГОС, ГОСТами, оценивается креативность, оперативность студента, его умение адаптироваться в окружающей среде и новых условиях, планировать и прогнозировать.
Защита курсовой работы. Этот формат предполагает тотальное изучение конкретного вопроса.
Иногда включает практическую часть, в которой необходимо продемонстрировать умение реализовывать изученный механизм на практике.
По сути, курсовой проект – это научная работа. Если при ее защите будут присутствовать работодатели, то важно показать, что вы можете не только блистать своими знаниями, но и применять их в жизни.
Защита портфолио. Такой поход включает в себя несколько этапов. Притом некоторые из них могут проходить на дистанционной основе.
Итоговая оценка будет выводиться из учета каждого балла, полученного на всех этапах защиты портфолио. Все сведения, отраженные в портфолио, сравниваются с действующими стандартами.
Организация квалификационного экзамена
Чтобы получить допуск к промежуточной аттестации, студенту необходимо успешно пройти основной курс профобразования, производственную практику, сдать все отчетные документы.
Условия допуска и сроки сдачи экзамена устанавливаются учебным заведением.
Место проведения может быть выбрано в зависимости от специальности администрацией образовательного центра.
Квалификационный экзамен может проходить на территории работодателя или месте производственной практики, на базе отделов по формированию и обучению кадров на предприятии, в центрах профподготовки, в учебном заведении.
Уточнить место проведения промежуточной аттестации можно на кафедре или в деканате, ознакомившись с соответствующим приказом.
Нередко подобные документы вешают на информационный стенд для студентов и выпускников.
Квалификационный экзамен назначается только после прохождения основного курса профобразования, по мере окончания производственной практики, где студенты закрепили свои знания и получили реальные навыки.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности квалификационного экзамена в ВУЗах
На сегодняшний день квалификационный экзамен проводят в отношении отдельных направлений и специальностей.
В июне 2017 года под контролем Рособрнадзора в Москве был организован квалификационный экзамен для дизайнеров, инженеров, проектировщиков САПР, химиков, экологов специалистам по информационной безопасности и пр.
В качестве экзаменаторов были специалисты из «Лаборатории Касперского», Фаберлик, «Препреr-СКМ» и других компаний.
Также квалификационный экзамен сдают медики. Промежуточная аттестация для них проходит в несколько этапов:
- сдача теста, похожего на ЕГЭ, с целью проверки теоретической подготовки;
- выполнение практического задания в специальном симуляционно-тренинговом центре. Здесь студент должен продемонстрировать готовность и умение действовать в определенных ситуациях.
- решение ситуационных задач, собеседование.
На данном этапе оценивается умение студента адаптироваться в окружающей среде, сопоставлять теорию и практику, применять полученные знания в жизни.
Высоко ценятся такие качества, как оперативность, адекватность, скорость принятия решений, правильность действий и пр.
Квалификационный экзамен по медицинской направленности принимают действующие медики, главврачи, заведующие отделениями медучреждений, ученые и иные эксперты.
Дать реальную оценку «ВУЗовские теоретики» не в силах, поэтому важно мнение со стороны «практиков».
Если студент не прошел промежуточную аттестацию, то устроиться на работу по специальности или продолжить обучение будет практически невозможно.
Как и любой другой экзамен, квалификационный контроль можно пересдать.
Таким образом, квалификационный экзамен призван выявить уровень подготовки специалистов, их готовность применять полученные теоретические знания на практике, в жизни, оценить профессиональные и личностные качества выпускника.
Департамент здравоохранения города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Медицинский колледж № 2
Департамента здравоохранения города Москвы»
МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН
ПМ. 01 «Диагностическая деятельность» |
(наименование дисциплины) |
31.02.01. Лечебное дело (код и наименование специальности, специальностей, группы специальностей) |
Очная форма обучения |
Москва
2014 г.
ОДОБРЕНЫ Цикловой методической комиссией №3 «Профессиональных модулей лечебного делай» |
Составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 31.02.01. Лечебное дело |
|
(наименование комиссии) |
(код, наименование профессии/ специальности) |
Протокол №___ от «___» _________2014г. |
||
Председатель ЦМК №4 Ярцева Т.Н./ / |
||
ФИО Подпись |
РАССМОТРЕНЫ И ОДОБРЕНЫ Методическим советом Протокол №___ от «___» _________2014 г. |
СОГЛАСОВАНО С заведующей научно-методическим отделом Волковой М.М._____________________ |
Составитель: |
Кузнецова И.Н – преподаватель высшей квалификационной категории Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города Москвы «Медицинский колледж № 2 Департамента здравоохранения города Москвы» |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 01
«ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности – диагностической деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 1.1. |
Планировать обследование пациентов различных возрастных групп. |
ПК 1.2. |
Проводить диагностические исследования. |
ПК 1.3. |
Проводить диагностику острых и хронических заболеваний. |
ПК 1.4. |
Проводить диагностику беременности. |
ПК 1.5. |
Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка. |
ПК 1.6. |
Проводить диагностику смерти. |
ПК 1.7. |
Оформлять медицинскую документацию. |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами. |
ОК 7. |
Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 11. |
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. |
ОК 12. |
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
ОК 13. |
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
Ситуационные задачи
Раздел2 Диагностика заболеваний. Тема 1.07 Диагностика в гериатрии
Ситуационная задача
Пациент Н, 70 лет обратился к фельдшеру ФАПа
Жалобы: на частый кашель с отделением небольшого количества слизисто – гнойной мокроты, повышение температуры до 37,4 градусов, одышку с затруднением выдоха при минимальной физической нагрузке, снижение аппетита, общую слабость, плохой сон.
Анамнез заболевания: кашель и затруднённое дыхание беспокоят в течение 5лет, ухудшение состояния наступило последние 2 недели, после того, как на даче промочил ноги, был единичный приступ удушья. К врачу не обращался.
Анамнез жизни: родился в сельской местности. Сейчас проживает в городе, в отдельной квартире семьей из 4 человек. Образование среднее профессиональное. Работал 10 лет строителем в условиях Крайнего Севера. На данный момент является пенсионером, не работает.
Вредные привычки: курит с 18 лет до 5 сигарет в день. Наследственность не отягощена.
При объективном обследовании: состояние средней тяжести, в окружающем пространстве ориентируется адекватно, температура 37,4 градуса. Кожные покровы бледные, акроцианоз. ЧДД – 25 в 1 минуту. Грудная клетка бочкообразной формы. Вспомогательная мускулатура участвует в акте дыхания.
При перкуссии коробочный звук.
При аускультации выслушиваются жёсткое дыхание, влажные разнокалиберные и сухие рассеянные хрипы.
Границы сердца в пределах нормы. Тоны сердца ясные. Пульс 88 в мин. удовлетворительных качеств, АД 130/80 мм рт.ст., живот без особенностей. Стул и диурез в норме.
Задание:
1. Какой предварительный диагноз можно поставить, исходя из условий задачи?
2. Какие дополнительные исследования следует провести пациенту для подтверждения диагноза?
3. Продемонстрировать технику подготовки пациента к сбору мокроты на бактериологическое исследование.
4. Продемонстрировать технику измерения ЧДД.
Эталон решения ситуационной задачи
№№ П/П |
Эталон ответа |
Исходный бал |
Полученный бал |
1 2 |
Предварительный диагноз: Хронический бронхит в фазе обострения. Обструктивная эмфизема. ДН 2 степени. Обоснование предварительного диагноза |
2 |
|
Жалобы: |
|||
|
1 1 1 1 1 |
||
Анамнез заболевания: |
|||
|
1 1 1 1 |
||
Анамнез жизни |
|||
|
1 1 |
||
Объективные данные: |
|||
|
1 1 1 1 1 1 2 2 1 |
||
Дополнительные исследования: |
|||
|
1 |
||
|
1 1 |
||
|
|||
деформация лёгочного рисунка за счёт пневмосклероза, повышение прозрачности лёгочной ткани, уплощение и низкое расположение купола диафрагмы |
1 |
||
|
1 |
||
|
1 |
||
|
1 |
||
Итог |
31 |
Ситуационная задача
Пациентка Л, 75 лет обратилась к фельдшеру ФАПа
Жалобы: сильная головная боль в затылочной области, общая слабость, повышенная утомляемость, снижение зрения, раздражительность, плохой сон, повышение АД до 150/95 мм рт. ст.
Анамнез заболевания: данное состояние отмечается около 8 лет, ухудшение состояния произошло за последние 1,5 месяца после работы на садовом участке. Гипотензивные препараты, назначенные врачом принимает нерегулярно, часто забывает или не принимает сознательно, опасаясь побочных эффектов. Диету не соблюдает, злоупотребляет жирной пищей. Пьёт много жидкости.
Анамнез жизни: Родилась и проживает в городе, одна, в отдельной квартире. Материально – бытовые условия удовлетворительные. Дети и внуки навещают пациентку. Образование высшее. Библиотекарь. Работала 15 лет заведующей библиотекой, но из –за частого повышения давления вынуждена была уйти с работы. На данный момент пенсионерка, не работает.
Вредные привычки: нет. Наследственность: мама страдала гипертонической болезнью.
При объективном обследовании: состояние удовлетворительное, сознание ясное, в окружающем пространстве ориентируется адекватно, температура 36,6 градуса. Кожные покровы чистые, обычной окраски. ЧДД – 18 в 1 минуту.
Пациентка избыточного питания. Рост 168 см, масса тела 86 кг.
При пальпации усиление верхушечного толчка.
При перкуссии расширение границ абсолютной и относительной сердечной тупости влево.
При аускультации сердца прослушивается акцент 2 – го тона на аорте.
Пульс 68 в мин., ритмичный, напряжённый. АД 150/95 мм рт.ст., живот мягкий, безболезненный. Стул и диурез в норме.
Задание:
1. Какой предварительный диагноз можно поставить, исходя из условий задачи?
2. Какие дополнительные исследования следует провести пациенту для подтверждения диагноза?
3. Продемонстрировать технику измерения артериального давления.
4. Продемонстрировать
Эталон решения ситуационной задачи
№№ П/П |
Эталон ответа |
Исходный бал |
Полученный бал |
1 2 |
Предварительный диагноз: Гипертоническая болезнь 2 ст., дисциркуляторная энцефалопатия 1 ст., ожирение 1 ст. Обоснование предварительного диагноза |
2 |
|
Жалобы: |
|||
|
1 1 1 1 1 1 1 |
||
Анамнез заболевания: |
|||
|
1 1 1 1 |
||
Анамнез жизни |
|||
|
1 |
||
Объективные данные: |
|||
|
1 2 2 2 1 1 |
||
Дополнительные исследования: |
|||
|
1 |
||
|
1 |
||
|
1 |
||
|
1 |
||
|
1 |
||
|
1 |
||
|
1 |
||
Нарушение эмоциональной сферы, памяти, сна, речи |
1 |
||
Итог |
30 |
Оценочные листы с алгоритмами манипуляций
ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТА ПРИМЕНЕНИЮ ДОЗИРОВАННОГО
АЭРОЗОЛЬНОГО ИНГАЛЯТОРА ЧЕРЕЗ РОТ
Примечание: при невыполнении этапа, отмеченного знаком*, дальнейшие действия не оцениваются (выполнение манипуляции прекращается), выставляется «0» баллов за всю манипуляцию.
№ п/п |
Этапы |
Исходный балл |
Полученный балл |
Подготовка к процедуре |
|||
1. |
Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться. |
1 |
|
2. |
Объяснить пациенту суть и ход процедуры, уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве. |
1 |
|
3. |
Получить согласие. |
1 |
|
4. * |
Подготовить 2 пустых баллончика, убедиться в соответствии лекарственного средства, назначенному врачом, проверить срок годности. |
— |
|
5. |
Вымыть руки (гигиенический уровень). |
1 |
|
Выполнение процедуры |
|||
6. |
Усадить пациента (если состояние пациента позволяет, лучше выполнять процедуру стоя, так как дыхательная экскурсия при этом эффективнее). |
1 |
|
7. |
Продемонстрировать пациенту последовательность выполнения процедуры, используя дозированный аэрозольный ингалятор без лекарственного препарата. |
1 |
|
8. |
Снять с ингалятора защитный колпачок. |
1 |
|
9. |
Перевернуть баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхнуть его. |
1 |
|
10. |
Попросить пациента сделать глубокий выдох. |
1 |
|
11. |
Попросить пациента слегка запрокинуть голову назад, плотно обхватить мундштук ингалятора губами (зубы как бы прикусывают ингалятор). |
1 |
|
12. |
Попросить пациента сделать медленный, глубокий вдох через рот и одновременно нажать на дно баллончика. |
1 |
|
13. |
Извлечь мундштук ингалятора изо рта и задержать дыхание на 5- 10 секунд. |
1 |
|
14. |
Попросить пациента сделать спокойный выдох через рот. Перевернуть баллончик и закрыть его защитным колпачком. |
1 |
|
15. |
Прополоскать рот. |
1 |
|
16. |
Предложить пациенту самостоятельно выполнить процедуру вначале с использованным дозированным аэрозольным ингалятором, затем с действующим ингалятором. |
1 |
|
Окончание процедуры |
|||
17. |
Информировать пациента: после каждой ингаляции мундштук необходимо промыть водой с мылом и вытереть насухо. |
1 |
|
18. |
Вымыть руки. |
1 |
|
19. |
Сделать запись о результатах обучения, выполненной процедуре и реакции на неё пациента в медицинской карте. |
1 |
|
Итог |
18 |
Критерии оценки: 100 – 60% (18 – 11 баллов) вид деятельности освоен 59% и менее (10 баллов и менее) вид деятельности не освоен
Отметка |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Баллы |
0 — 10 |
11 — 13 |
14 — 15 |
16 — 18 |
ИЗМЕРЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ
Примечание: при невыполнении этапа, отмеченного знаком*, дальнейшие действия не оцениваются (выполнение манипуляции прекращается), выставляется «0» баллов за всю манипуляцию.
№ п/п |
Этапы |
Исходный балл |
Полученный балл |
Подготовка к процедуре |
|||
1. |
Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться. |
1 |
|
2. |
Объяснить пациенту цель и ход процедуры. |
1 |
|
3. |
Получить согласие на процедуру. |
1 |
|
4. |
Предупредить пациента о предстоящей процедуре за 15 минут до её начала. |
1 |
|
5. |
Подготовить необходимое оснащение (смотри примечание). |
1 |
|
6. |
Вымыть руки (гигиенический уровень). |
1 |
|
Выполнение процедуры |
|||
7.* |
Усадить или уложить пациента. Предложить пациенту правильно положить руку: в разогнутом положении ладонью вверх (если пациент сидит, попросить подложить под локоть сжатый кулак кисти свободной руки). |
_ |
|
8. |
Наложить манжету на обнаженное плечо пациента на 2 – 3 см выше локтевого сгиба (одежда не должна сдавливать плечо выше манжетки), закрепить манжетку так, чтобы между ней и плечом проходили два пальца. |
1 |
|
9.* |
Соединить манометр с манжеткой и проверить положение стрелки манометра относительно нулевой отметки шкалы. |
_ |
|
10. |
Найти место пульсации плечевой артерии в области локтевой ямки и поставить на это место мембрану фонендоскопа. |
1 |
|
11. |
Закрыть вентиль на «груше», повернув его вправо, и нагнетать в манжетку воздух под контролем фонендоскопа до тех пор, пока давление в манжетке по показаниям манометра не превысит на 20 -30 мм рт. ст., тот уровень, при котором исчезли тоны Короткова. |
1 |
|
12.* |
Выпустить воздух из манжеты со скоростью 2 мм рт. ст.в 1 сек., повернув вентиль влево .Одновременно фонендоскопом выслушивать тоны на плечевой артерии и следить за показателями шкалы манометра. |
_ |
|
13.* |
При появлении над плечевой артерией первых звуков (тоны Короткова) « отметить» на шкале и запомнить цифры, соответствующие систолическому давлению. |
_ |
|
14.* |
Продолжая выпускать воздух, отметить величину диастолического давления, которая соответствует ослаблению или полному исчезновению тонов Короткова. |
_ |
|
15. |
Округлить данные измерения до 0 или 5, зафиксировать результат в виде дроби (в числителе – систолическое давление; в знаменателе – диастолическое), например, 120/75 мм рт. ст. Выпустить воздух из манжеты полностью. Повторить процедуру измерения артериального давления два раза с интервалом 2-3 минуты. Зафиксировать наименьшие показатели. |
1 |
|
16. |
Сообщить пациенту результат измерения. Обработать мембрану фонендоскопа салфеткой, смоченной раствором медицинским антисептическим. |
1 |
|
Окончание процедуры |
|||
17. |
Вымыть руки (гигиенический уровень). |
1 |
|
18. |
Сделать запись полученных результатов и реакции пациента в документацию. |
1 |
|
Итог |
13 |
Критерии оценки: 100% — 60% (8 — 13 баллов) вид деятельности освоен
59% и менее (7 баллов и менее) вид деятельности не освоен
Отметка |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Баллы |
0 — 7 |
8 — 9 |
10 — 11 |
12 — 13 |
ИССЛЕДОВАНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ПУЛЬСА НА ЛУЧЕВОЙ АРТЕРИИ
Примечание: при невыполнении этапа, отмеченного знаком*, дальнейшие действия не оцениваются (выполнение манипуляции прекращается), выставляется «0» баллов за всю манипуляцию.
№ п/п |
Этапы |
Исходный балл |
Полученный балл |
Подготовка к процедуре |
|||
1. |
Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться. |
1 |
|
2. |
Объяснить пациенту суть и ход процедуры. |
1 |
|
3. |
Получить согласие пациента на процедуру. |
1 |
|
4. |
Подготовить необходимое оснащение. |
1 |
|
5. |
Вымыть руки (гигиенический уровень). |
1 |
|
Выполнение процедуры |
|||
6. |
Придать пациенту удобное положение, сидя или лежа (руки должны быть расслабленные, при этом кисти и предплечья не должны быть «на вису»). |
1 |
|
7. * |
Прижать 2,3,4 пальцами лучевые артерии на обеих руках пациента (1 палец должен находиться со стороны тыла кисти) и почувствовать пульсацию артерий. Сравнить колебания стенок артерий на правой и левой руках. Оценить симметричность пульса. У здорового человека пульс на обеих лучевых артериях симметричный. Если пульс симметричный, остальные свойства пульса определяют, пальпируя одну руку. |
_ |
|
8. * |
Определить ритм пульса. Если пульсовая волна следует одна за другой через равные промежутки времени – пульс ритмичный, если нет – аритмичный. |
_ |
|
9. * |
Определить частоту пульса – количество пульсовых ударов за 1 минуту. Для этого взять часы или секундомер и определить количество пульсовых ударов в течение 30 сек., умножить на 2 (если пульс ритмичный), и получить частоту пульса. Если пульс аритмичный – считать количество пульсовых ударов в течение 60 секунд. |
_ |
|
10. * |
Определить наполнение пульса, если пульсовая волна четкая, то пульс полный, если слабая – пустой, если пульсовая волна слабо прощупывается, то пульс нитевидный. |
_ |
|
11. * |
Определить напряжение пульса. Для этого нужно прижать артерию сильнее, чем прежде, к лучевой кости. Если пульсация исчезает при нажатии – напряжение хорошее; если пульсация не ослабевает – пульс твердый; если пульсация полностью прекратилась – напряжение слабое, пульс мягкий. |
_ |
|
12. |
Сообщить пациенту результат исследования. |
1 |
|
Окончание процедуры |
|||
13. |
Вымыть руки (гигиенический уровень). Зарегистрировать результат исследования в температурном листе. |
1 |
|
Итог |
8 |
Критерии оценки: 100% — 60% (5 — 6 баллов) вид деятельности освоен
59% и менее (4 балла и менее) вид деятельности не освоен
Отметка |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Баллы |
0 — 4 |
5 — 6 |
7 |
8 |
РЕГИСТРАЦИЯ ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ АРТЕРИАЛЬНОГО ПУЛЬСА ПАЦИЕНТА В ТЕМПЕРАТУРНОМ ЛИСТЕ
Примечание: при невыполнении этапа, отмеченного знаком*, дальнейшие действия не оцениваются (выполнение манипуляции прекращается), выставляется «0» баллов за всю манипуляцию.
№ п/п |
Этапы |
Исходный балл |
Полученный балл |
1. |
Взять температурный лист и найти соответствующую графу в нем «П». |
1 |
|
2.* |
Определить цену деления шкалы (от 50 до 100 уд. в 1 мин. цена деления = 2уд. в 1 мин.; более 100 уд. в 1 мин. = 4уд. в 1 мин.) |
_ |
|
3. |
Взять красную ручку и провести горизонтальную линию на уровне максимального показания АД под днем измерения АД (систолическое). |
1 |
|
4. |
Взять ручку красного цвета и зафиксировать, в виде точки, показание результата исследования пульса пациента в температурном листе. |
1 |
|
5. |
Соединить графически, в виде ломаной линии, отмеченные точки показаний результатов исследований артериального пульса. |
1 |
|
Итог |
4 |
Критерии оценки: 100% — 60% (2 — 4 балла) вид деятельности освоен
59% и менее (1 балл и менее) вид деятельности не освоен
Отметка |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Баллы |
0 — 1 |
2 |
3 |
4 |