Кругобайкальская железная дорога уникальное место не только для байкала егэ

Кругобайкальская Железная Дорога

Что вас ждет

Когда-то КБЖД входила в состав Транссиба. Ее путь пролегал вдоль левого берега Ангары до берега Байкала и огибал южный берег озера. В 50-х годах построили Иркутскую ГЭС и часть дороги вдоль Ангары ушла под воду. Железнодорожный путь стал тупиковым. Сейчас КБЖД идет от истока реки Ангары до Слюдянки. КБЖД представляет собой творение рук человеческих, где на узкой прибрежной полосе вдоль Байкала удивительным образом воедино слились каменная кладка тоннелей и подпорных стенок с колоритом неповторяющихся скал. Склоны, обращенные на Байкал, как правило очень крутые, прорезанные узкими, но глубокими долами, а иногда почти вертикально стоят над озером. Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) — уникальное место не только для Байкала, но и в более обширном понимании. Она превзошла все построенные рельсовые пути в мире по количеству различного рода работ на 1 км пути и в то же время по праву считается красивейшей среди железных дорог мира.

Вас ожидает увлекательное путешествие по Кругобайкальской железной дороге. Остановки в самых красивых местах. Вы будете проезжать сквозь старинные тоннели, любоваться Байкалом, а гид расскажет об истории строительства КБЖД, об удивительных фактах самого глубокого озера планеты.

Круглосуточная служба поддержки

Комфортный трансфер

Идеально подходит для отдыха с детьми

Незабываемое романтическое путешествие

Гармония тела и духа, медитация

Кругобайкальская
железная дорога

Шамсутдинова А. А. – учитель географии МКОУ СОШ с. Рысево
Черемховского района Иркутской области.

Методические рекомендации: стихи
наизусть читают чтецы из разных классов; текст, хорошо отчитанный, представляют
разные пары ведущих (юноша-девушка), сменяя друг друга; на экран во время
текста проецируются пейзажи Байкала.

Зелёная вода в высоких берегах,

И берега вокруг, подёрнутые мглою.

Вершины тёмных гор виднеются в снегах

И грозно высятся над чистою водою.

Какой кругом простор! Какая ширина!

Как воздух чист и свеж! Как озеро
спокойно!

Какая мёртвая, холодная весна!

Как дышится легко! Как сердце бьётся
стройно!

Святое море спит… воды зеркальна
гладь,

Местами только лёд покоится на водах,

Не может сразу взор картины всей обнять,

И даль теряется вдали на неба сводах.

А ветер на горах порывисто гудит,

Тоскливый шум в ущельях замирает,

В прозрачном воздухе святое море спит,

При свете северном
гладь озера сверкает.

А знаете ли вы, что 12
июня 2008 года в г.Москве были подведены итоги конкурса «СЕМЬ ЧУДЕС РОССИИ». В
течение нескольких месяцев жители на­шей страны голосовали в Интернете за
объекты, которые могут называться Чудом России.

По мнению миллионов
россиян, одним из уникальных природных чудес России является озеро Байкал —
реликтовое хранилище прес­ной воды, расположенное на территории двух сибирских
регионов — Иркутской области и Республики Бурятии.

Байкал зовут Байкюлем,

Байгюлем и Бэйхаем:

Ему дано немало

Таинственных имен.

Но мы на карте мира

Всегда его узнаем,

На силуэт посмотрим

И скажем: «Это он!»

В преданьях и легендах

Байкал старик суровый.

А он на самом деле

Задорный, молодой.

Он неспроста
шумливый,

Порывистый,
веселый –

Ведь он живой
наполнен,

А не простой
водой!

В рамках празднования
Дней Иркутской области мы решили вспомнить одну из страниц истории, связанную с
покорением берегов Байкала, со строительством Кругобайкальской железной дороги.

Строительство
Транссибирской железной дороги, соединяющей Урал и берега Тихого океана,
началось в 1981 г. Дорога нужна была, прежде всего, для военных целей, для
переброски войск к восточным границам. Она была необходима промышленникам для
освоения богатств Сибири и Дальнего Востока, купечеству для торговли, самой
администрации для заселения отдаленных районов России и управления ими.

На пути строителей
железной дороги встал Байкал с гранитным панцирем его берегов. Этот участок был
самым трудным на всей территории магистрали. Комитет по строительству выносит
решение: до сооружения Кругобайкальской железной дороги построить путь от
Иркутска до Байкала, устроить через озеро временную паромную переправу. 1 июля
1900 года ветка Иркутск-мыс Баранчук (где возник порт Байкал) сдается в
эксплуатацию.

Для переправы
железнодорожных составов и пассажиров через Байкал решено построить паром-ледокол.
С апреля 1900 года начались его регулярные рейсы между портом Байкал и ст.
Мысовая. Ледокол был назван «Байкалом». На главной его палубе в закрытом
коридоре были проложены три рельсовых пути для 25 товарных вагонов. Коротко
сибирское лето на Байкале, холодна продолжительная зима, жестокие морозы
заковывают в толстый панцирь Байкал, и иногда уже не под силу взломать его
ледоколу.

Поэтому 9 июня 1901 г.
Комитет по строительству утвердил вариант постройки дороги по берегу Байкала.

Строительство было
трудным: надо было местами строить насыпи, вырубать тоннели, вырубать в скалах
полки и выемки, строить галереи для предотвращения обвалов горных пород,
подпорные стенки и т. п.

Трудность строительства
усугублялась тем, что оно велось в ненаселенной местности при суровом сибирском
климате. Подвозить балласт, лес, рельсы и прочее можно было летом по Байкалу на
пароходах, баржах, лодках; зимой – гужом по льду.

На укладке второго пути
по найму рабо­тали китайцы. Применялся и труд катор­жан. Их лагерь был в пади
Каторжанка, в двух километрах от Толстого мыса. Они ра­ботали на самых тяжелых
работах — заготовляли камень в карьерах. Каторжников охра­нял конвой; общаться
с ними другим рабо­чим, конечно, было невозможно. Среди каме­нотесов работали
по вольному найму италь­янцы и албанцы. Рабочие жили в бараках, тут же у
полотна строящейся дороги или тоннеля. Спали на двухэтажных деревянных нарах.
Инженеры и техники жили гораздо в лучших условиях — в рубленых из бревен избах.
Легче жилось также итальянцам и ал­банцам.

Рабочий день землекопа
длился от темна до темна, летом — более 16 часов. Орудия труда: зубило,
кувалда, лом, лопата и тачка. Техника безопасности существовала только на
бумаге, несчастных случаев было много, особенно гибли люди или получали увечья
при обвалах или на взрывных работах. Сре­зая откосы на скалистых участках,
применя­ли взрывчатку, но основное делалось вруч­ную: большие глыбы разбивались
при помо­щи зубил и кувалд, руками грузились в тачки и отвозились к возводимой
насыпи. Все работы на строительстве велись хозяйствен­ным и подрядным
способами. При любом удобном случае обманывали и обсчитывали неграмотных
рабочих. Наживались и поставщики продуктов, продавая их в 2-3 раза дороже.

На пробивке тоннелей
работали в две смены по 12 часов, т. е. работы не прекращались ни днем, ни
ночью.

Постройка
Кругобайкальской железной дороги закончилось в 1916 году.

Искусственные
сооружения

Тоннели являются
основными, монументальными сооружениями на КБЖД. Всего на железной дороге
сооружен 41 тоннель (39 тоннелей во время строительства первого пути и два
тоннеля во время прокладки второго пути). Из этого количества один тоннель (N9)
не сохранился.

Строительство галерей
проектом не предусматривалось. К концу 1903 года выяснилась необходимость
строительства дополнительных искусственных сооружений, т.к. во время
строительства начались обвалы горных пород. Были намечены места сооружения
галерей. Оказалось, что к 21 тоннелю необходимо пристроить 33 галереи.
Планировалось построить 3 железные галереи, но они были не закончены (от них
остались только подпорные стенки).

Самыми многочисленными
сооружениями являются мосты, трубы, лотки, виадуки. Таких объектов на всей
КБЖД, для первого пути, насчитывается 477. К ним можно еще добавить 10
временных деревянных мостов и один деревянный путепровод, построенных в начале
строительства дороги и затем разобранных и замененных железными мостами. Таким
образом, различных мостов насчитывается 488 штук.

Во время сооружения
только (!) первого пути и только (!) на Западном участке КБЖД построено 522
искусственных сооружений (тоннели, отдельно стоящие галереи, мосты, подпорные
стенки). Теперь 94 км делим на 522 и получаем, что в среднем практически через
каждые 180 метров стояло искусственное сооружение.

Наши
дни

В связи со
строительством Иркутской ГЭС и возникновением водохранилища участок же­лезной
дороги Иркутск-Байкал в 1953 году был затоплен. Между Иркутском и Слюдянкой
была проложена новая дорога, исключив­шая Западный участок Кругобайкальской из
эксплуатации. Сегодня очень важно сохра­нить для потомков уникальные железнодо­рожные
сооружения — немых свидетелей сме­лости инженерно-технических решений и па­мятники
титаническому труду русского рабо­чего.

Решением Иркутского
областного Совета народных депутатов от 21 декабря 1982 года участок
Кругобайкальской железной дороги от станции Байкал до станции Култук объяв­лен
архитектурно-ландшафтным заповедником и взят под государственную охрану.

89-километровая ветка
Слюдянка-2 — Култук — Маритуй — Байкал является тупиковой, и именно она сегодня
понимается под Кругобайкальской дорогой.

В настоящее время на
дороге находится 3 станции (Култук, Маритуй и Байкал) и 2 разъезда (137 км и
Уланово). Дорога однопутная, второй путь (ближний к скалам) демонтирован.

Количество населенных
пунктов вдоль дороги — 12 (Култук, 154 км, Ангасольская, Шарыжалгай, 134 км,
Баклань, Маритуй, Половинная, Пономаревка, Ивановка, Шумиха, Байкал); турбаз —
5 (134 км «Таежная», 102 км «Шумиха», 98 км
«Хвойная», 80 км «Ретро» и «Серебряный ключ»).

Наиболее значительные
водные преграды на пути — реки Култучная, Ангасолка, Большая Крутая Губа,
Шабартуй, Маритуй, Большая Половинная, Большая Пономаревка, Ивановка, Большая
Шумиха и Большой Баранчик.

Самая большая река на
пути — Большая Половинная.

Самый большой населенный
пункт — Байкал. Самый большой населенный пункт посередине дороги — Маритуй.

На действующем сейчас
пути Кругобайкальской дороги находится 38 тоннелей общей длиной 9063 м, 15
каменных галерей общей длиной 295 м и 3 железобетонных галереи с отверстиями.
Самый длинный тоннель — через мыс Половинный длиной 777,5 м.

Я с детства мечтал о Байкале,

И вот — я увидел Байкал.

Мы плыли, и гребни мелькали,

И кедры смотрели со скал.

Я множество разных историй

И песен тогда вспоминал

Про это озёрное море,

Про этот священный Байкал.

От пристани к пристани плыли.

Был вечер. Был холод. Был май.

Был поезд, — и мы укатили

В том поезде в синий Китай.

Как часто душа
иссякала

В желаньи
вернуться опять.

Я так и не знаю
Байкала:

Увидеть — не
значит узнать.

С 1986 года на
Кругобайкальской железной дороге действует пешеходный маршрут бюро молодежного
туризма «Спутник». Сейчас организованы движения туристских поездов.

А что это такое?

Такое голубое,

Холодное, как
льдинка,

Прозрачно, как
стекло?

Быть может, это
небо

За сосны
зацепилось,

По скалам
покатилось

И на землю стекло?

А что это такое,

Такое золотое,

Блестящее, как
зеркало,

Слепящее глаза?

Быть может, это
солнце

Легло поспать под
скалы,

Оно лежит устало,

Закрыв свои глаза?

А что это такое?

Всё время в
непокое,

Быть может, это
туча

Застряла среди
скал?

А это и не туча,

А это и не небо,

А это и не солнце,

А озеро БАЙКАЛ!

Поход (презентация с
комментариями участников похода)

Бухта Песчаная

За непрочною
дымкой туманной,

от больших городов
вдалеке,

повстречались мы в
бухте Песчаной

и лежим на горячем
песке.

Синебокая дышит
прохлада,

за волной нагоняет
волну,

и лежит голубая
громада —

все семьсот
километров в длину.

Сразу больное
стало небольным,

и любая невзгода —
мала,

и гремит старый
мыс Колокольный,

как старинные
колокола.

И под крики
смятенные чаек,

и в дрожанье
лесных повилик

нас с тобою
небрежно венчает

круглый, божеский,
солнечный лик.

В заключении

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) – место уникальное не только на Байкале, но и,
пожалуй, во всем мире. По количеству разного рода работ, приходящихся на 1 км пути, и по
трудности их выполнения Кругобайкальская дорога превзошла все построенные рельсовые пути в
мире и по праву считается красивейшей среди железных дорог мира.
Это место, где на узкой полоске Байкальского побережья удивительным образом слились воедино
каменная кладка порталов тоннелей и подпорных стенок с колоритными неповторяющимися скалами.
Склоны, обращенные к Байкалу, во многих местах очень круты, прорезаны узкими, но глубокими
долинами, иногда почти вертикально вздымаются над озером.
Кругобайкальская железная дорога является уникальным памятником инженерного зодчества.

Немного истории

17 мая 1891 года царь Александр III издал указ о начале строительства Транссибирской магистрали,
«повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей
соединить обильные дарами сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений».
Более подробную
информацию о Транссибирской магистрали можно прочитать здесь.

Строили ее в основном сосланные в Сибирь каторжники. Всего было задействовано около 15000
человек, работавших по 14-16 часов в сутки. Часто происходили несчастные случаи, за год
погибало до 100 человек.

Пробивка тоннелей осуществлялась преимущественно вручную, с использованием взрывчатки.
Суточная скорость продвижения составляла 40-50 см. По вольному найму работали специалисты по
кладке камня из Италии и Албании, использующие в строительстве элементы циклопической кладки,
при которой камень ставится без связывающего раствора, путем подбора по форме.

На каждый километр пути в среднем израсходовано по одному вагону взрывчатки и произведено
земляных работ по объему, равному вместимости примерно 400 вагонов, что сравнимо с объемом
работ на строительстве Суэцкого канала.

За период строительства этого  участка транссибирской железной дороги (от Култука до порта
Байкал) строители возвели 41 тоннель. Из них 40 сохранилось. Общая протяжённость тоннелей
около девяти с половиной километров. Было построено 15 каменных галерей и 3 железобетонных.
Через реки, ручьи, пади, ложбины, бухты озера Байкал было переброшено около 470 больших и
малых мостов и 6 виадуков. Для защиты пути построили около 270 различных укреплений: подпорных
стенок, мощений и прочих. Было построено 18 каменных труб и лотков. По некоторым подсчётам на
каждые 100 метров пути на  Кругобайкальской железной дороге приходится одно инженерно-
техническое сооружение.

По объему, сложности и стоимости работ этот участок не имел себе равных среди железных дорог
России. До революции этот короткий участок пути называли «Золотой пряжкой стального пояса
России», пряжкой – потому что она соединила разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, а
золотой – потому что по стоимости работ она превзошла все существующие в России дороги.

Однако не только огромными капиталовложениями славится легендарная магистраль. Сегодня это,
пожалуй, одна из самых красивых железных дорог в мире. Отовсюду приезжают сюда тысячи
туристов, желающих убедиться в этом.

Наиболее любознательные могут
ознакомиться
со статьей об истории строительства КБЖД.
И посмотреть фотографии
времен строительства этой железной дороги.

До 50-х годов ХХ века КБЖД полноценно функционировала как участок Транссиба. Но после
постройки ГЭС на Ангаре уровень воды в Байкале поднялся на 1 метр и дорога от Иркутска до
Байкала «затонула». Транссиб проложили по горам в обход озера, а КБЖД стала тупиковым
участком. 30 июня 1956 года по ней прошел последний транзитный поезд, а уже 1 июля движение
поездов от Иркутска до озера было остановлено. Кругобайкальская дорога перестала быть
магистралью. Здесь были сняты вторые пути, упразднены некоторые станции.

В настоящее время участок от станции Култук до станции порт Байкал – тупиковый.
После строительства плотины Иркутской ГЭС и затопления участка дороги вдоль
реки Ангары от Иркутска до Байкала новая дорога, построенная в 1957 году,
прошла по долинам рек Иркут и Олха до станции Слюдянка.

В конце 70-х годов этот тупиковый участок получил статус историко-архитектурного памятника и был
взят под охрану государством.
Сегодня туристы могут увидеть здесь хорошо сохранившиеся порталы и своды многочисленных
тоннелей, выполненных из тесаного камня, многочисленные виадуки, мощные подпорные стенки,
сохранившиеся деревянные строения в стиле модерн начала века.

Особенности маршрута

Знакомство с Кругобайкальской дорогой можно осуществить разными способами:

Вариант №1:

Можно пройти ее пешком, некоторую часть либо всю, от начала до конца. Это самый радикальный
способ познакомиться с природой, Байкалом и самой легендарной железной дорогой России. Такой
вариант выбирают путешественники, которые хотят вдали от туристических групп насладиться
природой и незабываемыми пейзажами Священного моря.

Учитывая общую протяженность дороги – 84 км, для пешего неспешного маршрута необходимо
выделить как минимум 4-5 дней. Учитывая большое количество пикниковых и кемпинговых зон с
местами для палаток и готовыми деревянными столиками через каждые 5 км прямо возле озера,
комфорт передвижения гарантирован.

На основных станциях (через 10-15 км) найдутся сельские магазины, где можно будет подкупить
провиант. Тем не менее для этого варианта надо обязательно иметь с собой палатку, спальник, налобный
фонарик с запасными батарейками, трекинговую обувь, средство от клещей (в период клещевой
активности с мая по июль) и обязательно фотоаппарат.

Вариант №2:

Можно проехать по КБЖД на экскурсионном электропоезде повышенной комфортности
«Кругобайкальский Экспресс» с остановками и осмотром основных достопримечательностей КБЖД
(схема экскурсионного маршрута на поезде повышенной комфортности).
Электропоезд отправляется утром из Иркутска до станции Слюдянка, откуда и начинается основной
маршрут по КБЖД до конечной станции порт Байкал и далее, перебравшись на пароме через Ангару,
автобус к вечеру привозит туристов обратно в Иркутск.

Экскурсия проходит круглогодично, занимает полный световой день и насыщена осмотром
достопримечательностей с остановками и стоянками поезда через каждые 15-20 км. В стоимость
такой экскурсии входит питание.

Более подробно ознакомиться с программой и стоимостью экскурсии, а также заказать билеты можно
на сайте
либо на другом сайте.

Вариант №3 (только с мая по октябрь):

На пике популярности у туристов вот уже в течении двух лет является водная экскурсия вдоль
Кругобайкальской железной дороги на теплоходе «Баргузин»
(схема водного экскурсионного маршрута).

Водную экскурсию обслуживает теплоход на воздушной подушке «Баргузин», который отправляется из
Иркутска с пристани Ракета еженедельно в летнее время в пятницу, субботу и воскресенье и за
один световой день проходит по Ангаре до КБЖД и далее вдоль Кругобайкалки идет до мыса
Половинный с возможностью осмотра всех достопримечательностей с воды.

В двух местах – на мысе Половинный и мысе Толстый теплоход осуществляет остановки с
возможностью осмотра достопримечательностей. К вечеру теплоход тем-же маршрутом возвращается в
Иркутск. Минус такого путешествия – ограниченное количество мест остановок, возможность
проведения только в летнее время и необходимость заказывать билеты за 2 недели в связи с
высоким спросом.

Более подробно с расписанием и ценами на эту экскурсию, а также заказать билеты можно
на сайте ВСРП.
Узнать расписание и стоимость билетов
также можно более подробно по телефону справочной пристани «Ракета» –
+7 (3952) 35-67-26 (актуально на момент публикации статьи!).

Вариант №4 (только с февраля по апрель):

В зимнее время вдоль всей КБЖД проложен зимник (автомобильная дорога) по льду озера вдоль
берега. Поэтому добраться до КБЖД и проехать вдоль нее в обе стороны не составит большого
труда. Единственное условие – необходимо знать правила езды по зимнику и не съезжать с
проторенных мест, отмеченных специальными вешками.

Как добраться

Если выбирать описанные выше Варианты №2 или №3 с приобретением экскурсии, то в стоимость
экскурсий уже включена доставка до КБЖД с обратным возвращением в Иркутск:

  • для Варианта №2 на электропоезде с иркутского ж/д вокзала (тел. для справок
    +7 (3952) 63-22-94, 63-22-88, 63-22-83)
  • для Варианта №3 с иркутской пристани Ракета (тел. для справок +7 (3952) 35-67-26).

В этих вариантах все за Вас уже распланировано и осмотр мест с достопримечательностями уже предопределен.
Вам только остается созерцать и наслаждаться ;)
А вот для желающих выбрать пеший Вариант №1 осмотр Кругобайкалки можно начать как с восточного конца
(от поселка Култук), так и с западного (от станции порт Байкал).

Для желающих пройти маршрут с востока на запад (от Култука до порта Байкал):

Добраться до поселка Култук можно как на автобусе с автовокзала (телефоны автовокзала:

+7 (3952) 20-94-11

– справочная и

+7 (3952) 20-91-15

– кассы.),
так и на электричке с ж/д вокзала до станции Земляничная
(расписание здесь) и затем спуститься по тропе за 20 мин к поселка Култук.

Также можно начать маршрут по КБЖД в сторону порта Байкал со станции Старая Ангасолка
(доехать
на электричке до станции Темная падь), которая является одной из самых красивых мест на КБЖД.
Подробности о маршрутах до Старой Ангасолки и ее достопримечательностях можно посмотреть в
посте о Старой Ангасолке.
При достижении конечной точки маршрута – порта Байкал, будет необходимо переправиться на
пароме через исток реки Ангара до поселка Листвянка и затем также на маршрутном автобусе
добраться обратно до Иркутска
(схема маршрута для пешей экскурсии по КБЖД).

Для маршрута с запада на восток (из порта Байкал до Култука) необходимо из Иркутска доехать до
поселка Листвянка (описание поселка Листвянка и как добраться изложено в
посте о Листвянке),
затем на пароме перебраться через Ангару до порта Байкал и совершить пешее путешествие по КБЖД в обратную
сторону – до поселка Култук, откуда всегда можно уехать на маршрутном такси или электропоезде.

При пешем маршруте всегда можно сойти с дистанции и доехать до любой конечной станции на
проезжающей по КБЖД один раз в день местной «электричке» – «матане», которая идет со средней
скоростью 15-20 км/ч ит преодолевает расстояние в 84 км за 6-7 часов со многими остановками
«по требованию». Расписание движения «матани» можно посмотреть
здесь
либо узнать по телефону ж/д вокзала Иркутск-Пассажирский:
(3952) 39-47-47, 63-22-87 (справочная вокзала), 632-555 (автоответчик многоканальный).

Независимо от выбора направления пешего движения по КБЖД открывающиеся пейзажи Байкала
одновременно с красотой уникальных сооружений, сделанных руками человека, производят на любого
путешественника неизгладимое впечатление на всю жизнь.

Достопримечательности

Посмотреть
достопримечательности КБЖД на карте

1. Слюдянка

Знакомство с КБЖД обычно начинается в Слюдянке. Это главная станция дороги. Именно здесь
находится единственное каменное здание станции, построенное из белого и розового мрамора.

Посмотреть виртуальный тур по
КБЖД в районе Старой Ангасолки

2. 149 км. Старая Ангасолка

Очень интересна станция Старая Ангасолка. После этой станции начинается наиболее насыщенный архитектурными и инженерными объектами участок дороги. Каменный арочный виадук «Ангасольский» поражает своей красотой и мощью. Подробнее о станции Старая Ангасолка можно прочитать здесь.

3. 130 км. Шабартуйский комплекс.

Далее – Шабартуйский комплекс искусственных сооружений. Это железный мост первого пути «езда
по верху». Между каменными опорами – пролеты в 20 саженей. Кроме этого моста, здесь имеется
железобетонный виадук, двухпролетный, арочного типа.

4. 123 км. Киркирей

Самое восхитительное и загадочное место – комплекс «Киркирейский». В этом месте строителем
пришлось много потрудиться. Неукротимый характер реки Киркирей, а также горные обвалы, которые
постоянно происходят в этих местах, вынудили строителей во второй строительный период
пробивать параллельно тоннелю №18 еще один – № 18bis.

5. 109 км. Станция Половинная

Одно из мест отдыха, которые больше всего любят туристы – падь Половинная. Живописная долина
реки Половинная расположена между мысом Половинный и Чайкиным утесом. В этих местах проходит
два тоннеля – самый длинный и самый короткий.

6. 102 км. Итальянская стенка

И, наконец, одно из самых красивых мест КБЖД – подпорная стенка «Итальянская». Такое название
она получила из-за того, что ее арки очень напоминают итальянскую архитектуру. Проект стены
разрабатывал итальянец Феррари. Неподалеку находится галерея № 7 «Большая Шумихинская». Ее
построили для того, чтобы защитить дорогу от камнепада.

На сайте
можно ознакомиться с подборкой фотостатей

обо всех интересных местах и достопримечательностях озера Байкал.

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) — место уникальное не только на Байкале, но и, пожалуй, во всем мире. По количеству разного рода работ, приходящихся на 1 км пути, и по трудности их выполнения Кругобайкальская дорога превзошла все построенные рельсовые пути в мире и по праву считается красивейшей среди железных дорог мира.

Это место, где на узкой полоске Байкальского побережья удивительным образом слились воедино каменная кладка порталов тоннелей и подпорных стенок с колоритными не повторяющимися скалами. Склоны, обращенные к Байкалу, во многих местах очень круты, прорезаны узкими, но глубокими долинами, иногда почти вертикально вздымаются над озером.
Кругобайкальская железная дорога является уникальным памятником инженерного зодчества.

кругобайкальский экспресс

Немного истории:
17 мая 1891 г. царь Александр III издал указ о начале строительства Транссибирской магистрали, «повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений».
Более подробную информацию о Транссибирской магистрали можно прочитать здесь.

Строили ее в основном сосланные в Сибирь каторжники. Всего было задействовано около 15000 человек, работавших по 14-16 часов в сутки. Часто происходили несчастные случаи, за год погибало до 100 человек.
Пробивка тоннелей осуществлялась преимущественно вручную, с использованием взрывчатки. Суточная скорость продвижения составляла 40-50 см. По вольному найму работали специалисты по кладке камня из Италии и Албании, использующие в строительстве элементы циклопической кладки, при которой камень ставится без связывающего раствора, путем подбора по форме.

кругобайкальская железная дорога

На каждый километр пути в среднем израсходовано по одному вагону взрывчатки и произведено земляных работ по объему, равному вместимости примерно 400 вагонов, что сравнимо с объемом работ на строительстве Суэцкого канала.
За период строительства этого участка транссибирской железной дороги (от Култука до порта Байкал) строители возвели 41 тоннель. Из них 40 сохранилось. Общая протяжённость тоннелей около девяти с половиной километров. Было построено 15 каменных галерей и 3 железобетонных. Через реки, ручьи, пади, ложбины, бухты озера Байкал было переброшено около 470 больших и малых мостов и 6 виадуков. Для защиты пути построили около 270 различных укреплений: подпорных стенок, мощений и прочих. Было построено 18 каменных труб и лотков. По некоторым подсчётам на каждые 100 метров пути на Кругобайкальской железной дороге приходится одно инженерно-техническое сооружение.

байкал фото

По объему, сложности и стоимости работ этот участок не имел себе равных среди железных дорог России. До революции этот короткий участок пути называли «Золотой пряжкой стального пояса России», пряжкой — потому что она соединила разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, а золотой — потому что по стоимости работ она превзошла все существующие в России дороги.
Однако не только огромными капиталовложениями славится легендарная магистраль. Сегодня это, пожалуй, одна из самых красивых железных дорог в мире. Отовсюду приезжают сюда тысячи туристов, желающих убедиться в этом.

экскурсии на байкал

Наиболее любознательные могут ознакомиться со статьей об истории строительства КБЖД и посмотреть фотографии времен строительства этой железной дороги.

До 50-х годов ХХ века КБЖД полноценно функционировала как участок Транссиба. Но после постройки ГЭС на Ангаре уровень воды в Байкале поднялся на 1 метр и дорога от Иркутска до Байкала «затонула». Транссиб проложили по горам в обход озера, а КБЖД стала тупиковым участком. 30 июня 1956 г. по ней прошел последний транзитный поезд, а уже 1 июля движение поездов от Иркутска до озера было остановлено. Кругобайкальская дорога перестала быть магистралью. Здесь были сняты вторые пути, упразднены некоторые станции.
В настоящее время участок от ст. Култук до ст. порт Байкал — тупиковый. После строительства плотины Иркутской ГЭС и затопления участка дороги вдоль р. Ангара от Иркутска до Байкала новая дорога, построенная в 1957 г., прошла по долинам р. Иркут и р. Олха до станции Слюдянка.
В конце 70-х гг. этот тупиковый участок получил статус историко-архитектурного памятника и был взят под охрану государством.
Сегодня туристы могут увидеть здесь хорошо сохранившиеся порталы и своды многочисленных тоннелей, выполненных из тесаного камня, многочисленные виадуки, мощные подпорные стенки, сохранившиеся деревянные строения в стиле модерн начала века.

озеро байкал фото

ОСОБЕННОСТИ МАРШРУТА ПО КБЖД

Знакомство с Кругобайкальской дорогой можно осуществить разными способами:

Вариант №1:

Можно пройти ее пешком, некоторую часть либо всю, от начала до конца. Это самый радикальный способ познакомиться с природой, Байкалом и самой легендарной железной дорогой России. Такой вариант выбирают путешественники, которые хотят вдали от туристических групп насладится природой и незабываемыми пейзажами Священного моря.

Учитывая общую протяженность дороги — 84 км, для пешего неспешного маршрута необходимо выделить как минимум 4-5 дней. Учитывая большое количество пикниковых и кемпинговых зон с местами для палаток и готовыми деревянными столиками через каждые 5 км прямо возле озера, комфорт передвижения гарантирован.

кемпинги на байкале

На основных станциях (через 10-15 км) найдутся сельские магазины, где можно будет подкупить провиант.
Тем не менее для этого варианта надо обязательно иметь с собой палатку, спальник, налобный фонарик с запасными батарейками, трекинговую обувь, средство от клещей (в период клещевой активности с мая по июль) и обязательно фотоаппарат.

Вариант №2:

Посмотреть схему экскурсионного маршрута на поезде повышенной комфортности.

Можно проехать по КБЖД на экскурсионном электропоезде повышенной комфортности (Кругобайкальский экспресс) с остановками и осмотром основных достопримечательностей КБЖД. Электропоезд отправляется утром из Иркутска до станции Слюдянка, откуда и начинается основной маршрут по КБЖД до конечной станции порт Байкал и далее, перебравшись на пароме через Ангару, автобус к вечеру привозит туристов обратно в г. Иркутск.

экскурсии по кругобайкальской железной дороге

Экскурсия проходит круглогодично, занимает полный световой день и насыщена осмотром достопримечательностей с остановками и стоянками поезда через каждые 15-20 км. В стоимость такой экскурсии входит питание.
Более подробно ознакомиться с программой и стоимостью экскурсии можно тут.

Вариант №3 (только с мая по октябрь):

Посмотреть схему водного экскурсионного маршрута на теплоходе.

На пике популярности у туристов вот уже в течении двух лет является водная экскурсия вдоль Кругобайкальской железной дороги.
Водную экскурсию обслуживает теплоход на воздушной подушке «Баргузин», который отправляется из Иркутска с пристани Ракета еженедельно в летнее время в пятницу, субботу и воскресенье и за один световой день проходит по Ангаре до КБЖД и далее вдоль Кругобайкалки идет до мыса Половинный с возможностью осмотра всех достопримечательностей с воды.

теплоход Баргузин

В двух местах — на мысе Половинный и мысе Толстый теплоход осуществляет остановки с возможностью осмотра достопримечательностей. К вечеру теплоход тем-же маршрутом возвращается в Иркутск. Минус такого путешествия — ограниченное количество мест остановок, возможность проведения только в летнее время и необходимость заказывать билеты за 2 недели в связи с высоким спросом.

Чтобы
забронировать места, позвоните нам: +7 (3952) 480-539.

круизы по байкалу

Вариант №4 (только с февраля по апрель):

В зимнее время вдоль всей КБЖД проложен зимник (автомобильная дорога) по льду озера вдоль берега. Поэтому добраться до КБЖД и проехать вдоль нее в обе стороны не составит большого труда. Единственное условие — необходимо знать правила езды по зимнику и не съезжать с проторенных мест, отмеченных специальными вешками.

байкал зимой

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО КРУГОБАЙКАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Если выбирать описанные выше Варианты №2 или №3 с приобретением экскурсии, то в стоимость экскурсий уже включена доставка до КБЖД с обратным возвращением в Иркутск: В этих вариантах все за Вас уже распланировано и осмотр мест с достопримечательностями уже предопределен. Вам только остается созерцать и наслаждаться ;)

А вот для желающих выбрать пеший Вариант №1 осмотр Кругобайкалки можно начать как с восточного конца (от поселка Култук), так и с западного (от станции порт Байкал).

Для желающих пройти маршрут с востока на запад (от Култука до порта Байкал):
Добраться до пос. Култук можно как на автобусе с автовокзала, так и на электричке с ж/д вокзала до станции Земляничная (расписание здесь) и затем спуститься по тропе за 20 мин к пос. Култук. Также можно начать маршрут по КБЖД в сторону порта Байкал со станции Старая Ангасолка (доехать на электричке до станции Темная падь), которая является одной из самых красивых мест на КБЖД. Подробности о маршрутах до Старой Ангасолки и ее достопримечательностях можно посмотреть в посте о Старой Ангасолке.
При достижении конечной точки маршрута — порта Байкал, будет необходимо переправиться на пароме через исток реки Ангара до поселка Листвянка и затем также на маршрутном автобусе добраться обратно до Иркутска.

Просмотреть схему маршрута для пешей экскурсии по КБЖД

Для маршрута с запада на восток (из порта Байкал до Култука) необходимо из Иркутска доехать до поселка Листвянка (описание поселка Листвянка и как добраться изложено в посте о Листвянке), затем на пароме перебраться через Ангару до порта Байкал и совершить пешее путешествие по КБЖД в обратную сторону — до пос. Култук, откуда всегда можно уехать на маршрутном такси или электропоезде.

При пешем маршруте всегда можно сойти с дистанции и доехать до любой конечной станции на проезжающей по КБЖД один раз в день местной электричке — «матане», которая идет со средней скоростью 15-20 км/ч и преодолевает расстояние в 84 км за 6-7 часов со многими остановками «по требованию». Расписание движения «матани» можно посмотреть здесь либо узнать по телефону ж/д вокзала Иркутск-Пассажирский: (3952) 39-47-47, 63-22-87 (справочная вокзала), 632-555 (автоответчик многоканальный).

Независимо от выбора направления пешего движения по КБЖД открывающиеся пейзажи Байкала одновременно с красотой уникальных сооружений, сделанных руками человека, производят на любого путешественника неизгладимое впечатление на всю жизнь.

култук байкал

байкал фотографии

отдых на байкале

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КРУГОБАЙКАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Посмотреть достопримечательности КБЖД на карте

1. Слюдянка

Знакомство с КБЖД обычно начинается в Слюдянке. Это главная станция дороги. Именно здесь находится единственное каменное здание станции, построенное из белого и розового мрамора.

слюдянка иркутск электричка

2. 149 км. Старая Ангасолка

Посмотреть виртуальный тур по КБЖД в районе Старой Ангасолки

Очень интересна станция Старая Ангасолка. После этой станции начинается наиболее насыщенный архитектурными и инженерными объектами участок дороги. Каменный арочный виадук «Ангасольский» поражает своей красотой и мощью. Подробнее о станции Старая Ангасолка можно прочитать здесь.

ангасолка

байкал кбжд

3. 130 км. Шабартуйский комплекс.

Далее – Шабартуйский комплекс искусственных сооружений. Это железный мост первого пути «езда по верху». Между каменными опорами – пролеты в 20 саженей. Кроме этого моста, здесь имеется железобетонный виадук, двухпролетный, арочного типа.

достопримечательности кбжд

4. 123 км. Киркирей

Самое восхитительное и загадочное место – комплекс «Киркирейский». В этом месте строителем пришлось много потрудиться. Неукротимый характер реки Киркирей, а также горные обвалы, которые постоянно происходят в этих местах, вынудили строителей во второй строительный период пробивать параллельно тоннелю №18 еще один — № 18bis.

киркирей, аквидук

5. 109 км. Станция Половинная

Одно из мест отдыха, которые больше всего любят туристы – падь Половинная. Живописная долина реки Половинная расположена между мысом Половинный и Чайкиным утесом. В этих местах проходит два тоннеля – самый длинный и самый короткий.

станция половинная

кбжд фото

6. 102 км. Итальянская стенка

И, наконец, одно из самых красивых мест КБЖД – подпорная стенка «Итальянская». Такое название она получила из-за того, что ее арки очень напоминают итальянскую архитектуру. Проект стены разрабатывал итальянец Феррари. Неподалеку находится галерея № 7 «Большая Шумихинская». Ее построили для того, чтобы защитить дорогу от камнепада.

кругобайкальская железная дорога фото

Каталог всех достопримечательностей КБЖД можно посмотреть на сайте транссибирской дороги здесь.

Захватывающий и немного эмоциональный пост одного путешественника по маршруту Иркутск — Слюдянка — КБЖД — Листвянка — Тальцы — Иркутск можно прочитать здесь.

Когда-то КБЖД входила в состав Транссиба. Ее путь пролегал вдоль левого берега Ангары до берега Байкала и огибал южный берег озера. В 50-х годах построили Иркутскую ГЭС и часть дороги вдоль Ангары ушла под воду. Железнодорожный путь стал тупиковым. Сейчас КБЖД идет от истока реки Ангары до Слюдянки.КБЖД

КБЖД представляет собой творение рук человеческих, где на узкой прибрежной полосе вдоль Байкала удивительным образом воедино слились каменная кладка тоннелей и подпорных стенок с колоритом неповторяющихся скал. Склоны, обращенные на Байкал, как правило очень крутые, прорезанные узкими, но глубокими долами, а иногда почти вертикально стоят над озером.

Кругобайкальская железная дорога  — уникальный объект, плод инженерный мысли

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) — уникальное место не только для Байкала, но и в более обширном понимании. Она превзошла все построенные рельсовые пути в мире по количеству различного рода работ на 1 км пути и в то же время по праву считается красивейшей среди железных дорог мира. Вы обратили внимание на фразу — не в Германии, не в Швейцарии красивейшая железная дорога, а у нас, на Байкале!

КБЖД - красивейшаяв мире железная дорога

Приводятся разные данные о сложность работ по прокладке этой дороги. Так например, 40 тоннелей, 16 каменных галерей, 470-т виадуков и 280-т подпорных стенок.

КБЖД остается действующей железной дорогой. По ней ходят три туристических поезда: обычный, с  тепловозной тягой и старинный, паровой. Есть еще модерновый рельсовый трамвай. Отправляются поезда из Листвянки или Иркутска, по продолжительности занимает 12 часов.

Поездку по Кругобайкальской железной дороге можно использоваться в путешествии в Тункинскую долину, в город Байкальск или на остров Ольхон. В зависимости от того, с какой стороны вы движетесь вдоль Байкала. Кратчайшее расстояние до Иркутске  60 км. КБЖД функционирует круглый год.

Достопримечательности КБЖД

Порт Байкал

С этой станции начинается (или заканчивается) поездка на Кругобайкальской дороге. Здесь расположен старый маяк и небольшой краеведческий музей дороги.

КБЖД фото

Итальянская подпорная стенка

Расположена на 101-103 километрах дороги на мысе Шумиха. Подпорные стенки препятствуют обвалам и осыпи камней. Почему именно итальянская — вероятно ввиду особенностей конструкции и внешнего вида. КБЖД БайкалИтальянских стенок на КБЖД несколько — есть еще на 92 и 123 километрах дороги. По традиции начала 20-го века такие стенки строили в виде красивых высоких арок, которые напоминают альпийские мосты. Здесь же, на 101-103 км железной дороги можно увидеть два моста над реками Большая и Малая Шумиха и другие инженерные сооружения.КБЖД экскурсия

109 км. Станция Половинная

Одно из мест отдыха. Туристы часто здесь останавливаются. Живописная долина реки Половинная расположена между мысом Половинный и Чайкиным утесом. В этих местах проходит два тоннеля – самый длинный и самый короткий.

Самый длинный тоннель проходит сквозь мыс Половинный на 110 километре дороги. В этом месте туристические поезда останавливаются обязательно. Его длина – 778 метров. Он кроме того самый прямой, поэтому свет в конце туннеля виден.КБЖД

Самая незаметная достопримечательность Кругобайкальской дороги

Это подводный нейтринный телескоп.  Конструкция высотой 70 метров и диаметром в 42 метра скрыта на глубине 1300 метров недалеко от мыса Половинный. Телескоп способен улавливать космическую элементарную частицу нейтрино. Отловленные частички солнца позволяют узнать, какие процессы происходят внутри звезды. Ученые утверждают, что чем древней нейтрино, тем они ценнее.

Мыс Киркирей

123 километр дороги. Здесь можно увидеть, насколько сложно было пробивать дорогу. Сначала построили туннель через узкую часть скалы, но появилась угроза его обвала. Тогда приняли решение пробивать ход через всю скалу, длина которой более 600 метров. А чтобы воды из протекающего здесь ручья не подтапливали конструкцию, на высоте 66 метров построили еще плотину и несколько желобов.КБЖД Мыс Киркирей

130 км. Шабартуйский комплекс

Далее – Шабартуйский комплекс искусственных сооружений. Это железный мост первого пути «езда по верху». Между каменными опорами – пролеты в 20 саженей. Кроме этого моста, здесь имеется железобетонный виадук, двухпролетный, арочного типа.

Скала Птичий базар

133 км железной дороги. Это отвесная скала, на которой гнездится серебристая чайка. Здесь сотни птиц. С воды видно, как весь утес засижен этими птицам, а их гомон слышно за несколько сотен метров. К скале есть выход из туннеля.

149 км. Старая Ангасолка

Очень любопытная станция Старая Ангасолка. После неё начинается наиболее насыщенный архитектурными и инженерными сооружениями участок дороги. Каменный арочный виадук «Ангасольский» поражает всех красотой и мощью.

Слюдянка

Единственный в мире вокзал из белого мрамора. Построен в начале ХХ века. Станция Слюдянка — довольно крупный железнодорожный узел Транссибирской железнодорожной магистрали и главная станция на Старой КБЖД. КБЖД, Слюдянка

Путеводитель. Что есть рядом с КБЖД

Листвянка – известнейший туристический центр на озере Байкал. Отсюда начинаются многие экскурсии. В Листвянке самый большой выбор сувениров с Байкала. Бывалые туристы отмечают, что в Листвянке долго не задерживаются, развлечений не так много. Но многие пути вокруг Байкала идут через данный населенный пункт.

Шаман-камень. Маленький островок, овеянный легендами, расположенный в истоке Ангары.

Пик Черского. Гора высотой 2 000 метров, куда открыт доступ туристам. Гора интересна красивым ледниковым озером Сердце у подножья. Тропа на эту гору хребта Хамар-Дабан, начинается на окраине Слюдянки и извивается по сужающейся долине реки вверх. Время в пути – в зависимости от физической формы от 4 до 8 часов. Летом по пути собирают таежные ягоды: землянику, чернику и голубику. Зимой это место популярный лыжный маршрут.

Музей «Самоцветы Байкала». Первый в России частный минералогический музей. Расположен опять же в Слюдянке. Коллекцию минералов создатель музея начал собирать в 1975 году, с тех пор она разрослась до 10 000 экспонатов.

Шаманский мыс. Скалистый мыс на самом юге озера Байкал. Внешне напоминает мыс Бурхан на Ольхоне. Археологи нашли здесь стоянки человека каменного века. Обширный песчаный пляж, который привлекает сюда сотни туристов летом.

Слюдянские и Таловские озера. Озера между Слюдянкой и Култуком. Проезжая мимо них летом, обратите внимание на красивые цветы — кувшинки, покрывающие все водное зеркало. Для Сибири это очень редкие цветы.

Поселок Аршан. Там можно выпить минеральной воды, прогуляться к красивейшим водопадам. Ну и конечно посетить знаменитый дацан.

Как добраться до КБЖД

На Кругобайкальскую железную дорогу можно доехать по автомобильной дороге из Иркутска или приплыть по воде с Ольхона, Листвянки.

Время в пути до КБЖД из разных пунктов:
  • Из Иркутска – рейсовым теплоходом «Баргузин» (время пути — 1 час)
  • Из Иркутска – автомобилем / автобусом (40 минут — 1 час) до Листвянки и паромом
  • Из Иркутска – автомобилем / автобусом (2 часа ) до Слюдянки / Култука
  • С Ольхона – моторным катером (около 9 часов)
  • Из Аршана – на автомобиле (около 2 часов)

В дороге обычно никто не ночует, потому как поезд проходит дорогу в течение дня. Туристы останавливаются в порте Байкал, в Листвянке или в Слюдянке.

КБЖД экскурсия. Ваш путь на Кругобайкальскую дорогу может быть разными!
Вариант №1: пешком

Можно пройти по КБЖД пешком, либо часть, либо от начала до конца. Это радикальный способ познакомиться с ландшафтами, природой, инженерными сооружениями самой легендарной железной дорогой России.

Надо понимать в этом случае, что на путешествие по КБЖД у вас уйдет 4-5 дней, так как её протяженность 84 км. Через каждые 5 км прямо возле озера до Дачи Комарова пикниковые и кемпинговые зоны, а также места для палаток и деревянные столики. Комфорт передвижения гарантирован.

На основных станциях (через 10-15 км) есть сельские магазины, купить провиант найдете где. Но читайте комментарий внизу, что-то может меняться — были магазины и нет или наоборот.

Для этого варианта необходимо обязательно брать с собой палатку, спальник, фонарик с запасными батарейками, специальную трекинговую обувь, средства от клещей (с мая по июль). Фотоаппарат думаю тоже не помешает — если планируете выбрать или поменять, читайте рекомендации.

Вариант №2: на Кругобайкальском экспрессе

Можно проехать по КБЖД на экскурсионном электропоезде повышенной комфортности (еще называется Кругобайкальский экспресс) с остановками и осмотром основных достопримечательностей. Электропоезд отходит утром из Иркутска до станции Слюдянка. Откуда начинается основной маршрут по КБЖД до конечной станции порт Байкал. Далее на пароме через Ангару, и на автобусе к вечеру обратно в г.Иркутск.

Такая экскурсия проводится круглый год, занимает полный световой день и насыщена осмотром достопримечательностей с остановками и стоянками поезда через каждые 15-20 км. В стоимость экскурсии входит питание.

Вариант №3 (только с мая по октябрь): на теплоходе

Последние годы популярностью у туристов пользуется водная экскурсия вдоль Кругобайкальской железной дороги.

Водную экскурсию обслуживает теплоход на воздушной подушке «Баргузин», который отправляется  опять же из Иркутска с пристани «Ракета» еженедельно в летнее время в пятницу, субботу и воскресенье. Бргузин за один световой день проходит по Ангаре до КБЖД и далее вдоль дороги идет до мыса Половинный с возможностью осмотра всех достопримечательностей с воды.

В двух местах — на мысе Половинный и мысе Толстый теплоход пристает к берегу, будет возможность осмотреть достопримечательности. К вечеру теплоход тем-же маршрутом возвращается в Иркутск. Минус такого путешествия — ограниченное количество  остановок. Билеты приходится заказывать за 2 недели в связи с высоким спросом.

Вариант №4 (только с февраля по апрель): на авто по льду

В зимнее время вдоль всей КБЖД проложен зимник по льду озера вдоль берега. Поэтому добраться до КБЖД и проехать вдоль нее в обе стороны не составит большого труда. Единственное условие — необходимо знать правила езды по зимнику и не съезжать с проторенных мест, отмеченных специальными вешками.

Источники:

http://baikalov.ru/guide/places/kbzd/

http://fanatbaikala.livejournal.com/3144.html

Автор публикации

В свободное время навожу порядок на этом сайте

Комментарии: 137Публикации: 1849Регистрация: 12-02-2016

Кругобайкальская железная дорога

История и интересные факты о «золотой пряжке» Транссиба

Кругобайкальская железная дорога — уникальный памятник архитектуры с непростой историей. Она проходит по берегу глубочайшего озера нашей планеты, соединяя посёлок Байкал и город Слюдянка. На КБЖД путешественников ждёт множество инженерно-архитектурных достопримечательностей, живописная природа и потрясающие панорамы величественного озера. Рассказываем о главных достопримечательностях и способах путешествия по этой железной дороге.

СодержаниеИстория КБЖД«Золотая пряжка» ТранссибаДлина КБЖДИнженерные сооружения на КБЖДТоннелиМосты и виадукиДостопримечательности КБЖДПорт и посёлок БайкалПосёлок ШумихаИтальянская подпорная стенкаПосёлок ПоловиннаяТоннель № 9-бисМыс КиркирейШабартуйский комплексСтарая АнгасолкаСтанция СлюдянкаПутешествия по Кругобайкальской железной дорогеПоездка на ретропоездеПоезд «мотаня»Поездка на теплоходеПо КБЖД пешкомЗаключение

Транссибирскую магистраль начали прокладывать в 1891 году по указу императора Александра III. Участок, проходивший вдоль берега Байкала, получил название Кругобайкальской железной дороги.

Первоначально КБЖД назывался участок «посёлок Байкал — станция Мысовая» протяжённостью 260 километров. Его строительство длилось четыре года — с 1896-го по 1900-й — руками заключённых Александровской тюрьмы.

1904-1911 год. Вид на тоннель № 23 • 1902-1904 год. Тоннель № 21 • 1903 год. Строительство виадука и тоннеля

Самой сложной частью пути стал участок от Слюдянки до станции Байкал. Прокладка путей началась в 1902 году, строительные материалы доставляли по воде и по льду озера, а большая часть работ производилась вручную. Для установления железнодорожного сообщения на время прокладки путей был разработан проект создания переправы, соединяющей берега Байкала. Для этого в Англии были заказаны два парома-ледокола, курсировавшие в тёплое время года. Зимой, после закрытия навигации, шпалы и рельсы укладывались прямо на лёд.

С началом Русско-японской войны строительство пошло быстрее, основное внимание уделялось инженерным сооружениям и железнодорожным путям. Благодаря ускоренным темпам работ этот отрезок был введён в эксплуатацию уже в 1904-м — на год раньше планируемого срока.

Во время Гражданской войны КБЖД была местом ожесточённых боёв, в ходе которых движение на дороге прекратилось на 20 дней из-за взрыва Киркидайского тоннеля.

Фото 1 - Экскурсия: "undefined"

Фото 2 - Экскурсия: "undefined"

1904 год. Поезд с рабочими на перегоне между Слюдянкой и Байкальском • 1904 год. Станция Слюдянка

В 1941 году было начато строительство дублирующей магистрали через Олхинское плато, куда позже провели основное движение Транссибирской магистрали. Кругобайкалка утратила важное транспортное значение, часть путей была разобрана, часть — затоплена при наполнении Иркутского водохранилища.

Сегодня Кругобайкалкой называется тупиковый участок Транссиба от Слюдянки-2 до порта Байкал и одноимённого посёлка, по которому ездят пригородные и экскурсионные поезда.

Такое название железная дорога получила из-за больших расходов при прокладке путей. На каждый километр уходило около вагона взрывчатки и около 400 вагонов земли и щебня, а итоговая стоимость одного километра Кругобайкалки составила примерно 130 тысяч рублей. Для сравнения — стоимость строительства других участков Транссиба обходилась в среднем в 93 тысячи.

Пряжкой дорогу стали называть из-за её расположения: она соединила разорванный Байкалом участок Транссибирской магистрали.

1901-1904 год. Строительство виадука через «Упорную губу»

Современный участок КБЖД составляет 89 километров. Пути проложены вдоль берега Байкала, на всём протяжении Кругобайкалки путешественников ждут разнообразные архитектурные, инженерные и природные достопримечательности.

Они уникальны своими нестандартными проектами и потрясающей степенью сохранности. Здесь практически ничего не перестраивалось и дошло до наших дней в нетронутом виде.

Сегодня на туристическом маршруте насчитывается около 500 различных конструкций. В среднем на каждый 180-метровый отрезок КБЖД приходится одно или несколько искусственных сооружений.

Виадук через реку Ангасолку, построенный в 1904 году

Первоначально планировалось прорубить от 20 до 35 длинных тоннелей, но в связи со сложным рельефом местности проект был изменён. Для постройки первого пути было проложено 39 тоннелей, длина которых составила свыше семи километров.

Через семь лет началось строительство второго пути, в ходе которого было пробито ещё два тоннеля. Один из них до наших дней не сохранился, поэтому сегодня на КБЖД насчитывается 40 тоннельных участков разной длины.

Только на участке «станция Байкал — Слюдянка» можно увидеть не менее 240 подобных объектов, которые по праву считаются памятниками инженерного искусства. Многочисленные мосты и виадуки Кругобайкалки различаются по форме и высоте, но построены в едином стиле — модерн. Для строительства применялись не только деревянные и железные конструкции, но и железобетон — уникальный материал для России того времени. Всего же на КБЖД насчитывается около 450 мостов и шесть каменных виадуков.

Проезжая по Кругобайкалке на поезде, можно увидеть множество достопримечательностей. Потрясающие пейзажи из окон вагонов перемежаются уникальными инженерными памятниками и хорошо сохранившимися старинными зданиями.

Конечная станция КБЖД построена в 1900 году на истоке реки Ангары. Здешние места знамениты своими уединёнными пляжами, нетронутой природой и небольшим количеством туристов. Здесь можно увидеть:

  • Старинный английский маяк, расположенный над портом. В посёлок его доставили в разобранном виде на ледоколе в 1899 году. Он проработал почти сто лет, до 1984 года.

  • При подъёме к ныне не работающему маяку также можно осмотреть храм Преображения Господня.

  • Старинное здание вокзала 1904 года постройки, рядом с которым находится памятник паровозу.

  • Галерею № 1 — 82-метровое инженерное сооружение, первое такого типа на Кругобайкалке, которое построено для защиты поездов от падающих камней.

  • Музей истории КБЖД в зале ожидания восстановленного к 100-летию дороги здания вокзала.

Старинный английский маяк. Фото:

from_Reutov

• Церковь Преображения Господня • Здание вокзала • Музей истории КБЖД. Фото: Евгений Михайлов

В окрестностях этого населённого пункта расположено множество исторических и природных достопримечательностей: Шумихинский мыс, речная долина Большой и Малой Шумихи и ряд подпорных стен, построенных совместно с итальянскими мастерами. Интерес представляют и инженерные сооружения в районе посёлка: Большая Шумихинская галерея (№ 7) и железобетонный виадук с арочными пролётами.

Самое большое из подобных сооружений на КБЖД. Находится неподалёку от станции Шумиха на 102-103-м километрах Кругобайкалки.

Она служит для защиты от обвалов или камнепадов, а Итальянской её назвали из-за того, что её возведением в 1905 году руководил итальянский подданный Л. Феррари. Ещё есть версия, что название сооружение получило из-за внешнего сходства со средиземноморской архитектурой. Интересно, что подпорная стенка должна была служить основанием для металлической галереи, которая так и не была построена из-за дефицита металла.

Назван в честь реки Большая Половинная, к западу от которой находится Чайкинский — самый короткий тоннель на КБЖД.

Основная местная достопримечательность — тоннель Половинный (№ 12). Он протянулся на 778 метров и считается самым длинным на Кругобайкалке. Интересно, что в отличие от других тоннелей Половинный имеет прямую форму и просматривается насквозь от входа до выхода.

В посёлке можно осмотреть железный мост и арочный виадук из железобетона, а также старинный паровоз модели Еа-3070, который находится около железнодорожной станции.

Строительство тоннеля велось с 1911 по 1914 год. Строился он в обход бухты Берёзовая с расчётом сразу на две железнодорожные ветки. На сегодняшний день сохранился лишь один из двух порталов — специальных конструкций, которые обрамляют вход. Общая протяжённость тоннеля — 497 метров, а высота — восемь.

Для обходчиков в каменной кладке были устроены семь специальных ниш по обеим сторонам. А ещё здесь есть боковой ход к озеру Байкал.

Фото: Artem Svetlov, CC BY 2.0

Один из самых сложных участков Кругобайкалки. Первоначально здесь через узкий участок скалы был проложен тоннель № 18, но из-за угрозы обвала возникла необходимость переноса путей. При строительстве второй ветки был пробит новый ход № 18-бис длиной 600 метров. А чтобы защитить сооружение от вод протекающего ручья, рядом была возведена плотина и выложены желоба для слива воды. Сейчас через ручей переброшен мост, тут же обустроена смотровая площадка.

Уникальная конструкция, которая состоит из арочного железобетонного виадука и железного моста с «ездой по верху». Такое название обозначает расположение ж/д полотна над пролётами моста, а не внутри них.

Посёлок был построен в 1904 году специально для строителей КБЖД. Позже неподалёку было основано новое поселение, получившее название Ангасольского, поэтому к названию первого посёлка добавилось слово «Старая». Основные достопримечательности Старой Ангасолки:

  • Дом-музей Н. К. Рериха. В 1926 году в ходе экспедиции в Центральную Азию художник посещал посёлок и останавливался в одном из домов. Сегодня здесь можно увидеть репродукции картин мастера, фотографии членов его семьи и другие предметы, посвящённые жизни и творчеству Рериха.

  • Ангасольские виадуки. Они строились с разницей в десять лет, первый арочный виадук был построен из камня во время прокладки первого пути, а второй — полностью из железобетона, во время строительства второй очереди с 1911 по 1915 год.

  • Птичий базар — 300-метровые скалы, где гнездятся серебристые чайки. Добраться до базара можно прямо из посёлка, длина пешего маршрута — около девяти километров в одну сторону. По пути можно посмотреть Хабартуйский тоннель и подняться на скалу Обзорная.

Дом-музей Н. К. Рериха. Фото:

группа ВК

музея • Виадук через «Упорную губу» • Птичий базар

Одна из самых известных на Транссибе. Кроме того, это начальная станция Кругобайкальской железной дороги. Здесь расположен действующий вокзал, построенный полностью из белого и розового мрамора. В 2005 году была проведена реконструкция здания, а на привокзальной площади установили памятник М. И. Хилкову — министру путей сообщения Российской империи в период с 1895 по 1905 год. Он внёс огромный вклад в строительство Транссибирской магистрали.

Познакомиться с этим уникальным инженерным объектом можно по-разному. Есть вариант проехать участок на поезде или сесть на теплоход, чтобы смотреть на Кругобайкалку со стороны. Есть вариант и пеших маршрутов с остановками в живописных местах.

Есть два варианта экскурсионных маршрутов:

  • Классический — от железнодорожного вокзала в Иркутске, через Слюдянку до порта Байкал. Отсюда путешественники пересаживаются на паром до посёлка Листвянка и потом на автобусе возвращаются в город.

  • Зеркальный — из Иркутска в Листвянку, потом на пароме до порта Байкал и далее со всеми остановками до иркутского вокзала.

Чтобы путешественники могли осмотреть некоторые достопримечательности КБЖД, предусмотрены длительные стоянки в порту Байкал и в Слюдянке.

На участке Кругобайкальской дороги «Слюдянка 1 — посёлок Байкал» также курсирует пригородный поезд. Местные называют его «передачей», а с конца 1990-х прижилось и ласковое название «мотаня». Предположительно оно произошло от того, что поезд мотается от станции к станции.

Из Слюдянки мотаня отправляется в понедельник, четверг, пятницу и воскресенье, а из порта Байкал — в понедельник, вторник, пятницу и субботу. Скорость движения железнодорожного транспорта на Кругобайкалке не превышает 20 км/ч, поэтому путь от конечной до конечной займёт около шести часов.

Кругобайкалкой можно любоваться также и с воды. Маршрут на теплоходе начинается в Иркутске. Затем судно следует в посёлок Листвянка, а оттуда — к мысам озера Байкал. На маршруте предусмотрено несколько остановок:

  • на мысе Толстый;

  • в посёлке Шумиха (при неблагоприятных условиях — сильный ветер, туман, дождь — теплоход к берегу не причаливает;

  • на мысе Половинный, где возле железнодорожной станции находится старинный паровоз.

Навигация на Байкале длится с мая по декабрь. График движения круизных судов меняется ежегодно, актуальное расписание нужно уточнять на сайте Восточно-Сибирского речного пароходства.

Протяжённость самого популярного пешего маршрута вдоль дороги — 89 километров. Останавливаться можно в многочисленных базах отдыха или диких местах, например на песчаном берегу озера. Летом этот путь пользуется большой популярностью, поэтому о наличии мест на турбазах для привалов на маршруте лучше узнавать заранее.

В пеших путешествиях по Кругобайкалке туристы проходят около 38 тоннелей, 15 каменных галерей и множество виадуков. Погода на Байкале довольно капризная, поэтому в поход стоит захватить тёплые вещи и дождевик. Запасы продуктов можно пополнять по пути в местных посёлках, а воду набирать прямо из озера — Байкал считается одним из чистейших озёр мира.

Кругобайкалка — одна из самых красивых и уникальных железных дорог в России, популярный туристический маршрут и действующая ж/д ветка, соединяющая посёлок Байкал с городом Слюдянка. Увидеть её может любой путешественник. Здесь курсируют несколько туристических поездов, включая ретросостав, ходят экскурсионные теплоходы, есть также доступные пешие маршруты, позволяющие не спеша осмотреть все достопримечательности КБЖД.

Автор: Анастасия Рыбина

Ещё на тему путешествий

29 октября 1905 — принята в постоянную эксплуатацию Кругобайкальская железная дорога. Кто и как ее строил? Чей труд использовался до революции и что достроили Советы? Всё об этой железной дороге в сегодняшней статье. 

И речь не только об инженерно-технических решениях, прогрессивных для начала прошлого века – хотя до сих пор поражаешься тому, КАК это построено (практически вручную! Без использования сложной техники), да еще за столь короткий срок. Дело еще и в том, как этот памятник технической мысли человека вписан в вечный памятник окружающей природы, когда уникальность великого озера не нарушена вмешательством человека, а лишь подчеркивается им. Красоту природы дополняет красота рукотворного объекта, органично вписанного в ландшафт.

Чтобы понять, что Кругобайкальская железная дорога – не просто железнодорожная ветка (да еще и тупиковая), что идет по южному берегу Байкала, начать надо издалека.

Все началось еще во второй половине 19 века, когда был придуман Транссиб. Сибирский железнодорожный путь представлял собой настоящую стройку века – от Миасса до Владивостока (с точки зрения исторической правды, именно эта часть и называется Транссибирской магистралью) за четверть века было переброшено железнодорожное полотно и налажено сообщение между западом и востоком огромной страны.


Чтобы построить такую махину, весь путь был разбит на семь участков, одним из которых и стала Кругобайкальская дорога. Впоследствии ее назовут «Золотой пряжкой Транссиба». Иногда это название можно услышать в более поэтичной версии – «Золотая пряжка стального пояса России», что является допущением не только по созвучию: Иркутск традиционно держит за собой статус «середины Земли», а значит, где же еще находиться «золотой пряжке», как не в непосредственной близости? Формально именно в Иркутске и начинался Кругобайкальский участок магистрали, а заканчивался – на восточном берегу Байкала, на станции Мысовая. Сегодня это город Бабушкин.

Первые работы по проектированию дороги начались еще в 1880-е годы, когда инженеры начали определяться на местности. Сначала думали строить дорогу по правому берегу Ангары, но река неоднократно показывала свой норов во время ледохода, потому неизбежные варианты строительства понтонных мостов отпали, и решено было тянуть железнодорожную ветку по левому берегу, крайне неудобному. Окончательное решение о том, где и как пройдет Транссиб на Кругобайкальском участке, было принято летом 1901 года. Тогда же и подсчитали, что строительство КБДЖ обойдется российской казне в 52 с половиной миллиона рублей.

Однако «пряжка» становилась «золотой» не только по данному показателю. Выдающиеся инженерные решения – вот что выделяет КБЖД среди прочих железных дорог России.

В 1899 году параллельно началось встречное строительство – от Мысовой до Танхоя, а потом и до Слюдянки. Здесь дорогу строили каторжане и ссыльные – арестанты Александровской тюрьмы. Впрочем, на строительстве КБЖД было достаточно много иностранных рабочих. В частности, около шестисот итальянских мастеров по строительству тоннелей. В их честь одна из подпорных стенок так и называется – Итальянская.

Весной 1902 года началось строительство самого сложного участка КБЖД – от Слюдянки до порта Байкал. Именно он сегодня и известен как Кругобайкальская железная дорога, или просто – Кругобайкалка, один из самых ярких байкальских рукотворных туристических объектов.

Это было грандиозное по сложности строительство. Изначально предполагалось, что надо будет пробить в горах 33 тоннеля, соорудить несколько подпорных стенок и виадуков. Строительство шло по самому берегу озера, потому все материалы приходилось доставлять по воде – на баржах или по зимнему льду. 

При этом не стоит забывать, что только-только пришел 20-й век, а потому подавляющее большинство работ велось вручную.

Исследователи приводят такие цифры: 

на каждый километр Кругобайкалки ушло по вагону взрывчатки 

и по четыреста вагонов земли и щебёнки.



С началом Русско-японской войны в 1904 году строителям было приказано ускориться. На строительство отправили еще четыре с половиной тысячи рабочих (к уже имеющимся девяти тысячам). Темпы возросли, но и сложность работ тоже. Однако 13 сентября 1904 года на 123-м километре, который пришелся на 18-й тоннель КБЖД, замкнулись рельсы Транссиба. Последний костыль символически вбил в лиственичную шпалу министр путей сообщения России Михаил Хилков. И уже 18 сентября 1904 года по Кругобайкальскому участку прошел первый поезд, а еще через год КБЖД была введена в постоянную эксплуатацию.

За пять лет было построено 260 километров железнодорожного полотна, пробит 41 тоннель (их общая длина – девять с половиной километров), построено 15 каменных и 3 железобетонных галереи, 270 подпорных стенок, переброшено 470 мостов и 6 виадуков…

Например, на 147-м километре в районе Ангасолки сохранился уникальный железобетонный мост. Таких мостов в России было построено всего три – на КБЖД, в Санкт-Петербурге и на дороге Старая Туапсинка близ Ставрополя. Сегодня лишь Ангасолский мост КБЖД сохранился в первозданном виде.

Интересен и мост на 100-м километре – над бухтой Березовой. Его несущая конструкция в длину составляет 116 метров, а в высоту – 19. Железную конструкцию весом 630 тонн накатывали прямо с путей с помощью лебёдок и дом­кратов на опоры, при этом середину моста поддерживали пять барж с понтонами… Этот мост – родной брат Проскуряковского моста через Енисей, названного так в честь автора проекта Лавра Проскурякова. В 1900 году этот проект заслужил первую премию на международной выставке в Париже… Сегодня Березовский мост демонтирован и перевезен на речку Выдрино, где служит до сих пор.

Историки подсчитали, что на каждые 100 метров пути на Кругобайкальской железной дороге приходится одно инженерно-техническое сооружение.

К слову, изначально у Кругобайкалки была всего одна колея. И лишь в 1911-1914 годах была построена вторая. А еще на всем пути от Слюдянки до порта Байкал организовали и обустроили десять остановочных пунктов, а к ним, соответственно, со временем пристроились пристанционные поселки.

С приходом революции на Кругобайкальской дороге тоже стало неспокойно. Летом 1918 года Киркидайский тоннель (между Слюдянкой и Мысовой) был взорван. И до сих пор вдоль дороги можно встретить братские могилы погибших в борьбе за советскую власть.


В 30-е годы, перед войной, активно строились поселки и вся инфраструктура к ним. Тогда же начались работы по укреплению дорожного полотна. Великая Отечественная война внесла свои коррективы, и изыскательские работы были завершены лишь к 1947 году. Вывод инженеров оказался неожиданным: дешевле достроить обходную дорогу от Иркутска до Слюдянки через горы, сделать ее полноценной двухпутной электрифицированной магистралью. Что и было сделано.


А потом строительство в 50-е годы Иркутской ГЭС довершило начатый процесс упадка КБЖД… Но и в то же время – начало ее туристического расцвета.


Сегодня Кругобайкальская железная дорога – это одноколейка длиной 89 километров, которая начинается в Слюдянке и заканчивается в порту Байкал. Четыре основных станции – Култук, Маритуй, Уланово и Байкал. Поезд проходит через 38 отлично сохранившихся тоннелей, самый длинный из которых – через мыс Половинный. Его длина – 777 метров.  По пути следования встречается 248 мостов и виадуков и 268 подпорных стенок.

Фотография

В 80-е годы дорога была частично реконструирована: положили новый путь, укрепили инженерные сооружения. Сейчас по Кругобайкалке курсирует один поезд, состоящий из тепловоза и пары вагонов. Весь путь он проходит за 4 часа 40 минут. На местном жаргоне поезд называется «мотаня» (от глагола «мотаться», в значении ездить туда-сюда) – его знают и любят многочисленные туристы, для которых КБЖД давно стала излюбленным местом отдыха.


А еще время от времени по старой байкальской железной дороге с гудком и черным дымом из трубы проезжает настоящий паровоз. Старинные колеса стучат на стыках новых рельс…


В декабре 1982 года участок Кругобайкальской железной дороги от порта Байкал до станции Култук был объявлен архитектурно-ландшафтным заповедником и взят под государственную охрану. Кроме самой дороги и непосредственной близости озера Байкал, здесь есть что посмотреть. В районе КБЖД много природных памятников. Это и скальные обнажения, и каменные останцы… А в Маритуе сохранились деревянные дома начала 20 века – настоящий модерн.

Фотография1
Фотография2
Фотография3
Фотография4

На 106-м километре находится научно-исследовательская база Института ядерных исследований. Начиная с 1993 года здесь работает подводный байкальский нейтринный телескоп.

В 2005 году, когда дорога праздновала свое 100-летие, в порту Байкал перестроили старинное здание вокзала, где был открыт музей, посвященный истории Кругобайкальской железной дороги.

На сегодняшний день основными достопримечательностями КБЖД являются:

Вокзал в Слюдянке, построенный из белого и розового мрамора.

Станция Старая Ангасолка (149 км), после которой начинается самый насыщенный инженерными сооружениями участок дороги. Здесь же расположен уникальный каменный арочный виадук Ангасольский.

Шабартуйский комплекс (130 км) – железный мост и железобетонный двухпролетный виадук.

Киркирей (123 км). Здесь пробиты целых два параллельных тоннеля – №18 и №18 бис.

Станция Половинная (109 км). Живописная долина реки Половинная. В этих местах проходит два тоннеля – самый длинный и самый короткий.

Итальянская стенка (102 км). Одно из самых красивых мест КБЖД. Свое название стенка получила из-за того, что ее арки очень напоминают итальянскую архитектуру. Проект стены разрабатывал итальянец Феррари. Неподалеку находится галерея № 7 «Большая Шумихинская». Ее построили, чтобы защитить дорогу от камнепада…

А еще – само озеро, которым можно любоваться как из окна туристического поезда, так и во время пешего похода по одной из самых красивых, старых и необычных железных дорог страны.

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Круглый стол экзамен без стресса
  • Круглый стол егэ
  • Круглые черви решу егэ биология
  • Круглые черви подготовка к егэ по биологии
  • Круглые черви задания егэ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии