В маленьком государстве, где правил князь Деметрий, каждому жителю предоставлялась полная свобода в его начинании. А феи и маги выше всего ставят тепло и свободу, так что при Деметрий множество фей из волшебной страны Джиннистан переселилось в благословенное маленькое княжество. Однако после смерти Деметрия его наследник Пафнутий задумал ввести в своем отечестве просвещение. Представления о просвещении были у него самые радикальные: любую магию следует упразднить, феи заняты опасным колдовством, а первейшая забота правителя — разводить картофель, сажать акации, вырубать леса и прививать оспу. Такое просвещение в считанные дни засушило цветущий край, фей выслали в Джиннистан (они не слишком сопротивлялись), и остаться в княжестве удалось только фее Розабельверде, которая уговорила-таки Пафнутия дать ей место канониссы в приюте для благородных девиц.
Эта-то добрая фея, повелительница цветов, увидела однажды на пыльной дороге уснувшую на обочине крестьянку Лизу. Лиза возвращалась из лесу с корзиной хвороста, неся в той же корзине своего уродца сына по прозвищу крошка Цахес. У карлика отвратительная старческая мордочка, ножки-прутики и паучьи ручки. Пожалев злобного уродца, фея долго расчесывала его спутанные волосы… и, загадочно улыбаясь, исчезла. Стоило Лизе проснуться и снова тронуться в путь, ей встретился местный пастор. Он отчего-то пленился уродливым малюткой и, повторяя, что мальчик чудо как хорош собою, решил взять его на воспитание. Лиза и рада была избавиться от обузы, не понимая толком, чем её уродец стал глянуться людям.
Тем временем в Керепесском университете учится молодой поэт Бальтазар, меланхоличный студент, влюбленный в дочь своего профессора Моша Терпина — веселую и прелестную Кандиду. Мош Терпин одержим древнегерманским духом, как он его понимает: тяжеловесность в сочетании с пошлостью, еще более невыносимой, чем мистический романтизм Бальтазара. Бальтазар ударяется во все романтические чудачества, столь свойственные поэтам: вздыхает, бродит в одиночестве, избегает студенческих пирушек; Кандида же — воплощенная жизнь и веселость, и ей, с её юным кокетством и здоровым аппетитом, весьма приятен и забавен студент-воздыхатель.
Между тем в трогательный университетский заповедник, где типичные бурши, типичные просветители, типичные романтики и типичные патриоты олицетворяют болезни германского духа, вторгается новое лицо: крошка Цахес, наделенный волшебным даром привлекать к себе людей. Затесавшись в дом Моша Терпина, он совершенно очаровывает и его, и Кандиду. Теперь его зовут Циннобер. Стоит кому-то в его присутствии прочесть стихи или остроумно выразиться — все присутствующие убеждены, что это заслуга Циннобера; стоит ему мерзко замяукать или споткнуться — виновен непременно оказывается кто-то из других гостей. Все восхищаются изяществом и ловкостью Циннобера, и лишь два студента — Бальтазар и его друг Фабиан — видят все уродство и злобу карлика. Меж тем ему удается занять место экспедитора в министерстве иностранных дел, а там и тайного советника по особым делам — и все это обманом, ибо Циннобер умудрялся присваивать себе заслуги достойнейших.
Случилось так, что в своей хрустальной карете с фазаном на козлах и золотым жуком на запятках Керпес посетил доктор Проспер Альпанус — маг, странствующий инкогнито. Бальтазар сразу признал в нем мага, Фабиан же, испорченный просвещением, поначалу сомневался; однако Альпанус доказал свое могущество, показав друзьям Циннобера в магическом зеркале. Выяснилось, что карлик — не волшебник и не гном, а обычный уродец, которому помогает некая тайная сила. Эту тайную силу Альпанус обнаружил без труда, и фея Розабельверде поспешила нанести ему визит. Маг сообщил фее, что составил гороскоп на карлика и что Цахес-Циннобер может в ближайшее время погубить не только Бальтазара и Кандиду, но и все княжество, где он сделался своим человеком при дворе. Фея принуждена согласиться и отказать Цахесу в своем покровительстве — тем более что волшебный гребень, которым она расчесывала его кудри, Альпанус хитро разбил.
В том-то и дело, что после этих расчесываний в голове у карлика появлялись три огнистых волоска. Они наделяли его колдовской силой: все чужие заслуги приписывались ему, все его пороки — другим, и лишь немногие видели правду. Волоски надлежало вырвать и немедленно сжечь — и Бальтазар с друзьями успел сделать это, когда Мош Терпин уже устраивал помолвку Циннобера с Кандидой. Гром грянул; все увидели карлика таким, каков он был. Им играли, как мячом, его пинали ногами, его вышвырнули из дома, — в дикой злобе и ужасе бежал он в свой роскошный дворец, который подарил ему князь, но смятение в народе росло неостановимо. Все прослышали о превращении министра. Несчастный карлик умер, застряв в кувшине, где пытался спрятаться, и в виде последнего благодеяния фея вернула ему после смерти облик красавчика. Не забыла она и мать несчастного, старую крестьянку Лизу: на огороде у Лизы вырос такой чудный и сладкий лук, что её сделали личной поставщицей просвещенного двора.
А Бальтазар с Кандидой зажили счастливо, как и надлежит жить поэту с красавицей, которых при самом начале жизни благословил маг Проспер Альпанус.
Список литературы
Нужна помощь в написании сочинение?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Подробнее
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://briefly.ru/
Сочинение По сказке Гофмана «Крошка Цахес» — сочинение |
Самым ярким представителем немецкого романтизма является Эрнст Теодор Амадей Гофман. Перу этого писателя принадлежит много произведений, которые вошли в золотой фонд мировой литературы. Одним из интереснейших сатирических произведений Гофмана является "Крошка Цахес". В этой сказке Гофман развивает популярный фольклорный мотив о чудодейственных волосах. Добрая фея из жалости дарит маленькому уродцу три волшебных волоска. Благодаря им все значительное и талантливое, произошедшее или произнесенное в присутствии Цахеса, приписывается ему. А вот гадкие поступки самого малыша приписываются окружающим его людям. Цахес делает потрясающую карьеру. Малыша считают гениальнейшим поэтом. Со временем он становится тайным советником, а затем и министром. Страшно подумать каких бы высот мог достичь крошка Цахес, но своевременное вмешательство доброго волшебника кладет конец его химерной карьере. Потеряв три волшебных волоска, Цахес стал тем, кем был на самом деле — жалким подобием человека. Теперь те, кто с наслаждением подчинялся малышу, потешаются над ним. Спасаясь от былых поклонников, Цахес падает в ночной горшок и трагически погибает. С большой сатирической силой Гофман создает образ Цахеса. Малыш является тем человеком, который присваивает себе результаты чужой работы, чужие заслуги и почести. По Гофману, три алых волоска, подаренных феей, являются символичным образом золота (денег), их безграничной власти над обществом. Откуда же берутся люди такого сорта, которых можно назвать цахесами? Гофман дает несколько своих версий их происхождения: слепое общество, которое в полном самозабвении творит себе кумира; власть кошелька; вмешательство потусторонних сил и просто человеческое безумие. Гофман к тому же прослеживает весь путь поклонения фальшивому кумиру. От восхищения и фанатизма до смертельного ужаса перед очередным тираном. Не следует думать, что автор высмеивает только никчёмную и лживую натуру Цахеса. Прежде всего мишенью для сатирических стрел является общество, пораженное мнимым величием. Своим произведением Гофман блестяще показывает, что цахесы живут и процветают лишь благодаря никчемности общества, которое вывело их на вершину жизни. Поэтому неудивительно, что в стране, где правит маленький Цахес, отсутствуют любовь, щедрость, недостает морали. Конечно, жаль, что автор, сумев поставить точный диагноз больному обществу, не дает рецептов, как его вылечить. Однако и читателю кажется, что поверхностным лечением дело не поправить — требуется серьезное хирургическое вмешательство. Гофман выводит также на общественную арену антипода крошки Цахеса - студента Бальтазара. Это типичный романтический герой. Он прежде всего является натурой творческой, которая противостоит прогнившему обществу. Но автор иронизирует и над этим персонажем: Бальтаэар быстро перестает интересоваться общественными проблемами, довольствуясь легким счастьем обывателя. Он женится на своей любимой, молодая семья поселяется в тихом домике, и души Бальтааара и красавицы Кандиды засыпают навеки. В нате время сказка "Крошка Цахес" звучит очень резко и остро. В реальной жизни не существует колдунов и волшебников, но цахесы занимают высокие посты, и пора их оттуда выкуривать. Именно цахесы женятся на прекрасных кандидах, именно они покупают себе "маленькие" тихие домики на других континентах за народные деньги. А вот Баль-тазаров ожидает совсем другое — презрение, позор, заключение, смерть. Сегодня молодежь должна задуматься над "Крошкой Цахесом", так как именно ей предстоит жить дальше в нашей стране и управлять ею. Абсолютно точно известно одно — лучше высмеивать нищих духом цахесов, чем пресмыкаться перед ними, лучше уничтожать цахесов, чем подчиняться их презренной власти. Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском Сохранить сочинение: Сочинение по вашей теме Сочинение По сказке Гофмана «Крошка Цахес». Поищите еще с сайта похожие.
|
В западноевропейской литературной традиции сказкам отведено особое место. Братья Гримм, Шарль Перро, Ганс-Христиан Андерсон, Эрнст Гофман — на творениях этих писателей выросло ни одно поколение европейцев, а интерес к ним не угас и по сей день из-за их языковой выразительности и актуальности проблем, которые они поднимают. Эрнст Гофман создал такие любимые и детьми и взрослыми сказки, как «Щелкунчик и Мышиный король», «Песочный человек» и, конечно же, «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», который даже изучается в университетах, как образчик европейской литературы первой половины девятнадцатого века. Многомудрый Литрекон представляет анализ сказки по плану.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр и направление
- 3 Суть: о чём сказка?
- 4 Главные герои их характеристика
- 5 Темы
- 6 Проблемы
- 7 Основная идея
- 8 Чему учит?
- 9 Критика
История создания
Эта сказка была написана Гофманом незадолго до смерти, в 1819 году. На протяжении всей жизни писатель испытывал сильнейшее давление со стороны общества. Литература не позволяла ему зарабатывать деньги, на которые можно было бы жить, а потому Гофман был вынужден заниматься ненавистной ему государственной службой.
Мещанство и обыденность претили писателю. Невозможность уйти от несовершенной реальности в мир искусства претила ему. Он много пил и писал в одиночестве. Литературное творчество стало его отдушиной, в которую он изливал своё недовольство и возмущение по поводу пороков общества. «Крошка Цахес», созданный именно в этот период его жизни, стал неким апофеозом беспокойного состояния Гофмана, измученного алкоголем и бессонницей.
Жанр и направление
В «Крошке Цахесе» явно прослеживаются черты романтизма.
- Романтическое двоемирие. Прежде всего, писатель противопоставляет своего возвышенного и высокоморального героя погрязшему в обыденности и бездуховности обществу. Однако в отличие от персонажей прочих романтических произведений, герой в итоге одерживает победу, хоть и весьма спорную. Писатель резко противопоставляет реальную несправедливую обыденность и мир сказки, в котором царит искренность и доброта.
- Романтический герой. Образ Бальтазара тоже типичен для романтизма: герой мечтателен, горд, отвергнут и противопоставлен глупому обществу.
Жанр этого произведения можно определить, как сказку. Автор представляет нам фантастический сюжет с фольклорным мотивом. «Крошка Цахес» изобилует самыми различными фантастическими элементами и допущениями, среди которых магия, волшебные создания и многое другое.
Суть: о чём сказка?
Однажды добрая фея Розабельверде встречает на дороге нищую женщину с уродливым ребёнком. Фея пожалела мальчика и заколдовывала его, подарив ему несколько золотых волосков, которые обладают магическим свойством и не только скрывают уродство мальчика, но даже наоборот, делают его в глазах окружающих прекрасным и талантливым.
Проходит много лет. Власти страны, вдохновлённые идеями Просвещения, ополчаются на магических существ, отпиливают рога единорогам и запрягают их в телеги, а фей либо изгоняют, либо запрещают им колдовать.
Нас переносят в небольшой город Керпес, где учится меланхоличный и талантливый поэт по имени Бальтазар, влюблённый в девушку по имени Кандида. Идиллию разрушает внезапно прибывший в город господин Циннобер – отвратительный горбатый кривоногий коротышка с отвратительным характером. Однако никто в городе, кроме Бальтазара и его друга Фабиана, этого не видит. Всем кажется, что Циннобер – это талантливый во всех отношениях красавец. Его окружают почётом и обожанием, приписывают ему достижения окружающих. Даже Кандида забывает о Бальтазаре и влюбляется в Циннобера.
К счастью, герои встречают мага Проспера Альпануса, который понимает, что Циннобер был кем-то заколдован. Маг встречается с фей Розабельвердой, которая признаётся, что Циннобер – этот тот самый уродливый мальчик, которого она когда-то давно пожалела, а его настоящее имя – Цахес.
Магия Розабельверде заключалась в трёх золотых волосках на голове Цахеса. Герои вырывают их и сжигают, после чего морок рассеивается. Горожане обрушивают на уродливого карлика свой гнев, он пытается спрятаться в кувшине, где и погибает. Из жалости Розабельверде возвращает мёртвому Цахесу красивую внешность.
Повествование заканчивается свадьбой Балтазара и Кандиды, которые обретают счастье в семейной жизни простых бюргеров.
Главные герои их характеристика
Многомудрый Литрекон представляет характеристику главных героев книги в формате таблицы. Если ее стоит дополнить, обратитесь к нему в комментариях.
Образ Крошки Цахеса | несчастный уродливый карлик, которому повезло быть облагодетельствованным феей. К несчастью, дар Розабельверде, который он использовал исключительно в корыстных целях, вскружил ему голову, сделав его самодовольным и наглым подлецом. Его золотые волоски символизируют власть денег, которые затмевают разум человека. |
Образ Бальтазара | молодой человек. Студент Керпесского университета. Меланхоличный поэт, любящий мечтать и созерцать природу. За счёт своей возвышенности над простыми обывателями сумел разглядеть истинное лицо Циннобера и приложил все усилия, чтобы разоблачить обманщика и негодяя. |
Кандида | Красивая, но легкомысленная мещанка, которая не отличается умом, но умеет кокетничать и произвести впечатление. В финале доводит Бальтазара до своего уровня, лишив его индивидуальности. |
Темы
Тематика сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» может быть расширена, если в этом есть необходимость у читателя. Расскажите о ней Литрекону в комментариях.
- Любовь – любовь Бальтазара к Кандиде полна нежности и искренности. Ради того, чтобы спасти свою возлюбленную от мерзкого карлика, герой вступает в схватку не только с Циннобером, но и всем обществом. При этом Гофман показывает, что сама Кандида по уровню развития находится на ступень ниже Бальтазара, ведь она почти мгновенно забывает о своей любви к студенту, поддавшись на обман уродца. Даже, казалось бы, счастливый финал показывает нам, как герои становятся на семейный путь обычных обывателей, в жизни которых не места волшебству и приключениям. У Гофмана любовь имеет двойственную природу и далеко не всегда становится благом для человека.
- Мистика – на протяжении всего произведения идёт противостояние идей Просвещения, которые выражают невежественные обыватели, скудоумные чиновники и профессора карьеристы и прекрасного мира магии, который, по мнению Гофмана, является гораздо лучше реальной жизни. Писатель разворачивает идеи прогресса на сто восемьдесят градусов, показывая, что общество, отдающее предпочтение разуму, а не чувствам, черствеет, превращается в обывательское болото, где правят балом деньги и власть, а не истина и добро.
- Отзывчивость. Фея была добра к карлику, но ее доброта обернулась во зло: герой стал наглым и эгоистичным обманщиком, равнодушным к судьбе других людей. Писатель показал относительность всего того разумного, доброго и вечного, к чему так призывали его современники.
Проблемы
Проблематика сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» не менее интересна и важна для понимания книги.
- Изъяны общества – герой Гофмана противостоит в большинстве своём невежественным бюргерам и бюрократам. Писатель, работая чиновником, мог самолично видеть самые неприглядные стороны немецкого общества: чинопочитание, культ богатства, невежество и карьеризм – всё это вызывало у него отвращение, и с этим он боролся в своём творчестве.
- Несправедливость – несправедливость, показанная в этой сказке, особенно ужасна тем, что обыватели даже не понимают, что происходящие события несправедливы. Они слишком погрязли в быте, работе и стремлению к богатству и не способны даже отличить правду от лжи.
- Тирания государства. События в книги разворачиваются в атмосфере тотального уничтожения волшебных сил. Герои становятся жертвами травли со стороны людей только на том основании, что их дар вызвал зависть и страх тех, у кого нет ничего подобного.
Основная идея
В своей, казалось бы, детской сказке Гофман противопоставляет идеализм и материализм, и в этом противопоставлении заключается смысл сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». Он показывает, что реальный мир, в котором всё подчинено холодному расчёту, бесконечно отвратителен и пошл. Он призывает людей отвлечься от мирских забот и чаще задумываться о высоком, любоваться природой и мыслить самостоятельно, вместо того чтобы запирать свой разум раковине мещанства.
Писатель осуждает жадность, карьеризм и гордыню. Показывает, как легко мошенник с помощью денег и власти может обмануть простых людей, принести им только зло, да ещё так, что люди будут продолжать восхищаться им и превозносить его. В этом и состоит главная мысль сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер».
Чему учит?
Сказка «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» рассказывает нам о том, как важно в любой ситуации оставаться самим собой, а не слепо следовать за обществом. Она превозносит нестандартное мышление, умение видеть красоту в окружающей природе.
Автор осуждает гордыню и наглость, которую продемонстрировал читателю Цахес, воровавший чужие заслуги. Она говорит нам о том, что по-настоящему талантливый человек никогда не будет пытаться достигнуть успеха обманом, не будет пытаться всячески подчеркнуть свою значимость и потешить эго.
Критика
Сказки Гофмана оказали огромнейшее влияние на культуру всех европейских народов. Они распространились не только по всей Германии, но и по всему миру. Актуальность сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» заключается в том, что писатель описал вечные изъяны общества. Они были и будут всегда теми проблемами, которые волнуют просвещенного читателя.
По его сказкам ставили спектакли, балеты. А имя его героя Цахес стало нарицательным среди почитателей творчества Гофмана. Даже в двадцать первом веке «Крошка Цахес» не только утратил своей актуальности, но даже наоборот, воспринимается ещё серьёзнее, чем в девятнадцатом веке.
Автор: Михаил Щепин
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр и направление
- 3 Сюжет сказки
- 4 Темы
- 5 Проблемы
- 6 Основная идея
- 7 Чему учит
- 8 Критика
История создания
Сказка была написана Э. Т. А. Гофманом в первой половине 19 века, а точнее в 1819 году незадолго до смерти автора. При жизни написанные им произведения не приносили писателю большого дохода поэтому всю жизнь он испытывал давление, ему приходилось работать на государственной службе, которую он не любил.
Невозможность реализовать все свои идеи на литературном поприще привела к пагубным привычкам Гофмана. Он был одинок, и писательство стало его отдушиной. В своих произведениях автор высмеивал устройство немецкого общества того времени и пороки, свойственные всем людям. Гофман ненавидел мещанство и страдал от того, что ему приходится жить в такой реальности. К концу жизни он был измучен депрессией, алкоголем и бессонницей, сказка «Крошка Цахес» отразила его угнетенное состояние.
Жанр и направление
Жанр данного произведения можно назвать сказкой. В ней присутствуют вымышленные персонажи, противостояние добра и зла и счастливый финал. В то же время, в основе сюжета лежат абсолютно реальные события. Такое смешение выдуманного и настоящего привело к появлению нового жанра, именуемого повестью – сказкой. По размеру она длиннее, чем рассказ, но короче, чем роман.
В произведении четко просматриваются черты романтизма.
Писатель противопоставляет реальный порочный мир сказочному царству, в котором повсюду доброта и счастье. Высоко оральный главный герой противопоставлен обществу, которое стало бездуховным и обыденным. В итоге главный герой одерживает над обществом победу.
Главный герой Бальтазар – романтичный мечтатель, который противопоставлен обществу. Он гордый, но отвергнутый и не может найти свое место в этом мире.
Сюжет сказки
В государстве Керепеси все живут счастливо, феи творят свои чудеса, по улицам разгуливают единороги. После смерти правителя Деметрия, управлять государством стал Пафнутий. Он решил ввести в государство просвещение. Всех фей выслали в соседнее государство, единорогов запрягли в телеги.
В государства осталась лишь одна волшебница – фея Розабельверде. Однажды фея повстречала женщину с некрасивым ребенком. Волшебнице стало жаль мальчика и она расчесала его волосы, вплетя несколько золотых волосков. При этом мальчик оставался злым, уродливым, со скверным характером. Окружающие же находились под волшебными чарами. Глядя на ребенка все умилялись его внешности, таланту и послушанию. Об этом читатель узнает почти в конце произведения.
Тем временем, все жители поддаются влиянию господина Циннобера. Он делает головокружительную карьеру, все заслуги и чьи-то достижения приписывали этому злобному карлику. В то же время никто не замечал плохого, что он творил. Люди говорили о его душевной физической красоте, хотя на деле он был уродливым и злым. Его чарам не поддавался лишь поэт Бальтазар и его друг Фабиан.
Мош Терпин, профессор, мечтал выдать замуж за чудовище Циннобера свою красавицу-дочь Кандиду. Ведь карлик был богат, имел положение в обществе и мог способствовать успешной карьере своего тестя.
Бальтазар был влюблен в Кандиду, посвящал ей стихи, но авторство приписывали Цинноберу. В какой-то момент даже Фабиан начал поддаваться магическим чарам и в его душу закрались сомнения. Может и вправду стихи пишет карлик, а Бальтазар из ревности не признает этого.
Циннобер оказался тем самым мальчиком Цахесом, которого заколдовала фея. Но добрый маг Проспер Альпанус разрушает ее колдовство, все узнают истинную сущность уродца, Бальтазар и Кандида женятся. Маг сделал Бальтазара богатым, тесть полюбил его.
Образы главных героев
Крошка Цахес – уродливый карлик, которому решила помочь добрая фея. Но ее колдовство он обратил в выгоду для себя, власть и богатство превратили его в подлого и наглого человека. Его разум был затуманен жаждой наживы.
Бальтазар – романтичный студент – поэт. Любит мечтать, наблюдать за природой. Благодаря внутренней красоте и возвышенностью над мещанами, смог разглядеть истинное лицо карлика.
Кандида – красивая, но не слишком умная девушка. Знает, как преподать себя, заинтересовать. Выйдя замуж за Бальтазара, лишает его индивидуальности, превращая в обычного бюргера.
Темы
Сочувствие – фея, пожалев уродливого мальчика, заколдовала его, что никто не замечал его изъянов. Карлик же стал высокомерным, жестоким, обратил колдовство в свою пользу. Автор показывает как все в мире относительно. Не всегда добро по отношению к другому во благо.
Любовь – Бальтазар испытывает к Кандиде искренние чувства, ради своей любви он готов противостоять каждому, кто встретится на пути к счастью. Кандида же не ровня Бальтазару по своим человеческим качествам, но это не смущает юношу. После свадьбы они стали вести обычный образ жизни, как миллионы семей. В их жизни не осталось места для чудес.
Мистика – в произведении противопоставлены идеи Просвещения и мир чудес, который, по мнению автора, гораздо лучше реальности. В обществе, которое полагается только на разум, правят деньги и тщеславие.
Проблемы
Людские пороки. Гофман работал на государственной службе и в своей сказке отразил то, с чем сталкивался каждый день. Это и жажда наживы, и преклонение перед людьми более высокого чина, невежество, мещанство.
Вмешательство государства. Правитель волшебной страны пытается искоренить фей и волшебников, навязывает жителям правила, которые все должны неукоснительно соблюдать.
Несправедливость. Жители слишком увлечены бытом, чтобы замечать творящуюся вокруг них несправедливость.
Основная идея
В произведении Гофман высмеивает мещанство и недалёких людей, живущих с оглядкой на окружающих. Автор призывает чаще обращать внимание на прекрасное вокруг, отвлечься от забот, быть наблюдательнее. Материальное противопоставлено в сказке духовному.
Гофман показывает как люди могут восхищаться тем, кто приносит им зло, если их разум затмят деньги.
Чему учит
Люди интересные, имеющие богатый внутренний мир не станут превозносить себя над другими. Свое самолюбие и эгоизм взращивают те, кому похвастаться больше нечем.
Критика
Сказки Гофмана известны во всем мире. Они не теряют актуальности даже спустя 200 лет. В них поднимаются проблемы общества вне времени: гордыня, эгоизм, добро и зло, жажда наживы. На основе произведений Гофмана ставят спектакли.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Жанровые особенности произведения. Это повесть, эпический жанр среднего размера: не такой маленький, как рассказ, однако и не такой большой, как роман. Одновременно это еще и сказка с ее неповторимым конфликтом добрых и злых сил, с испытаниями добра разнообразными препятствиями, со счастливым финалом. За этот финал Гофмана не раз упрекали, что, мол, он искусственный.
Такое смешивание традиционных жанров и привело к возникновению нового, синтетического, жанра – повести-сказки (как еще говорят: новеллы-сказки) или, по выражению самого Гофмана,
“сказки о реальном” или “сказки из новых времен”. Как говорилось, синтез жанров романтики любили, следовательно, это пример конкретного воплощения черты романтизма в творчестве Гофмана.
Сюжет произведения сказочный и реальный одновременно. В маленьком княжестве Керепес, где когда-то правил князь Деметрий, все жители жили свободно и Счастливо. А поскольку феи и мать превыше всего ценят свободу, туда переселилось много волшебниц из сказочной соседней страны Джиннистан. Однако после смерти Деметрия его наследник Пафнутий начал управлять по настоящему и сразу же назначил на должность министра
своего камердинера Андреса, который когда-то, когда Пафнутий забыл свой кошелек с деньгами в одной корчме за горами, занял ему шесть дукатов, чем избавил его от неприятностей.
Это один из примеров гофмановской иронии, граничащей с сатирой, – нечего и говорить,”хорошая” мотивация для назначения человека на высокую государственную должность.
Пафнутий захотел ввести в Керепеси образование (просвещение). Эта формула тоже язвительно иронична, разве можно, скажем, ввести приказом счастья? Вот как “понимают” образование Андрес и Пафнутий: “Мы начнем образование, то есть… вырубим окрестные леса, сделаем речку судоходной…” Конечно же, первое, что постоянно “мешает” образовании, то это окружающие леса, поэтому вырубай их – и проблемы будут решены.
Как видим, это ирония, неприкрытая насмешками романтиков над просветителями с их обещанием наступления “Царства разума”. Ведь такой перечень мероприятий, якобы нужных для введения образования, своей абсурдностью напоминает предписания, “как стать счастливым”: “Мы начнем счастья, то есть заставим всех: а) широко улыбаться; б) прятать слезы; в) всегда смотреть на всех бодро с блеском в глазах…” А четкий список мер, необходимых для введения “образования”, напоминает предписания врачей перед введением карантина. Такое “образование” в считанные дни засушила цветущий край, фей выслали в Джиннистан, и среди них осталась одна только Рожа-Гожа, которая и сыграла в произведении важную роль.
Главный герой произведения Цахес изображен, подчеркнуто гротескно: “Голова чудовища запала глубоко между плечами, на спине как тыква, вырос горб, а сразу от груди свисали ноги, тонкие, словно лещиновые палочки, и он весь напоминал двойную редьку”. Заметим, портрет-гротеск присущ литературе романтизма как таковой. Так, подобное описание внешности чудовища Квазимодо находим в романе Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери”.
Уродство Крошки Цахеса явно преувеличено, ведь гипербола (преувеличения) является неотъемлемой составляющей гротеска.
Уже опоминавшаяся фея Рожа-Гожа, пожалевшая мать чудовища, крестьянку Лизу, расчесала Цахесовы волосы, после чего с ним произошла коренная сказочная смена: оставаясь на самом деле уродливым, глупым и злым, он стал казаться окружающим милым красавцем, большим умником и воплощением доброты! Это пример любимой романтиками “поэтики контрастов”. Цахесов секрет крылся в трех огнистых волосинках, которые фея тайно вплела ему в прическу. Впрочем, читатель узнает об этом значительно позже, почти в финале произведения, после того, как, используя силу трех волосинок, Цахес натворил много злых дел и едва не лишит жизни и не разобьет счастье многих энтузиастов.
Кроме того, у него появляется еще и демоническая способность: все хорошее, что сделают другие, непременно приписывается ему, а все плохое, что сделает он сам, немедленно переадресовывается кому-то другому.
И все жители Керепеса, попадают под власть чар этого чудовища, который высасывает таланты других людей, как паук кровь пойманных в паутину мух, быстро делает головокружительную карьеру и становится советником министра иностранных дел, и даже министром! Сейчас его уже уважительно зовут Циннобером. Как говорилось, у Гофмана было острое сатирическое перо: если такую карьеру сделал такое чудовище, то где ж гарантия, что и на других высоких должностях не находятся подобные “цахесы”?
Чары Цахеса не действуют только на двух людей. Это студенты Керепеського университета: поэт Бальтазар и его друг Фабиан. Правда, впоследствии Фабиан начал подаваться власти трех волосинок.
Однако оказалось, что они не действуют также на “Винченцо Сбиоку, знаменитого на весь мир виртуозного скрипача”, кроме того на референдария (помощника судьи) Пульхера и немногих других. Возникает вопрос: почему чары Цахеса на одних персонажей действуют, а на других нет, и есть ли в этом какая-то закономерность?
Закономерность есть, и связана она с противостоянием в творчестве Гофмана уже упомянутых “двух миров”: с одной стороны – “мира энтузиастов” (художников, людей, для которых значимым, прежде всего, есть романтическая “жизнь духа”), а с другой – “мир обывателей” (ограниченных, самодовольных мещан, которых интересуют только большие деньги и высокие должности).
Так, профессор Мош Терпин мечтал фактически продать свою дочь, красавицу Кандиду, отдав ее замуж за чудовище Цахеса. Почему? Потому что Цахес делал блестящую карьеру, поэтому мог поспособствовать в карьерном росте и своему тестю. Вот это противостояние художников и обывателей в повести-сказке персонифицированное (т. е. воплощенная в конкретных персонажах) – художник Бальтазар противостоит филистеру Цахесу.
Это противостояние является конкретным воплощением непринятия романтиками обыденности реальной жизни и восхваляя “жизнь духа”.
А закономерность здесь такая: под влиянием чар чудовища Цахеса попадают ограниченные обыватели, а настоящей сущности видят только энтузиасты и еще удивляются, как это другие не видят этого уродства, считая его талантливым, красивым, аккуратным, к тому же приписывая ему чужие заслуги. Так, знаменитый скрипач Сбиока жалуется, что блестяще исполнил сложный концерт, а его лавры достались Цахесу.
Бальтазар, влюблен в очаровательную Кандиду, дочь профессора Моша Терпина, на пике своих чувств пишет и исполняет вдохновленный стих о розе и соловье. Но его талант и успех немедленно присваивает себе Цахес, та еще Фабиан думает, что стих написал сам курдупель, но, мол, Бальтазар не хочет этого признать через ревности.
Сюжет произведения достигает кульминации тогда, когда Мош Терпин собирается отдать замуж дочь за Цахеса. Этого уже Бальтазар вытерпеть не может. В Керепеси появляется добрый волшебник – Проспер Альпанус, благодаря которому все заканчивается сказочно счастливо: чары разрушены, настоящую внешность и сущность Цахеса разоблачают, и он с позором покидает страну, а Бальтазар и Кандида (как и подобает сказочным принцессе и принцу) поженились. Отец Кандида, разочарованный ведь у Бальтазара мало денег.
Однако на то она и сказка, чтобы все проблемы решались быстро и радикально. Маг Проспер Альпанус моментально превратил Бальтазара на богача.
Вот теперь все вопросы сняты, ибо Бальтазар стал богатым человеком! Теперь тесть искренне полюбил своего зятя! Однако награда энтузиасту Бальтазару чисто обывательская.
Насмешки писателя не спрятаны: так стоило ли поднимать всех на тяжелую борьбу против темных сил, рисковать в борьбе против Цахеса и всей государственной машины Ксрепеса (Бальтазара, Фабиана и Пульхера могли арестовать прямо на венчании, нрнгадаіімо: “Князь Барсануф перепугано кричит: – восстание, заговор, где охрана?! И прячется за камин…”). Это еще одно проявление знаменитой иронии, которая возникала через осознание романтиков недосягаемости, несовершенства своего идеала.
Так как говорил Гофман, наибольшее желание его героя “просто не совершится, так как, совершившись, оно погибнет”.
Loading…
ЧТО ПОРОЖДАЕТ ЦАХЕС (ПО СКАЗКЕ Э. Т. А. ГОФМАНА «КРОШКА ЦАХЕС»)
Фантастическое в произведениях Гофмана настолько завораживает, что, читая их, сразу трудно понять, где здесь заканчивается сказка и начинается реальность. Особенно это касается его или не известной новеллы-сказки «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер», где из-за столкновения сказочного и реального миров писатель раскрывает много философских тем и проблем.
В общем изложении «Крошка Цахес» — это история фантастического подъема жалкого карлика, которого милосердная фея наделила золотой прялкой, а вместе с ней и магическим даром быть привлекательным для людей, которые дружно приписывали ему чужие таланты.
Однако сразу возникает вопрос: а только жалостью руководствовалась фея, помогая Цахесу? И вообще, в чем смысл этого дара — красных волос, благодаря которым этот карлик достигает вершин власти? Возможно, поступок Розабельверде был обусловлен не только сочувствием? Ведь сама она живет в княжестве, где, по официальным приказом, фей нет. Все же ее подруги проживают в изгнании в Джиннистани — официально «несуществующей» волшебной стране, откуда Розабельверде родом. Поэтому можно предположить, что фея таким образом хотела доказать реальность своей магии. И вскоре ее чары действительно начинают действовать на жителей княжества.
Если рядом с безобразным Цахесом оказывался какой-то красавец, то все люди начинали восхищаться красотой карлика. Если кто-то начинал декламировать стихи, то аплодировали, конечно, Цахесу. Музыкант играет на сцене — слушатели считают, что это Циннобер. Зато все глупые выходки и рыхлое шамкання этой «маленькой чудовища» переходят на других людей. Красные волосы довольно быстро присваивают своему хозяину все хорошие качества и достижения других.
Неудивительно, что вскоре Циннобер сделал блестящую карьеру при дворе князя Барзануфа. Этот странный оборотень дорос до министра иностранных дел. И здесь игра феи становится очевидной. Если такое может случиться в разумно устроенном обществе, то чего стоит такое общество вместе с его просвещением? Цахесу дарят чины, однако едва ли не глупые они? Цахеса награждают орденами, но чем они лучше игрушки? Сделав коварный фокус с Циннобер, фея весело мстит всем, кто ее отрицал.
А какую же тогда роль выполняют красные волосы, которые начинают действовать только после того, как Циннобер оказался поблизости монетного двора? Скорее всего, красные волосы указывают на власть денег, которые в произведении важнее природные таланты и даже душу. Наделив карлика «золотым» даром, фея таким образом обнаруживает слабое место кукольного общества. Вот из чего пошутила волшебница, дав шанс Цахесу с тремя красными волосками.
Цахес — олицетворение низменной и корыстной натуры. Его вина, по словам феи, в том, что в душе его проснулся внутренний голос, который бы сказал: «Ты не тот, за кого ты себя представляешь, но старайся сравниться с тем, на чьих крыльях ты, немощный, бескрылый, поднимаешься ввысь ». Пользуясь волшебным даром, Цахес легко убедил себя в том, что он совершенен. Однако ужасный прежде всего не Цахес, а общество, которое его окружает. Ведь именно оно склонно воспринимать карлика — за красавца, недотепу — за талант, глупость — за мудрость. Государство, в котором Цахес становится министром и первым человеком, похожа на королевство кривых зеркал, где все наоборот.
Итак, настолько нереальный показан Гофманом мир? И так уж удивительно, что мнения людей, которые Перегринуса читает с помощью волшебного стекла, различающиеся по их словам, а иногда и вообще отсутствуют?
Гофман избирает особый, гротескный взгляд на действительность. Именно такой, гротескной, возникает и нелепая смерть Цахес, который утонул в ночной вазе. То есть, на первый взгляд, в гофмановской сказке добро якобы побеждает зло. Однако философия романтических произведений как раз и заключается в том, что в них не предусмотрено однозначного ответа. Глупый, никчемный мир, в котором уважали Цахеса, можно преодолеть, к сожалению, только с помощью чар и только в мечтах «энтузиастов» типа Бальтазара. Такой финал сказки. Мы же, читатели, должны наконец осознать, что волшебников в действительности не существует и несправедливость в жизни придется преодолевать другим способом.