Критерии сочинения итогового сочинения оценивания 2021

Официальные критерии оценивания итогового сочинения 2022-2023 от ФИПИ.

it-s22-23.pdf

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.

Требование №1. «Объём итогового сочинения»

1

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачёт» за невыполнение требования №1 и «незачёт» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию №2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за невыполнение требования №2 и «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

1. «Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».

Критерии №1 и №2 являются основными.

Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям №1 и №2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.

Критерий №1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий №4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий №5 «Грамотность»2

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных3.

1 При подсчёте слов в сочинении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

2 Итоговое сочинение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме. Оценивание итогового сочинения указанной категории участников итогового сочинения проводится по двум установленным требованиям «Объем итогового сочинения» и «Самостоятельность написания итогового сочинения». Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачёт» по одному из критериев № 3 или № 4. Итоговое сочинение в устной форме по критерию № 5 не проверяется.

3 На оценку сочинения по Критерию № 5 распространяются положения о негрубых и однотипных ошибках.

19.09.2021

Дата обновления: 15.11.2022

Официальные критерии от ФИПИ по которым проверяется итоговое сочинение в 2022-2023 учебном году. Собственно, критерии проверки и НЕ МЕНЯЮТСЯ из года в год.

Прежде чем проверять сочинение по критериям, эксперт смотрит чтобы оно соответствовало двум важным требованиям.

Требование № 1. «Объем итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

  • Всё об итоговом сочинении 2022-2023
  • Темы для итогового сочинения 2022-2023
  • Литература — что необходимо прочитать по каждому направлению 2022-2023

Итоговое сочинение, соответствующее установленным выше требованиям, оценивается по 5 критериям:

  1. «Соответствие теме»;
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  3. «Композиция и логика рассуждения»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

«Незачет» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

  • Выберите направление и материалы для подготовки 2021-2022
  • Готовые примеры итоговых сочинений 2021-2022

Детально о подготовке к итоговому сочинению 2022-2023 по всем направлениям

Детальный разбор направлений 2022-2023

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Официальные критерии оценивания итогового сочинения по русскому языку 2021 от Рособрнадзора К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.

Требование № 1. «Объём итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачёт» за невыполнение требования № 1 и «незачёт» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за невыполнение требования № 2 и «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания). Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
1. «Соответствие теме»;

2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;

3. «Композиция и логика рассуждения»;

4. «Качество письменной речи»;

5. «Грамотность». Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.). «Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий № 2 «Аргументация

Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст). «Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. «Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий № 5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

1. При подсчёте слов в сочинении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

2. Итоговое сочинение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме. Оценивание итогового сочинения указанной категории участников итогового сочинения проводится по двум установленным требованиям «Объем итогового сочинения» и «Самостоятельность написания итогового сочинения». Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачет» по одному из критериев № 3 или № 4. Итоговое сочинение в устной форме по критерию № 5 не проверяется.

3. На оценку сочинения по Критерию № 5 распространяются положения о негрубых и однотипных ошибках.

Вам будет интересно:

Итогового сочинение (темы, аргументы, готовые сочинения и литература)


* Олимпиады и конкурсы
* Готовые контрольные работы
* Работы СтатГрад
* Официальные ВПР

Поделиться:

Итоговое сочинение 2021: материалы к консультации

В первую очередь необходимо изучить официальные критерии оценки
работ. Экзаменационный жанр всегда имеет рамки.

1. Критерии допуска к проверке и оценивания по шкале
зачёта/незачёта.

К проверке по критериям
оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие базовым требованиям:

Требование № 1. «Объем
итогового сочинения»

Рекомендуемое количество
слов – от 350.

Максимальное количество
слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов
подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется
«незачет» …

Требование № 2.
«Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение
выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов
сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста.
Понятно, что небольшие цитаты, пословицы могут подкреплять рассуждение и не
оцениваться как плагиат.

Итоговое
сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

1.    
«Соответствие теме»;

2.    
«Аргументация. Привлечение литературного
материала»;

3.    
«Композиция и логика рассуждения»;

4.    
«Качество письменной речи»;

5.    
«Грамотность».

Критерии № 1 и № 2
являются основными.

Для получения зачета за
итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2
(выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к
«незачету» за работу в целом), а также дополнительно зачет по одному из других
критериев (в сумме 3-5 критериев должны получить положительную оценку эксперта).

Критерий № 1
«Соответствие теме»

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение
не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания,
то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется
«зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение
литературного материала»

 «Незачет» ставится при условии, если
сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем
существенно искажено содержание произведения
, или литературные произведения
лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех
остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика
рассуждения»

 «Незачет» ставится при условии, если
грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует
тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

 «Незачет» ставится при
условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно
затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях

выставляется «зачет».

Критерий
№ 5 «Грамотность»

 «Незачет»
ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок:
грамматических, орфографических, пунктуационных.

На
сайтах появилось много материалов с вариантами тем по направлениям. Все они
носят гипотетический характер. Темы часто формулируются в форме достаточно
широкого вопроса.

Перечень литературы (названия и авторы, достаточно опереться в
рассуждениях на 1 – 2 произведения) и темы для тренировки.

                                         
«Забвению не подлежит»

       Произведения о славных и трагических страницах прошлого. Биографии
и художественные биографии. Мемуары. Тексты о войне и о блокаде Ленинграда.

1. М.А.Шолохов. Судьба человека.

2. Б.Н.Полевой. Повесть о
настоящем человеке.

3. Б.Л.Васильев. А зори здесь
тихие…

4. А.Т. Твардовский. «Василий
Тёркин»

5. Кондратьев.«Сашка»

     Имеет смысл при
подготовке обратиться к биографиям великих ученых: Ломоносова, Менделеева,
Павлова и др., а также к истории культуры.

    Вопросы/темы для
повторения и тренировки.

 1) Что не подлежит забвению в
истории нашей Родины?

 2) Какие личности остаются в
истории?

 3) Какими достижениями народа
гордятся потомки?

 4) Кого можно считать
настоящим героем?

ко всем остальным направлениям

1.      Л.Н. Толстой. «Война и мир»

2.      Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». 

3.      А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

4.      И.С. Тургенев. «Отцы и дети»

5.     А.И.Куприн. «Чудесный доктор»

   6.  А.И. Солженицын.
«Матрёнин двор»

                                                     
«Я и другие»

                Практические
все произведения могут быть привлечены
к  рассуждениям по этому
направлению, выбор осуществляется в зависимости от конкретной темы.

                Влияние среды
на человека, влияние в процессе общения, сложности и радости любви и дружбы,
поиск взаимопонимания.

                Герои чеховских рассказов, их позиции представляют особый интерес
в данном контексте.

              Очень важно обратить
внимание на выбор позиции человека по отношению к другим!  Враждебность,
изоляция, критика, подчинение, манипулирование, уход и т.д.

              1. А.П.Чехов.
Дом с мезонином (Лидия, художник, Мисюсь). «Человек в футляре» (самоизоляция,
взаимонепонимание с людьми, травля). «Ионыч» (изменение отношения к обществу
при той же строгости в выполнении долга).

          2.  А.Н.
Островский. «Гроза» (в том числе человек и среда), «Бесприданница»

               3.  А.С.Пушкин. «Евгений
Онегин», «Капитанская дочка».

               4. Н.В.Гоголь.
Шинель. Тарас Бульба.

               5. И.А. Гончаров.
Обломов.

               6. В.Г. Распутин. «Уроки
французского», «Последний срок».

               7. Б.Екимов. Ночь
исцеления

               8.  К.Г. Паустовский. «Телеграмма»

Вопросы/темы для
повторения и тренировки:

 1) Как понять другого человека? //
Почему люди часто не понимают друг друга?

 2) Как вы понимаете выражение
«быть самим собой»? // Как окружение влияет на человека?

 3) Всегда ли нужно избегать
конфликтов?

 4) Может ли человек жить вне
общества?

 «Время перемен»

       Строго говоря, почти все
произведения описывают перемены в положении героев (как внешние, так и
внутренние), изменения в обществе (в том числе войны, революции, изменения
старого порядка вещей). Перемены внешние стимулируют перемены внутренние, и
наоборот.

       Особое внимание можно обратить на
«Горе от ума» Грибоедова, «Грозу» Островского, «Вишневый сад» Чехова.

        См. таблицу в приложении.

Вопросы/темы для повторения и
тренировки:

1) Как измениться к лучшему?

2) Как нужно относиться к
переменам?

3) Стоит ли меняться ради
другого человека?

4) Чем опасен страх перемен?

 «Разговор
с собой»

Не всегда имеется в виду
рефлексия героев литературного произведения; важно развернуть применение
литературного материала к себе. Художественные произведения могут выступать как
импульс к самопознанию
.

             1. Л.Н. Толстой. «Война
и мир» (особое внимание надо обратить
на                                                 Пьера Безухова).

        2. А.С.
Пушкин. «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» (в том числе лирические
отступления); «Моцарт и Сальери» (монолог Сальери).

        3. Из
зарубежной литературы можно обратиться к такому произведению, как трагедия
Шекспира «Гамлет».

Вопросы/темы
для повторения и тренировки:

1) Что значит
познавать себя? // Почему бывает трудно разобраться к себе?

2) Как
литература помогает обрести смысл жизни?

3) К чему
приводит внутренний разлад?

4) Как
исправить свои ошибки?

«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

         
Связь
времен и поколений, возможны очень субъективные трактовки с включением
современной литературы. Возможны пересечения с раздумьями по направлению «Время
перемен».

         
Непростая логика семейной «преемственности» просматривается в судьбах семей
Ростовых, Болконских, Курагиных в «Войне и мире», в иных закономерностях у
героев «Отцов и детей», в описании формирования характеров Чичикова, Обломова.

Вопросы/темы
для повторения и тренировки:

1) Чего
хотят добиться мои сверстники?

2)
Почему необходим диалог между поколениями?

3) Как
литература помогает понять настоящее?

4) Что
читает мое поколение?

При
выборе темы руководствуйтесь не абстрактным интересом, а наработанным
материалом, наличием у вас идей. Есть ли у вас ответ на вопрос? Есть ли
позиция, которую вы можете доказать в работе? При этом вы вправе развернуть
сложное высказывание, диалектически раскрывая вопрос.

Сочинение-рассуждение
обычно пишется по следующему алгоритму:

 (вступление) —   тезис  — довод 1  — довод
2 …= вывод, заключение

В начале сочинения
пишется вступление. Это может быть 1-3 предложения. Затем переходная фраза
вроде: «Попробуем в этом разобраться», «Я неоднократно размышлял над подобными
вопросами, и могу сказать следующее» и т.п.

Тезис – это
основная мысль, которую вы беретесь объяснить, раскрыть, доказать. Это ответ на
вопрос темы сочинения.

Доводы – это
доказательства, аргументы, подкрепляющие вашу трактовку темы.

Обычно каждый
довод выделяется в отдельный абзац, привлекается материал литературного
произведения. Не забудьте указать автора и название текста, показать
владение материалом (обратить внимание на один-два эпизода), подкрепить знанием
культурно-исторического контекста. Нельзя ограничиться общими рассуждениями и
оценками – вне конкретики они выглядят беспомощными.

После аргументов лучше
ещё раз повторить исходный тезис
(если он опровергается —  сформулировать
противоположный), указать, когда нужно, на неоднозначность решения проблемы.
Заключение должно перекликаться со вступлением, в нем обязательно содержится
итог рассуждения – ответ на поставленный вопрос.

Сначала следует
работать с черновиком, составить план, вспомнить имена героев, названия, цитаты.
Черновики не проверяются, поэтому бОльшую часть времени нужно уделить чистовому
варианту.

Проверьте свой
текст перед тем, как сдать работу.

Приложения в
помощь

1. Иван Сергеевич Тургенев.  Два
богача (стихотворение в прозе) — как материал для дополнительного аргумента.

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из
громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение
больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом
крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние
наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку
посолить…

— А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

2. «Время перемен»: диалектика.

Время перемен

 – трудное время

— шанс измениться, причем быстро

При движении перемены неизбежны

(избегание движения – Обломов)

Перемены

внешние и внутренние

Оцениваются

объективно (по ходу событий)

и

субъективно (переживания героев)

Литература показывает, какое поведение в эпоху перемен к каким
результатам приводит

Перемены к лучшему, к счастью:

Маша и Гринев, Аркадий и Катя,

Кн.Марья и Н.Ростов

К худшему:

«Олеся»

«Ионыч»

«Бедная Лиза»

Непонятные:

«Чистый понедельник»

Попытки избежать перемен

Кабаниха в «Грозе»

Беликов в «Человеке в футляре»

Чиновники в «Ревизоре»

Суета вместо сущностных изменений и
совершенствования

Чичиков

Штольц

В поэзии –

                    элегии

(перемены с течением времени)

Трагические изменения, тяжелые перипетии
(судьба, рок событий)

Евгений в «Медном всаднике»

«Легкое дыхание»: Оля Мещерская

Драматические перемены: «Собачье сердце»
Булгакова; «Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина

Временные изменения

«Пропала совесть»

Критерии оценивания итогового сочинения

Итоговое сочинение в 11 классе — это обязательное условие, чтобы попасть на сдачу ЕГЭ. Школьники должны получить «зачёт» за работу. Сочинение пишут в декабре. В феврале и мае есть резервные дни для второй попытки и тех, кто пропустит экзамен. Рассказываем, какие критерии нужно соблюсти, чтобы проверяющие приняли работу.

1

6 772

Всю полезную информацию об итоговом сочинении собрали в статье:

Как писать итоговое сочинение

.

А потренироваться писать декабрьское сочинение можно за просмотром бесплатного вебинара:

Пишем идеальное итоговое сочинение 2022-2023

.

Требования к итоговому сочинению

Требования — это два условия, без выполнения которых работу даже не будут оценивать. То есть сразу поставят «незачёт».

требования к итоговому сочинению

Требование № 1. «Объём итогового сочинения»

Минимальное количество слов в тексте должно быть 250. Можно и больше, но если слов будет меньше — работу не примут.

Предлоги, союзы и частицы считают как отдельные слова, если они пишутся через пробел. А вот инициалы перед фамилией считают вместе с фамилией одним словом.

Школьникам рекомендуют писать сочинение объёмом от 350 слов.

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Школьники пишут работу самостоятельно. Другими словами, нельзя списывать у одноклассников или использовать заготовки из интернета. Даже если только один фрагмент текста окажется неуникальным, могут поставить «незачёт».

Если планируешь заучить и использовать в сочинении заготовки и шаблоны из интернета — это плохая идея. Никогда не знаешь, сколько человек рассчитывают на те же шаблоны. Если при подготовке к сочинению понравился готовый аргумент, возьми его на вооружение, но передай смысл своими словами.

Критерии итогового сочинения

Если два требования выполнены, сочинение будут оценивать по критериям. Всего пять критериев.

критерии оценивания итогового сочинения

За итоговое сочинение не ставят оценки или баллы. За каждый критерий выставляют «зачёт» или «незачёт». Нужно получить «зачёт» по трём из пяти критериев. Но есть нюанс.

Критерии № 1 и № 2 — обязательны. Если получить по одному из них «незачёт» — это автоматически «незачёт» за всю работу. То есть нужно получить «зачёт» за эти два критерия и ещё за один критерий.

Разберём критерии оценивания подробнее.

Критерий № 1. Соответствие теме

Текст с рассуждением должен быть на заданную тему. Это может быть ответ на проблемный вопрос или размышление над проблемой. Если начать философствовать на другую тему, потому что, например, лучше её понимаешь — поставят «незачёт».

Критерий № 2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Аргументация — это доказательство рассуждений в сочинении с помощью примеров из литературных произведений. Каждый тезис нужно подкрепить аргументом или несколькими. Нельзя просто пересказать текст произведения в качестве аргумента. Это должен быть анализ произведения, героя или события.

Если в сочинении не будет опоры на литературу или примеры будут искажены, критерий не зачтут.

Можно приводить аргументы из любой литературы: художественной, научно-популярной, публицистической.

В статье разобрали, что такое аргументы и откуда их брать.

Критерий № 3. Композиция и логика рассуждения

Рассуждение должно быть построено логично. Это значит, что нельзя уходить от темы, а тезисы и аргументы должны быть приведены правильно.

Не нарушать логику поможет проблемный вопрос. Во время написания сочинения нужно постоянно возвращаться к нему и сверять, отвечает ли текст на этот вопрос.

В статье разобрали, что такое проблемный вопрос и какие ещё элементы должны быть в итоговом сочинении.

Критерий № 4. Качество письменной речи

В сочинении нужно использовать разные лексические обороты. Критерий подразумевает, что в тексте нет речевых ошибок и смысл сочинения легко понять.

Критерий № 5. Грамотность

Хотя это не экзамен по русскому языку, итоговое сочинение всё равно проверяют на ошибки. Если в среднем на 100 слов текста будет пять ошибок — поставят «незачёт».

Учитывают все виды ошибок: в словах, предложениях, знаках препинания.

Курс подготовки к итоговому сочинению и курс по базовой математике идёт подарком всем, кто оформит подписку на образовательную платформу «СОТКИ». Подробности по ссылке.

Loading…

  • Главная
  • Аттестация
  • Государственная итоговая аттестация (11 класс)
  • 5 критериев оценивания итогового сочинения 2020-2021 от ФИПИ 

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) документ от ФИПИ 

  1. Соответствие теме. 
  1. Аргументация. Привлечение литературного материала. 
  1. Композиция и логика рассуждения. 
  1. Качество письменной речи. 
  1. Грамотность. 

Важно знать: 

  1. Критерии №1 и № 2 являются основными. 
  1. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5). 
  1. При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет». 
  1. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. 
  1. На всю работу отводится 3 часа 55 минут. 
  1. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет». 
  1. Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарем. 

Критерий № 1 «Соответствие теме» 

  • Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). 
  • «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». 

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» 

  • Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. 
  • Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. 
  • «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. 
  • Во всех остальных случаях выставляется «зачет». 

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» 

  • Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. 
  • «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». 

Критерий № 4 «Качество письменной речи» 

  • Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. 
  • Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов. 
  • «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. 
  • Во всех остальных случаях выставляется «зачет». 

Критерий №5 «Грамотность» 

  • Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. 
  • «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов). 

5 направлений итогового сочинения 2020-2021 от ФИПИ оценивается по пяти критериям. 

Дата публикации — 14.10.2020

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Критерии сочинения егэ по обществознанию
  • Критерии сочинения егэ по литературе в декабре
  • Критерии сочинения егэ математика профильный
  • Критерии сочинения егэ количество слов
  • Критерии социальной стратификации примеры егэ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии