Критерии проверки егэ по литературе 2023

Общее количество баллов

№ задания

Баллы

С 1 по 7 и с 10 по 14 — задания с кратким ответом, правильный ответ оценивается в 1 балл.

12

8

4

9 4
15 4

16

4

17

14

Максимальное количество баллов

42

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

В заданиях ЕГЭ есть несколько вопросов, требующих развернутого ответа. Задания 8 и 15, на них необходимо дать обоснованный ответ в размере 5–10 предложений, для раскрытия темы.

Количество предложений не является основным критерием оценки этих заданий, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний в данной теме экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении правильно формулировать свои мысли, может быть достаточно ответить и в меньшем объёме).

Если по критерию 1 «Соответствие ответа заданию» ставится  0 баллов, это задание считается невыполненным.

По другим критериям в «Протокол проверки развёрнутых ответов» выставляется 0 баллов. 

Если по критерию 2 «Привлечение текста произведения для аргументации» ставится 0 баллов, то по критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм» работа не оценивается совсем, в «Протокол проверки развёрнутых ответов» по критерию 3 выставляется 0 баллов.  

Критерий

Баллы

1. Соответствие ответа заданию.

2

Ответ на вопрос дан правильно и сообщает о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения.

2

Ответ корректно соотнесён с указанной задачей, но не дает возможности судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения.

1

Ответ содержательно не сопоставлен с указанной задачей.

0

2. Привлечение текста произведения для аргументации.

2

Для аргументации высказываний текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания элементов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция изложена верно, фактические ошибки отсутствуют.

2

Для аргументации высказываний текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция изложена верно, 

либо

сделана одна фактическая ошибка

1

Высказывания не аргументированы текстом произведения, 

либо

авторская позиция отображена не верно,

либо

допущено более двух фактических ошибок

0

3. Логичность и соблюдение речевых норм.

В ответе отсутствуют логические и речевые ошибки.

2

Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, либо речевая) – в сумме не более 2 ошибок.

1

Допущено более двух ошибок одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов).

0

 Максимальный балл

6

Оценка выполнения заданий 9 и 16, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.

 Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может правильно ответить в меньшем объёме).

Критерии 1 и 2 («Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом» и «Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом») являются самыми важными.

Если по первому и второму критериям ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется.

По остальным критериям в «Протокол проверки развёрнутых ответов» занисится 0 баллов.

Если по критерию 3 «Привлечение текста произведения для аргументации» ставится 0 баллов, то по критерию 4 «Логичность и соблюдение речевых норм» работа не проверяется, в «Протокол проверки развёрнутых ответов» по критерию 4 ставится 0 баллов

В ходе работы, экзаменуемый сам выбирает два произведения любых авторов для их контекстного сравнения (в одном из примеров можно обращаться к другому произведению автора исходного текста).

При указании автора произведения инициалы необходимы исключительно для различения однофамильцев или родственников, если это важно для правильного понимания содержания ответа.

Критерии

Баллы

1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом.

2

Правильно указано название произведения и его автор, произведение правильно сопоставлено с указанным текстом в заданном направлении анализа  

2

Правильно указано только название произведения без определения автора, либо указан только автор без названия произведения, произведение корректно сопоставлено с указанным текстом в заданном направлении анализа,

либо

названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, частично сопоставлено с текстом в правильном направлении анализа

1

Не названо произведение или названо не правильно, и не указан его автор, и/или не проведено сопоставление произведения с текстом в правильном направлении анализа.

0

2. Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом.

Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

2

Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, 

либо

 названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

1

Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

0

3. Привлечение текста произведения для аргументации.

Для аргументации используются тексты двух выбранных произведений;

  • оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, фактов и т.д.;
  • авторская позиция указанного и выбранных произведений отображена верно;
  • фактические ошибки отсутствуют.

4

Для аргументации используются тексты двух выбранных произведений, но текст одного произведения используется на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, фактов и т.д., а текст другого – в качестве пересказа или общих фактов о содержании, авторская позиция исходного и выбранных произведений отображена верно, 

либо

в ответе есть одна фактическая ошибка.

3

Для аргументации используются тексты двух выбранных произведений в качестве пересказа либо общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, фактов и т.д.), авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена, 

либо

текст одного выбранного произведения используется для анализа важных для выполнения задания фактов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого выбранного произведения не используется, авторская позиция обоих текстов отражена верно,

либо

допущено две фактические ошибки.

2

Для аргументации текст одного выбранного произведения привлекается в качестве пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, фактов и т.д.), а текст другого произведения для сопоставления не используется, авторская позиция исходного и выбранного произведений отображена верно,

либо

 авторская позиция одного из произведений (исходного или одного из двух выбранных) отображена не верно (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов),

либо

допущено три и более фактических ошибок.

1

Для аргументации суждений не используются тексты ни одного из выбранных произведений,

либо

искажена авторская позиция единственного выбранного произведения, или двух выбранных произведений, или исходного и выбранного(ых) произведений,

либо

 допущено четыре и более фактические ошибки

0

4. Логичность и соблюдение речевых норм.

В ответе отсутствуют логические и речевые ошибки

2

Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, либо речевая) – не более двух ошибок.

1

Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов).

0

Максимальный балл – 10.

Оценка выполнения заданий 17.1–17.4, требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов.

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является основным.

Если проверяя работу, эксперт по критерию 1 оценит его на 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и проверке не подлежит.

По остальным критериям в «Протокол проверки развернутых ответов» ставится 0 баллов

При оценке выполнения заданий части 2 необходимо придерживаться рекомендуемого объёма написанного сочинения.

Объём сочинения должен быть не менее  200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова), то данная работа считается невыполненной и оценивается на 0 баллов.

Если объём сочинения от 150 до 200 слов максимальное количество ошибок для каждого балльного уровня не изменяется.

Если в формулировке задания сочинения по поэзии есть указание раскрыть её тему на примере не менее трёх произведений (стихотворения, лирические поэмы), при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлеченных лирических произведений, при использовании только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.

В колонку № 20 протокола выставляется номер альтернативы. 

Критерии

Баллы

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие.

Сочинение написано на указанную тему, тема раскрыта полностью и с разных сторон.

3

Сочинение написано на указанную тему, тема раскрыта полностью, но только с одной стороны.

2

Сочинение написано на указанную тему, но тема раскрыта частично.

1

Тема не раскрыта.

0

2. Привлечение текста произведения для аргументации.

Для аргументации текст используется в качестве анализа важных для выполнения задания элементов, образов, микротем, деталей и т.д., авторская позиция отображена верно, фактические ошибки отсутствуют.

3

Для аргументации текст используется для анализа важных для выполнения задания элементов, образов, микротем, деталей и т.д., авторская позиция отображена верно, допущено одна-две фактические ошибки.

2

Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.),

либо

 аргументация подменяется пересказом текста,  авторская позиция не искажена,

либо

допущено три фактические ошибки.

1

Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий),

либо

при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущено более 4 фактических ошибок,

либо

авторская отражена не верно.

0

3. Опора на теоретико-литературные понятия

Теоретико-литературные понятия применяются в сочинение и используются для анализа текста произведения(-ий) для раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют.

2

Теоретико-литературные понятия применяются в сочинение, но не используются для анализа текста произведения(-ий),

либо

допущена одна ошибка в применении понятий.

1

Теоретико-литературные понятия не используются в сочинение, либо допущено более одной ошибки в использовании понятий.

0

4. Композиционная цельность и логичность.

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей отсутствуют нарушения последовательности и необоснованных повторов.

3

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, 

однако внутри смысловых частей присутствуют нарушения последовательности и необоснованные повторы.

2

В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

либо

мысль повторяется и не развивается.

1
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно усложняющие понимание смысла сочинения.  0
5. Соблюдение речевых норм.
Речевые ошибки отсутствуют, или допущена одна речевая ошибка 3
Допущено 2-3 речевые ошибки. 2
Допущено 4 речевые ошибки. 1
Допущено 5 или более речевых ошибок. 0
Максимальный балл 14

Перевод баллов ЕГЭ 2023 по литературе в оценки

Оценка  Баллы 
2  0-31
32-54 
 55-66
от 67 
 

В таблице указаны приблизительные значения, т.к. официального перевода быллов ЕГЭ в оценки не существует с 2008 года.

Одновременно со сдачей ЕГЭ выпускники задаются еще одним вопросом: «Куда можно поступить с ЕГЭ по литературе?»

Московский экономический институт успешно готовит выпускников по направлению ДИЗАЙН, профили дизайн среды и графический дизайн. Одним из критериев поступления в МЭИ, является успешная сдача ЕГЭ по литературе. 

Как поступить:

1

Подать документы

Заполните заявку на обучение или приходите в приемную комиссию, которая находится по адресу: м. Текстильщики, Москва, ул. Артюхиной, д. 6, корп. 1 (каб. 112, часы работы 10:00—18:00 по будням и 10:00—15:00 в субботу)

Для поступления требуется заполнить ряд заявлений и предоставить следующие документы*:

  • паспорт (страницы с фотографией и регистрацией)
  • оригинал документа установленного образца о предыдущем образовании либо его копия, заверенная нотариально, либо его копия с предъявлением оригинала для заверения копии приемной комиссией
  • 2 фотографии 3х4 (матовые, цветные или черно-белые)

*Документы, полученные в образовательных учреждениях иностранных государств, должны пройти процедуру признания, если требуется.

2

Пройти вступительные задания

Специалист приемной комиссии свяжется с вами, для обсуждения условий прохождения вступительных заданий (тестирование). На факультете дизайна также предусмотрено выполнение творческого задания.

*Абитуриентам, у которых в наличии актуальные результаты ЕГЭ по выбранному направлению проходить вступительные задания не требуется.

3

Заключить договор об обучении

После успешного выполнения вступительных заданий и при наличии всех необходимых документов и заполненных заявлений. Специалист приемной комиссии МЭИ подготовит для Вас договор об обучении. Далее необходимо будет внести оплату и в установленную дату начать обучение.

Количество баллов ЕГЭ 2023 по литературе за каждое задание можно узнать из демоверсии текущего года.

ЕГЭ 2023 Литература. Количество баллов по заданиям.

Таблица 1

№ задания Первичные баллы
1 1
2 1
3 1
4 1
5 6
6 8
7 1
8 1
9 1
10 6
11 8
12 18 (сочинение)
Всего: 53

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Оценивание правильности выполнения заданий, предусматривающих краткий ответ, осуществляется с использованием специальных аппаратно-программных средств.

Правильный ответ на каждое из заданий 1–4 и 7–9 оценивается 1 баллом. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Порядок записи цифр в ответе на задание 9 может быть любым.

Оценка выполнения заданий, требующих написания развёрнутого ответа, осуществляется экспертами предметной комиссии.

Выполнение заданий 5.1/5.2 и 10.1/10.2 оценивается по трём критериям: критерию 1 «Соответствие ответа заданию», критерию 2 «Привлечение текста произведения для аргументации», критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм». Максимально за выполнение каждого из заданий (5.1/5.2 и 10.1/10.2) выставляется 6 баллов (по каждому критерию – максимум 2 балла). Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и ответ дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов). Если по критерию 1 ставится 1 балл, то по критерию 2 за ответ не может быть поставлено более 1 балла. Если по критерию 2 за ответ ставится 0 баллов, то по критерию 1 не может быть поставлено более 1 балла, а по критерию 3 ответ оценивается 0 баллов.

Выполнение заданий 6 и 11 оценивается по трём критериям: критерию 1 «Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом», критерию 2 «Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации», критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм».

Максимально за выполнение каждого из заданий (6, 11) выставляется 8 баллов (по критериям 1, 3 – максимум по 2 балла; по критерию 3 – 4 балла). Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и ответ дальше не проверяется (по другим критериям данного задания выставляется 0 баллов). Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 3 ответ оценивается 0 баллов.

Выполнение задания части 2 (12.1–12.5) оценивается по восьми критериям: критерию 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие», критерию 2 «Привлечение текста произведения для аргументации», критерию 3 «Опора на теоретико-литературные понятия», критерию 4 «Композиционная цельность и логичность», критерию 5 «Соблюдение речевых норм», критерию 6 «Соблюдение орфографических норм», критерию 7 «Соблюдение пунктуационных норм», критерию 8 «Соблюдение грамматических норм».

Максимальный балл за сочинение ЕГЭ 2023 по литературе — 18  (максимум по 3 балла по каждому из критериев 1–5 и максимум по 1 баллу по каждому из критериев 6–8). Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов). При оценке выполнения задания части 2 следует учитывать объём написанного сочинения.

Экзаменуемым рекомендован объём не менее 250–350 слов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то задание считается невыполненным и сочинение оценивается 0 баллов. Если в формулировке темы сочинения по поэзии есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.

Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 53.

Смотрите также:

1 августа 2022

В закладки

Обсудить

Жалоба

Официальная демоверсия ЕГЭ 2023 от ФИПИ.

Изменения в КИМ 2023 года в сравнении с КИМ 2022 года

1) Изменена формулировка задания 9: снято указание точного количества правильных ответов, которое теперь в зависимости от анализируемого произведения (фрагмента произведения) может варьироваться от 2 до 4 (ранее в задании требовалось выбрать 3 правильных ответа из 5 предложенных).

2) Уточнен критерий 1 «Соответствие теме сочинения и её раскрытие».

Каждый вариант КИМ состоит из двух частей и включает в себя 12 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут.

Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 53.

Обновлено 10 ноября. Демоверсия утверждена.

→ Демоверсия: li-11-ege-2023-demo.pdf
→ Спецификация: li-11-ege-2023-spec.pdf
→ Кодификатор: li-11-ege-2023-kodif.pdf
→ Скачать одним архивом: li_11_2023.zip

Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ-2023. Литература. КРИТЕРИИ оценивания развёрнутых ответов. Критерии оценивания заданий 5.1/52, 10.1/10.2

002

Критерии оценивания заданий 5.1/52, 10.1/10.2

Баллы. Критерии.

1.Соответствие ответа заданию.

2 Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании теста приведённого фрагмента/стихотворения.
1 Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения.
0 Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей.
  1. Привлечение текста произведения для аргументации.

2 Для аргументации суждений текст привлекался на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют.
1 Для аргументации суждений текст привлекался на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена.

И/ИЛИ

Допущена одна фактическая ошибка.

0 Суждения не аргументированы текстом произведения.

И/ИЛИ

Авторская позиция искажена (то есть грубо искажены основные идеи произведения, общие авторские оценки).

И/ИЛИ

Допущены две и более фактические ошибки.

           3.Логичность и соблюдение речевых норм.

2 Отсутствуют логические, речевые ошибки.
1 Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая И/ИЛИ речевая) – суммарно не более двух ошибок.
0 Допущено две и более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок другого вида.
6 Максимальный балл.

ПОЯСНЕНИЯ.

Указание на объём (5-10 предложений) условно. Объём может быть и большим, и меньшим, главное – полно и точно сформулировать мысли.

Если по критерию 1 «Соответствие ответа заданию» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным, ответ дальше не проверяется.

Если по критерию 1 ставится 1 балл, то по критерию 2 «Привлечение текста произведения для аргументации» за ответ не может быть поставлено более 1 балла.

Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 1 не может быть поставлено более 1 балла, а по критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм» ответ оценивается 0 баллов.

ЕГЭ-2023. Литература.

КРИТЕРИИ оценивания развёрнутых ответов.

Критерии оценивания заданий 6 и 11.

Баллы. Критерии.
1.Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом.
2 Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в названном направлении анализа.
1 Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в названном направлении анализа.

И/ИЛИ

Названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально (то есть когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления) сопоставлено с предложенным текстом в названном направлении анализа.

0 Не названо произведение, и не указан его автор.

И/ИЛИ

Не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в названном направлении анализа.

2.Привлечение текста произведения для аргументации.
4 При сопоставлении для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция двух произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют.
3 При сопоставлении для аргументации текст выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст предложенного – на уровне пересказа или общих рассуждений о содержании; авторская позиция двух произведений не искажена.

И/ИЛИ

Допущена одна  фактическая ошибка.

2 При сопоставлении для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), авторская позиция двух произведений не искажена.

ИЛИ

Текст выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст предложенного произведения не привлекается, авторская позиция двух произведений не искажена.

ИЛИ

Текст выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, а текст предложенного – на уровне важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция двух произведений не искажена.

И/ИЛИ

Допущены две фактические ошибки.

1 При сопоставлении для аргументации текст выбранного произведения привлекается на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), а текст предложенного произведения для сопоставления не привлекается; авторская позиция двух произведений не искажена.

ИЛИ

Авторская позиция одного из произведений искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4,3 и 2 баллов).

И/ИЛИ

Допущены три фактические ошибки.

0 При сопоставлении для аргументации суждений привлекается только текст предложенного произведения.

ИЛИ

При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текста ни одного произведения.

И/ИЛИ

Искажена авторская позиция двух произведений.

И/ИЛИ

Допущены четыре и более фактические ошибки.

3.Логичноть и соблюдение речевых норм.
2 Отсутствуют логические, речевые ошибки.
1 Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая И/ИЛИ речевая) – суммарно не более двух ошибок.
0 Допущено две и более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок другого вида.
8 Максимальное количество баллов.

ПОЯСНЕНИЯ.

  • Указание на примерный объём (5-10 предложений) условно. Оценка ответа зависит от содержания ответа. При наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме.
  • Критерий 1 «Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом» является основным. Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и ответ дальше не проверяется (по другим критериям данного задания выставляется 0 баллов).
  • Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 3 ставится 0 баллов.

ВАЖНО!

  • Не допускается для сопоставления выбирать произведение того автора, которому принадлежит предложенный текст.
  • При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, А.Н. Островский и Н.А. Островский; Л.Н. Толстой, А.К. Толстой и А.Н. Толстой).

Вернутьсяк списку тестов по литературе ЕГЭ

Структура ЕГЭ по литературе позволяет создать эффективный план подготовки к экзамену, ведь в ней емко и понятно отражены основные компоненты КИМа. Какие задания будут именно в этом году (да, они меняются)? Что именно нужно повторить? Какие темы из школьной программы будут востребованы, а каких не будет вовсе? Какова балльная стоимость каждой задачи? В ЕГЭ преуспевает не тот, кто много знает, а тот, кто смог хорошо подготовиться по тем шаблонам и материалам, которые реально представлены в заданиях. Всего не проверить, так что важно сконцентрироваться на том, что точно будет проверяться. Приятного просвещения!

Из чего состоит ЕГЭ?

Вы увидите две части. В первой будет 11 заданий, 4 из которых (6 и 11; 5.1/5.2, 10.1/10.2) будут представлены мини-сочинениями, посвященными сравнению и анализу текстов. Во второй части будет 5 тем сочинения (объемом минимум 200 слов). Нужно выбрать одну. За 12 задание дают целых 18 первичных баллов!

В этом году добавили пятую тему, которая находится на стыке разных искусств и призывает выпускника размышлять не только о литературе, но и о других видах творчества: живописи, режиссуре, актерском мастерстве. Многие люди, которые планируют поступление на эти факультеты, выбирают ее.

Всего за ЕГЭ по литературе реально набрать 53 первичных балла. Большую часть из них дают задания с развернутыми ответами: два задания по 6 баллов и два по 8. Лидер — финальное сочинение, за которое можно получить 18 баллов. Согласитесь, это повод поднажать в подготовке к ним. 

Вот свежие примеры сочинений из демоверсии 2023 года, а также советы по подготовке к ЕГЭ по литературе. Также Вам необходимы кодификатор (там перечень всего, что нужно повторить перед экзаменом) и список прозаических и лирических произведений со ссылками на разборы по всем требованиям ЕГЭ.

Таблица баллов и правил

Здесь Вы наглядно увидите, сколько баллов дают за каждое задание, что оно собой представляет и какой уровень сложности ему приписывается.

Номер задания Уровень сложности Количество баллов Что проверяют? Пример из демоверсии
1 Базовый 1 Жанры и направления Указать жанр «Ревизора»
2 Базовый 1 Знание художественных текстов Назвать фамилию героя
3 Базовый 1 Знание художественных текстов Сопоставить названия произведений и героев
4 Базовый 1 Знание литературных терминов, касающихся прозы и драмы Указать, какие слова (названия терминов) пропущены в тексте
5 Повышенный 6 Умение анализировать текст Нужно написать развернутый ответ, опираясь на приведенный отрывок
6 Повышенный 8 Умение находить параллели и сопоставлять тексты Нужно назвать текст, в котором поднималась та же проблема, и описать сходства и различия в ее раскрытии.
7 Базовый 1 Знание литературных терминов, касающихся лирики и драмы Нужно вставить пропущенные слова в тексте (это и есть названия проверяемых терминов)
8 Базовый 1 Знание размеров и рифмовок в стихосложении Нужно назвать вид рифмовки
9 Базовый 1 Знание средств художественной выразительности Выбрать все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения
10 Повышенный 6 Умение анализировать текст Написать развернутый ответ на один из вопросов по содержанию сонета
11 Повышенный 8 Умение находить параллели и сопоставлять лирические тексты Нужно назвать текст, в котором поднималась та же проблема, и описать сходства и различия в ее раскрытии.
12 Самый высокий 18 Умение глубоко анализировать произведение и раскрывать тематику, проблематику, конфликт и другие элементы содержания текста Написать сочинение, раскрывая тему сочинения глубоко и многосторонне

Критерии оценки

Оценить базовые задания легко: правильный ответ равноценен 1 баллу. А вот развернутые задания требуют особого подхода.

В заданиях 5 и 10 главный критерий — соответствие теме. Если ответ ни о чем, то Вам поставят 0 баллов. Если же балл поставят всего 1, то и по второму критерию будет максимум единица. А вот указание объема условно, его можно и превысить, и преуменьшить, если это не вредит раскрытию темы. Вот критерии оценки ЕГЭ по литературе из демоверсии:

критерии оценки заданий 5 и 10 на ЕГЭ по литературе

В задания 6 и 11 основным является критерий «Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом». Если по нему 0, то вся работа не оценивается. А если 2 критерий нулевой, то по критерию 3 ответ тоже будет 0 баллов. Рекомендуемый объем тоже нельзя назвать обязательным, можно написать больше или меньше, все зависит от того, как Вы раскрываете тему. Интересно и то, что нельзя обращаться к тексту того же автора, чьему перу принадлежит приведенный в КИМе текст. Вот подробная таблица критериев.

В задании 12 тоже очень важно соответствие теме. Если эссе не совпадает с заявленным вопросом, то его никак не оценят. Рекомендуемый объем: 250-350 слов. Но можно и больше, ведь темы порой бывают такими сложными, что в 350 слов войдет только основная часть. А вот меньше уже некуда особо, минимум 200 слов. Если работа не насчитывает 200 слов, оценивать ее не будут. Не менее внимательно следует отнестись к условиям, данным в скобках. Если в сочинении нужно рассмотреть три примера из стихотворений, то за два или одно снимут баллы (критерий 2).

Не забывайте о проверке грамотности. Для нее существуют отдельные критерии.

критерии оценки сочинения на ЕГЭ по литературе

Экзамен далеко не простой, но для читающей публики вполне подъемный. Облегчить подготовку в наше время позволяют подкасты и аудиокниги. Ни пуха, ни пера!

09.09.2022
57769

Литература — предмет, который многие боятся сдавать. Ученики считают, нужно обладать писательским талантом и помнить, какого цвета платье было у Наташи Ростовой на балу. Кто-то убежден, что литературу оценивают субъективно — ведь большую часть экзамена занимают сочинения, которые могут не понравиться эксперту. Все это стереотипы. Чтобы хорошо сдать ЕГЭ по литературе 2023, нужно помнить… нет, вовсе не цвет платья Наташи Ростовой, а структуру экзамена.

егэ по литературе 2023

ЕГЭ по литературе 2023 — структура и особенности

Изменения в ЕГЭ по литературе 2023

За все годы существования ЕГЭ литература практически не менялась, если сравнивать с другими предметами. Лишь 2022 год ознаменовался достаточно серьезной перестройкой экзамена: поменялась структура, стали оценивать грамматику, добавили зарубежную литературу и т. д.

В 2023 году ЕГЭ по литературе вернулся к старым традициям: в нем изменилась только формулировка задания 9 — снято указание точного количества правильных ответов в вопросе (ранее всегда было 3). Теперь ученик должен выбрать ВСЕ правильные ответы, а это значит, что их количество может варьироваться.

егэ по литературе 2023

Обновленное задание 9, ЕГЭ по литературе 2023

Изменений в ЕГЭ по литературе 2023 действительно немного, но они все же важны. Если их не учитывать, вы потеряете несколько баллов, которые могут стоить вам поступления. Поэтому на своих занятиях по подготовке к экзамену я подробно рассказываю, как правильно решать обновленные задания. Ведь когда вопрос меняется, меняются и особенности ответа на него.

Именно это я и объясняю и показываю своим ученикам. Где-то, например, нужно обязательно дать подробное определение термина, чтобы получить максимальный балл. Но как вы узнаете об этом, если в формулировке задания это четко не сказано? Все хитрости по решению ЕГЭ по литературе я могу рассказать и вам — приходите на мои занятия, и мы вместе разберемся во всех сложностях.

Структура ЕГЭ по литературе 2023

Экзамен состоит из двух частей. Максимальный первичный балл, который можно набрать — 58.

Первая часть

Содержит 11 заданий, 7 из которых с кратким ответом и 4 так называемые «мини-сочинения».

Ее условно также можно разделить на 2 блока:

Блок 1 — вопросы по отрывку из эпического, драматического или лироэпического произведения

  • Задания 1-4 с кратким ответом направлены на знание рода, жанра, направления произведения, особенностей композиции, характеристик героев и литературных терминов, полный перечень которых можно найти в Кодификаторе. 

егэ по литературе 2023

ЕГЭ по литературе 2023
  • Задание 5.1 и 5.2 подразумевает выбор одного вопроса из двух, где необходимо написать сочинение в 5-10 предложений на анализ отрывка. Например: «Какую роль играет пейзаж в приведенном фрагменте?». 
  • Задание 6 — это мини-сочинение сопоставление, где нужно вспомнить один пример на заданную тему и сравнить с исходным произведением. 

Блок 2 — вопросы по лирическому произведению. Если стихотворение большое, в КИМ поместят только его часть

  • В заданиях 7-9 с кратким ответом также могут спросить род, жанр, размер и направление стихотворения, средства выразительности, типы рифмовки и т. д. 

егэ по литературе 2023

ЕГЭ по литературе 2023
  • Задания 10.1 и 10.2 аналогичны заданиям 5.1 и 5.2 — они подразумевают выбор только одного вопроса из двух и требуют мини-сочинения в 5-10 предложений, но уже по лирическому произведению.
  • Задание 11 — это снова мини-сочинение на сопоставление, в котором также необходимо вспомнить один пример и сравнить в заданном направлении анализа. Темы в подобных сочинениях достаточно разнообразны. Это может быть мотив дружбы, неразделенной любви, тема маленького человека, осени и т. д.

Наши преподаватели ежегодно ходят на досрочный экзамен в целях «разведки», и одному из них однажды попался «мотив звезд» по стихотворению Маяковского «Послушайте!». Вспомните другие стихотворения, где встречается подобная тема. Получилось? А ведь нужно не просто их вспомнить, но и процитировать и сопоставить. Вдобавок еще время поджимает и нервы шалят… Но даже с этим можно справиться, если знать, как 😉

Например, на занятиях со своими учениками я подробно разбираю самые неожиданные темы из ЕГЭ по литературе. Мы находим и сопоставляем несколько стихотворений, рассказов или романов из русской и зарубежной литературы. А еще учимся формулировать ответ так, чтобы эксперты не придрались ни к одному слову — а они это любят, поверьте… Если хотите тоже научиться всему этому, приходите ко мне на подготовку к ЕГЭ — дойдем до 80+ баллов вместе!

Вторая часть

С этого года имеет 5 вопросов (несколько лет назад их было всего 3), из которых по личным предпочтениям нужно выбрать только один и написать объемное сочинение не менее 200 слов(одно из изменений этого года). Вот примеры тем из демонстрационного варианта ЕГЭ-2023:

егэ по литературе 2023

ЕГЭ по литературе 2023

Как получить высокий балл на ЕГЭ по литературе?

Формула успеха простая: теоретическая база + знание структуры экзамена. Когда-то она помогла набрать мне 98 баллов, а теперь помогает готовить учеников, которые, как и вы, мечтают поступить на бюджет в лучшие вузы страны.

Задания с коротким ответом

Главное — знать как и к чему готовиться. Например, роман-эпопею «Война и мир» из 4 томов боятся все ученики, но на экзамене из него встретятся только 4 темы. Мы это знаем благодаря нашему отделу исследований и разработок. Он проанализировал все варианты по литературе с момента существования ЕГЭ! И мы с удовольствием делимся такими секретами, ведь подобной информацией обладает не каждый репетитор. На онлайн-курсах по подготовке к ЕГЭ мы не только рассказываем необходимую информацию, но и учим применять ее на практике.

Один человек не справится с таким глубоким погружением в аналитику — у нас этим занимаются 200 человек. Благодаря аналитике мы смогли выявить и упрощающие методы решения заданий. Например, в заданиях с кратким ответом достаточно обратить внимание на ключевые слова и тут же записать верный ответ. На экзамене встречается не весь объем литературных терминов, а определенный (и достаточно небольшой) перечень, который необходимо заучить.

Сочинения

За 4 года практики я видела много учеников с хорошим художественным слогом. Но при подготовке их часто обходили не столь талантливые, но разбирающиеся в критериях ребята. Дело в том, что проверяющий эксперт выступает в роли такого же компьютера — и оценивает сочинения по четко установленным требованиям. Если вы эти требования хорошо знаете и выполняете — успех гарантирован.

Правда, если вы попробуете ознакомиться с критериями оценивания, то вряд ли что-то поймете. Формулировки у составителей отвратительные!

Поэтому на своих занятиях по подготовке к ЕГЭ по литературе я всегда объясняю каждый критерий простым языком. Мои ученики четко понимают, какие темы им нужно раскрыть при решении каждого задания. А еще они узнают о типичных ошибках, которые школьники часто совершают, и понимают, как их избежать. Так что после такой подготовки к ЕГЭ мои выпускники обходят даже тех, кто способен перечислить крестьян Коробочки по именам! Присоединяйтесь и вы!

Лайфхаки экзамена

К рубрике

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Критерии проверки егэ по литературе 2022 фипи
  • Критерии оценки егэ по математике профильный уровень 2022
  • Критерии оценки егэ по литературе 2022 фипи
  • Критерии оценки егэ математика профиль 2023
  • Критерии оценки егэ английский 2023

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии