Общее количество баллов
№ задания |
Баллы |
С 1 по 7 и с 10 по 14 — задания с кратким ответом, правильный ответ оценивается в 1 балл. |
12 |
8 |
4 |
9 | 4 |
15 | 4 |
16 |
4 |
17 |
14 |
Максимальное количество баллов |
42 |
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
В заданиях ЕГЭ есть несколько вопросов, требующих развернутого ответа. Задания 8 и 15, на них необходимо дать обоснованный ответ в размере 5–10 предложений, для раскрытия темы.
Количество предложений не является основным критерием оценки этих заданий, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний в данной теме экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении правильно формулировать свои мысли, может быть достаточно ответить и в меньшем объёме).
Если по критерию 1 «Соответствие ответа заданию» ставится 0 баллов, это задание считается невыполненным.
По другим критериям в «Протокол проверки развёрнутых ответов» выставляется 0 баллов.
Если по критерию 2 «Привлечение текста произведения для аргументации» ставится 0 баллов, то по критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм» работа не оценивается совсем, в «Протокол проверки развёрнутых ответов» по критерию 3 выставляется 0 баллов.
Критерий |
Баллы |
1. Соответствие ответа заданию. |
2 |
Ответ на вопрос дан правильно и сообщает о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения. |
2 |
Ответ корректно соотнесён с указанной задачей, но не дает возможности судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения. |
1 |
Ответ содержательно не сопоставлен с указанной задачей. |
0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации. |
2 |
Для аргументации высказываний текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания элементов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция изложена верно, фактические ошибки отсутствуют. |
2 |
Для аргументации высказываний текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция изложена верно, либо сделана одна фактическая ошибка |
1 |
Высказывания не аргументированы текстом произведения, либо авторская позиция отображена не верно, либо допущено более двух фактических ошибок |
0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм. |
|
В ответе отсутствуют логические и речевые ошибки. |
2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, либо речевая) – в сумме не более 2 ошибок. |
1 |
Допущено более двух ошибок одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов). |
0 |
Максимальный балл |
6 |
Оценка выполнения заданий 9 и 16, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.
Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может правильно ответить в меньшем объёме).
Критерии 1 и 2 («Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом» и «Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом») являются самыми важными.
Если по первому и второму критериям ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется.
По остальным критериям в «Протокол проверки развёрнутых ответов» занисится 0 баллов.
Если по критерию 3 «Привлечение текста произведения для аргументации» ставится 0 баллов, то по критерию 4 «Логичность и соблюдение речевых норм» работа не проверяется, в «Протокол проверки развёрнутых ответов» по критерию 4 ставится 0 баллов.
В ходе работы, экзаменуемый сам выбирает два произведения любых авторов для их контекстного сравнения (в одном из примеров можно обращаться к другому произведению автора исходного текста).
При указании автора произведения инициалы необходимы исключительно для различения однофамильцев или родственников, если это важно для правильного понимания содержания ответа.
Критерии |
Баллы |
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом. |
2 |
Правильно указано название произведения и его автор, произведение правильно сопоставлено с указанным текстом в заданном направлении анализа |
2 |
Правильно указано только название произведения без определения автора, либо указан только автор без названия произведения, произведение корректно сопоставлено с указанным текстом в заданном направлении анализа, либо названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, частично сопоставлено с текстом в правильном направлении анализа |
1 |
Не названо произведение или названо не правильно, и не указан его автор, и/или не проведено сопоставление произведения с текстом в правильном направлении анализа. |
0 |
2. Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом. |
|
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа. |
2 |
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, либо названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа. |
1 |
Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. |
0 |
3. Привлечение текста произведения для аргументации. |
|
Для аргументации используются тексты двух выбранных произведений;
|
4 |
Для аргументации используются тексты двух выбранных произведений, но текст одного произведения используется на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, фактов и т.д., а текст другого – в качестве пересказа или общих фактов о содержании, авторская позиция исходного и выбранных произведений отображена верно, либо в ответе есть одна фактическая ошибка. |
3 |
Для аргументации используются тексты двух выбранных произведений в качестве пересказа либо общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, фактов и т.д.), авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена, либо текст одного выбранного произведения используется для анализа важных для выполнения задания фактов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого выбранного произведения не используется, авторская позиция обоих текстов отражена верно, либо допущено две фактические ошибки. |
2 |
Для аргументации текст одного выбранного произведения привлекается в качестве пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, фактов и т.д.), а текст другого произведения для сопоставления не используется, авторская позиция исходного и выбранного произведений отображена верно, либо авторская позиция одного из произведений (исходного или одного из двух выбранных) отображена не верно (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов), либо допущено три и более фактических ошибок. |
1 |
Для аргументации суждений не используются тексты ни одного из выбранных произведений, либо искажена авторская позиция единственного выбранного произведения, или двух выбранных произведений, или исходного и выбранного(ых) произведений, либо допущено четыре и более фактические ошибки |
0 |
4. Логичность и соблюдение речевых норм. |
|
В ответе отсутствуют логические и речевые ошибки |
2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, либо речевая) – не более двух ошибок. |
1 |
Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов). |
0 |
Максимальный балл – 10. |
Оценка выполнения заданий 17.1–17.4, требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов.
Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является основным.
Если проверяя работу, эксперт по критерию 1 оценит его на 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и проверке не подлежит.
По остальным критериям в «Протокол проверки развернутых ответов» ставится 0 баллов.
При оценке выполнения заданий части 2 необходимо придерживаться рекомендуемого объёма написанного сочинения.
Объём сочинения должен быть не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова), то данная работа считается невыполненной и оценивается на 0 баллов.
Если объём сочинения от 150 до 200 слов максимальное количество ошибок для каждого балльного уровня не изменяется.
Если в формулировке задания сочинения по поэзии есть указание раскрыть её тему на примере не менее трёх произведений (стихотворения, лирические поэмы), при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлеченных лирических произведений, при использовании только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.
В колонку № 20 протокола выставляется номер альтернативы.
Критерии |
Баллы |
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие. |
|
Сочинение написано на указанную тему, тема раскрыта полностью и с разных сторон. |
3 |
Сочинение написано на указанную тему, тема раскрыта полностью, но только с одной стороны. |
2 |
Сочинение написано на указанную тему, но тема раскрыта частично. |
1 |
Тема не раскрыта. |
0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации. | |
Для аргументации текст используется в качестве анализа важных для выполнения задания элементов, образов, микротем, деталей и т.д., авторская позиция отображена верно, фактические ошибки отсутствуют. |
3 |
Для аргументации текст используется для анализа важных для выполнения задания элементов, образов, микротем, деталей и т.д., авторская позиция отображена верно, допущено одна-две фактические ошибки. |
2 |
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), либо аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена, либо допущено три фактические ошибки. |
1 |
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий), либо при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущено более 4 фактических ошибок, либо авторская отражена не верно. |
0 |
3. Опора на теоретико-литературные понятия |
|
Теоретико-литературные понятия применяются в сочинение и используются для анализа текста произведения(-ий) для раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют. |
2 |
Теоретико-литературные понятия применяются в сочинение, но не используются для анализа текста произведения(-ий), либо допущена одна ошибка в применении понятий. |
1 |
Теоретико-литературные понятия не используются в сочинение, либо допущено более одной ошибки в использовании понятий. |
0 |
4. Композиционная цельность и логичность. |
|
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей отсутствуют нарушения последовательности и необоснованных повторов. |
3 |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, однако внутри смысловых частей присутствуют нарушения последовательности и необоснованные повторы. |
2 |
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, либо мысль повторяется и не развивается. |
1 |
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно усложняющие понимание смысла сочинения. | 0 |
5. Соблюдение речевых норм. | |
Речевые ошибки отсутствуют, или допущена одна речевая ошибка | 3 |
Допущено 2-3 речевые ошибки. | 2 |
Допущено 4 речевые ошибки. | 1 |
Допущено 5 или более речевых ошибок. | 0 |
Максимальный балл | 14 |
Перевод баллов ЕГЭ 2023 по литературе в оценки
Оценка | Баллы |
2 | 0-31 |
3 | 32-54 |
4 | 55-66 |
5 | от 67 |
В таблице указаны приблизительные значения, т.к. официального перевода быллов ЕГЭ в оценки не существует с 2008 года.
Одновременно со сдачей ЕГЭ выпускники задаются еще одним вопросом: «Куда можно поступить с ЕГЭ по литературе?»
Московский экономический институт успешно готовит выпускников по направлению ДИЗАЙН, профили дизайн среды и графический дизайн. Одним из критериев поступления в МЭИ, является успешная сдача ЕГЭ по литературе.
Как поступить:
1
Подать документы
Заполните заявку на обучение или приходите в приемную комиссию, которая находится по адресу: м. Текстильщики, Москва, ул. Артюхиной, д. 6, корп. 1 (каб. 112, часы работы 10:00—18:00 по будням и 10:00—15:00 в субботу)
Для поступления требуется заполнить ряд заявлений и предоставить следующие документы*:
- паспорт (страницы с фотографией и регистрацией)
- оригинал документа установленного образца о предыдущем образовании либо его копия, заверенная нотариально, либо его копия с предъявлением оригинала для заверения копии приемной комиссией
- 2 фотографии 3х4 (матовые, цветные или черно-белые)
*Документы, полученные в образовательных учреждениях иностранных государств, должны пройти процедуру признания, если требуется.
2
Пройти вступительные задания
Специалист приемной комиссии свяжется с вами, для обсуждения условий прохождения вступительных заданий (тестирование). На факультете дизайна также предусмотрено выполнение творческого задания.
*Абитуриентам, у которых в наличии актуальные результаты ЕГЭ по выбранному направлению проходить вступительные задания не требуется.
3
Заключить договор об обучении
После успешного выполнения вступительных заданий и при наличии всех необходимых документов и заполненных заявлений. Специалист приемной комиссии МЭИ подготовит для Вас договор об обучении. Далее необходимо будет внести оплату и в установленную дату начать обучение.
Количество баллов ЕГЭ 2023 по литературе за каждое задание можно узнать из демоверсии текущего года.
ЕГЭ 2023 Литература. Количество баллов по заданиям.
Таблица 1
№ задания | Первичные баллы |
1 | 1 |
2 | 1 |
3 | 1 |
4 | 1 |
5 | 6 |
6 | 8 |
7 | 1 |
8 | 1 |
9 | 1 |
10 | 6 |
11 | 8 |
12 | 18 (сочинение) |
Всего: | 53 |
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Оценивание правильности выполнения заданий, предусматривающих краткий ответ, осуществляется с использованием специальных аппаратно-программных средств.
Правильный ответ на каждое из заданий 1–4 и 7–9 оценивается 1 баллом. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
Порядок записи цифр в ответе на задание 9 может быть любым.
Оценка выполнения заданий, требующих написания развёрнутого ответа, осуществляется экспертами предметной комиссии.
Выполнение заданий 5.1/5.2 и 10.1/10.2 оценивается по трём критериям: критерию 1 «Соответствие ответа заданию», критерию 2 «Привлечение текста произведения для аргументации», критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм». Максимально за выполнение каждого из заданий (5.1/5.2 и 10.1/10.2) выставляется 6 баллов (по каждому критерию – максимум 2 балла). Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и ответ дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов). Если по критерию 1 ставится 1 балл, то по критерию 2 за ответ не может быть поставлено более 1 балла. Если по критерию 2 за ответ ставится 0 баллов, то по критерию 1 не может быть поставлено более 1 балла, а по критерию 3 ответ оценивается 0 баллов.
Выполнение заданий 6 и 11 оценивается по трём критериям: критерию 1 «Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом», критерию 2 «Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации», критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм».
Максимально за выполнение каждого из заданий (6, 11) выставляется 8 баллов (по критериям 1, 3 – максимум по 2 балла; по критерию 3 – 4 балла). Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и ответ дальше не проверяется (по другим критериям данного задания выставляется 0 баллов). Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 3 ответ оценивается 0 баллов.
Выполнение задания части 2 (12.1–12.5) оценивается по восьми критериям: критерию 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие», критерию 2 «Привлечение текста произведения для аргументации», критерию 3 «Опора на теоретико-литературные понятия», критерию 4 «Композиционная цельность и логичность», критерию 5 «Соблюдение речевых норм», критерию 6 «Соблюдение орфографических норм», критерию 7 «Соблюдение пунктуационных норм», критерию 8 «Соблюдение грамматических норм».
Максимальный балл за сочинение ЕГЭ 2023 по литературе — 18 (максимум по 3 балла по каждому из критериев 1–5 и максимум по 1 баллу по каждому из критериев 6–8). Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов). При оценке выполнения задания части 2 следует учитывать объём написанного сочинения.
Экзаменуемым рекомендован объём не менее 250–350 слов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то задание считается невыполненным и сочинение оценивается 0 баллов. Если в формулировке темы сочинения по поэзии есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.
Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 53.
Смотрите также:
1 августа 2022
В закладки
Обсудить
Жалоба
Официальная демоверсия ЕГЭ 2023 от ФИПИ.
Изменения в КИМ 2023 года в сравнении с КИМ 2022 года
1) Изменена формулировка задания 9: снято указание точного количества правильных ответов, которое теперь в зависимости от анализируемого произведения (фрагмента произведения) может варьироваться от 2 до 4 (ранее в задании требовалось выбрать 3 правильных ответа из 5 предложенных).
2) Уточнен критерий 1 «Соответствие теме сочинения и её раскрытие».
Каждый вариант КИМ состоит из двух частей и включает в себя 12 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут.
Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 53.
Обновлено 10 ноября. Демоверсия утверждена.
→ Демоверсия: li-11-ege-2023-demo.pdf
→ Спецификация: li-11-ege-2023-spec.pdf
→ Кодификатор: li-11-ege-2023-kodif.pdf
→ Скачать одним архивом: li_11_2023.zip
Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ-2023. Литература. КРИТЕРИИ оценивания развёрнутых ответов. Критерии оценивания заданий 5.1/52, 10.1/10.2
Критерии оценивания заданий 5.1/52, 10.1/10.2
Баллы. | Критерии. |
1.Соответствие ответа заданию. |
|
2 | Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании теста приведённого фрагмента/стихотворения. |
1 | Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения. |
0 | Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей. |
|
|
2 | Для аргументации суждений текст привлекался на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют. |
1 | Для аргументации суждений текст привлекался на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена.
И/ИЛИ Допущена одна фактическая ошибка. |
0 | Суждения не аргументированы текстом произведения.
И/ИЛИ Авторская позиция искажена (то есть грубо искажены основные идеи произведения, общие авторские оценки). И/ИЛИ Допущены две и более фактические ошибки. |
3.Логичность и соблюдение речевых норм. |
|
2 | Отсутствуют логические, речевые ошибки. |
1 | Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая И/ИЛИ речевая) – суммарно не более двух ошибок. |
0 | Допущено две и более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок другого вида. |
6 | Максимальный балл. |
ПОЯСНЕНИЯ.
Указание на объём (5-10 предложений) условно. Объём может быть и большим, и меньшим, главное – полно и точно сформулировать мысли.
Если по критерию 1 «Соответствие ответа заданию» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным, ответ дальше не проверяется.
Если по критерию 1 ставится 1 балл, то по критерию 2 «Привлечение текста произведения для аргументации» за ответ не может быть поставлено более 1 балла.
Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 1 не может быть поставлено более 1 балла, а по критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм» ответ оценивается 0 баллов.
ЕГЭ-2023. Литература.
КРИТЕРИИ оценивания развёрнутых ответов.
Критерии оценивания заданий 6 и 11.
Баллы. | Критерии. |
1.Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом. | |
2 | Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в названном направлении анализа. |
1 | Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в названном направлении анализа.
И/ИЛИ Названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально (то есть когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления) сопоставлено с предложенным текстом в названном направлении анализа. |
0 | Не названо произведение, и не указан его автор.
И/ИЛИ Не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в названном направлении анализа. |
2.Привлечение текста произведения для аргументации. | |
4 | При сопоставлении для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция двух произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют. |
3 | При сопоставлении для аргументации текст выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст предложенного – на уровне пересказа или общих рассуждений о содержании; авторская позиция двух произведений не искажена.
И/ИЛИ Допущена одна фактическая ошибка. |
2 | При сопоставлении для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), авторская позиция двух произведений не искажена.
ИЛИ Текст выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст предложенного произведения не привлекается, авторская позиция двух произведений не искажена. ИЛИ Текст выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, а текст предложенного – на уровне важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция двух произведений не искажена. И/ИЛИ Допущены две фактические ошибки. |
1 | При сопоставлении для аргументации текст выбранного произведения привлекается на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), а текст предложенного произведения для сопоставления не привлекается; авторская позиция двух произведений не искажена.
ИЛИ Авторская позиция одного из произведений искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4,3 и 2 баллов). И/ИЛИ Допущены три фактические ошибки. |
0 | При сопоставлении для аргументации суждений привлекается только текст предложенного произведения.
ИЛИ При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текста ни одного произведения. И/ИЛИ Искажена авторская позиция двух произведений. И/ИЛИ Допущены четыре и более фактические ошибки. |
3.Логичноть и соблюдение речевых норм. | |
2 | Отсутствуют логические, речевые ошибки. |
1 | Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая И/ИЛИ речевая) – суммарно не более двух ошибок. |
0 | Допущено две и более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок другого вида. |
8 | Максимальное количество баллов. |
ПОЯСНЕНИЯ.
- Указание на примерный объём (5-10 предложений) условно. Оценка ответа зависит от содержания ответа. При наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме.
- Критерий 1 «Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом» является основным. Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и ответ дальше не проверяется (по другим критериям данного задания выставляется 0 баллов).
- Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 3 ставится 0 баллов.
ВАЖНО!
- Не допускается для сопоставления выбирать произведение того автора, которому принадлежит предложенный текст.
- При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, А.Н. Островский и Н.А. Островский; Л.Н. Толстой, А.К. Толстой и А.Н. Толстой).
Вернутьсяк списку тестов по литературе ЕГЭ
Структура ЕГЭ по литературе позволяет создать эффективный план подготовки к экзамену, ведь в ней емко и понятно отражены основные компоненты КИМа. Какие задания будут именно в этом году (да, они меняются)? Что именно нужно повторить? Какие темы из школьной программы будут востребованы, а каких не будет вовсе? Какова балльная стоимость каждой задачи? В ЕГЭ преуспевает не тот, кто много знает, а тот, кто смог хорошо подготовиться по тем шаблонам и материалам, которые реально представлены в заданиях. Всего не проверить, так что важно сконцентрироваться на том, что точно будет проверяться. Приятного просвещения!
Из чего состоит ЕГЭ?
Вы увидите две части. В первой будет 11 заданий, 4 из которых (6 и 11; 5.1/5.2, 10.1/10.2) будут представлены мини-сочинениями, посвященными сравнению и анализу текстов. Во второй части будет 5 тем сочинения (объемом минимум 200 слов). Нужно выбрать одну. За 12 задание дают целых 18 первичных баллов!
В этом году добавили пятую тему, которая находится на стыке разных искусств и призывает выпускника размышлять не только о литературе, но и о других видах творчества: живописи, режиссуре, актерском мастерстве. Многие люди, которые планируют поступление на эти факультеты, выбирают ее.
Всего за ЕГЭ по литературе реально набрать 53 первичных балла. Большую часть из них дают задания с развернутыми ответами: два задания по 6 баллов и два по 8. Лидер — финальное сочинение, за которое можно получить 18 баллов. Согласитесь, это повод поднажать в подготовке к ним.
Вот свежие примеры сочинений из демоверсии 2023 года, а также советы по подготовке к ЕГЭ по литературе. Также Вам необходимы кодификатор (там перечень всего, что нужно повторить перед экзаменом) и список прозаических и лирических произведений со ссылками на разборы по всем требованиям ЕГЭ.
Таблица баллов и правил
Здесь Вы наглядно увидите, сколько баллов дают за каждое задание, что оно собой представляет и какой уровень сложности ему приписывается.
Номер задания | Уровень сложности | Количество баллов | Что проверяют? | Пример из демоверсии |
1 | Базовый | 1 | Жанры и направления | Указать жанр «Ревизора» |
2 | Базовый | 1 | Знание художественных текстов | Назвать фамилию героя |
3 | Базовый | 1 | Знание художественных текстов | Сопоставить названия произведений и героев |
4 | Базовый | 1 | Знание литературных терминов, касающихся прозы и драмы | Указать, какие слова (названия терминов) пропущены в тексте |
5 | Повышенный | 6 | Умение анализировать текст | Нужно написать развернутый ответ, опираясь на приведенный отрывок |
6 | Повышенный | 8 | Умение находить параллели и сопоставлять тексты | Нужно назвать текст, в котором поднималась та же проблема, и описать сходства и различия в ее раскрытии. |
7 | Базовый | 1 | Знание литературных терминов, касающихся лирики и драмы | Нужно вставить пропущенные слова в тексте (это и есть названия проверяемых терминов) |
8 | Базовый | 1 | Знание размеров и рифмовок в стихосложении | Нужно назвать вид рифмовки |
9 | Базовый | 1 | Знание средств художественной выразительности | Выбрать все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения |
10 | Повышенный | 6 | Умение анализировать текст | Написать развернутый ответ на один из вопросов по содержанию сонета |
11 | Повышенный | 8 | Умение находить параллели и сопоставлять лирические тексты | Нужно назвать текст, в котором поднималась та же проблема, и описать сходства и различия в ее раскрытии. |
12 | Самый высокий | 18 | Умение глубоко анализировать произведение и раскрывать тематику, проблематику, конфликт и другие элементы содержания текста | Написать сочинение, раскрывая тему сочинения глубоко и многосторонне |
Критерии оценки
Оценить базовые задания легко: правильный ответ равноценен 1 баллу. А вот развернутые задания требуют особого подхода.
В заданиях 5 и 10 главный критерий — соответствие теме. Если ответ ни о чем, то Вам поставят 0 баллов. Если же балл поставят всего 1, то и по второму критерию будет максимум единица. А вот указание объема условно, его можно и превысить, и преуменьшить, если это не вредит раскрытию темы. Вот критерии оценки ЕГЭ по литературе из демоверсии:
В задания 6 и 11 основным является критерий «Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом». Если по нему 0, то вся работа не оценивается. А если 2 критерий нулевой, то по критерию 3 ответ тоже будет 0 баллов. Рекомендуемый объем тоже нельзя назвать обязательным, можно написать больше или меньше, все зависит от того, как Вы раскрываете тему. Интересно и то, что нельзя обращаться к тексту того же автора, чьему перу принадлежит приведенный в КИМе текст. Вот подробная таблица критериев.
В задании 12 тоже очень важно соответствие теме. Если эссе не совпадает с заявленным вопросом, то его никак не оценят. Рекомендуемый объем: 250-350 слов. Но можно и больше, ведь темы порой бывают такими сложными, что в 350 слов войдет только основная часть. А вот меньше уже некуда особо, минимум 200 слов. Если работа не насчитывает 200 слов, оценивать ее не будут. Не менее внимательно следует отнестись к условиям, данным в скобках. Если в сочинении нужно рассмотреть три примера из стихотворений, то за два или одно снимут баллы (критерий 2).
Не забывайте о проверке грамотности. Для нее существуют отдельные критерии.
Экзамен далеко не простой, но для читающей публики вполне подъемный. Облегчить подготовку в наше время позволяют подкасты и аудиокниги. Ни пуха, ни пера!
09.09.2022
57769
Литература — предмет, который многие боятся сдавать. Ученики считают, нужно обладать писательским талантом и помнить, какого цвета платье было у Наташи Ростовой на балу. Кто-то убежден, что литературу оценивают субъективно — ведь большую часть экзамена занимают сочинения, которые могут не понравиться эксперту. Все это стереотипы. Чтобы хорошо сдать ЕГЭ по литературе 2023, нужно помнить… нет, вовсе не цвет платья Наташи Ростовой, а структуру экзамена.
Изменения в ЕГЭ по литературе 2023
За все годы существования ЕГЭ литература практически не менялась, если сравнивать с другими предметами. Лишь 2022 год ознаменовался достаточно серьезной перестройкой экзамена: поменялась структура, стали оценивать грамматику, добавили зарубежную литературу и т. д.
В 2023 году ЕГЭ по литературе вернулся к старым традициям: в нем изменилась только формулировка задания 9 — снято указание точного количества правильных ответов в вопросе (ранее всегда было 3). Теперь ученик должен выбрать ВСЕ правильные ответы, а это значит, что их количество может варьироваться.
Изменений в ЕГЭ по литературе 2023 действительно немного, но они все же важны. Если их не учитывать, вы потеряете несколько баллов, которые могут стоить вам поступления. Поэтому на своих занятиях по подготовке к экзамену я подробно рассказываю, как правильно решать обновленные задания. Ведь когда вопрос меняется, меняются и особенности ответа на него.
Именно это я и объясняю и показываю своим ученикам. Где-то, например, нужно обязательно дать подробное определение термина, чтобы получить максимальный балл. Но как вы узнаете об этом, если в формулировке задания это четко не сказано? Все хитрости по решению ЕГЭ по литературе я могу рассказать и вам — приходите на мои занятия, и мы вместе разберемся во всех сложностях.
Структура ЕГЭ по литературе 2023
Экзамен состоит из двух частей. Максимальный первичный балл, который можно набрать — 58.
Первая часть
Содержит 11 заданий, 7 из которых с кратким ответом и 4 так называемые «мини-сочинения».
Ее условно также можно разделить на 2 блока:
Блок 1 — вопросы по отрывку из эпического, драматического или лироэпического произведения
- Задания 1-4 с кратким ответом направлены на знание рода, жанра, направления произведения, особенностей композиции, характеристик героев и литературных терминов, полный перечень которых можно найти в Кодификаторе.
- Задание 5.1 и 5.2 подразумевает выбор одного вопроса из двух, где необходимо написать сочинение в 5-10 предложений на анализ отрывка. Например: «Какую роль играет пейзаж в приведенном фрагменте?».
- Задание 6 — это мини-сочинение сопоставление, где нужно вспомнить один пример на заданную тему и сравнить с исходным произведением.
Блок 2 — вопросы по лирическому произведению. Если стихотворение большое, в КИМ поместят только его часть
- В заданиях 7-9 с кратким ответом также могут спросить род, жанр, размер и направление стихотворения, средства выразительности, типы рифмовки и т. д.
- Задания 10.1 и 10.2 аналогичны заданиям 5.1 и 5.2 — они подразумевают выбор только одного вопроса из двух и требуют мини-сочинения в 5-10 предложений, но уже по лирическому произведению.
- Задание 11 — это снова мини-сочинение на сопоставление, в котором также необходимо вспомнить один пример и сравнить в заданном направлении анализа. Темы в подобных сочинениях достаточно разнообразны. Это может быть мотив дружбы, неразделенной любви, тема маленького человека, осени и т. д.
Наши преподаватели ежегодно ходят на досрочный экзамен в целях «разведки», и одному из них однажды попался «мотив звезд» по стихотворению Маяковского «Послушайте!». Вспомните другие стихотворения, где встречается подобная тема. Получилось? А ведь нужно не просто их вспомнить, но и процитировать и сопоставить. Вдобавок еще время поджимает и нервы шалят… Но даже с этим можно справиться, если знать, как 😉
Например, на занятиях со своими учениками я подробно разбираю самые неожиданные темы из ЕГЭ по литературе. Мы находим и сопоставляем несколько стихотворений, рассказов или романов из русской и зарубежной литературы. А еще учимся формулировать ответ так, чтобы эксперты не придрались ни к одному слову — а они это любят, поверьте… Если хотите тоже научиться всему этому, приходите ко мне на подготовку к ЕГЭ — дойдем до 80+ баллов вместе!
Вторая часть
С этого года имеет 5 вопросов (несколько лет назад их было всего 3), из которых по личным предпочтениям нужно выбрать только один и написать объемное сочинение не менее 200 слов(одно из изменений этого года). Вот примеры тем из демонстрационного варианта ЕГЭ-2023:
Как получить высокий балл на ЕГЭ по литературе?
Формула успеха простая: теоретическая база + знание структуры экзамена. Когда-то она помогла набрать мне 98 баллов, а теперь помогает готовить учеников, которые, как и вы, мечтают поступить на бюджет в лучшие вузы страны.
Задания с коротким ответом
Главное — знать как и к чему готовиться. Например, роман-эпопею «Война и мир» из 4 томов боятся все ученики, но на экзамене из него встретятся только 4 темы. Мы это знаем благодаря нашему отделу исследований и разработок. Он проанализировал все варианты по литературе с момента существования ЕГЭ! И мы с удовольствием делимся такими секретами, ведь подобной информацией обладает не каждый репетитор. На онлайн-курсах по подготовке к ЕГЭ мы не только рассказываем необходимую информацию, но и учим применять ее на практике.
Один человек не справится с таким глубоким погружением в аналитику — у нас этим занимаются 200 человек. Благодаря аналитике мы смогли выявить и упрощающие методы решения заданий. Например, в заданиях с кратким ответом достаточно обратить внимание на ключевые слова и тут же записать верный ответ. На экзамене встречается не весь объем литературных терминов, а определенный (и достаточно небольшой) перечень, который необходимо заучить.
Сочинения
За 4 года практики я видела много учеников с хорошим художественным слогом. Но при подготовке их часто обходили не столь талантливые, но разбирающиеся в критериях ребята. Дело в том, что проверяющий эксперт выступает в роли такого же компьютера — и оценивает сочинения по четко установленным требованиям. Если вы эти требования хорошо знаете и выполняете — успех гарантирован.
Правда, если вы попробуете ознакомиться с критериями оценивания, то вряд ли что-то поймете. Формулировки у составителей отвратительные!
Поэтому на своих занятиях по подготовке к ЕГЭ по литературе я всегда объясняю каждый критерий простым языком. Мои ученики четко понимают, какие темы им нужно раскрыть при решении каждого задания. А еще они узнают о типичных ошибках, которые школьники часто совершают, и понимают, как их избежать. Так что после такой подготовки к ЕГЭ мои выпускники обходят даже тех, кто способен перечислить крестьян Коробочки по именам! Присоединяйтесь и вы!
Лайфхаки экзамена
К рубрике