Из новой демоверсии 2023.
Изменения
Изменена формулировка задания.
Изменён максимальный балл по критерию К2 «Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста» (уменьшен с 6 до 5).
В критериях К7 и К8 исключено понятие «негрубая ошибка».
Уточнены нормы оценивания сочинения при наличии фактической(-их) ошибки (ошибок); в связи с этим внесены коррективы в критерии К1, К2, К3, К12.
В критериях оценивания сняты ограничения на максимальный объём сочинения.
Формулировка задания 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.
Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Критерии оценивания
№ | Критерии оценивания ответа на задание 27 | Баллы |
I | Содержание сочинения | |
К1 | Формулировка проблем исходного текста | |
Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно | 1 | |
Проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно.Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1-К4 оценивается 0 баллов | 0 | |
К2 | Комментарий к проблеме исходного текста | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров- иллюстраций. Проанализирована смысловая связь между примерами- иллюстрациями |
5 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров- иллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована (или проанализирована неверно). ИЛИ Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к одному из примеров- иллюстраций. Проанализирована смысловая связь между примерами- иллюстрациями |
4 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Пояснения к примерам-иллюстрациям не даны. Проанализирована смысловая связь между примерами- иллюстрациями. ИЛИ Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к одному из примеров- иллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована (или проанализирована неверно) |
3 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Пояснения к примерам-иллюстрациям не даны. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована (или проанализирована неверно). ИЛИ Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации |
2 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания проблемы исходного текста. Пояснения к этому примеру-иллюстрации не даны | 1 | |
Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст. ИЛИ Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы исходного текста, не приведены. ИЛИ Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста. ИЛИ Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста. Указания к оцениванию.
|
0 | |
КЗ | Отражение позиции автора по проблеме исходного текста | |
Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована верно | 1 | |
Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована неверно. ИЛИ Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста не сформулированаУказание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по проблеме исходного текста, то такая работа по критериям КЗ и К4 оценивается 0 баллов |
0 | |
К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста | |
Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста сформулировано и обосновано | 1 | |
Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста не сформулировано и не обосновано. ИЛИ Формулировка и обоснование отношения к позиции автора (рассказчика) исходного текста не соответствуют проблеме исходного текста. ИЛИ Отношение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором») |
0 | |
II | Речевое оформление сочинения | |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют | 2 | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка. ИЛИ |
1 | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Логических ошибок нет. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка |
||
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено две и более логические ошибки. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Логических ошибок нет. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. Допущено две и более логические ошибки |
0 | |
К6 | Точность и выразительность речи | |
Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.Указание к оцениванию. Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 | 2 | |
Работа характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи. ИЛИ Работа характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли |
1 | |
Работа характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи | 0 | |
III | Грамотность | |
К7 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет | 3 | |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять или более ошибок | 0 | |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет | 3 | |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять или более ошибок | 0 | |
К9 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет | 2 | |
Допущены одна-две ошибки | 1 | |
Допущено три или более ошибки | 0 | |
К10 | Соблюдение речевых норм | |
Допущено не более одной ошибки | 2 | |
Допущены две-три ошибки | 1 | |
Допущено четыре или более ошибки | 0 | |
К11 | Соблюдение этических норм | |
Этические ошибки в работе отсутствуют | 1 | |
Допущена одна этическая ошибка или более | 0 | |
К12 | Соблюдение фактологической точности | |
Фактические ошибки в работе отсутствуют | 1 | |
Допущена одна фактическая ошибка или более | 0 | |
Максимальное количество баллов за выполнения задания 27 (К 1 —К 12) | 24 |
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом 150 и более слов.
Если в сочинении 69 и менее слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 149 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – орфографических ошибок нет;
К8 – пунктуационных ошибок нет.
Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – допущено не более двух ошибок;
К8 – допущено не более двух ошибок;
К9 – грамматических ошибок нет;
К10 – допущено не более одной речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 149 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается 0 баллов.
Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Содержание
- 1 Задание №27
- 2 Новые критерии оценивания
- 2.1 Объем текста
- 2.2 Содержание
- 2.3 Речевое оформление
- 2.4 Грамотность
- 3 Особенности проверки
- 4 Пример сочинения
Одно из важных нововведений ЕГЭ 2023 года – это новые критерии оценивания сочинения по русскому языку. Прежде чем приступить к подготовке и начинать прорабатывать возможные направления (в 2023 году это уже укрупненные разделы и подразделы), важно понять, как оценивается экзаменационная работа, и на что будут обращать особое внимание эксперты.
Задание №27
В 2023 году в КИМы по русскому языку внесли немало нововведений. Все изменения, которые произойдут в I части КИМа, мы детально рассматривали в материале, посвященном ЕГЭ 2023 года по русскому языку. В данной статье мы разберемся, как изменятся критерии оценивания сочинения и какой будет новая формулировка задания №27 второй части работы.
В демонстрационном варианте ЕГЭ 2023 года представлена такая формулировка задания №27.
Красным цветом на изображении выделена строчка, в которой произошли изменения. Вместо требования «укажите смысловую связь…» (в КИМах 2021 и 2022 годов), мы видим требование «проанализируйте смысловую связь между…», что конкретизирует поставленную перед экзаменуемым задачу, не просто выявить наличие связующих факторов, а и дать им детальный анализ с привлечением примеров-иллюстраций. Вне сомнений, суть задачи от изменения одного слова в условии кардинально не изменилась, ведь и ранее написание сочинения предполагало полное раскрытие темы, с анализом и аргументациями.
Скорее всего, данное изменение было продиктовано тем, что среди участников ЕГЭ прошлого года нашелся выпускник, подавший апелляцию и попытавшийся оспорить снятые баллы, акцентируя внимание на требовании «указать» и не «анализировать» связь.
Новые критерии оценивания
В прошлом сезоне на ЕГЭ по русскому языку задание №27 оценивали в 25 ПБ (первичных баллов), тогда как в 2023 году максимальный балл за это задание понизили до 24 ПБ. Зная, сколько дают за сочинение на экзамене по русскому языку, не сложно подсчитать, что вопрос №27 в КИМе может дать выпускнику до 44% всего результата ЕГЭ.
Как и ранее, проверка будет осуществляться в два этапа:
- эксперты подсчитывают количество слов, из которых состоит текст;
- если объем работы более 70 слов, осуществляется дальнейшая проверка по 12 основным пунктам, описанным далее.
В демоверсии 2023 года, разработанной для ЕГЭ по русскому языку, критерии проверки сочинения объединены в три блока:
Таким образом, новые критерии сочинения, разработанные для ЕГЭ 2023 года, по сути будут проверять все те же вероятные виды ошибок:
- фактические;
- логические;
- речевые;
- грамматические;
- орфографические;
- пунктуационные.
Чтобы понять, что изменилось, давайте подробно разберем важность объема работы и критерии сочинения, которые будут использовать эксперты на ЕГЭ по русскому языку в сезоне 2023 года.
Объем текста
Важно! Понять, как оценивается сочинение второй части ЕГЭ по русскому языку, нужно знать принципы подсчета слов. Эксперты будут учитывать все части речи, включая служебные. Не учитываются в подсчете только знаки препинания и числа, записанные с помощью цифр.
Основные правила:
- учитываются все слова, разделенные пробелом;
- если слово пишется через дефис, его считают как 1 слово;
- если слова пишутся без дефиса (например «все же») – их считают как 2 отдельных слова;
- числа, написанные словами «пять», «шесть» и т.д. учитываются при подсчете.
Важно! Первый и самый важный критерий сочинения на ЕГЭ 2023 года – это количество слов. Работы менее 70 слов оценивают в «0» баллов и далее не проверяют.
Учитывая объем сочинения, при проверке задания №27 на ЕГЭ по русскому возможны такие варианты развития событий:
Обратите внимание, что для слишком больших работ нет правила снижения максимального балла, но учитывая, что будут проверены только первые 300 слов можно предположить, что эксперт не выставит высокую оценку, ведь, скорее всего, в проверяемый блок не поместится как минимум вывод, который является важной частью экзаменационной работы.
Содержание
Критерии, представленные в первом блоке оценивания задания №27 ЕГЭ по русскому языку, направлены на проверку содержания текста сочинения. По каждой из позиций блока может быть выставлена такая максимальная оценка:
Таким образом, по блоку «содержание» итоговый балл может достигать 8 ПБ, которые экзаменуемый может получить как за текст объемом 70-150 слов, так и за сочинение объемом более 150 слов.
Вся работа оценивается в 0 ПБ и не подлежит дальнейшей проверке, если:
- в тексте 69 слов или менее;
- переписан или пересказан исходный текст;
- выявлен плагиат (работа экзаменуемого является копией текста, доступного в интернете);
Важно! По критериям К1-К4 выставляют 0ПБ, если проблема вообще не сформулирована или экзаменуемый сформулировал проблему неверно.
Также в блоке «содержание» появились новые указания к оцениванию:
- Комментарий к проблеме должен содержать анализ смысловой связи! Если в тексте просто указана связь, но отсутствует ее анализ, по позиции К2 будет выставлено 0ПБ.
- Если экзаменуемый неправильно понимает проблему и допустил фактическую ошибку в приведении примера-иллюстрации, по позиции К2 также будет выставлено 0ПБ.
- Если позиция автора не сформулирована или сформулирована неправильно (искажена), по позициям К3-К4 работу оценят в 0ПБ.
Все фактические ошибки, не имеющие связи с пониманием проблемы, должны быть учтены в оценивании не по позиции К2, а по позиции К12.
Речевое оформление
Второй блок предполагает проверку качества письменной речи. Чтобы получить максимум баллов за сочинение на ЕГЭ по русскому важно уметь писать связные тексты с последовательным изложением фактов. Максимум по этим двум позициям оценивания можно получить 4ПБ, но для достижения высокого результат эти баллы очень важны.
Обратите внимание, что по критерию К6 2ПБ дадут только при условии, что экзаменуемый также получит 2ПБ по К10 (соблюдение речевых норм). Если по К10 выставили 1 ПБ или 0ПБ, можно рассчитывать максимально на 1ПБ по критерию К6.
Грамотность
Хотя первая часть работы во много проверяет знание правил грамматики, орфографии и пунктуации, при оценивании сочинения также будут обращать особе внимание на соблюдение данных норм. Каждая ошибка, допущенная в тексте, может снизить суммарный балл за ответ на задание №27.
*Максимальные баллы по критериям К7-К10 могут получать только работы, объемом более 150 слов. Для текстов от 70 до 150 слов оценка за ответ по этим позициям снижается на 1 балл.
Именно поэтому необходимо научиться понимать, сколько слов приблизительно в сочинении с учетом растянутости вашего почерка, чтобы не тратить лишнее время на подсчет во время сдачи ЕГЭ по русскому. Также рекомендуется изначально «набивать руку» на тексты, объемом около 200-250 слов.
Подробнее о том, как правильно написать план к сочинению, какими могут быть темы 2023 года, а также какой должна быть подготовка к экзамену, читайте в материалах нашего сайта.
Особенности проверки
Как правило, все сочинения, эссе и другие работы с развернутыми ответами на Едином Государственном Экзамене проверяют независимые эксперты. Каждый текст независимо друг от друга оценивают 2 эксперта с опорой на критерии, описанные выше.
Далее возможны три варианта развития событий:
- оценки экспертов совпадают – идеальный вариант, не вызывающий сомнений.
- в оценках есть несущественные отличия – выставляют средний результат;
- в оценках есть существенные отличия – работу проверяет третий эксперт, мнение которого и считается окончательным.
Существенными считают такие расхождения в оценивании:
- 8ПБ – суммарно по всем 12 позициям оценивания;
- 2ПБ и более по К7 (орфография);
- 2ПБ и более по К8 (пунктуация).
Важно! Если сомнения касаются только К7 и К8, третий эксперт осуществляет проверку работы только по спорному критерию.
В материалах ФИПИ акцентируют внимание на том, что минимальный «нулевой» результат, выставленный за все задание №27 и формулировка оценки «задание не выполнено» не являются расхождением, тогда как эти же формулировки для отдельного критерия могут быть оспорены (такие работы подлежат дополнительной проверке третьим экспертом по всем 12 позициям).
Пример сочинения
Также смотрите пример написания правильного сочинения по тексту из демоверсии 2023 года:
Читайте также:
- ЕГЭ по биологии в 2023 году
- ЕГЭ по химии в 2023 году
- ЕГЭ по физике в 2023 году
-
2.43
(7 голосов) -
11023
10.01.2023 (Обновлено 10.01.2023)
В этой статье мы подробно расскажем, как должно выглядеть сочинение ЕГЭ в 2023 году, как подготовиться к экзамену и написать сочинение на заветные 24 балла. Итак, обо всем по порядку.
Экзаменационная работа ЕГЭ по русскому языку 2023 года состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. На выполнение работы автору отводится 3 часа 30 минут (210 минут).
Первая часть имеет формат теста и содержит 26 заданий. Ответами к заданиям 1-26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел).
Вторая часть экзаменационной работы содержит всего одно задание — сочинение на заданную тему. Это задание с развернутым ответом проверяет умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Задание №27 — самое объемное, именно оно сильно пугает 11-классников.
В этой статье мы подробно расскажем, как должно выглядеть сочинение ЕГЭ в 2023 году, как подготовиться к экзамену и написать сочинение на заветные 24 балла. Итак, обо всем по порядку.
Умения и навыки, необходимые для успешного выполнения задания
Для успешного выполнения задания №27 (сочинение) экзаменуемый должен продемонстрировать следующие коммуникативные навыки:
- умение анализировать содержание и проблематику представленного текста;
- способность комментировать поднятую в исходном тексте проблему;
- умение определять позицию автора текста по затронутой проблематике, выражать собственное мнение;
- способность последовательно и логично излагать мысли в письменной форме;
- умение использовать в письменной речи разнообразные грамматические формы и демонстрировать лексическое богатство русского языка;
- умение письменно оформлять высказывания в соответствии с нормами современного русского литературного языка (орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми).
Пример задания №27 из демонстрационного варианта ФИПИ 2023 года
- «Напишите сочинение по прочитанному тексту.
- Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
- Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.
- Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
- Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
- Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика)
по проблеме исходного текста. - Объём сочинения — не менее 150 слов.
- Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
- Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.»
Сочинение должно соответствовать определенной структуре (каждый пункт плана — отдельный абзац):
1. Вступительная часть.
2. Постановка проблемы.
3. Комментарий.
4. Отношение автора.
5. Ваша позиция.
6. Заключение.
Разберем каждый раздел более подробно:
Вступление. Ваша задача во вступительной части — подвести читателя к проблеме, которую предстоит сформулировать и разобрать. Трех-четырех предложений будет достаточно, чтобы дать понять экзаменатору, что вы приступаете к выполнению работы, понимая содержание текста. Начать вступление можно с развернутого обобщения, сообщив, например, о масштабах и актуальности проблемы, что она давно обсуждается и т.п. Вступление придает целостность работе, поэтому постарайтесь сконцентрировать в нем суть предстоящей работы.
Постановка проблемы. Во втором абзаце необходимо сообщить о прочтении текста, четко и конкретно сформулировать затронутую в тексте проблему, назвать автора. Важно понимать, что проблема — это фундамент, вокруг которого будет строиться сочинение. Приступая к этому пункту, рекомендуем набросать сразу несколько проблем и вопросов, которые возникают после прочтения текста. Из нескольких проблем следует заранее выбрать ту, к которой в тексте можно найти аргументы.
Сформулировать проблему можно разными способами. Например, при помощи вопросительного предложения (Какими должны быть отношения между представителями разных поколений? Автор подробно раскрывает эту проблему в тексте). Можно задействовать конструкцию «Проблема + существительное в родительном падеже». Можно использовать заранее подготовленные речевые клише («В предложенном тексте автор размышляет…», «В произведении поднимается проблема…», «Поиском ответа на этот вопрос занимается автор…» и т.п.).
Комментарий. Это самая объемная часть сочинения. В рамках третьего абзаца нужно дать два комментария, опираясь на исходный текст, дать объяснения и использовать связки между ними. Ваша задача — показать, что проблема действительно является первостепенной в тексте, подтвердив это двумя примерами. В качестве комментария можно использовать короткие цитаты, пересказ истории, размышления автора и т.п. Приведенные примеры должны иметь логическую связь (можно их сравнить или противопоставить).
Для оформления смысловой связи можно использовать готовые клише («Автор обращает внимание читателя на…», «Автор раскрывает проблему на примере…», «В поисках ответа на поставленные вопросы автор произведения…» и т.п.).
Отношение автора. Здесь нужно подвести текст к следующей части сочинения — выражение собственного мнения. Отношение автора — это его ответ на сформулированные вами вопросы, его видение проблемы. В этой части стоит изложить мысль, которая соотносится с общепринятой позицией, но не нужно вдаваться в спорные утверждения. Для выражения отношения автора также можно использовать клише, например:
Автор приводит читателя к выводу, что…
Автору удалось убедить читателя в том, что…
Позиция автора такова: он считает…
Авторская позиция состоит в том, что…
Ваша собственная позиция. В этой части пришло время обозначить вашу собственную позицию относительно рассматриваемой проблемы. Обратите внимание: мнение автора текста и ваша позиция не обязательно должны совпадать, но агрессивно протестовать и настаивать на своей точке зрения не нужно, поскольку жанр экзаменационного сочинения не оставляет места полемике. Обоснование своей позиции должно быть кратким, чтобы экзаменатор убедился в вашей способности компактно излагать свои мысли. Для выражения собственной позиции можно использовать готовые клише, например:
Я полностью разделяю точку зрения писателя и придерживаюсь мнения, что…
Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
Трудно не согласиться с автором…
Я согласен с мнением автора, но…
Заключение. В этой части постройте заключение в обратной последовательности вступительной части, начав кратко и закончив развернуто. Обобщение всего написанного должно быть кратким и емким, отражать концентрированно проблему, позицию автора и собственное мнение. Простой пересказ текста вступления не подойдет, проведите параллель с ним, поделитесь впечатлением. В заключении должна быть проведена логическая связь между всеми частями и сделан общий вывод. Сделать это помогут клише:
После прочтения этого произведения становится понятно…
Подводя итоги сказанного, можно сделать вывод…
Этот текст заставил меня еще раз убедиться…
Прочитав произведение, осознаешь…
Критерии оценивания сочинения ЕГЭ 2023
При выполнении задания важно не только грамотно и логично изложить текст, но и продемонстрировать способность выявлять проблему, высказывать собственное мнение, уметь приводить правильную и максимально точную аргументацию. Чтобы получить наивысший балл, нужно разбираться в критериях оценивания сочинения.
Письменное задание с развернутым ответом оценивается по 12 критериям:
1. Формулировка проблем исходного текста. Проблема — ядро, вокруг которого создается сочинение ЕГЭ по русскому языку. Это вопрос, который поднимает автор, на который пытается найти ответ. В тексте публицистического характера проблема часто называется прямо, поэтому ее не нужно долго искать. В художественном же тексте часто необходимо провести полный анализ текста, чтобы уловить идею автора.
2. Комментарий к проблеме исходного текста. Это ваш анализ исходного текста, посредством которого вы показываете свою способность следить за логикой текста, выделять важные моменты и использовать их для формулировки позиции автора и собственного мнения.
3. Отражение позиции автора по проблеме исходного текста. Этот критерий оценивает ваше умение адекватно воспринять отношение автора к рассказанному. Оно может быть позитивным, негативным, двояким и т.п. Тут же нужно обозначить предлагаемый ответ автора на поставленный им в тексте вопрос.
4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. Это не только согласие или несогласие с мнением автора, но и аргументация своей позиции. В сочинении можно привести практический любой аргумент (исторический факт, случай из личного опыта и т.д.).
5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Сочинение должно быть последовательным, связным, логичным. Для этого необходимо уметь составлять план, использовать средства связи между предложениями и структурными элементами сочинения. Текст сочинения должен быть разбит на абзацы, каждое предложение должно быть связано с предыдущим.
6. Точность и выразительность речи. По этим подразумевается умение четко донести смысл высказывания. Большое количество повторов, грамматические и речевые ошибки портят текст и затрудняют понимание смысла. Точность сочинения по русскому языку заключена в использовании средств выразительности, интересных синтаксических конструкций, стилистических приемов.
7. Соблюдение орфографических норм.
8. Соблюдение пунктуационных норм.
9. Соблюдение грамматических норм.
10. Соблюдение речевых норм.
11. Соблюдение этических норм.
12. Соблюдение фактологической точности.
Пример сочинения на максимальный балл
Сочинение по тексту А.П.Чехова:
“Какое влияние оказывает на человека тяжёлый труд? Наверное, именно по этой причине многим людям не хватает времени на саморазвитие и самообразование. Какую роль могут играть духовные ценности для того, кто думает лишь об удовлетворении физиологических потребностей? Многим приходится заниматься изнурительной работой ради куска хлеба. А.П. Чехов поднимает проблему влияния непосильного труда на человека.
Герой размышляет о том, что главная причина несчастной жизни некоторых людей заключается в необходимости много трудиться. Именно поэтому открытие медицинских пунктов, школ или библиотек не поможет обществу. Какой в этом смысл, если человек не находит времени и средств для лечения или чтения книг? Картина, которую создает рассказчик, выглядит трагической: «…миллиарды людей живут хуже животных – только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх». Вот почему им некогда подумать о душе, и они не виноваты в этом, потому что не знают другой, лучшей жизни.
Люди, которым приходится постоянно заниматься тяжёлым трудом, живут на автомате, выполняя одни и те же действия изо дня в день. Такая пустая, бессодержательная жизнь не дает никакой пищи для размышлений, не подталкивает человека задаваться закономерными вопросами о смысле существования и собственном предназначении. Герой А.П. Чехова уверен в том, что «мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности». Корень зла гораздо глубже, и чтобы люди становились грамотными и духовно развитыми, нужно освободить их от ежедневного непосильного труда.
Оба аргумента взаимосвязаны и дополняют друг друга. Автор подчёркивает, что смыслом существования многих людей становится обыкновенное желание выжить, поэтому их пониманию недоступно ни образование, ни искусство.
Итогом размышлений писателя становится такая позиция: от непосильного труда люди болеют, рано старятся и умирают. Кроме того, это мешает приобщиться к духовной деятельности.
Нельзя не согласиться с точкой зрения А.П. Чехова. Действительно, изнурительная работа разрушает личность. Вспомним, например, роман Д. Лондона «Мартин Иден», герой которого мечтал стать писателем. Для того чтобы заработать на жизнь, ему пришлось устроиться в прачечную. Это отнимало у него практически всё время и силы, поэтому после работы Мартин уже не мог заниматься литературным творчеством, так как чувствовал сильную усталость. Этот пример доказывает, что непосильный труд требует от человека больших жертв.
В заключение хочется сказать, что малые дела не решают важных социальных проблем, а только усугубляют зло, царящее в обществе. Чтобы материальные ценности не вытесняли духовные, надо помочь конкретным людям, вынужденным жить в тяжелых условиях. Для этого, по мнению чеховского героя, необходимо избавить их от непосильного труда.”
Библиографическое описание:
Сочинение ЕГЭ 2023 задание 27 по русскому языку. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 7 (193). — URL: https://moluch.ru/archive/193/94982/ (дата обращения: 11.03.2023).
Сочинение – это единственное задание во 2-й части ЕГЭ по русскому языку. Демоверсия ЕГЭ 2023 по русскому языку позволила понять, что это задание изменили следующим образом:
- уточнили формулировку вопроса;
- отменили максимальный лимит числа слов (минимальный лимит – 70 слов, рекомендуется писать не меньше 150 слов);
- уточнили критерии оценивания; уменьшили до 5 ПБ максимальную оценку по показателю К-2 (раньше было 6 ПБ);
- уточнили правила проверки при наличии ошибок различных типов.
Проверку 2-й части экзамена осуществляют специалисты. Основное, что они учитывают – это число слов в сочинении, его соответствие теме, наличие плагиата. Если в сочинении будет меньше 70 слов или оно не будет соответствовать тематике, экзаменуемый получит 0 баллов. То же самое касается ситуаций, когда текст является плагиатом.
Тексты сочинений ЕГЭ, прошедшие первичную проверку, оценивают по следующим показателям:
- формулирование проблем – 1 ПБ;
- комментарий к вопросу – 5;
- отражение позиции экзаменуемого – 1;
- отношение школьника к позиции писателя – 1;
- смысловая цельность, связность,
- последовательность текста – 2;
- точность, связность речи – 2;
- соответствие нормам этики – 1;
- соответствие фактологии – 1.
Также есть критерии, за которые школьник получает разное число ПБ, в зависимости от того, сколько слов имеет текст. К таким показателям относят:
- соответствие правилам орфографии – 2 ПБ за текст размером 70-150 слов,
- 3 ПБ за объем более 150 слов; соответствие правилам пунктуации – 2, 3;
- соответствие правилам грамматики – 1, 2; соответствие нормам речи – 1, 2.
Выходит, что максимум за текст объемом 70-150 слов можно получить 20 ПБ. За сочинение, объем которого превышает 150 слов, ученик получает до 24 ПБ.
Структура задания
Структура текста в 2023 г. не поменялась:
- Небольшое вступление.
- Формулирование вопроса.
- Комментарий к поставленному вопросу.
- Высказывание позиции автора.
- Комментарий (ученик должен написать, согласен он или нет с мнением писателя).
- Аргументирование (требуется хотя бы 1 аргумент, но рекомендуется приводить минимум 2).
- Заключение.
Частые ошибки
При написании сочинения экзаменуемые часто совершают такие ошибки:
- не правильно выделяют проблему текста;
- используют готовые тексты из Сети;
- не соблюдают структуру;
- не обосновывают собственное мнение.
- Не приводят аргументы из литературы;
Посмотрите сочинения ЕГЭ по русскому языку, чтобы избежать допущения распространенных ошибок на экзамене.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, слово, соответствие.
Ключевые слова
сочинение ЕГЭ 2023 по русскому языку,
демоверсия ЕГЭ 2023 по русскому языку,
тексты сочинений ЕГЭ,
критерии оценивания сочинения
сочинение ЕГЭ 2023 по русскому языку, демоверсия ЕГЭ 2023 по русскому языку, тексты сочинений ЕГЭ, критерии оценивания сочинения
Похожие статьи
Сравнительно-сопоставительный анализ субстантивных…
Ключевые слова: субстантивные прилагательные, сравнительный анализ субстантивов, русский язык, персидский язык.
– Однако в персидском языке они делятся на две категории: словесное соответствие и семантическое соответствие.
слово, перевод, переводчик, предложение, русский язык…
Тогда у нас появилась мысль проверить, а как слово «katana» будет переводиться на русский язык?
Она возникает, главным образом, тогда, когда слово оригинала обозначает чисто местное явление, которому нет соответствия в быту и в понятиях другого народа» [4 с.352].
Факторы, влияющие на развитие языка | Статья в журнале…
Ключевые слова: язык,фактор,изменчивость языка, развитие языка, грамматический строй языка
Грамматическая система языка, как и сам язык, представляет собой диалектическое единство
Существуют типы изменения русского языка, которые включают лексику (слово)…
Созвучные слова в английском и русском языках
слово, русский язык, язык, заимствование, принимающий язык… Разные алфавиты в русском и английском языках стали причиной того, что русский язык заимствует слова в фонетическом виде. Это слова, которые уже существуют в языке, но приобретают новую семантику под…
слово, перевод, переводчик, предложение, русский язык…
Время появления слова «учить» в русском языке неизвестно. Однако, согласно данным этимологического словаря Фасмера, современная
5) Дрессировать, бить, сечь, наказывая (разговорный язык): Учить кулаками[1, c. 884]. В результате поиска соответствий русскому…
русский язык, текст, работа, урок, умение, слово, методический…
— Мн., Современное слово, 2006. русский язык, профессиональное общение, дидактическая единица, специальная литература, деловой язык, дальнейшее формирование, профессиональное образование, содержание…
Лакуны как лингвистическое явление | Статья в журнале…
Например, в русском деловом языке есть общее слово «льгота», на узбекский язык это слово переводится «имтиёз», имеющее целый ряд соответствий в английском языке. Так priveledge, benefit это «льгота» с оттенком значения «привилегия», franchise — «льгота»…
План-конспект урока по русскому языку «Русский язык…»
Слово учителя. — Мы выяснили, что русский язык многогранен, он выполняет различные функции. Я предлагаю вам попробовать догадаться о
Регулятивные: самостоятельная работа с материалом; планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей.
Значение слова и различия между языками | Статья в журнале…
Ключевые слова:фразеологизм, соматизм, рука, русский язык, персидский язык, эквивалент. Таким образом, фразеологические единицы играют особую роль в отображении национально-культурных различий между разными языками. Интегрированный урок на тему «Различение…
Реалии как лингвистическое явление | Статья в журнале…
реалия, перевод, язык перевода, исходный язык, язык, Русский язык, незнакомая реалия, переводчик, слово, текст. Приемы перевода интернациональных реалий. слово, контекстуальный перевод, приблизительный перевод…
Похожие статьи
Сравнительно-сопоставительный анализ субстантивных…
Ключевые слова: субстантивные прилагательные, сравнительный анализ субстантивов, русский язык, персидский язык.
– Однако в персидском языке они делятся на две категории: словесное соответствие и семантическое соответствие.
слово, перевод, переводчик, предложение, русский язык…
Тогда у нас появилась мысль проверить, а как слово «katana» будет переводиться на русский язык?
Она возникает, главным образом, тогда, когда слово оригинала обозначает чисто местное явление, которому нет соответствия в быту и в понятиях другого народа» [4 с.352].
Факторы, влияющие на развитие языка | Статья в журнале…
Ключевые слова: язык,фактор,изменчивость языка, развитие языка, грамматический строй языка
Грамматическая система языка, как и сам язык, представляет собой диалектическое единство
Существуют типы изменения русского языка, которые включают лексику (слово)…
Созвучные слова в английском и русском языках
слово, русский язык, язык, заимствование, принимающий язык… Разные алфавиты в русском и английском языках стали причиной того, что русский язык заимствует слова в фонетическом виде. Это слова, которые уже существуют в языке, но приобретают новую семантику под…
слово, перевод, переводчик, предложение, русский язык…
Время появления слова «учить» в русском языке неизвестно. Однако, согласно данным этимологического словаря Фасмера, современная
5) Дрессировать, бить, сечь, наказывая (разговорный язык): Учить кулаками[1, c. 884]. В результате поиска соответствий русскому…
русский язык, текст, работа, урок, умение, слово, методический…
— Мн., Современное слово, 2006. русский язык, профессиональное общение, дидактическая единица, специальная литература, деловой язык, дальнейшее формирование, профессиональное образование, содержание…
Лакуны как лингвистическое явление | Статья в журнале…
Например, в русском деловом языке есть общее слово «льгота», на узбекский язык это слово переводится «имтиёз», имеющее целый ряд соответствий в английском языке. Так priveledge, benefit это «льгота» с оттенком значения «привилегия», franchise — «льгота»…
План-конспект урока по русскому языку «Русский язык…»
Слово учителя. — Мы выяснили, что русский язык многогранен, он выполняет различные функции. Я предлагаю вам попробовать догадаться о
Регулятивные: самостоятельная работа с материалом; планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей.
Значение слова и различия между языками | Статья в журнале…
Ключевые слова:фразеологизм, соматизм, рука, русский язык, персидский язык, эквивалент. Таким образом, фразеологические единицы играют особую роль в отображении национально-культурных различий между разными языками. Интегрированный урок на тему «Различение…
Реалии как лингвистическое явление | Статья в журнале…
реалия, перевод, язык перевода, исходный язык, язык, Русский язык, незнакомая реалия, переводчик, слово, текст. Приемы перевода интернациональных реалий. слово, контекстуальный перевод, приблизительный перевод…
Критерии оценивания ЕГЭ по русскому языку
Многие выпускники хотят получить высокие баллы за ЕГЭ по русскому языку. Этот экзамен является обязательным для выпускников, и для того, чтобы поступить в престижный ВУЗ необходимо набрать максимальное колличество баллов. Для получения максимальных баллов, выпускнику нужно правильно выполнить все задания, а также написать сочинение, в соответствии с критериями, на основе предложенного текста. Правильно выполненная экзаменационная работа оценивается в 59 первичных баллов, которые равноценны 100 тестовым баллам на экзамене.
Часть 1
№ задания | Количество баллов. |
1-7
9-15 17-25 |
Максимум 1 балл |
16 | 2 балла
Правильным считается ответ, в где указаны все цифры из эталона и отсутствует лишняя информация.
Во всех иных вариантах — 0 баллов. |
8 | 0 — 5 баллов. |
26 | 0 — 4 балла
Правильным будет считаться ответ, где указаны все цифры правильно и отсутствует другая информация. За каждую правильно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу |
27 | 25 баллов |
ИТОГО: 59 баллов. |
Часть 2
Критерии оценивания сочинения (задание 27) |
Баллы |
|
I |
Содержание |
|
К1 |
Формулирование проблем предложенного текста |
|
Человек, сдающий экзамен верно сформулировал одну из проблем исходного текста (в любой части сочинения). Фактические ошибки, связанные с пониманием и формулировкой проблемы отсутствуют |
1 |
|
Экзаменуемый не смог правильно сформулировать ни одной из проблем предложенного текста. *Если проблема не сформулирована или сформулировал неверно (в любой части сочинения), то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов |
0 |
|
К2 |
Комментарии к сформулированной ранее проблеме |
|
Для сформулированной ранее проблемы даны комментарии с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл 2 и более примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для осознания проблемы. Дано аргументированное пояснение к двум приведённым примерам. Отмечена смысловая связь между ними. Фактические ошибки, связанные с пониманием проблемы текста, в комментариях отсутствуют. |
5 |
|
Для сформулированной ранее проблемы даны комментарии с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, которые необходимы для понимания проблемы. Дано пояснение к двум приведённым ранее примерам, но не отмечена смысловая связь между ними, либо выявлена смысловая связь между примерами, но пояснение приведено только к одному из примеров. Фактические ошибки, связанные с пониманием проблемы текста, в комментариях отсутствуют. |
4 |
|
Сформулированная проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл 2 или более примеров-иллюстраций из предложенного текста, важных для понимания проблемы, но дано пояснение только к одному примеру, смысловая связь между примерами отсутствует, или экзаменуемый привёл только 1 пример-иллюстрацию из предложенного текста, важный для понимания проблемы, и дал развернутое пояснение к нему. Фактические ошибки, связанные с пониманием проблемы текста, в комментариях отсутствуют. |
3 |
|
Экзаменуемый привёл 2 примера-иллюстрации из предложенного текста, важных для понимания проблемы, но не дал развернутого объяснения их значения |
2 |
|
Экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы и не дал развернутого объяснения его значения |
1 |
|
Примеры-иллюстрации из предложенного текста, необходимые для понимания проблемы, не указаны, или проблема прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущены более одной фактической ошибки, связанные с пониманием текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или вместо комментария написан пересказ текста, либо вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста. |
0 |
|
К 3 |
Отражение позиции автора предложенного текста |
|
Экзаменуемый корректно сформулировал позицию автора предложенного текста по прокомментированной проблеме. Фактические ошибки, связанные с пониманием позиции автора исходного текста, отсутствуют. |
1 |
|
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неправильно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. |
0 |
|
К 4 |
Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. |
|
Экзаменуемый высказал своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или опровергнув позицию автора) и обосновал свое мение. |
1 |
|
Экзаменуемый не выразил своего отношения к позиции автора текста, или размышления экзаменуемого не соответствуют указаной ранее проблеме, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором») |
0 |
|
II |
Речевое оформление сочинения |
|
К5 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения мыслей:
|
2 |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, однако допущена только одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного разделения текста |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущена одна и более логические ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного разделения текста |
0 |
|
К 6 |
Точность и выразительность речи |
|
Работа экзаменуемого характеризуется ясностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. *Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 |
2 |
|
Работа экзаменуемого характеризуется точностью и ясностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мыслей |
1 |
|
Работа экзаменуемого отличается бедностью словарного запаса и однообразием грамматического строя речи |
0 |
|
III |
Грамотность |
|
К 7 |
Соблюдение орфографических норм |
|
Орфографические ошибки отсутствуют (либо допущена одна негрубая ошибка) |
3 |
|
Допущены 1-2 ошибки |
2 |
|
Допущено 3-4 ошибки |
1 |
|
Допущено 5 и более ошибок |
0 |
|
К 8 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
Пунктуационные ошибки отсутствуют (либо допущена одна негрубая ошибка) |
3 |
|
Допущено 1–3 ошибки |
2 |
|
Допущено 4-5 ошибок |
1 |
|
Допущено 6 и более ошибок |
0 |
|
К 9 |
Соблюдение грамматических норм |
|
Грамматические ошибки отсутствуют |
2 |
|
Допущено 1-2 ошибки |
1 |
|
Допущено 3 и более ошибок |
0 |
|
К10 |
Соблюдение речевых норм |
|
Допущено не более одной речевой ошибки |
2 |
|
Допущено 2-3 ошибки |
1 |
|
Допущено 4 и более ошибок |
0 |
|
К11 |
Соблюдение этических норм |
1 |
Этических ошибок в работе нет |
0 |
|
Допущено более одной этической ошибки |
||
К12 |
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале |
|
Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют |
1 |
|
Допущено более одной фактической ошибки в фоновом материале |
0 |
|
Максимальное количество баллов за все сочинение (К1–К12) |
24 |
ВАЖНО
При оценке грамотности (критерии К7–К10) следует придерживаться рекомендуемого объёма сочинения. Указанные в таблице критерии оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов .
Если в работе менее 70 слов, то такое задание не будет засчитано и оценивается 0 баллов.
При оценивание сочинения объёмом 70-150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.
2 балла по этим критериям ставится в исключительных случаях:
- К7 – орфографические ошибки отсутствуют либо допущена только одна негрубая ошибка.
- К8 – пунктуационные ошибки отсутствуют или допущена только одна негрубая ошибка.
1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
- К7 – допущено не более двух ошибок;
- К8 – допущено 1–3 ошибки;
- К9 – грамматические ошибки отсутствуют;
- К10 – допущено не более 1 речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.
Если сочинение состоит из полностью переписанного исходного текста без комментариев, то данная работа оценивается 0 баллов. (К1−К12)
Если в сочинении, представляющем собой переписанный или пересказанный текст, содержатся элементы текста экзаменуемого, в этом случае при проверке задания учитывается только количество слов, которое принадлежит экзаменуемому.
Сочинение, написанное без опоры на прочитанный текст, оценивается на 0 баллов.
Тест на профориентацию
Об Академии
Высшее образование
Контакты
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512, зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 № 52 952)
«82. <…> По результатам первой и второй проверок эксперты
независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом. <…>
В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя
экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение
в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему
учебному предмету. Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».
Существенными считаются следующие расхождения.
1. Расхождение между суммами баллов, выставленных экспертами
за выполнение любого из заданий 5.1/5.2 и 10.1/10.2, составляет 3 или более первичных балла. Третий эксперт проверяет ответ на соответствующее задание по всем критериям.
2. Расхождение между баллами, выставленными экспертами по
любому из критериев оценивания ответов на задания 5.1/5.2 и 10.1/10.2,
составляет 2 первичных балла. Третий эксперт проверяет ответ на
соответствующее задание по данному критерию.
3. Расхождение между суммами баллов, выставленных экспертами
за выполнение любого из заданий 6 и 11, составляет 4 или более первичных балла. Третий эксперт проверяет ответ на соответствующее задание по всем критериям.
4. Расхождение между баллами, выставленными экспертами по
любому из критериев оценивания ответов на задания 6 и 11, составляет 2 или более первичных балла. Третий эксперт проверяет ответ на соответствующее задание по данному критерию.
5. Расхождение между суммами баллов, выставленных экспертами
за выполнение задания 12, составляет 9 или более первичных баллов. Третий
эксперт проверяет ответ на это задание по всем критериям.
6. Расхождение между баллами, выставленными экспертами по
любому из критериев 1−5 оценивания выполнения задания 12, составляет 2
или более первичных балла. Третий эксперт проверяет ответ на это задание
по данному критерию.
7. Расхождение между суммой баллов, выставленных экспертами по
критериям 6−8 оценивания задания 12, составляет 2 или более первичных
балла. Третий эксперт проверяет ответ на это задание по критериям 6−8.
8. Один из экспертов поставил 0 баллов (или поставил «Х», указав
на отсутствие ответа) по первому критерию за выполнение любого из
заданий 5.1/5.2, 6, 10.1/10.2, 11, 12, а другой эксперт — ненулевое значение.
Третий эксперт проверяет ответ на это задание по всем критериям.
9. Расхождение в результатах оценивания двумя экспертами ответа
на одно из заданий 5.1/5.2, 6, 10.1/10.2, 11, 12 хотя бы по одному критерию
заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие ответа на задание в
экзаменационной работе, а другой эксперт выставил за выполнение этого
задания ненулевой балл. В этом случае третий эксперт проверяет только
ответы на задания (по всем критериям оценивания данного задания), которые
были оценены со столь существенным расхождением. Ситуации, при
которых один эксперт указал на отсутствие ответа в экзаменационной работе,
а второй эксперт выставил нулевой балл за выполнение этого задания, не
являются ситуациями существенного расхождения в оценивании