Критерии оценивания эссе на ЕГЭ по обществознанию
- 07.11.2018
ВАЖНО! С 2022 года из ЕГЭ по обществознанию было исключено задание, предполагающее написание эссе. Вместо него появилось составное задание 24-25, которое проверяет умение подготавливать доклад по определённой теме. Задание 24 (план) рассматривается как основа написания доклада по заданной теме. А вопросы и требования задания 25 конкретизируют отдельные аспекты заданной темы, в том числе применительно к реалиям современного российского общества и государства.
- Как выполнять задание 25 на ЕГЭ в 2023 году
В 2019 году эссе по обществознанию и критерии его оценивания перетерпели некоторые изменения. Смотрим внимательно что именно изменилось в 2020 году!
- Об изменениях более точно можно узнать на странице с демоверсией 2020
Рассмотрим подробно каждое из изменений, а затем полный лист все требований (критериев), по которым будут проверяться ваши эссе. Эксперт: Ксения Кафтаева, проект ОКЕГЭ
- Примеры эссе с оценками эксперта
- План и структура эссе
- Большой банк примеров эссе
Задание 29.1
- Нужно сформулировать тезис, который вы будете доказывать в эссе. Запомните это, от тезиса мы будем плясать на протяжении всего мини-сочинения.
- Пересказать, перефразировать или последовательно объяснить каждое слово переть НЕЛЬЗЯ!
Задание 29.2
- Дано ключевое понятие, но нет иных теоретических пояснений — теряем 1 балл.
- Есть неточности, ошибки в формулировке теоретических положений — теряем 1 балл.
- Не раскрыли ключевое понятие — теряем 2 балла.
- Написали бытовым языком — теряем 2 балла.
- Использовали лишнее, не относящиеся к теме термины и теоретические положения — теряем два балла.
Запоминаем! Даем определение ключевого понятия, раскрываем тезис, который вы сформулировали в самом начале на теоретических положениях. Никакие лишние понятия не вводим и не объясняем.
Задание 29.3
Важно, этот критерий проверяем структуру мини-сочинения. Запоминаем структуру (подробнее о структуре):
- Раскрываем смысл цитаты, формулируем тезис, который будем доказывать.
- Даем корректное объяснение ключевого понятия, подтверждаем свой тезис теоретическими примерами.
- Приводим два фактических примера (о них сказано далее)
- Пишем вывод
Всё это должно быть написано НЕ бытовым языком, иначе теряем баллы!
Задание 29.4
Смотрим, что у нас происходит с фактическими аргументами.
- Нельзя брать аргументы из однотипных источников (два примера из газеты, два примера их истории — нельзя; 1 пример из истории + 1 пример из литературы — можно).
- Для каждого аргумента должен быть свой тезис → тезиса должно быть ДВА.
Что можно использовать как аргумент:
- Сообщения СМИ.
- Материалы учебных предметов.
- Факты общественной жизни (история) и личного социального опыта.
- Собственные наблюдения.
Важно, чтобы ваши наблюдения и личный социальный опыт были не на «бытовом» уровне, поэтому старайтесь избегать таким примеров. Лучше использовать факты из истории, литературу, данные статистики, статьи, фильмы.
Критерии оценивания от ФИПИ
№ | Критерии оценивания ответа на задание 29 | Баллы |
29.1 | Раскрытие смысла высказывания | 1 |
Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования | 1 | |
Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован. | 0 | |
ИЛИ Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания. | ||
ИЛИ Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом | ||
Указание по оцениванию: | ||
Если по критерию 29.1 выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов | ||
29.2 | Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений | 2 |
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения | 2 | |
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены. | 1 | |
ИЛИ В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт. | ||
ИЛИ В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений | ||
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания. | 0 | |
ИЛИ Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания | ||
Указание по оцениванию: | ||
Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 | ||
выставляется 0 баллов | ||
29.3 | Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов | 1 |
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод | 1 | |
Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания | 0 | |
29.4 | Качество приводимых социальных фактов и примеров | 2 |
Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию. | 2 | |
Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом | ||
Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод. | 1 | |
Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом. | ||
ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод. | ||
Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом. | ||
ИЛИ Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию. | ||
Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом | ||
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | |
Указание по оцениванию: | ||
В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.). | ||
1. Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников | ||
2. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании | ||
Максимальный балл | 6 |
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
- ЕГЭ по обществознанию
Официальный сайт ФИПИ совместно с демоверсией ЕГЭ 2021 опубликовал критерии оценивания эссе по обществознанию.
→ примеры эссе на 6 баллов
→ тренировочные варианты ЕГЭ
Таблица критериев с баллами от ФИПИ
№ | Критерии оценивания ответа на задание 29 | Баллы |
29.1 | Раскрытие смысла высказывания | 1 |
Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования | 1 | |
Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован. ИЛИ Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания. ИЛИ Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом |
0 | |
Указание по оцениванию: Если по критерию 29.1 выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов | ||
29.2 | Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений | 2 |
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения | 2 | |
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены. ИЛИ В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт. ИЛИ В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений |
1 | |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён; теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания. ИЛИ Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания |
0 | |
Указание по оцениванию: Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов | ||
29.3 | Теоретическое содержание мини-сочинения: связность и логичность рассуждений, выводов | 1 |
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод | 1 | |
Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания | 0 | |
29.4 | Качество приводимых социальных фактов и примеров | 2 |
Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис/ положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом | 2 | |
Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод. Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом. ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом. ИЛИ Приведены два примера из источников разных типов, дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом |
1 | |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | |
Указания по оцениванию: 1. Могут быть приведены как реальные факты общественной жизни настоящего и/или прошлого, личного социального опыта участника ЕГЭ, так и модели социальных ситуаций. 2. Указания источника фактов современной общественной жизни (конкретного СМИ, социологической службы и т.п.) не требуется. 3. Информация о прочитанных книгах / просмотренных спектаклях / посещённых выставках, экскурсиях и т.п. относится к личному социальному опыту участников ЕГЭ независимо от того, осуществлялась эта деятельность в рамках образовательного процесса в образовательной организации, в семье или в процессе самообразования. 4. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого материала, не засчитываются при оценивании |
Формулировка задания № 29:
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Сформулируйте корректно одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:
– из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернетресурсов социологических служб;
– из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;
– из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
Связанные страницы:
Многих выпускников пугает 29 задание ЕГЭ по обществознанию — эссе. К сожалению, у многих данное задание вызывает сложности. Ребята думают: «Это непосильное задание, и лучше я его пропущу, чем потрачу лишнее время на экзамене!». В этой статье мы разберем эссе ЕГЭ по обществознанию так, чтобы каждый из вас получил заветные баллы.
Внимание! В ЕГЭ по обществознанию больше нет задания 29 — то есть эссе или сочинение на экзамене теперь писать не надо. Вместо этого требуется составить план и объяснить какое-то понятие из школьного курса по обществознанию — задания 24-25. Наши преподаватели уже подготовили подробный разбор новых заданий. Предлагаем также изучить комментарий Артёма Мушты, методиста MAXIMUM Education:
Сколько себя помню, в ЕГЭ по обществознанию написание мини-сочинения, задание 29, всегда было последним. В формате мини-сочинения оно существовало в последние несколько лет — до этого оно называлось эссе. По старинке его многие так называют, хотя сами составители экзамена очень строго подчеркивали последние несколько лет, что это никакое не эссе, что это — мини-сочинение. Они обосновывали это тем, что мини-сочинение – это, собственно говоря, сочинение, а эссе — определенный литературный жанр, который требует обязательной ярко-выраженной позиции по какому-то вопросу.
В какой-то момент составители экзамена начали возмущаться, что очень многие ученики делали заготовки для задания 29, набирали себе базы аргументов, учили 100 самых популярных тем сочинений просто наизусть. В общем, подготовка к написанию эссе превращалась в какую-то профанацию, фарс.
Составители экзамена с этим несколько лет пытались бороться, каким-то образом конкретизировали критерии, старались в методических рекомендациях подчеркивать, что задача эссе проверить три навыка:
— умение аргументировать,
— умение раскрывать на теоретическом уровне какие-то положения, используя понятия,
— и умение составлять эти понятия, приводить примеры
Но в итоге это ни к чему хорошему не привело и закончилось тем, что в 2022 году в ЕГЭ по обществознанию появился новый тип задания.
Я говорю о 25 задание, которое напрямую связано с предыдущим, 24-м. Как это выглядит теперь: ученику нужно составить план по теме «политические партии» — это задание 24. А в следующем нужно объяснить какой-то принцип, связанный с предыдущей темой: например, необходимость существования многопартийности. То есть придется раскрыть роль многопартийности в современной России, продемонстрировать различные функции и привести 3 примера партий, существующих в нашей стране. Таким образом, специфика нового здания в том, что оно направлено на понимание, знание и умение апеллировать к современным реалиям Российской Федерации.
Что представляет из себя 29 задание ЕГЭ по обществознанию?
На выбор предоставляется 5 цитат по известным тематическим блокам: философия, экономика, социология (социальная психология), политология и правоведение. Ваша задача — выбрать только одну цитату. Здесь дам совет: многие ребята уже по ходу подготовки выбирают для себя один или два тематических блока, по которым будут писать эссе на ЕГЭ по обществознанию.
Как это сделать? Наверняка, у каждого из вас есть свои собственные любимые тематические блоки, в которых вы чувствуете себя увереннее всего. Именно от этой мысли и отталкивайтесь. Однако тут стоит отметить, для уверенности нужно быть готовым писать эссе по любой цитате, так как никто не знает, какие цитаты попадутся. Примерно для написания хорошего эссе потребуется от 45 до 60 минут. Поэтому стоит распределить своё время на экзамене правильно.
Однако чтобы сдать ЕГЭ по обществознанию на высокий балл, нужно хорошо знать все блоки, а не только самый любимый. Систематизировать все знания по предмету и закрыть пробелы вы можете на наших курсах подготовки к ЕГЭ. Мы разбираем все ловушки экзамена по обществознанию и подсказываем, как запомнить самые сложные термины и законы. А еще пишем пробный ЕГЭ, чтобы на настоящем вы не нервничали. Ждем вас!
Критерии оценивания
Приступая к эссе, необходимо понять, как эксперты ставят оценки. Эти критерии, по сути, и лягут в основу вашей работы.
Самый главным и ключевой критерий на который каждому необходимо ориентироваться — это раскрытие смысла высказывания (К1). Если за него вы получаете 0, то и за всё эссе ЕГЭ по обществознанию автоматически выставляется 0 баллов, какими бы прекрасными не были дальнейшие рассуждения. При раскрытии смысла высказывания с опорой на цитату вам могут помочь рассуждения в рамках неё и предположения о том, какой теоретический аспект затрагивается в цитате. Словами-помощниками для вам могут стать «сущность», «идея» и «проблема».
Теоретическая аргументация — это К2, за
который максимум можно получить 2 балла.
В качестве теоретической аргументации выступают все ваши теоретические
знания и аспекты, которые необходимы для раскрытия смысла цитаты или уже
встречаются в самой цитате.
Связность и логичность рассуждений, выводов — это К3. За него вы можете получить 1 балл, если ваши рассуждения будут содержать логические связки и переходы. К тому же, ваши рассуждения должны быть связными и непротиворечивыми. Не забывайте о микровыводе после каждого теоретического аргумента и выводе в конце задания.
Последний критерий — качество практических аргументов (К4), за который вы также можете получить 2 балла. О них я подробнее расскажу в следующем параграфе.
Таким образом, максимум за всё эссе можно получить 6 баллов.
Структура эссе ЕГЭ по обществознанию в 2022 году
Теперь, когда мы с вами знакомы с критериями оценивания 29 задания ЕГЭ по обществознанию, давайте рассмотрим, как должно выглядеть ваше эссе с точки зрения структурных элементов. Структура эссе должна содержать элементы, которые, во-первых, будут оцениваться экспертами, а, во-вторых, позволят вам создать логичный текст. Примерный объём хорошего эссе — от 1,5 до 2 страниц.
Ваше эссе должно содержать следующие элементы:
- смысл высказывания (К1);
- ваша позиция по данному высказыванию (согласие/несогласие). От вашей позиции будет зависеть дальнейшая логика приводимых практических и теоретических аргументов;
- теоретические аргументы (К2) + микровыводы;
- практическая аргументация (К4) + микровыводы;
- общий вывод по всему эссе.
Если, выполняя 29 задание ЕГЭ по обществознанию, вы будете следовать чёткой структуре, вам не придётся тратить время на создание «скелета». К тому же вы будете чётко понимать, какие элементы обязательно должны присутствовать в вашей работе. Только что мы с вами создали шаблон вашего эссе, которым вы можете воспользоваться на реальном экзамене.
Практические и теоретические аргументы для эссе по обществознанию
Теперь давайте более подробно остановимся на практических и теоретических аргументах, так как именно они лягут в основу вашего эссе на ЕГЭ по обществознанию. Начнём (в соответствии с нашей структурой!) с теоретических аргументов.
Теоретические аргументы
В основе теоретических аргументов должны лежать ваши знания по основным теоретическим аспектам в рамках смысла высказывания. Всего должно быть 2 теоретических аргумента. Постарайтесь выделить два опорных понятия, которым вы будете далее давать характеристики и развивать в качестве теоретических аргументов. И помните о том, что теоретические аргументы обязательно должны быть связаны как с темой цитатой, так и между собой. Если же в самой цитате уже присутствует термин, он обязательно должен быть раскрыт в вашем эссе! И не забудьте сделать микровывод, чтобы гарантированно получать 1 балл по К3.
Практические аргументы
Теперь давайте перейдём к практическим аргументам, которые являются логическим продолжением вашей работы. В эссе должно быть два практических аргумента. Ваши практические аргументы обязательно должны продолжать общую идейную линию эссе и подтверждать вашу позицию. В критериях зафиксированы источники, из которых можно брать аргументы. Их всего три. Это очень важный момент!
Источники практической аргументации:
- Социальный опыт (факты общественной жизни, сообщения СМИ, статистические данные).
- Зарубежная и отечественная история. Обе они относятся к одному источнику. Чтобы ваш аргумент был засчитан как исторический, вы должны указать даты или исторический период. Будьте максимально конкретны!
- Личный опыт. Сюда входит все, что касается ситуаций, которые происходили с вами, а также книги, которые вы читали, фильмы, которые вы смотрели.
Обратите внимание на то, что аргументы должны быть приведены из двух разных источников! В обратном случае они просто будет не засчитаны. И в дополнении к источникам у меня есть приятная новость! Указание источника фактов современной общественной жизни, например, конкретного СМИ или социологического центра не требуется.
Будьте внимательны! Факты, содержащие фактические и смысловые ошибки, не будут засчитываться экспертами. Поэтому, если вы не помните автора книги или в каком году точно произошло определенное событие, лучше воздержитесь от данных аспектов.
Вот ещё один очень полезный совет. Создайте отдельную тетрадь, куда вы будете записывать ваши практические аргументы. Это послужит для вас личным «банком», к которому вы всегда сможете обратиться при подготовке. Не оставляйте без внимания ни одну новостную статью, которую вы прочитали или интересный фильм, который вы просмотрели. Ведь они могут пригодиться на экзамене!
Что нужно запомнить, чтобы написать эссе в 2022 году
Как вы поняли, эссе — это не такое страшное и сложное задание, каким мы его представляем. Самое главное — это оставьте 45-60 минут на экзамене для написания эссе и используйте в качестве «скелета» имеющийся у вас уже готовый шаблон. Обязательно пополняйте свой «банк» практических аргументов и главное не бойтесь приступать к написанию эссе. У вас всё получится!
Во время написания экзамена в принципе очень важно правильно распределять свое время. Каждое задание имеет свой «вес», и если у вас что-то не получается, необязательно зацикливаться на чем-то одном. Решайте ЕГЭ дальше, а к сложному вопросу вернетесь, если у вас останется время. Иначе вы можете просто потерять баллы.
Научиться правильно распределять время на экзамене и понять свои сильные и слабые стороны можно на наших курсах подготовки к ЕГЭ. Мы поможем вам разобраться во всех критериях оценивания, закроем пробелы в знаниях и научим решать все задания ЕГЭ быстро и правильно. Записывайтесь!
Примеры эссе ЕГЭ по обществознанию
29.1. Философия «Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей» (Н. Г. Чернышевский). Оценка 5/6, снят балл по К2.
Известный русский
писатель и публицист Н.Г.Чернышевский рассуждает в рамках такой науки как
философия; науки, изучающей внутренний мир человека, его мировоззрение, взгляды
(и факт существования личности в целом). Будучи автором высказывания о процессе
самопознания, Чернышевский говорит о том, что человек, не изучивший и не
понявший себя в полной мере, никогда не достигнет «глубокого знания людей».
Я не согласна с
автором, ведь бывают и такие случаи, когда человек, познав какую-либо часть
своего окружения, начинает проецировать их образы и поведение на себя, анализировать
последнее, и лишь по завершении этого действия осознает свою сущность, находит
свое внутреннее «я».
Само по себе самопознание — это особый вид познавательной деятельности, главной целью которого является получение человеком знаний о самом себе. Основными методами самопознания являются самонаблюдение и самоисследование; эти методы, при их использовании индивидом можно считать умениями, приобретенными им в процессе становления личности – социализации, которая, по определению, означает процесс получения навыков, необходимых для жизни в обществе, путем взаимодействия с другими индивидами и/или образами человека.
Так, например, огромную роль в процессе социализации и дальнейшего становления личности играют школьные уроки литературы — на них учащиеся в сопровождении учителя изучают различные произведения мировой классики, анализируют действия персонажей, лирических героев, да и самих «творцов историй» — писателей и поэтов. Проецируя изученные модели поведения на себя, ученики оценивают их со своей субъективной точки зрения, чем способствуют осуществлению более глубокого самоанализа и самоисследования; то есть через познание внутреннего мира и мыслей других людей (пусть и не всегда реально существующих) подростки находят и изучают свое истинное «я».
Одним из таких произведений, изученных нашим классом на уроках литературы, был роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Основной акцент наш преподаватель делал на изучении личности и мотивов действия главного героя — Печорина, молодого человека, ощущающего себя оружием в руках судьбы, являющегося фаталистом и совершенно не осознающего своих черт характера и личностных качеств (за исключением пороков), но при этом отлично понимающего других людей, предпосылки их поступков, их внутренние конфликты и тщательно скрываемые тревоги.
Проанализировав указанные выше примеры и рассуждения, можно сделать вывод, заключающийся в том, что человеку для глубокого знания других людей не обязательно полностью изучать себя, наоборот, практика в непосредственном понимании окружающих может способствовать развитию самопознания и, в дальнейшем, в формировании самосознания.
29.3 «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик» (И. Гёте)
МИНИ-СОЧИНЕНИЕ /ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Критерий То
Критерий
Критерий Критерий
Два
Итого:
|
Критерии оценивания мини-сочинения/ эссе на ЕГЭ по Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе ***Философия *** Экономика *** Социология, социальная психология |
||
Критерии |
Баллы |
|
Раскрытие |
1 балл |
|
Смысл |
1 балл |
|
Смысл |
0 |
|
Если по |
||
Теоретическое |
2 |
|
В |
2 |
|
Корректность |
1 балл |
|
Отсутствуют |
1 балл |
|
В |
0 |
|
Указания _____________________________________________________________________________ |
||
Качество |
2 |
|
Приведено _____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ |
2 |
|
Приведен _______________________________________________________________________________ |
1 балл |
|
Факты |
0 |
|
Факты/примеры, |
0 |
|
Максимальный балл |
: 6 |
Как получить максимальный балл за эссе на ЕГЭ по обществознанию? Какую структуру нужно соблюдать, и какие аргументы использовать, чтобы выстроить логику повествования? Обо всем подробнее читайте в нашей статье!
Критерии оценивания эссе
В 2023 году будут изменены критерии оценки эссе на ЕГЭ по обществознанию. Формулировка 25 задания станет более развернутой и подробной, чтобы облегчить понимание структуры ответа на вопрос.
№ | Критерий | Максимальный ПБ |
---|---|---|
К-25.1 | Наличие обоснования с опорой на обществоведческие знания. | 2 |
К-25.2 | В тексте есть правильный ответ на вопрос с указанием минимум 3 позиций. | 1 |
К-25.3 | В тексте есть 3 примера или больше. | 3 |
ВСЕГО | — | 6 |
Таблица 1, критерии оценки эссе на ЕГЭ по обществознанию
Рис. 1, пример формулировки 25 задания на ЕГЭ по обществознанию
Структура эссе по обществознанию
Чтобы получить максимальный балл за написание эссе на ЕГЭ по обществознанию, нужно соблюдать правильную структуру ответа.
№ | Элемент структуры | Объяснение |
---|---|---|
1 | Вступление (20% текста) | Раскрыть смысл высказывания/цитаты/определения. Объяснить главную мысль/идею фразы и актуальность вопроса, о котором говорит автор изречения. |
2 | Теоретическая аргументация (30% текста) | Раскрыть смысл высказывания. Отразить знание обществоведческих понятий и терминов (обязательно для получения баллов) и теорий общественного развития. |
3 | Фактическая аргументация (30% текста) | Ваша точка зрения будет выражаться через аргументы, в качеств которых выступают: факты из истории;общественной жизни;личный или социальный опыт;литература или кино. |
4 | Вывод (20% текста) | Общий итог и описание того, как примеры помогли раскрыть суть высказывания. Не следует повторяться и описывать ранее изложенное. |
Таблица 2, структура эссе на ЕГЭ по обществознанию
- Экономика;
- Политика;
- Человек и общество;
- Социальные отношения;
- Право.
Виды аргументов в эссе
В эссе на ЕГЭ по обществознанию 2023 года есть два вида аргументов, которые можно использовать для объяснения сути высказывания автора.
Теоретическая аргументация
Такая аргументация строится на теоретических знаниях, полученных в процессе обучения. Используйте только факты и четкие формулировки.
- Смысл выбранного понятия. Вам нужно объяснить высказывание, используя обществоведческие понятия и терминологию, изученную по программе.
- Теория общественного развития. Все зависит от заявленной тематики эссе. Для разных направлений могут быть актуальны разные теории.
Фактическая аргументация
Этот вид аргументации строится на личном или общественном опыте. Обладает более свободными формулировками.
- Жизнь общества. Периоды или события из жизни общества, которые помогут описать явление.
- Социальный опыт. Личный жизненный опыт автора, который можно соотнести с высказыванием.
- Исторические события. Факты из истории, которые помогут провести параллель и доказать актуальность высказывания.
Советы для написания эссе
У нас есть еще несколько советов, которые помогут качественно написать эссе по обществознанию на высокий балл.
- Без использования теоретических аргументов, вы не получите баллы даже за верно оформленную фактическую часть. Это может отнять 5 первичных баллов от работы.
- Делите текст на микротемы по 3-5 предложений. Для каждого аргумента лучше использовать новый абзац.
- Сохраняйте логику повествования в своем эссе, чтобы работа представляла полный и законченный текст.
- Проверяйте приводимые факты и даты, а также наличие грамматических ошибок и орфографию.
Экономьте свое время вместе с сервисом Студворк! Не успеваете выполнить работу? Заказывайте эссе у нас на сайте!
Пример эссе по обществознанию
ЕГЭ -2021. Обществознание
Критерии оценивания и баллы.
Материал опубликован на сайте ФИПИ 24 .08.2020 г.
Количество баллов по заданиям.
№ задания. |
Количество баллов. |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
4 |
2 |
5 |
2 |
6 |
2 |
7 |
2 |
8 |
2 |
9 |
2 |
10 |
1 |
11 |
2 |
12 |
1 |
13 |
2 |
14 |
2 |
15 |
2 |
16 |
2 |
17 |
2 |
18 |
2 |
19 |
2 |
20 |
2 |
21 |
2 |
22 |
2 |
23 |
3 |
24 |
3 |
25 |
4 |
26 |
3 |
27 |
3 |
28 |
4 |
29 |
6 |
ИТОГО. |
65 |
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом, баллы.
21. Указания по оцениванию. |
Баллы. |
Правильно даны ответы на три вопроса. |
2 |
Правильно даны ответы на любые два вопроса. |
1 |
Правильно дан ответ только на один любой вопрос. ИЛИ Ответ неправильный . |
0 |
Максимальный балл: |
2 |
22. Указания по оцениванию. |
Баллы. |
Правильно приведено объяснение и даны ответы на два вопроса. |
2 |
Правильно приведены любые два элемента ответа |
1 |
Правильно приведён только один любой элемент ответа. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный. |
0 |
Максимальный балл: |
2 |
23. Указания по оцениванию. |
Баллы. |
Правильно названы два источника (пути) и приведены по два примера (всего четыре примера), то есть дан полный ответ на вопросы. |
3 |
Правильно названы два источника (пути), приведены любые два-три примера |
2 |
Правильно названы один-два источника (пути), приведён любой один пример. ИЛИ Правильно назван один источник (путь) и приведены соответствующие ему два примера |
1 |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 3, 2 и 1 балла. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл: |
3 |
24. Указания по оцениванию. |
Баллы. |
Правильно названы и пояснены три функции, причины и пр. чего-либо. |
3 |
Правильно названы две-три функции, две из них пояснены. |
2 |
Правильно названы одна–три функции, одна из них пояснена. ИЛИ Правильно названы только три функции |
1 |
Правильно названы только одна-две функции. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл: |
3 |
25. Критерии оценивания ответа на задание 25 |
Баллы. |
Раскрытие смысла понятия |
|
25.1. Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) |
2 |
Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий ИЛИ в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу |
1 |
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу. ИЛИ Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия. ИЛИ Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. |
0 |
Указания по оцениванию. 1.Не засчитывается: – характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт; – в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания; – объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию. 2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов . |
|
2. Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия. |
2 |
Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия. |
2 |
Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания. |
1 |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. |
0 |
Указание по оцениванию. При оценивании не засчитываются: – предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов; – предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний; – словосочетания, нераспространённые предложения. |
|
Максимальный балл: |
4 |
26. Указания по оцениванию. |
Баллы |
Правильно названы три социальных института, проиллюстрировано социализирующее воздействие каждого из них. |
3 |
Правильно названы два-три социальных института, проиллюстрировано социализирующее воздействие любых двух из них. |
2 |
Правильно названы один–три социальных института, проиллюстрировано социализирующее воздействие любого одного из них. |
1 |
Правильно названы только один–три социальных института. ИЛИ Приведён(-ены) только пример(ы) социализирующего воздействия одного–трёх социальных институтов. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
|
Максимальный балл |
3 |
27. Указания по оцениванию. |
Баллы |
Правильно даны ответы на четыре вопроса. |
3 |
Правильно даны ответы на любые три вопроса. |
2 |
Правильно даны ответы на любые два вопроса. |
1 |
Правильно дан ответ на любой вопрос. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
28. Указания по оцениванию. |
Баллы |
При анализе ответа учитывается: − соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; − наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу; − корректность формулировок пунктов плана |
|
28.1. Раскрытие темы по существу. |
|
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. НОВОЕ!!! Количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. |
3 |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. ИЛИ Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта . |
2 |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. |
1 |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. ИЛИ Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов). |
0 |
Указания по оцениванию. 1.Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. 2.1 балл по критерию 28.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 28.1 выставлено 3 балла 28 |
|
28.2. Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана. |
1 |
Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей . |
1 |
Все иные ситуации. |
0 |
Максимальный балл: |
4 |
29. Критерии оценивания ответа на задание 29. |
Баллы |
29.1. Раскрытие смысла высказывания. |
|
Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования. |
1 |
Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован. ИЛИ Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания. ИЛИ Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом. |
0 |
Указание по оцениванию. Если по критерию 29.1 выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов. |
|
29.2.Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений. |
2 |
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения. |
2 |
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены. ИЛИ В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт. ИЛИ В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений. |
1 |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания. ИЛИ Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания . |
0 |
Указание по оцениванию. Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов. |
|
29.3. Теоретическое содержание мини-сочинения: связность и логичность рассуждений и выводов. |
1 |
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод. |
1 |
Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания. |
0 |
29.4. Качество приводимых социальных фактов и примеров. |
2 |
Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом |
2 |
Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод. Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом. ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом. ИЛИ Приведены два примера из источников разных типов, дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом. |
1 |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. |
0 |
Указание по оцениванию. 1. Могут быть приведены как реальные факты общественной жизни настоящего и/или прошлого, личного социального опыта участника ЕГЭ, так и модели социальных ситуаций. 2. Указания источника фактов современной общественной жизни (конкретного СМИ, социологической службы и т.п.) не требуется. 3. Информация о прочитанных книгах / просмотренных спектаклях / посещённых выставках, экскурсиях и т.п. относится к личному социальному опыту участников ЕГЭ независимо от того, осуществлялась эта деятельность в рамках образовательного процесса в образовательной организации, в семье или в процессе самообразования. 4. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого материала, не засчитываются при оценивании. |
|
Максимальный балл |
6 |
№
Критерии
Детализация
Баллы
Сумма
1.
Понимание темы и соответствие ей содержания работы (если тема не понята автором или проинтерпретирована совершен- но неправильно (грубо проигнорировано объективное содержание и логическая структура выбранного афоризма), остальные критерии при проверке данной работы могут не учиты- ваться и за все эссе выставляется либо «0» баллов, либо (по решению жюри) не более «10» баллов за всю работу
1.1
адекватность понимания темы
0-2
12
1.2
грамотная постановка основной проблемы, умение отделять главное от второстепенного
0-3
1.3
соответствие содержания работы заявленной теме
0-2
1.4
полнота раскрытия темы
0-3
1.5
выделение проблем, связанных с основной темой, и адекватность их раскрытия
0 — 2
2.
Владение теоретическим и фактическим материалом по теме (в случае, если анализ проведен исключительно на повседневно-житейском уровне или при наличии в работе не относящихся к теме фрагментов текста или примеров по данному пункту, ставиться оценка «0» баллов)
2.1
владение концептуальным аппаратом (использование обществоведческих понятий, терминов, классификаций, относящихся к теме)
0-2
12
2.2
знание основных теоретических подходов к решению обсуждаемой проблемы и их представителей, наличие ссылок на мнения известных исследователей по данной теме
0-2
2.3
использование системного подхода: выделение основных аспектов и уровней проблемы, понимание их взаимосвязей аргументация на теоретическом, а не на обыденном уровне
0-2
2.4
0-2
2.5
аргументация на эмпирическом уровне (приведение конкретных примеров, отсылка к фактам, и т.п.)
0-2
2.6
выявление широких взаимосвязей, в том числе междисциплинарного характера
0-2
3.
Логичность авторского текста
3.1
ясность и четкость формулировок, отсутствие путаницы, связанной с двусмысленностью и неопределенностью выражений
0-3
10
3.2
обоснованность, непротиворечивость рассуждений, отсутствие пробелов в аргументации
0-3
3.3
грамотность определения понятий и грамотность классификаций
0-2
3.4
осуществление выводов, основанных на структурных взаимосвязях между используемыми понятиями: генерализация, аналогия, анализ, синтез и т.п.
0-2
4.
Общая гуманитарная эрудиция
4.1
знание социальных фактов и их уместное использование
0-2
10
4.2
использование примеров из всемирной и отечественной истории
0-3
4.3
знания в области истории мировой культуры (использование образов, символов, метафор из художественной литературы, живописи, музыки и др.)
0-3
4.4
творческий подход к ответу на вопросы, оригинальность мышления
0-2
5.
Навык организации академического текста, связность, системность, последова тельность изложения, культура письма
5.1
связность, системность, последовательность текста
0-2
6
5.2
четкая структурированность текста
0-1
5.3
соблюдение базовых стандартов академического цитирования
0-1
5.4
единство стиля, точность и выразительность языка
0-2
6.
Грамотность
6.1
Соблюдение орфографических норм
0-3
10
6.2
Соблюдение пунктуационных норм
0-3
6.3
Соблюдение языковых норм
0-2
6.4
Соблюдение речевых норм
0-2
ИТОГО
60