Количество баллов ЕГЭ 2023 по литературе за каждое задание можно узнать из демоверсии текущего года.
ЕГЭ 2023 Литература. Количество баллов по заданиям.
Таблица 1
№ задания | Первичные баллы |
1 | 1 |
2 | 1 |
3 | 1 |
4 | 1 |
5 | 6 |
6 | 8 |
7 | 1 |
8 | 1 |
9 | 1 |
10 | 6 |
11 | 8 |
12 | 18 (сочинение) |
Всего: | 53 |
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Оценивание правильности выполнения заданий, предусматривающих краткий ответ, осуществляется с использованием специальных аппаратно-программных средств.
Правильный ответ на каждое из заданий 1–4 и 7–9 оценивается 1 баллом. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
Порядок записи цифр в ответе на задание 9 может быть любым.
Оценка выполнения заданий, требующих написания развёрнутого ответа, осуществляется экспертами предметной комиссии.
Выполнение заданий 5.1/5.2 и 10.1/10.2 оценивается по трём критериям: критерию 1 «Соответствие ответа заданию», критерию 2 «Привлечение текста произведения для аргументации», критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм». Максимально за выполнение каждого из заданий (5.1/5.2 и 10.1/10.2) выставляется 6 баллов (по каждому критерию – максимум 2 балла). Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и ответ дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов). Если по критерию 1 ставится 1 балл, то по критерию 2 за ответ не может быть поставлено более 1 балла. Если по критерию 2 за ответ ставится 0 баллов, то по критерию 1 не может быть поставлено более 1 балла, а по критерию 3 ответ оценивается 0 баллов.
Выполнение заданий 6 и 11 оценивается по трём критериям: критерию 1 «Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом», критерию 2 «Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации», критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм».
Максимально за выполнение каждого из заданий (6, 11) выставляется 8 баллов (по критериям 1, 3 – максимум по 2 балла; по критерию 3 – 4 балла). Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и ответ дальше не проверяется (по другим критериям данного задания выставляется 0 баллов). Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 3 ответ оценивается 0 баллов.
Выполнение задания части 2 (12.1–12.5) оценивается по восьми критериям: критерию 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие», критерию 2 «Привлечение текста произведения для аргументации», критерию 3 «Опора на теоретико-литературные понятия», критерию 4 «Композиционная цельность и логичность», критерию 5 «Соблюдение речевых норм», критерию 6 «Соблюдение орфографических норм», критерию 7 «Соблюдение пунктуационных норм», критерию 8 «Соблюдение грамматических норм».
Максимальный балл за сочинение ЕГЭ 2023 по литературе — 18 (максимум по 3 балла по каждому из критериев 1–5 и максимум по 1 баллу по каждому из критериев 6–8). Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов). При оценке выполнения задания части 2 следует учитывать объём написанного сочинения.
Экзаменуемым рекомендован объём не менее 250–350 слов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то задание считается невыполненным и сочинение оценивается 0 баллов. Если в формулировке темы сочинения по поэзии есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.
Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 53.
Смотрите также:
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512, зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 № 52 952)
«82. <…> По результатам первой и второй проверок эксперты
независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом. <…>
В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя
экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение
в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему
учебному предмету. Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».
Существенными считаются следующие расхождения.
1. Расхождение между суммами баллов, выставленных экспертами
за выполнение любого из заданий 5.1/5.2 и 10.1/10.2, составляет 3 или более первичных балла. Третий эксперт проверяет ответ на соответствующее задание по всем критериям.
2. Расхождение между баллами, выставленными экспертами по
любому из критериев оценивания ответов на задания 5.1/5.2 и 10.1/10.2,
составляет 2 первичных балла. Третий эксперт проверяет ответ на
соответствующее задание по данному критерию.
3. Расхождение между суммами баллов, выставленных экспертами
за выполнение любого из заданий 6 и 11, составляет 4 или более первичных балла. Третий эксперт проверяет ответ на соответствующее задание по всем критериям.
4. Расхождение между баллами, выставленными экспертами по
любому из критериев оценивания ответов на задания 6 и 11, составляет 2 или более первичных балла. Третий эксперт проверяет ответ на соответствующее задание по данному критерию.
5. Расхождение между суммами баллов, выставленных экспертами
за выполнение задания 12, составляет 9 или более первичных баллов. Третий
эксперт проверяет ответ на это задание по всем критериям.
6. Расхождение между баллами, выставленными экспертами по
любому из критериев 1−5 оценивания выполнения задания 12, составляет 2
или более первичных балла. Третий эксперт проверяет ответ на это задание
по данному критерию.
7. Расхождение между суммой баллов, выставленных экспертами по
критериям 6−8 оценивания задания 12, составляет 2 или более первичных
балла. Третий эксперт проверяет ответ на это задание по критериям 6−8.
8. Один из экспертов поставил 0 баллов (или поставил «Х», указав
на отсутствие ответа) по первому критерию за выполнение любого из
заданий 5.1/5.2, 6, 10.1/10.2, 11, 12, а другой эксперт — ненулевое значение.
Третий эксперт проверяет ответ на это задание по всем критериям.
9. Расхождение в результатах оценивания двумя экспертами ответа
на одно из заданий 5.1/5.2, 6, 10.1/10.2, 11, 12 хотя бы по одному критерию
заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие ответа на задание в
экзаменационной работе, а другой эксперт выставил за выполнение этого
задания ненулевой балл. В этом случае третий эксперт проверяет только
ответы на задания (по всем критериям оценивания данного задания), которые
были оценены со столь существенным расхождением. Ситуации, при
которых один эксперт указал на отсутствие ответа в экзаменационной работе,
а второй эксперт выставил нулевой балл за выполнение этого задания, не
являются ситуациями существенного расхождения в оценивании
Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ – 2021. Литература. Критерии оценивания и баллы.
Общее количество баллов
№ заданий | Баллы | % |
Задания с кратким ответом — по 1 баллу1-7
10-14 |
12 |
67 |
8,15 | 4+4 | |
9,16 | 4+4 | |
17 | 14 | 33 |
Максимальное количество баллов | 42 | 100 |
Минимальное количество баллов | 32 |
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Оценка выполнения заданий 8 и 15, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.
Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Если по критерию 1 «Соответствие ответа заданию» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется.
По другим критериям в «Протокол проверки развёрнутых ответов» выставляется 0 баллов.
Если по критерию 2 «Привлечение текста произведения для аргументации» ставится 0 баллов, то по критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм» работа не оценивается, в «Протокол проверки развёрнутых ответов» по критерию 3 выставляется 0 баллов.
Критерий | Баллы |
|
2 |
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения. | 2 |
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения. | 1 |
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей. | 0 |
|
2 |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют. | 2 |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена,И/ИЛИ
допущена одна фактическая ошибка |
1 |
Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИавторская позиция искажена1,
И/ИЛИ допущено две или более фактические ошибки |
0 |
|
|
Отсутствуют логические, речевые ошибки. | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) – суммарно не более двух ошибок. | 1 |
Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов). | 0 |
Максимальный балл | 6 |
Оценка выполнения заданий 9 и 16, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.
Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Критерии 1 и 2 («Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом» и «Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом») являются основными.
При оценивании последовательность примеров для сопоставления определяется их последовательностью в работе экзаменуемого.
Если по обоим критериям 1 и 2 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется.
По другим критериям в «Протокол проверки развёрнутых ответов» выставляется 0 баллов.
Если по критерию 3 «Привлечение текста произведения для аргументации» ставится 0 баллов, то по критерию 4 «Логичность и соблюдение речевых норм» работа не оценивается, в «Протокол проверки развёрнутых ответов» по критерию 4 выставляется 0 баллов.
Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению автора исходного текста).
При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, А.Н. Островский и Н.А. Островский, Л.Н. Толстой, А.К. Толстой и А.Н. Толстой).
Критерии | Баллы |
|
2 |
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа,ИЛИ
названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа |
1 |
Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. | 0 |
|
|
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа. | 2 |
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа,ИЛИ
названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа. |
1 |
Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. | 0 |
|
|
Для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений; оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.; авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена; фактические ошибки отсутствуют. | 4 |
Для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений, но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании; авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена,И/ИЛИ
допущена одна фактическая ошибка. |
3 |
Для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена,ИЛИ
текст одного выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого выбранного произведения не привлекается; авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, И/ИЛИ допущено две фактические ошибки. |
2 |
Для аргументации текст одного выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена,ИЛИ
авторская позиция одного из произведений (исходного или одного из двух выбранных) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов), И/ИЛИ допущено три фактические ошибки. |
1 |
Для аргументации суждений не привлекается текст ни одного из выбранных произведений, И/ИЛИ
искажена авторская позиция единственного выбранного произведения, или двух выбранных произведений, или исходного и выбранного(ых) произведений, И/ИЛИ допущено четыре или более фактические ошибки |
0 |
|
|
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) – суммарно не более двух ошибок. | 1 |
Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов). | 0 |
Максимальный балл – 10. |
Оценка выполнения заданий 17.1–17.4, требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов.
Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным.
Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется.
По другим критериям в «Протокол проверки развернутых ответов» выставляется 0 баллов.
При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения.
Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.
Если в формулировке темы сочинения по поэзии есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворения, лирические поэмы), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлеченных лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.
В колонку № 20 протокола выставляется номер альтернативы.
Критерии | Баллы |
|
|
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне. | 3 |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне. | 2 |
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно. | 1 |
Тема не раскрыта. | 0 |
|
|
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют. | 3 |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки. | 2 |
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.),ИЛИ
аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущено три фактические ошибки. |
1 |
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий),ИЛИ
при аргументации ( с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущено четыре или более фактические ошибки, И/ИЛИ авторская позиция искажена. |
0 |
|
|
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют. | 2 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий),И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий. | 1 |
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий. | 0 |
|
|
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов. | 3 |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой,НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы. | 2 |
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается. | 1 |
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения. | 0 |
|
|
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка. | 3 |
Допущено две-три речевые ошибки. | 2 |
Допущено четыре речевые ошибки. | 1 |
Допущено пять или более речевых ошибок. | 0 |
Максимальный балл | 14 |
Общее количество баллов
№ задания |
Баллы |
С 1 по 7 и с 10 по 14 — задания с кратким ответом, правильный ответ оценивается в 1 балл. |
12 |
8 |
4 |
9 | 4 |
15 | 4 |
16 |
4 |
17 |
14 |
Максимальное количество баллов |
42 |
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
В заданиях ЕГЭ есть несколько вопросов, требующих развернутого ответа. Задания 8 и 15, на них необходимо дать обоснованный ответ в размере 5–10 предложений, для раскрытия темы.
Количество предложений не является основным критерием оценки этих заданий, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний в данной теме экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении правильно формулировать свои мысли, может быть достаточно ответить и в меньшем объёме).
Если по критерию 1 «Соответствие ответа заданию» ставится 0 баллов, это задание считается невыполненным.
По другим критериям в «Протокол проверки развёрнутых ответов» выставляется 0 баллов.
Если по критерию 2 «Привлечение текста произведения для аргументации» ставится 0 баллов, то по критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм» работа не оценивается совсем, в «Протокол проверки развёрнутых ответов» по критерию 3 выставляется 0 баллов.
Критерий |
Баллы |
1. Соответствие ответа заданию. |
2 |
Ответ на вопрос дан правильно и сообщает о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения. |
2 |
Ответ корректно соотнесён с указанной задачей, но не дает возможности судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения. |
1 |
Ответ содержательно не сопоставлен с указанной задачей. |
0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации. |
2 |
Для аргументации высказываний текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания элементов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция изложена верно, фактические ошибки отсутствуют. |
2 |
Для аргументации высказываний текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция изложена верно, либо сделана одна фактическая ошибка |
1 |
Высказывания не аргументированы текстом произведения, либо авторская позиция отображена не верно, либо допущено более двух фактических ошибок |
0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм. |
|
В ответе отсутствуют логические и речевые ошибки. |
2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, либо речевая) – в сумме не более 2 ошибок. |
1 |
Допущено более двух ошибок одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов). |
0 |
Максимальный балл |
6 |
Оценка выполнения заданий 9 и 16, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.
Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может правильно ответить в меньшем объёме).
Критерии 1 и 2 («Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом» и «Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом») являются самыми важными.
Если по первому и второму критериям ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется.
По остальным критериям в «Протокол проверки развёрнутых ответов» занисится 0 баллов.
Если по критерию 3 «Привлечение текста произведения для аргументации» ставится 0 баллов, то по критерию 4 «Логичность и соблюдение речевых норм» работа не проверяется, в «Протокол проверки развёрнутых ответов» по критерию 4 ставится 0 баллов.
В ходе работы, экзаменуемый сам выбирает два произведения любых авторов для их контекстного сравнения (в одном из примеров можно обращаться к другому произведению автора исходного текста).
При указании автора произведения инициалы необходимы исключительно для различения однофамильцев или родственников, если это важно для правильного понимания содержания ответа.
Критерии |
Баллы |
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом. |
2 |
Правильно указано название произведения и его автор, произведение правильно сопоставлено с указанным текстом в заданном направлении анализа |
2 |
Правильно указано только название произведения без определения автора, либо указан только автор без названия произведения, произведение корректно сопоставлено с указанным текстом в заданном направлении анализа, либо названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, частично сопоставлено с текстом в правильном направлении анализа |
1 |
Не названо произведение или названо не правильно, и не указан его автор, и/или не проведено сопоставление произведения с текстом в правильном направлении анализа. |
0 |
2. Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом. |
|
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа. |
2 |
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, либо названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа. |
1 |
Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. |
0 |
3. Привлечение текста произведения для аргументации. |
|
Для аргументации используются тексты двух выбранных произведений;
|
4 |
Для аргументации используются тексты двух выбранных произведений, но текст одного произведения используется на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, фактов и т.д., а текст другого – в качестве пересказа или общих фактов о содержании, авторская позиция исходного и выбранных произведений отображена верно, либо в ответе есть одна фактическая ошибка. |
3 |
Для аргументации используются тексты двух выбранных произведений в качестве пересказа либо общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, фактов и т.д.), авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена, либо текст одного выбранного произведения используется для анализа важных для выполнения задания фактов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого выбранного произведения не используется, авторская позиция обоих текстов отражена верно, либо допущено две фактические ошибки. |
2 |
Для аргументации текст одного выбранного произведения привлекается в качестве пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, фактов и т.д.), а текст другого произведения для сопоставления не используется, авторская позиция исходного и выбранного произведений отображена верно, либо авторская позиция одного из произведений (исходного или одного из двух выбранных) отображена не верно (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов), либо допущено три и более фактических ошибок. |
1 |
Для аргументации суждений не используются тексты ни одного из выбранных произведений, либо искажена авторская позиция единственного выбранного произведения, или двух выбранных произведений, или исходного и выбранного(ых) произведений, либо допущено четыре и более фактические ошибки |
0 |
4. Логичность и соблюдение речевых норм. |
|
В ответе отсутствуют логические и речевые ошибки |
2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, либо речевая) – не более двух ошибок. |
1 |
Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов). |
0 |
Максимальный балл – 10. |
Оценка выполнения заданий 17.1–17.4, требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов.
Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является основным.
Если проверяя работу, эксперт по критерию 1 оценит его на 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и проверке не подлежит.
По остальным критериям в «Протокол проверки развернутых ответов» ставится 0 баллов.
При оценке выполнения заданий части 2 необходимо придерживаться рекомендуемого объёма написанного сочинения.
Объём сочинения должен быть не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова), то данная работа считается невыполненной и оценивается на 0 баллов.
Если объём сочинения от 150 до 200 слов максимальное количество ошибок для каждого балльного уровня не изменяется.
Если в формулировке задания сочинения по поэзии есть указание раскрыть её тему на примере не менее трёх произведений (стихотворения, лирические поэмы), при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлеченных лирических произведений, при использовании только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.
В колонку № 20 протокола выставляется номер альтернативы.
Критерии |
Баллы |
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие. |
|
Сочинение написано на указанную тему, тема раскрыта полностью и с разных сторон. |
3 |
Сочинение написано на указанную тему, тема раскрыта полностью, но только с одной стороны. |
2 |
Сочинение написано на указанную тему, но тема раскрыта частично. |
1 |
Тема не раскрыта. |
0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации. | |
Для аргументации текст используется в качестве анализа важных для выполнения задания элементов, образов, микротем, деталей и т.д., авторская позиция отображена верно, фактические ошибки отсутствуют. |
3 |
Для аргументации текст используется для анализа важных для выполнения задания элементов, образов, микротем, деталей и т.д., авторская позиция отображена верно, допущено одна-две фактические ошибки. |
2 |
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), либо аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена, либо допущено три фактические ошибки. |
1 |
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий), либо при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущено более 4 фактических ошибок, либо авторская отражена не верно. |
0 |
3. Опора на теоретико-литературные понятия |
|
Теоретико-литературные понятия применяются в сочинение и используются для анализа текста произведения(-ий) для раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют. |
2 |
Теоретико-литературные понятия применяются в сочинение, но не используются для анализа текста произведения(-ий), либо допущена одна ошибка в применении понятий. |
1 |
Теоретико-литературные понятия не используются в сочинение, либо допущено более одной ошибки в использовании понятий. |
0 |
4. Композиционная цельность и логичность. |
|
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей отсутствуют нарушения последовательности и необоснованных повторов. |
3 |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, однако внутри смысловых частей присутствуют нарушения последовательности и необоснованные повторы. |
2 |
В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, либо мысль повторяется и не развивается. |
1 |
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно усложняющие понимание смысла сочинения. | 0 |
5. Соблюдение речевых норм. | |
Речевые ошибки отсутствуют, или допущена одна речевая ошибка | 3 |
Допущено 2-3 речевые ошибки. | 2 |
Допущено 4 речевые ошибки. | 1 |
Допущено 5 или более речевых ошибок. | 0 |
Максимальный балл | 14 |
Перевод баллов ЕГЭ 2023 по литературе в оценки
Оценка | Баллы |
2 | 0-31 |
3 | 32-54 |
4 | 55-66 |
5 | от 67 |
В таблице указаны приблизительные значения, т.к. официального перевода быллов ЕГЭ в оценки не существует с 2008 года.
Одновременно со сдачей ЕГЭ выпускники задаются еще одним вопросом: «Куда можно поступить с ЕГЭ по литературе?»
Московский экономический институт успешно готовит выпускников по направлению ДИЗАЙН, профили дизайн среды и графический дизайн. Одним из критериев поступления в МЭИ, является успешная сдача ЕГЭ по литературе.
Как поступить:
1
Подать документы
Заполните заявку на обучение или приходите в приемную комиссию, которая находится по адресу: м. Текстильщики, Москва, ул. Артюхиной, д. 6, корп. 1 (каб. 112, часы работы 10:00—18:00 по будням и 10:00—15:00 в субботу)
Для поступления требуется заполнить ряд заявлений и предоставить следующие документы*:
- паспорт (страницы с фотографией и регистрацией)
- оригинал документа установленного образца о предыдущем образовании либо его копия, заверенная нотариально, либо его копия с предъявлением оригинала для заверения копии приемной комиссией
- 2 фотографии 3х4 (матовые, цветные или черно-белые)
*Документы, полученные в образовательных учреждениях иностранных государств, должны пройти процедуру признания, если требуется.
2
Пройти вступительные задания
Специалист приемной комиссии свяжется с вами, для обсуждения условий прохождения вступительных заданий (тестирование). На факультете дизайна также предусмотрено выполнение творческого задания.
*Абитуриентам, у которых в наличии актуальные результаты ЕГЭ по выбранному направлению проходить вступительные задания не требуется.
3
Заключить договор об обучении
После успешного выполнения вступительных заданий и при наличии всех необходимых документов и заполненных заявлений. Специалист приемной комиссии МЭИ подготовит для Вас договор об обучении. Далее необходимо будет внести оплату и в установленную дату начать обучение.
Литература, как и другие предметы ЕГЭ, имеет 2 шкалы оценивания – первичные и тестовые баллы. Последние учитываются при поступлении абитуриентов в вуз. Шкала перевода выстраивается на основе сложности и количества заданий и ежегодно утверждается по каждому экзамену отдельно.
Содержание
Структура ЕГЭ по литературе
ЕГЭ по литературе состоит из двух частей и включает в себя 12 заданий. Максимальное количество первичных баллов – 53, 18 из которых составляет сочинение – самое объемное задание в экзамене.
Решенный тест отправляется на компьютерную проверку, развернутые ответы передаются экспертам, которые анализируют работу строго по установленным критериям.
24 декабря – 20 января
5-11 классы
Онлайн-олимпиада Коалиции
Таблица баллов ЕГЭ по литературе
Первичные баллы ЕГЭ |
Тестовые баллы ЕГЭ |
1 |
3 |
2 |
5 |
3 |
7 |
4 |
10 |
5 |
12 |
6 |
14 |
7 |
16 |
8 |
19 |
9 |
21 |
10 |
23 |
11 |
26 |
12 |
28 |
13 |
30 |
14 |
32 |
15 |
33 |
16 |
34 |
17 |
35 |
18 |
36 |
19 |
37 |
20 |
38 |
21 |
39 |
22 |
40 |
23 |
41 |
24 |
42 |
25 |
43 |
26 |
44 |
27 |
45 |
28 |
46 |
29 |
47 |
30 |
48 |
31 |
49 |
32 |
50 |
33 |
51 |
34 |
52 |
35 |
53 |
36 |
54 |
37 |
55 |
38 |
56 |
39 |
57 |
40 |
58 |
41 |
59 |
42 |
60 |
43 |
61 |
44 |
62 |
45 |
63 |
46 |
68 |
47 |
73 |
48 |
77 |
49 |
82 |
50 |
87 |
51 |
91 |
52 |
96 |
53 |
100 |
Перевод баллов ЕГЭ по литературе в оценки
Школьники привыкли, что результаты их работ оцениваются по пятибалльной шкале, в связи с чем возникают вопросы о переводе тестовых баллов экзамена в оценки. Данное разграничение по предметам официально не установлено (хотя в истории ЕГЭ до 2008 года такое явление наблюдалось). Сейчас существует только примерная таблица соответствия.
Первичные баллы |
Тестовые баллы |
Перевод в оценку |
1-13 |
0-31 |
2 |
14-33 |
32-51 |
3 |
34-44 |
52-62 |
4 |
45-53 |
63-100 |
5 |
Порог, который необходимо перейти для сдачи экзамена, составляет 32 тестовых балла (14 первичных).
Куда легче всего поступить на бюджет?
В какие вузы можно зачислиться на бюджет даже с невысокими баллами ЕГЭ?
Критерии оценки по ФИПИ
Сделав один лишь тест, бесполезно надеяться на высокие баллы. В литературе тест занимает малую часть всей работы, уклон сделан на детальную проверку знаний школьников на основе их развернутых ответов. Если вы хотите поступить на бюджет, необходимо ознакомиться со всеми критериями и строго следовать им при выполнении демоверсий экзамена и решении реального ЕГЭ.
Задания с кратким ответом (тест (1-4, 7-9)) проверяются компьютером, максимальный балл за каждый правильно решенный номер – 1.
Номера 5.1/5.2 и 10.1/10.2 проверяются экспертами по следующим критериям:
- «Соответствие ответа заданию»;
- «Привлечение текста произведения для аргументации»;
- «Логичность и соблюдение речевых норм».
За ответ, близкий к эталонному, члены предметной комиссии выставляют 6 баллов (1 соблюденный критерий = 2 баллам).
Задания 6 и 11 приносят по 8 баллов, если ответы, данные школьниками, идентичны требованиям:
- «Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом»;
- «Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации»;
- «Логичность и соблюдение речевых норм».
Регулярные курсы по подготовке к олимпиадам и ЕГЭ
Поступаем в вуз мечты без проблем!
Задание 12, сочинение, проверяет у экзаменуемых теоретическую базу, а также способность выстраивать аргументированные рассуждения с соблюдением всех правил русского языка. Сочинение – единственное задание высокого уровня сложности в ЕГЭ по литературе. Оно приносит 18 баллов, что составляет треть от всего экзамена.
Текст должен соответствовать восьми критериям:
- «Соответствие сочинения теме и её раскрытие»;
- «Привлечение текста произведения для аргументации»;
- «Опора на теоретико-литературные понятия»;
- «Композиционная цельность и логичность»;
- «Соблюдение речевых норм»;
- «Соблюдение орфографических норм»;
- «Соблюдение пунктуационных норм»;
- «Соблюдение грамматических норм».
С какими баллами ЕГЭ можно поступить в вуз на бюджет?
Количество баллов, требуемое для поступления, зависит от вуза и способа зачисления в него. Экзамен по литературе нужно сдать минимум на 14 первичных баллов (при переводе во вторичную систему – 32 тестовых) для получения аттестата о среднем общем образовании. Высшие учебные заведения регламентируют собственные пороговые значения по всем предметам – многие вузы принимают тех абитуриентов, которые сдали ЕГЭ на 40+.
Пороговых баллов достаточно для поступления в вуз на платную основу или на целевое обучение. В остальных случаях нужно стремиться к высоким результатам, которые позволят обойти конкурентов во время приемной кампании.
Выводы
Перевод баллов разработан для унификации проверки экзаменов. У каждого предмета свои особенности, так что шкалирование позволяет минимизировать различия в системе результатов ЕГЭ по всем дисциплинам. Если вы решительно нацелены сдать литературу и поступить в вуз, вам не обойтись без знания критериев и разграничения первичных и вторичных баллов.
Поделиться в социальных сетях
Как продвигается ваша подготовка к ЕГЭ по литературе?
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Читайте также
ЕГЭ-2023. Литература.
КРИТЕРИИ оценивания развёрнутых ответов.
Критерии оценивания задания 6 и 11.
Баллы. |
Критерии. |
1.Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом. |
|
2 |
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в названном направлении анализа. |
1 |
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в названном направлении анализа. И/ИЛИ Названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально (то есть когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления) сопоставлено с предложенным текстом в названном направлении анализа. |
0 |
Не названо произведение, и не указан его автор. И/ИЛИ Не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в названном направлении анализа. |
2.Привлечение текста произведения для аргументации. |
|
4 |
При сопоставлении для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция двух произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют. |
3 |
При сопоставлении для аргументации текст выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст предложенного – на уровне пересказа или общих рассуждений о содержании; авторская позиция двух произведений не искажена. И/ИЛИ Допущена одна фактическая ошибка. |
2 |
При сопоставлении для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), авторская позиция двух произведений не искажена. ИЛИ Текст выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст предложенного произведения не привлекается, авторская позиция двух произведений не искажена. ИЛИ Текст выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, а текст предложенного – на уровне важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция двух произведений не искажена. И/ИЛИ Допущены две фактические ошибки. |
1 |
При сопоставлении для аргументации текст выбранного произведения привлекается на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), а текст предложенного произведения для сопоставления не привлекается; авторская позиция двух произведений не искажена. ИЛИ Авторская позиция одного из произведений искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4,3 и 2 баллов). И/ИЛИ Допущены три фактические ошибки. |
0 |
При сопоставлении для аргументации суждений привлекается только текст предложенного произведения. ИЛИ При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текста ни одного произведения. И/ИЛИ Искажена авторская позиция двух произведений. И/ИЛИ Допущены четыре и более фактические ошибки. |
3.Логичноть и соблюдение речевых норм. |
|
2 |
Отсутствуют логические, речевые ошибки. |
1 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая И/ИЛИ речевая) – суммарно не более двух ошибок. |
0 |
Допущено две и более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок другого вида. |
8 |
Максимальное количество баллов. |
[sc:reklama2]
ПОЯСНЕНИЯ.
- Указание на примерный объём (5-10 предложений) условно. Оценка ответа зависит от содержания ответа. При наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме.
- Критерий 1 «Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом» является основным. Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и ответ дальше не проверяется (по другим критериям данного задания выставляется 0 баллов).
- Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 3 ставится 0 баллов.
ВАЖНО!
- Не допускается для сопоставления выбирать произведение того автора, которому принадлежит предложенный текст.
- При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, А.Н. Островский и Н.А. Островский; Л.Н. Толстой, А.К. Толстой и А.Н. Толстой).
Автор: ·
Опубликовано 04.09.2021
· Обновлено 21.02.2023
«Кому нужна эта Ваша литература?» — всю роскошь этого вопроса может позволить себе только технарь. Всем остальным ясно, что Единый государственный экзамен по литературе является неотъемлемым вступительным испытанием в высшие учебные заведения на творческие специальности. Данное испытание проходят абитуриенты, желающие впоследствии стать журналистами, дизайнерами, артистами, хореографами, продюсерами и так далее. Чтобы успешно сдать важный экзамен по литературе, выпускник должен усердно к нему готовиться. Эффективная подготовка к ЕГЭ по литературе включает в себя ознакомление с демоверсией экзамена, решение соответствующих заданий, ведение читательского дневника, использование аудиокниг, изучение форматов заданий (вот план подготовки). Кроме того, необходимо изучить критерии оценивания конкретных заданий. В этом году они сильно изменились. Рассмотрим их поподробнее.
Содержание:
- 1 Структура экзамена
- 2 Задания с кратким ответом
- 3 Развернутые задания
- 3.1 5.1/5.2, 10.1/10.2
- 4 Задания 6 и 11
- 5 Задания 12.1-12.5
Структура экзамена
Единый государственный экзамен по литературе состоит из двух частей. В первую входит 11 заданий, 7 из которых предполагают краткий ответ и 4 ─ развёрнутый ответ, небольшое сочинение. Задание с 1 по 4 ─ теоретические, на знание литературных терминов и текстов произведений. Предлагается отрывок, эпизод из прозаического, драматического или лироэпического произведения. Вопросы могут быть…
- О жанре произведения (роман, рассказ и другие), роде (эпос, лирика, драма).
- Его направлении (романтизм, реализм).
- Об особенностях композиции.
- Также возможно задание — назвать произведение, из которого взят фрагмент, его автора.
- Назвать героя на основе описания его внешнего вида и характера.
- Указать, какому герою из какого произведения какого автора принадлежит та или иная цитата.
В этом блоке задания могут быть как без вариантов, так и с ними. Например, соотнести авторов и произведения, героев и произведения, героев и цитаты.
Задания 5.1-5.2 предлагают выбрать одну тему из двух и дать развёрнутый ответ объёмом 5-10 предложений. Например, какое значение для раскрытия отношения автора к героям имеет данный эпизод.
Задание 6 ─ небольшое сочинение−сравнение. Нужно привести пример по заданной теме и сравнить его с предложенным произведением.
2 блок включает в себя анализ стихотворения или, если оно слишком большое, его части. Задания с 7 по 9 требуют назвать жанр, направление, в котором написано стихотворение, размер стиха, вид рифмы, указать используемые автором изобразительные средства.
Задания 10.1 и 10.2 пункт равнозначно заданию 5. Здесь также надо выбрать одну тему из двух и написать сочинение из 5 – 10 предложений, но по поэтическому произведению. Задание 11 вновь предполагает небольшое сочинение−сравнение. Нужно кратко рассказать, как та или иная тема раскрывается в двух произведениях. Тема лишнего человека, тема долга, предательства, изображение дуэли и т. д.
Вторая часть с 2023 года предлагает 5 тем, а не 3, как было раньше. Нужно выбрать одну и написать сочинение как минимум из 250 слов.
Задания с кратким ответом
Как известно, КИМ ЕГЭ по литературе состоят из заданий с кратким и развёрнутым ответом. Краткого ответа потребуют задания 1–4 и 7–9. Они оцениваются в 1 балл.
Важно помнить, что в заданиях 4 и 7 ученик должен верно вписать ОБА слова. Если он напишет всего одно, 0,5 балла ему никто не поставит. Будет 0. Вот так это выглядит в демоверсии (конфликт ремарки и лирика драма):
Наиболее сложную систему представляет собой критерии оценки заданий с развёрнутым ответом. Рассмотрим критерии оценки ЕГЭ по литературе от 2022 года, представленные на официальном портале ФИПИ.
Развернутые задания
Задания 5, 6, 10 и 11 требуют анализа важных для раскрытия темы эпизодов, образов, поступков героев. Не допускаются фактические ошибки (перестановка событий местами, приписывание поступков одних героев другим, неправильное написание имён и фамилий героев и т.д.). Инициалы авторов, если речь не идёт об одинаковых фамилиях (А.К. Толстой или Л.Н. Толстой), писать не обязательно. Выводы, рассуждения должны быть обязательно подкреплены ссылками на текст. Анализа на основе пересказа произведений и общих рассуждений недостаточно. Рассказывать о событиях, не имеющих отношения к теме, не нужно. Для получения высшего балла необходимо отразить авторскую позицию по рассматриваемому вопросу.
Важно! Ответы на данные задания могут быть как меньше, так и больше 5–10 предложений. Главное наиболее полно раскрыть тему и чётко выразить свои мысли. В сочинении–сопоставлении рассматривать два произведения одного автора не допускается! За это также снимаются баллы.
5.1/5.2, 10.1/10.2
В данных заданиях от выпускника требуется предоставить развёрнутый ответ объёмом в 5-10 предложений. Указание данного объёма является весьма условным. Ведь, в первую очередь, оценивается содержательность ответа. Не секрет, что выпускник, имеющий глубокие знания, способен решить задание в большем объёме. Но абитуриент, обладающий прекрасной способностью точно формулировать свое мнение, может и в маленьком объёме сконцентрировать полный ответ. Так что лучше выбирать краткость сестрой своего таланта.
- Первый критерий оценки данных заданий носит название «Соответствие ответа заданию». Согласно ему, за задание выставляется 2 балла в том случае, если школьник дал полноценный ответ на поставленную задачу. При этом он демонстрирует своё понимание теста, и позиция автора не искажена. Выпускник получает 1 балл, если он грамотно соотнес по содержанию свой ответ с поставленной задачей, но его ответ не свидетельствует о глубоком осознании представленного текста, или же он по незнанию деформировал авторское мнение. За ответ ставится 0 баллов, если ответ выпускника не соответствует по содержанию поставленному заданию.
- Второй критерий называется «Привлечение текста произведения для аргументации». Как это понять? За ответ, предоставленный выпускником, выставляется 2 балла в том случае, если он анализирует необходимые фрагменты и образы в целях аргументации суждений. В идеальном ответе нельзя найти фактических ошибок. Выпускник получает 1 балл, если он привлекает текст в целях аргументации лишь в виде пересказа или использует общие размышления насчет его содержания, либо в ответе была найдена всего одна фактическая неточность. За ответ ставится 0 баллов, если школьник не смог аргументировать ответ или допустил от двух фактических ошибок.
- Третий критерий носит название «Логичность и соблюдение речевых норм». За ответ школьника выставляется 2 балла в том случае, если он не допустил логических и речевых ошибок. Выпускник получает 1 балл, если он допустил не более одной. А это значит, что 1 балл можно получить в том случае, если суммарно были сделаны всего 2 ошибки. За ответ ставится 0 баллов, если школьник в ответе допустил две и более ошибки одинакового типа. Так что будьте внимательны!
Задания 6 и 11
Система оценки заданий 6 и 11 на ЕГЭ по русскому языку, которые требуют от выпускника развёрнутого ответа, тоже не из простых, надо разобраться.
- Первый критерий носит название «Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом». За предоставленный выпускником ответ ставится два балла в том случае, если он грамотно назвал произведение и его автора. Разумеется, он правильно соотнес произведение с предоставленным текстом для анализа и не исказил позицию автора. Одиннадцатиклассник получает 1 балл, если он правильно назвал произведение и писателя, но произведение лишь формально соотнесено с представленным текстом (а авторская позиция не искажена). 1 балл также можно получить, если выпускник все сделал правильно, но исказил авторскую позицию. За ответ выпускник получает 0 баллов в том случае, если он не назвал конкретное произведение и его автора, либо не так сравнил произведение с представленным текстом для анализа.
- Второй критерий называется «Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом». За ответ положено 4 максимальных балла в том случае, если выпускник верно назвал произведение и соответствующего писателя, правильно соотнес произведение с предоставленном текстом для анализа и не исказил авторскую позицию. Выпускник получает 1 балл, если произведение лишь формально соотнесено с представленным текстом, а позиция писателя не искажена. 1 балл также можно получить, если выпускник не так понял позицию автора, а все остально сделал так, как нужно. За ответ выпускник получает 0 баллов в том случае, если он не назвал конкретное произведение и его автора, либо он не провёл сопоставление произведения с представленным отрывком для анализа.
- Третий критерий носит название посвящен логичности и соблюдению речевых норм. 2 балла получит тот, кто напишет работу без логических несоответствий и речевых ошибок. Самые популярные: тавтология и плеоназмы.
Вот таблица критериев оценки ЕГЭ по литературе из демоверсии ФИПИ:
Задания 12.1-12.5
Система оценивания сочинений ЕГЭ 12.1-12.5, которые предполагают развёрнутый ответ в виде сочинения, объём которого должен составлять от 200 слов, самая сложная, так что на нее стоит обратить удвоенное внимание. Вот новые образцы эссе по этим критериям.
Если сочинение включает не более 200 слов, то за него положено 0 баллов — это главное, что нужно знать.
- Первый критерий носит название «Соответствие сочинения теме и её раскрытие». За ответ выставляется 3 балла в том случае, если выпускник смог широко и верно раскрыть тему, а также позиция, занятая автором, не оказалась деформированной. 2 балла можно получить при условии поверхностного раскрытия темы (но все остальное в порядке). Выпускник получает 1 балл в случае, если тема им была раскрыта очень поверхностно, и при этом исказилась позиция писателя. 0 баллов выставляется за ответ, если тема вообще никак не раскрыта.
- Второй критерий называется «Привлечение текста произведения для аргументации». За ответ положено три балла в том случае, если выпускник анализирует важные отрывки, используя текст произведения в целях аргументации суждений. В его работе отсутствуют фактические ошибки. 2 балла выставляется при условии, если школьник все делает правильно, но присутствуют одна-две фактические ошибки. Кроме того, 2 балла можно получить, если выпускник использует текст лишь для общих рассуждений (без анализа фрагментов), но фактические ошибки в сочинении не были обнаружены. Также 2 балла выставляется, если в сочинении на лирическую тему используются только два стихотворения для анализа. Выпускник получает 1 балл в случае, если он использует текст лишь на уровне общих размышлений (без анализа определённых фрагментов) для аргументации, а в тексте допущены одна-две фактические ошибки. Кроме того, 1 балл можно заработать, если текст лишь пересказывается, а выпускником допущены 1-2 фактические ошибки. Также 1 балл выставляется, если одиннадцатиклассник анализировал только одно стихотворение в сочинении на лирическую тему. 0 баллов ставится, если школьник не смог аргументировать суждения текстом произведения, либо если при слабой аргументации он допустил от трёх фактических ошибок.
- Третий критерий носит название «Опора на теоретико-литературные понятия». За ответ положено 2 балла в том случае, если в свое сочинение участник ЕГЭ включил теоретико-литературные понятия, используя их в целях анализа текста произведения. При этом никаких неточностей в использовании этих понятий совершено не было. Выпускник получает 1 балл в случае, если он включил в сочинение понятия, однако их не использовал в целях анализа. Также 1 балл выставляется, если была совершена лишь одна ошибка в использовании данных понятий. 0 баллов ставится, если выпускник не включил в сочинение теоретико-литературные понятия, или же допустил больше одной погрешности в использовании этих понятий.
- Четвёртый критерий называется «Композиционная цельность и логичность». Согласно этому критерию, за задание выставляется 3 балла в том случае, если сочинению присущи композиционная целостность и последовательность изложения. При этом отсутствуют логические ошибки. Выпускник получает 2 балла при условии, что сохранены композиционная целостность и последовательность изложения, но допущены одна или две логические ошибки. 1 балл выставляется, если в сочинении присутствует некий композиционный замысел, но в то же время допущены три или четыре логические ошибки. 0 баллов ставится, если в сочинении нельзя найти композиционный замысел, и были допущены грубые нарушения последовательности изложения, либо выпускник сделал более 4 логических ошибок.
- Пятый критерий носит название «Соблюдение речевых норм». В соответствии с ним, за задание выставляется 3 балла в том случае, если речевые ошибки в сочинении отсутствуют или допущена одна из них. Выпускник получает 2 балла, если он в сочинении сделал две или три речевые ошибки. Выставляется один балл, если в сочинении присутствуют четыре речевые ошибки. 0 баллов ставится при условии обнаружения в сочинении от пяти речевых ошибок.
Тема должна быть раскрыта максимально подробно и с разных сторон. Требования к работе с используемым для аргументов текстом такие же, как и в первой части экзамена. В сочинении должно быть приведено и использовано для анализа произведения как минимум два теоретико-литературных понятия (жанр, род, образ, автора, образ рассказчика, завязка, кульминация развязка и т. д.). Важно не допускать ошибок при их использовании. Сочинение должно представлять собой целостную композицию ─ вступление, основная часть с аргументами, заключение. Недопустимы повторы, нарушение логических связей, последовательности изложения материала.
Естественно, как в первой, так и второй части экзамена недопустимы речевые, логические и орфографические ошибки. Рекомендуемый объём сочинения ─ 250 – 350 слов. Минимальный, как было выше сказано ─ 200. При меньшем объёме задание не засчитывается! При подсчёте учитываются самостоятельные и служебные части речи. Слова, написанные через дефис, засчитываются как одно (кое-где ─ одно слово, как нибудь ─ два). Числительные, написанные цифрами, не учитываются, буквами – учитываются. 4 года ─ одно слово, четыре года ─ два. Максимальное количество баллов за сочинение ─ 18.
Таким образом, мы рассмотрели критерии оценки ЕГЭ по литературе. Каждый школьник, желающий сдавать данный экзамен, обязан внимательно и подробно изучить данные критерии для своего же блага, ведь удобно самому проверять свою работу и оценивать ее в баллах. Это дисциплинирует и помогает рассчитать силы. Критерии оценки помогут не только при подготовке к важному экзамену, но в случае апелляции. Там можно будет прибавить себе баллы, если Вы точно уверены в своей правоте и можете ее доказать. А чтобы сразу достичь высоких результатов на экзамене, нужно приложить максимум усилий во время подготовки. Усердие, упорство, трудолюбие, мотивация – прямой путь к большому успеху. Ни пуха, ни пера!
Автор: Виктория Комарова
Метки: 11 классЕГЭ по литературекритерии оценки