Система ЕГЭ не оправдала себя: школьники не получают знания, а лишь стремятся к высоким баллам. Так считает заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Максим Зайцев. Об этом он рассказал порталу URA.RU. Депутат подметил: дети с первого класса готовятся к ЕГЭ и боятся его. По мнения Зайцева, и администрация вузов, и люди предпочтут старый формат вступительных испытаний, проводимых в университетах. Однако это не единственные недостатки системы: оказывается, результаты экзаменов все еще можно купить.
Когда правительство разрабатывало проект ЕГЭ, основной целью было искоренение коррупции. Однако «РИА Новости» утверждают, что через два года после введения ЕГЭ, в 2011, количество взяток увеличилось в 25 раз. А информационное агентство «Регнум» опросило 10 тысяч человек и выяснило, что 10% сталкивались с коррупцией на ЕГЭ.Удалось ли справиться со взятками за 10 лет? Выпускники этого года вновь стали свидетелями «торговли» баллами и рассказали, как проходят сделки.
Утром деньги, днем — баллы
Для получения «сотки» необязательно весь год готовиться и стараться. Можно купить баллы, причем в своей же школе. Свидетели говорят, что нужно обратиться к директору и обсудить стоимость ЕГЭ. За один экзамен придется заплатить около 100.000 рублей. Обычно баллы покупают в середине учебного года, чтобы администрация успела подготовиться к списыванию. Дальше директор связывается с коллегой из школы, в которой «покупателю» предстоит сдавать ЕГЭ, чтобы в день экзамена ему помогли.
Операция «Э»
Покупателей в пункте проведения экзамена ждет учитель из их школы: он поможет получить высокий балл. Обычно педагог работает общественным наблюдателем в коридоре.
— Я пришел на экзамен по химии и увидел свою учительницу по биологии, она сразу надела маску и опустила взгляд. Позже преподавательница сопровождала девочку из моей школы в туалет, но они свернули в другую сторону — это показалось мне странным. В итоге эта девочка получила 97 баллов и позже призналась, что ей помогли.
Максим, г. Ростов-на-Дону (имя изменено)
Похожие истории нам рассказали выпускники из разных регионов. Оказалось, что так списывают и на экзаменах по химии, биологии, английскому и обществознанию.
— Я понимала, что на ЕГЭ можно списать, но не думала, что в этом кто-то поможет. За день до экзамена по английскому я узнала, что одноклассница получила 100 по литературе. Это меня удивило, потому что она не знала жанры многих произведений и не учила цитаты. Позже она сказала, что ее «поощряли», тогда я не поняла, о чем речь. На ЕГЭ по английскому она вышла в туалет и пошла в противоположную сторону. Спустя две недели оказалось, что у нее 96.
Диана, г. Москва (имя изменено)
Есть и другая «схема» получения высокого балла. На экзаменах по гуманитарным предметам не говорят, как, например, писать сочинение, но план могут передать. Такое и случилось на ЕГЭ по литературе.
— Я увидел свою учительницу в коридоре, она стояла возле двери в аудиторию и смотрела на мальчика из параллельного класса за последней партой. К середине экзамена у меня закончились черновики, и я поднял руку, чтобы мне принесли новые. Спустя какое-то время руку поднял и «покупатель». Тогда моя учительница передала несколько листов мальчику из параллели в дальний угол аудитории и только потом подошла ко мне. Это было странно, но я не подумал, что парень купил экзамен. Когда же результаты пришли в школу, на стене висели баллы всех учеников, а результат этого мальчика был заклеен. Тогда пазл и сложился.
Александр, г. Ростов-на-Дону (имя изменено)
Мы опросили 100 старшеклассников и выяснили, что 35% ребят купили бы ЕГЭ, если бы была возможность. Статистика и истории подтверждают: основная цель экзамена, искоренение коррупции, не достигнута.
Результат дороже денег
Обычно «покупатели» скрывают свои результаты, а администрация школы помогает им в этом. В четырех из пяти историй списки баллов либо закрывались, либо не вывешивались вовсе. Некоторые «покупатели» рассказывают об успехе друзьям, но обычно школа делает все, чтобы никто не узнал о взятках.
— Мой одноклассник, назовем его Виктор, в день получения результатов вышел из беседы класса и перестал отвечать на сообщения. Я подумал, что это из-за низкого балла, ведь он писал пробники плохо, а предмет и вовсе не знал. Спустя несколько часов Виктор сказал, что еще не знает свой результат, а личный кабинет у него не работает. Я предложил посмотреть балл в боте в телеграмме, но одноклассник снова перестал отвечать и вышел из сети. Классная руководительница сказала, что у него 97 баллов. Позже об этом заговорила вся школа, и Виктор перестал ходить на репетиции выпускного.
Ян, г. Калуга (имя изменено)
Редакция не утверждает, что экзамен так просто купить. Материал основан на рассказах конкретных школьников. Верить им или нет — ваш выбор. Все случаи из разных регионов похожи друг на друга, а результаты экзаменов скрывали все участники историй. Получается, коррупцию ЕГЭ не искоренил, но менять систему никто не спешит. На проект каждый год тратят миллиард рублей, а рынок экзаменационных услуг оценивают в 20 миллиардов. «Мне кажется, что в ближайшее время это [отмена ЕГЭ] не произойдет хотя бы потому, что огромные деньги потрачены на этот экзамен», — считает доцент Высшей школы экономики Евгения Абелюк.
ВЦИОМ же выяснил: 77% респондентов заметили ухудшение качества знаний школьников после введения ЕГЭ. Получается, несмотря на огромные минусы системы, она сохранится еще на долгое время, а на коррупцию и отношение людей к экзамену никто не обратит внимания.
Обмену и возврату не подлежит – это о взятке. По закону содержимое конверта не возвращается давшему взятку, а передаётся в государственный бюджет. Мало того, взяткодателя будут судить наравне с коррупционером. Под следствие попадёт даже человек, который организовывает встречу по «передаче конверта». Даже если сам того не подозревает.
Кто принёс, тот и виноват
В Уголовном кодексе РФ есть две статьи: 290 – «Получение взятки» и 291 – «Дача взятки». Тот, кто пришёл к чиновнику или силовику решать проблемы с конвертом, тоже считается виновником. Дающий взятку – не просто соучастник, а преступник.
Взяткодатель виноват так же, как и коррупционер. Фото: zr.ru.
Поэтому не стоит рассчитывать, что распухший от денег конверт вернётся дающему. Например, в Воронеже рассматривали такое дело. Двое граждан пришли к высокопоставленному начальнику с 2,3 млн рублей. Товарищ начальник, как это ни странно, пошёл в суд и «сдал» дарителей. В итоге и сам получил 2 года и 6 месяцев лишения свободы, и «коллег по цеху» подвёл под статью.
Но перед региональными судами встала существенная проблема. Что делать с деньгами в конверте? Сумма немаленькая. Было решено вернуть деньги взяткодателям. Однако первый кассационный суд отменил решение нижестоящих инстанций.
В обзоре судебной практики говорится следующее:
Освобождение от уголовной ответственности взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, которые активно способствовали раскрытию и (или) расследованию преступления и в отношении которых имело место вымогательство взятки или предмета коммерческого подкупа, не означает отсутствие в их действиях состава преступления. Поэтому такие лица не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа
Взятка передаётся в бюджет РФ. И дальше уже казначейство решает, что делать с деньгами. Например, конфискованные у коррупционеров средства с 2019 года перечисляют в Пенсионный фонд.
Есть только один способ не лишиться денег при даче взятки. Если человека загнали в угол и давят на него, требуя денег, суд посчитает его потерпевшим по делу о взяточничестве. Главное, заявить в правоохранительные структуры о вымогательстве раньше, чем передадите конверт с деньгами. И когда правоохранители «накроют» коррупционеров в самый подходящий момент, вас не посчитают взяткодателем. Об этом говорится в разъяснениях Верховного суда.
Что считают взяткой?
Классически пример: оштрафованный за лихачество водитель даёт деньги инспектору ГИБДД, чтобы не лишиться прав. Или нерадивый ученик из числа «золотой молодёжи» вручает профессору вместе с зачёткой купюру, покупая оценку на экзамене. Мелкое взяточничество чаще всего встречается среди полицейских, служащих системы исполнения наказаний и педагогов, сообщили в Генпрокуратуре. Кстати, подарки учителям тоже считаются коррупцией.
Полицейские, сотрудники колоний и преподаватели чаще всего берут мелкие взятки. Фото: rambler.ru.
Но у коррупции разные формы. Это не только передача денег в конверте ради решения своей проблемы. Госдуме даже пришлось объяснять, когда подаренный коньяк считается взяткой, а когда — нет. По мнению Верховного суда, любой вид расплаты с должностным лицом и в личных интересах можно квалифицировать как взятку:
- услуги
- подарки
- перевод денег на электронные кошельки
С лета 2020 года чиновникам запретили брать взятки криптовалютой. Для этого даже приняли отдельный федеральный закон о цифровых финансовых активах и криптовалюте. С 2021 года чиновники обязаны декламировать имущество в «крипте». Не то чтобы должностным лицам разрешалось принимать «криптовалютные подарки» до принятия закона. Такого понятия просто не было, и подарок цифровыми активами не классифицировался как взятка.
Кстати, организация встречи, на которой дают взятку, Верховный суд расценил как пособничество. Например, в ресторане собираются встретиться местный депутат и бизнесмен, который хочет протолкнуть лоббировать свои идеи в городском парламенте. Во время застолья предприниматель дарит чиновнику конверт с деньгами. Но на мероприятие являются силовики и прикрывают лавочку. Организаторам вечера придётся доказывать, что они умышленно не создавали условия для передачи взятки.
Взяточник становится мошенником
Бывают ситуации, когда в ходе судебного разбирательства получение взятки пересматривают в мошенничество. Первый кассационный суд объяснил разницу между явлениями:
- Взятка – это когда человек берёт деньги за то, что может решить проблему.
- Мошенничество – человек обещает решить проблему, но не может. Вместо этого он хочет получить деньги и обмануть взяткодателя.
Обе ситуации подсудные. Иногда коррупционеры начинают оправдываться, чтобы избежать ответственности за получение взятки, и говорят, что хотели обмануть легковерных граждан.
Мошенничество может быть под видом взятки. Фото: misanec.ru.
Но проблема в том, что граждане об этом не знали и несли деньги в качестве взятки. В таком случае деньги из конверта тоже отправятся в бюджет страны.
Из судебных разъяснений вытекает мораль: ситуации нужно решать законным путём. Если не получается пробить толстую стену чиновничьего непонимания – спорить с руководством или судиться. Но никак не создавать новый уголовный прецедент. По данным Генпрокуратуры, за дачу взятки наказывают чаще, чем за получение. В 2020 году по двум статьям осудили 7,5 тыс. человек. 15% – за получение взятки, 18% – за вручение «подарка».
Российские вузы закончили набор абитуриентов. Как в институты и университеты попадают не те, кто достоин, а те, кто платит деньги, как обходят ЕГЭ и почему наше бесплатное образование стоит так дорого, изучает «Газета.Ru».
Таких скандалов, какой произошел в Российском национальном исследовательском медуниверситете (РГМУ) имени Пирогова, в системе российского образования еще не случалось.
Руководство ведущего медицинского вуза страны было поймано с поличным при попытке протащить в вуз тех, кто хотел стать дипломированным врачом «вне конкурса».
626 из 709 абитуриентов оказались «мертвыми душами», на места которых зачисляли других — за деньги. Как рассказали «Газете.Ru» сами студенты «Пироговки», в этом году «страховка» стоила 15 тысяч евро. Таким образом, примерная ожидаемая прибыль от вступительной кампании — 9,390 млн евро.
Как показало вскрытие
Московский программист Владимир Симак сел читать списки абитуриентов нескольких медвузов Москвы по просьбе друга-абитуриента. Друг, как и позволено по закону, подал документы в несколько вузов одновременно. Его насторожило, что практически все абитуриенты с более 270 баллов по результатам ЕГЭ имели в придачу льготу на поступление вне конкурса. Однако ни один из этих гениальных абитуриентов-льготников не подавал свои документы в другие медицинские вузы, а поступал именно в «Пироговку», сокращая таким образом свои шансы на поступление. Математическая логика проста, до нее дошел программист Симак: схема позволяла оставить в «Пироговке» свободными места для людей с невысокими баллами по ЕГЭ. Происходит это так. Вступительные экзамены в вузы сдаются в два потока, или в две волны. В первую зачисляются люди с наиболее высокими баллами и льготники, затем, во вторую волну, принимают людей с более низкими баллами на оставшиеся места. Но если получившие право на поступление абитуриенты не подтвердили свое желание обучаться в этом вузе, после второго набора остаются свободные места. В этом случае вуз может принять решение о зачислении людей в третью, неофициальную, волну.
Во Втором меде таких свободных мест оказалось 626, то есть почти весь поток.
Публикация Симака в интернете вызвала скандал, в дело вмешался Рособрнадзор. Данные приемной комиссии были сверены с федеральной базой, и обман раскрылся настолько просто, что не спорил решительно никто, ни один сотрудник Второго меда. Вскоре «Пироговкой» уже занялась прокуратура, ректора опрашивали, в Минздравсоцразвития была создана специальная комиссия (к этому ведомству прикреплены медицинские вузы). Списки зачисленных были спешно пересмотрены, и те, кто уже отчаялся поступить, были извещены о том, что они могут приносить оригиналы документов для зачисления. Спустя меньше чем неделю ректор Николай Володин был уволен приказом министерства. Уволенный сказал, что о коррупции в вузе не знал.
Теневой рынок в $5,5 млрд в год
Три года назад единый госэкзамен «срастил» в одно целое выпускные экзамены в школах и вступительные в вузы. Школьникам, приходя в высшую школу, достаточно было предъявить результаты ЕГЭ, которые занесены в общую федеральную базу. Стандартизация и открытость процесса должны были искоренить коррупцию в вузах и школах.
«С введением ЕГЭ коррупционные схемы на стадии приема в вузы действительно уменьшились, хотя и не исчезли. Но теневые доходы перетекли от вузовских приемных комиссий к тем, кто отвечает за проведение ЕГЭ», — оценивает реформу зампред комитета по образованию Госдумы, коммунист Олег Смолин. «Коррупция переместилась в школы, в администрацию (департаменты образования населенных пунктов и регионов — «Газета.Ru»)», — ставит диагноз завкафедрой микроэкономического анализа ВШЭ, эксперт по теме коррупции в образовании Марк Левин.
ЕГЭ на «отлично» в этом году в Москве стоил от 100 тысяч рублей, утверждает Смолин. Левин оценивает объем взяток и теневых доходов в образовании в сумму около $1 млрд в год. Зампред Общества защиты прав потребителей услуг образования Виктор Панин называет более пугающую цифру — $5,5 млрд в год.
«Скандал во Втором меде — это случайность, которая выявила закономерность. Если провести мониторинг вузов с участием независимых общественных экспертов и чиновников, то ситуация мало чем будет отличаться. В большей или меньшей степени махинации есть везде», — уверен Панин.
Говоря о динамике коррупции, эксперты сходятся во мнении, что с введением ЕГЭ общий объем взяток увеличился. Так, по неофициальной информации, в первый год введения ЕГЭ в Москве брали 60 тысяч рублей за высокие баллы на едином экзамене, в этом году «такса» составляла уже 100 тысяч. В регионах размеры взяток меньше в разы, но год от года плата тоже повышается.
«Шум в прессе — это совершенно правильная и необходимая сторона реформы. Ведь весь смысл ЕГЭ как независимой аттестации знаний в том, чтобы ввести и процедуры экзамена или поступления, и нарушения этих процедур в публичное пространство. Нелепо полагаться на одних чиновников: они могут быть несправедливы не меньше учителей и вузовских экзаменаторов. Только полная публичность мероприятия, открытость информации для всех заинтересованных гарантируют, что ЕГЭ будет справедливо оценивать участников», — аргументирует ректор ВШЭ, один из разработчиков реформы ЕГЭ Ярослав Кузьминов.
«К сожалению, — добавляет он, — как любая реформа, ЕГЭ делался руками чиновников. И сегодня далеко не все процедуры, которые должны быть открыты, ими являются. Например, федеральная база свидетельств (результаты ЕГЭ всех его сдававших). Например, видеотрансляция процедуры экзаменов. Например, обязательная публикация вузами ежедневно обновляемой базы участников всех конкурсов. Я надеюсь, что многое из перечисленного появится уже в ЕГЭ-2012».
«ЕГЭ помогает контролировать, выявлять случаи нарушения закона. Именно поэтому мы видим такое количество скандалов: люди еще не понимают, что появился механизм, способный отследить мошенников и разоблачить их», — вторит Кузьминову глава пресс-службы Рособрнадзора Сергей Шатунов.
«Все видят, чем они занимаются под партой»
А скандалы не утихают.
Директор тувинского Института оценки качества образования Валентина Канкова (которая должна была следить за законностью проведения ЕГЭ) «помогла» дочери министра земельных и имущественных отношений Тувы Орлана Дугур-Сюрюна: девушка после экзамена сдала пустой бланк, а чиновница во время проверки заполнила его правильными ответами.
В московской школе № 264, о чем узнала вся страна, под видом выпускников на экзамен пришли студенты МФТИ. Членов приемной комиссии сразу заподозрили в корыстном умысле: при перекличке никого не смутило, что на мужское имя откликнулась девушка, да и паспорта у «выпускников», как того требует законная процедура, не проверяли.
Уличить непорядочных организаторов ЕГЭ в получении взятки ни в том ни в другом случае не удалось. Но в их бескорыстие никто не поверил.
Те, у кого нет возможности заплатить за ЕГЭ или воздействовать через административный ресурс, ищут иные способы, чтобы сдать ЕГЭ на наиболее высокий балл.
«Дети берут справки, что у них заболевание почек, мочевого пузыря или кишечника, чтобы иметь законное основание выходить несколько раз во время экзамена в туалет, где прячут ответы на задания тестов. Иногда мобильный телефон используют прямо в классе, под партой. В этом году мобильные запретили, и они стали брать с собой на экзамен два телефона — один сдают, другой проносят. Не будем же мы их обыскивать… Честно говоря, многие педагоги все это видят и понимают, зачем они ходят в туалет и чем занимаются под партой, но мы этому не препятствуем: пускай сдают экзамен на хорошие оценки. Ведь по результатам ЕГЭ оценивают работу учителя и школы», — рассказала на условиях анонимности «Газете.Ru» учительница одной из московских школ.
Помимо мобильников в ход идут и более совершенные приспособления.
В этом году среди выпускников школ стал популярен микронаушник для беспроводной связи: маленькая металлическая шайбочка, размером 2 на 3 мм, которая помещается в ушной канал. Объявления о продаже приспособления можно встретить на форумах вузов и в одной из социальных сетей. «Вам могут говорить в наушник, но это будете слышать только вы», — рассказал продавец микронаушников Андрей. По его словам, накануне сдачи ЕГЭ эти средства связи моментально разлетались, хотя аренда устройства стоит от 500 до 1200 руб., а покупка — от 2500 до 6000 руб.
Процедуру надо делать еще более прозрачной и контролируемой, контратакует Шатунов. Общественная палата, которая делала доклад по итогам сдачи ЕГЭ этого года, добавляет: надо ввести видеопротоколирование не только всех этапов проведения ЕГЭ, но и обработки данных. А чтобы исключить возможность помощи сдающим ЕГЭ со стороны учителей и администрации школы, было предложено максимально отделить школьников от персонала школы – проводить экзамен в другом помещении, а если это невозможно (когда речь идет об отдаленном регионе), ввести запрет на присутствие во всех помещениях (вплоть до туалетов) работников школы, а также родителей и учеников, которые не сдают экзамен.
В действенности «силового» варианта есть сомнения. «Если один человек хочет дать взятку, а другой хочет ее взять, то они всегда смогут найти способ для незаконных схем. Ужесточение приведет к еще большему повышению цены за помощь в сдаче экзамена и к увеличению объема коррупции в целом», — уверен эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев.
Нездоровый дух олимпиады
Изобретательность приходится проявлять и вузам, которые ежегодно привыкли зарабатывать деньги на вступительной кампании. Они используют любые лазейки в механизме ЕГЭ. По данным Генпрокуратуры, в прошлом году во время вступительных экзаменов в вузы было выявлено около двух тысяч нарушений.
«Если не брать в расчет схему, по которой действовал Второй мед, вузы используют три наиболее распространенных механизма, позволяющих «провести» своих людей, которые заплатили за поступление: через внутренний конкурс, который добавляет баллы к имеющемуся ЕГЭ, через категорию льготников и посредством олимпиад для одаренных детей», — рассказывает Сергеев.
На первом месте по популярности стоит акция «льготник». Кузьминов не так давно признавал: вузы столкнулись с серьезной проблемой наплыва внешне здоровых людей с липовыми справками. Высшая школа экономики даже ввела на первом курсе медосмотр, чтобы выявить мошенников, купивших справки.
Механизм прост: будущий абитуриент покупает справку об инвалидности, договаривается с руководством вуза и попадает в список поступивших льготников, число которых в статусных вузах бывает вполне сопоставимо с количеством бюджетных мест. Квот на прием не существует — каждый вуз сам устанавливает количество бюджетных мест для тех, кто пользуется льготой. Через год этот человек просто не приходит на медкомиссию и инвалидность автоматически снимается. К популярным категориям льготников можно отнести приезжих из зараженных радиацией зон и военнослужащих.
Всего же в России сейчас существуют более 150 категорий, которые имеют особые условия при поступлении в учебное заведение. «Этот порядок регулируется различными актами и законами, единого документа нет. При этом для различных категорий существуют различные преференции. К примеру, у военнослужащих-контрактников и военнослужащих-срочников льготы различаются», — говорит Шатунов.
Олимпиады, позволяющие победителю вне конкурса поступить в вуз и дающие возможность заработать баллы, которые будут засчитаны при поступлении, тоже нередко используются как коррупционный механизм.
«Посмотрите на Всероссийскую олимпиаду школьников «Шаг в будущее», которая проводилась в том числе и в РГМУ имени Пирогова, — говорит один из преподавателей Второго меда. — В Московском государственном текстильном университете было 14 призеров по химии, в Химуниверситете имени Менделеева – 33 призера, а в непрофильной для химиков «пироговке» — 96 призеров! Все они получали автоматом 100 баллов, которые учитывались при поступлении в тот вуз, в котором проводилась олимпиада. И странно, что на сайте олимпиады фигурирует лишь 91 призер «пироговки», а в списках вуза их уже 96».
Есть вопросы к этим 96 отличникам, подытоживает собеседник.
«Мы понимаем, что тут есть опасность для появления коррупции, и вводим антикоррупционные механизмы. В этом году по доброй воле пригласили Рособрнадзор для проведения инспекций олимпиад. Не так давно проводили исследования качества успеваемости студентов — победителей олимпиады. Если победитель демонстрирует невысокие показатели в учебе, это вызывает вопросы к организаторам олимпиад, и наши эксперты проводят проверку», — утверждает глава пресс-службы союза ректоров Ирина Хилько.
Существуют еще и внутренние конкурсы вузов, которые разрешено проводить лишь избранным учебным заведениям. Таковых насчитывается чуть больше двадцати. «Конечно, нельзя однозначно сказать, что этот способ не используется для нечестного поступления: какой-то небольшой процент абитуриентов пользуется такой возможностью. Но в целом, поверьте, хороший, достойный вуз заинтересован в одаренных студентах. К примеру, многие серьезные математические факультеты не доверяют баллам ЕГЭ, и для них дополнительные внутренние экзамены – это необходимость. Не говоря уже о творческих вузах», — считает Левин.
«Преподаватель ставит оценку, когда деньги упадут на карточку»
Вузовская коррупция уходит вглубь учебного процесса: она ловит учащихся не на стадии поступления, а позже, сходятся во мнении вузовские преподаватели.
«Если раньше взятки в вузах брали уже на этапе поступления, то сейчас заработки преподавателей и руководства начинаются с момента сдачи зачетов и экзаменов. Студенты с купленными баллами ЕГЭ по большей части не справляются с обучением и вынуждены покупать сессию за сессией. В настоящее время это является главным заработком преподавателей вузов», — рассказал «Газете.Ru» один из преподавателей Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ).
По его информации, в МГУКИ зачет в зависимости от «важности» предмета стоит от пятисот до одной тысячи рублей, а экзамен от одной тысячи рублей до ста долларов.
«Мы своими силами пытались проанализировать порядок цен и коррупционные схемы в вузах. Стоимость за экзамены и зачеты везде разная. Зачет можно сдать от 500 до 3 тыс. рублей. Экзамен стоит от тысячи рублей, и цена доходит до полутора тысяч долларов в престижных вузах», — рассказал «Газете.Ru» председатель Российского студенческого союза (РСС) Артем Хромов.
По словам председателя РСС, многие преподаватели требуют переводить деньги на электронный счет и ставят оценку только после того, как сумма «упадет на карточку». Не менее распространена схема сбора денег за сессию, когда среди надежных студентов выбирают ответственного, а тот в свою очередь ведет переговоры с другими студентами, собирает средства и передает их преподавателю.
«Лично в руки взятки берут немногие, потому что после многочисленных скандалов просто боятся потерять места. Но существует и вполне легальная схема, когда преподаватель проводит платные легальные занятия с теми, кому назначена пересдача. А дальше все получают зачеты и оценки», — говорит Хромов.
Платное или бесплатное
Получается, что де-факто наше образование, гарантированное бесплатным, очень дорого стоит, говорят эксперты. «Мы создаем порочную систему, когда дети начиная с детского сада знают о том, что их родители дают взятки: все это обсуждается в кругу семьи. Это вызывает привыкание людей к коррупции как к норме поведения. Дальше люди покупают среднее и высшее образование, а потом уже и сами начинают брать взятки. Это замкнутый круг», — говорит Панин.
Введение в вузах системы легальных платежей на стадии поступления эксперты необразовательного рынка оценивают как один из эффективных способов борьбы с коррупцией. Если образование будет платным, у абитуриентов и их родителей появится возможность заплатить деньги легально и выбрать тот вуз, где их ребенок найдет лучшее для него образование, аргументирует глава «Деловой России» Борис Титов. «Государство должно помогать лишь социально необеспеченным и талантливым, обеспечивая так называемый социальный лифт», — говорит он.
«В Америке решили проблему кардинальным образом: ввели платное образование для тех, кто может и хочет за него платить, и социальный лифт для тех, кто может пройти сложный конкурс и учиться на негосударственные гранты, но у нас на это никто не пойдет. Право на бесплатное образование записано в Конституции, и в обозримом будущем его никто не будет оспаривать», — уточняет проректор ВШЭ Григорий Канторович.
Введение легального платного образования как альтернативы теневым «взносам» вряд ли сможет оздоровить ситуацию, думает директор Федерального института развития образования Александр Асмолов: «Эта мера не остановит коррупцию, потому что это явление системное, а образование не может существовать отдельно от системы. Пока что не существует результатов в борьбе с коррупцией как с явлением в обществе».
«Кризис во Втором меде показателен, — контраргументирует научный руководитель Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. — Если бы не ЕГЭ, эту ситуацию так и не раскрыли бы. Поэтому я думаю, что надо продолжать автоматизировать и сдачу выпускных экзаменов, и прием заявлений в вузы».
«Достаточно одного грамотного сознательного человека из общества, который посмотрел и все установил, а людям, которые занимались коррупционными схемами, даже в голову не приходило, что теперь все это можно отследить», — оптимистичен он.
Дата
публикации: 18 окт. 2020 17:10
В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» получение взятки, наряду с другими преступлениями, совершаемыми должностными лицами, охватываются понятием — «коррупция». Уголовная ответственность за «Получение взятки» предусмотрена статьей 290 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Ответственность по статье 290 УК РФ несут должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, государственных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также совершенные лицами, занимающими государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.
Наряду с этим, по сложившейся правоприменительной практике, преподаватели, получающие денежные вознаграждения и иные материальные блага за совершаемые ими законные и незаконные действия (бездействия) также несут ответственность по статье 290 УК РФ.
Уголовная ответственность за дачу взятки наступает с момента принятия получателем хотя бы части вознаграждения. Работа, направленная на выявление подобных преступлений, возложена на подразделения правоохранительных органов, наделенных полномочиями по проведению оперативно-розыскных мероприятий, которыми в настоящее время достаточно четко отработан механизм документирования дачи и получения взятки.
Борьба с взяточничеством предполагает не только принятие правоохранительными органами мер по выявлению виновных и привлечению их к уголовной ответственности, но и установление гражданской позиции по исключению фактов дачи (получения) взяток, своевременному сообщению о подобных фактах в органы МВД и ФСБ. В свою очередь, дача взятки оказывает негативное влияние на деятельность органов власти и управления, создает стереотип о возможности «решить любой вопрос за деньги». В частности более незащищенными оказываются студенты, с которых преподаватели требуют денежное вознаграждение за положительную оценку за курсовую работу, зачет или экзамен, но надо учитывать, что преподаватель, вымогая взятку, тоже боится уголовной ответственности за совершаемое им противоправное деяние.
Не надо бояться обращаться в правоохранительные органы с подобными вопросами, а заняв правильную позицию борьбы со взяточничеством, всемерно привлекать к этому студентов, обучающихся с Вами в одной группе и образовательном учреждении.
Для полного и качественного документирования противоправной деятельности «зарвавшегося» преподавателя нужно обратиться в правоохранительные органы.
Вспоминаем самые громкие и неоднозначные инициативы министров образования
Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:
В Общественной палате РФ подвели итоги 20-летия начала реформ в отечественном образовании. Самым ярким на форуме стало выступление профессора кафедры математического анализа РГПУ им. А. И. Герцена Сергея РУКШИНА.
Расплодившиеся репетиторы
— ЕГЭ должен был избавить нас от коррупции приемных комиссий, дать школьникам возможность поступать в удаленные вузы, не тратя деньги на дорогу, служить основанием для получения образовательных кредитов, — объясняет профессор Рукшин. — Справился ли ЕГЭ с коррупцией? Нет. Он ее убрал из приемных комиссий вузов, но переместил затраты родителей и коррупционную составляющую совершенно в другие сферы. Во-первых, это невиданное расширение и удорожание репетиторского рынка. Во-вторых, это сфера олимпиад. Не буду приводить всем известную ситуацию, когда директор Департамента общего образования Министерства образования и науки Елена Низиенко в течение пяти лет выдавала документы строгой отчетности победителей финалов всероссийских олимпиад тем, кто в них даже не участвовал. Cейчас имеют место страшные факты, когда вузы, проводящие олимпиады, силами своих преподавателей готовят к ним участников.
И это все меркнет по сравнению с тем влиянием, которое ЕГЭ оказал на институты образовательные, на саму среднюю школу и на вузы.
Фактически ЕГЭ поставил школу на грань, за которой начнется тотальная подготовка к экзамену вместо прохождения школьных программ.
Замордованные учителя
— Сам факт закрытия (у нас закрыто и перепрофилировано более 40 педагогических вузов) означает не просто неуважение к профессии, а отрицание самостоятельного статуса педагога по какому бы то ни было предмету. Преподаватель математики — это не плохой математик. Преподаватель русского языка и литературы — это вовсе не человек, который окончил филфак, но которого не взяли в аспирантуру, издательство, редакцию и так далее.
Снизился социальный статус учителя. Педагог, замордованный высокими нагрузками, совершенно непрофильными занятиями вроде заполнения бумажных и электронных документов, фактически превратился в человека, который оказывает образовательную услугу и может в любой момент быть наказан родителями, учениками, администрацией школы за мельчайшие отклонения.
Малограмотные инженеры
— Разрушена система профессионального образования. Произошло страшное для нашего технологического развития событие: ни одна страховая компания не согласилась страховать запуски двух ближайших «Союзов». А два ближайших «Союза» — это и средство доставки обратно космонавтов, которые сейчас находятся на станции, и средство доставки продуктов, оборудования и так далее, и средство доставки спутников. Запуски сейчас под угрозой. Когда мы знали такое за советской и потом российской экономикой и технологией? Падение технологической дисциплины на производстве, постоянные жалобы главных конструкторов оборонных отраслей, что у них нет инженеров и конструкторов нужной квалификации, свидетельствуют о том, что система профессионального образования находится в упадке.
Еще одна болевая точка
Болонская система, придуманная для включения в западные системы людей из развивающихся стран, разрушила хорошо продуманную логику подготовки специалистов. Мы получаем бакалавров, которые подготовлены по практике хуже, чем выпускники техникумов, и магистров, которые не знают производство.
Безумные инициативы
— В заключение хочу отметить, что периодически устраиваемые вбросы и нервотрепки также совершенно не выдерживают критики. Вспомню только этот год. Чуть больше года назад вице-премьер, курирующая социальную сферу, нам обозначила основную проблему развития образования — это, как мы помним, прямоугольные классы. Этим летом нам подсунули сокращение урока до 40 минут с 45 и сокращение с 1-го по 9-й класс учебной недели до пяти дней. Причем люди, которые это предлагали, не понимают, что если рассчитать потерянное время, то получается, что за девять классов мы теряем два с третью учебных года общего учебного времени. Нам предлагают подумать над системой оценок — вместо пятибалльной ввести 12- и 100-балльную. Нас все время трясут, систему образования нервируют непринципиальными и не имеющими отношения к сущности процесса вбросами.
Чем запомнились министры «поколения ЕГЭ»
Ситуация в среднем и высшем образовании в России во многом зависит от руководства соответствующего ведомства. Показательны наиболее громкие инициативы, выдвинутые министрами образования (в скобках — годы их работы на этом посту).
Кстати, в этом году ведомство разделилось на Министерство просвещения, которое теперь отвечает за школу, Министерство науки и высшего образования и Рособрнадзор.
Андрей Фурсенко (2004 — 2012)
- Внедрение ЕГЭ (2010 г.).
- Принятие новых Федеральных государственных стандартов (ФГОС), подразумевающих снижение расходов на образование и плату за обучение.
- Предложение сделать необязательными русский язык, математику, историю, русскую литературу.
- Укрупнение и слияние школ, уравнивание спецшкол, гимназий с уклоном и обычных среднеобразовательных школ, лишение продвинутых учреждений дополнительного финансирования. В результате лучшие школы оказались на грани банкротства.
- Закрытие сельских школ и ликвидация льгот для сельских учителей.
Цитата:
«Высшая математика убивает креативность. Я сам лично не изучал в школе высшую математику и при этом «не дурее других».
Дмитрий Ливанов (2012 — 2016)
- «Оптимизиция» и приватизация вузов. Упразднение «неэффективных»: Литературного института им. Горького, Архитектурного университета, РГГУ, МАМИ и др.
- Ликвидация свыше 150 специальностей в техникумах и вузах, сокращение количества бюджетных мест.
- Понижение общероссийского балла ЕГЭ по русскому языку в 2 раза — иначе 40 процентов выпускников не сдали бы экзамен.
- Утверждение теологии в качестве научной дисциплины.
Цитата:
«Уменьшение числа школ в российских городах не влияет на качество образования».
Ольга Васильева (2016 — по настоящее время)
- Возвращение в школьный курс астрономии.
- Введение в начальную школу урока шахмат.
- Увеличение количества часов преподавания религии в школах.
- Увеличение бюджетных мест в вузах по специальности «теология».
- Сокращение в десять раз мест в аспирантуре.
Цитата:
«Сегодня у нас дети, завтра у нас народ».
Кстати
Рособрнадзор подвел предварительные итоги аттестации российских учителей-предметников, которые показали: половина учителей математики и информатики не справились с задачами по своему предмету.
С 2009 года в России официально введен ЕГЭ. Думается, тогда государственные деятели, которые перенимали западный опыт и принимали решения о новых подходах в сфере российского образования, «хотели как лучше», но… чем обернулась навязанная система?
Пятнадцать лет назад предполагалось, что «поступление в ВУЗ» станет максимально прозрачным, а кормушка, из которой на протяжении десятилетий кормились вузовские преподаватели, наконец-таки будет прикрыта. На самом деле эпицентр взяточничества и коррупционных подходов сместился в сторону чиновников министерств образования и сотрудников школ.
Вырваны из контекста
Нарушения при проведении ЕГЭ отмечались по всей стране, но особого внимания удостоились республики Северного Кавказа. Помимо того, что на Северном Кавказе на протяжении ряда лет отмечались нарушения законности проведения экзаменов, здесь была придумана и поставлена на поток так называемая «страховка» от не сдачи ЕГЭ и получения желаемых «проходных» баллов.
Так, например, в Дагестане до недавнего времени был очень распространен «ЕГЭ-туризм», когда за несколько месяцев до окончания учебного года выпускники школ в экстренном порядке переезжали из городов в сельские поселения. Считалось, что сдавать экзамены там гораздо проще – отсутствие камер видеонаблюдения, пристрастных наблюдателей, да и помощь от педагогов-родственников была гарантирована. Бывало и так, что родители «ЕГЭ-туристов» заранее договаривались с городскими учителями, которых накануне экзамена «командировали» за свой счет в сельские школы, где учились их чада. И там группа нанятых специалистов, располагаясь в классе по соседству, куда им приносили бланки заданий, в спешном порядке решали задания. За один такой экзаменационный день «прикомандированный» педагог в зависимости от «объема выполненной работы» зарабатывал от полутора до двух тысяч долларов.
В Кабардино-Балкарии организованная группа работников республиканского Министерства образования, на которых в последствии было заведено уголовное дело, брали взятки за завышение баллов и исправления, вносимые в экзаменационные бланки ответов участников ЕГЭ.
За взятку был арестован и впоследствии осужден на восемь лет министр образования Карачаево-Черкесии Борис Спиридонов. Он гарантировал родителям выпускников, сдававших ЕГЭ, получение сертификата с высокими баллами. Расчет был прост — 1000 рублей за балл.
«…Оно того стоит!»
Прошло время. Запретили пользоваться мобильными устройствами, аудитории оснастили веб-камерами, в состав наблюдателей включили представителей правоохранительных органов, т.е. худо-бедно, но видимость порядка на ЕГЭ создали. Однако, от республиканских учителей, также как и от родителей выпускников, по прежнему продолжают поступать жалобы на сбор денег за сдачу ЕГЭ. Теперь множество ЕГЭшных махинаций прикрывается рекомендациями от руководства школ и классных руководителей прибегнуть к услугам определенных репетиторов. Якобы они гарантируют, что цикл занятий и применяемые методики позволят старшеклассникам успешно сдать экзамены. Да, конечно, это стоит недешево — говорят, порядка 1500-2000 рублей, но результат гарантирован. Со слов одного из заслуженных педагогов Кабардино-Балкарии, возможно, оно того стоит!
По теме
1414
Заместитель районного прокурора в Дагестане попался пьяным за рулем, после чего служба собственной безопасности провела в его отношении проверку. По результатам ему указали на дверь.
Присутствуя на родительских собраниях невольно задумываешься, а почему эти же методики преподаватели не применяют на повседневных занятиях? Что им мешает правильно учить наших детей? Призывая не жалеть денег для своих чад, «гуру» российского образования расписываются в своей профнепригодности. Тогда, за какие же заслуги государство и региональные власти присваивают им звания и почести?
Бизнес-ЕГЭ
По слухам, что муссируются жителями Дагестана, в Махачкале функционирует некий центр при Институте усовершенствования учителей, куда можно прийти заранее и договориться о желаемых результатах. Все дело только в цене. Родители и родственники выпускников, чтобы избавиться от «головных болей» и оградить своих отпрысков от «стрессовых» состояний, могут заплатить по 350-400 тысяч за предмет и вопрос можно считать закрытым. При этом якобы стоимость зависит от количества желаемых баллов и от способностей «покупателей» торговаться. Помимо того, что решением образовательного вопроса следует заняться заблаговременно – за 2-3 месяца до начала испытаний заинтересованной стороне необходимо внести плату за «решение вопроса». Будто бы, координатор, участвующий в переговорах, сообщает кому, куда и сколько необходимо «передать». Поговаривают также, что и министр образования РД Шахабас Шахов в курсе дагестанского «ЕГЭ-бизнеса». Ведь, людская молва о том, что «наверху ЕГЭ оценили на миллион», уже давно передается из уст в уста.
«60 баллов из 57 возможных»
Наверняка читатель помнит серию анекдотов о «60 баллах из 57 возможных». «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно…», но в них отражена вся сущность республиканского образования. И хотя, некоторые утверждают, что прошло время, когда дагестанские школьники «лучше всех» в стране сдавали ЕГЭ, нет сомнений, что коррупция в сфере образования процветает. Если раньше в школах «благодарили» учителей коробкой конфет с приложением бутылки вина или коньяка, ну, на самый крайний случай, чайным сервизом, то теперь все решают деньги – рубли, доллары, евро.
Согласно опроса, который регулярно проводит «Левада-центр»* среди россиян, более половины опрошенных не уверены в нынешней системе образования, ещё треть сомневаются. Удовлетворены уровнем образования лишь 20 %. По мнению респондентов, с введением ЕГЭ количество взяток, блата и других злоупотреблений при окончании школы и поступлении в вузы не только осталось прежним (38 % по мнению респондентов), но и увеличилось (ещё 23 %).
По данным официальной статистики, коррупционная составляющая в школах, по сравнению с «доЕГЭшным» периодом, возросла более, чем в 20 раз. И виноваты в этом не рядовые педагоги, оказавшиеся в заложниках обстоятельств, а те самые «заслуженные» деятели образования и науки с фальшивыми дипломами и званиями, которые, восседая в больших кабинетах, втаптывают в грязь систему образования, педагогов и наших детей. Ах, если бы с такой хваткой и сумасшедшим блеском в глазах, с какими предприимчивые министры, директоры, завучи принимают «поборы с учеников и их родителей», они направляли свои усилия на стимулирование преподавательского состава и на повышение качества образования… Вот это был бы прорыв!
- *
- Негосударственная исследовательская организация «Левада-Центр» внесена Минюстом в перечень НКО, выполняющих функции иностранного агента
Ученики, которые мало верят в свои силы, думают о том, какими еще способами можно получить высокие баллы за экзамен. Иногда это доводит до не самых честных и правильных мыслей. В этой статье — о том, где купить ЕГЭ и какие бывают последствия.
Можно ли купить 100 баллов по ЕГЭ?
Этот вопрос часто задают ученики, которые устают от бесконечной подготовки и желают получить свои заветные баллы другим путем. Рассмотрим несколько способов, где купить ЕГЭ.
Покупка ответов
Самый известный способ купить ЕГЭ — это приобрести ответы. Такое было популярно раньше, когда варианты были не так защищены от «сливов». Ежегодно создавались группы, где купить ЕГЭ можно было за небольшую сумму, и иногда это даже помогало.
Сейчас все иначе: варианты вскрываются только на экзамене, а все, кто видят и составляют их, подписывают договор о неразглашении. В связи с этим покупать ответы теперь бесполезно:
- Деньги поступят на кошелек мошенников;
- Вам скинут неправильные решения;
- При желании вернуть свои деньги никто не выйдет на связь.
Предприимчивые люди часто пользуются слабостями одиннадцатиклассников и обманывают учеников, поэтому в интернете теперь невозможно найти, где купить ЕГЭ, но зато вполне возможно попасться на уловки мошенников.
Покупка сертификатов
Еще один способ, которым часто пользовались раньше — покупка сертификатов после сдачи ЕГЭ. Это такая «бумажка», которую показывают в приемной комиссии при поступлении в университет. Расстроим желающих найти, где купить ЕГЭ:
- Все результаты экзаменов хранятся в базе в интернете. Что-то взломать там и внести изменения невозможно, поэтому при проверке поддельного документа в университете заметят ваш обман.
Таким образом, этот способ также не подходит для нынешних реалий. Но есть еще одна идея, где купить ЕГЭ.
Знакомые в комиссии
Это теоретически возможный способ купить ЕГЭ:
- Подговорить знакомых из комиссии засчитать вторую часть;
- Хорошо решить тестовую часть.
Однако, у этого есть много нюансов:
- Сложно найти знакомых из комиссии, которые согласятся на это. Даже если проверять работу будет ваша бабушка, она скорее «натаскает» вас до того, что вы и сами сможете решать все задачи второй части.
- В комиссии несколько проверяющих. Ваша работа может просто не попасться на глаза вашей бабушке и нужно подговорить остальных. Исходя из этого, третий пункт.
- Это очень дорого. Представьте, что будет с экспертами, если это вскроется. К тому же, остальные эксперты — не ваша бабушка, им нет никакой выгоды помогать вам. Зато это — уголовная ответственность.
Для такого способа нужно, чтобы совпало сразу много факторов, и это точно не стоит того. А других способов, где купить ЕГЭ, нет.
Сколько все это может стоить
Цена различается:
- У мошенников поменьше она будет составлять 1000–2000 рублей;
- У крупных мошенников ответы могут стоить десятки тысяч.
Такая разная цена — обычный захват всех аудиторий, ведь скорее всего ответы в обоих случаях будут одинаковыми.
Просто в первом случае цена низкая, чтобы на «крючок» мог попасться ученик, который купит «на всякий случай». Другой случай — чтобы ищущие, где купить ЕГЭ, приняли высокую цену за знак качества.
Безопасно ли покупать баллы ЕГЭ за деньги
Покупать или не покупать — остается на вашей совести. Если это придаст вам уверенности, а в классе предлагают скинуться по 100 рублей, можно и взять. Но если на экзамене шпаргалки будут обнаружены, вас просто выведут с экзамена и аннулируют баллы и не посмотрят, правильные они или нет.
При выборе важнее думать о том, что вы тратите на это деньги. Вероятность, что ответы будут неправильными – 99,9%. Но если хотите рискнуть — будьте готовы к возможным последствиям.