Компромисс это разрешение социального конфликта путем взаимных уступок социальные конфликты егэ

Контрольная работа по теме: «Социальное развитие современного общества».

ПРОФИЛЬ — 11 класс

1 –вариант

Часть I.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице. — 1 б.

Социальные институты и их функции.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

ФУНКЦИЯ

Установление и поддержание определённой формы политической власти.

Семья

Воспроизводство членов общества.

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание): — 1 б.

Нация, племенная общность, этническая общность, род, народность.

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они за исключением двух, относятся к социальному контролю.

1) санкция 2) социальная ценность 3) суверенность 4) требование морали

5) потребность личности 6) правовая норма

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. — 1 б.

4. Выберите верные суждения о социальном конфликте и запишите цифры, под которыми они указаны. — 2 б.

1) Компромисс — это разрешение социального конфликта путём взаимных уступок.

2) Социальные конфликты начинаются с вооруженного противоборства.

3) Социальный конфликт – это специфическая форма общественного взаимодействия социальных групп и общностей, связанная с неравномерным обладанием ограниченными ресурсами и благами.

4) По основам возникновения различают такие социальные конфликты, как конфликт интересов, конфликт ценностей и конфликт идентичности.

5) Поскольку социальные конфликты возникают стихийно, общество никогда не сможет регулировать или предотвращать их.

5. Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны. — 2 б.

1) Социальная мобильность – это изменение социального положения группы или личности.

2) Межпоколенная социальная мобильность проявляется в случае изменения социального положения детей по сравнению с положением родителей.

3) Переход из одной социальной группы в другую без изменения социального статуса называется горизонтальной социальной мобильностью.

4) Вертикальная нисходящая социальная мобильность – это изменение социального статуса на более высокий.

5) Социальная мобильность проявляется только в постиндустриальном обществе.

6. Установите со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми общественных от­но­ше­ний и типом со­ци­аль­ной стратификации: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.- 2 б.

ОСОБЕННОСТИ ОБ­ЩЕ­СТВЕН­НЫХ ОТНОШЕНИЙ

ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ

А) юри­ди­че­ское закрепление прав и обя­зан­но­стей за ос­нов­ны­ми социальными группами

Б) пре­иму­ще­ствен­но наследственный ха­рак­тер принадлежности к элите общества

В) за­пре­ще­ние перемещения из одной со­ци­аль­ной группы в другую

Г) в ос­но­ве деления на группы — раз­ли­чия в ха­рак­те­ре труда и раз­ме­рах и фор­мах его оплаты

Д) за­прет на браки с пред­ста­ви­те­ля­ми других групп

1) ка­сто­вая

2) со­слов­ная

3) клас­со­вая

7. Установите со­от­вет­ствие между ста­тус­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ви­да­ми со­ци­аль­ных статусов: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. — 2 б.

СТАТУСНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ

А) женщина

Б) выс­шее образование

В) 30 лет

Г) менеджер

Д) мать двоих детей

1) пред­пи­сан­ный статус

2) приобретённый статус

8. В ходе со­цио­ло­ги­че­ско­го опро­са ре­спон­ден­там раз­ных воз­раст­ных групп пред­ла­га­лось от­ве­тить на вопрос: «Что важ­нее всего в молодости?». По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в % от числа отвечавших) пред­став­ле­ны в виде диаграммы.

Какие вы­во­ды можно сде­лать на ос­но­ва­нии дан­ных диаграммы? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.- 1 б.

1) Ре­спон­ден­ты в воз­расте 18–24 лет считают, что в мо­ло­до­сти в рав­ной сте­пе­ни важно и по­жить в своё удовольствие, и со­здать семью.

2) Наи­боль­шая доля ре­спон­ден­тов в воз­расте стар­ше 55 лет считают, что в мо­ло­до­сти самое важ­ное — со­здать семью.

3) Рав­ные доли ре­спон­ден­тов в воз­расте 25–39 лет и стар­ше 55 лет считают, что в мо­ло­до­сти важ­нее всего сде­лать карьеру.

4) Воз­мож­ность по­жить в своё удо­воль­ствие в мо­ло­до­сти выше всех оце­ни­ли люди в воз­расте 25–39 лет.

5) Каж­дый де­ся­тый ре­спон­дент в воз­расте 40–54 лет считает, что важ­нее всего по­жить в своё удовольствие.

9. Найдите в приведённом ниже спис­ке социальные роли, ко­то­рые может вы­пол­нять гражданин РФ 18-20-летнего возраста. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны. – 2 б.

1) член не­фор­маль­ной молодёжной группы

2) во­ен­но­слу­жа­щий срочной службы

3) губернатор

4) Пре­зи­дент РФ

5) избиратель

6) ми­ро­вой судья

10. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. – 2 б.

 «В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной ___________ (А) (т. е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ___________ (Б) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных ___________ (В). В-третьих, способствуют ___________ (Г) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают ___________ (Д) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы-ожидания и нормы ___________ (Е) …Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных ___________ (Ж), например, уголовных или административных».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) санкция

2) группы

3) интеграция

4) идеал

5) контроль

6) эталон

7) правило

8) управление

9) стабильность

Часть II.

Прочитайте текст и выполните задания 11-14

Социальные роли — термин, активно используемый как социальной психологией, так и социологией. Он концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции.

Социальный статус и социальная роль представляют собой две стороны одного и того же явления. (…) Статус описывает общество в неподвижности, то есть раскрывает статистическую картину мира. Роль описывает общество в движении, то есть раскрывает динамическую картину мира. (…)

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Роль описывает то, как обладатели статусов взаимодействуют друг с другом.

В связке понятий «статус-роль» ведущее место принадлежит первому. Именно поэтому в литературе встречается выражение «статусная роль», но никогда не попадается «ролевой статус».

Термин «роль» позаимствован из театральной сферы, где он призван был под¬черкнуть различие между актером и исполняемой партией. Множество известных актеров пробовало себя в роли Гамлета подобно тому, как множество выпускников медицинского института становятся врачами.

Люди не могут вести себя так, как им заблагорассудится. Они подчиняются тому, что все считают правильным для данной роли. В значительной мере поведение ученика предсказуемо, ибо ученик — это определенная роль. То же касается учителя, продавца или государственного деятеля. Все мы знаем, что должны делать эти люди, и не важно, как много индивидуального своеобразия вкладывают они в свою роль. В целом все учителя или продавцы ведут себя сходным образом.

(…) «Весь мир — театр, все люди в нем — актеры, и каждый не одну играет роль», — сказал великий Шекспир. И если рассматривать мир как сцену, то нам действительно приходится играть на этой сцене великое множество ролей. Мы все — сыновья и дочери, мужья и жены, подчиненные и руководители, ораторы и слушатели, пассажиры, зрители, специалисты и т.д. Причем весь этот репертуар живет внутри нас одновременно, и каждая следующая роль включается по мере того, как мы переходим из одной ситуации в другую. В каких-то из этих ролей нам приходится находиться более длительное время, в каких-то — относительно незначительное; с какими-то из ролей мы справляемся без труда, другие едва выносимы для нас. 

Люди выполняют в обществе множество социальных ролей. Их отличительная черта заключается в том, что роль отца или учителя остается той же самой, если поменяются люди, выполняющие эти роли. Именно таким способом достигаются предсказуемость и порядок в обществе.

А.И. Кравченко

11. На основе текста приведите любое авторское определение социальной роли и укажите ее отличительную черту.- 2 б.

12. Как, по мнению автора, соотносятся понятия «социальная роль» и «социальный статус»? Укажите два выделенных автором аспекта.- 2 б.

13. Выпишите из текста любое положение, содержащее авторские примеры социальных ролей. Выберите любые две из этих социальных ролей и опишите поведение, которое им соответствует.- 3 б.

14. Автор обращает внимание на то, что весь ролевой репертуар живет в каждом из нас одновременно. Опираясь на знания и социальный опыт, покажите, как одни социальные роли могут вступать в противоречие с другими. Приведите три примера возможных ролевых конфликтов.- 3 б.

15. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «каналы социальной мобильности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о существующих каналах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества.

16. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте примером каждую из них.- 3 б.

17. После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?- 3 б.

Критерии оценки:

35 — 31 б. – «5»

30 — 23 б. — «4»

22- 16 б. — «3»

менее 16 б. – «2»

Контрольная работа по теме: «Социальное развитие современного общества».

ПРОФИЛЬ — 11 класс

2 –вариант

Часть I.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице. — 1 б.

Социальные отношения

ВИД СОЦИАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

 

Достаточно ре­гу­ляр­ные взаимообусловленные со­ци­аль­ные действия субъектов, на­прав­лен­ные друг на друга.

Социальный конфликт

Поведение индивидов, групп при столк­но­ве­нии их не­сов­ме­сти­мых взглядов.

   

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание): — 1 б.

Прирождённый статус, личный статус, основной статус, социальный статус, статусная иерархия.

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они за исключением двух, характеризуют социальную стратификацию.

1) объём власти 2) уровень образования 3) этническая принадлежность

4) престиж занимаемой позиции 5) доход 6) возраст

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. — 1 б.

4. Выберите верные суждения о социальных группах и запишите цифры, под которыми они указаны. — 2 б.

1) Социальная группа – это любая совокупность людей, выделенная на основе социально значимого признака.

2) Неравенство социальных групп отражает социальная стратификация.

3) Молодежь – это социальная группа, выделенная по гендерному признаку.

4) Неформальные социальные группы формируются стихийно на основе единства интересов и стремления к межличностному взаимодействию.

5) Взаимодействие участников вторичной социальной группы является непосредственным и отличается высоким уровнем эмоциональности.

5. Выберите верные суждения о молодежи как социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны. — 2 б.

1) Для молодежи характерна собственная субкультура.

2) Молодежь как социальная группа выделяется на основе возрастного критерия.

3) Большинству молодых присущ более высокий социальный статус, чем людям зрелого возраста.

4) В отличие от подростков ведущей деятельностью молодых является познание.

5) Молодежи свойственно стремление к социальному самоопределению.

6. Установите соответствие между формами социальной мобильности и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.- 2 б.

ПРИМЕРЫ

ФОРМЫ МОБИЛЬНОСТИ

A) медсестра перевелась из больницы в поликлинику, ближе к дому

Б) офицер-пограничник получил внеочередное воинское звание за удачное проведение операции

B) учитель переехал из провинции в столичный город, устроился на работу в школу

Г) директор банка по состоянию здоровья перевелся на должность начальника филиала банка

Д) преподаватель вуза после защиты кандидатской диссертации перешел на должность доцента

1) восходящая

2) нисходящая

3) горизонтальная

7. Установите со­от­вет­ствие между примерами и типами санкций: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. — 2 б.

ПРИМЕРЫ

ТИПЫ САНКЦИЙ

A) по­ни­же­ние в долж­но­сти

Б) го­су­дар­ствен­ная награда

B) ап­ло­дис­мен­ты

Г) отказ по­жать руку

Д) вы­не­се­ние предупреждения ад­ми­ни­стра­ци­ей предприятия

Е) комплимент

1) фор­маль­ные позитивные санкции

2) формальные негативные санкции

3) не­фор­маль­ные позитивные санкции

4) неформальные негативные санкции

8. Международная ор­га­ни­за­ция про­во­ди­ла в стра­нах Y и Z опрос со­вер­шен­но­лет­них граждан. Им за­да­ва­ли вопрос: «Что, по Ва­ше­му мнению, не­об­хо­ди­мо сделать, чтобы из­бе­жать меж­на­ци­о­наль­ных конфликтов?». Ре­зуль­та­ты опро­са (в % от числа отвечавших) пред­став­ле­ны в виде диаграммы.

 

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.- 1 б.

1) Боль­шин­ство опро­шен­ных в каж­дой из стран счи­та­ют не­об­хо­ди­мым от­ка­зать­ся от на­си­лия и принуждения.

2) Доля тех, кто считает, что для из­бе­жа­ния меж­на­ци­о­наль­ных кон­флик­тов не­об­хо­ди­мо на­учить­ся по­ни­мать друг друга, среди жи­те­лей стра­ны Z меньше, чем среди жи­те­лей стра­ны Y.

3) Боль­шин­ство опро­шен­ных в стра­не Z считают, что для из­бе­жа­ния меж­на­ци­о­наль­ных кон­флик­тов пре­жде всего не­об­хо­ди­мо ува­жать права и свободы.

4) Среди жи­те­лей стра­ны Z мне­ние о не­об­хо­ди­мо­сти от­ка­зать­ся от на­си­лия и при­нуж­де­ния более популярно, чем мне­ние о не­об­хо­ди­мо­сти на­учить­ся по­ни­мать друг друга.

5) Тех, кто де­мон­стри­ру­ет от­сут­ствие ин­те­ре­са к дан­ной проблеме, в стра­не Z меньше, чем в стра­не Y.

9. Выберите вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции и стра­ти­фи­ка­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.— 2 б.

1) Социальная диф­фе­рен­ци­а­ция вы­ра­жа­ет­ся в раз­де­ле­нии об­ще­ства на со­ци­аль­ные группы.

2) Доиндустриальное об­ще­ство было со­ци­аль­но однородным.

3) Одним из видов со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции яв­ля­ет­ся вы­де­ле­ние групп по общ­но­сти про­фес­си­о­наль­ной деятельности.

4) Основным кри­те­ри­ем со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции вы­сту­па­ют лич­ные ка­че­ства человека.

5) Кастовое де­ле­ние об­ще­ства слу­жит при­ме­ром со­ци­аль­ной стратификации.

10. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.- 2 б

«Современное общество отличается высоким уровнем ________ (А), в нём каждый имеет множество возможностей переменить свое положение: можно переселиться из города в деревню, из маленького городка — в огромный мегаполис, сменить место работы или профессию.

Важнейшую роль в достижении ________ (Б) имеет уровень образования, профессионализма. Без глубоких знаний невозможно найти стабильную, хорошо оплачиваемую работу, занять ________ (В), стать незаменимым для коллег.

В процессе рыночных реформ, происходящих в нашей стране в 1990-е годы, российское общество резко разделилось по _______ (Г). В настоящее время сохраняется существенный разрыв между небольшим количеством сверхбогатых людей, активно скупающих недвижимость за рубежом, возводящих особняки, и значительной массой населения страны, живущей чуть выше или на уровне _______ (Д). А вот «_______ (Е)», который представляет собой стабилизирующую силу общества в развитых странах, у нас находится только на стадии становления».

 Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только одинраз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1) стратификация

2) образование

3) черта бедности

4) социальная мобильность

5) учреждение

6) социальный статус

7) престижная должность

8) уровень доходов

9) средний класс

Часть II.

Прочитайте текст и выполните задания 11-14

В ос­но­ве вы­де­ле­ния по­ко­ле­ния как определённой со­ци­аль­ной общ­но­сти людей лежат два вза­и­мо­свя­зан­ных момента: воз­раст­ная диф­фе­рен­ци­а­ция людей в об­ще­стве и ха­рак­тер со­ци­аль­ной деятельности. Ис­поль­зуя де­мо­гра­фи­че­ский подход, в ко­то­ром «поколение» опре­де­ля­ет­ся как со­во­куп­ность людей од­но­го и того же года рож­де­ния или ин­тер­вал вре­ме­ни между сред­ни­ми воз­рас­та­ми ро­ди­те­лей и их детей, можно раз­де­лить на­се­ле­ние на воз­раст­ные периоды.

Возрастной при­знак — тот признак, по ко­то­ро­му мы, пре­жде всего, судим о при­над­леж­но­сти ин­ди­ви­да к определённому поколению. Воз­раст­ная гра­ни­ца — объ­ек­тив­ная мера, обу­слов­лен­ная есте­ствен­ной диф­фе­рен­ци­а­ци­ей людей. Чрез­вы­чай­но труд­но од­но­знач­но опре­де­лить воз­раст­ной ин­тер­вал поколения. Во вся­ком случае, по­ко­ле­ние и воз­раст­ная груп­па не тож­де­ствен­ны между собой. Воз­раст­ной при­знак фик­си­ру­ет ко­ли­че­ствен­ную сторону, но поколения, естественно, от­ли­ча­ют­ся не толь­ко ко­ли­че­ствен­ны­ми характеристиками. Со­цио­ло­ги­че­ское по­ня­тие по­ко­ле­ния охва­ты­ва­ет не­сколь­ко воз­раст­ных групп. Гра­ни­цы по­ко­ле­ний не абсолютны; они по­движ­ны и за­ви­сят от пе­ри­о­да су­ще­ство­ва­ния че­ло­ве­че­ско­го общества, про­дол­жи­тель­но­сти жизни, которая, в свою очередь, опре­де­ля­ет­ся социально-экономическими, политическими, ис­то­ри­че­ски­ми и дру­ги­ми факторами.

Поколение как определённая со­во­куп­ность — но­си­тель общих свойств и отношений. По­это­му дру­гим су­ще­ствен­ным при­зна­ком яв­ля­ет­ся социальный, ко­то­рый придаёт по­ко­ле­нию ка­че­ствен­ную определённость. Когда мы го­во­рим о ка­че­ствен­ной ха­рак­те­ри­сти­ке со­ци­аль­но­го признака, то имеем в виду два момента: со­дер­жа­ние со­ци­аль­ной де­я­тель­но­сти по­ко­ле­ния и на­прав­лен­ность его со­ци­аль­ных действий… Люди од­но­го по­ко­ле­ния участ­ву­ют в одних и тех же событиях, ис­пы­ты­ва­ют на себе их влияние. Разумеется, и от­но­ше­ние к этим яв­ле­ни­ям и событиям, и вли­я­ние по­след­них на раз­лич­ные груп­пы по­ко­ле­ния разные, тем не менее всё по­ко­ле­ние в целом несёт на себе пе­чать тех ис­то­ри­че­ских событий, в ко­то­рых оно при­ни­ма­ло не­по­сред­ствен­ное участие…

Введение по­ня­тия о ро­ди­тель­ском по­ко­ле­нии не­об­хо­ди­мо сегодня, на наш взгляд, для обо­зна­че­ния со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции группы, ко­то­рую в оте­че­ствен­ной со­цио­ло­гии на­зы­ва­ли «отцами». В усло­ви­ях устой­чи­вой иерар­хии об­ще­ствен­ных цен­но­стей в груп­пу «отцов» ре­аль­но по­па­да­ло всё взрос­лое на­се­ле­ние стра­ны по от­но­ше­нию к молодёжи — их родители, деды и прадеды. Се­год­ня ко­рен­ная ка­че­ствен­ная ломка си­стем цен­но­стей осо­бен­но остро про­яв­ля­ет­ся в кри­зи­се вос­пи­та­тель­ной функ­ции ро­ди­тель­ско­го поколения. Со­ци­а­ли­за­ция но­во­го по­ко­ле­ния про­те­ка­ет на фоне смены иерар­хии ценностей, а значит, и де­ста­би­ли­за­ции вос­пи­та­тель­ных ори­ен­ти­ров в ин­сти­ту­те семьи.

В. В. Гав­ри­люк и др.

11. О каких двух кри­те­ри­ях вы­де­ле­ния по­ко­ле­ний го­во­рят авторы? От чего, по их мнению, за­ви­сит по­движ­ность гра­ниц поколения.- 2 б.

12. Почему ав­то­ры счи­та­ют не­об­хо­ди­мым вы­де­ле­ние ро­ди­тель­ско­го поколения? Какую со­вре­мен­ную про­бле­му ро­ди­тель­ско­го по­ко­ле­ния они отметили? Чем, по их мнению, вы­зва­на эта проблема?- 2 б.

13. Используя факты об­ще­ствен­ной жизни, при­вле­кая меж­пред­мет­ные связи, под­твер­ди­те тремя при­ме­ра­ми мысль ав­то­ров о том, что «всё по­ко­ле­ние в целом несёт на себе пе­чать тех ис­то­ри­че­ских событий, в ко­то­рых они при­ни­ма­ли не­по­сред­ствен­ное участие».- 3 б.

14. Какие со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты по­ми­мо семьи осу­ществ­ля­ют со­ци­а­ли­за­цию мо­ло­до­го по­ко­ле­ния? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, лич­ный со­ци­аль­ный опыт, ука­жи­те любые три со­ци­аль­ных ин­сти­ту­та и по­яс­ни­те, в чём про­яв­ля­ет­ся со­ци­а­ли­зи­ру­ю­щее воз­дей­ствие каж­до­го из них.- 3 б.

15. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный институт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об одном из социальных институтов в политической сфере жизни общества, и одно предложение, раскрывающее одну из функций любого социального института.— 3 б.

16. Назовите любые три вида социальных норм и проиллюстрируйте каждую из них примерами.- 3 б.

17. Английский со­цио­лог Эн­то­ни Гид­денс это яв­ле­ние опре­де­ля­ет как про­цесс обу­че­ния и воспитания, в ходе ко­то­ро­го бес­по­мощ­ный мла­де­нец по­сте­пен­но пре­вра­ща­ет­ся в об­ла­да­ю­щее са­мо­со­зна­ни­ем ра­зум­ное существо, по­ни­ма­ю­щее суть культуры, в ко­то­рой он родился. На­зо­ви­те со­ци­аль­ное явление, смысл ко­то­ро­го рас­крыл Э. Гидденс. Ука­жи­те любые два субъекта, ока­зы­ва­ю­щих наи­боль­шее вли­я­ние на этот про­цесс и вли­я­ние од­но­го из них про­ил­лю­стри­руй­те примером.- 3 б.

Критерии оценки:

35 — 31 б. – «5»

30 — 23 б. — «4»

22- 16 б. — «3»

менее 16 б. – «2»

Контрольная работа по теме: «Социальное развитие современного общества».

ПРОФИЛЬ — 11 класс

п/п

1 – вариант

2 – вариант

1 – 1 б.

государство или партия

социальное взаимодействие

2 – 1 б.

этническая общность

социальный статус

3 – 1 б.

35

36

4 – 2 б.

134

124

5 – 2 б.

123

125

6 – 2 б.

22131

31321

7 – 2 б.

12122

213423

8 – 1 б.

125

234

9 – 2 б.

125

135

10 – 2 б.

3625971

467839

11– 2 б.

1. Указано авторское определение социальной роли, например:

— шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

2. Указана отличительная черта социальной роли:

— роль останется той же самой, даже если поменяются люди, выполняющие эту роль.

Критерии:

1) возрастной;

2) социальный

Подвижность гра­ниц зависит:

«от пе­ри­о­да су­ще­ство­ва­ния че­ло­ве­че­ско­го общества, про­дол­жи­тель­но­сти жизни, которая, в свою очередь, опре­де­ля­ет­ся социально-экономическими, политическими, ис­то­ри­че­ски­ми и дру­ги­ми факторами».

12 – 2 б.

Указаны два аспекта, показывающее соотношение понятий «социальная роль» и «социальный статус»:

— Социальный статус и социальная роль представляют собой две стороны одного и того же явления. Статус описывает общество в неподвижности, то есть раскрывает статистическую картину мира. Роль описывает общество в движении, то есть раскрывает динамическую картину мира.

— Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус.

1) Вве­де­ние по­ня­тия о ро­ди­тель­ском по­ко­ле­нии не­об­хо­ди­мо сегодня, на наш взгляд, для обо­зна­че­ния со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции группы, ко­то­рую в оте­че­ствен­ной со­цио­ло­гии на­зы­ва­ли «отцами».

Проблема: Се­год­ня ко­рен­ная ка­че­ствен­ная ломка си­стем цен­но­стей осо­бен­но остро про­яв­ля­ет­ся в кри­зи­се вос­пи­та­тель­ной функ­ции ро­ди­тель­ско­го поколения.

Она вызвана: сме­ной иерар­хии цен­но­стей и де­ста­би­ли­за­ции вос­пи­та­тель­ных ори­ен­ти­ров в ин­сти­ту­те семьи.

13 – 3 б.

1. Выписано положение текста, содержащее авторский пример социальных ролей:

— «В значительной мере поведение ученика предсказуемо, ибо ученик — это определенная роль. То же касается учителя, продавца или государственного деятеля».

2. Приведены примера поведения, соответствующие двум выбранным социальным ролям.

— Получая знания, ученик посещает занятия в школе, выполняет правила внутреннего школьного распорядка, стремится по возможности избегать конфликтов со сверстниками и учителями, выполняет задания, получая за них оценки.

— Цель продавца — продать товар или услугу, для этого ему необходимо обладать развитой речью, знаниями о предмете торговли, он стремится понравиться покупателю, угодить ему.

1) По­ко­ле­ние ше­сти­де­сят­ни­ков вку­си­ло гло­ток сво­бо­ды во время хру­щев­ской оттепели, на­блю­да­ло полет Га­га­ри­на в космос, об­суж­да­ло «культ личности». Это при­ве­ло к подъ­ему ду­хов­ной культуры.

2) По­ко­ле­ние 30-гг пе­ре­жи­ло кол­лек­ти­ви­за­цию и мас­со­вые репрессии, жило в об­ста­нов­ке по­сто­ян­но­го страха, но ра­до­ва­лось успе­хам индустриализации, по­ле­там Чка­ло­ва и по­дви­гу «челюскинцев», пе­ре­жи­ва­ло за со­бы­тия в рес­пуб­ли­кан­ской Испании.

3) По­ко­ле­ние 80-х гг при­ни­ма­ло ак­тив­ное уча­стие в про­цес­се «перестройки»: ра­до­ва­лись гласности, спо­ри­ли о о ры­ноч­ных реформах, со­пе­ре­жи­ва­ли по по­во­ду Чер­но­быль­ской ава­рии и «Адмирала Нахимова», шли за­щи­щать Белый дом.

Могут быть при­ве­де­ны и иные примеры, не ис­ка­жа­ю­щие смысл.

14– 3 б.

Приведены примеры возможных ролевых конфликтов.

— ролевой конфликт в пределах одной роли, например, ученик одновременно пытается учиться в музыкальной и спортивной школе, что невозможно при отсутствии времени;

— с одной стороны роль родителей требует строгого наказания в отношении ребенка, совершившего проступок, но с другой стороны любому родителю жалко его;

— иногда требования одной роли могут противоречит требованиям другой, например, женщина, занимающая высокий и ответственный пост на работе, не успевает выполнять свои домашние обязанности;

— конфликтная ситуация может возникнуть, когда требования роли противоречат устремлениям личности, например, однообразная работа на конвейере не позволяет реализовать тому свои творческие художественные способности.

1) об­ра­зо­ва­ние (при­об­ща­ет мо­ло­до­го че­ло­ве­ка к си­сте­ме зна­ний, на­коп­лен­ных че­ло­ве­че­ством),

2) СМИ (фор­ми­ру­ет от­но­ше­ние к опре­де­лен­ным сто­ро­нам жизни об­ще­ства),

3) ре­ли­гия (фор­ми­ру­ет ос­но­вы нрав­ствен­но­сти и ду­хов­но­сти)

.

15– 3 б.

1) смысл понятия, например: пути (способы), по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие;

2) одно предложение с информацией о существующих каналах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: Важнейшими каналами социальной мобильности являются: образование, армия, брак, политические, экономические и профессиональные организации;

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса связь процессов социальной мобильности c демократизацией общества, например: в демократическом обществе нет непреодолимых для граждан социальных барьеров, поэтому каждый, реализуя свои права и свободы‚ может занять устраивающую его социальную позицию.

1) смысл понятия, например: социальный институт — система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества;

2) одно предложение, содержащее информацию об одном из социальных институтов в политической сфере жизни общества, например: Государство является главным институтом политической сферы;

3) одно предложение, иллюстрирующее одну из функций любого социального института, например: Одной из функций права как социального института является регулятивная функция — регулирование общественных отношений.

16– 3 б.

1) интеграция: экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, образование Совета Европы);

2) стремление ряда народов сохранить или обрести национальную самостоятельность (например, стремление народа Косово к независимости);

3) противостояние экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав (движение антиглобалистов).

1) традиция- невеста на свадьбе чаще всего в белом платье, символизирующее чистоту.

2) мораль- не лгать, не лицемерить и др.

3) право – Конституция РФ закрепляет право каждого гражданина избирать и быть избранным.

17– 3 б.

В ответе называется процесс: вертикальная восходящая социальная мобильность. Указаны ее факторы: получение образования, брак с лицом, занимающим более высокий статус.

Дано общее социологическое название этих факторов: каналы («лифты») социальной мобильности

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть указаны:

— со­ци­аль­ное яв­ле­ние — социализация.

Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие субъекты:

— семья;

— школа;

— окру­жа­ю­щая среда.

Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие примеры:

— пер­вич­ная со­ци­а­ли­за­ция про­ис­хо­дит в семье;

— школа и со­ци­аль­ное окру­же­ние очень важны на этапе вто­рич­ной социализации

 

Критерии оценки:

35 — 31 б. – «5»

30 — 23 б. — «4»

22- 16 б. — «3»

менее 16 б. – «2»

 

Практикум «Социальные отношения и
социальный конфликт»

1.     
Выберите
верные суждения о социальном конфликте и запишите цифры, под которыми они
указаны.

1.      Компромисс
– это разрешение социального конфликта путем взаимных уступок.

2.      Социальные
конфликты начинаются с вооруженного противоборства.

3.      Социальный
конфликт – это специфическая форма общественного взаимодействия социальных
групп и общностей, связанная с неравномерным обладанием ограниченными ресурсами
и благами.

4.      По
основаниям возникновения различают такие социальные конфликты, как конфликт
интересов, конфликт ценностей и конфликт идентичности.

5.      Поскольку
социальные конфликты возникают стихийно, общество никогда не сможет
регулировать или предотвращать их.

2.     
Позитивной
функцией социального конфликта является

1.      Формирование
представления о побежденных группах как о врагах

2.      Разрядка
напряженности между конфликтующими сторонами

3.      Уменьшение
степени сотрудничества между частью сотрудников

4.      Эмоциональные,
материальные затраты на участие в конфликте

3.     
Причиной
возникновения социального конфликта может стать

1.      Ограниченность
ресурсов, подлежащих распределению

2.      Психологическая
защита личности

3.      Стабилизация
личности для предохранения сферы сознания

4.      Появление
мыслей и чувств, представляющих угрозу самоуважению

4.    Самым
оптимальным способом разрешения конфликта является

1.      Его
постепенное затухание

2.      Достижение
консенсуса

3.      Отступление,
сдача позиций

4.      Отказ
от защиты своих интересов

5.    К
неформальным методам социального контроля относится

1.      Выговор

2.      Премия

3.      Понижение
в должности

4.      Самоконтроль

6.    Первичный
социальный контроль осуществляет

1.      Полиция       
2. Суд       3. Школа      4. Семья

7.    Двумя
главными элементами социального контроля являются

1.      Социализация
и конформизм

2.      Принуждение
и изоляция

3.      Нормы
и санкции

4.      Писаные
законы и инструкции

8.    Запишите
слово, пропущенное в таблице.

Тип конфликта

Цель конфликта

Политический

Борьба
за властные полномочия

…..

Борьба
за ресурсы, сферы влияния, распределение собственности

9.      Ниже
приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный
конфликт». Найдите эти два термина и запишите их в ответе.

1.      Противоборствующие
стороны           2. Парадокс         3. Эскалация

4.      Патология              
5. Скрытая стадия          6. Долгосрочный

10.  Выберите
верные суждения о социальном конфликте и запишите цифры, под которыми они
указаны.

1.      Социальный
конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов
(сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые
потребности, интересы и ценности.

2.      Социальное
неравенство, неизбежно существующее в каждом обществе и вызывающее естественную
социальную неудовлетворенность людей, всегда приводит к социальным конфликтам.

3.      Последствия
конфликта могут быть только негативными, так как в результате конфликта
усиливаются напряженность в обществе, его дестабилизация и дезинтеграция.

4.      Социальные
противоречия являются основными детерминирующими факторами социального
развития, которые пронизывают все сферы социальных отношений и в большинстве
своем не перерастают в конфликт.

5.      Конфликт
возникает, когда созревшие противоречия осознаются сторонами как несовместимые
и каждая из сторон стремится завладеть позицией, исключающей намерения другой
стороны.

11.  Установите
соответствие между видом девиантного поведения и конкретным примером поведения:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из
второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИД ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

А)
гражданин Ш. и гражданка Э. подбирали бродячих собак и сдавали их в питомник

Б)
гражданин М. завещал имеющийся у него денежный вклад детскому саду

В)
гражданка М. ушла в гости к подруге, оставив свою трехлетнюю дочь дома одну

Г)
студентка П. не уступила место в автобусе инвалиду

Д)
группа молодёжи во время сухого жаркого лета разожгла в лесу костер для
приготовления шашлыков

1)
отклоняющееся позитивное

2)
отклоняющееся негативное

12.  Назовите 
любые три формы социального конфликта и проиллюстрируйте примером каждую из них
(сначала назовите форму конфликта, а затем проиллюстрируйте ее примером).

Ответы:

1-134

2-2

3-1

4-2

5-4

6-4

7-4

8-экономический

9-24

10-145

11-11222

12-
смысл понятия: социальный конфликт, предметом которого является экономическое
благо; предложения: 1) например, наиболее расространенной причиной
социально-экономических конфликтов является уровень заработной платы, а также
уровень цен на товары и услуги; 2) в социально-экономических конфликтах
основными противоборствующими сторонами являются работодатели и наемные
рабочие.

Установите соответствие между примерами и неценовыми факторами спроса и предложения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ
А) рост доходов населения
Б) появление новых фирм — производителей товара
В) рост цен на дополняющие товары
Г) повышение налогов на бизнес
Д) государственные субсидии

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) неценовые факторы спроса
2) неценовые факторы предложения

Экономисты утверждают, что в основе экономического роста в стране Z лежали интенсивные факторы. Выберите в приведенном списке факторы, которые могли быть названы экономистами.

1) расширение территории
2) введение в сельскохозяйственный оборот новых посевных площадей
3) оснащение промышленных предприятий новой техникой
4) использование ресурсосберегающих технологий
5) массовая переподготовка персонала промышленных предприятий и сферы услуг
6) приток экономически активного населения из-за границы

Выберите верные суждения о социальном конфликте.

1) Компромисс — это разрешение социального конфликта путем взаимных уступок.
2) Социальные конфликты начинаются с вооруженного противоборства.
3) Социальный конфликт — это специфическая форма общественного взаимодействия социальных групп и общностей, связанная с неравномерным обладанием ограниченными ресурсами и благами.
4) По основам возникновения различают такие социальные конфликты, как конфликт интересов, конфликт ценностей и конфликт идентичности.
5) Поскольку социальные конфликты возникают стихийно, общество никогда не сможет регулировать или предотвращать их.

Выберите верные суждения о государственной власти.

1) Государственная власть обладает возможностью использовать принудительные ресурсы на законном основании.
2) К ветвям государственной власти относят законодательную, исполнительную и судебную.
3) Органы местного самоуправления в РФ включаются в систему органов государственной власти.
4) Субъектами государственной власти являются политические партии, СМИ, общественно-политические движения.
5) Государственная власть обладает исключительными правами на принятие законов и на взимание налогов.

Установите соответствие между вопросами и субъектами власти Российской Федерации, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВОПРОСЫ
А) административное законодательство
Б) уголовное законодательство
В) гражданское законодательство
Г) законодательство об охране окружающей среды
Д) трудовое законодательство

СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ
1) только федеральный центр
2) федеральный центр и субъекты РФ

В государстве Z установлена монархическая форма правления. Найдите в приведенном ниже списке факты, которые свидетельствуют о том, что Z является демократическим государством.

1) порядок наследования власти закреплен законодательно
2) раз в четыре года приходят выборы парламента на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права
3) граждане поддерживают правящую династию
4) функционирует многопартийная система
5) создан специальный фонд, финансирующий музеи и театры
6) цензура запрещена

В соответствии с Конституцией РФ наша страна является правовым государством. Выберите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие правовое государство.

1) право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти
2) наличие местного самоуправления
3) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную
4) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека
5) взаимная ответственность гражданина и государства

Выберите верные суждения о законотворчеством процессе в РФ.

1) Законодательные органы субъектов РФ имеют право вносить законопроекты в Государственную Думу РФ.
2) Федеральные законы принимает Президент РФ.
3) Для внесения законопроектов о расходах, покрываемых за счет государственного бюджета, необходимо иметь заключение Правительства РФ.
4) Государственная Дума и Совет Федерации обсуждают и одобряют внесенные законопроекты.
5) Если Президент РФ не подписал закон, его вновь рассматривают Государственная Дума и Совет Федерации.

Установите соответствие между участниками и сторонами в уголовном судопроизводстве: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
А) потерпевший
Б) дознаватель
В) понятой
Г) переводчик
Д) подозреваемый

СТОРОНЫ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
1) сторона защиты
2) сторона обвинения
3) иные участники

Рабочий день в магазине «Карандаши и ручки» начинается в 9 ч. 30 мин. К этому времени сотрудники должны присутствовать в торговом зале. Кассир А., не предупредив администрацию, отсутствовала на рабочем месте в течение рабочего дня без уважительной причины. Выберите в приведенном ниже списке позиции, связанные с правовой оценкой данной ситуации.

1) административное право
2) материальная ответственность
3) трудовое право
4) дисквалификация
5) увольнение
6) правонарушение

в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутах

Категория:

Атрибут:

Всего: 263    1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 | 81–100 …

Добавить в вариант

Используя обществоведческие знания,

1)  раскройте смысл понятия «социальный конфликт»;

2)  составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о видах социального конфликта;

− одно предложение о причинах социального конфликта.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.


Используя обществоведческие знания,

1)  раскройте смысл понятия «социальный конфликт»;

2)  составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о причине(-ах) социальных конфликтов;

− одно предложение, раскрывающее отличие повода социального конфликта от его причины.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.


Задания Д27 C4 № 5283

К юбилею фирмы сотрудникам выписали премии. Некто А. узнал, что получил меньше, чем другие. Он вступил в спор с начальником. Отметим, что в этом учреждении решения руководства о премировании сотрудников нередко вызывали недовольство.

Определите по сфере проявления вид этого конфликта. Назовите любые два условия, при которых конфликта можно было избежать. Опираясь на обществоведческие знания, предложите один способ разрешения конфликта, прокомментировав его.


Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные конфликты и пути их разрешения». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Во время научной дискуссии прозвучало мнение о том, что внутриличностный конфликт служит источником развития личности, её совершенствования. Согласны ли Вы с приведённым мнением? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три аргумента в обоснование своей позиции.

Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 361 (часть С)


Во время научной дискуссии прозвучало мнение о том, что внутриличностный конфликт служит источником развития личности, её совершенствования. Согласны ли Вы с приведённым мнением? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три аргумента в обоснование своей позиции.

Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 367 (часть С)


Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три причины возникновения социальных конфликтов. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).


Используя обществоведческие знания,

1)  раскройте смысл понятия «социальный конфликт»;

2)  составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о видах конфликта, выделяемых по критерию причин возникновения;

− одно предложение, раскрывающее любой метод разрешения конфликта.

Источник: РЕШУ ЕГЭ


Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальный конфликт и его разрешение». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более должны быть детализированный в подпунктах.

Источник: РЕШУ ЕГЭ — Предэкзаменационная работа 2014 по обществознанию.


Международная организация проводила в странах Y и Z опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы избежать межнациональных конфликтов?». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  Большинство опрошенных в каждой из стран считают необходимым отказаться от насилия и принуждения.

2)  Доля тех, кто считает, что для избежания межнациональных конфликтов необходимо научиться понимать друг друга, среди жителей страны Z меньше, чем среди жителей страны Y.

3)  Большинство опрошенных в стране Z считают, что для избежания межнациональных конфликтов прежде всего необходимо уважать права и свободы.

4)  Среди жителей страны Z мнение о необходимости отказаться от насилия и принуждения более популярно, чем мнение о необходимости научиться понимать друг друга.

5)  Тех, кто демонстрирует отсутствие интереса к данной проблеме, в стране Z меньше, чем в стране Y.


Выберите верные суждения о видах социального взаимодействия и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  Взаимоуважение осложняет сотрудничество.

2)  Сотрудничество направлено на достижение совместной цели.

3)  Успешное взаимодействие обеспечивает укрепление сотрудничества

4)  Столкновение несовместимых взглядов индивидов приводит к конкуренции.

5)  Неравенство в уровне доходов и потребления между богатыми и бедными, нестабильность экономического, политического и социального развития ведут к конфликтам на различных уровнях.

6)  Если каждая сторона получает то, что считает приемлемым, возникает конфликт.


Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Межнациональные конфликты и пути их разрешения».

План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Автор утверждает, что конфликты являются главнейшим из факторов становления личности человека. Приведите три аргумента, которые обосновывают данное утверждение.

Показать

1

Назовите любые четыре фактора органического развития человека, выделенные автором.


2

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,

— укажите не менее трёх основных признаков понятия «личность»;

— объясните связь названных автором факторов становления личности. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)


3

Автор утверждает, что: «Характерологические особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека и на его свойства (жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность)». Проиллюстрируйте конкретными примерами, как каждый из данных факторов влияет на развитие человека и его свойства. Всего укажите три фактора и три развернутых примера.


4

Задания Д22 C3 № 326

Как выделенные факторы развития, по мнению автора, могут влиять на человека? Укажите три возможные их роли. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «личность».


Задания Д27 C4 № 553

Сикхи в Индии, тамилы в Шри-Ланке, баски в Испании выступают за создание собственных государств, и межнациональный конфликт в этих странах вылился в многолетнее кровавое вооруженное противостояние. Что явилось причиной межнациональных конфликтов в этих странах? Назовите любые две иные причины межнациональных конфликтов.


Выберите верные суждения об этнических группах и межнациональных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе  — компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства.

2)  Этническими общностями являются племена, народности, нации.

3)  Одним из способов гармонизации межнациональных отношений является развитие культурных связей между народами.

4)  Все этнические общности обязательно имеют свою государственность.

5)  Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе  — обеспечение прав и свобод всех граждан независимо от их национальной принадлежности.


Автор обращает внимание на то, что весь ролевой репертуар живет в каждом из нас одновременно. Опираясь на знания и социальный опыт, покажите, как одни социальные роли могут вступать в противоречие с другими. Приведите три примера возможных ролевых конфликтов.

Показать

1

На основе текста приведите любое авторское определение социальной роли и укажите ее отличительную черту.

Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль


2

Выпишите из текста любое положение, содержащее авторские примеры социальных ролей. Выберите любые две из этих социальных ролей и опишите поведение, которое им соответствует.

Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль


3

Задания Д22 C3 № 1880

Как, по мнению автора, соотносятся понятия «социальная роль» и «социальный статус»? Укажите два выделенных автором аспекта. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальный статус».

Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль

Предметная область: Социальные отношения. Социальная роль, Социальные отношения. Социальный конфликт


Задания Д27 C4 № 8974

Аркадий предложил Егору свою помощь с ремонтом квартиры, но был вынужден уехать в командировку. Егор обиделся и не отвечал на телефонные звонки. Друзья тяжело переживали случившееся. Какой способ поведения B межличностном конфликте иллюстрирует этот пример? Объясните, почему этот способ нельзя назвать эффективным. Каков, по Вашему мнению, наиболее эффективный способ разрешения этого конфликта?


В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, в первую очередь нужно делать для предотвращения межнациональных конфликтов?» Примерно по 17%

респондентов назвали следующие меры: а) заботу властей о людях; б) улучшение работы правоохранительных органов; в) знакомство с культурой, обычаями других народов. Используя знания обществоведческого курса, объясните, как каждая из названных респондентами мер может способствовать предотвращению межнациональных конфликтов.

Источник: ЕГЭ 2016 по обществознанию. (часть С, вариант 425)


Назовите и проиллюстрируйте примерами три типа (по длительности) социальных конфликтов. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)


Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный конфликт».

1)  спор

2)  пособник

3)  партнёрство

4)  противоречие

5)  подстрекатель

6)  мобильность

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Всего: 263    1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 | 81–100 …

ОГЭ социальная сфера

4.6. Социальный конфликт и пути его решения.

ПЛАН.

  • Социальный конфликт. Понятие.
  • Структура социального конфликта.
  • Участники социального конфликта.
  • Стадии общественного конфликта.
  • Причины социальных конфликтов.
  • Виды социальных конфликтов.
  • Классификации социальных конфликтов.
  • Роль социального конфликта (позитивная и негативная).
  • Разрешение социальных конфликтов.
  • Способы разрешения социальных конфликтов.

Социальный конфликт.

Социальный конфликт – это столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития.

Структура социального конфликта.

  • Субъекты конфликта – участники
  • Объект конфликта — из-за чего возник конфликт
  • Условия протекания
  • Стратегия и тактика сторон
  • Масштаб протекания
  • Последствия, результаты.

Участники социального конфликта:

  • индивиды
  • социальные группы
  • организации и объединения.

Стадии общественного конфликта.

  • Предконфликтная – складывание конфликтной ситуации. Осознание противоположными сторонами эмоционального напряжения, стремление преодолеть его, понимание причин конфликта, оценка своих возможностей, выбор способа нападения на противника.
  • Активная (непосредственно конфликтная) – недоверие и отсутствие уважения к противнику. Невозможность достичь согласия, наличие открытых и скрытых действий, направленных на изменение поведения соперников.
  • Разрешение конфликта. Прекращение действий, направленных на изменение поведения соперников, устранение причин конфликта, изменение установок соперников относительно друг друга.

Причины социальных конфликтов.

  • Социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций.
  • Различия в уровнях дохода, власти, культуры, доступе к образованию, информации.
  • Различия в целях, представлениях и ценностях.
  • Религиозные различия.
  • Поведение человека, его социально-психологические черты (характер, интеллект, общая культура и др.)
  • Неумение общаться и договариваться.

ПОВОД – любое событие, поведение соперника, переполнившее чашу терпения.

Виды социальных конфликтов.

  • Внутриличностный – происходит на уровне индивидуального недовольства собой, своим образом жизни, неумением реализовать себя.
  • Межличностный – происходит между двумя или несколькими лицами.
  • Межгрупповой – конфликт между группами – между классами, представителями разных религий, национальностей, конфликт поколений отцов и детей.
  • Конфликт с внешней средой – давление на человека извне со стороны культурных, экономических норм и предписаний, конфликт с организациями, поддерживающими эти нормы и предписания.
  • Конфликты по отдельным сферам жизни – экономических (производственный), политический, этнический и др.
  • Конфликт в обществе в целом – социальная революция, то есть быстрый переход от одного общественно-политического строя к другому, война.

Классификация конфликтов.

По длительности:

  • краткосрочный
  • среднесрочный
  • долгосрочный

 По форме проявления:

  • внутренний
  • внешний


По используемым средствам:

  • насильственный
  • ненасильственный

По характеру развития:

  • преднамеренный (подготовленный)
  • спонтанный (стихийный)

По масштабам распространения:

  • глобальный (мировой)
  • общенациональный
  • региональный
  • локальный
  • групповой
  • личный

По результатам:

  • конструктивный – приводит к позитивным последствиям;
  • деконструктивный – препятствует дальнейшему позитивному развитию.

Роль социального конфликта.

Позитивная.

  • Происходит выявление проблем, требующих решения
  • Стимулирование дальнейшего развития
  • Снятие психологической напряжённости участников конфликта
  • Осознание интересов друг друга, переход к сотрудничеству.

Негативная.

  • Создание стрессовых ситуаций
  • Нарушение порядка общественной жизни
  • Нарушение устойчивости, стабильности.

Разрешение социальных конфликтов.

  • Анализ конфликтной ситуации
  • Выявление возможностей разрешения конфликта (осознание противоречий, интересов, целей)
  • Выбор способа разрешения конфликта.


 Способы разрешения социальных конфликтов.

  • Компромисс – соглашение путём взаимных уступок без ущерба коренным интересам сторон.
  • Переговоры – мирное обсуждение сторонами решения проблем.
  • Арбитраж (третейский суд) – обращение к наделённому специальными полномочиями государственному органу власти за помощью в решении проблемы.
  • Применение силы (власти) – одностороннее использование силы (власти) той из сторон, которая считает себя сильнее.

Умение предотвратить конфликт или правильно выйти из него — важнейшая задача как отдельного человека, так и общества в целом.

 Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Конспект по теме «Социальные конфликты»

Анна Маркс

Конспект по теме «Социальные конфликты»

Трудно найти человека, который бы никогда не участвовал в конфликте. Давайте же разберем это явление подробнее. Начнем, как обычно, с определения.

Социальный конфликт – спор, столкновение нескольких субъектов с несовместимыми взглядами, позициями и интересами за обладание тем, что одинаково высоко ценится всеми сторонами
.
Структура социального конфликта включает в себя субъекты (тех, кто конфликтует) и объекты (то, из-а чего конфликтуют).

В процессе развития конфликта выделяют несколько стадий.

Как правило, возникновение конфликтной ситуации провоцирует какое-то действие, событие. Вторая стадия проявляется или в непосредственном противоборстве, или в предъявлении взаимных претензий. Третья стадия начинается тогда, когда стороны приходят к пониманию необходимости урегулировать конфликт.

Важно отметить, что завершение конфликта не всегда означает его разрешение, то есть прекращение спора и исчерпание обстоятельств, породивших противостояние. Нередко неразрешенный конфликт с течением времени переносится на новые ситуации взаимодействия противоборствующих сторон.
Разрешение конфликта — это решение его участников о прекращении противоборства с исчерпанием основы для последующих конфликтов между ними.

Из-за чего может возникнуть конфликт? Причины разнообразны:
— Разные интересы, ценности
— Различия в уровне доходов, власти
— Различия в религии
— Недоразумения, логические ошибки
— Недостаток информации
— Несовершенство человеческой психики

Основная причина социальных конфликтов- несовпадение экономических, политических, культурных интересов отдельных социальных групп, а также социальное неравенство.

Для разрешения конфликтов используются различные методы и подходы, так как все конфликты в определенной степени уникальны и нуждаются в особом подходе.
Способы разрешения социального конфликта:
— Компромисс– обе стороны делают уступки, обе готовы нести потери
— Переговоры– обмен мнениями
— Посредничество– использование третьей стороны
— Арбитраж, суд – обращение к уполномоченным органам
— Применение власти, силы– одностороннее использование власти или силы одной из сторон

Последствия конфликтов невозможно оценить однозначно. Они могут как способствовать общественному развитию, так и нарушать стабильность и общественный порядок.

Какими способами можно разрешить социальный конфликт?

Несмотря на уникальность каждого отдельного конфликта, существует ряд признаков, позволяющих отнести его к тому или иному виду.

Помимо данных классификаций, существует также деление конфликтов по времени действия (скоротечные и затяжные) и по масштабу (местные, региональные, глобальные).

Особое значение имеют межличностные конфликты, то есть конфликты, происходящие между отдельными индивидами.

Особенности межличностных конфликтов:
— противоборство людей происходит непосредственно на основе столкновения личных мотивов
— высокая эмоциональность и охват практически всех сторон отношений между субъектами конфликта
— проявление черт характера, темперамента, интеллекта и других индивидуально-психологических — особенностей людей втягивание в конфликт ближайшего окружения конфликтующих людей

Что такое национальная политика и каковы ее принципы в России?

Национальная политика призвана создать наиболее благоприятные условия для свободного развития всех народов и каждого человека в отдельности. Одной из главных задач национальной политики является предупреждение возможных конфликтов на национальной почве и согласование интересов всех проживающих в стране народов.

Российская Федерация – одно из крупнейших в мире многонациональных государств, в котором проживает более ста народов, поэтому для нашей страны проведение продуманной национальной политики крайне значимо. Концепцию нужно выстраивать так, чтобы, с одной стороны, способствовать развитию культурной самобытности каждого народа, с другой – сохранять исторически сложившуюся целостность Российского государства.

Вот, что гарантирует Конституция РФ:
— Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка;
— Запрет деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
— Сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;
— Равноправие всех субъектов РФ во взаимодействии с федеральными органами власти;
— Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежностьбез всякого принуждения;
— Запрет любых форм ограничения прав гражданина по национальной принадлежности;
— Своевременное и мирноеразрешение противоречий и конфликтов;
— Содействие развитиюнациональныхкультур и языков народов РФ;
— Защита прав и интересов граждан РФ за ее пределами;
— Гарантия прав коренных малочисленныхнародов.

Проверь свои знания по этому конспекту

Пройди короткий тест до конца, чтобы закрепить материал и получить новые материалы

Причиной возникновения социального конфликта может стать

ограниченность ресурсов, подлежащих распределению

ограниченность ресурсов, подлежащих распределению

стабилизация личности для предохранения сферы сознания

стабилизация личности для предохранения сферы сознания

Самым оптимальным способом разрешения конфликта является

отказ от защиты своих интересов

отступление, сдача позиций

отступление, сдача позиций

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный конфликт». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны

Социальные конфликты могут быть скрытыми или явными

В основе социальных конфликтов всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами

Социальные конфликты охватывают всю совокупность социальных отношений только в политической сфере общества

Социальный конфликт предполагает противоборство сторон, то есть действия субъектов, направленные друг против друга

Субъектами и участниками социального конфликта выступают большие и малые социальные группы, организации

Субъектами и участниками социального конфликта выступают большие и малые социальные группы, организации указаны

Компромисс — это разрешение социального конфликта путем взаимных уступок

Социальные конфликты начинаются с вооруженного противоборства

Социальный конфликт — это специфическая форма общественного взаимодействия социальных групп и общностей, связанная с неравномерным обладанием ограниченными ресурсами и благами

По основам возникновения различают такие социальные конфликты, как конфликт интересов, конфликт ценностей и конфликт идентичности.

Поскольку социальные конфликты возникают стихийно, общество никогда не сможет регулировать или предотвращать их

Оххх… Лучше все-таки перечитать конспект и выделить самые важные моменты, дерзай! Все получится!

Оу! Что это там? Впереди тайник стобальника… Посмотришь что внутри? ВОЙТИ

Неплохо! Обязательно разбери ошибки и на всякий случай повтори конспект еще раз ;)

Оу! Что это там? Впереди тайник стобальника… Посмотришь что внутри? ВОЙТИ

Понравилось? Можешь похвастаться своими результатами в ВК или Twitter. Жми на кнопку ниже.

Ты топ, материал усвоен отлично!

Понравилось? Можешь похвастаться своими результатами в ВК или Twitter. Жми на кнопку ниже.

Оу! Что это там? Впереди тайник стобальника… Посмотришь что внутри? ВОЙТИ

Понравился материал? Оцени!)

Век репетиторов
в прошлом

Мы официально хороним этот скучный формат, как айфон однажды глубоко закопал кнопочное безобразие, которое валялось в кармане у ваших предков.

Вебинары с проверкой домашек под контролем кураторов — это «Чудо чудное!», как говорит наша ученица Лиза.

Есть запись урока, удобная платформа и куча знакомств с ребятами со всей России. Да ещё и дешевле — в среднем в 3 раза. Дерзай!

Мы работаем с заданиями из ФИПИ. Часто ученикам на экзаменах попадается до 80% заданий, которые они уже решали.

Были случаи, когда абсолютно все задания с реального экзамена ученик уже решал дома или на вебинаре. Есть большой шанс, что повезёт и тебе!

Мы не тешимся тем, что абсолютно все хотят сдать ЕГЭ на сотку или выиграть олимпиаду.

Если нужно просто «пройти» на платку — подберем соответствующую группу и организуем щадящий формат подготовки.

Безумно можно быть первым

>>> Ну, ничего страшного! <<<

Если формат не подойдёт — вернём 100% суммы за подготовку. Главное намекни нам об этом в течение первых трёх дней занятий.

Некоторым кажется, что с репетитором эффективнее. Но мы в это не верим. А результаты наших учеников укрепляют нашу идею с каждым годом.

Эти отзывы ребята записали от души

Все они уже учатся в выбранном вузе

МарксТим

Wavege.ru

  • Главная
  • Расписание
  • Уроки
  • Топ
  • Тех. поддержка

Instagram

Telegram

  • < Назад

Урок 22 (тест 2)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Компрессор в химии для чего используется егэ
  • Компоновка сочинения егэ
  • Компоненты социальной структуры общества егэ
  • Компоненты системы физического воспитания в доу кратко ответ на экзамен
  • Компоненты психологической готовности к егэ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии