ИТОГОВЫЙ ЭКЗАМЕН
Порядок проведения итогового экзамена для учащихся художественной школы имени И.Е.Репина:
__________________________________________________________________________________
1) КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ:
Критерии оценки к итоговому экзамену по станковой композиции.
При оценке экзаменационных работ, учащихся учитывается уровень следующих умений и навыков, а также выполнение следующих требований к работе:
Умения и навыки:
• уметь четко и ясно формулировать идею композиции и выразить ее в эскизах на стадии поиска
• уметь разработать выразительное цветовое решение, наиболее точно определяющее смысл и идею композиции
• уметь оперировать терминами и понятиями композиции.
Критерии оценок.
Требования к выполнению экзамена по станковой композиции:
Теоретическая часть: тестовое задание в 1 варианте, состоящее из 10 вопросов. Задание выполняется в течении 20 минут.
Практическая часть включает в себя 2-3 варианта линейных, тоновых и цветовых эскизов. Задание выполняется на формате А3. Материал: карандаш, гуашь, акварель. Задание выполняется в течении 2 часов с перерывами по 5 минут.
За теоретический и практический экзамены баллы выставляются отдельно. Затем они суммируются и выставляется одна общая оценка.
Теоретическая экзаменационная часть
Практическая экзаменационная часть
______________________________________________________________________
2) РАБОТА В МАТЕРИАЛЕ:
Критерии оценки к итоговому экзамену.
При оценке экзаменационных работ, учащихся учитывается уровень следующих умений и навыков, а также выполнение следующих требований к работе:
Задачи для выполнения теоретического задания:
— умение оперировать терминами и понятиями учебных дисциплин;
— знание основных понятий и определений.
Задачи для выполнения практического задания:
— умение обобщать и декорировать реалистичные формы;
— умение правильно компоновать детали будущей композиции;
— умение аккуратно работать в материале.
Критерии оценок
Теоретическая часть:
тестовое задание в 1 варианте, состоящее из 30 вопросов – 10 вопросов по разделу «Бумагопластика», 10 вопросов по разделу «Народное творчество» и 10 вопросов по разделу «Прикладные технологии». Задание выполняется в течение 30 минут.
Практическая часть:
Выполнить декоративный натюрморт в цвете на формате А3, состоящий из предметов быта с применением элементов народной росписи. Примерные темы для выполнения декоративного натюрморта: «Деревенский натюрморт», «Натюрморт с самоваром», «Завтрак».
Задание выполняется в течение 2 учебных часов.
Теоретическая экзаменационная часть
Практическая экзаменационная часть
______________________________________
3) ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА:
Экзамен по предмету «История изобразительного искусства» направлен на выявление знаний учащихся художественной школы по истории изобразительного искусства, и основных искусствоведческих понятий. Экзаменуемый также должен продемонстрировать знание конкретных произведений, оказавших влияние на развитие изобразительного искусства.
Итоговый экзамен по истории искусства проводится по экзаменационным билетам. Длительность экзамена – 2,5 часа (150 минут).
Критерии оценки устных ответов обучающихся.
Экзаменационные билеты по предмету «История изобразительного искусства» содержат 3 вопроса:
1. по теории и истории искусства;
2. атрибуция произведений искусства;
3. на знание основных искусствоведческих понятий.
В процессе сдачи экзамена экзаменуемому могут быть заданы дополнительные вопросы, как по содержанию экзаменационного билета, так и по любым разделам предмета в пределах программы итогового испытания. Опрос одного поступающего продолжается, как правило, 0.25 часа. Оценка по устному экзамену объявляется сразу после завершения опроса экзаменуемого.
Экзаменационные вопросы по истории изобразительного искусства (для обучающихся по ДОПП «Живопись»)
Экзаменационные вопросы по истории изобразительного искусства (для обучающихся по ДОПП «Декоративно-прикладное творчество»)
Примерный список произведений искусства для атрибуции на итоговом экзамене
_______________________________
Оформление экзаменационного проекта по предметам «История изобразительного искусства» и «История народной культуры и изобразительного искусства» для сдачи итогового экзамена дистанционно (в связи с эпидемиологической обстановкой и введенным режимом самоизоляции по Самарской области)
КРИТЕРИИ ОФОРМЛЕНИЯ ПРОЕКТА по «Истории изобразительного искусства» и «Истории народной культуры и изобразительного искусства»
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ПРОЕКТА
МКУДО
«Тайшетская детская художественная школа»
«ВЫПУСКНАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ПО УЧЕБНОМУ
ПРЕДМЕТУ «КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
по
проведению итоговой аттестации обучающихся в детской художественной школе по
дополнительной предпрофессиональной программе «Живопись»
Преподаватель
МКУДО «Тайшетская детская художественная школа» МАНТУЗОВА ИРИНА
АЛЕКСАНДРОВНА
Методические
рекомендации по проведению итоговой аттестации обучающихся в ДХШ по
«Дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного
искусства «Живопись» 5 лет обучения (далее — ДПП «Живопись») разработаны в
целях систематизации решения художественно-творческих, учебнометодических задач
при работе над выпускной экзаменационной композицией по учебному предмету
ПО.01.УП.03.«Композиция станковая» в 5 классе детской художественной школы.
Рекомендации разработаны на основе
Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и
условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области изобразительного искусства «Живопись» (далее — ФГТ), в
соответствии с образовательной программой школы.
В рекомендациях разработана серия
теоретических и практических занятий, отражающих вопросы методической
последовательности выполнения учебного задания от разработки форэскиза до
завершения работы над итоговой сюжетно-тематической композицией. Методические
рекомендации содержат основной теоретический лекционный материал, перечень
графических, живописных упражнений и приложений с иллюстративным материалом.
Обучаясь
на ДПП «Живопись» к выпускному классу учащиеся накапливают определенные
профессиональные навыки планомерной, серьезной, длительной работы над
композицией, могут самостоятельно решать определенные
художественные
задачи, умеют работать с подготовительным материалом, эскизами, этюдами,
набросками, литературой, интернет ресурсами.
Выпускник
детской художественной школы, при прохождении
итоговой аттестации должен продемонстрировать знания,
умения и навыки в соответствии с программными требованиями по учебному предмету
«Композиция станковая»:
•знание основных элементов композиции, закономерностей
построения художественной формы;
•знание принципов сбора и систематизации
подготовительного материала и способов его применения для воплощения
творческого замысла;
•умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции ритме,
линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте — в
композиционных работах;
•умение использовать средства живописи, их
изобразительно-выразительные возможности;
•умение находить живописно-пластические решения для
каждой творческой задачи;
•навыки работы по композиции.
Итоговая работа по композиции —
это длительная совместная работа преподавателя и ученика, которая деятельность,
основанная на теоретических знаниях, практических происходит в течение всего
учебного года и предполагает создание серии живописных и графических работ на определённую
тему, связанной единством замысла и воплощения.
В основу итоговой работы входит
проектная творческая умениях и навыках, полученных в процессе обучения
живописи, рисунку, истории искусств, пленэрных занятий.
Цель
выполнения экзаменационной работы:
Формирование основ
художественной культуры учащихся как части их общей духовной культуры;
формирование эстетического, эмоционально-ценностного взгляда на окружающую
действительность, умение ее художественно анализировать и перерабатывать,
создавая художественный образ на основе законов композиции; развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественно-образного мышления, творческого
воображения; систематизация и закрепление полученных знаний, практических
умений и навыков при работе над выпускной экзаменационной работой по учебному
предмету «Композиция станковая» в выпускном классе ДХШ.
На выполнение итоговой работы в
учебном плане отводится 2 полугодие, количество аудиторных часов по учебному
плану — 231:
• аудиторные
занятия — 99, • самостоятельная работа — 132,
• консультации —
8.
Консультации проводятся с целью
подготовки обучающихся к экзамену, просмотрам.
Выпускная работа представляет
собой серию живописных или графических работ, декоративную композицию,
многочисленные эскизы и зарисовки.
ЭТАПЫ
РАБОТЫ:
•Выбор темы. Определение содержания
сюжетно-изобразительной основы композиции.
•Самостоятельная работа по сбору
подготовительного материала и изучение материальной культуры.
•Разработка концепции сюжета.
•Разработка поисковых форэскизов.
•Поиск тонального решения композиции.
Разработка графических эскизов композиции.
•Поиск цветового решения композиции.
Разработка цветотональных эскизов композиции, поиск цветовой палитры.
•Выбор оптимальной композиции.
Утверждение эскиза. Определения техники и материала выполнения работы, подбор
формата.
•Выполнение картона композиции в
графике.
•Выполнение итогового варианта
живописными материалами на формате (переноса конечного варианта композиции на)
.
•Оформление работы.
•Итоговый экзамен. Защита
экзаменационной работы. выбранный формат, работа в материале, проработка
деталей, обобщение, завершение
Станковая композиция является важнейшим предметом на протяжении всего курса обучения в детской художественной школе.
От правильно выбранной методики преподавания композиции зависит успех обучения детей изобразительному искусству и подготовке их к дальнейшему поступлению в средние профессиональные и высшие учебные заведения.
Уроки композиции в Детской Художественной Школе всегда воспринимаются детьми с большим энтузиазмом.
И это неслучайно, потому что эти занятия дарят детям возможность сочинять, мыслить, творить, а также помогают выявлению и развитию индивидуальных наклонностей и способностей учащихся, воспитанию и развитию их художественного вкуса.
Весь их творческий потенциал, умение думать, также как и навыки, полученные на уроках рисунка и живописи — все это начинает работать для создания чего-то нового, необычного, того, что никто до них еще не создавал.
Предмет необходим для профессиональной ориентации учащихся, для более осознанного выбора будущей профессии.
Процесс обучения строится по принципу «от простого к сложному».
На основе этого у учащегося постепенно развивается осознанное чувство ритма, движения, силуэта.
Главными понятиями станковой композиции является замысел, дающий представление о цели работы, её смысле и картина, которая в результате работы оформляет замысел в законченное произведение.
С одной стороны это — творческий процесс сочинения, создания произведения искусства от появления замысла до его завершения.
С другой – это комплекс средств раскрытия содержания картины, основанный на законах, правилах и приемах.
Главными задачами являются:
образовательные, развивающие и воспитательные, которые направлены на:
- формирование умения и навыков учащихся при использовании различных художественных материалов;
- выявление объема и материальности предметов, грамотного владения тоном и цветом;
- закрепление всех знаний, полученных в процессе обучения;
- развитие у детей творческого воображения, фантазии, эстетического и художественного вкуса и креативного мышления;
- воспитание интереса к творчеству;
При обучении используется словесный, наглядный, практический и эмоциональный методы обучения, также используются таблицы и наглядные пособия, репродукции произведений художников, работы учащихся из методического фонда школы, презентации.
Существуют определенные требования к уровню подготовки учащихся на итоговом 5 году обучения в художественной школе:
— это знания основных правил и законов станковой композиции, плановости, перспективного построения пространства, стилизации форм;
— умение грамотно и последовательно вести работу над сюжетной композицией с соблюдением всех подготовительных этапов
— создавать сложные художественные образы, самостоятельно применять знания о выразительных средствах композиции в композиционных работах;
— навыки работы различными живописными и графическими техниками;
— создания композиций с архитектурными элементами.
Этапы выполнения работы состоят из выбора темы, сбора подготовительного материала, выполнения эскизов, разработки концепции сюжета, определения техники и материала выполнения работы, поиска цветовой палитры, переноса конечного варианта композиции на выбранный формат, работа в материале, проработка деталей, обобщение, завершение, оформление работы.
Программа учебного предмета Станковая композиция в 5 классе живописного отделения включает в себя задания
— на выполнения композиций с изучением большого света и тени, с выявлением состояния освещения, с передачей больших цветовых отношений и плановости;
— выполнение многофигурных композиций с передачей цельности, окружающей среды, времени изображения;
— также выполнение сюжетных композиций на конкурсные темы с учётом плановости и действий, тональным и цветовым решением, с грамотным изображением человеческой фигуры
И традиционно окончание обучения в художественной школе завершается выполнением выпускником дипломной работы.
Выбор предмета, темы, техники исполнения проводится самостоятельно, и это зависит от склонностей и привязанностей учащегося, его интересов.
Но задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям выбрать темы образов, найти именно «свое» и, в то же время, выбрать решение по силам. При всей углубленности и широте задачи, она должна быть вполне доступна именно данному ученику.
Большое значение имеет первая беседа о дипломе. Нужно показать, что, при всем многообразии, есть определенные направления-ориентиры.
1. Это непосредственно мир, который нас окружает: город, село, поселок, в котором ты живешь.
2. Портреты-образы; люди, окружающие нас, связанные с определенной профессией, образом жизни. Портреты современников.
3. Все, что человека сопровождает по жизни — труд, отдых, развлечения и увлечения, интерьер, натюрморт, пейзаж.
4. Прошлое и будущее
Диплом может быть выполнен в любой технике. Возможно сочетание различных техник в соответствующем пропорциональном отношении — все зависит от выбранной задачи. Приемлемы комбинации, наиболее полно раскрывающие данную художественную личность.
Дипломная работа – это первая серьезная работа учащегося.
В процессе выполнения этой работы выпускник получают в ней ценный опыт самостоятельного решения задач, проходя все стадии от наброска к законченному решению работы.
В работе прослеживается композиционное цветовое решение, творческий подход к работе, эстетичный вид работы.
При защите своей дипломной работы учащийся сообщает тему работы, её актуальность. Даёт краткое описание работы, раскрывает её содержание, идею, образное решение. Обращает внимание на композиционное решение, колорит, средства, с помощью которых он добился выразительности образа. Дипломная работа показывает уровень учащегося, достигнутый за все годы обучения предмета.
Следует отметить, что выпускники с большим успехом заканчивают нашу художественную школу, поступают в средние и высшие учебные заведения в Мордовии и за её пределами, и продолжают активно работать творчески на другом, более профессиональном уровне.
Этапы работы на композицией:
- Определить содержание сюжетно-изобразительной основы произведения.
- Разработать в эскизах структурно-композиционное решение темы.
- Изучить литературные и музейные материалы.
- Сделать натурные рисунки и этюды в соответствии с поставленной темой.
- Найти цветовое решение темы в эскизах.
- Подготовить картон.
- Выполнить в выбранном материале.
Предмет композиции
«Композиция» в переводе с латинского compositio обозначает сочинение, составление, расположение.
Сочетание отдельных частей, сложение элементов в определенном порядке, их взаимосвязь, переходящую в гармонию целого, мы наблюдаем в растительном и животном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе они образуют форму, которая представляет собой некое гармоническое целое.
В природе наиболее характерными и часто встречающимися композиционными закономерностями являются целостность, симметрия и ритм. Целостность проявляется в гармоничности, законченности строения или конструкции предмета, симметрия — в равновесии, похожести левой и правой частей объекта, ритм — в повторяемости одного или нескольких элементов через определенные интервалы. Для симметрии характерно относительное спокойствие, уравновешенность частей, ритму свойственна большая или меньшая степень движения.
Братья Ткачевы «Детвора»
Композиционные начала (целостность, симметрия, ритм), присущие миру природы, в искусстве присутствуют в особом, специфическом виде.
Человек, создавая различные предметы и образы предметов, явлений, опирается на формы, созданные природой, учится у природы и в какой-то степени подражает ей. При этом он изучает природу, познает сущность предметов и явлений, их закономерности.
Композиция присуща всем видам искусства. Композиционные начала лежат в основе архитектурных построек, музыкальных и литературных произведений, скульптур и картин, театральных постановок и кинофильмов. Принципы единства или членения, симметрии и ритма проявляются в различных видах искусства по-разному. Но наличие одних и тех же общих закономерностей позволяет достигать синтеза искусств, их органического сочетания, скажем, в архитектурно-скульптурном ансамбле, в театральной постановке, в оформлении интерьера и т. д. Яркий пример композиционного синтеза являет собой театр, где сочетаются драматургия, мастерство актеров и режиссера, декорационная живопись, музыка. От взаимодействия всех слагаемых спектакля зависит сила его эмоционального воздействия на зрителя.
Говоря об определении понятия «композиция», следует отметить, что в различных видах искусства оно имеет свое специфическое содержание и различную степень разработанности. В музыке это понятие вполне определено. Однако, как считают некоторые специалисты, определение композиции как общего плана музыкального произведения, как его деления на крупные части слишком формально, и его необходимо дополнить формами, строящими связи между частями.
В теории литературы в термин «композиция» также вкладывают вполне определенное содержание. Композиция означает размещение в тексте конкретного материала, например, сюжета в последовательности повествовани, или смену «точек зрения».
Что касается определения понятия «композиция» в изобразительном искусстве, то здесь еще немало неясностей. Существуют различные варианты определения. Связано это с тем, что теория композиции в изобразительном искусстве находится лишь в стадии становления. Причем многие к этой проблеме в изобразительном искусстве относятся скептически. Как справедливо писал известный искусствовед, психолог и художник Н. Н. Волков, «к сожалению, еще необходимо защищать идею такой теории от софизмов ее недоброжелателей». А теория такая нужна, так как специально и глубоко проблемами композиции в изобразительном искусстве не занимается ни общая эстетика, ни история искусства, ни теоретическое искусствоведение.
Братья Ткачевы «Летом»
Только теория композиции как часть теоретического искусствоведения может непосредственно исследовать проблемы композиции в изобразительном искусстве, только она, глубоко занимаясь предметом композиции, через анализ способна установить четкие термины и определения.
Определения понятия «композиция» в изобразительном искусстве мы можем найти в энциклопедических словарях и искусствоведческой литературе. Например, в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона композиция определяется как перенесение в картину или рисунок тех линий, форм и образов, которые еще смутно рисуются в воображении художника, и составление из них при помощи различных средств и технических приемов, свойственных той или иной отрасли искусства, органического целого, определенно выражающего задуманное художником содержание. Далее говорится о невозможности установить точные правила композиции, так как представление о характере композиции изменяется исторически, зависит от социального строя, от задач, стоящих перед искусством. В словаре Брокгауза и Ефрона указываются лишь некоторые правила, которые выведены на основе анализа лучших произведений искусства. В этом определении уже отмечается главный признак, присущий композиции, — признак целого. Кроме того, здесь указывается, что это «целое» в композиции определенно выражает задуманное художником содержание. Это очень важно для определения композиции, как будет видно ниже.
То, что композиция отмечается как важнейший компонент художественной формы, в принципе, правильно, хотя и не совсем точно, так как, во-первых, композиция не компонент формы, а сама форма, и даже главная форма, и, во-вторых, композиция не придает единство и целостность произведению, а она закладывает своей сущностью эту целостность.
Законы построения композиции
Первый этап творческого процесса — период первоначального накопления — может начаться еще до выбора темы. В таком случае накопление материала бывает менее целенаправленным, но небесполезным, ибо в этот период память художника обогащается жизненными впечатлениями от бесед с людьми, прочитанных книг и т. п. Все это воспринимается им сознательно или стихийно как материал эстетически значимый, который, возможно, когда-то пригодится в творчестве.
Период первоначального накопления должен сопровождаться композиционными упражнениями. Даже когда нет еще четко обозначенной темы, они помогут глубже познать многообразие окружающего мира, смысловые связи между предметами и средой. Всестороннее изучение жизни позволяет художнику создавать оригинальные, правдивые композиции, а также способствует накоплению жизненно важного материала. Рекомендуется выполнять наброски людей и животных, рисовать по памяти и воображению с ориентацией на закономерности композиции, делать зарисовки характерного или типического, компоновать на свободные темы, тренироваться в составлении натюрмортов, в постановке живой модели в интерьере и т. д.
Чем интенсивнее протекает период первоначального накопления, тем успешнее переход от приблизительной наметки содержания к более четкому абрису замысла.
Студенческий эскиз — набросок с натуры.
Замысел рождается из разрозненных, часто хаотических впечатлений, но он никогда не возникает из ничего. Этому предшествует большая, иногда длительная работа художника, который прилагает немало сил, ума, воли, собирая материал, наблюдая, изучая жизнь. Все это незаметно ведет к появлению замысла. Постепенность или неожиданность его рождения можно объяснить и индивидуальными особенностями творческой личности, в частности степенью одаренности, а также недостаточностью или изобилием имеющихся материалов.
В период возникновения замысла художник обнаруживает пластический мотив, в котором он сумеет затем показать новые грани и свойства изображаемого явления, раскрыть его с неожиданной стороны. Иначе говоря, в это время определяется метод решения найденного мотива с точки зрения его новизны как эстетического открытия мира, увиденного прозорливым взглядом художника.
В первоначальном замысле многие элементы композиции бывают намечены только приблизительно, но уже определившаяся сюжетная или идейная направленность композиции в целом будет тем компасом, который укажет верный путь доработки этих элементов, метод обрастания задуманного произведения необходимыми дополнительными деталями. Нередко художник, чувствуя ценность пластического мотива, сразу приступает к его непосредственному осуществлению.
Разработка композиции произведения включает решение технических и чисто творческих задач на основе профессиональных умений и знаний теории искусства, в частности законов композиции.
При создании самых первых, довольно схематичных эскизов не следует забывать о действии композиционных законов целостности и контрастов. Именно учет этих законов имеет принципиально важное значение, ибо, разрабатывая первые эскизы, художник ведет поиски такой композиции, которая позволит уже в своем черновом, схематичном наброске увидеть целостность, жизненность и выразительность, т. е. те основные качества, которые являются определяющими для подлинного произведения искусства.
Действие закона целостности требует выявления конструктивной идеи, заложенной в мотиве самой природой, схемы его гармонии, объединяющей в единое целое все детали будущего полотна. Каждый мастер прокладывает свои пути к нахождению конструктивной идеи композиции, использует свои методы достижения наилучшего результата. Одни сперва стихийно рисуют все, что подсказывает воображение на данную тему, и лишь позже в собранном материале отыскивают путеводную конструктивную идею. Другие компонуют непосредственно под впечатлением наблюдения натуры. В любом случае в основе композиции должна лежать конструктивная идея — каркас развития сюжета. Конструктивная идея целостности композиции служит базой для действия закона контрастов, как сочетания противоположного в зрительном восприятии произведения. Как известно, человек воспринимает предметы прежде всего по контрасту их силуэтов и окружающей среды. Форму мы видим благодаря контрасту света и тени. И живопись в ее современном понимании также строится на борьбе противоположностей — теплых и холодных цветов. Сила цвета также увеличивается от соседства с дополнительным цветом — красного с зеленым, синего с оранжевым, белого с черным и т. п. Издавна художники пользовались контрастом светлого на темном фоне.
В «Бурлаках на Волге» И. Е. Репина существует контраст между компактной темной группой бурлаков, воспринимаемой целостным силуэтом, и серебрящейся рекой. Подобные контрасты придают декоративную выразительность композиции.
И.Репин «Бурлаки на Волге»
Композиционные контрасты нерасторжимо связаны с характером художественного образа. Например, в картине И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии» главный социальный контраст олицетворяют барыня, несущая икону в религиозной процессии, и взлетевшая над толпой бедняков полицейская нагайка. Именно этот идейный контраст строит картину. И совершенно очевидно, что нахождение места расположения сюжетного узла было отправным пунктом в разработке Репиным композиции и ее живописного решения. Во всяком случае, это прослеживается почти во всех эскизах и предварительных наметках.
Во многих произведениях бытового жанра показываются конфликтные ситуации как столкновение добра со злом, старого с новым, реакционного с прогрессивным. Основной контраст здесь лежит в борьбе противоположностей, и, если художник не уловит, не поймет самой сути, истоков этой борьбы, его произведение будет характеризоваться простым бытовизмом. В качестве примера можно привести картину А. И. Лактионова «Переезд на новую квартиру».
А.И. Лактионов «Переезд на новую квартиру»
Ю.И. Пименов «Свадьба на завтрашней улице»
Совсем по-другому подходит к решению темы борьбы «старого и нового» Ю. И. Пименов. В «Свадьбе на завтрашней улице» мы видим, как преображается жизнь города и людей, как новое стремительно шагает на смену старому. Лактионова и Пименова разделяют не столько индивидуальный живописный почерк, сколько метод эстетического освоения действительности и, разумеется, разность мировосприятия, мышления. Один в основном скользит по поверхности факта, другой докапывается до сути нового явления.
Таким образом, в метод работы над композицией должен быть включен еще один важнейший момент, контролируемый идейным замыслом и образным началом. Закладка основ образности в конструктивной идее и главном контрасте указывает на взаимодействие законов целостности, контрастов с законом жизненности. Этот закон предполагает раскрытие сторон изображаемого явления, в которых общее отражается через индивидуальное, особенное, присущее именно данному характеру.
Основными законами композиции следует назвать такие: закон целостности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.
Закон жизненности должен особо учитываться в период разработки композиции, когда художник путем обобщения данных непосредственных чувственных восприятий действительности стремится показать типическое через индивидуально-характерное.
Эскиз.
Закон целостности имеет отношение и к построению декоративного силуэта композиции, и к использованию контрастов темного и светлого. Стоит появиться равнозначными пятнам, как композиция запестрит, потеряет целостность.
Студенческий эскиз. Тема: 1.«Трамвай», 2.«Пробка»
Закон контраста. Само слово контраст – французское (резкое различие,противоположность). В специальном значении- противопоставление и взаимное усиление двух соотносящихся свойств, качеств. Контрасты в композиции помогают выявлению композиционного центра, образному решению сюжета, решению пространства,передаче объема предметов.
Графические эскизы к сюжетной композиции. Материал — сепия
Цветовой эскиз к сюжетной композиции. Материал — гуашь
Контрасты делятся на:
- смысловой – психологический,
- тональный контраст,
- светотеневой контраст,
- материальный контраст,
- цветовой контраст,
- контраст движения.
Цветовой эскиз. Тема: «Остановка»
Правила композиции
Если законы носят объективный, всеобщий характер, устойчиво действуют на протяжении длительного отрезка времени в истории развития изобразительного искусства, то композиционные правила и приемы, помогающие строить композицию, относятся к менее постоянным категориям. Они имеют важное значение в разработке пластического мотива, изобразительного «зерна» сюжета. Правила и приемы, по словам Е. А. Кибрика, являются лишь композиционной техникой (вместе со средствами). Но следует иметь в виду, что, несмотря на «технический» во многом характер правил и приемов, они в основе своей, как и все искусство, вытекают из закономерностей природы.
Основными правилами композиции являются ритм, выделение сюжетно-композиционного центра, симметрия или асимметрия, расположение главного на втором пространственном плане.
Образ в станковой композиции
Художественный образ — это такой сплав эмоционального и рационального в познании и отражении объективной реальности, который призван воздействовать и на чувства, и на умы людей.
«Образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» — так определяет Л. И. Тимофеев образ в литературном творчестве. Но такое определение вполне подходит и для других искусств, в том числе и для изобразительного искусства. Если проанализировать это определение, то можно увидеть, что художественный образ характеризуется несколькими важными чертами или свойствами. Ими являются:
- наличие индивидуального, характерного,
- наличие общего, типического,
- наличие эстетического отношения художника (писателя) к отображаемому,
- наличие вымысла (работа творческого воображения) и художественного понимания, включающего в себя как наглядно-образное, так и абстрактно теоретическое мышление, т. е. работу разума (рациональное в художественном образе).
Очевидно, к этим важнейшим, основным чертам художественного образа следует добавить еще такие, обязательно присущие каждому настоящему художественному образу черты, как новизна, объективность и субъективность.
Студенческая работа. Эскиз. Материал: Сепия, пастель.
Графическое решение. Тема: «Рынок»