Вступительный экзамен по композиции (программа Живопись) 2020г
КОМПОЗИЦИЯ /для поступающих на предпрофессиональную программу «ЖИВОПИСЬ»/ |
|
Ребенку предлагается выполнить композицию на одну из заданных тем в технике «живопись» (гуашь, акварель). Работа выполняется на белом листе бумаги (формат А3). Использовать горизонтальное или вертикальное расположение листа, в зависимости от композиционного решения темы. Приветствуется раскрытие темы через художественную выразительность образов, присутствие изображения людей, умелое выделение главного и гармоничное цветовое решение. Необходимо умело расположить элементы композиции для раскрытия замысла (темы). Через простые движения передать характер героев в соответствии с заданной темой. Инструменты и материалы: лист белой бумаги (формат А3), карандаш, гуашь художественная (или акварель), кисти, палитра. |
|
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ КОМПОЗИЦИЙДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ НА ОТДЕЛЕНИЕ ЖИВОПИСЬ
|
|
вам предложено 3 темы для композиции,
|
|
«Я и мой питомиц» |
|
«Прогулка» |
|
«Утро в детском саду»
|
Рисунок и живопись для поступления в колледж
Живопись вступительный экзамен
Компоновка работ рисунок, живопись, композиция
Рисунок живопись композиция экзамен
Вступительные испытания живопись
Композиция в рисунке примеры
Эскизы для художки
Экзамен по рисунку и живописи
Композиция для поступления в художественную школу
Линейно конструктивный натюрморт
Композиция творческий экзамен
Академия Штиглица пленэр
Академический рисунок naturmot
Рисунок в ГУЗ МАРХИ
Этапы рисования натюрморта живопись
Натюрморт основы композиции
Гризайль Академия художеств Репина
Декоративная композиция
Портфолио для поступления на архитектора
Натюрморт художественная школа
Тасвирий Санат.натюрморт
Академический рисунок натюрморт этапы
Акварельная живопись натюрморт
Цветоведение нюансная Гармония
Гризайль Шарден
Задания по цветоведению и колористике
Академический линейно конструктивный натюрморт
Композиция МАРХИ снизу
Супрематизм Кандинский
Вступительные в архитектурный
Гризайль натюрморт из геометрических тел
Академический линейно конструктивный натюрморт
Кандинский Василий Васильевич Восток
Родченко беспредметная композиция 61
СПБГАСУ рисунок вступительный экзамен
Живопись ахроматическая гамма ДХШ
Геометрические фигуры для экзамена МАРХИ
Композиция творческий экзамен
Академический рисунок в СПБГАСУ
Архитектурная объемно пространственная композиция СПБГАСУ
Натюрморт с гипсовым орнаментом рисунок
Натюрморт на сближенные цвета
Композиционные эскизы натюрморта
Абстрактная графическая композиция
Этапы построения натюрморта
Творческое испытание в техникуме
МАРХИ композиция Асейкина
Иогпнес Иттен искусство формы
Профессиональное испытание (рисунок, живопись, композиция)
Гуашевая живопись натюрморт в холодной гамме
Живопись творческий экзамен
Вступительные работы на дизайнера
Рисунки в архитектурном университете
Рисунок на экзамен в художественную школу
Вступительное испытание рисунок
Эскиз композиции
Горный университет архитектура вступительные испытания
Рисунок композиция учёный карандашом
Цветовая Гармония в композиции
Рой Лихтенштейн кубизм
Однофигурная сюжетная композиция
Этапы рисования натюрморта живопись
Гуашь натюрморт Академическая Академическая живопись
Geometricheskaya kompoziciya Академический рисунок
Композиция рисунок
Линейно конструктивный рис Строгановка
Натюрморт из геометрических фигур
Наглядные пособия по рисованию
Легкое тяжелое композиция
Цветовая композиция
Училище Рериха рисунок натюрморт
МАРХИ проекционное черчение 2010
Иогансона лицей натюрморт акварелью
Творческий экзамен рисунок
Рисунок фрагмента интерьера СПБГАСУ
Аналитический рисунок МАРХИ
Врезки композиция МАРХИ
Информацию о каждой из кафедр можно посмотреть по ссылке.
Также примеры работ представлены в программах вступительных испытаний на странице по приёмной кампании.
Примеры экзаменационных работ для поступления на программы бакалавриата и специалитета:
Рисунок (для всех программ, кроме Реставрации и Монументально-декоративной живописи)
Кафедра Графического дизайна
54.03.01 Дизайн — Графический дизайн (композиция)
54.05.03 Графика — Искусство графики и плаката (композиция)
54.05.03 Графика — Анимация и компьютерная графика (композиция)
Кафедра Станковой и книжной графики
54.05.03 Графика — Станковая графика (композиция)
54.05.03 Графика — Искусство книги (композиция)
Кафедра Дизайна костюма
Кафедра Монументально-декоративной скульптуры
Кафедра Монументально-декоративной живописи
Кафедра Живописи и реставрации
Кафедра Промышленного дизайна
54.03.01 Дизайн — Промышленный дизайн (композиция)
54.03.01 Дизайн — Дизайн средств транспорта (композиция)
Кафедра Дизайна мебели
Кафедра Интерьера и оборудования
Кафедра Художественного текстиля
54.05.02 Живопись — Театрально-декорационная живопись (композиция)
Кафедра Средового дизайна
54.03.01 Дизайн — Дизайн среды (композиция)
Кафедра Художественной керамики и стекла
Кафедра Художественной обработки металла
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы — Художественный металл (композиция)
Вступительные испытания
Примеры экзаменационных работ по Рисунку по всем направлениям
Примеры экзаменационных работ по Живописи по всем направлениям
Примеры экзаменационных работ по Композиции для направления «Станковая живопись»
Примеры экзаменационных работ по Композиции для направлений «Дизайн» (по отраслям), «Декоративно-прикладное искусство»
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
по рисунку, живописи, композиции и
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПОСТУПАЮЩИХ
при проведении вступительных испытаний
Перед выполнением практической работы по рисунку, живописи, композиции приёмной комиссией формируются списки поступающих по группам.
Списки поступающих по группам вывешиваются на стенде приемной комиссии и на сайте училища.
Практическая работа по рисунку, живописи, композиции при проведении вступительных испытаний творческой направленности проводится в специально подготовленных мастерских училища, которые, в соответствии с расписанием вступительных испытаний, открываются до начала работы и закрываются по истечении времени на её выполнение.
В определенную для каждой группы мастерскую поступающие допускаются по списку.
Опоздавшие поступающие допускаются к вступительным испытаниям только с разрешения председателя приемной комиссии или ответственного секретаря приемной комиссии.
При проведении вступительных испытаний все работы по рисунку, живописи, композиции выполняются на листах со штампом училища.
Работы по рисунку, по живописи и композиции выполняются только на белой бумаге. Для выполнения экзаменационной работы абитуриентам необходимо иметь следующие материалы:
Рисунок:
1. Планшет 50×70
2. Карандаши разной мягкости
3. Бумага (формат А2)
4. Ластик
5. Канцелярские зажимы для фиксации бумаги на планшете
6. Нож для чинки карандашей
Живопись:
1. Планшет 50×70
2. Карандаши разной мягкости
3. Кисти
4. Бумага (формат А2)
5. Ластик
6. Канцелярские зажимы для фиксации бумаги на планшете
7. Художественные краски (гуашь, акварель)
8. Палитра
9. Тканевые салфетки для промакивания кистей
10. Емкость для воды (1л)
Композиция
1. Планшет 50×70
2. Карандаши разной мягкости
3. Кисти
5. Бумага (формат А2)
5. Ластик
6. Канцелярские зажимы для фиксации бумаги на планшете
7. Художественные краски (гуашь, акварель)
8. Палитра
9. Тканевые салфетки для промакивания кистей
10. Емкость для воды (1л)
11. Линейка, циркуль (для специальностей «Дизайн», «ДПИ»)
Во время выполнения практической работы по рисунку, живописи, композиции
ПОСТУПАЮЩИМ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
— вносить в мастерскую фотоаппараты, видеокамеры;
— пользоваться мобильными телефонами для разговоров и фотографирования;
— выносить из аудиторий работы, бумагу со штампом Училища;
— находиться в мастерской, определенной для работы другой группы;
— давать советы или оказывать практическую помощь другим поступающим;
— нарушать состав натюрмортов и расположение предметов в нем.
Во время выполнения практической работы следует соблюдать тишину, чистоту, технику безопасности и установленный порядок работы в мастерской.
Нарушение порядка выполнения практической работы по рисунку, живописи, композиции и правил поведения поступающих при проведении вступительных испытаний творческой направленности может повлечь за собой отстранение поступающего от дальнейшего участия в конкурсе.
Примеры экзаменационных работ по Рисунку по всем направлениям
Примеры экзаменационных работ по Живописи по всем направлениям
Примеры экзаменационных работ по Композиции для направления «Станковая живопись»
Примеры экзаменационных работ по Композиции для направлений «Дизайн» (по отраслям), «Декоративно-прикладное искусство»
Обновлено: 10.03.2023
Станковая композиция является важнейшим предметом на протяжении всего курса обучения в детской художественной школе.
От правильно выбранной методики преподавания композиции зависит успех обучения детей изобразительному искусству и подготовке их к дальнейшему поступлению в средние профессиональные и высшие учебные заведения.
Уроки композиции в Детской Художественной Школе всегда воспринимаются детьми с большим энтузиазмом.
И это неслучайно, потому что эти занятия дарят детям возможность сочинять, мыслить, творить, а также помогают выявлению и развитию индивидуальных наклонностей и способностей учащихся, воспитанию и развитию их художественного вкуса.
Весь их творческий потенциал, умение думать, также как и навыки, полученные на уроках рисунка и живописи — все это начинает работать для создания чего-то нового, необычного, того, что никто до них еще не создавал.
Предмет необходим для профессиональной ориентации учащихся, для более осознанного выбора будущей профессии.
На основе этого у учащегося постепенно развивается осознанное чувство ритма, движения, силуэта.
Главными понятиями станковой композиции является замысел, дающий представление о цели работы, её смысле и картина, которая в результате работы оформляет замысел в законченное произведение.
С одной стороны это — творческий процесс сочинения, создания произведения искусства от появления замысла до его завершения.
С другой – это комплекс средств раскрытия содержания картины, основанный на законах, правилах и приемах.
Главными задачами являются:
образовательные, развивающие и воспитательные, которые направлены на:
- формирование умения и навыков учащихся при использовании различных художественных материалов;
- выявление объема и материальности предметов, грамотного владения тоном и цветом;
- закрепление всех знаний, полученных в процессе обучения;
- развитие у детей творческого воображения, фантазии, эстетического и художественного вкуса и креативного мышления;
- воспитание интереса к творчеству;
При обучении используется словесный, наглядный, практический и эмоциональный методы обучения, также используются таблицы и наглядные пособия, репродукции произведений художников, работы учащихся из методического фонда школы, презентации.
Существуют определенные требования к уровню подготовки учащихся на итоговом 5 году обучения в художественной школе:
— умение грамотно и последовательно вести работу над сюжетной композицией с соблюдением всех подготовительных этапов
— создавать сложные художественные образы, самостоятельно применять знания о выразительных средствах композиции в композиционных работах;
— навыки работы различными живописными и графическими техниками;
— создания композиций с архитектурными элементами.
Этапы выполнения работы состоят из выбора темы, сбора подготовительного материала, выполнения эскизов, разработки концепции сюжета, определения техники и материала выполнения работы, поиска цветовой палитры, переноса конечного варианта композиции на выбранный формат, работа в материале, проработка деталей, обобщение, завершение, оформление работы.
Программа учебного предмета Станковая композиция в 5 классе живописного отделения включает в себя задания
— выполнение многофигурных композиций с передачей цельности, окружающей среды, времени изображения;
И традиционно окончание обучения в художественной школе завершается выполнением выпускником дипломной работы.
Выбор предмета, темы, техники исполнения проводится самостоятельно, и это зависит от склонностей и привязанностей учащегося, его интересов.
Большое значение имеет первая беседа о дипломе. Нужно показать, что, при всем многообразии, есть определенные направления-ориентиры.
1. Это непосредственно мир, который нас окружает: город, село, поселок, в котором ты живешь.
2. Портреты-образы; люди, окружающие нас, связанные с определенной профессией, образом жизни. Портреты современников.
3. Все, что человека сопровождает по жизни — труд, отдых, развлечения и увлечения, интерьер, натюрморт, пейзаж.
4. Прошлое и будущее
Диплом может быть выполнен в любой технике. Возможно сочетание различных техник в соответствующем пропорциональном отношении — все зависит от выбранной задачи. Приемлемы комбинации, наиболее полно раскрывающие данную художественную личность.
Дипломная работа – это первая серьезная работа учащегося.
В процессе выполнения этой работы выпускник получают в ней ценный опыт самостоятельного решения задач, проходя все стадии от наброска к законченному решению работы.
В работе прослеживается композиционное цветовое решение, творческий подход к работе, эстетичный вид работы.
При защите своей дипломной работы учащийся сообщает тему работы, её актуальность. Даёт краткое описание работы, раскрывает её содержание, идею, образное решение. Обращает внимание на композиционное решение, колорит, средства, с помощью которых он добился выразительности образа. Дипломная работа показывает уровень учащегося, достигнутый за все годы обучения предмета.
Следует отметить, что выпускники с большим успехом заканчивают нашу художественную школу, поступают в средние и высшие учебные заведения в Мордовии и за её пределами, и продолжают активно работать творчески на другом, более профессиональном уровне.
1. Выделение с помощью тонового контраста.
2. Акцент с помощью цветового контраста.
3. Выделение посредством размера и формы силуэта.
4. Выделение композиционного центра посредством обобщения и детализации.
В заключении статьи привожу в качестве примера свою методическую таблицу, которая хорошо помогает учащимся усвоить эти понятия. А сейчас, я подробнее остановлюсь на каждом отдельном пункте.
Выделение композиционного центра посредством обобщения и детализации. Когда художник умеет обобщать второстепенное, и детализировать главное, то это, до некоторой степени, признак мастерства. Если из вышеупомянутого примера художник обобщил массу леса на втором плане, и в подробностях прописал ветку дерева, свисающую над тропинкой — то это не случайно. Этот приём оживляет живопись. Она становится более выразительной, живой. Зритель как бы оказывается в пространстве картины. Оригинальная живопись получается не только когда художник самобытен, по особому видит и т. д., но и когда живопись динамична в цвете, тоне, обобщении и детализации форм. Принцип отбора в композиции очень важен. К сожалению, не все современные художники применяют этот принцип в своём творчестве. Если художник умеет его использовать, то его живопись не оставит зрителя равнодушным.
В заключении, тех, кто заинтересовался этой темой, приглашаю познакомиться с методической таблицей, о которой я упоминал вначале статьи:
Способы выделения композиционного центра.
Сочетание отдельных частей, сложение элементов в определенном порядке, их взаимосвязь, переходящую в гармонию целого, мы наблюдаем в растительном и животном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе они образуют форму, которая представляет собой некое гармоническое целое.
В природе наиболее характерными и часто встречающимися композиционными закономерностями являются целостность, симметрия и ритм. Целостность проявляется в гармоничности, законченности строения или конструкции предмета, симметрия — в равновесии, похожести левой и правой частей объекта, ритм — в повторяемости одного или нескольких элементов через определенные интервалы. Для симметрии характерно относительное спокойствие, уравновешенность частей, ритму свойственна большая или меньшая степень движения.
Композиционные начала (целостность, симметрия, ритм), присущие миру природы, в искусстве присутствуют в особом, специфическом виде.
Человек, создавая различные предметы и образы предметов, явлений, опирается на формы, созданные природой, учится у природы и в какой-то степени подражает ей. При этом он изучает природу, познает сущность предметов и явлений, их закономерности.
Композиция присуща всем видам искусства. Композиционные начала лежат в основе архитектурных построек, музыкальных и литературных произведений, скульптур и картин, театральных постановок и кинофильмов. Принципы единства или членения, симметрии и ритма проявляются в различных видах искусства по-разному. Но наличие одних и тех же общих закономерностей позволяет достигать синтеза искусств, их органического сочетания, скажем, в архитектурно-скульптурном ансамбле, в театральной постановке, в оформлении интерьера и т. д. Яркий пример композиционного синтеза являет собой театр, где сочетаются драматургия, мастерство актеров и режиссера, декорационная живопись, музыка. От взаимодействия всех слагаемых спектакля зависит сила его эмоционального воздействия на зрителя.
Только теория композиции как часть теоретического искусствоведения может непосредственно исследовать проблемы композиции в изобразительном искусстве, только она, глубоко занимаясь предметом композиции, через анализ способна установить четкие термины и определения.
То, что композиция отмечается как важнейший компонент художественной формы, в принципе, правильно, хотя и не совсем точно, так как, во-первых, композиция не компонент формы, а сама форма, и даже главная форма, и, во-вторых, композиция не придает единство и целостность произведению, а она закладывает своей сущностью эту целостность.
Законы построения композиции
Первый этап творческого процесса — период первоначального накопления — может начаться еще до выбора темы. В таком случае накопление материала бывает менее целенаправленным, но небесполезным, ибо в этот период память художника обогащается жизненными впечатлениями от бесед с людьми, прочитанных книг и т. п. Все это воспринимается им сознательно или стихийно как материал эстетически значимый, который, возможно, когда-то пригодится в творчестве.
Период первоначального накопления должен сопровождаться композиционными упражнениями. Даже когда нет еще четко обозначенной темы, они помогут глубже познать многообразие окружающего мира, смысловые связи между предметами и средой. Всестороннее изучение жизни позволяет художнику создавать оригинальные, правдивые композиции, а также способствует накоплению жизненно важного материала. Рекомендуется выполнять наброски людей и животных, рисовать по памяти и воображению с ориентацией на закономерности композиции, делать зарисовки характерного или типического, компоновать на свободные темы, тренироваться в составлении натюрмортов, в постановке живой модели в интерьере и т. д.
Чем интенсивнее протекает период первоначального накопления, тем успешнее переход от приблизительной наметки содержания к более четкому абрису замысла.
Студенческий эскиз — набросок с натуры.
Замысел рождается из разрозненных, часто хаотических впечатлений, но он никогда не возникает из ничего. Этому предшествует большая, иногда длительная работа художника, который прилагает немало сил, ума, воли, собирая материал, наблюдая, изучая жизнь. Все это незаметно ведет к появлению замысла. Постепенность или неожиданность его рождения можно объяснить и индивидуальными особенностями творческой личности, в частности степенью одаренности, а также недостаточностью или изобилием имеющихся материалов.
В период возникновения замысла художник обнаруживает пластический мотив, в котором он сумеет затем показать новые грани и свойства изображаемого явления, раскрыть его с неожиданной стороны. Иначе говоря, в это время определяется метод решения найденного мотива с точки зрения его новизны как эстетического открытия мира, увиденного прозорливым взглядом художника.
В первоначальном замысле многие элементы композиции бывают намечены только приблизительно, но уже определившаяся сюжетная или идейная направленность композиции в целом будет тем компасом, который укажет верный путь доработки этих элементов, метод обрастания задуманного произведения необходимыми дополнительными деталями. Нередко художник, чувствуя ценность пластического мотива, сразу приступает к его непосредственному осуществлению.
Разработка композиции произведения включает решение технических и чисто творческих задач на основе профессиональных умений и знаний теории искусства, в частности законов композиции.
При создании самых первых, довольно схематичных эскизов не следует забывать о действии композиционных законов целостности и контрастов. Именно учет этих законов имеет принципиально важное значение, ибо, разрабатывая первые эскизы, художник ведет поиски такой композиции, которая позволит уже в своем черновом, схематичном наброске увидеть целостность, жизненность и выразительность, т. е. те основные качества, которые являются определяющими для подлинного произведения искусства.
Действие закона целостности требует выявления конструктивной идеи, заложенной в мотиве самой природой, схемы его гармонии, объединяющей в единое целое все детали будущего полотна. Каждый мастер прокладывает свои пути к нахождению конструктивной идеи композиции, использует свои методы достижения наилучшего результата. Одни сперва стихийно рисуют все, что подсказывает воображение на данную тему, и лишь позже в собранном материале отыскивают путеводную конструктивную идею. Другие компонуют непосредственно под впечатлением наблюдения натуры. В любом случае в основе композиции должна лежать конструктивная идея — каркас развития сюжета. Конструктивная идея целостности композиции служит базой для действия закона контрастов, как сочетания противоположного в зрительном восприятии произведения. Как известно, человек воспринимает предметы прежде всего по контрасту их силуэтов и окружающей среды. Форму мы видим благодаря контрасту света и тени. И живопись в ее современном понимании также строится на борьбе противоположностей — теплых и холодных цветов. Сила цвета также увеличивается от соседства с дополнительным цветом — красного с зеленым, синего с оранжевым, белого с черным и т. п. Издавна художники пользовались контрастом светлого на темном фоне.
Таким образом, в метод работы над композицией должен быть включен еще один важнейший момент, контролируемый идейным замыслом и образным началом. Закладка основ образности в конструктивной идее и главном контрасте указывает на взаимодействие законов целостности, контрастов с законом жизненности. Этот закон предполагает раскрытие сторон изображаемого явления, в которых общее отражается через индивидуальное, особенное, присущее именно данному характеру.
Основными законами композиции следует назвать такие: закон целостности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.
Закон жизненности должен особо учитываться в период разработки композиции, когда художник путем обобщения данных непосредственных чувственных восприятий действительности стремится показать типическое через индивидуально-характерное.
Закон целостности имеет отношение и к построению декоративного силуэта композиции, и к использованию контрастов темного и светлого. Стоит появиться равнозначными пятнам, как композиция запестрит, потеряет целостность.
Закон контраста. Само слово контраст – французское (резкое различие,противоположность). В специальном значении- противопоставление и взаимное усиление двух соотносящихся свойств, качеств. Контрасты в композиции помогают выявлению композиционного центра, образному решению сюжета, решению пространства,передаче объема предметов.
Графические эскизы к сюжетной композиции. Материал — сепия
Цветовой эскиз к сюжетной композиции. Материал — гуашь
Контрасты делятся на:
- смысловой – психологический,
- тональный контраст,
- светотеневой контраст,
- материальный контраст,
- цветовой контраст,
- контраст движения.
Правила композиции
Основными правилами композиции являются ритм, выделение сюжетно-композиционного центра, симметрия или асимметрия, расположение главного на втором пространственном плане.
Образ в станковой композиции
Художественный образ — это такой сплав эмоционального и рационального в познании и отражении объективной реальности, который призван воздействовать и на чувства, и на умы людей.
- наличие индивидуального, характерного,
- наличие общего, типического,
- наличие эстетического отношения художника (писателя) к отображаемому,
- наличие вымысла (работа творческого воображения) и художественного понимания, включающего в себя как наглядно-образное, так и абстрактно теоретическое мышление, т. е. работу разума (рациональное в художественном образе).
Очевидно, к этим важнейшим, основным чертам художественного образа следует добавить еще такие, обязательно присущие каждому настоящему художественному образу черты, как новизна, объективность и субъективность.
Мне интересна тема: «Дети». Чтобы в композиции главными были дети, а взрослых можно изображать или не изображать по желанию.
Konstantin, я бы предпочитала что нибудь не связанное с насилием
Konstantin, походы неплохо
Sonia, на счёт охоты согласен, но а как же рыбалка ? Интересно будет в композиции деревья+ вода + люди
Konstantin, рыба ведь тоже живая- ей тоже больно
Вода и люди и деревья — прекрасно,это ведь общений с Природой
Sonia, к сожалению это неотъемлемая часть нашей жизнь, в Третьяковской галерее 50% постоянных экспонатов сплошное насилие, при чем над людьми , как бы это прискорбно не было, но это часть нашей истории
Konstantin, согласна
Но ведь история историей,а мы можем через попытки живописи нести в жизнь более гуманные идеи
Konstantin, действительность есть объективная и субъективная
От нас зависит на что мы обращаем внимание,на что обращаешь внимание,становится сильнее
Можно сказать человеку что он толстый или можно заметить что у него красивые глаза- и то и другое действительность
Sonia, с этим не поспорить) но как интереснее, видеть и отражать обе части монеты под разными ракурсами , или же одну наиболее привлекательную?
Любой рисунок начинается с композиционного размещения изображений на листе бумаги. От того, как скомпоновано то или иное изображение, во многом зависит общее впечатление от рисунка.
Одним из главных требований в учебном рисунке является умение правильно размещать изображения предметов на листе бумаги.
Композиция в переводе с латинского означает «составлять, сочинять». Компоновка — составлять целое из частей. Композиция как термин имеет двоякое смысловое значение. В учебном рисунке слово «композиция» означает выполнение элементарных начальных упражнений. В художественном творчестве оно имеет более широкое смысловое значение. Разделение понятий «композиция» и «компоновка» носит весьма условный характер, так как одно незаметно переходит в другое, сливаясь в процессе работы над рисунком. Термин «композиция» употребляется в различных сферах и областях искусства: в кино, музыке, театральных постановках, балете, литературе, различных видах изобразительного искусства и в архитектуре. В творческом понимании «композиция» — это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. В учебном рисунке — это правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата.
Для общего представления о композиции в изобразительном искусстве необходимо знать следующее. Композиции бывают станковые, декоративные, монументально-декоративные, монументально-скульптурные, театрально-декорационные, объемно-пространственные. Существуют композиции предметов прикладного искусства и дизайна. К станковым относятся композиции в графическом, скульптурном и живописном исполнении. Это портреты, пейзажи, картины сюжетного характера, гравюры, эстампы, литографии и скульптурные композиции. К декоративным и декоративно-прикладным композициям относятся всевозможные эскизы росписей по ткани, стеклу, фарфору, дереву, керамике, резьбы по дереву и многое другое. К монументально-декоративным — мозаика, сграффито, панно, витражи, скульптурные рельефы и др. К театрально-декоративным — эскизы и панно к спектаклям и постановкам, эскизы декораций и костюмов. К объемно-пространственным — архитектурные объекты и сооружения, дизайн интерьера и экстерьера, а также архитектурно-скульптурные композиции. Композиции предметов прикладного искусства — дизайн стекла, металла, мебели, промышленный дизайн, моделирование одежды и др.
Композиция как отдельный специальный предмет не входит в число учебных дисциплин программы курса по рисунку в архитектурных вузах; тем не менее имеет важное значение для представления о композиции вообще, а также для будущей творческой деятельности, требующей решения сложных разнообразных композиционных задач. Композиция воспитывает образное мышление, является признаком, определяющим профессиональную зрелость, мастерство и творчество, умение воплощать идеи и образы.
Главной задачей композиции в учебном рисунке является умение размещать предметы и их части так, чтобы создать единое гармоническое выразительное целое.
При решении композиционных задач нельзя пренебрегать такими понятиями, как масштаб, пропорции, соразмерность, равновесие, тема, сюжет, образ, тон, форма, объем, конструкция, пространство (перспектива), симметрия, контраст, ритм, динамика, статика, а также главное и второстепенное, единство и целостность, и, разумеется, выразительность и гармония.
Композиция — это система правил и приемов взаимного расположения частей в единое гармоническое целое. Умение точно и выразительно размещать изображение в пределах формата листа является непременным условием в учебном рисунке. Умение составлять композиции — это тоже искусство. Поэтому для овладения искусством компоновки потребуется развитие композиционного видения, чутья.
Благодаря существующему природному таинству, человеческому глазу присуще видеть и воспринимать окружающий нас мир в пропорциях и соразмерностях, т.е. сама природа позаботилась, положила в основу нашего зрения великолепные качества, позволяющие определять прекрасные пропорции. Выразительные композиции — это наличие гармоничности, т.е. такого качества художественных произведений, при котором глаз не ощущает несоответствия размеров частей и целого, а сочетания цветов не раздражают глаз. Гармония обязывает рисующего компоновать изображенные предметы и их части так, чтобы ни одна часть не казалась чужеродной или несоразмерной. Вот что писал о гармонии выдающийся теоретик Возрождения Леон Баттиста Альберти: «Есть нечто большее, слагающееся из сочетания и связи этих трех вещей (числа, ограничения и размещения) нечто, чем чудесно озаряет весь лик красоты. Ведь назначение и цель гармонии — упорядочить части, вообще говоря, различные по природе, неким совершенным соотношением так, чтобы они одна другой соответствовали, создавая красоту. И нет у природы большей заботы, чем та, чтобы произведенное ею было вполне совершенным. Этого нельзя никак достичь без гармонии, ибо без нее распадается внешнее согласие частей». Из слов Альберти понятно, что основа прекрасного — это гармония. Благодаря чутью художниками и архитекторами создаются гармоничные художественные произведения, предметы и вещи.
В работе над композицией нужно научиться композиционному видению. Такое видение можно развить следующим образом. К примеру, рассматривать с балкона многочисленные частные строения внизу, сравнивая с ними заинтересовавший вас объект. В данном случае главный объект вашего интереса находится в центре вашего внимания, а окружение служит для определения объекта и его места в этом окружении. Посредством такого зрительного восприятия окружающей среды можно развивать композиционное видение. Подобные упражнения можно проделывать дома, на улице, в транспорте, на работе, словом — везде.
Читайте также:
- Неделя социального педагога в школе мероприятия
- Физиологические основы темперамента в психологии кратко
- Экономическое развитие против экологии кратко
- Летний праздник в детском саду на улице сценарий для разновозрастной группы
- Программа по энергосбережению в доу на 2021 2025
Новости
Ноябрь 2022
Внимание!!!
Объявляем дополнительный набор учащихся в возрасте от 6 до 8 лет в группу платного отделения, предмет «Основы лепки и керамики».
Подробнее >>
Все новости >>
Мероприятия и события
Январь 2023
27 января 2023 отмечают День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
В этот день в Мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда открывается выставка архивных работ учащихся нашей школы «Их памяти, живущий, поклонись…», которая продлится до 27 февраля.
Подробнее >>
Все события >>
Анкетирование
- Главная
- Информация для поступающих
- Примеры экзаменационных работ
Примеры экзаменационных работ
Композиция станковая детей возраста 6.5 — 8 лет
Композиция станковая детей возраста 9 лет
Композиция станковая детей возраста 10 — 12 лет
Рисование с натуры детей возраста 6.5 — 8 лет
Рисование с натуры детей возраста 9 лет
Рисование с натуры детей возраста 10 — 12 лет
КОНТАКТЫ
Адрес: Москва, Волоколамское шоссе, 9
Тел: +7 966 173-2573, +7 985 148-29-43, +7 968 704-3475
Референты: +7 966 173-2573, +7 985 148-29-43, +7 968 704-3475, +7 499 158-687
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Как нас найти