Компоненты власти обществознание егэ

%d0%b22

Власть — это организованная сила, способная подчинить своему влиянию и воле людей, используя разные методы, в том числе и принуждение.

Вла́сть — возможность и способность осуществлять свою волю , воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Признаки власти:

  • Власть – общественное явление
  • Власть – компонент общества на всех этапах его развития
  • Может осуществляться только в рамках общественных отношений, между людьми
  • Властные отношения всегда двусторонние: есть, кто подчиняется и кто руководит
  • Власть всегда базируется на силе ( физической, силе интеллекта, авторитета, на силе закона и т.д.)

Источники власти ( то, что даёт власти силу, возможность властвовать над другими):

  • авторитет — влияние, которое человек, группа людей, организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств)
  • сила
  • закон
  • богатство
  • харизма ( от лат. дар- исключительная одарённость, привлекательность)

Виды власти с точки зрения ее социального уровня

  • власть в масштабе всего общества;
  • власть внутри того или иного коллектива ;
  • власть в отношении между двумя индивидами.

Виды власти  по степени воздействия:

  • демократическая
  • недемократическая

Виды власти по сферам общественной жизни:

  • духовная
  • социальная
  • экономическая
  • политическая
  • информационная
  • семейно-бытовая
  • религиозная и другие

Методы власти:

  • демократические и авторитарные
  • честные и нечестные( насилие, месть, обман, провокация, вымогательство и т.д.)

Элементы власти:

Субъекты власти: государство, парламент, политический лидер, партия.

Объекты власти: человек, масса, социальный слой, группа, народ в целом.

Ресурсы власти – то, что властвующий субъект может использовать для подчинения объекта

Функции власти:

  • господство
  • координация
  • руководство политическими процессами
  • управление делами общества и государства
  • организация политической жизни и политических отношений
  • Контроль

Специфической разновидностью является политическая власть  — способность определённой  социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов.

 В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства.

Основные признаки политической власти:

  • Публичность — решения политической власти обязательны для всех людей и для всех видов власти
  • Всеобщность — политическая власть осуществляется на основании права от имени всех людей
  • Легальность использования силы — закрепленность в законах и Конституции использовать силу
  • Моноцентричность – у политической власти может быть только один центр принятия решений.
  • Институциональность – наличие специальных органов власти, политических институтов
  • Регламентированность – определённость властных полномочий традициями, законом

Типы политической власти

  • Государственная власть – это система властных отношений, реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения. Она опирается на специальный аппарат управления и принуждения. Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия.
  • Общественная власть — партийная, профсоюз­ная, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение

По широте распространения власти:

  • международные организации (мегауровень),
  • центральные органы государства (макроуровень),
  • региональ­ные организации (мезоуровень),
  • власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень).

Принципы устойчивости власти:

  • легитимность ( поддерживается основной частью населения)
  • легальность ( законность)
  • результативность


Типы легитимности:

  • Традиционная легитимность основана на традициях, вере в незыблемость и священность существующих порядков.
  • Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководите­ля, которого иногда даже обожествляют, создают культ его лич­ности.
  • Рационально-правовая (демократическая) легитимность основана законности её формирования, подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Разделение властей предполагает деление власти на три ветви:

  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Система разделения властей — это неотъемлемый признак демократии.

Суть разделения властей       заключается в ограничении (предотвращении) абсолютизма власти монарха, президента, парламента и других политических институтов.

В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован в работах Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»). Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах Ш. Монтескье («О духе законов»).

Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.

Создается система сдержек и противовесов, которая не позволяет ни одной из ветвей власти узурпировать всю полноту власти в стране.

Суть разделения властей:

— все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции

-никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти

Разделение властей в РФ:

  • законодательная (Федеральное Собрание)- издаёт законы, представляя интересы граждан
  • исполнительная власть (Правительство) – управляет государственными  делами
  • судебная (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды разных уровней)- следит за соблюдением законов.

%d0%b24

%d0%b26

%d0%b210

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Властьэто

  • волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта власти;
  • способность одной стороны (индивида или группы) влиять на поведение другой стороны вне зависимости от того, готова ли эта последняя сторона к сотрудничеству или нет;
  • механизм организации и регулирования совместной деятельности людей.

В современной теории политологии существуют следующие подходы к решению вопроса о природе власти:

Классовая концепция

Элитарная концепция

Структурно-организационная концепция

Марксизм, от имени ее создателя Карла Маркса). Все общество во все века состоит из двух классов: господа и подчиненные. Из этого неравенства возникает власть. Преодолеть такой расклад возможно только лишь при социализме, то есть таком политическом строе, где все люди равны.

Власть принадлежит элите, то есть группе самых достойных людей, способных управлять другими не для собственной выгоды, но для блага всего общества. Это маленькая группа людей, активное меньшинство, которое является организатором любого государства.

Власть придумали для того, чтобы было проще организовать огромную массу людей, упорядочить их жизнь.

Одни созданы чтобы подчинять, а другие ― подчиняться. Власть возникла на основе биологической природы человека.

Можно выделить следующие компоненты власти:

Субъекты власти— тот, ктоуправляет, властвует (человек, общность людей, организация, народ и др.);

Объекты власти— те, над кемосуществляется власть, те, кто подчиняются(индивид, социальная группа, класс и т.п);

Источники власти— то, благодаря чему мы захватываемвласть(авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.);

Функции власти— то, для чегоона существует(господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация);

Основания власти— то, на что опираетсявласть(база, источники, на которые опирается власть: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные основания);

Ресурсы власти— то, благодаря чему осуществляетсявласть(все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других: принуждение, насилие, убеждение, пообщрение, право, страх, традиции, мифы и т.д.)

Существует множество классификаций (типологий) власти:

Основа классификации

Виды власти

Степень институциализации

Правительственная, городская, школьная и др.

Субъект власти

Классовая, партийная, народная, президентская, парламентская

Режим правления

Демократическая, авторитарная, деспотическая и др.

Правовой признак

Легальная – нелегальная

Количество индивидов, принимающих ключевые решения

Коллективная (общественная, классовая, групповая) и личная (единоличная)

Сферы воздействия

Экономическая, политическая, информационная, идеологическая, духовная и др.

Поли тическая/Государственная власть (характерные черты, соотношение)

Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.

Политическая власть имеет ряд характерных ей признаков:

  • только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны;
  • характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений;
  • имеет возможность использовать самые разнообразные средства (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные)
  • действует на основе права от имени всего общества

Политическая власть также имеет множество разновидностей. Традиционно выделяют следующие типы политической власти:

Основа классификации

Разновидности политической власти

С точки зрения своего предназначения

Законодательная, исполнительная, судебная

По месту в структуре власти

Центральная, региональная, местная

По основному субъекту

Монархическая, республиканская

Функции политической власти:

  • формирование и организация политической жизни общества;
  • управление делами общества и государства на разных уровнях, руководство органами власти и политическими и неполитическими процессами, контроль политических и иных отношений;
  • создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества и другое.

Типы политической власти (господства):

  • традиционный— опирается на традиции, ритуалы; это власть обыденности, привычности и неизменности;
  • легальный— основывается на правовых нормах и рациональных понятиях;
  • харизматический— опирается на особую притягательную силу лидера.

Государственная власть— один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках), подданные (в монархиях).

Отличительные признаки государственной власти:

  • публичный характер, т.е. выступает от имени общества;

  • суверенный характер, т.е. верховенство по отношению ко всем другим субъектам политических отношений;

  • ограниченность территорией, это базовое условие существования государства.

Полятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.

Важно запомнить! Две различных характеристики власти: легальная и легитимная.

Легальная власть — значит разрешена законом, подтверждена законом, регламентирована в государственных документах.

Легитимная власть — значит власть поддерживает народ, разделяет ее идеи.

Теория разделения властей

Одной из самых распространенных классификаций государственной власти является ее деление на законодательную, исполнительную и судебную. Эта типология основывается на теории разделения властей (Дж. Локка и Ш. Монтескье).

  • законодательная власть (Федеральное собрание РФ: Государственная Дума и Совет Федерации) — представляет интересы граждан, издает законы;
  • испонительная власть (Правительство РФ) — управляет государственными делами;
  • судебная власть (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ) — следит за соблюдением законов органами власти.

Цель разделения властей:Предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе; предусмотреть систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении.

Таким образом, разделение властей предоставляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма.

Однако этот принцип нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.

Структура власти включает следующие компоненты:

1) Источник власти (то, что дает возможность властвовать: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и т.д.)
2) Субъект власти (руководители: человек, общность людей, организация, народ, мировое сообщество, объединенное в ООН)
3) Объект власти (подчиненные: индивид, социальная группа, класс и т.п.)
4) Функции власти (господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация)
5) Ресурсы власти (экономические, социальные, культурно-информационные и т.д.)

Субъекты политической власти: отдельный индивид, правящая олигархия, политическая партия, нация и т.д.

Отличительные особенности субъекта политической власти — его стремление к власти как к самоцели или средству достижения таких жизненных благ, как богатство, престиж, связи и т.д. Субъект власти также характеризуется способностью своевременно принимать правильные политические решения и доводить их до конца, чувством ответственности за последствия проводимой им политики и, самое главное, политической мудростью.

Субъектов политики можно определенным образом классифи­цировать. Обычно их подразделяют на 

  • (1) первичные — индивид, класс, нация, большие и малые социальные группы; 
  • (2) вторичные — общественно-политические организации и движения, партии, поли­тические элиты и другие участники политической жизни. 

Первич­ные субъекты непосредственно генерируют политические интересы, а вторичные — проводят их в жизнь.
Согласно другому делению, субъекты политики могут быть 

  • коллективными — политические партии, депутатские группы и дру­гие объединения, 
  • индивидуальными — политические элиты и их лидеры, обладающие властью и играющие в политике опреде­ленную роль.

Субъект определяет содержание властного отношения через:

1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;
2) подчинение частной воли всеобщей воле власти;
3) наказание (санкции) в случае отказа подчиниться господствующей воле;
4) регламентацию поведения в соответствии со всеобщим интересом.

Объектом политической власти являются те личности и соци­альные группы, на которые распространяется эта власть, застав­ляющая их предпринимать те или иные действия.

При этом различие между субъектом и объектом политики весьма относительно и зависит от конкретной политической ситуа­ции. Каждый человек или социальная группа могут выступать объ­ектами политической деятельности, если она направляется не ими, а другими субъектами, которые сознательно реализуют в ней свои интересы, используют при этом политическую власть.

Наиболее полно сущность политической власти проявляется в ее функциях, среди которых основными являются:

  • выработка стратегии управления обществом;
  • разработка и принятие решений по основным направлениям развития общества;
  • оперативное управление и регулирование общественных процессов;
  • контроль важнейших параметров стабильности общественно- политической системы и направленности развития общества;
  • установление и поддержание отношений с государствами и народами других стран.

Выполнение этих функций является возможным благодаря определенной организации властных отношений. Форма включения людей и организаций во властные отношения зависит от их социального и политического статусов. Поэтому властные отношения всегда построены вертикально, так как именно сверху вниз осуществляется прохождение команд, руководящих распоряжений, стратегических политических установок и решений. Они фиксируют господствующее положение одних и подчиненное других, то есть отношения субъекта и объекта властвования.

Источниками власти могут выступать могут выступать 

  • авторитет, 
  • сила, 
  • закон, 
  • богатство, 
  • знание, 
  • престиж, 
  • социальный и политический статус, 
  • тайна, 
  • интерес и т.д.

Ресурсы власти — это реальные и потенциальные средства, которые используются (или могут быть использованы) для укрепления самой власти и ее оснований.

Ресурсы власти

  • экономические

В качестве экономических ресурсов выступают деньги или иные средства обмена — недвижимость, природные ресурсы, золотой запас.

  • социальные

Социальные ресурсы — это поддержка власти со стороны значимых социальных групп; социальный статус и возможность его повышения или понижения субъектом власти. Власть, стремящаяся расширить свою социальную базу, должна обеспечивать общенациональные интересы, привлекать на свою сторону колеблющихся, стремиться к социальному партнерству с «управляемыми» слоями и группами.
Социальные ресурсы частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и такие характеристики, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п.

  • культурно-информационные, духовно-идеологические

Культурно-информационные ресурсы включают множество средств воздействия на аудиторию субъекта культурно-информационной власти (духовные ценности, знания и информация, средства художественного воздействия — театр, музыка, кинематограф и т.п.). К культурно-информационным ресурсам можно отнести: системы хранения и учета национального культурного достояния, методики сбора, обработки и стыковки различных видов стратегической информации, принципы и методы работы средств массовой информации, гарантирующих обществу информационно-культурный плюрализм. Сюда же включается система гарантий, препятствующих доступу к печати, радио и телевидению всякого рода экстремистским элементам.

  • силовые — оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди;

Силовые ресурсы — это средства насилия и принуждения, репрессивный аппарат, который может быть использован для достижения целей субъекта власти.

  • организационные — наличие организации, заинтересованной и способной добиваться достижения поставленных целей.
  • правовые

Правовые ресурсы включают законы и иные нормативные акты, регулирующие отношения в обществе, и их использование для реализации целей субъектов власти.

Разумеется, ресурсы власти являются обоюдоострым инструментом: при научно обоснованном, профессиональном использовании они укрепляют как саму власть, так и ее основания. При некомпетентном подходе они подтачивают, разрушают власть, способствуя возникновению кризисов и революций.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Целью всякой ___________(А) является власть  — влияние на неё или участие в ней. Однако содержание власти не заключено в ней самой. Власть есть взаимодействие тех, кто её осуществляет, с тем, что в совокупности составляет ___________(Б), в которой она осуществляется. В результате их взаимодействия происходит обмен деятельностью, ___________(В), ценностями, информацией. Следовательно, власть может быть понята через связь с тем, что не является властью. При этом не только власть влияет на социальную среду, но и среда воздействует на власть. Взаимное влияние может иметь характер прямого взаимодействия власти и среды друг на друга на основе выполнения ___________(Г). Например, государство как носитель и субъект власти осуществляет управление делами общества, обеспечивает законность и правопорядок, а граждане признают ___________(Д) принимаемых властью решений и выполняют их. Следовательно, взаимодействие власти и общества определяет ___________(Е) социальной системы, её стабильность и динамизм.»

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) деятельность человека 2) социальная среда 3) правомерность
4) политический процесс 5) политическая деятельность 6) характер изменений
7) политические роли 8) политическое участие 9) ресурсы

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A Б В Г Д Е

Вла́сть — возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. ИЛИ Власть — возможность управлять людьми и навязывать им свою волю. 

Признаки власти:

Власть – общественное явление

Власть – компонент общества на всех этапах его развития

Может осуществляться только в рамках общественных отношений, между людьми

Властные отношения всегда двусторонние: есть, кто подчиняется и кто руководит

Власть всегда базируется на силе ( физической, силе интеллекта, авторитета, на силе закона и т.д.)

Источники власти ( то, что даёт власти силу, возможность властвовать над другими): авторитет — влияние, которое человек, группа людей, организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств); сила; закон; богатство; харизма ( от лат. дар- исключительная одарённость, привлекательность)

Виды власти с точки зрения ее социального уровня

  • власть в масштабе всего общества;

  • власть внутри того или иного коллектива ;

  • власть в отношении между двумя индивидами.

Виды власти  по степени воздействия: демократическая; недемократическая

Виды власти по сферам общественной жизни: духовная, социальная, экономическая, политическая, информационная, семейно-бытовая, религиозная и другие

Компоненты власти

Субъект власти

Те, в чьих руках находится власть

Человек, сообщество, организация, народ, мировая общность, которая объединена в ООН

Объект власти

Те, на кого направлена власть

Человек, социальная группа, класс и т. д.

Ресурсы

Средства, с помощью которых реализуют власть

Экономические: деньги, природные ресурсы, техника и т. д.

Социальные: образование, статус, должность, звание и т. д.

Культурно-информационные: наука, СМИ, знания, образовательные институты и т. д.

Принудительные: военные силы, оружие, полиция

Демографические: люди, которые создают другие ресурсы Источник — Онлайн школа Skysmart: https://skysmart.ru/articles/obshestvoznanie/vlast-v-obshhestvoznanie

Признаки государственной власти: Публична, т. е. выступает от имени общества; Суверенна, т. е. возглавляет власть внутри страны и не зависит от отношений с другими государствами; Ограничена территорией государства

Политическая власть и государственная власть

Государственная власть

Политическая власть

Государственная власть формализована, легализована, закреплена в правовой форме, реализуется специальным государственным аппаратом, выполняет арбитражную роль в обществе. Это один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны.

Политическая власть — опирается на группы давления, политические партии, представительство в органах государства, использует общественное мнение. Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.

Политическая власть  — способность определённой  социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов.

Политическая же власть является особенным видом власти, наиболее сложным и опасным из всех других видов, которую отличают следующие черты (признаки политической власти): 

1) Масштабность — политика даёт возможность влиять на судьбы жителей целой страны и даже мира. Представьте, что было бы, если Адольф Гитлер не стал бы руководителем Германии, а был всего лишь хозяином какой-нибудь небольшой австрийской фирмы? Какие бы это имело последствия для человечества?

2) Конкурентность и конфликтность — за обладание правом распоряжаться целой страной борются многочисленные силы, которые в азарте борьбы не стесняют себя никакими нравственными ограничениями.

3) Право использовать силу в пределах страны или в пределах определенной территории.

4) Осуществление государственной власти требует существования огромного государственного механизма, предполагающего наличие специальных организаций, особых типов отношений, символов, ценностей, идей, которые в совокупности образуют политическую систему общества. 

5) Действует на основе права от имени всего общества.

Принципы устойчивости власти:

  • легитимность ( поддерживается основной частью населения)

  • легальность ( законность)

  • результативность

Какой должна быть политическая власть сегодня?

Современное общество держит политическую власть в рамках. Чтобы соответствовать времени и нуждам народа, она должна быть: ограничена, т. е. разделена на исполнительную, судебную и законодательную; легитимна, т. е. оправдана с общественно-моральной точки зрения и признана людьми; регламентирована, т. е. ее должен контролировать закон; институциональна, т. е. связана с общественными институтами.

Классификации власти

Основа классификации

Виды власти

Степень институциализации

Правительственная; городская; школьная и др.

Субъект власти

Классовая; партийная; народная; президентская; парламентская

Режим правления

Демократическая; авторитарная; деспотическая и др.

Правовой признак

Законная — незаконная; легальная — нелегальная

Количество индивидов, принимающих ключевые решения

Коллективная (общественная, классовая, групповая); личная (единоличная)

Сферы воздействия

Экономическая; политическая; информационная; идеологическая; духовная и др.

Признаки политической власти:

  • Распространяется на всё общество, на всех проживающих на территории данного государства

  • Только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны

  • Характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений

  • Имеет возможность использовать самые разнообразные средства (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные)

  • Действует на основе права от имени всего общества

Политическая власть имеет важное значение для нормальной жизнедеятельности общества и государства и выполняет ряд функций:

  • Организационно-координирующая (формирование политической системы общества в целом, создание органов государственного аппарата и координация их деятельности).

  • Управленческая (управление делами общества, принятие государственных решений).

  • Контрольная (прослеживание результатов управленческих решений).

  • Коммуникативная (формирование и укрепление отношений общества и государства).

  • Стабилизирующая (мирное разрешение конфликтов, поддержание общественного порядка и стабильности).

Государственная власть — это один из видов власти в обществе, где субъект — это государство в лице его федеральных органов, а объект — население.

Признаки государственной власти:

Публична, т. е. выступает от имени общества

Суверенна, т. е. возглавляет власть внутри страны и не зависит от отношений с другими государствами

Ограничена территорией государства

Государственная власть делится на ветви, каждая из которых отвечает за свою функцию: исполнительная — контролирует государственные дела; судебная — охраняет порядок в обществе и закон; законодательная — создает законы с учетом интересов народа.

Самым главным институтом политической сферы жизнедеятельности общества является государство.  

Государство:

  • в широком смысле – страна и политически организованный народ, проживающий на данной территории.

  • В узком смысле – система органов управления, имеющая высшую политическую власть в стране.

Признаки государства:

  • наличие и единство территории;

  • публичная (государственная) власть – распространяется на всё население страны, имеет систему органов и учреждений, составляющих государственный аппарат управления;

  • суверенитет – независимость как внутри страны, так и от других государств ;

  • сбор налогов – государство устанавливает специальные сборы (налоги, пошлины) и обеспечивает их поступление в госбюджет.

  • законодательная деятельность, существование системы правагосударство обладает исключительным правом издавать общеобязательные нормы страны – законы;

Функции государства:

1. Внутренние:

  • политическая — реализация власти, обеспечение единства общества;

  • экономическая — осуществление мер государственного регулиро­вания экономики;

  • социальная — развитие образования, здравоохранения, культуры, социальная поддержка незащищенных слоев;

  • идеологическая — формирование общегражданских, патриотиче­ских ценностей.

2. Внешние:

  • защита интересов общества на международной арене;

  • оборона страны, обеспечение национальной безопасности;

  • взаимовыгодное сотрудничество (экономическое, политическое, культурное, научно-техническое, в сфере охраны окружающей среды);

  • участие в решении глобальных проблем;

  • участие в миротворческих акциях;

  • защита граждан, находящихся за пределами страны.

Формы государства классифицируются по трем характеристикам:

  • 1. Форма правления

  • 2. Форма государственного (территориального) устройства

  • 3. Политический режим

Различаются следующие формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация.

Форма государственно-территориального устройства – отношение между центральными и местными органами власти, распределение власти по территории.

Унитарное государство – это единое государство, не имеющее в своем составе государственных образований; форма государственного устройства, при которой территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью.

Для унитарного государства характерны следующие признаки:

  • Действует единая конституция

  • Единая правовая система

  • Единая система высших органов государственной власти и управления

  • Единое гражданство

  • Единая судебная система

  • Руководство вооруженными силами осуществляется центральными органами государственной власти

Федерация – это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью; это государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования.

Для федерации характерны следующие признаки:

  • территория состоит из территорий субъектов федераций и федеральных территорий;

  • двухуровневая система органов государственной власти (федеральные и органы субъектов федерации) и такая же система законодательства;

  • суверенитет принадлежит федерации в целом;

  • субъекты федерации не обладают правом выхода из федерации;

  • верховенство союзной конституции и общефедерального законодательства;

Конфедерация – это союз самостоятельных независимых государств для осуществления совместных конкретных целей.

Для конфедерации характерны следующие признаки:

  • Все решения в конфедерации принимаются на основании договоренности и вступают в силу после утверждения центральными органами власти каждого из государств

  • В конфедерации отсутствует единая налоговая и правовая системы.

  • Конфедеративный договор можно расторгнуть по желанию одной из сторон.

Линии

сравнения

Унитарное                 государство

Федерация

Конфедерация

1. Сущность формы государственно- территориального устройства

Единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство.

Объединение нескольких территориальных единиц в одно государство.

Объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств, свою валюту, гражданство, национальные армии.

2. Конститутивные (определяющие) решения

Принимаются высшими органами власти.

Принимаются высшими союзными органами; в сфере совместного ведения с участием субъектов федерации.

Принимаются высшими органами власти государств-участников.

3. Территория

Единая, границы административно-территориальных единиц устанавливаются и изменяются центром.

Образуют территорию субъектов, внутренние границы изменяются только с согласия субъектов в установленном конституцией порядке.

Отсутствие единой территории.

4. Политическая самостоятельность

Административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью.

Субъекты обладают определенной политической самостоятельностью.

Государства-участники сохраняют полную политическую самостоятельность.

5. Конституция

Единая.

Союза и субъектов, верховенство конституции союза.

Государств-участников.

6. Гражданство

Единое.

Союзное и субъектов.

Государств-участников.

7. Правовая и судебная системы

Единая.

Верховенство союзного законодательства, право субъектов в сфере своей компетенции принимать законодательные акты.

Отсутствие единой правовой и судебной систем.

8. Международная деятельность

В полном объеме: открытие посольств и представительств за рубежом, заключение межгосударственных договоров, участие в международных организациях.

Субъекты могут иметь представительства за рубежом, участвовать в международных организациях, иметь научные и культурные обмены.

Государства-участники осуществляют международную деятельность.

9. Право расторжения договора

Субъекты лишены права расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации.

Может быть расторгнут государствами-участниками и в одностороннем порядке.

10. Современные государства (несколько примеров)

Великобритания, Дания, Испания, Италия, Швеция, Япония.

Австралия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Россия, США, Швейцария.

Признаками конфедерации обладают Содружество Независимых Государств (СНГ), Европейский союз (ЕС).

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВО

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Политическая система общества – это система связей и отношений государственных и негосударственных институтов, которые участвуют в политической жизни страны, чтобы приобрести политическое влияние, осуществлять власть, управлять делам общества и регулировать взаимоотношения между классами, социальными группами нациями или государствами.

Политическая система обществаэто сложная разветвлённая совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, реализуемых через политическую власть.

Основные элементы политической системы:

  1. Институциональная подсистема — политические организации: партии и общественно-политические движения (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации, клубы по интересам), в особую структуру выделяется государство.

  2. Коммуникативная подсистема — совокупность отношений и форм взаимодействия между классами, социальными группами, нациями и индивидами.

  3. Нормативная подсистема — нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества: правовые нормы (конституции и законы, относятся к писаным нормам), этико-моральные нормы (неписанные представления о добре и зле, правде и справедливости).

  4. Культурно-идеологическая подсистема — совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств; 2 уровня — теоретический (политическая идеология: взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории) и практический (политическая психология: чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции).

  5. Функциональная подсистема охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.

  6. Функции политической системы:

  7. определение целей, задач и путей развития общества;

  8. организация деятельности общества;

  9. распределение духовных и материальных ресурсов;

  10. согласование разных политических интересов;

  11. пропаганда различных норм поведения;

  12. приобщение людей к политической жизни;

  13. контроль за выполнением решений и соблюдением норм.

Политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Демократический

— народ – единственный источник власти;

— выборность органов власти путем всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;

— разделение властей;

— наличие правового государства и гражданского общества;

— независимые СМИ;

— широкие и гарантированные права и свободы;

— многопартийность;

Авторитарный

— господство одной политической партии или группы, оппозиция ограничена жесткими рамками;

— доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений;

— опора власти на административный, полицейский аппарат;

— права и свободы существенно ограничены;

— отказ от тотального контроля над обществом;

Тоталитарный

— господство одной политической партии или группы, оппозиция запрещена;

— полный (тотальный) контроль государством всех сторон частной и общественной жизни;

— единственная официальная идеология;

— права и свободы лишь декларируются;

— карательные органы пронизывают все сферы государства;

Формы демократии:

— прямая, когда граждане непосредственно инициируют, принимают и исполняют решения. Примеры прямой демократии: сход жителей села или города, референдум, выборы, обращения в органы государственной власти и др.

— представительная, когда граждане опосредованно участвуют в решении государственных вопросов, через избранных представителей. Примеры представительной демократии: принятие законов или государственного бюджета парламентом, выдвижение народом своих представителей в кандидаты на должности государственной власти или МСУ, формирование состава правительства парламентом и др.

Плебисцитарная демократия (мандатная, партийная, теория плебисцитарной демократии) — модель демократии, в которой при непосредственном волеизъявлении народа, его политическое влияние на власть ограничивается схемой «одобрить или отвергнуть».

Власть — возможность и способность осуществлять свою волю , воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Признаки власти:

  • Власть – общественное явление
  • Власть – компонент общества на всех этапах его развития
  • Может осуществляться только в рамках общественных отношений, между людьми
  • Властные отношения всегда двусторонние: есть, кто подчиняется и кто руководит
  • Власть всегда базируется на силе ( физической, силе интеллекта, авторитета, на силе закона и т.д.)

Источники власти ( то, что даёт власти силу, возможность властвовать над другими):

  • авторитет — влияние, которое человек, группа людей, организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств)
  • сила
  • закон
  • богатство
  • харизма ( от лат. дар- исключительная одарённость, привлекательность)

Виды власти с точки зрения ее социального уровня

  • власть в масштабе всего общества;
  • власть внутри того или иного коллектива ;
  • власть в отношении между двумя индивидами.

Виды власти  по степени воздействия:

  • демократическая
  • недемократическая

Виды власти по сферам общественной жизни:

  • духовная
  • социальная
  • экономическая
  • политическая
  • информационная
  • семейно-бытовая
  • религиозная и другие

Методы власти:

  • демократические и авторитарные
  • честные и нечестные( насилие, месть, обман, провокация, вымогательство и т.д.)

Элементы власти:

Субъекты власти: государство, парламент, политический лидер, партия.

Объекты власти: человек, масса, социальный слой, группа, народ в целом.

Ресурсы власти – то, что властвующий субъект может использовать для подчинения объекта

Источники (или ресурсы) власти — реальные и потенциальные средства, которые используются для укрепления власти. Широко распространена классификация ресурсов власти на экономические, социальные, культурно-информационные и силовые.

к экономическим ресурсам относят материальные ценности в самом широком смысле.

к социальным — систему различных привилегий и льгот, престижные и высокооплачиваемые должности и т. д.

к культурно-информационным — знания и информацию.

к силовым — институты физического принуждения (армия, полиция и т. п.).

Функции власти:

  • господство
  • координация
  • руководство политическими процессами
  • управление делами общества и государства
  • организация политической жизни и политических отношений
  • Контроль

Специфической разновидностью является политическая власть  — способность определённой  социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов.

 В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства.

Политическая власть обычно разделяется на:

  • государственную — осуществляется государством в форме формальных законов, указов и пр. с санкциями за их неисполнение. Субъект этой власти — государство в лице официальных государственных органов власти;
  • общественную (партийную, профсоюзную, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение.

Функции политической власти: 

а) управление, руководство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.);

 б) формирование и оптимизация политической системы, приспособление ее институтов к целям, задачам и самой сути тех сил, которые пришли к власти;

в) организация политической жизни и политических отношений, создание определенного типа правления;

 г) обеспечение стабильности в стране.

Основные признаки политической власти:

  • Публичность — решения политической власти обязательны для всех людей и для всех видов власти
  • Всеобщность — политическая власть осуществляется на основании права от имени всех людей
  • Легальность использования силы — закрепленность в законах и Конституции использовать силу
  • Моноцентричность – у политической власти может быть только один центр принятия решений.
  • Институциональность – наличие специальных органов власти, политических институтов
  • Регламентированность – определённость властных полномочий традициями, законом

По широте распространения власти:

  • международные организации (мегауровень),
  • центральные органы государства (макроуровень),
  • региональ­ные организации (мезоуровень),
  • власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень).

Принципы устойчивости власти:

  • легитимность ( поддерживается основной частью населения)
  • легальность ( законность)
  • результативность

Типы легитимности:

  • Традиционная легитимность основана на традициях, вере в незыблемость и священность существующих порядков.
  • Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководите­ля, которого иногда даже обожествляют, создают культ его лич­ности.
  • Рационально-правовая (демократическая) легитимность основана законности её формирования, подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Линии сравнения

Традиционное господство

Легальное (рационально-правовое) господство

Харизматическое (от гр. charisme — милость, божий дар) господство

Правила (нормы), лежащие в основе господства

Патриархальные или сословные нормы

Рационально разработанные правила

Глава системы господства (тип «господина»)

Монарх или религиозный советник

Избранное должностное лицо или коллегиальный орган

Пророк, военачальник, демагог, лидер

Источник авторитета главы системы господства

Традиция или передача по наследству

Делегирование на основе принципа большинства

Эмоциональное доверие «свиты» к лидеру

Форма легитимности (от лат. legitimus — законный) системы господства

Вера в установленный порядок вещей

Целерациональная вера в корректность предписанной системы норм

Аффективная или эмоциональная вера в экстраординарные качества лидера и в его идеи

Доминирующий тип социального поведения

Традиционное

Инструментальное или целерациональное

Эмоциональное

Разделение властей предполагает деление власти на три ветви:

  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Система разделения властей — это неотъемлемый признак демократии.

Суть разделения властей       заключается в ограничении (предотвращении) абсолютизма власти монарха, президента, парламента и других политических институтов.

В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован в работах Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»). Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах Ш. Монтескье («О духе законов»).

Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.

Создается система сдержек и противовесов, которая не позволяет ни одной из ветвей власти узурпировать всю полноту власти в стране.

Суть разделения властей:

— все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции

-никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти

Разделение властей в РФ:

  • законодательная (Федеральное Собрание)- издаёт законы, представляя интересы граждан. Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя- Совет Федерации (состоит из двух представителей от каждого субъекта РФ и спец. Представителей государства); нижняя – Государственная Дума (состоит из 450 депутатов избранных народом)
  • исполнительная власть (Правительство) – управляет государственными  делами. Состоит из министров (финансов, иностранных дел, и т. д), во главе с премьер- министром (главой Правительства) и его заместителей (вице-премьеров).
  • судебная (Конституционный Суд, суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом)- следит за соблюдением законов.

Основные понятия: власть, политическая власть, разновидности политической власти, традиционное господство, легальное (рационально-правовое) господство, харизматическое господство, государственная власть.


Проблема власти, всегда являвшаяся ведущей темой многочисленных исследований, находилась в центре внимания политических лидеров, учёных, деятелей культуры. В современной теории политики существуют следующие подходы к решению вопроса о природе власти.

Наименование концепции

Её сущность

Классовая (марксистская)

Власть — организованное господство одного класса (экономически доминирующего) над другими классами общества

Элитарная

Власть исходит из разделения общества на элиту и массы и представляет собой отношение между господствующей элитой (меньшинством) и подчинёнными массами (большинством)

Структурно-организационная

Власть проистекает из универсальности иерархической структуры организации политической жизни, предполагающей отношения подчинения низших уровней высшим. Власть — это социальное сосредоточение командования

Поведенческая

Власть, стремление к ней — доминирующая черта человеческой психики и сознания

Обстоятельства, свидетельствующие о необходимости власти

Необходимость управления, осуществления общих целей при наличии многообразных интересов, ценностей, потребностей

Невозможность достижения полноты информационного обеспечения политико-управленческого решения без силового, принудительного воздействия, которое служит средством преодоления информационного дефицита

Власть — это:

Волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта власти

Способность одной стороны (индивида или группы) влиять на поведение другой стороны вне зависимости от того, готова ли эта последняя к сотрудничеству или нет

Механизм организации и регулирования совместной деятельности

Власть:

  • появляется одновременно с человеческим обществом, которое не может обойтись без неё, так как безвластие означает хаос, распад, бесцельность существования;
  • предполагает неравенство в отношениях между властвующими (субъектами власти) и подвластными (объектами власти). С этим связана возможность злоупотребления властью и использования её во вред подвластным.

Компоненты власти

Наименование компонента

Его сущность

Примеры

Субъект власти

Воплощает активное, направляющее начало

Человек; общность людей; организация; народ; мировое сообщество, объединённое в ООН

Объект власти

Выполняет функцию подчинения по отношению к субъекту власти

Индивид; социальная группа; класс и т. д.

Ресурсы власти

Использование различных методов и средств для осуществления власти

Экономические (деньги, техника, полезные ископаемые и т. д.); социальные (должность, престиж, образование и т. д.); культурно-информационные (знания, СМИ, институты науки и образования и т. д.), принудительные (силовые) (оружие, армия, полиция и т. д.); демографические (человек как ресурс, создающий другие ресурсы)

Классификации власти

Основа классификации

Виды власти

Степень институциализации

Правительственная; городская; школьная и др.

Субъект власти

Классовая; партийная; народная; президентская; парламентская

Режим правления

Демократическая; авторитарная; деспотическая и др.

Правовой признак

Законная — незаконная; легальная — нелегальная

Количество индивидов, принимающих ключевые решения

Коллективная (общественная, классовая, групповая); личная (единоличная)

Сферы воздействия

Экономическая; политическая; информационная; идеологическая; духовная и др.

Одной из важнейших в жизнедеятельности человеческого общества является политическая власть.

Политическая власть (от гр. politike — искусство управления государством, от polis — город-государство) — право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.

Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих её от других видов власти.

Признаки политической власти:

  • Распространяется на всё общество, на всех проживающих на территории данного государства
  • Только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны
  • Характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений
  • Имеет возможность использовать самые разнообразные средства (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные)
  • Действует на основе права от имени всего общества

Классификации политической власти

  1. По своему предназначению: законодательная; исполнительная; судебная.
  2. По месту в структуре власти: центральная; региональная; местная.
  3. По основному субъекту: монархическая; республиканская.
  4. По типам (системам) политического господства (создана немецким социологом, философом и историком М. Вебером.):

Линии сравнения

Традиционное господство

Легальное (рационально-правовое) господство

Харизматическое (от гр. charisme — милость, божий дар) господство

Правила (нормы), лежащие в основе господства

Патриархальные или сословные нормы

Рационально разработанные правила

Глава системы господства (тип «господина»)

Монарх или религиозный советник

Избранное должностное лицо или коллегиальный орган

Пророк, военачальник, демагог, лидер

Источник авторитета главы системы господства

Традиция или передача по наследству

Делегирование на основе принципа большинства

Эмоциональное доверие «свиты» к лидеру

Форма легитимности (от лат. legitimus — законный) системы господства

Вера в установленный порядок вещей

Целерациональная вера в корректность предписанной системы норм

Аффективная или эмоциональная вера в экстраординарные качества лидера и в его идеи

Доминирующий тип социального поведения

Традиционное

Инструментальное или целерациональное

Эмоциональное

Эти три идеальных типа господства практически нигде не представлены в абсолютном виде. Можно привести примеры каждого из них, однако любая политическая система включает элементы всех трёх типов.

Основные функции политической власти

Формирование политической системы общества, организация его политической жизни, политических отношений, которые включают отношения между государством и обществом, общественными институтами, классами

Управление делами общества и государства на разных уровнях; руководство органами власти и политическими и неполитическими процессами; контроль политических и иных отношений

Создание определённой, характерной для того иного общества формы правления, типа политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества

Политическая власть в современном мире должна быть:

  • ограничена, т. е. разделена на законодательную, исполнительную и судебную;
  • регламентирована, т. е. определена рамками закона и находится под общественным контролем;
  • институциональна, т. е. имеет организационное выражение;
  • легитимна, т. е. обладает общественно-моральным оправданием и признанием.

Большое значение для политической власти имеет проблема её устойчивости.

Основные принципы устойчивости политической власти

Легитимность власти

Результативность власти

Процедура общественного признания власти, политических решений, лидеров, партий, организаций и движений

Степень выполнения властью тех функций и ожиданий, которые возлагает на неё население

Признаки:

  • Положительная оценка власти, признание права на управление, согласие на подчинение
  • Признание власти гражданским обществом
  • Признание власти мировым сообществом

Признаки:

  • Успешная экономическая политика
  • Устойчивый рост благосостояния основной части населения
  • Укрепление общественного порядка
  • Авторитет на международной арене

Важнейшей составляющей политической власти является государственная власть.

Государственная власть — один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях).

Признаки государственной власти

Носит публичный (от лат. publicus — общественный) характер т. е. выступает от имени общества

Носит суверенный (от фр. souverainete — верховная власть) характер, т. е. верховенство власти внутри страны и независимость в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами

Ограничена территорией — базовое условие существования государства

Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.

Одна из самых распространённых классификаций государственной власти — её деление на законодательную, исполнительную и судебную. Эта типология основана на теории разделения властей.

Цель разделения властей

предотвратить возвышение оной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе; предусмотреть систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении

Теория разделения властей

(Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Гамильтон, Д. Мэдисон)

Основные положения:

  • Законодательная, исполнительная, судебная власти предоставляются различным людям и органам согласно конституции
  • Все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой
  • Никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти
  • Судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности

Разделение властей и их основные функции

Законодательная (парламент)

Исполнительная (правительство)

Судебная (судьи всех уровней)

Представляет интересы граждан, издаёт законы

Управляет государственными делами

Сохраняет законность и порядок

Взаимодействие

Таким образом, разделение властей представляет определённые гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Однако этот принцип нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Компонентами структуры любой деятельности являются средства мотивы эмоции егэ
  • Компонент лелеять шедевр одичать заниматься перекликаться егэ
  • Композиция экзамен омгту
  • Композиция экзамен графический дизайн
  • Композиция экзамен в художественную школу пример

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии