Система физического воспитания в дошкольных учреждениях: цели, задачи, средства
Физическое воспитание как система мероприятий, направленных на развитие растущего организма ребенка, его функций, является приоритетной для всей воспитательной работы с детьми в ДОУ. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам. Одним из направлений совершенствования системы физического воспитания детей является включение физической культуры в специально организованный педагогический процесс, который должен осуществляться грамотными специалистами — руководителями по физическому воспитанию.
Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни. Организованные физкультурные занятия (как в детских садах, так и семье), свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.п., улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ; повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.
Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно. В процессе физического воспитания осуществляются следующие задачи [8; c.11].
Оздоровительные задачи.
1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.) и инфекционным болезням (ангина, корь, краснуха, грипп и др.).
2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности). Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двигательную активность ребенка. Для гармоничного развития всех основных мышечных групп необходимо предусматривать упражнения на обе стороны тела, упражнять те группы мышц, которые в меньшей мере тренируются в повседневной жизни, упражнять слабые группы мышц. Необходимо также с ранних лет создавать у ребенка представление о правильной осанке. Действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобных положениях) — являются физические упражнения.
3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизации пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т.д. Физическая культура, придавая естественному процессу становления форм и функций растущего организма оптимальный характер, создавая благоприятные для этого условия, содействует тем самым нормальному функционированию всех систем детского организма.
4. Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости). В дошкольном возрасте процесс воспитания физических способностей не должен являться специально направленным по отношению к каждому из них. Наоборот, на основе принципа гармонического развития следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспечивалось комплексное воспитание всех физических способностей.
Образовательные задачи.
1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков. В дошкольном возрасте вследствие высокой пластичности нервной системы довольно легко и быстро усваивают новые формы движений. Формирование двигательных умений осуществляется параллельно с физическим развитием.
2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой. Детский возраст является наиболее благоприятным для формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий. Прежде всего необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность. Постоянная оценка выполненных заданий, внимание и поощрение будут способствовать выработке положительной мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями. В процессе занятий необходимо сообщать детям элементарные физкультурные знания, развивая их интеллектуальные способности, что позволит расширить их познавательные возможности и умственный кругозор.
Воспитательные задачи.
1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).
2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.
Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому и решаться должны в обязательном единстве, в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развития.
Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие.
Физическое воспитание благоприятствует и осуществлению эстетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следует развивать способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений. Дети также овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения (устройство ямы с песком для прыжков в длину, заливка катка и т.д.).
Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и другие методы. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека.
Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания. Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, занятие физическими упражнениями лучше содействует развитию костной и мышечной системы. Чистота помещений, физкультурного инвентаря, игрушек, одежды, обуви служат профилактикой заболеваний. Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Соблюдение твердого режима дня приучает к организованности, дисциплинированности и т.д.
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливает положительное влияние физических упражнений на организм, и повышают работоспособность человека. В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечных излучениях или в воде (плавание) возникает положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается обмен веществ и т.д.). Кроме того, естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи, механического воздействия на тело человека. Воздух с лесов, садов, парков, содержащий особые вещества фитонциды, способствуют уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм человека. Солнечные лучи способствуют отложению витамина Д под кожей, убивает различные микробы и охраняет человека от заболевания рахитом. Для разностороннего влияния на организм следует принимать, целесообразно сочетая, все естественные силы природы [25; c.68].
Следовательно, можно полагать, что физические упражнения используются для решения задач физического воспитания, т.е. значительно повысят уровень и темп развития детей.
1.1 Организация
условий физического воспитания детей
дошкольного возраста
Физическое
воспитание в дошкольных учреждениях –
это единство цели, задач, средств, форм
и методов работы, направленных на
укрепление здоровья и всестороннее
физическое развитие детей. Она одновременно
является подсистемой, частью
общегосударственной системы физического
воспитания, которая помимо указанных
компонентов включает так же учреждения
и организации, осуществляющие и
контролирующие физическое воспитание.
Каждое учреждение в зависимости от его
специфики имеет свои конкретные
направления в работе, отвечающие в целом
государственным и общенародным интересам
[34, c. 98].
Целью физического
воспитания является формирование у
детей основ здорового образа жизни.
В процессе
физического воспитания осуществляются
оздоровительные, образовательные и
воспитательные задачи.
Среди
оздоровительных задач особое место
занимает охрана жизни и укрепление
здоровья детей, и всестороннее физическое
развитие, совершенствование функций
организма, повышение активности и общей
работоспособности.
Учитывая
специфику возраста, оздоровительные
задачи определяются в более конкретной
форме: помогать формированию изгиба
позвоночника, развитию сводов стопы,
укреплению связочно-суставного аппарата;
способствовать развитию всех групп
мышц, в особенности мышц-разгибателей;
правильному соотношению частей тела;
совершенствованию деятельности
сердечно-сосудистой и дыхательной
системы.
Кроме того,
важно повышать общую работоспособность
у детей учитывая особенности развития
детского организма, задачи определяются
в более конкретной форме: помогать
правильному и своевременному окостенению,
формированию изгибов позвоночника,
способствовать правильному развитию
терморегуляции. Совершенствовать
деятельность центральной нервной
системы: способствовать уравновешенности
процессов возбуждения и торможения, их
подвижности, а также совершенствованию
двигательного анализатора, органов
чувств [17, c. 92].
Образовательные
задачи предусматривают формирование
у детей двигательных умений и навыков,
развитие физических качеств; роли
физических упражнений в его
жизнедеятельности, способах укрепления
собственного здоровья. Благодаря
пластичности нервной системы у детей
двигательные навыки формируются
сравнительно легко. Большинство их
(ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах,
катание на велосипеде и др.) дети
используют в повседневной жизни как
средство передвижения. Двигательные
навыки облегчают связь с окружающей
средой и способствуют ее познанию:
ребенок, ползая сам, приближается к тем
предметам, которые его интересуют, и
знакомится с ними. Правильное выполнение
физических упражнений эффективно влияет
на развитие мышц, связок, суставов,
костной системы. Двигательные навыки,
сформированные у детей дошкольного
возраста, составляют фундамент для их
дальнейшего совершенствования в школе
и позволяют в дальнейшем достигать
высоких результатов в спорте. В процессе
формирования двигательных навыков у
детей вырабатывается способность легко
овладевать более сложными движениями
и различными видами деятельности,
включающими эти движения (трудовые
операции). Объем двигательных навыков
по возрастным данным находится в
программе. У дошкольников необходимо
сформировать навыки выполнения строевых,
обще развивающих упражнений, основных
движений, спортивных упражнений. Кроме
того, следует научить детей играть в
спортивные игры (городки, настольный
теннис) и выполнять элементы спортивных
игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.). В
этом возрасте приобретает важное
значение привитие первоначальных
навыков личной и общественной гигиены
(мытье рук, забота о костюме, обуви и
т.д.). Полученные знания позволяют детям
заниматься физическими упражнениями
более осознанно и более полноценно,
самостоятельно использовать средства
физического воспитания в детском саду
и семье.
Воспитательные
задачи направлены на разностороннее
развитие детей (умственное, нравственное,
эстетическое, трудовое), формирование
у них интереса и потребности к
систематическим занятиям физическими
упражнениями. Система физического
воспитания в дошкольных учреждениях
строится с учетом возрастных и
психологических особенностей детей.
Первые семь
лет жизни ребенка характеризуются
интенсивным развитием всех органов и
систем. Ребенок рождается с определенными
унаследованными биологическими
свойствами, в том числе и типологическими
особенностями основных нервных процессов
(сила, уравновешенность и подвижность).
Но эти особенности составляют лишь
основу для дальнейшего физического и
психического развития, а определяющим
фактором с первых месяцев жизни является
окружающая среда и воспитание ребенка.
Поэтому очень важно создать такие
условия и так организовать воспитание,
чтобы было обеспечено бодрое, положительно
эмоциональное состояние ребенка,
полноценное физическое и психическое
развитие [2, c. 54].
Физическое
воспитание благоприятствует осуществлению
эстетического воспитания. В процессе
выполнения физических упражнений
следует развивать способность
воспринимать, испытывать эстетическое
удовольствие, понимать и правильно
оценивать красоту, изящество,
выразительность движений. Дети также
овладевают трудовыми навыками, связанными
с оборудованием помещения (устройство
ямы с песком для прыжков в длину, заливка
катка и т.д.).
Поскольку
целью физического воспитания является
формирование у детей навыков здорового
образа жизни, то для решения задач
физического воспитания детей дошкольного
возраста используются: гигиенические
факторы, естественные силы природы,
физические упражнения и др. Полноценное
физическое воспитание достигается при
комплексном применении всех средств,
так как каждое из них по-разному влияет
на организм человека. Гигиенические
факторы (режим занятий, отдыха, питания,
сна и т.д.) составляет обязательное
условие для решения задач физического
воспитания.
Они повышают
эффективность воздействия физических
упражнений на организм занимающихся.
Например, занятие физическими упражнениями
лучше содействует развитию костной и
мышечной системы. Чистота помещений,
физкультурного инвентаря, игрушек,
одежды, обуви служат профилактикой
заболеваний. Гигиенические факторы
имеют и самостоятельное значение: они
способствуют нормальной работе всех
органов и систем. Например, регулярное
и доброкачественное питание положительно
влияет на деятельность органов пищеварения
и обеспечивает своевременную доставку
другим органам необходимыми питательными
веществами, а значит, содействует
нормальному росту и развитию ребенка.
Полноценный сон обеспечивает отдых и
повышает работоспособность нервной
системы. Правильное освещение предупреждает
возникновение заболевания глаз.
Соблюдение твердого режима дня приучает
к организованности, дисциплинированности
и т.д. Естественные силы природы (солнце,
воздух, вода) усиливает положительное
влияние физических упражнений на
организм, и повышают работоспособность
человека. В процессе занятий физическими
упражнениями на воздухе при солнечных
излучениях или в воде (плавание) возникает
положительные эмоции, повышаются
функциональные возможности отдельных
органов и систем организма (больше
потребляется кислорода, усиливается
обмен веществ и т.д.) [14, c. 32].
Естественные
силы природы могут использоваться и
как самостоятельное средство. Вода
применяется для очищения кожи,
механического воздействия на тело
человека. Воздух с лесов, садов, парков,
содержащий особые вещества финтоциды,
способствуют уничтожению микробов,
обогащает кровь кислородом, благотворно
влияет на организм человека. Солнечные
лучи способствуют отложению витамина
Д под кожей, убивает различные микробы
и охраняет человека от заболевания
РАХИТ. Для разностороннего влияния на
организм следует принимать все
естественные силы природы, целесообразно
сочетая их.
Физические
упражнения — основное специфическое
средство физического воспитания
оказывающего на человека разностороннее
воздействие. Они используются для
решения задач физического воспитания:
содействуют осуществлению умственного,
трудового, а также являются средством
лечения при многих заболеваниях [7, c.
87].
Движения,
физические упражнения считаются
специфическим средством физического
воспитания. Двигательная активность —
биологическая потребность организма,
от степени удовлетворения которой
зависит здоровье детей, их физическое
и общее развитие.
Правильное
физическое воспитание детей — одна из
ведущих задач дошкольных учреждений.
Хорошее здоровье, полученное в дошкольном
возрасте, является фундаментом общего
развития человека.
Ни в какой
другой период жизни физическое воспитание
не связано так тесно с общим воспитанием,
как в первые шесть лет. В период дошкольного
детства у ребенка закладываются основы
здоровья, долголетия всесторонней
двигательной подготовленности и
гармонического физического развития.
Болезненный, отстающий в физическом
развитии ребенок быстрее утомляется,
у него неустойчивое внимание, память.
Эта общая слабость вызывает и самые
различные расстройства в деятельности
организма, не только ведет к понижению
способности, но и расшатывает волю
ребенка. Недаром выдающийся педагог
В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от
здоровья, жизнерадостности детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность в знаниях,
вера в свои силы. Поэтому крайне важно
организовывать занятия физической
культурой именно в детстве, что позволит
организму накопить силы и обеспечить
в дальнейшем всестороннее гармоническое
развитие личности. В настоящее время в
ряде детских учреждений работа по
физическому воспитанию ведут организаторы
физической подготовки. Но в большинстве
дошкольных учреждений проведением
занятий по физической культуре по-прежнему
занимаются воспитатели.
Теория
физического воспитания детей дошкольного
возраста, имея единое содержание и
предмет изучения с общей теорией
физического воспитания, вместе с тем
специально изучает закономерности
управления развитием ребенка в процессе
его воспитания и обучения.
Теория
физического воспитания детей дошкольного
возраста учитывает возможности
работоспособности организма, возникающие
интересы и потребности, формы
наглядно-действенного, наглядно-образного
и логического мышления, своеобразии
преобладающего вида деятельности, в
связи с развитием которой происходят
главнейшие изменения в психике ребенка
и подготавливается переход ребенка к
новой высшей ступени его развития. В
соответствии с этим теория физического
воспитания детей разрабатывает содержания
всех форм организации физического
воспитания и оптимальной педагогические
условия его реализации [19, c. 43].
Познавая и
учитывая закономерности потенциальных
возможностей ребенка каждого возрастного
периода, теория физического воспитания
предусматривает требования научно
обоснованной программы всего
воспитательно-образовательного комплекса
физического воспитания (двигательные
умения и навыки, физические качества,
некоторые элементарные знания), усвоение
которой обеспечивает детям необходимый
уровень физической подготовленности
для поступления в школу.
Вместе с тем
предусматривается соблюдение строгой
последовательности при усвоении детьми
программы с учетом возрастных особенностей
и возможности ребенка каждого периода
его жизни, состояния нервной системы и
всего организма в целом.
Превышения
требований, ускорение темпа обучения
детей, минуя промежуточные звенья
программы, следует считать недопустимым,
так как это вызывает непосильное
напряжение организма, наносящие вред
здоровью и нервно-психическому развитию
детей. По этому поводу академик
А.В.Запорожец предупреждает об опасной
позиции сторонников так называемой
искусственной акселерации, стремящихся
неразумно использовать возможности
маленького ребенка и путем сверхраннего,
максимально форсированного обучения
доводить его как можно быстрее до высоких
ступеней физического и духовного
развития. Физическое воспитание в то
же время комплексно решает задачи
умственного, нравственного, эстетического
и трудового воспитания. Во всех формах
организации физического воспитания
детей (занятия, подвижные игры,
самостоятельная двигательная активность
и так далее) внимание воспитателя
направляется на воспитание мыслящего,
сознательно действующего в меру своих
возрастных возможностей ребенка, успешно
овладевающего двигательными навыками,
умеющего ориентироваться в окружающем,
активно преодолевать встречающееся
трудности, проявляющего стремление к
творческим поискам. Теория физического
воспитания детей дошкольного возраста
непрерывно развивается и обогащается
новыми знаниями, получаемыми в результате
исследований, охватывающих многообразные
стороны воспитания ребенка. Данные
исследований, проверенные в массовой
практике детских учреждений, вводятся
в программы, учебные пособия, учебники
и в практическую работу с детьми,
содействуя прогрессу всего
воспитательно-образовательного процесса.
Таким образом, теория физического
воспитания детей дошкольного возраста
содействует совершенствованию всей
системы физического воспитания.
Таким образом,
можно выделить следующие условия и
факторы успешной организации физического
воспитания детей [24, c. 21]:
1. Уметь
анализировать и оценивать степень
физического здоровья и двигательного
развития детей.
2. Формулировать
задачи физического воспитания на
определенный период (на пример, на
учебный год) и определять первостепенные
из них с учетом особенностей каждого
из детей.
3. Организовать
процесс воспитания в определенной
системе, выбирая наиболее целесообразные
средства, формы и методы работы в
конкретных условиях.
4. Проектировать
желаемый уровень конечного результата,
предвидя трудности на пути к достижению
целей.
5. Сравнивать
достигнутые результаты с исходными
данными и поставленными задачами.
6. Владеть
самооценкой профессионального мастерства,
постоянно совершенствуя его.
Установлена
прямая зависимость между уровнем
двигательной активности детей и их
словарным запасом, развитием речи,
мышлением. Под действием физических
упражнений двигательная активность в
организме возрастает синтез биологически
активных соединений, которые улучшают
сон, благоприятно влияют на настроение
детей, повышают их умственную и физическую
работоспособность [16, c. 32].
1.2 Проблемы
физического воспитания и развития детей
дошкольного возраста
Необходимость
рассмотрения проблемы физического
воспитания и развития детей дошкольного
возраста вызвана низким уровнем общего
функционального состояния их организма
невысокой эффективностью организации
их физического воспитания. В качестве
первостепенной задачи определяется
разработка концепции преобразования
национальной системы физического
воспитания детей, которая способствовала
бы координации усилий вузов, учреждений
и ведущих специалистов в этой области.
Накопленный определенный опыт в рамках
реализации данной проблемы высветил
три вопроса, требующих их первоочередного
решения. Это:
1) изучение
особенностей физического развития
детей в дошкольный период их жизни;
2) разработка
средств, методов и способов организации
воспитания для обеспечения оптимальных
условий жизнедеятельности детей в
федеральных, муниципальных, региональных
дошкольных учреждениях;
3) обоснование
путей решения проблем физической
культуры детей дошкольного возраста.
Особенности
возрастного развития детей-дошкольников
обусловлены следующими факторами [43,
c. 87]:
— формированием
у человека «схемы тела», которое
протекает с 2 до 5 лет;
— возрастным
диморфизмом;
— слабой
выраженностью полового диморфизма
физического развития детей и началом
формирования психических различий в
поведении мальчиков и девочек.
По данным НИИ
гигиены и профилактики заболеваний
детей, подростков и молодежи, за последние
десятилетия состояние здоровья
дошкольников резко ухудшилось: снизилось
количество детей 1-й группы здоровья (с
23,2 до 15,1%) и увеличилось — детей 2-й группы,
имеющих различные отклонения в состоянии
здоровья (с 60,9 до 67,6%) и 3-й группы — c
хроническими заболеваниями (с 15,9 до
17,3%). Вызывает тревогу тот факт, что к
моменту поступления в школу отмечается
тенденция роста хронической заболеваемости
у детей.
Одним из
важнейших признаков здоровья является
физическое развитие ребенка. За последние
20 лет отмечается рост количества
функциональных отклонений у одного
ребенка с возрастом: в 4-летнем возрасте
преобладающее большинство детей имеет
1-3 отклонения со стороны различных
функциональных систем (сердечно-сосудистой,
желудочно-кишечной, нервной и др.); к 6
годам их число почти у 50% детей возрастает
до 4-5.
Одна из важнейших
задач воспитания — поиск необходимого
времени для обеспечения физического
развития, укрепления здоровья средствами
и методами физической культуры. Что
можно предложить в качестве механизма
решения этой проблемы? Таким механизмом
может быть интеграция различных видов
учебной деятельности в структуре учебных
программ детских садов. Примером может
служить осуществленное М.А. Правдовым
объединение физкультурных занятий с
освоением алфавита в старших группах
детского сада № 92 г. Шуи Ивановской
области; освоение иностранного
(английского) языка на уроках физической
культуры в начальных классах по программе,
предложенной С.В. Меньковой. Результаты
этих исследований позволили: увеличить
в два раза время освоения алфавита и
выполнение физических упражнений;
интегрировать познавательную и
двигательную активность, которая привела
к повышению эффективности решения
образовательных и оздоровительных
задач [5, c. 98].
Несмотря на
несомненную пользу интеграции различных
видов учебной деятельности детей,
решение этой проблемы тормозится из-за
отсутствия специалистов, способных и
обучать, и обеспечивать физическое
развитие в одном лице. Следует отметить,
что особое внимание обращается на
физкультурно-оздоровительную среду в
детском дошкольном учреждении.
Для обеспечения
эффективной работы по физическому
воспитанию в детском дошкольном
учреждении необходимы специально
оборудованные физкультурные залы и
площадки. В типовых проектах детских
садов и введенных в эксплуатацию зданиях
для дошкольников не учтены многие, очень
важные для благоприятной жизнедеятельности
особенности быстро растущего организма
малыша. В дошкольные годы наблюдается
значительный прирост скоростно-силовых
качеств, выносливости, гибкости и
ловкости, формируются многие двигательные
умения и навыки, но база (физкультурные
залы и места для самостоятельных занятий
физическими упражнениями), в которой
это происходит, выступает сдерживающим
фактором, не позволяющим в полной мере
обеспечить развитие психофизического
и морфофункционального потенциала,
заложенного в ребенке природой. Имеющиеся
помещения, отведенные в большинстве
детских садов как для музыкальных
занятий, так и для занятий физическими
упражнениями, отвечают требованиям
лишь детей до 3 лет. В связи с этим
необходим поиск эффективных путей
решения данной проблемы.
В идеале каждый
детский сад должен быть оснащен
физкультурными залами с соответствующими
приспособлениями для реализации
двигательных возможностей детей старшего
дошкольного возраста (6-7 лет). Очевидно,
решение этого вопроса не может носить
только экстенсивный характер (расширение
площадей для занятий физическими
упражнениями). Интенсивный путь развития
в настоящее время наиболее приемлем
для бюджетной сферы образования. Однако
и он в нынешних экономических условиях
подходит далеко не для всех дошкольных
учреждений России. Поэтому задача
административно-хозяйственных и
педагогических коллективов ДОУ —
насыщение пространства физкультурного
зала недорогим, нестандартным,
многофункциональным оборудованием и
инвентарем, отвечающим гигиеническим,
анатомо-физиологическим, психическим,
эстетическим, эргономическим и другим
требованиям [45, c. 98].
Одним из
направлений решения этой проблемы
является создание простейших тренажеров,
тренажерных и тренировочных устройств.
Проведенные
экспериментальные исследования в
детских садах Ивановской области (г.
Шуя, ДОУ № 2 «Солнышко», № 6 «Радуга»,
№ 14 «Колокольчик»; г. Фурманов, ДОУ
№ 13; г. Кинешма, ДОУ № 4, № 10 и др.)
свидетельствуют об эффективности
внедренной в практику методики проведения
занятий с использованием искусственной
физкультурно-развивающей среды. В таких
залах, организованных как внутри
помещения детского сада (групповая
комната), так и на территории ДОУ (веранда,
переоборудованная под физкультурный
зал), располагаются тренажерные устройства
и различного рода спортивный инвентарь
и оборудование, в том числе стенка для
скалолазания в зале (10х4х2,5 м).
Особую роль в
занятиях физическими упражнениями
играет цветовое насыщение помещения,
в котором занимается ребенок. Цветовая
гамма зала и информационная среда
являются факторами, обуславливающими
взаимодействие внешней и внутренней
среды, обеспечивающими жизнедеятельность
и развитие ребенка. Запах, звук в
соответствии с темами занятий используются
для развития анализаторных систем и
ориентирования в пространстве. При этом
решаются такие частные задачи, как
формирование восприятия пространства
за пределами зала, «видение сквозь
стены», движение солнца и луны,
планирование занятий с учетом высоты
солнечного зенита и фаз луны (растущая
и убывающая).
Система
образования испытывает в настоящее
время значительные трудности в плане
распределения в строго ограниченных
временных рамках все больше возрастающего
объема учебного материала, рекомендуемого
для различных образовательно-воспитательных
учреждений [21, c. 98].
Одним из путей
решения данной проблемы является
накопленный более чем за 12 лет опыт
научно-исследовательской и методической
работы, проводимой на базе детских
дошкольных учреждений Ивановской
области (И.М. Козлов, М.А. Правдов).
Интеграция как основополагающий принцип
позволяет организовывать в дошкольных
учреждениях физкультурно-спортивную
базу, обеспечивающую эффективность
всего комплекса воспитательно-образовательных
мероприятий с детьми всех возрастных
групп. Разработанная физкультурно —
оздоровительная программа «Родничок»
показала эффективность ее внедрения в
практику. Особенность этой программы
— организация физкультурно — оздоровительной,
развивающей среды на основе активизации
сенсомоторной активности ребенка. На
физкультурных занятиях двигательная
активность сочетается с познавательной
деятельностью. Ориентировка в пространстве
зала осуществляется на основе знаков
и символов, которые сопровождают
оборудование, инвентарь и помещения
залов. Например, для проведения командного
эстафетного бега используются палочки
с буквенными и цифровыми символами,
делается разметка пола, стен, потолка,
которые служат ориентирами для построений
и перестроений. Это позволяет формировать
у детей представления в пространстве
за пределами детского сада.
Следует
учитывать также интересный опыт
организации научно-исследовательской
работы на базе Новокубанского филиала
АГУ под руководством к.п.н. Ю.Б. Никифорова.
В этом вузе решается весьма важный
вопрос по оценке календарного и
биологического возраста детей и
обоснования путей и форм физкультурной
работы. Оптимальной формой организации
обоснована и реализована организация
муниципального образовательного
учреждения. Администрация г. Новокубанска
для этих целей создала региональный
центр здоровья, образования и спорта
«Крепыш», обеспечивающий оптимальные
условия для индивидуального подхода
на основе учета возрастного диморфизма
[39, c. 23].
В настоящее
время с целью координации и концентрации
усилий по разработке проблемы физического
воспитания детей дошкольных учреждений
заключен договор о научно-методическом
сотрудничестве между Санкт-Петербурской
академией физической культуры имени
П.Ф. Лесгафта (кафедра биомеханики
СПбГАФК), Адыгейским государственным
университетом (лаборатория биомеханики
АГУ) и Шуйским государственным
педагогическим университетом
(научно-исследовательская лаборатория
«Исследование адаптивных и функциональных
возможностей детей и учащейся молодежи»
факультета физической культуры).
Это обусловлено,
во-первых, тем, что договаривающиеся
стороны находятся в различных климатических
и экономических регионах; во-вторых,
необходимостью объединения материальных
и интеллектуальных ресурсов в решении
научно-методических проблем и, наконец,
в-третьих, актуальностью задач по
оздоровлению подрастающего поколения
России.
Кафедра
биомеханики обладает опытными
квалифицированными специалистами (И.М.
Козлов, Г.П. Иванова, А.В. Самсонова, Н.А.
Дьяченко, С.В. Менькова), имеющими опыт
организации исследований проблем
физического воспитания детей и подростков,
по этой проблеме защищено 10 докторских
и кандидатских диссертаций. В лаборатории
биомеханики АГУ (руководитель — д.п.н.
А.М. Доронин) и научно-исследовательской
лаборатории ШГПУ (руководитель — к.п.н.
М.А. Правдов) занимаются проблемами
физкультурного образования и спорта
детей и учащейся молодежи. Работа этих
научно-исследовательских подразделений
тесно связана с образовательными
учреждениями различного ранга, от
детского сада до вуза. Эффективность
совместной работы основывается на
единой программе научных исследований
и методических разработок. Кроме спорта
высших достижений основными направлениями
исследований являются оценка физического
состояния и подготовленности детей
дошкольного и школьного возраста;
исследование механизмов интеграции
различных видов деятельности детей,
включающей моторный, сенсорный и
интеллектуальный компоненты [44, c. 21].
1.3 Сохранение
здоровья детей дошкольного возраста в
условиях физического воспитания
Сохранение
здоровья детей дошкольного возраста
можно назвать приоритетным направлением
деятельности всего общества, поскольку
лишь здоровые дети в состоянии должным
образом усваивать полученные знания и
в будущем способны заниматься
производительно-полезным трудом.
Потребность
в сохранении здоровья необходимо
формировать с детства, когда организм
пластичен и легко поддается воздействиям
окружающей среды. У детей укрепляется
желание быть здоровым, вырасти красивым,
активным, уметь обслужить и вести себя
так, чтобы не причинить вреда себе и
другим. С помощью взрослого ребенок
осознает: для того, чтобы быть здоровым,
нужно ежедневно выполнять физические
упражнения, закаляться, делать зарядку,
соблюдать режим дня, есть здоровую пищу,
следить за чистотой окружающей среды
и помещения, а также соблюдать правила
гигиены.
На занятиях
физическими упражнениями дети получают
элементарные представления о строении
собственного тела, функциях и назначениях
внутренних органов и систем организма.
Через систему специальных упражнений
и игр дети знакомятся с признаками
здоровья, учатся защищаться от микробов,
избегать опасных мест, при необходимости
оказывать себе и другим элементарную
помощь. Чем скорее ребенок осознает
необходимость своего непосредственного
приобщения к богатствам физической
культуры, тем скорее у него сформируется
важная потребность, отражающая
положительное отношение и интерес
физической стороне своей жизни.
На протяжении
дошкольного детства осуществляется
беспрерывное сохранение здоровья детей
в условиях физического воспитания, о
чем свидетельствует показатели общей
физической подготовленности детей. У
дошкольников от 5 до 7 лет становая сила
увеличивается вдвое: у мальчиков она
возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек
с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели
быстроты. Время бега на 10 метров с хода
сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд,
у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются
показатели общей выносливости. Величина
дистанции, которую преодолевают мальчики
возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра,
девочки с 454 метра до 715,3 метра [8, c. 21].
На сохранение
здоровья дошкольника оказывают влияние
различные средства и методы физического
воспитания. Например, эффективным
средством развития быстроты являются
упражнения направленные на развитие
способности быстро выполнять движения.
Дети осваивают упражнения лучше всего
в медленном темпе. Педагог должен
предусмотреть, чтобы упражнения не были
продолжительными, однообразными.
Желательно их повторить в разных условиях
с разной интенсивностью, с усложнениями
или наоборот, со снижением требований.
Особую значимость
в процессе сохранения здоровья
дошкольников имеют игровые двигательные
задания, подвижные спортивные игры,
спортивные развлечения которые всегда
интересны детям они обладают большим
эмоциональным зарядом, отличаются
вариативностью составных компонентов,
дают возможность быстро осуществлять
решение двигательных задач. Дети учатся
придумывать двигательное содержание
к предложенному сюжету, самостоятельно
обогащать и развивать игровые действия,
создавать новые сюжетные линии, новые
формы движения. Это исключает привычку
механического повторения упражнений,
активирует в доступных пределах
творческую деятельность по самостоятельному
осмыслению и успешному применению
знакомых движений в нестандартных
условиях. Постепенно коллективное
творчество, организуемое взрослым,
становится самостоятельной деятельностью
детей.
На современном
этапе развития образования существует
несколько концепций физического развития
детей дошкольного возраста, направленных
на сохранение их здоровья. В основе
философии той или иной программы лежит
определенный взгляд авторов на ребенка,
на закономерности его развития, а,
следовательно, и на создание условий,
которые способствуют становлению
личности, оберегают его самобытность
и раскрывают творческий потенциал
каждого воспитанника. Развитие
двигательной активности детей должно
протекать в форме их приобщения к
физической культуре как естественной
составляющей общечеловеческой культуры
[13, c. 98].
Т.Н. Доронова
— кандидат педагогических наук в своей
программе «Радуга» обращает внимание
на воспитание и развитие детей детского
сада, основным компонентом она отдавала
предпочтение самому важному предмету
воспитания — физической культуре. От
того, как будет организована работа с
детьми по физической культуре, зависит
здоровье человека. Ребенок в дошкольном
детстве должен почувствовать мышечную
радость и полюбить движение, это поможет
ему пронести через всю жизнь потребность
в движении, приобщиться к спорту и
здоровому образу жизни. Т.Н. Дороновой
раскрыты средства и формы физического
воспитания. Это гигиенические факторы,
гигиена нервной системы, физические
упражнения. Профилактическая, развивающая,
лечебная, реабилитационная направленность
в подборе физических упражнений.
Программа
авторского коллектива под руководством
Л.А. Венгер «Развитие», в которую заложены
два теоретических положения. Теория
А.В. Запорожца о само ценности дошкольного
периода развития, перехода от утилитарного
понимания дошкольного детства к
гуманистическому пониманию. И концепция
Л.А. Венгер о развитии способностей,
которые понимаются как универсальные
действия ориентировки в окружающем с
помощью специфических для дошкольника
образных средств решения задач. Данная
программа не содержит задач по физическому
развитию ребенка.
В.Т. Кудрявцев
— доктор психологических наук, Б.Б.Егоров
— кандидат педагогических наук определили
идею комплексного междисциплинарного
подхода к вопросу физического воспитания
дошкольника, и возникла развивающая
педагогика оздоровления в 2000 году. Их
Программно-методическое пособие отражает
две линии оздоровительно — развивающей
работы:
Они критикуют
устоявшийся подход к физкультурно-оздоровительной
работе дошкольников, говорят о
необходимости кардинального пересмотра
существующих методов физического
воспитания в дошкольных учреждениях,
школах. В.Т.Кудрявцев и Б.Б.Егоров
указывают на ряд противоречий существующих
на современном этапе [20, c. 98].
Общая цель
данной программно-методического
материала состоит в формировании
двигательной сферы и создании
психолого-педагогических условий
развития здоровья детей на основе их
творческой активности.
В программе
«Основы безопасности дошкольников»
В.А.Ананьева автор ставит задачи развития
физической активности детей, их нужно
приучать заботиться о своем здоровье
и здоровье окружающих, формировать
навыки личной гигиены, дать знания о
здоровой пище ориентировать детей на
здоровый образ жизни, дать элементарные
знания о том, что такое инфекционная
болезнь, что нужно делать, чтобы ей не
заразиться. Пути решения задач: занятия,
игры — занятия, изобразительная
деятельность, прогулки, гигиенические
процедуры, закаливающие мероприятия,
игры, спортивные мероприятия, праздники,
беседы, чтение литературы, использование
эмоционально- привлекательных форм.
Работа с родителями направленная на
оздоровление детей и на развитие их
физической активности.
Кроме программ,
были проанализированы методические
пособия по исследуемой проблеме. Они
достаточно широко представлены в
педагогической теории. Наиболее ценными,
на наш взгляд, являются пособия,
представляющие несколько средств
оздоровления детей в условиях детского
сада, содержащие подробные характеристики
нетрадиционных способов оздоровления.
К таким пособиям относятся работы Ю.Ф.
Змановского и его коллег, методические
рекомендации А.И. Баркан, Л.И. Латохиной,
Б.В. Шеврыгина, Н.В. Цыбуля, Т.Д. Фершаловой
и др.
Итак, анализ
содержания современных программ для
дошкольных учреждений по сохранению
здоровья детей позволяет сделать выводы
о том, что, несмотря на различия в
концепциях, подходах, методах и средствах
решения проблемы оздоровления детей
дошкольного возраста, в содержании
каждой программы авторами проблема
сохранения здоровья детей признается
приоритетной и ей уделяется первостепенное
значение. Программы предлагают быть
активными в работе не только педагогов,
но и самих детей, родителей.
Таким образом,
можно выделить общие задачи сохранения
здоровья детей, характерные для всех
проанализированных программ для
дошкольных учреждений [38, c. 98]:
1. Научить детей
определять свое состояние и ощущения.
2. Сформировать
активную жизненную позицию.
3. Сформировать
представления о своем теле, организме.
4. Учить укреплять
и сохранять свое здоровье.
5. Понимать
необходимость и роль движений в физическом
развитии.
6. Обучать
правилам безопасности при выполнении
физических упражнений и различных видов
деятельности.
7. Уметь оказывать
элементарную помощь при травмах.
8. Формировать
представления о том, что полезно и что
вредно для организма.
ВВЕДЕНИЕ.
Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, происходящие под воздействием окружающей действительности.
Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д. В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности. Социальное развитие ребенка, осуществляется в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т.д.
В первые годы жизни физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка. В детстве закладывается фундамент здоровья и формируются некоторые важные черты личности. Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. Детский организм остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, что связано с его развитием и недостаточной функциональной зрелостью отдельных органов и систем. Связи между соматическими и психическими процессами более тесные, чем у взрослых. Поэтому решение многих педагогических задач должно осуществляться с обязательным учетом физических возможностей и состояния ребенка.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Здоровый образ жизни – совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, которая в единстве с условиями жизни, направлена на организацию правильной, нормальной деятельности организма, его полное физическое и психическое благополучие.
Физическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического формирования здорового, полноценного человека, его физических сил и физических качеств, обеспечивающих его приобщение к физической культуре и стремление к физическому совершенству.
Физическая культура – совокупность материальных и духовных ценностей общества, которые накоплены, создаются и используются для физического совершенствования людей.
Содержание физической культуры составляют: 1) личная гигиена, включающая в себя навыки в труде и быту (аккуратность, опрятность одежды, чистоту помещений), и привычки к гигиеническому режиму (рациональный распорядок деятельности и отдыха, гигиена сна, питания и т.д.); 2) закаливание организма в естественных условиях природы (воздух, солнце и вода); 3) физические упражнения.
Физическое совершенство – исторически обусловленный уровень гармоничного физического развития, здоровья, физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям общества.
Система физического воспитания включает создание санитарно-гигиенических условий, закаливание, формирование культурно-гигиенических навыков, организацию рационального питания, проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, прогулок, спортивных игр и развлечений.
Физическое воспитание тесно связано с возрастными особенностями детей. В связи с этим и определяются конкретные задачи, содержание, методы и формы организации физического воспитания в раннем дошкольном и школьном возрасте, а также преемственная связь между ними. Особенно важно физическое воспитание в раннем и дошкольном детстве, когда происходит наиболее интенсивное развитие организма ребенка, когда формируются основные его движения, но вместе с тем организм еще очень слаб и раним.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено прежде всего на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.
Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания с учетом современных требований.
Работа по физическому развитию пронизывает всю организацию жизни детей в семье и дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, все виды детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В дошкольном учреждении режим дня ребенка предусматривает занятия по физическому воспитанию, игры и развлечения на воздухе, отдельные закаливающие процедуры, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.
Основной формой обучения детей движениям признаны занятия, проводимые инструктором по физической культуре (или воспитателем). В тоже время значительное место в системе физического воспитания занимают подвижные игры, которые широко применяются на занятиях учителя-дефектолога, на других занятиях (музыка, ритмика, театрализованная деятельность), а также в ходе прогулок, проводимых воспитателем.
Занятия по физическому воспитанию решают как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазание, ползание, прыжки). Большое разнообразие воспитательных дел физкультурного направления позволяет решать в комплексе задачи нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.
Единство физического и психического развития ребенка.
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.
Деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного психического развития. Это развитие координации движений (восприятие направления и скорости движения, времени и пространства); способности запоминать последовательность движений и двигательных операций (память: запоминание и воспроизведение); внимания к своим движениям и действиям других; умения выполнять движения по словесной инструкции (воображение); инициативности в движениях; анализа движения по качеству его выполнения (мышление); развитие речевых умений и навыков. Движения выполняются с речевым сопровождением и опорой на зрительные и тактильные образы-представления. Развитие всех видов ручной моторики и зрительно-двигательной координации служит основой для становления типичных видов детской деятельности, является предпосылкой становления устной и письменной речи, а также способствует повышению познавательной активности детей.
Задачи физического воспитания: оздоровительные, воспитательные, образовательные. Методы физического воспитания.
Оздоровительные задачи имеют жизнеобеспечивающий смысл. Средствами реализации задач этой группы являются гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения. Педагогическая работа, направленная на решение данной задачи, включает в себя организацию режима жизни детей, закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движений. Эта сфера физического воспитания детей требует от воспитателя постоянных контактов с медицинскими работниками, учета их рекомендаций, индивидуального подхода к детям, бесед с родителями.
Воспитательные задачи направлены на развитие качеств личности и потребности в физическом совершенстве. Средствами реализации этих задач являются деятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, фольклор, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства).
Работа проходит в разных формах: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке), самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья). Методы: упражнения, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств.
Данная группа задач предполагает воспитание таких качеств, как ловкость, смелость, сила воли, стремление к преодолению трудностей, чувство товарищества, взаимопомощи.
Образовательные задачи связаны с формированием у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. Здесь ведущими становятся такие средства, как образец взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства.
Формой работы, в процессе которой наиболее адекватно решаются задачи, является учебная работа на физкультурных занятиях и в повседневной жизни. Среди основных методов следует выделить экспериментирование, упражнения, беседу, рассматривание картин и иллюстраций.
Средства физического воспитания: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.
В системе физического воспитания работа осуществляется при помощи разнообразных средств, воздействующих на организм:
— гигиенические факторы (правильный режим, рациональное питание, гигиеническая обстановка, формирование культурно-гигиенических навыков).
— естественные силы природы (для закаливания и укрепления организма).
— физические упражнения.
Режим детской жизни – это рациональное, четкое чередование бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности.
При составлении режима необходимо учитывать следующее:
1. Возрастные особенности высшей нервной деятельности: изменение предела работоспособности клеток коры головного мозга определяет общее количество часов и продолжительность отрезков сна и бодрствования.
2. Возрастные особенности в работе пищеварительной системы, которые регламентируют количество кормлений в течении суток.
3. Индивидуальные особенности: детям с возбудимой и слабой нервной системой нужно спать больше, отдыхать чаще.
4. Возрастные потребности в движениях.
5. Время года, климатические условия.
Неотъемлемыми чертами режима являются ритмичность и постоянство его основных элементов в течение определенного времени. Ритмичность режима обусловлена ритмичностью природных явлений, ритмичностью деятельности организма, которая проявляется в чередовании сна и бодрствования, изменении температуры тела (повышения к вечеру и понижения к утру), в ритме дыхания, сердечных сокращений, в ритме работы пищеварительного тракта и т.д.
Воспитательное значение режима заключается в том, что в процессе часто повторяющихся действий в определенное время и определенной последовательности ребенок легче овладевает многими, наиболее целесообразными бытовыми, культурно-гигиеническими, трудовыми навыками; эти навыки автоматизируются, и внимание ребенка освобождается для другой, более сложной деятельности. Вместе с тем ребенку предоставляется возможность действовать самому, что развивает такие важнейшие качества личности, как самостоятельность, активность, инициатива.
Питание.
Важным компонентом полноценного физического воспитания детей является рационально организованное питание. Питание – один из основных источников процесса обмена, без которого невозможна жизнь. Для растущего организма питание имеет особо важное значение, так как оно обеспечивает нормальный рост и развитие всех тканей.
Все отклонения от нормы в питании быстро сказываются на жизнедеятельности детского организма.
Создание санитарно-гигиенической обстановки в соответствии с существующими нормативами также важное условие для физического воспитания. Это предусматривает поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, соблюдение оптимального светового, воздушного и температурного режима в помещении, а также гигиены одежды детей и взрослых. Не менее важно создание необходимой материальной среды: рациональная планировка помещения и участка, обеспечение мебелью и физкультурным оборудованием в соответствии с возрастом детей.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условнорефлекторных связей, выработка динамических стереотипов. Данные навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.
Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно. Интерес, внимание детей к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают взрослым возможность быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.
Закаливание – воспитание наибольшей устойчивости, приспособляемости организма к различным физическим воздействиям, которые поступают из окружающей среды (изменение температуры, влажности, скорости движения воздуха, степени солнечного облучения и т.д.).
Закаливание оказывает широкое физиологическое воздействие на организм. У ребенка не только вырабатывается быстрая реакция на температурные, климатические изменения, но и повышается количество гемоглобина, улучшаются иммунологические свойства, он становится менее подверженным любым заболеваниям и легче справляется с ними.
Физиологическая сущность закаливания обуславливает определенные требования к организации работы с детьми:
1. Закаливание нужно проводить систематически, в течении всего года, с учетом сезонных явлений.
2. Постепенно увеличивать силу сезонных раздражителей.
3. Учитывать состояние здоровья, типологические особенности ребенка, его эмоциональное состояние, а также домашние условия и условия детского учреждения.
4. Использовать природные факторы в связи с режимом, правильной организацией всей деятельности ребенка, так как общее укрепление здоровья способствует эффективности закаливания.
Систематичность проведения закаливающих процедур определяется их условнорефлекторной природой. При проведении мероприятий по закаливанию в одно и тоже время и в одних и тех же условиях легко образуются условнорефлекторные связи. Физиологическая реакция появляется уже при подготовке ребенка к процедуре. Но связи эти не отличаются прочностью, поэтому закаливающие процедуры должны быть регулярными.
Постепенность в изменении силы раздражителя – необходимое условие закаливания, так как организм не может перестраиваться сразу и соответствующим образом реагировать при резком понижении или повышении температуры. Слишком малая разница в раздражителях или их постоянная величина также не оказываются полезными, так как не вызывают перестройки в работе сердечнососудистой, дыхательной и других систем, обмене веществ, т.е. закаливание не оказывает глубокого влияния на организм. При определенной устойчивости организма к изменению температуры следует использовать контрастные кратковременные воздействия, что способствует совершенствованию физиологических реакций и более высокой приспособляемости к условиям среды.
Показателями правильного выбора раздражителя служат кратковременное углубление и учащение дыхания, пульса, а также внешний вид кожи, общая положительная реакция ребенка: хорошее настроение, хорошее самочувствие.
Учет индивидуальных особенностей необходим при закаливании. Дети с возбудимой нервной системой нуждаются в более осторожном изменении температуры, а также в успокаивающих процедурах перед сном (обтирание, теплая ванна). Заторможенным детям полезны бодрящие процедуры после сна (обливание, душ). Детей с ослабленным здоровьем обязательно нужно закаливать, но постепенность в изменении температуры выдерживать более тщательно: больше временные промежутки, при которых проводятся процедуры с одинаковой температурой. Необходимым является врачебный контроль.
Связь закаливающих процедур с физическими упражнениями, разнообразной деятельностью ребенка в повседневной жизни дает лучшие результаты и непосредственно для закаливания и для общего укрепления организма.
Физические упражнения – это специальные движения, а также сложные виды двигательной деятельности, направленные на решение задач физического воспитания.
За период дошкольного детства при целенаправленном педагогическом воздействии в развитии движений происходят большие сдвиги: от непроизвольных, хаотичных движений при рождении до овладения всеми основными движениями, спортивными упражнениями.
Физические упражнения оказывают многогранное физиологическое воздействие на организм. При сокращении мышц активизируются процессы обмена веществ, кровообращения, перестраивается работа всех внутренних органов и систем. Работающая мышца поглощает в 7 раз больше кислорода и в 3 раза больше питательных веществ по сравнению с бездействующей. Это стимулирует рост и развитие мышечной системы.
Важны физические упражнения и для полноценной работы головного мозга: улучшается его кровоснабжение, повышается общий тонус коры, благодаря чему усиливается деятельность всех анализаторов. При активной мышечной работе перевозбуждение систем мозга уменьшается или полностью снимается. Также улучшаются основные свойства нервной системы (ее сила, подвижность, уравновешенность).
В воспитании детей раннего возраста применятся массаж – один из видов пассивной гимнастики. Он также обуславливает изменения в работе всех органов и систем. Под влиянием массажа улучшаются состав крови, функции нервной системы, а также условия питания кожи и мышц, повышается теплоотдача. Массаж ускоряет ток крови и лимфы, благодаря чему ткани быстрее освобождаются от продуктов распада, снимается утомление мышц.
Физические упражнения в разной форме включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные и музыкально-двигательные занятия, особенно их много в разнообразных подвижных играх.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.
Раздел III . Физическое развитие и физическое воспитание.
Стратегия организации физического воспитания базируется на физиологических механизмах становления движений в процессе развития растущего детского организма. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазание, ползание, прыжки), а также общеразвивающие движения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.
В ходе утренней гимнастики в семье и на занятиях в ДОУ целесообразно предлагать детям основные виды движений в следующей последовательности: движения на растягивание в положении лежа; метание, ползание и движения в положении низкого приседа, на коленях; упражнения в вертикальном положении (ходьба, лазание, бег) и подвижные игры.
Работа по развитию ручной и тонкой ручной моторики проводится на специальных занятиях. На начальном этапе обучения большое внимание уделяется общему развитию рук ребенка, формированию навыка хватания, становлению ведущей руки, согласованности действий обоих рук, выделению каждого пальца. В ходе проведения занятий у детей отрабатываются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движений пальцами и кистями обеих рук.
Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы.
Метание – один из первых видов двигательной активности ребенка, который основывается на развитии хватательных движений и действий малыша. Даже глубоко умственно отсталый ребенок может схватывать предметы, удерживать их непродолжительное время и бросать, выполняя движения от плеча, поэтому в программе данный вид занятий стоит на первом месте. В процессе метания движение выполняется как одной рукой, так и двумя руками. При этом стимулируется выделение ведущей руки и формируется согласованность совместных действий обеих рук. Все это имеет особое значение для коррекции отклонений в познавательной сфере детей с нарушением интеллекта.
Построение направлено на организацию деятельности детей в процессе физического воспитания. В ходе построения дети учатся слышать взрослого и починять свое поведение требованиям инструкции взрослого. Наряду с этим умственно отсталый ребенок учится адекватно вести себя, ориентироваться в ситуации и участвовать в совместных действиях со сверстниками.
Ходьба направлена на развитие основных движений ребенка, формирования умения правильно держать корпус, соблюдать ритм ходьбы, совершенствование согласованных движений рук и ног, формирование слухо-двигательной и зрительно-двигательной координации. В процесс ходьбы развивается целенаправленность в деятельности ребенка.
Бег способствует совершенствованию основных движений ребенка, позволяет ему овладеть навыком согласованного управления всеми действиями корпуса, формирует легкость и изящество при быстром перемещении ребенка.
Прыжки направлены на тренировку внутренних органов и систем детского организма. Прыжки подготавливают тело ребенка к выполнению заданий на равновесие, которые очень сложны для умственно отсталого дошкольника. Для совершенствования навыков в прыжках ребенок должен проявить волевые качества своей личности. Начинают закладываться основы саморегуляции и самоорганизации своей деятельности.
Ползание, лазание, перелезание способствуют укреплению мышц спины, брюшного пресса, позвоночника. Эти движения оказывают положительное влияние на формирование координированного взаимодействия в движении рук и ног, на укрепление внутренних органов систем. В связи с тем, что многие умственно отсталые дети в своем развитии минуют этап ползания, одна из задач физического воспитания – восполнить этот пробел в психическом развитии.
Общеразвивающие упражнения способствуют развитию интереса к движениям, совершенствованию физических показателей и двигательных способностей; развивают гибкость и подвижность в суставах; укрепляют функционирование вестибулярного аппарата.
Подвижные игры закрепляют сформированные умения и навыки, стимулируют подвижность, активность детей, развивают способность к сотрудничеству со взрослыми и детьми; создают условия для формирования у детей ориентировки в пространстве, умение согласовывать свои движения с движениями других играющих детей. Наиболее эффективна организация подвижных игр на свежем воздухе.
Плавание оказывает стимулирующее воздействие на растущий организм ребенка (физические свойства водной среды, в частности плотность воды, оказывают специфическое влияние на функции кровообращения, дыхания, кожные рецепторы). Занятия в воде необходимо сочетать с общеразвивающими упражнениями и подвижными играми на суше.
Задачи физического развития и физического воспитания по охране и совершенствованию здоровья детей на весь период пребывания детей в дошкольном учреждении.
Формировать у детей интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками.
Укреплять здоровье детей.
Формировать правильную осанку у каждого ребенка.
Формировать у детей потребность в разных видах двигательной деятельности.
Развивать у детей движения, двигательные качества, физическую и умственную работоспособность.
Тренировать у детей сердечно-сосудистую и дыхательную системы, закаливать организм.
Создавать условия в группе для эффективной профилактики простудных и инфекционных заболеваний.
Осуществлять систему коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие психических процессов и личностных качеств воспитанников, предупреждать возникновение вторичных отклонений в психофизическом развитии ребенка.
Учить детей выполнять движения и действия по подражанию действиям взрослого.
Учить детей выполнять действия по образцу и речевой инструкции.
Выяснить наиболее эффективные средства физического воспитания детей дошкольного возраста в разных возрастных группах.
На основе данных наблюдения (ДОУ № 19 г. Северодвинска) можно сделать следующие выводы:
В возрастной группе детей с ЗПР 3 – 4 лет:
Проводятся занятия коррекционно-развивающей направленности.
Цель занятий – развитие и коррекция физических качеств и координационных способностей, коррекция движений, коррекция сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений (упражнения с предметами, без предметов, упражнения для развития равновесия и формирования правильной осанки). В данный период у детей проходит адаптация в ДОУ, поэтому немаловажно учить детей соблюдать режим.
В возрастной группе детей с ЗПР 4 – 5 лет:
Помимо коррекционно-развивающих занятий, проводятся занятия оздоровительной направленности. Цель – коррекция осанки, плоскостопия, укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Проводятся подвижные игры в помещении и на воздухе, а так же бег, ходьба, прыжки. Дети уже адаптированы к режиму ДОУ, большее внимание уделяется усвоению культурно-гигиенических навыков.
В возрастной группе детей с ЗПР 5 – 6 лет, 6 – 7 лет:
С возрастом роль гигиенических факторов не снижается, но уже создаются условия для использования более сложных физических упражнений. Дополнительно ко всем физкультурным занятиям проводятся занятия спортивной нагруженности. Цель – совершенствование физической, технической, теоретической подготовки в избранном виде спорта (легкая атлетика).
Проанализировать все стороны физического воспитания возрастной группе (по выбору).
Основные направления работы с детьми 4 – 5 лет по воспитанию физической культуры.
Задачи обучения и воспитания.
Учить детей выполнять инструкцию взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит.
Учить детей выполнять движения и действия по подражанию, показу и речевой инструкции взрослого.
Формировать у детей интерес к участию в подвижных играх.
Обучать правилам некоторых подвижных игр.
Учить детей бросать мяч в цель двумя руками.
Учить детей ловить мяч среднего размера.
Учить детей строится и ходить в шеренге по опорному знаку – веревке, ленте, палке.
Учить ходить по дорожке и следам.
Учить детей бегать вслед за воспитателем.
Учить детей прыгать на двух ногах на месте, передвигаться прыжками.
Учить детей ползать по гимнастической скамейке.
Формировать у детей умение проползать под скамейкой.
Учить детей переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе.
Учить детей подтягиваться на перекладине.
Основное содержание работы
Метание – движения выполняются детьми по показу; дети учатся удерживать и бросать мячи в цель (корзинку). При этом используются мячи, разные по весу, размеру, материалу. Сначала дети учатся ловить мячи среднего размера; надувные, пластмассовые, резиновые; с гладкой и шероховатой поверхностью.
Построения выполняются с помощью воспитателя и самостоятельно без равнения, в колонну по одному и в круг.
Ходьба выполняется за воспитателем и самостоятельно в сопровождении звуковых сигналов; группой к противоположной стене зала; по кругу друг за другом и за воспитателем; с остановками по окончании звуковых сигналов; парами взявшись за руки, на носках, на пятках, с изменением положения рук (вверх, в стороны, на пояс).
Бег выполняется по показу за воспитателем и самостоятельно в сопровождении звуковых сигналов.
Прыжки выполняются по показу и с помощью воспитателя: подпрыгивание на носках на месте; подпрыгивание на носках с небольшим продвижением; спрыгивание со скамейки на полусогнутые ноги, держась за руку воспитателя (высота 20 – 25 см).
Ползание выполняется со страховкой по звуковому сигналу; перелезание через две гимнастические скамейки (расстояние 1,5 – 2 м).
Общеразвивающие упражнения:
Упражнения без предметов. Повороты туловища вправо-влево; приседания с выпрямлением рук; подпрыгивание на носках на месте; движение кистями – покручивания, помахивания, похлопывания; кружение на месте переступанием с положением рук на поясе.
Упражнения с предметами. Упражнения с флажками, с мячами. Выполняются вместе с воспитателем по подражанию. С флажками: одновременное движение рук в перед – верх – в стороны – вниз; поочередные движения вверх над головой.
Упражнения для развития равновесия выполняются по показу, с помощью воспитателя. Ходьба вдоль каната, положенного змейкой; ходьба с перешагиванием через рейки лестницы, положенной на пол; движения головой – повороты, наклоны.
Подвижные игры выполняются по подражанию действиям воспитателя, носят бессюжетный и сюжетный характер.
Описать какие средства физического воспитания использует воспитатель.
При работе с детьми инструктор по физической культуре использует следующие средства:
1. Физические упражнения: коррекционно-оздоровительная гимнастика, дыхательные упражнения, физкультминутки, оздоровительный бег, массаж, упражнения для кистей рук, игры и упражнения на развитие внимания. Учитывается самостоятельная двигательная активность ребенка. Эффективность решения задач физкультурного воспитания проявляется при условии целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
2. Психологические факторы: общий режим занятий, отдыха, питания, сна; гигиена одежды, обуви, физического оборудования, помещения, площадки. Выполняются приемы безопасности и стимуляции деятельности (помощь, страховка, похвала и т.д.). Это необходимо для создания психофизиологического комфорта.
3. Эколого-природные факторы: закаливание (криомассаж, обливание, воздушные ванны), прогулки на свежем воздухе.
Сделать вывод о наиболее эффективных средствах физического воспитания для всестороннего развития ребенка.
Важно:
Использовать оздоровительно-развивающие упражнения на развитие манипулятивной функции рук для развития мелкой моторики и речевых навыков (упражнения с различными предметами (мячи, скакалки, шнуры, кольца, обручи) основанные на перекладывании, перебрасывании предмета.
У многих детей с ЗПР нарушен ритм выполнения движений, поэтому важно научить их согласовывать свои движения с заданным ритмом (под счет, хлопки, музыку). Музыкальный ритм способствует уменьшению насильственных движений, регулирует амплитуду и темп движений, создает радостное настроение.
Среди корригирующих упражнений наибольшее значение имеют дыхательные, на расслабление, на развитие координации движений и функций равновесия, на коррекцию осанки, ходьбы, развитие ритма.
Вывод.
Формы и направления коррекционно-развивающей работы по физкультурному воспитанию в каждой группе ДОУ имеют свои воспитательные задачи, подбор средств и методических приемов, соответствующих возрасту, условиям проведения занятий.
Несмотря на достаточно разнообразные формы физической культуры, практика показывает, что объем и содержание действующих программ по Российской Федерации не удовлетворяют современным требованиям к двигательной активности детей с ЗПР и нуждаются в реформировании. Двух – трех занятий физической культурой недостаточно, чтобы обеспечить физическую и социальную адаптацию детей к самостоятельной жизни.
Перспективным направлением решения этой проблемы является внедрение дополнительных форм физического воспитания в практику коррекционного образования. В настоящее время разрабатываются, апробируются, внедряются в практику и дают положительный результат дифференцированные программы дополнительного физического воспитания.
Используемая литература:
1. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология». Ч.1, 2 / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова; Под ред. В.И. Логиновой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 270 с.
2. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических училищ по специальности «Педагогика и психология»./ В.И. Ядэшко, Ф.А.Сохина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 415 с.
3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение. – М.: Просвещение. – 2005.
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 стр.
5. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов пед.вузов: в 3 кн./ Р.С.Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Кн.1. Общие основы психологии. – 687 стр.
6. Шишкина В.А. Движение + движения: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992. – 96 стр