Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.
2) Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.
3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.
4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.
5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.
Спрятать пояснение
Пояснение.
Деятельность — форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.
Субъект — тот, кто осуществляет деятельность. Субъект и объект могут совпадать.
Структура деятельности:
1) Цель — осознанный опыт предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
2) Средства — приемы, способы, приспособления для осуществления деятельности.
3) Действия — конкретные шаги для достижения цели.
1) Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции — нет, неверно, эмоции не компонент.
2) Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов — нет, неверно, коммуникативная тоже предполагает употребление терминов и понятий.
3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека — да, верно.
4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер — да, верно.
5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека — нет, неверно, в детстве игра и учеба.
Ответ: 34.
Задание № 5617
Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.
2. Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.
3. Культура является результатом преобразующей деятельности человека.
4. Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.
5. Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.
Показать ответ
Комментарий:
Первое суждение ошибочное, эмоции не входят в структуру деятельности.
Второе суждение ошибочное, использование понятий и терминов характерно как для познавательной, так и коммуникативной деятельности.
Третье суждение верное, оно содержит определение культуры.
Четвёртое суждение верное и отражает один из отличительных признаков человеческой деятельности.
Пятое суждение ошибочное, трудовая деятельность является ведущей только во взрослом этапе жизни.
Ответ: 34
Нашли ошибку в задании? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Обществознание (Вариант 9)
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.
2) Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.
3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.
4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.
5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.
Заметили ошибку в тексте?
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter
ЕГЭ ПО РАЗДЕЛУ: «ЧЕЛОВЕК»
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Структура деятельности
Компонент структуры |
Характеристика |
_______ |
Осознанный образ результата деятельности |
Средства |
Приемы, способы действий, предметы, ресурсы, используемые человеком в ходе деятельности |
Ответ:__________.
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) субъект деятельности; 2) цель деятельности; 3) структура деятельности; 4) средства деятельности; 5) объект деятельности.
Ответ: |
3. Ниже приведены потребности человека. Все они, за исключением двух, являются социальными потребностями.
1) в трудовой деятельности; 2) в созидании; 3) в творчестве; 4) во взаимопонимании; 5) в отдыхе;6) в пище.
Ответ: |
4. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.
2. Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.
3. Культура является результатом преобразующей деятельности человека.
4. Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.
5. Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.
Ответ:__________.
5. Выберите верные суждения о самооценке личности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Самооценка выступает исходной точкой самопознания.
2. Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.
3. Завышенная самооценка личности всегда является результатом ее реальных достижений.
4. Люди с низкой самооценкой проводят сравнение с другими, только будучи уверенными в успехе.
5. Заниженная самооценка способствует развитию лидерских качеств.
Ответ:__________.
6. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.
2. Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.
3. В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.
4. Деятельность человека вызывается социальными потребностями.
5. Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.
Ответ:__________.
7. Выберите верные суждения о потребностях.
1. Потребностью является переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.
2. Потребность в самореализации, самоутверждении относится к идеальным потребностям.
3. Примером биологической потребности служит потребность в познании окружающего мира.
4. Потребность служит побудительным мотивом деятельности.
5. Потребность, как правило, направлена на какой- либо предмет, с помощью которого она может быть удовлетворена.
Ответ:__________.
8. Издавна творения народных мастеров делают красивой повседневную жизнь, украшают предметы быта — одежду, орудия труда, кухонные принадлежности, орудия рыбной ловли и охоты, мебель. Изделия из бересты, меха, дерева, керамики и других предметов декоративно-прикладного искусства представляют собой результаты деятельности
1. духовно-практической
2. социально-преобразовательной
3. творческой
4. познавательной
5. прогностической
6. индивидуальной
Ответ:__________.
9. Выберите верные суждения о качествах человека как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Качества человека как личности проявляются прежде всего в особенностях мышления и памяти.
2. Человеку как личности прежде всего свойственно приобретение социальных качеств.
3. Человека как личность в первую очередь характеризует протекание процессов психики.
4. Качества человека как личности проявляются прежде всего в его участии в жизни общества.
5. Человека как личность в первую очередь характеризуют унаследованные качества.
Ответ:__________.
10. Установите соответствие между примерами и видами потребностей человека
ПРИМЕРЫ |
ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА |
А) в пище |
1) духовные (идеальные) |
Б) в общении |
|
В) в приобретении новых знаний |
2) социальные |
Г) в общественном признании |
3) биологические (естественные) |
Д) в воздухе для дыхания |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: |
|
11. Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Деятельность связана с удовлетворением потребностей человека, социальной группы, общества в целом.
2. Творческая деятельность присуща и человеку, и животному.
3. В результате трудовой деятельности создаются материальные и духовные ценности.
4. Один и тот же вид деятельности может быть вызван с различными мотивами людей.
5. Структура деятельности предполагает наличие цели и средств её достижения.
Ответ:__________.
12. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. К духовным (идеальным) потребностям человека традиционно относят потребности в воздухе, питании, поддержании нормального теплообмена.
2. К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т.п.
3. Деятельность — это специфический способ существования человека.
4. Потребности — это переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности.
5. Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему блага и ценности.
Ответ:__________.
13. Кириллу 17 лет. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие его как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. У Кирилла светлые волосы и голубые глаза.
2. Рост Кирилла — 180 см.
3. Кирилл помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.
4. Кирилл занимается лёгкой атлетикой.
5. Кирилл — добрый и отзывчивый человек.
6. Кирилл хорошо учится в школе.
Ответ:__________.
14. Галине 16 лет. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. У Галины светлые волосы и карие глаза.
2. Галина добрая и отзывчивая.
3. Галина — внешне привлекательная девушка.
4. Рост Галины ниже среднего.
5. Галина — честный человек.
6. Галина дружит со многими своими одноклассниками.
Ответ:__________.
15. Клавдия готовится к путешествию по Испании. Она изучает испанский язык, читает книги об истории и культуре Испании, на интернет-форумах общается со знатоками испанского искусства. Она уже спланировала маршрут своего путешествия и приобрела путёвку. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых Клавдией для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. изучение испанского языка
2. покупка туристической путёвки
3. общение в Интернете
4. чтение книг об Испании
5. знатоки испанского искусства
6. путешествие по Испании
Ответ:__________.
16. Выберите верные суждения о соотношении свободы, необходимости и ответственности в деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека.
2. Одним из проявлений необходимости в деятельности человека выступают объективные законы развития природы.
3. Ответственность человека повышается в условиях ограниченного выбора стратегий поведения в определенных ситуациях.
4. Неограниченная свобода является безусловным благом для человека и общества.
5. Готовность человека оценивать свои действия с точки зрения их последствий для окружающих служит одним из проявлений чувства ответственности.
Ответ:__________.
17. Василий учится в школе и помимо учебы увлекается рисованием, шахматами, спортивными играми. Иными словами, поле его деятельности широко. Какие компоненты входят в структуру деятельности? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. навыки
2. мотивы
3. цель
4. способности
5. результаты
6. знания
Ответ:__________.
18. Найдите свойства человека, имеющие социальную природу:
-
способность к совместной преобразовательной деятельности;
-
стремление к самореализации;
-
умение приспосабливаться к природным условиям;
-
устойчивые взгляды на мир и своё место в нём;
-
потребность в воде, пище, отдыхе;
-
способность к самосохранению
Ответ:__________.
19. Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социальной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.
-
использование предметов, данных природой
-
способность к целеполаганию
-
забота о потомстве
-
приспособление к условиям окружающей среды
-
стремление понять окружающий мир
-
общение с помощью членораздельной речи
Ответ:__________.
20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.
«Особенности характера, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности _____ (А) и на его жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность. На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни, способы _____ (Б) (игровой, спортивной, учебной), трудовое и общественное поведение, наличие или отсутствие стрессов, главнейшими из которых являются _____ (В) и т.д. Все эти факторы имеют значение как моменты становления ______ (Г) субъекта. Понятие «ответственность» выступает важнейшим внутренним _____ (Д) его деятельности. Чувство ответственности, долга проявляется в сознательной готовности человека следовать установленным ______ (Е), оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1. общество
2. человек
3. конфликтные ситуации
4. межличностные отношения
5. деятельность
6. личность
7. регулятор
8. нормы
9. санкции
Ответ: |
|
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Социализация — достаточно широкий процесс, который включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.
У новорожденного есть все биологические предпосылки стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одно социальное свойство не является врожденным — социальный опыт, ценности, чувство совести и чести и т.д. генетически не кодируются и не передаются. Реализация этих предпосылок, их воплощение в определенные социальные качества, свойства зависят от того, с какой средой будет взаимодействовать человек.
Другая сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации, касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения ею социальных требований, ожиданий. Речь идет, в частности, о хронологическом совпадении оптимального срока усвоения социальных ценностей, норм поведения с биологическим развитием личности.
Не следует думать, что процесс социализации осуществляется лишь в детские или юношеские годы. Безусловно, в юные годы создается фундамент духовного развития личности. Однако при всей своей значимости эта основа содержит преимущественно эмоционально-ценностный компонент. Лишь вступив во взрослую самостоятельную жизнь, участвуя во множестве социальных связей, личность активно формирует свои приверженности, осознает конкретно, во имя чего жить. Процесс обретения, развития
человеком социальных свойств по сути не знает возрастных границ. Меняются социальные роли, которые выполняет личность: рождение внука, выход на пенсию и т.д. требуют новых функций; каждый существенный статусно-ролевой сдвиг в жизни личности привносит что-то новое в ее духовный облик.
Социализация взрослых в какой-то мере даже более драматична, чем социализация в юношеские годы, хотя она чаще всего внешне не заметна. В духовном развитии людей старшего возраста существенно повышается роль самостоятельного анализа и оценки внешних социальных условий, событий.
Средства массовой информации в этом случае чаще всего не могут оказывать прямого воздействия на сознание индивида, этому препятствуют довольно прочные убеждения, оценки уже сложившейся личности.
Реальная духовная жизнь личности представляет собой взаимоотношение внешнего социального мира и внутренних свойств личности. Внешний мир взаимодействует с уникальным жизненным опытом личности, порождая единство типичного и неповторимого в ней.
(А.Г. Эфендиев)
21. Раскройте два аспекта связи биологического и социального в процессе социализации личности.
22. Чем характеризуется социализация в зрелые годы? Укажите две особенности этого процесса.
23. Какой институт социализации упомянут в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, приведите еще один и укажите любую другую (помимо социализации) его функцию.
24. Автор выдвигает тезис о единстве социализации (типичное) и индивидуализации (неповторимое) личности. Опираясь на обществоведческие знания, личный опыт, приведите три аргумента в подтверждение этого тезиса.
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах деятельности, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности.
26. Понятие «личность» подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни под влиянием общения с окружающими. Конкретизируйте это «книжное» утверждение с помощью трёх примеров влияния социального окружения на человека. В каждом из трёх случаев назовите качество и укажите, под влиянием чего оно сформировалось.
27. Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные учёные решают вопрос о роли природных и социальных факторов в развитии способностей человека.
28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Деятельность и мышление». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
ОТВЕТЫ
1. цель |
5. 24 |
9. 24 |
13. 3456 |
17. 235 |
2. 3 |
6. 145 |
10. 32123 |
14. 256 |
18. 124 |
3. 56 |
7. 145 |
11. 1345 |
15. 1234 |
19. 256 |
4. 34 |
8. 123 |
12. 345 |
16. 25 |
20. 253678 |
21. 1) биологические предпосылки для становления социальных качеств личности реализуются лишь во взаимодействии с социальной средой; 2) оптимальные сроки усвоения социальных ценностей соотносятся с определенными биологическими этапами развития личности. |
||||
22. 1) социализация в этот период жизни протекает более драматически; 2) в зрелом возрасте повышается роль самостоятельного анализа событий. |
||||
23. 1) назван упомянутый в тексте институт социализации: средства массовой информации; 2) приведен еще один институт, например, семья; 3) указана еще одна функция, допустим хозяйственно-бытовая. |
||||
24. 1) без усвоения общественных норм, ценностей, накопленного человечеством опыта индивид не может стать личностью; 2) социальный опыт не просто воспринимается человеком, но «переплавляется» в соответствии с индивидуальными особенностями личности в собственные убеждения, ориентации; 3) принятие социальных ценностей сочетается в личности с нацеленностью на преобразование общества, творческий потенциал личности неразрывно связан с ее индивидуальными особенностями. |
||||
25. 1) смысл понятия, например: «активность человека, направленная на удовлетворение потребностей и регулируемая осознанной целью»; 2) одно предложение с информацией о видах деятельности, опирающейся на знания курса, например: «Существует много классификаций человеческой деятельности, в том числе выделение трех ее ведущих видов: труд, учение, игра»; 3) одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности, например: «Учение направлено на усвоение знаний, приобретение умений и навыков». |
||||
26. 1. аккуратность — учитель начальных классов учит ребенка аккуратно и красиво писать; 2. ответственность — родители, оставляя старшего брата приглядывать за младшим, формируют у него ответственность за принятые решения и совершенные поступки; 3. целеустремленность — пример бизнесмена, добившегося успеха за счет своих личных качеств и полученного образования, вдохновил старшеклассника успешно сдать выпускные экзамены и поступить в престижный университет. |
||||
27. 1. Уже из определения понятия «способностей» видно, что они не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности, т.к. способности — это индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. 2. Нет, не отрицает. 3. Для развития способностей человека одинаково важны и природные и социальные факторы, т.к. имея с рождения какие-либо способности, человек может развить их только при определенных социальных условиях. |
||||
28. 1. Деятельность как способ жизни человека и общества. 2. Структура деятельности: а) субъект; б) объект; в) цель; г) мотивы; д) действия; е) результат. 3. Виды деятельности: а) игра, общение, учение, труд; б) материальная (материально-производственная, социально-преобразовательная); в) духовная (познавательная, ценностно-ориентировочная, прогностическая). 4. Мышление как процесс познавательной деятельности. 5. Мышление — основа рационального познания. 6. Виды мышления: а) словесно-логическое; б) наглядно-образное; в) наглядно-действенное |
Пройдите тест, узнайте свой уровень и посмотрите правильные ответы!
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к источникам права.
1) закон; 2) правоотношение; 3) судебный прецедент; 4) конституция страны; 5) законодательный орган; 6) правовой обычай.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.
Выберите верные суждения о деятельности человека.
1) Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.
2) Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.
3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.
4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.
5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.
Установите соответствие между сферами жизни общества и социальными институтами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
А) государство
Б) образование
В) наука
Г) партия
Д) избирательная система
СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
1) социальная
2) политическая
В стране Н. развито фабричное производство. какие другие признаки свидетельствуют о том, что страна развивается как общество индустриального типа? Укажите эти отличительные признаки.
1) внедряются компьютерные технологии
2) формируется класс промышленных рабочих.
3) религия оказывает значительное влияние на развитие общества
4) существует разделение труда
5) ускоренными темпами развивается сельское хозяйство
6) происходит концентрация производства
Выберите верные суждения о факторах производства и факторных доходах.
1) К факторным производствам относится организационно-правовая форма предприятия.
2) Доходом от капитала является рента.
3) Предпринимательская способность является одним из факторов производства.
4) Значение труда как фактора производства в современных условиях снижается.
5) Капитал как фактор производства включает машины и оборудование.
Установите соответствие между формами коммерческих предприятий и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) получают доходы в виде девидентов
Б) отвечают за долги своим имуществом
В) не имеют права собственности на закрепленное за ними имущество
Г) несут риски в пределах стоимости своих вкладов
Д) имущество предприятия неделимо
ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
1) полное товарищество
2) унитарное предприятие
3) акционерное общество
4) общество с ограниченной ответственностью
Гражданин А. является владельцем дачи. Ежегодно он уплачивает налог на этот имущественный объект. Что еще, помимо налога на имущество, относится к прямым налогам?
1) налог на наследство
2) акцизный налог
3) личный подоходный налог
4) таможенная пошлина
5) налог на прибыль
6) налог с продаж
Выберите верные суждения об этнических общностях.
1) Разновидностью этноса является народность.
2) Появление наций предшествовало возникновению государства.
3) В основе этнической общности лежит единство классовых интересов.
4) Различают этническое и гражданское понимание нации.
5) Сплочению народности в нацию помогает осознание людьми общности своих исторических судеб.
Выберите верные суждения о политических режимах.
1) В условиях авторитарного режима преобладает командная экономика.
2) Демократический политический режим предполагает гарантии прав и свобод человека.
3) Конституции существуют только в странах с демократическим устройством.
4) Утверждение парламентаризма началось в новое время.
5) Характерной чертой тоталитаризма является сращивание государства и правящей партии.
Установите соответствие между палатами Федерального Собрания и их функциями и полномочиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ
А) принимать федеральные законы
Б) изменять границы между субъектами РФ
В) назначать на должность Генерального прокурора РФ
Г) объявлять амнистию
Д) назначать выборы Президента РФ
ПАЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
1) Государственная Дума РФ
2) Совет Федерации
В государстве Z президент избирается членами обеих палат парламента. Какая дополнительная информация свидетельствует о том что, государство Z является парламентской республикой?
1) Парламент является постоянно действующим органом.
2) Парламент может отправить правительство а отставку.
3) Правительство несет ответственность перед президентом.
4) Главой правительства становится лидер победившей на выборах в парламент партии.
5) Парламент избирается на основе всеобщего и равного избирательного права.
6) Главной функцией правительства является разработка и принятие законов.
В соответствии с Конституцией РФ судьи независимы и подчиняются только
1) народу
2) Федеральному закону
3) Президенту
4) Првительству
5) Конституции РФ
6) Генеральному прокурору
Выберите верные суждения о субъектах правоотношений.
1) Субъектами права могут быть физические и юридические лица.
2) Дееспособность человека как субъекта права возникает с момента рождения.
3) Признать человека недееспособным может только суд.
4) Правоспособность возникает и признается государством с момента достижения совершеннолетия.
5) Субъектами права могут быть только некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли.
Установите соответствие между правоохранительными органами РФ и приведенными функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ
А) охрана общественного порядка
Б) надзор за исполнением законов
В) раскрытие преступлений
Г) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
Д) розыск лиц, скрывающихся от суда
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РФ
1) органы внутренних дел
2) прокуратура
Кто является участником уголовного судопроизводства со стороны защиты?
1) следователь
2) прокурор
3) адвокат
4) потерпевший
5) подозреваемый
6) орган дознания
- Главная
-
Обществознание
-
Выбор позиций из списка
-
Блок: Человек и Общество
4. Выбор позиций из списка
Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие «буква» — «цифра» должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.
Примеры ответов: 7 или здесьисейчас или 3514
Раскрыть
Скрыть
Выберите верные суждения о культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Интернационализации культуры способствуют мировое разделение труда, возросшая подвижность населения
2) Интернационализации культуры способствуют научно-технический прогресс, развитие информационных технологий
3) Произведения массовой культуры, как правило, ориентированы на выражение социального протеста
4) Свобода творца всегда ограничена необходимостью продажи своих произведений
5) Для всех явлений культуры характерно простое и доступное содержание
Выберите верные суждения о массовой культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Получение коммерческой выгоды является отличительной чертой массовой культуры.
2) Развитие массовой культуры отражает тенденцию культурной интеграции
3) Для всех явлений массовой культуры характерна активность восприятия
4) Для всех явлений массовой культуры характерно обращение к народным традициям
5) Явления массовой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие
Телеканал транслировал телесериал о буднях городской больницы. Что позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны выбранные элементы ответа.
1) СМИ представили телесериал как удачный коммерческий проект.
2) Авторы используют народную музыку и эпические сюжеты.
3) Одной из главных целей создателей телесериала было собственное самовыражение.
4) Телесериал рассчитан на усреднённый потребительский вкус.
5) Телесериал интересен кругу знатоков.
6) Понимание телесериала не требует специальной подготовки.
Выберите верные суждения о формах культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Коммерчески успешной может быть только массовая культура.
2) Элитарная культура прежде всего проявляется в самореализации художника и не ориентируется на широкую аудиторию.
3) Элементы народной культуры не используются в массовой культуре по причине отсутствия к ним интереса у широкой аудитории.
4) Одной из функций массовой культуры является рекреационная функция.
5) В современных произведениях искусства часто синтезируются элементы массовой, народной и элитарных культур.
Выберите верные суждения о критериях истины и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Критерием истинного знания являются простота, ясность и непротиворечивость знания
2) Критерием истинного знания является соответствие знания общепринятым представлениям
3) Критерием истинного знания являются предубеждения и пристрастия
4) Критерием истинности знания является возможность его практического применения
5) Истина всегда соответствует интересам познающего субъекта
Выберите верные суждения о процессе познания и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Только благодаря органам чувств человек овладевает истинными знаниями
2) Научное познание всегда протекает независимо от чувственного опыта
3) Человек может познавать закономерности окружающего мира, выделяя общее и существенное из данных, полученных эмпирическим путём.
4) В процессе рационального (логического) познания используются понятия, суждения, умозаключения
5) С помощью чувственного познания человек постигает сущность того или иного события, закономерности развития окружающего мира.
Выберите верные суждения о познавательной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Восприятие является формой рационального познания.
2) Истинным считается только то знание, которое не может быть уточнено или опровергнуто в дальнейшем.
3) Одним из критериев истины выступает практика.
4) Обыденное познание в отличие от научного не ведет к истинному знанию.
5) Одной из форм чувственного познания является представление.
Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Чувственное познание присуще всем живым существам.
2) Одной из форм чувственного познания является восприятие.
3) Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.
4) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения.
5) Исходным элементом чувственного познания является ощущение.
Выберите верные суждения об особенностях социального познания и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Ученый, изучающий общество, использует общенаучные методы и средства познания.
2) Объективная истина в социальном познании не достижима.
3) Социальные явления необходимо рассматривать в историческом и культурном аспектах.
4) Социальное познание может быть не только научным, но и обыденным.
5) Одной из социальных наук является филология.
Выберите верные суждения о критериях истины и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Основной критерий истины – соответствие интересам познающего субъекта.
2) К критериям истины можно отнести соответствие законам логики.
3) Практическое применение может проверить истинность знания.
4) Разум и интуиция учёного являются критериями истины.
5) С точки зрения представителей философского направления эмпириков главным критерием истины является разум.
Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Формами рационального познания являются ощущение, восприятие, представление.
2) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.
3) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы.
4) Для чувственного этапа (ступени) познания свойственно воспроизведение внешних черт и свойств объектов.
5) Чувственное познание предполагает непосредственное воздействие познаваемых объектов на органы чувств.
Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Абсолютная истина является исчерпывающим знанием о предмете.
2) Истина — знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом.
3) Одним из критериев истинности знания является его понимание и принятие большинством людей.
4) Истинным можно считать лишь знание, основанное на доверии к авторитету великих учёных.
5) Относительной истине свойственна субъективность.
Выберите верные суждения о мировоззрении человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мировоззрение человека заключается в осознании себя через своё отношение к отдельным предметам и людям.
2) Ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение.
3) Компонентами мировоззрения являются нормы и ценности.
4) Философское мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественного.
5) Обыденное мировоззрение формируется стихийно, в процессе житейского опыта.
Учёный биолог Петров изучает роль ядовитых грибов в жизни леса. Выберите из приведённого перечня эмпирические методы исследования, используемые Петровым и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Выдвинул гипотезу о защитных функциях ядовитых грибов по отношению к некоторым видам растений.
2) Установил в лаборатории химический состав нескольких видов ядовитых грибов Подмосковья.
3) Изготовил модель развития грибницы в различных природных условиях.
4) Подготовил список основной литературы по изучаемой проблеме.
5) Подготовил иллюстрированный атлас с описанием наиболее распространённых видов ядовитых грибов.
6) Зафиксировал с помощью видеозаписи ареал распространения основных видов ядовитых грибов Подмосковья.
Выберите верные суждения о рациональном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Рациональное познание присуще только человеку.
2) Одной из форм рационального познания является представление.
3) Рациональное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.
4) Рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине.
5) Исходным элементом рационального познания является понятие.
Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Относительная истина, в отличие от абсолютной истины, определяет сущность общественных и природных явлений.
2) Истинное знание всегда соответствует характеристикам познаваемого объекта.
3) В научном познании абсолютная истина является идеалом, целью.
4) Относительная истина, в отличие от абсолютной истины, может измениться с течением времени.
5) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание.
Выберите верные суждения о свободе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В качестве единственного ограничителя свободы человека в обществе выступают его моральные принципы, совесть.
2) Свобода налагает на человека дополнительные обязательства и ответственность за осуществленный выбор.
3) Чувство свободы неразрывно связано с пониманием личной ответственности за выбор, осуществляемый в условиях альтернатив.
4) Многие ученые подчеркивали, что свобода налагает на человека дополнительные обязанности и долженствования, является своеобразным бременем, которое принимает человек, обретая свободу.
5) Свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом.
Выберите верные суждения о свободе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Свобода человека выражается исключительно в собственных решениях относительно дальнейших действий.
2) Свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом.
3) Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом.
4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.
5) Свобода человека предполагает возможность реализации им своих интересов и потребностей.
Выберите верные суждения о соотношении свободы, необходимости и ответственности в деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека.
2) Одним из проявлений необходимости в деятельности человека выступают объективные законы развития природы.
3) Ответственность человека повышается в условиях ограниченного выбора стратегий поведения в определенных ситуациях.
4) Неограниченная свобода является безусловным благом для человека и общества.
5) Готовность человека оценивать свои действия с точки зрения их последствий для окружающих служит одним из проявлений чувства ответственности.
Выберите верные суждения о свободе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Свобода человека, в частности, проявляется в сознательном выборе путей и способов достижения цели.
2) Свобода человека, в частности, проявляется в отсутствии ответственности за совершённые поступки.
3) Свобода состоит в независимости человека от объективной необходимости, возможности на практике воплощать свои цели.
4) Свобода — это выбор, который связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека.
5) Свобода личности проявляется в выборе человеком своего жизненного пути.
Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Только благодаря органам чувств человек овладевает истинными знаниями.
2) Научное познание всегда протекает независимо от чувственного опыта.
3) Для чувственной ступени познания характерна фиксация сущностных свойств и качеств предмета в понятиях.
4) Формулирование выводов и умозаключений на основе имеющихся суждений отличает рациональную (логическую) ступень познания
5) Научное познание отличается от обыденного стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений.
Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой теоретически обоснованное знание.
2) Единственным критерием истинного знания является авторитетный источник информации.
3) Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, но их истинность можно установить иными путями.
4) Истинным можно считать лишь то знание, которое соответствует объекту познания.
5) Истина всегда объективна.
Студент работает над рефератом «Отличительные черты индустриального общества». Какие особенности обществ из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)
1) Экономика характеризуется господством сельского хозяйства и примитивного ремесла.
2) В политической сфере господствуют церковь и армия.
3) Экономической базой общества является промышленность.
4) Социальная структура является сословно корпоративной, стабильной.
5) Преобладает интенсивная технология.
6) В общественных отношениях господствуют право и закон.
Студент работает над рефератом «Общество традиционного типа». Какие особенности обществ из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны).
1) Экономика характеризуется господством сельского хозяйства и примитивного ремесла.
2) В политической сфере господствуют церковь и армия.
3) Экономической базой общества является промышленность.
4) Социальная структура сословно корпоративна, стабильна.
5) Преобладает экстенсивная технология.
6) В общественных отношениях господствуют право и закон.
Японское общество отличает приверженность истории, традиции. Сами японцы утверждают, что они представляют собой постиндустриальное традиционное общество и новые технологии, современная техника не препятствует традиции.
Найдите в приведенном перечне признаки, позволяющие утверждать, что и в современной Японии сохраняются элементы традиционного общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Японцы уважают и почитают императора (микадо), символизирующего единство нации.
2) Многие жители Японии являются приверженцами древней религии Синто, восходящей к языческим культам, обожествлению природы.
3) Японцы возводят искусственные острова из мусора и возводят на них сейсмоустойчивые небоскрёбы.
4) Японцы сохраняют приверженность семейным устоям, отмечают старинные семейные праздники и обряды.
5) Жители Японии перемещаются на поездах на воздушной подушке и по многоярусным автомагистралям.
Страна 2 с населением в 50 млн человек расположена в Юго-Восточной Азии. Какие черты позволяют судить о принадлежности этой страны к индустриальному обществу? (Запишите цифры, под которыми эти черты указаны.)
1) Женщины активно вовлекаются в процесс производства.
2) Рабочие составляют значительную часть населения.
3) В стране сложилось крупное машинное производство.
4) Компьютерные технологии используются во многих областях.
5) Государство имеет федеративное устройство.
6) Большинство семей имеют трёх и более детей.
Выберите верные суждения об общественном прогрессе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для общественного прогресса характерно движение вперёд к более совершенному.
2) Важнейший гуманистический критерий прогресса — развитие производственных сил.
3) Свойствами общественного прогресса являются противоречивость и относительность.
4) Следствием прогресса является уменьшение степени свободы, которую общество может предоставить человеку.
5) В каких-то случаях прогресс замедляется и даже сменяется стагнацией, но человечество в целом и в течение длительного времени никогда не регрессировало.
Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе.
2) К экономическим институтам относятся деньги, обмен, собственность, хозяйственные отношения.
3) Социальные институты — понятие стабильное и неизменное, единожды созданные социальные институты не подлежат изменениям.
4) Государство как главный политический институт выполняет важную роль — продолжение рода.
5) Социальные институты организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни.
Выберите верные суждения об общественном прогрессе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Есть области общественных отношений, к которым понятие прогресса неприменимо.
2) К гуманистическим критериям общественного прогресса относится уровень образования.
3) Средняя продолжительность жизни не является критерием общественного прогресса.
4) Общественный прогресс не связан с совершенствованием человеческого разума.
5) Общественный прогресс осуществляется благодаря развитию науки, культуры и повышению нравственности человека.
Выберите верные суждения о духовной сфере жизни общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовная сфера является факультативной и присутствует не во всех обществах.
2) Духовная сфера тесно связана с другими сферами жизни общества.
3) Искусство, наука и мораль являются частью духовной сферы жизни общества.
4) Религия является компонентом духовной сферы жизни общества.
5) Духовная сфера жизни общества занимается производством и торговлей предметами искусства и результатами научной деятельности.
Выберите верные суждения о типологии обществ и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Все общества можно разделить на две группы — дописьменные и письменные.
2) Согласно марксистской классификации общества подразделяют на первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое общество.
3) Традиционное общество основано на натуральном хозяйстве, ручном труде и следовании традициям в решении экономических вопросов.
4) Индустриальное общество следует путём внедрения высоких технологий в производство, его роботизации и вытеснения людей в сферу услуг.
5) Информационное общество начинает создавать массовую культуру и включаться в процессы глобализации.
Выберите верные суждения о многовариантности общественного развития.
1) Общественное развитие может носить реформистский или революционный характер.
2) Эволюция — быстрая одновременная модернизация, затрагивающая основы существующего строя.
3) Реформа — это усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни.
4) Контрреформа — естественный процесс, происходящий в обществе без вмешательства государства.
5) Революция — это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни.
Выберите верные суждения о человеке и напишите цифры, под которыми они указаны.
1) Человек — это существо, которое участвует в создании самого себя.
2) Достаточно одного любого человека, чтобы по нему судить обо всех людях.
3) Поведение человека определяют не только его внутренние качества, но и внешние обстоятельства.
4) Человек — это, по большей части, существо социальное.
5) Биологическая природа человека представлена исключительно его физиологическими потребностями.
Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Деятельность человека направлена на преобразование окружающего мира.
2) Деятельность человека обусловлена, в первую очередь, природными инстинктами.
3) Деятельность человека является проявлением это биологической природы.
4) В деятельности человека воплощается его мыслительная деятельность.
5) Деятельность человека является проявлением его социальной природы.
Выберите верные суждения о мышлении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мышление возможно без анализа, обобщения и синтеза.
2) Индукция – это общего положения к частному.
3) Образное мышление — это совокупность способов и процессов решения задач, которые предполагают зрительное представление ситуации.
4) Формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.
5) Одной из отличительных черт мышления является социальная природа .
Выберите верные суждения о сущности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Все люди рождаются равными от природы, только социальная среда делает всех разными
2) Тем, чем человек является в настоящий момент, он обязан только генам, врожденным качествам
3) Биологическая природа человека никак не влияет на его социальное положение
4) Человек способен изменить свою биологическую природу
5) Биологическая и социальная природа человека тесно взаимосвязаны
Выберите верные суждения о личности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Личность — это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.
2) Личность — это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.
3) Основные качества личности проявляются в человеке с момента его рождения.
4) Вторичные агенты социализации не влияют на процесс становление личности.
5) Личностью человек становится к определенному возрасту.
Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление важнейших социальных потребностей личностии запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела.
2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями.
3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых учёных.
4) Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки.
5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки.
Одиннадцатиклассники завершают изучение нового материала и начинают подготовку к экзаменам. Какие признаки характеризуют осуществляемую ими деятельность? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Она направлена на преобразование реально существующих предметов природы.
2) Объектом деятельности является новое, не известное никому ранее знание.
3) Средством деятельности являются учебники и учебные пособия.
4) Деятельность имеет как индивидуальный, так и коллективный характер.
5) Мотивом является желание удовлетворить материальные потребности.
6) Она способствует освоению накопленных человечеством культурных ценностей.
Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.
2) Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.
3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.
4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.
5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.
Выберите верные суждения о человеке как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) О человеке как личности говорит его способность к продолжению рода.
2) Человека как личность отличает умение защищаться от врагов.
3) Человеку как личности свойственна способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов.
4) Человек как личность обладает способностью преобразовывать природную среду.
5) Человек как личность формируется в процессе социализации.
Выберите верные суждения о видах деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В отличие от других видов деятельности, учение способствует познанию мира.
2) И учение, и труд, и игра могут осуществляться как индивидуально, так и сообща.
3) В отличие от учения и игры, труд позволяет удовлетворять материальные потребности.
4) Все виды деятельности предполагают использование специального оборудования.
5) Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности.
Выберите верные суждения о мышлении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Особенностью мышления является его опосредованный характер.
2) Объективной материальной формой мышления является язык.
3) Дедукция – это логическое умозаключение от частного к общему.
4) Синтез как приём мышления есть разложение предмета на составляющие его части и стороны.
5) Мышление невозможно без анализа, синтеза и сравнения.
Пора зарегистрироваться!
Так твой прогресс будет сохраняться.
Регистрация
Начало работы
Привет сейчас ты за 5 шагов узнаешь, как пользоваться платформой
Смотреть
Выбери тест
«Выбери тест, предмет и нажми кнопку «Начать решать»
1 / 6
Вкладки
После выбора предмета необходимо выбрать на вкладке задания, варианты ЕГЭ, ОГЭ или другого теста, или теорию
2 / 6
Задания
Решай задания и записывай ответы. После 1-ой попытки
ты сможешь посмотреть решение
3 / 6
Статистика
Сбоку ты можешь посмотреть статистику и прогресс по предмету
4 / 6
Решение
Нажми, чтобы начать решать вариант. Как только ты перейдешь
на страницу, запустится счетчик времени, поэтому подготовь заранее все, что может тебе понадобиться
5 / 6
Отметки
Отмечай те статьи, что прочитал, чтобы было удобнее ориентироваться в оглавлении
6 / 6
Молодец!
Ты прошел обучение! Теперь ты знаешь как пользоваться сайтом
и можешь переходить к решению заданий
Контрольная работа по теме: «Деятельность как способ существования людей».
10 класс
1 – вариант.
Часть I.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.— 1 б.
Виды деятельности
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
… |
Преобразование реальных объектов природы и общества |
Духовная |
Изменение сознания людей, становление их мировоззрения, системы ценностей |
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятии представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).— 1 б.
объекты деятельности |
результаты деятельности |
мотивы деятельности |
субъекты деятельности |
структура деятельности |
цель деятельности |
3.Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.— 1 б.
1) биологические |
2) физиологические |
3) социальные |
4) органические |
5) естественные |
6) эстетические |
4.Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны. – 2 б.
1) Компонентами структуры любой деятельности является средство, мотивы, эмоции.
2) Познавательная деятельность в отличие откоммуникативной предполагает использование понятий и терминов.
3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.
4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный, целенаправленный характер.
5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.
5.Установите соответствие между примерами и элементами структуры деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.— 2 б.
ПРИМЕРЫ |
ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
А) театральные декорации Б) оркестр В) театральная труппа Г) музыкальные инструменты Д) осветительные приборы |
1) субъекты деятельности 2) средства деятельности |
6.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.— 2 б.
«В труде, учении, ___________ (А) формируются и проявляются все стороны психики.
Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ___________ (Б) — ее способности и характерологические черты — формируются в ходе жизни. Врожденные ___________ (В) организма являются лишь ___________ (Г) — весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства — ___________ (Д) и черты характера в зависимости от хода его жизни и ___________ (Е) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер».
Cлова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов.
1) особенность |
2) способности |
3) личность |
4) игра |
5) общество |
6) задатки |
7) общение |
|
9) группа |
7. Выберите верные суждения о потребностях человека и запишите цифры, под которыми они указаны.- 2 б.
1) Потребностью является переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.
2) Потребность в самореализации, самоутверждении относится к идеальным потребностям.
3) Примером биологической потребности служит потребность в познании окружающего мира.
4) Потребность служит побудительным мотивом деятельности.
5) Потребность, как правило, направлена на какой-либо предмет, с помощью которого она может быть удовлетворена.
Прочитайте текст и выполните задания 8 -11
Сознание и деятельность
Как и активность животных, деятельность представляет собой информационно направленный процесс, предполагающий способность ориентироваться в среде — воспринимать значимые сообщения, перерабатывать их в командные коды поведения, которые вызывают, направляют и контролируют физическую реакцию системы…
Информационное поведение человека определяется сознанием, которое представляет собой высшую форму развития психики животных, обладающих нервной системой, способных ощущать, воспринимать и представлять окружающую действительность…
Сознание человека основано на способности к словесно-логическому, «вербальному» мышлению, которая надстраивается над системой условных и безусловных рефлексов поведения и завершает собой простейшие формы «прологического» — наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
…Любой «ставший» человек в отличие от животного обладает некоторым минимумом абстрактного мышления, позволяющего ему отображать среду путем логических моделей, идеальных образов действий, относительно самостоятельных, независимых от сиюминутных поведенческих ситуаций.
Результатом подобной работы сознания оказывается наличие в человеческой деятельности особого рода целей, отличных от объективных целей адаптивной деятельности животных. Речь идет о сознательных целях деятельности, связанных со способностью человека анализировать ситуацию, т. е. раскрывать неявные, не поддающиеся «живому наблюдению» причинно-следственные связи ее значимых компонентов… Эта способность позволяет людям заранее предвидеть результаты своей деятельности, планировать их, т. е. продумывать наиболее целесообразные в данных условиях способы их достижения.
К.Х. Момджян
8.Что, по мысли автора, сближает поведение животных и деятельность человека? Какими отличительными характеристиками автор наделяет сознание (мышление) человека, сравнивая с психикой животных?.–2 б.
9.Как, по мысли автора, изменяется целеполагание под влиянием логического мышления? Приведите две характеристики.- 2 б.
10.Какое из двух понятий — целенаправленность и целесообразность — следует отнести к деятельности человека? Аргументируйте свой ответ, опираясь на данный текст, а также знания из курса обществоведения.— 3 б.
11. Приведите слова текста, в которых отражена связь сознания и речи. Опираясь на знания из курса обществоведения, покажите значение языка для совместной деятельности людей.— 3 б.
12.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая деятельность»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах политической деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности политических действий.— 3 б.
13.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Потребности и интересы человека в структуре деятельности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах— 3 б.
27-25 б. – «5»
24 – 19 б. – «4»
18 – 13 б. – «3»
менее 13 б. – «2
Контрольная работа по теме: «Деятельность как способ существования людей».
10 класс
2 – вариант.
Часть I.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.— 1 б.
Активность и её виды
ВИДЫ АКТИВНОСТИ |
ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
… |
Действия человека, в основе которых лежит мышление |
Поведение |
Действия животных, основанные на инстинктах. |
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятии представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).— 1 б.
мотив |
компонент деятельности |
цель |
процесс |
результат |
метод |
3.. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «виды деятельности». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.— 1 б.
1) трудовая |
2) инстинктивная |
3) учебная |
4) созидательная |
5) творческая |
6) кадровая |
4.Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны. – 2 б.
1) Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.
2) Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.
3) В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.
4) Деятельность человека вызывается социальными потребностями.
5) Деятельность человека носит волевой и сознательный характер
5.Установите соответствие между отличительными признаками и видами деятельности, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.— 2 б.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК |
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
А) преобразование природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностей Б) направленность на практически полезный результат – различные блага В) формирование знаний и умений, развитие мышления и сознания личности Г) побудительный мотив заключается не в результате деятельности, а в ее процессе Д) все средства всегда специально направлены на изменение субъекта деятельности |
1) труд 2) игра 3) учение |
6.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.— 2 б.
«Мотивом _____(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная______(Б) человека. Это определённая форма связи с внешним миром____(В), социальной группы, общества в целом. В зависимости от задач изучения потребностей в современной науке применяются различные их классификации. Потребности, вызванные биологической природой человека, называются_____(Г). Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. Потребности, связанные с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми, характеризуются как _____(Д). Потребности, связанные с познанием человеком окружающего мира и смысла своего существования, относятся к________(Е). Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».
Cлова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов.
1) потребность |
2) деятельность |
3) причина |
4) социальный |
5) естественный |
6) подлинный |
7) социализация |
|
9) идеальный (духовный) |
7.Выберите верные суждения о коммуникативной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.- 2 б.
1) Одним из барьеров в процессе коммуникации людей выступает их личная взаимная неприязнь.
2) Средством вербального общения является мимика.
3) Информационное общество создало новые формы общения.
4) Речь является самым продуктивным инструментом человеческого общения.
5) Основной целью коммуникации является обмен эмоциями.
Прочитайте текст и выполните задания 8 -11
Конечно, утверждение о том, что вне сознания нет и не может быть деятельности, осуществляемой человеком как социокультурным субъектом, нуждается в серьёзных уточнениях. В самом деле, «композитивный» характер социального действия, осуществляемого в соответствии с законами физики и биологии, а не вопреки им, заставляет нас учитывать теснейшую связь, а зачастую и взаимопроникновение, между собственными социальными и природными измерениями деятельности.
В этом плане целенаправленная деятельность, свойственная людям, не исключает наличия у них набора регуляторов поведения альтернативных сознанию. В действительности деятельность содержит в себе признаки не только простейшего физического процесса, но и приспособительного поведения животных, активности не в её родовом, а в сугубо биологическом понимании.
В этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что деятельность осуществляется людьми, каждый из которых представляет собой не только «микрокосм социальности», но и живой организм, наделённый как «витальными» потребностями животного, так и рефлекторными программами поведения – не только условными, но и безусловными. Человеческого младенца, только появившегося из утробы матери, никто не учит дышать, кричать или сосать грудь; вполне взрослые люди отдергивают руку от огня или инстинктивно сохраняют равновесие, ничуть не задумываясь над необходимостью или последовательностью предпринимаемых усилий.
Велик соблазн заявить, что подобные рефлекторные программы поведения отвечают лишь за внутренние и внешние реакции нашего «тела», и никак не вмешиваются в собственно деятельность, т. е. поведение людей как социальных существ. Однако подобное заявление едва ли соответствует истине, поскольку значимые социокультурные реакции человека вызываются отнюдь не только логическими расчётами и планами.
Мало того, что система человеческого сознания включает в себя совокупность эмоциональных процессов, сопровождающих и существенно влияющих на целеполагание. Следует признать, что необходимым внутренним компонентом человеческого сознания является обширная сфера так называемых бессознательных импульсов, без учёта которых картина социального поведения человека будет явно неполной.
На языке психологии поведенческие реакции, в которых отсутствует сознательная регуляция и контроль каждого из необходимых движений, именуют навыками. Место сознательного расчёта в них занимает автоматизированное восприятие действительности в форме двигательных и интеллектуальных навыков, являющихся основой полноценной предметной деятельности во внешней среде.
К.Х. Момджян
8.Какие составляющие, по мнению автора, образуют композитивный характер социального действия? Какие два признака деятельности, помимо целенаправленного характера, свойственного людям, называет автор?-2 б.
9.Какие факторы по мнению автора, кроме логических расчётов и планов, обуславливают социокультурное поведение человека? Приведите два положения. Используя обществоведческие знания, назовите ещё один любой фактор, не упомянутый в тексте..— 2 б.
10.При изучении человеческой деятельности, обществоведы используют термин «навыки». Какое определение «навыков» приводит автор текста? Приведите три примера подобных навыков, о которых он пишет.— 3 б.
11. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной автором мысли о том, что человек представляет собой «микрокосм социальности».— 3 б.
12.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «функции политической деятельности»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о направлениях политической деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида деятельности.— 3 б.
13.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Роль потребностей в деятельности человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.— 3 б.
27-25 б. – «5»
24 – 19 б. – «4»
18 – 13 б. – «3»
менее 13 б. – «2
Контрольная работа по теме: «Деятельность как способ существования людей
КЛЮЧ
№задания |
1 – вариант |
2 – вариант |
1- 1 б. |
материальная |
деятельность |
2- 1 б. |
структура деятельности |
компонент деятельности |
3- 1 б. |
36 |
26 |
4- 2 б. |
34 |
145 |
5- 2 б. |
21122 |
11323 |
6- 2 б. |
431628 |
218549 |
7- 2 б. |
145 |
134 |
8- 2 б. |
Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе могут быть названы такие черты, сближающие поведение животных и деятельность человека, как: — направленность процесса; — ориентировочный характер. В ответе указывается, что сознание человека, в отличие от психики животных, обладает способностью к логическому (абстрактному) мышлению. |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Составляющие социального действия: собственно социальные и природные измерения деятельности. 2) Признаки простейшего физического процесса и признаки приспособительного поведения животных. |
9- 2 б. |
Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе могут быть указаны следующие характеристики целеполагания: — появление сознательных целей; — способность анализировать ситуацию; — способность раскрывать причинно-следственные связи. |
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы: 1) два фактора, названные автором: совокупность эмоциональных процессов и бессознательные импульсы; 2) дополнительный фактор, например, следование обычаям, социальные стереотипы. |
10- 3 б. |
Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе сделан правильный выбор из двух понятий: деятельность человека целенаправленна. В ответе объясняется, почему поведение животных следует считать целесообразным: оно направляется непосредственно потребностями без предварительной обработки внешних воздействий сознанием. В ответе объясняется, почему к деятельности человека применимо понятие «целенаправленность»: ее предваряет созданный сознанием идеальный образ желаемого результата, на достижение этого результата и направлена деятельность. |
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы: 1) определение навыков: поведенческие реакции, в которых отсутствует сознательная регуляция и контроль каждого из необходимых движений; 2) примеры навыков: – человек движется по знакомой дороге, не задумываясь о том, как выстроить свой путь; – опытный водитель не задумывается над комбинацией физических действий, необходимых для управления машиной; – танцовщик выполняет известные ему движения автоматически, на основе телесной «памяти». Могут быть приведены иные примеры. |
11 – 3 б. |
Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе приводятся слова автора: способность к словесно-логическому, «вербальному» мышлению. Указывается, что: — речь является важнейшим инструментом коммуникации; — она позволяет выразить и сделать понятными для всех участников деятельности ее правила и цели; — в результате совместная деятельность становится гораздо эффективнее. |
Могут приведены следующие объяснения: 1) человек способен к совместной преобразовательной деятельности; 2) человеческая личность формируется в процессе социализации; 3) только под воздействием общества человек приобретает способность к понятийному и образному мышлению. Могут быть приведены иные объяснения. |
12 –3 б. |
«Политическая деятельность» – это осознанные целенаправленные действия субъектов политики, преследующих индивидуальные, групповые цели и интересы. 1. Методы политической деятельности: убеждение, изучение общественного мнения, конструктивный диалог различных политическихсил, контроль за соблюдением правовых норм, прогнозирование последствий тех или иных политических действий. 2. Политическая деятельность включат в себя разнообразные действия: организацию партий, принятие правительственных решений, избирательные кампании, выступление в парламенте, политические митинги, дипломатические переговоры, разработка политических программ, референдумы, и т.п. |
«Функции политической деятельности» – задачи, которые стремятся реализовать обладающие властью субъекты политики. 1. Направлениями политической деятельности являются достижение власти, обеспечение общественного порядка, интеграция социальных интересов. |
13 – 3 б. |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1. Понятие потребностей человека. 2. Классификация потребностей человека: A) биологические потребности человека; Б) социальные потребности; B) идеальные потребности. 3. Структура деятельности человека: A) потребности и мотивы; Б) цель; B) средства; Г) результат. 4. Интересы человека как мотив его деятельности. |
1. Понятие деятельности. 2. Мотивы деятельности а. потребности б. интересы в. влечения 3. Классификация потребностей. а. биологические б. социальные в. идеальные 4. Классификация потребностей А. Маслоу а. физиологичекие б. экзистенциальные в. социальные г. престижные д. духовные 5. Связь потребностей с видами деятельности а. творческая б. трудовая в. игровая (досуговая) г. образовательная 6. Потребность как основной мотив деятельности человека. |
27-25 б. – «5»
24 – 19 б. – «4»
18 – 13 б. – «3»
менее менее 13 б. – «2