Классное сочинение по творчеству лермонтова 9 класс

Михаил Юрьевич Лермонтов – признанный мастер слова. Его творчество знают во всем мире. Лермонтов был человеком, талантливым и в поэзии, и в прозе. Его произведения наполнены глубоким философским смыслом.

Безусловно, самой заметной литературной работой Лермонтова является лирико-психологический роман “Герой нашего времени”. Михаил Юрьевич уделял внимание не только сюжету произведения, но и филигранно оттачивал все образы. Так, характер Печорина, главного героя, сложный и неоднозначный. Лермонтову удалось создать персонажа, сотканного из противоречий.

Лирика Лермонтова поражает своей разноплановостью. Каждый стих наполнен глубоким философским смыслом. Сердце поэта принадлежало Кавказу. Так, в стихотворении “Кавказ” Лермонтов воспевает красоту величественных “южных гор”.

Михаил Лермонтов прожил короткую жизнь. Однако он создал множество знаковых произведений, которые и по сей день вызывают у читателей подлинное восхищение.

Опубликовано 24 декабря, 2019

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Лермонтов

Сочинения по творчеству Лермонтова

  • Личность Печорина
  • По стихотворению Утес
  • Жизнь и судьба Печорина
  • Печорин и Грушницкий (сравнительная характеристика)
  • Образ Печорина
  • Анализ эпизода Дуэль Печорина и Грушницкого
  • Дружба в жизни Печорина
  • Калашников и Кирибеевич. Сравнительная характеристика
  • Про купца Калашникова
  • Трагедия Печорина, ее сущность и причины
  • Образ Мцыри в поэме Лермонтова
  • Характеристика Мцыри
  • В чем трагедия Печорина?
  • По стихотворению Листок
  • По стихотворению Тучи
  • По поэме Мцыри
  • Бородино
  • Герой нашего времени по произведению
  • Любовная лирика Лермонтова
  • Путешествие на поле славы
  • Мое отношение к Печорину (9 класс из героя нашего времени)
  • Мцыри как романтический герой
  • Печорин — герой своего времени
  • Парус — мое любимое стихотворение Лермонтова
  • Мой Лермонтов
  • Мой любимый поэт Лермонтов
  • Значение дуэли в романе Герой нашего времени
  • Лирика Лермонтова
  • Образ Бэлы в романе Герой нашего времени
  • Мои любимые страницы в романе Герой нашего времени
  • Мой любимый герой в романе Герой нашего времени
  • Тамара в произведении Демон
  • Образ Демона в поэме Лермонтова
  • Анализ главы Княжна Мэри
  • Анализ главы Тамань
  • Вера в романе Герой нашего времени
  • Максим Максимыч в романе Герой нашего времени
  • Отношения Печорина и Бэлы
  • Герой нашего времени — История создания
  • Анализ главы Фаталист: Герой нашего времени — роман Лермонтова
  • Анализ главы Максим Максимыч
  • Грушницкий в романе Герой нашего времени
  • Женские образы в романе Герой нашего времени
  • Дружба и взаимоотношения Печорина и Максима Максимыча в романе Герой нашего времени
  • Анализ поэмы «Мцыри»
  • Цель побега Мцыри
  • Характеристика и образ Кирибеевича (опричник)
  • Анализ главы «Фаталист»
  • Анализ стихотворения «Узник»
  • Анализ романа «Герой нашего времени»
  • История души человеческой в романе «Герой нашего времени»
  • Образ Казбича (характеристика)
  • Печорин в романе Герой нашего времени
  • Основные мотивы лирики Лермонтова
  • Печорин и Ундина
  • Почему Вернер не стал другом Печорина
  • История жизни Григория Печорина
  • Темы и мотивы лирики Лермонтова
  • Тема судьбы в произведении Герой нашего времени
  • Свобода в лирике Лермонтова
  • Особенности композиции романа Герой нашего времени
  • Мое любимое стихотворение Лермонтова Тучи
  • Мой любимый поэт и писатель Лермонтов
  • Природа в поэме Мцыри
  • Печорин — странный человек
  • Печорин и водяное общество
  • Побег Мцыри из монастыря
  • Образ потерянного поколения в романе Герой нашего времени
  • Адресаты любовной лирики Лермонтова
  • Человек и природа в лирике Лермонтова
  • Нравственные проблемы в романе Герой нашего времени
  • Печорин и горцы в романе Герои нашего времени
  • Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова

Золотой век русской литературы подарил миру большое количество талантливых личностей, которые внесли большой вклад в развитие не только русской, но и мировой литературы. Одним из таких классиков является Михаил Юрьевич Лермонтов. Становление его творчества напрямую связано с Александром Сергеевичем Пушкиным. Лермонтов так глубоко уважал и ценил творчество Пушкина, что сам последовал по его стопам и стал не менее великим поэтом.

Михаил Лермонтов, как многие другие поэты писал произведения на те темы, которые его потрясли или произвели фурор в душе поэта. Он всегда глубоко проникался той темой, которой посвящал свои стихотворения. Первым эмоциональным потрясением в жизни Лермонтова которое сильно повлияло на творчество поэта является смерть А.С. Пушкина. После этого события молодой человек пишут стихотворение «Смерть поэта», в котором он отразил всю бурю чувств и печали.  Данное стихотворение было опубликовано в журнале, что принесло славу молодому поэту. Это событие считается ключевым в зарождении творчества М.Ю. Лермонтова.

Жизнь поэта нельзя назвать радужной и счастливой. Ему пришлось служить в Крыму, на Кавказе, где велась ожесточенная борьба. ЭТО на нанесло серьезную печать на душу и творчество Михаила Юрьевича. Помимо этого, поэт не был женат, но страдал от неразделённой любви к Варваре Лопухиной. Именно ей было посвящено огромное множество любовной лирики в письмах. Исходя из этих фактов жизни поэта, можно заметить, что в его творчестве прослеживаются три основных направления, а именно:

  • Война на Кавказе
  • Неразделенная любовь
  • Трагедия человеческой судьбы

Третья, не менее важная, линия творчества поэта посвящена трагедии судьбы человека. Такое направление появилось благодаря его способности сочувствовать людям, переживать за их жизнь и судьбу. Лермонтов много поведал на войне и в обычной жизни, в путешествиях, где встречал разных людей с разными историями из жизни. Лермонтов находился в постоянном творческом поиске: изучал фольклор и написал произведение «Песня про купца Калашникова», историческая тема «Бородино и прочее.

Лермонтов прожил короткую, но глубоко значимую жизнь. До трагедии своей смерти поэт подвел итог всего своего творчества произведением «Герой нашего времени», где он рассмотрел важный вопрос: как человеку стать счастливым. Это и стало прекрасной точкой в жизни и творчестве Михаила Юрьевича. С ней знакомиться все школьники.

Сочинения по произведениям М. Ю. Лермонтова

В поэме «Мцыри» великий поет Михаил Лермонтов описал образ непокорного, вольнолюбивого юноши, с чистой душой и героическим характером. Мцыри проявил упорство и бесстрашие для обретения свободы, о которой мечтал всю жизнь.

Парень жил в глухом монастыре в качестве послушника. Монастырь этот стал для него тюрьмой. С детства он был серьезным и собранным. Одиночество сводило Мцыри с ума, и в одну грозовую ночь ему удалось бежать.

Читать далее…

Роман «Герой нашего времени» написан Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в середине девятнадцатого века. Это произведение отличается тем, что представляет собой несколько взаимосвязанных повестей с разными наименованиями. Однако, везде фигурирует главный герой романа — Григорий Печорин.

Читать далее…

Лермонтов написал стихотворение «Бородино» в 1837 году, приурочив его к двадцатипятилетней годовщине Бородинского сражения. Оно приобрело широкую популярность благодаря простоте стихотворного языка и патриотическому содержанию.

Читать далее…

В своем произведении «Герой нашего времени» Лермонтов использовал противопоставление главного героя (Печорина) другому персонажу (Грушницкому). Это было сделано для того, чтобы характеры героев выделялись более ярко.

Читать далее…

Большое место в творчестве М. Ю. Лермонтова занимает такой жанр, как поэма. Одна из лучших, по мнению критиков – «Мцыри». Результат долгой и трудной деятельности М. Ю. Лермонтова.

Читать далее…

Роман «Герой нашего времени» поднимает тему «лишних людей». Главный его герой — молодой аристократ Печорин. Он любознательный, неравнодушный, активно участвующий в окружающей жизни.

Читать далее…

Много времени минуло с тех пор, и вот я снова здесь. Бородинское поле, где многим моим товарищам суждено было сложить голову за Отчизну. Мы были молоды и полны решимости. Нашей стране угрожал враг, мы встали на ее защиту.

Читать далее…

Один из главных героев поэмы Лермонтова — молодой богатый купец Степан Парамонович Калашников. Он знает свое дело, хороший семьянин, заботливый отец и муж. Но однажды день ему как-то сразу не задался.

Читать далее…

Печорин Григорий Александрович — герой своего времени. Времени, когда дуэли были распространенным явлением, когда дети аристократов служили в армии, когда любовь отождествлялась с легким флиртом и романы с замужними женщинами не считались чем-то зазорным.

Читать далее…

Произведения этого поэта пробуждают все чувства, они призваны будоражить сознание. Когда мне в руки попадают стихотворения М. Ю. Лермонтова, я оказываюсь в совершенно особом мире, волнующем и зовущем. 

Читать далее…

Произведение Лермонтова описывает события XVI века, когда власть царя Ивана Грозного была неограниченной. Главной темой в поэме является честь и достоинство. Она раскрыта на примере главных героев: купца Степана Калашникова и опричника Кирибеевича.

Читать далее…

Произведение «Мцыри» призвано отобразить стремление к свободе и настоящее мужество. Любовная линия прослеживается только в одном эпизоде поэмы — во время встречи молодой девушки и главного героя возле горного ручья. Но, несмотря на душевный порыв, Мцыри отрекается от собственных желаний во имя отчизны и свободы. Любовь к родине и стремление к воле становятся для него важнее всего остального.

Читать далее…

Каждому человеку нравится какой-нибудь поэт или писатель. Его произведения поддерживают в трудные минуты, помогают бороться со своими слабостями и недостатками. Для меня таким творцом стал Михаил Юрьевич Лермонтов. Именно он смог найти нужные слова, которые помогли, наконец, понять, что творится в моей душе.

Читать далее…

Печорин – это непростая, многогранная личность. Он умен, наблюдателен, остроумен, умеет привлечь к себе внимание и вызвать у окружающих интерес. Однако в обществе он все же является «лишним» человеком. Возможно, тому виной его непомерный эгоизм, возможно, он мыслит иначе, не так, как другие. Печорин осознает порочность аристократического общества, к которому принадлежит. Это гложет его, но изменить устоявшийся порядок он не в силах.

Читать далее…

Прочитав романы Пушкина «Евгений Онегин» и Лермонтова «Герой нашего времени», несложно заметить много общего между главными героями и провести некоторые параллели.

Читать далее…

Сочинения по творчеству Лермонтова.

Тема любви в
произведении М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Любовь занимает
большое место в творчестве Лермонтова, и чаще всего эта любовь носит
трагический характер из-за его единственной, настоящей, неразделенной любви к
другу юности-Вареньке Лопухиной. Известно, что их любовь была взаимной, но до
Лопухиной дошли слухи, что поэт скоро женится. Вскоре сама Варенька выходит
замуж, но позже раскаивается в этом. Историю своих сложных отношений с
возлюбленной Лермонтов отчасти изобразил в романе «Герой нашего времени».
Лопухина выведена под именем Веры. В этом произведении любовь- чувство высокое,
светлое, но либо неразделенное, либо утраченное. Печорин – образованный
светский человек с критическим умом, не удовлетворенный жизнью и не видящий для
себя возможности быть счастливым. Герой развил целую теорию счастья: «Быть для
кого-нибудь причиной страданий и радости, не имея на то никакого положительного
права, — не самая ли это сладкая пища в нашей гордости? А что такое счастие?
Насыщенная гордость.» Казалось бы, умный Печорин, знающий в чем состоит
счастье, и должен быть счастлив, ведь он постоянно пытается насытить свою
гордость. Жизнь героя проходит в поисках познания самого себя и счастья. Но
счастья почему-то нет, а вместо него утомление и скука. Почему же судьба героя
так трагична? Печорин как-то сказал: «Если я причина несчастья других, то и сам
не менее несчастен.» Действительно, скольким девушкам он принес несчастья,
боли?! Любовь такое прекрасное и возвышенное чувство, к которому так небрежно
относился Печорин. Увидев первый раз Бэлу, герой подумал, что она развеет его
скуку. Но в итоге девушка совершает суицид из-за страдания по Печорину. Герой
понимает, что в женской любви он напрасно искал счастья. «Опять я ошибся», —
отмечает Печорин. Княжна Мэри так же, как и Бэла – жертва Григория
Александровича. В минуту решительного объяснения с княжной он почувствовал себя
неспособным отдать кому-либо свою свободу. Герой отвергает любовь Мэри и
оскорбленная в своем чувстве девушка замыкается в себе и страдает. Любовь к
Вере была наиболее глубока и длительной привязанностью Печорина. Вера была
единственной девушкой, которая его понимала и прощала. «С тех пор как мы знаем
друг друга, ты ничего мне не дал кроме страданий»,- говорила Вера, продолжая
любить Печорина. Девушка была готова на все ради своего возлюбленного и тем самым
сделалась рабой своего чувства. Печорин ценил Веру, но пойти на какие-либо
поступки ради нее не мог по природе своей. Ценнее всего возлюбленная ему стала
тогда, когда прислала ему последнее письмо. Герой бросается в погоню за Верой.
Сознание того, что он теряет её навсегда, вызывает непреодолимое желание
удержать «погибшее счастье». Печорин относится к тем людям, которые начинают
ценить и действовать лишь тогда, когда потеряют. Описание скачки, отчаяние
героя, его слезы – одно из самых волнующих мест в повести. В этой сцене герой
открывается человеком глубоко чувствительным, бесконечно страдающим от
одиночества и невозможности удержать свое счастье. Вера оказалась тем самым
счастьем, которого так не хватало герою и которое он так долго искал, но в
итоге потерял. «Вера стала для меня дороже всего на свете…» — отмечал Печорин.
Эта девушка навсегда оставила глубокий след в сердце главного героя. А Вера,
несмотря на свое замужество, будет продолжать любить Печорина и страдать по
нему. Почему же любовь героя не принесла никому счастья? Потому что он «ничем
не жертвовал для тем, кого любил». Он любил только для себя, «для собственного
удовольствия». Лермонтову знакомо чувство потери любимого человека, поэтому он
точно сумел описать страдания персонажей в романе, которые были подвергнуты
чувству боли, когда теряешь любимого человека или оказываешься отвергнутым им.
Писатель словно еще раз переживает свою историю с Варенькой через Печорина и
Веру.

«Как сладкую песню отчизны моей, люблю я
Кавказ»

«Как сладкую песню отчизны моей, люблю я
Кавказ..»- строки из известного стихотворения великого поэта М.Ю.Лермонтова
«Кавказ». Это не просто произведение, навеянное какой-нибудь горной музой, это
автобиографическое стихотворение, ведь все мы знаем, что Кавказ в жизни поэта играл
значимую роль. На протяжении всей жизни поэта Кавказ сопровождал его. Первые
встречи поэта с горами начались еще в детстве. Мы помним, что Лермонтов был
болезненным ребенком, и на лечение маленького Михаила возили именно на Кавказ.
А возила его бабушка Елизавета Алексеевна Арьсеньева, благодаря ей поэт увидел
впервые эти прекрасные края. Но и в дальнейшем М.Ю.Лермонтов возвращается в эти
места, и завороженный красотой природы, гор он не раз упоминает Кавказ в своих
произведениях например, «Герой нашего времени»- роман, в котором события
разворачиваются на Кавказе, «Валерик»- стихотворение, название которого венчает
наименование реки, протекающей на Кавказе. Стоит заметить, что Кавказ
присутствует не только в литературном творчестве поэта, но в живописи. Мы
знаем, что Лермонтов увлекался живописью, многие его картины посвящены Кавказу.
Поэт составлял не только устный портрет этих мест, но визуальный. Также нельзя
забывать о ссылках поэта именно в эти края. Знаете, как будто сама судьба
сводила Лермонтова Кавказ. Конечно, ссылка-это тяжкое наказание, но мне
кажется, что если его переносить в местах близких душе сердцу, то так немного
легче, чем переживать такой этап жизни в далеких и неизвестных краях. «Я
счастлив был с вами, ущелия гор…» эти строки, из того же стихотворения
«Кавказ», весьма доступно говорят нам о любви поэта к этим местам. На протяжен
жизни мы гонимся за счастьем, а в этих строках мы видим, что М.Ю.Лермонтову
удалось ощутить это чувство. Все это говорит нам о том, что настоящая любовь может
быть не только к людям, а и к природе, местам, пейзажам.

Тема любви в произведении М.Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени»

Что такое счастье ? Для кого-то счастье
-это быть с родными людьми ,кто-то находит своё счастье в деньгах, кто-то
счастлив лишь потому ,что умеет радоваться простым вещам ,но чаще всего
настоящее счастье-это любить и быть любимым. К сожалению, некоторые люди не
знают каково это- быть по-настоящему счастливым ,знать, что ты кому-то нужен,
им трудно найти своё место в жизни. Именно на этот вопрос не может найти ответ
знаменитый лермонтовский герой Григорий Печорин. Михаил Юрьевич Лермонтов -один
из немногих писателей в мировой литературе, чьи проза и стихотворения одинаково
совершенны . В последние годы жизни Лермонтов создаёт свой удивительно глубокий
роман «Герой нашего времени» . Это произведение можно назвать
образцом социально-психологической прозы . Через образ главного героя романа
Григория Печорина автор передал мысли ,чувства ,искания людей 30-х годов 19
века. По мнению автора ,молодые люди того времени были ко всему равнодушны ,они
не были способны на жертвы во имя любви . Однако ,в своём романе Лермонтов с
большей психологической точностью показывает это замечательное чувство . Прежде
всего любовная тема в романе неразрывно связана с женскими образами :Бэлой,
княжной Мери ,Верой , девушкой- Ундиной . Первой в романе перед нами предстаёт
черкешенка Бела. Поддавшись своей прихоти ,Печорин выкрал юную девушку из
родительского дома . Сначала Бэла отвергала Григория Александровича ,но вскоре
сердце красавицы сдалось . Первое время влюблённые были счастливы ,но герою
романа быстро наскучила Бэла. Я считаю ,что Печорин вовсе не любил девушку ,она
была в качестве забавы. В конце повести Бэла мучительно погибает ,но всё равно
юная черкешенка ,чувствуя охлаждение своего возлюбленного ,умерла бы от тоски .
Не менее трагична судьба другой героини романа-княжны Мери, хотя повесть и не
заканчивается ее смертью. Печорин начинает волочиться за княжной от скуки.
Сблизившись с Мери, Григорий Александрович ,сам того не желая, проникается к
ней самыми нежными чувствами. Его душа на какое-то время оживает. Ведь,
неслучайно, видя в глазах княжны искренний ответ на его явную ложь, герою
становится стыдно. Печорин в замешательстве, он не понимает ,что с ним
происходит : » Уж не влюбился ли я на самом деле?… Какой вздор!». В
конце концов , герой решает оставить Мери в покое . Чтобы облегчить их
расставание, он говорит княжне, что все это время просто смеялся над ней. Ещё
одна история любви в жизни Печорина закончилась болью и разочарованием. Важно
отметить, что идеал любви для Печорина-это полное властвование над
женщиной»…Я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда
приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть…». И лишь одна
девушка не поддалась обаянию героя -это девушка Ундина из повести
«Тамань». Такое самоуверенное мнение Печорина по-настоящему пугает .
Но ведь он не один такой ,пушкинский Онегин, например тоже не знает чего хочет
от жизни. Ему всё безразлично ,смотрит на всех «с высока» ,игнорирует
чувства прекрасной девушки, тем самым делая хуже только себе ,совершая
неповторимые ошибки. В жизни Лермонтова была настоящая ,но неразделимая любовь.
Возможно ,именно поэтому он настолько точно передаёт читателю чувства Печорина
. Всё равно ,я считаю ,что не всё так безнадёжно было в любви героя . Ведь была
всё же в жизни Григория женщина ,которую он любил по-настоящему. Это Вера. Она
была его верой в жизнь и в себя. Эта женщина поняла Печорина полностью и
приняла его целиком. Хотя ее любовь , глубокая и серьёзная, принесла Вере одно
лишь страданье «…Я пожертвовала собой ,надеясь ,что когда-нибудь ты
оценишь мою жертву …». А что же Печорин? Он любит Веру как умеет. Но
красноречивее всех слов о любви Печорина говорит о попытке догнать и остановить
любимую женщину ,загнав в этой погоне лошадь, герой падает с ее трупом и
начинает безнадёжно рыдать . Но опять же , опомнившись ,Печорин решает ,что это
был глупый поступок. Отчего-то герой всегда пытается очернить себя в своих
глазах, представить себя хуже ,чем есть на самом деле . Я думаю, что Лермонтов
в своём романе представляет несколько видов любви :любовь столичную (княжна
Мери), любовь » естественную», близкую к природе (Бэла ),любовь
жертвенную( Вера). Важно отметить ,что судьба женщин, столкнувшихся с Печориным
,всегда трагична. Но Печорин сам несчастлив в любви , он находится в бесконечно
безумном поиске , разрушающем его. В итоге, можно сказать ,что герой романа так
и не нашёл своего счастья , так и не понял , каково это -быть счастливым. Своим
эгоизмом Печорин «загубил» себя, найдя в конце лишь одно: раннюю
трагическую смерть!

«В наш век все чувства лишь на срок»

М. Ю. Лермонтов – великий русский поэт.
Это человек, которому дан талант воплощать чувства и мысли в поэзию. Чувства
глубокие и сильные. Михаил Юрьевич – это человек, которого волнует многое. Его
волнует несовершенство мира, равнодушие людей, неумение любить и чувствовать,
ценить дружбу, восхищаться окружающей нас природой. Все это мы находим в стихах
поэта. Так в стихотворении «Дума» мы находим размышления Лермонтова о его
современниках, которые «иссушили ум наукою бесплодной» и берегут « в груди
остаток чувства – Зарытый скупостью и бесплодный клад» Современники поэта – это
люди, не умеющие любить, сострадать, быть смелыми и честными, о которых вдругом
стихотворении он скажет: «В наш век все чувства лишь на срок». «Толпой угрюмою
и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа». Михаил Юрьевич и себя
причислят к тому поколению, в душе которого царствует «какой-то холод тайный».
Полный чувств, терзающих его душу поэт все-таки пишет такие слова: «И ненавидим
мы, и любимы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви». Случайность,
кратковременность чувств по мнению Лермонтова это один из огромных недостатков
человека того времени. Однако, по-моему мнению, сам поэт не может относиться к
тем, о ком он так язвительно говорит в стихотворении «Дума», ведь если бы он
написал только одно это стихотворение, в истории он бы уже остался как человек
способный глубоко чувствовать. Другие произведения поэта – тому подтверждение.
В стихотворение «Валерик», лирический герой – образец человека любящего,
сохранившего на протяжении многих лет свои чувства к женщине, покорившей его
сердце : «Но я вас помню – да и точно, Я вас никак позабыть не мог!» Я думаю,
что если бы Михаил Юрьевич Лермонтов был бы нашим современником, то практически
то же самое он сказал бы и о современной молодежи. С одной стороны нас окружают
бесчувственные герои «Думы», с другой герои, умеющие любить, из стихотворения
«Валерик».О многих можно сказать, что их волнует только мелкие и поверхностные
заботы. Другие же демонстрируют порывы страсти, но вскоре окружающие понимают
что это все иллюзия, тем более в век информационных технологий. Он сам диктует
нам жестокие правила: нужно везде и всюду успеть, порой даже ценой человеческих
чувств. И все-таки среди многих, где «чувства лишь на срок» появляются люди,
подобные Лермонтову: искренние, глубоко чувствующие, умеющие нести и хранить
любовь, умеющие когда то сказать: «Много, и долго, долго вас любил»

«Как сладкую песню отчизны моей…»

Мой выбор пал на строки Михаила Юрьевича
Лермонтова «Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ…» Я знаю, что Кавказ
19 века «Теплой Сибирью», куда ссылали неугодных власти людей. Однако для
Лермонтова Кавказ не всегда был ссылкой, а если и был таковой, то довольно
приятной его душе. В тысяча восемьсот тридцатом году шестнадцатилетний Михаил
пишет стихотворение «Кавказ», вспоминая о тех моментах, которые покорили его и
о том, чем так дорого ему это место. В степях и вершинах скал он услышал звуки,
в которых узнал материнский голос. «В младенческих летах я мать потерял. Но
мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас. За это
люблю я вершины тех скал, Люблю я Кавказ». Здесь же, возможно, говорится о
первой любви юного Лермонтова: «Я счастлив был с вами, ущелия гор; Пять лет
пронеслось: все тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце
лепечет, воспомня тот взор: Люблю я Кавказ!» С помощью эпифоры «Люблю я Кавказ»
автор будто заклинает читателя, располагает его, заставляет любить эту
местность «Как сладкую песню отчизны моей». Нельзя не вспомнить о других
произведениях Михаила Юрьевича, связанных с Кавказом. Например, «Герой нашего
времени», где природа, вся суровая сущность гор вторят душе Печорина. На
вершинах, покрытых снегом нет ни одного человека, там пусто, одиноко, равно как
и в душе главного героя. В стихотворении «Люблю я степи синих гор…» с помощью
эмоционально-насыщенных, ярких эпитетов («лихой конь», «южный метеор», «угрюмый
небосклон»), олицетворений («гордится свод небес») передается невероятное
ощущение восторга от мира Кавказа, который дарит нам Лермонтов. Читателя
охватывает таинство ночной степи, луны, гор, невероятное ощущение свободы. И
все это благодаря сравнениям (луна – «как южный метеор ярка», свод небес
гордится – «будто царь земной» и т.д.) Поразителен тот факт, что, несмотря на
военные события на Кавказе, происходившие в то время, в которых, помимо
Лермонтова, участвовал Лев Николаевич Толстой, ни один из этих великих людей не
уделил должного внимания войне. Они в своих произведениях воспевали прекрасную
дикую красоту гор, быт и жизнь чуждых им народов, легенды, сказания аулов. К
слову, у Лермонтова есть картины, посвященные Кавказу. Все они, безусловно,
прекрасны. В них отражены и природа, и быт народов Кавказа. Но поражает меня
картина «Воспоминания о Кавказе». Там нет сражения. Там спокойно заходит
солнце, а тени гор дружелюбно принимают задержавшихся в дороге путников.
Знаете, хоть я и не была на Кавказе, насладившись искусством, посвященным ему,
я хочу воскликнуть: «Люблю я Кавказ!». Хочу увидеть, почувствовать, ощутить то,
что чувствовали творцы, воспевая его!

Лирика Лермонтова: примеры сочинений-рассуждений

­Пример сочинения 1

Писать стихи Лермонтов начал еще в детстве. Не прекращал он литературных занятий ни в Благородном пансионе, ни в юнкерский период. Одно из первых произведений, появившихся в печати, была поэма “Хаджи Абрек”, опубликованная без ведома автора в 1835 году. По воспоминаниям одного из мемуаристов, Пушкин, прочтя поэму, высоко оценил ее и предсказывал поэту большое будущее. Широким читательским кругам имя Лермонтова стало известно после разошедшегося в многочисленных списках его стихотворения “Смерть Поэта”.

Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..

Эти гневные и трагические строки прозвучали в траурные дни гибели А. С. Пушкина. В эти дни Россия вновь обрела великого поэта — Михаила Юрьевича Лермонтова. Обрела, чтобы через четыре года оплакать его гибель.

Тематика стихотворений Лермонтова необычайно широка. За свою короткую жизнь он создал огромное количество философских, романтических, патриотических стихотворений, о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. Безумное увлечение юным Лермонтовым поэзией великого английского романтика Байрона определило его принадлежность к литературному направлению, которое носит название бунтарского, байроновского романтизма.

Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Таким образом, мы находим ключевые слова к миропониманию поэта: оно строится на понятиях “личность” и “судьба”. Лермонтов исследует сложный духовный мир человека, чья мысль вечно бодрствует в стремлении познать истину и достичь абсолютного совершенства. Эта тяга к идеалу при осознании несовершенства мира и человека есть удивительная, чисто лермонтовская трактовка основного романтического конфликта между несовершенством мира вообще и идеальными устремлениями личности. В этот внешний конфликт романтизма Лермонтов привнес глубочайший внутренний конфликт личности, постоянное противоборство разнонаправленных сил — сил добра и зла — в душе человека.

Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро, и зло находятся не вне человека, но внутри него, в его душе.

К раннему периоду творчества поэта относятся произведения, созданные не без влияния великих мастеров слова. Поэтому не случайным кажется нам его сопоставление себя с Байроном:

Нет, я не Байрон, а другой,
Еще неведомый избранник.
Как он, гонимый миром странник.
Но только с русскою душой.

В этом лермонтовском стихотворении уже звучат главные мотивы его будущего творчества: ощущение своего предназначения и одиночества. Лермонтов описал состояние души и путь русского поэта “эпохи безвременья”.

Тема поэта и поэзии вообще занимает значительное место в лирике Лермонтова.

Особо надо отметить вышеупомянутое стихотворение “Смерть Поэта”, созданное в состоянии аффекта, которое вызвала смерть Пушкина. В этом произведении Лермонтов гневно обличает общество, не сумевшее уберечь светоча русской поэзии. Последние строки напрямую направлены против правящего режима, который автор считает также виновным в гибели Пушкина:

Вы, жадною толпой стоящие у трона.
Свободы, Гения и Славы палачи.
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи…!

В своих лирических размышлениях Лермонтов реалистически подошел к вопросу о способности своего поколения выполнить историческую миссию. Остро и трагически прозвучала эта -тема в стихотворении “Дума”, своеобразной поэтической ис поведи. Высказывая общее суждение о поколении 30-х годов, Лермонтов с нескрываемой болью говорит о пассивности современников, пустоте и бесцельности их жизни:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно…

Лермонтова огорчает то, что многие его современники живут “ошибками отцов и поздним их умом”. Он говорит о декабристах, которые смирились, прекратили борьбу. С тревожной болью пишет о том, что у его современников — образованных людей — нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни убеждений:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви…

“Дума” — это сатира и элегия. Поэт говорит от лица той интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не могла. И заканчивается стихотворение убийственным выводом, который подготовлен всем ходом рассуждений:

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

В лирических произведениях Лермонтова постоянно возникает тема одиночества. Звучит она и в произведениях, на первый взгляд посвященных природе. В этой природе все подчинено тем же законам, что и в человеческом мире. Достаточно простого перечисления, чтобы понять, что поэтические образы, рожденные личностью поэта, отражают судьбу одинокого человека, самого Лермонтова: “парус одинокий”, “стоит одиноко сосна”, “одиноко стоит” старый утес. Стихотворения такого типа основаны на развернутой метафоре, олицетворении, их можно назвать аллегорическими. Так, в стихотворении “Выхожу один я на дорогу…” проявилось исключительное мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя. Перед нами изумительные картины природы, подчеркивающие мысли об одиночестве. Стихотворение сопровождается риторическими вопросами: “Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?” Автор показывает нам, что невозможно найти успокоение в общении с природой. Это только мечта, желание, а не реальность:

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть…

В поздней лирике Лермонтова природа часто изображается умиротворенной и умиротворяющей, воплощая собою совершенство и гармонию. Особенно часто эти чувства вызывают небо и звезды. Но гармония природы может быть противопоставлена дисгармонии в душе человека:

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом,
Что же мне так больно и так трудно?..

Чувство одиночества, неверие в возможность взаимопонимания между людьми придают особый колорит и теме любви в лирике Лермонтова. Разлад между мечтой и действительностью проникает и в это прекрасное, светлое чувство. Вот почему в его стихах не встречаются строки о счастливой взаимной любви — любовь приносит не радость, а грусть и страдания.

В стихотворении “Нищий” мы читаем:

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

Аналогичные переживания отражены в стихотворении “(Я не унижусь пред тобою…)”:

Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам…

Положительным идеалом поэта являлась родина. С признательностью русскому народу и с восторгом пишет Лермонтов о сражении в стихотворении “Бородино”. Рассказ о войне доверен старому солдату. Характерно, что Лермонтов сумел показать народный взгляд на войну. И говорит солдат просторечным языком, с характерными пословицами и поговорками. Даже неправильность речи (“постой-ка, брат мусью”) подчеркивает уважительное отношение поэта к простому солдату. Напряженность битвы передается подбором особой лексики:

Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Солдат, ведущий повествование, не один, он выступает от имени всех. При этом постоянно подчеркивает общность патриотических настроений:

И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Поэт постоянно подчеркивает общее отношение к войне как к серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй, основное в стихотворении: общность людей перед лицом врага. Солдатам не свойственны хитрость и изворотливость: “Уж мы пойдем ломить стеною…” Основная мысль стихотворения выражается в словах: “Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…” В этих словах упрек настоящему поколению великого прошедшего, полного славы и доблести:

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля,
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Любви к родине посвящено в стихотворение “Родина”:

Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям…

Все мило для поэта: “и дымок спаленной жнивы”, и белеющие березы, и избы, покрытые соломой.

Лирические произведения Лермонтова отражают глубину восприятия им окружающей жизни, душевные переживания поэта и богатство его внутреннего мира.

Поэзия Лермонтова —: исповедь независимого и свободного духом человека, отданного во власть деспотизма. В его творчестве заключен страстный призыв к мятежу, к подвигу. Его “железный стих, облитый горечью и злостью” в известной степени подготовил поэзию Некрасова, став как бы мостиком между Пушкиным и великим певцом “мести и печали”.


Пример сочинения 2

Наверное, многим писателям нравилось писать про любовь и этому они выделяли отдельную главу или внимание. А вот Лермонтов на это потратил очень много времени, и за все время ему удалось создать примерно двадцать разных произведений, в которых речь пойдет про любовь. Каждое его стихотворение посвящено его любви. Здесь он подробно и четко описывает все чувства, которые испытывает сам и испытывает его любимая. Кроме этого здесь присутствует еще вероломство и измена, а также охлаждение чувств к одной из них.

А ведь если тщательно и вдумчиво читать его произведения, то становится понятно, что Лермонтов считается чувствительным человеком. И он старается рассказать всем о том, что если вы очень сильно влюблены, то не нужно сразу же кидаться в нее с головой, ведь от этого могут быть последствия и не всегда положительные. Кроме этого часто в своей жизни автор разочарован, что не стал тем, кем ему давно хотелось стать. Вовремя ему удавалось подключить не только холодный рассудок, но и логику и это его много раз спасало. И каждый раз он понимал, что любви в этом мире он отыскать не сможет. Но немного попозже все-таки пытался опять создать отношения, которые думал, что сложатся совсем не так как предыдущие.

А вот произведение «с горчинкой» предполагает конец всему к чему он так давно и упорно шел. Каждый из его героев оказывается несчастным. И все что он испытывает к женщинам переносится на бумагу и попадают в произведения. А все потому что никто не понимал автора и только при помощи бумаги он мог высказать все что держал всегда в душе и в сердце. Поскольку здесь он не находит себя, то уходит полностью в поэзию, где ему удобно и комфортно находиться. Кроме этого он совсем не хотел всю жизнь прожить в одиночестве и это его еще больше угнетало.

Если раньше каждый человек видит любовь сквозь розовые очки и не всегда замечает того, что его обманывают. А вот Лермонтов уже давно снял эти очки и поэтому сейчас его обмануть становится очень трудно и практически невозможно. Теперь он переходит на различные новеллы. И опять его главные герои очутились в том мире, где им приходится жить без любви и иллюзиями. Кроме этого теперь к своей жизни он подходит с философской точки зрения. Он понимает, что любовь может появиться внезапно и также внезапно исчезнуть, и никто от этого не застрахован.

Любовная лирика заставляет читателей задумываться над жизнью, а также и над тем, что они собираются делать дальше и как жить. Также Лермонтов уверен в том, что существует еще один мир, в котором вообще нет горя и зла, и все люди счастливы. Кроме этого там никто не разочаровывается в любви. И каждый человек в этом мире может быть счастливым.


Пример сочинения 3

Лирика в творчестве Лермонтова занимала особое место – Михаил Юрьевич начинает свой творческий путь именно со стихотворений. 1828 год принято считать отправной точкой писательского пути. С 1828 по 1836 год Лермонтов написал около 300 стихотворений. На этом этапе отчетливо видны попытки исследовать литературу в целом: художественные средства, приемы и методы.

Молодой поэт использовал чужое творчество как материал. Например, написанная в юнкерские годы “Ода к нужнику” перекликается с сатирическими одами XVIII века, когда классицизм исчерпал себя как творческий метод

Кроме этого здесь присутствует еще вероломство и измена, а также охлаждение чувств к одной из них.

А ведь если тщательно и вдумчиво читать его произведения, то становится понятно, что Лермонтов считается чувствительным человеком. И он старается рассказать всем о том, что если вы очень сильно влюблены, то не нужно сразу же кидаться в нее с головой, ведь от этого могут быть последствия и не всегда положительные. Кроме этого часто в своей жизни автор разочарован, что не стал тем, кем ему давно хотелось стать. Вовремя ему удавалось подключить не только холодный рассудок, но и логику и это его много раз спасало. И каждый раз он понимал, что любви в этом мире он отыскать не сможет. Но немного попозже все-таки пытался опять создать отношения, которые думал, что сложатся совсем не так как предыдущие.

А вот произведение «с горчинкой» предполагает конец всему к чему он так давно и упорно шел. Каждый из его героев оказывается несчастным. И все что он испытывает к женщинам переносится на бумагу и попадают в произведения. А все потому что никто не понимал автора и только при помощи бумаги он мог высказать все что держал всегда в душе и в сердце. Поскольку здесь он не находит себя, то уходит полностью в поэзию, где ему удобно и комфортно находиться. Кроме этого он совсем не хотел всю жизнь прожить в одиночестве и это его еще больше угнетало.

Если раньше каждый человек видит любовь сквозь розовые очки и не всегда замечает того, что его обманывают. А вот Лермонтов уже давно снял эти очки и поэтому сейчас его обмануть становится очень трудно и практически невозможно. Теперь он переходит на различные новеллы. И опять его главные герои очутились в том мире, где им приходится жить без любви и иллюзиями. Кроме этого теперь к своей жизни он подходит с философской точки зрения. Он понимает, что любовь может появиться внезапно и также внезапно исчезнуть, и никто от этого не застрахован.

Любовная лирика заставляет читателей задумываться над жизнью, а также и над тем, что они собираются делать дальше и как жить. Также Лермонтов уверен в том, что существует еще один мир, в котором вообще нет горя и зла, и все люди счастливы. Кроме этого там никто не разочаровывается в любви. И каждый человек в этом мире может быть счастливым.


Пример сочинения 3

Лирика в творчестве Лермонтова занимала особое место – Михаил Юрьевич начинает свой творческий путь именно со стихотворений. 1828 год принято считать отправной точкой писательского пути. С 1828 по 1836 год Лермонтов написал около 300 стихотворений. На этом этапе отчетливо видны попытки исследовать литературу в целом: художественные средства, приемы и методы.

Молодой поэт использовал чужое творчество как материал. Например, написанная в юнкерские годы “Ода к нужнику” перекликается с сатирическими одами XVIII века, когда классицизм исчерпал себя как творческий метод.

Используются устаревшие, книжные словоформы, а общий пафос снижается благодаря просторечным элементам. В 1830-х годах Лермонтов пишет несколько баллад. Так, в балладе “Над морем красавица-дева сидит” угадываются мотивы из баллад Жуковского.

Но Лермонтов обыгрывает культ служения прекрасной даме, наполняя новыми смыслами. Здесь юноша, с присущим ему оптимизмом, энергией и боевым духом, совершает ради возлюбленной различные подвиги, идет на верную гибель, а возлюбленная лишь играет с ним, забавляется, глядя, как старается герой.

Стихотворение “К друзьям”, написанное в 1829 году, тематически перекликается с пушкинским “Пирующие студенты” . Гедонизм и легкость сочетаются с поэтическим и реальным отношением к жизни. В элегиях 1829-1830-х годов заметны мотивы, характерные для творчества Батюшкова. Например, мотив бури, непогоды, кораблекрушения ; мотивы памяти, скоротечности жизни.

На ученическом этапе уже начинают появляться темы и мотивы, которые будут в дальнейшем переосмыслены или дополнены более зрелым поэтом. Так, в эпитафии “Простосердечный сын свободы” можно увидеть несколько смысловых узлов:

“Он верил темным предсказаньям,
И талисманам, и любви,
И неестественным желаньям
Он отдал в жертву дни свои. –

И в нем душа запас хранила
Блаженства, муки и страстей.
Он умер. Здесь его могила.
Он не был создан для людей”.

Во-первых, говорится о лирическом герое, который потратил свою жизнь вовсе не на то, что должен был. Именно отсюда эта тема трансформируется в тему “потерянного поколения” – поколения тех, кто растратил свою молодость и силы на увеселение своей души, интриги и мнимые чувства. Во-вторых, подчеркивается, что лирический герой изначально принадлежал к некому иному миру, реалиям высшего порядка.

Мотивы отчужденности и непонятости были одними из ключевых во всем творчестве поэта.

Лермонтов и Байрон

Известно, что романтические тенденции появились в русской литературе в основном из-за творчества Байрона. В 1830 году появляется стихотворение “подражание Байрону” – именно подражание. Лермонтов выступает в качестве ученика, Байрон – в качестве учителя.

Мотивы узничества, обреченности, одинокого существования, прошедшие красной нитью через все творчество шотландского писателя, звучат и в стихотворении Лермонтова. Любовь показана как наивысшая ценность:

“Кто жил одной любовью, погубил
Все в жизни для нее, а все любил…
Что время не могло унесть любовь!”
“Подражание Байрону”.

М. Лермонтов неоднократно переводил стихотворения самого Байрона. Стихотворение “Нет, я не Байрон, я другой” является своеобразным признанием в форме монолога.

“Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник”.

Лермонтов чувствует родство его души и души Байрона, они оба высоко ценят свободу, оба обречены на одиночество, но именно “русская душа” отличает Лермонтова от шотландского поэта. Однако судьба его не менее трагична: “Я раньше начал, кончу ране,/ Мой ум не много совершит”. Лирический герой сам себе предрекает недолгую жизнь. Его душа, словно “угрюмый океан”, полна мыслей и страданий, и никто не может облегчить их.

Герой остается непонятым. Только лишь Бог и сам лирический герой могут выразить, насколько сильны и глубоки чувства. В последствие эти мотивы станут одними из главных в цикле Лермонтова о поэте и поэзии.

Кавказские мотивы

При анализе лирики Лермонтова сложно не заметить особое отношение автора к Кавказу. Природа и ментальность Кавказского края, однажды очаровав поэта, были в его мыслях и мечтаниях. И в стихотворениях 1830-х годов, и в произведениях 1840-х автор говорит о Кавказе с нежной грустью.

“Светает – вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина;
Молчит табун, река журчит одна.
Вот на скале новорожденный луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч…”
“Утро на Кавказе”, 1829.

Посмотрите, как тонко прописано каждое движение, как атмосферно показана природа. Будто читатель переносится туда, где тишина, слышит только журчание рек, и вот, через мгновение, появляется луч солнца, спешащий поскорее развеять тучи.

“Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я снова посвящаю стих небрежный…
И мысль моя, свободна и легка,
Бродила по утесам, где, блистая
Лучом зари, сбирались облака,
Туманные вершины омрачая,
Косматые, как перья шишака”.

А это стихотворение датируется 1837 годом. Природа Кавказа остается такой же, меняется только лирический герой – теперь он стал мудрее. Ему свободно и легко лишь на горных хребтах.

Можно сказать, что именно здесь лирический герой наиболее близок к умиротворению и покою, чего априори никогда не сможет достичь. Благодаря этому осознанию, одиночество и ненужность лирического героя становится еще драматичнее.

Уже в ранней лирике заметно, что Лермонтов – вовсе не писатель одной темы. В его произведениях переплетаются и соединятся философская, гражданская и любовная лирика. Примечательно, что любовь никогда не изображалась поэтом как светлое взаимное чувство.

Лирический герой стихотворений Лермонтова, отчаявшись найти смысл жизни в других сферах, ищет его в любви. Но и здесь его ожидает фиаско:

“Поцелуями прежде считал
Я счастливую жизнь свою
Но теперь я от счастья устал,
Но теперь никого не люблю”.
“Поцелуями прежде считал”,

Здесь важна не только любовная тема, но и философская составляющая. Лермонтов неоднократно повторяет: лирический герой его стихотворений устал от пустой жизни. Ничто не способно противостоять абсолютному одиночеству, которое терзает душу героя, нет практически ни одной возможности наполнить жизнь смыслом, не стать “мусором истории” .

“Что толку жить!… Без приключений
И с приключеньями – тоска”.
“Что толку жить…”,

Есть только один способ – творить. Но и на этой стезе лирический герой не найдет счастья. Поэт, с точки зрения Лермонтова, навсегда останется непонятым.

Поэт либо растратит свой талант в угоду толпе, либо откажется от дара, который на самом деле никому не нужен. Поэт всегда противопоставлен обществу, и конфликт этот не разрешим.

“Безумец я! вы правы, правы!
Смешно бессмертье на земли.
Как смел желать я громкой славы,
Когда вы счастливы в пыли!

Нет… мне ли властвовать умами,
Всю жизнь на то употребя? –
Пускай возвышусь я над вами,
Но удалюсь ли от себя?
“Безумец я! Вы правы, правы…”,

В стихотворении “Поэт ” отчетливо видны эти мотивы: общества, которому нужно веселье, растраченного таланта и пророческой миссии поэта:

“В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, котрой свет
Внимал в немом благоговенье?

Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блестки и обманы;

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!”,

Будущее и прошлое

Тема будущего появляется в нескольких произведениях. Лирический герой будто находится на краю пропасти: брошенный и забытый. Он вновь пытается найти родственную душу, но поиски тщетны.

Неизвестность и страх перед будущим вырастают до космических, всебытийных масштабов, заставляя более глобально задуматься о том, что нас ждет.

“Мое грядущее в тумане…
К чему творец меня готовил,
Зачем так грозно прекословил
Надеждам юности моей?”
“Мое грядущее в тумане” 1836 или 1837.
“Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И как преступник перед казнью
Ищу кругом души родной;

Душа усталая моя;
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия”.
“Гляжу на будущность с боязнью”, 1837.

Тема смерти также волновала поэта. Можно предположить, что смерть с точки зрения Лермонтова должна мыслиться как освобождение от оков бренной жизни, но это не совсем так. Лирический герой прекрасно знает, что именно ждет его дальше, но радуется не самому факту смерти, а, скорее, факту отсутствия жизни:

“Пора туда, где будущего нет,
Ни прошлого, ни вечности, ни лет;
Где нет ни ожиданий, ни страстей,
Ни горьких слез, ни славы, ни честей.

Пускай меня обхватит целый ад,
Пусть буду мучиться, я рад, я рад,
Хотя бы вдвое против прошлых дней,
Но только дальше, дальше от людей”.
Смерть, 1830-1831.

На втором этапе творчества писателя усиливается мотив тоски по родственному духовному общению; отрицание жизни выходит на новый уровень. Толпа, которая в ранней лирике просто не могла понять лирического героя, теперь изображается все более бездушной и лицемерной. Одним из центральных стихотворений является “Дума”, где современное Лермонтову общество показано как духовно опустошенное, постоянно требующее новых и новых легких развлечений.

Заметно стирание характерных романтических черт. Лирический герой, ощущая конфликт между полнотой жизни и собственным внутренним миром, стремится найти высшую свободу без какого-либо протеста.

Попытки лирического героя найти покой или более комфортное душевное состояние оборачиваются крахом, а трагедия вечной неуспокоенности достигает апогея. Покой у Лермонтова связан с достижением цели, отказом от быта и приобщением к народной жизни. Например, в стихотворении “Родина” показаны идиллические пейзажи и картины народной жизни, в которых душа лирического героя приближается к спокойствию.
Подводя итоги, лирику Лермонтова кратко можно охарактеризовать следующим образом. Первые поэтические опыты и поэмы были написаны под влиянием романтической традиции и стихотворений Пушкина. В дальнейшем образ лирического героя, круг тем и мотивов конкретизируются, чувство одиночества и обреченности становится острее. Отрицание постепенно сменяется утверждением.

В сферу внимания лирического героя включается быт, у него появляются новые ценности, связанные с демократической народной точкой зрения.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов

Лермонтов

  • Авторское отношение к Мцыри
  • Адресаты любовной лирики Лермонтова
  • Алена Дмитриевна в поэме Песня про царя Ивана Васильевича
  • Алена Дмитриевна и Кирибеевич
  • Анализ «Прощай, немытая Россия»
  • Анализ боя Мцыри с барсом
  • Анализ главы Бэла в романе Герой нашего времени
  • Анализ главы Княжна Мери
  • Анализ главы Максим Максимыч
  • Анализ главы Тамань
  • Анализ главы Фаталист (Герой нашего времени)
  • Анализ поэмы Мцыри
  • Анализ произведения Песня про царя Ивана Васильевича
  • Анализ пьесы Маскарад
  • Анализ романа Герой нашего времени
  • Анализ сказки Ашик-Кериб
  • Бабушка Лермонтова
  • Бородино по стиху
  • Было ли убийство Грушницкого неизбежным для Печорина?
  • В чем Мцыри видит счастье
  • В чем противоречивость характера Печорина
  • В чем смысл жизни Мцыри
  • В чем трагедия Печорина (по роману Герой нашего времени)
  • В чем трагичность судьбы Печорина?
  • Взаимоотношения Печорина и Грушницкого
  • Взаимоотношения Печорина и Мери в романе Герой нашего времени
  • Водяное общество в романе Герой нашего времени
  • Герой нашего времени — лишний человек
  • Герой нашего времени — первый русский психологический роман
  • Главные герои Бородино Лермонтова
  • Главные герои Песни про купца Калашникова
  • Главные герои поэмы Мцыри
  • Главные герои романа Герой нашего времени
  • Двойники Печорина в романе Герой нашего времени
  • Действительно ли Печорин — герой своего времени?
  • Демон в поэме Демон Лермонтова
  • Дружба в жизни Печорина по роману Герой нашего времени
  • Дуэль Печорина и Грушницкого анализ эпизода сцены
  • Жанр произведения Герой нашего времени и жанровые особенности
  • Жанр произведения Мцыри
  • Жанр, направление, стиль и композиция романа Герой нашего времени: жанровое своеобразие, особенности произведения
  • Женские образы в Герое нашего времени
  • Женские образы в произведении Герой нашего времени
  • Женщины и любовь в жизни Печорина
  • Жизнь и творчество Лермонтова
  • Жизнь Мцыри в монастыр
  • Зачем Печорин добивался любви Мери?
  • Идея, суть и смысл романа Герой нашего времени
  • История души человеческой в романе Герой нашего времени
  • История жизни Печорина
  • История создания поэмы «Мцыри»
  • История создания поэмы Демон
  • История создания произведения Герой нашего времени
  • Кавказ в жизни творчестве Лермонтова
  • Казбич в романе Герой нашего времени
  • Как Бэла оказалась у Печорина
  • Как Печорин испытывал судьбу?
  • Как Печорин относится к проблеме судьбы?
  • Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях?
  • Каково символическое значение судьбы Мцыри
  • Кирибеевич в поэме Песня про царя Ивана Васильевича
  • Княгиня Лиговская в романе Герой нашего времени
  • Кто он, Печорин?
  • Лирика Лермонтова
  • Лирический герой Лермонтова (в поэзии, стихотворениях)
  • Любимый герой в романе Герой нашего времени
  • Любовная лирика Лермонтова
  • Любовь в романе Герой нашего времени
  • Любовь в творчестве Лермонтова
  • Мое любимое произведение Лермонтова
  • Мое любимое стихотворение Лермонтова Парус
  • Мое любимое стихотворение Лермонтова Тучи
  • Мое любимое стихотворение Лермонтова Утес
  • Мое отношение к Печорину
  • Мои любимые страницы романа Герой нашего времени
  • Мой любимый писатель и поэт Лермонтов
  • Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова
  • Мцыри как романтический герой
  • Мцыри свободолюбивая личность
  • Мцыри – любимый идеал Лермонтова
  • Нравственные проблемы в романе Герой нашего времени
  • Образ и характеристика Бэлы
  • Образ Грузинки в поэме Мцыри
  • Образ и характеристика Азамата в романе Герой нашего времени
  • Образ и характеристика Вулича в романе Герой нашего времени
  • Образ и характеристика Калашникова в Песне про купца Калашникова
  • Образ и характеристика Княжны Мери в романе Герой нашего времени
  • Образ и характеристика Мцыри
  • Образ и характеристика Ундины в романе Герой нашего времени
  • Образ потерянного поколения в романе Герой нашего времени
  • Образ России в лирике Лермонтова
  • Образы и характеристики героев в романе Герой нашего времени
  • Описание Печорина в романе Герой нашего времени
  • Описание природы в поэме Мцыри
  • Основные темы и мотивы лирики Лермонтова
  • Особенности композиции поэмы Мцыри
  • Особенности композиции романа Герой нашего времени Лермонтова
  • Отзыв о произведении Бородино
  • Отзыв о романе Герой нашего времени
  • Отношение Печорина к Бэле
  • Отношения Печорина и Веры
  • Отношения Печорина и доктора Вернера
  • Пари Печорина с Вуличем Анализ главы Фаталист
  • Печорин — герой или злодей?
  • Печорин — герой своего времени
  • Печорин — странный человек
  • Печорин в системе женских образов романа Герой нашего времени
  • Печорин в системе мужских образов романа Герой нашего времени
  • Печорин глазами Максима Максимыча
  • Печорин жертва или виновник трагедии по повести Бэла
  • Печорин и Бэла
  • Печорин и водяное общество
  • Печорин и горцы в романе Герои нашего времени
  • Печорин и Грушницкий
  • Печорин и его окружение в романе Герой нашего времени
  • Печорин и контрабандисты в романе Герой нашего времени
  • Печорин и Ундина
  • Печорин как представитель портрета поколения
  • Печорин лишний человек и почему
  • Печорин – «герой нашего времени»?
  • Печорин, Грушницкий, Вернер
  • План главы Бэла романа Герой нашего времени
  • План главы Фаталист романа Герой нашего времени
  • План поэмы Мцыри
  • План рассказа главы Княжна Мери (Герой нашего времени)
  • План рассказа главы Максим Максимыч (Герой нашего времени)
  • План рассказа Тамань
  • План романа Герой нашего времени
  • План стихотворения Бородино
  • Плюсы и минусы Печорина
  • По поэме Мцыри
  • По поэме Песня про купца Калашникова
  • По стихотворению Листок
  • По стихотворению Тучи (6 класс)
  • Побег Мцыри из монастыря и его цель
  • Положительные и отрицательные качества Печорина
  • Портрет Печорина (с описанием внешности)
  • Портрет Печорина в главе Максим Максимыч
  • Почему Печорин и Вернер не стали друзьями?
  • Почему Печорин называет контрабандистов честными?
  • Почему Печорин одинок и несчастлив?
  • Почему Печорин разлюбил Бэлу с цитатой
  • Почему погиб Мцыри?
  • Почему погибает Мцыри?
  • Поэма «Мцыри» как романтическое произведение
  • Поэт-пророк в творчестве Лермонтова
  • Природа и ее роль в поэме Мцыри
  • Проблемы произведения Герой нашего времени
  • Психологический портрет Печорина
  • Путешествие на поле славы (5 класс Бородино)
  • Рассказчики в произведении Герой нашего времени
  • Родина в творчестве Лермонтова
  • Роль женщин в судьбе Печорина
  • Роль пейзажа и природы в романе Герой нашего времени
  • Сделался ли Печорин фаталистом?
  • Система образов в романе Герой нашего времени
  • Смысл названия романа Герой нашего времени
  • Смысл эпиграфа к поэме Мцыри
  • Сочинение по роману Герой нашего времени
  • Способен ли Печорин на настоящую любовь и дружбу?
  • Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича
  • Сравнительная характеристика Печорина и Вернера
  • Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого
  • Сравнительная характеристика Печорина и Максима Максимыча
  • Судьба Печорина в романе Герой нашего времени
  • Судьба поколения 1830-х годов в лирике Лермонтова
  • Суть Песни про купца Калашникова
  • Сюжет романа Герой нашего времени
  • Таблица Печорин и Грушницкий
  • Таблица Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича
  • Тамара в поэме Демон
  • Тема дружбы в романе Герой нашего времени
  • Тема и идея поэмы «Мцыри»
  • Тема одиночества в лирике Лермонтова
  • Тема Родины в лирике Лермонтова 9 класс
  • Тема свободы в лирике Лермонтова
  • Тема свободы в поэме Мцыри
  • Тема судьбы в романе Герой нашего времени
  • Темы романа Герой нашего времени
  • Три дня на воле Мцыри
  • Философская лирика Лермонтова
  • Характеристика главного героя Мцыри
  • Характеристика и образ Вернера в романе Герой нашего времени
  • Характеристика и образ Веры в романе Герой нашего времени
  • Характеристика и образ Грушницкого в романе Герой нашего времени
  • Характеристика и образ Максима Максимыча в романе Герой нашего времени
  • Характеристика и образ Печорина в романе Герой нашего времени
  • Характеристика и образ Печорина с цитатами
  • Характеристика Печорина в главе «Княжна Мери»
  • Характеристика Печорина в главе Бэла
  • Характеристика Печорина в главе Тамань
  • Цитаты из романа Герой нашего времени Лермонтова
  • Цитаты Лермонтова (о любви, жизни, счастье…)
  • Человек и природа в лирике Лермонтова
  • Чем меня привлекает Мцыри?
  • Черты реализма в романе Герой нашего времени
  • Черты романтизма в романе Герой нашего времени
  • Что значит жить для Мцыри
  • Юность и детство Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов – выдающийся русский писатель-романтик первой половины XIX века. Поэт, драматург, прозаик, художник-живописец… Грани его одаренности безграничны. Лермонтов оставил потомкам огромное наследие в виде золотых шедевров литературы.

Лермонтов-поэт

Поэтические произведения Михаила Юрьевича глубоко лиричны и наполнены драматизмом. Поэт обращался к таким жанрам, как поэма, романс, песня, баллада. Лирические произведения Лермонтова эмоциональны, посвящены темам Родины, природы, любви, размышлениям о философских проблемах жизни и смерти.

Ранняя лирика Лермонтова наполнена романтизмом – главным течением искусства того времени. В первых творениях поэта, например, «Демон», «Предсказатель», лирический герой является отверженным, одиноким бунтарем, противостоит несправедливым устоям общества. Произведения характеризуются легкостью, энергичностью, наличием иронии.

В более поздних поэтических творениях связь автора с романтизмом ослабевает, и активно прослеживается реализм. В произведениях «Бородино», «Смерть поэта» Лермонтов все так же через лирического героя выражает неприязнь к «высшему обществу». Однако мысли поэта уже более пессимистичны и драматичны.

Настоящим сокровищем лермонтовского искусства является романтическая поэма «Мцыри». Создана она была во время пребывания Михаила Юрьевича в кавказской ссылке. История главного героя — мальчика, жившего в чужеземном монастыре и сбежавшего оттуда на волю, трагична. Мцыри проводит на свободе лишь три дня, после чего, настигнутый и возвращенный погоней обратно в монастырь, умирает. События, которые произошли с беглецом за три дня, описаны очень трогательно и мастерски, особенно битва мальчика с барсом.

Лермонтов-прозаик

Михаилу Юрьевичу принадлежит великая заслуга в прозаической литературе – создание такого жанра, как психологический роман. Именно в этом жанре им написано знаменитое произведение «Герой нашего времени». Образ главного героя – молодого офицера Григория Печорина — вобрал в себя черты типичного представителя эпохи Лермонтова. Автор глубоко и всесторонне раскрыл внутренний мир героя, показал праздность и бессмысленность его существования в пошлом, беспринципном обществе.

Даже в прозаических творениях Михаила Юрьевича присутствует лиризм и поэтичность, особенно в описаниях природы, характеров героев.

Лермонтов никогда не мог оставаться равнодушным к проблемам его эпохи. Все свои чувства и переживания великий автор выразил выдающимся художественным слогом.

Темы сочинений  по произведению  

М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Характеристика Печорина в романе «Герой нашего времени»

План

  1. Почему Печорин – «герой нашего времени»
  2. Характеристика Печорина:
  3. Поступки
  4. Внешность
  5. Черты характера
  6. Отношение к любви
  7. Отношение к смерти
  8. Моё отношение к Печорину

Характеристика Мери в романе «Герой нашего времени»

План

  1. Княжна Мери – любительница романтических историй
  2. Характеристика Мери:
  3. Внешность
  4. Интересы
  5. Черты характера
  6. Урок, полученный от Печорина

Характеристика Максима Максимыча в «Герое нашего времени»

План

  1. Максим Максимыч – положительный герой;
  2. Черты характера Максим Максимыча
  3. Отзывчивость и доброта
  4. Дружелюбие
  5. Верность служебному долгу
  6. Простота
  7. Значение образа Максима Максимыча

Характеристика Грушницкого в романе «Герой нашего времени»

План

  1. Кто такой Грушницкий?
  2. Черты характера Грушницкого:
  3. «Добрые свойства»
  4. Позёрство
  5. Самовлюблённость
  6. Подлость
  7. Грушницкий – отражение Печорина

Характеристика Веры в романе «Герой нашего времени»

План

  1. Вера – важный персонаж для понимания образа Печорина
  2. Характеристика Веры:
  3. Портрет
  4. Умение любить
  5. Нравственная чистота
  6. Ценность Веры для Печорина

Характеристика Бэлы в романе «Герой нашего времени»

План

  1. Бэла – жертва Печорина
  2. Характер Бэлы:
  3. Гордость и независимость
  4. Свободолюбие
  5. Верность любимому человеку
  6. Искренность
  7. Преданность вере
  8. Бэла – укор Печорину

Тема судьбы в романе «Герой нашего времени»

План

  1. Понимание темы судьбы Печориным
  2. Повесть «Фаталист» как проблема божественности темы судьбы
  3. Понимание роли судьбы героями романа

Тема романа «Герой нашего времени»

План

  1. Лермонтов о судьбах своего поколения.
  2. Пора николаевского безвременья.
  3. «Лишний человек» Печорин.
  4. Психологизм романа.

Сюжет романа «Герой нашего времени»

План

  1. Особенности сюжета романа
  2. Соотношение сюжета и фабулы «Героя нашего времени»
  3. Сравним хронологический и авторский ряд повестей

Суть романа «Герой нашего времени»

План

  1. Время создания романа
  2. Тема и идея романа
  3. Роль композиции в понимании идеи романа
  4. Печорин – герой своей эпохи.

Тема любви в романе «Герой нашего времени»

План

  1. Печорин – Бэла – Казбич
  2. Печорин – Мери – Грушницкий
  3. Печорин – Вера – муж Веры
  4. Печорин – Ундина – Янко

Роль пейзажа и природы в романе «Герой нашего времени»

План

  1. Описание природы Кавказа
  2. Характеристика места как функция пейзажа в романе
  3. Описание картин природы как преддверие событий
  4. Пейзаж как способ проявления душевного состояния героя
  5. Человек и природа в романе
  6. Мастерство писателя в изображении природы

Проблематика романа «Герой нашего времени»

План

  1. Основные вопросы, поставленные автором в романе
  2. Философские проблемы в романе «Герой нашего времени»
  3. Проблема счастья в «Герое нашего времени»
  4. Нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени»
  5. Современность проблем романа 

Печорин – «герой нашего времени»?

План

  1. Как автор объясняет название романа
  2. Печорин – типичный представитель своего поколения
  3. Общественная обстановка
  4. Невозможность реализовать себя
  5. Скука как характерное состояние представителей высшего общества
  6. Можно ли считать Печорина героем своего времени?

Особенности композиции романа «Герой нашего времени»

План

  1. Зачем была нарушена хронология изложения эпизодов жизни главного героя?
  2. Как соотносятся сюжет и фабула в романе?
  3. Как композиционное членение произведение помогает раскрыть образ главного героя?

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени»

План

  1. Печорин – неоднозначная личность
  2. Качества Печорина
  3. Знание людей
  4. Умение анализировать
  5. Независимость от мнения окружающих
  6. Храбрость
  7. Самолюбие
  8. Эгоизм
  9. Поведение Печорина – результат влияния обстоятельств

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени»

План

  1. Печорин – неоднозначная личность
  2. Качества Печорина
  3. Знание людей
  4. Умение анализировать
  5. Независимость от мнения окружающих
  6. Храбрость
  7. Самолюбие
  8. Эгоизм
  9. Поведение Печорина – результат влияния обстоятельств

Мои любимые страницы романа «Герой нашего времени»

План

  1. Любимый герой романа
  2. Журнал Печорина – любимые страницы
  3. Кто они, «герои нашего времени»?

История создания «Герой нашего времени»

План

  1. Первый этап. Замысел романа. Определение его структуры и идейного содержания
  2. Второй этап работы. Определение круга действующих лиц, создание сюжета
  3. Третий этап создания романа. Написание текста. Издание произведения

Женские образы в романе «Герой нашего времени»

План

  1. 1.Введение
  2. 2.Бэла
  3. 3.Княжна Лиговская
  4. 4.Вера
  5. 5.«Ундина»
  1. Дружба в жизни Печорина (по роману «Герой нашего времени»)

План

  1. Возможность дружбы в жизни Печорина
  2. Печорин и Максим Максимыч
  3. Печорин и Грушницкий
  4. Печорин и Вернер
  5. Понимание дружбы главным героем романа

Главные герои «Героя нашего времени»

План

  1. Печорин – центральный образ романа
  2. Максим Максимыч
  3. Грушницкий и Вернер
  4. Женские образы романа
  5. Бэла
  6. Мери
  7. Вера
  8. Заключение

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Классное сочинение по творчеству гоголя 8 класс
  • Классное сочинение по роману лермонтова герой нашего времени
  • Классное сочинение по рассказу после бала
  • Классное сочинение по рассказу муму 5 класс
  • Классное сочинение по поэме н в гоголя мертвые души

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии